Какие есть фамилии татарские. Татарские фамилии: список

Если рассматривать этническую составляющую народонаселения России, бросается в глаза то, что татары представляют собой очень важную его часть. Среди проживающих на территории страны народов они по многочисленности одни из первых. Этнос сохранил язык, самобытные культурные традиции и уникальность. Сюда же в полной мере можно отнести и татарские фамилии.

Исторический обзор

Происхождение фамилий берёт своё начало в глубокой древности. Обычно, раньше всех они появлялись у представителей знати. Лишь в конце XIX века их начали приобретать различные слои населения повсюду. А пока этого не случилось - определяющую роль играла принадлежность к роду. С детства представители этноса помнили имена родственников по отцу до седьмого поколения.

Основная масса являет собой изменённое имя предка, родоначальника (Айдаров, Ахметов, Багичев, Иелибеев, Рахманов, Сагеев, Сафин и др.). При Советах фамилию стали приобретать сыновья и старшие внуки. Позже она оставалась неизменной для остальных потомков.

Трёхчленная форма включает в себя, помимо фамилии, имя и отчество, которое происходило от отцовского с добавлением «кызы» или «улы» - дочь и сын.

Формирование имён находилось в тесной связи и с родом деятельности носителя . Например, Аракчеев (аракычы - самогонщик), Асманов (усман - костоправ), Кончеев (кюнче - кожевник), Барашин (бараш - уборщик), Карачев (карачи - управляющий); Елчин (елчы - гонец), Толмачев (толмач - переводчик), Макшеев (макши - чиновник), Муханов (муххан - рабочий); Сагеев (сага - виночерпий), Садырев (садыр - певец), Уланов (улан - наездник), Цуриков (чари - солдат) и т. д.

Основанием могли служить и прозвища : Жемайлов (джума - родился в пятницу), Иевлев (ийевле - сутулистый), Исахаров (изагор - сердитый), Карандеев (карынды - толстопузый), Курбатов (карабат - приземистый), Курдюмов (курджун - котомка), Лачинов (лачын - кречет), Мамонов (момун - стыдливый). А также названия местности, животных, небесных тел, насекомых, предметов быта. Корни имён мусульманские, арабские, древнетюркские и тюрко-персидские.

Языковая взаимосвязь

Использование русского в качестве государственного языка оказало существенное влияние на национальные фамилии. Отсюда их подавляющее большинство имеет окончание -ин, -ов, -ев, на манер русских. Краткий обзор списка татарских фамилий по алфавиту (наиболее распространённые):

  • Аипов.
  • Алалыкин.
  • Балашев.
  • Бухтияров.
  • Валеев.
  • Вельяшев.
  • Гиреев.ц
  • Гуиеров.
  • Девлегаров.
  • Дунилов.
  • Елгозин.
  • Енелеев.
  • Закеев.
  • Зюзин.
  • Издемиров.
  • Карагадымов.
  • Лачин.
  • Онучин.
  • Полуектов.
  • Разгильдеев.
  • Сакаев.
  • Тагалдызин.
  • Урусов.
  • Ханкилдеев.
  • Чагин.
  • Шалимов.
  • Юшков.
  • Якубов.

В русском языке национальные имена имеют две формы написания. Первая предполагает отсечение окончания (Бекаев - Бекай, Тагеев - Тагай, Талеев - Талай). Она не является официальной, но достаточно часто употребляется в национальных художественных произведениях и искусстве. А вторая обязывает использование фамильных окончаний (документы и т. п.).

Склонение мужских и женских татарских фамилий подчиняется тем же правилам, что и в русском.

Звучание красивых татарских фамилий особенное. Ясно слышен неизбывный национальный колорит:

Очень сходны с татарскими фамилиями и башкирские. Это неудивительно. Башкиры и татары - родственные народы тюркской группы.

Географические соседи, имеющие общие корни, религию, почти одинаковые языки и культуру. Список башкирских фамилий по алфавиту мало чем отличается от татарского.

Наверное, все слышали поговорку: «Поскреби русского – найдешь татарина!» Русская и татарская культура настолько тесно соприкасались друг с другом, что сегодня мы порой даже не подозреваем о татарском происхождении некоторых русских фамилий.

Как на Руси появились татарские фамилии?

Русские фамилии татарского происхождения появились, конечно, в период татаро-монгольского ига. Потом немало татар служили при дворе Ивана Грозного и других русских царей. Состоялось немало смешанных браков между представителями русской и татарской знати. В результате специалисты по антропонимике насчитывают свыше 500 знатных и родовитых фамилий, имеющих изначально татарское происхождение. Среди них Аксаковы, Алябьевы, Апраксины, Бердяевы, Бунины, Бухарины, Годуновы, Горчаковы, Дашковы, Державины, Ермоловы, Кадышевы, Машковы, Нарышкины, Огаревы, Пешковы, Радищевы, Растопчины, Рязановы, Тимирязевы, Тургеневы, Улановы, Хрущевы, Чаадаевы, Шереметевы, Юсуповы и многие другие.

Примеры происхождения русских фамилий от татар

Взять, например, фамилию Аничковы. Ее родоначальники были выходцами из Орды. Первые упоминания о них относятся к 1495 году. Предки Атласовых носили распространенную татарскую фамилию Атласи. Кожевниковы, по одной из версий, получили эту фамилию вовсе не от профессии кожевника, а по родовой фамилии, включавшей слово «ходжа» (по-татарски «господин»). Новую фамилию представителям этого рода присвоили после того как в 1509 году они поступили на службу к Ивану III.

Карамзины вели свой род от татарского Кара Мурзы (что означает буквально «Черный князь»). Сама фамилия известна уже с XVI века. Сначала ее представители носили фамилию Карамза, а потом превратились в Карамзиных. Самый знаменитый потомок этого рода – писатель, поэт и историк Н.М. Карамзин.

Виды татарских фамилий в России

Большинство татарских фамилий произошли от имени, которое носил кто-то из предков мужского пола в роду. В древности фамилию давали по отцу, но в начале XIX века ту же фамилию носили уже и дети, и внуки. После прихода советской власти эти фамилии были закреплены в официальных документах и уже не менялись.

Многие фамилии давались по профессиям. Так, фамилия Бакшеев произошла от «бакшей» (писарь), Караулов – от «каравыл» (стражник), Бекетов – от «бекет» (так называли воспитателя ханского сына), Тухачевский – от «тухачи» (знаменосец).

Фамилия Суворов, которую мы привыкли считать русской, стала известна в XV веке. Происходит она от профессии наездника (по-татарски – «сувор»). Первым, кто носил эту фамилию, стал служилый человек Горяин Суворов, о котором упоминается в летописях за 1482 год. Впоследствии была придумана легенда о том, что родоначальником семейства Суворовых стал швед по фамилии Суворе, в 1622 году осевший в России.

А вот фамилия Татищев была присвоена великим князем Иваном III племяннику Ивана Шаха – князю Соломерскому, который был кем-то вроде следователя и отличался способностью быстро выявлять воров, которых по-татарски называли «татями».

Но куда чаще в основе татарских фамилий лежали отличительные качества их носителей. Так, предки Базаровых получили это прозвище, так как были рождены в базарные дни. Свояка (мужа сестры жены) по-татарски звали «бажа», отсюда фамилия Бажанов. Уважаемых людей татары звали «велиамин», так родилась русская фамилия Велиаминов, позднее переделанная в Вельяминов.

Гордые люди звались «булгаками», отсюда фамилия Булгаков. Любимых и любящих называли «даудами» или «давудами», позднее это трансформировалось в Давыдовых.

Фамилия Жданов получила большое распространение на Руси в XV-XVII веках. Предположительно она происходит от слова «видждан», которое по-татарски означало одновременно страстных любовников, и религиозных фанатиков.

Особняком стоит фамилия Акчурин. В русском варианте татарские фамилии имеют обычно окончание -ов(-ев) или -ин (-ын). Но отдельные родовые имена, происходящие от имен татарских мурз, оставили без изменения даже в документах: Еникей, Акчурин, Дивей. В фамилии Акчурин «-ин» не является русским окончанием, это часть древнего родового имени. Один из вариантов его произношения «ак-чура» - «белый богатырь». Среди представителей рода Акчуриных, родоначальником которого считается мишарско-мордовский князь Адаш, живший в XV веке, были известные чиновники, дипломаты, военные.

Разумеется, все русские фамилии, имеющие татарские корни, перечислить просто невозможно. Для этого нужно знать этимологию каждой конкретной фамилии.

Круглый стол «БИЗНЕС Online»: татарские мурзы и их роль в становлении национального самосознания

Сегодня остро стоит вопрос формирования новых элит в обществе: что такое новая татарская элита, есть ли она? И как она должна реагировать на вопросы современности, на те вызовы, которые стоят перед татарской нацией, в том числе связанные с проблемой утери татарского языка? На эти и другие вопросы искали ответы в редакции «БИЗНЕС Online» представители древних татарских родов — мурзы из Казани и Уфы.

Участники круглого стола:

Булат Яушев — предводитель собрания татарских мурз РТ;

Алексей фон Эссен — предводитель дворянского собрания РТ;

Рашид Галлям — кандидат исторических наук, бывший научный сотрудник Института истории АН РТ;

Гали Еникеев — независимый историк, адвокат (Уфа);

Наиль Чанышев — член татарского дворянского собрания РБ, офицер запаса (Уфа);

Фархад Гумаров — кандидат исторических наук, руководитель дискуссионного клуба «Большая Евразия»;

Гадель Сафин — руководитель IT-компании.

Модераторы:

Фарит Уразаев — кандидат исторических наук, член собрания татарских мурз РТ;

Руслан Айсин — политолог.

«ЭТО БЫЛА ЭПОХА, КОГДА ПОНЯТИЕ ЭЛИТ БЫЛО ПЕРЕВЕРНУТО С НОГ НА ГОЛОВУ»

Кого сегодня можно считать элитой татарского общества? Ответ на этот вопрос искали представители татарского дворянства — мурзы — за круглым столом «Татарские мурзы и их историческая роль в становлении национального самосознания», такова была тема встречи в редакции «БИЗНЕС Online». «Сегодня остро стоит вопрос формирования новых элит в нашем обществе. Мы в большом российском государстве прожили после революции 100 лет, и это была эпоха, когда понятие элит было перевернуто с ног на голову: все было в обществе перемешано, напутано. И это пагубно сказалось на состоянии всего общества, его общественно-экономическом и политическом развитии», — начал работу круглого стола предводитель собрания татарских мурз Республики Татарстан Булат Яушев .

Булат Яушев: «Мы в большом российском государстве прожили после революции 100 лет, и это была эпоха, когда понятие элит было перевернуто с ног на голову»

При этом представитель старейшего татарского рода добавил, что есть естественная история, понимание того, что такое элиты общества и как они должны правильно формироваться. «Этому понятию есть масса примеров различных стран и народов, даже есть математические теории, которые описывают процесс формирования элит. Эти закономерности исторические невозможно нарушить, они неизбежно дают о себе знать. Сегодня мы хотели бы, чтобы эти правильные научно-обоснованные процессы зародились вновь и привели к тому, чтобы наше общество вернулось к здоровому, естественному развитию», — отметил он.

Рашид Галлям: «Тема мурз — это важнейший пласт истории татарского народа и вместе с тем истории России в целом»

Кандидат исторических наук Рашид Галлям дал краткое описание понятию «мурза». «Тема мурз — это важнейший пласт истории татарского народа и вместе с тем истории России в целом. Термин „мурза“ означает „сын эмира“ — член правящей династии. У татар оно использовалось в нескольких вариантах, в зависимости от диалекта — морза, мирза и мырза», — отметил ученый. Термин этот, по словам Галляма, в Золотую Орду был привнесен из Персии. «Мурза — это крупный феодал, землевладелец, глава рода, орды», — уточнил он и привел имена всем известных мурз: это предводитель Идегей , Юсуф (от Юсуфа мурзы пошел известный российский дворянский род Юсуповых — прим. ред. ) и его родной брат Исмагил — отец царицы Сююмбике . «Позже этот статус был нивелирован. В 1713 году при Петре I во время христианизации татар мурзам было велено принять крещение, если они отказывались, то у них отнимались земли и передавались русским феодалам. В это время многие мурзы были переведены в податное сословие, хотя часть мурз сохранила за собой и титул, и какие-то привилегии. Их включили в дворянское сословие уже во времена Екатерины II. С тех пор часть бывших мурз вошла в дворянское сословие, а часть занялась торговлей. Из числа мурз вышли известные муллы, благотворители, промышленники и так далее. Последующий этап наступает в советскую и современную эпоху, когда титул „мурза“ имеет чисто номинальное значение, некий код престижа, но реальную социальную нагрузку не несет», — напомнил историк. При этом участники круглого стола отметили, что «половина дворянских родов России носили татарские фамилии».

«Приспосабливаясь к гонениям, многие мурзы стали священнослужителями, имамами, муфтиями, поскольку их нельзя было крестить», — особо отметил модератор круглого стола Фарит Уразаев . «И в Российской империи, и в советское время выходцы из этих родов достигали очень серьезных вершин, хотя советская система их жестко преследовала, репрессировала. Но очень многие роды в советское время состоялись и сохранили этот код. Например, из рода Чанышевых вышло более 200 кандидатов и докторов наук. Феноменальное явление! Еще есть село Татарские Каргалы в Башкортостане, из него вышли 250 выдающихся личностей: композиторы, писатели, художники, ученые, военные. Этот феномен до сих пор не изучен»,— добавил Уразаев и передал слово представителю рода Чанышевых Наилю Чанышеву из Уфы.

Бывший военный рассказал об истории своего рода, из которого, как уже отметил Уразаев, вышло более 200 ученых, а также об их вкладе в развитие татарского общества. В частности, Шайхильислам Чанышев принимал активное участие в общественной жизни татар Москвы, при его непосредственном участии Дом Асадуллаева был возвращен татарской общественности, сейчас там располагается Татарский культурный центр Москвы. А подполковник Шагиахмет Рахметуллин сын Чанышев удостоен медали «За взятие Парижа» в войнах 1812–1815 годов. «Чанышевы, как и многие другие, в отличие от рода самой богатой семьи Российской империи Юсуповых, отказались принимать крещение, вследствие чего лишились своих поместий, несли государственные повинности, облагались подушным окладом и утратили прежний статус и титул, после чего переселились в Уфимскую губернию», — рассказал Чанышев.

Гали Еникеев: «История — это часть идеологии, она формирует мировоззрение»

«В РОССИИ УСТАНОВИЛОСЬ РОМАНО-ГЕРМАНСКОЕ ИГО»

В силу того, что в Уфе сохранилась большая часть древних архивов мусульман, в 1993 году Сад мурзой Еникеевым впервые было создано Татарское дворянское собрание РБ. Начиная 1997 года выпускается регулярная газета «Дворянский Вестник» («Морзалар Хабарчесе»). Позднее в Казани в 2006 году было зарегистрировано «Собрание татарских мурз РТ» («Меджлис татарских мурз»).

«Организация начала свою работу с изучения истории старинных семей и родов. Мурзы всегда являлись самым образованным сословием и носителями традиций и передовых знаний. Это наложило свой отпечаток на многие поколения. Пример рода Чанышевых яркий, но не единственный, во многих родах наблюдаем подобные проявления. Изучая историю своих семей, своих родов, мы углубляемся в изучение истории всего татарского народа — находим в архивах различные документы. Хотелось бы, чтобы взгляд современного поколения был направлен глубже в свою историю. Этого в современной жизни очень не хватает. Знание истории своего народа и своих предков формирует национальное самосознание и самоидентификацию личности. Национальное самосознание, в свою очередь, создает мотивацию к сохранению родного языка и культуры. Это направление в нашей деятельности — важнейшее, и мы пытаемся подключить к знанию настоящей истории татар молодое поколение», — отметил предводитель собрания татарских мурз РТ Булат Яушев .


Гали Еникеев
, еще один представитель древнего татарского рода, адвокат по профессии, написал пять книг об истории татар («Корона Ордынской империи», «Чингисхан и татары: мифы и реальность», «Наследие татар» и другие), готовится шестая. «Я прочитал историю СССР, переведенную с русского на татарский язык, полностью в 4-м классе. История — это часть идеологии, она формирует мировоззрение», — объяснил он свой интерес. У меня еще тогда возникло много вопросов по этой истории.

Мурзы и ученые отметили важность изучения объективной истории татарского народа. Так, руководитель дискуссионного клуба «Большая Евразия» в Республике Татарстан, кандидат исторических наук Фархад Гумаров рассказал, каким образом связаны татарские мурзы и евразийство как определенная концепция. «Золотоордынская цивилизация сыграла важную роль в судьбе многих народов на территории Евразии. Однако ее роль в последующем искажалась. Со времен Петра I важные посты в государстве постепенно стали занимать иностранцы из Западной Европы либо их сторонники. Об этом говорил и Ключевский, и Ломоносов. По мнению одного из основателей теории евразийства Трубецкого, в России установилось романо-германское иго. И так со временем стали незаслуженно описывать золотоордынское наследие Московии как времена дикости и разбоя, учитывая, что более половины дворянских фамилий было связано с татарскими мурзами. И именно евразийцы первыми стали задаваться вопросом о том, правдива ли история России, написанная европейцами. И на основе научной базы они пришли к выводу о том, что тюрки-татары выступали на евразийских просторах ведущей государственно-образующей нацией и хранительницей евразийских традиций», — отметил он.

При этом все участники круглого стола сошлись во мнении в том, что представителям некоторых известных татарских родов нужно уйти от масштабов микроистории, когда мурзы изучают только истории своих фамилий и выходить за эти пределы. «История мурз не обобщена, есть отдельные статьи отдельных ученых, есть книги, посвященные отдельным родам, но нет обобщающей работы, до сих пор нет фундаментальной книги», — выразил при этом свою озабоченность Галлям. При этом Уразаев добавил, что сейчас идет процесс мобилизации татарских мурз и ученых с целью провести международную научно-практическую конференцию, посвященную истории татарских мурз и дворян.


«ЕСЛИ КТО-ТО РЕШИТ ЭТУ ЗАДАЧУ, ОН БУДЕТ НАСТОЯЩИМ МУРЗОЙ, ПРЕДСТАВИТЕЛЕМ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭЛИТЫ»

Не обошли стороной участники круглого стола и животрепещущую для всех сегодня тему изучения татарского языка в школах. «Что такое элита сейчас? И как новая татарская элита должна реагировать на вызовы, которые стоят перед татарской нацией, в том числе связанной с проблемой утери татарского языка. Что такое новая татарская элита, есть ли она? Если нет, какой она должна быть и как она должна реагировать на вопросы современности?» — задался вопросом еще один модератор круглого стола, политолог Руслан Айсин . «Тема „татарские мурзы и их историческая роль в становлении национального самосознания“, на мой взгляд, очень важная определяющая тема, потому что, что есть „нация“? Нация — это прежде всего самоопределение себя. Надо понимать, что народная толща, народная масса не является коллективным умом. Нацию делают единицы — как раз представители элиты. Так исторически сложилось, что этими элитами, которые сделали из татар нацию — имперскую нацию, нацию передовую, которая не только захватывала, как тут говорили, евразийские территории, но доходила до Египта, — сделали правители Египта, мамлюки (тюрки кипчаки прим. ред. ). Поэтому надо говорить о том, что мы переходим даже и эти границы, потому что, будучи цивилизацией кочевья, у нас нет горизонта, мы преодолеваем горизонт. Очень важно, что именно мурзы выступали элитой и тем фактором, который выстроил эту пирамиду нациестроительства. Сегодня, сейчас, к сожалению, эта тема уходит, потому что мы не знаем своих корней, своей истории», — отметил он.

«Для меня это была болезненная тема всю жизнь, потому что, если у народа нет языка, он теряет свое лицо как народ. Почему данный вопрос задевает всех, потому что до 17 лет я разговаривал с бабушкой, а дальше у меня не было возможности практиковать и продолжать учить татарский язык. Я считаю, что все силы нужно бросить на повышение материального благосостояния или решить какую-то техническую задачу, но не забывать о поиске новых методов, форм, а они есть, чтобы татарский язык поднять на тот уровень, чтобы человек мог думать и разговаривать на родном языке. Человек, который будет знать два языка — русский и татарский — в совершенстве, откроет для себя в будущем большие возможности в формировании евразийского мировоззрения. Если кто-то решит эту задачу, он будет настоящим мурзой. И если сделать язык второстепенным, то это — тихая ассимиляция, такая же, как и христианизация, — поддержал языковую тему Чанышев и привел в пример род Юсуповых. — Любишь деньги — прими христианство».

«Язык — это не просто лингвистическая конструкция, это стиль мышления. Носители разных языков по-разному формулируют и строят свои мысли. Эта сторона языка является определяющей культурный портрет нации. Язык нужно сохранять, потому что это достояние нашей культуры, потому что это метод и стиль нашего национального мышления. Если мы его потеряем, то потеряем свою уникальность. Что связано с сегодняшней языковой ситуацией: внешние силы пытаются планомерно сделать нас объектом манипулирования, и давление этого манипулирования мы все на себе ощущаем с детства. В данном случае решающее значение имеет искаженное восприятие истории по школьным учебникам. Пример — это история Золотой Орды, история так называемого татаро-монгольского ига. Это, мягко говоря, неправда. „Черная легенда“, как говорил Лев Гумилев. И эта неправда, вложенная в сознание большинства населения со школьной скамьи, является основой межконфессионального и межэтнического конфликта. Мы хотим от него уйти, но никак не можем, сознание нас держит, потому что сформировано с детства. И сейчас одна из важнейших задач для нас всех и мыслящей части нашего общества — все-таки начать изучать настоящую историю. Вернуться к историческим фактам, книгам, написанным серьезными независимыми исследователями. Если мы придем к этому, мы поймем, что между нациями, населяющими РФ, нет конфронтации, мы все здесь веками живем, мы должны дружить и сотрудничать, как сотрудничали исстари. И никаких проблем в принципе не должно быть. Русские должны с уважением относиться к тому, что татары и другие народы знают свой язык и историю, а татары должны с удовлетворением наблюдать, как русская нация развивается, процветает и совершенствуется. Ведь мы живем в стране, которую совместно построили наши предки», — добавил предводитель собрания татарских мурз РТ Яушев.

А модератор круглого стола Уразаев, чтобы обратить более пристальное внимание участников круглого стола, остановился на печальной статистике. Начиная с 90-х годов, после распада советской империи, русский народ в своей основе переживает глубокую депрессию: в один день 25 млн русских остались за пределами своей Родины и не хотят возвращаться обратно; демографические показатели за последние 25 лет фиксируют убыль населения; каждый год исчезают сотни деревень с карты страны, происходит опустошение земель, особенно в центральной России и на Дальнем Востоке; в последние годы в России появилось около 20 млн людей, проживающих за чертой бедности; увеличение пенсионного возраста и отток молодежи с высшим образованием из России (около 30%) в разные страны резко может ухудшить социально-экономическое положение населения.

В тоже время в прибалтийских странах, на Украине и в странах Средней Азии русский язык как средство межнационального общения выводится из школьной программы. Это является стрессовым фактором для русского населения. Однако в самой Российской Федерации в местах компактного проживания татар последние четверть века татарские школы системно закрываются. Остается этно-культурный компонент — это два-три часа татарского языка или литературы в неделю, а во многих областях и этого нет. Эти проблемы после упразднения договора между Республикой Татарстан и Российской Федерацией, пришли и в нашу республику. «Когда открылись первые татарские гимназии, а это было желание родителей, я отдал своих детей в татарские детские сады и школы. У меня проблем не было. Когда уже сейчас я отдал своего внука, говорящего на татарском языке, в садик, в течение шести месяцев он потерял родную речь. То есть в Татарстане обучение моих детей и внука на родном языке на современном этапе государством не гарантировано. К большому сожалению, ассимиляция нации начинается не со школьной скамьи, а прямо из садика. Нам нужно не только изучать историю, но и придется заново перестраивать систему национального образования. Эти проблемы конкретно меня, как деда, как родителя, волнуют. Отчизна у нас одна, мы тут жили и будем жить. Я такой же налогоплательщик, но кому-то условия изучения родного языка обеспечены, а кому-то — нет. Мы в свое время хотели быть „советским народом“, но его по определенным причинам не стало. Сейчас говорят: „Мы — российский народ“. Но прежде чем стать российским народом, я, как гражданин этой страны, как представитель татарской нации, должен знать, гарантирует ли государство мои незыблемые права на сохранение татарского языка и культуры на законодательной основе. Нарушение конституционных прав, к большому сожалению, не способствует формированию гражданского общества», — заключил Уразаев.


«СЕЙЧАС У НАС ЭЛИТА ДЕНЕГ, ЭЛИТА КЛАНОВ»

При этом Айсин отметил, что здесь как раз роль мурз очень велика. «И до революции татарам было непросто: нарушали их свободу вероисповедания. Что сделали мурзы? Это ведь люди серьезного великого сознания, потому что они несли ответственность за судьбу нации, и благодаря им мы сейчас имеем и нашу религию ислам, которую они до нас донесли, и язык, и историю, и культурную матрицу. Сейчас их роль как никогда велика. Кто, если не они? Когда мы говорим про народ, мы должны понять, что это понятие достаточно абстрактное, аморфное. Его делают народом определенные люди: конкретные историки, которые пишут книги, конкретные мурзы: Чанышевы, Яушевы и так далее. Они олицетворяют этот народ и ведут его. Если их не будет, то народ просто рассыплется, что мы сейчас и получаем. Есть у нас подлинная элита или нет? Если элиты нет, значит, все сыплется. Все, что мы получаем за последние годы, — это кризис элитной идентичности. Нет, видимо, той прослойки, которая смогла бы, как мурзы в свое время 500 лет, сохранить всю эту богатую традицию. А сейчас, к сожалению, мы все это можем очень быстро потерять», — сказал Айсин.

«Все потомки дворян в советское время попали под тяжкое воздействие государства. Дворяне в тот период не допускались в высшие учебные заведения», — добавил при этом еще один участник круглого стола, предводитель дворянского собрания РТ Алексей фон Эссен . При этом фон Эссен уверен: чтобы вырастить новую элиту, недостаточно обучить человека хорошим манерам. «Традиция, которая передается по роду, заставляет быть человека культурным. Чтобы стать культурным человеком, недостаточно научиться правильно держать ложку с вилкой и улыбаться. Семья в двух-трех поколениях должна жить в достатке и в порядке, чего нет сейчас. Что вы понимаете под советской и постсоветской элитой? Элита та — мурз, дворян — была сообществом людей, которое относилось с уважением к представителям других сословий. Сейчас у нас элита денег, элита кланов. Каждый богач считает себя элитой и создает вокруг себя группировки. Мы идем в 1990-е годы. Это элита? Мы должны определиться с этим вопросом», — подчеркнул он.

«Стал вопрос о том, что является главной ценностной базой нашего общества, не только татарского, а шире, — согласился с ним Айсин. — В дни проведения чемпионата мира по футболу мы видели, что происходила некая ценностная подмена: все кричали „ура, ура“. Когда у нации или народа, который заселяет эти просторы, нет системных ценностей, они подменяются некими идеологическими симулякрами». «Такой ура-патриотизм», — согласились с ним мурзы.

«Элита — это люди, которые внесли некую идеологическую надстройку. Что должно быть главной ценностной ориентацией татар, их традиционной исторической элиты — мурз?» — задался вопросом Айсин. И сам же, по просьбе участников круглого стола, на него ответил. «Что такое татарская элита? Из чего она должна складываться? Из каких вещей она должна формироваться? К сожалению, утеряна определенная нить, связь с историческим прошлым, где были великие предки, часть этого великого неизвестна, часть до нас донесли. Но, к большому сожалению, нынешние наши правители с удовольствием все это дело разбазаривают, наживаются просто экономически. Из чего должна состоять элита сейчас? Это прежде всего те люди, которые готовы жертвовать в пользу общества, готовы вкладывать свой интеллектуальный и экзистенциальный ресурс в развитие нации. Это те люди, которые готовы отдавать, а не брать. Плюс это люди с избытком определенной внутренней пассионарной энергии. Это люди с особой печатью, которые избраны для того, чтобы вести народ вперед. Таких людей много быть не может, но без этой элиты никуда не денешься. Я думаю, что присутствующие здесь тоже представители татарской элиты, потому что, во-первых, они ставят вопрос „почему так произошло?“, и второе — „что делать?“. Если люди ставят такой вопрос, они уже находятся на первой ступени. Второй ступенью является, собственно, действие». «То есть вы их узнаете по их делам», — заметил Уразаев.

Руководитель IT-компании Гадель Сафин отметил, что объединить молодежь под одной идеей сейчас не так-то просто: «Среди молодежи ситуация плачевная, поскольку есть социальная рознь, дифференциация: по национальному, по этническому и, самое главное, по религиозному признаку. Есть целые каналы, которые эту рознь разжигают, есть каналы, которые, наоборот, консолидируют. Я не имею отношения к мурзам, поэтому мне сложно что-то сказать по данной теме». «Каждое время выдвигает своих мурз, интеллектуалов — это запрос времени. Да, есть потомственные мурзы, которые вносят свою лепту, а есть интеллектуалы, они тоже мурзы, которые обладают колоссальным потенциалом и вносят свои знания в развитие социума. В этом отношении ты — молодой мурза, будущее татарской нации; люди интеллектуального труда, которые вносят и будут вносить свою лепту», — возразил ему Уразаев. «Быть мурзой — это большая ответственность за себя, за свою семью, за свой род, за свою нацию, за то отечество, где мы живем», — резюмировал он.

Наследие татар [Что и зачем скрыли от нас из истории Отечества] Еникеев Гали Рашитович

Глава 3 Татарские фамилии (роды) в русском народе

Татарские фамилии (роды) в русском народе

Историки-западники, сочинявшие свою версию истории нашего Отечества, постарались по возможности скрыть тот факт, что в формировании правящего слоя Российского государства и в особенности в основании самой системы единой государственности на значительной части Евразии сыграли огромную роль татарские ханы и мурзы (бии ). Правда, впоследствии, с приходом к власти прозападных царей Романовых и их приспешников-западников, система единого государства на просторах России-Евразии была «растатаризована» и изменена под нужды «романо-германского ига», как метко назвал режим Романовых евразиец князь Н. С. Трубецкой (см. об этом подробней в главах 13–15 этой книги). Поэтому в куре официальной истории России и было сокрыто, что на самом деле многие и многие современные русские – а не только современные татары и многие представители современных тюркских народов – являются потомками средневековых татар . Это обстоятельно и аргументированно изложено книге «Великая Орда: друзья, враги и наследники» (36).

Мало кому известно, что до установления прозападного романо-германского ига русские цари писали в своих дипломатических письмах на Запад, в частности, о том, что власть татарской Великой Орды, «трон Казанский и Астраханский был царским престолом с самого начала » (Г. В. Вернадский ). Поэтому русские князья, а позднее и цари Московии считали честью для себя породниться с татарской знатью. Например, известно, что мать Александра Невского, жена великого князя Ярослава Всеволодовича (XIII век), была «половчанкой». Надо пояснить: на самом деле факты говорят о том, что жена великого русского князя Ярослава Всеволодовича, мать Александра Невского, была именно татаркой.

Другой пример: в 1317 г. Московский князь Георгий Данилович женился на сестре хана Узбека (см. главу 5). Таких примеров можно привести множество. Ну, пожалуй, упомянем еще об Иване Грозном (Иван IV), который, согласно утверждениям романовских историков-западников, был «злейшим врагом татар». Но даже официальные историки признают, что мать этого царя была татаркой по происхождению, из рода татарского мурзы Мамая (см. о нем главу 11). Более того, женился Иван IV тоже на татарке. Сохранились об этом сведения английского посла Джерома Горсея, который пояснил женитьбу царя Ивана на татарской княжне тем, что «могущество царя усилилось вследствие упомянутого брака, принесшего ему власть и силу этих татар, более стойких воинов, чем они сами; этих татар он использовал также для подавления и усмирения тех его князей и бояр, кто, как он полагал, был недоволен и бунтовал против него…».

Имеются сведения и о том, что у царя-западника Петра I также в роду имелись татары: его мать – из князей Нарышкиных, ведущих свой род от татарских мурз (биев).

Обратим внимание на содержание татарского исторического дастана «О роде Чынгыз-хана» (39). Из него можно узнать весьма интересные сведения, о которых умалчивают официальные историки. Например, в этом дастане сообщается, что «в Московской Орде и поныне правят ханы (цари) из рода Чынгыз-хана». Данный экземпляр дастана был написан в конце XVI – начале XVII века; есть экземпляры дастана, содержащие эти сведения, и с более поздней датировкой (79). Как видим, татарский автор тех времен уверенно пишет о том, то русские (московские) цари имели именно татарское происхождение . Конечно, это все не могло понравиться романовским историкам, объявившим татар «неисторическим» народом, поэтому от нас долго скрывали содержание этого дастана и, как еще узнаем из этой книги, множество других сведений о нашей подлинной истории – как татарского народа, так и всей России.

Как обоснованно утверждал евразиец П. Н. Савицкий, «40, а то и более процентов великорусского дворянства» – это потомки ордынских татарских мурз, князей и их слуг (31). Именно они, вместе с другими татарами, издревле проживавшими на «широте Москвы реки и южнее нее» (3), и обеспечили Московскому царству «большой престиж в татарском мире» (Г. В. Вернадский ). И эти татары-ордынцы сыграли существенную роль и в том, что авторитет России-Московии оказался довольно высоким не только в татарском, но и в остальном мире (38).

То есть татары-ордынцы вплоть до середины-конца XVII века, до значительного усиления власти Романовых и наступления «романо-геманского ига», во множестве участвовали в правлении Московским государством, в том числе были представлены и в высшей власти. То есть татары входили в правящее сословие Московии, притом, как сейчас увидим, и в качестве первых лиц. Согласно данным, полученным в результате независимых архивных исследований, и в «период правления Ивана Грозного», и после еще долгое время татарские цари и мурзы «пользовались большим почетом при дворе русских государей. В системе московского государства и войска они занимали первые места. На актах, где требовались подписи высших должностных лиц государства, их подписи впереди. На всех придворных торжествах и заседаниях они занимали главные места» ((39), см. подробнее в главе 12). Вот поэтому-то и получилось так, что в современном русском народе очень много потомков тех самых татар-ордынцев. Притом они всегда среди наиболее активной и передовой во всех отношениях части великорусского народа. Далее, в последующих главах, мы упомянем многих из них и отметим их роль в истории нашего Отечества.

Ниже приводятся некоторые из русских родов (фамилий) татарского происхождения: их потомки были татарами, возможно, еще в не столь отдаленных поколениях. И что еще интересно – поныне многие из этих фамилий (родов) встречаются одновременно и у современных русских, и у татар.

Абашевы (сведения о фамилии с XV века). Абдуловы (сведения с конца XV – начала XVI века. Один из родов Абдуловых – потомки Казанских ордынских царей, ханов). Агдавлетовы (в переводе «люди Белой державы» – «Белой державой» называли Золотую Орду, сведения о фамилии с XIV–XV веков). Агишевы (сведения с XVI века). Адашевы (с XV века). Азанчеевы (с XVIII века). Аиповы (с XVI века). Айдаровы (с XVI века). Айтемировы (с XVII века). Акишевы (с XVII века). Аксаковы (с XV века). Алабердиевы (с XVII века). Алабины (с XVI века). Алабышевы (с XV века). Алаевы (с XVI века). Алалыкины (с XVI века). Алашевы (с XVI века). Алашеевы (с XVI века). Алмазовы (с XVII века). Алыткулачевичи (с XIV века). Алтышевы (с XVIII века). Алымовы (с XVII века). Алябьевы (с XVI века). Аминевы (с XVI века). Амировы (с XVI века). Аничковы (с XIV века). Аппаковы (с XVI века). Апраксины (с XIV века). Апсеитовы (с XVII века). Аракчеевы (с XIII века, татарин Остафий Аракчеев – один из первых упомянутых в русских летописях руководителей Казны, серьезного уже в то время госучреждения). Араповы (с XVII века). Ардашевы (с XVIII века). Арсеньевы (с XVI века). Артаковы (с XVII века). Артюховы (с XVII века). Архаровы (с XVII века). Асмановы (с XV века). Ахматовы (с XIII века). Ахметовы (с XVI века). Ахмыловы (с XIV века).

Бабичевы (с XVI века). Багинины (с XVII века). Багримовы (с XV века). Базанины (с XVII века). Бажановы (с XVIII века). Базаровы (с XVI века). Байбаковы (с XVII века). Байкачкаровы (с XVI века). Байковы (с XVI века). Байкуловы (с XVI века). Байтеряковы (с XV века). Бакаевы (с XVI века). Бакакины (с XVI века). Баклановы (с XVI века). Балакиревы (с XIV века). Балашевы (с XVIII века). Барановы (с XV века). Баранчеевы (с XVI века). Барашины (с XVI века). Барбашины (с XVI века). Барсуковы (с XVIII века). Барыковы (с XVI века). Баскаковы (с XVI века). Басмановы (с XVI века). Бастановы (с XVI века). Баташовы (с XVI века). Батурины (с XV века). Бахметовы (с XVI века). Бахметьевы (с XVI века). Бахтеяровы (с XVI века). Бачмановы (с XVI века). Башевы (с начала XVII века). Баюшевы (с начала XVII века). Бегичевы (с XV века). Бекетовы (с XVII века). Беклемишевы (с XV века). Беклешевы (с начала XVII века). Белеутовы (с XVI века). Беляковы (с XIV века). Бердяевы (с XVI века). Беркутовы (с XVI века). Берсеневы (с XVI века). Бибиковы (с XIII века). Бизяевы (с XVII века). Бимирзины (с XVI века). Биревы (с XVI века). Биркины (с XV века). Бичурины (Мичурины, с XVII века). Блохины (с XV века). Богдановы (с XVI века). Болтины (с XIV века). Бузмаковы (с XVI века). Бузовлевы (с XV века). Букрябовы (с XVII века). Булатовы (с XVI века). Булгаковы (с XIV века – потомки ордынских царей). Булгарины (с XVI века). Бунины (с XVI века). Бурнашевы (с XVII века). Бусурмановы (с XVI века). Бутурлины (с XIV века). Бухарины (с XVI века).

Валишевы (Вельяшевы, с XVI века). Вельяминовы (с XIV века). Вельяминовы-Зерновы (с XIV века). Вердерниковы (с XIV века). Вислоуховы (с XV века). Вышинские (Юшинские, с XIV века).

Гаршины (с XVI века). Гиреевы (с XV века – потомки ордынских царей). Глинские (с XIV века). Годуновы (фамилия происходит от татарского имени «Гата», как и Гатины, Катановы , известны сведения с XIV века). Голицыны (с XVI века). Горчаковы (с XVI века). Горяиновы (с XVI века). Готовцевы (с XVI века).

Давыдовы (с XV века. Потомки ордынских царей – ханов. Ведут свой род от ордынского царя, хана Золотой Орды Улу Мухаммада). Дашковы (с XIV века). Девлегаровы (с XVI века). Деденевы (с XIV века). Дедюлины (с XVI века). Державины (с XV века). Долгово-Сабуровы (с XIII века). Дувановы (с XV века). Дуловы (с XV века). Дуниловы (с XV века). Дурасовы (с XVII века).

Едигеевы (с XV века. Едигеев Федор, московский иконописец, по указу Василия II расписывал стены Благовещенского собора в московском Кремле (Брокгауз)). Елгозины (с XVI века), Елчины (Елцины, Ельцины, с XVI века). Ельчаниновы (с XIV века). Елычевы (с XVII века). Енаклычевы (с XVI века), Еналеевы (с XVI века). Епанча-Беззубовы (с XVI века). Епанчины (с XVI века). Епишевы (с XVI века). Ермолины (с XV века). Ермоловы (с XVI века).

Ждановы (с XIV века). Жемайловы (с XVI века).

Загоскины (с XV века). Загряжские (с XIV века). Зекеевы (с XVII века). Зенбулатовы (с XVI века). Злобины (с XV века). Змеевы (с XV века). Зубовы (с XIII века). Зюзины (с XV века).

Иевлевы (с XVII века). Издемировы (с XVII века). Измайловы (с XV века). Исеневы (с XVII века). Исуповы (с XIV века).

Каблуковы (с XVII века). Кадышевы (с XVI века). Казариновы (с XVI века). Каиревы (Каировы, с XVII века). Кайсаровы (с XV века). Калитины (с XVII века). Камаевы (с XV века). Камынины (Комынины, с XVII века). Канчеевы (с XVII века). Карагадымовы (с XVI века). Карамзины (с XVI века). Карамышевы (с XVI века). Карандеевы (с XVII века). Каратеевы (с XVII века). Карауловы (с XVI века). Карачаровы (с XVI века). Карачевы (Карачеевы, с XV века). Карачинские (с XVIII века). Карачурины (с XVI века). Карбышевы, Картмазовы (с XVII века). Катаевы (с XVII века). Кашаевы (с XVII века). Кашкаровы (Кашкаревы, Кошкаревы, с XVII века). Келдыши (с XV века). Кийковы (с XVI века). Киреевы (с XVI века). Кичибеевы (с XV века). Кобяковы (с XIV века). Кожевниковы (Кожаевы, с XVI века). Козаковы (с XVII века). Кознаковы (с XVII века). Козловы (с XVI века). Колокольцевы (с XVI века). Колонтай (с XIV века). Колупаевы (с XVI века). Колычевы (с XV века). Конаковы (Кунаковы, с XVII века). Кондаковы (с XVI века). Кондыревы (с XV века). Кононовы (с XVI века). Кончеевы (с XV века). Коробановы (с XVI века). Коробьины (с XV века). Корсаковы (с XIV века). Костровы (Кастровы, с XVI века). Котлубеи (Котлубеевы, Котлубицкие, с XIII века). Кочевы (Кочевины, с XIV века). Кочубеи (с XVI века). Кременецкие (с XVI века). Кречетовы (Кречетниковы, с XVI века). Кричинские (с XVII века). Крюковы (с XIV века). Кугушевы (с XVII века). Кудайкуловы (с XVI века, потомки ордынских царей). Кудиновы (с XVI века). Кулаевы (с XVI века). Куломзины (с XVII века). Култыковы (с XVII века). Кулушевы (с XVI века). Кулычевы (с XVII века). Куприны (с XVII века). Куракины (с XV века). Кураповы (с XVI века). Куратовы (с XVI века). Курбатовы (с XVI века). Курдюмовы (с XVI века). Куркины (с XVI века). Курмановы (с XVI века). Куткины (с XVII века). Кутузовы (от татарского имени «Котдус»: кот – «душа», дус – «друг». Искаженный вариант «Кутуз», известны сведения с XIV века). Кутыевы (с XVI века). Кучкины (с XII века). Кучуковы (с XVII века). Кушелевы (с XV века).

Лачиновы (с XVII века). Леонтьевы (с XV века). Лещинские (с XVII века). Лихаревы (с XIV века). Лодыгины (Лодыженские, с XIV века). Любавские (с XIV века). Любочениновы (с XVII века).

Макшеевы (с XVII века). Маматовы (с XIV века). Маматовы-Шумаровские (с XVI века). Мамины (с XVI века). Мамоновы (с XVII века). Мамышевы (с XV века). Мангушевы (с XVII века). Мансуровы (с XV века). Матюшкины (с XIII века). Машковы (с XVI века). Меликовы (Милюковы, с XIV века). Мельгуновы (с XVI века). Мертваго (с XV века, потомки ордынских царей). Мещерские (Ширинские, с XII века). Мещерские (Тверские, с XVI века). Мещеряковы (с XV века). Милковские (с XVII века). Микулины (с XV века). Минины (с XIV века). Минчаки (Минчаковы, с XV века). Мичурины (с XIV века). Мишеровановы (с XV века). Можаровы (с XVI века). Молвяниковы (Молвяниновы, с XVI века). Молоствовы (с XVII века). Мосальские (Масальские, с XIV века). Мосоловы (с XIV века). Муратовы (с XVI века). Мурзины (с XVI века). Мусины (с XVI века). Мусины-Пушкины (с XII века). Мухановы (с XVI века). Мячковы (с XVI века).

Нагаевы (с XVI века). Нагие (с XVI века). Нарбековы (с XV века). Нарыковы (с XVI века). Нарышкины (с XV века). Неклюдовы (с XV века). Неплюевы (с XV века). Новокрещеновы (с XVI века). Норовы (с XVI века).

Обезьяниновы (с XV века). Обиняковы (с XVI века). Обреимовы (с XVII века). Огаревы (с XVI века). Огарковы (с XIV века). Озаковы (с XIV века). Окуловы (с XVI века). Онучины (с XVII века). Ордынцевы (с XVI века). Оринкины (с XV века).

Павловы (с XIV века). Пильемовы (с XV века). Пешковы (с XV века). Петрово-Соловово (с XVI века). Племянниковы (с XIV века). Подольские (с XV века). Пожарские (с XVI века). Полатаевы (Полетаевы, с XVIII века). Поливановы (с XIV века). Полуектовы (Полуехтовы, с XV века). Пороватые (с XIV века). Прокудины (с XV века). Приклонские (с XVI века).

Радиловы (с XVI века). Радищевы (с XVII века). Разгильдеевы (с XVI века). Разгозины (Рагозины, с XVI века). Растовы (с XVII века). Растопчины (с XV века). Ратаевы (с XV века). Рахманиновы (с XV века). Резановы (с XVI века). Ромодановские (с XIV века). Ростопчины (с XV века). Ртищевы (с XIV века). Рязановы (с XVI века).

Сабанчеевы (Саванчеевы, с XVII века). Саблуковы (с XVII века). Сабуровы (с XIV века). Савлуковы (с XV века). Садыревы (Содыревы, с XV века). Садыковы (с XV века). Сакмышевы (с XV века). Салтановы (с XVI века). Сарыхозины (с XV века). Сверчковы (с XV века). Свистуновы (с XVII века). Свищовы (с XVI века). Сеитовы (с XVII века). Селивановы (с XV века). Селиверстовы (с XV века). Семевы (с XVI века). Серкизовы (с XIV века). Сертякины (с XVI века). Скрябины (с XV века). Совины (с XV века). Соймоновы (с XVI века). Сомовы (с XIV века). Сонины (с XVI века). Старковы (с XIV века). Строгановы (с XIV века). Суворовы (с XV века). Сулешевы (с XVI века). Сунбуловы (Сумбуловы, с XIV века). Сытины (с XV века). Сундуковы (с XVI века).

Тагаевы (с XIV века). Тагалдыевы (с XVI века). Таировы (с XVI века). Таишевы (с XVI века). Талаевы (с XVI века). Талычевы (с XV века). Танеевы (с XVI века). Таптыковы (с XVI века). Таракановы (с XVII века). Тарбеевы (с XV века). Тархановы (с XV века). Татариновы (с XVI века). Татищевы (с XV века). Тевкелевы (с XVI века). Тевяшевы (с XIV века). Теглевы (с XV века). Темеевы (с XVI века). Темировы (с XVI века). Тенеевы (с XVI века). Тимирязевы (с XV века). Тогмачевы (с XVI века). Токмаковы (с XV века). Токсубины (с XVI века). Толбугины (Толбузины) (с XIV века). Тонкачевы (с XVI века). Тулубеевы (с XV века). Туманские (с XIV века). Тумгеневы (с XVI века). Турандаевы (с XV века). Тургеневы (с XV века). Тутаевы (с XVI века). Тутыхины (с XV века).

Уваровы (с XIV века). Улановы (с XVIII века). Урмановы (с XVI века). Урусовы (с XVI века). Усеиновы (с XIII века). Утешевы (с XV века). Ушаковы (с XIII века).

Фустовы (с XV века).

Ханкилдеевы (с XVI века). Ханыковы (с XV века). Хильчевские (с XV века). Хитровы (с XV века). Ходыревы (Ходыревские, с XVII века). Хозяшевы (с XVI века). Хомяковы (с XVI века). Хотяинцевы (с XV века).

Чаадаевы (Чагадаевы, Чегодаевы, с XV века). Чагины (с XV века). Чалымовы (с XVI века). Чеботаревы (с XV века). Чеглоковы (с XIII века). Чекмаревы (с XVII века). Челищевы (Челышевы, с XVI века). Чемесовы (с XVI века). Чемодановы (с XV века). Чепчуговы (с XVI века). Черемисиновы (с XVI века). Чириковы (с XIII века). Чоглоковы (Чеглоковы, с XVI века). Чубаровы (с XVI века). Чуриковы (с XVI века). Чюватовы (с XVIII века).

Шадрины (с XV века). Шалимовы (с XVI века). Шамины (с XV века). Шамовы (с XVI века). Шамшевы (Шамсевы, с XVI века). Шараповы (Шераповы, с XV века). Шахматовы (Шахметовы, с XVI века). Шейдяковы (с XIV века). Шимаевы (с XVI века). Шереметевы (с XIII века). Шерефетдиновы (с XVI века). Шишкины (с XVI века). Шишмаревы (с XVII века). Шуклины (Щуклины) (с XVII века).

Щербаковы (с XIV века).

Юрьевы (с XIII века). Юсуповы (с XVI века). Юшковы (с XIV века).

Языковы (с XV века). Якубовские (с XV века). Якушины (с XVI века). Ямантовы (с XIV века). Янбулатовы (с XVI века). Янгалычевы (с XVIII века).

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Евреи, которых не было. Книга 1 [с иллюстрациями] автора

Глава 2 Миф о «библейском народе» Теперь много таких находют, которые с древности за советскую власть

Из книги Правда о «еврейском расизме» автора Буровский Андрей Михайлович

Глава 4 Миф о «еврейском народе» Карл Линней вошел в историю как великий классификатор. Всех людей он делил на белых законодателей и черных рабов. Исторический факт Со 135 года по Р.Х., после трех восстаний иудеев против Рима, иудеев поголовно выселили из Иудеи. Весь народ до

Из книги Повседневная жизнь колдунов и знахарей в России XVIII-XIX веков автора Будур Наталия Валентиновна

Глава девятая Знахарки-повитухи Роды

Из книги Загадки первых русских князей автора Королев Александр Сергеевич

Глава 37-я О народе Печенежском Должно знать, что Печенеги первоначально имели место жительства на реке Атиле (Волге), а также на реке Гейхе (Урале (?), имея соседями Хазаров и так называемых Узов. Пятьдесят лет тому назад Узы, войдя в соглашение с Хазарами и вступив в войну с

Из книги Избранные произведения о духе законов автора Монтескье Шарль Луи

ГЛАВА Х Различные роды рабства Есть два рода рабства: реальное и личное. Реальное - то, которое прикрепляет раба к земле поместья. Таковые были рабы германцев, по словам Тацита. Они не служили в доме господина; они давали ему известное количество зерна, скота или тканей;

Из книги Мифы о Беларуси автора Деружинский Вадим Владимирович

Глава 1. МИФ О «ЮНОМ НАРОДЕ» Распространенные заблуждения «Говоря об украинцах, как искусственно выведенной национальности, невозможно не упомянуть белорусов - народность еще более молодую и еще более искусственную. (…) Белорусы - очень молодой этнос, созданный в

Из книги История конницы [с иллюстрациями] автора Денисон Джордж Тэйлор

Глава II. Организация конницы и разделение ее на роды

Из книги Террористическая война в России 1878-1881 гг. автора Ключник Роман

Ф. М. достоевский о России и Русском народе “Россия вовсе была не Европа, а только ходила в европейском мундире, но под мундиром было совсем другое существо. Разглядеть, что это не Европа, а другое существо, и приглашали славянофилы, прямо указывая, что западники

Из книги Александр III и его время автора Толмачев Евгений Петрович

Глава девятая ПРОБЛЕМЫ ИМПЕРАТОРСКОЙ ФАМИЛИИ Вступив на престол в 36-летнем возрасте, Александр III имел чёткое представление о своих многочисленных родственниках, великих князьях. С некоторыми из них он готов был сотрудничать, другие его раздражали. Честный по своей

Из книги История конницы [без иллюстраций] автора Денисон Джордж Тэйлор

Из книги Двор российских императоров. Энциклопедия жизни и быта. В 2 т. Том 1 автора Зимин Игорь Викторович

Из книги Жизнь Константина автора Памфил Евсевий

ГЛАВА 52. О том, какие роды пыток и казней придуманы были для христиан Тогда можно было видеть, с какой свободой это величие благочестия ежедневно подвергалось необыкновенным оскорблениям неутомимой жестокости. Целомудрие, которого никогда не оскорбляли и самые

Из книги Наследие татар [Что и зачем скрыли от нас из истории Отечества] автора Еникеев Гали Рашитович

Глава 1 Татарские слова в русском языке Обратим внимание на один факт, на первый взгляд обыденный: в русском языке, который ныне применяется как в России, так и в соседних с нею странах Евразии – бывших республиках СССР – как язык межнационального общения, имеется очень

Из книги Мечта о русском единстве. Киевский синопсис (1674) автора Сапожникова И Ю

5. О НАРОДЕ РУССКОМ, ИЛИ СВОЙСТВЕННЕЕ РОССИЙСКОМ, и о наречии, или названии его. PУССКИИ ИЛИ ПАЧЕ Российскии народы тыижде суть Славяне. Единаго бо естества, отца своего Афета, и тогожде языка. Ибо яко Славяне от славных делес своих искони Славенское имя себе приобретоша,

Из книги Броня генетической памяти автора Миронова Татьяна

Глава IV Черные мифы о русском народе Общие черты и склад ума, одинаковое восприятие жизни и схожее поведение единят русский народ – многомиллионную массу кровных сородичей. Наука этнология сегодня признает, что национальный характер и вправду существует, он объединяет

Из книги Быт и нравы царской России автора Анишкин В. Г.

Габдулла Тукай
(1886-1913)

Муса Җәлил
(1906-1944)

ТАТАРЛАРНЫҢ ФАМИЛИЯЛӘР (Татарские фамилии)
Все татарские фамилии представляют собой производные от имён какого-либо предка мужского пола.

  • Изначально фамилией служило имя отца.
    • У старшего поколения это правило ещё прослеживается в его полном имени, отчестве и фамилии.
  • При советской власти это правило постепенно исчезло - внук стал носить уже фамилию своего отца, происходящую от имени деда.
    • В дальнейшем эта фамилия не менялась и распространилась на всех потомков.
  • Как правило, татарские фамилии имеют два варианта написания:
    • с русским окончанием «-ев », «-ов », «-ин » и прочее, например, «Тукаев » , «Сайдашев»
    • без окончания, например, «Тукай » , «СӘЙДӘШ (Сайдáш)»
      • Вариант без окончания зачастую применяется в татарской литературе, иногда при общении в среде носителей языка, часто в качестве псевдонима:
      • При разговоре же с русскоговорящими, а также в официальных документах России и СССР , например, в паспорте и русской литературе обычно используется вариант с окончанием и русской транскрипцией специфических букв татарского языка .
        • Исключение составляют фамилии татарских мурз , служилых татар и отдельных мишарских родов, которые появлялись с XVI века. Они зачастую отличаются от обычных татарских фамилий, так как образованы от имён, ныне не встречающихся у татар (Акчурин, Еникеев, Дивеев и др.), а также могут быть образованы от русских корней (например, Клейменовы получили такую фамилию за участие в пугачёвском восстании).
  • У Крымских татар фамилии имеют два варианта написания:
    • с русским окончанием: практически с окончанием «-ов », но встречаются фамилии с окончанием «-ин », «-ая », «-ий ». Большинство фамилий крымских татар появились во времена Великой Отечественной войны.
    • образованных от профессий, например, можно выделить:
      • «Урманчеев » - «лесник »
      • «Аракчеев » - «головной убор », от тюркского слова «аракчин»

Происхождение татарских фамилий

Изучая этнический состав населения России , можно заметить, что значительную часть жителей нашей страны занимают татары. И это не случайно, история Российского государства складывалась таким образом, что в настоящий момент на его территории проживают представители множества наций и народностей. И одной из самых многочисленных этнических групп являются татарские народы. И, несмотря на то, что десятилетиями и столетиями идёт смешение наций и народностей, татары смогли сохранить свой национальный язык, свою культуру и традиции. Татарские фамилии же относятся именно к таким национальным особенностям и традициям.
Зарождение же татарских фамилий уходит в глубину веков, когда, как и у других народов, первыми обзаводились фамилиями наиболее богатые и знатные представители татарского рода. И лишь к XX веку остальная часть людей татарского происхождения получила фамилии. До этого момента, то есть пока фамилий ещё не было, родственные отношения татар определялись по их родо-племенной принадлежности. С ранних лет каждый представитель татарского народа запоминал имена своих предков по отцовской линии. При этом общепринятой нормой было знать свой род до семи колен.

Особенности татарских фамилий

Есть существенная разница между общеизвестными татарскими фамилиями, именами и полной формулой образования татарских именований. Оказывается, полная формула татарского именования состоит из самого имени, отчества и фамилии. При этом отчества у древних татар образовывались от именования отца, к которому добавлялось «улы» (сын) или «кызы» (дочь). Со временем эти традиции в образовании татарских отчеств и фамилий смешивались с русскими традициями словообразования. В результате чего на настоящий момент можно считать, что подавляющее большинство татарских фамилий были образованы как производные от имен предков мужского пола. При этом для формирования фамилии к мужскому имени шло добавление русских окончаний: «-ов», «-ев», «-ин». Это, например, следующие татарские фамилии: Баширов, Бусаев, Юнусов, Юлдашев, Шархимуллин, Абайдуллин, Тургенев, Сафин. Этот список татарских фамилий может быть достаточно большим, так как именно мужские именования были основным источником для формирования татарских фамилий. Если же говорить о значении, которое имеют эти фамилии, то очевидно, что оно будет повторять значение именования, от которого и образована конкретная фамилия.
Согласно статистическим данным, по численности татарские фамилии с окончаниями «-ев», «-ов» превышают татарские фамилии с окончанием «-ин» примерно в три раза.

Другие татарские фамилии

Также происхождение некоторых татарских фамилий было связано с профессиями. Такой тип фамилий существует практически у всех народов, и татарские фамилии в этом смысле не являются исключениями. Примерами фамилий, происхождение которых связано с профессиями, могут быть следующие фамилии: Урманчеев (лесник), Аракчеев (торговец водкой) и другие.