Литература как отражение жизни народа. Сочинение «Литература как художественное отражение жизни

Что такое психологизм понятия не даст полного представления. Следует привести примеры из художественных произведений. Но, если сказать вкратце, то психологизм в литературе - это изображение внутреннего мира героя с помощью различных средств. Автор использует системы что позволяет ему глубоко и детально раскрыть душевное состояние персонажа.

Понятие

Психологизм в литературе - это передача автором читателю внутреннего мира своих персонажей. Способностью передавать ощущения и чувства обладают и прочие виды искусства. Но литература, благодаря своей образности, имеет возможность изображать душевное состояние человека до мельчайших подробностей. Автор, стремясь описать героя, приводит детали его внешнего облика, интерьера помещения. Нередко в литературе для передачи психологического состояния персонажей используется такой прием, как пейзаж.

Поэзия

Психологизм в литературе - это раскрытие внутреннего мира героев, который может иметь различный характер. В поэзии он, как правило, обладает экспрессивным свойством. Лирический герой передает свои чувства или осуществляет психологический самоанализ. Объективное познание внутреннего мира человека в поэтическом произведении почти невозможно. передаются довольно субъективно. То же самое можно сказать и о драматургических произведениях, где внутренние переживания героя передаются посредством монологов.

Ярким примером психологизма в поэзии является поэма Есенина «Черный человек». В этом произведении автор хотя и передает собственные чувства и мысли, но делает это несколько отстраненно, как будто наблюдая за собой со стороны. Лирический герой в поэме ведет беседу с неким человеком. Но в конце произведения оказывается, что никакого собеседника нет. Черный человек символизирует больное сознание, муки совести, гнет совершенных ошибок.

Проза

Психологизм художественной литературы получил особое развитие в девятнадцатом веке. Проза обладает широким спектром возможностей для раскрытия внутреннего мира человека. Психологизм в русской литературе стал предметом изучения отечественных и западных исследователей. Приемы, которые использовали русские писатели девятнадцатого века, заимствовали в своем творчестве более поздние авторы.

Системы образов, которую можно встретить в романах Льва Толстого и Федора Достоевского, стали примером подражания для писателей во всем мире. Но следует знать, что психологизм в литературе - это особенность, которая может присутствовать лишь в том случае, если человеческая личность является великой ценностью. Он не способен развиваться в культуре, которой присуща авторитарность. В литературе, которая служит навязыванию каких-либо идей, нет и не может быть изображения психологического состояния отдельной личности.

Психологизм Достоевского

Каким образом художник раскрывает внутренний мир своего героя? В романе «Преступление и наказание» читатель познает эмоции и чувства Раскольникова благодаря описанию внешности, интерьера комнаты и даже изображению города. Для того чтобы раскрыть все то, что происходит в душе главного героя, Достоевский не ограничивается изложением его мыслей и высказываний.

Автор показывает обстановку, в которой пребывает Раскольников. Маленькая каморка, напоминающая шкаф, символизирует несостоятельность его идеи. Комната Сони, напротив, просторна и светла. Но главное, Достоевский особое внимание уделяет глазам. У Раскольникова они глубокие и темные. У Сони - кроткие и голубые. А, например, о глазах Свидригайлова ничего не сказано. Не оттого, что автор забыл дать описание внешности этого героя. Скорее дело все в том, что, по мнению Достоевского, у таких людей, как Свидригайлов, и вовсе никакой души нет.

Психологизм Толстого

Каждый герой в романах «Война и мир» и «Анна Каренина» - образец того, насколько тонко мастер художественного слова может передать не только терзания и переживания героя, но и жизнь, которую он вел до описываемых событий. Приемы психологизма в литературе можно встретить в произведениях немецкий, американских, французских авторов. Но романы Льва Толстого основаны на системе сложных образов, каждый из которых раскрывается посредством диалогов, мыслей, деталей. Что собой представляет психологизм в литературе? Примеры - сцены из романа «Анна Каренина». Самая знаменитая из них - сцена скачек. На примере гибели лошади автор раскрывает эгоизм Вронского, который впоследствии приводит к смерти героини.

Довольно сложными и неоднозначными являются мысли Анны Карениной после поездки в Москву. Встретив мужа, она вдруг замечает неправильную форму его ушей - деталь, на которую раньше не обращала внимания. Безусловно, не эта особенность внешности Каренина отталкивает его жену. Но с помощью мелкой детали читатель познает, насколько тягостной для героини становится семейная жизнь, наполненная лицемерием и лишенная взаимопонимания.

Психологизм Чехова

Психологизм русской литературы 19 века настолько ярко выражен, что в произведениях некоторых авторов этого периода сюжет уходит на задний план. Эту особенность можно наблюдать в рассказах Антона Чехова. События в этих произведениях играют не главную роль.

Формы психологического изображения

Психологизм в литературе 19 века выражен с помощью различных Все они могут иметь как прямое значение, так и косвенное значение. Если в тексте говорится о том, что герой покраснел и опустил голову, то речь идет о прямой форме психологического изображения. Но в произведениях классической литературы нередко встречаются и более сложные художественные детали. Для того чтобы понять и проанализировать косвенную форму психологического изображения, читателю необходимо обладать достаточно развитым воображением.

В рассказе Бунина «Господин из Сан-Франциско» внутренний мир героя передается посредством изображения пейзажа. Главный персонаж в этом произведении вообще ничего не говорит. Более того, у него даже нет имени. Но о том, что он собой представляет и каков его образ мыслей, читатель понимает с первых строк.

Психологизм в прозе зарубежных авторов

На написание рассказа о богатом и несчастном человеке из Сан-Франциско Бунина вдохновила новелла Томаса Манна. в одном из своих небольших произведений изобразил психологическое состояние человека, который ради страсти и похоти погибает в городе, охваченном эпидемией.

Новелла называется «Смерть в Венеции». В ней нет диалогов. Мысли героя изложены с помощью прямой речи. Но внутренние терзания главного персонажа автор передает с помощью множества символов. Герой встречает человека в устрашающей маске, которая как будто предупреждает его о смертельной опасности. Венеция - прекрасный старинный город - окутана зловонием. И в этом случае, пейзаж символизирует разрушающую силу похотливой страсти.

«Пролетая над гнездом кукушки»

Написал книгу, которая стала культовой. В романе о человеке, который оказался в психиатрической клинике с целью избежать тюремного заключения, основная идея заключается не в трагической судьбе героев. Лечебница для душевнобольных символизирует общество, в котором царит страх и безволие. Люди не способны что-либо изменить и смиряются с авторитарным режимом. Силу, решительность и бесстрашие символизирует Макмерфи. Этот человек способен если не изменить судьбу, то, по крайней мере, попытаться это сделать.

Психологическое состояние героев автор может передать всего в одной-двух репликах. Примером такого приема является фрагмент из романа Кизи, в котором Макмерфи заключает пари. Поскольку то, что ему не удастся одержать победу в споре, кажется окружающим очевидным, они с радостью делают ставки. Он проигрывает. Отдает деньги. А после произносит ключевую фразу: «Но я все-таки попытался, я хотя бы попробовал». С помощью этой небольшой детали Кен Кизи передает не только образ мыслей и характер Макмерфи, но и психологическое состояние других персонажей. Эти люди не способны сделать решительный шаг. Им проще находиться в невыносимых условиях, но не рисковать.

Курс литературы V класса начинается со вступительного урока на тему «Литература как художественное отражение жизни», которая является естественным продолжением работы, начатой в IV классе («Начальное понятие о литературе как искусстве слова»), и подчинена задаче дать учащимся на доступном уровне первоначальное представление о художественной литературе как об особой форме познания действительности. Эта идея, формулируемая в самых общих чертах на уроке, ложится в основу всего последующего курса литературы V класса как ориентир для методических усилий учителя, направленных на преодоление наивно-реалистического восприятия школьниками литературных произведений и формирование у них специальных читательских умений (умения воссоздавать картины изображенной писателем жизни, сопереживать героям, понимать и оценивать их поведение, мотивы поступков, взаимоотношения и т. д.; умения видеть отношение автора к созданному им миру).

Естественно, что сложность темы вынуждает учителя ограничить ее рассмотрение каким-либо одним аспектом. Представляется необходимым уже на первых ступенях литературного образования направить внимание учащихся на особенности художественного воспроизведения жизни, на отличие художественного произведения от фактов жизни, положенных в его основу.

Беседу о художественной литературе целесообразно начать с вопроса о том, что может дать человеку литературное произведение, каким должен быть читатель, чтобы произведение раскрылось перед ним во всем богатстве мыслей, чувств, эстетической ценности.

Чтобы этот разговор стал содержательным и не ограничивался беспочвенными догадками ребят, необходимо провести вместе с учениками работу по осмыслению текстов, предлагаемых для вступительного занятия: «Любите книгу» М. Горького, «Баллада о мальчике» Ф. Искандера, фрагмент из статьи В. Каверина «Память и воображение» и отрывок из воспоминаний К. Г. Паустовского о В. Луговском. Обратимся прежде всего к высказыванию М. Горького «Любите книгу». Его глубокий смысл может быть выявлен в процессе обсуждения следующих вопросов: какое значение в жизни М. Горького имела книга? Какое отношение к человеку и его делам сложилось у М. Горького под влиянием чтения?

Внимательно вчитываясь в текст, ученики отметят, что книги открыли М. Горькому богатство и разнообразие жизни, показали, как «велик и прекрасен человек в стремлении к лучшему», обострили внимание к людям, вызвали уважение к его труду. Школьники должны осознать, что книги помогли писателю уже в детские годы определить свое отношение к окружающему миру. Размышления над текстом «Любите книгу» позволяют учителю обратить внимание пятиклассников и на то, каким вдумчивым читателем был , почему он считал, что книга может облегчить человеку жизнь, помочь разобраться в «путанице мыслей, чувств, событий», научить уважать человека и самих себя. Учитель при этом старается актуализировать, оживить личный читательский опыт учеников и побудить их к оценке себя как читателей.

С другим типом читателя пятиклассники могут встретиться, знакомясь с «Балладой о мальчике» Ф. Искандера:

  • Давным-давно уснул весь дом…
  • Раскрыта настежь книжка,
  • Ее читает за столом
  • Взволнованный мальчишка.
  • Сидит мальчишка за столом
  • И в тишине ночной,
  • Как будто рядом за углом,
  • Он слышит этот бой.
  • Пригнали “легионов тьму,
  • а каждого - десяток,
  • И крикнуть хочется ему
  • «Неправильно! Нельзя так!»
  • Теснит Спартака легион,
  • И с четырех сторон
  • Он римлянами окружен.
  • Все брошено на кон!

К себе друзей зовет Спартак, Но где его друзья? Над ними пыль и облака, Им па земле не сыро. Они не видят Спартака, Не слышат командира. Учитель сам прочитает балладу в классе, а затем предложит детям следующие вопросы и задания: Понравилось ли вам это стихотворение? Как читает мальчик книгу? Как откликается на прочитанное? Умеет ли видеть -в воображении нарисованные автором картины? Переживает ли их, дает ли оценку героям я событиям? Подтвердите свои суждения текстом стихотворения. Обратите внимание на последнюю часть стихотворения. О чем говорит нам сон мальчика? Какие высокие человеческие качества проявляются в мальчике под влиянием чтения?

Важно, чтобы ребята по достоинству оценили живую реакцию мальчика на судьбу героев книги, заразились его переживаниями, поняли бы его желание изменить ход событий. И в то же время учителю необходимо показать ребятам, что безудержная фантазия при чтении порой уводит за пределы мира, созданного писателем, мешая с достаточной глубиной и полнотой воспринять авторский замысел, изображенные время и исторические обстоятельства.

Вся эта работа должна помочь ученику получить, с одной стороны, представление об огромных возможностях книги, с другой стороны, о разных читателях: квалифицированном, опытном читателе и читателе начинающем, воспринимающем художественное произведение как реальную жизнь. Особенно убедительным подтверждением этих выводов станет для пятиклассников свидетельство авторитетного писателя.

Прочитаем им отрывок из статьи В. А. Каверина, автора любимого подростка-. ми романа «Два капитана»: «Редкое художественное произведение обходится без выдумки, без фантазии. Воображение участвует и в обдумывании характера героя, и в составлении плана. Многие читатели настолько тесно переплетают литературу с жизнью, с такой подкупающей, трогательной настойчивостью принимают литературу за фотографически точную запись того, что происходит в действительности, что не редкость получить письмо с вопросом о том, как поживает сейчас тот или другой герой, как его дела, женился ли он и т. д.

На самом же деле нельзя ставить знак равенства между реально существующим лицом и героем литературного произведения. В основе личности, о которой рассказывает писатель, почти всегда лежит подлинная, реальная биография. Но писатель отбирает из нее лишь те черты, которые необходимы ему для создания своего героя. Характер, который он задумал изобразить, подчинен общему замыслу произведения, его главной мысли, его плану». Спросим после чтения: о каких читателях пишет В. А. Каверин?

Как вариант вступительного урока, основанного на повторении уже знакомого учащимся по IV классу материала о художественном произведении, его композиционных элементах, можно предложить сопоставление судьбы литературного персонажа Герасима из рассказа «Муму» и истории реального прототипа - немого дворника Андрея, крепостного матери И. С, .

Самые популярные статьи :



Домашнее задание на тему: Литература как художественное отражение жизни .

Литература (от латинского litera – буква, письменность) – вид искусства, в котором основным средством образного отражения жизни является слово.

Художественная литература – вид искусства, способный наиболее многогранно и широко раскрывать явления жизни, показывать их в движении и развитии.

Как искусство слова художественная литература возникла в устном народном творчестве. Её источниками стали песня, народные эпические сказания. Слово – неисчерпаемый источник познания и удивительное средство для создания художественных образов. В словах, в языке любого народа запечатлена его история, его характер, природа Родины, сконцентрирована мудрость веков. Живое слово богато и щедро. У него множество оттенков. Оно может быть грозным и ласковым, вселять ужас и дарить надежду. Недаром поэт Вадим Шефнер так сказал о слове:

Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести. Словом можно продать и предать и купить, Слово можно в разящий свинец перелить.

1.2. Устное народное творчество и литература. Жанры унт.

1.3. Художественный образ. Художественное время и пространство.

Художественный образ представляет собой не только изображение человека (образ Татьяны Лариной, Андрея Болконского, Раскольникова и т.д.) – он является картиной человеческой жизни, в центре которой стоит конкретный человек, но которая включает в себя и всё то, что его в жизни окружает. Так, в художественном произведении человек изображается во взаимоотношениях с другими людьми. Поэтому здесь можно говорить не об одном образе, а о множестве образов.

Любой образ – это внутренний мир, попавший в фокус сознания. Вне образов нет ни отражения действительности, ни воображения, ни познания, ни творчества. Образ может принимать формы чувственные и рациональные. Образ может быть основан на вымысле человека, может быть фактографичным. Художественный образ объективирован в форме как целого, так и его отдельных частей.

Художественный образ может экспрессивно воздействовать на чувства и разум.

Он дает максимальную емкость содержания, способен выражать бесконечное через конечное, он воспроизводится и оценивается как некое целостное, даже если создан с помощью нескольких деталей. Образ может быть эскизным, недоговоренным.

В качестве примера художественного образа можно привести образ помещицы Коробочки из романа Гоголя «Мертвые души». Она была женщиной пожилых лет, бережливой, собирающей всякий хлам. Коробочка на редкость тупа и туго соображает. Однако она умеет торговать и боится продешевить. Эта мелочная бережливость, торговая деловитость ставит Настасью Петровну выше Манилова, у которого нет никакого задора и который не ведает ни добра, ни зла. Помещица весьма добра и заботлива. Когда Чичиков гостил у нее, она угощала его блинами, пресным пирогом с яйцом, грибами, лепешками. Она даже предлагала почесать гостю на ночь пятки.

Отражение реализма в литературе представляет собой описание действительности, какой бы она не была. Отличить реализм в произведении можно сразу. Во-первых, реализм не предполагает наличия приукрашенных или искаженных фактов жизни. Реализм предполагает наличие описания той жизни, которая покажется читателю знакомой и правдоподобной. С помощью реального описания некоторые смогут познать для себя всю суть нынешней и прошлой жизни, выявить несоответствия своего понимания сущностей и понимания автора. Реальность может быть для каждого своя. Например, сейчас качеством жизни многие не довольны, а для некоторых нынешнее положение вещей весьма удачное.

Так же для реализма свойственны развернутые описания каких-либо конкретных ситуаций. С помощью данного описания можно наиболее досконально остановиться на существующих проблемах.

Описание реальных событий может нередко быть трагическим, жестоким или драматичным. При этом смыслом реализма является поучительная трактовка некоторых отдельно взятых повествований. С помощью произведений в жанре реализма читатель должен выяснить для себя все нюансы и аспекты жизни нынешней и прошлой, тонкости взаимоотношений, критерии общения и многое другое.

Реализм также рассматривает многие исторические процессы, чтобы выявить между ними закономерность, установить тенденцию развития и дифференциации различных времен, исторических событий и последствий после них. Некоторую историческую и даже научную литературу можно отнести к жанру реализма.

Авторы, которые писали в жанре реализма не прибегали в своем творчестве к области фантастики, искажению фактов, изощренности описания. Они могли отразить свое отношение к сюжету, своё мировоззрение и свои жизненные понятия. Но сюжет произведения реализма всегда оставался традиционным.

Главным действующим лицом реализма всегда оставался человек. Все сюжетные линии всегда закручены вокруг человеческого общества. Автор может разбавлять произведение своими размышлениями и своим отношением.

Реализм с ходом времени менялся. Если раньше реализм отражал существующую реальность, то теперь реализм больше приобретает характер мечтаний о том, как было бы лучше на самом деле. Авторы все больше передают свои мысли и свои мечтания об идеальных образах, а не реальных. Этим и определяется современный реализм. В наше время это направление в литературе набирает популярность.



    Изображение пейзажа в литературе – это один из наиболее сильных способов для передачи вымышленного образа в сочинении автора. Изображение пейзажа...



    Трагедией в литературе является произведение, которое носит некий драматический характер. При одном слове «трагедия» у читателя могут сразу...



    Повесть в литературе – это довольно расплывчатый и широкий жанровый термин, который нельзя подогнать под единое определяющее его понятие.В своей...



    К изучению лингвистики относится не рассмотрение отдельно взятого языка, а понятие языка в целом. Лингвисты рассматривают отдельные характерные...


    Большинство литературоведов считают, что этим русским термином называют европейскую новеллу. В действительности между этими исторически сложившимися...

    Сайт поэта Юрия Минералова, профессора Литературного института им. А.М. Горького,
    доктора филологических наук - стихи, проза, лингвистика, литература, критика и литературоведение.

    Юрий Минералов 2018. Все права защищены.

    Копирование текстов без письменного разрешения автора является грубым нарушением
    федерального закона об охране авторских и смежных прав.

Лекции для…

Литература
как художественное отражение исторической жизни народа с древних времён.
Человековедческая направленность русской литературы:
постановка и попытка решения в ней морально этических проблем…

1. Исследователь древнерусской жизни и литературы Д.С. Лихачёв писал: «Ценя прекрасное в прошлом, защищая его, мы тем самым как бы следуем завету А.С. Пушкина: «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости…». В жизни часто можно встретить мнения, противопоставляющие естественные науки гуманитарному знанию: одни считаются «точными», другим в этой ипостаси отказано. Однако на самом деле они вряд ли отличаются, ибо сходны по способу исторического подхода: и среди естественных наук есть чисто исторические исследования, становящиеся как бы основой дальнейшего развития науки: «История флоры», «История фауны», «История геологического строения земной коры» и т.д. Гуманитарные науки имеют дело со статистическими закономерностями случайных явлений, но и многие естественные науки лишь кажутся точными, так математика на высшем уровне развития не столь точна и однозначна, как в учебнике начальной школы. Нет ни одной методологической особенности, которые бы не применялись во всём многообразии наук и научных школ.
Но в литературе как в познании есть одна особенность, отличающая её от иных форм по-знания мира: она несёт в себе воспитательное значение, повышает и совершенствует социально-этические качества человека. Что же изучает литература? Что является предметом её исследования? В первую очередь предметом исследования литературы всегда становится человек во всей полноте его материальной и духовной деятельности. Литература как вид искусства, изучая человека, осмысляет его в многомерном духовно-этическом и историко-социальном аспектах, в контексте исторической (реальность), либо псевдоисторической действительности (фантастика), изображая и осмысляя её как изменяющийся во времени процесс. Медицина тоже изучает человека, но она не занимается его духовными запросами и его взаимоотношениями с действительностью. Химия изучает органическую сущность человека, химические реакции, протекающие в его организме, суть этих реакций и их воздействие… Но необходимо оговориться, сегодня многие исследователи считают, что взаимовлияние любой сути и ипостаси на мир настолько велико, что наука этого объяснить сейчас не может. Например, нумерология считает, что индексы чисел могут влиять на человека и его жизнь, другие говорят о влиянии имени на облик поведение и даже судьбу человека… На мой взгляд, литература и является пока такой всеобъемлющей наукой, пытающейся объяснять человеку человека во всех его взаимосвязях с мирозданием и взаимозависимостях от него…
Многообразие литературы изучает наука «литературоведение», которая и развивает чита-тельский интерес и глубину восприятия текста читателями, их общественное чувство, позволя-ющее развить в человеке терпимость к проявлениям иных культур, иных исторических эпох, иноязычных или инонациональных сообществ.
Художник, на ментальном уровне исходя из вышесказанного, изображает что-то индивидуальное, вкладывая в него суть обобщения, чтобы читатель чувствовал свою сопричастность к миру героев произведения. Именно дар художественного воображения позволяет автору превращать свои обобщения в образы, волнующие читателя. Видеть большое в малом, воплотить в малом большое, общее – это главный принцип литературы, поиски истины всегда начинаются с малого факта, накопления их, но и в любой науке происходит то же самое.
Созданию художественного образа действительности способствует умение абстрактно мыслить. Чем развитее абстрактное мышление автора, создающего образ (мира, человека, стра-ны, исторической картины жизни) тем большие ассоциации возникнут у читателя при знаком-стве с ним.
Образное обобщение возникает у автора на основе его собственного жизненного и духов-ного опыта, на основе многозначности изображаемой действительности, всегда соотносится со множеством закономерностей, которые ему необходимо вычленить, отделив друг от друга, а потом, по-своему сгруппировав, создать единый, узнаваемый «типический» образ. Именно при помощи воображения он оживляет созданный образный мир, вдыхает в него жизнь, если же он этого не сделает, то читатель говорит: «так не бывает, и таких героев в жизни нет…»
Природа художественного таланта – это и есть способность автора ярко и сильно вообра-жать. Вот что об этом думают разные художники слова.
И.А. Гончаров: «Работа идёт в голове, лица не дают покоя, пристают, позируют в сце-нах, я слышу отрывки их разговоров, – и мне часто казалось, прости Господи, что я это не вы-думываю, а что всё это носится в воздухе около меня, и мне надо смотреть и вдумываться»
И.С. Тургенев: «Вы чувствуете, что возле вас кто-то стоит, ходит с вами, – и вот жи-вое лицо сложилось. Это нечто вроде сна. Ходишь среди героев романа, видишь себя между ними…»
Л.Н. Толстой: «Пока он (герой) не сделается для меня старым, хорошим знакомым, пока я не вижу его и не слышу его голоса, я не начинаю писать»
Без дара воображения, превращающего обобщения в образы, волнующие читателя, заде-вающие его душевные струны, писатель, если он и обладает знанием жизни, умением обобщать, языковой культурой и многими другими достоинствами, он не сможет создать цельную картину жизни, заставить читателя поверить в изображаемое. Но, чтобы читатель стал чувствителен к литературе, она и должна использовать своё главное достоинство – образную систему.
Образ – это конкретная и в то же время обобщённая картина жизни, созданная при помощи вымысла и имеющих эстетическое значение.
Вот образ России у трёх лирических поэтов России:

А.С. Пушкин:
Товарищ, верь, взойдёт она
Заря пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена…

Н.А. Некрасов:
Родная земля, назови мне такую обитель,
Я такого угла не видал,
Где бы сеятель твой и хранитель,
Где бы русский мужик не стонал…

А. Блок:
Россия, нищая Россия!
Мне избы серые твои,
Твои мне песни, ветровые,
Как слёзы первые любви.

Пускай заманит и обманет,
Не пропадёшь, не сгинешь ты,
И лишь забота затуманит
Твои прекрасные черты.
Богатство образа возникает благодаря множеству индивидуальных черт и деталей, жизненных подробностей своего времени. Все три поэта пишут о России, верят в её лучшее будущее, но при разном образном строе эти строки воспринимаются по-разному.
А.П. Чехов по этому поводу писал: «Я подумал, что чутьё художника стоит иногда моз-гов учёного, что то и другое имеют одни цели, одну природу, и, быть может, со временем, при совершенстве методов, им суждено слиться вместе в гигантскую чудовищную силу, которую трудно теперь и представить себе…»
Величайшая ценность русской литературы состоит в её доброте, которой всегда обладает лишь сильное начало, она как часть русской культуры, открытая система и принимает, творчески осмысляя и перерабатывая все человеческие ценности.
Но если у художника, скульптора и т.п. целый набор материалов, которые позволяют создавать образ, то у поэта, писателя главный и единственный материал – слово.
Рождению русской литературы способствовал превосходный гибкий и лаконично-точный русский язык, достигший ко времени возникновения письменной литературы высокого уровня развития. Богатый и выразительный он был представлен в устном фольклоре, деловой письмен-ности, в ораторских выступлениях на вече и княжеских съездах. Это был язык с обширным словарным запасом, с развитой терминологией: юридической, военно-феодальной, церковной, технической, обильной синонимами, способными отразить эмоциональные оттенки понимания, допускающий многообразные формы словообразования.
Русская литература с самого возникновения была тесно связана с русской исторической действительностью, поэтому история русской литературы есть художественное изложение истории русского народа, его общечеловеческих исканий, истории русского государства, чем и обусловлено её художественное своеобразие.
Критик, общественный деятель, В.Г. Белинский писал: «Так как искусство со стороны своего содержания есть выражение исторической жизни народа, то эта жизнь и имеет на него великое влияние, находясь к нему в таком же отношении, как масло к огню, который оно поддерживает в лампе, или, ещё более, как почва к растениям, которым она даёт питание»
Именно высокий уровень общей древнерусской культуры, грамотности, развития ремёсел, зодчества, иконописи, широких военных и торговых связей со странами и народами, требующих юридического и дипломатического сопровождения, развитой техники производства, стали исходным фундаментом возникновения древнерусской литературы.
Поэтому особое первородное место и заняли произведения древнерусской литературы, как основы дальнейшего развития русской художественной мысли: «Слово о Полку Игореве…», «Слово о законе» Иллариона, «Поучение Владимира Мономаха», «Моление Даниила Заточника», «Киево-Печерский патерик», «Повесть временных лет» и многие другие произведения более поздних времён.
Уже литература нового времени, ХVIII века, стала следствием и художественным отраже-нием изменений, реформ и преобразований Петра I, последующих царствований, в том числе дочери Петра Елизаветы I и в последующем Екатерины II, десятилетия абсолютизма оказались благотворны для возникновения в Российской империи светской литературы, начавшей свой отсчёт с сатир современника и соратника Петра I, Антиоха Кантемира.
Формируется русский классицизм, вобравший в себя лучшее из западноевропейского, но и имевший свои особенности:
1. В лучших произведениях классицизма русская литература заявила о своей непримиримости ко всем проявлениям нравственного зла.
2. Классицизм в России не подвергал сомнению социальную структуру общества, хотя их произведения при общенациональном пафосе содержали в себе требование гуманизма к слабым и сирым…
3. Русские классицисты в противовес западным обращались не только к истории Древней Греции и Древнего Рима, а чаще к отечественной истории.
4. Русский классицизм в лице своих ярчайших представителей: Фонвизина, Тредиаковского, Сумарокова, Ломоносова, Державина, Карамзина, - подготовил появление гениев русской литературы А.С. Грибоедова и А.С. Пушкина, с их пристальным вниманием к реальной жизни российского общества.
2. Художественные особенности и открытия литературы второй половины XIX века
После поражения в Крымской войне (1853-1855гг.), когда российская аристократическая бюрократия показала свою неспособность к управлению страной, проиграв локальную войну на своей территории, хотя в Крым нагрянули турки, греки, французы и англичане при тихой поддержке австрийских и немецких властных структур, но она не сумела подготовить ни инфраструктуру для переброски войск и армейских припасов, ни армию, ни саму государственно-дипломатическую службу. Сразу после подписания мира в 1856 году, выступая перед дворянскими депутатами, новый царь Александр II говорил: «Лучше начать уничтожать крепостное право сверху, нежели ждать, когда оно начнёт само собой уничтожаться снизу»
В силу сложности российской жизни, многослойности её социального, экономического и политико-общественного укладов общественное движение условно 60-х годов можно разделить на три этапа, а русская литература всегда была жёстко привязана к истории своей страны и проявляющимся в ней государственно-общественным тенденциям.
С 1855по 1858 годы идёт этап «либеральной весны», сменившей жёсткий контроль в годы царствования Николая I, но уже сразу начинаются разногласия между «революционными демо-кратами» и «либералами», идут дискуссии о «Пушкинском» и «Гоголевском» направлении в литературе. Хотя особых противоречий и не было: Пушкин был либерален, но не разделял взглядов своих друзей из декабристов на насильственное изменение устройства российской жизни… Гоголь же вообще был сторонником сохранения основных скреп российской государственности, самодержавия и православия, при нравственном самоусовершенствовании представителей верхов и уничтожении путём реформ позора крепостничества…
Размежевание между теми, кто ратовал за полное и скорейшее уничтожение крепостниче-ства и теми, кто ратовал за постепенную отмену крепостного права, с сохранением его элемен-тов на некоторое время, осложнялось и разной культурно-исторической ориентацией представителей общественности. Завязалась борьба между либералами-западниками и славянофилами – это противостояние в той или иной мере сохраняется до сих пор, разъедая как ржавчиной общественное движение в России.
Западники, считали, что у России великое будущее, как у развивающегося национального образования лишь при ориентировании на западные достижения и ценности, переносимые на русскую социально-политическую реальность, что России необходимо двигаться в русле запад-ной традиции общехристианской цивилизации.
Славянофилы, отвергая и критикуя все общественные теории, не присутствовавшие в опыте русского исторического прошлого, утверждали идею культурно-исторической самобытности России. Они противопоставляли западной формальной «ассоциации» при верховенстве большинства, русскую «соборность», что представляет не юридическую оформленность отношений, а сердечное согласие между людьми, примером же такой соборности считали крестьянскую общину с решением всех вопросов «на миру».
1859 – 1861гг. второй этап развития общественной жизни: прояснились взгляда на кре-стьянскую реформу, стало понятно, что как всегда случалось в России при проведении реформ «сверху» они остаются половинчатыми и противоречивыми. Революционные демократы порва-ли с либералами, раздоры и споры с их стороны поддерживались журналами «Современник» и «Свисток»(1859г.), которые считали крестьянскую общину ядром социалистического общежи-тия, надеясь на её выступление против власти, но общину надо было раскачать.
Манифест 1861 года об освобождении крестьян, обострил противоречия между радикала-ми и постепеновцами, а правительство стало преследовать крайних слева: арестованы Н.Г. Чер-нышевский, Д.И. Писарев, приостановлено издание «Современника». Внутри левой журнали-стики тоже возникли противоречия: «Современника» (Добролюбов, Чернышевский, Некрасов) и «Русского слова» (Писарев, Зайцев), первые настаивали на природной революционности русского крестьянства, вторые считали революционной силой «умственный пролетариат», разночинцев, представителей из разных слоёв общества. В некоторой степени эти споры отразили «Отцы и дети» И.С. Тургенева и «Гроза» А.Н. Островского.
1862-1869гг. третий этап развития общественных движений…
Произошёл спад крайних революционных настроений, особенно после польского восста-ния, когда большинство либеральной интеллигенции поддержало правительство в его противо-стоянии с польскими националистами, а в 1866 году прогремел выстрел Каракозова в императо-ра, заявивший надежды крайнего крыла революционных демократов добиться перемен через политический террор, на что правительство ответило волной арестов и жёсткой политической реакцией.
Русская литература во время периода 60-х годов пыталась ответить на основные вопросы о путях развития страны, участия в этом её народа и ответственности образованного общества за состояние дел. Вообще русскую литературу середины 19 века называют литературой трёх вопросов, сформулированных названиями известных произведений широко читаемых авторов, на которые ответ обществом так и не найден…
1-ый «Кто виноват?», его поставил А.И. Герцен своим одноимённым произведением.
2-ой «Что делать?», задал Н.Г. Чернышевский, когда пытался уяснить задачу интеллигенции и дать в своём романе того же названия положительные примеры жизни героев для счастья народного.
3-ий «Кому на Руси жить хорошо?» захотел узнать в одноимённой поэме А.Н. Некрасов.
С ускорением общественных процессов, нарастанием политического и социального противостояния в жизни населения России, происходит дифференциация и специализация литературного творчества. По сути, художественный универсум Пушкина оказался неповторим, не нашлось авторов, способных так же многогранно и многожанрово отразить все извивы российской жизни. Л.Н. Толстой вошёл в литературу как создатель уникальных романов, в том числе романа-эпопеи «Война и мир». А.Н Островский реализовался как драматург. Почитаемые современниками и почти забытые ныне писатели А.И. Левитов, Г.И. Успенский, Н.В. Успенский преимущественно остались очеркистами современной им российской жизни, М.Е. Салтыков-Щедрин вошёл в литературу как сатирик и автор «Истории одного города». И.С. Тургенев пытался сохранить в творчестве универсализм, но не достиг ни эпохальной изобразительной мощи Толстого, ни трагедийного накала внутренних конфликтов и страстей романов Ф.М. Достоевского. Беллетристика большинства революционных демократов из-за увлечения какой-то одной гранью социально-общественного бытия обернулась утратой полноты и всестороннего художественного показа жизни. Писатели 60-х годов XIX века сталкивались с необходимостью художественного осмысления подвижной, текучей, быстро и стихийно меняющейся действительности. И.С. Тургенев жаловался в письме писателю К.С. Аксакову: «Простота, спокойство, ясность линий… – всё это ещё пока идеалы, которые только мелькают передо мной… Жизнь торопит и гонит – и дразнит, и манит… трудно современному писателю, особенно русскому, быть спокойным – ни извне, ни извнутри ему не веет покоем»
Эти слова Тургенева можно отнести, к сожалению, ко всей русской литературе не только XIX, но и ХХ века…