Традиционное жилище долганов. Народы россии - долганы

Долганы – народ в Российской Федерации. По данным Переписи населения 2002 года, в России проживает порядка семи тысяч Долганов. Пять тысяч из них живет в Таймырском автономном округе, остальная часть народа рассредоточена по другим субъектам Федерации.
Долганы разговаривают на своем, долганском языке, который относится к группе тюркских языков (некоторые учёные относят его к диалектам якутского). Сами себя долганы называют «тыа-кихи» или «саха». В настоящее время большинство долганов исповедуют православие.

Народность сформировалась в конце 18 – первой половине 19 веков. Предками Долганов были племена якутов, эвенков, нганасанов и русских. Часто их называют «самым северным тюркоязычным народом мира». На развитие народности в большей степени повлияли казаки, осваивавшие северные пределы России. Благодаря казакам долганы были обращены в православие, кроме того, многие семьи получили русские (точнее казацкие) фамилии. До сих пор можно встретить среди Долганов людей по фамилии Кудряков, Жарков, Чуприн и многих других. В середине двадцатого века начал формироваться письменность Долганов. В ее основу лег русский алфавит. Официально письменность принята в конце 1970 году, первый долганский букварь появился в 1981 году.

Основные формы хозяйственной деятельности Долганов – охота, рыбная ловля и оленеводство. С древних времен долганы славились как прекрасные охотники, основные объекты охоты – олень, пушной зверь, дичь. Традиционная пища Долганов состоит из мяса оленя и рыба. Как мясо оленя, так и рыбу долганы предпочитают употреблять в пищу в сыром или замороженном виде. Иногда оленину вялят, а рыбу отваривают. Довольно редко долганы едят птицу (домашнюю или дикую), так же едят лук и корни растений.

Долганы, формировались в конце 8 — начале 19 веков из нескольких родов (эвенков, якутов, русских), поэтому их верования вобрали в себя представления, бытующие у этих народов.
Как и многие другие северные народы, Долганы верили, что окружающий мир состоит из трех частей: Верхний, Средний и Нижний. Только шаман мог переходить из одной части мира в другую, во время ритуальных действий (камлания). У долганских шаманов существовали те же атрибуты, что и у шаманов других сибирских народов: шаманский костюм, бубен и колотушка.

Бубен у долганских шаманов имел овальную форму, более 65 сантиметров в продольном диаметре. Обечайку делали из лиственницы, на внешней стороне доски делали семь резонаторных бугорков, так же устроенных, как и на и бубнах. На внутренней стороне обечайки прикрепляли четыре железные скобы с подвесками — кольцами. Обечайку обтягивали кожей дикого оленя.

В центре бубна на ремнях укрепляли железную крестовину. Встречались бубны с крестовиной, включенной в железное кольцо. Иногда в верхней части крестовины прикрепляли изображение двуглавой шаманской птицы.

Колотушку делали из лиственницы или из оленьего рога. Одну сторону украшали резьбой. На конце ручки вырезали изображение духа-хозяина колотушки. Иногда колотушка имела форму двухлопастного весла с перехватом посредине.

Для хранения бубнов имелись специальные мешки из шкур дикого оленя. Вообще, олень всегда ассоциировался с бубном. С помощью бубна-оленя шаман мог переходить из одной части мира в другую. Кроме этого, бубен представлялся также вселенной.

Традиционный костюм Долганов значительно отличается от костюмов других северных народов. Долганы – один из немногих народов, у которого женская и мужская одежда имеет кардинальные отличия. В традиционном костюме Долганов встречаются элементы эвенского и якутского костюмов.

Мужская одежда

Верхняя одежда Долганов-мужчин была распашная, из оленьих шкур мехом наружу. Полы сходились и стягивались специальными завязками. Под верхнюю одежду надевали нагрудник, прикрывавший живот и грудь. Вдоль пол и спереди по поясу одежда декорировалась суконной полоской красного цвета, иногда расшитой бисером. Точно такие полоски пришивались на спину. Летом долганы носили легкий кафтан черного цвета с прямым разрезом спереди и сходящимися полами, с широким воротником.

Женская одежда

Женский костюм Долганов очень похож на народный костюм эвенков. Верхняя одежда всегда декорировалась вставками из сукна, различной формы. Как правило, выше пояса вставляли овальные клинья из сукна, а ниже пояса прямоугольные. Зимой, женскую одежду шили из оленьих шкур, летом из сукна, но того же покроя.

Головные уборы

Головные уборы мужчин и женщин практически не отличаются. Как правило, в качестве головного убора использовался капор, который сшивался из трех частей: первая часть прикрывала затылок и темя, а две другие пришивались по бокам и прикрывали уши и щеки. Другая разновидность капора состояла из двух частей. Одна полоса располагалась поперек головы и закрывала темя и уши, а вторая полоса была полукруглой и закрывала затылок.

Головные уборы шили из сукна или ровдуги. Подкладкой служил олений мех, с пышной опушкой вокруг лица и с небольшой опушкой по нижнему краю капора. В суровые морозы долганы наносили капоры из шкурок лисы, волка, песца.

Общая информация

Долганы — один из малочисленных народов Севера в Российской Федерации. Самоназвания - долган, тыакихи. Свое название долганы получили по имени одного из эвенкийских родов долган, которое и стало этнонимом для всего народа. Говорят на долганском диалекте якутского языка. Некоторые исследователи считают его самостоятельным языком. Внутри долганского языка, в зависимости от места проживания его носителей, существуют диалектные различия. Условно выделяются три группы долган: западные, восточные и попигайско-анабарские.

Формирование долган как самостоятельного этноса происходило в сравнительно близкое историческое время - в 19 - начале 20 веков. В этногенезе долган ведущую роль сыграли эвенки. Основу долганского этноса составили четыре эвенкийские родовые группы: долган, донгот, эдян и каранто. Кроме них в состав долган вошли также отдельные группы якутов, энцев, ненцев и русских старожилов, известных на Таймыре под именем затундренные крестьяне.

Территория расселения и численность

Общая численность долган в 1989 г. в СССР составляла 6945 человек, в т.ч. в Российской Федерации - 6584. Более 70 % всех долган сосредоточено в Таймырском автономном округе - 4939 чел. В Анабарском районе Якутии по состоянию на 1 января 1999 г. имелось 858 долган. Следует заметить, что перепись 1989 г. отметила в Якутии всего 408 долган, при этом в Анабарском районе долганы не были показаны вовсе. Это не было статистической ошибкой, а отражало определенную тенденцию в национальной политике советской Якутии, когда часть долган, эвенков и эвенов записывали якутами. В настоящее время долганы сконцентрированы в нескольких населенных пунктах, живут совместно с нганасанами, русскими, якутами и другими народами. Наиболее крупные поселения в Таймырском автономном округе - Хатанга (районный центр), Попигай, Новорыбное, Сындаско, Новая. В Анабарском районе Якутии - Саскылах (улусный центр), Юрюнг-Хая и Эбелях.

Образ жизни и система обеспечения

Традиционные занятия долган - кочевое оленеводство, охота на дикого северного оленя, пушной промысел и рыболовство. Лето долганы проводят со стадами оленей в тундре, зиму - в лесотундровой зоне. Долганскому оленеводству присущи черты, свойственные оленеводству самодийских народов - нганасан, ненцев, у которых и была заимствована эта отрасль хозяйства. Но долганскому оленеводству присущи и эвенкийские черты - использование оленей для верховой езды и под вьюк, доение важенок.

В современных условиях оленеводство долган развивается как отрасль коллективного производства, а также в родовых и семейных хозяйствах. В Анабарском районе работает четыре муниципальных унитарных предприятия, три кочевые общины и 2 крестьянских хозяйства. В 1999 г. у них насчитывалось около 19 тыс. оленей. Ежегодно здесь производится до 800 тонн оленьего мяса. В Хатангском районе домашнее оленеводство в последние десятилетия в связи с большим ростом численности дикого северного оленя сократилось до минимума. Важной отраслью хозяйства для долган является промысел дикого северного оленя. На Таймыре его отстрел ведут все оленеводческие хозяйства, привлекая для этого не только местных промысловиков, но и приезжих охотников-профессионалов, а также родовые общины («Эрэбиль» и др.) и крестьянские хозяйства. Необходимо отметить, что на Таймыре наблюдается самое многочисленное стадо диких оленей в России. В Анабарской тундре промысел дикого оленя носит в основном потребительский характер. Потребительским в основе своей является и рыбный промысел в бассейнах Хатанги и Анабара. Среди основных проблем развития традиционного хозяйства долган в современных условиях наиболее острой является кадровая. Нехватка оленеводов, охотников, рыбаков, по оценке специалистов, является первопричиной всех трудностей в развитии этно-хозяй-ственного комплекса. Решение этой проблемы в Анабарском районе Якутии связывают с созданием в тундре жилищно-бытовых комплексов. Один из таких комплексов уже построен. На одном из участков открыты малокомплектная школа, медицинский пункт, фактория, разработан проект более комфортного жилища передвижного типа. Планируется открыть 4 подобных комплекса. На Таймыре также пытаются создать пилотные проекты по некоммерческому партнерству и привлечь новые технологии в переработке оленины на местах.

Этно-социальная обстановка

Долганы - один из наиболее урбанизированных народов в Таймырском автономном округе. Многие долганские семьи проживают здесь в г. Дудинке, поселке городского типа Хатанге. Жизнь этой части долган мало чем отличается от образа жизни остального населения. Этно-социальную обстановку в сельской местности определяют общие для российского Севера проблемы: свертывание нерентабельного местного производства и связанная с этим безработица, сокращение государственных ассигнований на развитие социальной инфраструктуры, отсутствие горючего, трудности с завозом продуктов питания, без которых большинство аборигенов уже не может обходиться (кондитерские изделия, животное масло, мясная гастрономия и т. п.), возросшая заболеваемость и смертность коренного населения и др. Повсеместно ухудшается нравственно-психологический климат в населенных пунктах: растет алкоголизм, падение нравов, число правонарушений, разводов. В последние годы численность приезжего населения в поселках, где живут долганы, существенно сократилась. Это обстоятельство, по свидетельству самих долган, привело к обострению отношений с другими северными соседями на бытовой почве. Дает о себе знать и растущая социальная дифференциация среди долган. По экономическому признаку выделяется состоятельная группа оленеводов и охотников на дикого оленя, взаимоотношения которой с менее удачливыми жителями поселков оставляет желать лучшего. Недовольство многих долган в Таймырском автономном округе вызывает нерешенность вопроса о закреплении за охотниками промысловых угодий. Но с приходом новых молодых губернаторов к власти, бывших менеджеров компании Норильск-никель, экономическая и социальная ситуация постепенно изменяется к лучшему как в регионе в целом, так и поселках.

Этно-культурная ситуация

В духовной культуре долган своеобразно переплетаются черты эвенкийской и якутской культур. В Хатангс-ком и Анабарском районах действует комплекс культурно-просветительных учреждений, в рамках которых и развивается современная культура долган. В Таймырском автономном округе широкой известностью пользуется долгано-ненецкий вокально хореографический ансамбль «Хэйро», детские фольклорные коллективы работают в районных центрах и крупных поселках. На долганском языке ведут передачи окружное радио и телевидение, в Анабарском районе по сохранению истории и культуры долган ведет работу местная студия телевидения. Здесь работает также Саскылыхский народный театр. В целях возрождения национальной культуры отмечаются традиционные праздники «Байанай», «День оленевода Анабарской тундры». Высоким мастерством отличаются долганские мастера в области прикладного искусства. Возрождается резьба по оленьей и мамонтовой кости, орнаментация одежды и обуви оленьим мехом и бисером. У долган сформировалась значительная прослойка национальной творческой интеллегенции. Широкой известностью пользуется творчество долганской поэтессы Огдо-Аксеновой, профессионального художника Б. Молчанова. Заметный вклад в науку внесли долганские ученые Г. Попов, Т. Еремина.

Органы управления и самоуправления

Долганы - один из немногих народов Севера РФ, имеющие свое национально-территориальное образование - Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ, являющийся субъектом РФ. В структуре окружных органов управления имеется Департамент по делам коренных малочисленных народов Севера, который и координирует всю работу среди коренного населения. Необходимо отметить и кадровую политику нового руководства округа, направленную на привлечение представителей коренных народов на административные должности. Анабарский район Якутии имеет статус национального (Анабарский национальный долгано-эвенкийский улус). Функции органов самоуправления в настоящее время у долган выполняют региональные ассоциации коренных малочисленных народов Севера. На Таймыре Ассоциация создана в 1996 г. и ставит своей задачей сохранение самобытной культуры коренных народностей Таймыра, развитие традиционных видов хозяйственной деятельности. В Анабарском районе Якутии районное отделение Ассоциации малочисленных народов Севера Якутии образовано в апреле 1991 г. и объединяет в своих рядах около 400 представителей долган, эвенков и эвенов. Ассоциация ставит своей целью защиту прав и интересов этих народов на территории района и республики. Из других общественных организаций в районе имеются Совет старейшин и союз родовых общин.

Правовые документы и законы

В Таймырском автономном округе, где живет большинство долган, в последние годы наконец-то приняты ряд законов, направленные на защиту прав коренных малочисленных народов Севера. Устав (Основной Закон) Таймырского автономного округа также предусматривает для коренных малочисленных народов дополнительные права, таких как предоставление им бесплатной медицинской помощи и медицинских услуг, создание органов территориального общественного самоуправления (Советы общин, Советы старейшин и др.), финансовую поддержку через образование соответствующих фондов из средств окружного и местного бюджетов, содействие в развитии традиционных отраслей хозяйства, подготовке национальных кадров и др. В Якутии на долган распространяется общее законодательство о коренных малочисленных народов Севера. В этом отношении действуют следующие законы: «О кочевой родовой общине малочисленных народов Севера»; «Об общественных объединениях»; «Об особо охраняемых природных территориях»; «О правовом статусе коренных малочисленных народов Севера»; «Об оленеводстве»; «Об охоте» и ряд других.

Современные проблемы окружающей среды

Территория преимущественного расселения и хозяйственной деятельности долган пока еще не затронута интенсивным промышленным строительством и благополучна в экологическом отношении. Негативное воздействие Норильского индустриального комплекса, по оценке самих коренных жителей, в Хатангском и Анабарском районах почти не ощущается. Ситуация может однако измениться в связи с начавшейся в 1998 г. в Анабарском районе промышленной добычей алмазов и разработкой Южно-Тигянского месторождения нефти.

Перспективы сохранения долган как этноса

Долганы во всех районах своего проживания имеют возможности для дальнейшего развития традиционных отраслей хозяйства, их отличает высокий уровень этнического самосознания.

Этническая культура долган является мозаичной. Основная территория расселения долган, лесотундра. Многокомпонентный состав, определяют направленность экономики и облик их культуры. Хозяйственный комплекс долган имеет промысловую ориентацию (охота, оленеводство). Кроме того, хозяйственной составляющей было рыболовство. Есть такие разнообразные типы жилищ долган - русская изба, якутский балаган, тунгусский чум, голомо.

Лексика, связанная с одеждой, у долган якутская, но основные ее конструктивные типы имеют тунгусские и самодийские соответствия. Женщины носили преимущественно якутскую одежду, но в отличие от якутов, долганская одежда более декорирована, что соответствует долганской традиции. Сочетание разноэтничных элементов представлено в фольклоре и традиционном мировоззрении долган.

Такое состояние долганской культуры может породить представление об отсутствии у них собственной культуры. Но именно в этом и проявляется специфика долган, поскольку такой культуры нет ни у одного северного народа. В общем плане, "промысловое производство долган представляло собой модернизированное под русским, якутским и самодийским влиянием тунгусское хозяйство, приспособленное к специфическим условиям лесотундры и тундры Таймыра".

Значительное количество записей по всем жанрам фольклора долган было сделано П.Е. Ефремовым во время экспедиционных поездок на Таймыр.

Долганское искусство представлено фольклором, в котором прослеживается якутское и русское влияние. Былины исполняются в виде песен, близких якутским олонхо. Распространены сказки, в которых фигурируют купцы, крестьяне, Иван-царевич. В сказаниях встречаются эвенкийские заимствования. Слагаются также песни, загадки, пословицы и поговорки. Из музыкальных инструментов встречается варган якутского типа.

Значительное количество записей по всем жанрам фольклора долган было сделано П.Е. Ефремовым. Это героическое сказание «Три девушки - родные сестры», ряд сказок, мифов и песен. Другими авторами собраны следующие фольклорные сказания: «Москогдой-богатырь», «Девушка-богатырь», «Караккан-тойон», «Война куропаток и щук» и др.

Сложные процессы формирования культуры, природно-климатическая среда обитания и особенности художественных традиций нашли яркое отражение в искусстве долган.

Национальный костюм

В названиях долганской одежды преобладают якутские слова, в ее декорировке широко используются характерные типы якутского орнамента и металлические украшения.

Одежда долган была более ярко декорированной, чем одежда северных якутов. Здесь, видимо, проявлялась давняя тунгусская традиция - для западных групп долган издавна была характерна вышитая одежда. Анализ сохранившихся образцов старинной вышитой одежды долган показывает весьма близкие параллели с эвенкской одеждой.

Н.Ф. Прыткова в свое время писала, что «у долганов, как ни у одного из сибирских народов, наблюдалось полное несовпадение мужской и женской одежды». Это, пожалуй, одна из характерных черт долганской одежды. Действительно, при одном и том же материале и некоторых общих чертах в конструкции и фасоне между женской и мужской одеждой существовали определенные различия. Это прежде всего наблюдалось в определенных типах одежды, характере декора и оформления. Ярким свидетельством может послужить и богатая терминология долганской одежды, в которой четко прослеживается половозрастная характеристика. Одежда долган по назначению также подразделялась на повседневную, празднично-выходную, промысловую и погребальную.

Традиционная одежда долган многосоставна. Головной убор, верхняя одежда, обувь и различные дополнения представляют собой единый комплект. У долган наблюдается наличие как распашной, так и глухой одежды.

У долган выработана особая культура, они не только умели шить красивую одежду, но и знали особенности ее ношения, им хорошо были известны способы ухода за нею и хранения.

Мужская и женская верхняя одежда долган -- кафтан из сукна (сонтап), расшитый бисером, сходный с эвенкийским. Мужские рубахи, штаны и женские платья шились из покупных тканей и не отличались от одежды русских старожилов центрального Таймыра. Рубашки украшались узкими кантами из цветной материи и множеством пуговиц.

Зимой носили парки из оленьего меха, похожие на нганасанские, и сокуи ненецкого образца (глухая меховая одежда с капюшоном мехом наружу). Летом носили также сокуи, но из сукна. Шубы из оленьих шкур служила всего 2-3 года, затем вышитые декоративные отделки одежды надо было перешивать на новые. В этом отношении суконные кафтаны были намного практичнее и долго носились.

Головные уборы (бэрсегэ) капоры образного покроя из сукна, расшитые бисером (летние), или из лисьих камусов (зимние). Женские капоры отличались наиболее яркими и декоративными. Для оформления суконных шапок используются в основном два наиболее распространенных технических приема декорирования: вышивка бисером и аппликация цветными полосками ткани и ниток. Полосы орнамента, состоящие из нескольких рядов цветного бисера или тканевой аппликации, обычно располагаются по краям и основным швам капора. Мужские шапки орнаментировались бисерной или тканевой вышивкой так же богато, как и женские, но их украшение имеет несколько иной характер. В них в основном декорировали переднюю лицевую и затылочную части.

Обувь шилась из оленьих камусов или ровдуги (наподобие эвенкийских унтов) и украшалась бисером.

В настоящее время национальная одежда распространена достаточно широко; у поселковых жителей, особенно у женщин, используется преимущественно в качестве праздничной одежды.

Численность - 6945 человек. Язык - тюркская группа алтайской семьи языков. Расселение - Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ, Республика Саха (Якутия), Красноярский край.Кроме этнонима - haka распространены также региональные самоназвания - дулгаан, тыа киhитэ, тыалар. Долганы различаются по говорам: западные, восточные и попигайско-анабарские; в 1989 г. родным языком владели свыше 83% долган. Долганская письменность на основе русского алфавита была официально принята в конце 1970-х гг., первая книга вышла в свет в 1973 г., первый долганский букварь - в 1981 г. Долганы сформировались как этнос сравнительно недавно, в XVII - XIX вв., путем смешения и слияния групп других народов - эвенков (тунгусов), якутов , энцев (самодийцев) и русских (так называемых затундренных крестьян), а также усвоения отдельных элементов культуры соседей - эвенов , нганасан. В XVII в. тунгусские роды с названием Долган были известны в районах Анадыря, Гижиги, на Камчатке, Охотском побережье; роды Эджен (Эдян) - в бассейне р. Алдана, в районе Аяна на Охотском побережье и т.д. В конце XVII в. в бассейне р. Хатанги и на р. Хете появляются первые якуты-переселенцы, которые позднее образовали здесь Нижне-Затундринскую якутскую волость. Еще раньше, с первой половины XVII в., по рр. Пясине, Дудып-те, Боганиде, Хете, Хатанге селились русские «промышленные» люди (занимающиеся промыслом), положившие начало старожильческому русскому населению, известному в дальнейшем под названием затундренных крестьян. Эвенкийские роды, ставшие впоследствии ядром долган, в XVII - XVIII вв. контактировали с якутами-переселенцами и, приняв их язык, вместе с ними мигрировали (перемещались) по общей территории. В течение XVIII в. группы долган переселились на северо-запад, на рр. Попигай и Хатангу, Донгот и Эджен - в район Норильских озер, Карын-туо - в бассейн Боганиды. Оставшиеся на р. Лене вошли в местные якутские наслеги отдельными родами.

В XIX в. на Таймыре активно протекал процесс взаимного сближения различных групп населения. Якутский язык становился господствующим для тунгусских родов и большей части затундренных крестьян. Межнациональные браки все более стирали различия между ними. Накануне Октябрьской революции образовалось несколько родов, возглавляемых родовыми старостами: долгано-енисейский (собственно Долган), жиганско-тунгусский (Эджен), долгано-тунгусский (Долгот) и боганидско-тунгусский (Карынтуо). Хозяйство и культура отражают сложное происхождение народа. Его традиционные занятия - оленеводство и охота, а в отдельных районах - рыболовство. Долганы вели кочевой образ жизни, не выходя за пределы лесотундры. Зимой норильские и попигайские долганы жили обособленно друг от друга, иные группы - совместно, по пять-шесть хозяйств, некоторые - оседло в постоянных избах. С наступлением весны образовывали кочевые группы из нескольких семей, владевших угодьями. Оленей охраняли круглосуточно караульные от каждого хозяйства. Осенью группы распадались, семья самостоятельно подготавливала к зиме песцовые ловушки-пасти и охотилась на диких оленей. Оленеводство сочетало в себе традиции тунгусского верхового и приемы санного оленеводства, заимствованные у самодийцев (ненцев). Летом оленей использовали под седло и вьюк, а зимой - в упряжке. Нарты в основном были косокопыльными, сходными с ненецкими и нганасанскими, но встречались и якутского типа, с низкими прямо поставленными копыльями. Передового оленя запрягали и управляли им вожжой справа, тогда как у ненцев, энцев и нганасан - слева. Как эвенки, долганы доили оленей и, как ненцы и нганасаны, использовали пастушескую собаку. Седла и способ езды верхом были тунгусского типа.

Охотились на песцов, гусей, уток, куропаток. По преданиям, на диких оленей охотились с луком и стрелами, расста­вляли самострелы (большой лук, настороженный на звериной тропе). С конца XIX в. начали пользоваться огнестрельным оружием, часто с отравленными пулями. Яд извлекали из прогорклого жира дикого оленя. Большое значение имели осенние коллективные поколки оленя при переправах через реки (животных закалывали в воде копьями). Летом и осенью их выслеживали с помощью охотничьей собаки. Осенью, в период гона диких оленей, использовали прирученного оленя-манщика, которого подпускали к диким. Зимой охотились на оленей гоньбой: запрягали в легкие нарты четырех оленей и часами гонялись за выслеженным стадом. Подкрадываясь к стаду диких животных, охотники маскировались щитком, поставленным на полозья, передвигались на широких лыжах тунгусского типа (как у эвенков). Для водоплавающей дичи расставляли сети, силки, капканы, для песца - ловушки-пасти: зверь хватал приманку, вытягивал наживную палочку и ронял на себя бревно гнетка. Охота на песца имела главным образом товарное значение. При подледном лове применяли ставные сети-пущальни из ниток или конского волоса. Сети привязывали к жердям и пускали по течению. При ловле рыбы пущальнями, как неводами на горных речках, тягловой силой служили верховые олени. Крючки на щуку, хариуса, кунжу изготовляли кустарным способом из гвоздей. Лодки небольшого размера покупали у русских и якутов. Традиционное кочевое жилище - конический чум тунгусского типа (как у эвенков), летом - укрытый покрышками из ровдуги (грубо выделанная оленья или лосиная замша), а зимой - оленьими шкурами.

В старину устанавливали голомо и балаганы якутского типа (каркасные жилища из наклонных столбов, плах, досок, обложенные дерном), без окон и нар. С приходом русских начали жить в балках (нартяных чумах), домиках на полозьях. Балок - прямоугольный каркас, снаружи обтянутый оленьими шкурами, а изнутри - ситцем. Его устанавливают на больших санях, перевозят упряжкой из пяти - семи оленей. Окна в нем застеклены, есть железная печь, нары, стол, иногда стулья.

Балком пользуются до сих пор, он удобен при перекочевках. Из хозяйственных построек сооружали лабазы-помосты и амбары на высоких столбах. Мужская и женская одежда различалась. Верхнюю одежду шили из покупных тканей. Мужчины носили рубашки и штаны, женщины - платья, поверх которых надевали закрытые фартуки и пояса, расшитые бисером (мелкими стеклянными или фарфоровыми цветными бусинками); нижнего белья не было. Мужчины и женщины летом и зимой носили суконные кафтаны (сонтап), зимой - песцовые и заячьи шубы. Оленьи распашные (с разрезом спереди) парки похожи на эвенские, хотя полы у них сходятся. Носили парки с нагрудниками, похожими на эвенкийские. Характерная особенность мужской и женской одежды - несколько удлиненный сзади подол. Шапки (бэргесэ) имели форму капора с верхом из сукна или лисьих камусов (шкура с ноги), расшитых бисером и цветными полосками ткани.

Зимнюю обувь длиной до колен и выше изготавливали из оленьих камусов, расшивали бисером, летнюю шили из ровдуги. Праздничную одежду и обувь богато украшали бисером, аппликациями из цветных полосок ткани, вышивали подшейным волосом оленя по ровдуге, окрашенной в красный цвет отваром ольховой коры или охрой, а в черный - графитом.

В прошлом на лямках и поясах оленьей упряжки встречались вышивки нитками из сухожилий. Мужским ремеслом была резьба по мамонтовой кости, для нее характерны резные нащечные пластины оленьего недоуздка, инкрустация черенков ножей оловом с оригинальным геометрическим орнаментом. Ели в основном вареные и вяленые мясо и рыбу. Из мороженой рыбы делали строганину. Использовали в пищу коренья, ягоды, пекли лепешки, оладьи. Счет родства у долган велся по мужской линии. Терминология была якутской. Родовая организация распалась к XIX в., но сохранились коллективные формы охоты на диких оленей и птиц, рыбной ловли и т.д. Добытых оленей и выловленную рыбу делили между родственниками и соседями, товарная пушнина оставалась собственностью охотника. Богатые хозяева - владельцы больших стад оленей в работниках использовали своих бедных родственников. Во второй половине XIX в. в среде долган появились посредники для взаимодействия с русским и якутским купечеством, эксплуатировавшие своих сородичей.

У долган сохранялись анимистические воззрения. Божества и духов они делили на три категории: невидимые существа, способные вселяться в любой объект (иччи); духи, доброжелательные к людям (айыы); духи, недоброжелательные к людям, обитающие в подземном мире (абаасы). У шаманов (ойун) костюм и бубен были якутского типа. Как и у соседних самодийских народов, долганские шаманы различались по уровню владения магическим мастерством: «певцы-врачеватели» (ырыахыт), не имевшие костюма с погремушками и бубна; «шаман, обращающийся за помощью к духам Нижнего мира» (муолин ойун); «шаман, имеющий удила» (уостуган ойун), т.е. обладающий комплектом ритуальных атрибутов. Как у эвенков и якутов, шаманы долган могли быть «мелкими, слабыми» (ылгын), «средними» (орто) и «великими» (атыыр) избранниками духов. Народ почитал семейных и охотничьих покровителей (сайтаанов). Ими могли быть различные предметы (причудливой формы камень, рога оленя и т.д.), в которые шаман вселил духа - иччи. Наряду с этим существовала культовая деревянная скульптура. Покойников хоронили в земле. Восточные долганы делали над могилой сруб, украшали его затейливыми узорами, у могилы убивали оленя, а одежду и личные вещи покойника оставляли тут же, на земле, или вешали на дерево. Западные (норильские) - сруба не делали, но на земляной холмик сваливали дерево.

В долганском фольклоре самобытные черты соединены с элементами якутского фольклора олонхо (по характеру исполнения он - зародыш народной оперы), эвенкийских сказании, русских сказок и т.п. В самобытных фольклорных жанрах отражены реальная природа Севера, кочевой быт. В заимствованных сюжетах описаны оседлая жизнь, иная природа, социальные отношения, не свойственные Северу. Выделяют следующие жанры фольклора: загадки, песни, сказки, предания, рассказы-были. Сказки о животных, волшебные и бытовые - наиболее распространенный в наши дни жанр. Предания и рассказы-были отражают старинные родовые, межплеменные и внутрисемейные отношения. Короткие лирические, любовные и длинные песни импровизируют «песенные люди». Загадки широко бытуют у детей и взрослых. Пословицы и поговорки в основном заимствованы у якутов. Музыка в жанровом и стилистическом отношении представляет собой вариант культуры северных якутов и имеет родственные связи с музыкой эвенков, эвенов, нганасан, энцев, ненцев и северосибирских русских старожилов. Из жанров выделяют эпическую, обрядовую, инструментальную и фоносигнальную музыку, а также песни. Они всегда связаны с персональной певческой традицией, характерной для тунгусских и самодийских этносов. Песни-обращения юношей и девушек имеют важное значение в формировании семейно-брачных отношений в традиционной этнической среде. Пожилые исполняют песни-размышления о прожитой жизни, о человеке, об окружающей природе. Обрядовые жанры можно разделить на общеплеменные и шаманские. К первым относят круговые песни пляски, ко вторым - ритуалы шамана (или шаманки) с песнопением, звукоподражанием, речитативом, возгласами, игрой на бубне, звуками подвесок-погремушек.

С начала XX в. играют на якутском самозвучащем щипковом варгане - металлической пластинке с вырезанным в ней язычком, к которому крепят веревочку. Распространен также хороводный танец Хэйро, помогающий испросить у духов плодородия, благополучия семье, размножения скота. Мужчины и женщины, взявшись за руки, становятся в круг, двигаясь то в одну, то в другую сторону и припевая в такт ударам ног: «Ехоръ-е, ехорь-е, чах, чех, чех, ехэръ-е» или «хэй-нан-хачу, хай-нан-хачу». Непременный атрибут танца - вбитый в землю или лед в центре круга шест (хорей), которым погоняют оленей. Музыкальные инструменты отражают особенности хозяйственного уклада, обрядовые традиции и специфику худо¬жественного мышления: подвеска-ботало на рогах оленя (каангалда); ботало (колокол) на шее упряжного оленя для отпугивания волка (купулээн); погремушки-бубенчи¬ки на праздничной одежде детей (кобо), у женщин и в ша-манском одеянии подвески (уостаак кобо), в оленеводстве металлические шары на оленях (каагыр кобо); колокольчики на детской колыбели и одежде (чуораан); звякающие украшения-подвески на одежде (тингкинэс). Особое место занимают шаманские атрибуты: бубен (дингур); подвески-погремушки, символизирующие кости и перья (кыыраан); ремень с тремя колокольчиками, за который шаман держится во время камлания (ситим) - ритуала общения с духами.

Долганы компактно проживают в поселках Хатангского и Дудинского районов Таймырского автономного округа и в г. Дудинке. По-прежнему занимаются оленеводством, с которым также связано народное художественное творчество и прикладное искусство - резьба по оленьей и мамонтовой кости, обработка одежды и обуви оленьим мехом и бисером, пошив национальной одежды, оформление домашней утвари для кочевой жизни. Преподавателей долганского языка готовит педагогическое училище в г. Дудинке. Для начальной школы изданы учебники родного языка. Среди долган Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Республики Саха (Якутия) есть известные писатели, поэты, журналисты, профессиональные художники, ученые и специалисты в области языкознания, истории, географии, педагогических наук. В Республике Саха (Якутия) популярен национальный детский ансамбль «Хейро». Гостелерадиокомпания «Таймыр» готовит передачи на долганском языке, а газета «Таймыр» публикует материалы, посвященные возрождению традиционного уклада жизни, развитию языка и культуры долган.

Долганы реки Анабар.

Анабарские долганы - небольшая локальная субэтническая группа, один из коренных народов, населяющих территорию Анабарского улуса Республики Саха. По данным Всероссийской переписи населения 2002 года в улусе насчитывалось 988 долган. Говорят они на долганском диалекте якутского языка. Традиционные занятия - кочевое оленеводство, охота и рыболовство. В настоящее время долганы компактно проживают в поселках современного типа Юрюнг-Хая и Саскылах.

Анабарская земля, расположенная далеко за полярным кругом на северо-западной окраине Якутии, входящей в географическую зону арктических территорий, является местом компактного проживания долган, одного из коренных малочисленных народов Севера. В этих северных широтах испокон веков обитали кочевые племена - далекие предки современных анабарцев. Здесь, в суровых условиях арктической тундры, в краю полярных ночей и холодных ветров, сложилась их многовековая история, сформировалась неповторимая культура северных оленеводов-кочевников.

Проблема происхождения и этническая история долган, в том числе анабарских, до сего времени остается недостаточно изученной. Наиболее раннее упоминание тунгусов долганского рода встречается в книгах ясачного сбора русских казаков первой половины XVII века. Их обитание отмечено на среднем течении реки Лены в устье реки Вилюй. Позже долганы постепенно мигрировали на северо-запад, в район бассейнов рек Оленек, Анабар и Хатанга, где оказались среди других этнических групп различного происхождения. Судя по ясачным книгам, к приходу русских казаков этнический состав постоянных плательщиков ясака здесь был достаточно пестрым. Отмечены названия разных племен и родов тунгусского, самодийского и якутского происхождения. Многие исследователи считают, что этническое ядро долганской народности восходит к тунгусскому роду дулган. Это подтверждается и тем, что современные долганы разделяются на группы, имеющие связь с разными народами и их территориальными группами, живущими в пределах Красноярского края и Якутии (илимпейские эвенки, ессейские и анабарские якуты, русские старожилы). Таким образом, долганы как отдельная народность сложились в результате длительного процесса постепенного продвижения различных групп эвенков и якутов на территории Таймыра.

Предки современных анабарских долган исконно занимали обширную территорию между бассейнами северных рек, впадающих в море Лаптевых. До оформления современных границ между Якутией и Красноярским краем основная часть местного кочевого населения административно относилась к Енисейской губернии. Туруханскими властями они именовались «нижнезатундринскими» якутами. В результате установления в 1930 году новых территориальных границ Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Якутской республики местное коренное население было разделено на две части. Таким образом, в низовьях Хатанги и Анабара образовались две отдельные группы, территориально отрезанные и относящиеся к разным административным образованиям. В советское время связь между родственными группами практически была потеряна.

Истоки этнокультурных традиций долган уходят в глубокую древность, к культурам кочевых аборигенов, в прошлом населявших обширную территорию между бассейнами рек Хатанги и Анабара. Данная этнокультурная область издавна представляла собой особую контактную зону различных племен и этнических общностей - носителей самобытных кочевых культур.

Культура долган содержит целый ряд различных по своему характеру и происхождению этнических черт. Сочетание последних создает то неповторимое своеобразие, которое отличает долган не только от их ближайших соседей, но и от других родственных народов, ведущих сходную хозяйственно-культурную деятельность и связанных с ними общностью происхождения.

Между анабарскими и хатангскими долганами в этническом и культурном плане много общего. Анабарские долганы, как и хатангские их сородичи, превосходные оленеводы, охотники и рыбаки. Анабарским оленеводам также присущи многие характерные особенности долганского оленеводства, имеющие древние черты тунгусских традиций. Охота и рыболовство отличаются наличием как якутских, так и северных элементов. Для лесотундровой зоны были типичны отстрел дикого оленя, песцовый промысел, летняя охота на водоплавающих птиц, ловля куропаток. Способы и техника были достаточно развиты, в промысловых традициях также наблюдалось влияние соседних народов.

Традиционные хозяйственные занятия и сегодня играют особую роль в жизни анабарцев. Кочевое оленеводство, охотпромысел и рыболовство, несмотря на бурное развитие здесь в последние десятилетия горнодобывающей промышленности, остаются основными направлениями хозяйственной деятельности коренного населения. Оленеводческие хозяйства улуса считаются одними из лучших в республике. В улусе немало семей, занятых в этом виде традиционной отрасли и ведущих кочевой образ жизни. Для детей оленеводов созданы передвижные кочевые школы.

Язык анабарских долган исследователи относят к северным говорам языка саха, которые отличаются наличием значительных лексических и фонетических различий. Бытовая лексика в основном отражает специфику хозяйственной деятельности. В ее составе обнаруживаются слова различного происхождения. Особый пласт составляют слова, относящиеся к древнему тунгусскому языку. Словарный запас также включает слова русских старожилов, издревле породнившихся с местным населением. Несмотря на современное распространение якутского литературного языка, среди анабарских долган сохраняется своеобразие местного говора. Однако сегодня долганский язык, как и многие северные языки, переживает сложное время, задача его сохранения и дальнейшего развития достаточно актуальна.

Культура древних кочевников-оленеводов самобытна и уникальна своими неповторимыми фольклорными и музыкальными традициями. В улусе бережно сохраняется традиционный фольклор, развивается современное творчество. Среди пожилых долган живы устные жанры фольклора, сказки, предания, песенные напевы, традиции кругового танца хейро. Анабарские долганы известны как искусные резчики по дереву и кости, мастера вышивки бисером и цветными нитками. Долганская одежда отличается богатой меховой и кожаной отделкой, ярким орнаментальным декором.

С начала 1990-х годов в результате этнокультурной политики, направленной на поддержку коренных малочисленных народов Севера, в Анабарском улусе немало сделано для возрождения этнической группы долган. В последние годы значительно возросла их численность, создана долганская секция республиканской Ассоциации коренных малочисленных народов Севера. За эти годы улус приобрел официальный статус национального долгано-эвенкийского района. Как представители коренного населения анабарские долганы пользуются федеральными и республиканскими социальными поддержками.

В настоящее время идет активная работа по сохранению языка и культуры. В Юрюнг-Хаинской средней школе преподается факультативно долганский язык и традиционная культура, работают кружки «Уроки предков», рукоделия и многие другие.

Анатолий Саввинов, кандидат исторических наук

Федеральное государственное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования

«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Юридический институт
Юридический факультет

РЕФЕРАТ
«Культура долганов»

Преподаватель Н.М.Либакова

Студент ЮЮ10-07 К.Р.Кудрявцева

Красноярск 2010

Введение………………………………………………………………………………………………...3
1 Этногенез………………………………………………………………………….…………………..4
2 Традиционные занятия……………………………………………………………………….………5
3 Традиционное жилище………………………………………………………………………….……6
4 Религиозные верования…………………………………………………………………….……..7-10
5 Национальный костюм……………………………………………………………………………...11
6 Национальная пища…………………………………………………………………………………12
7 Семейно-бытовые отношения………………………………………………………………………13
8 Фольклор и народное творчество…………………………………………………………………..14
9 Культура…………………………………………………………………………………………...…15
Заключение…………………………………………………………………………………………….16
Список использованных источников………………………………………………………………...17

ВВЕДЕНИЕ

На территории Красноярского края проживает множество различных народов: буряты, украинцы, кеты и т.д. Но свое внимание я бы хотела акцентировать на таком народе как долганы.
Долганы (самоназв.: долган, тыакихи, саха) - коренной народ севера Красноярского края (5,8 тыс. чел.). Большая их часть проживает в восточном, Хатангском районе Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа по рекам Хета и Хатанга. Меньшая часть - на западе округа, в Авамской тундре на Енисее. Незначительное число долган имеется в Анабарском улусе Республики Саха (Якутия). Всего в России насчитывается 7,3 тысячи долган.
Язык долган считался диалектом якутского языка. В настоящее время он определен как самостоятельный язык, близкий якутскому. Относится к тюркской группе алтайской языковой семьи. Различают говоры: западный, восточный и попигайско-анабарский. Письменность - на основе русского алфавита.
Верующие долганы - православные. Общая вера была одним из факторов консолидации долган в единую этническую общность. Есть приверженцы традиционного культа (шаманизм, обожествление сил природы, анимизм). Анимизм, в частности, проявляется в поклонении сайтанам (необычной формы камни, деревья и другие предметы), которые считались покровителями охотничьего и рыболовного промыслов.

1 ЭТНОГЕНЕЗ

Долганы являются одним из наиболее «молодых» народов Севера. Как этнос он сложился на Таймыре в XVIII-XIX вв. в результате взаимодействия и смешения трех этнических компонентов: русских старожилов (т. н. «затундренных крестьян», проживавших там с XVII в.), мигрировавших в XVIII в. из Якутии тунгусов (эвенков и эвенов) и переселившихся в XIX в. из Якутии северных якутов-оленеводов. Окончательное оформление долган в качестве самостоятельного этноса произошло в начале XX века.
Этноним «долганы» имеет эвенкийское происхождение, от названия одной из тунгусоязычных родовых групп - Долган, Донгот.
В декабре 1930 г. был образован Таймырский (Долгано-Ненецкий) национальный округ (три района, административный центр, г. Дудинка), с 1987 г. - автономный округ, с 1992 г. - самостоятельный субъект РФ, с 2007 г. - муниципальное образование в составе Красноярского края.

2 ТРАДИЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ

К традиционным занятиям долган относятся: оленеводство, охота на дикого северного оленя и пушного зверя, рыболовство. Маршруты сезонных кочевий долганских оленеводческих хозяйств были значительно короче, чем у ненцев, энцев и других народов Таймыра. Летом стада выходили в тундру на север, а зиму проводили на юге - в лесотундре. Оленеводство долган носит черты, заимствованные у соседних народов. Нарты - самодийского типа, однако, подобно эвенкам, на них садятся справа, передовой олень также запрягается справа. Подобно эвенкам, долганы используют оленя под вьюк, а также для верховой езды. От ненцев и нганасан ими заимствована пастушеская собака. В настоящее время на большей части Таймыра оленеводство исчезло, сохранилось только в двух-трех восточных поселках, поголовье домашнего оленя сократилось в десятки раз.
Из объектов охотничьего промысла наибольшее значение имеет северный дикий олень. Применялись коллективные поколки оленей на сезонных переправах через реки. Практиковалась охота с помощью оленя-манщика и маскировочного щитка. Была распространена охота гоном. Для передвижения по снегу использовались широкие лыжи тунгусского типа.
Из пушных зверей долганы добывают песца, горностая, лисицу. Орудия лова: капканы и самодельные ловушки-пасти. Осенью велась коллективная охота на линных гусей с помощью сетей. В настоящее время на птицу охотятся индивидуально с помощью ружья. Развито рыболовство, с помощью сетей добываются ценные породы рыб. Средством передвижения по воде служили небольшие лодки, которые приобретались у русских и якутов, в настоящее время - моторные лодки. В XX в. в ограниченном масштабе появилось животноводство.

3 ТРАДИЦИОННОЕ ЖИЛИЩЕ

В поселках (станках) по Хатангскому тракту долганы жили в избах русского образца, в тундре и лесотундре использовали переносные и стационарные каркасные постройки: шестовой чум эвенкийского типа, крытый ровдугой летом и оленьими шкурами зимой, голомо (сооружение из деревянных плах, крытых корой и обложенных дерном, землей), как у эвенков, или балаганы (яку тского типа).
Наиболее оригинальное жилище долган - балок, заимствованный у русских старожилов Севера. Он представляет собой каркасный домик из реек, установленный на полозья. Деревянный остов обтягивался ситцем, сверху надевалась покрышка из оленьих шкур и чехол из парусины. В балке были окна, железная печка, нары. В настоящее время чумы и балки стали редкостью, сохранились у немногих оленеводов, у охотников и рыбаков на дальних угодьях. Хозяйственными постройками служили амбарчики или лабазы, которые устанавливались на высоких столбах.
После массового перехода к оседлому образу жизни во второй половине XX в. долганы проживают в поселках, застроенных типовыми домами. Особенностью северных поселков является отсутствие дворов, заборов, огородов.

4 РЕЛИГИОЗНЫЕ ВЕРОВАНИЯ

Долганы православные. Христианизация Все они были крещены, но в конце ХIХ - начале ХХ вв., определяются как "троеверцы" (культы природы, шаманизм, христианство). Тем не менее именно общая вера, в данном случае речь идет о христианстве, выступила в качестве одного из факторов консолидации долган в единую этническую общность.
Долганы официально считались крещеными и соблюдали внешнюю сторону христианства, однако они сохраняли и традиционные религиозные верования. Это был сложный комплекс весьма разнообразных анимистических и магических представлений, суеверий, запретов. Население было прописано к енисейскому приходу. Существовавшие на территории Таймыра две православные церкви в Хатанге и Дудинке посещались редко. Священники тоже редко бывали в тундре. Грамотные долганы, окончившие в Туруханске миссионерскую школу, исполняли некоторые функции духовенства: крещение, венчание, похороны. Мифы о сотворении мира, происхождения человечества, животных, растений, бытовавшие среди «верхних» и «нижних» долган, представляли собой краткие, сжатые и противоречивые рассказы во многом совпадавшие с якутскими. «Тем не менее старшее поколение рассматривало их как события, действительно когда-то имевшие место. При всей стертости, отрывочности этих мифов, идеи, пронизывающие их, выступают достаточно отчетливо». Все рассказчики едины в своем мнении, что «когда-то, в далеком прошлом, в мире царил хаос. Основные стихии - небо и вода не были отделены друг от друга, земли не было, но вот гагара нырнула в воду и вытащила в клюве несколько песчинок земли. Из этих песчинок она сотворила землю». В одном из рассказов о сотворении земли активное участие принимают добрый дух Айын-Тойон.Аллараа-Огоньор(нижний старик),Илья-пророк и даже Иисус Христос. В основном в этих вариантов описывается спор между Айын-Тойонм и Аллараа-Огоньором о том, кто будет создавать землю. Нижний старик отказывается это делать, и Айын-Тойон вынужден был заставить своего старшего брата, злого, но не очень могущественного, достать горсть земли. «Мифы о сотворении земли носят ярко выраженный дуалистический характер. В них борются тесно связанные между собою силы доброго и злого начал». Вселенная, по представлению долган, состояла из трех миров: верхнего-небесного, среднего-земного и нижнего-подземного. Однако населению не было чуждо и плоскостное представление о Вселенной. В этом случае нижний мир рассматривался как страна, которая находится на севере. Существовали представления и о каких-то иных мирах, где живут полулюди, полудухи. Не был у долган и четкого представления о верхнем мире. По одним сообщениям он делился на 9 ярусов, по другим на 12. Представление о верхнем мире у большинства долган было весьма смутное. Думали, что там очень холодно,потому что шаман, который поднимался туда, чтобы добыть душу ребенка для бездетной семьи, вернулся весь в сосульках. Населяли верхний мир божества и добрые духи айыы. В среднем мире живут люди и дух земли-Ааан дойду иччитэ, духи-хозяева мест, воздухе витает часть злых духов, насылавших различные болезни. Все звери,живущие в среднем мире, располагались в определенном порядке в зависимости от их значимости. Выше всех находился олень, затем другие звери. Из птиц первые места занимали орел, ястреб, лебедь, сова. Сам человек, точнее его род, тоже относился к определенной группе животного мира. Исследования ученых доказывают, что в прошлом каждый род имел свою птицу, которую считал главным богом.Т ак,богом родов Ботул и Чарду был орел, рода Маймага-лебедь. Женщины, принадлежавшие к чужому роду.произносили имени тотемной птицы и прикрывали голову руками, если находились без головного убора, когда над ними пролетала птица-тотем. Считалось, что нанесение вреда своей птице вызывает болезни и несчастья. Нижний мир представляли землей Аллараа - Огоньоро. Здесь обитали различные чудовища. Божества и духи, по представлению долган, делились на три категории: иччи- бестелесые, невидимые существа, которые, поселяясь в любой предмет, делают его живым; айыы- духи, доброжелательные к людям; абаасы-духи, доброжелательные к людям. Человек болел и умирал, по мнению долган, оттого,что абаасы похищали его душу и уносили в подземный мир, а потом, поселившись в человеке, ели его. Этим верховным божествам и духам долганы не приносили жертв и не воздавали почестей. Почитались лишь покровительница рожениц и дух огня, к которому долганы относились особенно почтительно. Перед охотой, дальней поездкой, во время еды в огонь бросали кусочки мяса, рыбы или жира, брызгали кровью или спиртом. Думали, что дух огня слышит и понимает человеческую речь, поэтому огонь никогда не ругали. Если во время обсуждения важных дел, касающихся жизни жизни и производственной деятельности семьи, трещало горящее полено, то это воспринималось как глас огня, предупреждавший о том, что начатое дело будет не удачным. В этом случае откладывалась поездка на рыбалку, охоту или перекочевка. Очнь осторожно относились к выпавшим из костра горящим углям. Огонь всячески оберегали от осквернения. Категорически запрещалось лить в него воду, плевать, ворошить угли острым железным предметом. Если случался пожар или прожигалась одежда или обувь, это рассматривалось как гнев огня. Случалось, что огонь может наслать болезнь, неудачу в промысле. К духу огня обращались с просьбами, заклинаниями. Их обычно произносил самый уважаемый пожилой человек или шаман. Дух огня считался добрым существом, который противопоставлялся злым, вредным духам, поэтому над больным местом, над нарывом или опухолью, высекали искру, надеясь, что, испугавшись огня, злой дух покинет тело. Происхождение человека объясняли с помощью видоизмененной библейской легенды, приспособленной к местным условиям. Вот, например, одна из них: Айын- Тойон решил создать человека. Сначала он сотворил два существа, покрытых шерстью, и, не доделав их в половом отношении, удалился. Свое творение Айын-Тойон поместил в амбаре, запер и приставил для охраны специально созданное им для этой цели существо- сторожа. Сторож был голый и напоминал человека. В отсутствии Айын- Тойона явился злой дух и хотел проникнуть внутрь амбара, но сторож стойко защищал дверь и не поддавался на соблазны и угрозы. Тогда Аллараа-Огогньор напустил холод. Голый сторож стал замерзать и спрятался в амбар, но и здесь не мог согреться. Окончательно продрогнув, сторож согласился пропустить Аллараа-Огоньора в амбар с условием, что у него вырастит теплая шерсть. Аллараа-Огоньор даровал ему шерсть и был пропущен в амбар. Голодные существа, находившиеся в амбаре, попросили у него еды. Одному существу он подал ягоду, а другому пол-ягоды. От этого шерсть с них сошла, и первое существо превратилось в женщину, а другое- в мужчину. Когда Айын- Тойон вернулся, он в гневе проклял сторожа и превратил в собаку. С тех пор собака обречена служить человеку, питаясь его объедками. Сотворение животного и растительного мира рисовалось долганами весьма примитивно. Айын- Тойон создал все полезные растения: березу, тальник, лечебные травы. Аллара-огоньор подражать Айын-Тойону и создал ядовитые растения. То же самое произошло и с рыбами, птицами, животными. Айын- Тойон создал всех хороших рыб и птиц, употребляемых в пищу,- сига, осетра, чира, омуля, куропатку, утку, гуся. Нижгний старик- щуку, тайменя, мелкую костлявую рыбу, гагару. С Айын-Тойоном связаны все полезные животные, с Аллараа- Огоньором-все насекомые, и в заключение он хотел создать комара величиной с корову. Небесные светила: луна, звезды- не связывались с сотворением земли. Звезды рассматривались либо как озера, либо как отверстия в небе. В легенде о происхождении луны рассказывается: Когда-то очень давно, в то время, когда жили каменные люди, луны не было. Однажды каменные люди взяли в плен обычную девушку и сделали её рабыней. Как-то ночью её разбудили и послали за водой к проруби. Она отправилась с коромыслом и ведрами за водой, по пути, плача, жалуясь на свою судьбу небу. Небо вняло мольбам девушки и избавило её от бед, взяв на небо и превратив в луну, а коромысло и ведра образовали пятна на луне. Существованию мира угрожали каменные люди (войны), которые доброму духу Айын-Тойону пришлось вступить в борьбу. Породил этих воинов библейский персонаж Илья- пророк, который появился на земле в виде грома. Гром, по мнению предков долган, это воплощение духа огня. Каменные люди были так сильны, что хотели разрушить землю. Но добрый дух в жестокой борьбе победил их и превратил в окаменелые горы, а Илье- пророку разрешил появляться только в виде грома. Чтили долганы и христианского святого Николая-чудотворца. Видимо, сказалось влияние русских казаков, которые управляли Таймыром, и в их избах долганы видели иконы их любимого святого. Не забывали они и своих богов, почитая так называемых сайтанов. Сайтанами могли быть различные предметы: необычной формы камень, уродливый бог дикого оленя, любой предмет, в который шаман вселил дух- иччи. Основная функция сайтанов- оберегать, покровительствовать домашнему очагу, семье, охотникам. Сайтанов всячески ублажали, бережно хранили, кормили, перевозили с собой при перекочевках. Но в чумах, балках, на могилах можно было часто встретить и иконы с изображением ликов святых. Отмечали долганы и христианские праздники: Рождество, Пасху, Крещение, крестили новорожденных младенцев. Шаманизм. Наиболее яркой формой религиозных верований северных народностей, в частности долган, был шаманизм. Эта сфера культуры долган до сих пор исследована недостаточно, несмотря на ряд имеющихся публикаций. Между тем она представляет не только исторический интерес, но имеет и практическое значение. После установления советской власти на Таймыре шаманизм как верование был запрещен. Некоторые исследования этого явления имеются у ученных-этнографов А.А. Попова, И.С. Гурвича. Хотя формально определения термину «шаманизм» они не давали, но на основании их исследований можно сделать вывод, что сутью его они считали веру в духов и возможность их подчинения шаманам, способность последних в ходе камланий перемещаться в верхние и нижние миры, чтобы бороться и побеждать злых духов. Как у многих народов, шаманом у долган мог стать человек, имевший предков шаманов, так как именно предки являются главным помощником шамана в борьбе со злыми духами. Но одного этого было не достаточно. Человек становился шаманом не по своему желанию, а по велению духов. Долганы считали, что шаман обладает особыми качествами. Если после смерти шамана в роду не осталось его последователей, то люди считали, что им угрожает опасность. Однако избранник мог стать шаманом только после специального обряда- посвящения. Обычно период становления будущего шамана начинался с 15-16 летнего возраста. Шаманом могли стать как мужчины, так и женщины. Являясь избранником духов, будущий шаман начинал слышать и видеть то, что было недоступно другим. Он вел себя очень странно: то громко пел, то целыми сутками спал, то уходил один в тундру, то ходил по стойбищу, ничего не замечая. И однажды будущий шаман исчезал из стойбища. Иногда он отсутствовал по полгода. Возвращался в родные места оборванный, голодный, похудевший. В это время он бывал за много верст от своих мест, а начинал «сходить с ума» будущий шаман в детстве, приблизительно лет с 10. Особенно плохо ему становилось в период полового созревания. Тогда родители обращались за помощью к шаманам. Собирались соседние шаманы на общее камлание, где решали, может ли юноша или девушка стать шаманом. Если духи говорили, что этот человек станет шаманом, они просили духов прежнего шамана помочь избраннику в его становлении. Избранник после этого удалялся в тундру, где происходил ритуал посвящения в шаманы. Будущего шамана «разрубали» на куски и давали есть свое тело. Существовало поверье: «если будущий шаман ест части своего тела, то, когда он станет настоящим шаманом, будет властен над судьбами ближних». Затем духи давали ему съесть различных представителей семейства гадов. Если будущий шаман съедал и это, то ему предвещали успех в будущей деятельности. Долганы считали, что цель рассекания духами тела- пересчет костей. Шаманом мог стать только тот, у кого в теле насчитывались 41 кость. Если же костей было меньше, то человек мог стать только прорицателем. Долганский шаман Афанасий Аксенов рассказывал, что, когда он родился, дед и бабка предсказали ему, что он будет шаманом, так как он упал навзничь, а не на живот. Затем над стойбищем в продолжении трех суток часто раздавалось карканье ворона. Это окружающие тоже сочли предсказанием. «В девять лет он сходил с ума. Страдал припадками. Видел чертей. Был как во сне». Шаманы подчинялись главному шаманскому духу. Он их, по их же словам, воспитывал. «Духа этого сам шаман видит всего три раза в жизни: первый раз- при призвании своем к шаманству, второй раз- в середине своей шаманской деятельности и в третий раз- перед смертью». Многие шаманы считали, что после смерти они воскреснут в сыне. Камлания устраивались под разными предлогами, но чаще для излечения самого шамана и его сородичей. Шаманы камлали с целью помочь беременным, узнать о пропавших вещах, о причине внезапной смерти или просили у духов благополучия. Камлание- это способ общения с духами. Ученные считали, что во время камлания шаман доводит себя до состояния экстаза, гипнотизируя при этом зрителей. Существовало несколько типов камлания: Шаман собирал своих духов-помощников; Душа шамана пускалась в путешествие в мир духов; Духи вселялись в самого шамана; У долганского шамана для камлания были специальный костюм, бубен и колотушка. Бубен состоял из плоского лиственного обода, согнутого в кольцо и обтянутого ровдугой дикого или домашнего оленя. С внутренней стороны обода прикрепляли крестообразную ручку, с внешней- под ровдугой оленьими сухожилиями укрепляли 7,9 или 12 колодок-выступок из дерева- муос(рога). В ободе прорезали несколько отверстий- кулгаак (уши). Кроме крестообразной ручки, которая прикреплялась четырьмя ремнями, с внутренней стороны обода подвешивали металлические подвески. Колотушку обычно изготовляли из березы. С выпуклой стороны её обшивали оленьим камусом, с вогнутой на рукоятке вырезали изображения человеческого лица. Вместо глаз вставляли две или четыре бусинки. Если колотушку вырезали из лиственницы, то к ней обязательно подвязывали хотя бы березовую щепочку. Иногда рукоятку украшали бисером. Чтобы изготовить бубен, шаман испрашивал у духов указания, из какого дерева следует сделать обечайку. Для этого нужно было найти дерево с дуплом, обычно это была лиственница со сломанной вершиной, растущая у воды, в дупле которой, по мнению долган, могли обитать шаманские духи. Изготовление бубна происходило уже после посвящения шамана. «Духи сами велят шаману делать бубен, сшить передник». Бубен, по словам шамана Алексеева, мастерил не сам шаман, а по его поручению кто-нибудь из окружающих. Юуюен использовался шаманом то как «инструмент для созыва духов, то как ездовое животное». Выступы на ободе осмысливаются как рога для защиты от враждебного шамана. Отверстия в ободе(резонаторы) нужно для того, чтобы высматривать духов. Перед камланием шаман «привязывает к ободу ручку на все четыре ремня, после камлания один или два ремня отвязываются». Если этого не сделать, то камлание будет продолжаться- духи не уйдут из бубна. Колотушку считали вместилищем духа- помощника. Именно через него шаман вызывал остальных духов. По колотушке узнавали о том, явился ли уже дух-помощник или ещё нет. Её подбрасывали, и если она падала вогнутой стороной, это означало, что духи собрались. Бубен хранили в особом чехле вместе с шаманским облачением, в него же клали кусок оленьего жира. В течение всей жизни шаман имел право всего на три бубна. Если же ровдуга на бубне лопалась, это означало какое-то несчастье для родичей. В случае порчи бубна во второй раз это означало близкую смерть кого-либо из родственников шамана. Если бубен рвался в третий раз, считалось, что шаман умрет. Сильные шаманы, как правило, имели три колотушки к бубну: оду из дерева, другую из кости, третью из рога. Шаманский костюм долган очень близок к эвенкийскому. Шаманы заказывали отдельные его части по внушению духов. Шитье и вышивка поручались женщинам. Главная часть костюма- передник. На него нашивались 7-9 оленьих хвостов. На ровдужную шапку нашивалось изображение оленьих рогов- защита от враждебных шаманов. Для освещения своего костюма шаман заклинал духов- помощников и вселял их в изображение на костюме: Сидящий на великом дереве, Смотрящий на нас, С пестрым украшением Великой страны дух, Являющийся предком нашим Грозный ястреб-птица… Настал день, когда прославленному роду Угрожает смертельная опасность Со стороны злых духов. Духи великой земли, Вымершие поколения, Не смотрите на меня косо. Настал день, когда проклинается Колеблющаяся основа нижнего мира. После смерти шамана его одежду оставляли около могилы, бубен прокалывали и вешали на ближайшем дереве.

5 НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ

Мужская и женская верхняя одежда долган - кафтан из сукна (сонтап), расшитый бисером, сходный с эвенкийским. Мужские рубахи, штаны и женские платья шились из покупных тканей и не отличались от одежды русских старожилов центрального Таймыра. Рубашки украшались узкими кантами из цветной материи и множеством пуговиц.
Зимой носили парки из оленьего меха, похожие на нганасанские, и сокуи ненецкого образца (глухая меховая одежда с капюшоном мехом наружу). Летом носили также сокуи, но из сукна. Головные уборы (бэрсегэ) капоро образно го покроя из сукна, расшитые бисером (летние), или из лисьих камусов (зимние). Обувь шилась из оленьих камусов или ровдуги (наподобие эвенкийских унтов) и украшалась бисером.
В настоящее время национальная одежда распространена достаточно широко; у поселковых жителей, особенно у женщин, используется преимущественно в качестве праздничной одежды.

6 НАЦИОНАЛЬНАЯ ПИЩА

Основа пищи долган - оленина в сыром, вареном или мороженом виде. Только что выловленную рыбу едят сырой, слегка присаливая, либо мороженой (строганина), а также вареной. Добытых весной гусей вялят, заготовляя впрок, или варят. Из мяса птицы или оленя варят суп, приправляя мукой или крупами. Употребляют в пищу также лук, корни некоторых растений, ягоды. Женщины пекут долганские лепешки и оладьи. В настоящее время распространились покупные продукты, однако традиционные блюда по-прежнему готовятся регулярно.

7 СЕМЕЙНО-БЫТОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

У долган, как правило, малые семьи, родовые отношения почти забыты. В некоторых обрядах стойко сохраняется этническая специфика. В частности, в похоронном обряде переплелись православные и национальные традиции. В отличие от других народов Таймыра долганы хоронят умерших в земле, но на могилу сваливают дерево (на западе) или ставят деревянный сруб (на востоке), украшенный резьбой. На всех могилах устанавливают кресты, однако возле них оставляют принадлежавшую умершему одежду, разрубленные пополам нарты, у оленеводов - ставят шест с головой оленя.

8 ФОЛЬКЛОР И НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Долганское искусство представлено фольклором, в котором прослеживается якутское и русское влияние. Былины исполняются в виде песен, близких якутским олон-хо. Распространены сказки, в которых фигурируют купцы, крестьяне, Иван-царевич. В сказаниях встречаются эвенкийские заимствования. Слагаются также песни, загадки, пословицы и поговорки. Из музыкальных инструментов встречается варган якутского типа. Танцевальное искусство носит черты эвенкийского воздействия (хороводный танец - хейро). На Таймыре пользуются известностью различные долганские фольклорные коллективы: хоровой «Ародуй», вокально-хореографический ансамбль «Чокуркаан».
Сегодня в долганских поселках отмечают такие национальные праздники, как Хейро, День оленевода, День рыбака.
Своеобразие этногенеза долганского народа отразилось на терминологии и ме¬тодике подсчета. До начала XX в. долган, в зависимости от происхождения, именовали и тунгусами, и якутами, и крестьянами. Перепись населения 1926 г. выявила 656 долган, но фактически их было в четыре раза больше. По переписям населения 1939 и 1959 гг., долганы были включены в число якутов (саха). Однако в 1930-е гг. в названии округа появилось слово «Долганский», а в 1950-е гг. во всех официальных документах этноним «саха» был заменен на «долган». В настоящее время, как показали специальные исследования, большинство долган считает себя особым, отдельным от якутов народом.
Из 5,8 тысячи долган Красноярского края 5,5 тысячи человек (95 %) проживают в Таймырском (Долгано- Ненецком) муниципальном районе и 3,7 тысячи человек - в Хатангском районе (имеется восемь моноэтниче ских поселков). В последнем районе долганы составляют 53 % всего населения.
Мужчины составляют у долган 45,1 %, горожане - 17,9 %. Возрастная структура схожа с другими северными народами: до 16 лет - 34,9 %, трудоспособного возраста - 57,5 %, старше - 7,6 %. Знание русского языка - 95,6 %, родного языка - 80,9 %.

9 КУЛЬТУРА

Письменность долган была создана в конце 1970-х годов. Первая книга на долганском языке вышла в 1973 г., первый долганский букварь - в 1981 году. После чего началось преподавание долганского языка в младших классах общеобразовательных школ. В окружной газете «Таймыр» периодически выходит страница на долганском языке. На этом же языке ведет передачи местное радио в Дудинке. Большой интерес в научном мире вызвала международная конференция, посвященная 30-летию долганской письменности.
У долган развито прикладное искусство: изготовление украшений из бисера, орнаментация одежды и обуви оленьим мехом и бисером.
Распространена резьба по оленьей и мамонтовой кости (украшение пластин оленьей упряжки, рукояток ножей и т. п.). В настоящее время на Таймыре работают передвижные выставки «Современное искусство долган», «Изделия из бивня мамонта и меха» в Хатангском и Дудинском районах. Было издано пособие по изготовлению традиционных долганских сувениров «Ардай». На различных экспозициях представлены работы м астера декоративно-прикладного искусства М. Г. Бетту.
Одним из основоположников развития профессионального искусства Таймыра является долганский график и художник Б. Н. Молчанов (1938-1993). Его персональные выставки проходили в Дудинке, Красноярске, Абакане, Кызыле, Москве, Санкт-Петербурге. При Таймырском окружном центре национальных культур был создан мемориальный музей Б. Н. Молчанова, в 1995 г. выпущен художественный альбом «Звезда Заполярья», посвященный его творчеству.
Учреждена ежегодная премия имени Б. Н. Молчанова для победителей окружного конкурса декоративно-прикладного искусства.
Зачинателем долганской литературы на родном языке по праву считается поэтесса Огдо Аксенова (1936- 1995) - автор более десятка поэтических сборников. Она была одним из соавторов долганского алфавита, различных лингвистических словарей (от школьных до академических). В 2002 г. вышло полное собрание сочинений О. Аксеновой. На долганском языке пишет Николай Попов. В 1989 г. в Красноярске вышел первый сборник его рассказов «Из рода Каранто».
Большой вклад в изучение истории своего народа внесли кандидаты наук Г. Попов и Т. Еремина.
Долганы представлены в Ассоциации коренных малочисленных народов севера Таймыра.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Такое состояние долганской культуры может породить представление об отсутствии у них собственной культуры. Но именно в этом и проявляется специфика долган, поскольку такой культуры нет ни у одного народа севера Красноярского края. В общем плане, “промысловое производство долган представляло собой модернизированное под русским, якутским и самодийским влиянием тунгусское хозяйство, приспособленное к специфическим условиям лесотундры и тундры Таймыра”.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. http://www.krskstate.ru/society/nations/etnoatlas/0/etno_id/21

2. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BE%D0%BB%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D1%8B

3. http://www.hrono.ru/etnosy/dolgany.html