Всякий мужественный, всякий правдивый человек приносит честь своей родине.

Р.Роллан утверждал, что при рождении человек получает огромное наследство, являющееся его самым огромным богатством, - Родину. С подобным мнением не согласиться невозможно, так как она единственная. Ни сменить её не получиться, ни обрести новую – она, как сама жизнь. Сегодня всё чаще наблюдается факт обесценивания людьми понятия чести. В особенности молодое поколение игнорирует её значение, так как выросло в условиях снижения значимости совести и трудолюбия.

Взамен чести пришло тщеславие, корысть, поэтому те редкие личности, которые сумели сохранить в себе и воспитать в детях нравственные принципы, большинством воспринимаются, как странные и, «непредприимчивые» индивидуумы.

Материальная часть человеческой жизни отвоевала лидирующие позиции. Известно, что одного дня не хватит для создания репутации честного человека. Этот процесс является достаточно длительным, и на протяжении его осуществления благодаря совершению незначительных поступков происходит формирование внутреннего стрежня правильного человека. Если же этот стержень является основой существования человека, тогда потерять честь для него означает самое худшее, что может с ним произойти.

Наглядный пример жертвования собственной жизнью ради сохранения чести своей и своего народа, чести собственной семьи и родины, представлен мрачным временем Великой Отечественной Войны.

Молодым людям пришлось расстаться с жизнью, чтобы отстоять своё достоинство и убеждения.

Честь также выступает в роли жизненного спутника человека. Её наличие не ограничено возрастными рамками, полом, статусами. Честь присуща личности, то есть человеку разумному. Восстановление запятнанного имени значительно более сложный процесс, нежели честное и порядочное каждодневное проведение своей жизни.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2016-12-15

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

Транскрипт

1 Официальный комментарий: «Честь и бесчестие» В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия. Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения личности. Методические рекомендации: Честь это та высокая духовная сила, которая удерживает человека от подлости, предательства, лжи и трусости. Это стержень, который укрепляет личность в выборе поступка, это ситуация, когда судьей является совесть. Жизнь часто испытывает людей, ставя их перед выбором поступить по чести и принять удар на себя или смалодушничать и пойти против совести, чтобы получить выгоду и уйти от неприятностей, возможно, смерти. Выбор у человека есть всегда, и от его нравственных принципов зависит, как он будет поступать. Труден путь чести, но отступление от него, потеря чести еще мучительнее. Будучи существом общественным, разумным и сознательным, человек не может не задумываться над тем, как относятся к нему окружающие, что они о нем думают, какие оценки даются его поступкам и всей его жизни. В то же время он не может не думать и о своем месте среди других людей. Эта духовная связь человека с обществом и выражается в понятиях Чести и Достоинства. «Честь жизнь моя, писал Шекспир, они срослись в одно, и честь утратить для меня равно утрате жизни». Нравственное разложение, падение моральных устоев ведет к краху как отдельной личности, так и целого народа. Поэтому так велико значение великой русской классической литературы, являющейся нравственным фундаментом для многих поколений людей. Афоризмы и высказывания известных людей: Ни тщеславием, ни красотой одежд или коней, ни украшением не добывай чести, но мужеством и мудростью. Теофраст Всякий мужественный, всякий правдивый человек приносит честь своей родине. Р.Роллан Стыд и честь как платье: чем больше потрепаны, тем беспечнее к ним относишься. Апулей

2 Истинная честь не может терпеть неправду. Г.Филдинг Ценность и достоинство человека заключены в его сердце и в его воле; именно здесь основа его подлинной чести. Мишель де Монтень Не покидайте никогда дороги долга и чести - это единственное, в чем мы почерпнем счастье. Жорж Луи Леклерк Кодекс дворянской чести на страницах литературных произведений История русской дуэли ХIХ века это история человеческих трагедий, высоких порывов и страстей. С дуэльной традицией связано понятие чести в дворянском обществе того времени. Существовал даже кодекс дворянской чести. Готовность платить жизнью за неприкосновенность своего личного достоинства предполагала острое осознание этого достоинства. А.С. Пушкин, «невольник чести», защищая честь своей жены и свою честь, вызвал на дуэль Дантеса, который сомнительным поведением мог опорочить имя четы Пушкиных. Поэт не мог жить «оклеветанный молвой» и положил конец бесчестию ценою собственной жизни. М.Ю. Лермонтов тоже пал жертвой бесчестных и злобных завистников. Среди дуэлянтов были не редки бретеры люди, щеголявшие свой готовностью и способностью драться где бы то ни было и с кем бы то ни было. Риск у бретера носил показной характер, а убийство противника входило в его расчеты. Это была смесь позерства и жестокости. Такие негативные варианты дуэли изображены в повести А.С. Пушкина «Выстрел». Герой повести Сильвио, «первый буян по армии», ищет предлога для драки, чтобы утвердить свое первенство в гусарском полку. Он кичится своим превосходством и удачливостью, демонстрирует презрение к смерти, ест черешни под дулом пистолета в угоду своему самолюбию. Его цель не убить, а доказать, что он сильный и может властвовать над людьми. Он болен самовлюбленностью и эгоизмом. Оставив за собой выстрел, герой не стал убивать графа, а удовлетворился тем, что заставил его трепетать. Вопрос о чести, как понимает читатель, даже не стоит храбрость героя вызывает также сомнение. Часто дуэли возникали по малейшему поводу. Из-за необоснованной ревности Ленский вызывает на дуэль своего друга Онегина. В романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Печорин убивает на дуэли Грушницкого, вступившись за честь оклеветанной дамы. Трусость и малодушие Грушницкого нашли выражение в его бесчестном поведении по отношению к княжне Мери и к товарищу, которому он завидовал. В драме М.Ю. Лермонтова «Маскарад» Арбенин, защищая свою честь, убивает собственную жену, поверив в искусно сплетенную интригу. Эгоист и злодей загубил невинную душу ради своих амбиций. Болезненное самолюбие

3 и ложное представление о чести сделали его игрушкой в руках недоброжелателей и толкнули на злодейство. Заслуживает внимания и дуэль Пьера Безухова с Долоховым в романеэпопее Л.Н. Толстого «Война и мир». Пьер искренне доверял старому другу, ввел в свой дом, помог с деньгами, а Долохов опозорил его имя. Герой вступился за свою честь. Но, понимая, что глупая, «фальшивая» Элен не заслуживает того, чтобы из-за неё произошло убийство, готов раскаяться не из страха, а потому, что уверен в виновности жены. Литературные герои эпохи ХIХ века вызывали обидчиков к барьеру и порой шли на отчаянные поступки, защищая свою честь, ценой которой была сама жизнь. Честь как воплощение духовной силы героя Для русской литературы характерен очень серьезный и пристальный взгляд на понятие чести и бесчестья. Но понимание чести героями может быть различным. Пример тому «Капитанская дочка» А.С. Пушкина. Петр Андреевич Гринев понимает честь как действие по совести. Основная составляющая его чести это долг по отношению к императрице, к Родине, к Отечеству, и долг, который на него накладывает любовь к дочери капитана Миронова. А Швабрин? Он тоже русский офицер. Но, нарушив воинскую присягу, перешел на сторону Пугачева, предал Родину. Он корыстен и труслив, циничен и равнодушен. Ему неведомо благородство. Совсем иное понимание чести у Пугачева. Оно держится исключительно на уровне чувств, по большей части дружеских. Именно это узкое понимание чести позволяет Пугачеву зверствовать в ограбленных завоеванных селениях и крепостях, не чувствуя при этом укоров совести, и в то же время помогать Гриневу спасать Машу, помня его доброту в былые времена. «Кто из моих людей смеет обижать сироту?». В разговоре с Пугачевым Гринев признается сам себе, что между малодушием, предательством и верной погибелью делает выбор, продиктованный совестью: «Чувство долга восторжествовало во мне над слабостию человеческою». Его прямодушие заставит Пугачева искренне восхититься и отпустить героя на все четыре стороны. Еще один пример пушкинского произведения повесть «Дубровский». Старший Дубровский потомственный дворянин, честь которого исходит из его положения и истории рода, для Троекурова это богатство и власть. У сына же Дубровского, Владимира, как и у Гринева, главный аспект мотива чести это долг, в первую очередь, перед отцом, что заставляет его мстить Кириле Петровичу. Позднее долг перед отцом перерождается в долг по отношению к объекту его любви, дочери Троекурова. Честь, честность Случайно ли созвучие этих слов с «чисто», «чистота», «чтить»? Честность, как чистота души, незапятнанность репутации один из аспектов рассматриваемого направления. «Но мне порукой Ваша честь, и смело ей себя вверяю», строки из письма Татьяны Лариной из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»,

4 завершающие признание в любви, не просто выражают надежду юной девушки на порядочность и достоинство избранника. В них звучит вера и в то, что честь самой героини не будет поругана. Для Лариной понятие чести, нравственной чистоты основа мировосприятия. Руководствуясь своим представлением о долге, она остается верна мужу, отвергая любовь Онегина. Пожертвовать любовью возможно, пожертвовать честью нет. Герой лермонтовского «Героя нашего времени» Печорин не типичный персонаж, а исключительный. Поэтому и честь Печорина это честь другая, исключительная. Фактически у Печорина нет чести в традиционном понимании этого слова. Проблески благородства и доброты, временами его осеняющие, вызываются ощущением исключительности собственного предназначения. Печорин в некотором роде является предтечей Раскольникова героя романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», у которого тоже понятие чести очень личностно и своеобразно. Оно никак не совмещается с общественным пониманием чести, а иногда является и сдерживающим фактором. Раскольников не признает законов общества и хочет жить лишь по собственным. Другое понимание чести у Свидригайлова. Здесь, наоборот, не честь рождает любовь, как у Пушкина в «Капитанской дочке», а любовь возрождает утраченное ранее понятие чести. В другом аспекте тема чести раскрывается в романе Ф.М. Достоевского «Идиот». На примере образа Настасьи Филипповны автор показывает, как может быть поругана человеческая и женская честь. Будучи от природы высоконравственным и чистым существом, героиня стала презирать и ненавидеть себя, хотя во всем случившемся не было ее вины. Можно сказать, что, потеряв свою честь, героиня потеряла свою жизнь. Глубоко скорбит Н.В.Гоголь об искалеченной и погибающей душе человека, без чести и совести:»и до какой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! Мог так измениться! И похоже это на правду? Все похоже на правду, все может статься с человеком» («Мертвые души»). И невозможно не вспомнить роман Л.Н.Толстого «Война и мир. Болконские старинный аристократический род. Они по праву гордятся своими заслугами перед Отечеством. Высокое понятие о чести, гордость, независимость, благородство и остроту ума старый князь передал по наследству и своему сыну князю Андрею. Оба презирают выскочек и карьеристов вроде Друбецких, Курагиных, Бергов, для которых не существует понятия чести. Не мыслит иного пути для своего сына, кроме пути чести, Николай Андреевич Болконский. Боль, которую принесет известие о смерти князя Андрея, он примет. Но весть о бесчестии «Мне будет стыдно!» Задумаемся: стыд страшнее смерти. Для семьи Болконских категория чести, нравственной чистоты основополагающая. Не эта ли чистота делает взгляд княжны Марьи лучистым? Другая героиня Толстого, живущая сердцем, искренняя, прямодушная Наташа Ростова однажды оказывается в шаге от бесчестия. Увлечение Анатолем Курагиным, подготовка побега. Почему эта история дана через

5 восприятие Пьера? Именно он видит Наташу злой и жестокой, он же забирает у Анатоля ее письма и заботится о сохранении тайны постыдного поступка. Ему доверяет автор стать спасителем Наташи. Может быть потому, что Петр Кириллович Безухов сам имел несчастье столкнуться с «подлой, бессердечной породой» и обрел силу в противостоянии тому злу и разврату, что сеют вокруг себя Курагины. Честь и бесчестье показывает Толстой, рисуя образы двух полководцев защитника Отечества Кутузова и захватчика Наполеона. Вторгшийся враг не может быть честен. Суть его поступка захват чужого, ему не принадлежащего, и убийство. Наполеон изображен в романе эгоистичным и самовлюбленным, надменным и самонадеянным. Противоположна Наполеону фигура Кутузова. Он изображен как вождь справедливой народной войны, как человек чести и высокой нравственности. Отнюдь не любовью к Родине (у них просто нет этой любви!) руководствуются Борис Друбецкой и Долохов. Первый изучает «неписаную субординацию», чтобы сделать карьеру, второй старается отличиться, чтобы вернуть себе офицерское звание, затем получать награды и чины. Военный чиновник Берг в оставленной жителями Москве скупает по дешевке вещи. Война, как показывает это Толстой, сурово проверяет человека. Антитеза честь-бесчестие в литературе XX века В литературе ХХ века особое внимание уделяется военному сословию. Ведь лихолетье революционных смут ударило по нему наотмашь. Что значит остаться честным, как сохранить верность долгу, если вокруг сумятица и хаос? Каждый делает свой выбор. Спасая вверенных ему юнкеров, гибнет Най-Турс. Теперь мы понимаем: неслучайно Алексей Турбин видел полковника во сне в образе Святозарного рыцаря. Словно повинуясь законам рыцарской чести, действует и полковник Малышев, распустивший дивизион: «Своих я всех спас. На убой не послал! На позор не послал!» Николай Турбин считает своим долгом, делом чести рассказать семье Най-Турса о героической смерти полковника и помочь его близким достойно похоронить героя. Как же далеки от них Тальберг («чертова кукла, лишенная малейшего понятия о чести!»), гетман, штабные офицеры, бросившие Город, и тайно бежавшие трусы. Словно от их имени заявляет «маленький кошмар в крупную клетку» из сна Турбина: «Русскому человеку честь только лишнее бремя» (М.А. Булгаков «Белая гвардия»). Не обходит стороной проблему сохранения чести и литература о Великой Отечественной войне. Стать трусом, обесчестить себя предательством и продолжать с этим жить такой выбор делает Рыбак. Он соглашается служить полицаем, выбивает опору из-под ног бывшего однополчанина и становится палачом тому, с кем еще вчера сражался плечом к плечу. Он остается жить и вдруг ловит на себе взгляд, полный ненависти. Ненависти к нему, трусу и предателю, бесчестному человеку. Теперь он враг и для людей, и для себя тоже Судьба лишает Рыбака возможности

6 покончить с собой, он будет жить со своим клеймом бесчестия (В. Быков «Сотников»). Честь рода как категория народной нравственности Народные представления о чести, правде, достоинстве многие века хранит русский фольклор. Герои русских сказок, совершающие предательство, как старшие братья Ивана-Царевича, неизменно испытывают позор разоблачения. Их прогоняют за пределы царства. Герой, до конца прошедший испытания, не уронив своего достоинства, в итоге получает награду. С древних времен понятие честь в русской культуре является определяющим для оценки человека. Невозможно представить былинных Илью Муромца, Святогора, Микулу Селяниновича вне категории чести. Так, в былине «Илья Муромец и Калин царь» Илья Муромец, заточенный на три года в погребе по приказу князя Владимира, хоть и держит обиду, но в минуту опасности надевает доспехи и идет защищать родную землю от врага. Более того, оказавшись в татарском плену, он не принимает предложения служить Калину. Ведь это значит предать свой народ, обесчестить себя. Продолжая фольклорные традиции, древнерусская литература связывает понятие чести с защитой интересов родной земли, своей семьи, своего рода. Так, в «Повести о разорении Рязани Батыем» антитеза «честь и бесчестие» воплощается в образах рязанского князя Федора Юрьевича и «безбожного царя Батыя». Федор Юрьевич принимает смерть, отказавшись отдать Батыю княгиню Евпраксию. Смерть мученическую. Но разве мог он преступить нравственный закон, обесчестить свой род, отдать на поругание жену? Нравственный выбор для героя очевиден. Подвиг чести совершают и вдохновленные князем рязанцы. Пять дней против сменяющих друг друга отрядов завоевателей бьются жители города. Не сдаются, не просят пощады. Не торгуют своей честью. Защитником народных представлений о чести и достоинстве является купец Калашников в знаменитой «Песне о купце Калашникове» М.Ю. Лермонтова. Положив в основу сюжета действительное событие, Лермонтов наполняет его глубоким нравственным смыслом. Калашников выходит биться «за святую правду-матушку», за семейные ценности, за честь. Кто, если не он, должен спасти от бесчестия свою жену. Алена Дмитриевна верна своему мужу, не утаивает своей беды, у него просит защиты от позора. Образ купца Калашникова близок к народному идеалу. Так же, как герои народных былин и сказаний, Степан борется за честь и справедливость, отстаивает вечные ценности. Поединок чести развернется перед всем народом. Услышав обвинения купца, Кирибеевич испугался. Он-то вышел потешиться, а предстоит бой насмерть. Степан Парамонович спокоен и готов принять смерть, ведь на кону честь его семьи, честь рода Калашниковых. Примечательно, что на площади все его братья, готовые вслед за Степаном защищать правду-матушку. Обратим внимание, что первый удар наносит Кирибеевич. Удаль или снова подлость?.. И вот бой окончен. Победитель держит ответ перед царем. Ответ ПО СОВЕСТИ тронул Грозного. Казнили

7 Степана Парамоновича «смертью лютою, позорною» и похоронили промеж трех дорог, в безымянной могиле. Совсем не как доброго христианина. Но суд царский разошелся с судом народным. Погребенный как разбойник, купец Калашников стал поистине народным героем.


Направление «ЧЕСТЬ И БЕСЧЕСТИЕ» Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению Официальный комментарий В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным

Итоговое сочинение «Честь и бесчестие» Щербакова Е.В. МАОУ СОШ 2 Г. Реж Честь и бесчестие В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать

Материалы к сочинению по направлению «Дом» (по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»): дом, милый дом Как жаль, что этот роман вызывает у вас, друзья мои, страх уже одним своим видом! Великий роман великого

II Всероссийская Толстовская олимпиада по литературе Задание 1. 10 класс 1. В плену Пьер: А) поддался чувству страха; Б) почувствовал себя лишенным свободы человеком; В) узнал, что нет положения, в котором

Подготовка к написанию итогового сочинения по литературе в 11 классе, 2016 2017 учебный год. Методические рекомендации. Общие комментарии тематических направлений. Материалы подготовила учитель русского

Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы Вы узнаете Что общего между богатырями и рыцарями. Какое влияние они оказали на современные нравственные представления.

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА 1228» 111020, г. Москва, ул. Авиамоторная,

ПИШЕМ СОЧИНЕНИЕ ВМЕСТЕ Стихотворение в прозе «Довольный человек» Стихотворение в прозе «Фальшивая монета» И. С. Тургенев Шарль Бодлер Какие нравственные качества человека получили осуждение в произведениях?

Истинное и ложное в романе «Война и мир» Обычно начиная изучение романа, учителя спрашивают о названии романа «Война и мир», а ученики старательно отвечают, что это антитеза (хотя название можно рассматривать

Патриотическая лирика Лермонтова. Стихи Лермонтова - это почти всегда внутренний, напряженный монолог, искренняя исповедь, себе же задаваемые вопросы и ответы на них. Поэт чувствует свое одиночество, тоску,

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Сравнительная характеристика героев Как писать сочинение? Сопоставление и противопоставление Существуют 2 типа сравнения: по сходству и по противоположности (контрасту). Типичная ошибка пишущих сочинение

2015 год: ЗАОЧНЫЙ ТУР: ЗАДАНИЯ ЗАОЧНОГО ТУРА ТОЛСТОВСКОЙ ОЛИМПИАДЫ 2015 г. по ЛИТЕРАТУРЕ 27. Годы жизни Л.Н. Толстого: А) 1905 1964; Б) 1828 1910; В) 1802 1836; Г) 1798 1864 28. Л.Н. Толстой так определил

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Сочинение по капитанской дочке на тему любовь на страницах повести пушкина Сочинение по произведению Капитанская дочка Пушкин: Пугачев как предводитель Впервые на страницах повести Пугачев появляется во

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ЛИТЕРАТУРЕ ПО ПРОГРАММАМ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Билет 1 1. Ответьте на вопрос: «В чём состоит актуальность «Слова о полку Игоре» в наши

МКОУ «Специальная школа 106» Классный час «Нравственные ценности» Подготовила и провела: Шепелева А.С., классный руководитель 7 класса Новокузнецкий городской округ Нравственные ценности Цели Формирование

Материалы к сочинению по направлению «Год литературы в России» Направление это как палочкавыручалочка: если вы не знаете русской классической литературы пишите по этому направлению. То есть можно хоть

Ткаченко Екатерина Александровна, учащаяся 11 «Б» класса ГОУ ЦО 1466 им. Н.Рушевой Идеал самопожертвования в повести Галины Щербаковой «Вам и не снилось» План I. Введение II. Тема самопожертвования в повести

Пояснительная записка к уроку. Учитель: Жернова Надежда Викторовна Тема самообразования «Духовно нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы». Предмет: литература. Количество часов в

Темы сочинений по литературе II половины XIX века. 1. Образы купцов-самодуров в пьесе А. Н. Островского «Гроза». 2. а) Душевная драма Катерины. (По пьесе А. Н. Островского «Гроза».) б) Тема «маленького

Даты проведения сочинения 7 декабря 2016. 1 февраля 2017. 3 мая 2017. Особенности формулировок тем итогового сочинения 1. Итоговое сочинение носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих

Сочинение на тему недоросль семья простаковых Распечатать сочинение Анализ Недоросль Фонвизина Д И ТВОРЧЕСТВО Д.И. ФОНВИЗИНА Семейство Простаковых - Скотининых в комедии комедии, действие как бы выносится

«Честь наша состоит в том, чтобы следовать лучшему и улучшать худшее, если оно еще может стать совершеннее». Платон ЧЕСТЬ И БЕСЧЕСТИЕ ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ РУССКОГО ЯЗЫКА С.И. ОЖЕГОВА: 1. Достойные уважения

Осторожно! Ложные былины Как известно, книга лучший подарок. И многие родители стараются порадовать своих чад именно такими полезными презентами. Однако зачастую красочная обложка таит в себе неприятные

Литературная игра по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Литературная дуэль. Эту игру можно провести после прочтения и подробного изучения повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» как внеклассное

Подготовка к итоговому сочинению 1.Направление «Разум и чувство» 2.Направление «Честь и бесчестие» 3.Направление «Победа и поражение» 4.Направление «Опыт и ошибки» 5.Направление «Дружба и вражда» 6.Литература

Итоговое сочинение по литературе в 11 классе Аргументация. Привлечение литературного материала. Учитель словесности высшей категории Ефимова Елена Павловна, лицей 33 ноябрь, 2016 год Итоговое сочинениерассуждение

Понамарёва Елена Леонидовна Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Московский областной профессиональный колледж инновационных технологий» ЧТО ТАКОЕ

12 класс, 2013 год Русский язык и литература (реальный профиль) СХЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ТЕСТА Тестовые задания Критерии оценивания Баллы Задание А 36 1. Озаглавьте композиционносмысловые части предложенного эпизода.

ПРОГРАММА вступительного испытания по литературе для иностранных граждан, поступающих на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета Требования к уровню подготовки абитуриентов Абитуриент

Евгений Онегин герой романа А. С. Пушкина Евгений Онегин... Сколько раз я слышала эти слова, еще до того, как прочитала роман. В повседневной жизни это имя стало уже почти именем нарицательным. С самого

МОУ «Львовская средняя общеобразовательная школа Новооскольского района белгородской области» Урок литературы в 6 классе по теме: «А.С.Пушкин. Повесть «Выстрел» Учитель: Курлыкин А.И. 2008 г. Пояснительная

«Чтение души движение» Рассказ В. Осеевой «Бабка» 11.03.2015 Библиотека МАОУ лицея 23 г. Калининграда Галина Козловская «Чтение души движение» О чѐм бы ни рассказывал писатель в книге, он говорит о человеке,

МОУДОД «Жарковский Дом детского творчества» Конспект мероприятия на тему «Я гражданин России» посвященного Дню народного единства (1 класс) Педагог дополнительного образования: Макарова Н.Г. п.жарковский,

Гаямова Лариса Раффаэльевна Сборник «Филологическая наука и школа: диалог и сотрудничество» Часть 1, Москва 2014 Нравственное воспитание учащихся на уроках литературы при изучении творчества Л.Н. Толстого

К 90-летию со дня рождения Василя Владимировича Быкова (19.06.1924 21.04.2003) Быков Василий (Василь) Владимирович, белорусский писатель и общественный деятель, родился 19 июня 1924 г. в деревне Бычки

Меня зовут ЯНА СМИРНОВА. Имя Яна происходит от древнееврейского имени Иоанн, означающего «милость Божья». Это красивое, редкое имя очень понравилось маме и папе, т.к. основными чертами характера являются

Открытый урок литературы в 6 классе А.С.Пушкин «Дубровский» Александр Сергеевич Пушкин Детский портрет А.Пушкина Публичный экзамен в Царском Селе Михайловское - имение матери А.Пушкина Сергей Львович Пушкин

Олимпиада школьников «Ломоносов» по литературе 2014-2015 г. Отборочный этап 10-11 классы Тур 1 Регистрационный тест 1. «Война и мир» Л.Н. Толстого это а) роман б) поэма в) историческая хроника г) то, что

1 год 1 четверть БЛАГОСЛОВЕНИЕ ключевое слово четверти. 1. Библия источник благословения. 2. Автор и соавторы Библии. 3. Истинность Слова Божия. 4. Бог лишает благословения. 5. Божье милосердие и долготерпение.

А что для ВАС День Победы? Надпись на камне: НЕ ДАДИМ ПОВТОРИТЬСЯ ФАШИСТСКОМУ ТЕРРОРУ ЖИТЕЛЯМ ДОМОВ АБЛИНГИ И ЖВАГИНЯЙ, ЗВЕРСКИ УБИТЫМ ГИТЛЕРОВСКИМИ ФАШИСТАМИ 23 ИЮНЯ 1941 ГОДА. 9 мая для меня не только

Викторина по творчесту А.С.Пушкина для учеников 9-11 классов, студентов и всех интересующихся творчеством поэта. 1. Назовите автора портрета. 2. Где и когда родился А.С.Пушкин? Биография А.С.Пушкина 3.

ВОЕННОЕ ЛИХОЛЕТЬЕ Салтыкова Эмилия Владимировна, г. Брянск Великая Отечественная Война. Это была самая кровавая война за всю историю нашего народа. Более двадцати семи миллионов погибших печальный еѐ итог.

Эссе по литературе Тема работы «Анна Каренина и Эмма Бовари сравнительный анализ женских образов» Выполнила: Сокольская Ирина Павловна учащаяся 11 класса ГБОУ СОШ «ОЦ» с.лопатино Руководитель: Анищенко

ТОГБОУ «Заворонежский детский дом» Внеклассное мероприятие Спешите делать добрые дела Социальный педагог И.В. Баева 2013 год «Спешите делать добрые дела» для воспитанников старших классов Цель: формировать

Викторина по роману Л.Н.Толстого «Война и мир» 1. Сколько лет охватывает действие в романе? (15лет) 2. Какое мороженое подавали на именинах у Наташи? (морковное) 3. В каком месяце началось Бородинское

Отечественная война 1812 года на страницах художественных произведений «Двенадцатый год это народная эпопея, память о которой перейдёт в века и не умрёт, покуда будет жить русский народ» М.Е. Салтыков-Щедрин

Промежуточная аттестация по литературе в 10 классе Проведение устного экзамена с использованием билетов в 10 классе является наиболее эффективной формой аттестации перед государственной итоговой аттестацией

Орлята - книголюбы Патриотизм Это чувство гордости своим Отечеством, его историей и свершениями. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче, счастливее Это источник мужества, стойкости, силы

Гайдар. Время. Мы. Гайдар шагает впереди! Выполнила ученица 11 класса МОУ «Пошатовский детский дом-школа» Погодина Екатерина «Всему свое время, и время всякой вещи под небом. Время рождаться, и время умирать;

РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕЙ КАДЕТСТВА ПОСРЕДСТВОМ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ПРЕДМЕТА ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ З.В.БЕРЕСНЕВА, УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МОАУ СОШ 70 Г.КИРОВА «Воспитание великое дело: им решается участь

9 мая - особенный праздник, «праздник со слезами на глазах». Это день нашей гордости, величия, мужества и отваги. Давно отзвучали последние выстрелы трагической, незабываемой войны. Но не заживают раны

МАТЕРИАЛЫ ЗАДАНИЙ олимпиады школьников «ЛОМОНОСОВ» по литературе 2015/2016 учебный год http://olymp.msu.ru Олимпиада школьников «Ломоносов» Литература 2015-2016 Отборочный этап 5-7 классы Задание 1 1.

Приложение Содержательного раздела ООП ООО 2.2.2.17 ОДНКНР ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО ОДНКНР Основы духовно-нравственной культуры Народов России 5 класс Планируемые результаты

Восславим женщину Мать, чья любовь не знает преград, чьей грудью вскормлен весь мир! Все прекрасное в человеке от лучей солнца и от молока Матери. М. Горький. Мама Короткое слово- всего четыре буквы. А

Метапредметное сочинение! Блок Тема обществознание история литература тезис Значение слова «время» в толковом словаре. Время 1. Длительность бытия (филос.). Пространство и время основные формы бытия. Форма

Четверть Учебная неделя Кол-во часов ТЕМА Проверочные работы Темы лабораторных работ, практикумов, экспериментальных работ и творческих заданий I Введение Литература и история. 2 Устное народное творчество.

Твои мечты исполнятся в тот момент, когда ты будешь действительно готов к этому. Пока ты не готов, судьба бережет тебя. 1 Перед взлетом судьба проведет тебя через дно. Так отсеиваются случайные победители.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ РАБОТ отборочного этапа олимпиады школьников «Ломоносов» ПО ЛИТЕРАТУРЕ 2011/2012 учебный год Основные критерии оценки работ: 5-6 классы: 1. 10 баллов 2. 90 баллов 7-11 классы: 1. 10

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «КРАСНОДАРСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» ПОЛОЖЕНИЕ о проведении

Прочитайте внимательно фрагмент из романа Л. Н. Толстого «Война и мир» (том, часть, глава) и выполните задания. Князь Андрей, думавший, что ему было все равно, возьмут ли или не возьмут Москву так, как

Комитет образования и науки администрации города Новокузнецка МБОУ «СОШ 41» Рабочая программа учебного предмета «Основы духовно нравственной культуры народов России» 5 класс Составитель программы: учитель

Цели мероприятия: 1. Способствовать воспитанию патриотизма учащихся на примере подвигов советских воинов в годы Великой Отечественной войны, подвигов воинов, выполняющих интернациональный долг в наши дни,

Интегрированный урок по истории и литературе. «Век славных рыцарей прошел...» Цели урока: 1) обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Рыцарство на войне и у себя дома.»; 2) отрабатывать навыки

Дата урока (номер учебной недели) Календарно - тематическое планирование Предмет литература Класс 8 Наименование разделов и тем уроков, форм и тем контроля Введение - ч. Кол-во часов неделя Литература

Согласны ли Вы с утверждением писателя Р. Роллана: «Всякий мужественный, всякий правдивый человек приносит честь своей родине»?

Знаменитый французский писатель Р. Роллан однажды сказал: «Всякий мужественный, всякий правдивый человек приносит честь своей родине». Я не согласен с его позицией, так как понимаю слово «честь», как доброе имя человека, его достоинство, его гордость. Не может же отечество потребовать от своего сына бесчестного поступка, подлости, и сделать его лжецом и преступником? Тогда это уже не родина, а государство, причем, тоталитарное, то есть равнодушное к судьбе своих граждан. К родине мы испытываем любовь, за любовь мы можем отдать жизнь, но если мы отдадим честь, то совершим нравственное преступление. Будем ли тогда достойны любви ответной? Сможем ли смотреть людям в глаза, предав или обманув, пусть даже ради отечества? Я думаю, нет.

Чтобы аргументировать свою позицию, я приведу примеры из художественной литературы. В повести Н. Д. Кондратьева ‘’Сашка ‘’ автор рассказывает нам о главном герое, который в первом же бою взял немецкого “языка“ и отвел его в штаб. По дороге он пообещал пленнику, что ему сохранят жизнь. Но комбат, старший по званию, потерял любимую и ненавидел всех захватчиков. Таково было отношение всего русского народа, который насмотрелся на зверства нацистов. Командир приказал расстрелять немца. Сашка же не мог нарушить слово, даже данное врагу. Он не стал убивать безоружного человека. Таким образом, его честное слово оказалось сильнее, чем страх смерти и призыв родины. Герой понял, что если советские солдаты не будут дорожить своим нравственным обликом, немцы наполовину победят. Им удастся превратить русский народ в зверье, которым они его считают. Ради того, чтобы не нарушить обещания и не потерять достоинства, Сашка пошел против приказа и солдатского долга. Он – не трус и не власовец, ведь каждый день безропотно рисковал жизнью ради отечества, но, отдав честь, герой потеряет силу, заключенную в нравственной правоте защитника. Именно она привела советских солдат к победе.

В романе Булгакова «Белая гвардия» Алексей Турбин, белый офицер, после большевицкого переворота оказывается изгоем и чуть ли не врагом собственного народа. Он вынужден скрываться в городе, который по условиям брестского мира не принадлежал новой власти. Там он участвует в обороне, ведь уже наступает армия Петлюры. Осознавая сложность положения, Турбин и его семья радуются слухам о приближении французских войск, которые должны были помочь добровольцам. Читая роман, мы понимаем, что Алексей – правдивый и мужественный человек, но отдал ли он честь родине? Нет. Он верен царской присяге, то есть своему слову, данному императору, поэтому он ждет интервенции, которая должна освободить Россию от красных, и это не предательство, а верность своему долгу. Он поклялся служить Российской Империи, но вправе ли он отказаться от обещания, если родина стала называться «РСФСР»? Он решил для себя, что не имеет на это права. Такой поступок обесценивает его службу и лишает чести. Если он предаст ради родины, будет ли он ее достоин? Нет, он даже не сможет жить, совершив нравственное падение.

Мне вспоминается цитата из моего любимого фильма детства «Гардемарины, вперед»: «Жизнь — Родине, честь — никому!». Это утверждение я считаю истинным. Человек, прежде всего, должен беречь свое доброе имя и держать обещания. Если родина призовет, за нее честные и мужественные люди не пожалеют жизни, но чести не жалеют, как правило, подлецы и трусы, ведь это им свойственно по поводу и без.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Сказка для детей и взрослых.

Она оказалась белой...
«Я так и знала, – сказала мать, – это должно было случиться рано или поздно». Отец задумчиво молчал, глядя на своё новорождённое дитя, которое он любил задолго до появления на свет. Теперь же, когда она явилась в этот огромный мир, он пытался примириться с мыслью, что её жизненный путь будет не самым лёгким.
Их семья всегда отличалась особенной статью среди многочисленного вороньего племени. Матовая чернота перьев, казалось, не предполагала возможности появления потомства, не соответствующего общепризнанной масти. Но...
До поры до времени родители прятали малютку в гнезде, но даже среди братьев и сестёр она выделялась своей странной непохожестью: никогда не вырывала еды из чужого клюва, не принимала участия в потасовках, жалела слабых, хотя сама навряд ли могла считаться сильной. И при этом обладала завидной стойкостью в вопросах переживаний – как своих, так и чужих. Вела она себя, как королева, выросшая в полном неведении о тайне своего рождения, но получившая все полагающиеся ей по крови рождения достоинства.
Подошло время выпустить детей во взрослую жизнь. С каждым из своих отпрысков родители провели беседу с наказом, как не уронить честь семьи, и не испачкать своей. Напоследок они позвали к себе Белую.
«Мы должны тебе рассказать о тайне нашего рода. Пришло время», – так начали свою беседу отец и мать, а Белая, как и положено Белой, приготовилась выслушать их от начала и до конца. « Давным-давно, когда на свете не было ни нас, ни наших родителей, в одном чёрно-вороновом роду случилось удивительное событие – у них родилась совершенно белая птица. Она была не такой, как все. Во всём не такой! И нельзя сказать, что она была хуже. Нет. Просто, совсем не стремилась быть, как все, и это оказалось очень неудобным. Её осмеивали, а она не менялась. Её дразнили, а она даже головы не склоняла. И ждала. Всё время ждала, что придёт к ней ворон, который не побоится пойти против неудовольствия толпы, примет её такой, как она есть – Белой. Это было совсем нелегко, но стойкости её могло позавидовать самое волевое существо на свете. И нашёлся ворон, который полюбил её всем сердцем. И взял её в жёны. Но странная белая ворона, наутро просто сбежала, оставив ворона несчастным на всю жизнь. Он так и не смог больше никого полюбить.

Это была твоя прапрапрабабушка. Она ушла в далёкие края, где появились её дети. Это были дети чёрного ворона, но он никогда об этом не узнал. По счастью, все они были черны. Но перед смертью, твоя прапрапрабабушка собрала возле себя всех детей, и рассказала историю своей жизни, предупредив, что у любого из них в потомстве может появиться белая ворона. И чтобы они передали ей непременно тайное слово.
Дитя, ты родилась белой. А тайное слово очень простое: Ты всегда будешь белой, если захочешь. Но главное, чтобы белой, чистой оставалась твоя душа, иначе ты ни белой не останешься, ни чёрной не станешь»
Так сказали родители своё напутственное слово дочери, и выпустили её из гнезда.
Какой нелёгкой была её жизнь – описывать не стоит. Ведь другие родители тоже рассказали своим детям ту стародавнюю историю, только каждый описал её, как мог, и как хотел.
Никому Белая и зла то не делала, и даже более того, когда нужна была помощь, чаще всего обращались к ней, и она никому не отказывала, несмотря на то, что неблагодарность была более частой оплатой за её отзывчивость, нежели доброе слово. «Ну, я же – Белая. И если моя душа не может иначе чувствовать себя белой, то значит, я поступаю правильно, как следует белой вороне», – так она объясняла себе события жизни … И ждала.
В стае самым завидным женихом считался гордый ворон по имени Чёрный. Перья его отливали синевой, а крепкий клюв никому не давал повода усомниться в его бесстрашии. И вёл он себя всегда с достоинством, никогда не ввязывался в драки, но спуску не давал, даже в малых попытках задеть себя. Едва увидев Белую, он был покорён её мягкостью и гордой осанкой, её необычностью, красотой, выдержанностью и совершенной непохожестью на всех остальных ворон многочисленного вороньего племени. Однажды, когда по своей привычке задирать без повода, один из обывателей начал подсмеиваться над нашей бедняжкой, Чёрный просто молча подошёл и встал рядом с нею, дав всем понять, что она теперь не одна. Так родилась любовь, которая закрыла многие злобные клювы, и естественно закончилась свадьбой.
«Ну, вот и слава Богу, – подумала про себя Белая, – я буду счастлива, как все вороны».
Сидя рядом со своим любимым, прижимаясь к нему, под охраной могучего чёрного крыла, она не сразу поняла, о чём он ей рассказывает. Сам, голос, был ласкающим и баюкающим. И деревья качались под ветром ночного неба, навевая истому и успокоение.

«Любимая, теперь нам с тобой не страшно ничего. Я перестал быть одиноким. Ты со мной, я с тобой, моя БЕЛАЯ ВОРОНА. Я ведь, тоже белый. Только я научился быть чёрным для всех. Я и тебя научу, и мы будем, в абсолютной безопасности, друг для друга – белыми, а для всех такими, какие им удобны….»
Казалось, мир рухнул.
Белая едва удержалась, чтобы не закричать
« Ты не чёрен – ты грязен! – только и нашла она, что сказать. – Я уйду утром».
Теперь уже Чёрный был поражён в самое сердце.
Была долгая, долгая ночь. А рано утром молодых не нашли в гнезде. Они исчезли. Строили догадки досужие кумушки, и, конечно же, обвиняли Белую в колдовстве.
Только горизонт знал, что два тёмных птичьих силуэта, машущих крыльями над дальним лесом, на самом деле были белыми птицами.