Какие темы поднимались в древнерусской литературе. Древнерусская литература - что такое? Произведения древнерусской литературы

Введение

Актуальность темы исследования. В российском обществе очевидна тенденция «возврата к истокам». Возрос интерес к культуре, искусству, литературе, духовным ценностям прошлого, в том числе к культуре и искусству Древней Руси. Печатаются произведения XI-XVII вв., появляются многотомные серии («Литературные памятники Древней Руси», «Искусство и литература Древней Руси»), словари по древнерусскому искусству, альбомы, посвященные архитектурным ансамблям прошлого, древнерусской иконописи. Частью этого общего движения является знакомство учащихся в средней школе, лицеях, гимназиях с литературой Древней Руси.

Произведения литературы Древней Руси способствуют развитию эстетической культуры учащихся, их мировоззрения и познавательного интереса. В действующих программах средней школы предусматривается овладение определенным кругом теоретико-литературных понятий, формирование представлений об основных жанрах древнерусской литературы, воспитание у школьников культуры восприятия произведений русской древности. Для успешного осуществления этой задачи необходим выбор пути рассмотрения древнерусских произведений в школе. «Чем яснее учитель поставит вопрос о специфике жанра, тем более четко будет построен анализ, тем продуктивнее он будет для литературного образования и эстетического развития учащихся, не говоря о том, что внимание к специфике жанра внесет разнообразие в уроки по литературе и усилит интерес» Голубков В. В. Методика преподавания литературы. 7-е изд. - М.: 2009. .

Литература Древней Руси охватывает период с XI по XVII век. Это первый этап в развитии русской литературы. Древнерусская литература была литературой формирующейся великорусской народности, постепенно складывающейся в нацию. Наше представление о древнерусской литературе далеко не полное.

Литература Древней Руси - это средневековая литература, которая отличается от литературы нового времени своими специфическими особенностями.

Предмет исследования. Методика преподавания литературы.

Объект исследования. Методика преподавания Древнерусской литературы в пятых-девятых классах средних общеобразовательных школ.

Цели исследования.

Рассмотреть специфику преподавания древнерусской литературы в СОШ в VI-IХ классах.

Задачи исследования.

1. Древнерусская литература в школе.

2. Изучение древнерусской литературы в VI-IХ классах СОШ.

Структура и основное содержание работы.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Древнерусская литература в школе

Своеобразие древнерусской литературы

Русской литературе без малого тысяча лет. Это одна из самых древних литератур Европы. Она древнее, чем литературы французская, английская, немецкая. Ее начало восходит ко второй половине Х века. Из этого великого тысячелетия более семисот лет принадлежит периоду, который принято называть «древняя русская литература».

Характерной особенностью древнерусской литературы является рукописный характер ее бытования и распространения (книгопечатание появилось лишь в 16 веке). При этом то или иное произведение существовало не в виде отдельной, самостоятельной рукописи, а входило в состав различных сборников, преследовавших определенные практические цели. «Все, что служит не ради пользы, а ради прикрасы, подлежит обвинению в суетности». Эти слова Василия Великого во многом определяли отношение древнерусского общества к произведениям письменности. Значение той или иной рукописной книги оценивалось с точки зрения ее практического назначения, полезности.

Другой особенностью нашей древней литературы является анонимность. Это было следствием религиозно христианского отношения феодального общества к человеку, и в частности к труду писателя, художника, зодчего. В лучшем случае нам известны имена отдельных авторов, «списателей» книг, которые скромно ставят свое имя либо в конце рукописи, либо на ее полях, либо (что гораздо реже) в заглавии произведения. При этом писатель не приминет снабдить свое имя такими оценочными эпитетами, как «худый», «недостойный», «многогрешный». В большинстве же случаев автор произведения предпочитает оставаться неизвестным, а порой и скрыться за авторитетным именем того или иного «отца церкви» -- Иоанна Златоуста, Василия Великого и др Буслаев Ф. И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства. Т. 2 (Древнерусская народная литература и искусство). -СПб.: - 2011..

Одной из характерных особенностей древнерусской литературы является ее связь с церковной и деловой письменностью, с одной стороны, и устным поэтическим народным творчеством -- с другой. Характер этих связей на каждом историческом этапе развития литературы и в отдельных ее памятниках был различным.

Однако чем шире и глубже литература использовала художественный опыт фольклора, тем ярче отражала она явления действительности, тем шире была сфера ее идеологического и художественного воздействия.

Характерная особенность древнерусской литературы -- историзм. Ее героями являются преимущественно исторические лица, она почти не допускает вымысла и строго следует факту. Даже многочисленные рассказы о «чудесах» -- явлениях, кажущихся средневековому человеку сверхъестественными, не столько вымысел древнерусского писателя, сколько точные записи рассказов либо очевидцев, либо самих лиц, с которыми произошло «чудо». Ход и развитие исторических событий объясняется Божьим изволением, волей провидения. Однако, отбросив религиозную оболочку, современный читатель без труда обнаруживает ту живую историческую действительность, подлинным творцом которой был русский народ. Древнерусская литература, неразрывно связанная с историей развития Русского государства, русской народности, проникнута героическим и патриотическим пафосом.

Литература прославляет моральную красоту русского человека, способного ради общего блага поступиться самым дорогим - жизнью. Она выражает глубокую веру в силу и конечное торжество добра, в способность человека возвысить свой дух и победить зло. Древнерусский писатель менее всего был склонен к беспристрастному изложению фактов, "добру и злу внимая равнодушно". Любой жанр древней литературы, будь то историческая повесть или сказание, житие или церковная проповедь, как правило, включает в себя значительные элементы публицистики. Касаясь преимущественно вопросов государственно-политических или моральных, писатель верит в силу слова, в силу убеждения. Он обращается не только к своим современникам, но и к далеким потомкам с призывом заботиться о том, чтобы славные деяния предков сохранились в памяти поколений и чтобы потомки не повторяли горестных ошибок своих дедов и прадедов.

Древняя русская литература -- это тоже цикл. Цикл, во много раз превосходящий фольклорные. Это эпос, рассказывающий историю вселенной и историю Руси.

Ни одно из произведений Древней Руси -- переводное или оригинальное -- не стоит обособленно. Все они дополняют друг друга в создаваемой ими картине мира. Каждый рассказ -- законченное целое, и вместе с тем он связан с другими. Это только одна из глав истории мира. Даже такие произведения, как переводная повесть «Стефанит и Ихнилат» (древнерусская версия сюжета «Калила и Димна») или написанная на основе устных рассказов анекдотического характера «Повесть о Дракуле», входят в состав сборников и не встречаются в отдельных списках. В отдельных рукописях они начинают появляться только в поздней традиции -- в XVII и XVIII веках.

Сказанное трудно представить себе по хрестоматиям, антологиям и отдельным изданиям древнерусских текстов, вырванным из своего окружения в рукописях. Но если вспомнить обширные рукописи, в состав которых все эти произведения входят, -- все эти многотомные Великие Четьи-Минеи, летописные своды, прологи, златоусты, измарагды, хронографы, отдельные четьи сборники, -- то мы отчетливо представим себе то чувство величия мира, которое стремились выразить древнерусские книжники во всей своей литературе, единство которой они живо ощущали.

Есть только один жанр литературы, который, казалось бы, выходит за пределы этой средневековой историчности, -- это притчи. Они явно вымышлены. В аллегорической форме они преподносят нравоучение читателям, представляют собой как бы образное обобщение действительности. Они говорят не о единичном, а об общем, постоянно случающемся. Жанр притчи традиционный. Для Древней Руси он имеет еще библейское происхождение. Притчами усеяна Библия. Притчами говорит Христос в Евангелии. Соответственно притчи входили в состав сочинений для проповедников и в произведения самих проповедников. Но притчи повествуют о «вечном». Вечное же -- оборотная сторона единого исторического сюжета древнерусской литературы Булгакова С. Игумен земли русской // Работница. - 2011. - №9..

Итак, литература образует некоторое структурное единство -- такое же, какое образует обрядовый фольклор или исторический эпос. Литература соткана в единую ткань благодаря единству тематики, единству художественного времени с временем истории, благодаря прикрепленности сюжета произведений к реальному географическому пространству, благодаря вхождению одного произведения в другое со всеми вытекающими отсюда генетическими связями и, наконец, благодаря единству литературного этикета.

В этом единстве литературы, в этой стертости границ ее произведений единством целого, в этой невыявленности авторского начала, в этой значительности тематики, которая вся была посвящена в той или иной мере «мировым вопросам» и малоразвлекательна, в этой церемониальной украшенности сюжетов есть своеобразное величие. Чувство величия, значительности происходящего было основным стилеобразующим элементом древнерусской литературы.

Древняя Русь оставила нам много кратких похвал книгам. Всюду подчеркивается, что книги приносят пользу душе, учат человека воздержанию, побуждают его восхищаться миром и мудростью его устройства. Книги открывают «розмысл сердечный», в них красота, и они нужны праведнику как оружие воину, как паруса кораблю.

Литература -- священнодействие. Читатель был в каком-то отношении молящимся. Он предстоял произведению, как и иконе, испытывал чувство благоговения. Оттенок этого благоговения сохранялся даже тогда, когда произведение было светским. Но возникало и противоположное: глумление, ирония, скоморошество. Яркий представитель этого противоположного начала в литературе -- Даниил Заточник, перенесший в свое «Моление» приемы скоморошьего балагурства. Пышный двор нуждается в шуте; придворному церемониймейстеру противостоит балагур и скоморох. Даниил Заточник высмеивает в своем «Молении» пути к достижению жизненного благополучия с оттенком цинизма, потешает князя и подчеркивает своими неуместными шутками церемониальные запреты.

Если самым кратким образом определить те ценности, которые были созданы древней русской литературой, то их можно видеть в нескольких областях.

В древней русской литературе сформировалось то удивительное чувство общественной ответственности писателя, которое стало характерной чертой и русской литературы нового времени. Уже в Древней Руси литература стала той кафедрой, с которой постоянно раздавалось затем учительное слово.

В древней русской литературе сформировалось представление о единстве мира, о единстве всего человечества и его истории, сочетавшееся с глубоким патриотизмом, -- патриотизмом, лишенным чувства национальной исключительности, тупого и узкого шовинизма. Именно в древней русской литературе создался тот широкий и глубокий взгляд на весь «обитаемый мир» (ойкумену), который стал характерен для нее и в XIX в.

Через свою богатую переводную литературу древняя русская литература смогла усвоить лучшие достижения византийской и южнославянских литератур, стать литературой европейской.

В древней русской литературе развилось искусство повествования, искусство лаконичных характеристик, умение создавать краткие философические обобщения.

В Древней Руси на основе двух языков -- старославянского и русского создался удивительно разнообразный и богатый язык литературы.

Система жанров в древнерусской литературе оказалась исключительно разнообразной и гибкой.

Древняя русская литература представляла собой ту развитую, широко раскинувшуюся корневую систему, на основе которой быстро смогла вырасти в XVIII веке литература нового времени и к которой могли быть привиты достижения литератур западноевропейских.

  1. Как вы объясните важность понимания по-зиции автора при чтении художественных произ-ведений?
  2. Чтение художественного произведе-ния — всегда диалог с автором. Мы или соглашаемся с ним или спорим, но почти никогда не остаемся равнодушными.

    Понять позицию автора необходимо хо-тя бы для того, чтобы определиться с на-шей собственной позицией читателя. Да-же если мы говорим, что книга нам не понравилась, мы всегда умеем объяснить, почему возникла такая оценка. Так, уже в 5 классе некоторые ученики активно не принимают рассказы барона Мюнхгаузе-на, потому что «они совсем не похожи на реальные события жизни».

  3. Все ли произведения фольклора можно от-нести к какому-то неопределенно далекому вре-мени? Приведите примеры.
  4. Большую часть объемных произведе-ний устного народного творчества — бы-лины, сказки — их безымянные авторы относят к сказочным временам, напри-мер временам царя Гороха. И время и мес-то событий сказок часто подчеркнуто лишены конкретности. Но совсем не обя-зательно произведения фольклора су-ществуют в таком неопределенно далеком времени. Есть много произведений, кото-рые отражают конкретное время. Таковы, например, исторические песни о Петре I или Иване Грозном, пьеса о войне с Напо-леоном, современные отклики на собы-тия наших дней.

    Однако даже былинное прошлое не аб-солютно лишено примет времени. Во мно-гих былинах живут отклики не на конк-ретное событие, а на эпоху.

  5. Какие качества исторической личности при-влекали древнерусских авторов?
  6. Древнерусских авторов привлекали, с одной стороны, такие качества историче-ской личности, которые помогали челове-ку большого масштаба править страной, вести страну к победам. Здесь был важен и дар руководителя, и смелость, и опера-тивность. А с другой — привлекали и чис-то личные достоинства: доброта и наблю-дательность, заботливость и отсутствие жадности… Так и формировалось пред-ставление о герое исторического народно-го предания как об идеальном человеке, который, конечно, был безупречным об-разцом для подражания и как руководи-тель и как один из членов сообщества лю-дей своего времени.

  7. Какое из произведений XII-XVII веков по-могло вам составить впечатление о том времени, о людях, живших в то время, их быте, нравах?
  8. Каждое из произведений определенной эпохи, которое мы читаем, помогает пред-ставить былое. Особенное доверие вызы-вают у читателя летописи, которые стре-мятся точно воспроизвести только что происшедшие события.

  9. Чем отличается исторический труд и худо-жественное произведение, посвященное историче-ским событиям? Ответьте на вопрос, используя произведения Карамзина и Пушкина.
  10. Исторический труд точно воспроизводит события. В художественном произве-дении те же события включаются в вы-мышленную канву, созданную автором, что помогает понять эпоху. Таковы вклю-ченные в учебник-хрестоматию произве-дения Н. М. Карамзина и А. С. Пушкина. Высокий уровень владения материалом, талант писателя помогают этим авторам не только точно передать конкретные со-бытия и образы конкретных героев, но и воспроизвести эпоху и вынести авторскую оценку изображенным событиям. Таков рассказ о великом Новгороде. Такова вер-сия судьбы вещего Олега. Таковы события восстания Пугачева. В этих произведени-ях даже вымышленные герои помогают читателю представить реальных героев и реальные события ушедшей эпохи. Петру-ша Гринев и Савельич ничуть не менее убедительно характеризуют эпоху, чем исторически достоверный вождь восста-ния Емельян Пугачев.

  11. Авторы XIX и XX веков с интересом и лю-бовью обращались к былинам. Как вы считаете, их волновала родная история или художественные достоинства народных произведений? Попробуй-те объяснить этот интерес.
  12. Интерес к былинам у многих русских классиков объяснялся тем, что они не бы-ли безучастны к родной истории, а также тем, что их вдохновляли художественные достоинства нашего фольклора. Знако-мясь с былинами, они увлекались их геро-ическими сюжетами и героическими ха-рактерами представленных в них бога-тырей. Особую прочность этих чувств вызывала точность воспроизведения мно-гих событий в жизни этих героев. Каж-дый из них имеет свою биографию, свою общую для всего цикла былин характе-ристику. Для сказителей это были реаль-ные люди, жизнь которых была им знако-ма и близка до мельчайших деталей. И ав-торы XIX и XX веков обращались к былинам с такой же доверчивостью и лю-бовью. Их волновали как герои и события тех времен, так и связь времен, в том чис-ле и связь собственного времени с дале-ким былинным временем. Их привлекало и привлекает героическое начало в харак-терах богатырей, способность к преодоле-нию трудностей и стойкость их характе-ров, психологическая точность воспроиз-ведения типичных для жестокой борьбы.

  13. Что способствовало возникновению литерату-ры на Руси и/как это отразилось на ее содержании?
  14. Древнерусская литература является на-чальным этапом в формировании и разви-тии русской литературы. Ее возникнове-ние тесно связано с процессом образования раннефеодального государства. Она была во многом подчинена политическим зада-чам укрепления этого государства, стрем-лению объединить раздробленные княжест-ва в единое централизованное государство. В ней нашли отражение разные периоды развития Древней Руси с XI по XVII век.

    По словам исследователя В. В. Кускова, «это литература формирующейся велико-русской народности, постепенно склады-вающейся в нацию». Особую роль в вы-полнении этой задачи сыграла летопись.

    Возникновению древнерусской литера-туры во многом способствовало принятие Русью христианства, что повлияло на ее содержание, художественные формы и складывающиеся жанры.

    Содержание литературы русского Сред-невековья отличается особой духовно-стью. Жизнь человеческой души, воспи-тание и совершенствование нравственного мира человека — вот главная ее задача. В ее произведениях прославлялись такие христианские идеалы, как милосердие, скромность, душевная щедрость, нестяжание. Следствием стало появление жан-ра жития, прославлявшего героическую и подвижническую сущность достойней-ших людей эпохи — святых, героев, вое-начальников, деятелей православной цер-кви, чьи физические и духовные подвиги могли служить примером для воспитания юношества.

  15. Как трактуется в апокрифе «Хождение Бого-родицы по мукам» библейский сюжет о сошествии Христа на землю и принятии им мук за грехи люд-ские?
  16. Как и другие апокрифы, «Хождение Бо-городицы по мукам» попало в XI веке в список «отреченных книг», т. е. не при-знанных церковью из-за несоответствия ряду официальных церковных трактовок.

    Так, трактовка темы грешников в апок-рифе отличается от канонической прежде всего в изображении ада и мук, которым подвергаются там умершие. Если церков-ные книги лишь утверждали неизбеж-ность мук после смерти грешника, то апокриф поражал воображение читателя подробными картинами адских мучений. Некоторые исследователи древнерусской литературы (Н. К. Гудзий, В. В. Кусков) усматривают в памятнике некое противо-поставление Божьему Суду живого сочув-ствия Богородицы к грешникам.

    Что же касается пришествия Христа в мир и принятия им мук за людские грехи, то расхождений между библейской трак-товкой и трактовкой апокрифа нет.

    Согласно Библии, Господь послал на землю сына своего как Спасителя мира, который избавит людей от рабства греха и власти диавола — «сотрет главу змия», как сказал Бог еще первым людям в раю, спасет людей от вечной смерти и откроет врата в Царство Небесное для вечной бла-женной жизни с Богом. Путем доброволь-ной искупительной жертвы Христос спа-сает людей от окончательной погибели. Поправ собственной смертью смерть, он даровал людям жизнь вечную, вечное бла-женство, т. е. спасение всем, уверовав-шим в него.

    В апокрифе в ответ на мольбы грешни-ков, заступничество пресвятой Богороди-цы и ангельского сонма Христос сходит с престола и говорит, что он приходил на землю, чтобы освободить людей от перво-родного греха. При этом он напоминает о нарушении заповедей Божьих и нераска-янности грешников. Явление же Христа грешникам и временное облегчение их участи не является каноническим текстом и потому церковью не признается.

  17. Попробуйте доказать, опираясь на приведен-ный отрывок из текста «Жития Феодосия Печерско-го», что перед вами художественное изображение святого.
  18. Преподобный Нестор, изображая Фео-досия Печерского, использует присущие художественным произведениям приемы создания образа героя, в данном случае — святого. К ним относится развернутое сравнение Феодосия со светилом, всем ви-димым и освещающим путь черноризцам. Это сравнение призвано особо выделить его святость, признание его чудодействен-ных заслуг перед всем мирским и монаше-ским обществом.

    Создавая живой, яркий образ Феодосия Печерского, автор говорит о том, что тот с радостью работал в пекарне, был телом си-лен и крепок. Это отличает изображение Феодосия от принятой обрисовки других святых — седовласых, седобородых, серьез-ных и сосредоточенных на своих внутрен-них раздумьях. В этом описании звучит необходимая для агиографической литера-туры наставительная идея — пример тако-го подвижнического труда для юношества.

  19. Какие особенности летописей вы можете вы-делить?
  20. Летопись возникла еще в Киевской Ру-си из потребности русского общества иметь свою письменную историю, и это было связано с ростом национального са-мосознания народа. Летопись представля-ла собой исторический документ, вклю-чающий в себя тексты или переложения договорных грамот, завещания князей, постановлений феодальных съездов и дру-гие документы. События не только отече-ственной, но и мировой истории, их взаи-мосвязь становились предметом интереса летописцев. Особенно ярко это, прояви-лось в «Повести временных лет», в кото-рой вопрос о происхождении русского на-рода исследовался в связи с общемировой историей. Летопись велась по годам, имела коллективное авторство, и потому в ней мы находим разнообразные мнения о событиях истории, более широкий ох-ват, непосредственное отражение народ-ной точки зрения на эти события. В ней можно заметить даже различия в полити-ческих взглядах и литературном мастер-стве ее составителей.

    Часто использовались летописцами фольклорные и книжные источники. Один из первых летописных сводов — «Повесть временных лет» — памятник коллективного творчества, над которым, начиная с правления Ярослава Мудрого в 30-е годы XI века, трудилось не одно по-коление русских летописцев, как прави-ло, монахи или представители княжеско- боярской среды. Наибольшую известность как летописец приобрел преподобный Не-стор, монах Киево-Печерского монастыря. Материал с сайта

    Летописи, и особенно «Повесть времен-ных лет», допускали смешение жанров в рамках одного произведения. Так, в соста-ве «Повести…» мы находим летописные сказания (например, о смерти князя Оле-га от своего коня, впоследствии использо-ванное А. С. Пушкиным), близость к жи-тийной литературе (о перенесении мощей святых Бориса и Глеба, о преставлении Феодосия Печерского). В недрах летописи начинает формироваться воинская по-весть, например о мести Ярослава Святополку Окаянному. В «Повесть временных лет» вошло и «Поучение Владимира Мо-номаха». Однако при всей событийной и жанровой мозаичности летописи она отличается тематическим единством — изображением отдельных вех истории Ру-си, изложением событий в строгой времен-ной последовательности. Хронологическая связь событий подкреплялась в летописи генеалогической линией, т. е. показом преемственности власти князей Рюрико-вичей. Летописец обязательно указывает на родственные отношения между князья-ми, чью славу наследует каждый из них.

    Летописи провозглашают в качестве ос-новных своих идей утверждение незави-симости Руси, превосходство христианст-ва над язычеством, неотделимость рус-ской истории от всеобщей, призыв к единству действий в борьбе с врагами, ду-ховное единение русского общества.

  21. Можете ли вы назвать отличительные черты жанра «поучение»?
  22. В Древней Руси развивалась ораторская проза, которая, в свою очередь, делится на торжественное и учительское красно-речие. Поучение принадлежит к учитель-скому красноречию. Его цель — наставле-ние (назидание), информация, полемика. Оно невелико по объему, часто лишено риторических украшений, писалось или произносилось на общедоступном, живом, разговорном древнерусском языке.

    «Памятники дидактической прозы, часто безыскусные по стилю, содержали немало ярких бытовых реалий и сцен «низкой» действительности, особенно в описании пороков человеческих… Вос-питывая христианскую нравственность, «учительная» литература осуждала поро-ки и прославляла добродетели, напоми-ная верующим о дне Страшного суда и не-избывной муке, которая уготована греш-никам после смерти в аду.

    Среди произведений дидактического красноречия особо выделяется группа «слов» на тему «казней Божьих», где лю-бое бедствие, обрушившееся на страну: за-суха или наводнение, эпидемия или вра-жеское нашествие <…> расценивается как Божественное возмездие за грехи. Другая группа «поучений» и «бесед» ад-ресована монахам и содержит ряд правил, которым неукоснительно должен следо-вать инок: соблюдать пост, отличаться кротостью нрава, совершать молитвенный подвиг, как можно чаще прибегать к по-каянию и причастию». (Л. А. Ольшев-ская, С. Н. Травников)

    Примером памятника светской «учи-тельной» литературы является «Поучение Владимира Мономаха».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • сочинение на тему древнерусская литература
  • какой была древнерусская литература
  • сочинение на тему человек в древнерусская литература
  • тест по древнерусской литературе 5 класс
  • какие истории собития волнуют автора

Понятие «древнерусская литература» включает в себя литературные произведения XI-XVII в. К числу литературных памятников этого периода относятся не только собственно литературные произведения, но и произведения исторические (летописи и летописные повести), описания путешествий (они назывались хожениями), поучения, жития (рассказы о жизни людей, причисленных церковью к сонму святых), послания, сочинения ораторского жанра, некоторые тексты делового характера. Во всех этих памятниках имеются элементы художественного творчества, эмоционального отражения современной жизни.

Подавляющее большинство древнерусских литературных произведений не сохранило имен их создателей. Древнерусская литература, как правило, анонимна, и в этом отношении она сходна с устным народным творчеством. Литература Древней Руси рукописная: произведения распространялись путем переписки текстов. В ходе рукописного бытования произведений в течение столетий тексты не только копировались, но часто перерабатывались в связи с изменениями литературных вкусов, социально-политической ситуации, в связи с личными пристрастиями и литературными способностями переписчиков. Этим объясняется существование в рукописных списках различных редакций и вариантов одного и того же памятника. Сравнительный текстологический анализ (см. Текстология) редакций и вариантов дает возможность исследователям восстановить литературную историю произведения и решить, какой текст наиболее близок к первоначальному, авторскому, как он изменялся во времени. Лишь в редчайших случаях мы располагаем авторскими списками памятников, и очень часто в более поздних по времени списках доходят до нас тексты, более близкие к авторскому, чем в списках ранних. Поэтому исследование древнерусской литературы основывается на исчерпывающем исследовании всех списков изучаемого произведения. Собрания древнерусских рукописей имеются в крупных библиотеках разных городов, в архивах, музеях. Многие произведения сохранились в большом числе списков, немало - в очень ограниченном. Есть произведения, представленные единственным списком: «Поучение» Владимира Мономаха, «Повесть о Горе-Злочастии» и др., в единственном списке дошло до нас и «Слово о полку Игореве», но и он погиб во время нашествия Наполеона на Москву в 1812 г.

Характерной чертой древнерусской литературы является повторяемость в разных сочинениях разного времени определенных ситуаций, характеристик, сравнений, эпитетов, метафор. Для литературы Древней Руси характерна «этикетность»: герой поступает и ведет себя так, как следует ему, по понятиям того времени, поступать, вести себя в данных обстоятельствах; конкретные события (например, битва) изображаются с употреблением постоянных образов и форм, все имеет определенную церемониальность. Древнерусская литература торжественна, величава, традиционна. Но за семьсот лет своего существования она прошла сложный путь развития, и в рамках ее единства мы наблюдаем многообразие тем и форм, изменение старых и созидание новых жанров, тесную связь развития литературы с историческими судьбами страны. Все время шла своеобразная борьба между живой действительностью, творческой индивидуальностью авторов и требованиями литературного канона.

Возникновение русской литературы относится к концу X в., когда с принятием на Руси христианства как государственной религии должны были появиться служебные и исторически-повествовательные тексты на церковнославянском языке. Древняя Русь через посредство Болгарии, откуда по преимуществу шли эти тексты, сразу же приобщилась к высокоразвитой византийской литературе и литературе южных славян. Интересы развивающегося Киевского феодального государства требовали создания собственных, оригинальных произведений и новых жанров. Литература была призвана воспитывать чувство патриотизма, утверждать историческое и политическое единство древнерусского народа и единство рода древнерусских князей, обличать княжеские распри.

Задачи и темы литературы XI - начала XIII в. (вопросы русской истории в ее связи с историей всемирной, история возникновения Руси, борьба с внешними врагами - печенегами и половцами, борьба князей за киевский престол) определили общий характер стиля этого времени, названного академиком Д. С. Лихачевым стилем монументального историзма. С началом русской литературы связано возникновение русского летописания. В составе более поздних русских летописей до нас дошла «Повесть временных лет» - летопись, составленная древнерусским историком и публицистом монахом Нестором около 1113 г. В основе «Повести временных лет», в которую входят и рассказ о всемирной истории, и записи по годам о событиях на Руси, и легендарные предания, и повествования о княжеских распрях, и хвалебные характеристики отдельных князей, и осуждающие их филиппики, и копии документальных материалов, лежат еще более ранние летописные своды, до нас не дошедшие. Изучение списков древнерусских текстов дает возможность восстанавливать несохранившиеся названия литературной истории древнерусских произведений. XI в. датируются и первые русские жития (князей Бориса и Глеба, игумена Киево-Печерского монастыря Феодосия). Жития эти отличаются литературным совершенством, вниманием к насущным проблемам современности, жизненностью многих эпизодов. Зрелостью политической мысли, патриотизмом, публицистичностью, высоким литературным мастерством характеризуются и памятники ораторского красноречия «Слово о законе и благодати» Илариона (1-я половина XI в.), слова и поучения Кирилла Туровского (1130-1182). Заботами о судьбах страны, глубокой человечностью проникнуто «Поучение» великого киевского князя Владимира Мономаха (1053-1125).

В 80-х гг. XII в. неизвестный нам автор создает самое гениальное произведение древнерусской литературы - «Слово о полку Игореве». Конкретная тема, которой посвящено «Слово», - неудачный поход в 1185 г. в половецкую степь новгород-северского князя Игоря Святославича. Но автор озабочен судьбами всей русской земли, он вспоминает о событиях далекого прошлого и современности, и истинный герой его произведения не Игорь, не великий князь киевский Святослав Всеволодович, которому в «Слове» уделяется немало внимания, а русский народ, русская земля. Многими чертами «Слово» связано с литературными традициями своего времени, но, как произведение гениальное, оно отличается целым рядом черт, присущих только ему: оригинальностью переработки этикетных приемов, богатством языка, утонченностью ритмического построения текста, народностью самой своей сути и творческим переосмыслением приемов устного народного творчества, особой лиричностью, высоким гражданским пафосом.

Основная тема литературы периода ордынского ига (1243 г. XIII в. - конец XV в.) национально-патриотическая. Монументально-исторический стиль приобретает экспрессивный оттенок: создаваемые в это время произведения несут на себе трагический отпечаток, отличаются лирической приподнятостью. Большое значение в литературе приобретает идея сильной княжеской власти. И в летописях, и в отдельных повестях («Повесть о разорении Рязани Батыем»), написанных очевидцами и восходящих к устным преданиям, рассказывается об ужасах вражеского нашествия и о беспредельно героической борьбе народа с поработителями. Образ идеального князя - воина и государственного деятеля, защитника русской земли - наиболее ярко отразился в «Повести о житии Александра Невского» (70-е гг. XIII в.). Поэтическая картина величия русской земли, русской природы, былого могущества русских князей предстает в «Слове о погибели Русской земли» - в отрывке из не дошедшего полностью произведения, посвященного трагическим событиям ордынского ига (1-я половина XIII в.).

Литература XIV в. - 50-х гг. XV в. отражает события и идеологию времени объединения княжеств северо-восточной Руси вокруг Москвы, образования русской народности и постепенного формирования Русского централизованного государства. В этот период в древнерусской литературе начинает проявляться интерес к психологии отдельного человека, к его духовному миру (правда, пока еще в пределах религиозного сознания), что ведет к росту субъективного начала. Возникает экспрессивно-эмоциональный стиль, характеризующийся словесной изощренностью, орнаментальной прозой (так называемое «плетение словес»). Все это отражает стремление изобразить человеческие чувства. Во 2-й половине XV - начале XVI в. появляются повести, сюжет которых восходит к устным рассказам новеллистического характера («Повесть о Петре, царевиче ордынском», «Повесть о Дракуле», «Повесть о купце Басарге и о его сыне Борзосмысле»). Значительно увеличивается число переводных памятников беллетристического характера, широкое распространение получает жанр политических легендарных произведений («Сказание о князьях владимирских»).

В середине XVI в. древнерусский писатель и публицист Ермолай-Еразм создает «Повесть о Петре и Февронии» - одно из самых замечательных произведений литературы Древней Руси. Повесть написана в традициях экспрессивно-эмоционального стиля, она построена на легендарном предании о том, как крестьянская девушка благодаря своему уму стала княгиней. Автор широко использовал сказочные приемы, вместе с тем в повести остро звучат социальные мотивы. «Повесть о Петре и Февронии» во многом связана с литературными традициями своего времени и предшествующего периода, но вместе с тем опережает современную литературу, отличается художественным совершенством, яркой индивидуальностью.

В XVI в. усиливается официальный характер литературы, ее отличительной чертой становится пышность и торжественность. Широкое распространение получают произведения обобщающего характера, цель которых - регламентировать духовную, политическую, правовую и повседневную жизнь. Создаются «Великие Минеи Четьи» - 12-томный свод текстов, предназначенных для повседневного чтения на каждый месяц. В это же время написан «Домострой», в котором излагаются правила поведения человека в семье, подробные советы ведения хозяйства, правила взаимоотношений между людьми. В литературных произведениях заметнее проявляется индивидуальный стиль автора, что особенно ярко отразилось в посланиях Ивана Грозного. В исторические повествования все сильнее проникает вымысел, придающий повествованию большую сюжетную занимательность. Это присуще «Истории о великом князе Московском» Андрея Курбского, нашло отражение в «Казанской истории» - обширном сюжетно-историческом повествовании об истории Казанского царства и борьбе за Казань Ивана Грозного.

В XVII в. начинается процесс преобразования средневековой литературы в литературу нового времени. Возникают новые чисто литературные жанры, идет процесс демократизации литературы, значительно расширяется ее тематика. События смутного времени и крестьянской войны конца XVI - начала XVII в. изменяют взгляд на историю и роль в ней отдельной личности, что ведет к освобождению литературы от церковного влияния. Писатели эпохи Смуты (Авраамий Палицын, И. М. Катырев-Ростовский, Иван Тимофеев и др.) пытаются объяснить деяния Ивана Грозного, Бориса Годунова, Лжедмитрия, Василия Шуйского не только проявлением божественной воли, но и зависимостью этих деяний от самого человека, его личных особенностей. В литературе возникает представление о формировании, изменении и развитии человеческого характера под влиянием внешних обстоятельств. Литературным трудом начинает заниматься более широкий круг лиц. Рождается так называемая литература посада, которая создается и бытует в демократической среде. Возникает жанр демократической сатиры, в которой осмеиваются государственные и церковные порядки: пародируется судопроизводство («Повесть о Шемякином суде»), церковная служба («Служба кабаку»), священное писание («Повесть о крестьянском сыне»), делопроизводственная канцелярская практика («Повесть о Ерше Ершовиче», «Калязинская челобитная»). Изменяется и характер житий, которые все в большей степени становятся реальными жизнеописаниями. Наиболее замечательным произведением этого жанра в XVII в. является автобиографическое «Житие» протопопа Аввакума (1620-1682), написанное им в 1672-1673 гг. Оно замечательно не только своим живым и ярким рассказом о суровом и мужественном жизненном пути автора, но столь же ярким и страстным изображением социальной и идеологической борьбы своего времени, глубоким психологизмом, проповедническим пафосом, сочетающимся с полной откровения исповедальностью. И все это написано живым, сочным языком, то высоким книжным, то ярким разговорно-бытовым.

Сближение литературы с бытом, появление в повествовании любовной интриги, психологических мотивировок поведения героя присущи ряду повестей XVII в. («Повесть о Горе-Злочастии», «Повесть о Савве Грудцыне», «Повесть о Фроле Скобееве» и др.). Появляются переводные сборники новеллистического характера, с краткими назидательными, но вместе с тем анекдотически-занимательными рассказами, переводные рыцарские романы («Повесть о Бове-королевиче», «Повесть о Еруслане Лазаревиче» и др.). Последние на русской почве приобрели характер оригинальных, «своих» памятников и со временем вошли в лубочную народную литературу. В XVII в. развивается стихотворство (Симеон Полоцкий, Сильвестр Медведев, Карион Истомин и другие). В XVII в. завершилась история великой древнерусской литературы как явления, которому были присущи единые принципы, претерпевавшие, правда, определенные изменения. Древнерусская литература всем своим развитием подготовила русскую литературу нового времени.