Сочинение ««Настоящий писатель - то же, что древний пророк». Настоящий писатель — то же, что древний пророк

Александр Исаевич Солженицын - советский и российский писатель, публицист и общественно-политический деятель. Благодаря своим произведениям он помог миру осознать, что за ужасы творились в ГУЛАГах, советских трудовых лагерях. В частности, Солженицын описал свой опыт в рассказе «Один день из жизни Ивана Денисовича» и художественно-историческом эссе «Архипелах ГУЛАГ» - двух его главных произведениях. Мы предлагаем вам список лучших книг писателя и самые глубокие цитаты Солженицына о жизни, человеке и России.

Александр Солженицын был не просто блестящим писателем, но страстным приверженцем своего дела. Он считал своим моральным долгом записать истинную историю СССР, несмотря на давление тоталитарного режима.

В 1974 году писатель был изгнан и Советского Союза. Вернулся Солженицын уже в Россию лишь в 1994 году. До своей депортации из СССР Александру Солженицыну присудили Нобелевскую премию в области литературы. В своей лекции во время вручения премии писатель процитировал русскую пословицу: «Одно слово правды весь мир перетянет». Именно эти слова лаконично описывали литературное кредо Солженицына. В авторитарной стране Солженицын, подобно Толстому и Достоевскому, стал важным источником духовной помощи для своего огромного круга читателей.

ЛУЧШИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ АЛЕКСАНДРА СОЛЖЕНИЦЫНА С ЦИТАТАМИ

Александр Солженицын во время вручения Нобелевской премии

ОДИН ДЕНЬ ИЗ ЖИЗНИ ИВАНА ДЕНИСОВИЧА (1962)

Впервые опубликованный в 1962 году в журнале «Новый мир» рассказ «Один день из жизни Ивана Денисовича» стал классикой современной литературы. Это история о заключенном трудового лагеря Шухове Иване Денисовиче, графическое описание его борьбы за сохранение собственного достоинства перед лицом коммунистического угнетения. «Один день из жизни Ивана Денисовича» — жестокий, разрушающий все представления портрет целого мира сталинских принудительный лагерей, миллионов людей, оставивших надежду на будущее. Книга откроет вам, как важен порой кусок хлеба или дополнительная тарелка супа, когда безопасность, тепло и еда — единственное, что беспокоит в жизни.


Кадр из фильма «Один день из жизни Ивана Денисовича» (1970, Норвегия — Великобритания)

Читая «Один день из жизни Ивана Денисовича» вы попадаете в мир заключения, жестокости, тяжелого физического труда и холода, где каждый день приходится стоять против тяжелых природных условий и бесчеловечной системы. Этот рассказ один из самых удивительных литературных документов, возникший в СССР, и во многом повлиявший на дальнейшее его развитие. Этот рассказ подтвердил престиж Солженицына как литературного гения, чей талант стоит на одном уровне с Достоевским, Тургеневым и Толстым.

  • Работа — она как палка, конца в ней два: для людей делаешь — качество дай, для начальника делаешь — дай показуху.
  • Старый месяц Бог на звезды крошит.
  • Кто арестанту главный враг? Другой арестант. Если б зэки друг с другом не сучились, не имело б над ними силы начальство.
  • Бригадир — сила, но конвой — сила посильней.
  • Гении не подгоняют трактовку под вкус тиранов!

Цитаты из рассказа Александра Солженицына «Один день из жизни Ивана Денисовича»

АРХИПЕЛАГ ГУЛАГ (1973-1975)

Опираясь на собственный опыт заключения и ссылки, а также на свидетельства более чем 200 других заключенных и материалы из советских архивов, Александр Солженицын рисует нам весь аппарат советских репрессий. Это, своего рода, государство в государстве, где управление имеет неограниченную силу. Сквозь портреты почти шекспировских жертв — мужчин, женщин, детей — мы сталкиваемся с работой тайной полиции… и с чем-то большим.

«Архипелаг ГУЛАГ» считается главным шедевром Солженицына. Это состоящее из множества деталей полотно, на котором автор собрал лагеря, тюрьмы, транзитные центры и КГБ, информаторов, шпионов и следователей. Но, самое важное, что можно здесь увидеть — героизм в самом сердце сталинского режима, где ключ к выживанию лежит не в надежде, а в отчаянии.


Архипелаг ГУЛАГ на карте

  • Вселенная имеет столько центров, сколько в ней живых существ.
  • Но линия, разделяющая добро и зло, пересекает сердце каждого человека. И кто уничтожит кусок своего сердца?.. В течение жизни одного сердца эта линия перемещается на нем, то теснимая радостным злом, то освобождая пространство расцветающему добру.
  • Человек, внутренне не подготовленный к насилию, всегда слабей насильника.
  • И пока не будет в стране независимого общественного мнения — нет никакой гарантии, что всё многомиллионное беспричинное уничтожение не повторится вновь, что оно не начнётся любой ночью, каждой ночью — вот этой самой ночью, первой за сегодняшним днём.
  • Великая ли мы нация, мы должны доказать не огромностью территории, не числом подопечных народов, но величием поступков.
  • Панамский канал длиною 80 км строился 28 лет, Суэцкий длиной в 160 км — 10 лет, Беломорско-Балтийский в 227 км — меньше 2 лет, не хотите?

Цитаты из художественно-исторического эссе Александра Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ»

РАКОВЫЙ КОРПУС (1967)

Один из величайших аллегорических шедевров мировой литературы. «Раковый корпус» — это одновременно исследование людей, которые больны неизлечимой болезнью, и великолепное рассечение больного раком государства сквозь призму глубокого сострадания автора к людям, оказавшимся внутри этой мышеловки. Практически всё действие происходит в тринадцатом («раковом») корпусе больнице, где больные обсуждают между собой различные стороны жизни.

В 1964 году этот рассказ был запрещен к публикации, но всё же наряду с «Одним днём из жизни Ивана Денисовича», «Раковый корпус» открыл глаза миру на зверства, творившиеся прямо перед ними, пробудил его совесть. Как после прочтения написал корреспондент «Independent» Роберт Сервис: «В своей борьбе против коммунизма Солженицын предпочел рапиру дубине».

  • Если ты не умеешь использовать минуту, ты зря проведешь и час, и день, и всю жизнь.
  • Самая тяжелая жизнь совсем не у тех, кто тонет в море, роется в земле или ищет воду в пустынях. Самая тяжелая жизнь у того, кто каждый день, выходя из дому, бьется головой о притолоку — слишком низкая…
  • Вот так и жить — радоваться тому, что есть! Тот и мудрец, кто доволен немногим. Кто — оптимист? Кто говорит: вообще в стране все плохо, везде — хуже, у нас все хорошо, нам повезло. И счастлив тем, что есть, и не терзается. Кто — пессимист? Кто говорит: вообще в нашей стране все замечательно, везде — лучше, только у нас случайно плохо.
  • Совсем не уровень благополучия делает счастье людей, а — отношения сердец и наша точка зрения на нашу жизнь. И то и другое — всё в нашей власти, а значит, человек всегда счастлив, если он хочет этого, и ничто не может ему помешать.
  • Но даже первый шаг против боли — обезболивание, тоже есть боль.

Цитаты из рассказа Александра Солженицына «Раковый корпус»

В КРУГЕ ПЕРВОМ (1968)

История этого романа поместилась в трех московских днях 1949 года. Главный герой — Глеб Нержин, прообразом которого стал сам Александр Солженицын, заключенный инженер, который вместе со своим коллегой должен изобрести аппарат, способный распознать голос. Руководство ставит совершенно нереальные сроки для выполнения этой задачи, так как у них сейчас на руках магнитная запись с голосом человека, выдавшего секретную информацию представителю США. Перед Нержиным стоит сложная дилемма: продолжить работу на ненавистную ему систему или же отправиться на периферию ГУЛАГа.


Кадр из телефильма в «Круге первом» (2005, Россия)

  • Бывает, что мысли, безусловные ночью в полусне, оказываются несостоятельными при свете утра.
  • Сытость совсем не зависит от того, сколько мы едим, а от того, как мы едим! Так и счастье, так и счастье, Лёвушка, оно вовсе не зависит от объёма внешних благ, которые мы урвали у жизни. Оно зависит только от нашего отношения к ним! Об этом сказано ещё в даосской этике: «Кто умеет довольствоваться, тот всегда будет доволен.»
  • Умного на свете много, мало — хорошего.
  • Не бойся пули, которая свистит, раз ты её слышишь - значит, она уже не в тебя. Той единственной пули, которая тебя убьет, ты не услышишь. Выходит, смерть как бы тебя не касается: ты есть - её нет, она придет - тебя уже не будет.
  • Война - гибель. Война страшна не продвижением войск, не пожарами, не бомбёжками - война прежде всего страшна тем, что отдаёт всё мыслящее в законную власть тупоумия…

Цитаты из романа Александра Солженицына «В круге первом»

КРАСНОЕ КОЛЕСО (1983)

Этот роман Александра Солженицына вошел в ТОП-10 лучших литературных произведений за всю историю, по мнению издания «The Guardian». В этом романе писатель провел исследования о том, каким образом зародился коммунизм. Здесь в драматических тонах показано поражение царской армии в битве при Грюнвальде в то время как Ленин тайно решил воспользоваться этой слабость царского режима. И так Солженицын описывает все трагические события вплоть до окончательной победы Красной Армии. Сам автор назвал «Красное колесо» повествованием в отмеренных сроках.

  • Всё казалось подавлено на тысячу лет. А тут им высунулся черный браунинг - и…
  • Правда о Богрове - страшна правительству и всем правящим! Потому что: правительству невозможно, стыдно признать, что всю их знаменитую мощную государственную охрану оморочил одинокий умница-революционер. Чистый случай превосходства блистательного ума!
  • Важна именно грозность террора, планомерность: ещё придём! Доберемся! Должны знать, что на них идёт сила! Дело не обязательно в устранении, а в устрашении.
  • Палачи любят украшать себя легендами.
  • Лишь бы только революционер не совершил преступления против духа святого - против своей партии! Всё остальное ему простится!
  • Пусть и лжет - но во имя правды! Пусть и убивает - но во имя любви! Всю вину берет на себя партия, и тогда террор - не убийство, и экспроприация - не грабёж.
  • «Иди, борись и умирай» — в трёх словах вся жизнь революционера.

Цитаты из романа-эпопеи Александра Солженицына «Красное колесо»

Как жаль, но спустя четыре с половиной десятилетия с момента первой публикации знаменитого эссе Александра Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ» нам начинает казаться, что вряд ли мы когда-либо сможем увидеть русский аналог Нюрнбергского процесса. Но, если и появится хотя бы один писатель, который заставит современных россиян смотреть на современность с ужасом, именно так, как этот период того заслуживает, так, как Александр Солженицын сделал это в самый разгар могущества Советской империи и смог пережить СССР на целых 17 лет.

Одним из чье творчество сегодня вызывает особый интерес у исследователей, является Александр Солженицын. Произведения этого автора рассматривают в первую очередь в общественно-политическом аспекте. Солженицына - тема этой статьи.

Темы книг

Творчество Солженицына - это история Архипелага ГУЛАГ. Особенность его книг заключается в изображении противостояния человека силам зла. Александр Солженицын - человек, который прошел войну, а в конце нее был арестован за «измену Родине». Он мечтал о литературном творчестве и стремился изучить как можно глубже историю революции, потому как именно здесь искал вдохновение. Но жизнь подбросила ему иные сюжеты. Тюрьмы, лагеря, ссылки и неизлечимый недуг. Затем чудесное исцеление, всемирная слава. И наконец - изгнание из Советского Союза.

Итак, о чем писал Солженицын? Произведения этого писателя - долгий путь самосовершенствования. А дается оно лишь при наличии огромного жизненного опыта и высокого культурного уровня. Настоящий писатель всегда находится немного над жизнью. Он словно видит себя и окружающих со стороны, несколько отстраненно.

Александр Солженицын прошел долгий путь. Он видел мир, попадая в который, человек имеет мало шансов выжить как физически, так и духовно. Он выжил. Более того, смог отразить это в своем творчестве. Благодаря богатому и редкому литературному дару стали достоянием русского народа книги, которые создал Солженицын.

Произведения

Список включает следующие романы, повести и рассказы:

  • «Один день Ивана Денисовича».
  • «Матренин двор».
  • «Случай на станции Кочеткова».
  • «Захар Калита».
  • «Молодняк».
  • «Все равно».
  • «Архипелаг ГУЛАГ».
  • «В круге первом».

До первой публикации своих творений более двенадцати лет занимался литературным творчеством Солженицын. Произведения, список которых приведен выше, - лишь часть его творческого наследия. Но эти книги должен прочитать каждый человек, для которого русский язык является родным. Темы не сконцентрированы на ужасах лагерного быта. Этот писатель, как никто другой в XX веке, смог изобразить настоящий поражающий своей стойкостью, основанный на неких природных и глубинных представлениях о жизни.

Один день из жизни заключенного

Лагерная тема стала близкой для советского человека. Самое чудовищное в ней то, что обсуждать ее возбранялось. Более того, даже после 1953 года страх не давал заговорить о трагедии, которая произошла в каждой третьей семье. Произведение Солженицына «Один день Ивана Денисовича» привнесло в общество некую этику, выкованную в лагерях. В какой бы ситуации человек ни оказался, он не должен забывать о своем достоинстве. Шухов - герой рассказа Солженицына - каждый лагерный день не проживает, а пытается выжить. Но слова старого зэка, которые он услышал еще в сорок третьем году, запали ему в душу: «Погибает тот, кто вылизывает миски».

Солженицын в этом рассказе совмещает две точки зрения: автора и героя. Они не противоположные. В них есть некая общая идеология. Различия в них - уровень обобщения и широта материала. Добиться разграничения мыслей героя и рассуждений автора Солженицыну удается с помощью стилевых средств.

К Ивану Денисовичу не остались равнодушны читатели литературного журнала «Новый мир». Публикация рассказа произвела резонанс в обществе. Но прежде, чем попасть на страницы периодического издания, нужно было пройти непростой путь. И здесь также простой русский характер победил. Сам автор в автобиографическом произведении утверждал, что «Иван Денисович» попал в печать, потому как главным редактором «Нового мира» был не кто иной, как мужик из народа - Александр Твардовский. Да и главного критика страны - Никиту Хрущева - заинтересовала «лагерная жизнь глазами простого мужика».

Праведница Матрена

Сохранить человечность в условиях, которые менее располагают к пониманию, любви, бескорыстию... Такова проблема, которой посвящено произведение Солженицына «Матренин двор». Героиня рассказа - одинокая женщина, не понятая своим мужем, приемной дочерью, соседями, с которыми она живет бок о бок уже полвека. Матрена не скопила имущества, но при этом работает бесплатно на других. Она не таит ни на кого злости и как будто не видит всех тех пороков, которые переполняют души ее соседей. Именно на таких людях, как Матрена, по мнению автора, держится и село, и город, и вся наша земля.

История написания

После ссылки Солженицын прожил почти год в глухой деревне. Работал учителем. Снимал комнату у местной жительницы, которая и стала прототипом героини рассказа «Матренин двор». Рассказ был опубликован в 1963 году. Произведение высоко оценили как читатели, так и критики. Главный редактор «Нового мира» А. Твардовский отметил, что малограмотная и простая женщина по имени Матрена заслужила интерес читателей благодаря своему богатому душевному миру.

В Советском Союзе всего два рассказа смог опубликовать Солженицын. Произведения «В круге первом», «Архипелаг ГУЛАГ» были изданы впервые на Западе.

Художественное исследование

В своем творчестве Солженицын совместил изучение действительности и писательский подход. Работая над «Архипелагом ГУЛАГ», свидетельства более двухсот человек использовал Солженицын. Произведения о лагерной жизни и обитателях шарашки основаны не только на собственном опыте. При чтении романа «Архипелаг ГУЛАГ» порою не понимаешь, что это - или научный труд? Но результатом исследования могут стать лишь статистические данные. Собственный опыт и рассказы знакомых позволили Солженицыну обобщить весь собранный им материал.

Своеобразие романа

«Архипелаг ГУЛАГ» состоит из трех томов. В каждом из них автор излагает разные периоды в истории лагерей. На примере частных случаев приведена технология ареста, следствия. Изощренность, с которой работали сотрудники учреждения на Лубянке, поражает. Чтобы обвинить человека в том, чего он не делал, сотрудники спецслужб совершали ряд сложных манипуляций.

Автор заставляет читателя почувствовать себя на месте обитателя лагеря. Роман «Архипелаг ГУЛАГ» - тайна, которая влечет и притягивает. Знакомство с психологией человека, изуродованной постоянным страхом и террором, формирует у читателей стойкую ненависть к тоталитарному режиму во всех его проявлениях.

Человек, превращающийся в зэка, забывает о нравственных, политических и эстетических принципах. Единственная цель - выжить. Особенно страшным является перелом в психике заключенного, воспитанного в идеалистических, возвышенных представлениях о собственном месте в обществе. В мире жестокости и беспринципности быть человеком почти невозможно, а не быть им - значить сломать себя навсегда.

В литературном подполье

Много лет Солженицын создавал свои произведения, а затем сжигал. Содержание уничтоженных рукописей хранилось лишь в его памяти. Положительные моменты подпольной деятельности для писателя, по мнение Солженицына, заключаются в том, что автор освобожден от влияния цензоров и редакторов. Но спустя двенадцать лет непрерывного написания рассказов и романов, которые оставались безвестными, одинокое творчество стала его душить. Лев Толстой сказал однажды, что писатель не должен публиковать свои книги при жизни. Потому как это безнравственно. Солженицын утверждал, что со словами великого классика можно согласиться, но все же каждому автору необходима критика.

История жизни Александра Исаевича Солженицына (11.XII.1918, Кисловодск) - это история бесконечной борьбы с тоталитаризмом. Уверенный в абсолютной нравственной правоте этой борьбы, не нуждаясь в соратниках, не страшась одиночества, он всегда находил в себе мужество противостоять советской системе - и победил в этом, казалось бы, совершенно безнадежном противостоянии. Его мужество было выковано всем опытом жизни, пришедшейся на самые драматические изломы советского времени. Те обстоятельства русской социально-исторической действительности 30-50-х годов, которые ломали и крушили твердые, как сталь, характеры профессиональных революционеров и бравых красных комдивов, лишь закалили Солженицына и приготовили его к главному делу жизни. Скорее всего и литературу он избрал как орудие борьбы - она отнюдь не самоценна для него, а значима постольку, поскольку дает возможность представительствовать перед миром от лица всех сломленных и замученных системой.

Окончание физико-математического факультета Ростовского университета и вступление во взрослую жизнь пришлось на 1941 г. 22 июня, получив диплом, Солженицын приезжает на экзамены в Московский институт истории, философии, литературы (МИФЛИ), на заочных курсах которого учился с 1939 г. Очередная сессия совпала с началом войны. В октябре мобилизован в армию, вскоре зачислен в офицерскую школу в Костроме. Летом 1942 г. - звание лейтенанта, а в конце - фронт: Солженицын командует «звукобатареей» в артиллерийской разведке. Офицером-артиллеристом он проходит путь от Орла до Восточной Пруссии, награждается орденами.

9 февраля 1945 г. капитана Солженицына арестовывают на командном пункте его начальника, генерала Травкина, который спустя год после ареста дает своему бывшему офицеру характеристику, где перечисляет, не побоявшись, все его заслуги - в том числе ночной вывод из окружения батареи в январе 1945 г., когда бои шли уже в Пруссии. После ареста - лагеря: в Новом Иерусалиме, в Москве у Калужской заставы, в спецтюрьме № 16 в северном пригороде Москвы (Марфинская «шарашка», описанная в романе «В круге первом», 1955-1968). С 1949 г. - лагерь в Экибастузе (Казахстан). С 1953 г. Солженицын - «вечный ссыльнопоселенец» в глухом ауле Джамбульской области, на краю пустыни. В 1956 г. - реабилитация и сельская школа в поселке Торфопродукт недалеко от Рязани, где недавний зэк учительствует, снимая комнату у Матрены Захаровой, ставшей прототипом хозяйки «Матрениного двора» (1959). В 1959 г. Солженицын «залпом», за три недели, создает повесть, при публикации получившую название «Один день Ивана Денисовича», которая после долгих хлопот А.Т. Твардовского и с благословления самого Н.С. Хрущева увидела свет в «Новом мире» (1962. № 11). С середины 50-х годов начинается наиболее плодотворный период творчества писателя: создаются романы «Раковый корпус» (1963-1967) и «В круге первом» (оба публикуются в 1968 г. на Западе), идет начатая ранее работа над «Архипелагом ГУЛАГ» (1958-1968; 1979) и эпопеей «Красное колесо» (работа над большим историческим романом «Р-17», выросшим в эпопею «Красное колесо», начата в 1964 г.).

В 1970 г. Солженицын становится лауреатом Нобелевской премии; выезжать из СССР он не хочет, опасаясь лишиться гражданства и возможности бороться на родине, - поэтому личное получение премии и речь нобелевского лауреата пока откладываются. В то же время его положение в СССР все более ухудшается: принципиальная и бескомпромиссная идеологическая и литературная позиция приводит его к исключению из Союза писателей (ноябрь 1969 г.), в советской прессе разворачивается кампания травли писателя. Это заставляет его дать разрешение на публикацию в Париже книги «Август четырнадцатого» (1971) - первого «Узла» эпопеи «Красное колесо». В 1973 г. в парижском издательстве ИМКА-Пресс увидел свет первый том «Архипелага ГУЛАГ».

В феврале 1974 г. на пике разнузданной травли, развернутой в советской прессе, Солженицына арестовывают и заключают в Лефортовскую тюрьму. Но его ни с чем не сравнимый авторитет у мировой общественности не позволяет советскому руководству просто расправиться с писателем, поэтому его лишают советского гражданства и высылают из СССР. В ФРГ, первой стране, принявшей изгнанника, он останавливается у Генриха Белля, после чего поселяется в Цюрихе (Швейцария). В 1975 г. опубликована автобиографическая книга «Бодался теленок с дубом» - подробный рассказ о творческом пути писателя от начала литературной деятельности до второго ареста и высылки и очерк литературной среды 60-70-х годов.

В 1976 г. писатель с семьей переезжает в Америку, в штат Вермонт. Здесь он работает над полным собранием сочинений и продолжает исторические исследования, результаты которых ложатся в основу эпопеи «Красное колесо».

Солженицын всегда был уверен в том, что вернется в Россию, - даже тогда, когда сама мысль об этом казалась невероятной. Но уже в конце 80-х годов возвращение стало постепенно осуществляться. В 1988 г. Солженицыну было возвращено гражданство СССР, а в 1990 г. в «Новом мире» публикуются романы «В круге первом» и «Раковый корпус». В 1994 г. писатель вернулся в Россию. С 1995 г. в «Новом мире» публикуются новый цикл - «двучастные» рассказы, миниатюры «Крохотки».

В творчестве А.И. Солженицына при всем его многообразии можно выделить три центральных мотива, тесно связанных друг с другом. Сконцентрированные в первой опубликованной его вещи «Один день Ивана Денисовича», они развивались, подчас обособленно друг от друга, но чаще взаимопереплетаясь. «Вершиной» их синтеза стало «Красное колесо». Условно эти мотивы можно обозначить так: русский национальный характер; история России XX века; политика в жизни человека и нации в нашем столетии. Темы эти, разумеется, вовсе не новы для русской реалистической традиции последних двух столетий. Но Солженицын, человек и писатель, почти панически боящийся не только своего участия в литературной группировке, но и любой формы литературного соседства, смотрит на все эти проблемы не с точки зрения писателя того или иного «направления», а как бы сверху, самым искренним образом направления игнорируя. Это вовсе не обеспечивает объективность, в художественном творчестве, в сущности, невозможную, - Солженицын очень субъективен. Такая открытая литературная внепартийность обеспечивает художественную независимость - писатель представляет только себя и высказывает только свое личное, частное мнение; станет ли оно общественным - зависит не от поддержки группы или влиятельных членов «направления», а от самого общества. Мало того, Солженицын не подлаживается и под «мнение народное», прекрасно понимая, что оно вовсе не всегда выражает истину в последней инстанции: народ, как и отдельный человек, может быть ослеплен гордыней или заблуждением, может ошибаться, и задача писателя - не потакать ему в этих ошибках, но стремиться просветлить.

Солженицын вообще никогда не идет по уже проложенному кем-то пути, прокладывая исключительно собственный путь. Ни в жизни, ни в литературе он никому не льстил - ни политическим деятелям, которые стремились, как Хрущев, сделать его советским писателем, бичующим пороки культа личности, но не посягающим на коренные принципы советской системы, ни политикам прошлого, ставшим героями его эпоса, которые, утверждая спасительные пути, так и не смогли их обеспечить. Он был даже жесток, отворачиваясь и разрывая по политическим и литературным соображениям с людьми, которые переправляли его рукописи за границу часто с серьезным риском для себя или же стремились помочь ему опубликовать свои вещи здесь. Один из самых болезненных разрывов, и личных, и общественных, и литературных, - с В.Я. Лакшиным, сотрудником Твардовского по «Новому миру», критиком, предложившим одно из первых прочтений писателя и сделавшим много возможного и невозможного для публикации его произведений. Лакшин не принял портрета А.Т. Твардовского в очерках литературной жизни «Бодался теленок с дубом» и не был, разумеется, согласен с трактовкой собственной роли в литературной ситуации 60-х годов, как она складывалась вокруг «Нового мира». Другой разрыв, столь же болезненный и жестокий, - с Ольгой Карлайл. В 1978 г. она выпустила в США книгу «Солженицын и тайный круг», в которой рассказывала о той роли, что принадлежала ей в организации тайных путей переброски на Запад рукописей «Архипелага ГУЛАГ» и «В круге первом» и о жестокости, с которой Солженицын отозвался о ней в «Теленке...». Все это многим и на родине, и на Западе дало основания для обвинений Солженицына в эгоцентризме и элементарной человеческой неблагодарности. Но дело здесь глубже - отнюдь не в личных особенностях характера. Это твердая жизненная позиция писателя, лишенного способности к компромиссу, единственно и дающая ему возможность выполнить свою жизненную предназначенность.