Индивидуальные занятия балетом для детей. История русского балета: возникновение и прогресс

Балерина — профессиональная танцовщица, исполняющая классические танцы. Заниматься танцами балерины начинают в возрасте 4-6 лет, для работы используют пальцевую технику. Профессия подходит тем, кого интересует физкультура, пение, музыка и мировая художественная культура (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Краткое описание

Балетным танцем необходимо начинать заниматься в раннем детстве, ведь в этом возрасте тело ребенка очень пластичное. Будущие танцовщицы должны отличаться небольшим ростом и малым весом, гибкостью, узкими щиколотками. Комиссия, которая принимает детей в профессиональные балетные училища, часто обращает внимание на телосложение родителей ребенка, ведь если папа и мама крупные, то параметры фигуры танцовщицы в подростковом возрасте тоже могут измениться.

Ребята, прошедшие конкурс, начинают активно тренироваться, но более 50% будущих балерин отсеивают. Исключить из коллектива могут из-за того, что балерина слишком быстро растет, набирает вес, не обладает необходимой гибкостью или легкостью, ленится и пропускает тренировки.

Особенности профессии

Стоит понимать, что балет — это тяжелая и изнурительная работа. Легкие и хрупкие танцовщицы вынуждены отказывать себе буквально во всем. Девушки постоянно сидят на строгой диете, ведь вес взрослой балерины, рост которой составляет 163 см, не должен превышать 44 кг. Если вес выходит за рамки, то девушку могут не допустить к выступлению или отчислить из хореографического училища.

Балерина должна быть очень выносливой и трудолюбивой, ведь путь к большой сцене лежит через многочасовые тренировки. Занятия ребят, которые только начинают свой балетный путь, начинаются с партерной гимнастики, помогающей развить гибкость, подготовить тело к более сложным упражнениям, улучшающей координацию. Успех балерины зависит от хореографа, который с ней работает. Многие хореографы мечтают воспитать известную прима-балерину, поэтому стараются вложить в перспективных учениц все свои знания.

  • повышенное артериальное давление;
  • артроз и артрит;
  • плоскостопие;
  • заболевания ЖКТ;
  • детские травмы (переломы, разрыв связок и другие, способные повлиять на пластичность и подвижность суставов);
  • ожирение.

Балерины, окончившие профильные балетные школы, сразу начинают выступать, работая артистками кордебалета или солистками. Балетная труппа гастролирует по родной стране и часто ездит за границу, в коллективе царит строгая иерархия. Танцовщицы постоянно тренируются, работают с балетмейстером, изучают сценарий постановки и музыку к ней, чтобы понять характер своего персонажа. Каждый член труппы получает балетную партию, сложность и важность которой зависит от профессионализма артиста балета, природных данных, артистизма.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

  1. Возможность выступать на лучших сценах мира.
  2. Идеальная фигура.
  3. Отличная осанка.
  4. Отсутствие вредных привычек.
  5. Крепкий иммунитет.
  6. Развитие хорошего вкуса.
  7. Сила духа.
  8. Повышенная выносливость.
  9. Большие гонорары.
  10. Возможность стать педагогом после завершения карьеры.

Минусы

  1. Ограничения в питании.
  2. Строгий распорядок дня.
  3. Высокая конкуренция и зависть со стороны других балерин.
  4. Развитие профессиональных заболеваний (заболевания суставов, вывихи и растяжения, артрит и артроз, деформация стоп и другие).
  5. Много командировок.

Важные личные качества

  1. Трудолюбие.
  2. Упорство.
  3. Уважение.
  4. Выносливость.
  5. Целеустремленность.
  6. Нацеленность на результат.
  7. Артистичность.
  8. Харизма.
  9. Дисциплинированность.
  10. Послушание.
  11. Лидерство.

На подготовительные занятия ребят принимают с 4 лет, в 9-11 они могут поступить в профессиональное балетное училище, в котором необходимо учиться 8 лет. Во время обучения будущие балерины сталкиваются с серьезными физическими нагрузками, ведь их занятия могут длиться от 3 до 9 часов, что зависит от возраста танцовщиц и уровня их подготовки.

Если ребенок до 10-12 лет не начал заниматься балетом, то его путь лежит в народный или эстрадный танец. Стоит заметить, что балерины должны иметь отличную фигуру и великолепную технику, а вот к знанию школьной программы педагоги практически не выдвигают требований.

Часто талантливых балерин, прошедших обучение в хореографических училищах по специальности «Искусство балета» или «Хореографическое искусство», после выпускных экзаменов приглашают поступить в известные академии и школы балета. Представители таких школ посещают выступления и экзаменационные концерты, выбирая перспективных танцовщиц. Выпускниц знаменитых балетных школ приглашают на работу в известные театры (Мариинский, Большой, Михайловский и другие).

Высшее образование

  • Академия Русского Балета им. А.Я. Вагановой.
  • Московская государственная академия хореографии.
  • Императорская школа русского балета.
  • Балетная школа Щелкунчик.
  • Балетная школа Илзе Лиепа.
  • Школа балетного искусства «Арабески».

Школы балета

Школа балета «Kasok», г. Санкт-Петербург

В школе работают профессиональные педагоги и действующие артисты балета, которые обучают детей искусству классического танца. В школе есть программа для детей, подростков и профессиональных танцовщиц, которые желают улучшить технику, научиться избегать травм.

Место работы

Карьера танцовщиц балета короткая, поэтому до 35-40 лет они активно гастролируют, выступая на лучших балетных сценах мира. Они могут работать в известных балетных труппах или маленьких коллективах, но здесь все зависит от таланта.

После выхода на пенсию балерины работают хореографами, дают частные уроки. Известные прима-балерины могут переквалифицироваться в актрис театра или кино, сниматься в рекламных роликах, открывать собственные школы.

Оплата труда

Размер оклада балерины зависит от уровня ее подготовки, места, которое она занимает в труппе, и квалификационного разряда. Конкурс на место в известных столичных театрах очень большой, ведь на 1 вакансию могут претендовать 100-150 балерин.

Прима-балерина может получать заработную плату, размер которой составляет 100-150 тыс. руб. Артисты кордебалета получают до 50 тыс. руб., но размер оклада зависит от театра, в котором труппа работает.

Профессиональные знания

  1. Знание истории балета.
  2. Умение работать в разных танцевальных жанрах.
  3. Исполнение установленного хореографического репертуара.
  4. Проработка балетной партии с партнером, хореографом и балетмейстером.
  5. Умение войти в образ и передать его через движения.
  6. Умение чувствовать музыку и хороший музыкальный слух.
  7. Создание сценических образов.
  8. Умение поддерживать прекрасную физическую форму.
  9. Владение профессиональной терминологией.

Известные представительницы профессии

  1. Плисецкая, Майя Михайловна.
  2. Уланова, Галина Сергеевна.
  3. Павлова, Анна Павловна.
  4. Вишнева, Диана Викторовна.
  5. Образцова, Евгения Викторовна.

А. Г. Багадаева

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ БАЛЕТ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ

Профессиональный балет рассматривается как уникальное явление культуры, в котором создаются художественные образы, обретающие смысл культуры и эстетический идеал. Автор говорит о том, что профессиональный балет показывает красоту пластических телодвижений, доведенных до совершенства, гармонию музыкального и драматургического исполнения, а в смысловом ракурсе - отражает ценности духовного мира культуры.

Ключевые слова: профессиональный балет, хореография, драматургия, музыка

Professional ballet is regarded as a unique phenomenon of culture in which the artistic images finding the sense of culture and esthetic ideal are created. The author proclaims that professional ballet demonstrates beauty of plastic gestures honed to perfection, harmony of musical and dramatic performance, and in the meaning aspect angle - reflects the values of the spiritual world of culture.

Keywords: professional ballet, choreography, dramaturgy, music

Многогранность культуры охватывает и раскрывает все стороны человеческой жизнедеятельности. Одной из граней культуры является искусство, которое передает действительность в художественных образах и посредством творчества отображает различные формы бытия. Как вид культуры искусство воспроизводит эстетическую красоту различных сторон человеческого существования и создает образы, которые воплощают идеальное представление об окружающем мире1. Феномен искусства представляет собой вид эмпирического сознания, источником познания которого часто является чувственно-эмоциональное восприятие. По выражению Е. А. Басина, «искусство призвано раскрывать истину в чувственной форме, чувственно изображать абсолютное, соединять в свободное, примиренное целое идею и чувственное воплощение» .

Профессионализм в искусстве, как и в других видах жизнедеятельности человека, достигается путем создания определенной системы, характеризующейся поэтапным изучением всех ее ступеней и ведущей к абсолютному совершенству. Профессиональное искусство находит полное завершение в своей высшей форме - сотворении художественно прекрасного. Частью профессионального искусства является балет. Профессиональный балет принадлежит к пространственно-временным видам художественного творчества, где пространство ограничивается сценической площадкой, а временной фактор определяется протяжением законченного действия.

В энциклопедии понятие балет раскрывается как «вид музыкально-театрального искусства, содержание которого выражается в хореографических образах» . Из этого следует, что в профессиональном балетном искусстве происходит взаимодействие и взаимовлияние как минимум трех составляющих: театрального искусства, музыки и хореографии2. По мнению выдающегося исследователя балетного искусства

1 Об особенностях формирования эстетических эмоций средствами хореографии см. .

2 Подробнее о синтезе искусств в балете см. .

В. В. Ванслова, художественная сила балета «зависит не только от высокого уровня каждого из этих компонентов, но и от степени их слияния в единое и органическое художественное целое» .

Связующим центром художественного синтеза разных искусств служит хореография, занимающая в балете господствующее положение и являющаяся его главным выразительным средством. Хореография -это «искусство танца, а также постановка балетных танцев» . Исследуя хореографию профессионального балета, неизбежно приходится оперировать таким понятием, как танец . Значения слов танец и хореография очень близки, почти синонимичны. Танец можно охарактеризовать как композиционный строй взаимосвязанных между собой ритмичнопластических движений и положений человеческого тела, несущих идейно-смысловую, а в некоторых случаях и сюжетную нагрузку. Хореография имеет более широкое значение, это искусство танца в целом, во всех его разновидностях. Хореография охватывает множество танцевальных направлений - от фольклорного национального танца до его современных воплощений. В профессиональном балете хореография имеет основополагающее значение в жизнеспособности той или иной балетной постановки.

Высшим звеном хореографии является классический танец. Средства и приемы классического танца образуют эстетическую форму профессионального балета, становясь основным его отличительным фактором от других направлений хореографии. «Классический танец - система художественного мышления, оформляющего выразительность движений, присущих танцевальным проявлениям человека на различных стадиях культуры. В классический танец эти движения входят не в эмпирически данной форме, а в абстрагированном до формулы виде», - писала Л. Д. Блок, посвятившая свои труды изучению классического танца .

Если балет как вид театрального искусства зародился еще в Возрождение, то процесс формирования классического танца начался в эпоху романтизма. Чис-

тота и гармония классического танца вывели балет на совершенно новый уровень, который отразил это художественное направление. Долгое время балет оставался прерогативой и развлекательно-увеселительным зрелищем для небольшого количества богатых людей, одновременно навлекая на себя нападки прогрессивно настроенных умов. Появление классического танца и классического балета оказалось созвучным высоким стремлениям романтиков, не приемлющих окружающую действительность. Одухотворенность, поэтичность и ирреальность классического танца уносили романтиков в среду идеального совершенства.

Классический танец сложился в результате громадного труда многих поколений людей, стремившихся добиться наибольшей выразительности движений человеческого тела. Система классического танца выкристаллизовывалась в принципах разработки танцевальных движений, свойственных бытовому танцу (шаг, бег, повороты корпуса, переборы ног, притопывания на месте и др.), доведенных до «геометрически отчетливой схемы» . Беспорядочность и хаотичность бытовых движений были приведены в стройную, согласованную и логичную систему.

Основой, на которой развивался классический танец, стал сложившийся на протяжении нескольких веков танец театральный, или сценический, который в свою очередь опирался на танцевальные приемы народной хореографии. Постепенно совершенствуясь, движения и связующие элементы, ведущие свое происхождение из сценического танца Нового времени, обретали свое уникальное и неповторимое лицо в танце классическом.

Нормы и правила классического танца предполагают неестественные для природной физиологии человека положения тела, например, выворотность ног или пальцевая техника (пуанты). Основательное исследование причин этого явления провела Л. Д. Блок, с научной доказательностью обосновавшая механизм исполнения движений классического танца.

Совокупность движений классического танца, выстроенных в талантливо сочиненную хореографию, создают его красоту. Чистота линий, воздушность прыжков, утонченность пальцевой техники и виртуозность вращений становятся выразительными способами профессионального классического балета.

Кроме классического танца в профессиональном балете могут присутствовать элементы народного и современного танцев. Синтез различных видов хореографии часто используется в балетных постановках. Например, характерные движения народного танца включались в классические балеты еще в XIX в., а в постановках современных балетмейстеров наряду с классическим танцем мы видим достижения танца модерн, их слияние создает новый вид хореографии -неоклассику. Здесь мы лишь касаемся этой темы, являющейся предметом отдельной статьи.

Гармония классического балета немыслима без ее важнейшей составляющей - музыки. «Органический синтез музыки и хореографии в балете становится возможным благодаря родству образной природы этих искусств» . Во-первых, музыка необходима балету потому, что с нею связаны темп и ритм танца. Во-вторых, родство музыки и хореографии как искусств заключается в их развитии во времени. В-третьих, музыка дает балетной хореографии эмоционально-образную атмосферу.

Когда балет оставался придворно-зрелищным видом театрального искусства, балетная музыка имела большей частью прикладное значение. Выдающиеся композиторы редко обращались к балетной музыке и относились к ней снисходительно, так как считалось, что она призвана лишь для создания так называемой «дансантности» - совокупности формальных качеств музыки, делающих ее удобной для танца. Только с приходом в балетный театр таких великих композиторов, как П. И. Чайковский и А. К. Глазунов, музыка в балете поднялась на один уровень с вершинами музыкального искусства. Не отрицая исторически сложившихся жанров и форм балетной музыки, они наполнили ее новым содержанием и смыслом и привнесли в балет принципы симфонического развития.

Еще одним компонентом профессионального балета является драматургия. Как и в других видах театрального искусства, драматургия в балете содержит основные этапы развития сюжетного действия: завязка, развитие, кульминация и развязка. В балете, по словам В. В. Ванслова, «танец существует как бы в театральной “оправе”, обладает драматургическим значением и смыслом» . Драматургия в балете призвана раскрывать образы путем художественно-пластического воплощения. Поэтому важно, чтобы балетмейстер, являющийся одновременно и драматургом, мыслил хореографическими образами, создавал действие посредством пластического развития всего балета.

Балетная драматургия обретает особенный характер - она музыкально-хореографическая. Ее основа - сценарий, имеющий словесное описание смысловых и сюжетных перипетий. Но воплощение драматургии в балетных произведениях происходит без помощи слов, протекая в образно-танцевальном претворении музыкальной драматургии. Содержание музыкальной драматургии становится опорой для драматургии хореографической, которая следует за музыкой не дословно повторяя ее темпоритмические формулы, а обретая собственные приемы, условно повторяющие звуко-драматургическую основу. Часто в балете композиционная и смысловая идея музыкального произведения отражается в хореографической драматургии без видимой фабулы. Особенно ярко такое явление проявляется в бессюжетных симфонических балетах.

Каждая из основных составляющих профессионального балета - хореография, музыка и драматур-

гия, - соединяясь в целостное гармоничное соотношение, отражает культуру в сенсуальном, кинетическом, семиотическом, структурно-функциональном и других смыслах многообразной среды форм человеческого бытия. Феномен профессионального балета является неотъемлемой частью культуры. Профессиональный

балет содержит множество аспектов культурной среды, среди которых выделяются эстетический и смысловой. С эстетической точки зрения феномен профессионального балета являет собой красоту пластических телодвижений, доведенных до совершенства; в смысловом аспекте - отражает ценности духовного мира культуры.

1. Балет: энцикл. / гл. ред. Ю. Н. Григорович. - М.: Совет. энцикл., 1981. - 623 с.

2. Басин, Е. Я. Семантическая философия искусства / Е. Я. Басин. - М.: Мысль, 1973. - 216 с.

3. Белов, В. А. Особенности формирования эстетических эмоций средствами хореографического искусства / В. А. Белов //

Вестн. Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - 2009. - №. 1. - С. 47-50.

4. Блок, Л. Д. Классический танец: история и современность / Л. Д. Блок. - М.: Искусство, 1987. - 631 с.

5. Борг ван Дийк, Е. Хореография - созидание танца / Е. Борг ван Дийк // Вестн. Акад. рус. балета им. А. Я. Вагановой. -

2002. - № 11. - С. 141-146.

6. Брайловская, М. А. Синтез искусств - интегративная основа балета: культурологический анализ / М. А. Брайловская //

Вестн. Моск. гос. ун-та культуры и искусств. - 2006. - № 3. - Ч. 1. - С. 102-108.

7. Ванслов, В. В. Балеты Григоровича и проблемы хореографии / В. В. Ванслов. - М.: Искусство, 1971. - 303 с.

8. Ванслов, В. В. О музыке и о балете / В. В. Ванслов. - М.: Памятники ист. мысли, 2007. - 332 с.

9. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. - М.: Совет. энцикл., 1964. - 900 с.

10. Петренко, Е. А. Синтез музыки и танца как традиция русского балета / Е. А. Петренко // Вестн. Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - 2008. - Т. 13. - № 1. - С. 57-63.

Основная школа Илзе Лиепа расположена на Рублево-Успенском шоссе, более камерные студии – на Солянке и в Павловской гимназии. Педагоги используют авторскую методику знаменитой балерины Илзе Лиепа. Эта методика основана на сочетании гимнастики и пилатеса. Сама Илзе также кчаствует в составлении программ обучения. В программе школы: балетная гимнастика, основы классического танца, хореография и основы акробатики. Группы в школе Илзе Лиепы возрастные: 2,5-4 года, 5-6 лет, 7-8 лет и 9-12 лет. Самые маленькие начинают с азов — занимаются ритмикой, танцами и подвижными играми. Серьезная балетная подготовка начинается с 5 лет. Несколько раз в год учащиеся демонстрируют свое мастерство в отчетных концертах.

2. Хореографическая студия Ксении Белой
Возраст: от 2 лет
Студия на Патриарших прудах / на Фрунзенской




Хореографическую Студию открыла в 1999 году Ксения Белая – выпускница балетмейстерского факультета Российской Академии Театрального Искусства (ГИТИС). Балетом здесь занимаются серьезно, что подтверждают регулярные выступления учеников в в Большом Кремлевском Дворце, Концертном зале им.Чайковского, Доме Музыки. Преподают в студии классические и современные танцы, танцы народов мира и демиклассические постановки. На занятиях малыши знакомятся с народным творчеством, учатся чувствовать музыку и ритм, занимаются гимнастикой, актерским мастерством, изучают историю мирового танца, этикет и даже историю искусств. Самые маленькие занимаются хореографией, после чего могут выбрать курс по душе: классический танец или джаз-модерн.

3. Мастерская балета Егора Симачева
Возраст: от 2 до 11 лет
22 филиала в Москве



«Мастерскую балета Егора Симачева» можно считать важным популяризатором детского балета в столице. Первая студия была открыта в Саду Эрмитаж в 2011, а сегодня в городе работают уже 16 филиалов Мастерской. С детьми занимаются балерины Большого театра. Здесь есть три возрастные группы — от 2,5 до 4 лет, от 5 до 7 и от 8 до 11 лет. В зависимости от возраста, уровня подготовки и возможностей ребенку помогают выбрать необходимую нагрузку, чтобы тренировки не нанесли ущерба здоровью. Среди необычных услуг студии — уроки балета на французском или английском языке, причем и балетом, и языками можно начать заниматься с «нуля».

4. Студия классического балета «АкТер»
Возраст: от 3 до 13 лет
4 филиала


Балетная студия «АкТер» работает при Государственном академическом театре классического балета, а ее воспитанники активно участвуют в постановках театра. Также учащиеся выступают на зарубежных площадках. Художественный руководитель студии – Терещенко Оксана Георгиевна - закончила Московское государственное балетное училище при Большом театре и является солисткой театра. Балетное искусство в студии преподают детям в возрасте от 3 лет, есть возрастные группы для мальчиков и девочек 3-6 и 6-8 лет. На занятиях дети изучают классический танец, народно-характерный танец и актерское мастерство.

5. Балетная школа «Щелкунчик»
Возраст: от 3 до 10 лет
Школа на Ленинском пр., 32

Филиалы в клубах «Рибамбель» на Кутузовском пр., 48 и в Ботаническом саду

Уважаемую в Москве школу основала в 2000 году народная артистка РСФСР, известная балерина Наталья Чеховская. В школе «Щелкунчик» есть подготовительное отделение для детей 3-10 лет и профессиональные классы для детей от 10 лет (1-й балетный класс). Обучают в школе по программе «Классический танец» С.Н. Головкиной, утверждённой Министерством культуры РФ. В распоряжении учеников: просторный танцевальный зал с зеркалами и удобные раздевалки. На просмотр можно прийти в любой будний день с сентября по май, а также в отдельные дни в июне.