Название кружка по истории в коррекционной школе. Исторический кружок как форма организации внеклассной

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №1» города Велижа Смоленской области

Рассмотрено

На заседании ШМО учителей общественно-политических дисциплин и иностранного языка

Протокол

от _______ августа 2015 г

Руководитель ШМО _____

Согласовано

Заместитель директора по ВР

___________ ….

«___» ___________ 2015 г.

Утверждаю

Директор школы

___________ ……

«___» ____________ 2015 г.

Рабочая программа

кружка «Клио»

на 2015 -2016 учебный год

Рабочую программу составил

учитель Чудинова И.В.

г. Велиж 2015 г.

Пояснительная записка.

Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, положением о рабочей программе педагогов МБОУ «Средняя школа №1» города Велижа, плана воспитательной работы школы на 2015-2016 учебный год.

Актуальность

Одной из главных задач, которую ставит перед собой современная школа, является укрепление духовной связи поколений, сохранение и возрождение национальных, этнокультурных традиций, нравственно-патриотическое воспитание учащихся. Именно история способна выполнить эту задачу, так как это увлекательная, интересная и необходимая наука о судьбах человечества. Историю по праву называют памятью народа и учителем жизни. И значение краеведения в этом аспекте переоценить сложно. Историческое краеведение – один из важнейших элементов исторической науки. Оно выступает важным средством формирования исторического мышления, национального самосознания, толерантности и гуманизма. Оно является одним из источников обогащения учащихся знаниями истории родного края, воспитания любви к нему и формирования гражданственных понятий и навыков, приобщения учащихся к изучению истории Отечества через самостоятельную исследовательскую работу.

Цели: - приобщение учащихся к изучению истории через самостоятельную исследовательскую работу; развитие личности ребенка: формирование активной жизненной позиции, способности к самостоятельной интеллектуальной деятельности, приобщение к духовному опыту народа;

Задачи:

    Развитие познавательных интересов учащихся в осмыслении явлений, событий, процессов

    Развитие навыков учебно-исследовательской работы

    Развитие активность и самостоятельность учащихся.

    Оказание методической поддержки учащимся при проведении исследовательских работ и подготовке выступлений (презентаций) на различных научно-практических конференциях и конкурсах школьников

    Приобретение учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности

    Приобщение учащихся к проблемам научной и социальной направленности

    Воспитание бережного отношения к историческому наследию родного края

Общая характеристика

Программа ориентирована на активную жизненную позицию ребенка, приобщенного к общественной деятельности, самообразованию, развитию творческих способностей и призвана способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека, воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания.

Программа направлена на развитие патриотических, творческих способ­ностей обучающихся, формирование у них основ культуры исследовательской и проектной деятельности, системных представлений и позитивного социального опыта примене­ния методов и технологий этих видов деятельности, развитие умений обучающихся самостоятельно определять цели и ре­зультаты своей деятельности.

Программа обеспечивает требования Стандарта к организа­ции системно-деятельностного подхода в обучении и организа­ции самостоятельной работы обучающихся, развитие критиче­ского мышления в процессе достижения личностно значимой цели, представляющей для обучающихся познавательный интерес.

Исследование одна из составляющих исторической науки.

Исследовательский метод – высшая форма воспитания творческой инициативы учащихся, их самостоятельности. Учащиеся становятся не потребителями готовой информации, а соучастниками творческого процесса. Школьники учатся раскрывать диалектическую взаимосвязь общеисторического и местного материала.

Умения и навыки исследователя легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. При этом важно помнить то, что самые прочные знания те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных изысканий. Знания, полученные обучающимися, в результате исследовательской деятельности станут новыми и личностно значимыми для каждого ученика.

Практика проведения ученических исследований является сегодня одним из средств активизации процесса обучения и особым направлением внеклассной работы, тесно связанным с основным учебным процессом и ориентированным на развитие исследовательской, творческой активности учащихся.

Таким образом, научно-исследовательский метод носит целенаправленный характер, пробуждает интерес к исследованиям, открытиям, создает творческий подъем, активизирует познавательную деятельность учащихся, развивает у них умения и навыки исследовательской работы и творческого труда.

В качестве методов учебно-исследовательской деятельности предполагается использовать: м етод проектов, эксперимент, метод аналогий, метод сравнения, лабораторный, метод самостоятельного исследования, метод работы с текстом, историческим документом, метод продолжения исследования, метод социологического опроса, интервьюирования. Также предполагаются следующие формы деятельности:

Проведение наблюдений и исследований в природе и обществе;

Создание конкретных баз данных по выбранным темам;

Составление летописей, хроник, очерков об исторических событиях и природных явлениях,

Выполнение исследовательских работ, выпуск буклетов;

Участие на конференциях, олимпиадах и конкурсов;

- экскурсионная работа.

Особенность данного курса заключается в том, что он предполагает не только теоретическая часть программы, а самое главное - формируются навыки проектной деятельности.

Программа основывается преимущественно на методах активного обучения, уделяется значительное внимание самостоятельной работе обучающихся.

Основной формой учёта внеурочных достижений обучающихся является портфолио.

Направления работы:

    Познавательное, научно-исследовательское

    Краеведческое

Занятия кружка проводятся в следующих вариантах:

Участники выступают в роли потребителей информации (лекции, экскурсии, встречи с интересными людьми);

Учащиеся продолжают деятельность, начатую на уроке (игры, праздники, выставки творческих работ);

Дети применяют знания и умения, полученные на уроке (научно-исследовательская работа, поисковая работа).

Основой работы краеведческого кружка является исследовательская работа.

Исследовательские работы учащиеся выполняют как групповые, так и индивидуальные:

Подготовка доклада по предложенному плану, составление альбома;

Составление исследовательских работ

Таким образом. программа кружка предусматривает теоретические и практические занятия:

1) теоретические (беседы, лекции, доклады, самостоятельная работа).

2) практические (экскурсии, встречи, практикумы в библиотеке, архиве, работа с документами, СМИ, работа с компьютером, другими информационными носителями, подготовка к конкурсам).

Программа рассчитана на учащихся 6-11 классов, интересующихся историей, обладающих соответствующим уровнем знаний и предполагает постепенное развитие детского мышления от чувственного восприятия окружающего мира к логическому мышлению, формирующему знания и мировоззренческую позицию будущего гражданина. Срок обучения - 1год. Количество часов - 34 ч.

Программа продолжает работу предыдущего года, так как работа кружка заинтересовала уч-ся и за предыдущий учебный год были созданы и начаты исследовательские работы, которые уч-ся желают продолжить.

Итогом реализации программы кружка является приобщение учащихся к изучению истории через самостоятельную исследовательскую работу формирование исторического мышления и воспитание гражданственности у подрастающего поколения через изучение истории; обучение приемам и методам учебно-исследовательской работы: составление библиографии, аннотации, работа с каталогом, краеведческой, научной и справочной литературой, с документальными и справочными материалами, запись воспоминаний, сбор краеведческого материала, пользование логическими приемами; обучение приемам и методам наблюдения и описания предметов материальной культуры, исторических памятников, событий, умению соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; развитие активности и самостоятельности учащихся; успешное выступление учащихся на различных конференциях, олимпиадах, конкурсах.

Подведение итогов реализации программы осуществляется в следующих формах: выставки, конкурсы, отчеты по поисковым заданиям, участие в научно – практических конференциях, творческие презентации

Требования к уровню подготовки

Требования к результатам деятельности членов кружка предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно ориентированного подходов, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими.

Личностные результаты

- освоение национальных ценностей, традиций, культуры родного края;

Основы социально-критического мышления;

Знание основ здорового и безопасного образа жизни.

Гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;

Уважение к истории, культурным и историческим памятникам;

Уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

Потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании.

Метапредметные

Коммуникативные результаты

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

Устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

Аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

Работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Познавательные результаты

Учиться основам реализации проектно-исследовательской деятельности;

Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования.

Регулятивные универсальные учебные действия

- ставить учебные цели,

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения;

Вносить коррективы в действия.

Предметные результаты:

Овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны, малой родины

Умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

Готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

Ожидаемый результат

    Знать особенности родного края, историю своей школы

    Гордиться своей малой Родиной

    Научиться пользоваться с источниками информации, работать в архиве, библиотеке, Интернете

    Создавать собственные исследовательские проекты

    Научиться выступать с докладом перед своими одноклассниками

Основное содержание предмета

Введение. Знакомство с планом работы кружка требования к технике безопасности на занятиях, экскурсиях. Основные Всероссийские и региональные научно-практические конференции и конкурсы школьников. Краеведческая работа

Основные понятии научно-исследовательской работы: гипотеза, идея, концепция, ключевое слово, метод исследования, методология научного познания, научная тема, научная теория, исследование, факт, обзор, объект исследования, предмет исследования, принцип, проблема, теория, умозаключение. Виды исследовательских работ. Тематика исследовательских работ по общественно-политическим дисциплинам, краеведению

Общая схема хода научного исследования: обоснование актуальности выбранной темы, постановка целей и конкретных задач исследования, описание процесса исследования, обсуждение результатов исследования, формулирование выводов и оценка полученных результатов.

Методы научного познания: наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент, абстрагирование, анализ и синтез, исторический метод,.

Структура содержания исследовательской работы: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение (выводы), список литературы и других источников.

Планирование проекта и правила работы

Выбор темы. Составление плана научно-исследовательской работы. Работа с научной литературой. Работа с понятийным аппаратом. Опытно-экспериментальная работа.

Сбор материала для написания исследовательского проекта. Исторические источники. Поиск собеседника. Подготовка к интервью. Техника записи интервью. Работа в архивах. Оформление работы. Работа в программе Power point Защита и презентация исследовательского проекта.

Поиск информации: виды информации (обзорная, справочная), методы поиска информации. Работа с историческим источником: виды источников, формы и методы работы с ними. Практическое занятие.

Поиск информации в архиве

Виды архивов. Работа в архиве: поиск информации, виды источников, формы и методы работы с ними. Практическое занятие.

Библиотека. Поиск информации. Работа с каталогами, энциклопедиями, справочниками. Практическое занятие.

Знакомство с электронными ресурсами, их содержание, возможности.

Изучение электронных ресурсов

Практическое занятие

Работа по выбранным темам

Краеведческое направление

История школы

Знакомство с историей родной школы. Работа по предложенным направлениям.

Тема: «Школьная символика»

Тема: «Наши выпускники»

История родного города

Изучение историей родного города. Работа по предложенным направлениям.

Тема: «Дети войны»

Тема: «Оккупация»

Создание исследовательских работ

Работа по выбранным темам

Представление проектов

Психологический аспект готовности к выступлению. Требования к докладу. Культура выступления и ведения дискуссии: соблюдение правил этикета, обращение к оппонентам, ответы на вопросы, заключительное слово.

Итоговое занятие

Резерв 4 часа

Используется для индивидуальных занятий по выбранным проектам.

Описание учебно-методического материально-технического обеспечения образовательного процесса

Информационно-коммуникативные средства.

Коллекция ИКС кабинета истории.

Intel . Обучение для будущего.

Интернет-ресурсы.

- сайт "Страна Гардарика (Древняя Русь

old - rus . narod . ru - "Антология Древнерусской литературы"

- "Русский раздел" - древнерусская история, культура, литература на сайте

- Сайт "Русь Древняя и Удельная".

- "Язычество славян" - энциклопедия славянской религии.

slavyans . narod . ru - "Славянская слобода"

сайт Егорова К. "Образование Киевской Руси" –

a - nevskiy . narod . ru - "Александр Невский" .

library . tver . ru "...сё есть Петр, отечества Отец..."

history 164. narod . ru - "Эпоха Петра Великого" Учебно-методический комплекс (для учителей).

ekaterina 2. bnd . ru сайт "Екатерина II Великая"

- Интернет-проект "1812 год" .

decemb . hobby . ru - виртуальный "Музей декабристов" . Статьи, мемуары, галерея, архив.

(= ) проект " Хронос

- - Карты и схемы по истории России.

history . atomlink . ru - История России (862-1917).

clarino 2. narod . ru - "Правители Древней Руси" . Перечисление и характеристика (до Александра III ).

- хронологическая таблица "Тысячи дат по истории России" .

- таблица "Правители Руси, Империи, России" - от Рюрика до Путина.

- "Правители России и Советского Союза" (период 1721 - 2004)

- "Правители России"

clarino 2. narod . ru - небольшая работа "Генеалогия русских князей" (от Рюрика до Шуйских).

- карты по истории России: Древняя Русь, Кавказская, Крымская, Русско-турецкая и др.

- Русский Биографический Словарь .

all - photo . ru - Российская Империя в фотографиях.

bojre . orthodoxy . ru - "Бояре" - энциклопедия боярских родов.

- Древние славянские мифы и легенды .

grandwar . kulichki . net сайт "Дедовские войны"

"Генштаб"

armor . kiev . ua - сайт "Анатомия армии"

- Революция и Гражданская война.

"Мемориал"

(или )- История политических репрессий в СССР (1918-1991).

- Система исправительно-трудовых лагерей в СССР ; - История тюрем и лагерей в СССР (ГУЛАГ) . Карта ГУЛАГа - .

- История диссидентского движения .

- "Виртуальный музей ГУЛАГа" (более 70 музеев)

(Библиотека художественных и документальных текстов - )

slava - cccp . narod . ru "Советский Союз"

- " Sovetika . ru - сайт о советской эпохе"

"Советская музыка

(= sovetsky - soyuz . narod . ru ) сайт "Время СССР"

(oldgazette . narod . ru ) сайт "Старые газеты

world - war 2. chat . ru - " Вторая Мировая война в русском Интернете"

- "Вторая мировая война, 1939-1945." .

gpw . tellur . ru - сайт "Великая Отечественная" Тематические подборки публикаций (статьи, книги).

voina . com . ru - "Народная война" (1941-45гг.) Воспоминания; летопись; документы; галерея и др.

tsushima . org . ru - "Военно-морская история 1855-1945гг."

- электронный альманах "Россия. XX век. Документы

- "Права человека в России" .

- сайт "История.РУ" .

- российский электронный журнал "Мир истории" .

history . tuad . nsk . ru - сайт "История России" .

istrorijarossii . narod . ru - сайт "История нашей страны" Библиотека, карты, документы.

- Архивы России.

- Лица России.

heraldry . hobby . ru - Гербы городов Российской Федерации .

www.hist.msu.ru/ER/index.html Библиотека электронных ресурсов Исторического факультета МГУ им. Ломоносова
bookz.ru/ Букз.ру - большая бесплатная библиотека.

garweb.ru/project/law/index.htm кодексыРФ

history.pu.ru/biblioth/ эл. библиотекаЛГУ


http://www.rsl.ru Российская государственная библиотека

http://www.nlr.ru Российская национальная библиотека

http://www.shpl.ru Государственная публичная историческая библиотека (ГПИБ)

http://www.liatr.ru Российская государственная библиотека по искусству (РГБИ)

http://www.gopb.ru Государственная общественно-политическая библиотека (ГОПБ)

http://www.libfl.ru Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы им. М.И. Рудомино

http://www.gnpbu.ru Государственная научная педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского

http://www.nbmgu.ru Научная библиотека Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова

http://www.lib.pu.ru Научная библиотека им. М.Горького Санкт-Петербургского государственного университета

http://www.lib.ru Библиотека Максима Мошкова

http://www.lib.km.ru Сетевая библиотека

http://www.ihtik.lib.ru Электронная полнотекстовая библиотека Ихтика

http://www.msu.ru/libraries Электронный каталог библиотек МГУ

www.vusnet.ru/biblio Библиотека Русского Гуманитарного Интернет-университета

http://www.rvb.ru Русская виртуальная библиотека

http://www.bookz.ru Электронная библиотека

http://www.magister.msk.ru/library Библиотека электронных изданий произведений, биографической и критической литературы http://www.auditorium.ru. Библиотека социально-гуманитарной литературы

http://www.istmat.ru Библиотека исторической и философской литературы

http://www.filosofia.ru Библиотека по философии и религии

http://www.peoplelife.info Биография. Электронная библиотека

http://www.contr.info/component/option,com_remository/Itemid,20/func,select/id,1/ Библиотека социально-политической и философской литературы.

http://www.public.ru Публичная интернет-библиотека. База данных по СМИ России 1990-2006

http://www.school.edu.ru Библиотека Российского общеобразовательного портала

http://www.isn.ru Российская сеть информационного общества

http://www.soc.lib.ru Социология, психология, управление

http://www.igh.ru Институт всеобщей истории (ИВИ РАН)

http://www.spbrc.nw.ru/!russian/org/iri.htm Санкт-Петербургский Институт истории (СПбИИ РАН)

http://www.historia.ru Журнал «Мир Истории»

http://www.history.machaon.ru/about/virtual/index.html Международный исторический журнал «Виртуальный мир истории»

http://www.philosophy.ru Институт философии РАН

http://www.rss.isras.ru Российское общество социологов

http://www.isras.ru Институт социологии РАН

http://www.igpran.ru Институт государства и права РАН

ОРГАНЫ ГОС.ВЛАСТИ И ПР.

Портал "Официальная Россия" - http://www.gov.ru/ - сервер органов государственной власти Российской Федерации
Президент Российской Федерации - http://www.president.kremlin.ru/

Управление делами Президента РФ

Совет Безопасности РФ http://www.scrf.gov.ru/

Полномочные представители Президента Российской Федерации - http://www.grankin.ru/russia/ru_prez14.htm http://www.ras.ru/win/htm/

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации -

Правительство РФ - http://www.government.gov.ru/


Российская Газета - http://www.rg.ru/ - официальное издание Правительства России

Кирилл и Мефодий - http://www.km.ru/ - Знания обо всём

Рубрикон - http://www.rubricon.ru/ - крупнейший энциклопедический ресурс Интернета

Справочник персоналий власти Российской Федерации - » посвящен людям . ru / index . html Всемирная история в лицах.

Литература

Список литературы для учителя.

Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Чуракова О.В. Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования: методическое пособие для педагогов – руководителей проектов учащихся основной школы / Под ред. проф. Е.Я. Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров». 2006. – 176 с.

Демин И. С. Применение информационных технологий в учебно-исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 144-150.

Карпов А.О. Научные исследования молодежи // Вестник РАН. 2002, том 72, №12, с. 1069-1074.

Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся: Сборник статей. М., МГДД(Ю)Т, 2002. 110 с., библ. 98.

Обухов А.С. Исследовательская деятельность как возможный путь вхождения подростка в пространство культуры // Школьные технологии, 2001, №5, с. 26-35.

Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. - М.: Народное образование, 2001. - 272 с.

Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001.

Список литературы для учащихся.

Энциклопедия по истории России (862-1917). М.,2002.

Александров В.Н. История русского искусства: Краткий справочник школьника. – Мн.: Харвест, 2007.

Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Россия. Иллюстрированный энциклопедический словарь. – М.: Эксмо, 2007.

Всемирная история: В 24 т. – Мн.: Литература, 1996.

Велиж. Страницы истории. – Велиж, 1995.

Голанд Ш. Велижское гетто, Смоленская область, XI . 1941-1942. – М.: Дом еврейской книги, 2012

Волкович А.Я. Велиж велижане: в 2 кн. – Смоленск, 2014

Из истории Велижа и района. – Смоленск, 2002

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Технические средства обучения.

    Мультимедийный компьютер.

    Мультимедийный проектор.

    Экран

    Аудиоколонки

Учебно-практическое оборудование.

    1. Аудиторная доска

      Аудиторная доска с магнитной поверхностью.

Календарно-тематическое планирование

Т – теоретическое занятие

П – практическое занятие

Номер урока

Раздел программы (общее количество часов)

Тема урока

Вид занятия

Планируемая дата проведения

Примечание

1

Введение.

Т

Познавательное, научно-исследовательское направление

2

Виды исследовательских работ и их тематика

Т

3

Исследование. Структура исследования, проекта

Т

4

Планирование проекта

Т П

5-6

Поиск информации. Работа с историческими источниками

Т П

7

Поиск информации в архиве

Т П

8

Поиск информации в библиотеке

Т П

9

Электронные ресурсы для учебного проекта. (Интернет, электронные энциклопедии, электронные каталоги)

Т

10-11

Изучение электронных ресурсов.

П

12-13

Создание исследовательских работ

П

Краеведческое направление

История школы

14-16

Тема: «Наша школа на Советской 29»

Т П

17-18

Тема: «Школьная символика»

Т П

19-20

Тема: «Наши выпускники»

Т П

История родного города

21-22

Тема: «Дети войны»

Т П

23-24

Тема: «Оккупация»

Т П

25

Правила оформления

П

26-27

Создание исследовательских работ

П

28-29

Представление проектов

Т П

30

Итоговое занятие

Резерв 4 часа

П

Воронина И.С.

учитель истории

МОУ «Безруковская ООШ», Новокузнецкий район, Кемеровская обл.


Увеличение объема научно-познавательной и образовательной информации, обрушивающейся на современных детей и подростков, – хорошо известное явление. Вступая в школьную жизнь, ученик радуется новому, ему всё интересно. Но проходит время, и наступает «перенасыщение» знаниями, которые начинают отягощать сознание ребенка. В результате теряется интерес к учебе и рождается обычный троечник. Как избежать этого, как сохранить свежесть детского восприятия? Вероятно, выход следует искать не только в повышении занимательности самого учебного материала, но и в активном привлечении учащихся к внеклассным занятиям по предметам образовательного цикла.

Формы внеклассных занятий по истории разнообразны. Основными являются три формы. Это – массовая форма, групповая и индивидуальная. К массовой форме внеклассной работы относятся: исторические вечера, олимпиады, викторины, конференции, встречи с участниками исторических событий. Групповая форма внеклассной работы включает исторические кружки, общества, экскурсии, походы, экспедиции, лектории. Индивидуальная внеклассная работа по истории предполагает изучение краеведческой литературы, работу с документальными материалами архива, вещественными памятниками музея, подготовку рефератов, запись воспоминаний и др. Формы внеклассной работы находятся в тесной взаимосвязи. Из массовой работы вырастает групповая , результаты занятий в группе часто выносятся на общественные вечера, конференции. Индивидуальная работа является необходимым элементом как массовых, так и групповых форм.

Основные направления деятельности исторического кружка в школе.

Известный методист-историк А.А. Вагин подчеркивал, что «кружок является наиболее гибкой формой, которая чаще всего становится организационным центром целого ряда внеклассных мероприятий».

Высокая оценка кружковой работы неслучайна. Именно кружок позволяет сочетать и использовать разнообразные формы внеклассной работы. Школьный кружок базируется на знаниях, полученных учащимися на уроках. Он дает возможность организовать систематические занятия по определенной программе и с постоянным составом . Работа в кружке превращает учащихся в активных помощников учителя, как в проведении внеклассных мероприятий, так и уроков. Успех работы кружка зависит от умения, желания, инициативы и знаний его руководителя.

Работа исторического кружка осуществляется в двух направлениях:

Теоретическом (беседы, лекции, доклады, конференции, викторины, самостоятельная работа).

Практическом (экскурсии, экспедиции, практикумы в музее, архиве, библиотеке).

Руководитель кружка, учитель истории, обеспечивает научное и методическое руководство кружком : консультирует учеников, рекомендует необходимую литературу, помогает систематизировать, оценивать и обобщать собранный материал. Для текущей организационной и технической работы на общем собрании кружковцев избираются ответственный секретарь и его помощник. Они по согласованию с учителем назначают занятия кружка, дают отдельные поручения его членам и проверяют выполнение заданий. В работе кружка особое внимание следует уделять выбору тематики, определению источников и планированию. Кружок работает по плану, утвержденному на собрании кружковцев в начале учебного года . План работы составляется с учетом:

Самых сложных вопросов школьной программы;

Вопросов по историческому краеведению;

Материалов по вспомогательным историческим дисциплинам, не входящим в учебную программу;

В плане определяются цели и задачи и указываются различные формы работы. Основной формой работы кружка является самостоятельная деятельность учащихся. Каждый член кружка с учетом индивидуальных интересов выбирает тему и работает над ней. В итоге работы кружка каждый из его участников овладевает определенными умениями и навыками исследовательской деятельности. Особое внимание следует уделять углубленному изучению тем по историческому краеведению. Когда изучается значительное историческое событие и показывается, как оно преломлялось в данной конкретной местности, это приобретает особое воспитательное и образовательное значение. Учащиеся видят крупнейшие исторические события, отраженные в близкой им обстановке. Все записи рассказов очевидцев исторических событий, а также копии архивных и музейных документов, изучаются, группируются по темам, систематизируются, обрабатываются и используются для подготовки ученических исследовательских работ, выступлений и выставок. Работа кружка заканчивается итоговым занятием. Оно может быть проведено в форме исторического вечера или конференции.

Историк Вяземский Е.Е. утверждает, что «постоянно развивая интерес учащихся к занятиям в кружке, необходимо не только разнообразить методы и приемы работы, сочетать теоретические и практические занятия, но умело их чередовать».

Исторический кружок как форма внеклассной работы по истории способствует углубленному изучению программного материала, его закреплению и повторению, развитию памяти и воображения школьников. Тренирует мыслительную деятельность, обогащает опыт самостоятельной эмпирической и исследовательской работы с исторической литературой, научно-историческими источниками, справочно-энциклопедическим и архивным материалами. Воспитывает такие качества личности, как инициативность, уважительное отношение к духовно-нравственным традициям Отечества, гордость за славное прошлое своей страны, принадлежность к её корням.
Список использованной литературы

1. Вагин А.А. Методика обучения истории в школе / А.А. Вагин. – М. : Просвещение, 1972. – 311 с.

2. Вяземский Е.Е. Методика преподавания истории в школе / Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова. – М. : ВЛАДОС, 1999 – 174 с.

Пояснительная записка

Чаще всего для человека понятие Родины связано с тем местом, где он родился и вырос. Программа кружка «КЛИО» направлена расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны, воспитать чувство гордости за своих земляков, способствовать развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Собирая сведения о своих земляках, записывая биографии односельчан, ребята сохраняют историю малой родины для будущего поколения.

Кроме того, краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия учащимися исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие.

Данный курс призван помочь учителю во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей учащихся. Курс не только расширяет знания учащихся о своих земляках, помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, он помогает овладеть начальными навыками исследовательской работы с использованием информационных технологий.

Таким образом, данная программа призвана развивать личность ребенка путем активизации познавательных способностей учащихся и реализации их устойчивого интереса к исторической науке вообще и краеведению в частности.

Основные направления в деятельности кружка – изучение истории родного края и села, оформление и пополнение экспозиций школьного историко-краеведческого уголка.

Занятия в Историческом кружке способствуют воспитанию уважения к духовному наследию своего района, города, края; сохранению и приумножению исторических и культурных традиций своего народа; стимулированию творческой активности учащихся.

Программа кружка предусматривает теоретические и практические занятия:

1) теоретические (беседы, лекции, доклады, викторины,

самостоятельная работа).

2) практические (экскурсии, встречи, практикумы в библиотеке, работа с документами, СМИ, работа с компьютером, другими информационными носителями).

Основными видами и методами работы являются лекции, беседы, встречи с жителями села, оформление выставок и экспозиций, проведение экскурсий, поисково-исследовательская деятельность, проведение викторин, внеклассных мероприятий. Лекции и беседы строятся в плане знакомства с историей, культурой и бытом жителей района и села. Посещение и беседы с жителями села, тематические экскурсии и походы дают опыт этнографической работы, помогают приобрести коммуникативные навыки.

В работе исторического кружка участвуют дети с 12 – 16 лет.

Продолжительность программы – 1 год, в объеме 70 часов.

Занятия проводятся 2 раза в неделю в школьном музее.

Цели программы :

    сформировать познавательную потребность в освоении исторического материала;

    расширить и углубить знания учащихся о родном крае;

    формировать умения и навыки общения, подготовки мероприятий, оформления исследовательских работ;

    воспитывать патриотизм.

Для достижения этих целей поставлены ряд задач:

    Обучающие:

Изучить особенности Воронежской области, Хохольского района, села Гремячье;

Проводить организационные работы по созданию эффективных форм краеведческой работы;

Повысить уровень самостоятельной работы детей;

2. Воспитательные:

    развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;

    воспитание учащихся на примере жизни и деятельности земляков, понимания ценности и значимости каждой человеческой жизни;

    воспитание гордости и уважения к живущим рядом ветеранам войны и труда.

3. Развивающие:

Развивать у воспитанников умения наблюдать, сравнивать, делать выводы, работать с различными источниками информации:

Создавать возможность выбора сферы деятельности и общения;

Формировать такие качества личности как способность к самоопределению, к саморазвитию и самореализации в обществе, умения ориентироваться в жизни, быть равноправным членом нашего общества

Данная программа позволяет ориентироваться на интересы детей и поэтому помогает решать также учебно – воспитательные задачи, углубляя и расширяя географическое знание воспитанников. Близкое общение педагога с детьми при выполнении индивидуальных работ позволяет лучше узнать ребёнка, его стремления, способности, а исходя из этого, руководить развитием его интересов, самостоятельной познавательной деятельности.

Данная программа целесообразна, соответствует возрасту детей. Работа в основном ведется в виде познавательных игр, экскурсий, викторин, заочных путешествий, путешествий во времени.

Программа построена на теоретическом и практическом изучении истории родного края.

В ходе теоретического изучения учащиеся овладевают определенным набором знаний, умений и навыков, которые помогают им узнать вопросы истории нашего села.

Верить в родину, родную землю, может лишь тот, кто живет ею, вместе с нею и ради нее, кто соединил с нею свои истоки. Поэтому вся деятельность историко-краеведческого общества направлена на изучение истории родной земли, родного села на различных этапах нашей столь непростой истории. Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно, ибо неуважение к этому есть постыдное малодушие.

В практической части программы учащиеся работают с документами, хранящимися в школьном музее, краеведческой литературой. В рамках данной программы ребята приобщаются к историческому наследию родного села и края.

После обучения по данной программе воспитанники должны знать:

    Историю родного края и села

    Основы музееведения

    Традиции народов России.

    Основы природопользования и охраны окружающей среды.

Воспитанники должны уметь:

    Провести беседу об интересном земляке

    Написать сочинение о земляке, о селе, о крае

    Собирать материал, систематизировать и обобщать

Ожидаемый результат

    Знать особенности родного края

    Научиться пользоваться с источниками информации: периодическая печать, научные журналы, видеофильмы, диски, Интернет, телевидение

    Иметь представление об источниках загрязнения окружающей среды

    Гордиться своей малой Родиной

    Научиться выступать с докладом перед своими одноклассниками

    Учебно-тематический план

Разделы, темы

Количество часов

практика

Раздел I . Введение.

Презентация кружка

Техника безопасности на занятиях.

Раздел II. Древо жизни.

Знакомство с генеалогией.

Составление «Древа жизни» своей семьи.

Раздел III

Традиции моей семьи.

Работа над презентацией «Моя семья в истории страны».

Семейные гербы

Раздел IV

С. Гремячье -345 лет

Экскурсия по музею с. Гремячье

Знаменитые люди нашего села

Экскурсия по селу

Мой двор, моя улица. За что люблю.

Раздел V . Михаил Матвеевич Петров

Биография героя отечественной войны 1812 года М. М. Петрова.

Работа над презентацией

«М. М. Петров –герой Отечественной войны 1812 года. ».

История церкви

Раздел VI

Знакомство с историей государственных символов РФ. Флаг.

Знакомство с историей государственных символов РФ. Герб. Гимн.

Работа над проектом «Государственные символы Российской Федерации».

Раздел VII .

с. Гремячье в годы войны

Гремяченцы - Герои Советского Союза

Работа над презентацией «Герои нашего села».

Раздел VIII .Наш край родной.

Знакомство с историей своего края.

История праздников и народных гуляний.

Работа над проектом «Наш край родной».

Раздел IX . Воронежской области – 390.

Знакомство с историей ВО.

Фотовыставка «Мой родной край»

Работа над презентацией

«Помним, гордимся, наследуем».

Раздел X

Оформление стенда «Выдающиеся люди нашего села».

Встреча с интересными людьми нашего села.

Раздел XI. Наши ветераны.

Встреча с В. Ф. Кукуевым, участником ВОв. ветераном труда.

Встреча с Н. С. Миловановой, ветераном труда.

Раздел XII . История школы

Работа с летописью школы

Встречи с учителями

Раздел XII . Итоговое занятие.

Итоги работы исторического кружка.

Учет экспонатов и документального фонда.

Итого.

Основное содержание программы.

Раздел I . Введение.

Теория. Организация работы дополнительного образовательного объединения. Формы занятий. Режим работы. Краткое описание событий истории родного края.

Раздел II . Древо жизни.

Наука генеалогия. Генеалогия известных российских династий.

Практика.

Поиск информации о родственниках для составления генеалогического «древа». Составление «древа жизни» своей семьи.

Раздел III . Моя семья в истории страны.

История семьи, основанная на воспоминаниях, семейных архивах, документа, фотографиях. Этапы становления и развития, взлеты и трудные периоды жизни семьи, ее членов.

Практика.

Научно исследовательская деятельность. Объективная оценка роли и места человека, каждой отдельной личности в формировании истории целого народа, ясная постановка вопроса, критический отбор фактического материала, осознание личной связи с выбранной темой.

Раздел IV . «Малая родина- моя деревня»

Исторические источники, летописи, раскрывающие вопросы изучения природного наследия родного села.

Практика.

Отбор фактического материала. Проведение научно – исследовательской работы. Легенды, связанные с происхождением названия с. Гремячье. История села.

Раздел V . Михаил Матвеевич Петров.

Биография М.М..Петрова.

Практика.

Работа с историческими источниками и литературой, знакомство с экспонатами, связанными с жизнью и деятельностью Героя Отечественной войны 1812 года М.М.Петрова.

Раздел VI . Государственная символика Российской Федерации.

История государственных символов Российской Федерации, их историческая преемственность, сущность и значение в различные периоды истории. Герб. Гимн. Флаг.

Практика.

Научно – исследовательская деятельность. Поиск информации о государственных символах РФ. Составление отчета.

Раздел VII . с. Гремячье в годы войны

Изучение военной истории края, основные боевые действиями на территории нашего края ходе ВОВ и военных конфликтов. Подготовка экскурсии.

Практика.

Пополнение экспозиции. Тематическая выставка.

Раздел VIII . Наш край родной.

Исторические источники, летописи, раскрывающие вопросы изучения природного наследия родного края.

Практика.

Отбор фактического материала.

Раздел IX . Воронежской области – 390...

История образования Воронежской области.

Практика.

Организация и проведение классных часов по этой теме.

Раздел X . Выдающиеся люди нашего села.

Практика.

Встреча с выдающимися людьми нашего села. Исследовательская работа: устные рассказы, документы, архивы, фотоматериалы. Оформление стенда.

Раздел XI . Наши ветераны.

Практика.

Встреча с ветеранами труда, ветеранами Великой Отечественной войны. Беседа. Проведение экскурсии в музей села Гремячье.

Раздел XII . История школы.

Работа с летописью школы.

Практика.

Встречи и поздравления учителей ветеранов работавших раньше в нашей школе.

Методическое обеспечение образовательной программы.

Педагогическое сопровождение программы:

Формы и методы работы: беседы, викторины, конкурсы, экскурсии, наблюдения, рассказы, составление эссе, сбор материалов (фотографии, газетных материалов), работа с источниками интернет – сайтов, составление

карт –схем, встреча с интересными людьми.

Дидактический материал: при работе по образовательной программе используются: книги, брошюры, газетные материалы, сведения из Интернета, картографические материалы о Ростовской области (об истории края, о природных особенностях родного края, о населении, о знаменитых людях края).

Организационное сопровождение ОП : для осуществления целей и задач программы кружка «Страницы истории» созданы необходимые условия: помещение, интернет, книги, газеты.

Литература для педагога:

1. Журавлёва О.Н. Учимся писать рефераты по истории: Методические рекомендации / О.Н.Журавлёва – Санкт- Петербург: СМИО Пресс, 2002.-32с.

2.Лутовинов В.И. В патриотизме молодёжи - будущее России /В.И. Лутовинов. - М.: «Фонд Андрея Первозванного», 1999- 207с.

    Митрофанов К. Г., Шаповал В.В. Как правильно написать реферат и эссе по истории / К.Г. Митрофанов, В.В. Шаповал. – М.: Изд. Дом «Новый учебник», 2003. – 64с.

    Родин А.Ф., Соколовский Ю.Е. Экскурсионная работа по истории/ А.Ф.Родин, Ю.Е. Соколовский - М.: «Просвещение», 1974. – 155с.

    Савидова Е.П. Школьный краеведческий музей как форма организации поисково-исследовательской деятельности учащихся. Интернет ресурсы, 2009г.

    Музейное дело России / Под ред. М. Е. Каулен. М., 2003.

    Музейная педагогика / Под ред. Н.М. Ланковой / Работа со школьниками в краеведческом музееМ.,2001.

    Емельянов Б.В. Экскурсоведение. М., 2001.

    Музееведение. Музеи исторического профиля. М.,1988.

    Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей. М.,2001.

Литература для детей:

1.Комарова Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. – М., «Просвещение». 1991г.

2. Парамонова Л. А. Музей и дети. М., «Карапуз», 1999г.

3. Курочкина Н. А. Знакомство с натюрмортом. –С.Пб. 1996г.

4.Доронова Т. Н. Дошкольникам о художниках детской книги.- м. 1991г.

5. Компанцева. Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке.-М.1985г.

6. Чумичева Р. М. Дошкольникам о живописи. – М. 1992г.

7. Князева О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа – С. Пб., 1997г.

8.Журнал « Дошкольное воспитание» №5 ,2002г. стр 13 Н. Кутьина « На пути к музею».

Утверждаю
Заместитель директора
по учебно­воспитательной
работе______О. А. Стребкова
Рабочая Программа предметного кружка «Тайны русской истории»
разработана в соответствии со статьей 9 Федерального закона «Об образовании в
Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273­ФЗ (ред. от 05.05.2014), с
требованиями приказа Минобрнауки России от №1089 от 5 марта 2004 г. (ред. от
23.06.2015 N 609) « Об утверждении федерального компонента государственных
образовательных стандартов начального общего,
основного общего и
среднего(полного) общего образования, примерной программы среднего (полного)
общего образования по Истории, рекомендациями Минобрнауки РФ Письмо от
11.12.2006 N 06­1844"О примерных требованиях к программам дополнительного
образования детей", санитарно­эпидемиологическими правилами и нормативами
СанПиН 2.4.2.2821­10 (постановление главного государственного санитарного врача
РФ от 29.12.2010 г. № 189), с локальными актами ГБПОК ВО «БМТК».
Разработчик:
Осипова С.В. – преподаватель Истории ГБПОУ ВО «БМТК»
Рассмотрена и одобрена на заседании предметной цикловой комиссией
общеобразовательных дисциплин
Протокол № 1 от 31.08.2017 г.
Председатель ПЦК______________ Г.А Якименко
3

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель рабочей программы кружка: ориентация учебно – воспитательного
процесса на удовлетворение потребностей и интересов обучающихся, развитие их
способностей.
Задачи:
создавать условия для развития творческих способностей учащихся,
развивать умение работать в группах, отстаивать свою точку зрения;
создание условий для развития личности ребенка;
развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;
обеспечение эмоционального благополучия обучающегося;
приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
профилактику асоциального поведения;
создание условий для социального, культурного и профессионального
самоопределения, творческой самореализации личности обучающегося, его
интеграции в системе мировой и отечественной культуры;
целостность процесса психического и физического, умственного и духовного
развития обучающегося;
укрепление психического и физического здоровья обучающегося;
увеличение способов деятельности: учебно­познавательной; информационно­
коммуникативной; рефлексивной;
воспитывать чувство сопричастности к прошлому как основе становления
истори­ческого сознания;
освоение базовых компетенций: информационной,познавательной,
коммуникативной, рефлексивной.
совершенствование деятельности образовательного учреждения во второй
половине дня;
формирование творческой активности обучающихся по дисциплине;














5










формирование и совершенствование навыков исследовательской
деятельности;
развивать умения самостоятельно работать с исторической, справочной,
энциклопедической литературой, ресурсами Интернета;
расширить и углубить знания учащихся об исторических личностях;
через призму деятельности великих исторических личностей рассмотреть их
влияние на исторические процессы в истории Российского государства;
развивать умения составлять характеристику исторической личности;
определять и объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и
личностям, давать оценку;
воспитывать устойчивый интерес к изучению истории Отечества;
воспитывать патриотические чувства.
формирование навыков здорового образа жизни.
Данная программа рассчитана не на пассивное усвоение обучающимися
готовых знаний, а на сотрудничество и сотворчество преподавателя и студента.
Рабочая программа позволяет получить дополнительные знания по
Отечественной истории за рамками образовательного стандарта по дисциплине
История и направлена на студентов I­II курсов.
Общими принципами отбора содержания материала являются:
­ выбор тематики кружка обучающимися;
­ доступность для обучающихся I­II курсов;
­ реалистичность с точки зрения возможности усвоения основного содержания
программы (она может быть изучена в отведенное количество часов);
­ инвариантность содержания (программа применима для обучающихся, которые
заинтересованы в изучении Истории, с учетом их уровня знаний, умений, навыков);
Тематика и характер предопределяют следующие особенности его изучения:
­ проблемное изложение и изучение материала (выделение ключевых вопросов,
проблемный, эвристический характер их рассмотрения);
­ создание открытых, проблемных, познавательных ситуаций;
­ большая часть времени отводится для самостоятельной поисковой, творческой
работы учащихся;
­ в ходе изучения к актуализируется ранее изученный материал.
Таблица 1. Образовательные технологии
Применяемые технологии
Группа образовательных технологий
Образовательная технология
6

Технологии поддерживающего обучения
(традиционного обучения)
Объяснительно­иллюстративное обучение
Технологии развивающего обучения
Технология разноуровнего обучения
Технология проблемного обучения
Технология проектного обучения
Технология учебной дискуссии
Технология учебной деловой игры

Таблица 2. Педагогические технологии
Группа педагогических технологий
Педагогическая технология
Традиционные технологии
Объяснительно­иллюстративные
технологии обучения
Технологии на основе активизации и
интенсификации деятельности учащихся
Игровые технологии
Проблемное обучение
Технологии на основе эффективности
управления и организации учебного
процесса
Технология уровневой дифференциации
обучения на основе обязательных
результатов

Технология индивидуализации обучения
Групповые технологии
Компьютерные (новые информационные)
технологии обучения
Возможные виды деятельности
­ анализ исторической литературы и исторических источников;
­ эвристическая беседа;
­ лекция;
­ рассказ;
­ дискуссия (дебаты);
­ сюжетно­ролевые игры;
­ подготовка и обсуждение докладов учащихся;
­ подготовка мультимедийных презентаций;
7

­ изучение генеалогических таблиц;
­ написание реферата;
­ участие в викторинах, олимпиадах, творческих конкурсах и т.д.;
­ экскурсии в музеи, библиотеки и др.;
­ решение нестандартных задач по дисциплине;
­ проектная деятельность;
­ исследовательская деятельность.
Работа кружка отражается на стендах кабинета № 5. История.
Предполагаемые результаты
Полученные знания помогут обучающимся глубже понять изучаемую историческую
дисциплину, вооружат историческими знаниями, дадут представления о
деятельности и роли исторических личностей в истории России и будут
стимулировать учащихся к дальнейшему проникновению в мир истории. Курс
позволяет познакомиться с биографиями политических, общественных,
государственных деятелей России и малоизвестными историческими фактами.
Сроки реализации программы
Данная программа рассчитана на 2017­2018 учебный год. Рассчитана программа на
10 часов – 1 час в месяц. Время проведения занятий: первый или второй четверг
каждого месяца.
Численность обучающихся в группе: 15 ­ 20 человек.
8

Где была Куликовская битва? (1 час)
предложенных тем кружка различных направлений. Выбор и
Тема 1. Разработка плана кружка (1 час)
Обсуждение
определение тематики кружка. Утверждение тематического планирования.
Тема 2. Анна Ярославна: русская княжна на французском троне.(1 час)
Характеристика личности Анны Ярославовны. История превращения русской
княжны Анны в королеву Франции. Письма королевы Анны к отцу князю Ярославу.
Исторические свидетельства во Франции о королеве Анне.
Тема 3. Загадка Александра Невского. (1 час)
Наступление крестоносцев. Александр Ярославович Невский. Выбор князя. Борьба
против шведских и немецких рыцарей. Характер взаимоотношений Александра
Невского
с Золотой Ордой. Оценка деятельности Александра Невского
зарубежными и отечественными историками.
Тема 4.
Официальная версия местоположения. Новые версии Института географии РАН
совместно с археологами Государственного исторического музея и сотрудниками
Государственного военно­исторического и природного музея­заповедника
«Куликово поле».
Тема 5.Ушкуйники – основатели казачества? (1 час)
Происхождение прозвища новгородских повольников – «ушкуйники». Основные
занятия ушкуйников. Воины или пираты. Противостояние ушкуйников Золотой
орде. Переселение ушкуйников на Дон, Волгу, пермские и вятские леса во времена
Московского князя Ивана III. Ушкуйники – основатели казачества?
Тема 6. Секреты могилы Ермака. (1 час).
Освоение Сибири ­ одна из самых замечательных страниц истории России. Подвиг
Ермака, завоевавшего для России Сибирь. Загадки в биографии Ермака. Гибель
Ермака. Схожесть тайны захоронения двух противников казака Ермака и
сибирского хана Кучума.
Тема 7. Легенда о Медном всаднике на Неве (1 час).
История создания памятника. Легенды о призраке Петра I и памятнике
реформатору Петру I. История названия памятника «Медный всадник».
Тема 8. Тайные сокровища Екатерины Великой (1 час).
История графского рода Бобри6нских. Версии о сокровищах графского рода
Бобри6нских – правда и вымысел. Исторические версии и исследования историков
XX века. Исторические версии и исследования современных историков.
Тема 9 . Почему Россия продала Америке Аляску? (1 час).
Споры о причинах продажи Аляски Америке. Свидетельства и документы сделки.
Польза или вред для России XIX века. Современная оценка события.
Тема 10.Машина времени ­ утраченное открытие (1 час).
Движение рабочих­изобретателей в 1930-1940­х годах. Иван Большаков, молодой
рабочий воронежского завода имени Коминтерна и его изобретение. Судьба
изобретения.
10

3. КАЛЕНДАРНО­ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНОГО
КРУЖКА «ТАЙНЫ РУССКОЙ ИСТОРИИ»
№ Тема занятий
1
2
3
4
5
6
Разработка плана кружка
Анна Ярославна: русская княжна
на французском троне
Загадка Александра Невского
Где была Куликовская битва?
Ушкуйники – основатели
казачества?
Тайна могилы казака Ермака
7 Легенда о Медном всаднике на
8
9
Неве
Тайные сокровища Екатерины
Великой
Почему Россия продала Америке
Аляску?
10 Машина времени ­ утраченное
открытие.
Дата
проведения
сентябрь
12 октября
2017 г.
2 ноября
2017 г.
7 декабря
2017 г.
11 января
2018 г.
1 февраля
2018 г.
1 марта
2018 г.
5 апреля
2018 г.
3 мая
2018 г.
7 июня
2018 г.
Ответственный Примечание
Осипова С.В.
Члены кружка
Осипова С.В.
Члены кружка
Осипова С.В.
Члены кружка
Осипова С.В.
Члены кружка
Осипова С.В.
Члены кружка
Осипова С.В.
Члены кружка
Осипова С.В.
Члены кружка
Осипова С.В.
Члены кружка
Осипова С.В.
Члены кружка
Осипова С.В.
Члены кружка
11

4. Методические условия реализации программы
1. Амелькин, А.О., Кретинин, С.В., Филюшкин, А.И. Всемирная история в лицах
для детей.­ Воронеж, 1998.
2. Анисимов, Е.В. История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты.
­ СПб, 2013.
3. Бенедиктов, Н. А., Бенедиктова, Н.Е., Базурин, Е.Н. Энциклопедия русской
истории. – М., 2000.
4. Вурста, Н.И. История России: Даты, события, личности. ­ Рн/Д: Феникс, 2013.
5. Непомнящий, Николай.100 великих загадок русской истории.­М., 2006 г.
6. Школьник, Ю.К. История России: От древнейших времен до начала XX века:
Полная энциклопедия / Ю.К. Школьник. ­ М.: Эксмо, 2012.
Интернет­ ресурсы:
1. http://rsl.ru ­ Интернет хранилище Российской Государственной библиотеки
2. http://www.hist.ru – исторический альманах «Лабиринт времен»
3. http://www.historia.ru – электронный журнал «Мир истории»
4. http://www.historic.ru/books/index.shtml ­ историческая библиотека
5. http://tainy.net ­ Загадки истории
6. http://www.hrono.info/literatura.html ­ библиотека Хроноса
7. http://www/museum.ru ­ Музеи России
ЭОР
1. Презентации по темам кружка.
2. Фильмотека по темам кружка.
12

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 21 с углубленным изучением отдельных предметов»

«Согласовано»

Заместитель директора по ВР МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 21 с углубленным изучением

отдельных предметов» г.Череповца

Войнова Т.Ю.

Утверждено приказом директора

Директор МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 21 с углубленным изучением

отдельных предметов» г. Череповца

Кравцова В.Л.

Приказ № 116

Программа кружка «За страницами урока истории».

Срок реализации: 2013-2014 учебный год.

Возраст: 6 классы.

учитель истории и обществознания

г.Череповец, 2013г.

Пояснительная записка

Согласно требования Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования кружок «За страницами урока истории» организован по общеинтеллектуальной направленности.

Данная программа разработана на основе компетентностного подхода в образовании. В условиях современного общества, когда достоверная информация устаревает в считанные часы, приобретение навыков самостоятельной работы через проектную деятельность будет важной и полезной для учеников, учащихся по данной программе.

Целью образовательной программы кружка «За страницами урока истории» является развитие личности учеников через формирование навыков самостоятельной познавательной деятельности (в том числе и с использованием проектной деятельности) с учетом возрастных особенностей.

Задачи дополнительной образовательной программы:

    Обучение – расширение знаний об основных событиях, явлениях и процессах общественной жизни в истории России и зарубежных стран, формирование исследовательских навыков (таких как работа с историческими источниками, описание (реконструкция), элементы анализа и объяснения, работа с версиями и оценками), умения применять полученные знания и навыки в практической повседневной деятельности, развивать творческие способности через подбор дифференцированных заданий, повышение мотивации изучения истории и обществознания через применение нестандартных приемов обучения;

    Развитие исследовательских умений (ставить исследовательские вопросы, формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, составлять план работы, проверять гипотезы, выделять информацию из разных источников, Систематизировать информацию, представлять результаты в разных формах (схема, таблица, устное и письменное сообщение, навыки создания проекта и его защиты), коммуникативных умений (совместная работа в группах по сбору и анализу необходимой информации, умение аргументировано высказывать свою и выслушивать чужую точку зрения);

    Воспитание активной гражданской позиции, ценностные установки на понимание и осознание необходимости изучения мировой истории, чувства гражданственности и патриотизма на примере жизни и деятельности известных деятелей нашей Родины.

Особенностью программы кружка «За страницами урока истории» является то, что содержание занятий кружка позволяет узнать о тех сторонах общественной жизни, которые остаются за рамками учебников по истории, но при этом представляют наибольший интерес. Интересное знаниевое наполнение занятий кружка позволит эффективнее организовать работу по формированию исследовательской и коммуникативной компетенции, а применение нетрадиционных приемов обучения сделает данный процесс интереснее и увлекательнее.

Программа рассчитана на учеников 6 классов.

Сроки реализации программы: 2013-2014 уч. год.

Кружок «За страницами урока истории» включает теоретическую и практическую части. Формы организации занятий сочетают индивидуальную и групповую формы работы, проведение различных игр и конкурсов при использовании дифференцированных заданий. Кружок рассчитан на 34 часа, один час в неделю.

Предполагаемы результаты:

    Приобретение учащимися первичных знаний о месте и роли Череповца и нашего края в истории Отечества;

    Приобретение знаний об основных проблемах и личностях отечественной и всемирной истории;

    владеть разнообразными формами и методами поиска знаний (справочной литературой дома, в библиотеке, в Интернете)

    Овладение навыками самостоятельной исследовательской и проектной деятельности;

    Овладение навыками работы в группе;

    Овладение навыками выступлений перед аудиторией.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: тетрадь с конспектами и заданиями, готовые проекты (рефераты, презентации и т.д.).

Учебно-тематический план

Название разделов, тем.

Кол-во часов.

Практика

Раздел 1 Вспомогательные исторические дисциплины

Тема 1 Наука о времени.

Тема 2 Фигуры на гербе.

Тема 3 Монета на ладони.

Раздел 2 Спорные вопросы всемирной и отечественной истории.

Раздел 3 Роль личность в истории.

Тема 1 Кто творит историю?

Тема 3 Суд истории: Петр I.

Тема 4 «Птенцы гнезда Петрова»

Тема 6 Екатерина II и Петр III

Тема 8 Выдающиеся полководцы.

Раздел 4 История малой Родины.

Название разделов, тем.

Практика

Тема 1 Наука о времени.

Актуальность изучения истории в современном обществе, возможности применения методов исторического познания для понимания современного состояния и развития общества.

Понятие «вспомогательные исторические дисциплины», их значимость для истории.

Предмет и методы познания вспомогательными историческими дисциплинами исторической действительности.

Тема 2 Фигуры на гербе.

Создание герба, работа с иллюстрациями, выступление перед аудиторией.

Тема 3 Монета на ладони.

Разработка аналитического описания, синтез, решение познавательных задач.

Тема 4 Меры расстояния, веса и длинны.

Решение познавательных задач.

Тема 5 Почему мы так называемся?

Разработка аналитического описания, решение познавательных задач.

Тема 6 Быль и вымысел в истории.

Формулирование, доказательство, аргументация, работа с документами.

Тема 7 Брэйн-ринг «Муза Клио раскрывает тайны».

Решение познавательных заданий и задач.

Тема 1 Миф о технической отсталости России.

Различные точки зрения на проблемы истории России, господствующие в современной науке.

Достижения и изобретения отечественных мастеров.

Решение проблемы, работа в группах, решение познавательных заданий и задач.

Тема 2 Дискуссионные вопросы в истории.

Загадки и проблемы в мировой истории и споры исторической науке.

Формулирование, аргументация и доказательство своей точки зрения.

Тема 3 Миф о кровавой истории России.

Причины появления мифа. Сравнение России и Запада.

Решение проблемы (сопоставление России и Запада), работа в группах.

Тема 4 «Суд истории» над Борисом Годуновым.

Личность Бориса Годунова, основные направления его политики, оценки деятельности.

Формулирование, аргументация, доказательство своей точки зрения, работа с документами, картами, работа в группах.

Тема 5 Случайности и закономерности в истории.

Случайности в истории. Основные тенденции развития общества. Циклы истории.

Работа с источниками, анализ и синтез информации, работа в группах.

Тема 6 Ложь в истории: антиистория и параистория.

Антинаука и паранаука, их влияние на развитие общества, антинаучные теории в современной исторической науки.

Формулирование, доказательство и аргументация своей точки зрения, публичные выступления.

Тема 7 Викторина «Что было, то было».

Викторина «Что было, то было».

Решение познавательных заданий, работа в группах.

Тема 1 Кто творит историю?

Роль классов и народных масс в истории. Лидеры в истории. Роль лидеров в развитии общества.

Работа с документами, высказывание и аргументация собственной точки зрения.

Тема 2 Лидеры I и II ополчения.

Исторические портреты лидеров I и II ополчения.

Составление исторического портрета личности, работа с документами.

Тема 3 Суд истории: Петр I.

Личность Петра Великого. Значение петровских преобразований для истории России.

Исторические портреты личностей сподвижников Петра: судьба и значение их деятельности для России.

Составление исторического портрета личности, работа в группах, формулирование и аргументация своей точки зрения. публичные выступления.

Тема 5 Суд истории; Анна Иоанновна.

Влияние личности императрицы Анны Иоанновны на развитие различных сфер общества России.

Составление исторического портрета личности, работа в группах, публичные выступления, аргументация и доказательство своей точки зрения.

Различные подходы к пониманию личности Перта III. Влияние личности Екатерины II на развитие различных сфер общества России.

Составление исторического портрета личности, работа с картами, документами, публичные выступления.

Тема 7 Круглый стол «Павел I: факты и мнения».

Личность Павла I. Зависимость исторической оценки личности от написания текста.

Составление исторического портрета личности, работа с документами, публичные выступления, формулирование и доказательство своей точки зрения.

Тема 8 Выдающиеся полководцы.

Исторические портреты выдающихся полководцев XVIII века.

Составление исторического портрета личности, работа с картами.

Тема 9 Интеллектуальная игра: «Выдающиеся личности Эпохи дворцовых переворотов».

Интеллектуальная игра «Выдающиеся личности Эпохи Дворцовых переворотов».

Решение познавательных заданий и задач, работа в группах.

Тема 1 Введение. Краеведение - наука о родном крае.

Понятие краеведения. Методы и предмет изучения. Значение краеведения для познания современного общества.

Решение познавательных заданий.

Тема 2 Наш край в истории Отечества.

Череповец с древнейших времен до 1777 года. Череповец с 1777 года до начала первой Мировой войны. Череповец от революции до Второй мировой. Череповец послевоенный.

Комментирование карт и документов, решение познавательных заданий.

Тема 3 Наш край в истории Отечества (продолжение).

Работа в группах, составление сообщений, публичные выступления.

Тема 4 Викторина «Наш край в истории Отечества».

Решение познавательных заданий, работа в группах, публичные выступления.

Тема 5 Город, в котором я живу.

Череповец современный.

Просмотр презентаций, составление вопросов по содержанию презентаций, взаимная оценка выступлений, публичные выступления.

Тема 6 Наши выдающиеся земляки.

Исторические портреты выдающихся земляков Вологодской области.

Публичные выступления, составление вопросов, доказательство своей точки зрения.

Тема 7 Череповец – город церквей.

Церкви города Череповца: история и современность.

Публичные выступления,

Тема 8 Культурный досуг в городе Череповце.

Места досуга и отдыха в городе Череповца.

Работа в группах, составление плана культурного досуга на лето.

Тема 9 Моя семья в истории России.

История отдельной семьи.

Презентация проектов, подготовка сообщений, работа в группах.

Тема 10 Интеллектуальна игра «История Череповца».

Игровое занятие

Решение познавательных заданий, публичные выступления, работа в группах.

Тема 11 Подведение итогов деятельности кружка.

Игровое занятие.

Методическое обеспечение

Раздел, тема

Форма занятия

Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса

Методический и дидактический материал

Техническое оснащение занятий

Формы подведения итогов.

Раздел 1 Вспомогательные исторические дисциплины.

Тема 1 Наука о времени.

Печатано-словесный (эвристическая беседа), решение познавательных заданий.

Тетрадь для записей, учебные картины, карточки с заданиями.

Самопроверка карточек с заданиями.

Тема 2 Фигуры на гербе.

Практическое занятие.

Практический (изготовление гербов)

Листы бумаги, карандаши, фломастеры.

Готовые проекты гербов.

Тема 3 Монета на ладони.

Практическое занятие.

Исследование (работа с источниками), решение познавательных заданий.

Тема 4 Меры расстояния, веса и длинны.

Интерактивная лекция (с использованием познавательных заданий).

Устный (эвристическая беседа), решение заданий и задач.

Тетрадь для записей, карточки с заданиями.

Наличие планов описательных рассказов, самопроверка заданий.

Тема 5 Почему мы так называемся?

Урок-лекция.

Устный (эвристическая беседа), решение познавательных задач.

Тетрадь для записей, карточки с заданиями, атласы.

Самопроверка заданий, записи в тетради.

Тема 6 Быль и вымысел в истории.

Круглый стол.

Исследовательский (подготовка сообщений, работа с текстом источника, изложение идей, доказательство).

Тетрадь для записей, документы.

Записи в тетради, сообщения.

Тема 7 Брэйн-ринг «Муза Клио раскрывает тайны».

Соревнование.

Игровой урок (Брейн-ринг).

Задания для команд, листы бумаги, карандаши.

Закрепление и обобщение знаний по разделу, умение применять их на практике.

Раздел 2 Спорные вопросы всемирной и отечественной истории.

Тема 1 Миф о технической отсталости России.

Проблемная лекция.

Тетрадь для записей, карточки с заданиями.

Тема 2 Дискуссионные вопросы в истории.

Дискуссия (подготовка сообщений, высказывание идей, доказательство точки зрения)

Сообщения учащихся, тетради для записей.

Записи в тетради, сообщения.

Тема 3 Миф о кровавой истории России.

Проблемная лекция.

Печатно-словесный (лекция с использованием познавательных заданий).

Тетрадь для записей, карточки с заданиями.

Самопроверка карточек, записи в тетради.

Тема 4 «Суд истории» над Борисом Годуновым.

Ролевая игра.

Игровой (урок-суд).

Задание для групп, листы с приговором.

Вынесение приговора (доказательство позиции).

Тема 5 Случайности и закономерности в истории.

Урок-лекция.

Устный (эвристическая беседа)

Тетрадь для записей.

Записи в тетради.

Тема 6 Ложь в истории: антиистория и параистория.

Круглый стол.

Дискуссия.

Раздаточный материал (тексты).

Сообщения, записи в тетради.

Тема 7 Викторина «Что было, то было».

Соревнование

Игровой (викторина в форме «Своя игра»: учащиеся отвечают на вопросы викторины).

Тексты с вопросами разного уровня сложности.

Выявление победителей и призеров викторины, обобщение знаний по разделу, умение применять их на практике.

Раздел 3 Роль личность в истории.

Тема 1 Кто творит историю?

Проблемная лекция

Печатно-словесный (эвристическая беседа, комментирование документов).

Записи в тетради.

Тема 2 Лидеры I и II ополчения.

Лекция с обсуждением документов.

Печатно-словесный (составление портрета личности, комментирование документов и картин).

Документы, картины, тетради для записей.

Записи в тетради.

Тема 3 Суд истории: Петр I.

Ролевая игра

Игровой (урок-суд).

Листы с заданиями для групп, ручки, бумага.

Листы с вынесенным приговором (доказательством позиции).

Тема 4 «Птенцы гнезда Петрова».

Дискуссия (высказывание и аргументация собственного мнения, выслушивать и оспаривать мнения других)

Портреты личностей сподвижников Петра I, сообщения, тетради для записей.

Записи в тетради.

Тема 5 Суд истории; Анна Иоанновна.

Соревнование.

Игровой (Урок-суд).

Карточки с заданиями для групп, листы для вынесения приговора.

Заполненные листы с приговором (доказательством позиции).

Тема 6 Екатерина II и Петр III.

Практическое занятие.

Исследование (работа с картами и документами)

Атласы, документы.

Записи в тетради.

Тема 7 Круглый стол «Павел I: факты и мнения».

Круглый стол.

Дискуссия (подготовка сообщений, высказывание идей, доказательство точки зрения).

Документы, тетради для записей.

Сообщения, записи в тетради.

Тема 8 Выдающиеся полководцы.

Дискуссия (высказывание и аргументация собственного мнения, составление портрета личности).

Портреты личностей полководцев XVIII века, сообщения, портреты, тетради для записей.

Записи в тетради.

Тема 9 Интеллектуальная игра: «Выдающиеся личности Эпохи дворцовых переворотов».

Соревнование.

Игровой (Урок-КВН).

Раздел 4 История малой Родины.

Тема 1 Введение. Краеведение - наука о родном крае.

Урок-лекция.

Устный (беседа)

Тетради для записей, карточки с заданиями

Записи в тетради, самопроверка заданий.

Тема 2 Наш край в истории Отечества.

Урок-лекция

Печатно-словесный (беседа с комментированием карт и документов, решение заданий и задач)

Карты, карточки с заданиями.

Записи в тетради.

Тема 3 Наш край в истории Отечества (продолжение).

Конференция.

Дискуссия (аргументация и доказательство собственной позиции)

Тетради для записей.

Записи в тетради.

Тема 4 Викторина «Наш край в истории Отечества».

Соревнование.

Игровой урок (урок-викторина в форме «Что? Где? Когда?»)

Карточки с заданиями, ручки, листы для выполнения заданий.

Определение победителя и призеров викторины.

Тема 5 Город, в котором я живу.

Урок-презентация.

Практический (просмотр презентаций, подготовка вопросов по содержанию презентаций)

Презентации.

Ответы на вопросы по содержанию презентаций.

Тема 6 Наши выдающиеся земляки.

Дискуссия (выслушивание сообщений, составление вопросов по содержанию).

Сообщения, тетради для записей.

Записи в тетради.

Тема 7 Череповец – город церквей.

Урок-презентация.

Презентации

Готовые презентации.

Тема 8 Культурный досуг в городе Череповце.

Практический (представление презентаций и сообщений, составление вопросов по содержанию).

Презентации, сообщения.

Готовые презентации, сообщения, записи в тетради.

Тема 9 Моя семья в истории России.

Урок-презентация.

Практический (представление презентаций, составление вопросов по содержанию).

Презентации

Готовые презентации.

Тема 10 Интеллектуальна игра «История Череповца».

Соревнование.

Игровой (викторина «Самый умный»).

Карточки с вопросами викторины.

Определение победителей и призеров викторины, закрепление пройденного материала.

Тема 11 Подведение итогов деятельности кружка.

Соревнование

Урок КВН (составить рассказ, сюжетное и аналитическое описание.

Список литературы

Литература для учителя:

    История России. (Россия в мировой цивилизации) / Под ред. А.А. Радугина. М., 1997. Тема 1.

    Всемирная история./Под ред. Г.Д. Поляка и А.Н. Марковой. М., 1997. Вводная глава.

    История России в вопросах и ответах. /Под ред. С.А. Кислицина. Ростов н./Д, 1997. Предисловие. Разд. № 1-2

    Блок М., Апология истории. М., 1986.

    Губман Б.Л. Смысл истории. М., 1991

    Тойнби А. Дж. Постижение истории. М., 1991.

    Шпенглер О. Закат Европы. М.: 1993. Т. 1

    Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991

    Барг М.А. Эпохи и идеи. Становление историзма. М., 1987

    Ле Гофф Жак. С небес на землю //Одиссей. 1991.

    Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М., 1990.

    Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М., 1991.

    Тавризян Г. М., О. Шпенглер, Й. Хейзинга: Две концепции кризиса культуры. М., 1988

    Всемирная история. /Под ред. Г.Д. Поляка и А.Н. Марковой. М., 1997. Главы 3.2, 4.2.

    Древние цивилизации. М., 1990.

    История Европы. М., 1996.

    Блок М., Феодальное общество. //Блок М., Апология истории. М., 1986.

    Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства. М., 1987.

    Оссовская М., Рыцарь и буржуа. М., 1987.

    Хейзинга. Й. Осень средневековья. М., 1988.

    Греков И.Г. Мир истории: русские земли в XII – XV вв. М., 1986.

    Гумилев Л.Н. От Руси к России. М., 1992.

    История Отечества: люди, идеи, решения. Т. 1. М., 1991.

    Курбатов Г.Л., Фролов Э.Д., Фроянов И.Я. Христианство. Античность. Византия. Древняя Русь. Л., 1988.

    Откуда есть пошла Русская земля. Века VI-X. Кн. 1-2. М., 1986.

    Пушкарев. С.Г. Обзор русской истории. М., 1991.

    Рыбаков Б.А. Мир истории: начальные века русской истории. М., 1987.

    Славяне и их соседи: место взаимных влияний в процессе общественного и культурного развития. М., 1988.

    Фроянов И.Я., Дворниченко А.Ю. Города-государства Древней Руси. Л., 1988.

    Христианство и Русь. М., 1988.

    Церковь, общество, государство в феодальной России. М., 1990.

    Савелов Л.М. Лекции по генеалогии. – М. 1994

Литература для учащихся:

    Энциклопедия по истории России (862-1917). М.,2002.

    Александров В.Н. История русского искусства: Краткий справочник школьника. – Мн.: Харвест, 2007.

    Мифы и легенды народов мира/Сост. Н.Будур и И.Панкеев. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000.

    Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Россия. Иллюстрированный энциклопедический словарь. – М.: Эксмо, 2007.

    Егоров В.Л. Золотая Орда: мифы и реальность. М., 1990.

    Задачник по истории Древнего мира./С.Н.Смирнов. – СПб., 1999.

    Всемирная история: В 24 т. – Мн.: Литература, 1996.

Интернет-ресурсы:

    www.igh.ru/inet_res/ir_jrn.htm - электронные журналы по истории

    www.hist.msu.ru/ER/sources.htm - исторические источники в Интернете (коллекция электронных ресурсов по истории)

    www.zpu-journal.ru/e-zpu/ - электронный журнал по истории «Знание. Понимание. Умение».

    www.encyclopedia.ru – мир энциклопедий

    myfhology.narod.ru – мифологическая энциклопедия

    www.MojGorod.ru – «Народная энциклопедия «Мой город»». Все города России.

    www.KM-school.ru/r1/media/a1.asp- КМ- школа. Информационные образовательные ресурсы.

    macbion.narod.ru – Загадки и тайны ХХ века. Электронная энциклопедия.

    www.websib.ru/noos/history/own.php - Личность в Истории

    tabularium.narod.ru - Проект «Tabularium: личность в истории » посвящен людям - современникам грандиозных исторических событий, носителям редких качеств или людям, взгляды которых опередили их время.

    www.topos.ru/veer/47/zheleznjak.htm - О закономерномерности исторического процесса и возможности исторического предвидения

    www.emc.komi.com/02/03/126.htm - Вспомогательные исторические дисциплины

    festival.1september.ru/articles/413897 - Проектная деятельность на уроках истории. Приложение к газете «1 Сентября»

    http://rulers.narod.ru/index.html Всемирная история в лицах. Сайт посвящен великим людям в истории человечества. Помимо биографий исторических деятелей, приведены сведения о королевских династиях, различные карты и схемы.