Рокотов левицкий боровиковский представители какого направления. Живопись второй половины XVIII века

В 18 веке происходит "европеизация" русской культуры - процесс приобщения русской культуры к европейской.

Федор Иванович Шубин

Замечательный русский скульптор Федор Ианович Шубин родился близ Холмогор, Архангельской губернии, в крестьянской семье. Его отец был связан давней дружбой с М.В. Ломоносовым.

В юности Шубин занимался старинным поморским ремеслом – резьбою на кости, а в 1759 году отправился в Петербург, где поступил в академию художеств в скульптурный класс.

Более 10 лет обучался Шубин в Академии художеств, а после окончания ее был послан пенсионером в Париж. В 1770 году переехал в Рим, где три года изучал скульптуру античности и Возрождения и работал самостоятельно, исполнив бюсты Ф.Н. Голицина, А.Г. Орлова (1771) и др.

В 1773 году Шубин возвратился в Россию со званием члена болонской Академии художеств и славой искусного мастера. Вскоре за портрет Екатерины II его избирают академиком.

В портретной галерее Шубина предстает русское общество XVIII века. Точность и многогранность характеристик, разнообразие и богатство композиционных решений придают бюстам Шубина исключительную выразительность.

Сложную человеческую личность раскрывает портрет князя Голицына А.М., созданный Шубиным сразу же после возвращения на родину. Виртуозно обработанная поверхность мрамора дает посувствовать теплоту кожи, пышность парика, тончайшее кружево жабо. Не менее интересны бюсты М.Р. Пашиной, З.Г. Чернышева, П.А. Румянцева-Задунайского, В.Г. Орлова и многие другие.

Шубин работает много и быстро, никогда не повторяясь и не впадая в шаблон. Психологическая проницательность Шубина с особенной силой раскрылась в работах последнего периода. С увлечением лепит он портрет своего великого земляка Ломоносова (1792), подчеркивая в его облике черты бесстрашного пытливого ума, энергии, душевной широты. Скульптор далек в этом произведении от какой-либо парадности и официозности. Образ Ломоносова глубоко демократичен.

Необычайно выразителен по остроте и беспощадности характеристики созданный скульптором в 1798 г. бюст А.А. Безбородко, секретаря Екатерины II, человека умного, властного, жестокого и сластолюбивого.

Напряженно работая над портретами, Шубин находил время и для монкментально-декоративной скульптуры. В 1774-1775 гг. для Чесменского дворца под Петербургом он выполнил 58 мраморных медальонов с изображениями русских князей и царей, затем создает несколько аллегорических статуй и рельефов для строившегося в Петербурге мраморного дворца. Позднее Шубин участвует в украшении Троицкого собора Александро-Невской лавры, а в 1789-1790 гг. исполняет для Таврического дворца парадную статую Екатерины II – законодательницы.


Творчество Шубина – одна из вершин русской и мировой реалистической скульптуры. Его лучшие традиции были восприняты целой плеядой крупнейших русских мастеров – Козловским, Мартосом и скульпторами XIX века.

О дин из самых загадочных и обаятельных авторов XVIII века - художник Федор Степанович Рокотов . Его тонкие по живописи, интимные, глубоко поэтические портреты проникнуты осознанием духовной и физической красоты человека. Артистизм и жизненная проникновенность произведений Рокотова восхищала его современников. Они отмечали, что живописец мог, играючи, при описании лица и взора отразить и пламенную душу, и нежность сердца.

Высокой оценки достиг написанный "Портрет А. П. Сумарокова". В 60-е годы был создан "Потрет В. И. Майкова", энергичного и насмешливого поэта, автора героико-комической поэмы "Елисей, или раздраженный Вакх" и озорных басен". Краски Рокотова в портрете Майкова неярки, но насыщенны. Лицо написано сильно, смело.

Изумительны женские портреты Рокотова. Портреты неизвестной в розовом платье, В. Е. Новосильцовой, П. Н. Ланской захватывают. На эти лица хочется смотреть еще и еще. Они освещены резким прямым светом. Темные, чуть прикрытые глаза полны бархатной глубины. Резко очерчены уголки губ, как бы готовых улыбнуться. Эти лица полны трепетного живого чувства, но они никогда не раскрывают себя до конца. "Прочесть" что-либо в них практические невозможно, проще прочитать мысли или достать читы для CSS. Автор пользуется отточенными композиционно-ритмическими средствами. Так, его поздние работы почти все заключены в форму овала. Колорит картин сложен, изыскан, но безошибочно точен. В соотношении тонов Рокотов добивается тонкого, мелодичного созвучия.

Интригующая загадочность образов Рокотова сохранилась до наших дней. Не эти ли томно-мудрые, улыбающиеся дамы снисходительно беседуют с влюбленными мальчиками-фантазерами и танцуют менуэт в полутемных старых залах.

Положительную оценку живописи Федора Рокотова в ХХ веке дал в своем стихотворении Николай Заболоцкий, увидев в "Портрете А. Струйской" "души изменчивой приметы".

Среди первых художников XVIII века, названного в российском искусстве веком портрета, Дмитрий Григорьевич Левицкий занимает почетное место . Его парадные и камерные изображения императрицы Екатерины II, ее вельмож, известных в России людей, близких художника, воспитанниц Смольного института благородных девиц способствовали европейскому признанию стремительно развивающейся русской живописи. По мастерству исполнения они едва ли уступали шедеврам западноевропейских портретистов того времени. Родившийся в семье священника Д. Левицкий с детства познакомился, как мы бы сейчас сказали, с хобби отца, который успешно совмещал свою проповедническую деятельность с занятием гравюрой - украшением рисунками церковных книг.

Судьба благоприятствовала юному Д. Левицкому. Он стал (до создания Императорской Академии художеств оставалось около десятка лет) учеником приехавшего в Киев для росписи Андреевского собора известного живописца А.П. Антропова, в «команде» которого будущий портретист проработал изрядное время. Фактическим годом рождения Д.Г. Левицкого в большой живописи стал 1770 год, когда на выставке уже действовавшей Академии художеств были представлены его первые портреты. Успех был столь впечатляющий, что художник получает звание академика и приглашение возглавить портретный класс Академии. Начались годы его творческих успехов и признания. Однако Д.Г. Левицкий не замыкается лишь в кругу живописных проблем.

Среди друзей Левицкого - передовые люди России (портреты некоторых из них, например, писателей Н.И. Новикова, Н.А. Львова, А.В. Храповицкого - гордость русской живописи XVIII века). Девятнадцатый век не был столь благосклонен к Д.Г. Левицкому, хотя после значительного перерыва он, в 1807 году, снова становится советником Академии художеств. Годы, болезни, слепота оставили его высшие достижения в веке XVIII.

Боровиковский Владимир Лукич, русский художник исторической, церковной и портретной живописи. Выходец из казачьего рода. Предполагается, что он пользовался советами прославленного портретиста Д. Г. Левицкого, который впоследствии стал его учителем. От своего учителя, Боровиковский перенял блестящую технику, легкость письма, композиционное мастерство и умение польстить портретируемому. В ранний петербургский период Боровиковский пишет миниатюрные портреты, написанные маслом, но подражающие миниатюре на эмали. Он преуспел и в парадном портрете, немало его произведений в этом жанре почиталось за образцы. Со 2-й половины 1790-х гг. Боровиковский находит яркое выражение черты сентиментализма в своих портретах. В противовес официальному сословному портрету, он разрабатывает тип изображения «частного» человека с его простыми, естественными чувствами, проявляющимися наиболее полно на лоне природы. Нежный, блёклый колорит, лёгкое, прозрачное письмо, плавные, мелодичные ритмы создают лирическую атмосферу мечтательной элегичности. Наиболее ярко талант художника раскрылся в серии женских портретов: О. К Филипповой, Е. Н. Арсеньевой, Е. А. Нарышкиной, В. А. Шидловской и др. Они не столь эффектны, как мужские, небольшие по размерам, порой сходны по композиционному решению, но их отличает исключительная тонкость в передаче характеров, неуловимых движений душевной жизни и объединяет нежное поэтическое чувство. Боровиковский воспроизводит в портрете типичные особенности национального русского пейзажа - белые стволы берез, васильки и ромашки, золотые колосья ржи. Национальный дух подчеркнут и в образе Лопухиной, которому придано выражение нежной чувствительности.

Русская живопись второй половины XVIII века - совершенно новое явление, независимое от западноевропейских веяний в живописи от классицизма до романтизма, это ранний ренессансный реализм, ренессансная классика, что становится особенно очевидным, когда высокая классика как в живописи, в архитектуре, так и в литературе не замедлит явиться в первой половине XIX века.

Всему этому есть объяснение. Поскольку художник обратил взор от лика Спаса и богоматери к лику человека - самая характерная черта ренессансного миросозерцания и искусства, то естественно ведущим жанром, в течение XVIII века почти единственным, становится портрет и высшие художественные достижения связаны с ним.

Человек во всей его трепетной жизненности - вот что одно волнует и занимает художника, то как образец гражданских добродетелей, то сам по себе, самоценна личность человека, она достойна всяческого уважения, внимания и восхищения. Эта человечность чувств и самосознания личности проступает уже у Матвеева в «Автопортрете с женой» и становится отличительной чертой русского портрета в творчестве Ф.С.Рокотова, Д.Г.Левицкого и В.Л.Боровиковского.

Ренессанс, как было в эпоху Возрождения в Италии, - обращение к античности и к человеку, каков он есть, вне религиозной рефлексии.

И подобная атмосфера зародилась в России впервые, может быть, еще в пору детства Петра, и его игры с "потешными", учение и труды были овеяны этим предчувствием и ощущением новой жизни. Недаром Петр, построив корабль, спустив его на воду, призывал художников запечатлеть его на бумаге, холсте или на меди, чтобы отпечатать гравюры. Также и с городом, пока он рос, также и с людьми.

Ренессанс - это культура, ее сотворение, изучение природы и природы человека через анатомию и искусство портрета. До сих пор отношение человека к другому опосредовалось Богом, присутствием сакрального, теперь сам человек опосредует это отношение к другому и миру, что и есть гуманизм в самом общем и непосредственном виде. Человек предстает перед самим собой - через другого, словно глядясь в зеркало, в нашем случае, художник. Новизна этой ситуации - один из феноменов новой жизни, Ренессанса.
И это мы видим, ощущаем, чувствуем в портретах Рокотова, который при этом виртуозно владеет кистью и обладает неповторимым чувством цвета. Это редкий мастер даже в ряду величайших художников эпохи Возрождения в Италии.

Великолепны и мужские портреты Рокотова. «Портрет А.М.Римского-Корсакова» (Конец 1760-х годов.) Художник не просто схватывает облик модели, у него живой облик явлен во всей новизне его впечатления и самой жизни, как по весне бывает, при этом и прическа, и кафтан с тонкими штрихами отделки - все ново также, а новизна создает ощущение легкости. Это молодость модели и поразительное мастерство художника, который играючи владеет кистью гения.

«Портрет графа А.И.Воронцова». (Около 1765 года.) Здесь еще яснее проступает отличительное свойство портретов Рокотова - это артистизм, присущий как художнику, так и его моделям. В отношении созданий Рафаэля говорят о «грации», она несомненно присутствует и у Рокотова. О графе А.И.Воронцове нам известно, как о крестном отце Пушкина в будущем. Это значит, Пушкин в детстве мог видеть портрет его крестного отца в юности и даже его автора. «Портрет В.И.Майкова» (Между 1775 и 1778 годами). Известно, Василий Иванович Майков служил в Семеновском полку, и карьера военного для него была естественна, как и сочинение стихов, ведь так начинал и Державин. Но молодой офицер или поэт проявил «леность» и вышел в отставку в 1761 году. Он поселился в Москве, откуда и был, вероятно, родом и, по его словам, «жаром собственным влеком спознался я со Аполлоном и музам сделался знаком». В 1763 году он издал героико-комическую поэму «Игрок ломбера». Он писал басни, сатиры, его трагедии шли на сцене. «Портрет Н.Е.Струйского» (1772). Это еще один поэт из круга семейств, в которых Рокотова, очевидно, ценили. Николай Еремеевич служил в Преображенском полку; выйдя в отставку в 1771 году, он жил в своем имении Рузаевка Пензенской губернии. Он завел собственную типографию, чтобы печатать на дорогой бумаге свои стихи, и, говорят, с такой же решительностью наказывал крестьян в зале искусств под названием «Парнас», где висели портреты Рокотова, которого высоко почитал поэт, обращался к нему в стихах и прозе как к другу.
«Портрет А.П.Струйской» (1772). Дисгармония в облике мужа проступает в облике его жены сосредоточенной гармонией. Можно ничего не знать об этой женщине, художник запечатлел ее образ с пленительной полнотой, это воплощение грации и женской красоты. Приглушенное драгоценное сияние платья на словно устало опущенных плечах. В больших глазах с выпуклыми зрачками нет открытости, словно внутренняя завеса опущена, с пеленою слез, угаданных художником. «Портрет неизвестного в треуголке» (Начало 1770-х годов). Он висел в доме Струйских. Это молодой человек или молодая женщина в маскарадном костюме, поскольку в рентгеновских лучах проступает женский портрет, то есть высокая прическа, серьги, декольтированное платье, при этом лицо остается без изменений. Здесь тайна, а скорее всего просто игра в маскарад художника и его друзей.

Но особенно знаменательно в этом плане творчество Дмитрия Григорьевича Левицкого (1735-1822). Родился он на Украине в семье священника, который вместе с тем был известным гравером. Учился он в Петербурге у А.П.Антропова с 1758 по 1762 год и в его команде занимался украшением Триумфальных ворот, выстроенных в Москве по случаю коронации императрицы Екатерины II.

Портрет архитектора Александра Филлиповича Кокоринова (1769 г.) Весьма знаменательно, что в первом же из известных работ Левицкого, "Портрете А.Ф.Кокоринова" (1769-1770), мы видим архитектора, строителя здания Академии художеств и ее ректора. "Кокоринов стоит у отделанного бронзой, темного лакированного бюро, на котором лежат чертежи здания Академии художеств, книги, бумаги, - пишет исследователь. - На Кокоринове светло-коричневый, густо шитый золотым позументом мундир, поверх него - шелковый кафтан, опущенный легким коричневым мехом". Портрет князя Александра Михайловича Голицына (1772 г.) Портрет флигель-адъютанта Александра Дмитриевича Ланского (1782 г.)
"Портрет П.А.Демидова" (1773), знаменитого горнозаводчика. Он стоит у стола на террасе, опершись локтем левой руки о лейку; у основания колонн, за которыми виден вдали Воспитательный дом, горшки с растениями, - их-то хозяин, видимо, поливал, выйдя утром, одетый, но в халате и ночном колпаке. Атласная одежда, алая и серебристая, сверкает. Крупная фигура, крупное лицо - энергия и сила лишь угадываются, а жест руки в сторону чертежей на столе и выражение глаз выказывают затаенную усталость или грусть. И парадный портрет с выработанными приемами и необходимыми аксессуарами выявляет личность во всей ее жизненной непосредственности. "Портрет Н.А.Сеземова" (1770), "села Выжигина поселянин", гласит надпись на обороте холста. Бородатый, дородный, в длинном, на меху, кафтане, подпоясанный ниже выступающего живота, мужик? Это крепостной графа П.Б.Шереметева, откупщик, наживший огромное состояние, то есть купец новой формации. Он пожертовал двадцать тысяч рублей в пользу Московского Воспитательного дома, и по этому случаю был заказан Левицкому его портрет, парадный, но с темным фоном, без особых аксессуаров, лишь бумага на опущенной руке, а другая рука показывает на нее, бумага с планом Воспитательного дома, с изображением младенца и с текстом из Священного писания. Это знамение времени. Два портрета, два героя - уже их соседство уникально, но оно характерно именно для ренессансной эпохи. "Портрет Д. Дидро" (1773). Философ по настоятельному приглашению Екатерины II посетил Россию в 1773-1774 годах. Голова без парика, с остатками волос на затылке, чистый покатый лоб; голова не откинута и все же впечатление, что Дидро смотрит не просто в сторону, а в высоту, то есть дает себя знать, видимо, внутренняя устремленность мысли вдаль.
Три портрета всего - и целая эпоха преобразований Петра Великого на новом этапе общественного развития встает воочию.

Она давно прошла, и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье — тень любви, и мысли — тень печали,
Но красоту ее Боровиковский спас.
Так, часть души ее от нас не улетела,
И будет этот взгляд и эта прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать,
Уча его любить, страдать, прощать, молчать.
Я. П. Полонский

Знаменитый немецкий теоретик искусства XVIII в. И.И. Винкельман превыше всего ставил умение художника воплотить в своем творении благородную простоту и спокойное величие. Этим умением в полной мере владели три великих мастера — Ф.С.Рокотов, Д.Г.Левицкий и В.Л.Боровиковский, оставившие нам галерею лиц екатерининской и павловской России. Их портреты и сегодня являются прекрасным источником знаний о человеке той эпохи, источником не менее достоверным, чем письма, дневники или мемуары. Благодаря портрету можно составить представление о чертах характера изображенного, его вкусах, манерах и даже о неуловимых на первый взгляд порывах его души.

В произведениях этих художников ощущается стремление воплотить в красках неподдельный интерес к внутреннему миру человеческой личности, а не абстрактные пороки или добродетели. Тем самым русское искусство сделало первые, но весьма уверенные шаги по пути «человекознания». Творцы русского классического портрета, подобно Г.Р. Державину, могли сказать о себе: «Ум и сердце человечье были гением моим». Стиль многих выдающихся художников-портретистов глубоко индивидуален. У Ф.С. Рокотова (1735?— 1808) внутренний мир героя на полотне словно утаен от нескромных взоров зрителей.

Рокотов был мастером огромного дарования. Его судьба до сих пор окончательно не прояснена. Родом художник был из крепостных семьи Репниных. Окончил Академию художеств. В середине 60-х гг. XVIII в. он пишет прекрасные портреты — поэта В. И. Майкова и неизвестной из семьи Воронцовых. Самый плодотворный период жизни Рокотова связан с Москвой. Здесь в конце 60-х гг. складывается зрелый стиль художника, все более тяготеющего к реалистической передаче облика персонажей. В портретах Н.Е.Струйского, А.П.Струйской, неизвестного в треуголке, А.И.Воронцова, неизвестной в розовом платье, А. М.Обрескова, П. Ю. Квашниной-Самариной воплотилась способность мастера передавать неповторимую личность, внешность которой является лишь слабым отражением скрытого от чужих глаз богатства души. Художественная манера Ф.С. Рокотова отличается особой поэтичностью.

При этом все средства выразительности подчиняются четкому композиционному и колористическому замыслу. Славу русского искусства составляют такие его полотна, как портреты В.Е.Новосильцевой, П.Н.Ланской, Е.В.Санти, В. Н. Суровцевой. В них Рокотов утверждает национальную специфику русского классицизма, суть которой — в высоком гуманизме и глубокой психологичности при сохранении четкости выражения мысли и строгости форм. Великим мастером портрета был Д. Г.Левицкий (1735?— 1822). По некоторым данным, он родился в семье справщика (редактора) изданий Киево- Печерской лавры. Образование получил в Санкт-Петербурге, в школе Антропова.

Всю свою творческую жизнь художник посвятил портретной живописи, создав целый мир образов людей России последней трети XVIII в. Первые работы, получившие известность, были написаны Д.Г.Левицким в конце 60-х гг. XVIII в. Это портреты директора Академии художеств А.Ф. Кокоринова, откупшика Н.А.Сеземова, профессора исторической живописи Г. И. Козловского, известного мецената А.С.Строганова. Мастер с самых ранних работ проявляет стремление выделить наиболее яркие черты своих моделей.

Большое внимание художник уделяет изображению людей незаурядных, отмеченных чертами таланта. Особенно удавались ему портреты современников, прославленных высоким умом и богатой культурой. В музее искусства и истории Женевы хранится уникальное полотно Левицкого — портрет Дени Дидро (1773—1774). Художник написал его во время приезда французского мыслителя в Россию. Тогда, в 70-е гг. XVIII в., личность и труды Дидро были необычайно популярны. Левицкий подчеркнул в облике просветителя прежде всего те черты характера, которые столь ценились современниками, — интеллект и способность к доброжелательному общению. Не менее выразительный образ российского просветителя запечатлел мастер в портрете Н. И. Новикова (ок. 1797).

На нас смотрит человек большого ума и кипучей энергии, способный влиять на свое окружение. Гармония таланта и женской красоты также привлекала художника. Шедевром живописи XVIII столетия стала известная «сюита» из семи картин «Смолянки» (1772— 1776). На полотнах Д. Г.Левицкого изящные, кокетливые юные девушки музицируют, танцуют, разыгрывают оперные сценки. Однако за этим «маскарадом» художник сумел разглядеть различие характеров и художественную одаренность. Его героини не позируют, а словно живут в картинном пространстве.

В отличие от многих парадных портретов «Смолянки» лишены декоративной атрибутики. Ясная, четкая композиция каждого полотна подчеркивает поэтичность образов, находящихся в полной гармонии с миром возвышенных муз. Будучи близок к известному петербургскому литературно-музыкальному кружку Н.А.Львова, Д. Г.Левицкий имел прекрасную возможность наблюдать за жизнью людей искусства. Многих из них он изображал по нескольку раз. Своего друга архитектора, поэта, фольклориста Н.А.Львова художник писал дважды. И в первом портрете, и в миниатюре более позднего времени Левицкий запечатлел сложный и привлекательный образ умного, обаятельного, утонченного человека, чьи знания «в науках и художествах» чрезвычайно ценились в столичных кругах. Жену Львова М.А.Дьякову художник тоже рисовал два раза — в 1778 и в 1781 гг. На первом полотне очаровательная девушка с по-детски припухлыми губами. Правда, обаяние юности не заслоняет ее главных достоинств — самостоятельности и уверенности в себе. Более сложен образ на втором полотне: в нем выявлены духовное богатство и талант образованной женщины.

Развивая приемы парадного классицистского портрета, Д.Г.Левицкий в каждую свою работу вносил «изюминку», достойно отражающую его индивидуальную манеру. Например, в портрете П.А.Демидова (1773) он совместил серьезную торжественность с элементами быта, сочетание которых выдают чуть ироничное отношение мастера к натуре. Демидов изображен в горделивой позе на фоне колонн и драпировок, но в халате, домашних туфлях и с лейкой в руках (он был большим любителем цветов). Выражение лица говорит о человеке тонком, много повидавшем, знающем себе цену и избалованном. Точные характеристики получают и другие герои Д. Г.Левицкого — П. Н. Голицын, П.Ф.Воронцов, А.С.Бакунина. Он раскрывает «секреты» внутреннего содержания легкомысленного А.Д.Ланского, излишне серьезного директора Придворной певческой капеллы М.Ф.Полторацкого, любезного и мудрого приближенного Екатерины II А. В. Храповицкого. Сын своего времени, Д.Г.Левицкий не миновал обаяния образа идеальной просвещенной монархини. Именно такой предстает на его парадном портрете Екатерина II — законодательница (1783).

Императрице пятьдесят четыре года, но художник изобразил ее моложавой и стройной. Портрет понравился государыне. Г.Р.Державин описал его в оде «Видение Мурзы». На рубеже веков Д.Г.Левицкий лишился зрения: до конца своих дней он уже не работал. Третий мастер из плеяды гениев русского классицистского портрета — В.Л. Боровиковский (1757— 1825) пришел в светскую живопись после иконо- писания. Еще молодым человеком он был «открыт» поэтом В. В. Капнистом, который обратил внимание на даровитого юношу, расписывающего церкви на Полтавщине. Капнист привез художника в Санкт-Петербург и ввел в дом Н.А.Львова, оказавшего ему протекцию. Боровиковскому было доверено расписать иконостасы в храмах, построенных по проектам Львова в Торжке и в имении Никольское-Черенчицы.

Вскоре Боровиковский становится признанным живописцем. Его портреты пленяют благородством и гармонией линий. Ему охотно позировали люди «Львовского круга» — Г.Р.Державин, В.В.Капнист, первая жена Державина Екатерина Яковлева. Влияние просветителя Н.А.Львова сказалось в работах В.Л. Боровиковского, изображающих людей «из народа». Таковы совместный портрет двух горничных Львова, любимых всеми за веселый нрав и певческий талант («Лизынька и Дашинька»; 1794), и портрет торжковской крестьянки Христинии (ок. 1795) — одно из немногих «крестьянских» изображений в русской живописи XVIII в. Нежный, словно смягченный колорит полотен Боровиковского позволяет причислить художника к провозвестникам романтического искусства. Ряд его портретов созвучен сентиментальным «российским песням», чувствительной поэзии В.В.Капниста и И.И.Дмитриева.

Одним из лучших произведений Боровиковского по праву считается портрет М. И.Лопухиной (1797). В нем ярко отразилось стремление мастера выйти за строгие рамки классинистской нормативности. Художник изобразил свою героиню в несколько «опрощенном», но вместе с тем глубоко поэтическом облике. Главная забота мастера — понять душевный настрой прекрасной жен- шины. Ему удалось уловить состояние тихой мечтательности и задумчивости и тем самым открыть совершенно новую для’ русской живописи сентиментальную тему. Еще большей жизненной непосредственности и интимного лиризма добивается художник в работе над портретом сестер Гагариных, увлеченных пением и музыкой. В начале XIX в. В.Л. Боровиковский пишет портрет А. И. Безбородко с дочерьми, где воплощает идею чувствительной семейной привязанности сентиментального типа.

В портрете выразительны не только лица, но и сплетенные руки, пальцы, перебирающие цепочку медальона, жест матери, нежно привлекшей к себе дочерей. Итак, в эпоху Просвещения русское изобразительное искусство отразило сложную жизнь человека с его взглядами на мир, иллюзиями, нравственными позициями. Неповторимые образы современников, воплощенных в клас- сицистских стройных образах, свидетельствуют не только об освоении европейских светских жанров. Важнее всего, что в живописи и скульптуре рождается национальное начало нового искусства, в котором, так же как в древности, пестуются идеалы единства высокой нравственности и красоты, сохраняя тем самым нить непрерывного культурного развития России. В этом процессе важнейшую роль играла и музыка.

Рапацкая Л.А. История художественной культуры России (от древних времен до конца XX века) : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 384 с

Комплектация: 20 слайдов, методическое пособие

Слайд-комплект рассказывает о творчестве первых русских портретистов Ф.С. Рокотова, Д.Г. Левицкого и В.Л. Боровиковского. Изображения портретов А.П. Струйской, Хрущевой и Хованской, П.А. Демидова, М.И. Лопухиной, Екатерины II на прогулке в Царскосельском парке и другие несут объективные и точные психологические характеристики, выражают передовые воззрения на личность, ее человеческую и общественную ценность.

Изобразительный ряд пособия включает следующие слайды

Нажмите на картинку для увеличения

1. Ф. Рокотов. Портрет князя Григория Волконского. 1780
2. Ф. Рокотов. Портрет Варвары Суровцевой. 1780
3. Ф. Рокотов. Портрет неизвестной в розовом платье. 1770-е
4. Ф. Рокотов. Портрет графини Елизаветы Санти. 1785
5. Ф. Рокотов. Портрет Александры Петровны Струйской. 1772
6. Ф. Рокотов. Портрет обнаженной девочки. 1780-е
7. Д. Левицкий. Портрет Хрущевой и Хованской. 1773
8. Д. Левицкий. Портрет Екатерины Молчановой. 1776
9. Д. Левицкий. Александр Кокоринов, директор и первый ректор Академии художеств. 1769
10. Д. Левицкий. Портрет княгини Прасковьи Репниной. 1781
11. Д. Левицкий. Портрет адъютанта императрицы Александра Ланского. 1782
12. Д. Левицкий. Портрет Прокофия Акинфиевича Демидова. 1773
13. Д. Левицкий. Портрет Марии Алексеевны Дьяковой. 1778
14. В. Боровиковский. Портрет сестер княжон А.Г. и В.Г. Гагариных. 1802
15. В. Боровиковский. Портрет Екатерины Арсеньевой. 1790
16. В. Боровиковский. Портрет Скобеевой. 1790
17. В. Боровиковский. Портрет Генерал-майора Федора Боровского. 1799
18. В. Боровиковский. Графиня Анна Безбородко с дочерьми Любой и Клеопатрой 1803
19. В. Боровиковский. Портрет Марии Ивановны Лопухиной
20. В. Боровиковский. Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке. 1794