Дети подземелья сострадание. Сочинение по произведению «Дети подземелья

Урок по чтению в 7 специальном (коррекционном) классе VIII вида

«Тема милосердия в произведении В.Г.Короленко «Дети подземелья»

Тип урока: Обобщение знаний.

Оборудование: портрет В.Г. Короленко, произведение Короленко «Дети подземелья», текст учебника, словарь Ожегова, репродукция картины В.Г.Перова «Тройка», карточки, декоративные сердечки

Цель: формирование ценностного и гуманного отношения к семье, дому, окружающим (в процессе анализа произведения В.Г.Короленко)

Задачи

Образовательные: Отрабатывать умения выделять главную мысль произведения; называть главных действующих лиц, описывать их внешность, давать характеристику их поступков, подтверждая выводы отрывками из текста

Коррекционно-развивающие: формировать правильное произношение; развивать устную речь (умение высказывать свою мысль, связно передавать содержание); мыслительную деятельность уч-ся (установление причинно-следственных связей); развивать восприятие уч-ся, исправлять недостатки образного мышления, эмоциональную сферу (навыков усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства), мыслительную деятельность уч-ся, память и логическое мышление.

Воспитательные: воспитывать интерес к чтению, русской литературе; морально-этические и нравственные качества личности на примере героев произведения (честности, сострадания, милосердия, доброты, отзывчивости); формировать культуру общения, коммуникативные навыки (умение внимательно слушать учителя и детей, вести диалог)

Ход урока

I Орг. момент.

II Сообщение темы и цели урока.

Сегодня, ребята, у нас заключительный урок по произведению В.Г.Короленко «Дети подземелья». Мы обратимся к страницам повести, поговорим о героях и постараемся доказать, что дружба с детьми подземелья повлияла на формирование характера главного героя Васи. Давайте вспомним действующих героев повести.

III Игра «Узнай героя» (разминка).

    «Это был мальчик лет девяти, худощавый и тонкий, как тростинка. Одет он был в грязной рубашонке, руки держал в карманах узких коротких штанишек. Тёмные курчавые волосы лохматились над чёрными задумчивыми глазами». (Валек)

    «Это было бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца. Несмотря на свои четыре года, она ходила ещё плохо, неуверенно ступая кривыми ножками и шатаясь, как былинка, руки её были тонки и прозрачны; головка покачивалась на тонкой шее, как головка полевого колокольчика». (Маруся)

    «… кругла, как пышка, и упруга как мячик. Она так резво бегала, когда бывало разыграется, так звонко смеялась, на ней всегда были такие красивые платья» (Соня)

    «Он – судья. У него строгое и угрюмое лицо, на котором лежала суровая печаль неизлечимого горя. Про него говорили, что он самый лучший человек в городе… и засудил даже одного графа…». (отец Васи)

    «… роста он был высокого… короткие слегка рыжеватые волосы торчали врозь; но глаза смотрели упорно и мрачно, и в них светились острая проницательность, энергия и ум». (Тыбурций)

IV Работа в парах

Чтобы вспомнить эпизоды повести с участием Васи и других героев, нам предстоит выполнить задание (выбрать нужную карточку, характеризующую главного героя).

(вопрос учителя) (ответ учащихся)

    «Вася твёрдо обещал Валеку, * Верность данному слову что никому на выдаст их и сдержал слово».

    «Вася приобрёл настоящих *Радость дружбы друзей. Валек и Маруся тоже очень ждали его».

    «Вася взял у Сони куклу для Маруси» *Чувство сострадания

    «Вася терпеливо переносит *Терпимость все неприятности, которые у него появились из-за куклы».

Используя карточки-ответы, давайте постараемся нарисовать словесный портрет Васи. Какой он по характеру?

(Честный, радушный, терпеливый, умеет любить и сострадать) – слова крепятся на доске

Все эти слова, характеризующие нашего героя, можно объединить в одно слово «милосердие»

V Словарная работа (на доске)

Как вы понимаете значение этого слова? (Сердце умеет миловать, любить)

Вот и тема нашего урока «Тема милосердия в произведении В.Г.Короленко»

VI Работа с текстом учебника

Ребята, давайте вспомним самый яркий эпизод повести – это история с куклой.

Кому принадлежала кукла? (Соне)

Каким образом Васе удалось убедить сестру отдать ему на время куклу? (ответ зачитывается уч-ся « Я так убедительно просил её об этом, так живо описывал ей бедную больную девочку, у которой никогда не было своих игрушек, что Соня, которая сначала только прижимала куклу к себе, отдала её мне и обещала в течение двух-трёх дней играть другими игрушками, ничего не упоминая о кукле».)

Прочитайте, как изменилось состояние Маруси с появлением куклы. (ответ уч-ся «Маленькая кукла сделала почти чудо: Маруся, давно уже не сходившая с постели, стала ходить, водя за собой свою белокурую дочку, и по временам даже бегала, по-прежнему шлёпая по полу своими слабыми ногами».)

Как вы думаете, почему Вася не смог забрать у больной девочки куклу. Ведь он знал, что, если вовремя он не принесёт куклу домой, то его ждет наказание. (ответ уч-ся « Как только я вынул куклу из рук лежащей девочки в забытье девочки, она открыла глаза, посмотрела перед собой смутным взглядом, как-будто не видя меня, и вдруг заплакала тихо-тихо, но вместе с тем так жалобно, и в исхудалом лице, под покровом бреда, мелькнуло выражение такого глубокого горя, что я тотчас же с испугом положил куклу на прежнее место»)

Какую ещё черту характера, присущую Васи, мы можем назвать и внести в нашу таблицу. (на доске - (Милосердный)

VII Физминутка «Облачко»

Беленькое облачко

Поднялось над крышей.

Устремилось облачко

Выше-выше-выше.

Ветер – это облачко

Зацепил за кручу.

Превратилось облачко

В грозовую тучу.

VIII Описание картины.

Не только писатель В.Г.Короленко раскрывает тему «Милосердия» в своём произведении, но и его современник – русский художник В.Г.Перов.

Представьте, что мы с вами попали в картинный зал и нашему взору открывается картина В.Г.Перова «Тройка».

Кто изображён на картине? (Дети)

Чем заняты дети? (Дети тащат большую бочку с водой)

Опишите детей (их внешний вид, настроение, состояние, которое передал художник).

Какое чувство вызывает у вас эта картина? (Сострадание к детям, жалость)

Ребята, а если бы вы оказались там, с этими детьми, кто бы из вас помог этим детям? (ответы уч-ся)

Вывод учителя: Человек становится добрее, отзывчивее, если научится страдать и помогать другим.

«Не прячьте доброты своей

Откройте сердце всем наружу

Тем, что имеете, щедрей делитесь

И распахните душу»

Пусть это маленькое сердечко, будет у вас напоминанием способности человека быть милосердным. (вручение ребятам сердечек)

Спасибо за урок!

IX Подведение итогов. (выставление оценок)

X Домашнее задание

Подготовиться к внеклассному чтению на тему «Мир детства».

Равнодушие - наивысшая жестокость. Сострадание - высочайшая форма человеческого существования. Мы испытываем это чувство, когда переживаем чужое горе, чужую боль, как свою собственную. Сострадание вызывает жалость и сочувствие.

В одном ряду с ними стоят слова: милосердие, чуткость, отзывчивость. И если нам хочется, чтобы нас окружали хорошие люди, чтобы нас любили, мы должны сами научиться сочувствию и состраданию. Естественно, таким людям живется трудней, беспокойней. Но их совесть чиста. Бесчувственным же кажется, что им хорошо, но это им только кажется.

А можно ли научиться состраданию? Можно ли развить в себе способность к сочувствию? Конечно же, можно. Для этого нужно просто уметь ставить себя на место другого, видеть мир глазами других, стремиться выразить свое доброе отношение к несчастному, помочь ему тем, что для него в данный момент нужнее всего. А может быть, нужно просто побыть рядом, помолчать.

На протяжении многих лет русские писатели стремились пробудить наши души своими произведениями.

Через все произведения В.Г. Короленко проходит тема благородства и веры в человека. Обратимся к повести «Дети подземелья», в которой автор задает вопрос обществу: способны ли мы к состраданию, милосердию, отзывчивости: «Это было бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца.

Несмотря на свои четыре года, она ходила еще плохо, неуверенно ступая кривыми ножками и, шатаясь, как былинка; руки ее были тонки и прозрачны, головка покачивалась на тонкой шее, как головка полевого колокольчика; глаза смотрели порой так не по-детски грустно, и улыбка так напоминала мне мою мать в последние дни, когда она, бывало, сидела против раскрытого окна, и ветер шевелил ее белокурые волосы, что мне становилось грустно самому, и слезы подступали к глазам».

Уже одним описанием портрета героини автор сумел вызвать у нас сочувствие к маленькой девочке. Короленко обращает наше внимание на бледность и хрупкость Маруси. «Серый камень», по словам пана Тыбурция, высасывает из нее жизнь. Недаром Маруся сравнивается с былинкой. У нее и платье серое и грязное, она часто бывает голодна. Девочка красива, но красота ее болезненная.

Портрет играет огромную роль в произведении Короленко, он помогает составить нам представление о герое, передает его состояние, характер.

Главный герой повести рано потерял мать, с отцом его отношения не складываются, сестра слишком мала, чтобы понять его. Маленький мальчик оказался одиноким в большом мире. И в это трудное для него время он встречает настоящих друзей. Валек и Маруся не подходят Васе по своему социальному положению: он сын судьи, уважаемого всеми человека в городе, а они бродяги, мелкие воришки. Вася понимает, что дружить с ними нехорошо, опасно, но всем сердцем привязывается к своим новым товарищам. Общаясь с ребятами, мальчик взрослеет. Под влиянием своих друзей он становится другим: начинает чувствовать чужую боль, стремится облегчить страдание. И хотя Вася весь дрожит только от одной мысли, что отец узнает о его знакомстве с дурным обществом, но изменить дружбе он не в состоянии.

Мальчик приносит смертельно больной девочке куклу своей сестры. И Маруся оживает. Опять слышится ее заливистый смех: «Маленькая кукла сделала почти чудо: Маруся, давно уже не сходившая с постели, стала ходить, водя за собой свою белокурую дочку, и по временам даже бегала, по-прежнему шлепая по полу слабыми ногами». Кукла совершает чудо, но только на время. Бедная девочка умирает. Мальчик впервые осознает, что значит слово смерть, стоя там, на холодном полу подземелья, около маленького безжизненного тельца.

Кульминацией в повести является разговор Васи с отцом. Этот разговор - сближение двух любящих, но скрывающих друг от друга свои чувства, людей: «Он быстро подошел ко мне и положил мне на плечо тяжелую руку». Далее: «Я опять почувствовал на своей голове чью-то руку и вздрогнул. То была рука отца, нежно гладившая мои волосы». Рука - ею можно карать и миловать. В одном маленьком отрывке ее предназначение меняется. Тяжелая, угнетающая, подчиняющая рука чужого человека и любящая, нежно ласкающая рука отца. Невозможно поверить, что она принадлежит одному лицу.

Знакомство с Валеком и Марусей научили Васю по-иному смотреть на жизнь. Он перестал чувствовать себя одиноким, понял, что отец любит его, научился быть чутким и отзывчивым, видеть чужое горе и сочувствовать ему.

«Сострадание - есть высочайшая форма человеческого существования», - говорил Ф.М. Достоевский.

Да, уметь сочувствовать дано не каждому. Мы слишком заняты своими повседневными работами, чтобы видеть чужое горе. Сколько в нашей жизни одиноких людей, полуголодных, больных. А мы проходим мимо. Редко, кто останавливается… Привыкли видеть людское горе и не обращать на него внимания. Вспоминаются слова Бруно Ясинского: «Не бойся врагов, в худшем случае они могут тебя убить. Не бойся друзей. В худшем случае они могут тебя предать. Бойся равнодушных! Они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия на Земле существуют еще предательства и убийства!»

Любите людей, заботьтесь о них, активно помогайте и чувствуйте ответственность за свое отношение к людям. И тогда исчезнут с лица нашей Земли многие пороки: ложь, хулиганство, воровство и грубость, черствость и предательство.

Теме милосердия посвящен рассказа В. Короленко «В дурном обществе» (сокращенный вариант носит название "Дети подземелья"). В этом произведении идет речь о том, как сострадание, зародившись в детском сердце, нашло отклик даже в очерствевших душах взрослых людей. Сочинение на тему «В дурном обществе» - одно из творческих заданий, способных заложить фундамент в гуманистическом мировоззрении школьника.

Сюжет произведения

В центре повествования - мальчик Вася, лишенный отцовского внимания. Он предоставлен самому себе и проводит большую часть своего времени на улице, среди неблагополучных социальных элементов. Отец его является вполне успешным членом общества, однако горе от потери горячо любимой жены поглощает его всецело. И если на дочь, которая похожа на мать как две капли воды, он в своем сердце находит немного нежности и внимания, то сын растет как трава. Где он пропадает целыми днями и в чем заключается причина его радостей и печалей, никого не интересует.

Мальчик тем временем изучает окружающую жизнь, начиная со знакомства с обитателями полуразрушенного замка. Живут в этих развалинах нищие. Примечательно, что даже в мире этих людей, лишенных всего необходимого для полноценной жизни, находится место жестокости и несправедливости. В замке происходит раскол. Некий Януш, в прошлом графский слуга, обладает правом решать, кому жить в развалинах, а кто должен покинуть эти «славные» стены. Вследствие этого образовывается новый слой бездомных, которым ничего не остается, как поселиться в подземелье.

Пристанище изгнанников находится под склепом разрушенной часовни. Об этом месте никто не знает, пока его случайно не обнаруживает Вася. Сочинение на тему «В дурном обществе» следует писать на основе событий, которые следуют за этим открытием.

Тыбурций

Руководителем тех, кого изгнали из замка, является довольно колоритная личность. Зовут его Тыбурцием, и о его прошлом мало что известно. Этот человек имеет простонародную внешность и аристократические замашки. Он весьма образован и регулярно развлекает публику на городской ярмарке длинными цитатами из произведений античных авторов.

Те, кто остался жить в замке, считают изгнанников во главе с Тыбурцием представителями дурного общества. Главарь же является фигурой довольно противоречивой. При внешней грубости он обнаруживает тонкую чувствительную натуру. А потому в сочинение на тему «В дурном обществе» стоит включить характеристику этого персонажа. Тыбурций не является главным героем, но отношения Васи к нему дает представление о положительных качествах мальчика.

Дурное общество

В рассказе подробно описываются и другие персонажи. Это и полубезумный профессор, постоянно бормочущий себе под нос что-то, и свирепый штык-юнкер Заусайлов, и фантазер Лавровский. Пристальное внимание автора к этим героям не случайно. Повествование ведется от лица Васи. И он, рассказывая об этих людях, демонстрирует свои душевные качества. Его интересуют те, кому тяжелее всего. Страдание каждого из них хотя и скрыто под образом довольно неприглядным, не оставляет мальчика равнодушным.

Сочинение на тему «В дурном обществе» можно посвятить этим интересным персонажам, поскольку именно они послужили первым толчком к развитию в душе Васи таких важных человеческих качеств, как милосердие и сострадание.

Валек и Маруся

Вася узнает, что в подземелье живут дети Тыбурция. Мальчик никогда ранее не знал, что такое настоящая дружба. Имея отца и сестру, он был одинок. Общению с Соней препятствовала строгая няня. В отцовском доме считали, что Вася на сестру оказывает отрицательное влияние. Но знакомство с Валеком и Марусей открыло для мальчика новый, не веданный ранее мир. Он видит, что дети нуждаются и голодают, и стремится им помочь, принося из своего сада для них яблоки. И он счастлив оттого, что нужен им и доставляет им радость. Сочинение «В дурном обществе» - это творческая работа о настоящей дружбе между детьми на основе известного художественного произведения.

Столкновение двух миров

Жизнь новых друзей Васи ничего не имеет общего с той, к которой привык мальчик. Он видит, что Валек ворует еду. Но знает о том, что делает это сын Тыбурция ради своей сестры. Позже мальчик из благополучной семьи понимает, что все обитатели «дурного общества» живут за счет украденного. Но он не осуждает их, хотя открытие и оставляет в его душе неприятный осадок.

Главная идея письменной работы по этому произведению - сострадание превыше всего. Именно на этой мысли должно быть основано сочинение. Короленко в «дурном обществе» изобразил лишних людей, то есть личностей, которые вызывают в окружающих лишь презрение. Этот рассказ призывает к милосердию. А сочинение на тему «Дурное общество», написанное осмысленно, зародит, возможно, в школьнике лучшие чувства. Ведь почти в каждом классе присутствуют мальчики и девочки из так называемых Но редко встречаются педагоги, способные рассказать ученикам о сострадании, в котором нуждаются такие дети.

Кукла

Следует перечитать эту главу до того, как начать писать сочинение. Короленко («В дурном обществе») говорит о формировании душевного мира. Сострадание может зародиться в сердце ребенка, но не найдя отклика у взрослых, исчезнет и, возможно, никогда не вернется.

Куклу Вася взял у своей сестры. Он надеялся на то, что эта игрушка спасет смертельно больную Марусю. За этот поступок мальчик был наказан, но, несмотря ни на что, не признался в том, где обитают изгнанники. Весьма печальным событием, а именно смертью дочери Тыбурция, заканчивается рассказ «В дурном обществе». может быть написано на основе различных произведений. Русские писатели затрагивали ее не раз. Однако начинать следует именно с рассказа

Сочинение «В дурном обществе» побудит его автора взглянуть на себя со стороны и задать себе такие вопросы: «Смогу ли я сдержать слово, если это потребуется?»; «Способен ли я на настоящий поступок?» Это творческое задание позволит проанализировать главную идею автора рассказа. И это, быть может, предопределит его судьбу. Ведь не зря один из писателей назвал вовремя прочитанную книгу огромной удачей.

Милосердие – это когда ты понимаешь других, ког­да приходишь в нужную минуту им на помощь, когда го­тов пожертвовать своей выгодой ради блага других.

Именно таков главный герой рассказа Вася. Пере­живший в шесть лет страшную трагедию – потерю матери, лишенный отцовской ласки, предоставленный сам себе, мальчик, однако, не черствеет душой, а, на­оборот, становится очень чувствительным к чужому горю. Вася – сын известного в городе судьи. Но это не мешает ему дружить с нищими бездомными детьми подземелья. Более того, мальчик дорожит этой друж­бой. Вася не просто играет с детьми, он проникается их проблемами и старается, чем может, помочь обездо­ленным. Каждый раз, тайно приходя в заброшенную часовню, мальчик приносит друзьям яблоки из своего сада, а иногда и другие лакомства.

А эпизод с куклой – разве это не проявление мило­сердия в высшей степени. Зная, как дорожит куклой, по­даренной когда-то мамой, его младшая сестренка Соня, Вася все же упрашивает девочку одолжить на время иг­рушку больной, умирающей Марусе. Вася надеется,

что игрушка немного развеселит грустную Маню.

Жалея бедную Марусю, мальчик готов вынести лю­бые наказания, только бы девочке стало лучше. Поэто­му-то он и не смог вовремя забрать куклу, хоть тучи над ним уже сгущались. На вопрос отца, где кукла, Ва­ся молчит. А ведь это молчание достается ему очень нелегко. Мальчику ни за что не хочется обманывать отца. Обман – это не в его правилах. Просто Вася бо­ится, что правда ухудшит и без того тяжелое положе­ние обездоленных людей и отнимет последнюю в жиз­ни радость у умирающей Маруси.

Милосердие проявляет и отец Васи по отношению к Тыбурцию. Как судья, отец Васи мог бы сообщить о Тыбурцие полиции. Но проникшись сочувствием к его судьбе, оценив благородное стремление бродяги засту­питься за Васю, судья не делает этого. Более того, он просит, чтобы Тыбурций взял у него деньги.

Глоссарий:

– что такое милосердие сочинение

– сочинение на тему дети подземелья

– сочинение на тему в дурном обществе

– Сочинение В дурном обществе

– Короленко В дурном обществе сочинение


(1 оценок, среднее: 1.00 из 5)

Другие работы по этой теме:

  1. Извечная проблема отцов и детей, которую пыта­ются решать писатели во все времена, в “Детях подзе­мелья” В. Г. Короленко звучит особенно остро. Вася, сын окружного судьи,...
  2. В.Г. Короленко – повесть “Дети подземелья”. В этой по­вести В.Г. Короленко рассказывает о процессе взросления маленького мальчика, о тех событиях, которые формируют его душу. У...
  3. Великий писатель-гуманист Владимир Короленко в своем произведении “Дети подземелья” сконцентрировал наше внимание на проблемах нищеты, безразличия, черствости в отношениях, но вместе с этим сразу обозначив...

В произведении «Дети подземелья» писатель Короленко поднимает важные вопросы. Автор размышляет о безразличии, бедности и душевной черствости. Но вместе с этим писатель указывает на положительные качества характера – милосердие, мужество, сострадание. Именно добром нужно искоренять зло из сердец людей.

Духовные ценности героев

Социальные проблемы возникают там, где наблюдается падение моральных ценностей. В произведении «Дети подземелья» мы видим большое полноценное общество, внутри которого прячется более мелкая группа людей. Они являются бродягами. Остальные успешные люди их отвергали и презирали.

К бродягам относится Валек и Маруся. Для выживания ребята ведут асоциальный образ жизни – воруют и просят милостыню. Бродяги на своем жизненном пути встретили Василия. Это совсем другой представитель общества. Он ведет спокойную и размеренную жизнь, не переживая о завтрашнем дне. Но мальчик вынужден был рано повзрослеть, так как потерял маму. Отец при этом замкнулся в себе и не уделял времени сыну. Он полностью лишит Васю своего внимания. Мальчик начинает бродяжничать и обретает новых друзей. Эта связь отлично демонстрирует, что истинное понимание не зависит от социальных классов. Разделение на слои не должно указывать человеку, с кем дружить и общаться.

В обществе бродяг Василий понимает ценность настоящих человеческих качеств. Он демонстрирует милосердие и доброту. Мальчик помогает своим новым знакомым. Он ничего не ждет взамен, делая все от чистого сердца. Вася был одинок в собственной семье, а тут он обретает верных и хороших товарищей, которые дарят ему необходимое душевное тепло.

Как решить социальные проблемы

Доброе сердце Василия толкает его на хорошие поступки. Он отдает Марусе куклу сестры, которую подарила мать перед смертью. Девочка тяжело болела, и сын судьи стремился облегчить ее муки. Этот поступок меняет семейные отношения между отцом и сыном. Судья замечает пропажу и выясняет, чем занимается его сын и в каких кругах вращается. Он видит в сыне свое отражение и полностью меняет мнение о нем. Отец видит доброту, смелость и милосердие в своем сыне. Он своевременно понял, что ошибался и исправляет ситуацию.

Писатель отлично показал, как внутренние проблемы общества отражаются на внешних. Пока люди лишены элементарных человеческих чувств, то общество обречено. Люди не должны забывать о доброте и милосердии. Они должны стараться искоренить нищету, ведь это национальная проблема.