Последний поклон астафьев анализ. Сочинение по повести Астафьева В.П

Омолаживающие инъекции не каждой даме по душе. Что делать, уколы есть уколы, на них еще нужно решиться. А вот появившаяся не так давно альтернатива этой болезненной процедуре - крем с эффектом ботокса - вполне может занять почетное место в косметологии, возвращающей молодость коже.

Конечно, лицо после инъекции разглаживается гораздо быстрее, в течение двух недель, здесь же плоды труда можно будет оценить только через месяц, а то и полтора. Но результат будет, и разница в ожидании не так уж велика, поэтому женщины часто предпочитают использовать косметические средства.

Кроме безболезненности и времени наступления максимального видимого эффекта, крем для лица с ботоксом имеет и другие существенные отличия от «уколов красоты». Вообще, косметологи говорят, что они отличаются друг от друга как небо и земля.

Когда ботулотоксин посредством укола попадает под кожу, он временно обездвиживает лицевые мышцы . И дополнительно к этому разглаживает морщины. На протяжении действия ботокса (полгода) уже не получится состряпать на лице какую-либо эмоцию. Это, конечно, останавливает процесс старения, но мало кого прельщает иметь маску вместо лица.

Крем же не содержит нейротоксина, потому что нанесение его прямо на лицо грозит проникновением яда в кровь, а, следовательно, отравлением. В то же время при длительном «общении» с кислородом, токсин теряет и активность, и эффективность. В общем, ничего хорошего!

В связи с этим ученые задались целью создать продукт с аналогичным действием, но без токсина в составе. Вскоре нужные вещества, способные блокировать подвижность мышц, были получены! Любой крем с эффектом ботокса содержит подобные элементы.

Постоянно используя такое омолаживающее средство можно добиться:

  • устранения мелких морщинок и разглаживания глубоких;
  • увеличения упругости и эластичности кожного покрова;
  • повышения скорости клеточного обмена;
  • стимуляции производства коллагена.

Маски с содержанием гиалурона (очень распространенная в салонах процедура) тоже дают потрясающий результат, но лифтинг-эффект сохраняется непродолжительное время. А ботокс крем при систематическом применении предоставляет возможность любоваться результатом на протяжении полугода. Причем итог использования этого косметического средства такой же, как если бы был сделан укол ботулотоксина.

Как получить эффект от применения?

Проблема в том, что крем не может проникнуть в глубокие слои кожи, которая замечательно справляется со своей главной задачей - защищать. О том, чтобы компоненты средства проникли туда, куда нужно, позаботилась фармацевтика.

Но все равно наносферы (малюсенькие частицы, полые внутри) и липосомы (полые пузырьки), созданные для облегчения попадания нужных элементов к мышцам лица, не могут всецело гарантировать, что заменители ботулотоксина быстро и сразу попадут куда надо.

Поэтому появления эффекта от использования косметического ботокс-средства нужно будет какое-то время подождать, причем он проявится только после регулярного и достаточно длительного применения. Но такова цена красоты и молодости без инъекций.

А отзывы свидетельствуют, что косметика с ботоксом стоит потраченного времени и усилий. Тем более о появлении побочных эффектов, возникающих иногда после неудачной инъекции (например, птоз века), здесь можно не волноваться.

Крем для лица с ботоксом очень хорошо начать применять на ранних стадиях, в самом начале возрастного увядания кожи. То есть в период от 35 до 45 лет. Конечно, после 45 и старше его тоже можно использовать, но нужно быть готовым к тому, что результат будет, но не так хорош, как хотелось бы. В этом случае средство устранит только мелкие морщинки, глубокие, образованные из-за обезвоживания или «солнечного» старения ему не по силам. Но все равно он порядочно улучшит состояние кожи в любом возрасте, о чем говорят многочисленные положительные отзывы.

У косметики такого типа есть ряд противопоказаний, хотя их не так много, как у «уколов красоты».

Но все же отказаться от ботокрема следует:

  • при беременности;
  • при кормлении грудью;
  • предрасположенности к отекам.

Нужно еще знать, что средство нельзя применять совместно с фруктовыми кислотами (смотреть в составе препаратов). Крем станет бесполезным, если не учесть это условие.

  1. Крем с ботокс-эффектом нужно наносить утром и вечером каждый день в течение одного, лучше двух месяцев.
  2. Улучшит эффект , сделанная предварительно перед нанесением. Она раскроет поры, что позволит активным компонентам средства проникнуть глубже.
  3. Возрастной период, рекомендованный для использования - от 30 до 45 лет. В это время он покажет максимальный эффект и докажет свою способность омолаживать.
  4. Больше 3 месяцев применять средство не следует, потому что такое длительное воздействие элементов, входящих в состав, может вызвать нарушения в лимфотоке, отечность.
  5. Моментально эффект обычно не возникает, поэтому его не нужно ждать, чтобы не разочаровываться. Он порадует своим появлением спустя месяц.
  6. Крем не превратит лицо в камень, сохранив натуральность мимики.
  7. Результат регулярного использования ботокс-средства сохраняется до полугода.

Популярные бренды с эффектом ботокса

Эти бренды можно купить в специализированном магазине, аптеке или заказать в интернете. Очень часто можно услышать о таких средствах, как Кора, Биовен, Сыворотка Shary, Ботомакс и многих других.

Средства под маркой Кора

Это отечественный бренд. Выпускается серией, миссия которой - заботиться о зрелой коже:

  • сыворотка;
  • лифтинг-крем;
  • крем с ботокс-эффектом.

Сыворотка Кора в составе имеет, кроме гиалуроновой кислоты и других компонентов, продляющих молодость, еще и змеиный яд, обладающий релаксирующий эффектом и выравнивающий кожу. Ей поддаются даже глубокие морщины. Сыворотка хороша и отдельно, и вместе с другими средствами.

Крем-лифтинг Кора содержит гиалуроновую кислоту, различные экстракты растительного происхождения, мало сои. При длительном применении восстанавливает тургор кожи, ее эластичность. Способен подправить овал лица и убрать мелкие мимические проблемы.

Кора с ботокс-эффектом разглаживает даже глубокие борозды. Крем рекомендован к дневному применению и в качестве базы под макияж. Он хорошая альтернатива инъекциям и аппаратным процедурам. Насыщен витаминами, растительными экстрактами, маслами, гиалуроном, скваленом (который даже в самом минимальном количестве способен на чудо) и другими веществами.

Отзывы об антивозрастной линии Кора все положительного характера. Эта серия действительно способна омолаживать.

Биовен

Средство против возраста Биовен является детищем американской компании. Косметологическое чудо, вышедшее из-под крыла BioLogic Solution, - реально эффективный крем, о чем говорят многочисленные положительные отзывы представительниц прекрасного пола, опробовавших его на себе.

Состав крема Биовен уникален. В нем есть искусственно полученный змеиный яд, коллаген, пептиды, антиоксиданты, витамины, эластин и другие важные элементы. Но главным здесь является, конечно, яд змеи, он-то и оказывает ботокс-эффект, отлично разглаживая морщины.

Продлить молодость кожи, остановить течение лет возможно благодаря новинкам косметологии. Инъекции красоты позволяют разгладить морщины, вернуть свежесть, упругость. Косметические средства помогают справиться с различными эстетическими проблемами. Крем с эффектом ботокса - отличный способ восстановить гладкость покровов, предупредить образование морщин. Вместо болезненной процедуры, можно ежедневно совершать ухаживающие ритуалы в домашних условиях.​

Отличия ботокса от кремов с омолаживающим эффектом

Повышение тонуса и сокращение мышечных волокон происходит под влиянием нервных импульсов, передача которых регулируется особым белком. Ботулинический токсин является активным элементом инъекций красоты для коррекции морщин преимущественно верхней части лица. При его введении происходит разрушение специфического белка, прерывается импульс, наступает паралич мышц. Разглаживание морщин происходит в течение нескольких дней, результат сохраняется от 2 до 6 месяцев. Многие пациенты, неоднократно использующие инъекции ботокса, замечают снижение эффекта при повторном применении.

Активными элементами кремов являются пептиды, молекулярное строение схоже со специфическим белком. Они замещают белок, частично блокируют передачу нервных импульсов к мышечным волокнам. Обладают расслабляющим действием, но не влияют на мимику, благодаря чему удается избежать эффекта застывшей маски. Молекулы пептидов очень медленно проникают в кожу, действие направлено лишь на мышечные волокна, вплетенные в кожные покровы.

Внимание! Компоненты кремов обладают накопительным эффектом. В отличие от инъекций слабовыраженный результат можно наблюдать только после месяца ежедневных применений.

В чем разница между кремом с эффектом ботокса и обычным

Традиционные кремы, флюиды, сыворотки обладают поверхностным действием, питают, увлажняют, но не проникают в глубокие слои дермы. Пептиды же действуют на нервные импульсы, частичная блокировка способствует расслаблению и разглаживанию складочек. Часто в состав входят витаминно-минеральные комплексы, гиалуроновая кислота, коллаген, эластин для комплексного омоложения кожи, предупреждения процессов старения.

Отличия кремов с ботокс-эффектом:

  • применяется курсами с повторениями несколько раз в год;
  • не подходит для решения проблем пористой, воспаленной, пигментированной кожи;
  • не избавит от бугристой структуры и отечности;
  • обладает накопительным действием, результат заметен после прохождения курса;
  • отсутствие эффекта при выраженных возрастных изменениях после 50 лет;
  • нельзя использовать в тандеме с другими ухаживающими средствами.

Показания к применению

Эффективно применение при первых возрастных изменениях в диапазоне от 30 до 45 лет. После 50 лет образуются морщины в результате фотостарения, обезвоживания, кремы с пептидами против таких видов складочек бессильны.

Для борьбы с заломами в определенных областях, можно применять косметические средства начиная с 25 лет, обрабатывая средством только проблемную зону.

Показания для использования:

  • морщины в области лба, переносицы, век, носогубного треугольника;
  • сухая, обезвоженная кожа, склонная к раздражениям;
  • нездоровый цвет лица, дряблость покровов.

Кремы с эффектом ботокса питают, увлажняют кожу, симулируют кровоток, улучшают кислородное дыхание. Универсальные антивозрастные продукты подходят для всех типов кожи, обладают регенерирующими свойствами, продлевают молодость.

Правила применения

Косметические продукты отличаются не только составом, но и действием от традиционных омолаживающих кремов. Чтобы достичь желаемых результатов, разгладить морщины, восстановить эластичность структуры следует учитывать правила применения.

Как использовать:

  • наносится на кожу утром и вечером, после стандартного умывания и тонизирования, вместо дневного, ночного крема;
  • для лучшего проникновения пептидов можно провести дополнительно скрабирование или пилинг;
  • способствуют улучшению результатов паровые ванночки, противопоказанием является наличие купероза;
  • небольшое количество крема распределяется по массажным линиям, наносить макияж следует не ранее, чем через 10–20 минут;
  • длительность применения - не более 4–6 недель, для закрепления результатов на протяжении 6–8 недель рекомендуется использовать крем до 3 раз в неделю;
  • период активного и поддерживающего использования не должен превышать 3 месяцев;
  • эффективность зависит от индивидуальных особенностей кожи, выраженности морщин, некоторые девушки после первых применений замечают положительные изменения, освежается цвет, повышается тонус;
  • стойкий, ощутимый результат наступает после проведения полного курса: активные компоненты медленно и в незначительной концентрации проникают в мышечную ткань, часть остается в эпидермисе, часть поглощается лимфатической системой;
  • последующее использование возможно не ранее, чем через 3 месяца;
  • для повышения эффективности рекомендуется провести в салоне химический или аппаратный пилинг;
  • не применяется одновременно с продуктами содержащими АНА-кислоты - компоненты нейтрализуют действие пептидов.

Как выбрать

Косметическая продукция не содержит ботулотоксин, а значит, не имеет противопоказаний и ограничений для применения. Активными веществами представлены пептиды, которые частично блокируют передачу нервных импульсов в мышечные волокна.

Прежде чем приобрести крем, нужно узнать концентрацию, оптимальной считается от 10 до 15%. Пептиды могут быть растительного или животного происхождения. Синтезируются из семян гибискуса, а также ядов гадюки, кобры.

Как выбрать крем:

  1. В составе должны содержаться аргирелин либо матриксил. Первая группа пептидов расслабляет мышечные волокна, блокирует передачу импульсов. Существуют и другие названия этого компонента - Acetyl, hexapeptidehexapeptide.
  2. Матриксил способствует синтезу коллагена, заполнению морщин, уменьшению глубине заломов. Также в составе он указываться как Palmitoyl pentapeptide.
  3. Помимо пептидного комплекса, кремы могут содержать витамины (токоферолы, ретинолы), антиоксиданты, коллаген и гиалуроновую кислоту.
  4. Недобросовестные производители часто представляют гиалуроновую кислоту как основной компонент, обладающий ботокс-эффектом. Принцип действия разный. Пептиды постепенно обездвиживают и расслабляют мышцы, а гиалуроновая кислота лишь поддерживает гидробаланс.
  5. Существуют также опасные ингредиенты, которые могут вызвать раздражение, ускорять процессы старения. К ним относятся Sodium Laureth Sulfate, Sodium Lauryl Sulfate, Butylparaben, Methylparaben, Propylparaben.

Совет! Приобрести качественный крем можно в аптеке, косметическом магазине или в интернете. Важно обращать внимание не только на марку производителя, но и на состав, срок годности.

Топ-13 лучших кремов

Вне зависимости от составов и производителей, кремы используются по стандартной схеме. Лицо нужно очистить с помощью скраба или термальной воды, нанести достаточное количество средства по массажным линиям. Оставить до полного впитывания. Применять можно вечером, заменив ночной крем, или утром, используя как базу под макияж. Длительность курса не должна превышать полутора месяцев.

Кора крем–лифтинг

Крем с эффектом ботокса разработан для коррекции первых возрастных изменений. Активными компонентами представлены протеины пшеницы, экстракты вербены, имбиря, земляники. Также средство содержит масло авокадо, ши, сои. Рекомендуется для использования после 30–35 лет для восстановления контура овала, уменьшения глубины морщин, улучшения эластичности. Стоимость 396 руб.

Циклим БотоЭффект

Содержит комплекс пептидов аргирелина, фитоэстогенов, витамины А, Е, F, а также гиалуроновую кислоту. Применяется для коррекции морщин в области глаз, носогубном треугольнике, на лбу, переносице. Также используется для продления эффекта инъекционных препаратов. Назначается при появлении первых возрастных изменений. Купить можно за 344 руб.

Gaea

Тайский крем содержит змеиный яд, гексапептиды, аминокислоты. В результате применения происходит постепенное расслабление мышц лица, активизируется синтез коллагена. После проведения курса количество морщин сокращается на 30%. Длительность составляет 6 недель, повторное применение крема не чаще 1–2 раз в неделю. Цена 3528 руб.

Миксит ботокс актив

Представлен серией из 3 продуктов - маска, крем для лица и крем для области вокруг глаз. Формула позволяет справиться с мимическими морщинами, а также с глубокими возрастными складочками. В результате применения происходит расслабление мышечных волокон, активизация процессов метаболизма. Включены в состав аминокислоты, протеины пшеницы, а также гиалуроновая кислота. Стоимость средств mixit от 745 руб. до 1145 руб.

Маруся 888

Натуральную косметику изготавливает известный бьюти–блогер. Приобрести средства можно в группе Белоснежный Лотос ВКонтакте. Отличительными особенностями является применение природных несинтезированных компонентов. Состав обеспечивает улучшение оттока лимфы, кровообращения, уменьшение залегания морщин.

Мейтан

Ультрапитательный крем с пчелиным ядом и ботокс-эффектом. Также содержит пчелиный воск, мед мануки, экстракт миндаля, авокадо, масло шиповника. Мышечное расслабление обеспечивает нейроуспокаивающий пептид, крем рекомендован для применения после 40 лет. Обеспечивает глубокое питание, разглаживание морщин, улучшение тона кожи. Купить можно за 518 руб.

Дак набор

Включает дермально–активную сыворотку, крем и крем-маску с эффектом ботокса. Активным компонентом каждого средства является ацетил гексапептида–8, оказывающий релаксирующее действие на мышечные волокна. В результате применения косметического комплекса удается снизить мышечные сокращения, стимулировать синтез коллагена, эластина, защитить кожу от действия свободных радикалов. Стоимость набора - 4520 руб.

Нео ботокс

Разработан для решения проблем возрастной кожи. Активным компонентом представлен экстракт мухомора, расслабляющий мышечные волокна. Иботеновая кислота позволяет подтянуть линию овала, разгладить глубокие морщины. Комплекс витаминов и минералов освежает кожу, улучшает цвет и структуру. Купить можно за 990 руб. на официальном сайте.

Purebess

Крем содержит синтетическое вещество Syn–Ake, являющееся аналогом змеиного яда. Кроме пептида, в состав включены аденозин, масло ши, оливы, токоферол, гиалурон. Рекомендуется для разглаживания морщин на лбу, вертикальной складки на переносице, гусиных лапок, а также складок носогубного треугольника. Использование крема способствует повышению иммунитета кожи, препятствует образованию новых складочек и заломов . Приобрести можно за 812 руб.

Биовен

Содержит экстракт змеиного яда, заменяющего уколы ботокса. Обогащен витаминами А, Е, аллантоином, экстрактом грейпфрута. Рекомендуется для ухода за зрелой кожей, а также профилактики образования морщин. Приобрести можно на официальном сайте за 990 руб.

Ботомакс

Спрей способствует разглаживанию всех видов морщин, восстанавливает красивый ровный тон. Активные компоненты представлены азиатской центеллой, маслом петит-грейна, экстрактом женьшеня, гиалуронатом натрия. В результате применения восстанавливается гидробаланс, увеличивается синтез коллагена, улучшается кислородное дыхание. Приобрести botomax можно за 990 руб. на официальном сайте.

Белита ботокс лайк

Включает ночной, дневной, а также крем для век. Предназначен для восстановления упругости, эластичности кожи после 35 лет. Уникальная формула способствует увлажнению, омоложению кожи. Помимо пептидов, в составе присутствуют пчелиный воск, масло зародышей пшеницы, экстракт водорослей, витаминный комплекс. Приобрести можно за 297 руб.

Cobra

Тайландский крем со змеиным ядом способствует стойкому эффекту омоложения. Также содержит змеиный жир, способствующий глубокому увлажнению, защите от неблагоприятных условий окружающей среды. В Таиланде используется для борьбы с морщинами, возрастными изменениями. Подходит для всех типов кожи. Единственное - не наносится на чувствительную область век. Купить можно за 794 руб.

Плюсы и минусы

Кремы, мази, сыворотки являются альтернативой инъекциям, но не имеют ничего общего с использованием ботулотоксина. Препарат парализует мышцы, блокирует движения мимики, а компоненты косметических средств лишь замедляют передачу нервных импульсов к мышечным волокнам.

Преимущества кремов:

  • практически не имеют побочных явлений, противопоказаний к применению;
  • действие не искажает мимику, сохраняется естественное выражение лица без эффекта маски;
  • применяются на нежной коже век и области рта;
  • запускают процессы омоложения, стимулируют синтез коллагена, эластина, ботокс же способствует только расслаблению мышечных волокон.

Недостатки:

  • нет мгновенного эффекта разглаживания морщин, результаты применения после 45 лет могут не оправдать ожиданий;
  • использование курсом и последующее закрепление требует выполнения ряда правил;
  • высокая стоимость продукции.

Меры предосторожности

Косметические средства с эффектом ботока имеют свои правила применения. Для получения положительных результатов стоит придерживаться основных рекомендаций.

Противопоказания:

  • индивидуальная непереносимость;
  • склонность к отекам;
  • период беременности, лактации;
  • применение косметики с АНА–кислотами.

Важный момент! Не стоит параллельно осваивать лицевую гимнастику и применять продукты с ботокс-действием.

Ф.И.О.: Кулагина Лилия Ильмурзовна

Должность: учитель русского языка и литературы

Место работы: средняя общеобразовательная школа № 18 Кировского района г. Уфы

Педагогический стаж: 32 года
ТЕМА УРОКА: «Поклон добрым людям» (по повести В. Астафьева «Последний поклон»)

Класс: 9-ый

Количество часов: 2 часа
ЭПИГРАФ: «Я никогда не забуду того счастливого утра». (В.П. Астафьев)
ЦЕЛИ УРОКА:


  1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством В. П. Астафьева.

  2. Воспитание в учащихся чувства любви к Родине, окружающему миру, людям.

ХОД УРОКА

1-ый час
ВВЕДЕНИЕ

I. Вступительное слово учителя о В.П. Астафьеве.

Урок хочется начать со слов деда писателя со стороны отца, Павла Яковлевича Астафьева.

Когда-то о своём внуке дед скажет:

“Счастлив ты, однако… Не участью долей, душой счастлив. Красивое да доброе видеть, может, в этом – то счастье и есть”.

Дед как в воду глядел. Именно таким человеком, зорким, внимательным, замечающим красоту человеческих отношений, красоту окружающего мира и был писатель В. П. Астафьев.

II. Биография писателя (сообщение ученика).

Имя В. П. Астафьева известно всему миру. Он родился в мае 1924 года в селе Овсянка, что на берегу могучего Енисея, неподалёку от Красноярска, “в трудовой, огромной, степенной и певучей семье”. Рано лишился матери – она утонула, в реке зацепившись косой за сплавную бону. Был отдан на попечение бабушки и дедушки – сибирских крестьян.

В 1934 году вынужден был покинуть родное село вместе с новой семьёй отца, вскоре был брошен на волю судьбы. Пройдя через сиротство, беспризорничество, в 15 лет попал в детдом заполярного города Игарки. До войны работал составителем поездов возле города Красноярска. Осенью 1942 года ушёл добровольцем на фронт. Служил шофёром, артразведчиком, связистом. Получил тяжёлое ранение.

Демобилизовавшись в 1945 году, прожил 18 лет на Урале, в Чусовом. Работал грузчиком, слесарем, литейщиком, одновременно учился в вечерней школе.

Писать начал из чувства протеста, хотелось написать о войне то, что видел сам, “больше всего заботился о том, чтобы всё было точно, чтобы всё было, как было”.

В 1958 году его принимают в Союз писателей, а в 1959 – направляют на Высшие литературные курсы в Москву, где он учился до 1961 года.

Перу писателя принадлежат такие замечательные произведения, как повесть в рассказах “Последний поклон”, повествование в рассказах “Царь-рыба”, роман “Печальный детектив”, трагическая тема войны звучит в повести “Пастух и пастушка” (автор определяет её как современную пастораль). О войне – роман, написанный в 90-е годы – “Прокляты и убиты”, повесть “Так хочется жить”.

Ведущие темы творчества писателя: детство; природа и человек; война и любовь.

В 1968 году вышла I книга повести в рассказах “Последний поклон”. В последующие годы напечатаны II и III книги.


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Работа по повести “Последний поклон”.


  • От чьего лица идёт повествование?
Повесть автобиографична. И всё-таки цикл этих рассказов нельзя назвать автобиографией самого писателя, так как в повести много других главных героев, открывших маленькому мальчику огромный, невидимый глазу мир человеческих отношений.

  • Кто является главным героем повести?

  • Задумайтесь над название произведения. “Последний поклон”.

  • Последний поклон кому?
(Всем тем добрым людям, которые повстречались писателю на дорогах детства, которые так или иначе повлияли на формирование взглядов подростка).

  • Какие 2 темы проходят через всё произведение?
(Тема детства и родины).

Эти темы очень тесно переплетаются в рассказе, который открывает воспоминания детства – “Далёкая и близкая сказка”.

1). “Далёкая и близкая сказка”.


  • Расскажите о Васе – поляке.
Включить “Полонез Огинского”.

Выборочное чтение учителем отрывка со слов “Но из-за увала, из глубокого нутра земли возникла музыка…” до слов “раненное на всю жизнь музыкой”.


  • О чём рассказывала музыка? Почему так тревожно и горько Витьке? Почему хочется заплакать, как он никогда ещё не плакал?
(О любви к Родине, к родной земле. Зачитать слова Васи-поляка об авторе музыки.)

  • Какой след оставил в душе мальчика Вася-поляк, его игра на скрипке?
(Самые лучшие чувства – воспоминания о матери, любовь к родной земле.)

  • Как односельчане относились к Васе-поляку?

  • Можно ли Васю-поляка назвать учителем жизни для Витьки Потылицына? Как вы думаете, почему глава “Далёкая и близкая сказка” первая в книге “Последний поклон”.
(Она о родине.)

  • Кто оставил Витьке самое дорогое воспоминание о детстве?
Всю любовь и нежность, на какую способно мужское сердце, отдал писатель прежде всего своей бабушке. Ей первой шлёт он низкий поклон своей повестью.

  • Расскажите о бабушке.
(Портрет бабушки из гл. “Монах в новых штанах”.)

  • Какую роль она сыграла в становлении характера и в судьбе своего внука?

  • Бабушка учит своего внука любить и понимать природу, передавала ему свой житейский и нравственный опыт, учила любить землю и всё живое вокруг.
2). Работа по главе “Зорькина песня”. (Краткий пересказ).

  • В каких главах рассказывается о том, как бабушка учит внука видеть прекрасное, учит бережному и трепетному отношению к земле, даёт первые уроки труда.
(4).“Деревья растут для всех” – сжатый пересказ).

  • Какие ещё уроки, данные бабушкой, запомнились Витьке?
(5).“Конь с розовой гривой” – сколько лет прошло с тех пор, но этот урок доброты, данный бабушкой навсегда запомнился внуку).
2-ой час

    Что нового мы узнали о бабушке в главе “Ангел - хранитель”? Как бабушка учила своих домашних переносить трудности?
(Бабушка – хранительница домашнего очага. Она поддерживает семью в трудные моменты жизни. Из любой сложной ситуации найдёт выход. Бабушка – добрая душа, подбирает брошенного щенка) .

  • Мудрые мысли бабушки.

  • Глава называется “Ангел - хранитель” – почему?
7). В повести “Последний поклон” много картин крестьянского труда, крестьянской жизни. Остановимся на главе “Пеструха”. а). - Почему детей оберегали от вида крови?

б). Остановиться на сцене, как дед с бабушкой собирают детей, чтобы показать недавно родившегося телёночка и вместе придумать имя новорождённому.

в). Вечерняя дойка коров.

г). “Какой добрый наступает вечер! Хочется поделится с соседями и всеми людьми на свете хлебом, молоком, солью и сердцем”.

д). Вечерняя молитва бабушки.

8). – О чём говорится в рассказе “Осенние грусти и радости”?


  • Почему у бабушки Катерины Петровны самая вкусная капуста получалась?
(“Труд не в труд, а в удовольствие, праздник. С песней солили капусту”).

9). Глава “Бабушкин праздник”.


  • О каком празднике говорится в этой главе?

  • Как проводится этот праздник?
(Песня будила добрые чувства к друг другу, навсегда оставляла память о родном доме).

  • Каким запомнился дед внуку Илья Евграфович?
(Сообщение ученика).

  • “Последний поклон” – сокровищница народных мыслей. Послушаем их.
(Сообщение учащихся).

  • В какой тональности написаны все рассказы из этого произведения?
(Дать слово учащимся, которые заранее провели исследовательскую работу).

  • Лейтмотивом I книги являются слова: “Я никогда не забуду того счастливого утра”.

ЗАКЛЮЧНИЕ

“Последний поклон” это разговор о детстве и о тех людях, что согрели это детство теплом своего сердца и лаской своих трудовых рук. Значение этого произведения в эмоционально – нравственном заряде, способном разбудить в читателях самые светлые чувства: радость жизни, любовь к родине, родной земле, труду, людям, живущим рядом с тобой.

Последняя глава произведения – “Последний поклон”. Именно здесь автор передаёт главную мысль произведения.

(Выразительное чтение учителем сцены последней встречи внука с бабушкой).


ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Напишите сочинение на тему: “Уроки доброты бабушки Катерины Петровны”.

Н.А. Молчанова

В.П. Астафьев говорит о писательском труде как «изнуряющем, беспрестанном поиске», поиске художественных форм, средств, образов. Композиция повести «Последний поклон» отразила поиски писателя в способе выражения эпических задач. История создания повести своеобразна. В нее вошли в качестве отдельных глав публиковавшиеся в разные годы рассказы и небольшая повесть «Где-то гремит война». Построение повести характерно для целого ряда произведений последних лет: «Липяги» С. Крутилина, «Сумка, полная сердец» Вяч. Федорова, «Хлеб - имя существительное» М. Алексеева и др. Подобная «фигурная композиция - повесть из цепи звеньев, кусков, колец», обнаруживает тенденцию к циклизации и становится заметным явлением современной литературы, отразившим ее стремление к эпической полноте, к широкому синтетическому видению мира, ее попытки «преодолеть дробность частных наблюдений, характерологических зарисовок, ограниченность нравственной фактографии».

Печатавшиеся по отдельности в течение 1957-1967 гг. рассказы Астафьева благодаря художественным достоинствам получили высокую оценку критики. Но каждый из них по своему содержанию не мог выйти за рамки повествования частных историй, бытовых или лирических зарисовок. Отдельный рассказ не мог передать процесса становления личности во всем драматизме и многообразии ее связей со средой, с обществом, с историей. Собранные в единое художественное целое, рассказы-главы приобрели новое качество, выражая более крупное осмысление всех проблем, расширили масштабы повествования. Повесть в рассказах предстала «книгой о России, о народе, о нравственных корнях русского человека», «поэтической летописью народной жизни».

Выбор и порядок рассказов определялись емкой творческой задачей писателя, стремлением показать формирование народного характера, его неразрывную связь с родной почвой, взрастившей его средой. Поэтому художественный замысел автора не ограничивался повествованием о деревенском детстве. Структура повести в рассказах позволила показать героя в соотношении и связи с важнейшими событиями в стране, соотнести его судьбу с судьбой нации, т. е. расширила эпические возможности произведения. В своей совокупности бытовые, социальные, этические приметы и особенности деревенской жизни 30-40-х годов, изображенные в рассказах, воссоздают живую, зримую картину времени и народа.

В произведениях М. Алексеева и С. Крутилина ставится цель - многосторонне изобразить жизнь русской деревни, проследить основные вехи ее истории и современность. В. Астафьев подчиняет повествование иной цели - исследовать глубинные истоки характера человека, воспитанного русской деревней. Это обусловило тщательно продуманную организацию материала не только в порядке расположения рассказов, но и в композиции системы образов.

Повесть открывается рассказом-главой «Далекая и близкая сказка» (1963); это экспозиция к повествованию о Сибири и сибиряках, «о том, как им жилось, об удали их, стойкости и жалости». Открытие мира у маленького героя начинается с самого главного в рождении личности - с открытия родины, осмысления любви к ней. Драматизм звучания патриотической темы, почти трагедийное ее решение усиливают полифонизм повести, раздвигают горизонты произведения, выводят за рамки судьбы одного человека, одного народа, дают динамику повествованию.

Скрипач-поляк, потерявший родину, в звуках скрипки передает любовь и тоску о ней «Все проходит - любовь, сожаление о ней, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда - никогда не проходит и не гаснет тоска по родине...».

Из первого рассказа исходят и взаимодействуют в продолжение всей повести самые важные в авторской концепции человека мотивы, объединенные героем и патриотическим лейтмотивом: труд, народная нравственность, природа, искусство.

Три лирические зарисовки, идущие за первой главой повести («Зорькина песня», «Деревья растут для всех», «Гуси в полынье»), связаны общим содержанием, рассказывают о богатстве и красоте мира природы, о желании героя понять и защитить его. Движение, развитие художественной мысли выражаются в способе изображения героя, погруженного в поток народной жизни, окруженного стихией природы, деревенского быта и традиций. Задачи событийного сюжетного повествования как бы отступают на второй план. Интерес автора сосредоточен на раскрытии внутреннего мира, жизни человеческой души.

Один из самых поэтичных, лирических рассказов-глав «Запах сена» (1963) продолжает картину духовного воспитания человека, в котором труд - основа жизни, ее смысл и мерило. На фоне чудесной лунной ночи с волнующими запахами снега, душистого сена рождается выразительная сцена труда взрослых, и детей в атмосфере праздника.

Трудности воспитания, морального роста Виктора Потылицина, драматизм этого процесса раскрывает рассказ-глава «Конь с розовой гривой» (1963). Роль бабушки Катерины Петровны, в сущности главного героя всей книги, «ангела-хранителя» детства, доброго, сильного и мудрого человека особенно значима в судьбе автобиографического героя. Образ бабушки проходит через все повествование, и каждый рассказ высвечивает новые грани не только в формирующемся характере деревенского мальчика, но и в характере его бабушки. Бабушка понимает переживания ребенка, услышавшего прекрасную музыку деревенского скрипача, она рассказывает внуку об утренней «Зорькиной песне», объясняет, что «деревья растут для всех», привозит из города пряник - «коня с розовой гривой», простив Вите обман. «Надсаженная» в работе с малых лет, она кормит, обшивает, обихаживает, пестует огромную семью. «В любом деле - не слово, а руки всему голова. Рук жалеть не надо». Бабушка отзывчива к чужому горю, готова к бескорыстной помощи. «Большое сердце бабушки «болит обо всех». Жизнь Катерины Петровны отразила трудный путь русского народа, его радости, невзгоды, и радостей она не забывала, «умела замечать их в простой своей и нелегкой жизни». И главные черты ее характера, трудолюбие, доброта, стойкость делают ее выразительницей социальных и нравственных идеалов народа. Обратившись к исследованию народного характера, автор решает эпические задачи, ибо жизнь героини и жизнь народа представляются единым целым, имеющим один исток.

О судьбе бабушки, о ее определяющем влияния на внука повествуют, через бытовые образы и детали, через подробности обыденной жизни рассказы «Монах в новых штанах», «Ангел-хранитель», «Осенние грусти и радости»», «Бабушкин праздник». Земная, живая, пластически воссозданная фигура бабушки Катерины Петровны к концу книги вырастает до символического обобщения, становится лицом героическим, эпическим. Именно такие люди питают народ, нацию живительными соками мужества, доброты, оптимизма. Не случайно заключительный рассказ посвящен бабушке - «последний поклон» ей завершает книгу о России, ибо она - живое, неповторимое воплощение родины.

Один за другим, рядом с бабушкой, появляются в рассказах-главах «люди детства», социально определенные и художественно неповторимые, включающие автобиографического, героя в деревенский мир, его нравственные связи. Таков дядя Левонтий с буйной ордой ребятишек, любящих «слободу». Беспутный, скандальный в пьяном задоре, он поражает мальчика противоречивыми чертами богатой натуры, привлекает бескорыстием, душевной открытостью, простодушием. («Конь с розовой гривой», «Осенние грусти и радости», «Бабушкин праздник» и др.). Рядом с Витей бойкий и лукавый друг-враг, левонтьевский Санька оттеняет поэтичную, тонкую натуру героя. Запоминается фигура Филиппа из рассказа «Дядя Филипп - судовой механик» (1965), с болью говорит автор о гибели его в сорок втором под Москвой, о вечном горе и памяти его жены. Скупыми штрихами намечен образ скромного сельского учителя. В трогательных заботах о нем жителей деревни, в любви к нему учеников проявляется исконное уважение народа к учителю, преклонение перед званием. Поэтому законное место в системе образов и глав занимает рассказ о деревенской школе и ее подвижниках - «Фотография, на которой меня нет».

Рассказы-главы «Осенние грусти и радости» (1966) и «Бабушкин праздник» (1968), рисующие многолюдные сцены труда и праздников, дополняют общую объемную картину народной жизни и галерею народных характеров. Прозаическая и утомительная рубка и засолка капусты превращаются в праздник, рожденный подъемом от дружной коллективной работы. Рассказ о бабушкиных именинах показывает последний «сбор всех» родных перед войной. Приближающиеся события вносят в повествование оттенок грусти, предчувствие будущих потерь и лишений, гибели и сиротства, скрытый драматизм человеческих судеб, В небольшом рассказе вылеплена серия портретов, живых характеров, их многоголосое застолье, а в центре - бабушка, хранительница обычаев и традиций огромной семьи.

Необходимо отметить, как продуманно расположены рассказы-главы, драматическая тональность, внутренняя конфликтность которых нарастает по мере приближения к кульминационной главе «Где-то гремит война». Первый рассказ как увертюра содержит в себе главные темы и образы всего повествования. Следующие четыре рассказа светлы, полны чистой радости ребенка, открывающего мир природы. «Конь с розовой гривой» и «Монах в новых штанах» вводят реалистически точным и правдивым изображением в трудную и небогатую жизнь деревни 30-х годов, усиливают мотив драматизма, сложности бытия. Рассказ «Ночь темная-темная» поддерживает этот мотив, в герое крепнет желание разобраться в сложностях жизни и взять свою долю ответственности «за село родное, за эту реку и землю, суровую, но приветную землю».

Маленькая повесть «Где-то гремит война», предшествующая заключительному рассказу, выполняет принципиальную роль в композиции произведения: ее события передают крутой перелом в судьбе и состоянии героя, их можно считать кульминационным моментом в процессе мужания, самоутверждения героя. Едва не погибший в лютый мороз по дороге к тетке Августе, Виктор побеждает смерть, стремясь навстречу огню, человеческому теплу и помощи. Многодетная тетка в родном селе получила «похоронку», терпит страшную нужду. Племянник идет на охоту в зимнюю тайгу, чтобы спасти от лесных коз драгоценное сено. Сцена охоты – одна из лучших во всем цикле, самый напряженный момент в драматической истории формирования характера, повзросления героя. Переживания этой ночи перевернули душу подростка, что было подготовлено всем предшествующим повествованием. Встретившись с бедой, своей и общенародной, герой осознает свое место б жизни. Мысли о смерти, эмоциональный взрыв как выражение не контролируемых разумом чувств человека, вынужденного убивать - «стрелять в этого мудрого козла..., в эту новогоднюю, зимнюю ночь, в тишину, в белую сказку!» - ускорили процесс созревания гражданского мужества и высокой ответственности. «Еще никогда не казался мне мир таким потаенным и величественным. Его спокойствие и беспредельность потрясали... жизнь моя разломилась надвое. В эту ночь я стал взрослым».

Итоговый рассказ «Последний поклон» - о возвращении героя к родному очагу, где ждет бабушка, о возвращении с войны на родину солдата с глубоко осознанным чувством благодарности, с поклоном отечеству. Последние слова рассказа звучат гимном любимому и близкому человеку, память о котором «беспредельна и вечна, как вечна сама человеческая доброта».

Заключительные страницы повести придают ей законченность, подытоживают художественный материал, мозаику картин природы, семейного и деревенского быта, труда и праздников. Финальный рассказ многозначителен, он играет роль развязки, отразив завершение главного события эпохи - победу над фашизмом. Завершается не только важнейший жизненный этап героя, рассказ содержит обобщение социально-исторического смысла, так как повесть Астафьева исследует источники нашей победы, социальную и нравственную силу победителей, воспитанных «во глубине России».

Стремление показать множественность и разнообразие факторов, особенности времени, среды, людей, создающих личность, делают композицию повести открытой, динамичной, позволяют расширить книгу. В 1974 году опубликованы новые четыре главы книги. Будет дополнена новыми главами и перемонтирована первая книга, в частности в ней появится новая глава о детских играх «Гори, гори ясно!». Пишется вторая книга «Последнего поклона», куда автор собирается перенести повесть «Где-то гремит война» и которую завершит рассказ «Последний поклон». Эта новая, еще не законченная композиция двух книг представит интерес для будущего исследования.

В ныне существующей книге В.П. Астафьев, используя жанровые возможности рассказа, создает новую жанрово-композиционную форму, в которой художественная сила лирико-психологического рассказа выявляется особенно полно и многогранно. Из определенной системы типологически разных рассказов (обстоятельные социально-психологические рассказы с традиционной композицией, бесфабульные поэтические рассказы-картинки, лирические рассказы-очерки), из определенной системы образов, раскрывающих народный мир и народный характер, возникла повесть, получившая эпическое звучание.

Ключевые слова: Виктор Астафьев, «Последний поклон», критика на творчество Виктора Астафьева, критика на произведения Виктора Астафьева, анализ рассказов Виктора Астафьева, скачать критику, скачать анализ, скачать бесплатно, русская литература 20 в.

В книге Виктора Астафьева “Последний поклон” выражается стремление писателя показать истоки народного характера, таких его слагаемых, как сострадание, долг, совесть, красота. В повести много героев, но в центре нашего внимания две судьбы – бабушки и ее внука, ведь именно под влиянием бабушки происходит становление юного героя.
Мальчик Витя – сирота, поэтому он живет с бабушкой Катериной Петровной. Бабушка – сильная и властная женщина, но, вместе с тем, сколько душевного тепла, доброты и любви сокрыто под внешней ее суровостью! Образ Катерины Петровны – обобщенный образ, она из числа натур, которые воплощают не просто существенные черты уклада русской деревни, но и нравственные устои нации. Бабушка подтрунивает над внуком, но одновременно она добра и очень заботлива.
Для Астафьева немаловажно показать взаимоотношения своего героя с друзьями, потому что, по его мнению, “настоящая дружба – редкая и драгоценная награда человеку. Порой она бывает крепче и вернее родственных связей и влияет на человеческие отношения куда сильнее, чем “коллектив”.
В главе “Фотография, на которой меня нет” отражаются все моменты, волнующие Астафьева. Все начинается с того, что в деревню приезжает фотограф из города специально для того, чтобы сфотографировать детей, учащихся в школе. Среди них и герой повести – Витя. Ребята решают, как они будут стоять на фотографии и приходят к выводу, что “прилежные ученики сядут спереди, средние – в середине, плохие назад”. А Витя и его друг Санька никогда не отличались прилежностью, поэтому быть им сзади. Чтобы доказать, что они – люди пропащие, двое друзья пошли на увал и “стали кататься с такого обрыва, с какого ни один разумный человек никогда не катался”.
В результате они извалялись в снегу. Вечером юному герою пришла расплата за разгул – у него заболели ноги. Бабушка поставила свой диагноз – “рематизни”. От невыносимой боли мальчик начинает стонать, а потом и выть. Бабушка, причитая и ругаясь (“я ли тебе, язвило бы тебя в душу и печенки, не говорила: “не студися, не студися!”), но все же идет за лекарствами, чтобы лечить внука.
Уже с самого начала главы становятся понятны отношения между ними – бабушка любит внука, хоть и ворчит на него, и передразнивает. Но и в этом слышится нежность и любовь:
“- где ты тутока?
– Зде-е-е-ся, – по возможности жалобно откликнулся я и перестал шевелиться.
– Зде-е-еся! – передразнила бабушка и, нашарив меня в темноте, перво-наперво дала затрещину. Потом долго натирала мои ноги нашатырным спиртом”.
Катерина Петровна заботится о внуке, хоть и строга к нему. Она сострадает Вите еще и потому, что внук ее – сирота: “…да отколь напасть такая, да и за что она сиротиночку ломат, как тонку тали-и-инку…”.
Из-за того, что у мальчика болят ноги, он пропускает важнейшее событие – фотографирование. Бабушка утешает его, обещает, что фотограф приедет еще или они сами поедут в город, к Волкову – “самолучшему” фотографу: “…он хочь на портрет, хочь на пачпорт, хочь на коне, хочь на ероплане, хочь на чем заснимет”. Друг Вити, Санька, приходит за ним и, видя, что тот не может ходить, тоже не идет фотографироваться:
“- Ладно! – решительно сказал Санька. – Ладно! – еще решительней повторил он. – раз так, я тоже не пойду! Все!”
Он, как истинный друг, не оставляет Витю горевать одного. Санька, несмотря на то, что может идти и что у него есть даже новая телогрейка, остается с другом, убеждая себя и его, что не в последний раз к ним фотограф приезжает и что все будет “ништя-а-ак”. Конечно, в этом рассказе дружба рассматривается на детском уровне, но все же этот эпизод очень важен для дальнейшего развития личности юного героя, ведь не только бабушка, но и доброе отношение друзей влияют на отношение человека к миру.
Глава “Фотография, на которой меня нет” глубоко раскрывает образ бабушки. В деревнях на зиму утепляют окна, и каждая хозяйка хочет его украсить: “Деревенское окно, заделанное не зиму, – своего рода произведение искусства. По окну, еще не заходя в дом, можно определить, какая здесь живет хозяйка, что у нее за характер и каков обиход и избе”.
Катерина Петровна живет без излишеств, аккуратно, окно ее опрятно, и она продуманно его утепляет: “Мох сырость засасывает. Уголек обмерзнуть стеклу не дает, а рябина от угару”.
В сцене, когда к Вите домой приходит учитель, мы видим еще одну сторону характера бабушки – она гостеприимна, доброжелательна к людям. Катерина Петровна угощает учителя чаем, ставит на стол все угощения, какие только возможны в деревне, ведет беседы.
Важно, что учитель – очень уважаемый в деревне человек, он владеет грамотой и учит детей. Учитель также помогает и взрослым жителям деревни – он исправляет дядю Левонтия, помогает писать нужные документы. За его доброжелательность он не остается без благодарности – учителю помогают дровами, а Катерина Петровна заговаривает пупок их маленькому ребенку.
Таким образом, эта глава помогает нам лучше понять образы бабушки и внука, увидеть их души и жизненные ценности. Еще мы узнаем, почему так важна деревенская фотография – это “своеобычная летопись нашего народа, настенная его история”. И какими бы напыщенными и смешными не были они, вызывают не смех, а добрую улыбку.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. В рассказе Виктора Петровича Астафьева “Фотография, на которой меня нет” отображена жизнь людей в тридцатые годы. Каждый живет, чем может. Быт жителей деревни очень прост. В школе нет ни парт, ни скамеек, ни тетрадей, ни учебников, ни карандашей. Витя – Read More ......
  2. В рассказе Виктора Петровича Астафьева “Фотография, на которой меня нет” речь идет о 30-х годах. Ребятишки, запечатленные на фотографии, выглядят “бедновато, слишком бедновато”. В школе нет ни парт, ни скамеек, ни учебников, ни тетрадей, ни карандашей. Фотографирование воспринималось как “неслыханно Read More ......
  3. Рассказ “Фотография, на которой меня нет” – отдельная глава из книги “Последний поклон”, однако она воспринимается как самостоятельное произведение. В ней развивается сразу несколько тем, в том числе и тема деревенской жизни. Эта жизнь известна В. П. Астафьеву не понаслышке. Read More ......
  4. Красота человека. Какая она? Красота человека бывает внешняя и внутренняя. Прочитав рассказ В. Астафьева “Фотография, на которой меня нет”, я заинтересовался внутренней красотой, красотой деревенского человека. В рассказе Астафьева описываются люди простой деревни. Они живут небогато, их быт очень прост. Read More ......
  5. М. Шолохов – писатель большого таланта, посвятивший все свое творчество родной земле и родному народу – донскому казачеству. В 20 веке на долю русского народа (и казаки здесь не исключение) выпало множество страшных испытаний. О жизни казачества в “лихую годину” Read More ......
  6. Тихий Дон” Шолохова – роман-эпопея, изображающая жизнь простого народа в переломный момент исторического развития страны. Значительную часть произведения занимают сцены из военной жизни, но центральным является изображение казачьего быта, хутора, души труженика-казака. Именно здесь собраны все мотивы романа, здесь действие Read More ......
  7. “Война и мир” Л. Н. Толстого – это роман, на страницах которого раскрывается сложный внутренний мир множества героев. У каждого из них жизнь наполнена событиями, которые, по задумке автора, обязательно оказывают влияние на человека, приводя его на путь самосовершенствования. И Read More ......
  8. В своем романе “Поднятая целина” Шолохов с большим художественным мастерством и достоверностью описывает события, происходящие в России в 30-е годы. Писатель не боится спорных тем, он изображает как плохое, так и хорошее. Тем самым автор предоставляет читателю самому решать, кто Read More ......
Анализ главы “Фотография, на которой меня нет” из книги В. Астафьева “Последний поклон”