Идеи бодиарта. История возникновения бодиарта

: поз, жестов, мимики, нанесения на тело знаков, «украшений». Объектом боди-арта также могут выступать рисунки, фото, видео и муляжи тела.

Тело рассматривается как вещь для манипулирования, повышенный интерес художники проявляют к пограничным экзистенциальным ситуациям. Композиции боди-арта разыгрываются прямо перед зрителем или записываются для последующей демонстрации в выставочных залах.

История

Одновременно развивалось другое направление боди-арта, в котором тело художника становилось объектом гримировальных и костюмированных ряжений: начальные опыты такого рода относятся к середине 1930-х годов , а в -1970-е годы подобные акции показывали англичане Гилберт и Джордж , а также Л. Онтани, Р. Хорст, Х. Вилке, П. Коттон, У. Лути, Ю. Клауке, Л. Кастелли, В. Трасов, П. Олешко, Р. и В. Герловины.

Виды боди-арта

  • Роспись по телу , лег арт , бодипейнтинг (англ. body painting ) - это искусство рисования на теле. Это самый распространённый вид боди-арта, в котором основное место занимает рисование на лице (фейс-арт) и теле. Общеизвестен нейл-арт - роспись ногтей. Менди - роспись тела с использованием хны, самая долговечная - держится три недели.
  • Татуирование (с полинезийского - «метка») - виды модификации кожи, заключающиеся во вживлении в слои кожи специального красящего пигмента . В отличие от росписи по телу рисунок сохраняется на всю жизнь. Сюда относятся перманентный макияж , а также, например, косметический татуаж бельма .
  • Пирсинг (англ. piercing - «прокол», «прокалывание дырок») - вдевание предметов в отверстия, сделанные с этой целью на теле или лице. Иногда к этому виду относят скайсы (накладки на зубы) и «глазные импланты » (накладки на белочную оболочку глаза).
  • Шрамирование , скарификация , скарт (лат. scarifico - «царапаю») - специальное нанесение на тело шрамов , в законченном виде представляющих собой какой-либо рисунок или узор.
  • Имплантация (лат. im - «внутрь» и лат. plantatio -- «сажаю») -- хирургическая операция вживления в ткани чуждых организму структур и материалов. Сюда относятся не только подкожные и другие импланты, но и распространённая операция по увеличению груди .
  • Модификации тела (лат. modus - «мера, вид, образ» и лат. facio - «делаю») - внесение изменения в структуру тела - от «эльфийских ушей» и раздвоенного языка до ампутаций , деформаций, корсетирования .
  • Самодемонстрация художника , этот вид представляет собой глубокое ответвление в постмодернизм .
    • Одна из наиболее известных работ Денниса Оппенгейма : художник лежал с книгой на груди под солнцем, пока его кожа, за исключением закрытой книгой, не загорела.
    • Вито Аккончи задокументировал при помощи фотографий и текста свои ежедневные упражнения: художник вставал на стул и спускался с него так долго, сколько мог, на протяжении нескольких месяцев.

Бодиарт - это искусство украшать тело, авангардное направление, возникшее в 60-х годах. Представители бодиарта использовали свое тело как материал или объект творчества, прибегая к разнообразным, подчас болезненным, манипуляциям: покрывали свои тела гипсом, надрезами, выполняли изнурительные дыхательные упражнения, жгли на себе волосы. Особая разновидность бодиарта - самодемонстрация художника, некоторые манифестации бодиарта несли эротический и садо-мазохистский характер. Будучи проявлением акционизма, бодиарт сблизился с рядом явлений, возникших в русле контр-культуры (тату, раскрашивание тела, нудизм, сексуальная революция).
На самом деле искусство росписи тела имеет долгую историю. Человек украшал свое тело в связи с религиозными, военными обрядами и другими церемониями. Практика росписи тела и по сей день распространена среди племен, находящихся на уровне каменного века. Среди них племя Каро (Эфиопия), представители которого покрывают свое тело из шрамов-надрезов; племя Кайано (Амазонка), раскрашивающие свои тела красками из фруктов; Майори (Полинезия), покрывающие свои тела и лица ритуальными татуировками. Танцоры племени Симбу (Папуа Новая Гвинея) разукрашивают себя белой глиной и древесным углем. А количество колец в ухе мужчины Хамар (Эфиопия) равно количеству его жен. В общем, почти все племена в той или иной степени используют приемы изменения своего тела.

Возникновения боди-арта

Стремление совершенствовать и украшать свое тело появилось у человека не вчера и вряд ли исчезнет завтра. Так или иначе, но украшение тела принадлежит к числу наиболее древних обычаев, и, несмотря на встречающиеся иногда осуждение и критику, эта традиция не исчезла, а, выдержав испытание временем, получила право на существование как вид искусства. Ведь одна из основных идей боди-арта - сделать внешность человека более привлекательной.

Еще в древности люди прокалывали уши, губы, носы и вставляли всевозможные украшения. Это считалось красивым и изысканным украшением. Мужчины наносили на тело рисунки перед охотой, войной и другими значимыми событиями в жизни племени. И это тоже имело свой глубокий смысл. Рисунки эти делались, как правило, отнюдь не ради украшения. Они могли иметь мистическое, религиозное значение или же делались в определенных случаях в жизни племени. Вспомните боевую раскраску североамериканских индейцев, вышедших на тропу войны.

В Европу боди-арт пришел приблизительно в середине XVIII века. Интересно, что и этот вид украшения человеческого тела ввели в моду именно моряки, совершавшие кругосветные путешествия.

Древние люди расписывали свое тело примитивными растительными красителями: цветными глинами, соком трав, углем и сажей, украшая тело к праздникам. А сюжеты брали из жизни. Археологи проводят одну сюжетную нить через различные виды росписи. Так и посуда, и тело, и пещера, где жил человек, могли повторять роспись. С развитием цивилизации и возникновением одежды это искусство исчезло и возродилось только в XX веке.

Интерес к росписи по телу.

Интерес к боди-арту объясняется тем, что современная мода тяготеет к естественной красоте. Ушли в прошлое корсеты и платья до пола. В конце XX века женское обнаженное тело перестало вызывать чувство протеста. Интерес к хорошей фигуре подтолкнул развитие новых направлений в спорте, таких, как аэробика, шейпинг, бодибилдинг. Пожалуй, именно с культом тела связано возродившееся искусство боди-арт. Прошло немного времени, и роспись красками на теле стали применять на показах мод, чемпионатах по парикмахерскому искусству, ногтевому дизайну и так далее. И параллельно шло развитие простых элементов боди-арта, таких, которые можно было бы сделать в домашних условиях.

Не обошлось и без поддержки молодежи, которая всегда находится в поиске новых идей самовыражения и которая никак не могла пропустить такой творческий способ дизайна. Но что совсем уж невероятно, так это сегодняшнее победное шествие боди-арта. Ни одна женщина или девочка не откажется от гармоничного образа, который помогает нам получить техника росписи тела. Это искусство стало уместным на больших и маленьких праздниках, на домашних и профессиональных постановках, на отдыхе, на карнавале - везде можно сегодня увидеть эту чудесную технику.

Боди арт – словосочетание, заимствованное из английского языка. Переводится термин, как «искусство тела». То есть, понятие всеобъемлющее, указывает на многое, что преображает внешнюю природу человека. Импланты, , клеймирование, шрамирование и татуировки, — все это часть бодиарта .

Его составляющей является и роспись по телу. На Западе ее называют боди пейнтинг. Но, в России термин не прижился, — запоминается сложно и не ассоциируется с рисунками на теле. Поэтому, в нашей стране их обозначают, как боди арт , не беря в расчет остальные грани этого понятия. Мы же, справедливости ради, рассмотрим все аспекты искусства тела.

Татуировка, как часть искусства бодиарт

Классическая татуировка отличается от боди пейнтинга сроком службы. Обычная роспись по телу поверхностна, легко смывается. Пигменты для наколок проникают внутрь клеток, где удерживаются всю жизнь. Часть красок может вымыться, выгореть на солнце. Но, общие контуры рисунка и цветовые пятна останутся.

Они сохраняются даже после смерти человека, если тело мумифицировать. Так, в 1948-ом году Сергей Руденко на границе с Китаем нашел несколько забальзамированных тел. Русский археолог обнаружил на останках множественные . Тела отправили на анализ и выяснили, что им около 2 400-от лет.

Так что, уже тогда существовал боди арт . Роспись наносилась не иглами, а заостренными палочками. Эту технику применяли и в Египте. На его территории нашли татуированную мумию, возраст которой, и вовсе, около 4 000 лет. Как холст свое тело использовала жрица одного из храмов древности, в котором и была захоронена.

Некоторые современные не дадут никакой информации археологам будущего. Дело даже не в том, что утеряна культура мумификации тел, а в том, что рисунки просто не сохранятся. Многие образцы 21-го века уже нельзя назвать наколками. Мастера не используют игл. Кожу расцвечивают кистями.

Используют природные красящие пигменты, к примеру, хну. Она просачивается в клетки, но неглубоко. Уже через пару недель после нанесения, узоры исчезают, смываются водой и уходят вместе с отмершими клетками эпидермиса. Так называется верхний слой кожи. Временные татуировки – своеобразный переход от бод i арт к боди пейнтингу.

Боди пейнтинг, как часть боди арта

Роспись по телу не уступает в древности . Достаточно вспомнить дикие племена Африки, индейцев Северной Америки, наносивших устрашающий «грим» перед охотой, сражениями. Зачастую, раскрашивали не все тело, а лишь лицо. Это направление пейнтига именуется фейс-артом. Искусство росписи лица тесно соприкасается с областью макияжа.

Не секрет, что мейк-ап, порой, требует маскировки некоторых элементов на лице. К примеру, покраснения визажисты замазывают зеленым консилером. В цветовом круге травянистые тона расположены напротив красных, нейтрализуют их. Сверху наносится обычный тональный крем и … получается идеальная кожа.

Голый боди арт , то есть роспись обнаженного тела, тоже требует некой маскировки. Видео ролик, представленный ниже имеет ограничение по возрасту 18+, поэтому если вы не достигли совершенолетия не нажимайте кнопку воспроизведения. Нажав её вы подтверждаете, что вам больше 18 лет.

Не все решаются предстать перед мастером, так сказать, во всей красе. Поэтому, надевают силиконовые стикеры. Они крепятся на клей, закрывая вторичные половые признаки, к примеру, соски. Поверхность накладок рассчитана на легкое распределение краски и ее быстрое застывание. По цвету стикеры совпадают с кожей, не выделяются на теле и не портят боди арт.

Фото специальных стикеров, как правило, предлагают иностранные магазины. Наиболее развит бодипейнтинг на Западе и в Америке. Там процедура салонная, проводится масса конкурсов с солидными призами. В России была попытка организовать национальный чемпионат, но в 2002-ом году его отменили.

Феномен, отчасти, объяснили нудисты. Боди арт для них – излюбленная «одежда». Но, в России климат не располагает ни к нудизму, ни к росписи тела. А вот в тех же штатах существуют тысячи общин нудистов. Следовательно, в востребована услуга «боди арт» . Видео профессиональных работ выкладывают в сеть и заносят в портфолио.

Всемирная ассоциация боди арта существует с 2001-го года. Лучшие мастера, которые числятся в организации, иностранцы. Известен итальянец Йоханнес Штеттер. Он не только художник, но и организатор фолк-группы. Музыкальные пристрастия мужчины отражены во многих его работах. Картины самобытны, полны мистики.

В Японии славится мастер Чо-Сан. Она специализируется на визуальном слиянии людей с природой. Моделей устанавливают на фоне гор, лесов, интерьеров и раскрашивают под них. В качестве «холстов», как правило, выступают профессиональные манекенщицы. Простому человеку нелегко выстоять 5-6 часов. Зато, бесплатно получаешь художественный шедевр, а иногда, и доплату за труды.

В США готовы позировать и за бесплатно, если рисует Джеймс Куна. Только вот, этому мастеру модели не требуются. Мужчина раскрашивает самого себя. Специализируется на боди арте на лице , своем собственном. Изображает Джейм автопортреты, но модифицирует облик, — то предстанет в образе вепря, то шамана. Уже набралось почти 400 работ, запечатленных на фото.

Шрамирование, как часть боди арта

Боди арт – роспись по телу и … неважно, чем она сделана. Шрамирование – это создание рисунков лезвиями. В древности использовали осколки стекла и острые камни. Свидетельствам шрамирования почти 5 000 лет. Технику изобрели африканские племена. На смуглых телах не видны , а композиции из рубцов заметны.

Они объемны, поэтому бросаются в глаза. Кстати, чтобы шрамы были наиболее выпуклыми, пользуются соками ядовитых растений. Их выливают на глубокие надрезы. Раньше, прием использовался повсеместно, сейчас же, им пользуются лишь некоторые женщины Судана.

Шрамирование входит в боди арт. Купить услугу можно и под именем скарификация. Это официальное название техники, так же, пришедшее из английского языка. Не популярен термин, не популярно и явление. По статистике, из 100 человек с лишь 1-2 делают еще и шрамирование.

Во-первых, немного толковых мастеров. Во-вторых, болевые ощущения во время процедуры сильны, а чтобы рисунок смотрелся эффектно нужно задействовать обширные участки тела. Так что, большинство выбирают привычный боди арт. Женщины скарифакцию особенно редко.

Имплантация, как вид боди арта

Имплантация – понятие, составленное из двух латинских слов – «внутрь» и «сажаю». Изначально, термин медицинский. Но, постепенно имплантация стала частью течения боди арт. Фотографии подтверждают, что загонять под кожу металлические шары и силиконовые формы можно и ради красоты. Красоту эту многие находят спорной, но, таково все современное искусство. Оно призвано эпатировать, заставлять думать, переживать, а не только наслаждаться идеальностью изображений.

Итак, вместо краски для боди арта берутся импланты. Они бывают круглые, в виде бубликов, звездочек, пирамид. Можно выбрать любые вариации и составить из них композицию. Одни, к примеру, запрашивают рожки на лбу. Другие, хотят, чтобы из пальцев рук торчали шипы, наподобие кастета.

Детали можно оставить под кожей, или частично вывести наружу. Все зависит от пожелания клиента, выбравшего необычный боди арт. Женщины фото , как правило, выкладывают со звездочками и дьявольскими рожками. Мужчины предпочитают кардинально менять внешность, к примеру, сильно увеличить одну из лобных долей. Бодиарт видео ролик, представленный ниже, наглядно покажет как устанавливают импланты, однако хотелось бы предупредить, что это зрелище не для слабонервных.

Клеймение, как виды боди арта

Официально процедура называется брендинг. Считается, что направление берет истоки в рабовладельческом строе. В нем на тела рабочих наносили особые знаки, указывающие на принадлежность людей к рабам. Рисунки делали раскаленными печатями из железа. Такова техника нанесения узоров и сейчас. Так что, клеймение не входит в список «боди арт беременных ». Болевые ощущения такие, что может произойти непроизвольное сокращение внутренней мускулатуры, а это – одна из причин выкидышей.

Если боди арт роспись по телу на фото , как правило плоскостная, то клеймение дает выпуклые картины. Когда сходит краснота, коросты от ожогов, остаются толстые, объемные линии. Они немного светлее остальной кожи, не . Поэтому, чтобы подчеркнуть рисунки, многие принимают солнечные ванны.

Клеймение редко включают в категорию «порно боди арт ». Вид человеческих страданий возбуждает немногих. Болезненна процедура и болезненно заживление ожогов. Приходится удерживаться от расчесывания и постоянно обрабатывать раны антисептиками.



БОДИ АРТ- одна из форм авангардного искусства

Боди-арт (англ. body art - «искусство тела») - одна из форм авангардного искусства, где главным объектом творчества становится тело человека, а содержание раскрывается с помощью невербального языка: поз, жестов, мимики, нанесения на тело знаков, «украшений». Объектом Боди-арта также могут выступать рисунки, фото, видео и муляжи тела.

Тело рассматривается как вещь для манипулирования, повышенный интерес художники проявляют к пограничным экзистенциальным ситуациям. Композиции боди-арта разыгрываются прямо перед зрителем или записываются для последующей демонстрации в выставочных залах.

Направление возникло на ранней стадии авангарда, но получил особое распространение в период постмодернизма, который прибегает к нему как к элементу инсталляций и перфоманса, некоторые искусствоведы относят его к акционизму.

Боди-арт иногда близок, но не тождественен, ряду явлений, возникших в русле контркультуры: нудизму, садомазохизму, натуризму, панк-культуре, хиппи-культуре, сексуальной революции.

Термин «боди-арт» не следуют путать с росписью тела (англ. body painting), которая является лишь подмножеством боди-арта.

Немного истории

Одни из первых в XX веке опыты в духе боди-арта относятся к 1910-м годам, когда русский футуризм в лице М. Ф. Ларионова провозгласил, что «пора искусству вторгнуться в жизнь» и что «раскраска лица - начало вторжения». Предлагая программу разного рода «раскрасок» и преобразований облика мужской и женской фигур, Ларионов реализовал эти идеи масочно-ряженного боди-арт применительно к себе и к своим товарищам. Разрисовав свои лица и превратив себя в живые художественные объекты, они вышли 14 сентября 1913 года на «футуристическую прогулку» по Кузнецкому мосту.

Начиная с 1960-х годов боди-арт начал интенсивно развиваться в Европе, как часть эстетической революции авангардизма, направленной против духовной косности общества, как противопоставление себя прежним и в особенности общепринятым традициям творчества, равно как и всем окружающим социальным стереотипам в целом.

В 1964 году в Вене первые манифестации - вызывающие нудистские акции Гюнтера Брюса и опыты Рудольфа Шварцкоглера, связанные с различными возможностями языка тела. Их американские последователи изучают взаимосвязи поэтического и телесного языка (Вито Аккончи), а также такие ракурсы телесности, как гримаса (Брюс Науман), царапина (Деннис Оппенгейм), порез (Л. Смит), укус (Вито Аккончи). О теле как объекте и средстве искусства, его основе размышляют французские теоретики и практики боди-арта - М. Журниак («Месса по телу», «Договор о теле»), Д. Пан, У. Лути, Ф. Плюшар.


  • Представители Боди-арта использовали своё тело как материал или объект творчества, прибегая к разнообразным, подчас болезненным, манипуляциям: покрывали свои тела гипсом, надрезами, выполняли изнурительные дыхательные упражнения, жгли на себе волосы, Ж. Пан (Франция) публично причиняет себе боль, Крис Бёрден (США) побуждает своего друга выстрелить в него в выставочном зале, Р. Шварцкоглер (Австрия) по кусочку отрезает плоть модели, которая умирает от потери крови, что запечатлевается на фотоплёнку. «Роспись самого себя - преодоление самоистязание» и «бесконечно испробованное самоубиение», - так сформулировал крайний мазохистский, но типичный характер экспериментов боди-арта 1960-1970-х годов Гюнтер Брюс, основавший вместе с Отто Мюлем и Германом Ничем, венскую группу «Актионисмус» (Aktionismus, 1964). В том же духе совершали свои акции боди-арт Вито Аккончи, Деннис Оппенгейм, Крис Бёрден, Джина Пина, Марина Абрамович, а в России, уже с 1980-х годов, - А. Жигалов и Н. Абалакова (арт-группа «ТОТАРТ»), а с 1990-х годов - О. Кулик, О. Мавроматти, художники школы Ю. Соболева (арт-группа «Запасный выход» царскосельской «Интерстудио»), Е. Ковылина, Лиза Морозова, М. Перчихина (Мышь).
  • Одновременно развивалось другое направление боди-арта, в котором тело художника становилось объектом гримировальных и костюмированных ряжений: начальные опыты такого рода относятся к середине 1930-х годов, а в 1960-1970-е годы подобные акции показывали англичане Гилберт и Джордж, а также Л. Онтани, Р. Хорст, Х. Вилке, П. Коттон, У. Лути, Ю. Клауке, Л. Кастелли, В. Трасов, П. Олешко, Р. и В. Герловины.
    [править]

  • Виды боди-арта
    Роспись по телу, лег арт, бодипейнтинг (англ. body painting) - это искусство рисования на теле. Это самый распространённый вид боди-арта, в котором основное место занимает рисование на лице (фейс-арт) и теле. Общеизвестен нейл-арт - роспись ногтей. Менди - роспись тела с использованием хны, самая долговечная - держится три недели.
    Татуирование (с полинезийского - «метка») - виды модификации кожи, заключающиеся во вживленнии в слои кожи специального красящего пигмента. В отличие от росписи по телу рисунок сохраняется на всю жизнь. Сюда относятся перманентный макияж, а также, например, косметический татуаж бельма.
    Пирсинг (англ. piercing - «прокол», «прокалывание дырок») - вдевание предметов в отверстия, сделанные с этой целью на теле или лице. Иногда к этому виду относят скайсы (накладки на зубы) и «глазные импланты» (накладки на белочную оболочку глаза).
    Шрамирование, скарификация, скарт (лат. scarifico - «царапаю») - специальное нанесение на тело шрамов, в законченном виде представляющих собой какой-либо рисунок или узор.
    Имплантация (лат. im - «внутрь» и лат. plantatio -- «сажаю») -- хирургическая операция вживления в ткани чуждых организму структур и материалов. Сюда относятся не только подкожные и другие импланты, но и распространённая операция по увеличению груди.
    Модификации тела (лат. modus - «мера, вид, образ» и лат. facio - «делаю») - внесение изменения в структуру тела - от «эльфийских ушей» и раздвоенного языка до ампутаций, деформаций, корсетирования.
    Самодемонстрация художника, этот вид представляет собой глубокое ответвление в постмодернизм.
    Одна из наиболее известных работ Денниса Оппенгейма: художник лежал с книгой на груди под солнцем, пока его кожа, за исключением закрытой книгой, не загорела.
    Вито Аккончи задокументировал при помощи фотографий и текста свои ежедневные упражнения: художник вставал на стул и спускался с него так долго, сколько мог, на протяжении нескольких месяцев.
    Крис Бёрден чаще всего использовал своё тело как объект для насилия. В «Стрельбе» (1971) Бёрден попросил своего друга выстрелить в него таким образом, чтобы слегка задеть руку, в результате художник был серьёзно ранен. Большая часть работ Бёрдена была связана с физическим риском. В «Тихо сквозь ночь» художник медленно продвигался по битому стеклу. Во время «Kunst Kick» (1974) ассистент пинал тело художника, который скатывался на две-три ступеньки вниз по лестнице.
    Группа «Венский Акционизм» была создана в 1965 году Германом Нитшем, Отто Мюль, Гюнтером Брюсом и Рудольфом Рудольфом Шварцкёглером. Они представили ряд акций, обычно затрагивающих социальные табу (такие как манипуляции с гениталиями).
    Марина Абрамович представила «Rhythm O» в 1974 году. Публике была дана инструкция использовать «72 инструмента боли и наслаждения», включая ножи, перья и пистолет. Аудитория резала её, колола, расписывала губной помадой и снимала одежду. Перформанс продолжался шесть часов. Одна из её работ включала танец до изнеможения