Поэтическое самоназвание тибета. Тибетцы: численность и расселение, самоназвание и название

Тибето-бирманские народы в Китае по данным переписи 1953 г. насчитывают около 8.400 тыс. чел. (28.06% общей численности национальных меньшинств КНР) и являются второй по величине, после чжуан-дунских народов, группой. В группу входят: тибетцы, ицзу, бай, туцзя, хани, лису, наси, лаху, цзинпо, цян, пум и, куцун, ачан, ну, дулун, лоб а. Эти народы расселены в следующих провинциях КНР: Цинхай, Ганьсу, Юньнань, Сычуань, Гуйчжоу, Хунань, в Тибетском автономном районе, в районе Чамдо, в Гуанси-Чжуанском автономном районе. Собственно бирманских народов на территории КНР нет, все они живут в Бирманском Союзе.

В языковом отношении тибето-бирманские народы КНР подразделяются на три подгруппы: тибетскую, ицзу, цзинпо. В тибетскую языковую подгруппу входят народы, говорящие на тибетском языке, а также на языках цзяжун, сифань, лоба, цян, ну и дулун. Языки ну и дулун некоторые китайские исследователи выделяют в самостоятельную подгруппу в тибето-бирманской группе или же относят их к языковой группе ицзу.

Возможно, языки дулун и ну занимают промежуточное положение между языковыми подгруппами ицзу и тибетской, однако небезынтересно отметить, что по материальной культуре дулун и ну сближаются с лису, а через них и с другими народностями подгруппы ицзу. Языковую подгруппу ицзу составляют языки ицзу, хани, бай, лису, наси, лаху, ачан. К этой же группе китайские лингвисты относят язык туцзя. Специфика этого языка во многом объясняется длительными контактами с китайцами.

Особую подгруппу составляет язык цзинпо, сохраняющий черты, которые сближают его с бирманским языком.

Тибето-бирманские народы являются древним населением западных районов материковой Восточной Азии. В материальной и духовной культуре их до настоящего времени прослеживается ряд общих элементов. Эта близость тибето-бирманских народов друг другу в значительной мере определяется общностью происхождения и единым в прошлом хозяйственно-культурным типом.

Вероятно, исторически и генетически они связаны с той группой «западных варваров», которые в древнейших хрониках назывались жуп, а затем цян и синанъи, и которые заселяли районы современных провинций Шэньси и Ганьсу (частично), Цинхай, Сычуань, северо-восточной Юньнани, восточного и юго-восточного Тибета.

Предки этих народов занимались скотоводством и отчасти мотыжным земледелием. Завоевание их территории войсками Цинь еще в IV в. до н. э. заставило часть этих народов переселиться в другие районы, в результате чего предки тибето-бирманских народов расселились на территории современных провинций Гуйчжоу (в ее западной части), Гуанси (на северо-западе), на северо-востоке и севере провинции Юньнань. 1 К VI в. н. э. в этих районах существовали шесть чжао - крупных этнических объединений, которые впоследствии послужили ядром при сформировании народов группы ицзу. Значительно раньше началось продвижение предков современных тибето-бирманских народов в западные районы (заселение Тибета), а наиболее древняя, отделившаяся от этого потока ветвь переселилась на территорию Бирмы, где составила основное ядро при формировании бирманцев. На основе другой, более поздней ветви сложились этнические группы, ставшие предками современных цзинпо.

До 1949 г. тибето-бирманские народы стояли на разных ступенях социально-экономического развития. Дулун и ну переживали разложение первобытнообщинного строя, зарождение и постепенное развитие феодальных отношений. Народность ицзу перешла к феодализму, однако.вплоть до 1956 г. в их общественном строе еще сильны были элементы рабовладельческого уклада. Народности лису, хани, лаху, видимо, перешли от первобытнообщинного строя непосредственно к феодальному; к 1950 г. общественный строй этих народов был феодальным, но со значительными первобытнообщинными пережйтками. У тибетцев и цяп существовал развитый феодализм. В Тибете вплоть до 1959 г. господствовал крепостной строй при теократической форме правления. У скотоводческих тибетских народов сохранились значительные патриархальные пережитки.

ТИБЕТЦЫ

Численность и расселение

Общая численность тибетцев составляла более 2776 тыс. чел. Кроме Тибета, они живут в провинциях Ганьсу, Цинхай, Сычуань, Юньнань, а также в районе Чамдо. В Ганьсу тибетцы расселяются к юго-западу от г. Ланьчжоу; здесь они живут в Ганьнаньском тибетском автономном округе (178 397 чел.), в Тибетском автономном уезде Тяньчжу (20 077 чел.), в автономном уезде Сунань национальности юйгу (1674 чел.) и т. д.

В Цинхае тибетцы занимают около 70% всей территории провинции. Здесь они живут в следующих тибетских автономных округах: Хайбэй- ском (24489 чел.), Хайнаньском (81 280 чел.), Хуаннаньском (61 398 чел.), Юйшуском (125 309 чел.), Голо (100102 чел.), а также в Хайсиском монголо-тибетоказахском автономном округе (8744 чел.), в Хуалунском -автономном уезде народности хуэй (26 775 чел.), в Хучжуском автономном уезде народности салар (72 647 чел.) и др.

Небольшая группа тибетцев (около 500 чел.) живет в Эвенкийском автономном хошуне Хулун-Буирского аймака автономного района Внутренняя Монголия.

В Сычуани тибетцы расселены в Ганьцзыском тибетском автономном округе (450 314 чел.), в Абаском тибетском автономном округе (230 500 чел.), в Мулиском тибетском автономном уезде (24 393 чел.) и др.

В Юньнани тибетцы живут в Дицинском тибетском автономном округе (64 611 чел.), в Гуншаньском автономном уезде народностей дулун и ну (594 чел.) и т. д.

Тибетское население собственно Тибета (вместе с районом Чамдо) составляет более 1274 тыс. чел. В Тибете проживают также китайцы (в городах), хуэй и монголы.

Юго-восточную часть Тибета и южную часть района Чамдо занимают лоба - группа тибетоязычных народностей. В северо-западные районы Тибета иногда заходят кочевые скотоводы-уйгуры (таглыки) из Синьцзяна.

На занимаемой территории тибетцы расселены крайне неравномерно. Основная масса населения сосредоточивается в долинах рек и других пригодных для земледелия местах. На севере Тибета оседлого населения почти нет. Поселения в Тибете расположены не выше 4.5- 4.9 тыс. м над уровнем моря.

Самоназвание и название

Общее самоназвание тибетцев - бодпа, что в разговорной речи звучит как пёба. Однако более распространены самоназвания по месту обитания. Так, у жителей Цзана (юго-западный Тибет) существует самоназвание цзанба, у жителей Нари (запад Тибета) - нариба или дуйба, у жителей всего восточного Тибета - вэйба. Район верхнего течения р. Хуанхэ и к югу от него до р. Янцзы известен пбд местным названием Амдо, и население его называет себя амдоба. Тибетцы западной части Сычуани и Чамдо объединяются под названием камба (от Кам - исторического названия этой области).

Население обширной территории, простирающейся от северо- западной части Сычуани до истоков р. Хуанхэ, объединялось под общим названием голоки (голо). Существуют также названия в зависимости от рода хозяйства. Так, кочевники-скотоводы известны под общим названием докба (жители пастбищ), а земледельцы - ронба (жители долин). Монголы называют тибетцев тангит и тибот, китайцы - изан или изанизу.

Исторические сведения

Предки современных тибетцев еще в эпоху позднего неолита были расселены на территории современных провинций Ганьсу и Цинхай. По-видимому, с ними можно связать цянов - один из древнейших народов на территории Китая.

Впервые упоминания о цянах содержатся в надписях на гадательных костях, датируемых XIV-XI вв. до н. э. В то время цяны обитали на территории современных провинций Ганьсу и Шэньси (соответственно в восточной и западной частях). Они занимались кочевым скотоводством и охотой. По сообщению китайских летописей (VI-IV вв. до н. э.), у цянов, живших по соседству с китайцами, земледелие нередко являлось основным занятием.

С глубокой древности цяны то расширяли свою территорию, то под натиском китайцев отступали на запад. В начале н. э. цяны были окончательно вытеснены с территории современной Шэньси в Ганьсу и далее к западу и юго-западу. Еще приблизительно в IV в. до н. э. племена танмао и фацян отделились от основной массы племен цян (к этому времени их насчитывалось, по данным китайских летописей, около 150) и переселились от истоков р. Хуанхэ на территорию современного Тибета.

Древние племена цян в процессе своей истории постоянно сталкивались и смешивались на всей обширной территории своего расселения с современными им народами и племенами - сюнну, юэчжи, жунами, ди, древними китайцами и рядом других. Цяны были основным компонентом не только в этногенезе собственно тибетцев, но оказали также известное влияние на этногенез других тибетских народностей Восточной Азии.

С конца V-начала VI в. н. э. на территории Тибета начинается процесс объединения населявших ее цянских племен. Наиболее сильным племенем к этому времени были туфани.

Постепенно они подчинили себе другие племена цянов, и к VII в. н. э при царе Сонгцзангамбо (Сонг-цэн-гам-по) сложилась тибетская держава. Колыбелью ее была долина р. Ярлунга.

История Тибета связана с историей его соседей. В VII в. политические, экономические и культурные связи Тибета и Китая становятся довольно тесными. В это время прибывшие в Тибет китайские мастера передали тибетцам свои познания в области земледелия и различных ремесел. Тибетцы создали календарь по образцу китайского и первый свод законов.

В царствование Сонгцзангамбо в Тибете начал распространяться буддизм, проникший сюда из Китая, Индии и Непала.

В последующее время усиление могущества Тибета привело к столкновению с Китаем. Продолжительная борьба закончилась в 822 г. подписанием мирного договора. В X в. тибетское государство из-за внутренних междоусобиц распалось на множество княжеств и отдельных владений. Часть земель Туфань вошла в состав тангутского государства Си Ся. Только в 1015 г. тибетцы вновь объединились под властью правителя Го- сыло, но феодальные смуты продолжались и после этого. Государство получило прежнее название Туфань. В 1131 г. оно было покорено чжурчжэнями. В 1253 г. войска хана Мункэ захватили Тибет, который вошел в состав складывавшейся монгольской империи. В 1275 г. император Хуби- лай передал светскую и духовную власть в Тибете Пакба-ламе, что способствовало дальнейшему усилению там буддизма. Монгольские власти реорганизовали управление Тибетом - разделили эту часть своей империи на провинции и уезды, создали там почтовые станции. Тесные связи между Тибетом и Китайской империей поддерживались и после свержения Юаньской династии.

В конце XVI в. верховный ламаистский жрец принял титул далай- лама, вскоре после этого появился титул панчен-лама - второго лица в иерархии Тибета. В 1652 г. Далай-лама V, прибыв в Пекин, был признан правителем Тибета первым императором маньчжурской (цинской) династии Китая. Таким образом, тибетские власти признавали свою зависимость от императорского Китая. С этого времени государственный строй в Тибете стал принимать более четко выраженные теократические формы правления.

В 1791 г. в Тибет вторглись гурки из Непала. Тибетские войска совместно с китайскими изгнали захватчиков. В 1792 г. императорское правительство Китая издало «Положение об упорядочении Тибета». Внешние сношения Тибета стали осуществляться только через китайских представителей - амбаней (их должность в Тибете была учреждена около 1725- 1727 гг.), для посещения иностранцев Тибет был закрыт. Избрание нового далай-ламы стало контролироваться цинским правительством.

С конца XVIII в. Тибет стал объектом экспансии со стороны Англии. В 1888 г. Англия осуществила прямое вооруженное вторжение в Тибет. Массовое сопротивление тибетского народа вынудило англичан отказатьсяют расширения агрессии. По соглашению 1893 г. Англия получила право вести торговлю в Тибете и другие льготы .

Стремясь усилить свои позиции в Тибете, британское правительство во второй половине 1903 г. послало туда вооруженную экспедицию.. Англия навязала цинскому Китаю договор, по которому она получила право иметь торговые представительства в главных городах Тибета, потребовала возмещения расходов в сумме 500 тыс. фунтов стерлингов, связанных с посылкой войск в Тибет, и т. д. Успеху Англии в немалой степени способствовало то, что английские колонизаторы сумели создать свою агентуру среди правящей верхушки Тибета. Политика угнетения, проводившаяся правительством цинского Китая в отношении национальных меньшинств страны, в свою очередь также способствовала разрыву этих связей.

После I мировой войны Англия, опираясь на проанглийскую партию, сумела установить контроль над экономикой Тибета и его армией. Сепаратистские круги Тибета повели вооруженную борьбу против Китая, затянувшуюся на длительное время.

Во время и особенно после II мировой войны Тибет стал объектом американской экспансии. Англо-американский блок, отводивший Тибету важное место в своих стратегических планах, стремился к отторжению его от Китая. В 1949 г. местное правительство Тибета, возглавлявшееся проимпериалистически настроенными лицами, провозгласило «независимость» Тибета.

В это время патриотически настроенные представители тибетского народа обратились к Центральному народному правительству КНР € просьбой направить в Тибет армию для его освобождения. В октябре 1950 г. части Народно-Освободительной армии Китая начали освободительный поход в Тибет. Центральное народное правительство гарантировало защиту жизни и имущества тибетского населения, свободу вероисповедания, развитие Тибета в политическом, экономическом и культурном отношениях.

23 мая 1951 г. в Пекине между Центральным Народным правительством КНР и местным правительством Тибета было подписано «Соглашение по мирному освобождению Тибета». Тибетскому народу по этому соглашению обеспечивались необходимые условия для создания национальной автономии, для развития экономики и культуры. Вопрос о времени проведения социальных реформ в Тибете целиком отдавался на усмотрение тибетского народа и его руководителей. Соглашение гарантировало сохранение политической системы, существовавшей в Тибете, уважение обычаев и религиозных верований населения; сохранялись статус, функции и полномочия далай-ламы и панчен-ламы.

Тибето-бирманские народы в Китае по данным переписи 1953 г. насчитывают около 8.400 тыс. чел. (28.06% общей численности национальных меньшинств КНР) и являются второй по величине, после чжуан-дунских народов, группой. В группу входят: тибетцы, ицзу, бай, туцзя, хани, лису, наси, лаху, цзинпо, цян, пум и, куцун, ачан, ну, дулун, лоб а. Эти народы расселены в следующих провинциях КНР: Цинхай, Ганьсу, Юньнань, Сычуань, Гуйчжоу, Хунань, в Тибетском автономном районе, в районе Чамдо, в Гуанси-Чжуанском автономном районе. Собственно бирманских народов на территории КНР нет, все они живут в Бирманском Союзе.

В языковом отношении тибето-бирманские народы КНР подразделяются на три подгруппы: тибетскую, ицзу, цзинпо. В тибетскую языковую подгруппу входят народы, говорящие на тибетском языке, а также на языках цзяжун, сифань, лоба, цян, ну и дулун. Языки ну и дулун некоторые китайские исследователи выделяют в самостоятельную подгруппу в тибето-бирманской группе или же относят их к языковой группе ицзу.

Возможно, языки дулун и ну занимают промежуточное положение между языковыми подгруппами ицзу и тибетской, однако небезынтересно отметить, что по материальной культуре дулун и ну сближаются с лису, а через них и с другими народностями подгруппы ицзу. Языковую подгруппу ицзу составляют языки ицзу, хани, бай, лису, наси, лаху, ачан. К этой же группе китайские лингвисты относят язык туцзя. Специфика этого языка во многом объясняется длительными контактами с китайцами.

Особую подгруппу составляет язык цзинпо, сохраняющий черты, которые сближают его с бирманским языком.

Тибето-бирманские народы являются древним населением западных районов материковой Восточной Азии. В материальной и духовной культуре их до настоящего времени прослеживается ряд общих элементов. Эта близость тибето-бирманских народов друг другу в значительной мере определяется общностью происхождения и единым в прошлом хозяйственно-культурным типом.

Вероятно, исторически и генетически они связаны с той группой «западных варваров», которые в древнейших хрониках назывались жуп, а затем цян и синанъи, и которые заселяли районы современных провинций Шэньси и Ганьсу (частично), Цинхай, Сычуань, северо-восточной Юньнани, восточного и юго-восточного Тибета.

Предки этих народов занимались скотоводством и отчасти мотыжным земледелием. Завоевание их территории войсками Цинь еще в IV в. до н. э. заставило часть этих народов переселиться в другие районы, в результате чего предки тибето-бирманских народов расселились на территории современных провинций Гуйчжоу (в ее западной части), Гуанси (на северо-западе), на северо-востоке и севере провинции Юньнань.1 К VI в. н. э. в этих районах существовали шесть чжао — крупных этнических объединений, которые впоследствии послужили ядром при сформировании народов группы ицзу. Значительно раньше началось продвижение предков современных тибето-бирманских народов в западные районы (заселение Тибета), а наиболее древняя, отделившаяся от этого потока ветвь переселилась на территорию Бирмы, где составила основное ядро при формировании бирманцев. На основе другой, более поздней ветви сложились этнические группы, ставшие предками современных цзинпо.

До 1949 г. тибето-бирманские народы стояли на разных ступенях социально-экономического развития. Дулун и ну переживали разложение первобытнообщинного строя, зарождение и постепенное развитие феодальных отношений. Народность ицзу перешла к феодализму, однако.вплоть до 1956 г. в их общественном строе еще сильны были элементы рабовладельческого уклада. Народности лису, хани, лаху, видимо, перешли от первобытнообщинного строя непосредственно к феодальному; к 1950 г. общественный строй этих народов был феодальным, но со значительными первобытнообщинными пережйтками. У тибетцев и цяп существовал развитый феодализм. В Тибете вплоть до 1959 г. господствовал крепостной строй при теократической форме правления. У скотоводческих тибетских народов сохранились значительные патриархальные пережитки.

Численность и расселение

Общая численность тибетцев составляла более 2776 тыс. чел. Кроме Тибета, они живут в провинциях Ганьсу, Цинхай, Сычуань, Юньнань, а также в районе Чамдо. В Ганьсу тибетцы расселяются к юго-западу от г. Ланьчжоу; здесь они живут в Ганьнаньском тибетском автономном округе (178 397 чел.), в Тибетском автономном уезде Тяньчжу (20 077 чел.), в автономном уезде Сунань национальности юйгу (1674 чел.) и т. д.

В Цинхае тибетцы занимают около 70% всей территории провинции. Здесь они живут в следующих тибетских автономных округах: Хайбэй- ском (24489 чел.), Хайнаньском (81 280 чел.), Хуаннаньском (61 398 чел.), Юйшуском (125 309 чел.), Голо (100102 чел.), а также в Хайсиском монголо-тибетоказахском автономном округе (8744 чел.), в Хуалунском -автономном уезде народности хуэй (26 775 чел.), в Хучжуском автономном уезде народности салар (72 647 чел.) и др.

Небольшая группа тибетцев (около 500 чел.) живет в Эвенкийском автономном хошуне Хулун-Буирского аймака автономного района Внутренняя Монголия.

В Сычуани тибетцы расселены в Ганьцзыском тибетском автономном округе (450 314 чел.), в Абаском тибетском автономном округе (230 500 чел.), в Мулиском тибетском автономном уезде (24 393 чел.) и др.

В Юньнани тибетцы живут в Дицинском тибетском автономном округе (64 611 чел.), в Гуншаньском автономном уезде народностей дулун и ну (594 чел.) и т. д.

Тибетское население собственно Тибета (вместе с районом Чамдо) составляет более 1274 тыс. чел. В Тибете проживают также китайцы (в городах), хуэй и монголы.

Юго-восточную часть Тибета и южную часть района Чамдо занимают лоба — группа тибетоязычных народностей. В северо-западные районы Тибета иногда заходят кочевые скотоводы-уйгуры (таглыки) из Синьцзяна.

На занимаемой территории тибетцы расселены крайне неравномерно. Основная масса населения сосредоточивается в долинах рек и других пригодных для земледелия местах. На севере Тибета оседлого населения почти нет. Поселения в Тибете расположены не выше 4.5— 4.9 тыс. м над уровнем моря.

Самоназвание и название

Общее самоназвание тибетцев — бодпа, что в разговорной речи звучит как пёба. Однако более распространены самоназвания по месту обитания. Так, у жителей Цзана (юго-западный Тибет) существует самоназвание цзанба, у жителей Нари (запад Тибета) — нариба или дуйба, у жителей всего восточного Тибета — вэйба. Район верхнего течения р. Хуанхэ и к югу от него до р. Янцзы известен пбд местным названием Амдо, и население его называет себя амдоба. Тибетцы западной части Сычуани и Чамдо объединяются под названием камба (от Кам — исторического названия этой области).

Население обширной территории, простирающейся от северо- западной части Сычуани до истоков р. Хуанхэ, объединялось под общим названием голоки (голо). Существуют также названия в зависимости от рода хозяйства. Так, кочевники-скотоводы известны под общим названием докба (жители пастбищ), а земледельцы — ронба (жители долин). Монголы называют тибетцев тангит и тибот, китайцы — изан или изанизу.

Исторические сведения

Предки современных тибетцев еще в эпоху позднего неолита были расселены на территории современных провинций Ганьсу и Цинхай. По-видимому, с ними можно связать цянов — один из древнейших народов на территории Китая.

Впервые упоминания о цянах содержатся в надписях на гадательных костях, датируемых XIV—XI вв. до н. э. В то время цяны обитали на территории современных провинций Ганьсу и Шэньси (соответственно в восточной и западной частях). Они занимались кочевым скотоводством и охотой. По сообщению китайских летописей (VI—IV вв. до н. э.), у цянов, живших по соседству с китайцами, земледелие нередко являлось основным занятием.

С глубокой древности цяны то расширяли свою территорию, то под натиском китайцев отступали на запад. В начале н. э. цяны были окончательно вытеснены с территории современной Шэньси в Ганьсу и далее к западу и юго-западу. Еще приблизительно в IV в. до н. э. племена танмао и фацян отделились от основной массы племен цян (к этому времени их насчитывалось, по данным китайских летописей, около 150) и переселились от истоков р. Хуанхэ на территорию современного Тибета.

Древние племена цян в процессе своей истории постоянно сталкивались и смешивались на всей обширной территории своего расселения с современными им народами и племенами — сюнну, юэчжи, жунами, ди, древними китайцами и рядом других. Цяны были основным компонентом не только в этногенезе собственно тибетцев, но оказали также известное влияние на этногенез других тибетских народностей Восточной Азии.

С конца V—начала VI в. н. э. на территории Тибета начинается процесс объединения населявших ее цянских племен. Наиболее сильным племенем к этому времени были туфани.

Постепенно они подчинили себе другие племена цянов, и к VII в. н. э при царе Сонгцзангамбо (Сонг-цэн-гам-по) сложилась тибетская держава. Колыбелью ее была долина р. Ярлунга.

История Тибета связана с историей его соседей. В VII в. политические, экономические и культурные связи Тибета и Китая становятся довольно тесными. В это время прибывшие в Тибет китайские мастера передали тибетцам свои познания в области земледелия и различных ремесел. Тибетцы создали календарь по образцу китайского и первый свод законов.

В царствование Сонгцзангамбо в Тибете начал распространяться буддизм, проникший сюда из Китая, Индии и Непала.

В последующее время усиление могущества Тибета привело к столкновению с Китаем. Продолжительная борьба закончилась в 822 г. подписанием мирного договора. В X в. тибетское государство из-за внутренних междоусобиц распалось на множество княжеств и отдельных владений. Часть земель Туфань вошла в состав тангутского государства Си Ся. Только в 1015 г. тибетцы вновь объединились под властью правителя Го- сыло, но феодальные смуты продолжались и после этого. Государство получило прежнее название Туфань. В 1131 г. оно было покорено чжурчжэнями. В 1253 г. войска хана Мункэ захватили Тибет, который вошел в состав складывавшейся монгольской империи. В 1275 г. император Хуби- лай передал светскую и духовную власть в Тибете Пакба-ламе, что способствовало дальнейшему усилению там буддизма. Монгольские власти реорганизовали управление Тибетом — разделили эту часть своей империи на провинции и уезды, создали там почтовые станции. Тесные связи между Тибетом и Китайской империей поддерживались и после свержения Юаньской династии.

В конце XVI в. верховный ламаистский жрец принял титул далай- лама, вскоре после этого появился титул панчен-лама — второго лица в иерархии Тибета. В 1652 г. Далай-лама V, прибыв в Пекин, был признан правителем Тибета первым императором маньчжурской (цинской) династии Китая. Таким образом, тибетские власти признавали свою зависимость от императорского Китая. С этого времени государственный строй в Тибете стал принимать более четко выраженные теократические формы правления.

В 1791 г. в Тибет вторглись гурки из Непала. Тибетские войска совместно с китайскими изгнали захватчиков. В 1792 г. императорское правительство Китая издало «Положение об упорядочении Тибета». Внешние сношения Тибета стали осуществляться только через китайских представителей — амбаней (их должность в Тибете была учреждена около 1725— 1727 гг.), для посещения иностранцев Тибет был закрыт. Избрание нового далай-ламы стало контролироваться цинским правительством.

С конца XVIII в. Тибет стал объектом экспансии со стороны Англии. В 1888 г. Англия осуществила прямое вооруженное вторжение в Тибет. Массовое сопротивление тибетского народа вынудило англичан отказатьсяют расширения агрессии. По соглашению 1893 г. Англия получила право вести торговлю в Тибете и другие льготы.

Стремясь усилить свои позиции в Тибете, британское правительство во второй половине 1903 г. послало туда вооруженную экспедицию.. Англия навязала цинскому Китаю договор, по которому она получила право иметь торговые представительства в главных городах Тибета, потребовала возмещения расходов в сумме 500 тыс. фунтов стерлингов, связанных с посылкой войск в Тибет, и т. д. Успеху Англии в немалой степени способствовало то, что английские колонизаторы сумели создать свою агентуру среди правящей верхушки Тибета. Политика угнетения, проводившаяся правительством цинского Китая в отношении национальных меньшинств страны, в свою очередь также способствовала разрыву этих связей.

После I мировой войны Англия, опираясь на проанглийскую партию, сумела установить контроль над экономикой Тибета и его армией. Сепаратистские круги Тибета повели вооруженную борьбу против Китая, затянувшуюся на длительное время.

Во время и особенно после II мировой войны Тибет стал объектом американской экспансии. Англо-американский блок, отводивший Тибету важное место в своих стратегических планах, стремился к отторжению его от Китая. В 1949 г. местное правительство Тибета, возглавлявшееся проимпериалистически настроенными лицами, провозгласило «независимость» Тибета.

В это время патриотически настроенные представители тибетского народа обратились к Центральному народному правительству КНР € просьбой направить в Тибет армию для его освобождения. В октябре 1950 г. части Народно-Освободительной армии Китая начали освободительный поход в Тибет. Центральное народное правительство гарантировало защиту жизни и имущества тибетского населения, свободу вероисповедания, развитие Тибета в политическом, экономическом и культурном отношениях.

23 мая 1951 г. в Пекине между Центральным Народным правительством КНР и местным правительством Тибета было подписано «Соглашение по мирному освобождению Тибета». Тибетскому народу по этому соглашению обеспечивались необходимые условия для создания национальной автономии, для развития экономики и культуры. Вопрос о времени проведения социальных реформ в Тибете целиком отдавался на усмотрение тибетского народа и его руководителей. Соглашение гарантировало сохранение политической системы, существовавшей в Тибете, уважение обычаев и религиозных верований населения; сохранялись статус, функции и полномочия далай-ламы и панчен-ламы.

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Сегодня мы расскажем вам об удивительной горной заснеженной стране на Тибетском плато. В соседях у неё — Бирма, Бутан, Непал и Индия. Ну и, конечно же, с ней соседствуют территории Китая, автономным районом которого и является Тибет с прошлого столетия.

Сам Тибет делится на 13 провинций. Самый крупный город – это Лхаса, он же является и столицей.Давайте же рассмотрим подробнее, как живут люди в Тибете и пополним свои знания об этой удивительной стране.

Древний Тибет

В древности Тибет был довольно воинственным и сильным государством и постоянно вёл с соседями войны за территории. К VII веку его площадь стала максимальной за всю историю существования.

С приходом сюда буддизма воинственности у населения поубавилось, и завоевательные войны постепенно прекратились.

В течение трёх столетий, с середины XVIII века и до середины прошлого века, размер территории (больше одного миллиона кв.км) и количество жителей страны (около полутора миллионов) оставались практически неизменными.

Немного политики

К этому времени Тибет стал теократическим государством, которое возглавлял тогда ещё молодой . Все внутренние вопросы были под контролем высшего духовенства, а количество монахов составляло примерно 10% всего населения. В стране было более 2500 монастырей.

Большинство населения было безграмотно и зависело от монахов и материально, и духовно. Люди не имели ни малейшего представления о том, что происходит во внешнем мире, так как изолированность от него Тибета была весьма высока.

В этих условиях лидер тибетского государства подписал соглашение с Мао Цзэдуном. В нём определялось, какую политику будет проводить Китай в Тибете.

Семнадцать пунктов документа описывали преобразования, которые должны были там произойти, и пути развития демократии в стране. Но на деле монастыри начали лишаться своих земель, а духовенство – терять власть.

Это спровоцировало восстание, которое было подавлено китайской армией. А Далай-лама вместе с поддерживающими его соратниками вынужден был покинуть страну.

Сейчас тибетское правительство в изгнании проживает в Индии, в городе Дхарамсала.


Жизнь обычного тибетца

За год средний горожанин зарабатывает примерно 1500$, в то время как сельский житель — всего 400$. Селяне составляют четыре пятых населения.

Несмотря на разительную бедность, в пещерах они, конечно, не живут, но дома очень и очень разные по качеству. Все более или менее качественные жилища появились в результате развития программы помощи скотоводам.

Тёплые, надёжные дома в горах – проблема номер один. В последние годы значительная часть тибетцев переселилась именно в такие жилища.


Кочевое скотоводство постепенно заменяется устройством животноводческих ферм. Во многих поселениях развиваются народные промыслы:

  • изготовление шерстяных ковров, сырьём для которых служит шерсть яков;
  • производство расписной резной мебели с ярко выраженным национальным колоритом.

Появляются на Тибете постепенно и «новые тибетцы» — предприниматели.

Образование

В прежние времена было популярно получение образования при монастырях. Практически в каждой семье кто-то был монахом.

XX век принёс в жизнь тибетцев светское образование. На момент вмешательства китайцев в жизнь коренного населения Тибета тут было около ста школ.

В настоящее время примерно половина тибетцев знакомы с грамотой. В начальных классах преподавание ведётся на тибетском языке, затем в обучении постепенно переходят на китайский.

Подрастает новая тибетская элита взамен утраченной. Многие молодые люди учатся в лхасских университетах. Среди абитуриентов очень популярен факультет тибетского языка и литературы.

Как туда попасть, знают и россияне — несколько петербуржцев являются его студентами.

Буддизм в повседневной жизни

Тибетцы – религиозные люди. Большое влияние на их жизнь оказывает древняя религия бон, причудливо сочетающаяся с укоренившимся в более позднее время .

Соответственно, все обычаи, традиции, значимые праздники и события в жизни, так или иначе, связаны с буддийским учением и бон.


Институт Мен-ци-кханг, который занимается вопросами астрологии и тибетской медицины, был создан для сохранения культуры Тибета, публикует специальный альманах.

В нём отмечаются благоприятные и неблагоприятные дни по тибетскому календарю, публикуется другая информация астрологического характера.

Все важные решения принимаются тибетцами на основе всевозможных предсказаний:

  • астрологических расчётов,
  • гаданий,
  • прорицаний медиумов,
  • сверки с соответствующими днями альманаха,
  • бросания игральных костей,
  • действий с чётками,
  • предзнаменований,
  • результатов геомантии.

В соответствии с ними выбирается дата свадьбы, поездки, начала строительства, посева ячменя, его уборки и многого другого.

Свадьба

Когда-то в Тибете была распространена полигамия. Причина полигамии проста: плодородные участки земли, да и вообще собственные наделы в Тибете — роскошь. Поэтому тибетцы, стремясь сохранить и без того небольшой участок земли при дележе наследства, женили сыновей на одной и той же женщине. Так земля оставалась в семейном владении.

Сейчас эта традиция активно уходит в прошлое, и тибетцы создают моногамные союзы.

Раньше и определяли, подходят ли друг другу жених и невеста. Церемония бракосочетания проходила обычно в доме жениха, в храм идти было не нужно.


Тибетская свадьба

Сейчас молодые люди, познакомившись, спрашивают разрешения пожениться у своих родителей. Церемония по-прежнему проходит в доме жениха.

А родственники невесты после официального заключения брака вывешивают на крыше дома молитвенные флаги, чтобы оградить пару от зла и благословить их на счастливую совместную жизнь.

Молитвенные флаги

Традиция вывешивания молитвенных флажков, символизирующих удачу и другие блага, существует повсеместно, и не только по поводу свадьбы.

Их протягивают от одной горной вершины к другой, украшают ими крыши домов, храмы, монастыри. Располагаемые над телом больного, они, по местным представлениям, помогают ему выздороветь.


Последний путь

Если в семье всё же случается смерть, родственники умершего делают монахам пожертвования в надежде на то, что он обретёт более хорошую реинкарнацию.

Когда смерть забирает важное духовное лицо, его тело может быть захоронено в ступе. Но, по традиции, усопшего могут просто оставить в горах хищным птицам.

Такая практика носит название небесного погребения, и обычай этот очень распространен в горах.

Дело в том, что твердые скальные породы не позволяют произвести привычное нам погребение в землю, для кремации же нужны дрова, на которые у небогатых горцев зачастую нет средств.

В некоторых районах практикуется и водное погребение, когда тело усопшего пускают вниз по течению реки. Все похоронные практики описаны в Бардо Тодол – Тибетской книге мёртвых.

Другие обычаи

Среди других самобытных особенностей Тибета есть интересная традиция белого шарфа — . Он символизирует чистоту и обычно даётся при встрече, подносится к алтарю, вручается на свадьбах, похоронах и по другим случаям.


Характерной приметой этих мест является наличие со свитками молитв внутри. Его вращение заменяет устное прочтение верующим всех тех мантр, которые в нём заключены.

Барабаны могут приводиться в движение ручкой или потоком воды, в последнем случае их вращение становится непрерывным. Таким же образом активируются мантры и на молитвенных флагах, только при помощи ветра, а не воды.

Что здесь едят

Пища большинства местных жителей неприхотлива. Хлеб тут не выпекают. Вместо этого поджаривают ячменные зёрна и делают из них муку.

Такое блюдо называется цампа . Её добавляют также и в напитки для сытности.


Из мясного в ходу баранина, свинина и мясо яков. Молочные продукты включают самодельный сыр и сквашенное молоко, сливочное масло.

Яйца и рыба тоже присутствуют на столе у тибетцев, а их фаворит среди овощей – редька.

Заключение

Друзья, сегодня вы узнали о том, какой народ населяет Тибет. На этом мы прощаемся с вами.

Присоединяйтесь к нам — подписывайтесь на блог, чтобы получать новые интересные статьи себе на почту!

Также будем благодарны, если вы поддержите блог, порекомендовав статью в социальных сетях)

Всего вам доброго!

«Тибетцы» - обобщённое название нескольких этносов различного происхождения. Высокогорное тибетское плато отнюдь не было изолировано: напротив, издавна служило местом пересечения миграций многих народов. Монголоиды и европеоиды, кочевники и земледельцы - из них сформировались шерпы, таманги, гурунги, раи. На западе Тибета обитали индоевропейские племена эфталитов, похожие на цыган.

Тибетская семья: от многожёнства до многомужества

У народа эфталитов была принята полиандрия: несколько братьев брали в жёны одну женщину. Такая система защищала потомство от нищеты в случае гибели кормильца. Жена носила головной убор с рогами: сколько мужей, столько и рогов. В настоящее время этот народ живёт в Непале, в районе горы Манаслу, и сохраняет древние обычаи.

У кочевников было распространено многожёнство. Жёны подчинялись мужу, но вели активный образ жизни. В XIII веке правитель Сан-Гье-Гья-Цо проиграл свою жену в шахматы монгольскому военачальнику. Позже отношения с монголами испортились, и тибетский правитель дважды подсылал убийц к своему бывшему шахматному партнёру. Монголы сделали набег на столицу Тибета Лхасу, причём первым во дворец ворвался отряд под руководством бывшей супруги регента. Она убила Сан-Гье-Гья-Цо и отомстила таким образом за своё унижение и покушения на нового мужа.

Тибетские практики секса

Смысл традиционных тибетских сексуальных приёмов заключается в длительном половом акте при задержке эякуляции. Особо престижным считается заниматься сексом несколько часов, не пролив ни капли спермы. Тибетцы верят, что такой способ помогает сохранить мужское здоровье на долгие годы.

Народ без фамилий и возраста

У народов тибетской группы нет фамилий. Вместо них используется прозвище и национальность: Нооленг Таманг, Мингма Гьюрмей Шерпа. Имеется родовое имя, но оно в повседневной жизни не используется, чтобы не привлечь к семье злые силы. Прозвище может меняться в течение жизни. Одного из двух первовосходителей на Эверест при рождении назвали Намгьял Вангди, но прославился он как Тенцинг Норгей, что означает «Счастливый богатый религиозный». Это имя ему присвоили по совету ламы, и оно себя оправдало. Даты своего рождения и точного возраста Тенцинг Норгей не знал, ориентируясь только на слова матери и логическую связку с сельскохозяйственными работами – считается, что май 2014 года.

Данные о рождении начали повсеместно фиксироваться только в 50-х годах прошлого века.

Национальная пища тибетцев: часуйма и цампа

Традиционная пища народов Тибета – чай с набором пряностей, в который добавляется сливочное масло и соль, он называется «часуйма». На его основе готовится похлёбка под названием «цампа», для этого добавляется ячменная мука. Получается калорийный энергетик, помогающий быстро восстановить силы и способствующий очищению организма.

Кровавые жертвоприношения и буддизм

В древности тибетцы поклонялись духам предков, духам стихий и женским божествам. Затем с запада пришла религия бон. Это суровая вера воинов и охотников, в порядке вещей было принесение кровавых жертв, включая людей. Эту традицию упразднили только в начале XX века, когда жертвы были заменены фигурками «торма». Эти фигурки состоят из различных символических элементов в зависимости от цели человека, в них обязательно присутствует красный цвет как символ крови. Торма помещают в храм, затем уничтожают, и жертва считается принесённой.

Около 800 лет назад на территорию Тибета проник буддизм. В исходном мирном варианте он не прижился. Зато тибетцам весьма понравилась гибридная версия с сохранением древних божеств и дополнением в виде мистических плясок в шаманском стиле. Такой вид буддизма называется «тибетский ламаизм». В настоящее время все эти религии слились воедино, хоть монастыри и носят разные названия.

Считается, что ламы и настоятели монастырей обязательно возрождаются в новом облике. После смерти старого ламы по его указаниям разыскивается нужный ребёнок и воспитывается в монастыре.

Музыкальные инструменты из человеческих костей

В Тибете сильны традиции танца, поэзии и музыки. Для сакральных торжеств применяются чаши и гонги из сложного сплава металлов, дающие мелодичный звон разной тональности. Используются различные струнные музыкальные инструменты, несколько видов барабанов и флейты, в том числе те, которые изготавливают из человеческой кости.

Жизнь в разреженном воздухе и главная тайна альпинистов

Самый высокогорный народ мира – шерпы. Они переселились с Тибетского плато на территорию современного Непала 600 лет назад. В их крови более высокий уровень гемоглобина, чем у других народов мира. Эта особенность позволяет жить в условиях разреженного воздуха: на высоте 5000 метров содержание кислорода в атмосфере составляет менее половины от уровня поверхности моря. С развитием туризма шерпы стали работать горными проводниками. Без них мало кто из гималайских альпинистов добрался бы до цели. Шерпы прокладывают лестницы через огромные трещины ледников, провешивают перильные верёвки, несут за своих туристов еду, палатки и снаряжение. Готовят пищу тоже они. Гид по имени Апа Шерпа был на вершине Эвереста 21 раз!

Як – удивительное и опасное животное

Основой тибетского хозяйства исторически являются яки – высокогорная разновидность прирученных диких быков. У них длинная мягкая шерсть, из неё вяжут замечательные тёплые вещи. Яки дают вкусное молоко, из которого делают сыр. На яках перевозят грузы по горным тропам, высоты они не боятся. Но это довольно опасные животные. Пасущийся бык способен внезапно наброситься на проходящего мимо человека и нанести ему тяжёлые увечья или даже убить.

Необычная погребальная традиция

На Тибетском плато из-за большой высоты мало деревьев, и невозможно выкопать могилу в скальном основании. Поэтому выработалась своеобразная традиция: труп выкладывают на специальную площадку, чтобы его съели хищные птицы. Тело раньше доставляли на яках, сейчас это может быть мотоцикл или машина: ведь китайцы повсеместно прокладывают хорошие дороги. Сначала надрезают мясо, а затем разрубают кости. Занимается этим особый специалист: рогьяпа. Он читает специальные молитвы, подыгрывая себе на инструментах из человеческих костей. Грифы там толстые, прикормленные, и толпятся вокруг рогьяпы, как куры. Когда они растаскивают тело, это считается хорошим признаком: значит душа человека благополучно вознеслась и скоро возродится вновь. Китайское правительство пыталось запретить эту традицию, но по «многочисленным просьбам трудящихся» вновь её разрешило.

Обряд вокруг горы Кайлас

В Тибете находится священная гора Кайлас (тибетцы называют Канг Ринпоче). Это довольно правильная четырёхгранная пирамида, чьи стороны приближены к сторонам света. Высота точно не установлена: от 6638 до 6690 м, но эзотерики утверждают, что это ровно 6666 метров. К этой горе совершаются паломничества: ритуальный обход вокруг горы называется «кора». Особо благочестивые тибетцы совершают кору, простираясь ниц через каждые несколько шагов. Каждое движение строго регламентировано: сначала ладони складываются перед грудью, затем поднимаются вверх, человек становится на колени и ложится ничком, вытянув руки вперёд. Даже десяток таких поклонов – тяжёлая нагрузка, а тибетцы их делают сотни и тысячи. Единственная поблажка, которую они себе позволяют – делают шаги как можно больше.

Далай-лама – агент монголов

Когда Китай в XIII веке был оккупирован монголами, они постарались максимально подчинить себе Тибет. Для этого ими был учреждён титул Далай-ламы, причём первому был присвоен номер III, для эффекта традиционности. Далай-лама избирается путём реинкарнации в раннем детском возрасте.

Самым любимым в народе был Далай-лама VI. Он носил длинные волосы, любил стрелять из лука, сочинял прекрасные любовные стихи и гордился своей сексуальной техникой. Его биографию составил итальянский тибетолог Erberto Lo Bue в своём труде «Vita e canti del VI Dalai lama».

Норвежские тибетцы

В декабре 1951 года в Тибет вторглась китайская армия. Сопротивление было жестоко подавлено. Большинство тибетцев мигрировало в Непал, Индию, Бутан и… Норвегию, из-за сходства климатических условий. Туда перебрались многие ламы и зарабатывали переводами старинных текстов на европейские языки. Сейчас в Норвегии проживает крупная тибетская диаспора, которая поддерживает тесные контакты с родственниками в Гималаях. На норвежских рынках повсеместно продаются характерные вязаные шапки из шерсти яка, но с вышивкой «Bergen», «Norge».

Тибетское нагорье, находящееся в центре Азии, - одно из самых больших и высоких в мире. Его площадь 2 млн. 200 тыс. кв. км. Значительная часть расположена на высотах 3 - 4 тыс. м над уровнем моря, высота гор достигает 5–7 тыс. м. Вершины высоких гор покрыты ледниками и снегом. Поэтому Тибет часто называют Страной снежных гор. Здесь, на границе Тибета и Непала, расположена самая высокая гора мира - Джомолунгма (Эверест), высота которой 8848 м. На границе Тибета, Непала и индийского штата Сикким находится другая высокая гора - Канченджанга - 8598 м. Тибет окаймляют, как ожерелье, многие высокие горы: Кайлас, Цари, Ярлха Шамбо, Чомо Кэнрег, Канкар Шаме, Ньянчен Тангла, Мачен Помра (Амне Мачен). Ледники покрывают огромную площадь - 105 тыс. кв. км.

Из Тибета берут начало величайшие реки Азии: Инд, Брахмапутра, Меконг, Сатледж, Салуин, Янцзы, Хуанхэ. Общая площадь бассейнов рек, берущих начало в Тибете, достигает 5477700 кв. км, причем в одном Китае 30% пресной воды приходится на реки, текущие отсюда. Тибет опоясан высокогорными системами Каракорума и Куньлуня с запада, Наньшаня с севера, Гималаями с юга, хребтами Баян-Хара-ула и так называемых Сычуаньских Альп. В широтном направлении плато пересекают горы Кайлас и Ньенчен-Танглха. Примерно 2/3 Тибетского плато составляет плоскогорье Чантанг, расположенное в основном на высоте 5 тыс. м. Это преимущественно каменистая пустыня с суровым климатом. С северо-востока к нему прилегает Цинхайское плоскогорье. Вместе они формируют Цинхай-Тибетское плоскогорье. Север Тибета покрыт горными лугами. Здесь хорошие пастбища, много рек и озер. Климат континентальный, суровый. На юге климат умеренный, больше осадков. Здесь растут густые леса, возделываются плодородные поля, выращиваются плодовые деревья.

Исторически Тибет разделяется на несколько областей. Его центральная часть - Бод (тиб.: bod, что произносится «Пё») тянется от р. Тисе и оз. Манасаровар у горы Кайлас вдоль р. Цангпо (Брахмапутра). Тибетцы называют свою страну Бод, а себя - бодпа. Происхождение и время появления этих названий неизвестны. Некоторые предполагают, что «Бод» означает «родина» или «место происхождения». Наименование «Тибет» («Тëбëт») впервые встречается в древнетюркских орхонских надписях в Монголии. По-видимому, от древних народов, населявших Монголию, оно попало в другие языки: тайский - «Тибет», арабский - «Туббат» и т.д. На современном монгольском языке будет «Төвд». Возможный источник этого названия - клан Туфа, из которого вышел один из царей Ярлунгской династии (см. ниже). С этим кланом связывают старое китайское название «Туфа». Сам тибетский язык принадлежит к тибето-бирманской ветви сино-тибетской языковой семьи (или, как сейчас пишут в КНР, ханьско-тибетской). В ней он группируется с языками некоторых народов Северной Индии и Юго-Восточной Азии, тогда как китайский язык образует отдельную ветвь. Разные тибетские племена говорят на разных диалектах. После введения письменности письменный язык стал единым для всех тибетских племен и сыграл важную интегрирующую роль.

Горы около Лхасы (фото: С.Л. Кузьмин).

Географическая область Бод разделяется на две части: У и Цанг. Тибетцы часто объединяют их в один край - У-Цанг. Он простирается от Нгари-Корсум на западе до Согла Кьяо. Цанг занимает западную часть. Здесь расположены крупные города Шигацзе и Гьянцзе. У расположен на востоке. Здесь находится Лхаса. Она стоит на р. Кийчу, притоке Цангпо. Климат здесь относительно мягкий, способствующий земледелию и скотоводству. Излюбленное сельскохозяйственное растение тибетцев - ячмень, дающий хорошие урожаи даже на больших высотах (до 4 тыс. м), где трудно выращивать другие культуры. В нем много железа, что предотвращает анемию, отеки, проблемы с легкими. Все это важно в условиях высокогорья, где мало кислорода, пища однообразна. Из ячменя готовят традиционное тибетское блюдо цампу - обжаренную муку, замешанную с маслом на горячей воде или молоке. В горах разводят яков на мясо, молоко и шерсть. Они очень выносливы, нетребовательны к корму, хорошо переносят горные условия, зимние морозы. Их используют и как вьючный скот.

Итак, исторический Тибет - это не только высокие горы и безжизненные плато. Его общая площадь гораздо больше площади Тибетского нагорья - 3 млн. 800 тыс. кв. км. Тибетцы говорят, что лучшая религия - в У-Цанге, лучшие люди - в Каме, лучшие лошади - в Амдо. Это потому, что жители У-Цанга очень религиозны, Кама - хорошие воины, Амдо - хорошие предприниматели. Три исторические области: У-Цанг (включая Нгари), Кам и Амдо тибетцы называют также Три Области (тиб.: Чолка Сум). Иначе эту территорию называют Большой Тибет. Она вся включена в КНР. В настоящее время в КНР действует следующее административное разделение тибетских территорий. У-Цанг преобразован в основном в Тибетский автономный район (ТАР), Кам разделен между ТАР, китайскими провинциями Сычуань, Юньнань и Цинхай, Амдо - между провинциями Цинхай и Ганьсу. В китайских провинциях есть следующие тибетские автономные единицы. Провинция Цинхай: монголо-тибетский округ Хайси (тиб: Цонуб), тибетские округа Юйшу, Хайнань (тиб.: Цолхо), Хайбэй (Цочжанг), Хуанань (Малхо) и Голо (Голок); провинция Ганьсу: тибетские уезд Тяньчжу (Пари) и округ Ганьнань (Канлхо); провинция Сычуань: тибетско-цянский округ Аба (Нгаба), тибетские округ Ганьцзы (Кардзе) и уезд Мули (Мили); провинция Юньнань: тибетский округ Дацин (Дэчен).

Легенды тибетцев о своем происхождении неоднородны. Как и большинство народов, они возводят свое происхождение к первопредку, который понимается по-разному. В исторических текстах древнетибетской религии бон широко распространено повествование о появлении древнего мира-вместилища и находившихся в нем существ из яйца-пространства бытия. Космогония описывается как образование изначальных элементов, из которых образовались «первоначальные яйца», давшие начало миру и живым существам. По древнетибетским представлениям, мир делится на небо (Нам), землю (Бар), или «средний [мир]» (Са), и «нижний», подземный мир (Ог). Этим сферам соответствуют божества Лха, Лу и Цэн (или Ньен).

Согласно детально разработанным представлениям, признанным в религии бон, люди произошли из рода Ньен. По одному из древнебонских трактатов, из восемнадцати хрящей яйца возникли восемнадцать больших областей пространства и населяющие их существа, причем из одного яйца-раковины возник великий прародитель людей стран Шангшунг и Тибет - Менпэй Миво Лумлум. Страна Шангшунг располагалась в Западном и Северном Тибете. Ее центр, как считают, находился у горы Тисе (Кайлас) и оз. Мапам (Манасаровар). После прародителя было много поколений людей, на смену которым пришли четыре великих рода - Дон, Дра, Дру и Га (или пять - с родом Го), а также два рода Вал и Да. Все они известны как шесть (или семь) человеческих кланов. Эти кланы - предки всех тибетских родов. Потомки рода Дон и рода Сен, постепенно перемешиваясь между собой, образовали шангшунго-тибетский этнос.
Другая легенда возводит происхождение тибетцев к обезьяне, вызывая в памяти теорию Ч. Дарвина. По этой легенде, в древности в Тибете жили только демоны и демоницы. Чтобы заселить страну людьми и сделать ее оплотом учения Будды, бодхисаттва Авалокитешвара (по другой версии - его ученик) принял облик обезьяны и стал мужем одной из этих демониц. От этого брака и пошли тибетцы. Все это происходило недалеко от Цетанга, в центре области У-Цанг. Возможно, эта легенда является буддийской обработкой более раннего предания. Есть также легенда об их царе Ньяти Цэнпо - что он спустился с неба.

Эти легенды, в сочетании с традиционными тибетскими представлениями, что их страна - центр мира, указывают на то, что тибетцы осознают себя коренным, а не пришлым народом Тибетского нагорья. Научные данные подтверждают это. По генетическим данным, предки тибетцев имеют североазиатское и сибирское происхождение; есть сведения о следах пребывания человека на Тибетском плато уже 18–22 тыс. лет назад. Стоянки человека нового каменного века - эпохи неолита исчисляются десятками. Обнаружены и более древние стоянки - времен палеолита. Некоторые стоянки найдены в высокогорье, выше 4 тыс. м над уровнем моря. Три - пять тысяч лет назад в районах современных городов Чамдо и Лхаса были высокоразвитые неолитические культуры, уровень которых сопоставим с уровнем некоторых неолитических культур Китая. На рубеже нашей эры древние жители Тибета вступили в эпоху бронзы. А в I в. н.э. они уже научились выплавлять железо. Представители этих культур - по-видимому, предки тибетского народа, который возник и развивался на Тибетском нагорье.

Восточная часть Тибета - историческая область Кам (тиб.: kham), северо-восток - область Амдо. Кам простирается от Согла Кьяо до поворота р. Мачу (верхнее течение р. Хуанхэ). От этого поворота до Белой ступы (тиб.: чойтен Карпо) - область Амдо. Это северо-восточная граница Тибета. Обе области изобилуют пастбищами, в долинах развито земледелие, склоны гор покрыты лесами. На юго-западе находится Ладак (Малый Тибет). Значительная его часть покрыта небольшими горами и лесами.


Тибет (по http://perso.wanadoo.fr/tibetmap/tibet21.jpg , с изменениями).
1 – историческая граница;
2 – граница между 1914 и 1950 гг.;
3 – современная административная граница.
Курсивом обозначены современные провинции КНР.


Современное административно-территориальное деление Тибета.

Некоторые тибетские ученые считают, что их народ имеет индийские корни. По их мнению, некий царь или военачальник по имени Рупати участвовал в знаменитой войне Пандавов с Кауравами, описанной в индийском эпосе «Махабхарата». Он воевал на стороне Кауравов и после их поражения вместе с приверженцами бежал в Тибет. Другие предполагают, что тибетцы произошли от иранцев. Антропологические данные опровергают это. Тибетцы относятся к восточноазиатскому типу монголоидной расы вместе с монголами, японцами, корейцами, ханьцами и др. Дивергенция (разделение) тибетцев и ханьцев от общих предков, по некоторым данным, произошла очень давно, 5–6 тыс. лет назад. Некоторые исследователи полагают, что тибетцы имеют общую генетическую основу с монголами, хотя ясно, что существовали и другие сильные влияния. Возможно, в том числе индийские.

Об очень древней дивергенции (разделении) ханьцев и тибетцев свидетельствуют и уникальные приспособления последних к условиям высокогорья, где низкая концентрация кислорода у неприспособленных людей ведет к горной болезни. Эти адаптации дают тибетцам преимущества перед ханьцами в заселении высокогорья. У тибетцев более высокая насыщаемость крови кислородом, чем, например, у ханьцев, это закреплено генетически. Тибетцам позволяет избегать горной болезни также то, что у них более частое дыхание, более широкие артерии и капилляры, по которым кислород доставляется к органам. У них в выдыхаемом воздухе повышена концентрация окиси азота. Это связано с повышенным энзиматическим синтезом этого вещества в организме. Польза от этого в высокогорье - расширение легочных кровеносных сосудов, усиление кровотока в легких, уменьшение легочной гипертензии, усиление окисляемости гемоглобина. Все это способствует обогащению организма кислородом и улучшению функции легких.

Организм тибетцев лучше переносит высокогорье, чем организм акклиматизировавшихся там ханьцев. Так, в высокогорье Тибета частота аномалий ЭКГ выше у ханьских мигрантов (даже тех, кто мигрировал туда в молодом возрасте), чем у тибетцев. С увеличением высоты у ханьских мужчин сильнее повышается концентрация гемоглобина, чем у ханьских женщин, а у тибетцев этого нет.

Новорожденные ханьцы гораздо сильнее подвержены горной болезни, чем тибетцы. Соответственно, различается смертность. По респираторным характеристикам, связанным с высокогорьем, потомство мужчин-ханьцев от тибеток занимает промежуточное положение между чистыми ханьцами и тибетцами. Следовательно, оно лучше приспособлено к этим условиям, чем ханьцы, но хуже, чем тибетцы. Однако смешанные браки ханьцев и тибеток весьма редки.

Эти особенности - одна из причин того, что ханьцы не могут успешно колонизировать высокогорья Тибета, тогда как тибетские районы на низких высотах они успешно заселяют.


Озеро Ямдрок-цо (фото: С.Л. Кузьмин).

Все это не означает, что тибетцы с древних времен живут в полной изоляции. По археологическим данным, древними пришельцами в Тибет с северо-востока были цяны - народ тибето-бирманской группы. Другие возможные предки тибетцев - моны, а также племена индоевропейского происхождения. Определенное влияние могли оказывать также монголоидные племена, которые могли относиться и к цянам. Моны были ассимилированы как тибетцами, так и китайцами. Цяны известны, по крайней мере, со второго тысячелетия до н.э. как соседи древнекитайского государства Шан-Инь. Цяны поддерживали с иньцами торговые контакты, роднились, воевали и т.д. Цяны платили иньцам дань. Последние приносили цянов в жертву (наряду с другими), в Шан-Инь было много рабов-цянов. С другой стороны, знать обоих народов роднилась между собой, и один из знатных родов Древнего Китая - Цзян имел цянское происхождение.

Генетическая связь цянов с тибетцами не выяснена. Одни считают их предками тибетцев, другие - наоборот. Так или иначе, именно в то время в китайскую писаную историю стали входить сведения о первых контактах предков тибето-бирманских народов с предками китайцев. Предполагают, что цяны одомашнили яка около 5 тыс. лет назад, як был их тотемным животным, с ним связан ряд легенд и поверий.

В первые века нашей эры цяны попали под владычество сяньби - кочевых племен, вероятных предков монголов, в районе оз. Кукунор (совр. монг.: Хөх нуур - Синее озеро; тиб.: Цо Нгонпо; кит.: Цинхай ху). Это были одни из самых ранних контактов предков тибетцев и монголов, впоследствии образовавших общую цивилизацию.

Таким образом, в этническом отношении тибетцы и китайцы разделились очень давно. Каким бы ни было их изначальное родство, дальнейшее развитие их проходило в разных условиях, и культурная экология была разной. С тех пор Тибет и Китай развиваются как две разные цивилизации, и ни одна из них не стала частью другой.

 Tibetan Plateau, 2009, p.7.
 The Sino-Tibetan etymological dictionary...
 Шакабпа, 2003.
 Шакабпа, 2003.
 Кычанов, Мельниченко, 2005.
 Намкай Норбу, 2008, с. 16–20.
 Кычанов, Мельниченко, 2005.
 Намкай Норбу, 2008, с. 16–27, 104, 109–111.
 Намкай Норбу, 2008, с. 187–189.
 Кычанов, Мельниченко, 2005.
 Aldenderfer, 2003, р. 542–549.
 Кычанов, Мельниченко, 2005.
 Шакабпа, 2003.
 Gelek. A Brief Description...
 Jong L. DNA profiles...
 Beall, 2006, p.18–24.
 Biello, 2007.
 Beall et al., 2001, p. 411–412.
 Halperin et al., 1998, p.237–437.
 Wu et al., 2005, p.598–604.
 Niermeyer et al., 1995, p.1248–1252; Wiley, 2004.
 Gantenbein, 1993; Curran et al., 1997, p.2098–2104.
 Кычанов, Мельниченко, 2005.
 Smith, 1996.
 Wu K., Wu C., 2004.
 Бичурин, 1833, с. 74–123.
 Smith, 1996.