Презентация на тему "гоголь "мертвые души"". Презентация на тему: Мертвые души Тайны поэмы мертвые души презентация

История создания «Мёртвые души»

Для данного шаблона использовались источники: К работе над «Мертвыми душами» Гоголь приступил в 1835 году. В это время писатель мечтал о создании большого эпического произведения, посвященного России. А.С. Пушкин, одним из первых оценивший своеобразие таланта Николая Васильевича, посоветовал ему взяться за серьезное сочинение и подсказал интересный сюжет. Он рассказал Гоголю об одном ловком мошеннике, который попытался разбогатеть, закладывая в опекунский совет купленные им мертвые души как души живые. В то время было известно немало историй о реальных скупщиках мертвых душ. В числе таких скупщиков называли также одного из родственников Гоголя. Сюжет поэмы был подсказан действительностью.

Первые главы своего нового произведения Гоголь с тревогой прочитал Пушкину, ожидая, что они вызовут его смех. Но, закончив читать, Гоголь обнаружил, что поэт помрачнел и произнес: «Боже, как грустна наша Россия!». Это восклицание заставило Гоголя по-иному взглянуть на свой замысел и переработать материал. В дальнейшей работе он старался смягчить то тягостное впечатление, которое могли бы произвести "Мертвые души"

В начале работы Гоголь определял свой роман как комический и юмористический, но постепенно его замысел усложнился. Осенью 1836 года он писал Жуковскому: «Все начатое я переделал вновь, обдумал более весь план и теперь веду его спокойно, как летопись… Если я совершу это творение так, как нужно его совершить, то… какой огромный, какой оригинальный сюжет!.. Вся Русь явится в нем!» Так в ходе работы определился жанр произведения – поэма, и ее герой – вся Русь. В центре произведения стояла «личность» России во всем многообразии ее жизни.

В 30-е годы, когда в сознании Гоголя наметился идейный перелом, он пришел к выводу, что настоящий писатель должен не только выставлять на всеобщее обозрение все то, что омрачает и затемняет идеал, но и показывать этот идеал. Свою идею он решил воплотить в трех томах "Мертвых душ". В первом томе, по его планам, должны были запечатлеться недостатки русской жизни, а во втором и третьем показаны пути воскресения «мертвых душ». По словам самого писателя, первый том "Мертвых душ" – лишь «крыльцо к обширному зданию», второй и третий тома – чистилище и возрождение. Но, к сожалению, писателю удалось воплотить только первую часть своей идеи.

В мае 1842 года книга поступила в продажу и, по воспоминаниям современников, была раскуплена нарасхват. Читатели сразу же разделились на два лагеря – сторонники взглядов писателя и те, кто узнал в персонажах поэмы себя. Последние, главным образом, помещики и чиновники, сразу обрушились на писателя с нападками, а сама поэма оказалась в центре журнально-критической борьбы 40-х годов.

После выхода первого тома Гоголь полностью посвятил себя работе над вторым (начатым еще в 1840 году). Каждая страница создавалась напряженно и мучительно, все написанное казалось писателю далеким от совершенства. Летом 1845 года, во время обострившейся болезни, Гоголь сжег рукопись этого тома. Позднее он объяснил свой поступок тем, что «пути и дороги» к идеалу, возрождению человеческого духа не получили достаточно правдивого и убедительного выражения. Гоголь мечтал переродить людей путем прямого наставления, но не смог – он так и не увидел идеальных «воскресших» людей. Однако его литературное начинание было позднее продолжено Достоевским и Толстым, которые смогли показать перерождение человека, воскресение его из той действительности, которую так ярко изобразил Гоголь.

Гоголь Мёртвые души

Слайдов: 35 Слов: 733 Звуков: 0 Эффектов: 0

Николай Васильевич Гоголь. 1809 - 1852. Мария Ивановна Гоголь-Яновская, мать писателя, женщина необыкновенная… Мать Гоголя вся исполнена тихой любви к своим детям. Своего сына Мария любила больше всего на свете… Дом в Васильевке. Город Нежин. Гимназия высших наук, в которой учился Гоголь. Н.В.Гоголь. Петербург. Невский проспект. Могила писателя. Памятники и бюсты Н.В.Гоголю установлены в разных городах. Театр имени Н.В.Гоголя. Дом-музей. …Главным делом жизни Гоголя явились «Мертвые души». Писательская биография Гоголя продолжалась 23 года. «…какой огромный, какой оригинальный сюжет! Вся Русь в нем!...» Н.В.Гоголь. - Мёртвые души.ppt

Урок Мёртвые души

Слайдов: 12 Слов: 616 Звуков: 0 Эффектов: 44

Урок на тему «Система персонажей в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души». Русских учеников совсем мало. То есть работать приходится в условиях двуязычия. Эпиграф к уроку: «Начал писать «Мёртвых душ». Сюжет растянулся на предлинный роман и, кажется, будет смешон… Творческая история поэмы. Сюжет поэмы подсказал Гоголю Пушкин. Сведения по теории литературы. Порядок анализа образов помещиков: Приёмы сатирического изображения. В поэме постоянно присутствует ирония, замаскированная усмешка, восторженная и в то же время издевательская. Большой интерес в системе персонажей представляет речь героев. - Урок Мёртвые души.pps

Поэма Мёртвые души

Слайдов: 27 Слов: 1152 Звуков: 0 Эффектов: 78

«Мертвые души». Чичиков и помещики. Письмо Гоголя В.А. Жуковскому. Какая разнообразная куча? Вся Русь явится в нем!». В основе сюжета. Приезд Чичикова в губернский город, с целью покупки «мертвых душ». Смысл названия. Оксюморон. Бессмертная душа человека мертва. Композиция поэмы «Мертвые души». Повествование о жизненной судьбе героя поэмы- Чичикова. Изображение жизни российских помещиков. Цель «негоции» (оптовой скупки) Чичикова. Афера имела под собой веские юридические и экономические основания. Перепись проводилась раз в 10-15 лет. Манилов. Черты характера: Прожектерство (увлечение несбыточными проектами). - Поэма Мёртвые души.ppt

Николай Гоголь Мёртвые души

Слайдов: 22 Слов: 341 Звуков: 0 Эффектов: 132

Николай Васильевич Гоголь. Ю.Манн. Содержание. Биография. Родители писателя. Мать, Мария Ивановна Косяровская (1791-1868), из помещичьей семьи. В семье, помимо Николая, было еще пятеро детей. Родительский дом. Культурным центром края являлись Кибинцы, имение Д. П. Трощинского. Учеба. С 1821 по 1828 учился в гимназии высших наук в Нежине. Нежин 1830-й год. Первый период творчества. Второй период творчества. Третий период творчества. 1842 – 1855гг.- последний период. История создания «Мёртвых душ». Замысел произведения. Сюжет. Реализация авантюры Чичикова. Душа. Ревизская душа, единица учёта населения Российской империи 18-19 вв. - Гоголь Мёртвые души.ppt

Н.В.Гоголь Мёртвые души

Слайдов: 15 Слов: 406 Звуков: 0 Эффектов: 0

Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души». История создания. Критики о поэме. Чичиков. «..Господин, не красавец, но и не дурной наружности, не слишком толст, не слишком тонок…». Манилов. Коробочка. Плюшкин. Собакевич. Ноздрев. На первый взгляд Манилов и Собакевич, Ноздрев и коробочка не похожи друг на друга. Но Герои «мертвых душ» не просто духовно убогие люди. Лица чиновников сливаются в какое-то безликое круглое пятно. В среде помещиков и чиновников одно ничтожество сменяет на другое. Живое начало русской жизни автор связывает с народом. - Н.В.Гоголь Мёртвые души.ppt

Гоголь Мёртвые души урок

Слайдов: 17 Слов: 345 Звуков: 0 Эффектов: 0

Кто изображён на иллюстрациях? Охарактеризуйте помещиков. (Подтвердите своё мнение текстом). Проверка знания текста. Работа с таблицей. Домашнее задание. Проверим знания. Ответьте на вопросы: А.П.Чехов. А.С.Пушкин. Л.Н.Толстой. И.С.Тургенев. Каков жанр произведения «Мёртвые души» по оценке критиков? Повесть. Роман. Рассказ. Путевые записки. Назовите основные композиционные разделы поэмы. 1 глава. 2-6 главы. 7-10 главы. 11 глава. Кого из героев поэмы характеризует: Мечтательность, прожектерство, бесхарактерность, сентиментальность. Дубинноголовость, мелочная хлопотливость, невежественность. - Гоголь Мёртвые души урок.ppt

Поэма Гоголя Мёртвые души

Слайдов: 13 Слов: 800 Звуков: 0 Эффектов: 0

Н.В.Гоголь. Поэма «Мертвые души». Цели урока: Начало работы над поэмой – 1835г. Н.В. Гоголь. А.С. Пушкин. Париж – Германия – Рим – Иерусалим - Россия. Прогулки по риму. Гоголь в Риме. Ф. Моллер. А.Иванов. Рисунок гоголя к поэме. Замысел поэмы. Гоголь задумал большое произведение подобное «Божественной комедии» Данте. Толкование слова «мертвый» в названии поэмы. Толковый словарь В.И. Даля Мертвый: 1) способный в возрождению 2) косный, бездуховный. Приезд Чичикова в город n. Что же видим мы, путешествуя вместе с Чичиковым? Какая Россия предстает перед нами? Город N. Творческая работа. - Поэма Гоголя Мёртвые души.pptx

Произведение «Мёртвые души»

Слайдов: 20 Слов: 1036 Звуков: 0 Эффектов: 30

Аннотация. «Блажен незлобливый поэт…» Н.Некрасов. Воспоминания о Н.В.Гоголе. «Петербургские повести». Викторина по произведениям Н. В. Гоголя. Сочинение – миниатюра. «Шинель». Каков Н.В.Гоголь, известный вам. Периоды жизни в момент работы над «Мертвыми душами». Версия. Опорная схема. Построение поэмы «Мертвые души». Портретный вернисаж Н.В.Гоголя. Дать характеристику на героев поэмы. Войдя в художественный мир «Мёртвых душ», вы увидите всю Русь. Почему П.И.Чичиков посещал помещиков в такой последовательности. Как страшна наша Россия. - Произведение «Мёртвые души».ppt

Характеристика «Мёртвых душ»

Слайдов: 39 Слов: 3489 Звуков: 1 Эффектов: 166

Жива и будет жить поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души». Назначение проекта. Проблемный вопрос. Цели проекта. Задачи. Гоголь Николай Васильевич (1809-1852). 1829 г. – выход в свет первого печатного произведения. 1836 г. – отъезд за границу. История создания поэмы. Шесть лет работал Гоголь над своей поэмой, бесконечно переделывая ее. Жанровое своеобразие « Мертвых душ». Построение поэмы. Помещичья Русь в поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души". Расположение помещиков в поэме не случайно. Поэма Н. В. Гоголя. С иронией описывает Гоголь приметы типичного губернского города. - Характеристика «Мёртвых душ».ppt

Характеристика поэмы «Мёртвые души»

Слайдов: 29 Слов: 1456 Звуков: 0 Эффектов: 68

Николай Васильевич Гоголь. Василий Афанасьевич Гоголь. Мария Ивановна Косяровская. Кроме Николая у Василия и Марины Гоголей было пятеро детей. Детские годы. Гимназия в Нежино. Первый литературный опыт. Псевдоним Алов. Слава. Написание "Ревизора". Гоголь оставляет университет. Отъезд из Парижа. Душевный кризис. Мертвые души. История замысла поэмы и его реализации. Письмо Гоголя. Гоголь ориентировал свое произведение на эпос Гомера. Приезд Чичикова в губернский город. Смысл названия. Конфликт поэмы «Мертвые души». Композиция поэмы «Мертвые души». Персонажи поэмы. - Характеристика поэмы «Мёртвые души».ppt

Анализ «Мёртвых душ»

Слайдов: 47 Слов: 3316 Звуков: 0 Эффектов: 0

Одна из главных задач исторической поэтики. Виды анализа. В центре внимания - проблема литературных влияний, традиций. Исстари замешенные образы. Жанрово-стилевые и сюжетно-композиционные черты. Рецепция одного и того же литературного объекта. Тип рецепции задает формально-содержательную программу анализа. «… в пародии лежит усиление содержания» О. Фрейденберг. О влиянии «Божественной Комедии» на «Мертвые души». Поводы к сравнению «Мертвых душ» и «Божественной Комедии». Авторское определение «Мертвых душ». К.С. Аксаков не сомневался в правоте авторского определения. С. П. Шевырев о «Мертвых душах». - Анализ «Мёртвых душ».ppt

Мёртвые души история создания

Слайдов: 16 Слов: 484 Звуков: 0 Эффектов: 0

Мертвые души. История создания. Иллюстрации. Герои поэмы. Издания. Авторы проекта. Сюжет растянулся на предлинный роман и, кажется, будет сильно смешон. ГЛАВНАЯ История создания Иллюстрации Герои поэмы Издания. Чичиков перед шкатулкой. П.Соколов. Чичиков у Манилова В.Маковский. Экипаж Коробочки П. Соколов. Далее… Назад. Капитан Копейкин П.Боклёвский. Птица Тройка Коровин. Помещики. Чиновники и дамы губернского города N. Павел Иванович Чичиков. Чичиков. П.Боклевский. Манилов. П. Боклёвский. Коробочка. П Боклевский. Ноздрёв. Собакевич. Плюшкин. Плюшкин П. Боклевский. - Мёртвые души история.ppt

История создания «Мёртвых душ»

Слайдов: 29 Слов: 2278 Звуков: 0 Эффектов: 50

История создания поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души». Николай Васильевич Гоголь родился 20 марта (1 апреля) 1809. Пушкин. Документированная история создания произведения. Первые главы Гоголь читал Пушкину перед своим отъездом за границу. По возвращении в Россию Гоголь читал главы из «Мёртвых душ». Окончательной отделкой первого тома писатель занимался в Риме. 9 марта 1842 года книга была разрешена цензором. Гоголь предполагал сделать поэму трёхтомной. Значение произведения. Вскрытие произвели 28 апреля 1852 года. Списки второго тома распространились ещё до его издания. - История создания «Мёртвых душ».ppt

«Мёртвые души» в иллюстрациях

Слайдов: 45 Слов: 2051 Звуков: 0 Эффектов: 7

Жизнь поэмы Гоголя «Мертвые души» в иллюстрациях (от 19 века до 21). Иллюстрации художников – современников Гоголя (XIX век). XIX век. Иллюстрации Агина не статичны. Естественные, но точные, отработанные жесты. Внимательный и умный читатель. Петр Михайлович Боклевский. Художник увидел в поэме Гоголя всего лишь галерею монстров. Как правило, все они статичны. Значительный опыт иллюстрирования «Мертвых душ». Гоголевские «типы». Соколов непосредственно вводит в свои иллюстрации изображение народа. Работы Владимира Маковского. Живописец-передвижник В. Е. Маковский писал акварели. - «Мёртвые души» в иллюстрациях.ppt

Образы в «Мёртвых душах»

Слайдов: 14 Слов: 461 Звуков: 1 Эффектов: 10

Николай Васильевич Гоголь. Чичиков. Эссе. Отсроченная отгадка. Чичиков – беда России. Контрольно-подготовительный этап. Русская пословица. Павел. Чичиков – надежда России. Сотворчество. Манилов. Предприниматель. Павел Иванович Чичиков. - Образы в «Мёртвых душах».ppsx

Помещики в «Мёртвых душах»

Слайдов: 20 Слов: 1569 Звуков: 0 Эффектов: 0

"Мертвые" и "живые" души в поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души". Образы помещиков. Отличительные черты. «Мертвые» души. Помещики. Манилов. Характеристика. Отношение к ведению хозяйства. Коробочка. Домовитая хозяйка. Рачительность. Ноздрев. Герой ярмарок. Собакевич. Чертов кулак. Плюшкин. Вещи. Крестьяне. Гоголь. Помещики «мертвы» духовно. - Помещики в «Мёртвых душах».ppt

Помещики в поэме «Мёртвые души»

Слайдов: 10 Слов: 1532 Звуков: 0 Эффектов: 0

Галерея помещиков. Н. В.Гоголь «Мертвые души». Помещик Манилов. Характер Манилова во всей полноте выражается в его речи. Помещица Коробочка Настасья Петровна. Боязнь обмана продешевить вынуждает Коробочку отправиться в город. Помещик Ноздрев. Помещик Собакевич Михаил Семенович. Помещик Степан Плюшкин. Спасибо за внимание. - Помещики в поэме «Мёртвые души».pptx

Образы помещиков в «Мёртвых душах»

Слайдов: 33 Слов: 1371 Звуков: 0 Эффектов: 80

Н.В. Гоголь «Мертвые души». История создания. История замысла поэмы. Сюжет. Писатель. Кусочек яблочка. Конфетка. Продулся в пух. Свинтус. Маятник. Плесень. Пестрядевые мешочки. Распоротый салоп. Вековое стояние. Крепкий дуб. Мертвые души. Построение поэмы. Композиционные звенья поэмы. Изображение жизни российских помещиков. Изображение губернского города. Повествование о жизненной судьбе. Общность героев. Помещик Манилов. Помещица Настасья Петровна Коробочка. Помещик Ноздрев. Помещик Михаил Семенович Собакевич. Помещик Плюшкин. Гоголевские помещики. Манилов. Сочинение. - Образы помещиков в «Мёртвых душах».ppt

Образы помещиков поэмы «Мёртвые души»

Слайдов: 13 Слов: 637 Звуков: 0 Эффектов: 42

Личностные качества. Мёртвые души. Павел Иванович Чичиков. Манилов. Коробочка. Ноздрев. Собакевич. Плюшкин. Новая экономическая политика. Тип героя. Социальные условия. - Образы помещиков поэмы «Мёртвые души».ppt

Образ Манилова

Слайдов: 10 Слов: 372 Звуков: 0 Эффектов: 0

Оригинальный портрет Манилова – героя поэмы Н.В. Гоголя. Раскрыть образ героя с разных сторон. Манилов. Внешность героя. Речевая характеристика. Для Манилова речь - это чистая поэзия. Психологическая характеристика. Приторная любезность и чувствительная фраза. Говорящий портрет. Манилов - далеко не самый отрицательный персонаж поэмы. - Образ Манилова.ppt

Образ Чичикова

Слайдов: 10 Слов: 612 Звуков: 0 Эффектов: 0

Образ Чичикова П.И. Чичиков Павел Иванович. Воспоминание. Школьная жизнь. Ветхий домишко. Деньги. Мертвые души. Зло. Чичиков тих и малоприметен. Надежда. - Образ Чичикова.pptx

Плюшкин в «Мёртвых душах»

Слайдов: 10 Слов: 556 Звуков: 0 Эффектов: 0

Плюшкин. Плюшкин – образ заплесневелого сухаря, оставшегося от кулича. Характер Плюшкина намного сложнее характеров других помещиков, представленных в «Мёртвых душах». Черты маниакальной скупости сочетаются в Плюшкине с болезненной подозрительностью и недоверием к людям. Запутавшись в сетях «хозяйственной паутины», Плюшкин начисто забывает о душе своей и чужой. Гоголь видит причину духовного опустошения Плюшкина в безразличии к собственной душе. Образ Плюшкина завершает галерею губернских помещиков. С одной стороны Гоголь рассматривает Плюшкина, как явление уникальное, исключительное в русской жизни. -

Cлайд 1

Н.В. Гоголь, поэма «Мёртвые души» (урок – обобщение в 9-м классе) Гоголь, смеша и смеясь, невидимо плакал, оттого, что в его сатиры улеглась вся бесконечная Русь своею отрицательною стороною, со своею плотью, кровью и дыханием. И.А.Гончаров. Репецкая З.И. учитель русского языка и литературы МОУ Гимназия г.Обнинска

Cлайд 2

Обложка «Мертвых душ» была выполнена в стиле гротескного орнамента, совмещавшего в причудливом сочетании детали повседневного быта, человеческие головы, черепа, скелеты, что, без сомнения, соответствовало самому гротескному содержанию поэмы и предавало, как говорил сам Гоголь, «кутерьму, суматоху, сбивчивость». Ю.Манн

Cлайд 3

Цели: - Обобщить, повторить и систематизировать полученные знания по поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души». - Повысить интерес к литературе. Задачи: - Развивающие: формировать умение проводить литературные аналогии и прогнозировать ситуацию. - Воспитательные: воспитывать активную жизненную позицию, умение объективно оценивать явления жизни.

Cлайд 4

План урока: - Сатирическая направленность поэмы. - Образы помещиков и ваш взгляд на них. - Уроки Гоголя. - «Замашистый» язык Гоголя. - Традиции Гоголя и литературные аналогии.

Cлайд 5

Сатира – это уничтожающая критика пороков, окружающей действительности. В сущности, смысл сатиры Гоголя заключён в эпиграфе к нашему уроку. Так над чем же смеётся, что критикует Н.В.Гоголь в своей поэме «Мёртвые души»?

Cлайд 6

«Кусочек яблочка, конфетка, орешек, душенька, ротик, бисерный чехольчик, сигарка, именины сердца, извольте проходить, удостоили посещением, прелюбезнейший, дух наслажденья» Назовите данного героя, дайте ему характеристику. Манилов

Cлайд 7

Манилов «Манилов по природе добрый, даже благородный, бесплодно прожил в деревне, ни на грош никому не доставил пользы, опошлел, сделался приторным своею добротою…»

Cлайд 8

Манилов Как реагирует Манилов на просьбу Чичикова, касающуюся продажи мертвых душ? Какие «ключи» подобрал Чичиков к Манилову и его супруге, стремясь завоевать их симпатии?

Cлайд 9

«Невмочь, плачутся, деньжонки, пестрядевые мешочки, распоротый салоп, поизотрутся, батюшка, отец мой, святители, страсти, почивали, я чай, маненько повременю, авось, ахти» Назовите данного героя, дайте ему характеристику. Коробочка

Cлайд 10

Настасья Петровна Коробочка «Иной и почтенный и государственный даже человек, а на деле выходит совершенная Коробочка. Как зарубил что себе в голову, то уж ничем его не пересилишь; сколько ни представляй ему доводов, ясных как день, все отскакивает от него, как резинный мяч отскакивает от стены».

Cлайд 11

Коробочка Как характеризует Коробочку ее рассказ о «сгоревшем изнутри» кузнеце? В чем для нее заключается печальный смысл произошедшего?

Cлайд 12

«Продулся в пух, убухал четырёх рысаков, свинтус, тресну по смеху, жидомор, отыграл бы, просадил бы, эх, брат, юркость характера, брудастая, бранный задор» Назовите данного героя, дайте ему характеристику. Ноздрёв

Cлайд 13

Ноздрёв Полный, лет тридцати, разбитной малый, черномазый, шумный, всегда веселый, свежий, с черными, как смоль, бакенбардами. Этот легкомысленный гуляка и хвастун пышет здоровьем, от него веет простодушной самовлюбленностью и бесшабашной удалью.

Cлайд 14

Ноздрёв и Чичиков Лихач и кутила, Ноздрев беззастенчиво хвастает и обманывает всех, кто встречается с ним. В любое общество он вносит сумятицу, его появление всегда предвещает скандал. «Ни на одном собрании, где он был, не обходилось без истории. Какая-нибудь история непременно происходила: или выведут его под руки из зала жандармы, или принуждены бывают вытолкать свои же приятели».

Cлайд 15

«Вековое стояние, крепкий дуб, неуклюжий порядок, бараний бок, христопродавцы, индюк ростом с телёнка, обгрыз, обсосал, машинища, силища, омедведило» Назовите данного героя, дайте ему характеристику. Собакевич

Cлайд 16

Собакевич Собакевич – хитрый человек-кулак, «себе на уме», опытный хозяин, внешне похожий на медведя (даже зовут его Михаилом Семеновичем).

Cлайд 17

Во время беседы с Чичиковым Собакевич дает нелестные характеристики общим знакомым: «Я их знаю всех: это все мошенники, весь город там такой…». Есть ли в словах Собакевича какая-то доля истины? Собакевич за едой

Cлайд 18

«Дряхлым инвалидом, лишённые верхушек, забиты, остановившийся маятник, заросший, заглохший, плесень, паутина, пыль, навоз, гниль, прореха» Назовите данного героя, дайте ему характеристику. Плюшкин

Cлайд 19

Плюшкин Самое печальное, мрачное место – некогда богатое имение помещика Плюшкина, разоренное патологической скупостью хозяина. Время остановилось для этого человека, потерявшего нормальный облик и превратившегося в «прореху на человечестве».

Cлайд 20

Плюшкин у сундука «С середины потолка висела люстра в холстинном мешке, от пыли сделавшаяся похожею на шелковый кокон, в котором сидит червяк. В углу комнаты была навалена куча того, что погрубее и что недостойно лежать на столах».

Cлайд 21

Вот они все – опустившиеся, пугающие образы Гоголя. Вспомните определяющие детали портрета и быта помещиков по тексту поэмы. Посмотрите ещё раз на них глазами иллюстратора и ответьте, в чём, по-вашему, удача художника?

Cлайд 22

Этот персонаж всё время меняется в зависимости от того, с кем в данный момент разговаривает: с Маниловым сюсюкает, с Ноздрёвым хамит и «тыкает», с Коробочкой коверкает слова, с Собакевичем рыкает… Хотя есть и у него дифференцирующие его авторские слова: «Ни толст, ни тонок, говорит ни громко, ни тихо», то есть он приспосабливается ко всем. Чичиков

Cлайд 23

Павел Иванович Чичиков С детства научившийся «копить копейку», Чичиков наделен всеми необходимыми качествами антигероя. Внешняя безликость, хамелеонство, способность к перевоплощению в зависимости от обстоятельств. Он бездуховен, одержим лишь одной идеей – стать «миллионщиком», обрести покой и достаток.

Cлайд 24

Чичиков – человек богатых, неисчерпаемых возможностей, который с его задатками психолога мог стать незаменимым в любой сфере деятельности. Не уходя от оксюморона, заключённого в названии – «Мёртвые души»,- скажите, кто же УМЕР в каждом из них? Манилов – миротворец, дипломат; Ноздрёв – человек, который может горы свернуть, если его энергию направить в нужное русло; Собакевич – умный хозяйственник в лучшем смысле этого слова, опора общества; Коробочка – просто хлебосольная, добросердечная, сердобольная русская женщина; Плюшкин – интеллигент, глава большой дружной семьи;

Cлайд 25

Так почему же всё-таки Гоголь показал помещиков с худших сторон? Есть ли сегодня такие люди, может, они, говоря языком писателя, «повымерли» давно?

Cлайд 26

Чичиков Манилов Коробочка Ноздрев Собакевич Плюшкин Губернатор Прокурор Полицмейстер Система образов поэмы Почтмейстер Помещики, деревенские жители Чиновники, городские жители

Cлайд 27

Губернатор Управители города единодушны только в стремлении широко пожить за счет «сумм нежно любимого ими отечества». Чиновники грабят и государство, и просителей. Казнокрадство, взяточничество, грабеж населения – явления повседне вные и вполне закономерные. Ни одна просьба не рассматривается без взятки.

Cлайд 28

Иван Антонович «кувшинное рыло» Все чиновники, начиная с мелкого чиновника губернского города, и заканчивая вельможей, раскрывают одну и ту же закономерность: на страже законности стоят мошенники, бездушные люди.

Данный материал содержит презентации к серии уроков литературы по поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души" по следующим темам:

1. История создания и композиция поэмы Н.В.Гоголя "Мертвые души"

2. Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души"

3. Образ Чичикова В поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души"

4. Образ народа в поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души"

Кроме того в данном разделе представлены методические рекомендации для учителей по организации проектной деятельности на уроках литературы по творчеству Н.В.Гоголя при изучении поэмы "Мертвые души"

Скачать:

Предварительный просмотр:

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«Хочется… показать с одного боку всю Русь…» История создания и композиция поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души»

1835 1836 1837 1840 1842 1935 год – «Начал писать «Мертвые души»… Мне Хочется хотя с одного боку показать всю Русь…» 1942 год – «Мертвые души» – преддверие немного бледное той великой поэмы, которая строится во мне и разрешит, наконец, загадку моего существования»

Поэма – лиро-эпический жанр, написанный в стихах. Поэма Н.В.Гоголя – прозаическое произведение! «Мертвые души» = «Одиссея», «Иллиада» + Лирические отступления (Ср. «Евгений Онегин»)

Гоголь построил свою поэму по тому же принципу: ад (1 том), чистилище (2 том) и рай (3 том) Герой Данте проходит три загробных мира – ад, чистилище и рай, - чтобы обрести путь спасения, познать добро и зло.

Заблудившись, в сумрачном лесу греховного мира, герой должен увидеть посмертную участь людей – мучения грешных (ад), искупление покаявшихся (чистилище) и блаженство праведных (рай). А потом вернуться с обретенной истиной на землю, чтобы спасти человечество.

1 глава 2-6 главы 7-10 главы 11 глава ПЕРВОЕ ЗВЕНО ВТОРОЕ ЗВЕНО ТРЕТЬЕ ЗВЕНО 2-6 главы 7-10 главы 11 глава

Преддверие – ничтожные души 1 круг (Лимб) – некрещеные младенцы, добродетельные язычники) Грех невоздержанности: 2 круг – сладострастники; 3 круг – чревоугодники 4 круг – скупцы и расточители; 5 круг – гневливые. 6 круг – еретики. 7 круг - грех – насилие. Грех – обман: 8 круг – сводники, льстецы, прорицатели, мздоимцы, лицемеры, воры, зачинщики раздора и пр. 9 круг – предатели.

Главы для анализа – 1-6 главы Образы помещиков: Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин

Поместье, дом. Портрет. Занятия. Характер. Речь, манеры. Покупка «мертвых душ»

Пример: Образ Манилова. 1. Дом Манилова Дом стоял на юру, открытый всем ветрам; рядом подобие английского сада и беседка с надписью «Храм уединенного размышления», рядом пруд, «покрытый зеленью», в доме вечно чего-нибудь недоставало, в иной комнате мебели вовсе не было…. 2. Внешность Манилова «Ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан», «хотя на взгляд он человек видный, черты лица не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару…», «Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами»

3. Занятия Манилова Дома он по преимуществу молчал или думал, «но о чем он думал… разве Богу известно». Его мечты известны: от дома провести подземный ход или выстроить каменный мост, на котором купцы будут продавать товары для крестьян», в его кабинете горки золы и лежит какая-то книжка, заложенная на 14 странице, которую он читал уже 2 года, хозяйством не занимался, доверяя во всем приказчику, в кладовой было пусто, ключница воровка, слуги пьяницы. 4. Манеры, речь «В первую минуту разговора с ним можешь сказать: «Какой приятный человек!» В следующую за тем минуту ничего не скажешь, а в третью скажешь «Черт знает что такое!» – и отойдешь подальше…» 5. Покупка «мертвых душ» Намерение Чичикова выбивает Манилова из равновесия. Сомнения сформулировались в вопросе: «Не будет ли… эта негоция… несоответствующей гражданским постановлениям и дальнейшим видам России». И получив отрицательный ответ собеседника, совершенно успокоился и подарил Чичикову души умерших крестьян.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Есть ли у Н.В.Гоголя надежда на воскрешение России?

Цели и задачи исследования: Проследить, как входит в поэму крестьянская Русь. Обратиться к жанровым особенностям произведения и выяснить роль лирических отступлений в поэме. Ответить на проблемный вопрос.

Гипотеза: Мертвой души не может быть, так как она бессмертна. Если в душе человека таится жизнь – образ Божий, значит, у него есть надежда на возрождение.

Результаты наблюдений Слово «поэма» написано более крупным шрифтом, чем название, что указывает на значимость жанра. Черепа и скелеты указывают на то, что это путешествие в страну мертвых. Летящая бричка напрямую связана с образом дороги в поэме.

Результаты наблюдений: Мертвые души Ревизская душа –единица учета населения, товар, который покупает Чичиков Помещики, чиновники и сам Чичиков, погрязшие в грехах и, следовательно, мертвые Души, умерших крестьян

Есть ли в поэме живые души?

Живая народная душа Талантливость: каретник Михеев, сапожник Телятников. плотник Степан Пробка Сила и острота народного ума: меткость русского слова Глубина и цельность: задушевная русская песня Широта и щедрость: яркость и безудержность веселых народных праздников

Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал? знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи. И не хитрый, кажись, дорожный снаряд, не железным схвачен винтом, а наскоро живьем с одним топором да молотом снарядил и собрал тебя ярославский расторопный мужик. Не в немецких ботфортах ямщик: борода да рукавицы, и сидит черт знает на чем; а привстал, да замахнулся, да затянул песню - кони вихрем, спицы в колесах смешались в один гладкий круг, только дрогнула дорога, да вскрикнул в испуге остановившийся пешеход - и вон она понеслась, понеслась, понеслась!.. И вон уже видно вдали, как что-то пылит и сверлит воздух. Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади. Остановился пораженный божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? что значит это наводящее ужас движение? и что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях? Эх, кони, кони, что за кони! Вихри ли сидят в ваших гривах? Чуткое ли ухо горит во всякой вашей жилке? Заслышали с вышины знакомую песню, дружно и разом напрягли медные груди и, почти не тронув копытами земли, превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху, и мчится вся вдохновенная богом!.. Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства.

Выводы: Предмет описания – мир и люди, забывшие о душе. Цель – заставить читателя понять, что бездуховность есть единственная причина распада. Понимание этого – путь к возрождению Руси.

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность на уроках литературы.

по организации проектной деятельности на уроках литературы, посвященных изучению творчества Н.В.Гоголя.

Каким образом организовать проектную деятельность на уроке литературы?

О чем должен помнить учитель, работающий по методу проектов?

Программа модернизации российского образования акцентирует внимание на том, что результатом обучения в школе должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах. Наиболее благоприятные условия для этого предоставляются в проектной деятельности.

Проектная деятельность на уроках литературы позволяет приблизить этот школьный предмет к жизни, дает возможность познать все многообразие литературных сокровищ, но самое главное - мотивировать ребят на самостоятельное осознанное чтение совершенно различных произведений, вошедших в сокровищницу мировой литературы.

Как и любая другая из образовательных технологий метод проектов активизирует мыслительную и творческую деятельность учащихся настолько, что на каждый урок они приходят не только в качестве пассивных слушателей, но и полноправных участников литературного образования.

Рассмотрим, как может быть организована работа над учебным проектом на уроках литературы в 9 классе.

Для этого возьмем одну из тем учебного курса, а именно «Анализ поэмы «Мертвые души» Н.В.Гоголя», на изучение которой школьная программа под редакцией В.Я.Коровиной отводит 7 часов, время, достаточное для реализации проектной деятельности.

Рассматриваемый проект направлен на активизацию исследовательских навыков и формирование у учащихся информационной культуры. Внимание школьников акцентируется на связи поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души» с «Божественной комедией» Данте, итальянского поэта XIII века.

В процессе работы учащиеся формируют навыки самостоятельного анализа художественных произведений, умение проводить сопоставительный анализ текстов произведений. В результате у них должно сложиться представление о литературе как о целостном непрерывном процессе.

Дидактические цели учебного проекта по творчеству Н.В.Гоголя можно сформулировать следующим образом:

  1. развитие творческих, коммуникативных способностей учащихся;
  2. формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности;
  3. формирование навыков анализа художественного произведения и работы с различными источниками информации;
  4. формирование умения видеть эту проблему, предлагать пути ее решения, планировать и реализовывать проектную деятельность;
  5. воспитание интереса к родной культуре.

Среди методических задач проекта назовем такие, как:

  1. активизация познавательного интереса учащихся;
  2. формирование навыков анализа и сопоставления текстов художественных произведений;
  3. формирование навыков использования ИКТ для решения проектных задач;
  4. формирование навыков устной и письменной речи учащихся;
  5. формирование умения определять особенности преломления в творчестве автора традиций, сформированных мировой литературой.
  6. формировать умение классифицировать литературные явления.

На начальном этапе подготовки к изучению данной темы на основе метода проектов для успешной реализации исследовательской деятельности учитель тщательно продумывает основополагающий и проблемные вопросы, а также подготавливает дидактические материалы в поддержку проектной деятельности.

Так в рамках описываемого учебного проекта основополагающий вопрос можно сформулировать следующим образом: «Может ли быть душа мертвой?»

Соответственно, проблемные вопросы могут быть следующими:

  1. Насколько глубоко спустился в дантовский «Ад» Н.В.Гоголь?
  2. «Живая» Чичиков душа или «мертвая»?
  3. Есть ли у Н.В.Гоголя надежда на воскрешение России?
  4. Как соотносятся замысел и идейное содержание «Мертвых душ» Н.В.Гоголя с космосом Данте?

В соответствии с проблемными вопросами могут быть сформированы рабочие группы. Каждой группе предлагается провести собственное исследование, ответив на проблемные вопросы.

Темы ученических исследований можно предложить следующие:

  1. Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души» (презентация Power Point)
  2. Образ Чичикова в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души» (презентация Power Point)
  3. Образы народа и крестьянской Руси в поэме Н.В.Гоголя «мертвые души» (презентация Power Point)
  4. Сравнительный анализ поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души» и «Божественной комедии» Данте (буклет).

Как уже оговаривалось выше, данный учебный проект может быть организован на 7 уроках:

http://nikolay.gogol.ru

www.a4format.ru

Желаю удачи и новых открытий!














































1 из 44

Презентация на тему:

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Обложка «Мертвых душ» была выполнена в стиле гротескного орнамента, совмещавшего в причудливом сочетании детали повседневного быта, человеческие головы, черепа, скелеты, что, без сомнения, соответствовало самому гротескному содержанию поэмы и предавало, как говорил сам Гоголь, «кутерьму, суматоху, сбивчивость». Ю.Манн

№ слайда 3

Описание слайда:

№ слайда 4

Описание слайда:

Смысл названия поэмы. Исторический. В крепостной России начала XVIII века регулярно проводилась перепись крестьян для взимания налога с их владельцев. Составленные при ревизии списки назывались ревизскими сказками, а занесённые в них крестьяне – ревизскими душами. Ревизские сказки составлялись раз в несколько лет, и умершие за это время крестьяне продолжали числиться живыми до новой переписи. «Мёртвые души» – это умершие крестьяне, ещё числящиеся в ревизских списках.

№ слайда 5

Описание слайда:

Смысл названия поэмы. Реальный. За условным обозначением умершего – мёртвая душа – стоят реальные крестьяне, конкретные люди со своими яркими характерами, которых помещик властен продать или купить. Символикой заглавия задано противопоставление мёртвого и живого.

№ слайда 6

Описание слайда:

Смысл названия поэмы. Метафорический (переносный). А.Герцен: «…Не ревизские – мёртвые души, а все эти Ноздрёвы, Маниловы и все прочие – вот мёртвые души, и мы их встречаем на каждом шагу». «Мёртвые души» обозначают в данном случае мертвенность, бездуховность. Физически помещики и чиновники существуют. Но физическое бытие не есть ещё человеческая жизнь. Жизнь человека немыслима без настоящих духовных движений. И «хозяева жизни» – мертвы. Первоначально название «Мёртвые души» не было пропущено цензором, поэтому появилось дополнение – «Похождение Чичикова, или Мёртвые души».

№ слайда 7

Описание слайда:

Манилов (II глава) Портрет «Черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару; в приёмах и оборотах его было что-то заискивающее расположения и знакомства. Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами».

№ слайда 8

Описание слайда:

Манилов (II глава) Интерьер Всюду бесхозяйственность и непрактичность: в доме вечно его-то недостает. Мебель обтянута щегольской материей, но на два кресла не хватило. Имена детей: Фемистоклюс и Алкид (взяты из истории Древней Греции). Мечтает о постройке подземного хода через пруд.

№ слайда 9

Описание слайда:

Манилов (II глава) Характеристика «Говорящая» фамилия помещика образована от слов «заманивать, обманывать». Восторженная наивность, мечтательность, беспечность, глупость и несамостоятельность – основные черты помещика. Хозяйством не занимается и не может сказать, умирали ли у него крестьяне со времени последней ревизии. Заботится о процветании человечества. Результаты его труда – пустые мечты и «горки выбитой из трубки золы, расставленные не без старания очень красивыми рядками».

№ слайда 10

Описание слайда:

Манилов (II глава) Реакция на предложение Чичикова Сначала «сконфузился и смешался», заподозрил, что Чичиков спятил. Он не привык думать и не понимает, что благодаря Чичикову впутался в тёмное и преступное дело. Когда Чичиков убедил его в законности сделки и заговорил о цене, Манилов предложил подарить «мёртвые души» Чичикову, а купчую взять на себя. Он это и сделал – передал список своих крестьян, свернутый в трубочку и связанный розовой ленточкой.

№ слайда 11

Описание слайда:

Коробочка (III глава) Портрет «Женщина пожилых лет, в каком-то спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее…» В портрете повторяются почти одинаковые детали одежды, но на лицо и глаза Гоголь не обращает внимания, словно их нет – это подчёркивание её бездуховности.

№ слайда 12

Описание слайда:

Коробочка (III глава) Интерьер У неё «хорошенькая деревенька» и «обильное хозяйство», которое она сама ведёт и уделяет хозяйству много времени. Большое количество псов в деревне говорит о том, что хозяйка заботится о сохранности своего состояния. Копит деньги в мешочках, но не умеет ими распорядиться – они лежат мёртвым грузом. Всюду развешаны пучки трав. Всё лежит на своих местах, есть даже верёвочки, которые «уже никуда не нужны».

№ слайда 13

Описание слайда:

Коробочка (III глава) Характеристика Главная черта – мелочная скаредность. Ограниченна, упряма, подозрительна. Смысл фамилии: помещица заключена в «коробочку» своего пространства и своих понятий. Хозяйственность – её единственная добродетель. Перед нами типичная мелкая помещица – владелица 80 душ крепостных.

№ слайда 14

Описание слайда:

№ слайда 15

Описание слайда:

Ноздрёв (IV глава) Интерьер Хозяйство запущено, в отличном состоянии только псарня. Важная деталь – шарманка. Её игра вдруг прерывается и звучит вальс или песня. Как только перестанет звучать шарманка, дудка в ней никак не угомонится. Так и неугомонный, буйный Ноздрёв в любой момент готов без причины совершить непредвиденное и необъяснимое.

№ слайда 16

Описание слайда:

Ноздрёв (IV глава) Характеристика В 35 лет Ноздрёв такой же, как и в 18. Отсутствие развития – признак неживого. Гоголь называет его «историческим человеком», потому что «где бы он ни был, всюду не обходилось без истории». Груб, речь его наполнена ругательствами. Игрок, кутила, завсегдатай злачных мест. Всегда готов ехать «куда угодно, хоть на край света». Но всё это не приводит к обогащению, а только разоряет его. Ведёт себя нагло, вызывающе, агрессивно, его энергия превращается в разрушительную и скандальную суету. Главная его черта – самовлюблённость.

№ слайда 17

Описание слайда:

Собакевич (V глава) Портрет «Человек здоровый и крепкий». Похож «на средней величины медведя»; «…казалось, в этом теле совсем не было души, или она у него была, но совсем не там, где следует, а, как у бессмертного кощея, где-то за горами, и закрыта такою толстою скорлупою, что всё, что ни ворочалось на дне её, не производило решительно никакого потрясения на поверхности».

№ слайда 18

Описание слайда:

Собакевич (V глава) Интерьер В комнате «всё было прочно, неуклюже… и имело какое-то странное сходство с самим хозяином дома»; в углу гостиной стояло пузатое ореховое бюро на пренелепых ногах, совершенный медведь. Стол, кресла, стулья – всё было самого тяжёлого и беспокойного свойства». «Каждый предмет, казалось, говорил: «И я тоже Собакевич!»

№ слайда 19

Описание слайда:

Собакевич (V глава) Характеристика Расчётливый хозяин. Вокруг него всё прочно, всё в изобилии; в деревне всё добротно и надёжно, мужиков знает, ценит их трудовые качества. Подчёркивается его сила, здоровье, степенность. А у души требования только гастрономические. Тяготеет к старым, крепостническим формам ведения хозяйства. Презирает город и просвещение. Автор подчёркивает его корыстолюбие, узость интересов. Главные его черты – грубая прижимистость и цинизм.

№ слайда 20

№ слайда 21

Описание слайда:

Плюшкин (VI глава) Портрет Непонятно, кто это – «баба или мужик». «…платье неопределённое, похожее на женский капот, на голове колпак, какой носят деревенские дворовые бабы…»; «…маленькие глазки ещё не потухли и бегали из-под высоких вросших бровей, как мыши…» (эта деталь подчёркивает не человеческую живость, а юркость и подозрительность зверька).

№ слайда 22

Описание слайда:

Плюшкин (VI глава) Интерьер Имение – «вымершее место», о жизни здесь напоминает лишь прекрасный сад, который подчёркивает трагизм запустения и вымирания. Господский дом выглядит «дряхлым инвалидом», в нём уныло, темно, пыльно, дует холодом, как из погреба; беспорядок, в углу куча хлама. Важная деталь – остановившиеся часы (время здесь остановилось). В хозяйстве всего много, но всё пропадает, всё в запустении. Крестьяне нищие, «мрут, как мухи», десятки числятся в бегах.

№ слайда 23

Описание слайда:

Плюшкин (VI глава) Характеристика Фамилия подчёркивает «сплющенность», искаженность персонажа и его души. Только этому помещику дана биография, показано, как происходил процесс деградации. Рассказ о прошлом Плюшкина делает его образ трагическим. Гоголь называет Плюшкина «прорехой на человечестве».

№ слайда 24

Описание слайда:

№ слайда 25

Описание слайда:

№ слайда 26

Описание слайда:

Классификация чиновников Гоголь делит чиновников на низших, тонких и толстых, даёт саркастическую характеристику каждой группе. «Низшие» – это невзрачные писари и секретари (обычно горькие пьяницы). «Тонкие» – средняя прослойка. «Толстые» – губернская знать, ловко извлекающая немалые доходы из своего высокого положения.

№ слайда 27

Описание слайда:

Портреты чиновников Иван Антонович Кувшинное рыло – типичный чиновник, который вымогает взятки у посетителей, пользуясь своим положением. Губернатор – добряк, который вышивает по тюлю (как о руководителе о нём сказать больше нечего). Прокурор – человек, всегда бездумно подписывающий бумаги. Чичиков на похоронах невольно приходит к мысли, что единственное, чем запомнился покойник, - это густые чёрные брови.

№ слайда 28

Описание слайда:

«Повесть о капитане Копейкине» (X глава) Сюжетная связь Историю о капитане рассказывает почтмейстер, желая внушить чиновникам, что Чичиков есть никто иной, как капитан Копейкин. Однако рассказ его никого не убедил. На первый взгляд никакого отношения к сюжету произведения эта глава не имеет (нет общих действующих лиц и связи событий), но тема омертвения человеческой души является главной и здесь.

№ слайда 29

Описание слайда:

«Повесть о капитане Копейкине» (X глава) Кто такой капитан Копейкин Капитан Копейкин – инвалид войны 1812 г, простой и честный человек. Несмотря на увечья и боевые заслуги, герой войны не имеет даже полагающейся ему пенсии. Пытаясь найти помощь в столице, сталкивается с бюрократией и равнодушием. Министр, к которому он обратился, приказал выдворить за пределы столицы дерзкого просителя. Копейкину ничего не оставалось, как возглавить в рязанских лесах шайку разбойников.

Описание слайда:

№ слайда 32

Описание слайда:

Павел Иванович Чичиков (XI глава) Наказ отца «…угождай учителям и начальникам. Коли будешь угождать начальнику, то, хоть и в науке не успеешь и таланту бог не дал, всё пойдёшь в ход и всех опередишь. С товарищами не водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, так водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть полезными. Не угощай и не потчевай никого, а веди себя лучше так, чтобы тебя угощали, а больше всего береги и копи копейку: эта вещь надёжнее всего на свете. Товарищ или приятель надует и в беде первый тебя выдаст, а копейка не выдаст… Всё сделаешь и всё прошибёшь на свете копейкой».

Описание слайда:

Павел Иванович Чичиков (XI глава) На службе Начав службу, сумел выделиться среди невзрачных служащих, «представляя во всём совершенную противоположность и взрачностью лица, и приветливостью голоса, и совершенным неупотребленьем никаких крепких напитков». Для продвижения по службе угождал начальнику, «влюбил» в себя его дочь и стал человеком заметным. Потеряв «тёплое» местечко, поменял два-три места работы, «добрался до таможни». Провернул рискованную операцию, на которой сначала обогатился, а потом потерял почти всё.

№ слайда 35

Описание слайда:

Описание слайда:

«Мёртвые» души в поэме Помещики Вся галерея помещиков – характеры яркие, индивидуальные, запоминающиеся. При всём внешнем разнообразии их суть одинакова: владея живыми душами крестьян, сами они – души мёртвые. Нельзя назвать «живой душой» ни пустого мечтателя Манилова, ни крепколобую хозяйку Коробочку, ни похожего на помещика-кулака Собакевича. На примере истории жизни Плюшкина автор убеждает, что человек не рождается с «мёртвой» душой – омертвение происходит, когда человек подчиняет себя господствующим в обществе законам и предаёт идеалы юности.

№ слайда 38

Описание слайда:

«Мёртвые» души в поэме Чичиков Чичиков оказался в своём стремлении к приобретательству жаднее Коробочки, черствее Собакевича, наглее Ноздрёва. От помещиков он отличается предприимчивостью – это цивилизованный подлец, хозяин жизни. Расчёт сделал его «мёртвой» душой. Его идеал – копейка, женитьба для него – выгодная сделка, пристрастия – чисто материальные. Быстро разгадав человека, он умеет найти подход к каждому. Гоголь показывает появление в русской жизни человека без рода и титула, который пытается нажить капитал с помощью ума, изворотливости, приспособленчества.

№ слайда 39

Описание слайда:

«Мёртвые» души в поэме Чиновники Они обезличены. Их мертвенность показана в сцене бала: людей не видно, повсюду атласы, кисеи, головные уборы, фраки, мундиры, плечи, шеи, ленты. Их интересы сосредоточены на сплетнях, пересудах, тщеславии и зависти. Друг от друга они отличаются только размером взятки. Единственный признак индивидуальности – бородавка («лица у них были полные и круглые, на иных даже были бородавки»). В эпизоде смерти прокурора окружающие догадались, что у него «была точно душа», лишь когда он стал «одно только бездушное тело».

№ слайда 40

Описание слайда:

«Живые» души в поэме - крестьяне Миру «мёртвых» душ противостоит в поэме лирический образ народной России. Гоголь глубоко чувствует живую душу народа, говорит о народной удали, смелости, любви к свободной жизни. Нельзя не почувствовать, как резко при этом меняется даже сам тон авторской речи. В ней появляются и грустные раздумья и мягкая шутка. Тема народа проходит через все главы поэмы. Трагическая судьба обездоленного народа хорошо видна в образах крепостных людей. Полное отупение и одичание несёт человеку рабство.

Описание слайда:

Тема дороги Символ человеческой жизни Гоголь воспринимает жизнь как тяжёлый путь, полный испытаний, лишений, в конце которого ждёт горькое одиночество. Но писатель не считает жизнь бесцельной, он полон сознания своего долга перед Родиной. Образ дороги – самостоятельный сквозной образ в поэме (им начинается поэма, им и заканчивается).

№ слайда 43

Описание слайда:

Тема дороги Судьба России – «птица–тройка» «Птица-тройка» - символ национальной стихии русской жизни, символ великого пути России в мировом масштабе. Стремительный полёт «птицы-тройки» противопоставлен однообразному кружению от помещика к помещику брички Чичикова.

№ слайда 44

Описание слайда: