Смех комедии ревизор. Смех — действующее лицо комедии Н

Как в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» звучит авторский «смех сквозь слезы»?

Положительный идеал Н.В. Гоголя в комедии «Ревизор» звучит во всем пафосе повествования, в структуре и стиле ко­медии, в авторском отношении к описываемому. И сам автор писал: «Странно: мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе. Да, было одно честное, благород­ное лицо, действовавшее в ней во все продолжение ее. Это че­стное, благородное лицо был - смех».

Гоголь задумывал «общественную» комедию в духе Арис­тофана, где мы видим сочетание грубого комизма и полити­ческой сатиры. Одновременно писатель стремился создать на­циональную по духу комедию, передающую всю абсурдность реальной русской жизни. «Я хотел собрать в одну кучу все дур­ное в России и за одним разом… посмеяться надо всем», - пи­сал Гоголь.

Исследователи и критики отмечали оригинальность этого произведения - в нем отсутствовал любовный элемент, не было положительных героев. Но в пьесе этой видели острую социальную и моральную сатиру. И от этого она только выиг­рала. Какие же приемы использует писатель?

Один из них - использование алогизмов, основанных «на внешне абсурдных умозаключениях». И мы видим это уже в самой завязке. Бобчинский и Добчинский явились к Город­ничему со своим сообщением о том, что в гостинице уже две недели живет молодой человек, денег не платит, заглядывает в тарелки к посетителям, и подорожная прописана ему в Сара­тов. Из всех этих фактов чиновники и Городничий делают вывод, что перед ними - ревизор. Здесь как раз мы видим использование такого алогизма.

Сатира Гоголя проявляется и в его обрисовке образов го­родских чиновников. И здесь, действительно, воплощен ав­торский смех «сквозь слезы». В городе царят беспорядки, кру­гом - воровство и произвол. Городничий берет взятки с куп­цов, с родителей рекрутов, присваивает деньги, предназна­ченные на строительство церкви, подвергает розгам унтер-офицерскую вдову, не выдает продуктов арестантам. На ули­цах города - «кабак, нечистота». Судья, занимающий эту долж­ность в течение 15 лет, берет взятки «борзыми щенками». В бумагах его «сам Соломон не разрешит, что… правда и что неправда». Попечитель богоугодных заведений Земляника считает, что простой человек «если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет». Вместо овсяного супа он дает больным одну капусту. Почтмейстер Шнекин вскрывает чужие письма и оставляет их у себя. Словом, за каждым из чиновников водятся грехи, которые и порождают в душе у них чувство страха. Семейственность, кумовство, взяточничество, карьеризм, чинопочитание, формальное отношение к делу и неисполнение своих прямых обязанностей, невежество, не­высокий интеллектуальный и культурный уровень, пренебре­жительное отношение к народу - эти черты свойственны миру городских чиновников в комедии Гоголя.

Для создания этих образов писатель использует различ­ные художественные средства: авторские ремарки, письма (в письме Чмыхова очерчены некоторые личностные качества Городничего, в письме Хлестакова Тряпичкину дана уничи­жительная характеристика всех чиновников), комические ситуации (Антон Антонович вместо шляпы надевает бумаж­ный футляр). Речь героев индивидуализирована. Так, Город­ничий часто употребляет канцеляризмы, просторечия, бран­ные слова, идиоматические выражения. Язык Сквозник-Дму­хановского по-своему яркий, образный, в речи звучат порой иронические интонации («до сих пор… подбирались к другим городам», «добрался до Александра Македонского», «задам перцу», «какие пули отливает!»).

Исследователи отмечали, что внутренняя пружина, скреп­ляющая и развивающая отношения героев, - это желание ге­роев (Хлестакова и Городничего) стать выше. Сквозник-Дму­хановский прямо говорит зрителям о своей мечте, Хлестаков тоже хочет, по словам Гоголя, «сыграть роль чином выше сво­его собственного». И это единство Хлестакова и Городничего создает трагикомический гротеск пьесы, делает возможной исключительную ситуацию присутствия в городе лжеревизора. Показательна в этом плане сцена вранья Хлестакова. Мно­гие критики считают ее кульминационной, так как герой фак­тически подтвердил, что он - важный чиновник. Однако автор разоблачает своего персонажа одной маленькой ремаркой. За­метив то, что его «завтра же произведут в фельдмаршалы», Хле­стаков поскользнулся и «чуть-чуть не шлепнулся на пол». Так нам открывается авторская позиция: Н.В. Гоголь смеется над тем, что пустышку приняли за значительного человека.

Урок по литературе в 8 классе

«Смех - честное и благородное лицо комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»

Подготовила

Учитель Стороненко Н. В.

Г. Ростов-на-Дону

Цели урока для учителя:

    Развивать навыки и умения анализа художественного текста.

    Развивать творческие способности учащихся.

    Помочь учащимся извлечь нравственный урок.

Задачи урока для обучающихся:

Планируемые результаты:

Личностные:

Совершенствование духовно-нравственных качеств личности;

Умение определять нравственные ценности комедии;

- умение обоснованно выбирать собственные жизненные основы с позиций их ценности для людей.

Метапредметные:

-Познавательные: расширение представления обучающихся о сложности и кропотливости писательского труда; воспитание думающего человека и читателя; формирование умения критически мыслить, анализировать, оценивать прочитанное.

- Регулятивные: выполнение заданий в соответствии с поставленной задачей; умение самостоятельно организовать собственную деятельность в решении задач, поставленных на уроке; умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать и использовать в своей деятельности.

- Коммуникативные: формирование умения выражать свои мысли в оценочном суждении; строить монологическое доказательное высказывание; уважать чужое мнение; проявление взаимопомощи; умение работать в группах.

Предметные : умение анализировать произведение; владение литературоведческой терминологией, различными формами творческой работы.

Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской классической литературы; формирование собственного отношения к произведению; понимание авторской позиции и свое отношение к ней; развивать умение выразить свои мысли, оценить поступки героев.

Осмысленное чтение и адекватное восприятие прочитанного; умение отвечать на вопросы по прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания, умение вести диалог.

Формы работы на уроке : фронтальная, групповая, индивидуальная.

Тип урока по форме : диалогический.

Тип урока по содержанию : поисково-исследовательский.

Оформление урока:

    Афиша, нарисованная обучающимися.

    Компьютерная установка (показ презентации к комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»).

Ход урока.

Тема урока: «Смех - честное и благородное лицо комедии Н. В. Гоголя «Ревизор».

Ребята, выделите в названии темы ключевое слово.

- (Смех). Совершенно верно.

Попробуйте сформулировать цели и задачи нашего урока.

Цели урока :

    Научиться анализировать художественный текст.

2. Посмотреть, какие нравственные уроки можем извлечь из этого произведения

Задачи урока:

    Обобщить материал по пьесе Н.В. Гоголя «Ревизор».

    Выявить положительных и отрицательных героев пьесы.

    Понять своеобразие гоголевского смеха.

Учитель: (слайд «Портрет Гоголя»)

Николай Васильевич Гоголь вошел в русскую литературу как писатель сатирик. Он обладал талантом подмечать смешное, нелепое, глупое и преображаться в героев своих озорных шуток. Ему прочили славу великого комика.

Судьба свела его с интереснейшими литераторами и художниками, и самым первым другом и вдохновителем для него стал А. С. Пушкин (слайд «Портрет Пушкина»).

Что мы знаем об истории создания комедии?

(Замысел комедии Гоголю подсказал Пушкин. Он рассказал ему «чисто

русский анекдот». В 1833 году в Нижнем Новгороде его приняли за

ревизора. А также рассказал и том, как один его знакомый выдавал себя в

Бессарабии за важного петербургского чиновника. Эта история так

привлекла Гоголя, что он сразу же зажегся мыслью написать «Ревизора». И в 1835 году комедия была написана.)

Слово учителя (слайд «Слова Гоголя») Когда Гоголь работал над комедией, он поставил перед собой цель: «В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всеми».

И теперь, листая страницы комедии, посмотрим, над чем же посмеялся автор, в чем своеобразие гоголевского смеха, можно ли утверждать, что смех -положительное лицо комедии?

Работа над текстом.

слайд «Город»)

- Назовите место действия комедии.

(Провинциальный городок, от которого «хоть три года скачи, ни до какой границы не доедешь».)

Почему у города нет названия?

(В маленьком городке собраны типические черты общественного строя. Гоголь хотел показать, что те порядки, которые царят в городе, происходят повсеместно. Объект сатиры Гоголя – сама современная жизнь в ее комических уродливых проявлениях.

(слайд «К нам едет ревизор»)

Комедия начинается с фразы:

«К нам едет ревизор».

Откуда чиновники узнают о приезде ревизора?

(Из письма городничему).

Что смешного в этой сцене?

(Городничий спешит читать письмо. И это выглядит смешно. В письме уже звучит разоблачение городничего: «Так как я знаю, что за тобою, как за всяким водятся грешки, потому что ты человек умный и не любишь пропускать, то, что плывет в руки…»

Какая же реакция на письмо у чиновников?

(Чиновники всполошились и пытаются найти причину этому. Явл.1 Лука Лукич: «Зачем же, отчего это? Зачем к нам ревизор?

Явление 1. Аммос Фед. : «Я думаю, что здесь тонкая и большая политическая причина.

Россия хочет вести войну…»

Явление 2 . Почтмейстер: «А что, думаю, война с турками будет».

Какие указания дает городничий чиновникам?

Попечителю богоугод. заведений Артемию Фил. Землянике, – колпаки поменять,

лечить больных, написать историю болезни, устранить грязь, запах капусты.

Судье, Аммосу Федоровичу Ляпкину-Тяп. - в передней убрать гусей, охотничий арапник, заседателя- пьяницу.

Смотрителю учеб заведений , Луке Лукичу Хлопову - навести порядок среди

учителей.

Почтмейстеру, Ивану Кузьмичу Шпекину – не вскрывать и не читать чужие письма.

Над чем же смеется Гоголь с первых страниц?

(Над невежеством чиновником, нелепостью их суждений, которые сами себя обличают).

Уродливое правление чиновно-полицейских властей, их желание скрыть недостатки, страх за наказание вызывают у зрителей смех.

(слайд «Бобчинский и Добчинский»)

Гоголь усиливает комедийную ситуацию, показывая нам сцену сообщения новости о приезде ревизора Добчинским и Бобчинским (явл.3), а также распоряжения городничего (явл. 5.)

Как смеется Гоголь над помещиками и над городничим?

(Над Бобчинским и Добчинским смеется непринужденно, весело, озорно,

Они приняли за ревизора человека в партикулярном платье», который не платит за проживание и обеды, да еще он из Петербурга. Над городничим он скорее издевается, чем просто смеется, потому что за его волнением картина вопиющего состояния города. «Квартальный Пуговицын пусть стоит для благоустройства на мосту…разметать наскоро старый забор да поставить соломенную веху…». Характерна ремарка «надевает коробку вместо шляпы».)

Как называется веселый, беззлобный смех, насмешливое отношение к чему-либо?

Как называется обличающая ирония, высмеивающая отрицательные недостатки?

Значит, Гоголь смеется по-разному и выступает в комедии и как юморист, и как сатирик.

Назовите эпизоды в комедии, в которых звучит насмешка, непринужденный, веселый смех?

(Это сцена в трактире. Любовное объяснение Хлестакова Марье Антоновне).

(Слайд «В трактире»)

Чем же эта сцена смешна?

(Городничий и Хлестаков оба испытывают страх. Один боится тюрьмы, другой жалобы министру.

Итак, смех основан на недоразумении. Правда, сказанная Хлестаковым, принимается за ложь, а ложь – за правду. На ошибке основана комическая ситуация.

Слайд Любовное объяснение

(Очень смешон Хлестаков во время своих жарких объяснений в любви дочери городничего, потом ее матери, и снова дочери. Он уже сам не может понять, кто он такой: мелкий служащий, не получивший никаких высоких чинов и по сему отозванный отцом домой, или “ваше превосходительство”, управляющий департаментом, известный всем чиновникам в Петербурге человек. Не понимая, что ему грозит разоблачение, он продолжает врать дальше. Он признается в любви дочери и жене Городничего, причем объяснение происходит в одних и тех же выражениях, он даже просит руки Марьи Антоновны).

Какой эпизод в комедии можно назвать кульминационным?

(Д.3. явл.6 - сцену вранья, потому что особенно смешон Хлестаков) .

(слайд «Задание по группам»)

Задание по группам.

1.Что в рассказе Хлестакова является вымыслом, а что правдой?

2.Как меняется поведение чиновников во время рассказа Хлестакова о петербургской жизни?

3. Действительно ли Хлестаков обладает «легкостью необыкновенной в мыслях»?

4. Что помогает Хлестакову вознестись до фельдмаршала?

5. Почему в ремарке употреблен глагол «шлепается», а не «падает»?

6. Какую дают оценку чиновники Хлестакову?

Вывод : в этой сцене Гоголь совместил тонкий юмор и острую сатиру. Автор смеется не столько над тем, что «елистратишку» приняли за фельдмаршала, сколько над тем, что пустышку приняли за идеал человека.

(слайд «Нет ли у вас взаймы?»

Давайте обратимся к сцене взяток (действ. 4 явл.3-7)

Почему Гоголь показал именно всех чиновников, дающих взятки, а не ограничился, например, одним чиновником?

(Все чиновники ведут себя одинаково, все дают взятки, т.е. автор хотел подчеркнуть массовость таких явлений, как угодничество, взяточничество, подлость, доносы).

(Обличающий, сатирический, чтобы убедительнее, ярче обнажить общественные пороки, подчеркнуть всю масштабность взяточничества).

В какой сцене Хлестаков. выступает как настоящий ревизор: в сцене со взяткой у Добчинского и Бобчинского или в сцене появления жалоб на городничего?

(В появлении жалоб на купцов, слесарши с унтер-офицерской вдовой, т.к. настоящий ревизор и взятки берет, и отдает распоряжения, и грозится расправой («в Сибирь»)

Можно ли назвать сцену жалоб слесарши или унтер-офицерши смешной (сценка из действия 4 явл.11)? И смешны ли Анна Андреевна и Марья Антоновна?

(Женские образы не вызывают сочувствия, они смешны, невежественны, некультурны, они лишь дополняют представление о жителях уездного города в целом).

Чем заканчивается комедия?

(Чтением письма Тряпичкина, из которого узнают, что Хлестаков не ревизор. И как гром среди ясного неба звучат слова о приезде настоящего ревизора.

Немая сцена. (слайд «Немая сцена»)

Какое значение придавал Гоголь немой сцене?

(Очень важное значение, т.к. это итог, приговор подлости и лицемерию, но и надежда на торжество справедливости.

В этой сцене наряду со всеми героями незримо присутствует гоголевский смех как действующее лицо.

Вспомним тему урока.

«Мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе. Да, было одно честное, благородное лицо, действовавшее в ней во все продолжение ее. Это честное, благородное лицо был смех».

Можно ли смех назвать положительным героем и почему?

(Кроме смеха, в комедии нет положительных героев. Смех помог писателю выполнить высокую гражданскую цель: собрать все дурное и посмеяться над всем разом, потому что смех помогает увидеть недостатки.

Кто же является главным героем комедии?

(Конечно, смех.. В комедии он отражает высоту нравственной позиции писателя, его мечту о совершенной действительности. Смех –это то, что заставляет человека быть человеком).

«Ревизор» на сценах театров.

(слайд «Афиша» БДТ)

Актуальна ли комедия в наши дни?

(Да, потому что проблемы комедии, к сожалению, существуют и в нашем современном обществе.

Поэтому, комедия постоянно в центре внимания театров. В том числе и нашего театра им. Горького (слайд сцен из театральной постановки).

Слово заранее подготовленному обучающемуся.

Ростовский академический театр драмы им. М. Горького - один из старейших на юге России. Истинные почитатели ростовской драмы ведут летоисчисление с 4 июля 1863 года, когда спектаклем «Ревизор» Н. Гоголя, с участием М. Щепкина, начала своё существование первая постоянная труппа антрепренёра Ф. Надлера. Именно для неё было построено первое каменное здание, сразу ставшее архитектурной достопримечательностью страны.

Смешная и искромётная комедия. Пьеса Н. В. Гоголя «Ревизор» - замечательная «комедия ошибок», жемчужина отечественного и мирового театрального репертуара.

«К нам едет ревизор!». Эта знаменитая фраза из не менее знаменитого гоголевского произведения вот уже несколько столетий служит ключевым моментом постановок «Ревизора».

Столь хорошо выписаны образы в этой действительно бессмертной для России комедии и столь же актуальна во все времена тема, что, казалось, играй – не хочу. Потому прямо из окружающей жизни можно «писать» персонажей, что, судя по всему, и делают актеры труппы, играющие чиновников. До чего приторным получился попечитель богоугодных заведений Земляника у Сергея Витченко! Пусть больные мрут, как мухи, зато колпаки у них чистые, и лекарь Христофор Иванович водку мнимому ревизору лихо подносит. Мрачен и открыто говорит о своих взятках судья Ляпкин-Тяпкин (заслуженный артист РФ Сергей Галкин ). Правда, и у него дрожат коленки, когда самому приходится купюры из сжатой руки доставать и «ревизору» всовывать да признаваться в выгодности своего промысла. Хорош в своей убогости и Лука Лукич Хлопов, деятель народного образования (Андрей Тихонов). А уж как суетлив (почта бы так у него работала!) почтмейстер Шпекин (Андрей Ребенков), любитель читать чужие письма.

Итог урока

    Понравилась ли комедия Гоголя «Ревизор»?

    Вы видели постановку комедии. Но если будет возможность, пойдете ли вы в театр еще раз?

    Понравилась ли игра ребят в сценках?

    Как вы можете охарактеризовать смех Гоголя? (мы увидели разный смех: комический, смешной, трагический, сатирический и даже грустный; смех как действующее лицо, своеобразный прием, необходимый писателю для решения задач.)

    Чему учит нас Гоголь? (не быть Хлестаковыми, городничими, вести достойную жизнь, бороться с недостатками).

Интерес к творчеству Гоголя не пройдет никогда.

Рефлексия.

Достигли ли мы целей и задач, поставленных в начале урока?

Что на уроке вам показалось наиболее удачным, а что вы бы изменили и сделали по-другому?

Поставьте отметки сами себе.

Выставление отметок.

Домашнее задание . Как будут развиваться события с приездом нового ревизора? (Представить свой сценарий продолжения пьесы).

Спасибо всем участникам урока.

Разъясняя смысл «Ревизора», Н. В. Гоголь указал на роль смеха: «Мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе. Да, было одно честное, благородное лицо, действовавшее в ней во все продолжение ее. Это честное, благородное лицо был – смех».

Близкий друг Н. В. Гоголя, писал, что современная русская жизнь не дает материала для комедии. На что Гоголь ответил: «Комедия кроется везде… Живя среди него, мы его не видим…, но если художник перенесет его в искусство, на сцену, то мы же сами над собой будем валяться со смеху».

Объектом сатиры у Н. В. Гоголя становится сама современная жизнь в ее комически уродливых проявлениях. Уже в основе самого сюжета заложено комедийное несоответствие: человека принимают не за того, кем он является на самом деле. Но эту ситуацию автор решает по новому: Хлестаков ни за кого себя не выдает. Непреднамеренность поступков Хлестакова сбила всех с толку, а чистосердечие его обмануло чиновников и городничего, который сам «мошенников из мошенников обманывал». Происходящее и выявило истинно уродливое и смешное лицо людей, вызвало смех над ними. Это был смех сквозь слезы – гневный смех сквозь слезы горечи и негодования. Автор смеется не над конкретными личностями, а над пороками русской действительности, недаром в конце брошено в хохочущий зал: «Над собой смеетесь».

И смешно, и горько становится, когда мы читаем о порядках в уездном городе: в присутственных местах шныряют «гуси с гусенками», а от заседателя вечно пахнет водкой; в училище преподают какие бесноватые учителя; врачеватель Христиан Иванович по русски ни одного слова не знает; на почте вскрываются письма ради удовлетворения любопытства почтмейстера, а полицейские «для порядку» ставят всем подряд и так далее.

Именно такое сатирическое изображение позволило Н. В. Гоголю ясно высказать свое возмущение административным произволом и хищничеством, мелкими своекорыстными характерами облеченных властью людей.

Но и просто забавных комических ситуаций есть в пьесе немало. Например, спешные приказания городничего: «Пусть каждый возьмет в руки по улице…», или реплика «Вместо шляпы надевает бумажный футляр» и др. Нелеп и смешон Хлестаков, в страхе кричащий и стучащий кулаком по столу: «Да какое вы имеет е право?... Я прямо к министру!» А уж как он «великолепен» в сцене вранья, сделав за несколько минут головокружительную карьеру от переписчика бумаг до фельдмаршала.

Все это делает пьесу живой, достоверной и помогает читателю и зрителю очистить свою душу с помощью смеха, потому что, обличая все дурное, писатель верит в торжество справедливости, которая победит.

Разъясняя смысл «Ревизора», Н. В. Гоголь указал на роль смеха: «Мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе. Да, было одно честное, благородное
лицо, действовавшее в ней во все продолжение ее. Это честное, благородное лицо был - смех».
Близкий друг Н. В. Гоголя, писал, что современная русская жизнь не дает материала для комедии. На что Гоголь ответил: «Комедия кроется везде. Живя среди него, мы его не видим, но если художник перенесет его в искусство, на сцену, то мы же сами над собой будем валяться со смеху».
Объектом сатиры у Н. В. Гоголя становится сама современная жизнь в ее комически уродливых проявлениях. Уже в основе самого сюжета заложено комедийное несоответствие: человека принимают не за того, кем он является на самом деле. Но эту ситуацию автор решает по-новому: Хлестаков ни за кого себя не выдает. Непреднамеренность поступков Хлестакова сбила всех с толку, а чистосердечие его обмануло чиновников и городничего, который сам «мошенников из мошенников обманывал». Происходящее и выявило истинно уродливое и смешное лицо людей, вызвало смех над ними. Это был смех сквозь слезы - гневный смех сквозь слезы горечи и негодования. Автор смеется не над конкретными личностями, а над пороками русской действительности, недаром в конце брошено в хохочущий зал: «Над собой смеетесь».
И смешно, и горько становится, когда мы читаем о порядках в уездном городе: в присутственных местах шныряют «гуси с гусенками», а от заседателя вечно пахнет водкой; в училище преподают какие бесноватые учителя; врачеватель Христиан Иванович по-русски ни одного слова не знает; на почте вскрываются письма ради удовлетворения любопытства почтмейстера, а полицейские «для порядку» ставят всем подряд и так далее.
Именно такое сатирическое изображение позволило Н. В. Гоголю ясно высказать свое возмущение административным произволом и хищничеством, мелкими своекорыстными характерами облеченных властью людей.
Но и просто забавных комических ситуаций есть в пьесе немало. Например, спешные приказания городничего: «Пусть каждый возьмет в руки по улице», или реплика «Вместо шляпы надевает бумажный футляр» и др. Нелеп и смешон Хлестаков, в страхе кричащий и стучащий кулаком по столу: «Да какое вы имеет е право?... Я прямо к министру!» А уж как он «великолепен» в сцене вранья, сделав за несколько минут головокружительную карьеру от переписчика бумаг до фельдмаршала.
Все это делает пьесу живой, достоверной и помогает читателю и зрителю очистить свою душу с помощью смеха, потому что, обличая все дурное, писатель верит в торжество справедливости, которая победит.

Смех - одно из самых сильных орудий
против всего, что отжило.
А. Герцен

Одна из особенностей гоголевской драматургии определяется отношением ее к смеху, к комическому. Гоголь - комический писатель в целом - и как новеллист, и как автор поэмы «Мертвые души», и как драматург. Тем не менее именно драматургия (комедии «Ревизор», «Женитьба», а затем ряд пьес, объединяемых рубрикой «Драматические отрывки и отдельные сцены») проявила комическую природу гоголевского гения наиболее цельно.

Комическое составило преимущественный аспект гоголевского драматического мира. Отныне (с 1836 года) постоянной и самой вольной темой Гоголя станет мысль о глубокой духовной обусловленности и обеспеченности смеха. Высокий смех ничего не имеет общего с тем смехом, который порождается беглой остротой, каламбуром или же намеренной утрировкой. У него свои этические и педагогические функции: осмеяние «прячущегося порока», поддержание возвышенных чувств.

Именно в комедии «Ревизор» происходит осмысление смеха глубины, его основательное и, так сказать, многоярусное эшелонирование: юмор, ирония, сарказм, гротеск.

Следует отметить, что комическими называют такие жизненные явления, в которых содержится несоответствие общепринятой норме, алогизм. Постоянным источником комического в жизни является необоснованная претензия. Так и в комедии «Ревизор» прием ошибки, несоответствия является основой комического, основой конфликта.

Вспомним о времени, когда была написана комедия «Ревизор» (1836 г.): мрачная эпоха Николая I, действует система доноса и сыска, распространены частые инспекторские наезды «инкогнито». Сам Гоголь замысел «Ревизора» определил так: «В «Ревизоре» я решил собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости... и за одним разом посмеялся надо всем».

Гоголь отказался от введения в комедию положительных героев. И это было до конца обдуманным решением. Сатирическое изображение жизни в комедии отнюдь не означало забвение писателем положительных идеалов. Как раз наоборот, исходя из этих положительных идеалов, заключающихся в раскрепощении народа, развитии его сил и процветании, Гоголь и характеризовал общественные явления. He случайно писатель отмечал, что «яркостью собранных преступлений и пороков уже рисуется сама собою противоположность в голове каждого». Подлинным положительным героем в комедии, по словам писателя, явился смех.

Именно поэтому гоголевский комедийный мир подчеркнуто однороден. Ни среди действующих лиц, ни среди персонажей внесценических мы не встретили таких, которые были бы «взяты в образец», сигнализировали бы о существовании иного морального и этического уклада. Все гоголевские герои выкрашены в один цвет, вылеплены из одного и того же теста, все они выстраиваются как бы в единую и ничем не нарушаемую перспективу. Это перспектива последовательного комизма.

Следует отметить еще одну новаторскую особенность комедии. В «Ревизоре» писатель смело вынес действие за пределы семейно-бытовых, любовно-лирических отношений.

В основу комедии положены острые общественные конфликты, которыми определено все ее внутреннее развитие. Социальная практика действующих лиц выступает в комедии как решающий критерий оценки человеческих качеств. Герои «Ревизора» терпят поражение не просто вследствие своей моральной ущербности, а в силу своей общественной несостоятельности. Основной идее комедии подчинена и обрисовка семьи городничего, принимающей столь активное участие в пышной встрече приезжего из столицы - ревизора.

Кстати сказать, не Гоголь впервые ввел «ситуацию ревизора» в литературу. Она разрабатывалась и до него. Ho глубина и последовательность художественного решения Гоголя не входит ни в какое сравнение с решениями предшественников.

«Ревизор» произведение более глубокое. Смысл этой комедии вовсе не в том, чтобы обличить группу чиновников в злоупотреблениях. Эта тема была уже достаточно освещена в сатире и комедиографии XVIII века. Гоголь чрезвычайно расширил границы своей комедии, в различных ситуациях которой отразились самые разнообразные стороны всего строя жизни России. Избегая лобового обличительства, весело и непринужденно писатель познакомил нас с жизнью своих героев и показал, какой грандиозной разрушительной силой обладает смех.

Гоголь, по словам Добролюбова, владел «тайной смеха». Он умел видеть смешное в общественных и бытовых неурядицах, в характере и поведении человека, в его манерах, в языке. Юмор проникает во все поры гоголевского текста - его содержания, стиля и языка.

Вот начинаются приготовления к встрече «ревизора». Ни на какое установление «дивной исправности по делам», хотя бы и кратковременное, нет и намека. Все распоряжения городничего относятся к внешнему виду: прибрать в присутственных местах, надеть на больных чистые колпаки, вымести улицу до трактира, то есть ту, по которой проедет «ревизор». Словом, нужно только соблюсти форму. Положение ревизуемого вовсе не требовало, чтобы проводить какие-либо улучшения и исправления по существу. Городничий это отлично сознает: «Насчет же внутреннего распоряжения и того, что называет в письме Андрей Иванович грешками, я ничего не могу сказать. Да и странно говорить. Нет человека, который бы за собою не имел каких-нибудь грехов ».

Ho и другая сторона ведет в «ситуации ревизора» определенную игру. Эту игру невольно - в силу особенностей своего характера - ведет Хлестаков. Вернее, ее ведут сами с собой городничий и компания - с помощью Хлестакова. Осведомленность «ревизора» («все узнал, все рассказали проклятые купцы!»), угроза наказания, намек на взятку («Эк куда метнул!»), нежелание прямо говорить о своей миссии («... хочет, чтобы считали его инкогнито») - все эти наблюдения служат для городничего доказательством того, что его собеседник правильно играет свою роль, что, следовательно, перед ним настоящий ревизор. Обман, вернее, самообман, городничего оказался возможным потому, что он готовился сыграть свою роль с ревизором, причем с ревизором, ведущим, в свою очередь, игру. Этого требовала логика ситуации, хорошо усвоенная городничим за долгие годы службы («...трех губернаторов обманул»). А пришлось ему играть с чистосердечным Хлестаковым.

Весь эпизод пронизан гоголевской иронией. Драматургия этой очень сложной сцены разработана с ювелирной точностью. Здесь все время переплетаются прямой смысл разговора, который ведут между собой персонажи, и скрытый, как всегда оказывающийся самым важным. Внешний алогизм оборачивается вполне определенной логикой, совершенно понятной участвующим в разговоре персонажам.

Городничий и Хлестаков - выразители одной и той нее действительности. Оба - пройдохи и плуты, хотя они по-разному выявляют себя. У них общая логика поведения и языка. Несообразности и странности в поведении столичного гостя никак не озадачивают городничего, ибо они вполне соответствуют его представлениям о том, как должен вести себя важный чиновник из Петербурга. У персонажей Гоголя своя логика, далеко не всегда совпадающая с общепринятой.

В «Театральном разъезде» словами «очень скромно одетого человека» Гоголь метко определил своеобразные черты комизма действующих лиц «Ревизора»: «... Признаюсь, я чувствовал радость, видя, как смешны благонамеренные слова в устах плута и как уморительно смешна стала всем, от кресел до райка, надетая им маска». Слова эти относятся не только к городничему, но и к другим чиновным правителям.

Точно так же, как смешна маска лицемерия и ханжества, неотразимое комическое впечатление производят необъятные претензии ничтожных людей на значительность, мудрость и величие, которые мы встречаем не только у Хлестакова, но и у Ляпкина-Тяпкина, убежденного в необычайной тонкости и глубине своего ума, и у Земляники, уверенного в том, что если кто и достоин высоких почестей, так именно он. И городничий смешон не только тогда, когда он изливается в благонамеренных речах, но и в том случае, когда самодовольно хвастается, какой важной птицей он стал, соединяясь узами родства с Хлестаковым.

Стремясь показать во всей полноте общественные «пороки и преступления», Гоголь рисовал своих героев «крупным планом», смело прибегал к гиперболе, к гротеску. Отсюда возникают «курьеры, курьеры, курьеры... можете представить себе: тридцать пять тысяч одних курьеров!». Или такие характеристики: «Вот смотрите, смотрите, весь мир, все христианство, все смотрите, как одурачен городничий! Дурака ему, дурака старому подлецу! (Грозит самому себе кулаком). ... Вон он теперь по всей дороге заливает колокольчиком! Разнесет по всему свету историю». Гротеск, при котором деформируются реальные жизненные соотношения, правдоподобие уступает место карикатуре, фантастике, позволяет не только выразительно, крупно очертить действующих лиц, но и включить их в широкие социальные соизмерения.

Гоголь мечтал о комедии, которая явилась бы «великой школой» для общества и беспощадно карала бы смехом «плевелы» русской действительности. Разъясняя смысл «Ревизора», писатель указывал на роль смеха, сатиры: «... мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе. Да, было одно честное, благородное лицо, действовавшее в ней во все продолжение ее. Это честное, благородное лицо -был смех...»

Гоголь подчеркивает, что он решился выступить с осмеянием презренного и ничтожного, зная о том, что это вызовет к нему неприязнь многих. В смехе, в выведении на «всеобщие очи» дурного писатель видел могучее средство воздействия на общество. Этим он подчеркивал главное в своих эстетических воззрениях, в своем отношении к обществу. Оно заключалось в обосновании позиций страстного защитника правды, грозного обличителя социального зла. Высокий реализм тесно слился в «Ревизоре» с сатирой, сатира - с воплощением важных социальных идей. Тупое насилие и корыстолюбие, забвение общественного долга и претенциозное невежество, властительное чванство и изворотливое подхалимство нашли в гоголевской комедии яркое и глубокое выражение. Ее образы оказывали и оказывают действенное влияние на общество, продолжают интенсивно жить, вступая в тесное соприкосновение со многими современными социальными явлениями.