Деревня в произведениях русской литературы. Тема города и деревни в произведениях отечественной литературы


Русская деревня... Какая она? Что мы имеем в виду, когда произносим слово "деревня"? Сразу же вспоминается старый дом, запах свежего сена, необъятные поля и луга. А еще вспоминаются крестьяне, ϶ᴛᴎ труженики, и их крепкие мозолистые руки. У каждого, наверное, из моих ровесников есть бабушка или дедушка, живущие в деревне. Πᴘᴎезжая к ним летом отдыхать, а точнее, работать, мы своими глазами видим, как трудна жизнь крестьян и насколько трудно нам, городским, приспособиться к этой жизни. Но всегда хочется приехать в деревню, отдохнуть от городской суеты.
Многие писатели ʜᴇ обошли в своем творчестве судьбу русской деревни. Одни восхищались деревенской природой и "учились в истине блаженство находить", иные видели истинное положение крестьян и называли деревню нищей, а ее избы - серыми. В советское время тема судьбы русской деревни стала чуть ли ʜᴇ ведущей, а вопрос великого перелома актуален и в наши дни. Нужно сказать, что именно коллективизация заставила писателей взяться за перо.
Вспомним "Поднятую целину" Шолохова, "Котлован" Платонова, поэмы Твардовского "По праву памяти" и "Страна Муравия". Эти произведения, казалось бы, должны рассказать нам все о судьбе русского крестьянства, показать положение деревни. Но все же эта тема остается для нас загадкой, ведь о "великом переломе" принято было умалчивать:

Забыть, забыть велят безмолвно,
Хотят в забвенье утопить.
Живую быль. И чтобы волны
Над ней сомкнулись. Быль - забыть.

Но забыть невозможно, потому что события тех лет очень больно отдаются в современности, в нашей сегодняшней жизни.
В повести "Прощание с Матерой" В. Распутин ставит перед читателем вопрос: нужно ли затоплять деревню, ᴇᴄᴧᴎ вышестоящие организации решили поставить на ней ГЭС? Разумеется, научно-технический прогресс превыше всего, но как можно лишать крестьян родной Матеры? Деревня должна уйти под воду, а жители переселиться в другую деревню. Крестьян никто ʜᴇ спрашивал, хотят ли οʜᴎ этого: приказали - будь добр, подчиняйся! Интересно, что жители по-разному отреагировали на такое решение. Старики, прожившие в родном селе всю свою жизнь, ʜᴇ могут просто расстаться с Матерой. Здесь знаком каждый уголок, каждая березка, здесь прах родителей, дедов. Так, главная героиня повести старуха Дарья ʜᴇ может покинуть свою избу. Очень трогателен эпизод, когда старая Дарья украшает свою избу перед тем, как ее навсегда покинуть. Как мучительно рассуждает эта малограмотная женщина о судьбе своей деревни!
Сыну Дарьи тоже жаль расставаться с домом, но он согласен с тем, что наука важнее природы, и οʜᴎ должны переселиться во что бы то ни стало.
Не только люди, но и сама природа против грубого, бесцеремонного вторжения в жизнь. Вспомним, могучий царский листвень, который ʜᴇ могли взять ни топор, ни пила, ни огонь. Все он выдержал и ʜᴇ сломился. Но так ли вечна природа?
В. Распутин касается многих нравственных вопросов в своей повести, но судьба Матеры - ведущая тема этого произведения.
Ну а что случалось с крестьянами, когда οʜᴎ покидали родную деревню в период коллективизации? Их ссылали на Соловки, в Сибирь, на лесоповалы, в шахты, где живые завидовали мертвым. Жестоко обошлась судьба с Хведором Ровбой, главным героем произведения В. Быкова "Облава". Сначала Хведор теряет жену, а потом и дочь, которых любил безумно. Вроде бы надо озлобиться, возненавидеть всех, кто согнал его с родной земли-матушки. Но Хведор вытерпев и пережив все, опять возвращается на Родину. Вообще, главной чертой русских крестьян является то, что οʜᴎ ʜᴇ могут жить без родной земли.
К этой же теме примыкает рассказ А. И. Солженицына "Матренин двор". Действие рассказа происходит в 1956 году. Молодой учитель поселился в избе крестьянки Матрены, и читатель может увидеть деревенскую жизнь глазами интеллигента. Нас сразу же поражает бедность и убогость ее жилища. Это была темная комната, в которую свет попадал только из окна, ϶ᴛο многочисленные тараканы и мыши, хромая кошка. Матрена живет уже в то время, когда позади остались гражданская война, коллективизация. Неужели в пятидесятые годы крестьяне были такими бедными? Мы ʜᴇ увидим у Матрены ни хорошо налаженного хозяйства, ни огорода, ни палисадника, ни скота. Одна коза грязно-белого цвета да колченогая кошка - вот весь скот Матрены.
Судьба крестьянки достаточно трагична: Матрена была больна, но ʜᴇ считалась инвалидом, она ʜᴇ работала в колхозе, поэтому пенсия ей ʜᴇ полагалась. А для того, чтобы получить пенсию за умершего мужа, нужно было обойти множество учреждений. Одним словом, как пишет сам писатель, "много было наворочено несправедливости с Матреной".
Но несмотря на все тяготы жизни Матрена ʜᴇ озлобилась: она настолько добра и бесхитростна, что помогает всем соседкам копать картошку. Она думала о себе в самую последнюю минуту, лишь бы ее квартиранту было хорошо.
Но злость и жадность окружающих погубили крестьянку. Во время перевоза горницы попадают под поезд несколько человек, в том числе и Матрена.
В конце рассказа автор пишет, что именно на таких крестьянах, как Матрена, держится деревня, держится земля.

Лекция, реферат. Судьбы русской деревни в литературе 1950-80 гг. - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.

« назад Оглавление вперед »
112. Драматические судьбы личности в условиях тоталитарного общественного устройства (по роману Е. Замятина « | » 114. Художественное своеобразие и историко-философская проблематика









Тема города и деревни стала особенно актуальной в русской литературе 20 века, когда эпоха индустриализации стала поглощать деревню: деревенскую культуру, мировоззрение. Деревни стали пустеть, молодые жители стремились перебраться в город, «поближе к цивилизации». Такое положение дел очень тревожило многих русских писателей, связанных с деревней своими корнями. Ведь именно в деревенском образе мысли и чувств они видели основы истинной нравственности, чистоты, простоты жизни, коренной мудрости. В послереволюционном творчестве С. Есенина громко звучит проблема города и деревни. Поэту милы родные поля «в печали своей», он провозглашает мир «граблям, косе и сохе» и хочет верить в лучшую долю крестьянства. Но настрой его пессимистичен.

В стихотворении «Я последний поэт деревни» он предрекает скорую гибель деревни, наступление на ее цивилизации в виде «железного гостя». В поэме «Сорокоуст» Есенин сравнивает два мира, представленных в виде чугунного поезда (город) и красногривого жеребенка (деревня). Жеребенок стремится перегнать поезд, но это невозможно: силы неравны. Поэт с грустью отмечает, что настали те времена, когда «живых коней победила стальная конница…» Это отразилось не только в укладе жизни, но, что гораздо серьезнее, в укладе мысли, в представлениях о морали и нравственности. Другим певцом деревенской жизни стал В.

И. Белов. Он вошёл в литературу в самом начале 60-х годов 20 века.

Деревенские люди В.Белова скупы на слова и выражения чувств, порой грубоваты, так как выросли в трудном мире далёкой северной деревни. Неслучайно бабка Евстолья рассказывает сказки о пошехонцах, несчастных мужиках – растяпах. Главный герой его повести «Привычное дело» сродни этим пошехонцам. О нём сказано: «Русский человек умён задним умом, иногда он бывает простоват, попадает впросак», и потому так добродушно посмеиваются над ним односельчане и сам автор. Белов обращается не к идеальному человеку, а к самому обычному, имеющему как положительные, так и отрицательные черты характера. Писатель утверждает, что именно деревенские люди – основа нравственности, чистоты и простоты, основа нации.

В. Распутин в «Матрёнином дворе» также обращается к теме деревни и города. Для писателя понятие деревни сродни понятию «земля», «родина», «память» и «любовь». Жители Матёры, хранители традиций и жизненных основ, не могут представить своей жизни без знакомых с детства мест. Их не привлекает благоустройство города, для них существование вне родного острова бессмысленно, да и невозможно вообще. Молодежь же считает по-другому.

Они отрываются от родных корней, переезжают в город, забывают не только своих предков, но и родную землю, превращаются в людей памяти и без родины. Писатель видит в этом очень тревожную тенденцию. Таким образом, деревенская жизнь, с одной стороны, идеализируется писателями, представляется во всей своей естественности и правде, с другой, деревенская жизнь противопоставляется городской как во многом аморальной, безнравственной, оторванной от своих корней и заповедей предков. В то же время, писатели отмечают, что город побеждает деревню, люди стремятся уехать, деревни превращаются в заброшенные пустыни. Это тревожная тенденция, потому что деревня – основа нации, культуры и мировоззрения русского народа.

Новый образ русской деревни и крестьянской души - страница №1/1

Тема урока: НОВЫЙ ОБРАЗ РУССКОЙ ДЕРЕВНИ И КРЕСТЬЯНСКОЙ ДУШИ

В ЛИТЕРАТУРЕ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 20 ВЕКА

Цели урока:


  • способствовать развитию личностных качеств учениц:

  • на идеях преемственности, исторической памяти, верности традициям, лежащим в основе нравственности, которые проповедуют в своих произведениях писатели-«деревенщики»;

  • остановившись на вопросах о перестройке жизни человека, вызванной массовым переселением из деревни в город;

  • знакомясь с размышлениями писателей о соотнесённости личного и коллективного сознания;

  • изучая язык героев «деревенской прозы», своим существованием стоящей на защите русской речи от её искажения и засорения;

  • на вопросах взаимоотношений человека и природы, тревожащих прозаиков, которые сознают опасность потребительского отношения к природе и предупреждают о пагубности стремления своевольно её преобразовывать, не заботясь о будущем.
Тип урока: урок-семинар с использованием таких приёмов, как реферативное сообщение, анализ текста (исследование), защита проектов.

Оборудование урока:

Эпиграф к уроку:

«На рубеже 70-х и в 70-е гг. в советской литературе произошел не сразу замеченный беззвучный переворот, без мятежа, без тени диссидентского вызова. Ничего не свергая и не взрывая декларативно, большая группа писателей стала писать так, как если б никакого «соцреализма» не было объявлено и диктовано, – нейтрализуя его немо, стала писать в простоте, без какого-либо угождения, кадения советскому режиму, как бы позабыв о нем. В большой доле материал этих писателей был – деревенская жизнь, и сами они выходцы из деревни, поэтому (а отчасти из-за снисходительного самодовольства культурного круга, и не без зависти к удавшейся вдруг чистоте нового движения) эту группу стали называть деревенщиками . А правильно было бы называть их нравственниками , ибо суть их литературного переворота – возрождение традиционной нравственности, а сокрушенная вымирающая деревня была лишь естественной наглядной предметностью »

Солженицын А. (Слово при вручении премии Солженицына

Валентину Распутину 4.05.2000 // Новый мир. 2000. № 5. С. 186).

Ход урока

I . Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно). 1 мин.

Какие цели намечали вы, готовясь к сегодняшнему уроку и идя на него?

-На предыдущих уроках русской литературы мы говорили о теме Великой Отечественной войны в литературе 60-80-ых годов, о поэзии второй половины 20 века и учили наизусть стихи поэтов этого периода. Следовательно, мы продолжим знакомство с литературой этого периода.

- В качестве опережающего домашнего задания нам было рекомендовано прочитать произведения определённых писателей, даже некоторые названия произведений были даны. Исходя из этого, думаю, сегодня мы будем говорить о произведениях о деревне.

- О произведениях на деревенскую тематику мы раньше говорили. Но это была литература 20-30-ых годов. А сегодня мы будем говорить о «деревенских» произведениях 2-ой половины 20 века.

- Раз мы снова возвращаемся к этой теме, значит, есть разница между литературой о деревне 1-ой половины столетия и 2-ой половиной. Это, наверное, мы и будем выяснять сегодня.

- Готовясь к сегодняшнему уроку, читая литературу, мы встретились с термином «деревенская проза». Вот об особенностях этой прозы мы и будем говорить сегодня.

Учитель объявляет тему урока, ученики записывают в тетради.

II . Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий). 1 мин.

Как вы предполагаете ответить на вопрос: в чём же новизна изображения деревни и крестьян-ской души писателями 2-ой половины 20 века?

- Вспомним основные особенности произведений о деревне периода, предшествовавшего «деревен-

ской прозе»60-80-ых годов 20 века. Я подготовила небольшое сообщение на эту тему, а накануне

мы изложили это в табличной форме, чтобы наметить пункты, по которым мы можем

сравнивать произведения двух периодов.

- Сначала нужно, наверное, поговорить о явлении в нашей литературе, которое получило название

«деревенская проза». Я могу об этом рассказать.

- Не зря же мы читали произведения и заполняли дома 2-ой и 3-ий столбцы таблицы. Нужно

договориться, кто о чём будет говорить.

- Я прочитала …. И могу рассказать о …

- И вот так к концу урока мы должны прийти к общему мнению о том, как по-новому изображали

деревню и сельских жителей прозаики 2-ой половины 20 века.

- Понятие «русская литература» нужно понимать шире – «российская литература», и вспомнить

башкирских и татарских писателей, которые тоже писали о деревне, и вспомнить, какие

проблемы они ставили в своих произведениях.

- Мы как раз на уроках татарской литературы изучаем подобные произведения: (перечислить).

1 мин.

III . Прогнозирование (предвосхищение результата, уровня усвоения, его временных характеристик)

Как вы думаете, какого результата мы достигнем? Насколько сумеем решить проблему?

- Времени мало. Поэтому, наверное, много сделать не успеем. Главное – определить, в чём новизна

литературы 60-80-ых годов 20 века о деревне.

- Да, времени мало. Поэтому мы романов, повестей не читали – только краткое содержание. Но

прочитали некоторые рассказы. Но и то о них подробно поговорить не успеем. Поэтому по

пунктам только пройдёмся. Главное, мы всё-таки кое-что прочитали и представление о

деревенской прозе получили. На уроке к общему мнению нужно прийти.

- Читая эти рассказы, мы понимали отношение писателей к деревне, к природе, к истории России, к сельским жителям, встречали тёплые описания природы, явлений сельской жизни, своих героев и чувствовали боль и тревогу за будущее села. Думаю, что эти чувства пробудятся и у нас сегодня.

Учитель: Таким образом, цели мы поставили, ориентиры наметили. Теперь вперёд, чтобы успеть выполнить намеченное!

IV . Исследование и проектирование изучаемой проблемы (Открытие нового знания, которое происходит в ходе решения проблемы). 2 мин.

1. Реферативное сообщение ученицы на тему «Деревенская проза» (Видео и песня Ольги Воронец)

Понятие «деревенская» проза появилось в начале 60-х годов. Это одно из наиболее плодотворных направлений в нашей отечественной литературе. Оно представлено многими самобытными произведениями: «Владимирские проселки» и «Капля росы» Владимира Солоухина, «Привычное дело» и «Плотницкие рассказы» Василия Белова, «Матренин двор» Александра Солженицына, «Последний поклон» Виктора Астафьева, рассказы Василия Шукшина, Евгения Носова, повести Валентина Распутина и Владимира Тендрякова, романы Федора Абрамова и Бориса Можаева. В литературу пришли сыновья крестьян, каждый из них мог сказать о себе те самые слова, которые написал в рассказе «Угощаю рябиной» поэт Александр Яшин: «Я есть сын крестьянина… Меня касается все, что делается на этой земле, на которой я не одну тропку босыми пятками выбил; на полях, которые еще плугом пахал, на пожнях, которые исходил с косой и где метал сено в стога».

«Я горжусь тем, что я вышел из деревни», - говорил Ф. Абрамов. Ему вторил В. Распутин: «Я вырос в деревне. Она меня вскормила, и рассказать о ней - моя обязанность». Отвечая на вопрос, почему он пишет в основном о деревенских людях, В. Шукшин сказал: «Я не мог ни о чем рассказывать, зная деревню… Я был здесь смел, я был здесь сколько возможно самостоятелен». С. Залыгин в «Интервью у самого себя» писал: «Я чувствую корни своей нации именно там - в деревне, в пашне, в хлебе самом насущном. Видимо, наше поколение - последнее, которое своими глазами видело тот тысячелетний уклад, из которого мы вышли без малого все и каждый. Если мы не скажем о нем и его решительной переделке в течение короткого срока - кто же скажет?»

2. Защита проекта «Писатели- «деревенщики» (Портреты писателей на карте России)

+ электронный вариант 5 мин.

Белов Василий Иванович (род. в 1932 г.) д.Тимониха Харовского района Вологодсвой области в

крестьянской семье, отец погиб на войне

Казаков ЮрийПавлович (1927 - 1982) г. Москва, в семье рабочего

Алексеев Миххаил (1918 -) с. Монастырское Саратовской области, в крестьянской семье

Можаев Борис (1923 - 1996) Рязанской области

Абрамов Фёдор Александрович (1920 - 1983) с. Веркола Архангельской области в крестьянской


Распутин Валентин Григорьевич (род. в 1937 г.) Усть-Уда Иркутской области в крестьянской семье

Астафьев Виктор Петрович (1924 -) с. Овсянка Красноярского края в крестьянской семье, без отца

Шукшин Василий Макарович (1929 - 1974) д. Сростки Бийского района Алтайского края, без отца

Тендряков Владимир (1923 - 1984) д. Макаровская Верховажского района Вологодской области в

семье сельского служащего

3. Реферативное сообщение ученицы о деревенской прозе до 60-ых годов (перед учащимися –

таблица, с заранее заполненной 1-ой графой по материалам данного реферата) 3 мин.

4. Исследование «Новый образ русской деревни и крестьянской души в «деревенской прозе»»

60-80-ых годов 20 века. 27 мин.

а) массовый отток сельского населения в город (историческая справка ученицы, Ю.Казаков «На

полустанке»)

б) при обсуждении героев произведений

+ примеры и з татарской и башкирской литературы

+ рассказы о колхозниках-тружениках из своего села (колхоза) (фотографии - компьютер)

+ кадры из фильма «Калина красная»

в) при обсуждении трагической судьбы деревни + сообщение ученицы о политике государства

г) при обсуждении языка прозы + выразительное чтение и анализ (индивидуальные задания и

работа в парах) : 1) монолог из «Прощания с Матёрой» В.Распутина

2) В.Астафьев. «Зорькина песня»

д) при обсуждении идеалов крестьян: + 1) сообщение ученицы «Главные элементы идеалов

«деревенской прозы»»

+2) Астафьев. «Последний поклон» - выразительное чтение фрагментов о Доме, ладе, труде.

V . Контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона);

Тестирование: найти и установить соответствия между перечисленными произведениями и указанной тематикой произведений «деревенской прозы»

1. В.Белов «Кануны» (1и 2 кн.), «Год великого перелома»; «Плотницкие рассказы»

С.Залыгин «На Иртыше»;

Б.Можаев «Мужики и бабы»; «Живой»

В.Тендряков «Пара гнедых»;

Ф.Абрамов «Поездка в прошлое»


  1. Ф.Абрамов «Пряслины» (1-3 кн.);
Е.Носов «Усвятские шлемоносцы»;

В.Распутин «Живи и помни»; «Василий и Василиса»

А.Генатуллин. «Шамсутдин и Шамсура»

В.Астафьев «Последний поклон»;

В.Белов «Плотницкие рассказы»


  1. В.Белов «Привычное дело»; «Кони»
Ф.Абрамов «Дом»; «Пелагея»; «Алька»

Б.Можаев «Из жизни Федора Кузькина»;

В.Астафьев «Царь-рыба»;

В.Распутин «Последний срок», «Прощание с Матерой»; «Пожар»; «Василий и Василиса»

Шукшин. Рассказы.

Ю.Казаков. Рассказы

3 А. ЖИЗНЬ ДЕРЕВНИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ (60-80 гг.):

1 Б. КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЯ

2 В ВОЙНА И ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ:

VI . Коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта).

VII . Оценка (выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения)

Выполнили ли мы намеченное? Получили ли запланированные результаты?

Пополнили ли вы знания о деревенской прозе?

Как вы относитесь к проблемам, поднимаемым нашими писателями-деревенщиками?

Как вы оцениваете своё участие на уроке? Участие своих одноклассниц?

Глядя на массив деревенской прозы из дня сегодняшнего, можно утверждать, что она дала исчерпывающую картину жизни русского крестьянства 20 века, отразив все главные события, оказавшие прямое воздействие на его судьбу: октябрьский переворот и гражданскую войну, военный коммунизм и нэп, коллективизацию и голод, колхозное строительство и форсированную индустриализацию, военные и послевоенные лишения, всевозможные эксперименты над сельским хозяйством и нынешнюю его деградацию….

Есть русская легенда об озере Светлояре и святом граде Китеже. Спасая город Китеж от набега врагов, Бог укрыл его на дне лесного озера. И сегодня на берегах Светлояра по ночам кто-то будто бы видит таинственное свечение из глубины и слышит подводный звон колоколов. В прозе деревенщиков вся крестьянская Россия представала таким символическим Китежем, который спрятался от своих врагов, затаился на время, но не исчез навсегда. Кто-то способен видеть и слышать его.

(В.Шукшин)

Звучит песня «В земле наши корни»

IX . Домашнее задание: Продолжаем изучать литературу 2-ой половины 20 века: подготовиться к уроку по теме «Городская проза» (Ю.Трифонов, В.Маканин, А.Битов)

X . Итоги урока.

Расцвет деревенской прозы пришёлся на 60-70-е годы 20-ого столетия, когда «оттепель» надолго сменилась новыми «заморозками».Писатели-деревенщики пытались не просто ответить на вопрос, чем плохи колхозы, а понять, что случилось с Россией в 20 столетии.

В небольшой повести «На Иртыше» (1964) Сергей Павлович Залыгин (1913-?) повествует о коллективизации 30-ых годов в сибирской деревне. Но рассказывает об этом совсем не так, как М.А.Шолохов в «Поднятой целине», хотя последняя часть этого романа вышла чуть раньше повести Залыгина – в 1960 году.

В повести Залыгина тоже показывается, как власти высылают из родной деревни или арестовывают кулаков. Но эти кулаки изображены уже не как враги советской власти, а как самые работящие крестьяне, на которых держалась Россия. Залыгин одним из первых показал трагедию гибели многовекового крестьянского уклада с его давними и глубокими традициями, в том числе культурными.

Столетиями складывавшийся тип русского крестьянского хозяйства насильно преобразовывался в колхозы – так государству легче было получать от села продукцию. Не заинтересованные более в своём труде, крестьяне начинали иначе относиться к земле, которая переставала быть их собственностью. И эта революция в деревне оказалась едва ли не более значительной для судьбы России, чем Октябрьская революция 1917 года,- ведь именно крестьянство составляло в 30-ых годах большинство населения.

Читатель сравнивал историческую ситуацию с современностью и говорил себе: в деревне ничего не изменилось, тот же произвол властей, то же издевательство над природными законами крестьянского труда. Вспомним кампанию по внедрению кукурузы, которую новый вождь партии Н.С.Хрущёв обязал сажать по всей стране, невзирая на климатические условия в разных регионах нашей огромной страны.

Не только память сердца питала тему «малой родины», «милой родины», но и боль за ее настоящее, тревога за ее будущее. Исследуя причины острого и проблемного разговора о деревне, который вела литература в 60-70-е годы, Ф. Абрамов писал: «Деревня - это глубины России, почва, на которой выросла и расцвела наша культура. Вместе с тем научно-техническая революция, в век которой мы живем, коснулась деревни очень основательно. Техника изменила не только тип хозяйствования, но и самый тип крестьянина… Вместе со старинным укладом уходит в небытие нравственный тип. Традиционная Россия переворачивает последние страницы своей тысячелетней истории. Интерес ко всем этим явлениям в литературе закономерен… Сходят на нет традиционные ремесла, исчезают местные особенности крестьянского жилища, которые складывались веками… Серьезные потери несет язык. Деревня всегда говорила на более богатом языке, чем город, сейчас эта свежесть выщелачивается, размывается…»

Есть русская легенда об озере Светлояре и святом граде Китеже. Спасая город Китеж от набега врагов, Бог укрыл его на дне лесного озера. И сегодня на берегах Светлояра по ночам кто-то будто бы видит таинственное свечение из глубины и слышит подводный звон колоколов. В прозе деревенщиков вся крестьянская Россия представала таким символическим Китежем, который спрятался от своих врагов, затаился на время, но не исчез навсегда. Кто-то способен видеть и слышать его.

Если бы мои «мужики» не были бы грубыми, они не были бы нежными (В.Шукшин).

Тема деревенского человека, вырванного из привычной среды и не нашедшего новой опоры в жизни, стала одной из главных тем рассказов Шукшина. В киноповести «Калина красная» она приобретает трагическое звучание: утрата жизненных ориентиров ломает судьбу главного героя, бывшего вора и заключенного Егора Прокудина, и приводит его к смерти.


Рассказы Шукшина, тематически относясь к «деревенской прозе», отличались от ее основного потока тем, что внимание автора было сосредоточено не столько на основах народной нравственности, сколько на сложных психологических ситуациях, в которых оказывались герои. Город и притягивал шукшинского героя как центр культурной жизни, и отталкивал своим равнодушием к судьбе отдельного человека. Шукшин ощущал эту ситуацию как личную драму. «Так у меня вышло к сорока годам, – писал он, – что я – не городской до конца, и не деревенский уже. Ужасно неудобное положение. Это даже – не между двух стульев, а скорее так: одна нога на берегу, другая в лодке. И не плыть нельзя, и плыть вроде как страшновато...»
Эта сложная психологическая ситуация определяла необычное поведение героев Шукшина, которых он называл «странными людьми», «непутевыми людьми». В сознании читателей и критиков прижилось название «чудик» (по одноименному рассказу, 1967). Именно «чудики» являются главными героями рассказов, объединенных Шукшиным в один из лучших его сборников «Характеры». Каждый из героев назван по имени и фамилии – автор словно подчеркивает их абсолютную жизненную достоверность. «Чудики» – Коля Скалкин, выплеснувший чернила на костюм начальника («Ноль–ноль целых»), Спиридон Расторгуев, пытающийся добиться любви чужой жены («Сураз») и др. – не вызывают авторского осуждения. В неумении выразить себя, во внешне смешном бунте простого человека Шукшин видел духовное содержание, искаженное бессмысленной действительностью и отсутствием культуры, отчаяние людей, не умеющих противостоять житейской злобе, агрессивности. Именно таким предстает герой рассказа «Обида» Сашка Ермолаев. При этом Шукшин не идеализировал своих персонажей. В рассказе «Срезал» он показал деревенского демагога Глеба Капустина, получающего удовольствие от того, что ему удается глупым высказыванием «щелкнуть по носу» умных односельчан.
Герои В.Шукшина ждут от жизни чего–то особенного, запредельного, им «скучно на один желудок работать»,как заявляет герой рассказа «В профиль и анфас», молодой парень Иван. Старик–крестьянин советует ему: «Женись, маяться перестанешь. Не до того будет». Иван отвечает: «Нет, тоже не то. Я должен сгорать от любви. А где тут сгоришь! Не понимаю: то ли я один такой дурак, то ли все так, но помалкивают». С неудовлетворенным желанием дать выход каким–то возвышенным порывам души живет и Спирька Расторгуев в уже упоминавшемся рассказе «Сураз» (внебрачный ребенок). В Спирьке то и дело, как и в Иване, вспыхивает желание удивить мир каким–то благородством, он тоже хочет «сгорать от любви».
Василий Макарович Шукшин может быть, самый русский из всех современных наших авторов. Книги его, по собственным словам писателя, стали «историей души» русского человека. Шукшин раскрывает и исследует в своих героях присущие русскому народу качества: честность, доброта, совестливость. Самобытность писателя заключается в его особой манере мышления и восприятия мира.
Основной жанр, в котором работал Шукшин, – короткий рассказ, представляющий собой или небольшую психологическую точную сценку, построенную на выразительном диалоге, или несколько эпизодов из жизни героя. Но, собранные вместе, его рассказы соединяются в умный и правдивый, порой смешной, но чаще глубоко драматичный роман о русском мужике, о России, русском национальном характере. Вступая в постоянную перекличку, рассказы Шукшина раскрываются по–настоящему лишь в сопряжении и сопоставлении друг с другом.
Шукшин в способности чистого человеческого сердца к добру видел самое дорогое богатство. «Если мы чем-нибудь сильны и по–настоящему умны, так это в добром поступке», – говорил он.
С этим жил, в это верил Василий Макарович Шукшин

Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвёл в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту. Мы из всех исторических катастроф вынесли и сохранили в чистоте великий русский язык, он передан нам нашими дедами и отцами – стоит ли отдавать его за трескучий, так называемый «городской язык», коим владеют всё те же ловкие люди, что и жить как будто умеют, и насквозь фальшивы? Уверуй, что всё было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наши страдания – не отдавай всего этого за понюх табаку… Мы умели жить. Помни это. Будь человеком. (В.Шукшин)

Б.И.Бурсов: [Шукшин] старомоден, как старомодны нравственные категории вроде стыда, совести и т.д. И герой Шукшина старомоден. Шукшин возвращает нас к истокам.

Введение

1. Вечные вопросы о судьбах России

2. Есть ли в «Деревне» ответы на вечные вопросы?

3. Исследование психологии славянина на примере героев «Деревни»

Заключение

Библиография


Введение

Иван Алексеевич Бунин - замечательный русский писатель, человек большой и сложной судьбы. По силе изображения, отточенности языка, простоте и стройности архитектуры произведений Бунин стоит в ряду выдающихся русских писателей. Его творчество, если не брать во внимание ранние подражательные стихи (а он, кстати, был талантливым поэтом), отмечено печатью оригинальности и полной самостоятельности, хотя опиралось, разумеется, на богатые традиции русской литературы. Наибольшую известность Бунину принесли его реалистические повести и рассказы, такие как «Деревня», «Весёлый двор», «Ночной разговор», «Суходол» и другие, которые сам он относил к числу произведений, резко рисовавших русскую душу, ее своеобразные сплетения, ее светлые и темные, но почти всегда трагические основы. Повесть «Деревня», напечатанная в 1910 году, вызвала большие споры и явилась началом огромной популярности Бунина. Это произведение, как и творчество писателя в целом, утверждало реалистические традиции русской классической литературы. В повести захватывает богатство наблюдений и красок, сила и красота языка, гармоничность рисунка, искренность тона и правдивость. А.М. Горький высоко ценил реалистическое творчество Бунина, о повести «Деревня» писал: «Я знаю, что когда пройдет ошеломленность и растерянность… тогда серьезные люди скажут: «Помимо первой художественной ценности своей «Деревня» Бунина была толчком, который заставил разбитое и расшатанное русское общество серьезно задуматься уже не о мужике, не о народе, а над строгим вопросом - быть или не быть России». Самому Бунину он писал в декабре 1910 года: «… Так глубоко, так исторически деревню никто не брал… Я не вижу, с чем можно сравнить вашу вещь, тронут ею - очень сильно. Дорог мне этот скромно скрытый, заглушенный стон о родной земле, дорога благородная скорбь, мучительный страх за нее - и все это – ново».


1. Вечные вопросы о судьбах России

С незапамятных времён людям было свойственно размышлять над вопросами, ответами на которые не могли стать какие – то общеизвестные фразы и догмы. Не случайно подобного рода вопросы стали называть философскими или вечными. Разумеется, что культурное наследие не могло пройти мимо столь значимой части общественной и духовной жизни народа, поэтому творцы в меру своих возможностей активно предлагали возможные ответы, зашифрованные в их произведениях. Литература, разумеется, не осталась в стороне от этого нелёгкого, но вместе с тем интереснейшего занятия. Начиная с древней литературы, вплоть до наших дней тянется спор о судьбе человека и народа, о смысле существования, о вере, Боге.… Кажется, нет конца этим размышлениям.

В начале XX века Россия стояла на распутье. Год от года ситуация накалялась. Вечные вопросы своей актуальностью привлекали внимание ведущих умов просвещения. Иван Алексеевич Бунин сам задавался ими, и его творчество – прямое тому доказательство. Жизнь человеческого общества подвержена изменениям, потрясениям и катаклизмам. Это мир, по Бунину, дисгармоничен и неустойчив. В 1910 году вышло большое обобщающее полотно – повесть Бунина «Деревня», в которой к философским, этическим, эстетическим проблемам присоединяются и вопросы злободневно-социальные, которые раскрываются на материале российской действительности XX века.Это произведение – вершина дореволюционного творчества Бунина. Этой повестью, произведшей настоящую бурю в литературном мире, писатель нажил себе врагов, которые не уставали повторять, что он - холодный и злобный писатель, оклеветавший крестьянскую Россию и не желающий увидеть в ней ничего светлого, положительного. Между тем «Деревня» создавалась Буниным с такой страстью и муками, с какими он вряд ли что-нибудь писал. Он с детства хорошо знал деревенскую жизнь, у него были друзья, сначала среди ребятишек, а потом из деревенской молодёжи, с которыми он коротал много времени, бывая запросто в их избах, знал до тонкости крестьянский язык. «В деревне прошла моя жизнь, следовательно, я имею возможность видеть экспресса», говорил Бунин со знанием, считая его первостепенным долгом каждого мыслящего человека, тем более писателя.

Несмотря на то, что местом действия повести выбрана Дурновка и уездный город, сфера охвата жизни в ней гораздо шире и масштабнее. «Деревня» наполнена слухами, спорами, разговорами в поездах, на базарах, на сходках, на постоялых дворах. В ней много действующих лиц, которые создают впечатление бурлящей многоголосой толпы. Герои повести пытаются разобраться в окружающем, найти какую-то точку опоры, которая поможет им удержаться в этом могучем потоке, выжить не только физически, но и духовно.

В центре повествования Тихон и Кузьма, два родных брата, придерживающиеся разных жизненных позиций. Тихон твердо уверился в том, что самым прочным и надежным на свете являются деньги, которые дают и достаток, и благополучие, и уверенность в завтрашнем дне. Наделённый твердым характером, сильной волей, мужицкой смекалкой и трудолюбием, этот потомок крепостного становится хозяином дурновского имения. Ради достижения цели Тихон всю свою жизнь подчинил погоне за богатством. На этом пути ему приходится идти на сделки с совестью, быть жестким по отношению к своим односельчанам. Женитьба из-за выгоды не приносит Тихону семейного счастья, ибо он лишён даже радости отцовства. У него нет наследников, которым он смог бы передать накопленное за всю жизнь богатство. Личная драма героя усугубляется общественным разладом, когда рушатся казавшиеся незыблемыми основы. Тихон Красов до глубины души поражен, что в плодородном черноземном крае может быть голод, разорение и нищета. «Хозяина бы сюда, хозяина!» - думает он. Его брат Кузьма винит в этом правительственных «пустоболтов», которые «затоптали, забили народ».

Кузьме Красову свойственно другое понимание жизни. Этот герой представлен читателю правдоискателем, народным поэтом, который пытается понять и осмыслить трагедию своего народа, его беду и вину. Осуждая злодеяния правящих кругов, Кузьма мучительно воспринимает нищету, отсталость, темноту крестьянства, его неумение разумно организовать свою жизнь. Тихон и Кузьма Красовы – незаурядные и сильные натуры, упорно ищущие смысл и цель жизни. А вот находят ли они его – это другой вопрос… Раздумья самого автора о беспросветной жизни в деревне преследуют нас на протяжении всей повести. Например, они явно ощущаются в диалоге Тихона Красова с братом Кузьмой. Тихон говорит: «Посиди - ка в деревне, похлебай-ка серых щей, поноси худых лаптей!» «Лаптей! - где-то отзывается Кузьма – Вторую тысячу лет, брат, таскает их, будь они трижды прокляты! А кто виноват?» Перед читателем встаёт действительно серьёзный по размаху вопрос, ответом на который не может стать утверждение, основанное на собственном житейском опыте, но на обобщающем опыте поколений предшественников.

«Беспощадная правда» бунинской повести была основана на глубоком знании ее автором «мужицкого царства». В ней Бунин показывает жизнь крестьянства накануне первой русской революции, события которой полностью разрушают привычный ход жизни в деревне. Мы видим какие-то мужицкие сходки, горящие помещичьи усадьбы, разгул бедноты… Герои повести пытаются разобраться в окружающем, найти для себя точку опоры. Но неспокойные события начала века обостряют не только социальные проблемы деревни, но и разрушают нормальные человеческие отношения, заводят героев «Деревни» в тупик.

2. Есть ли в «Деревне» ответы на вечные вопросы?

Предпримем попытку найти ответы на интересующие нас вечные вопросы о судьбах России в исследуемом произведении И.А.Бунина «Деревня». Логике подчиняясь, обратимся к тексту и найдём в нём рассуждения о России главных, а порой и второстепенных персонажей. Одним из ярчайших диалогов является разговор между Кузьмой и Балашкиным.

«И опять схватил цигарку и стал глухо реветь:

Боже милостливый! Пушкина убили, Лермонтова убили, Писарева утопили, Рылеева удавили… Достоевского к расстрелу таскали, Гоголя с ума свели… А Шевченко? А Полежаев! Скажешь, - правительство виновато? Да ведь по холопу и барин, по Сеньке и шапка. Ох, да есть ли еще такая сторона в мире, такой народ, будь он трижды проклят?

Тревожно теребя пуговицы длиннополого сюртука, то застегиваясь, то расстегиваясь, хмурясь и ухмыляясь, смущенный Кузьма сказал в ответ:

Такой народ! Величайший народ, а не «такой», позвольте вам заметить.

Не смей призы раздавать! - опять крикнул Балашкин.

Нет-с, посмею! Ведь писатели-то эти - дети этого самого народа!

А почему же не Ерошка, почему не Лукашка? Я, брат, ежели литературу-то захочу тряхнуть, всем богам по сапогам найду! Почему Каратаев, а не Разуваев, с Колупаевым, не мироед-паук, не поп - лиходимец, не дьяк продажный, не Салтычиха какая-нибудь, не Карамазов с Обломовым, не Хлестаков с Ноздревым али, чтобы не далеко ходить, не твой негодяй-братец?

Платон Каратаев....

Вши съели твоего Каратаева! Не вижу тут идеала!

А русские мученики, подвижники, угодники, Христа ради юродивые, раскольники?

Что-о? А Колизеи, хрестовые походы, войны леригиозные, секты несметные? Лютер, наконец того? Нет, шалишь! Мне - то, сразу клык не сломишь!»

Приёмом вкладывать в уста второстепенных персонажей глубокие, важные для идейного содержания произведения мысли – не новаторство Бунина. Но он, безусловно, умело и талантливо использует эту находку, вложив в голову Балашкина мысли, наверняка присущие и самому автору. Убедительно, мощно звучат доводы Балашкина. Но не менее жизненна и позиция Кузьмы Красова в своих рассуждениях о России и народе: «И Кузьма вспомнил отца, детство… «Русь, Русь! Куда мчишься ты?» - пришло ему в голову восклицание Гоголя. – «Русь, Русь!..» Ах, пустоболты, пропасти на вас нету! Вот это будет почище – «депутат хотел реку отравить»… Да, но с кого и взыскивать-то? Несчастный народ, прежде всего - несчастный!.. И на маленькие зеленые глаза Кузьмы навернулись слезы - внезапно, как это стало часто случаться с ним последнее время». Или ещё одна цитата Кузьмы: «Странник - народ, а скопец и учитель - не народ? Рабство отменили всего сорок пять лет назад, - что ж и взыскивать с этого народа? Да, но кто виноват в этом? Сам же народ!» Для Кузьмы с его ищущей душой вообще свойственны раздумья о чём – то высоком и вечном. В течение повести мы видим героя в общении с разными людьми, представителями различных поколений и взглядов. Со временем и его взгляды трансформируются в зависимости от приобретённого опыта. Если в предыдущих цитатах Кузьма на распутье, не видит дальнейшего пути развития своей страны, не находит ответов о судьбах народа, то после смерти Акима взгляд Кузьмы становится более определённым. Приведу диалог Тихона Ильича с Кузьмой: «Кузьма вскочил с места.

Господь, господь! - воскликнул он фальцетом, - Какой там господь у нас! Какой господь может быть у Дениски, у Акимки, у Меньшова, у Серого, у тебя, у меня?

Постой, - строго спросил Тихон Ильич. - У какого такого Акимки?

Я вон околевал лежал, - продолжал Кузьма, не слушая, - много я о нем думал-то? Одно думал: ничего о нем не знаю и думать не умею! - крикнул

Кузьма. - Не научен!

И, оглядываясь бегающими страдальческими глазами, застегиваясь и расстегиваясь, прошел по комнате и остановился перед самым лицом Тихона Ильича.

Запомни, брат, - сказал он, и скулы его покраснели. - Запомни: наша с тобой песня спета. И никакие свечи нас с тобой не спасут. Слышишь? Мы - дурновцы!

И, не находя слов от волнения, смолк. Но Тихон Ильич уже опять думал что-то свое и внезапно согласился.

Верно. Ни к черту не годный народ! Ты подумай только...»

Из всех приведённых выше высказываний мы не можем вывести ответы на поставленные в начале работы вопросы о судьбах России и русского народа. Случайность ли это? Закономерность ли? Даёт ли Бунин ответы и знает ли он их сам? Быть может, в повести «Деревня» Иван Алексеевич попытался разобраться в своей голове, привести в порядок мысли и глубже окунуться в рассуждения о деревне, России, русском народе. Вряд ли Бунин сумел однозначно ответить на все интересующие его вопросы. «Деревня» оставляет нам поле для размышлений, опровергая меж тем утверждение «Народ всегда прав».

3. Исследование психологии славянина на примере героев «Деревни»

Исследование психологичности славян - далеко не простая тема, которой посвящено немало трудов, томов и изданий. Обратясь к Бунину, к его «Деревне», можно сделать некоторые выводы, опираясь на характеры и поступки главных героев повести – братьев Тихона и Кузьмы Красовых, ведь именно они представлены читателю в развитии, в динамике… Оба эти героя ищут выход, ищут смысл жизни, наблюдают за происходящим, но признают жизнь и народ русский пропащими. Вполне обоснованно, ведь то, что происходит на глазах Кузьмы, поистине не укладывается в представление о широкой русской душе, о высоком предназначении русского народа, о котором так громогласно заявляли славянофилы.

Вот, например, лежит при смерти старик. Еще он жив, а уже в сенцах стоит гроб сосновый, уже невестка разваливает тесто для пирогов. И вдруг старик выздоровел. Куда было девать гроб? Чем оправдать траты? Лукьяна лет пять проклинали потом за них, сжили попреками со свету, изморили голодом, стравили вшами и грязью. Или еще извольте: в ночь под рождество, в лютую метель, мужики из Колодзей удавили в Курасовском лесу караульщика, с тем, чтобы разделить для каких-то колдовских целей веревку, снятую с мертвого.

Но что особенно поражало главного героя повести Кузьму, так это то, что деревня сама не верила тому, что делала. Вот удавили человека из-за веревки, - но верили ли они в эту веревку? Ой, слабо! Это нелепое и страшное дело совершено было с беспощадной жестокостью, но без веры, без твердости… «Да у них и ни во что нет веры. - Все выродилось...» - прибавляет он грустно. Рисуя картину деревни именно этими красками, Бунин ясно даёт понять, что не видит в России ту силу, которая может объединить славянские народы под единой верой православия, не разделяет мнения славянолюбов. Его жизненный путь – сам тому доказательство. Ведь из эмиграции (Франция) он ещё отчётливее увидел происходящее на Родине, изложив свои мысли в манифесте о задачах Русского Зарубежья «Миссия Русской эмиграции». Это всё даёт нам полное право назвать Бунина противником славянофильского отношения к крестьянам.

Безотрадна картина жизни деревни, которую рисует Бунин, безотрадна психика мужика, даже в моменты наивысшего подъема общественной борьбы, безотрадны и перспективы будущего среди этих мертвых полей, перекрытых свинцовыми тучами. Идиотизм деревенской жизни тесно связан с самим укладом деревенской жизни, с деревенским трудом, с тесным кругозором, с изолированностью и замкнутостью интересов и быта деревни.

Сам Бунин так говорил корреспонденту одной из одесских газет: «По поводу моей последней повести «Деревня» было очень много толков и кривотолков. Большинство критиков совершенно не поняли моей точки зрения. Меня обвиняли в том, что я будто озлоблен на русский народ, упрекали меня за мое дворянское отношение к народу и т.д. И все это за то, что я смотрю на положение русского народа довольно безрадостно. Но что же делать, если современная русская деревня не дает повода к оптимизму, а, наоборот, ввергает в безнадежный пессимизм...»


Заключение

иван бунин деревня повесть

В повести «Деревня» (Бунин называл её также и романом) автор нарушил традицию «розового» народолюбия, показал новый тип народной, крестьянской, «земляной» личности. Бунинская деревня по своей духовной и жизненной силе не только плодоносила, но и обречена на самораспад – экономический и религиозный. Автор показал правдивые картины упадка, обнищания и одновременно обострения социальных конфликтов в дореволюционной деревне.

Символичны описания природы: зима, вьюга соседствуют с мрачным эпизодом нежеланной и непонятной для многих свадьбой. Хаос, отсутствие гармонии – всё это проявляется не только в межличностных отношениях в деревне, но и в самой природе, которая как бы вторит всему происходящему.

И, конечно же, нельзя рассматривать повесть «Деревня» как описание какого – то определённого места в России, где могли произойти описанные события. В авторском тексте есть удивительные по точности слова, которые и передают читателю смысл и масштаб произведения: «…Россия? Да она вся - деревня…» Вот так мощно, правдиво и чётко Бунин дал свою оценку России и времени, в котором он жил. Произведение не имеет острого, туго закрученного сюжета, но зато, по выражению Твардовского, обладает большой «густотой и плотностью жизненного материала» времен первой русской революции, а образы крестьян наделены чертами такой индивидуальности, что забываешь, что это не реальные люди, а плод авторской фантазии. Повесть «Деревня» - одно из значительнейших произведений начала XX века, а И.А. Бунин – один из ярчайших представителей писательской плеяды конца XIX– XX начала века.


Библиография

1. Бунин И.А. Антоновские яблоки (повести и рассказы) – Советская Россия, М.: 1990

2. Казак В. Лексикон русской литературы XX века = LexikonderrussischenLiteraturab 1917. - М.: РИК «Культура», 1996.

3. Мраморнов О. О книге Ю. Мальцева «Бунин» Новый мир, №9, 1995

4. Ничипоров И. И.А. Бунин. Очерк творчества Rustrana.Ru, 19.07.2007

5. Смирнова Л. И.А. Бунин «Русская литература конца XIX - начала ХХ века», М.: Просвещение, 1993

6. Саакянц А. О Бунине и его прозе. Предисловие к сборнику рассказов М.: Правда, 1983

Тема деревни в современной литературе

ученика 11 класса «М»

средней школы № 274

Ромащенко Владимира

1. Биография Александра Исаевича Солженицына

а) юность

б) каторга

в) жизнь в селе Мильцево

2. Солженицын-портретист

3. Матренин двор

а) окружающий мир Матрены

б) судьба героини

в) отношение к ней окружающих

4. Облик русской деревни

5. Гибель Матрены

а) обряд прощания

б) личность Фаддея

в) гибель Матрены – обрыв нравственных связей

6. Идейная нагрузка первоначального названия произведения

7. Влияние Солженицына на литературу

Александр Исаевич Солженицын родился в 1918 году в Кисловодске. В 1924

году вместе с матерью Таисией Захаровной (отец погиб за полгода до

рождения сына) переехал в Ростов.

Солженицын учился на физико-математическом факультете Ростовского

университета. Блестяще одаренный юноша одним из первых получил учрежденную

в 1940 году Сталинскую стипендию. Перейдя на четвертый курс, Солженицын

параллельно поступил на заочное отделение МИФЛИ (Московский институт

философии, литературы и истории). Кроме того, учился на курсах английского

языка и уже серьезно писал.

В октябре 1941 года он был мобилизован; на фронт он попал в 1942 году и

прошел со своей «звукобатареей» (выявляющей вражескую артиллерию) от

Орла до Восточной Пруссии. Здесь в феврале 1945 года в связи с обнаруженной

цензурой в его, капитана Солженицына, переписке с другом юности Н.

Виткевичем резко критическими, «левыми» оценками личности Сталина, он был

арестован, препровожден в Москву и осужден на восемь лет. Эти годы он

провел вначале в лагере на Калужской заставе, затем четыре года – в НИИ (

«шарашке»), два с половиной года – на общих работах в лагерях Казахстана.

После освобождения из лагеря – вечное поселение в Кок–Терек на юге

Казахстана (оно длилось три года), а затем – переезд в Рязанскую

область и работа учителем математики в школе в одном из сел (этот момент

изображен в рассказе «Матренин двор») и в Рязани.

Знакомство с Солженицыным-писателем надо начинать с его рассказов, где

в предельно сжатой форме, с потрясающей художественной силой автор

размышляет над вечными вопросами. На примере рассказа «Матренин двор»

можно наглядно, отчетливо выявить своеобразие Солженицына как писателя, его

близость и расхождение с другими писателями во взглядах на судьбу русской

В нашем литературоведении принято было вести «деревенскую» линию от

первых произведений В. Овечкина, Ф. Абрамова, В. Тендрякова. Тем

неожиданнее показалась мысль В. Астафьева, знающего эту тему как никто

другой, «изнутри», о том что наша «деревенская проза» вышла из «Матрениного

двора». Несколько позже эта мысль получила развитие и в литературной

критике. «То, что Солженицын принес в литературу, – не узкая правда, не

правда сообщения. …Солженицын не просто сказал

правду, он создал язык, в котором нуждалось время, – и произошла

переориентация всей литературы, воспользовавшейся этим

языком»1.

В. Астафьев назвал «Матренин двор» «вершиной русской новеллистики». Сам

Солженицын однажды заметил, что к жанру рассказа он обращался нечасто, для

«художественного удовольствия»: «В малой форме можно очень много поместить,

и это для художника большое наслаждение – работать над малой формой. Потому

что в малой форме можно оттачивать грани с большим наслаждением для себя».

В рассказе «Матренин двор» все грани отточены с блеском, и встреча с

рассказом становится, в свою очередь, большим наслаждением для читателя.

В основе рассказа обычно – случай, раскрывающий характер главного

героя, именно на образе которого А. Солженицын раскрывает «деревенскую»

Через трагическое событие – гибель Матрены – автор приходит к глубокому

пониманию ее личности. Лишь после смерти «выплыл передо мною образ Матрены,

какой я не понимал ее, даже живя с нею бок о бок»2.

средоточением, пересечением застывших, еще неразвернутых или уже

завершенных «сюжетов» жизни, дорог героя.

В своем произведении писатель не дает подробного, конкретного описания

героини. Лишь одна портретная деталь постоянно подчеркивается автором –

«лучезарная», «добрая», «извиняющаяся» улыбка Матрены. Тем не менее к концу

рассказа читатель представляет облик героини. Уже в самой тональности

красного морозного солнца чуть розовым залилось замороженное окошко сеней,

теперь укороченных, – и грел этот отсвет лицо Матрены». И далее – уже

ладах с совестью своей». Запоминается плавная, певучая, исконно русская

речь Матрены, начинающаяся «каким-то низким теплым мурчанием, как у бабушек

в сказках»3.

Весь окружающий мир Матрены в ее темноватой избе с большой русской печью –

это как бы продолжение ее самой, частичка ее жизни.

–––––––––––––––

1 Латынина А. Солженицын и мы // Новый мир. – 1990. № 1. – с. 243

2 Солженицын А.И. Матренин двор, СПб, 1999, – с. 187

3 ...там же, с. 153

Все здесь органично и естественно: и шуршащие за перегородкой тараканы,

шорох которых напоминал «далекий шум

океана», и колченогая, подобранная из жалости Матреной кошка, и мыши,

которые в трагическую ночь гибели Матрены так метались за обоями, как будто

сама Матрена «невидимо металась и прощалась тут, с избой своей»1.

сразу. По крупицам, обращаясь к разбросанным по всему рассказу авторским

отступлениям и комментариям, к скупым признаниям самой Матрены, собирается

полный рассказ о нелегком жизненном пути героини. Много горя и

несправедливости пришлось ей хлебнуть на своем веку: разбитая любовь,

смерть шестерых детей, потеря мужа на войне, адский, не всякому мужику

посильный труд в деревне, тяжелая немочь–болезнь, горькая обида на колхоз,

который выжал из нее все силы, а затем списал за ненадобностью, оставив без

пенсии и поддержки. В судьбе одной Матрены сконцентрирована трагедия

деревенской русской женщины – наиболее выразительная, вопиющая.

Но – удивительное дело! – не обозлилась на этот мир Матрена, сохранила

доброе расположение духа, чувства радости и жалости к другим, по-прежнему

лучезарная улыбка просветляет ее лицо. Одна из главных авторских оценок –

«у нее было верное средство вернуть себе доброе расположение духа –

работа». За четверть века в колхозе наломала спину себе она изрядно:

копала, сажала, таскала огромные мешки и бревна, была из тех, кто, по

Некрасову, «коня на скаку остановит». И все это «не за деньги – за палочки.

За палочки трудодней в замусоленной книжке учетчика». Тем не менее пенсии

ей не полагалось, потому что, как пишет с горькой иронией Солженицын,

работала она не на заводе – в колхозе… И на старости лет не знала Матрена

отдыха: то хваталась за лопату, то уходила с мешками за болото накосить

травы для своей грязно-белой козы, то отправлялась с другими бабами

воровать тайком от колхоза торф для зимней растопки. Сам председатель

колхоза, недавно присланный из города, тоже запасся. «А зимы не ожидалось»,

– на той же ироничной ноте заканчивает писатель.

«Сердилась Матрена на кого-то невидимого», но зла на колхоз не держала.

Более того – по первому же указу шла помогать колхозу, не получая, как и

прежде, ничего за работу. Да и любой дальней

–––––––––––––––

1 Солженицын А.И. Матренин двор, СПб, 1999, – с. 180

родственнице или соседке не отказывала в помощи, «без тени зависти»

рассказывала потом постояльцу о богатом соседском урожае картошки. Никогда

не была ей работа в тяжесть, «ни труда, ни добра своего не жалела Матрена

никогда». И бессовестно пользовались все окружающие матрениным

бескорыстием.

Какой предстает Матрена в системе других образов рассказа, каково

отношение к ней окружающих? Сестры, золовка, приемная дочь Кира,

единственная в деревне подруга, Фаддей – вот те, кто был наиболее близок к

Матрене, кто должен был понять и по достоинству оценить этого человека. И

что же? Жила она бедно, убого, одиноко – «потерянная старуха», измотанная

трудом и болезнью. Родные почти не появлялись в ее доме, опасаясь, по-

видимому, что Матрена будет просить у них помощи. Все хором осуждали

Матрену, что смешная она и глупая, на других бесплатно работающая, вечно в

мужичьи дела лезущая (ведь и под поезд попала, потому что хотела подсобить

мужикам, протащить с ними сани через переезд). Правда, после смерти

Матрены тут же слетелись сестры, «захватили избу, козу и печь, заперли

сундук ее на замок, из подкладки пальто выпотрошили двести похоронных

рублей»1. Да и полувековая подруга – «единственная, кто искренне любил

Матрену в этой деревне»2,– в слезах прибежавшая с трагическим известием,

тем не менее, уходя, не забыла забрать с собой вязаную кофточку Матрены,

чтоб сестрам она не досталась. Золовка, признававшая за Матреной простоту и

сердечность, говорила об этом «с презрительным сожалением». Нещадно

пользовались все Матрениной добротой и простодушием – и дружно осуждали ее

Неуютно и холодно Матрене в своем государстве. Она одинока внутри

большого общества и, что самое страшное, – внутри малого – своей деревни,

родных, друзей. Значит, неладно то общество, система которого подавляет

Продолжим эту мысль. Можно сказать о том, что Матрена близка герою

другого рассказа Солженицына – «Один день Ивана Денисовича». Оба они –

личности соборные, то есть несущие в себе народные начала, подсознательно

чувствующие личностную ответственность перед народом. «Знают они о том или

даже не подозревают, осознанно они поступают или подсознательно, но они

отвечают на вызов нечеловеческой системы власти. Система подавила их за

чертой милосердия, обрекла на уничтожение. Уже не

–––––––––––––––

1 Солженицын А.И. Матренин двор, СПб, 1999, – с. 181

2 ...там же, с. 179

конкретно Ивана Денисовича лишь или одну Матрену, а весь народ… Они готовы

идти претерпевать неимоверно многое, в том

числе и личные унижения – не унижаясь душой при этом»1

Таким образом, мерой всех вещей у Солженицына выступает все-таки не

социальное, а духовное. «Не результат важен… а дух! Не что сделано – а как.

Не что достигнуто – а какой ценой», – не устает повторять он, и это ставит

писателя в оппозицию не столько к той или иной политической системе,

сколько к ложным нравственным основаниям общества»2

Вот об этом – о ложных нравственных основаниях общества – бьет он

тревогу и в рассказе «Матренин двор».

Судьба забросила героя-рассказчика на станцию со странным для русских

мест названием – Торфопродукт. Уже в самом названии произошло дикое

нарушение, искажение исконных русских традиций. Здесь «стояли прежде и

перестояли революцию дремучие, непрохожие леса». Но потом их вырубили,

свели под корень, на нем председатель соседнего колхоза свой колхоз

возвысил, а себе получил Героя Социалистического Труда.

Из отдельных деталей складывается целостный облик русской деревни.

Постепенно произошла здесь подмена интересов живого, конкретного человека

интересами государственными, казенными. Уже не пекли хлеба, не торговали

ничем съестным – стол стал скуден и беден. Колхозники «до самых белых мух

все в колхоз, все в колхоз», а сено для своих коров приходилось набирать

уже из-под снега. Новый председатель начал с того, что обрезал всем

инвалидам огороды, и огромные площади земли пустовали за заборами. Долгие

годы жила Матрена без рубля, а когда надоумили ее добиваться пенсии, она

уже и рада не была: гоняли ее с бумагами по канцеляриям несколько месяцев –

«то за точкой, то за запятой». А более опытные в жизни соседки подвели итог

ее пенсионным мытарствам: «Государство – оно минутное. Сегодня, вишь дало,

а завтра отымет»3.

Все это привело к тому, что произошло искажение, смещение самого

главного в жизни – нравственных устоев и понятий. Как получилось, горько

называет язык имущество наше.

–––––––––––––––

1 Бондаренко В. Стержневая словесность // Наш современник.– 1989. – №

2 Латынина А. Солженицын и мы // Новый мир.– 1990.– № 1.– с. 249.

3 Солженицын А.И. Матренин двор, СПб, 1999, – с. 162

И его-то терять считается перед людьми постыдно и глупо»1. Жадность,

зависть друг к другу и озлобленность движут людьми. Когда

разбирали Матренину горницу, «все работали, как безумные, в том

ожесточении, какое бывает у людей, когда пахнет большими деньгами или ждут

большого угощения. Кричали друг на друга, спорили»2.

«И шли года, как плыла вода…» Вот и не стало Матрены. «Убит родной

человек»3,– не скрывает своего горя герой-рассказчик. Значительное место в

рассказе писатель отводит сцене похорон Матрены. И это не случайно. В доме

Матрены в последний раз собрались все родные и знакомые, в чьем окружении

прожила она свою жизнь. И казалось, что уходит Матрена из жизни, так никем

и не понятая, никем по-человечески не оплаканная. Даже из народных обрядов

прощания с человеком ушло настоящее чувство, человеческое начало. Плач

превратился в своего рода политику, обрядные нормы неприятно поражают своей

«холодно-продуманной» упорядоченностью. На поминальном ужине много пили,

громко говорили, «совсем уже не о Матрене». По обычаю пропели «Вечную

память уже не вкладывал чувства»4.

Несомненно, самая страшная фигура в рассказе – Фаддей, этот «ненасытный

старик», потерявший элементарную человеческую жалость, обуреваемый

единственной жаждой наживы. Даже на горницу «легло проклятие с тех пор, как

руки Фаддея ухватились ее ломать»5.

Такое ли уж страшное зло этот Фаддей, пересчитывающий каждое бревнышко,

свозящий остатки горницы с переезда чуть ли не в день похорон? В XIX веке

он, вероятно, сошел бы за тургеневского Хоря из «Хоря и Калиныча» или

хозяина притынного кабака в «Певцах»… При Столыпине он стал бы

цивилизованным фермером. В Тальнове, пережившем и вакханалию

коллективизации, и поборы послевоенных лет, этот тип скопидома, крепкого

хозяина, конечно, «озверел», обрел черты весьма жутковатого хищника. Что

ему стоило уговорить бессребреницу Матрену, которая каждую весну впрягалась

с бабами в плуг, чтобы вспахать огороды, и никаких денег не брала! Но

особого злодейства в его жадности, примет

–––––––––––––––

2 ...там же, с. 173

3 ...там же, с. 179

4 ...там же, с. 186

5 ...там же, с. 183

«антихриста» в нем все же нет…

Вероятно, Фаддей в юности был совершенно другой – не случайно же

его любила Матрена. И в том, что к старости он изменился неузнаваемо, есть

некая доля вины и самой Матрены. И она это чувствовала, многое ему прощала.

Вовсе не дожидалась она Фаддея с фронта, похоронила в мыслях прежде времени

– и обозлился Фаддей на весь мир, сгоняя всю свою обиду и злость на жене,

был он мрачен одной тяжкой думой – спасти горницу от огня и от Матрениных

Но для многих читателей более страшным показалось другое: «Перебрав

А вот Матрена – такая – была совершенно одна.

И возникает вопрос:

– Есть ли в гибели Матрены некая закономерность, или это стечение

случайных обстоятельств, достоверное воспроизведение автором реального

факта? (Известно, что у Матрены Солженицына был прототип – Матрена

Васильевна Захарова, жизнь и смерть которой легли в основу рассказа.)

Большинство мнений сходится в одном: смерть Матрены неизбежна и

закономерна. Смерть героини – это некий рубеж, это обрыв еще державшихся

при Матрене нравственных связей. Возможно, это начало распада, гибели

нравственных устоев, которые крепила своей жизнью Матрена.

В связи с этим выводом следует признать, что взгляд Солженицына на

деревню тех лет (рассказ написан в 1959 году) отличается суровой и

жестокой правдой. Если учесть, что 50–60-е годы «деревенская проза» в целом

еще видела в деревне хранительницу духовных и нравственных ценностей

народной жизни, то отличие солженицынской поэзии очевидно.

праведника» – несло в себе основную идейную нагрузку. А. Твардовский

предложил ради публикации более нейтральное название – «Матренин двор». В

этом названии есть глубокий смысл. Если оттолкнуться от широких понятий

«колхозный двор», «крестьянский двор», то в этом же ряду будет и «Матренин

двор» как символ особого устройства жизни, особого мира. Матрена,

единственная в деревне, живет в своем мире: она устраивает свою жизнь

трудом, честностью, добротой и терпением, сохранив свою

–––––––––––––––

1 Солженицын А.И. Матренин двор, СПб, 1999, – с. 184

душу и внутреннюю свободу. По-народному мудрая, рассудительная, умеющая

ценить доброту и красоту, улыбчивая и общительная по нраву, Матрена сумела

противостоять злу и насилию, сохранив свой «двор».

Так логически выстраивается ассоциативная цепочка: Матренин двор –

Матренин мир – особый мир праведника. Мир духовности, добра, милосердия, о

котором писали еще Ф. М. Достоевский и Л. Н. Толстой. Но гибнет Матрена – и

рушится этот мир: растаскивают по бревнышку ее дом, с жадностью делят ее

скромные пожитки. И некому защитить Матренин двор, никто даже не

задумывается, что с уходом Матрены уходит из жизни что-то очень ценное и

важное, не поддающееся дележу и примитивной житейской оценке.

«Все мы жили рядом с ней и не поняли, что она тот самый праведник, без

которого, по пословице, не стоит село.

Ни город.

Ни вся земля наша.»1

«То, что Солженицын принес в литературу – не узкая правда, ни правда

сообщения… Солженицын не просто сказал правду, он создал язык, в котором

нуждалось время, – и произошла переориентация всей литературы,

воспользовавшейся этим языком»2. Астафьев считал, что наша деревенская

–––––––––––––––

1 Солженицын А.И. Матренин двор, СПб, 1999, – с. 188

2 Латынина А. Солженицын и мы // Новый мир. – 1990. № 1. – с. 243

Список литературы

> Солженицын А.И. Матренин двор, СПб, «Азбука», 1999

> Бондаренко В. Стержневая словесность - Наш современник, № 12, 1989

> Быкова Н. Г. Александр Исаевич Солженицын - Энциклопедия «Литература.

Справочник школьника», М, «Слово», 1995

> Латынина А. Солженицын и мы - «Новый мир», № 1, М,1990

> Локтионова Н. «Не стоит село без праведника» - «Литература в школе», № 3,

М, «Просвещение», 1994

> Чалмаев В. А. Александр Солженицын. Жизнь и творчество., М,

«Просвещение», 1994