Страшные трагедии. Самые ужасные техногенные катастрофы

Каждый год в мире случается множество катастроф разного характера из-за природных явлений, технических неполадок, ошибок специалистов и многих других неблагоприятных факторов. Все они зачастую приводят к трагическим последствиям.
Они навсегда остаются в памяти тех людей, которые потеряли родных и близких. В памяти тех, кто оказывал любую помощь в центре событий, и всех тех, кто не мог помочь, но тревожился за судьбы людей попавших в беду. В этой статье приведены самые страшные катастрофы, когда-либо случавшиеся в истории: на воде, в воздухе, и суше.

В 1931 году в Китае произошло самое крупное наводнение в истории. Река Янцзы занимает третье место среди крупных рек, в нее впадает около 700 разных рек. Каждый год во время дождей она разливалась и приносила ущерб.

В августе 1931 года река Янцзы и соседняя река Хуанхэ вышли из берегов, слившись в один мощный поток, разрушили дамбы. Это привело к глобальному потопу. Они, разрушая все на своем пути, затопили 16 китайских провинций, это около 300 000 тысяч гектаров земли.


Более 40 миллионов людей пострадало, оставшись без крова, одежды и пищи. Вода не сходила около 4 месяцев. В результате продолжительного голода и болезней число погибших превысило 3,5 миллиона людей . Для предотвращения подобной трагедии позже были построены две защищающие дамбы и создано два водохранилища.

Завод удобрений

В 1984 году в индейском городе Бхопал случилась крупная экологическая катастрофа в истории. Ночью 3 декабря на химкомбинате, производящем удобрения, произошел взрыв одного из резервуаров с ядовитым газом метилизоцианатом. Объем резервуара составлял 40 тонн.

Предположительно, причиной этой аварии было нарушение техники безопасности. В резервуаре с метилизоцианатом произошло нагревание, которое достигло критической температуры. Вследствие этого в нем лопнул аварийный клапан, и газ вырвался из емкости.


Из-за сильного ветра газовое облако быстро расползлось на 40 квадратных километров. Ничего не подозревающим, спящим людям разъедало глаза и легкие. За первую неделю от отравления погибло более 3000 тысяч людей . В последующие годы от болезней погибло 15 000 тысяч человек. И около 100 000 тысяч человек нуждались в лечении.
Неочищенная территория химического завода все еще заражает людей. Тысячи людей страдают от токсичных заражений, многие дети рождаются с отклонениями.

Чернобыльская трагедия

Одна из самых страшных ядерных аварий произошла на Чернобыльской АЭС в 1986 году. Авария имела 7 уровень опасности по шкале ядерных событий.

АЭС располагалась недалеко от города Припять, который был построен специально для рабочих станции. В тот момент в нем проживало более 47 000 тысяч человек. Ранним утром 26 апреля произошел мощный взрыв ядерного реактора в здании четвертого энергоблока.


Привели к этому непродуманные и ошибочные действия инженеров станции в ходе испытаний турбогенератора. В результате аварии ядерный реактор был полностью разрушен, а в здании энергоблока начался пожар, который тушили больше недели. 600 пожарных погибли при его тушении, получив самую большую дозу радиации.

Последствия аварии были устрашающими, тысячи людей жили своей спокойной, размеренной жизнью всего за несколько километров от аварии и не знали о том, что произошло. Информацию об аварии первые сутки не распространяли, но когда выброс радиоактивных веществ достиг критической отметки, начали эвакуацию Припяти и близлежащих поселений.

В ликвидации аварии участвовало около 800 000 тысяч человек . По неофициальным данным, половина ликвидаторов получило смертельную дозу радиации.

Морская прогулка

В 1987 году произошла крупнейшая катастрофа на воде. 20 декабря филиппинский паром «Донья Пас» перевозивший пассажиров столкнулся с танкером «Вектор», на борту которого находилось более 8000 тысяч баррелей нефти.

В результате удара паром разломило пополам, а из пробоин танкера полилась нефть. Почти мгновенно начался пожар, горели оба судна и поверхность воды. Спасаясь люди, прыгали в воду, где их ждал огонь и акулы.

Спасатели прибыли только через 8 часов, в живых осталось только 26 человек. Число погибших превысило 4200 человек . Точная причина аварии не установлена.

Смертоносное цунами

26 декабря 2004 года в Индийском океане произошло самое мощнейшее цунами в истории. Вследствие сильного подводного землетрясения магнитудой 9 баллов, на глубине 30 километров произошел сдвиг пород, который и породил это разрушительное цунами. В то время в Индийском океане не было системы, которая бы обнаруживала цунами, поэтому предотвратить эту трагедию не могли.


За несколько часов волны высотой до 20 метров достигли побережья, сокрушая все на своем пути. В течение нескольких часов волны принесли невероятные разрушения в Таиланде, Индии, Индонезии и Шри-Ланке.

В общей сложности цунами добралось до берегов 18 стран. Оно унесло жизнь более 300 000 тысяч человек , 15 000 тысяч человек пропали без вести и около 1.5 миллиона людей остались без крыши над головой. Восстановительные работы длились около пяти лет, отстраивались дома, школы и курортные зоны. После трагедии организованна система эвакуации людей и создана система предупреждения о цунами.

Циклон, названный в честь цветка

Сокрушительный циклон «Наргис» прошел по Мьянме 3 мая 2008 года. Скорость ветра доходила до 240 км/час. Тропический циклон уничтожил многие небольшие населенные пункты. И почти полностью разрушил крупный город Янгон. Население осталось без крова и электричества.


В результате страшнейшей природной стихии число погибших составило 90 000 тысяч человек . Более 55 000 тысяч человек так и не нашли. В общей сложности пострадавших более 1.5 миллиона человек. Многие страны пришли на выручку Мьянме, оказав материальную и гуманитарную помощь.

Жестокость природы

Мощнейшее землетрясение разрушило часть острова Гаити в 2010 году, магнитуда которого составляла 7 баллов. Первые толчки были зарегистрированы 12 января в 20 километрах от столицы Гаити. Ряд сильнейших толчков продолжили толчки магнитудой 5,9 баллов.
После страшной тряски более 3 миллионов людей остались без дома. Были разрушены 60 % жилых помещений и множество общественных зданий, таких как школы, больницы, соборы.


Число погибших во время стихийного бедствия и под завалами составило 222 570 тысячи человек , раненых 311 000 тысяч человек, и около 1000 людей которых так и не нашли.

Недешевый полет

Крушение японского Боинга 747 в 1985 году, признано самой крупной авиакатастрофой в воздухе. И занимает второе место по числу погибших. 12 августа в связи с японским праздником на борту находилось 524 человека вместе с экипажем.

Причиной катастрофы стал некачественный ремонт самолета. На 12 минуте полета у самолета отрывается киль, система управления выходит из строя, и на высоте 1500 метров самолет врезается в гору.


Из-за сильного пожара на месте крушения, спасательная операция началась только спустя 14 часов. Многие раненые так и не дождались помощи. Спасатели находили записки пассажиров с обращениями к своим семьям. Погибших 520 человек , выживших всего 4 человека.

В этой статье описана лишь малая часть катастроф, которые зафиксированы в мировой истории. Здесь собраны самые массовые и трагичные из них. Все они унесли миллионы жизней детей, взрослых, стариков разных национальностей и вероисповеданий. Ведь беде безразлично на пол, возраст и расовую принадлежность.

Катастрофы в мире никого не оставляют равнодушными. Трагические события лишний раз подтверждают, что нет ничего дороже человеческой жизни.

Тенерифская авиакатастрофа

Чудовищная авиакатастрофа, произошедшая в Тенерифе, запомнились многим надолго. 27 марта 1977 года два «Боинга» столкнулись на взлётно-посадочной полосе. Один лайнер принадлежал нидерландской авиакомпании KLM, а второй – Pan American World Airways. Роковое столкновение унесло жизни 580 человек. Что же стало причиной этого авиапроисшествия? Выяснение подробностей произошедшего указывает на то, что столкновение было неизбежно и будто неведомые силы вмешались в ход событий.


К столь разрушительной катастрофе привела цепочка роковых совпадений. Международный аэропорт Лос-Родеос в этот злополучный выходной день был перегружен. Оба лайнера совершали манёвры на небольшой взлётно-посадочной полосе, включая трудновыполнимые повороты на 140-170 градусов. В этот воскресный день все не заладилось с самого начала: в кабине пилота из-за помех не могли отчётливо услышать команды диспетчера, погода резко ухудшилась, а видимость стала практически нулевой.


Экипаж не мог понять указаний авиадиспетчера, говорящего с сильным акцентом. Из-за проблем с радиосвязью Boeing-747-206B не прервал взлёт, что привело к столкновению с Boeing-747, еще находившимся на ВПП.

У «Боинга», принадлежавшего нидерландской авиакомпании, повредились крылья и задняя часть фюзеляжа. Огромный лайнер рухнул в ста пятидесяти метрах от места аварии и прокатился по взлётно-посадочной полосе еще три сотни метров. Благодаря сильным повреждениям корпуса американского самолета немногие пассажиры смогли выбраться из охваченного пламенем воздушного судна. Возгорание произошло и на самолёте KLM. В первом лайнере погибло около 250 человек, а на втором – 335. Среди пассажиров была американская актриса и модель журнала «Плейбой» Ивлин Юджин Тёрнер.

Взрыв в Северном море


Первое место в рейтинге самых разрушительных техногенных катастроф занимает сгоревшая нефтедобывающая платформа Piper Alpha, которая была построена в 70-х годах прошлого столетия. Катастрофа произошла 6 июля 1988 года. Ущерб оценивается в три с лишним млрд. долларов. Авария унесла жизни 176 человек.

Этот случай вошел в историю: Piper Alpha – это единственная сгоревшая платформа для добычи нефти на планете. Она принадлежала компании Оксидентал петролеум. Мощный взрыв произошёл вследствие утечки газа. Всему виной стал человеческий фактор: после взрыва добыча нефти и газа была приостановлена, однако по трубопроводам общей сети к платформе продолжали поступать углеводороды. Пожар усиливался и не прекращался. Непродуманные и нерешительные действия привели к масштабнейшей техногенной аварии. Люди в панике прыгали в море. 59 человек остались в живых.

Непотопляемый «Вильгельм Густлофф»


Судно Вильгельм Густлофф

Когда мы говорим о самых страшных катастрофах на воде, то вспоминаем легендарный «Титаник», который отныне покоится на дне Атлантического океана. Непотопляемый «Титаник» столкнулся с айсбергом в 1912 году, но эта катастрофа не является самой крупной в истории человечества. По количеству жертв крушение немецкого лайнера «Вильгельм Густлофф» затмило знаменитый британский трансатлантический пароход.

30 апреля 1945 года советская субмарина С-13 потопила роскошный корабль, на борту которого было десять тысяч человек: курсанты учебного дивизиона подводных лодок, беженцы, преимущественно женщины и дети, а также тяжелораненые военнослужащие. Круизный лайнер был введён в эксплуатацию в 1938 году. Судно было сконструировано и построено по последнему слову техники. Казалось, что только сам Господь может отправить его на дно.

«Вильгельм Густлофф» – это настоящий город на воде: танцевальные площадки, тренажёрный зал, рестораны, бассейны, часовня, театр. Пассажиры наслаждались комфортом в роскошных каютах. Сам Адольф Гитлер путешествовал на круизном лайнере.

Длина судна составляла более двухсот метров. Несмотря на исполинские размеры, корабль не нуждался в дозаправке в течение продолжительного времени. Настоящее чудо инженерной мысли!
Командир советской подводной лодки Маринеско выработал план атаки и приказал выпустить в корпус вражеского судна 3 торпеды. На одной из них красовалась надпись «За Родину». Сегодня этот гигант покоится на дне Балтийского моря, а мир до сих пор скорбит, ведь катастрофа обернулась гибелью ни в чем не повинных людей.

Экологические катастрофы мира

Самая страшная экологическая катастрофа – это исчезновение с лица Земли Аральского моря. Оно было 4-м по величине озером на планете. Водоём располагался на границе Казахстана и Узбекистана. Локальная экологическая катастрофа повлияла на весь мир и в очередной раз доказала, что человечество не бережет природные ресурсы и относится к ним наплевательски.

Деградация солёного озера началась в 1960-х годах. Осуществлялся бесконтрольный забор воды из питающих рек Амударья и Сырдарья. Воду брали на орошение и на другие хозяйственные нужды, что и привело к понижению её уровня.

Ущерб оказался колоссальным: погибли растения и животные, климат в данной области изменился и стал засушливым, приостановилось судоходство и 60 тыс. человек лишились рабочих мест. Экологические катастрофы мира никогда не проходят бесследно.

Катастрофа на Чернобыльской АЭС

Применение энергии атома для получения электроэнергии изменило наш мир раз и навсегда. Разрушительные последствия от ядерных катастроф не проходят десятилетиями. Планета содрогнулась, когда больше тридцати лет назад произошел взрыв на одном из энергоблоков Чернобыльской атомной электростанции.

Радиационное излучение охватило близлежащие населенные пункты. Тысячи людей подверглись радиации во время ликвидации последствий аварии. Сегодня 30-километровая зона около Чернобыля и Припяти закрыта для свободного доступа, так как эта территория подверглась интенсивному загрязнению радионуклидами. Аварии на АЭС и использование ядерного оружия – это самые страшные катастрофы, меняющие облик планеты.

Мы узнаем об этих трагедиях из выпусков новостей и читаем ужасающие подробности на первых полосах печатных изданий. К сожалению, ежегодно в катастрофах мира погибает тысячи людей. Мы составили список катастроф, которые оставили неизгладимый след в истории человечества. В Сети есть множество видео про катастрофы, освещённые в данном материале.

Катастрофа над Черным морем


25 декабря самолёт Ту -154, следовавший в сирийский город Латакия, потерпел крушение в водах Чёрного моря. Лайнер принадлежал Минобороны РФ. На борту воздушного судна находился Ансамбль песни и пляски Российской армии имени А. В. Александрова. В списках погибших числилась знаменитая Доктор Лиза. Катастрофа унесла жизни 92 человек. Самолёт вылетел из подмосковного аэродрома Чкаловский во втором часу ночи и совершил посадку в аэропорту Адлера для дозаправки.

Борт RA-85572 пропал с экранов радаров через 2 минуты после взлёта. Артисты направлялись в Сирию, чтобы выступить перед российскими военными. Основная причина катастрофы Ту-154 – это неисправность самолёта, который был введен в эксплуатацию тридцать лет назад. Экипаж состоял из опытных пилотов. Ту-154 капитально ремонтировался три года назад. Однако Минобороны утверждает, что самолёт работал исправно, и катастрофа не могла произойти из-за поломки. Версии отрабатываются и расследование продолжается. Катастрофы самолетов всегда вызывают широкий общественный резонанс, так как этот вид транспорта считается самым безопасным. В Сети уже есть 3D-реконструкция крушения. Видео снято со слов очевидца.

Катастрофа на подводной лодке «Курск»


Список катастроф, надолго запомнившихся жителям нашей страны, был бы неполным без упоминания об атомном подводном ракетоносном крейсере «Курск», затонувшем в Баренцевом море. 12.08.2000 субмарина, находившаяся на учениях на полигоне боевой подготовки, не вышла на связь. Через два дня командование сделало заявление о том, что подводная лодка легла на дно. При осмотре места происшествия выяснилось, что у АПЛ разрушена передняя часть корпуса, и она вошла в дно под углом сорок градусов, а спасательная капсула вышла из строя. Уже тогда стало очевидно, что шансы на спасение минимальны.

Спасательная операция началась 15 августа. В ней принимали участие норвежское судно и глубоководные аппараты. Несмотря на совместные усилия российских, британских и норвежских специалистов, спасти экипаж субмарины не удалось. 21 августа водолазы смогли попасть внутрь судна, которое было полностью затоплено. В живых никого не осталось, в списке погибших числится 118 человек. В ходе расследования удалось выяснить, что к крушению привел взрыв боезапаса. Лодка была охвачена огнем, а водой она наполнилась менее чем за 10 часов. В судовом журнале не зафиксированы данные о внештатных ситуациях.

Катастрофа корабля «Адмирал Нахимов»


Адмирал Нахимов

31 августа 1986 года «Адмирал Нахимов» находился в порту города Новороссийска. Пассажиры, утомлённые жаркой погодой, вернулись после экскурсий в каюты. Корабль сильно нагрелся в этот знойный день, и люди поспешили открыть иллюминаторы. В 10 часов вечера судно отправилось в Сочи. Погода в этот летний вечер стояла великолепная: спокойное море похоже на мельничный пруд, дул слабый ветер, видимость была хорошей. В это же время в Новороссийск следовал навалочник «Пётр Васёв», перевозивший тридцать тысяч тонн зерна. На балкере была получена команда, пропустить круизный лайнер.

Через час после отправления «Адмирал Нахимов» столкнулся с сухогрузом «Пётр Васёв». Удар пришёлся на правый борт пассажирского судна. Сильные разрушения корпуса привели к тому, что теплоход полностью погрузился под воду в течение восьми минут. На столь быстрое погружение повлияли незакрытые иллюминаторы и водонепроницаемые переборки, которые также оставили открытыми. Неверные действия экипажа привели к гибели 423 человек.

Катастрофа в Мексиканском заливе


20.03.10 в Мексиканском заливе на нефтяной платформе произошёл сильный пожар. Пожарные суда безуспешно пытались справиться с огнем больше 30 часов. Через два дня платформа Deepwater Horizon опустилась на дно залива. Одиннадцать человек пропали без вести, семнадцать человек были госпитализированы с ранениями и два человека погибло.

Ликвидация последствий продолжалась в течение 150 дней. Эксперты утверждали, что каждые сутки в море попадало около 5 тыс. баррелей нефти. Министр внутренних дел Соединённых Штатов Америки заявил, что утечка составила 100 тыс. баррелей. Такое количество нефтепродуктов попадало в воду ежедневно. Площадь нефтяного пятна достигала 75 тыс. кв. км. За 5 месяцев в Мировой океан вылилось более пяти млн. баррелей черного золота. Взрыв на нефтяной платформе возглавляет список катастроф, нанесших непоправимый урон экологии.

Катастрофа круизного лайнера Costa Concordia


Лучшие катастрофы иногда начинаются со знаков судьбы. Уже во время церемонии крещения судна присутствующие заподозрили неладное: не разбилась бутылка шампанского, что считается нехорошей приметой. Это трехсотметровое судно поражало своими размерами, оснащённостью и комфортом: полторы тысячи кают, двухэтажный фитнес- центр, музей, галерея, кинотеатр, казино, библиотека, концертный зал, магазины, бассейны и рестораны. Пассажирам было где разгуляться. 13.01.12 лайнер наскочил на подводный риф. Из-за большой пробоины корабль стал стремительно погружаться под воду.

На судне находилось более 4 тыс. человек. Практически все пассажиры и члены экипажа были эвакуированы на берег, но 32 человека спасти не удалось. Капитан корабля заявил, что отклонился от курса и приблизился к берегу, чтобы поприветствовать своего приятеля, который жил на этом острове. Столь опасное приближение к береговой линии было у Costa Concordia не впервые. Специалисты до сих недоумевают, почему лайнер сел на риф, ведь этот маршрут экипаж знал как свои пять пальцев. Ущерб от произошедшего кораблекрушения оценивается экспертами в 1,5 миллиарда долларов. Причины катастрофы до конца неизвестны, но эксперты называют пресловутый человеческий фактор и техническую неисправность.

Извержение вулкана Кракатау в 1883 году


Вулкан Кракатау

Природные катастрофы всегда приводят к большим разрушениям. Самый громкий взрыв в истории планеты был вызван извержением вулкана Кракатау. Он был слышен на расстоянии около 5 тыс. км. Вулкан проснулся 20 мая после двухвекового сна. Тогда в воздух поднялся эруптивный столб высотой в 11 тыс. метров, состоявший из пара, газов и пыли. Критическая фаза извержения наступила 26 августа. Столб вулканических выбросов составлял более 30 тыс. метров.

Сильнейший взрыв произошел вследствие столкновения магмы с морской водой. Последняя попала внутрь из-за образовавшихся на склонах вулкана трещин. Погибло 5 тыс. жителей. Образовавшееся цунами унесло жизни 30 тыс. человек. Высота разрушительных волн равнялась десятиэтажному дому. При извержении Кракатау в стратосферу попали газы, которые препятствовали проникновению солнечного света. Температура в этих районах снизилась на 3 градуса. Не так много катастроф в мире, которые так сильно повлияли на климат планеты.

Спитакское землетрясение


07.12.1988 около двенадцати часов дня в Армении произошло землетрясение, которое за полминуты стёрло с лица земли город Спитак. В населенном пункте проживали около 20 тыс. человек. Катастрофа не только унесла жизни тысяч людей, но и изменила историю Армянской Республики. Тысячи местных жителей остались без крыши над головой. Многие получили увечья, которые привели к инвалидности. Землетрясение магнитудой 7.0 по шкале Рихтера нанесло колоссальной ущерб экономике страны. Эксперты говорят, что его мощность можно сравнить со взрывом, произведенным десятью атомными бомбами. Сейсмическая волна от землетрясения дошла до Австралии.


В декабре 2004 года в Индийском океане произошло подводное землетрясение, породившее разрушительное цунами. Огромные волны обрушились на берег Таиланда, Шри-Ланки и Индонезии. Стихийное бедствие лишило жизни около 300 тыс. человек. В Интернете можно найти видео, где огромные массы воды разрушают все на своем пути, не оставляя человеку шансов на спасение. У местных жителей и туристов было всего пару минут, чтобы убежать.

Цунами развивалось по классическому сценарию: вода стала отступать от берега в море, обнажая морское дно, а затем на горизонте появилась гребни гигантских волн. Скорость водяного вала при цунами достигает 800 км/час. С такой же скоростью летит современный авиалайнер. На глубине океана волны доходили до 60 м, а ближе к берегу – до 20 м. Катастрофа считается одной из самых разрушительных в истории нашей планеты.

Крупнейшие катастрофы XX века. «Титаник» и «Вильгельм Густлов»
Едва ли не самой знаменитой морской катастрофой прошлого века слало кораблекрушение круизного лайнера «Титаник» в 1912 году. В результате погибло 1 523 человека.

Однако эта катастрофа далеко не самая большая если смотреть на количество погибших. Величайшей морской катастрофой произошедшей когда-либо можно назвать потопление советской подлодкой во время Второй мировой войны (в январе 1945 года) лайнера «Вильгельм Густлов».
По самым скромным оценкам, потери составили около 9 500 человек.

«Атомная бомба» Голифакса
6 декабря 1917 года. В то утро в гавань канадского портового города Галифакс вошел французский военный транспорт «Монблан», направлявшийся из Нью-Йорка в Бордо. Во время входа в порт, «Монблан» столкнулся с норвежским грузовым пароходом «Имо», который как раз покидал Галифакс.
В трюмах французского транспорта находилось… 3000 тонн взрывчатых веществ, предназначенных для войны с Германией! В результате столкновения на «Монблане» вспыхнул сильный пожар.
После неудачных попыток потушить огонь, команда начала спешно эвакуироваться с корабля.
А на набережной города уже собирались толпы людей, пришедших поглазеть на пожар.
В 9 часов утра раздался взрыв, которого мир не знал до появления атомной бомбы. Взрыв до дна обнажил залив – вода под кораблем словно расступилась.
Десятки стоящих в порту судов утонули. Почти все портовые и береговые сооружения в радиусе пятисот метров были буквально сдуты ударной волной. В тот день погибло более 3000 человек, 2000 пропали без вести, около 9000 человек были ранены.
Все что осталось от корабля-бомбы, так это 100-килограмовый кусок корпуса, который улетел аж за 22 километра!

Единственная фотография взрыва в порту Галифакса 6 декабря 1917 года. Снимок сделан с расстояния в 20 км.

Крупнейшие катастрофы XX века. Г орький час «Максима Горького»

18 мая 1935 года с московского аэродрома на Ходынском поле взлетел самый большой самолет того времени – «Максим Горький». Этот небесный гигант был построен как флагман специальной агитационной авиаэскадрильи.
Самолет поражал воображение. Длина – более 30 метров, размах крыльев – 63 метра, 8 моторов. Самолет мог брать на борт 72 пассажира и члена экипажа, что для авиации тех лет было рекордным показателем.

В тот день на его борту самолета находились 11 членов экипажа и 36 пассажиров – сотрудники одного московского авиационного института с семьями. Через несколько минут после взлета в «Максима Горького» врезался истребитель сопровождения.
Пилот истребителя ошибся в выполнении сложного маневра. Ему специально для прессы приказали выполнить «мертвую петлю» вокруг гигантского самолета… Показуха стоила жизни 47 человек.

Крупнейшие катастрофы XX века. Суперпожар на супердирижабле
6 мая 1937 года в Нью-Джерси (США) произошла катастрофа немецкого супердирижабля «Гинденбург». Дирижабль имел невообразимые размеры: длина – 245 метров, диаметр – около 40 метров, объем – 200 тысяч кубометров водорода!
Это был самый огромный летательный аппарат за всю историю воздухоплавания.

Он принимал на борт около сотни пассажиров и членов экипажа, развивал скорость до 140 километров в час и мог находиться в воздухе несколько дней. «Гинденбург» выполнял свой 18-й трансатлантический перелет из Франкфурта в Нью-Йорк. Местом посадки был Лейхерст, пригород Нью-Йорка. Однако, во время посадки, на дирижабле вспыхнул пожар. Пламя за 34 секунды полностью уничтожило «гордость и величие Германии». Трагедия унесла жизнь 35 человек. С этой катастрофы начался стремительный закат эры пассажирских дирижаблей.

Дирижабля загорелся во время стыковки с причальной мачтой.

Крупнейшие катастрофы XX века. Смерть адмирала
И все же крупнейшая катастрофа в истории воздухоплавания произошла 4 апреля 1933 года. Во время шторма в Атлантическом океане потерпел катастрофу дирижабль «Акрон», принадлежавший Военно-морским силам США. Из 76 человек, находившихся на борту, погибли 73.
«Акрон» был одним из самых больших в мире дирижаблей.

Так он мог перевозить пять самолетов. Когда Акрон пролетал мимо маяка Барнегат в Нью-Джерси, поднялся сильный ветер. Дирижабль снизился и при ударе об воду разрушился. Погибло 73 человека. Удалось спастись только трем. Эта катастрофа стала конечной точкой службой дирижаблей на флоте. Ведь главный сторонник этого, адмирал Моффет, погиб на «Акроне».

Крупнейшие катастрофы XX века. Жертвы Мерседеса
Крупнейшая авария в истории автогонок произошла в 1955 году в Ле-Мане (Франция). Mercedes-Benz за рулем которого был известный гонщик Пьер Левег врезался в трибуны на высокой скорости и взорвался. 83 человека погибли, в том числе и Пьер Левег.

Крупнейшие катастрофы XX века. Боинг в Боинг
27 марта 1977 года в аэропорту Тенерифе (Канарские острова) столкнулись два Боинга-747, погибли 583 человека. Эта авиакатастрофа стала крупнейшей по числу жертв в истории гражданской авиации.

А крупнейшая авиакатастрофа в истории советской авиации произошла 10 июля 1985 года. В результате ошибки экипажа, Ту-154 авиакомпании «Аэрофлот» вошел в штопор и разбился возле города Учкудук (Узбекистан). Погибли все 200 человек, находившихся на борту…

Крупнейшие катастрофы XX века. 73 секунды «Челленджера»

28 января 1986 года произошла крупнейшая катастрофа в истории космонавтики. В тот день с космодрома на мысе Канаверал (Флорида, США) стартовал космический корабль «Челленджер» с семью астронавтами на борту. К этому событию было привлечено особое внимание. Телевизионщики транслировали этот старт прямо с космодрома.

В составе экипажа были две женщины. Одна из них, учительница Криста Мак-Олифф, должна была впервые в истории человечества вести урок географии, находясь на околоземной орбите. Кроме тысяч зрителей, на мысе Канаверал присутствовал и президент Рональд Рейган с супругой.
На 73-й секунде полета, на высоте 17 000 метров из-за неполадок в двигателях «Челленджер» взорвался. Несколько сот тонн ракетного топлива в мгновение ока испепелили корабль, не оставив астронавтам ни малейших шансов на спасение.

Через 15 лет, 1 февраля 2003 года во время возвращения с орбиты развалился еще один американский космический челнок Шаттл-Колумбия. Все семь членов экипажа на борту погибли.

Крупнейшие катастрофы XX века. Исчезнувший район
4 июня 1988 года мощный оглушительный взрыв раздался на северо-западной окраине города Арзамас.
Взорвались три вагона грузового поезда № 3115, следовавшего в Арзамас-16 из Дзержинска. В вагонах находилось около 118 тонн взрывчатых веществ, предназначенных для горных предприятий. В результате взрыва чудовищной силы с лица земли было сметено 1530 жилых домов, образовалась огромная воронка диаметром 52 метра и глубиной 26 метров (высота девятиэтажного дома).

Взрывная волна подняла в воздух все в районе полукилометра от эпицентра. В считанные секунды с лица земли был стерт целый микрорайон Железнодорожников.
По самым приблизительным подсчетам в тот день пострадали 1500–2000 человек.

Крупнейшие катастрофы XX века. Смертоносное облако
4 июня 1989 года около Уфы произошла крупнейшая в истории России и СССР железнодорожная катастрофа. В момент прохождения двух пассажирских поездов произошел взрыв газа, который сочился из трубы проходящего рядом трубопровода.

По официальным данным 573 человека погибли (по другим данным – 645), 623 стали инвалидами, получив тяжелые ожоги и телесные повреждения. Детей среди погибших – 181. Мощность взрыва была оценена в 300 тонн тринитротолуола. Возникший при взрыве пожар охватил территорию около 250 га.

PS.
Нельзя не упомянуть и еще об одной катастрофе, которая произошла 11 сентября 2001 года. Утром этого дня группа из 19 террористов захватила сразу 4 самолета. Два из них были направлены на башни Всемирного Торгового Центра, что привело к полному разрушению небоскребов. Третий самолет упал в здание Пентагона под Вашингтоном, а еще один упал около города Шенксвилл, что в Пенсильвании. Тогда в самолетах погибло 246 человек. Всего же в результате глобальной атаки террористов жертвами стало 2977 человек. Кадры тех событий облетели весь мир.

Мы хотим думать, что трагедии хотя бы чему-нибудь нас учат – например, помогать друг другу в трудных ситуациях и прикладывать совместные усилия для решения проблем.

Но иногда, даже когда катастрофа закончилась, трагедия всё равно продолжается. Люди погружаются в хаос и делают наихудшие моменты в жизни человечества ещё хуже. И, как результат, подробности самых мрачных событий становятся настолько ужасными, что они, как правило, опускаются при написании учебников по истории.

1. События на площади Тяньаньмэнь – Китай выставил счёт семьям погибших за потраченные пули

В 1989 году, после смерти противоречивого государственного и политического деятеля Ху Яобана, китайские студенты вышли на площадь Тяньаньмэнь, чтобы попытаться произвести реальные изменения в Китае. Они выдвинули список требований и объявили голодовку в надежде положить конец коррупции и сделать первые шаги на пути к демократии.

Однако их усилия оказались напрасными, поскольку в ситуацию вмешалась армия. По приказу правительства, на площадь Тяньаньмэнь, которая расположена в самом центре Пекина, двинулись солдаты и танки. В этом неравном бою было убито, по меньшей мере, 300 студентов. По некоторым оценкам, численность погибших достигала 2700 человек.

Обычно на этом история заканчивается, однако есть одна маленькая деталь, которая делает её ещё хуже. Как сообщают некоторые источники, после убийства китайское правительство выставило счёт семья погибших за потраченные пули. Родители протестовавших студентов должны были заплатить по 27 центов (в переводе на современные деньги) за каждую пулю, выпущенную в их ребёнка.

Китайское правительство опровергало обвинения в свою сторону. Однако есть все основания полагать, что вышеупомянутые сообщения были правдивыми.

2. Массовое убийство в Сонгми – Президент Никсон помиловал человека, виновного в данном преступлении

Самым ужасным инцидентом, произошедшим во время войны во Вьетнаме, считается массовое убийство в Сонгми. В 1968 году американские солдаты жестоко расправились с 350 мирными жителями Южного Вьетнама. Они насиловали женщин, калечили детей – и не понесли за это никакого наказания.

Из всех причастных к убийству обвинения выдвинули только одному солдату: Уильяму Колли. Суд признал Колли виновным в убийстве 22 мирных жителей и приговорил его к пожизненному заключению. Тем не менее, в тюрьму он так и не попал. Его посадили под домашний арест, который, однако, продлился недолго. Колли пробыл под домашним арестом всего три года, а затем президент Ричард Никсон помиловал его.

Однако в этой истории не всё так просто. Человека, который сообщил американским властям о жестоком убийстве и свидетельствовал против людей, совершивших его, звали Хью Томпсоном. Он рисковал собственной жизнью, пытаясь спасти как можно больше вьетнамцев. За проявленную храбрость и героизм Томпсон в качестве награды получил угрозы смертью. Каждое утро неизвестные люди оставляли на крыльце его дома изувеченных животных. Всю свою оставшуюся жизнь Томпсон был вынужден бороться с посттравматическим стрессовым расстройством.

3. Помпеи – В соседнем городе стало так жарко, что головы людей не выдерживали и в буквальном смысле взрывались

Гибель Помпеи – одно из самых печально известных стихийных бедствий в истории человечества. Весь город оказался погружён в море вулканического пепла, который унёс жизни тысяч людей.

Однако, по сравнению с Геркуланумом, Помпеи, если так можно выразиться, ещё легко отделались. Человек, который стал свидетелем извержения вулкана, произошедшего в 79 году нашей эры, так описал эту ужасную катастрофу: «На землю и море опустилась огромная чёрная туча в сопровождении ярких вспышек пламени».

Эта огромная чёрная туча накрыла собой весь Геркуланум. На его улицах стало невероятно жарко – температура воздуха достигала более 500 градусов Цельсия. В таких невыносимых условиях кожа людей моментально сгорала, их кости чернели, а головы не выдерживали и в буквальном смысле взрывались.

4. Террористические акты 11 сентября 2001 года – Радиоактивные осадки привели к увеличению уровня заболеваемости раком и количества автомобильных аварий

11 сентября 2001 года, когда самолёты врезались в башни-близнецы в Нью-Йорке, погибло около 3000 невинных людей. Это была самая ужасная террористическая атака в истории США. Однако за последующие несколько лет число её жертв увеличилось в разы.

После печально известных событий 11 сентября 2001 года люди стали бояться летать на самолётах, в результате чего продажи авиабилетов снизились на 20 процентов. Вместо этого, все начали активно использовать автомобили, несмотря на то, что наземный вид транспорта считается более опасным, чем воздушный. В течение двенадцати месяцев после теракта в автокатастрофах погибло около 1600 американцев – только потому, что они боялись летать на самолётах.

Но самое худшее из последствий событий 11 сентября 2001 года заключается в увеличении уровня заболеваемости раком. Башни-близнецы были построены из 400 тонн асбеста, который после взрыва превратился в пыль и распространился по всему городу. Согласно некоторым данным, от асбестового облака пострадало более 400 тысяч человек. В результате этого уровень заболеваемости раком в Нью-Йорке значительно вырос после трагедии. Кроме того, свыше 70 процентов людей, которые помогали справиться с последствиями взрыва, сейчас страдают от проблем с лёгкими.

5. Великий голод в Ирландии – Королева Виктория запретила султану помогать её народу

Когда в Ирландии наступил голод, Меджид Абдул Хан, султан Османской империи, вызвался помочь стране. В 1847 году он нагрузил корабли продовольствием и предложил Ирландии материальную помощь в размере 10 тысяч фунтов стерлингов для борьбы с кризисом.

Как ни странно, но британские дипломаты отклонили его предложение. Они пояснили это тем, что, согласно королевскому протоколу, размер иностранной помощи не должен превышать число той суммы, которую королева Виктория готова пожертвовать ради спасения своего народа. По их просьбе султан уменьшил своё денежное пожертвование до 1000 фунтов стерлингов.

Как бы там ни было, ирландцы всё равно обрадовались его «жесту великой щедрости». В знак благодарности они написали ему: «Впервые в истории мусульманский правитель, представляющий многочисленное исламское население, проявляет тёплое сочувствие христианскому народу».

6. Чёрная смерть – Чума привела к геноциду евреев

Чёрная смерть в середине XIV века загубила жизни от 75 до 200 миллионов человек, уничтожив около трети населения Европы. Это была страшная трагедия, в которой, как ни странно, обвинили евреев.

Дело в том, что европейцы считали чуму частью еврейского заговора. Они утверждали, что евреи отравляли воду в колодцах по всей стране, чтобы заставить христианский народ страдать. Сначала это была просто теория, которая впоследствии получила «подтверждение». Инквизиция начала охотиться за евреями; их пытали до тех пор, пока они не согласились с тем, что несут ответственность за возникновение эпидемии чумы. После этого народ взбунтовался. Они забирали детей у еврейских семей. Они привязывали евреев к столбам и сжигали заживо. Во время одного из таких инцидентов было убито более 2000 человек.

Чёрная смерть, конечно же, не была частью еврейского заговора, однако люди верили в обратное. Их месть не пощадила никого. В городе Страсбург был даже принят закон, который запрещал евреям появляться в городе в течение 100 лет.

7. Ураган Катрина – Отказ помогать беженцам

Когда в 2005 году на Новый Орлеан обрушился ураган Катрина, бесчисленное множество людей остались без крыши над головой. В поисках более безопасных мест они были вынуждены бежать в соседние города. Полиция Нового Орлеана помогала им, указывая путь к мосту, который вёл к городу Гретна.

Однако на мосту эти люди столкнулись с препятствием в виде четырёх полицейских машин, которые перегородили дорогу. Рядом с ними стояли офицеры полиции, держа в руках дробовики. Они прогоняли беженцев, крича им вслед: «Нам не нужен здесь ещё один Супердоум!». По некоторым данным, они даже забирали у людей еду и воду, прежде чем прогнать их прочь.

Артур Лоусон, начальник полиции Гретны, подтвердил инцидент. «Им здесь не место», – прокомментировал он свой отказ помогать беженцам из Нового Орлеана.

8. Бойня на ручье Вундед-Ни – Двадцать солдат были награждены Медалями Почёта

В 1890 году американские войска напали на лагерь индейского народа лакота. В результате атаки погибло около 200 невинных мужчин, женщин и детей. Люди, которые сделали это (данное событие вошло в историю как Бойня на ручье Вундед-Ни), были самыми настоящими убийцами. Тем не менее, двадцати из них были вручены Медали Почёта. Генерал Майлз назвал это «оскорблением памяти мёртвых», однако его протест ни к чему не привёл.

Во время награждения сержанта Тоя было сказано, что он получает медаль «за отвагу, проявленную в борьбе с враждебными индейцами». На самом деле его наградили за то, что он стрелял в спину убегающим коренным американцам, которые были безоружны. Другой солдат, лейтенант Гарлингтон, получил медаль за то, что препятствовал бегству жертв. Он заставил их спрятаться в овраге, где они были застрелены лейтенантом Грешамом.

Сержант Лойд, один из тех военнослужащих, которые были награждены Медалью Почёта за расправу над безоружными индейцами, спустя два года совершил самоубийство – за несколько дней до годовщины бойни на ручье Вундед-Ни. Что побудило его свести счёты с жизнью, не известно. Возможно, это была совесть.

9. Великий лондонский пожар – Горожане повесили умственно отсталого человека

Все, кто знал Роберта Хьюберта, считали его «не совсем здоровым мужчиной». По всей вероятности, он был умственно отсталым или душевнобольным человеком. Он не мог ни слова вымолвить на английском языке, а его конечности были парализованы. Но, несмотря на всё это, его обвинили в Великом лондонском пожаре 1666 года и повесили.

Когда случился пожар, Хьюберта не было в городе. Он появился спустя два дня. Мужчина бродил по улицам, беспрестанно повторяя слово «Да!». В 1666 году, чтобы доказать вину человека, не нужно было предпринимать особых усилий. Толпа схватила Хьюберта и притащила его в полицейский участок.

Там он на всё, что у него спрашивали, отвечал словом «Да!». Он даже «признался» в том, что какой-то француз заплатил ему шиллинг за то, чтобы он поджёг Лондон. Хьюберт соглашался с каждой версией, но его всё равно повесили.

Пятнадцать лет спустя объявился капитан корабля, который помог Хьюберту добраться до Лондона. Он сказал горожанам, что когда произошёл Великий пожар, бедняги не было в городе. Но к тому моменту было уже слишком поздно.

10. «Титаник» – Счета, выставленные семьям погибшим

Британская судоходная компания «Уайт Стар Лайн» (англ. White Star Line) была очень бережливой. Согласно контракту, все сотрудники, которые находились на борту корабля, были уволены в ту самую секунду, когда «Титаник» начал тонуть. Компания не хотела платить членам экипажа деньги за то, что они не выполняли свои непосредственные обязанности в то время, как корабль шёл ко дну.

После того как «Титаник» затонул, семьи погибших были проинформированы о том, что им придётся оплатить стоимость фрахта, если они хотят получить тела своих близких. Большинство из них не могли себе позволить этого, поэтому сегодня многие из тех, кто погиб в результате трагедии, имеют мемориалы вместо могил.

Для музыкантов дела обстояли ещё хуже. Члены оркестра, которые отчаянно продолжали играть даже тогда, когда корабль шёл ко дну, были зарегистрированы в качестве независимых подрядчиков. Это означало, что компания «Уайт Стар Лайн» по закону не имела к ним никакого отношения. Семьи других членов экипажа получили компенсации по случаю потери кормильцев, а родственникам погибших музыкантов не выплатили ни копейки. Зато им были выставлены счета за «испорченную форму».


Ужасно осознавать, сколько зла сделал сам себе человек и планете, на которой он живет. Большинство вреда принесли большие индустриальные корпорации, которые не задумываются об уровне опасности деятельности, стремясь получить прибыль. А особенно страшно то, что катастрофы произошли и в результате испытаний различного вида оружия, в том числе и ядерного. Предлагаем 15 самых больших катастроф в мире по вине человека.

15. Кастл Бра́во (1 марта 1954)


Соединенные Штаты в марте 1954 года произвели испытательный взрыв ядерного оружия в атолле Бикини, расположенного возле Маршальских островов. Он был в тысячу раз мощнее взрыва на Хиросиме, Япония. Это было частью эксперимента правительства США. Ущерб, нанесенный взрывом, был катастрофическим для окружающей среды на площади 11265.41 км2. Было уничтожено 655 представителей фауны.

14. Бедствие в Севесо (10 июля 1976)


Промышленная катастрофа недалеко от Милана, Италия, произошла в результате выброса в окружающую среду токсических химических веществ. Во время производственного цикла при получении трихлорфенола опасное облако вредных соединений попало в атмосферу. Выброс мгновенно подействовал губительно на флору и фауну прилежащей к заводу территории. Предприятие в течении 10 дней скрывало факт утечки химических веществ. Случаи заболевания раком возросли, что было доказано впоследствии исследованиями мертвых животных. У жителей маленького города Севесо стали возникать нередкие случаи сердечных патологий, респираторных заболеваний.


Расплавление части ядерного реактора на Трехмильном острове, Пенсильвания, США, привело к выбросу в окружающую среду неизвестного количества радиоактивных газов и йода. Авария произошла вследствие ряда ошибок персонала и механических неполадок. Много спорили о масштабе загрязнений, но официальные органы утаивали конкретные цифры, чтобы не поднимать панику. Они утверждали, что выброс был незначительный и не мог нанести вред флоре и фауне. Однако в 1997 году данные изучили повторно, и был сделан вывод, что у тех, кто жил вблизи реактора в10 раз больше имели место проявления рака и лейкемии, чем у других.

12. Выброс нефти из танкера Эксон Валдес (24 марта 1989)




В результате аварии на танкере компании «Эксон Вальдес» в океан в районе Аляски попало огромное количество нефти, что привело к загрязнению 2092,15 км береговой линии. Как следствие, был нанесен непоправимый вред экосистеме. И на сегодняшний день она не восстановлена. В 2010 году правительство США заявило, что вред был нанесен 32 видам дикой природы и, только, 13 видов удалось восстановить. Не смогли восстановить подвид касаток и тихоокеанской сельди.


Взрыв и затопление нефтяной платформы Deepwater Horizon в Мексиканском заливе на месторождении Макондо привело к тому, что произошла утечка нефти и газа в объеме 4.9 млн баррелей. По словам ученым, эта авария стала самой крупной в истории США и унесла 11 жизней работников платформы. Вред был нанесен и обитателя океана. До сих пор отмечают нарушения экосистемы залива.

10. Бедствие Лав-Канал (1978)


В Ниагара-Фоллз, штат Нью-Йорк, около сотни домов и местная школа были построены на месте свалки промышленных и химических отходов. Со временем химикаты просочились в верхние слои почвы и воду. Люди начали замечать, что возле домов появляются какие-то чёрные болотистые пятна. Когда сделали анализ, то обнаружили содержание восьмидесяти двух химических соединений, одиннадцать из которых были канцерогенными веществами. Среди заболеваний жителей Лав-канала стали появляться такие серьёзные болезни, как лейкемия, а у 98 семей родились дети с серьезными патологиями..

9. Химическое загрязнение Аннистона, Алабама (1929-1971)


В Аннистоне в районе, где сельскохозяйственный и биотехнологический гигант Монсанто впервые произвёл вещества, вызывающие онкозаболевания, по непонятным причинам произошел их выброс в реку Сноу Крик. Население Аннистона сильно пострадало. В результате воздействия повысился процент заболеваний диабетом и другими патологиями. В 2002 году Монсанто выплатил 700 млн долларов компенсации за ущерб и спасательные работы..


Во время военного конфликта в Персидском заливе в Кувейте Саддам Хусейн поджёг 600 нефтяных скважин, чтобы создать ядовитую дымовую завесу на целых 10 месяцев. Считается, что ежедневно сгорало от 600 до 800 тонн нефти. Около пяти процентов территории Кувейта было покрыто копотью, домашний скот умирал от болезней лёгких, а в стране увеличилось число заболевших раком.

7. Взрыв на химическом заводе Цзылинь (13 ноября 2005)


На химическом заводе Цзылинь прогремели несколько мощных взрывов. В окружающую среду было выброшено огромное количество бензола и нитробензола, который обладает губительным токсическим эффектом. Бедствие привело к смерти шести человек и ранению семидесяти.

6. Загрязнение Таймс-Бич, Миссури (декабрь, 1982)


Распыление нефти, содержащей токсичный диоксин, привело к полному разрушению небольшого города в Миссури. Метод применялся как альтернатива орошению, чтобы сбить пыль с дорог. Положение дел ухудшилось, когда в результате подтопления города водами реки Мерэмек, токсичная нефть распространилась по всему побережью. Жители подверглись воздействию диоксина и сообщали о проблемах с иммунитетом и мышцами.


В течение пяти дней дым от угольного горения и фабричных выбросов накрывал Лондон плотным слоем. Дело в том, что наступила холодная погода и жители массово начали топить печки углем, чтобы согреть дома. Сочетание производственных и общественных выбросов в атмосферу привело к густому туману и плохой видимости, а 12000 человек умерли от вдыхания токсичных испарений.

4. Отравление залива Минамата, Япония (1950-е)


За 37 лет производства пластмасс нефтехимическая компания Chisso Corporation сбросила 27 тонн металртути в воды залива Минамата. Так как жители его использовали для ловли рыбы, не зная о сливах химических веществ, то отравленная ртутью рыба нанесла серьёзный ущерб здоровью младенцам, родившимся у матерей, которые употребляли рыбу из Минамата в пищу, и убила больше 900 человек в регионе.

3. Бедствие Бхопала (2 декабря 1984)

О радиационном заражении в результате аварии ядерного реактора и пожаре на Чернобыльской атомной станции на Украине знает весь мир. Ее назвали самой ужасной катастрофой на атомной электростанции в истории. Около миллиона человек умерли из-за последствий ядерной катастрофы, главным образом от рака и из-за воздействия высокого уровня радиации.


После 9-балльного землетрясения и цунами, которые обрушились на Японию, ядерная установка Фукусимы Daiichi осталась без электроснабжения и потеряла способность охлаждать реакторы с атомным топливом. Это привело к радиоактивному заражению большой территории и акватории. Около двухсот тысяч жителей были эвакуированы из-за боязни возникновения тяжёлых заболеваний в результате облучения. Катастрофа еще раз заставила ученых задуматься об опасности атомной энергии и необходимости разработки