Жалкие ничтожные люди паниковский. Михаил самуэлевич паниковский - человек без паспорта

Один из древнейших русских городов (ныне с. Ст. Изборск), в 30 км к западу от Пскова. Впервые упоминается в 862. В 13 16 вв. крепость, защищавшая Псковскую и Новгородскую земли от немецких крестоносцев. Стены и башни крепости 14 15 вв., памятники … Большой Энциклопедический словарь

ИЗБОРСК - ИЗБОРСК, один из древнейших русских городов (ныне с. Старый Изборск), в 30 км к западу от Пскова. Впервые упоминается в 862. В 13 16 вв. крепость, защищавшая Псковскую и Новгородскую земли от крестоносцев. Стены и башни крепости 14 15 вв.,… … Русская история

изборск - сущ., кол во синонимов: 1 город (2765) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Изборск - (Избореск, Сбореск, Сборск и Сборц) один из древнейших русских городов, упоминаемый начальным летописцем как центр кривского населения вместе с городами Смоленском и Полоцком. По преданию основан Словеном, сыном Гостомысла, давшим ему имя… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Изборск - один из древнейших русских городов (ныне село Старый Изборск), в 30 км к западу от Пскова. Впервые упоминается в 862. В XIII XVI вв. крепость, защищавшая Псковскую и Новгородскую земли от крестоносцев. Стены и башни крепости XIV XV вв., памятники … Энциклопедический словарь

Изборск - один из древнейших русских городов (ныне село Старый Изборск), находится в 30 км к З. от Пскова, на Городищенском озере; в летописи упоминается под 862. В 1303 был перенесён с так называемого Труворова городища на 1/4 км восточнее, на так … Большая советская энциклопедия

Изборск - ИЗБОРСКЪ (Изборкъ, Изборьско, Изборовьскъ, Изборескъ, Изборско), городъ въ Псковской землѣ, нынѣ село Псков. губ. и у. Въ 862 г. здѣсь сѣлъ княземъ Труворъ. Въ 1233 г. городъ взятъ изгономъ кн. Ярославомъ Владиміровичемъ съ нѣмцами, но псковичи… … Военная энциклопедия

ИЗБОРСК - один из древнейших рус. городов (находился в 30 км к З. от Пскова, на Городищенском оз.); в летописи упоминается под 862. В 1303 был перенесен с т. н. Труворова городища на 1/4 км восточнее, на т. н. Жеравью Гору, где в 1330 была построена кам.… … Советская историческая энциклопедия

Изборск - (Старый Изборск, Староизборск), село в Псковской обл., на шоссе Псков – Тарту, в 30 км к З. от Пскова. Прежде город. Один из древнейших русских городов, упоминаемый в летописях под 862 г. Основание связано с легендой о призвании на Русь варяжских … Географическая энциклопедия

Изборск - 181518, Псковской, Печорского … Населённые пункты и индексы России

Книги

  • По древнерусским городам: Новгород. Старая Русса. Псков. Старый Изборск , . Путеводитель знакомит с настоящим и прошлым старинных русских городов - Новгорода, Старой Руссы, Пскова, Старого Изборска. Их посещение дает широкое представлениеоб историческом пути Русского… Купить за 480 руб
  • По Серебряному кольцу на автомобиле. Путеводитель , Голомолзин, Евгений. Планируете небольшой отпуск на автомобиле и не знаете, куда можно съездить? Любите древние города? Обратитесь к путеводителю по Серебряному кольцу! Великий Новгород, Старая Русса, Великие…
Первый майский уикэнд мы решили провести с Ленивкой за пределами Петербурга. Уже давно нам хотелось погостить у Иванкиных родителей (а мне уже добрых полгода как нужно было бы с ними познакомиться), и первые пять дней мая казались лучшим для этого временем. Заранее я готовился к худшему - ну действительно, думал я, что можно ждать от глубокой российской провинции: почти 400 км от Питера, 30 - от ближайшего регионального центра? Как выяснилось позднее - я глубоко ошибался. Спустя несколько дней в Изборске уезжать оттуда не хотелось нисколечки.

С момента публикации этой статьи прошло много времени, многое изменилось... Например, я стал писать в блог гораздо реже, и посвящаю максимум внимания своему большому новому проекту - . Оцените, что это, вам должно понравиться!

Немного предыстории

Изборск - один из древнейших русских городов. Мало какой другой населённый пункт из сохранившихся до наших дней в России, Украине или Белоруссии может похвастаться настолько серьёзным возрастом - первое упоминание Изборска в летописях датируется 862 годом (хотя есть все основания полагать, что поселение с князем и военными укреплениями здесь существовало и столетиями раньше)! Местные жители гордятся уходящей вглубь веков историей своей малой родины. А ещё искренне верят в то, что именно с этих мест началась Русь. Ведь по преданию, Рюрик со своими братьями по пути в Новгород впервые высадился именно здесь, в Изборске, на высоком берегу ранее полноводной речки, где им же была возведена первая неприступная крепость. Отдохнув и обустроив форпост своего государства, Рюрик двинулся дальше, оставив на месте править младшего брата - Трувора.

Своим названием Изборск обязан князю Избору - согласно легендам, жившему ещё раньше прихода Рюрика. Тому город, в свою очередь, достался в наследство от отца - Словена (при котором название было, соответственно, Словенск). А дедушкой Избора был легендарный Гостомысл - предводитель целого ряда северных славянских племён задолго до Крещения и возникновения русской государственности.

Далёкое прошлое Изборска окутано сотнями нераскрытых таин относительно того, кем именно были славяне и как всё-таки возникла Русь. Иванкин папа поделился со мной одними из самых смелых исторических гипотез, согласно которым Рюрик был внуком Гостомысла - соответственно, славянином, а вовсе не варягом-иностранцем. Есть мнение, что наши древние предки были вовсе не дикими племенами - а цивилизованной нацией с высоко развитой культурой, память о которой было решено выжечь огнём и высечь мечом сразу после принятия христианства с подачи западных и византийских протекторов.

В Изборске завязан здоровенный узел истории. Наверное, это основная причина, по которой место прямо-таки переполнено древней энергетикой. Здесь как нигде в другом месте внутри себя чувствуешь близость к таинственному прошлому Руси.

Крепость Изборск

Изборск - очень маленький населённый пункт, количество его жителей не превосходит и 750 человек. Однако, достопримечательностей здесь, на удивление, хоть отбавляй - уж явно больше чем в соседнем 200-тысячном Пскове. Наибольший интерес у туристов вызывает старинная крепость. Ну, точнее, её руины. С раннего Средневековья вплоть до Северной Войны (когда Пётр I захватил современный российский Северо-Запад и основал Петербург) она играла роль пограничной, успешно устояв не в одной осаде, а затем потеряла свою роль ввиду переноса границ страны на сотни километров на запад.

1.

2.

3. Уютная аллея по пути к крепости.

4. Во времена Руси Изборск по своей значимости был хоть и не идентичен, но вполне сопоставим с Киевом, Владимиром и Новгородом. Однако, гораздо раньше всех остальных начал переживать упадок - в первую очередь, из-за стремительного развития соседнего Пскова, который, к своему счастью, был расположен на пересечении торговых путей. Конечно же, деградация Изборска - это всё довольно грустно. Впрочем, именно благодаря ей здесь как ни в каком другом месте сохранилось множество следов ушедшей эпохи. Например, на следующем фото отчётливо видны следы старой каменной дороги, по которой люди заходили в крепость ещё в Средние Века.

5. Вид от крепости. Природы в Изборске куда больше чем домов.

За последние триста лет - с тех пор, как крепость потеряла своё стратегическое значение, весь комплекс значительно обветшал. Но не столько время нанесло вред крепости, сколько действия местных жуликов и воров, эдак с пару лет назад затеявших на словах - реконструкцию, а на деле - распил миллиардного бюджета. Неквалифицированные гастарбайтеры подлатали дыры в стенах сверхдешёвым материалом, параллельно сверля и скобля многовековой камень. В результате, за время реставрационных работ в крепости произошло несколько обвалов. Историческая тропа под стенами комплекса завалена осколками камня, а новодел отвратно контрастирует на фоне сохранившихся элементов оборонительных сооружений. Но, самое интересное... Внимание! Не смотря на всю ту ужасающую картину, которую вы увидите дальше, губернатор Псковской области подписал акт приёмки работ, свидетельствующий о том, что бюджет в сотни миллионов рублей успешно освоен, и реставрация... завершена! Коррупция необъятна в столицах, но то, что происходит в регионах - это тихий, тиий ужас! В Изборске по этому поводу сейчас настоящая схватка добра со злом, о которой я ещё расскажу, но чуть попозже. Пока давайте о приятном.

6.

7. Внутри оборонительных сооружений территория крепости никак не облагорожена. В апреле пару недель после того, как сходит снег, по размытому грунту пройти можно разве что в сапогах. Впрочем, мы приехали как раз вовремя - земля просохла, и уже появилась первая травка. Смотреть в самой крепости пока что особо нечего кроме одного - я очень, очень советую подняться на башню со следующего снимка. У неё, кстати, весьма милое, русское название - "Луковка". Так башню называли ещё в Средние Века.

Крепость в своё время была непокоримой твердыней. За всё время своего существования Изборск был взят лишь однажды - в Смутные Времена королём Стефаном Баторией, в силу вполне понятных себе причин. Армии противника противостояли невероятно высокие стены - вместе с холмом это десятки метров - ров, заполненный водой. Ворота крепости были самым укреплённым её местом. С трудом выбив тараном здоровенные ворота, враг триумфально забегал в них, и, даже сам того не осмыслив, оказывался в ловушке. Дело в том, что прежде чем попасть внутрь крепости, нужно было пройти сквозь двое ворот, отделённых друг от друга длинным и узким проходом в стене. Такой тип сооружений называется захаб или, более зловеще, - "коридор смерти". Попав внутрь, враг становился беспомощным. Зажатые стенами со всех сторон, воины подвергались тотальному расстрелу лучниками - защитниками крепости.

К сожалению, до наших дней захабы практически не сохранились. Однако, не составит труда восстановить их в своей фантазии, приглядевшись к развалинам крепости.

8. Вид на крепостную стену с "Луковки".

9. С "Луковки" открывается просто великолепный вид на Изборско-Мальскую долину с чистейшим озером. Природа здешних мест уникальна. Крепость вместе с прилегающей долиной входит в особую природоохранную зону.

10. Обратите внимание, насколько потрясающий ландшафт - даже до того, как распустилась зелень; насколько синяя вода в озере. Да-да, здесь ни грамма фотошопа. То, что вы видите - это то, как изначально вышло на снимке.

11.

12. Сверху, от крепости, на долину открывается - ни больше, ни меньше - просто волшебный вид.

13.

14.

15.

16.

17.

18. То, что какая-то часть реставрационных работ всё же была выполнена, заметно по омерзительному новоделу на вершине "Луковки". Ну до чего же когнитивный диссонанс - на вершине средневековой башни видеть убогий металлопластик и стеклопакеты евроокон? А ещё вот этот стеклянный пол, больше подходящий для кабака или концертного зала - но никак не для памятника архитектуры доимператорской России. Уверен, у кураторов реставрации не то чтобы настоящая трагедия со вкусом - он у них напрочь отсутствует.

19. Внутри "Луковки".

20. Видимо, для создания соответствующей атмосферы у башни стоят две старых деревянных телеги. Туристы обожают фотографироваться рядом.

21. Территория внутри крепости. Я уже раньше заметил - смотреть здесь сейчас абсолютно нечего. Только горы строительного мусора да канавы от техники. Ах да, есть действующий храм, но мне он не показался сколько-нибудь примечательным или интересным.

22. У "Луковки" в крепостной стене сохранился узкий проход. Ранее он служил порталом, ведущим в подземелья изборской крепости, где хранились боеприпасы и продовольствие. Время подточило камень - внешние стены с захабами рухнули, и теперь этот проход лишь выведет туриста за пределы комплекса.

23. Вид из-под стен крепости на Избóрско-Мальскую долину.

24. Защитные стены окаймляет узкая, опасная тропинка, местами ничем не ограждённая от обрыва. Местные говорят, раньше было лучше - во время реставрации случились обвалы стен, и камень завалил бывшую дорожку практически полностью.

25. Такая табличка имела бы смысл и пять веков назад. В отношении осаждающих крепость врагов:)

26. От стен крепости мы спустились вниз. Когда-то весь холм был облицован камнем, а кое-где, у подножья, были замаскированы потайные ходы, через которые, миновав систему подземелий Изборской крепости (огромное число тоннелей с высотой сводов не более метра), можно было выйти незамеченным. Этим активно пользовались разведчики, а в случае взятия крепости, таким образом город могли бы покидать его жители. К сожалению, до наших дней основание стен не сохранилось - кое-где камень проглядывает, но по большей части здесь остались лишь земляные холмы.

На этом предлагаю пока что отвлечься от средневекового оборонительного искусства и перейти ко второй, не менее впечатляющей достопримечательности - Изборским ключам.

Изборские (Словенские) ключи

По словам учёных-геологов, исследовавших окрестности Изборска, ручьи бьют здесь из-под расщелин в подземных плитах уже на протяжении тысячи лет. Первое письменное воспоминание о изборских ключах датируется XVI веком - Псковская летопись акцентирует внимание на целебной силе источников.

Изборские ключи ранее назывались Словенскими (помните, я рассказывал о славянском князе Словене, имя которого Изборск носил в первые годы своего существования?), также они известны как Ключи Двенадцати Апостолов - потому что в сумме их как раз двенадцать, а церковь называет воду в них святой.

Источники выглядят впечатляюще. Лучше всего на них смотреть в конце апреля - начале мая. Тогда они наиболее полноводны. Местные из изборских ключей не пьют - хоть и считается, что вода очищается по мере прохождения через почву к расщелинам, всё же в ней остаётся слишком много железа. Туристы же так не считают. То ли по незнанию, то ли руководствуясь собственными соображениями о том, что есть качество, они набирают родниковую воду целыми бутылками, а иногда пьют прямо тут же - подставляя ладони бьющему из-под камня ручью.

27. От Крепости до источников - рукой подать. Дорожка проходит через берёзовую рощу, не заметить её невозможно.

28. Дорога к ключам щедро усыпана палатками с сувенирами. Иванкин папа рассказывал, что хаос этот хотели привести в порядок - поставить с десяток аутентичных срубов-киосков, но музейщики запретили. Мол, никаких постоянных построек на исторической тропе.

29. Спуск к ключам и озеру.

30. По пути от Крепости можно не только накупить сувениров и хэндмэйда, выполненного в старорусских традициях, но и попробовать раннее средневековое оружие. Вот, лук, к примеру.

31. Путь до источников.

32. А вот и они - знаменитые изборские ключи. Вода бьёт здесь прямо из-под узких расщелин у подножия холма. Люди умывают руки и лицо, набирают воду в канистры.

33. Практически никто не может удержаться от того, чтобы не полазать по ключам или не пофотографироваться на фоне. Сам терпеть не могу позировать в занудных позах напротив достопримечательностей. Спонтанные фото рулят! Только они переполнены эмоциями и лишены фальши!)

34. Эксперименты с ручным режимом съёмки. Кстати говоря, источники вполне себе полноводны. Каждую секунду в озеро стекает свыше пяти литров воды.

35. Изборяне весьма предприимчиво использовали сильное течение - на фото руины старинной мельницы, внутри которой даже сохранились жернова.

36. Благодаря отличной экологии здешних мест, а также в силу того, что единственным источником воды являются изборские ключи, озеро необычайно чистое и красивое. Круглый год здесь водятся лебеди.

37. Из-за этих же ручьёв озеро отличается постоянно низкой температурой воды - даже в самые знойные дни. Помимо ключей Двенадцати Апостолов, которые вы уже видели на фото выше, здесь бьёт масса других источников, в том числе и подводных. Со слов Иванки, когда плаваешь, часто остро ощущаешь ледяные потоки, циркулирующие в разных местах озера.

38. Северная природа сурова - второго мая под весенним солнцем едва начинают пробиваться листочки на деревьях. Зелено в районе Петербурга и Пскова станет не раньше 15-го числа.

39. Побродив у самой воды, мы вернулись наверх, на высокий берег. Это достопримечательность Изборска номер три. Когда смотришь на эти пейзажи вживую, захватывает дыхание.

Изборско-Мальская долина

Если бы голливудские режиссёры снимали в России сериал "Игра Престолов" или просто сказочный фильм, держу пари, одна из сцен, а то и вся картина целиком происходила бы именно здесь.

Ещё бы, средневековый замок, насыщенно синее озеро, ручьи, долины и холмы... Антураж, вполне себе достойный диснеевской заставки. Так сильно в России меня не впечатляло ещё ни одно место. А если принять во внимание ещё и историю, которая происходила здесь - то и вовсе сносит крышу.

40. Городищенское озеро не изолировано от других водных объектов. С одной из сторон из него вытекает извилистый ручеёк-речушка, худо-бедный, соединяющий озеро с другим, расположенным чуть поотдаль - Мальским. То, в свою очередь, имеет какое-то сообщение с Псковским и громадным Чудским. По слухам, много веков тому назад ручей с фото ниже был полноводной рекой. И именно по ней до Изборска доплыл Рюрик с братьями и дружиной.

41. Молоденькое дерево.

42. По озеру многие плавают на вёсельных лодках. Арендовать такую стоит 200 рублей за полчаса.

43. На высоком берегу Городищенского озера.

Труворово городище

Какая уже там достопримечательность по счёту получается? Четвёртая? Или пятая? В любом случае, эта цифра невероятно велика для деревни в 750 человек.

Труворово городище - это высокий холм с крутыми склонами и плоской вершиной в виде треугольника, возвышающийся над Изборско-Мальской долиной в километре от реставрируемой крепости. Именно здесь, согласно легенде, Рюрик воздвиг первую в Руси твердыню, оставив затем своего младшего брата Трувора её наместником. Сейчас на холме нет ничего кроме небольшой церквушки.

44.

45. Чем выше поднимаешься, тем более сказочными становятся виды. Красоту, впрочем, в тот день, что я был в Изборске, подпортил пожар - какие-то вандалы подожгли сухую траву на пологом склоне, ввиду чего часть холма заволокло едким дымом.

46.

47. На холме оказалось немного нерасстаявшего снега. Мощно так, да? В мае то месяце:)

48. Вид на Городищенское озеро и Изборско-Мальскую долину с высоты Труворова городища.

49. Именно здесь, считают изборцы, началось русское государство. Облюбовав живописное и неприступное место, Рюрик распорядился возвести здесь стены и укрепления. Крепость просуществовала несколько веков - но уже примерно лет через триста на дальнем холме начали возводить новую твердыню. Ту самую, которая частично сохранилась до наших дней, на территории которой находится Луковка.

50. До недавних пор существование крепости Рюрика, равно как и личность Трувора, были лишь красивыми легендами. То, что на высоком холме на окраине Изборска действительно была крепость, было доказано лишь во второй половине ХХ века - во время археологических раскопок, под слоем земли обнаружилась целая система оборонительных сооружений. Раскопки проводятся и поныне. Яма скрыта тентом, существенно истрепавшимся от ветра - на вершине холма чуть ли не постоянно буквально сдувает с ног.

51. Археологические раскопки. Вот она, древняя стена, чуть прикрытая слоем земли. Говорят, на Труворовом городище повсюду под ногами остатки древних каменных укреплений.

52. Старая крепость наверняка смотрелась ещё более красиво и устрашающе с такого-то высоченного холма. Кажется, что находишься на полпути к небу.

53. Элемент стены, извлечённый из-под слоя земли. Считается, что тут раньше находились главные ворота крепости.

Ещё немного фото Изборска

Крепость и Труворово городище, Изборские ключи, долина и озеро - к этому списку потрясающе интересных и красивых мест уверенно можно добавить и сам Изборск - ныне маленькую, но очень уютную и благоустроенную деревеньку. По её улочкам определённо стоит прогуляться, если вы выбрались в эти края. То и дело в обычных дворах встречаются исторические каменные строения - заборы, в основном, и ворота, сохранившиеся, можно сказать, в превосходном состоянии.

54. Заборчик одного из домов был сохранён заботливыми хозяевами ещё со Средних веков.

55. Во дворе сохранилась целая арка от старинных ворот!

Помимо многовековых гражданских строений в хозяйстве изборян нередко встречаются и предметы быта ещё со времён Царской России. Иванкины родители с гордостью презентовали мне отлично сохранившийся фарфоровый кувшин, маркированный одним из лучших производителей домашней утвари конца ХIX века, в знак качества и признания маркированный императорским гербом. Кувшин долгое время пылился в сарае - нашла его прежняя владелица дома совершенно случайно.

Некоторые жители Изборска вовсе превращают поиск старинных вещей в увлекательное хобби. В шаговой доступности от туристического подъезда к крепости находится магазинчик с сувениров с примыкающим целым складом раритетов!

56.

Должно быть, в современном мире невероятно сложно найти такое вот место - где настолько близко пересекаются эпохи. Древняя Русь и Средние Века, имперский период, первая половина ХХ века под флагом Эстонии, Великая Отечественная и годы советского тоталитаризма - все эти, ничуть не похожие времена запечатлены Изборском и, кажется, существуют здесь параллельно. Достаточно лишь нескольких шагов, чтобы переместиться между ними, сменить атмосферу одного на другого. Где ещё путешествовать во времени так же легко? Ранее я не встречал другого такого места.

Рядом с Изборской крепостью

Куда бы ты в Изборске не зашёл, стоит на мгновение отклониться от запланированного маршрута и пойти наугад, как спустя несколько минут ты определённо выйдешь назад к крепости. Извилистые узкие улочки переплетаются, заставляют, идя по ним, описывать целые круги, но, кажется, все они берут своё начало у устрашающей десятиметровой каменной стены.

57.

58. Примыкающий к крепости новодел - реконструкция захаба - мозолит глаз, разительно контрастируя на фоне древних оборонительных сооружений. Жалкие последствия вмешательства неграмотных чиновников.

59. Главный вход в крепость для туристов. Ещё раз нопоминаю, согласно документам, реставрационные работы на сотни миллионов завершены, подписан акт приёмки.

60. Последствие обвала стен при строительных работах. Ранее тут пролегала удобная тропа, позволяющая обойти крепость по самому краю холма, перед обрывом.

61. У стен крепости. Торговые палатки.

62. Важно заметить, что жуткий распил средств на реставрации крепости - пожалуй, то единственное, что разочаровывает в Изборске. Понятия не имею, кто занимался благоустройством подхода к главной достопримечательности, но вот дорожка и прилегающая площадь у него получились - что надо. Булыжная мостовая, окаймлённая деревянным частоколом, с деревянными домиками производят отличное впечатление на человека, приехавшего в Изборск впервые.

63. Чуть поотдаль, шагах в сорока от крепости, - реконструированная площадь российского провинциального городка конца позапрошлого века: булыжник, стилизованные фонари, маленькие одноэтажные домики. Получилось здорово, если бы не одно - автомобили, вносящие когнитивный диссонанс в окружающую обстановку. Самое интересное, что согласно знакам, въезд автотранспорта сюда запрещён. Но многие, очень многие даже не обращают внимания на "запрещающий кирпич". Эвакуаторов на них нет!

64. Домики на площади великолепны отреставрированы. Покрашенная деревянная облицовка зданий придаёт им очень ухоженный вид - как-будто домики только недавно были построены. Дворы у некоторых открыты - можно зайти, там есть что посмотреть.

Большинство зданий на площади неподалёку от крепости, принадлежат музею. В одном из них находится экспозиция, посвящённая малой эстонской народности, обитающей именно в этих краях, другие два названы домом купца Шведова и домом купца Анисимова. Я только было хотел предложить зайти внутрь, как Иванка одёрнула - была, мол, там и смотреть абсолютно нечего. Хотя если интересны банки-склянки и самовары...

Иванкины родители, когда мы вернулись, тоже махнули рукой на мой вопрос об экспозициях с площади - ничего интересного. Гордость одного из музеев - интерактивный экран (что-то типа Киви-терминала), там вовсе он в центре внимания, а экспанатов почти нет. Ребята, наверное, не в курсе о распространённости Интернета:)

В общем говоря, мне рассказали достаточно всего, чтобы не пожалеть об упущенных возможностях осмотреть местные музейные экспозиции.

65. Во дворе.

66.

67. В дальнем уголке площади.

Я рад, что настолько сильно ошибся, заранее представляя Изборск как маленькую суперскучную деревеньку вдалеке от цивилизации. В реальности всё оказалось в точности до наоборот - это место показалось мне настоящей находкой, одним из лучших, что я видел до сих пор в России. Вдвойне приятно, что, можно сказать, у меня там теперь живёт родня, а значит сказочный Изборск мы с Иванкой будем посещать довольно часто.

Я бы очень советовал всем, кто живёт неподалёку, сгонять как-нибудь на выходные в те места и воочию убедиться в исключительной уникальности этого городка, прикоснуться к величественному прошлому и слегка позарядиться патриотизмом - так, как это произошло со мной.

Если надумаете отправиться в Изборск и Псков - следующая инструкция придётся вам как нельзя кстати.

Как добраться до Изборска и Пскова из Петербурга или Москвы

В обоих случаях, в первую очередь, вам нужно будет добраться до Пскова. Из Москвы туда ежедневно ходит ночной поезд - единственный комфортный способ преодолеть полтысячи километров, отделяющие Псков от столицы. Из Питера вариантов побольше. Пожалуй, самый популярный - маршрутка. Чаще всего, 3,5 - 4 часа в пути, бесплатный wi-fi на борту, кондиционер. Однако, не забывайте пристёгиваться - трасса из Петербурга во Псков - одна из самых опасных здешних дорог в плане аварийности. И ещё избегайте компании "Автофаворит" с легко запоминающимся сайтом na-piter.ru . Мы купились на красивое название, а потом пожалели - в первую очередь, из-за старых автобусов, их скорости и неважного сервиса. В следующий раз попробуем яркие разукрашенные маршрутки "Sun City", отправляющиеся от гостиницы "Россия" на Парке Победы.

Ещё один вариант добраться из Петербурга во Псков - железная дорога. Так вы наверняка себя обезопасите от гигантских пробок, которые часто образуются на узких дорогах Ленинградской области - от Питера до Луги. Прямой поезд едет почти восемь часов, но зато есть электрички. Ехать, правда, придётся с пересадкой - от Балтийского вокзала до Луги, затем от Луги до Пскова. Получится дольше чем маршрутка, но зато никаких рисков угодить в ДТП или встать в заторе.

Стоимость проезда на одного человека в один конец - 500 рублей. Да-да,

Населенный пункт неподалеку от Пскова на берегу Городищенского озера носит название Старый Изборск. Существует еще населенный пункт с названием Новый Изборск, по сути, жилой район Изборска, поэтому к привычному названию городка Изборск стали добавлять прилагательное «старый».

История Старого Изборска

Судя по старинным летописям, основан Изборск был в 860 — х годах. Первым его князем был Трувор, брат Рюрика. Позднее княгиня Ольга присоединила Изборск к Пскову.

В начале 13 века и вплоть до 16 века орден немецких рыцарей атаковал Изборск, разрушая и осаждая его. Жители Изборска не раз переселялись с места на место.

В 1330 году была выстроена крепость Изборска и с тех пор город выдержал осаду немцев 8 раз. Взять его больше не могли. Только однажды Речь Посполитая в конце 16 века заняла крепость Изборска, но по мирному договору город все же остался в Московском государстве.

В 1920 году между советской Россией и Эстонией был подписан Тартуский мирный договор, по которому Изборск стал принадлежать одному из эстонских уездов. Во время Великой Отечественной войны город был оккупирован фашистами, в 1945 году, после освобождения, был передан РСФСР.

Сейчас Изборск является туристическим центром, а также музеем -заповедником, историко — культурным центром.

В Изборске снимались художественные фильмы «Звезда пленительного счастья», «Андрей Рублев», «Открытая книга».

Город Изборск достопримечательности

  1. является самой известной, самой древней и заслуженной достопримечательностью города. Крепость построена на Жеравьей горе, она — образец русского оборонительного зодчества, так как поистине является неприступной. Ни разу она не была захвачена врагом, отражала все штурмы. Форма крепости — неправильный треугольник со скругленными углами, с двух сторон крепость защищают неприступные склоны горы, а с третьей стороны существовали защищающие рвы. Высота стен — почти 8 метров, их толщина — 4 метра, длина стен — 623 метра, а материал, из которого они сделаны — местный известняк. Есть мнение, что в таком виде крепость существовала с 11 века, и ее фактически не перестраивали — настолько удачной и совершенной была ее постройка.
  2. В окрестностях Изборска и в самом городе есть скопления каменных крестов. Объясняется это тем, что в местной земле много плитнякового камня, известняка, который и служил главным материалом фактически для всех построек, в том числе и для надгробных памятников. Самые ранние захоронения, над которыми стоят каменные кресты датируют 11 веком.
  3. Труворов крест — перед въездом в Труворовво городище находятся древние захоронения, на них -две каменные плиты. За одной из них стоит каменный крест высотой 2, 28 метра, сейчас он уже несколько наклонился назад. Вырублен этот крест был из целиковой плиты известняка. Легенда гласит о том, что здесь захоронен Трувор, первый князь Изборска, а крест обозначает место его захоронения. Однако эта легенда не подтверждена фактами, но и не опровергнута.
  4. Тайный ход к родникам — глубина его 16 метров, сверху он засыпан землей, выложен дерном, а сама ниша в стене закладывалась каменной кладкой без раствора. Когда осажденные в крепости попадали в затруднительное положение, кладка разбиралась и гонцы отправлялись за помощью либо люди выбирались к родникам, чтобы набрать воды.
  5. Спасо-Онуфриев скит основал в 1471 году преподобный Онуфрий. Две церкви работали при храме — Спасо-Рождественская и Трапезная. Последняя была для монахов и жильем, и трапезной, и церковью. После разрушительных набегов поляков и шведов церкви и прочие постройки были совершенно разрушены, в 2000 году развалины переданы в Псково -Печорский монастырь. На сегодняшний день в ските служат 15 монахов.
  6. Труворово городище — в 9м веке поселение кривичей на Жеравьей горе защитило себя деревянной крепостью. Вот это поселение и стали звать Труворовым городищем. Позднее — в 14м веке, крепость отстроили немного в другом месте — она и получила название неприступной Изборской крепости.
  7. Никольский собор был выстроен и работал уже в 1341 году. Он находится у ворот Изборской крепости. Этот собор — памятник раннего псковского зодчества, в нем также находился придел святого Спаса. Несколько построек были присоединены в 19 веке к собору, что исказило его внешний вид.
  8. Талавская башня — высота ее 15 метров, расположена она над самым обрывом. Бойницы башни были приспособлены для использования пушек, верхний ярус имел выход в Талавский захаб или «коридор смерти» — враг, пройдя через первые ворота башни и попав туда, был зажат в узком месте, где защитники крепости истребляли его. Нижний ярус башни имел выход во внутренний двор крепости.
  9. Башня Луковка располагается внутри крепости — она являлась последним оплотом осажденных в случае захвата крепости врагом. В основном в ей хранили порох, также она использовалась как дозорная башня. Сейчас это лучшая обзорная площадка для туристов.

Об целительных водопадах Изборска известно с 17 века. Это очень мощные и сильно минерализированные источники. Считается, что нужно умыться и попить из каждого из них, чтобы исцелиться.

В окрестностях Изборска проводятся фестивали:

  • фестиваль авторской песни «Изборская крепость»,
  • «Железный град» — это фестиваль бойцов из военно -патриотических клубов реставрации военных действий,
  • «Исаборг» — фестиваль ассоциации раннесредневековых клубов «Гардарика».

Все эти фестивале чрезвычайно зрелищны и интересны, поэтому посетившие их единожды, как правило, возвращаются вновь.

История города Изборска непосредственно связана с историей древнейших городов Руси, такими как Славенск Великий, Старая Русса и другими, память о создании которых сохранилась в некоторых русских летописях.

В.Н Татищев в «Истории Российской» писал: «Князь Славен, оставив во Фракии и Иллирии около моря по Дунаю сына Бастарна, пошел к полуночи (на север) и ГРАД ВЕЛИКИЙ создал, в своё имя СЛАВЕНСК нарек. <…> После устроения Великого града, умер князь Славен, а после него властвовали сыновья его и внуки много сот лет. И был князь Вандал, правил славянами <…> многие земли на побережье моря завоевав и народы себе покорив, возвратился во град Великий.» (Славенск Великий) <…> Он имел три сына: Избора, Владимира и Столпосвята. Каждому из них построил по городу и в их имена нарёк, и всю землю им разделив, сам пребывал в Великом граде лета многие и в старости глубокой умер». <…> Из вышесказанного можно примерно установить время основания Изборска - около 4500 лет тому назад! В Мазуринском летописце есть указание, что Великий град Славенск был возрожден после второго разорения и правил в нём Гостомысл. Он же возродил Русу и «ины грады МНОГИ обновиша» в том числе и Изборск. Сын Гостомысла именуемый Словен младый, «сей отыде в Чудь и тамо постави град во имя свое <…> и нарече граду имя Словенеск», а после смерти его сын Избор вернул прежнее название города Изборск. В 862 Изборск достался Трувору младшему брату Рюрика, в Повести Временных Лет так описаны события: «И избрашася 3 братья с роды своими, пояша по собе всю русь, и придоша; старейший, Рюрик, седе Новегороде, а другий, Синеус, на Беле-озере, а третий Изборьсте, Трувор».

Первоначально Изборск размещался на старом городище. В VIII-IX веках Изборск, по словам летописца, стал «большим и славным городом», где, как и в Новгороде, правили русские князья. О развитии ремесел свидетельствуют обнаруженные на Славянском поле железоплавильные печи для обработки болотной руды и большое количество лепной глиняной керамики. Высокое развитие торговых отношений находит свое подтверждение в археологических находках: украшениях, оружии. До сих пор археологи находят арабские монеты VIII века, предметы из Византии, привезенные в Изборск в IX веке, монеты и медали германского и англосаксонского происхождения. Изборяне вели торговлю с Чудской землей, с которой их связывала система рек и озер. Чудское озеро, было частью знаменитого торгового пути «из варяг в греки». В X веке с развитием торговли, положение Пскова на реке Великой оказалось более выгодным, а значение Изборска как административного и торгового центра стало уменьшаться. Он превратился в пригород Пскова, но в нем сохранилось самостоятельное управление. Изборяне участвовали в псковском вече. Названия места вблизи Изборска — Словенские ключи, Словенское поле — свидетельствуют о том, что эта земля была всегда заселена славянами. «Город Изборск стоит на Словенских ключах»— так сказано о положении Изборска в древнейшем географическом описании Руси — в «Большому чертежу» XVI века. Словенское поле, или Словенец, простирается к западу от селения. Над ним высятся поросшие кустарником курганы. По местному преданию, именно там находилось первое поселение. И теперь, распахивая землю, жители Старого Изборска, бывает, находят на Словенском поле черепки древней утвари, женские украшения, а чаще наконечники стрел, остатки кольчуг.

Во времена монголо-татарского ига почти все русские земли были завоеваны. Избежали этого только северо-западные районы, но им грозила опасность с запада.

В XII веке епископ Альберт учредил рыцарский Орден меченосцев. Захватив в XIII веке Прибалтику, орден отправился завоевывать богатые русские земли. После взятия Юрьева (Тарту) в 1224 году дорога на Псков и Новгород оказалась открытой. Первый раз Изборск был захвачен в 1223 году, но псковичи пришли на помощь, и Изборск был освобожден. В 1237 году был образован новый рыцарский орден - Ливонский. И в 1240 году, нарушив мирный договор с Псковом, рыцари захватили Изборск, а затем уже беспрепятственно захватили Псков. В 1242 во время знаменитого Ледового побоища, в котором приняли участие изборские воины, рыцари были изгнаны с русских земель. Через 80 лет вновь возникла опасность: постоянная угроза со стороны немецких рыцарей, которые в любой момент могли напасть русскую землю. Для Изборска нужно было найти место, более выгодное в военном отношении, и в 1303 году «Избореск бысть поставлен на новом месте». Место было выбрано на Жеравьей горе и с того времени до XV века новая крепость выдержала восемь осад и ни разу не была взята неприятелем. Ливонские рыцари многократно вторгались на русскую землю, но всегда на их пути стоял Изборск. Особенно продолжительной и упорной была осада Изборска в 1349 году, в результате которой ливонцы, так и не сумев овладеть крепостью, оставили у ее стен немало своих павших воинов и, отступая, бросили все свои осадные машины. Участвовавший в этой осаде немецкий поэт Зухенварт назвал Изборск «железным городом». А в 1368 году крупные силы немцев, применяя многочисленные стенобитные орудия, 18 дней пытались пробить брешь в стене, но отошли, не добившись успеха. Псковский летописец того времени отметил, что немцы «много безоумнии в соуе троудившися», и не могоша зла ничто же сотворити».

«В лето 6811 (1302 год) бысть зима тепла без снега, и бысть хлеб дорог вельми. Того же лета Изборск поставлен бысть на новом месте», то есть после постоянных столкновений с немцами потребовалось обновить кладку там, где было необходимо, чтобы ещё сильнее укрепить стены и башни Изборска для успешного противостояния против недругов постоянно посягающих на западные рубежи Руси.

Каменная крепость Изборска построена из доломита и в плане представляет собой неправильный треугольник с округлыми углами. К настоящему времени крепость сохранила шесть боевых башен, два въезда, два «вылаза», то есть тайных выхода, и тайный ход к реке. Важным свидетельством того, что не было никакого нового строительства внутри крепости или «переноса её с другого места» подтверждает запись в летописи: «В лето 6388 (1330 год) Селога посадник с псковичи и с изборяны поставиша город Избореск на горе на Жеравии; того же лета и стену камену с плитою учиниша и ровы изрыша под городом, при княжении Александрове». В тексте летописи определённо описано ВОЗОБНОВЛЕНИЕ СТЕНЫ , а не её новое строительство, после очередного нападения ордена меченосцев. Для лучшей защиты города и крепости были ещё глубже вырыты рвы. Селога посадник был крупным общественным деятелем Пскова. Он строил укрепления Пскова, вел переговоры с московским великим князем, Иваном I Калитой, который требовал от псковичей выдачи Александра, тверского князя, бежавшего в Псков после восстания против татар в Твери в 1327 году. Подновление стен и башен проводили впоследствии неоднократно, надстраивали в высоту, а со стороны внутреннего двора в ширину. Стены возведенные посадником Селогой, видны возле главных Никольских ворот.

Здесь до проведения последней реставрации хорошо видно, какими тонкими и низкими были первоначальные стены.С появлением огнестрельного оружия крепость подверглась дополнительному укреплению.

В 1510 году Изборск вместе с Псковом был присоединен к Москве. В начале XVI века была построена крепость Псково-Печерского монастыря, и именно она стала принимать первые удары врагов. Во время похода на Псковскую землю польского короля Стефана Батория были разорены окрестности, в частности Мальский монастырь, о факте захвата Изборска можно судить только по результатам мирного договора 1582 года, где среди городов, которые «Стефан король поймал», значился Изборск. В конце XVII века Изборск из пригорода Пскова превратился в маленький городок, а затем в село, которое вошло в состав Печорского уезда.

В эпоху Петра I в результате Северной войны граница отодвинулась на запад. Изборск потерял свое приграничное положение и в XVIII веке его гарнизон был упразднен.

Изборск. Крепость-храм.

Для более детального исследования этого уникального археологического объекта помимо классического, необходимо прибегнуть к дополнительному методу. К дополнительному методу относятся два вида фотосъёмки, аэрофотосъёмка (в том числе спутниковая) и обычное фотографирование объекта, в данном случае стен, башен и холма, на котором стоит крепость -это требуется, чтобы убедиться в исключительной древности Изборска.

К сожалению, на протяжении последних 200-х лет, историки и археологи, исследовавшие Изборск, мало уделяли внимания для исследования древнего города, довольствовались лишь изучением некоторых участков территории крепости. В отчётах, как правило, всегда утверждалось - это древнейшее поселение было основано около VIII века н.э., что совпадало с государственной идеологией «молодости» славяно-русов по сравнению с другими европейскими этносами, которые появились по «утверждению» немецких историков-норманистов на исторической сцене тоже около VIII века н.э.! Так продолжается до сих пор…

Но давайте попытаемся самостоятельно, хотя бы в некоторых деталях изучить Изборск. Фотография помогает выявить тонкие светотени, которые образуют различные надписи, выложенные в стенах и башнях этого чудом сохранившегося города-крепости, крепости-храма русской ведической культуры. Благодаря фотографии достаточно легко изучать уникальные надписи, сделанные из бута и земли, которые со временем зарастают травой, образуя тем самым дендроглифы. Они всегда во множестве сопровождают места, посвящённые славяно-русским ведическим богам.

С доисторических времён, славянские крепости несли в себе двойную функцию: защиты от врагов и храмового культового комплекса. Городище строилось вокруг святилища, и соединялось с ним, образуя единый архитектурный ансамбль, в котором заключался глубокий религиозный смысл - всё мироздание вращается вокруг светил и мир людей объединяется и живёт вокруг Бога как источника жизни и разума. В археологии подобная культура носит название нурагической или культуры нурагов. Нурага происходит от итальянского(итал. Nuraghe, мн. ч. Nuraghi) - тип мегалитической башни. Скорее всего, это итальянское слово появилось от латинского, которое в свою очередь произошло от древнерусского - НЫРИЩЕ, НЫРЬ, НОРА. В словаре В.И. Даля есть пояснение к древнему слову «НОРА» = «НЫРА» = «НЫРЬ»=«НЫРИЩЕ», что значит ‘башня в укреплении, куда скрываются’ [от врагов].

Фото № 1а

На первой фотографии (Фото № 1/1а) кругами обозначены посвятительные надписи в честь ведических славянских богов Рода и Мары. В нижней части снимка справа видно «колесо» Рода левее Мары. На склоне холма на котором стоит крепость, видно множество надписей и «кругов» Рода, а также и это крайне важно, каменное основание и стены, нижняя часть башен также имеют посвятительные надписи в основном в честь бога Рода, также часто в стенах виден традиционный рефрен прославляющий РУСЬ, как достояние Неба, и как источник жизни на земле написанный рунами Макаши - «РС»=РУСЬ. На территории крепости в левой части кругом обозначена надпись-дендроглиф АРИИ. Из этого можно сделать вывод: холм, на котором стоит Изборск являлся жертвенником ещё в эпоху палеолита: времени освоения АРИЯМИ - СЛАВЯНАМИ евразийского континента.

Фото № 2а

На переднем плане видна стена крепости, где выложены из камня надписи: РОД. Самый верхний круг надпись «РС» РУСЬ, на склоне холма два «колеса» Рода и Мары. Фото № 2/2а и Фото № 3/3а.

Фото № 3а

Перед нами одна из башен Изборской крепости. В кладке стен из природного камня выложены надписи, снизу верх: пять посвящены Роду. Самая верхняя надпись читается слева на право: ХРАМ!

Фото № 4/4а, При множестве посвящённых богу Роду надписей выше, как было показано, самая верхняя надпись состоит из трёх слов: ХРАМ МИРА РОДА.

Фото № 4а

На следующей фотографии № 5/5а, также видны дублирующие надписи снизу верх: Род, справа и слева «РС» РУСЬ.

Фото № 5а

Фото № 7/7а и Фото № 9/9а. Другие башни также имеют священные ведические надписи самые верхние «РС»=РУСЬ, ниже ХРАМ, все последующие справа налево Род, а справа, если смотреть на правый край колец, третий средний круг: правосторонняя свастка-ярга.

Фото № 7а

Фото № 9а

Другой ряд башен и стен вновь показывают единство замысла строительства этого комплекса, где воочию видно принципиальное предназначение этого комплекса в первую очередь, как культового и ритуального, а потом только в качестве защитного сооружения. Важный вывод можно сделать при рассматривании предложенных фотографий: Изборская крепость-храм, представляет собой уникальный археологический объект, который несёт в себе свидетельство непрерывной культурной взаимосвязи русской ведической культуры от доисторической эпохи, около XXV - XX веков до н.э. до Средневековой Руси конца XV века н.э.

Фото № 8а

Фото № 8/8а: Основание холма, нижняя часть которого выложена из доломита от древности «вросла» в землю - это эпоха палеолита. Это первый культурный слой. Второй слой это эпоха возрождения Изборска после «первого запустения» около Vвека до н.э. Третий слой - это возрождённая крепость-храм отстроенная Гостомыслом после «второго запустения», от неё сохранилась нижняя часть стен и башен. По времени - это вторая половина первого тысячелетия нашей эры. Четвёртый слой, самый небольшой, он очень бросается в глаза своей крайне грубой и неумелой кладкой - это верхний край башен и укрепление стен изнутри крепости эпохи X- XV веков н.э. Очень хорошо видна на фотографиях грубая достройка верхних ярусов стен и башен, которая резко контрастирует с древней очень качественной кладкой. Это время русского Средневековья, когда повсеместно исчезает ведическая вера, которая к концу XVII века исчезает на всей территории Руси.

Нураг или нурага (итал. Nuraghe, мн. ч. Nuraghi)— тип мегалитической башни, распространённой на острове Сардиния с конца II тыс. до н. э. и до захвата острова римлянами. Всего на острове учеными найдено около 7000—8000 нурагов. По оценкам, когда-то их количество могло достигать 20—30 тысяч. В основном нураги встречаются в северо-западной и южно-центральной частях острова. Сардиния изобиловала крупными каменными сооружениями ещё в донурагический период, в 3 тысячелетии до н. э. (см. Домус-де-Джанас, Гробницы гигантов). В это время на Сардинии существовали развитые культуры Арцакена и Оциери. В конце 2 тысячелетии до н. э., предположительно в результате вторжения народа из Восточного Средиземноморья, так называемых народов моря или ПЕЛЕШТИМОВ - ПЕЛАЗГОВ являющиеся предками славян обладавших развитыми познаниями в металлургии, местная мегалитическая культура трансформируется, и вместо богато раскрашенных, но примитивных по архитектуре гробниц возникают многочисленные нураги. Аналогичные культуры существовали в бронзовом веке на Балеарских островах (талайоты) и на Корсике (торре).

Первые, примитивные протонураги или псевдонураги относятся к археологическим культурам Боннанаро и Суб-Боннанаро (первая относилась к донурагическому населению, тогда как вторая, по-видимому, была непосредственным предком культуры строителей нурагов). По мнению академика А. И. Немировского, Сардиния в эпоху строительства нурагов была промежуточным пунктом миграции предков этрусков из Малой Азии в Италию.

Изделия искусства нурагической культуры обнаруживают сходство, как с этрусским искусством, так и с изделиями Восточного Средиземноморья. Некоторые нураги по высоте достигают 20 метров.

Назначение нурагов многоразличны - это были храмы, обычные жилища, резиденции правителей, военные укрепления, места встречи вождей, проведения народных собраний. Некоторые из нурагов расположены в стратегически важных местах, из которых можно было контролировать важные дороги. Датировка сооружения нурагов датируются около 3500 года до н. э., то есть временем возникновения нурагической культуры, однако большинство было сооружено в период среднего бронзового века, XVIII—XV века до н. э., или же в поздний бронзовый век. Нураги продолжали использоваться до вторжения римлян во II веке до н. э.

По мнению этрусколога Массимо Паллоттино, архитектура нурагической культуры была наиболее прогрессивной из всех цивилизаций западного Средиземноморья для своего времени, даже в сравнении с регионом Великой Греции на юге Италии. Из около 8 тыс. существующих нурагов лишь в некоторых проводились археологические раскопки.

На представленных здесь фотографиях убедительно видно насколько «крепость» Изборска однотипна с южноевропейской славянской культурой, которую обычно называют этруской. Подобные крепости храмы строились также в центральной Европе и на Балтийском побережье. На территории современной России, по-видимому, чудом сохранился Изборск как уникальный артефакт глубочайшей древности восходящий к эпохе позднего палеолита! Для сравнения абсолютного единства культуры нурагов и Изборского храмового комплекса привожу ниже парные фотографии различных сохранившихся нурагов для визуального исследования и проведения сравнительного анализа типов построек для убедительного вывода о ЕДИНСТВЕ КУЛЬТУРЫ и ЯЗЫКА древнейшей цивилизации, которая как может убедиться любой читатель, есть цивилизация славяно-русская. Фото: №10/10а,11/11а,12/12а,13/13а,14/14а.

Фото № 10а

Фото № 11а

Фото № 12а

Фото № 13а

Фото № 14а

Обсуждение.

Основополагающая славянская цивилизация была постепенно к концу I тыс. до н.э. вытеснена пришлыми поселившимися на европейском континенте азиатскими инородцами. Они в свою очередь использовали как строительный материал камень славянских поселений, храмов и городов. В этом числе пострадали и нураги многие были разрушены, некоторые исчезли и представляют сегодня груду камней.

Из приведённых примеров, представленных на современных фотографиях 2010-2012 годов, видно полное совпадение типа т.н. «культовой» кладки. Этот метод уникален по своей технологи, он встречается повсеместно на тех территориях в древнем мире, где обитали славяне. Техника выполнения работ сама по себе предельно проста - при выполнении строительных работ в основании зданий или башен и других видов сооружений и в кладке стен методом регуляции внешней лицевой части строительного материала создавались посвятительные надписи ведическим богам. Обычно применялся гранит или доломит, как наиболее надёжный строительный материал, который достаточно часто встречается на поверхности земли.

В заключение статьи можно сделать вывод:

1.Изборск с древнейших времён является одним из религиозных центров славяно-русов наряду с такими знаменитыми на весь мир городами-святилищами как Словенск и Аркона.

2.В виду того, что в основании, стенах на территории крепости-храма и на внешних сторонах холма на котором стоит Изборск имеются в основном посвятительные надписи ведическому богу Роду, значит Изборск есть город-храм посвящённый этому богу.

3.Возраст Изборска, судя по его идентичности с сооружениями культуры нурагов, равен 3500 лет до н.э.! Эта культура является этруской.

Этру́ски (итал. Etruschi, лат. Etrusci, Tusci, др.-греч. τυρσηνοί, τυρρηνοί, самоназв. Rasenna, Raśna) — это представители одного из южнославянских народов в древние племена, населявшие в I тыс. до н. э. северо-запад Апеннинского полуострова (область — древняя Этрурия, современная Тоскана) между реками Арно и Тибр и создавшие развитую культуру, предшествовавшую римской и оказавшую на неё большое влияние. Существует две версии появления этрусков на Аппенинском полуострове: по одной из них, этруски родом из Италии, по другой этот народ мигрировал из Восточного Средиземноморья. В пользу второй теории говорят труды Геродота, появившиеся в V веке до н. э. Как утверждал Геродот, этруски — это выходцы из Лидии, области в Малой Азии, — тиррены или тирсены, вынужденные покинуть родину из-за катастрофического неурожая и голода. По мнению Геродота, это произошло практически одновременно с Троянской войной. Гелланик с острова Лесбос упоминал предание о пеласгах, которые прибыли в Италию и стали именоваться тирренами. В то время рухнула микенская цивилизация и пала империя хеттов, то есть датировать появление тирренов на Аппенинском полуострове следует XIII веком до н.э.

Необходимо отметить, очень часто в культуре этрусков встречается символ в виде «башни» и этот символ-знак является в этой культуре ключевым. Подобный символ был сильно распространён в славянском первом государстве - Норик. Символом матери всех богов - Макожи - Живы - Кобелы - Кибелы является также «башня».

Родиной матери богов по свидетельству Геродота была Великая Скифия и служителями её могли быть только скифы, т.е. славяне! Широко распространённый культ Праматери - Кобелы, дающей всему жизнь, повсеместно встречался у славян с эпохи палеолита. В культуре Триполья были распространены фетиши - татуированные женские фигуры Кобелы. Через Трипольскую и Винчанскую культуры этот культ проник во Фригию, и в государстве Хеттов стал главным. Имя богини здесь произносилось - Кибела. От хеттов этот культ распространился в Греции, Риме и других странах, став одним из доминирующих, так как здесь она почиталась прародительницей всех богов. У древних славян было особое жреческое сословие «колпаконосцев» - энареев служителей богини Кибелы, известных во всём древнем мире своим даром провидения. Геродот в «Истории» и Лукиан Самосатский (120-180 гг. н.э.) в труде «Токсарис, или дружба» писали о знаменитых жрецах - энареях, которым «одним свойственно превращать людей в бессмертных…» Свидетельство древнейшего историка Геродота и знаменитого софиста Лукиана жившего в начале новой эры показывает непрерывность и постоянство культа Кибелы у славян на протяжении многих столетий.

Общим знаком-символом полабских славян объединяющий их в одну религиозную семью была «башня» - герб Арконы религиозной и культурной столицы западных славян. На карте Европы обнаруженной Конрадом Миллером (1844 - 1933) в сочинениях блаженного Иеронима (+ 420) принадлежавшей некогда святому Евсевию Кесарийскому (270 - 338), Аркона обозначена трёхстолбовой и трёхзубчатой «башней»!

4.Примеры сопоставления южноевропейской, центральноевропейской и восточноевропейской славянской культуры показывают единство религиозного (ведизм), языкового (древнерусский язык) и культурного наследия на протяжении 4500 лет, с XXV в до н.э. по XVI век нашей эры! Это исключительное явление в истории человечества. С принятием Православия, а отправным моментом, христианизации нужно считать вторую половину I века нашей эры, неразрывно связанной с именем апостола Андрея Первозванного. В истории славяно-русов с I века нашей эры, прослеживается, прочти непрерывное служение Православной Церкви, представители священства которой были славяно-русы. Только начиная с X века, часть епископата и священства стали составлять греки и болгары. Русский ведизм всегда занимал ведущее место в религиозной жизни народа. Ситуация стала постепенно меняться после XI века, когда Православие было официально провозглашено государственной религией. В середине XVII века староверы, исповедующие древний ведизм и старообрядцы не принявшие «новых» обрядов» от греков, стали систематически преследоваться и уничтожаться во время царствования царя Алексея Михайловича «тишайшего»… Наиболее сильное преследование было при Петре I. Вследствие гонений погибли от лишений, голода и преследований более 1,5 миллионов русских людей.

Литература

1. Мазуринский летописец // ПСРЛ. Т. 31. М.: Наука, 1968.

2. Татищев В.Н. От скифов до славян: История Российская во всей её полноте. М., 2011.

3. В.Н. Татищев в примечании отметил: «Равно Гельмольд оного ж Винулем, т.е. князем винулиев именовал». Татищев В.Н. От скифов до славян: История Российская во всей её полноте. М., 2011. С. 66. В «Словаре русского языка XI-XVII вв.» древнерусское слово «столп» имеет значение башни. Происхождение личного имени Столпосвят связано с религиозными ведическими понятиями древних славяно-русов. Столпосвят - значит почитающий святой храм-столп бога Рода. Башни-столпы культуры нурагов как у этрусков, так и славяно-русов являлись ведическими храмами бога Рода.

4. Татищев В.Н. От скифов до славян: История Российская во всей её полноте. М., 2011. С. 67 .В пояснении В.Н.татищев писал: «Изборск во имя Избора,который у сарматов Кунигарди Шуя именован Владимир в области Псковской, ныне село Владимирец, где древний вал видим <…> Столбово на реке Тихвине, другое на реке Тверце меж Вышнего Волочка и Торжка, Столп именуемое. Оба сии в области Новгородской…» Далее В.Н.Татищев пишет: некогда он имел общение с монахом Нило-Столобенской Пустыни и на вопрос почему у острова такое необычное название, он ответил: в древних монастырских сказаниях записано остров получил своё название от древнейшего города, который стоял на месте нынешнего города Осташкова и назывался он в честь князя Столп или Столбов! Тамже.С.67.

5. Под 862 годом указано, что Рюрик сел в Ладоге, в Лаврентьевской летописи название города опущено; в Новгородской первой (Н1Л), Новгородской четвёртой (Н4Л) и Софийской первой (С1Л) летописях назван город Новгород.

6. Повесть временных лет по Лаврентьевской летописи 1377 г./ Подг. текста, перевод и ком. Д.С. Лихачева/ Под ред. В.П. Адриановой-Перетц. Серия ЛП. Изд. 2-е. СПб.: Наука, 1996.

7. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Русский язык, 1998. Репр. изд-ие 1880-1882 г. Т. 2.

8. Нураги - каменные укреплённые жилища бронзового и раннего железного века в виде башен.

9. Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1980.

10. Жак Эргон. Повседневная жизнь этрусков. М.: Молодая гвардия, 2009. О славянском происхождении этрусков писали древние историки Геродот (V в. до н.э.), Страбон (I в. до н.э.), Тит Ливий (59 г. до н.э. - 17 г.н. э). Дионисий Галикарнасский (I в. до н.э.) писал об этрусках, как о совершенно обособленном народе, который отличался не только от азиатов-лидийцев, но и от автохтоного населения Аппенинского полуострова. Он пишет: «Язык у них (этрусков) и у лидийцев разный <…>. Они (этруски) покланяются иным богам, чем лидийцы; у них другие законы…»

11. Византийский грамматик и этнограф Стефан Византийский (527-565 гг. н.э.) в географическом словаре «Ethnica» отметил СЛАВЯНСКОЕ происхождении этрусков.

12. Геродот. История: В 9 книгах / Пер. и прим. Г.А. Стратановского. М.: Ладомир, 1993. Кн. IV, 20. // Геродот был убеждён, что некогда Эллада называлась ПЕЛАСГИЯ; пеласги ДО эллинского племени ГОВОРИЛИ и ПИСАЛИ на СВОЁМ ЯЗЫКЕ» . Сохранившиеся фрагменты письменности пелазгов обнаружены на Лемносской стеле и Пирейском льве. Пелазгическая письменность полностью идентична сохранившейся во множестве этрусской, что свидетельствует о кровном родстве и единстве этих древних славянских народов. Население Аттики тоже принадлежало к пеласгам и называлось кранаями. <…> «ПЕЛАСГИ НАХОДИЛИСЬ НА БОЛЕЕ ВЫСОКОЙ СТАДИИ РАЗВИТИЯ, ЧЕМ ГРЕКИ»

13. Большая советская энциклопедия. М., 1973. Т. 12. С. 75. // Кибела, фригийская богиня, почитавшаяся в Малой Азии, Греции, во всей Римской империи (с 204 г д.н.э. культ Кибелы как государственной установлен в Риме). В честь Кибелы жрецами исправлялись мистерии с обрядами, в которых важную роль играли самоистязания, омовения кровью жертв и самооскопления.

14. Konrad Miller (21. November 1844 in Oppeltshofen; † 25. Juli 1933 in Stuttgart) war ein römisch-katholischer Theologe, Naturwissenschaftler und Kartographiehistoriker. Er war maßgeblich an der Wiederentdeckung der Tabula Peutingeriana, einer kartografischen Karte, die das römische Straßennetz im spätrömischen Weltreich aus dem 4. Jahrhundert n. Chr. abbildet, und weiterer Karten beteiligt. Miller Konrad. Die altesteWeltkarten/K.Miller. - Berlin, 1895.