Литературный музей института русской литературы ран. Литературный музей пушкинский дом

В толковом словаре Владимира Даля слово «олух» объясняется так: «простак, простофиля, разиня, ротозей». Тут же приводится пример использования этого слова: «Олух Царя Небесного!» Именно так - с восклицательным знаком. Но какой особый простак может быть у Самого Небесного Царя? И почему память о нём сохранилась в русском языке?

Самое вероятное, что слово «олух» образовалось от скандинавского имени Олаф. История эта такая. У крестителя Швеции короля Олафа была дочь принцесса Ингигерда. К ней посватался Норвежский король - тоже Олаф по прозвищу Толстый. Был он «невысок, коренаст и силен», имел «глаза красивые, взгляд острый», - сообщает «Сага о святом Олафе».

Норвежец уже проявил себя как настоящий викинг: с двенадцати лет воевал сначала с датчанами против англичан, а потом пожалел английского короля Этельреда II Неразумного - и перешёл к нему, помог вернуться на престол.

Англичане познакомили Олафа с христианской верой, и примерно в девятнадцать лет он крестился. Христа принял глубоко и искренне.

В 1015 году (ему двадцать лет) Олаф задумал удалиться на Святую Землю. Но во сне ему явился грозный муж и велел отказаться от этого намерения: «Возвратись в свою вотчину, ты навеки будешь конунгом (королём) Норвегии». И Олаф послушался. Став королём, объединил разрозненные части страны в единую Норвегию и крестил свой народ. С 1024 года христианство стало единственной религией в государстве.

Король Олаф, как всякий викинг, был по-военному прям и прост. Где не удавалось договориться с людьми, быстро брался за оружие и наказывал непокорных подданных. Он навёл порядок: никому не позволял красть, разбойничать, производить неправедные суды. Провинившихся наказывал - вплоть до смерти. Невзирая на лица.

Олаф хотел жениться на шведской принцессе Ингигерде: это помогло бы уладить со Швецией спорные территориальные вопросы и прекратить приграничные войны. Ингигерде нравился решительный норвежец, к тому же христианин, как и она сама. Но отец её не любил Олафа. И хотя о свадьбе уже договорились, выдал дочь за другого - Ярослава Новгородского, сына великого Киевского князя Владимира.

Олаф Норвежский женился на сводной сестре Ингигерды - и стал свояком новгородской княжеской четы.

Люди часто хотят справедливости, но только предпочитают, чтобы справедливо поступали другие, а не они сами. Норвежцам надоело жить в нравственной строгости - и они изгнали короля Олафа из страны. Им помог король Дании Кнут Могучий - и сам стал править Норвегией.

Вместе с сыном Олаф приехал к своякам в Великий Новгород. Ярослав Мудрый уже был великим князем Киевским, но часто посещал любимый город, жители которого всегда помогали ему в критических ситуациях.

Ярослав с женой приняли норвежских родственников очень тепло. Олаф оказался человеком удивительным: король - и при этом христианский подвижник. Господь дал ему дар исцеления - и княгиня Ирина (так звалась в Крещении Ингигерда) посылала к нему больных.

Олаф молился и просил Господа указать ему верный путь в жизни. Думал он опять же о Святой Земле и монашеском постриге. Но тот же грозный муж снова явился ему в сонном видении и велел возвращаться в Норвегию: «Там твои владения».

Олаф с небольшим войском отправился на родину и погиб в бою. Норвежцы быстро раскаялись в убийстве своего короля. Кнут Могучий, которого больше не сдерживало присутствие Олафа на этом свете, показал крутой нрав, притеснял народ.

Но Олаф навсегда стал королём Норвегии! Через год были обретены его нетленные мощи - и святой теперь считается небесным покровителем своей страны.

Почитался святой Олаф и в России. Храмы его имени стояли в Новгороде и Старой Ладоге. Но в какой-то момент он выпал из «списка» святых - и тут нет ничего особенно. Его свояк благоверный князь Ярослав Мудрый только лет пять назад вернулся в православные календари. И у всех Ярославов, крещённых в его честь, наконец, появились именины.

Но как Олаф превратился в нарицательного «олуха Царя Небесного»? Да ведь он повёл себя, будто простак, ничего не смыслящий в земных делах. И при этом выполнил волю Божию о себе. А норвежцы поступили, как обычно поступают люди: убили - и потом только поняли, кого.

Удивительно, что шведская принцесса Ингигерда и сама стала святой благоверной княгиней Анной Новгородской, и оба претендента на её руку - тоже во святых. А может, ничего удивительного тут нет? С кем дружбу поведёшь, такую жизнь и проведёшь.

Наталия ГОЛДОВСКАЯ

«Вот видишь, сей лишь час взял за нее сотняжку:
Бог олушка послал». -
«Все это, дядя, так, - племянник отвечал, -
Да в олухи-то, я не знаю, кто попал:
Вглядись-ко: ты ведь взял фальшивую бумажку».
Так Крылов в одной из своих басен изображал одураченного ловким пройдохой купца.
Слово «олух » и значит: простак, разиня, глупец.
А каково его происхождение? Тут ученые думают по-разному.
1. Может быть, оно произошло от сохранившегося кое-где в диалектах слова «лох» - «разиня» или «лух» - «дурак».
2. От собственного имени Олуфёрий.
3. От «бглух» - «глухой», «оглохший».
4. Может статься, от арабского слова «олух», означающего: «дуралей», «грубиян».
Есть и еще одно наиболее веское объяснение: слово «олух» - это не что иное, как «волух» - пастух волов. Ведь образовал же русский язык сходные производные от «конь» - «конюх» и от «свинья» - бранное «свинтус» (ранее «свин-тух», то есть свинопас).
Если так, то олух в прямом смысле - это пастух. В переносном - неуч, недалекий, глуповатый человек.
Но какое отношение олух имеет к царю небесному, к богу?
В народе говорят: «богом обиженный человек», и мы понимаем: это то же, что и «глупец», только в завуалированной, смягченной форме. Говорили раньше и наоборот: «во Христе юродивый», потому что люди «убогие», «нищие духом» считались угодными христианскому богу, его любимцами. В рассказах о христианских святых многие из них заслужили это звание именно «простотой», неполным умом. Естественно, что и «олух» мог рассматриваться как человек, находящийся под особым небесным покровительством.
Некоторые думали так всерьез, другие - не без насмешки. Так, явно иронически, запорожцы в своем прославленном письме к турецкому султану назвали его «нашего бога дурнем», хотя это ни дать ни взять то же самое, что и выражение «олух царя небесного ». Вряд ли такой титул мог показаться падишаху почетным.

Олух Царя Небесного разговорное выражение, означающее «простофиля», «простак», «разиня». Происхождение слова «олух» точно не известно. Существует несколько объяснений этимологии этого слова. По мнению лингвиста И. Соболевского слово «олух» произошло от «волух», то есть «пастух волов», то есть крайне простой человек. В древности на Руси было в ходу имя Олух, которое постепенно исчезло, так как слово «олух» стало нарицательным. Полное же сочетание «олух Царя Небесного», как полагают, скорее всего продукт народного творчества, указывающий на приближённость наивных людей к Богу. Это выражение употребляется не только в разговорной речи, но и в художественной литературе.

П.С. От себя добавлю, что данное выражение является вольной переработкой первой фразы Нагорной проповеди Иисуса Христа:

"Увидев народ, Он взошел на гору; и когда сел, приступили к Нему ученики Его.

И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря:

Блаженные нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное".

Макарова наб., 4

Здание Таможни расположено на набережной Макарова рядом со стрелкой Васильевского острова , где по планам начала XVIII века должна была быть создана главная площадь Петербурга. Тогда здесь стали раздавать участки богатым и знатным людям. На этой территории построили свои особняки семья Лопухиных, вице-губернатор Петербурга С. Ф. Клокачёв, московский губернатор К. А. Нарышкин. Место последнего позже занимала городская ратуша.

Таможенные службы разместились на стрелке Васильевского острова в 1730-х годах, после повеления императрицы Анны Иоанновны о перенесении их сюда с Городского острова. Этот перевод был обусловлен переселением на берег Малой Невы торгового порта. Таможню разместили в бывшем доме К. А. Нарышкина.

В начале XIX века старое здание перестало удовлетворять потребностям Таможни, было принято решение о строительстве нового. В мае 1824 года была создана Комиссия по постройке новых таможенных зданий в Санкт-Петербурге и Кронштадте, которая и занялась этим вопросом. Проект нового здания Таможни составил архитектор И. Ф. Лукини, одновременно с Таможней возводивший соседние Северный и Южный пакгаузы. Надзор за строительством осуществлял министр финансов А. Ф. Канкрин. Во время представления проекта императору Николай I внёс в него свои изменения. Он распорядился повысить башню и купол для наблюдения за прибывающими кораблями и организации здесь оптического телеграфа.

Заложено здание Таможни было 30 августа 1829 года, строительство завершено 8 сентября 1832 года поднятием флага на флагштоке . По углам фронтона были установлены три медные статуи: Меркурий, Нептун и Церера (древнеримские боги - покровители торговли, мореплавания и плодородия). Их изготовили на Александровском заводе. Во фронтоне установили часы. Башня здания Таможни завершила симметричную композицию стрелки Васильевского острова, она расположилась на противоположной стороне относительно башни здания Кунсткамеры .

В 1885 году порт с набережной Макарова переехал на Гутуевский остров. Туда же оправились и таможенные службы, их место заняли жилые квартиры. В 1903 году бывшее здание Таможни реконструировалось по проекту архитектора Н. А. Гаккеля. Работы производились для нужд Акцизного управления, Губернского казначейства и других учреждений Министерства финансов. По всей видимости, именно тогда с фасада были демонтированы часы. С 1906 по 1917 год небольшая часть здания вновь использовалось таможенным ведомством.

После 1917 года в здании Таможни первые два этажа занимали различные учреждения, а третий этаж сделали жилым. Некоторое время здесь размещался Центрспирт.

С 1927 года в здании Таможни расположены Институт русской литературы РАН ("Пушкинский дом") и Литературный музей. В 1999 году, к 200-летнему юбилею А. С. Пушкина, перед главным входом был установлен бюст знаменитого поэта. Памятник был создан за 100 лет до этого события скульптором И. Н. Шредером. Во дворе ЗАО "Академстрой" построило здание фондохранилища.

Прекрасное старинное здание, занимаемое ныне Институтом русской литературы, построено по проекту И.Ф. Лукини на набережной Макарова для Петербургской портовой таможни в 1832 г. Первоначально в рамках подготовки торжественных мероприятий, посвященных юбилею со дня рождения А.С. Пушкина, планировалось поставить только памятник. Однако, со временем, по инициативе великого князя Константина Константиновича, возникла идея о создании именно музея – Пушкинского дома,- который и был открыт в 1905 г.

С 1995 г. Пушкинский дом внесен в свод особо значимых объектов культурного наследия. Сотрудники и директора Пушкинского дома (а среди них были Н.А. Котляревский, М. Горький, А.В. Луначарский, П.И. Лебедев-Полянский и др.) согласно концепции Музея как коллекции собраний материалов (как документальных, так и художественных), имеющих тесную связь с русской литературой и ее историей, плодотворно трудились над собиранием, хранением и изучением материалов по русской словесности. В итоге, на сегодняшний день Пушкинский дом хранит богатейший архив, один из крупнейших в мире.

Более 120 тыс. наименований документальных, изобразительных, исторических материалов, имеющих непосредственное отношение к русской литературе периода XVIII-XX вв.: раритетные экземпляры рукописных книг и старопечатной литературы, портреты писателей, редкие фотографии, авторские иллюстрации к произведениям, художественные предметы той эпохи, личные вещи, посмертные маски, реликвии и предметы быта. Фонды Литературного музея с момента его основания формировались за счет безвозмездной передачи частными лицами и покупок известных коллекций. Немало экспонатов переданы из личной коллекции А.Ф. Онегина-Отто, основателя Пушкинского музея (Париж).

Личную переписку, литературный архив, коллекцию автографов завещал музею князь Константин Константинович; музей хранит реликвии семей Вяземских, Вревских, Араповых, Плетневых, Лонгиновых, Раевских. Бесценные материалы были подарены отделением языка и словесности АН и обществом музея Толстого. Александровский лицей (где учился А.С. Пушкин) передал коллекцию Пушкинского музея, а Николаевское кавалерийское училище (место учебы М.Ю. Лермонтова) – Лермонтовского музея. Основательно пополнились музейные фонды за счет мемориального наследия видных представителей российского общества - Я.П. Полонского, С.С. Абамелек-Лазарева, А.Ф. Кони, Н.Н. Врангеля.

Со временем деятельность Пушкинского дома становилась все более многогранной – из его недр появились другие литературные музеи: музей Н.А. Некрасова, всесоюзный музей А.С. Пушкина (с его филиалами), музей А.А. Блока, музей Ф.М. Достоевского и Г. Успенского. Кроме того, в музее организованы персональные литературные выставки, посвященные Н.А. Некрасову, Ф.М. Достоевскому, И.С. Тургеневу. Следует отметить, что собрание толстовской коллекции является целым самостоятельным музеем. По сути, экспозиции Пушкинского дома нивелируют отсутствие в Санкт-Петербурге мемориальных музеев знаменитых писателей – Гоголя, Лермонтова, Толстого.

В помещении Пушкинского дома проводятся выставки, приуроченные к знаковым датам российской словесности, а также открыты следующие основные тематические залы: "Русская литература периода первой половины XIX века"; "Жизнь и творчество поэта М.Ю. Лермонтова"; "Русская литература периода 2-й половины XIX века"; "Жизнь и творчество писателя Л.Н. Толстого"; "История русской литературы: Серебряный век".

Организационно-правовая форма:
некоммерческое учреждение

Направления деятельности:
исследовательская

Специализация:
историческая

В музее работают девять сотрудников и пять научных работников. В коллекцию музея входит более чем триста предметов, сто двадцать предметов коллекции представлены в экспозиции и входят в основные фонды музея. Музей Института русской литературы, один из старейших литературных музеев России, имеет самое богатое собрание документальных и художественных материалов, связанных с историей отечественной литературы. Официальной датой основания музея считают 1905 год, когда Комиссия по устройству пушкинского юбилея приняла решение об учреждении Пушкинского Дома. С тех пор не раз менялись название и структура учреждения, но его задачи - собирание, хранение и изучение материалов по русской словесности - остались неизменными. Музеем в самом широком смысле этого слова является весь Пушкинский Дом с его богатейшим архивом, одним из крупнейших в мире, и древлехранилищем, включающем уникальные экземпляры старопечатной и рукописной книги. Первоначально Пушкинский Дом размещался в помещениях Академии наук. В 1927 году ему было предоставлено здание бывшей Таможни (1828-1832, арх. И.Ф. Лукини), в котором он находится и поныне. Литературный музей, являющийся отделом Института, расположен во втором этаже. Собрание Литературного музея с самого начала его существования формировалось за счет пожертвований частных лиц, приобретения известных коллекций (первого в мире Пушкинского музея, основанного в Париже А.Ф. Онегиным (Отто), Лермонтовского музея Николаевского кавалерийского училища, Некрасовского и Толстовского музеев и др.). В свою очередь и Литературный музей Пушкинского Дома стал родоначальником нескольких литературных музеев: музея Н.А. Некрасова, Всесоюзного (ныне - Всероссийского) музея А.С. Пушкина со всеми его филиалами. Отсюда были переданы многие экспонаты в музей А.А. Блока. Ныне в фондах музея хранятся многочисленные портреты русских писателей XVIII - XX вв. (среди них произведения Д.Г. Левицкого, А.А. Иванова, Н.Н. Ге), редкие фотографии, бытовые и художественные предметы XVIII - нач. XX в., собрание иллюстраций к произведениям русских писателей, особое место занимают живопись и графика самих литераторов, мемориальные личные вещи многих из них, экспонаты с автографами известных литературных деятелей. Наиболее полное представление фонды музея дают о русской классической литературе 2-й половины XVIII - XIXвв. Имеется большое собрание, связанное с литературой и культурой рубежа XIX - XX столетий. Коллекция музея насчитывает всего около 120 тысяч экспонатов. Среди них, в частности, посмертные маски знаменитых русских литераторов. Постоянная экспозиция музея была открыта вскоре после размещения Пушкинского Дома в здании бывшей Таможни в 1927 году. С тех пор она не раз менялась. В настоящее время в экспозиции музея представлена русская литература XVIII - нач. XX в., особое место занимают имена Г.Р. Державина, В.А. Жуковского, А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого… Открыт Лермонтовский зал с уникальной коллекцией живописи и рисунком М.Ю. Лермонтова; хорошо представлен так называемый "Серебряный век" русской литературы. В залах музея проходят временные выставки, посвященные знаменательным датам российской словесности. Литературный музей Института русской литературы РАН ("Пушкинский дом") работает в форме некоммерческого учреждения исторической специализации, то есть не имеет в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяет полученную прибыль между участниками. Литературный музей Института русской литературы РАН ("Пушкинский дом") является организацией муниципального подчинения. Музей ведет прежде всего научную деятельность и решает задачи пополнения и систиематизации фондов, проведения профильных исследований.