Что значит "жить" для Мцыри? (по одноименной поэме М. Лермонтова)

Все мы знакомы с поэмой М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Она принадлежит к направлению романтизм, ее главной мыслью является проблема свободы и жизни в целом. После ее прочтения, у человека могут остаться вопросы, иногда поэма дает ему ответы на них, иногда он сам находит их в своем сердце. Данное чтиво не оставит никого равнодушным, но что же значит жить, в поэме «Мцыри»?!
Лермонтов, в своем произведении создает образ романтичного человека, который как птица заточен в клетке. Мцыри, главный герой произведения, с самого детства живет на чужой земле. Будучи еще совсем мальчишкой, люди похитили его из родного дома и принудили жить вместе с ними. Спустя года он смирился с этой мыслью, он даже нашел милых сердцу людей, сблизился с ними. Он даже хотел отучиться в церкви, после чего стать монахом, люди уважали его и ценили. Но был ли Мцыри счастлив?

Отвечая на заданный вопрос я немного задумалась. Может ли вообще быть счастлив человек, которого принудили жить не своей жизнь, ни на своей земле. И пусть он привык к этой жизни, она никогда не сможет принести ему желанное удовольствие. Проведя всю жизнь в неволе, Мцыри мечтает лишь об одном, о свободе. Он хочет вкусить ее аромат, хочет вернуться к себе на землю, где есть возможность увидеть своих родных и близких. Руководствуясь своим желанием, герой решается на отчаянный поступок, под покровом ночи, он покидает свою клетку и убегает в мрак. Он не знает точно куда ему идти и что делать, у него нет ни запасов еды ни чистой пресной воды, но это не имеет значения, когда у него появляется возможность вернуться в родной край.
На пути его встречают трудности и преграды. Особенное внимание следует обратить на борьбу с барсом. Животное в данном случае, является олицетворением его прошлой жизни. Если раньше он все покорно переносил, тихо переживая свое горе, то теперь он дает отпор. Он бьётся голыми руками на смерть, это битва, где на кону стоит его свобода. Вот на что способен человек, который жаждет ее получить. В данной борьбе он одерживает вверх, но уходит от туда с большими ранами и ссадинами.
Само повествование идет в виде рассказ в рассказе. Уже умирающий в монастыре Мцыри рассказывает о своих переживаниях монаху, для него это является настоящей исповедью. К несчастью Мцыри его ловят те, от кого ему удалось убежать и уже раненого и умирающего несут назад в монастырь. Место, которое казалось бы должно приносить для человека счастье и успокоение, превратилось для героя тюрьмой. Ему так и не удалось добраться до заветной цели, он лишь увидел частицу своего дома, там на другом берегу. Поэтому он просит похоронить его на горах, где он будет видеть свой край, хоть так он будет ближе к нему, пусть даже уже неживая.
Жить, в данной поэме, значит быть свободным. Делать, то что хочешь, жить там где хочешь. Находясь всю жизнь в клетке, герой в действительности понимает ценность этих вещей. Он готов бороться со страшным зверем, ради возможности хоть немного побыть у себя на родине. Мы переживаем все чувства вместе с героем и его горе, становиться нашим горем. Думаю, данная история должна научить нас ценить то, что мы имеем. Ведь у нас есть свобода, мы вольны делать все что пожелаем, так что не надо обмениваться на мнимые ценности и переживания. Жить - значит быть свободным.


– Ты жил, старик!

Тебе есть в мире что забыть,

Ты жил, – я также мог бы жить!

С этими пламенными словами обращается в начале своей исповеди Мцыри к слушающему его монаху. В его речи – и горький упрек тому, кто, пусть и бессознательно, лишил его лучшей части жизни, и тяжелое осознание собственной утраты. Слова эти говорятся на смертном ложе, и никогда уже не придется герою вкусить настоящей жизни. Но что значит жить для Мцыри?

Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрим для начала на композицию поэмы «Мцыри». Поэма разделена автором на две неравные части. Одна, занимающая по объему всего страницу, повествует о жизни Мцыри в монастыре, остальные же строки поэмы полностью посвящены побегу Мцыри из монастыря. Этим композиционным приемом Лермонтов подчеркивает важную мысль: жизнь Мцыри в монастыре жизнью вовсе и не являлась, это было простое физическое существование. Об этом времени нечего писать, потому что оно однообразно и скучно. Мцыри и сам понимает, что не живет, а просто медленно идет к смерти.
В монастыре все «отвыкли от желаний», сюда не проникают не только человеческие чувства, но даже и простой луч солнца. «Умру рабом и сиротой» – вот какая судьба ждет Мцыри в монастыре, и понимая это, он решается бежать.

Настоящая жизнь Мцыри прекратилась в тот момент, когда его, еще совсем маленьким мальчиком, увезли из родного аула, и затем снова продолжилась – на три дня побега. Три дня воли, которым посвящена целая поэма! Жить свободным, в соответствии со своими мечтами и желаниями (а Мцыри стремится попасть домой, на родину), дышать вольным воздухом – вот что значит жить для героя Мцыри и для его автора.

Настоящая жизнь всегда сопряжена с риском и требует постоянной борьбы за нее, – этот мотив начинает звучать в поэме с момента выхода Мцыри за монастырские стены. Мцыри совершает побег в грозовую ночь, когда все монахи, напуганные грозой, «ниц лежат при алтаре» и забывают о своем воспитаннике. Герой не боится грозы, напротив, она восхищает его своей необузданной мощью, пробуждает в нем давно забытое чувство жизни. Вот как он сам говорит об этом:

– Я убежал. О, я как брат

Обняться с бурей был бы рад!

Глазами тучи я следил,

Рукою молнию ловил…

И в этих строках звучит нескрываемое восхищение открывшейся перед ним красотой и силой природы.

Риск пробуждает в Мцыри осознание его молодости и силы, бесполезно прозябавшей в монастыре. Спуститься вниз, к грозно бурлящему потоку, цепляясь за ветки и камни – это для юноши лишь приятное упражнение. Настоящий подвиг, битва с барсом, ждет его впереди. Для Лермонтова был очень важен именно этот эпизод поэмы. Вдохновение для него поэт черпал в старинных грузинских песнях о поединке юноши с тигром. Позднее критики обвиняли поэта в нарушении достоверности: барсы на Кавказе не водятся, и встретиться со зверем Мцыри просто не мог.
Но Лермонтов идет на нарушение природной достоверности ради сохранения художественной правды. В столкновении двух полностью свободных, прекрасных сознаний природы читателю открывается лик истинной жизни на Кавказе, жизни вольной, веселой и не подчиняющейся никаким законам. Обратим внимание на то, как описывается зверь в поэме:

«… Сырую кость
Он грыз и весело визжал;
То взор кровавый устремлял,
Мотая ласково хвостом,
На полный месяц, – и на нем
Шерсть отливалась серебром».

«Весело», «ласково» – ни малейшего страха или недовольства не звучит в словах Мцыри, он восхищен своим противником и признает в нем равного себе. Он радуется предстоящей битве, в которой сможет показать свою смелость, доказать, что у себя на родине он бы был «не из последних удальцов». Свобода и взаимоуважение не только к человеку, но и к природе – именно такой и должна быть настоящая жизнь. И насколько же она отличается от жизни монастырской, где человека именуют «рабом божьим!».

Неудивительно после всего этого, что Мцыри, вновь возвращенный в монастырь, не может жить. Теперь он отчетливо понимает разницу между жизнью тут и жизнью на воле, и смерть его – это своеобразный протест.

Меня могила не страшит:
Там, говорят, страданье спит
В холодной вечной тишине;
Но с жизнью жаль расстаться мне.
Я молод, молод…

Сколько отчаяния и безумной жажды жизни, молодой, еще нерастраченной жизни в этих словах! Но не всякая жизнь ценна, иная жизнь хуже смерти, – об этом говорит нам Лермонтов.

Мцыри умирает, устремив свой взгляд на Кавказские горы, на свою далекую родину. Там, в ауле, где пели его сестры и точил оружие отец, где по вечерам собирались у своих домов старики, там осталась его непрожитая жизнь, его настоящая судьба. После смерти он будет освобожден из плена, и душа его полетит туда, куда так стремилась. Возможно, именно тогда начнется его настоящая жизнь, – такую надежду, отчетливо звучащую в последних строках поэмы, Лермонтов оставляет читателю.

Что значит жить для Мцыри – описание чувств героя Лермонтова |

Фильченкова Наталья

Для написания сочинения ученица использовала дополнительный материал. В сочинении много цитат из текста, по пунктам плана сделаны собственные выводы.Образ Мцыри раскрыт полностью.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Сочинение

В чём смысл жизни Мцыри?

(по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри»)

План

I . В чём смысл поэмы «Мцыри»?

II. В чём смысл жизни Мцыри?

1).Жизнь Мцыри в монастыре.

А). Какие взгляды монаха Мцыри отвергает?

Б). К чему стремился Мцыри?

В). Почему он называл монастырь тюрьмой?

2).Жизнь Мцыри на воле.

А).Общение с природой.

Б).Воспоминания Мцыри об отцовском доме.

В). Что значит жить для Мцыри?

Г). Встреча с прекрасной грузинкой.

Д). Борьба за жизнь.

Е). В чём трагедия Мцыри?

Ж). Раскаялся ли Мцыри перед смертью в своих

Стремлениях и поступках?

III. Заключение.

1).В.Г.Белинский о Мцыри.

2).Моё отношение к Мцыри.

Поэма М.Ю Лермонтова «Мцыри» направлена против религиозной морали и монашеской неволи. Смысл поэмы в том, чтобы прославить волю, мужество, борьбу, самоотверженность, словом, все те качества, которые присущи герою.

Главный герой поэмы – юноша, проживший свои детские годы в неволе. Зовут его Мцыри. На исповеди он спорит с монахом и говорит ему:

Пускай теперь прекрасный свет

Тебе постыл: ты слаб, ты сед,

И от желаний ты отвык.

Что за нужда? Ты жил, старик!

Из этих строчек мы видим, насколько велика любовь Мцыри к жизни. Но далее следует:

Я мало жил, и жил в плену.

Таких две жизни за одну,

Но только полную тревог,

Я променял бы, если б мог.

Можно сделать вывод: все стремления Мцыри были направлены к одной светлой мечте – к свободе, к той прекрасной мечте, ради которой он отдал жизнь. Он спрашивает у старика:

…ты меня от смерти спас –

Зачем? Угрюм и одинок

Грозой оторванный листок,

Я вырос в сумрачных стенах

Душой – дитя, судьбой – монах.

Мцыри уверяет старого монаха, что никакими силами нельзя подчинить волю и чувства свободолюбивого горца. Никак нельзя заставить его отречься от мира, который влечёт его к себе своими чудными загадками природы. Жизнь раба для маленького кавказца – всё равно что тюрьма. Он не мог смириться с жестоким пленом, разлукой с родиной, и поэтому им руководила страсть по родной земле, но он никогда не помышлял о мести людям, разлучившим его с родной Грузией. Мечтая о родине, он был одинок среди людей, а это самое страшное для человека, тем более для ребёнка.

И вот, когда Мцыри убегает из монастыря и остаётся наедине с природой, ему кажется, что он понимает голоса птиц, угадывает думы тёмных скал, слышит спор между грудою камней и горным потоком, словом, понимает природу, её чувства. Не найдя единомышленников среди людей, он общается с природой. И ему кажется, что она его понимает. Описывая природу, поэт хочет, чтобы читатель представил себе живописные картины Кавказа.

Кругом меня цвёл божий сад;

Растений радужных наряд

Хранил следы небесных слёз,

И кудри виноградных лоз

Вились, красуясь меж дерев

Прозрачной зеленью листов.

Наблюдая прекрасные пейзажи, Мцыри услышал неведомый голос, который говорил ему, что в этих краях находится его родной дом. И постепенно перед ним всё яснее проходили картины детских лет. Он представлял то отца в одежде боевой, то юных сестёр, склонившихся над его колыбелью, то живые картины родного аула. И чем подробнее он представлял себе всё это, тем сильнее нарастало его желание вернуться домой.

Жить для Мцыри – это значит быть свободным и независимым. Он признаётся, что его жизнь без этих трёх дней была бы мрачнее бессильной старости монаха.

Скажи мне, что средь этих стен

Могли бы дать вы мне взамен

Той дружбы краткой, но живой,

Меж бурным сердцем и грозой?

Мцыри счастлив, потому что он мог познать счастливые минуты соединения с природой. Мцыри очарован красотой прекрасной грузинки. От всех этих неизведанных чувств он теряет сознание. Очнувшись, юноша видит, как девушка удаляется от ручья, и сравнивает её со стройным тополем. И ещё больше ему захотелось в ту неведомую страну.

В борьбе с барсом Мцыри проявляет мужество и самоотверженность. Ведь он боролся не только за свою жизнь, но и за свою свободу, то есть, за свою мечту. Он открывает в себе такие качества, как находчивость, смекалку, необыкновенную силу горца, доставшуюся ему по наследству. Он уверен в том, что, если бы не рука судьбы, он «мог бы быть в краю отцов не из последних удальцов».

Победив барса, забыв о боли, он идёт навстречу мечте. Но… опять потрясение. Юноша понимает, что потерял направление и вернулся к монастырю. Неужели ради этого он боролся с барсом, ради этого бродил по колючим зарослям? Неужели после того, когда его мечта была почти исполнена, он должен вернуться в монастырь? Когда он услышал звон колоколов, ему показалось, что этот звон выходит у него из груди, как будто кто-то железом ударяет ему в сердце. И тогда герой понял страшную правду: ему на родину не вернуться никогда. Что может быть страшнее этой мысли для Мцыри?

Юноша сравнивает себя с темничным цветком, который пересадили в соседство роз, где он и умер от дневного света. Но даже перед смертью Мцыри просит похоронить его в саду на том месте, откуда виден Кавказ. Мы видим, что в своих мечтах и стремлениях молодой горец не раскаялся и верен своей мечте. Пройдя такой трудный и непосильный путь, Мцыри не хочет изменить свои взгляды. В этом и есть трагедия свободолюбивого юноши: прожив настоящей жизнью три дня на свободе, он снова попадает в монастырь и …умирает, так как не может жить в неволе после того, как глотнул воздуха свободы.

В.Г.Белинский, рецензируя поэму «Мцыри», отозвался так о её герое: «Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Во всём, что ни говорит Мцыри, веет его собственным духом, поражает его собственною мощью…»

Меня Мцыри привлёк своим мужеством, смелостью, упорством. В самые трудные моменты своей жизни он не покоряется судьбе и идёт навстречу мечте.

М. Ю. Лермонтов исповедывался в своих произведениях, рассказывая об изгнанниках, он косвенно писал о себе.

Эпиграф к поэме "Мцыри" ("Вкушая, вкусих мало мёда, и се аз умираю"), по-моему, означает, что главный герой за всю свою жизнь очень мало жил по-настоящему, то есть так, как представлял он себе жизнь.

Я считаю, что Мцыри под словом "жизнь" понимал, прежде всего, свободу, тревоги, простор, борьбу, постоянное пребывание на грани между жизнью и смертью, правильной и неверной дорогой, между молнией и лучом солнца, между мечтой и реальностью, юностью и вечностью. Но всего этого он испытал настолько мало

("Я мало жил и жил в плену. Таких две жизни за одну, но только полную тревог, я променял бы, если б мог..."), что и могила его "не страшит".

Очень затрагивают воспоминания Мцыри о безмятежном детстве, о семье, играх, рассказах о древних временах. Ясно, что родина по-своему дорога для героя. Но, вдумавшись, понимаешь, что, рано или поздно, он всё равно отказался бы от своего "мирного дома" ради познания ответов на свои вопросы ("...узнать, прекрасна ли земля, узнать, для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы...")

Обретя, наконец, свою трёхдневную свободу, Мцыри наслаждается природой, грозой, с которой ведёт долгожданную игривую борьбу, наслаждается животными, которых видит и которых не боится ("...порой в ущелии шакал кричал и плакал, как дитя, и, гладкой чешуёй блестя, змея скользила меж камней, но страх не сжал души моей: я сам, как зверь был чужд людей и полз, и прятался как змей.")

Мцыри наслаждается мгновеньями, проведёнными в наблюдении за молодой грузинкой, сном, в котором вновь видел её ("...и странной, сладкою тоской опять моя заныла грудь...")

Не совсем понятно мне поведение героя в бою с барсом. Первым, что я отметила в нём - это жестокость, жажда крови, борьбы, жажда победы. Но зверь не был изначально настроен на бой ("Сырую кость он грыз и весело визжал; то взор кровавый устремлял, мотая ласково хвостом, на полный месяц...", "Врага почуял он и вой протяжный, жалобный как стон, раздался вдруг..."). Тем более, Мцыри убивал барса ради самоутверждения, уверенности в том, что "мог бы быть в краю отцов не из последних удальцов".

Вернувшись в знакомый аул, Мцыри чувствует бессилие, горечь позора жалости монахов ("...и вашей жалости позор...") Всё сильнее ощущая сердцем эту горечь, Мцыри умирает, его "томит предсмертный бред", и, забываясь, он чувствует свободу, покой, любовь и заботу к себе, чувствует то, чего так не хватало ему в жизни. Умирая, герой повести ещё раз подчёркивает, что ему сейчас, как никогда, дорого внимание родных, свобода, уют родного, "мирного дома". Но Мцыри не винит в своей кончине никого. Он просто засыпает ("И с этой мыслью я усну, и никого не прокляну!..").

Мцыри был вывезен из родного горного поселения русским офицером. Мальчик заболел в дороге, и офицер оставил его в монастыре. Мальчика там вылечили и вырастили. Он жил с монахами. Они думали, что он тоже станет монахом. Но Мцыри вырос и понял, что не может жить в монастыре. Для него жизнь там была слишком спокойной и скучной. Он попытался сбежать, но вернулся. Он рассказывает монаху перед смертью о том, что хотел вернуться к себе домой. Для него жить - это быть свободным от монастыря. Он хочет жить в своей семье, биться с врагами, встречаться с девушкой, жить в горах, дышать горным воздухом. Он родился воином, он хочет вести жизнь воина и сражаться с врагами. Монастырь не мог дать ему всего этого. Он говорит старцу о том, что тот пришел в монастырь взрослым человеком, который уже в полной мере познал мирскую жизнь. Мцыри же почти не помнит мирской жизни. Он не знает, что такое драки, первая любовь, первый враг, первый бой. Он хочет узнать это все. Без этого для него нет жизни.