Внеклассное чтение е благинина снегурка. Русская народная сказка " Снегурочка"

город Астана

школа-лицей №1

учитель начальных классов

Сакун Елена Валентиновна

Тема: «Стихи о зиме». Е.Благинина «Снегурка»

Цель: 1.приобщать детей к замечательному искусству-чтению стихов;

2.воспитывать у учащихся духовную потребность в стихах;

развивать устную речь учащихся;

3.воспитывать любовь к зимнему времени года

Ход урока.

1)Слайд1

Cамая чистая радость-радость общения с природой.

(А. Толстой).

2)Корректурная проба. Вычеркните все буквы П,Р,О,Т,С

ПРСОООЗПРР

ПРРТТТИОО

ПРСССТМТТ

СССТТТАООТ (3 мин)

3.Составьте Ассоциации с существительным «Зима»

Слайд 2(3 мин)

4.Ребята,вы не так много слов знаете о зиме.Поиграем в игру « Зимнее словосочетание» (3мин)

Учащимся показывается карточка со словом, их задача придумать «зимнее» словосочетание.

    Мороз (трескучий, сильный);

    Снежинка (многогранная, искристая);

    Метель (снежная, южная);

    Лед (крепкий, скользкий);

    Снег (блестящий, скрипучий).

    Сугроб (высокий, пушистый)

    Снегирь (красногрудый, шустрый) Какие слова вы добавили к вашим ассоциациям.? Запишите их.

У нас необычный урок.Мы свами будем работать в группах.Каждая группа будет иметь свое название.и.1 группа будет –группа С.Есенина,2 группа Афанасия Фета,3 группа Н.Некрасова,4группа-Ф.Тютчева,5 группа – А.С.Пушкина.

Как вы думаете,почему я выбрала именно этих поэтов.

Правильно.Эти поэты писали очень много стихотворений о природе,зиме.

У вас было домашнее задание.Вы должны были выбрать стих.о зиме и выучить.

Кто готов?Оценивать вы будете сами.У каждого из вас круги.Зеленые круги оценят ваши ответы на отлично.,желтые –хорошо,красные удовлетворительно.

С чем ассоциируются эти три цвета? (2 мин)

5. От каждой группы по 1 чел. –чтение стихов о природе. (10 мин)

^ Выбор лучшего чтеца. Вы не просто слушаете,а находите сходство с картинами.

6.Новая тема.

Мы сегодня познакомимся со стихотворением о зиме Е.Благининой Снегурка. Слайд 3
. СнегуркаЕ. Благинина. Читает учитель.

Ребята,скажите а на какой праздник приглашают Снегурочку. Что это за праздник?.(3мин)

7.Физминутка (1 мин)

8.Повторное чтение –глазами.

Какой вы представили снегурку?
5. Словарная работа. В стих. какие непонятные слова встретились
Янтарь,парча,душегрейка (5 мин)

5. Работа над выразительностью чтения.

Выразительное чтение.Оценивание (5мин)

Хоровое чтение.

    Работа по слайду « Зимний день».В заключении нашего урока посмотрите слайд (2мин)

    Пятистишие.Синквейн (5мин)

1.Зима 2 прил

    3 глагола

  1. Предложение

    Резерв.Работа со снежинками. Итоги работы команд.Рефлексия Понравился ли вам урок?Показ карточек.

    Д.З. Выучить стихотворение наизусть (по выбору).

Русская народная сказка " Снегурочка". Открытый урок

, учитель начальных классов МОУ «Средняя школа» 16 г. Балаково, Саратовская область

Статья отнесена к разделу:

Цели урока: познакомить с русской народной сказкой, развивать навыки беглого выразительного чтения, обогащать словарный запас учащихся, развивать творческие способности (артистизм, умение перевоплащаться), вырабатывать активность мысли, формировать способность отстаивать свою точку зрения, проводить работу по развитию речи.

Оборудование:

    учебник Л. А Ефросинина “Литературное чтение”,2 класс;

    Л. А Ефросинина. Рабочая тетрадь №1для учащихся 2 класса;

    игрушка - домовёнок Кузя; сундучок со сказками;

    письмо – пожелание;

    Книжки – малышки”, рисунки к сказкам;

    проект “Рукотворная книга”;

    диск с заданиями к уроку;

    диск с мультфильмом;

    карточки для логопедической разминки;

    репродукция картины В. М. Васнецова “Снегурочка”;

    словарь С. Ожегова, словарь “снежных слов”;

    шапки – маски;

    планшеты со стихами Е.Благининой “Снегурка”;

1.Организация класса.

2.Сообщение темы и цели урока.

Сегодня на уроке мы отправимся в удивительную страну, где живут ваши любимые знакомые сказки. Наша встреча пройдёт в форме урока открытых мыслей. У нас сегодня загадочный гость!

Как вы думаете,кто это? (Это домовёнок Кузька)

А что он прячет в своём волшебном сундучке? (Письмо). Прочитаем пожелание – напутствие.

На уроке мы познакомимся с русской народной сказкой “Снегурочка”, будем выразительно читать, задавать вопросы и отвечать на них, находить в тексте нужные отрывки, думать, делать выводы, подводить итоги. В конце урока все наши работы соберём в “Рукотворную книгу”

3.Проверка домашнего задания.

А сейчас вспомним наше домашнее задание.

Какую сказку вы читали дома? (“Девочка Снегурочка”)

Какое интересное творческое задание вы выполняли самостоятельно? (Составляли свою сказку о Снегурочке.)

Сейчас мы прослушаем ваши сказки и попробуем их оценить.

Творческое задание (2 человека читают сказки из “Книжек – малышек”)

Какая из сказок вам понравилась больше? Объясните своё предпочтение. (Мне больше понравилась первая сказка…)

А что думает …? (Обе сказки интересны, но представлены по – разному).

Вывод: Мне очень понравилась мысль … о том, что одну и ту же сказку можно пересказать и представить по – разному.

Конкурс художественного творчества

- Давайте посмотрим, какие замечательные рисунки выполнили наши ребята к сказке В. Даля “Девочка Снегурочка”

Чьи работы тебе понравились, …? Почему?

А что думает по этому поводу …? (Каждый внёс в рисунок что – то своё интересное, необычное.

Вывод: Страна сказок необъятна. Каждый из вас может стать её неповторимым участником.

Какая это сказка? Докажите. (Авторская)

А сегодня нам предстоит познакомимся с русской народной сказкой “Снегурочка”.

4.Работа “Поисковой группы”

В нашем классе продолжает работу “Поисковая группа”. Ребята выполнили задание опережающего характера. Они расскажут о том, как в нашей жизни появились сказки.

Вступительное слово о сказках.

    Сказки в нашей жизни возникли давно, когда ещё не было письменности. Их не записывали, а передавали из “ уст в уста”.
    Сказки рассказывали в зимние вечера, когда на улице потрескивал жгучий мороз, а в окна скреблась вьюга. Люди собирались в комнатах около печек и начинали рассказывать разные причудливые и забавные небылицы.

    Мы с затаённым дыханием слушаем удивительные истории о хитрой лисе, глупом волке, о мудрых волшебниках и героях. В сказках люди “летали по воздуху”, “ходили в сапогах – скороходах”, “воскрешали убитых”, “в одну ночь строили дворцы”.

    Сказка – это мечты о будущем, за ними чувствовалась великая сила. Они учат познавать жизнь, прививают такие благородные черты, как мужество, трудолюбие, воспевают справедливость, правдивость, доброту, любовь.

А что хочет добавить о сказках …?

Недавно я узнал, что сказка…(ответ ученика)

Вывод: Сказка и сейчас живёт в народе. Её охотно слушают и взрослые и дети.

5.Логопедическая разминка.

В народе любили трудолюбивых, добрых, отзывчивых людей.

Вот к таким простым людям мы сейчас отправимся в гости.

Прочитаем длинные и трудные слова, которые встретятся при чтении сказки:

со – ста - ри – лись

6. Первичное чтение и проверка восприятия.

А теперь вам предстоит послушать, как прочитают русскую народную сказку “Снегурочка” наши любители чтения (5 человек).

А вы внимательно слушайте, для того, чтобы справиться с тестовым заданием.

Тест. – Почему растаяла Снегурочка? (ИКТ СЛАЙД 1)

*Она была из снега, а снег боится огня.

*Она хотела превратиться в студёный ручеёк.

*Она обиделась на дедушку и бабушку.

А какое ваше мнение?

Вывод: Мне хочется вас похвалить за то, что вы внимательно слушали сказку и справились с заданием.

7. Повторное чтение и работа над содержанием.

А сейчас мы прочитаем сказку ещё раз, чтобы ответить на вопросы.

Начнём с первой части (“тихое чтение”)

а) – Прочитайте, как начинается сказка.

Что означают слова “жили – были”? (Зачин)

В какой ещё сказке встречаются слова “жили – были”?

б) Выборочное чтение.

Найдите то место, где говорится, как в доме деда и бабы появилась Снегурочка.

Прочитайте описание внешнего вида Снегурочки.

*Физминутка

Нынче радость детворе –
Много снегу на дворе,
Впереди сугроб огромный
Развалился вдоль и вширь –
Это снежный богатырь.
Обходить его мы стали –
И Снегурку увидали.

в) Работа с репродукцией В. М. Васнецова “Снегурочка”

Рассмотрите, как изобразил Снегурочку известный русский художник В. М. Васнецов в 1899 году.

Художник был очарован русской зимой. На лесной заснеженной опушке появляется юная красавица – Снегурочка. Обратите внимание на её парчовую шубку и шапочку. Они оторочены мехом. А какие серебристые краски. Они напоминают поблескивание снежного наста и мягкость выпавшего снега. Снегурочка! Застенчивая, трепетная, робкая.

Боярышня! Живая!

В тулупчике, в сапожках, в рукавичках.

Какая главная мысль 1 части?

Подберите к ней заголовок. (“Дед и баба сделали Снегурочку”)

Это интересная мысль, ….

А что думает об этом …?

г) Чтение второй части “по цепочке”

Словарная работа.

Ребята, чтобы вам всё было понятно в сказке, я объясню значение

словосочетания “сафьяновые сапожки” - это сапоги, сделанные из козловой кожи высшего качества. (Заблаговременно)

А когда вы читали эту часть, вам встретилось словосочетание “атласная лента”.

Как вы понимаете его значение?

Кто может ответить на этот вопрос?

Атласная лента – это лента из гладкой, блестящей кожи (По словарю С. Ожегова читают дети)

А сейчас отправимся к тайнам живого слова.

Что значить “лелеять”? (Объясни …)

А кто думает иначе?

Лелеять – нежить, холить, заботливо ухаживать.

Почему дед и баба стали лелеять Снегурочку?(1- 2 ответа)

Кто из них прав? Докажите свой выбор.

(Вот мы и открыли тайны некоторых слов)

Какой стала Снегурочка с приходом весны?

Как ты считаешь,… ?

А что хочет сказать… ?

Прочитайте слова, которые говорят о ласковом отношении деда и бабы к Снегурочке.

Как Снегурочка обращается к своим близким?

Что самое главное в этой части? (“Снегурочка боится огня”)

д) Чтение третьей части (“ про себя” с последующим заданием)

Найдите и прочитайте отрывок, который к ней подходит.

Подбери заголовок к 3части. (“Растаяла Снегурочка”)

Прочитайте план к сказке на доске. (ИКТ СЛАЙД 2)

Вывод: Нашу сказку мы записали кратко в виде плана. Запомните его для дальнейшей работы.

8.Чтение по ролям отрывка из сказки

Представьте, что мы выбираем артистов на роль, которые хорошо разбираются в характере, речи, поведении героя. Артист должен хорошо исполнить свою роль.

следующих учеников…

(Ребята в масках – шапочках читают 3 часть сказки в лицах.)

Какое мнение сложилось у вас о работе наших артистов?

Какой исполнитель тебе понравился больше? Почему?

9.Обобщение.

Назовите главных героев сказки.

Кто вам понравился?

Нравится ли вам конец сказки? (Очень жаль Снегурочку)

Проблемный вопрос.

Как вы думаете, что могло бы быть со Снегурочкой, если бы она не прыгнула через костёр? (2 -3 ответа)

(Правильно, время снега не вечно. Последний снег тает в лесу позже, чем на открытой местности. Но и туда рано или поздно проникают солнечные лучи.)

10.Работа “Читального зала”

О Снегурочке написано не только в сказках, но и в стихах.

Сейчас мы поработаем в “читальном зале” и прочитаем стихотворение Е. Благининой “Снегурка”.

Где можно увидеть или услышать Снегурку?

Я хочу сказать вот о чём…

А я хочу ещё добавить…

11.Работа в ТПО с использованием словаря “зимних слов

Какой ты представляешь себе Снегурочку?

Найди прилагательные, которые подойдут для описания Снегурочки.

Снегурочка (какая?) беленькая, кругленькая, светлая, искристая, нежная, румяная. (ИКТ СЛАЙД 3)

12. “.Наш кинозал” - просмотр отрывка из мультипликационного фильма “Снегурочка”

13.Рефлексия.

* - я всё хорошо запомнил.

* - мне было интересно, но я работал медленно

* - вопросы для меня оказались трудными

14.Итог урока.

Над какой сказкой мы работали?

Какой вид работы вам больше всего понравился?

15.Выставление и комментирование оценок.

Сегодня я осталась довольна вашей работой на уроке.

За отличное чтение стихотворения – напутствия, за правильное выполнение тестового задания и за работу на уроке получает оценку…

За грамотное выполнение творческого задания, за участие в конкурсе художественного творчества оценка…

За большую работу и подготовку материала к уроку получают оценку участники “Поисковой группы”…

За правильное, беглое, выразительное чтение сказки, за работу на уроке получают оценку…

За артистизм, умение перевоплащаться при чтении отрывка по ролям, грамотные ответы на уроке оценка…

За чтение стихотворения Е. Благининой “Снегурка”, выборочное чтение, умение оценивать свою работу оценка…

16.Дифференцированное домашнее задание.

*Пересказать сказку по плану.

*В ТПО, с.66 выполнить задание 4.

*В ТПО, с.77 сравнить рисунки, раскрасить иллюстрации к сказкам.

17.Составление “Рукотворной книги”

На уроке дети знакомятся с русской народной сказкой, развивают навыки беглого выразительного чтения, обогащают словарный запас, развивают творческие способности (артистизм, умение перевоплащаться), вырабатывают активность мысли, формируют способность отстаивать свою точку зрения, проводят работу по развитию речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Русская народная сказка " Снегурочка". Открытый урок

Образцова Людмила Николаевна , учитель начальных классов МОУ «Средняя школа» №16 г. Балаково, Саратовская область

Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе

Цели урока: познакомить с русской народной сказкой, развивать навыки беглого выразительного чтения, обогащать словарный запас учащихся, развивать творческие способности (артистизм, умение перевоплащаться), вырабатывать активность мысли, формировать способность отстаивать свою точку зрения, проводить работу по развитию речи.

Оборудование:

  • учебник Л. А Ефросинина “Литературное чтение”,2 класс;
  • Л. А Ефросинина. Рабочая тетрадь №1для учащихся 2 класса;
  • игрушка - домовёнок Кузя; сундучок со сказками;
  • письмо – пожелание;
  • “Книжки – малышки”, рисунки к сказкам;
  • проект “Рукотворная книга”;
  • диск с заданиями к уроку;
  • диск с мультфильмом;
  • карточки для логопедической разминки;
  • репродукция картины В. М. Васнецова “Снегурочка”;
  • словарь С. Ожегова, словарь “снежных слов”;
  • шапки – маски;
  • планшеты со стихами Е.Благининой “Снегурка”;

1.Организация класса.

2.Сообщение темы и цели урока.

Сегодня на уроке мы отправимся в удивительную страну, где живут ваши любимые знакомые сказки. Наша встреча пройдёт в форме урока открытых мыслей. У нас сегодня загадочный гость!

Как вы думаете,кто это? (Это домовёнок Кузька)

А что он прячет в своём волшебном сундучке? (Письмо). Прочитаем пожелание – напутствие.

На уроке мы познакомимся с русской народной сказкой “Снегурочка”, будем выразительно читать, задавать вопросы и отвечать на них, находить в тексте нужные отрывки, думать, делать выводы, подводить итоги. В конце урока все наши работы соберём в “Рукотворную книгу”

3.Проверка домашнего задания.

А сейчас вспомним наше домашнее задание.

Какую сказку вы читали дома? (“Девочка Снегурочка”)

Какое интересное творческое задание вы выполняли самостоятельно? (Составляли свою сказку о Снегурочке.)

Сейчас мы прослушаем ваши сказки и попробуем их оценить.

Творческое задание (2 человека читают сказки из “Книжек – малышек”)

Какая из сказок вам понравилась больше? Объясните своё предпочтение. (Мне больше понравилась первая сказка…)

А что думает …? (Обе сказки интересны, но представлены по – разному).

Вывод: Мне очень понравилась мысль … о том, что одну и ту же сказку можно пересказать и представить по – разному.

“Конкурс художественного творчества”

- Давайте посмотрим, какие замечательные рисунки выполнили наши ребята к сказке В. Даля “Девочка Снегурочка”

Чьи работы тебе понравились, …? Почему?

А что думает по этому поводу …? (Каждый внёс в рисунок что – то своё интересное, необычное.

Вывод: Страна сказок необъятна. Каждый из вас может стать её неповторимым участником.

А сегодня нам предстоит познакомимся с русской народной сказкой “Снегурочка”.

4.Работа “Поисковой группы”

В нашем классе продолжает работу “Поисковая группа”. Ребята выполнили задание опережающего характера. Они расскажут о том, как в нашей жизни появились сказки.

Вступительное слово о сказках.

  1. Сказки в нашей жизни возникли давно, когда ещё не было письменности. Их не записывали, а передавали из “ уст в уста”.
    Сказки рассказывали в зимние вечера, когда на улице потрескивал жгучий мороз, а в окна скреблась вьюга. Люди собирались в комнатах около печек и начинали рассказывать разные причудливые и забавные небылицы.
  2. Мы с затаённым дыханием слушаем удивительные истории о хитрой лисе, глупом волке, о мудрых волшебниках и героях. В сказках люди “летали по воздуху”, “ходили в сапогах – скороходах”, “воскрешали убитых”, “в одну ночь строили дворцы”.
  3. Сказка – это мечты о будущем, за ними чувствовалась великая сила. Они учат познавать жизнь, прививают такие благородные черты, как мужество, трудолюбие, воспевают справедливость, правдивость, доброту, любовь.

А что хочет добавить о сказках …?

Недавно я узнал, что сказка…(ответ ученика)

Вывод: Сказка и сейчас живёт в народе. Её охотно слушают и взрослые и дети.

5.Логопедическая разминка.

В народе любили трудолюбивых, добрых, отзывчивых людей.

Вот к таким простым людям мы сейчас отправимся в гости.

Прочитаем длинные и трудные слова, которые встретятся при чтении сказки:

6. Первичное чтение и проверка восприятия.

А теперь вам предстоит послушать, как прочитают русскую народную сказку “Снегурочка” наши любители чтения (5 человек).

А вы внимательно слушайте, для того, чтобы справиться с тестовым заданием.

Тест. – Почему растаяла Снегурочка? (ИКТ СЛАЙД 1)

*Она была из снега, а снег боится огня.

*Она хотела превратиться в студёный ручеёк.

*Она обиделась на дедушку и бабушку.

А какое ваше мнение?

Вывод: Мне хочется вас похвалить за то, что вы внимательно слушали сказку и справились с заданием.

7. Повторное чтение и работа над содержанием.

А сейчас мы прочитаем сказку ещё раз, чтобы ответить на вопросы.

Начнём с первой части (“тихое чтение”)

а) – Прочитайте, как начинается сказка.

Что означают слова “жили – были”? (Зачин)

В какой ещё сказке встречаются слова “жили – были”?

б) Выборочное чтение.

Найдите то место, где говорится, как в доме деда и бабы появилась Снегурочка.

Прочитайте описание внешнего вида Снегурочки.

*Физминутка

Нынче радость детворе –
Много снегу на дворе,
Впереди сугроб огромный
Развалился вдоль и вширь –
Это снежный богатырь.
Обходить его мы стали –
И Снегурку увидали.

в) Работа с репродукцией В. М. Васнецова “Снегурочка”

Рассмотрите, как изобразил Снегурочку известный русский художник В. М. Васнецов в 1899 году.

Художник был очарован русской зимой. На лесной заснеженной опушке появляется юная красавица – Снегурочка. Обратите внимание на её парчовую шубку и шапочку. Они оторочены мехом. А какие серебристые краски. Они напоминают поблескивание снежного наста и мягкость выпавшего снега. Снегурочка! Застенчивая, трепетная, робкая.

Боярышня! Живая!

В тулупчике, в сапожках, в рукавичках.

Какая главная мысль 1 части?

Подберите к ней заголовок. (“Дед и баба сделали Снегурочку”)

Это интересная мысль, ….

А что думает об этом …?

г) Чтение второй части “по цепочке”

Словарная работа.

Ребята, чтобы вам всё было понятно в сказке, я объясню значение

словосочетания – “сафьяновые сапожки” - это сапоги, сделанные из козловой кожи высшего качества. (Заблаговременно)

А когда вы читали эту часть, вам встретилось словосочетание “атласная лента”.

Как вы понимаете его значение?

Кто может ответить на этот вопрос?

Атласная лента – это лента из гладкой, блестящей кожи (По словарю С. Ожегова читают дети)

А сейчас отправимся к тайнам живого слова.

Что значить “лелеять”? (Объясни …)

А кто думает иначе?

Лелеять – нежить, холить, заботливо ухаживать.

Почему дед и баба стали лелеять Снегурочку?(1- 2 ответа)

Кто из них прав? Докажите свой выбор.

(Вот мы и открыли тайны некоторых слов)

Какой стала Снегурочка с приходом весны?

Как ты считаешь,… ?

А что хочет сказать… ?

Прочитайте слова, которые говорят о ласковом отношении деда и бабы к Снегурочке.

Как Снегурочка обращается к своим близким?

Что самое главное в этой части? (“Снегурочка боится огня”)

д) Чтение третьей части (“ про себя” с последующим заданием)

Найдите и прочитайте отрывок, который к ней подходит.

Подбери заголовок к 3части. (“Растаяла Снегурочка”)

Прочитайте план к сказке на доске. (ИКТ СЛАЙД 2)

Вывод: Нашу сказку мы записали кратко в виде плана. Запомните его для дальнейшей работы.

8.Чтение по ролям отрывка из сказки

Представьте, что мы выбираем артистов на роль, которые хорошо разбираются в характере, речи, поведении героя. Артист должен хорошо исполнить свою роль.

следующих учеников…

(Ребята в масках – шапочках читают 3 часть сказки в лицах.)

Какое мнение сложилось у вас о работе наших артистов?

Какой исполнитель тебе понравился больше? Почему?

9.Обобщение.

Назовите главных героев сказки.

Кто вам понравился?

Нравится ли вам конец сказки? (Очень жаль Снегурочку)

Проблемный вопрос.

Как вы думаете, что могло бы быть со Снегурочкой, если бы она не прыгнула через костёр? (2 -3 ответа)

(Правильно, время снега не вечно. Последний снег тает в лесу позже, чем на открытой местности. Но и туда рано или поздно проникают солнечные лучи.)

10.Работа “Читального зала”

О Снегурочке написано не только в сказках, но и в стихах.

Сейчас мы поработаем в “читальном зале” и прочитаем стихотворение Е. Благининой “Снегурка”.

Где можно увидеть или услышать Снегурку?

Я хочу сказать вот о чём…

А я хочу ещё добавить…

11.Работа в ТПО с использованием словаря “зимних слов”

Какой ты представляешь себе Снегурочку?

Найди прилагательные, которые подойдут для описания Снегурочки.

Снегурочка (какая?) беленькая, кругленькая, светлая, искристая, нежная, румяная. (ИКТ СЛАЙД 3)

12. “.Наш кинозал” - просмотр отрывка из мультипликационного фильма “Снегурочка”

13.Рефлексия.

* - я всё хорошо запомнил.

* - мне было интересно, но я работал медленно

* - вопросы для меня оказались трудными

14.Итог урока.

Над какой сказкой мы работали?

Какой вид работы вам больше всего понравился?

15.Выставление и комментирование оценок.

Сегодня я осталась довольна вашей работой на уроке.

За отличное чтение стихотворения – напутствия, за правильное выполнение тестового задания и за работу на уроке получает оценку…

За грамотное выполнение творческого задания, за участие в конкурсе художественного творчества оценка…

За большую работу и подготовку материала к уроку получают оценку участники “Поисковой группы”…

За правильное, беглое, выразительное чтение сказки, за работу на уроке получают оценку…

За артистизм, умение перевоплащаться при чтении отрывка по ролям, грамотные ответы на уроке оценка…

За чтение стихотворения Е. Благининой “Снегурка”, выборочное чтение, умение оценивать свою работу оценка…

16.Дифференцированное домашнее задание.

*Пересказать сказку по плану.

*В ТПО, с.66 выполнить задание 4.

*В ТПО, с.77 сравнить рисунки, раскрасить иллюстрации к сказкам.

17.Составление “Рукотворной книги”


Светлана Ягодарова
Конспект занятия по чтению художественной литературы «Волшебный мир поэзии»

Конспект НОД по ОО «Художественно – эстетическое развитие»

(Чтение художественной литературы ) на тему :

«Волшебный мир поэзии »

Цель : Знакомство детей с творчеством Благининой. Формирование навыков выразительного чтения . Активизация словаря. Знакомство с биографией писательницы. Развитие элементов театрализации.

Материал и оборудование : презентация, мультимедийное оборудование, портрет Е. А. Благининой в книжном центре, аудиозапись «Посидим в тишине» .

Ход НОД:

Педагог : Мы отправимся в путешествие по волшебной стране , в которой живут стихи, сказки, считалки, загадки, песни. Книги станут нашими маяками. А что такое маяки? (Это огромные фонари на берегу моря, которые указывают путь кораблям ночью).

Педагог : Маяки. Указывают кораблям путь к родному берегу, а что дают человеку книги? (Вводят нас в мир литературы , в мир поэзии , сказок, приключений). Педагог : А кому мы обязаны сказать слова благодарности? Конечно, же авторам этих книг. Сегодня на нашем занятии мы говорим слова благодарности замечательному автору – писательнице, поэтессе Елене Александровне Благининой.

Педагог : Е. А. Благинина родилась в Орловской губернии. Выросла среди просторных лугов и лесов. Мать и бабушка вели хозяйство, отец работал кассиром на железной дороге. Первое свое стихотворение Е. Благинина написала в 8 – летнем возрасте и продолжала писать, учась в гимназии в городе Курске, и в институте в Москве. Первая книжка называлась «Осень» . В нее вошли стихи про все времена года. А какое время года за окном? (Зима) .

А сейчас наши дети прочитают стихи о зиме.

1 ребенок :

Зима негаданно -нежданно

Пришла на черные поля.

Еще вчера была туманна

Дождем одетая земля.

Деревья жалобно скрипели,

Ручьи холодные текли.

И вдруг метели налетели

И сколько снега намели!

2 ребенок :

Морозы жестокие в этом году.

Тревожно за яблоньку в нашем саду,

Тревожно за Жучку : в её конуре

Такой же морозище, как на дворе.

Но больше всего беспокойно за птиц :

За наших воробышков, галок, синиц.

Ведь очень уж холодно в воздухе им.

Поможем ли мы беззащитным таким?

Поможем! Их надо кормить, и тогда

Им будет легко пережить холода.

3 ребенок :

Я вылепил снегурку,

Поставил на виду

Снегурушку -девчурку

Под яблоней в саду.

Стоит моя царевна

Под круглым деревцом -

Царевна-королевна,

Пригожая лицом.

В парчовой душегрейке

Стоит светлей зари,

И крупные на шейке -

Играют янтари.

Педагог : У меня в руках книга Е. Благининой «Посидим в тишине» Название этой книжке подарило стихотворение о том, как однажды мама устала и заснула, а ее маленькая дочка не стала шуметь, чтобы не разбудить маму, не нарушить ее сон. Поэтесса подобрала такие светлые, добрые слова о маме. Послушайте стихотворение «Посидим в тишине» (аудиозапись) .

Педагог : Тема маленького ребенка, игры и игрушки – центральная тема в творчестве Е. А. Благининой. Ваши бабушки и мамы читали стихи об Аленушке. Давайте мы почитаем эти стихи.

1. А у нас есть девочка,

Звать её Алёнушка,

Девочка - припевочка,

Круглая головушка.

Целый день "уа-уа",

Вот и все её слова.

Как у нашей дочки

Розовые щечки.

Как у нашей птички

Тёмные реснички.

Как у нашей крошки

Тёпленькие ножки.

Как у нашей лапки

Ноготки-царапки.

2. Ой, ладушки, ладушки,

Испечем оладушки,

На окно поставим,

Остывать заставим.

А остынут – поедим

И воробышкам дадим.

Воробышки сели,

Оладушки съели,

Оладушки съели,

Шшу–у-у. и улетели.

3. Мы не ляжем рано спать :

Дочку надобно купать.

Теплую водичку

Льём на нашу птичку.

Ой, с гуся вода,

С Алёнушки худоба !

Дайте-ка пелёнку

Завернуть Алёнку.

4. Доченька проснулась,

Сладко потянулась,

Полежала, полежала,

Да и улыбнулась.

Сердце бьется шибко.

Ах ты, моя рыбка!

До чего же дорога

Мне твоя улыбка!

Педагог : Елена Благинина является автором не только стихов, но и загадок, считалок и песен. Вот какие считалки можно использовать, чтобы выбрать для игры ведущего. Расскажите ребята.

1. Паровоз, Паровоз,

Что в подарок нам привёз?

Я привёз цветные книжки.

Пусть читают ребятишки!

Я привёз карандаши,

Пусть рисуют малыши!

2. Чтобы дом построить новый,

Запасают тёс дубовый,

И замазку.

А потом, потом, потом

Начинают строить дом.

3. Петушок, Петушок,

Покажи свой Кожушок!

Кожушок горит огнём.

Сколько пёрышек на нём?

Раз-два-три-четыре-пять,

Физкульминутка «Это лёгкая забава»

Это лёгкая забава -

Повороты влево -вправо.

Нам известно всем давно -

Там стена, а там окно. (Повороты туловища вправо и влево.)

Приседаем быстро, ловко.

Здесь видна уже сноровка.

Чтобы мышцы развивать,

Надо много приседать. (Приседания.)

А теперь ходьба на месте,

Это тоже интересно. (Ходьба на месте.)

Педагог : А теперь загадки! Их тоже написала Елена Александровна Благинина. Итак, начинаем отгадывать :

1. Что за звёздочки сквозные

На пальто и на платке,

Все сквозные - вырезные,

А возьмёшь - вода в руке?

(Снежинки)

2. Наш серебряный кинжал

Недолго дома полежал.

Мы поднять его хотели,

А он к порогу побежал.

(Сосулька)

3. Есть, ребята, у меня

Два серебряных коня.

Езжу сразу на обоих!

Что за кони у меня?

(Коньки)

4. Какой это мастер

На стёкла нанёс

И листья, и травы,

И заросли роз?

(Мороз)

5. Красавица, какая

Стоит, светло сверкая,

Как пышно убрана.

Скажите, кто она?

(Елка)

Есть ещё игра для вас :

Я начну стихи сейчас.

Я начну, а вы кончайте,

Хором, дружно отвечайте!

На дворе снежок идёт

Скоро праздник. (Новый год!

Мягко светятся иголки,

Хвойный дух идёт. (От ёлки!

Ветви слабо шелестят

Бусы яркие. (Блестят!

И качаются игрушки

Флаги, звёздочки. (Хлопушки!

Нити пёстрой мишуры,

Колокольчики. (Шары!

Рыбок хрупкие фигурки,

Птицы, лыжницы. (Снегурки!

Белоус и краснонос

Под ветвями Дед. (Мороз!

И, верхушку украшая,

Там сияет, как всегда,

Очень яркая, большая,

Пятикрылая. (Звезда!

Ну и ёлка, просто диво!

Как нарядна, как. (Красива!

Вот огни зажглись на ней,

Сотни крошечных. (Огней!

Педагог : Молодцы, ребята! Сегодня мы побывали в волшебном мире поэзии Е . А. Благининой. Она писала стихи для вас, ребята, чтобы вы выросли умными, добрыми, здоровыми и счастливыми!

Публикации по теме:

Конспект НОД по чтению художественной литературы в подготовительной группе Стихотворение А. Гаврюшкин «Десять правил маленького россиянина».

Конспект НОД по чтению художественной литературы по русской народной сказке «Мороз Иванович» (подготовительная группа) Чтение художественной литературы "Мороз Иванович" 1. Познакомить детей с новой сказкой. 2. Учить детей эмоционально воспринимать образное.

Цели урока: познакомить с русской народной сказкой, развивать навыки беглого выразительного чтения, обогащать словарный запас учащихся, развивать творческие способности (артистизм, умение перевоплащаться), вырабатывать активность мысли, формировать способность отстаивать свою точку зрения, проводить работу по развитию речи.

Оборудование:

  • учебник Л. А Ефросинина “Литературное чтение”,2 класс;
  • Л. А Ефросинина. Рабочая тетрадь №1для учащихся 2 класса;
  • игрушка - домовёнок Кузя; сундучок со сказками;
  • письмо – пожелание;
  • “Книжки – малышки”, рисунки к сказкам;
  • проект “Рукотворная книга”;
  • диск с заданиями к уроку;
  • диск с мультфильмом;
  • карточки для логопедической разминки;
  • репродукция картины В. М. Васнецова “Снегурочка”;
  • словарь С. Ожегова, словарь “снежных слов”;
  • шапки – маски;
  • планшеты со стихами Е.Благининой “Снегурка”;

1.Организация класса.

2.Сообщение темы и цели урока.

Сегодня на уроке мы отправимся в удивительную страну, где живут ваши любимые знакомые сказки. Наша встреча пройдёт в форме урока открытых мыслей. У нас сегодня загадочный гость!

Как вы думаете,кто это? (Это домовёнок Кузька)

А что он прячет в своём волшебном сундучке? (Письмо). Прочитаем пожелание – напутствие.

На уроке мы познакомимся с русской народной сказкой “Снегурочка”, будем выразительно читать, задавать вопросы и отвечать на них, находить в тексте нужные отрывки, думать, делать выводы, подводить итоги. В конце урока все наши работы соберём в “Рукотворную книгу”

3.Проверка домашнего задания.

А сейчас вспомним наше домашнее задание.

Какую сказку вы читали дома? (“Девочка Снегурочка”)

Какое интересное творческое задание вы выполняли самостоятельно? (Составляли свою сказку о Снегурочке.)

Сейчас мы прослушаем ваши сказки и попробуем их оценить.

Творческое задание (2 человека читают сказки из “Книжек – малышек”)

Какая из сказок вам понравилась больше? Объясните своё предпочтение. (Мне больше понравилась первая сказка…)

А что думает …? (Обе сказки интересны, но представлены по – разному).

Вывод: Мне очень понравилась мысль … о том, что одну и ту же сказку можно пересказать и представить по – разному.

“Конкурс художественного творчества”

Давайте посмотрим, какие замечательные рисунки выполнили наши ребята к сказке В. Даля “Девочка Снегурочка”

Чьи работы тебе понравились, …? Почему?

А что думает по этому поводу …? (Каждый внёс в рисунок что – то своё интересное, необычное.

Вывод: Страна сказок необъятна. Каждый из вас может стать её неповторимым участником.

А сегодня нам предстоит познакомимся с русской народной сказкой “Снегурочка”.

4.Работа “Поисковой группы”

В нашем классе продолжает работу “Поисковая группа”. Ребята выполнили задание опережающего характера. Они расскажут о том, как в нашей жизни появились сказки.

Вступительное слово о сказках.

  1. Сказки в нашей жизни возникли давно, когда ещё не было письменности. Их не записывали, а передавали из “ уст в уста”.
    Сказки рассказывали в зимние вечера, когда на улице потрескивал жгучий мороз, а в окна скреблась вьюга. Люди собирались в комнатах около печек и начинали рассказывать разные причудливые и забавные небылицы.
  2. Мы с затаённым дыханием слушаем удивительные истории о хитрой лисе, глупом волке, о мудрых волшебниках и героях. В сказках люди “летали по воздуху”, “ходили в сапогах – скороходах”, “воскрешали убитых”, “в одну ночь строили дворцы”.
  3. Сказка – это мечты о будущем, за ними чувствовалась великая сила. Они учат познавать жизнь, прививают такие благородные черты, как мужество, трудолюбие, воспевают справедливость, правдивость, доброту, любовь.

А что хочет добавить о сказках …?

Недавно я узнал, что сказка…(ответ ученика)

Вывод: Сказка и сейчас живёт в народе. Её охотно слушают и взрослые и дети.

5.Логопедическая разминка.

В народе любили трудолюбивых, добрых, отзывчивых людей.

Вот к таким простым людям мы сейчас отправимся в гости.

Прочитаем длинные и трудные слова, которые встретятся при чтении сказки:

6. Первичное чтение и проверка восприятия.

А теперь вам предстоит послушать, как прочитают русскую народную сказку “Снегурочка” наши любители чтения (5 человек).

А вы внимательно слушайте, для того, чтобы справиться с тестовым заданием.

Тест. – Почему растаяла Снегурочка? (ИКТ)

*Она была из снега, а снег боится огня.

*Она хотела превратиться в студёный ручеёк.

*Она обиделась на дедушку и бабушку.

А какое ваше мнение?

Вывод: Мне хочется вас похвалить за то, что вы внимательно слушали сказку и справились с заданием.

7. Повторное чтение и работа над содержанием.

А сейчас мы прочитаем сказку ещё раз, чтобы ответить на вопросы.

Начнём с первой части (“тихое чтение”)

а) – Прочитайте, как начинается сказка.

Что означают слова “жили – были”? (Зачин)

В какой ещё сказке встречаются слова “жили – были”?

б) Выборочное чтение.

Найдите то место, где говорится, как в доме деда и бабы появилась Снегурочка.

Прочитайте описание внешнего вида Снегурочки.

*Физминутка

Нынче радость детворе –
Много снегу на дворе,
Впереди сугроб огромный
Развалился вдоль и вширь –
Это снежный богатырь.
Обходить его мы стали –
И Снегурку увидали.

в) Работа с репродукцией В. М. Васнецова “Снегурочка”

Рассмотрите, как изобразил Снегурочку известный русский художник В. М. Васнецов в 1899 году.

Художник был очарован русской зимой. На лесной заснеженной опушке появляется юная красавица – Снегурочка. Обратите внимание на её парчовую шубку и шапочку. Они оторочены мехом. А какие серебристые краски. Они напоминают поблескивание снежного наста и мягкость выпавшего снега. Снегурочка! Застенчивая, трепетная, робкая.

Боярышня! Живая!

В тулупчике, в сапожках, в рукавичках.

Какая главная мысль 1 части?

Подберите к ней заголовок. (“Дед и баба сделали Снегурочку”)

Это интересная мысль, ….

А что думает об этом …?

г) Чтение второй части “по цепочке”

Словарная работа.

Ребята, чтобы вам всё было понятно в сказке, я объясню значение

словосочетания “сафьяновые сапожки” - это сапоги, сделанные из козловой кожи высшего качества. (Заблаговременно)

А когда вы читали эту часть, вам встретилось словосочетание “атласная лента”.

Как вы понимаете его значение?

Кто может ответить на этот вопрос?

Атласная лента – это лента из гладкой, блестящей кожи (По словарю С. Ожегова читают дети)

А сейчас отправимся к тайнам живого слова.

Что значить “лелеять”? (Объясни …)

А кто думает иначе?

Лелеять – нежить, холить, заботливо ухаживать.

Почему дед и баба стали лелеять Снегурочку?(1- 2 ответа)

Кто из них прав? Докажите свой выбор.

(Вот мы и открыли тайны некоторых слов)

Какой стала Снегурочка с приходом весны?

Как ты считаешь,… ?

А что хочет сказать… ?

Прочитайте слова, которые говорят о ласковом отношении деда и бабы к Снегурочке.

Как Снегурочка обращается к своим близким?

Что самое главное в этой части? (“Снегурочка боится огня”)

д) Чтение третьей части (“ про себя” с последующим заданием)

Найдите и прочитайте отрывок, который к ней подходит.

Подбери заголовок к 3части. (“Растаяла Снегурочка”)

Прочитайте план к сказке на доске. (ИКТ)

Вывод: Нашу сказку мы записали кратко в виде плана. Запомните его для дальнейшей работы.

8.Чтение по ролям отрывка из сказки

Представьте, что мы выбираем артистов на роль, которые хорошо разбираются в характере, речи, поведении героя. Артист должен хорошо исполнить свою роль.

следующих учеников…

(Ребята в масках – шапочках читают 3 часть сказки в лицах.)

Какое мнение сложилось у вас о работе наших артистов?

Какой исполнитель тебе понравился больше? Почему?

9.Обобщение.

Назовите главных героев сказки.

Кто вам понравился?

Нравится ли вам конец сказки? (Очень жаль Снегурочку)

Проблемный вопрос.

Как вы думаете, что могло бы быть со Снегурочкой, если бы она не прыгнула через костёр? (2 -3 ответа)

(Правильно, время снега не вечно. Последний снег тает в лесу позже, чем на открытой местности. Но и туда рано или поздно проникают солнечные лучи.)

10.Работа “Читального зала”

О Снегурочке написано не только в сказках, но и в стихах.

Сейчас мы поработаем в “читальном зале” и прочитаем стихотворение Е. Благининой “Снегурка”.

Где можно увидеть или услышать Снегурку?

Я хочу сказать вот о чём…

А я хочу ещё добавить…

11.Работа в ТПО с использованием словаря “зимних слов”

Какой ты представляешь себе Снегурочку?

Найди прилагательные, которые подойдут для описания Снегурочки.

Снегурочка (какая?) беленькая, кругленькая, светлая, искристая, нежная, румяная. (ИКТ)

12. “.Наш кинозал” - просмотр отрывка из мультипликацион –ного фильма “Снегурочка”

* - я всё хорошо запомнил.

* - мне было интересно, но я работал медленно

* - вопросы для меня оказались трудными

14.Итог урока.

Над какой сказкой мы работали?

Какой вид работы вам больше всего понравился?

15.Выставление и комментирование оценок.

Сегодня я осталась довольна вашей работой на уроке.

За отличное чтение стихотворения – напутствия, за правильное выполнение тестового задания и за работу на уроке получает оценку…

За грамотное выполнение творческого задания, за участие в конкурсе художественного творчества оценка…

За большую работу и подготовку материала к уроку получают оценку участники “Поисковой группы”…

За правильное, беглое, выразительное чтение сказки, за работу на уроке получают оценку…

За артистизм, умение перевоплащаться при чтении отрывка по ролям, грамотные ответы на уроке оценка…

За чтение стихотворения Е. Благининой “Снегурка”, выборочное чтение, умение оценивать свою работу оценка…

16.Дифференцированное домашнее задание.

*Пересказать сказку по плану.

*В ТПО, с.66 выполнить задание 4.

*В ТПО, с.77 сравнить рисунки, раскрасить иллюстрации к сказкам.

17.Составление “Рукотворной книги”