Первобытные племена мира их общая численность. Дикие и полудикие племена в современном мире (49 фото)

Политическая стабильность - устойчивое состояние общества, позволяющее эффективно функционировать и развиваться в условиях внешних и внутренних воздействий, сохраняя при этом свою структуру и способность контролировать процесс общественных перемен.

Термин “политическая стабильность” появился в английской и американской политологии, где он использовался для анализа изменений политической системы, поисков оптимальных механизмов ее функционирования.

Состояние политической стабильности нельзя понимать как нечто застывшее, неизменное, раз и навсегда данное. Стабильность рассматривается как результат постоянного процесса обновления, которое покоится на совокупности неустойчивых равновесий между системообразующими и системоизменяющими процессами внутри самой системы.

Политическая стабильность представляется как качественное состояние общественного развития, как определенный общественный порядок, в котором господствует система связей и отношений, сражающих общность и преемственность целей, ценностей и средств их реализации. Одновременно стабильность - это способность субъектов социально-экономической и политической жизни противостоять внутренним и внешним дезорганизующим систему действиям и нейтрализовать их. В таком понимании стабильность воспринимается как важнейший механизм жизнеобеспечения Развития общественной системы.

Главное в политической стабильности это обеспечение по-, проявляющегося в легитимности, определенности, эффективности деятельности властных структур, в постоянстве норм ценностей политической культуры, привычности типов поведения устойчивости политических отношений. Известно, что наибольших, успехов достигли те общества, которые традиционно ориентировались на ценности порядка. И напротив, абсолютизация в обществе ценности изменений приводила к тому, что разрешение проблем и конфликтов достигалось дорогой ценой. Для того чтобы развитие и упорядоченность сосуществовали, необходимы согласованность последовательность, поэтапность изменений и, одновременно, peaлистическая программа, способная соединить цели со средства ми - ресурсами и условиями.

Именно выбором целей политических изменений, соответствующих средствам, возможностям, представлениям людей, определяется упорядоченность (норма) развития. Преобразования, оторванные от своих реальных экономических, социальных, культурно-психологических предпосылок, какими бы желательными они ни казались их инициаторам (элите, правящей партии, оппозиции и др.) не могут восприниматься как “норма”, “порядок” большинством общества. Реакция на неподготовленные изменения, на неупорядоченное развитие оказывается в подавляющем большинстве разрушительной.

На степень политического порядка также влияет динамика социальных интересов разных уровней общности и способы обеспечения их взаимодействия. Важным здесь является не только учет специфики, автономности интересов, множественности ориентации деятельности, но и понимание их совместимости. В обществе должны существовать зоны согласования интересов и позиций, единые правила поведения, которые принимались бы всеми участниками политического процесса как порядок. Формирование политического порядка происходит на основе наличия у разных политических сил общих коренных интересов и необходимости сотрудничества в целях их защиты.

Что касается способов регуляции динамики социальных интересов общества, то они могут быть конфронтационными (конфликтными) и консенсусными. Первый тип исходит из возможности пре одоления или даже иногда и ликвидации определенной группы интересов. В этом случае единственной силой политической интеграции, достижения порядка считается насилие. Оно рассматривает как эффективной метод решения возникающих проблем. Консенсусный тип регуляции социальных отношений исходит из признания разных социальных интересов и необходимости их согласия по принципиальным проблемам развития. Основанием для того консенсуса выступают общие принципы, ценности, разделяемые всеми участниками политического действия. Самым опасным для политического порядка служит утрата доверия к политическим и нравственным ценностям и идеалам со стороны народа.

Политическая стабильность, политический порядок достигаются, как правило, двумя способами: либо диктатурой, либо широким развитием демократии. Стабильность, достигаемая путем насилия, подавления, репрессий исторически недолговечна, имеет иллюзорный характер, поскольку достигается “сверху” без участия народных масс и оппозиции. Иное дело стабильность на основе демократии, широкой социальной базе, развитом гражданском обществе.

Стабильность складывается из отношений населения к существующей политической власти, возможностей политического режима учитывать интересы различных групп и согласовывать их, положением и состоянием самой элиты, характером отношений внутри самого общества.

Различают абсолютную, статическую и динамическую политическую стабильность.

Абсолютная (полная) стабильность политических систем представляет собой абстракцию, не имеющую реальности. По всей вероятности такой стабильности не может быть даже у “мертвых” систем, лишенных внутренней динамики, поскольку она предполагает не только полную неподвижность самой политической системы и ее элементов, но и изоляцию от любых воздействий извне. Если абсолютная стабильность и возможна при высоком уровне благосостояния, огромной силе традиций, нивелировке неравенства, Меткой системе власти, то ее дестабилизация под влиянием как Внешних факторов, так и нарастания внутренних кризисных явлений будет лишь делом времени.

Статическая стабильность характеризуется созданием и сохранением неподвижности, постоянства социально-экономических и политических структур, связей, отношений. Она покоится на представлениях о незыблемости общественных устоев, замедленном темпе развития, необходимости сохранения консервативных в господствующей идеологии, создания адекватных стереотипов политического сознания и поведения. Однако жизнеспособность политической системы подобной степени стабильности крайне ограничена. Данное состояние может быть результат жесткой сопротивляемости как внешним, так и внутренним изменениям (системы закрытого типа). Иногда политические систем статической стабильности пытаются усовершенствовать свое с стояние путем, допустим, проведения “активной” внешней (милитаризацией, экспансией, агрессией и др.) и внутренней политики. Но, как правило, если эти попытки модернизации не совпадают по времени, не учитывают объективный прогрессивный ход развития не опираются на широкую социальную базу интересов, не учитывают геополитические возможности и реакцию мировой общественности, то происходит разрушение политической системы и трансформация “закрытого” общества в более подвижное социальное образование, способное адаптироваться к меняющимся условиям.

Современное состояние общественной среды характеризуется новым динамическим уровнем политической стабильности. Он выработан “открытыми” обществами, познавшими механизм обновления, рассматривающими социально-экономические и политические изменения в пределах сложившейся общественно-политической среды как стабилизирующий фактор. Они способны воспринимать и ассимилировать внутренние и внешние трансформирующие их импульсы, органично включать в демократический процесс механизмы не только предотвращения, но и использования конфликтов для поддержания устойчивости политической системы.

Динамические системы имеют необходимую степень устойчивости, стабильности, обеспечивающую их самосохранение и в тоже время не являющуюся непреодолимым препятствием для изменений. Они возможны лишь в условиях демократии. В этих условия) состояние стабильности всегда относительно, существует режим постоянной самокорректировки политической системы. Обобщив огромный фактический материал, С. Липсет сделал вывод, что эко комическое развитие и конкурентный характер политической сие темы совместимы.

В обществе со множеством проблем экономического, социального и политического развития демократия осложняет решения проблем политической стабильности. В условиях экономически неравенства, отсутствия гражданского общества, острых конфликтов, многочисленности маргинальных слоев демократия может оказаться весьма рискованной формой развития. Иные возможности имеет демократический тип развития в либеральных, плюралистических системах.

Одной из главных предпосылок политической стабильности можно считать экономическую стабильность, рост благосостояния. Тесная взаимосвязь между экономической эффективностью и политической стабильностью очевидна: социально-экономический фактор влияет на место и распределение политической власти в обществе и обусловливает политический порядок. Известно, что экономические кризисы, спад производства, ухудшение уровня жизни на селения часто приводили политическую систему к разрушению. Опыт изменений в России и странах Восточной Европы показал, что прочность диктаторских режимов в конечном счете зависела от успеха их экономической системы. Экономическая слабость, неэффективность неизбежно влечет политический крах. Важны также достаточно высокие темпы экономического роста, отсутствие резко выраженных диспропорций в распределении доходов.

Условием стабильности является наличие в обществе баланса (консенсуса) интересов различных групп, что показывает объективность существования сферы потенциального согласия политической нации. Политическая нация - это сообщество, живущее в едином политико-правовом пространстве, законы и нормы которого признаются универсальными, невзирая на классовые, этнические, конфессиональные и др. различия. Политическая нация продукт политической системы как специфического типа общественного производства.

Баланс интересов обеспечивает легитимность и эффективность политической системы, необходимую степень одобрения и принятия демократических правил и норм политического поведения. Но не только готовность граждан отстаивать различные цели и самым способствовать процессу адаптации политической системы к новым ситуациям и изменениям, но и наличие социального доверия, толерантности (терпимости), политической сознательности сотрудничества, уважительного отношения к закону и лояльности политическим институтам.

В основе политической стабильности лежит жесткое разделение властей, наличие сдержек и противовесов в функционировании различных ветвей власти. Большой поток “фильтров” - групп интересов, групп давления, партий, парламентских комиссий и комитетов может свести количественные и качественные перегру3к политической системы к минимуму. Сокращение социального пространства для прямых, непосредственных форм давления (участия на деятельность исполнительной власти, мноступенчатость, артикуляция и агрегирование интересов способны поддержать политический порядок, политическую стабильность.

Главными субъектами внутриполитической стабильности выступают государство и политические ячейки общества. Причем, в зависимости от проявляемой ими активности, они могут выступать и в роли объектов политического процесса. Различают два типа внутриполитической стабильности: автономную и мобилизационную,

Мобилизационная стабильность возникает в общественных структурах, где развитие инициируется “сверху”, само же общество как бы мобилизуется для реализации цели на определенный срок. Она может формироваться и функционировать как следствие кризисов, конфликтов, всеобщего гражданского подъема или путем от крытого насилия, принуждения. В системах такого типа главенствующим может выступать интерес государства, правящей партии, авторитарного харизматического лидера, берущих на себя ответственность выражать интересы общества и способных в этот отрезок времени обеспечить прорыв общества. Основными ресурсами жизнеспособности мобилизационной политической стабильности могут служить физический и духовный потенциал лидера; военное состояние и боеспособность режима; положение дел в экономике; уровень социальной напряженности в обществе, способный отделить носителя власти от народа; наличие политической коалиции на антиправительственной основе; настроение в армии и другие социальные факторы, способствующие нарастанию кризисных явлений) в политической системе. Правящая элита мобилизационных систем не ощущает потребности в изменении до тех пор, пока статус позволяет ей сохранять социальные позиции. Система мобилизационной стабильности обладает легитимностью всеобщего поры6 либо открытого принуждения. Исторически данный тип политической стабильности недолговечен.

Автономный тип стабильности, т.е. не зависимый от желания и воли каких-либо конкретных социальных и политических субъектов, возникает в обществе, когда развитие начинается “снизу” все ми структурами гражданского общества. Это развитие никто не стимулирует специально, оно существует в каждой подсистеме общества. Возникает единство власти и общества, необходимое для “поведения глубоких социально-экономических и политических пре образований и обеспечивающее стабилизацию правящего режима. Автономная, или открытая, система выполняет возложенные на нее функции главным образом за счет легитимации власти, т.е. добро вольной передачи ряда управленческих функций высшим эшелонам власти. А это масштабно возможно только в условиях постепенного укрепления позиций демократического режима. При данном типе стабильности социальные контрасты и противоречия (религиозные, территориальные, этнические и др.) сведены до минимума, социальные конфликты здесь легализованы и разрешаются цивилизацией иными способами, в рамках существующей системы, культивируется убеждение в благополучное™ страны по сравнению с другими, поддерживается динамика роста благосостояния.

Важным фактором автономной стабильности является гетерогенность населения по статусу, занятости, доходам. Политическая система открыта, существует возможность балансирования между ростом экстракционной, регулирующей функцией и реагированием на отношения общества к государственной политике. Политическая система, не претендуя на роль главного субъекта общественных изменений, призвана поддерживать существующие экономические отношения. Демократия в автономных системах становится устойчивой традицией и общецивилизационной ценностью.

Недовольство масс политикой правящей элиты порождает системный кризис, дестабилизирует общество в целом и его подсистемы. Именно противоречие между властью и обществом является Равной причиной нестабильности общества.

К факторам нестабильности можно отнести борьбу за власть между конкурирующими группировками правящей элиты, создание угрозы целостности и самому существованию государства, персонификация власти, преобладание в государственной политике корпоративных интересов господствующих элит, наличие межэтнических и региональных противоречий, сложности обеспечения преемственственности политической власти, внешнеполитический авантюризм, доктринерство в политике и др.

Нестабильность может проявляться в таких формах как изменение политического режима, смена правительства, вооруженная борьба с правящим режимом, активизация оппозиционных си и др. Смена правительства и мирные формы активизации оппозиции ведут к смене политических лидеров, изменению соотношения сил внутри политической элиты, но в целом политический режим может оставаться стабильным, как и политические идеи, структуры и способы осуществления политики. Отчетливо выраженная политическая нестабильность связана с возникновением непосредствен ной угрозы политическому режиму, когда провалы его политики сочетаются с дезинтеграцией государственной власти и упадком легитимности режима, а оппозиция получает возможность свергнуть существующее правительство.

Таким образом, проблема стабильности в динамических системах может рассматриваться как проблема оптимального соотношения преемственности и модификации, обусловленной внутренними и внешними стимулами.

Среди методов, используемых политической элитой для обеспечения политической стабильности, политического порядка, наиболее распространены следующие: социально-политическое маневрирование, содержанием которого является ослабление противодействия “ущемленной” части общества (спектр способов маневрирования достаточно широк - от сепаратных сделок, временных политических блоков до провозглашения популистских лозунгов, способных отвлечь общественное внимание); политическое манипулирование - массированное воздействие СМИ в целях формирования общественного мнения нужной направленности; введена оппозиционных сил в политическую систему и постепенная их адаптация и интеграция; применение силы и некоторые другие методы.

Проблема политической стабильности предполагает анализ понятия “политический риск”.

В зарубежной практике риск чаще всего трактуется как вероятность непредвиденных последствий в реализации принимаемых решений. Соответственно говорят об уровне или степени риска. Оценка степени политического риска на основе анализа возможных сценариев развития событий позволяет выбрать оптимальное решение, снижающее вероятность нежелательных политических событий.

В рамках общего странового риска различают некоммерческий, и политический, и коммерческий риски.

Термин “политический риск” имеет много значений - от прогнозирования политической стабильности до оценки всех некоммерческих рисков, связанных с деятельностью в различных социально-политических средах.

Классификация политического риска проводится на основе разделения событий, вызванных либо действиями правительственных структур в ходе проведения определенной государственной политики, либо силами, находящимися вне контроля правительства. В соответствии с этим принципом американский исследователь Ч. Кеннеди предложил деление политического риска на экстралегальный и легально-правительственный (табл. 12).

Экстралегальный риск означает любое событие, источник которого находится вне существующих легитимных структур страны терроризм, саботаж, военный переворот, революция.

Легально-правительственный риск является прямым следствием текущего политического процесса и включает такие события как демократические выборы, приводящие к новому правительству и изменениям в законодательстве, касающимся той его части, где речь идет о торговле, труде, совместных предприятиях, денежной политике.

При определении “индекса политического риска” обращается внимание на следующие факторы:

Степень этнических и религиозных различий,

Социальное неравенство в распределении дохода,

Степень политического плюрализма,

Влияние левых радикалов,

Роль принуждения при удержании власти,

Масштаб антиконституционных действий,

Нарушения правового порядка (демонстрации, забастовки и т.п.)

В классификации, предложенной американскими учеными Дж. де ла Торре и Д. Некаром, выделяются внутренние и внешние источники политических и экономических факторов риска (табл. 13).

Анализ внутренних экономических факторов позволяет составить общую характеристику экономического развития страны и выделить наиболее уязвимые области. Внешние экономические факторы определяют степень влияния внешних ограничений на внутреннюю экономическую политику: высокая степень зависимости значительный размер внешней задолженности усиливают риск вмешательства в инвестиционную деятельность. Проблема заключается в том, что оценки внутренних социально-политических факторе в значительной мере субъективны. При определенных условия внешняя политическая обстановка может сыграть роль катализатора политической нестабильности в стране.

Следует отметить, что анализ политического риска в России имеет некоторую специфику.

Во-первых, политические традиции, несовершенство демократических институтов и переломный момент исторического развития обусловили значительную роль личностного фактора, которому не обходимо уделять дополнительное внимание при оценке политиче1 кого риска.

Во-вторых, существенным фактором неопределенности является наличие множества разнотипных политико-территориальных образований, обладающих различным экономическим потенциалом, разнородных по национальному составу и опирающихся на разные исторические, политические, культурные и религиозные традиции, региональные конфликты оказывают как прямое действие на общую политическую обстановку, так и косвенное влияние на ситуацию в других регионах, поскольку решение региональных проблем требует дополнительных субсидий, что ведет к росту дефицита федерального бюджета, изменениям в налоговом законодательстве, сокращению расходов (а следовательно, к возрастанию социальной напряженности), увеличению размера государственного долга, колебаниям процентных ставок и валютного курса, т.е. к ухудшению политического и инвестиционного климата в стране.

В 90-е гг. политический фактор по силе своего воздействия на ход событий в России превзошел все иные. В целом риск, вызываемый текущими процессами, крайне высок и может быть охарактеризован как риск переходного периода: любые события в политической жизни могут иметь последствия гораздо более разрушительные, чем в стабильно развивающейся стране

Политические пристрастия народа - стабильность.

Политические пристрастия власти - контроль над народом для обеспечения стабильности.

Владимир Борисов

В результате освоения данной темы студент должен: знать:

  • понятие политической стабильности;
  • основные подходы к изучению политической стабильности;
  • особенности политической стабильности в Российской Федерации; уметь :
  • анализировать и прогнозировать политическую стабильность в современном мире;

владеть:

Навыками определения степени стабильности политической системы

Понятие политической стабильности

Политическая стабильность является основным механизмом государственного управления, выдвигающим на первый план основную проблему научного анализа и прогнозирования политической ситуации, где входят в силу государственные решения, в некоторой степени далекие от политики.

Политическая стабильность представляется как качественное состояние общественного развития, как определенный общественный порядок, в котором господствует система связей и отношений, отражающих общность и преемственность целей, ценностей и средств их реализации. Одновременно стабильность - это способность субъектов социально- экономической и политической жизни противостоять внутренним и внешним дезорганизующим систему действиям и нейтрализовать их. В таком понимании стабильность воспринимается как важнейший механизм жизнеобеспечения развития общественной системы.

Термин “стабильность” (от лат. stabilis - устойчивый, постоянный) означает упрочение, приведение в постоянное устойчивое состояние или поддержание этого состояния. В общетеоретическом плане близкими к понятию “стабильность” выступают такие категории, как “неизменность” и “устойчивость” . Так, неизменность подразумевает процесс, в котором в пределах определенных временных и пространственных интервалов состояние рассматриваемых объектов остается одним и тем же.

Устойчивость характеризуется через возможность действующих акторов удерживать изменения в заданных границах, в определенных параметрах, а также свидетельствует о способности системы восстанавливать нарушенное равновесие. Устойчивость сама по себе не содержит указания на то или иное качество процесса или состояния: устойчивым может быть и разрушительный процесс, и созидательный. Она также не означает обязательно неизменность, хотя и может включать ее как частный случай. Как правило, устойчивость подразумевает постоянство и предсказуемость изменений, что сближает данную категорию с понятием “стабильность”. Но отождествлять устойчивость со стабильностью было бы неверным.

Понятие “политическая устойчивость” в политологической и социальной литературе представлено множеством определений, определенным образом связанных с понятием политической стабильности.

Можно выделить три основных подхода к пониманию устойчивости и стабильности. В первом случае они применяются в качестве характеристик разных состояний политии - статического и динамического соответственно. Политическая стабильность определяется как “система связей между различными политическими субъектами, для которой характерны определенная целостность и способность эффективно реализовывать возложенные на нее функции” , причем реализовывать их “длительное время без резких изменений” . В социальном контексте стабильность представляется сочетанием прогресса и социальной солидарности , баланса сил основных политических факторов . Иными словами, стабильность есть состояние развития при общественном консенсусе по отношению к тому, по каким правилам развитие проходит. Определение устойчивости в основном дается с позиций системного анализа, характеризуя “способность системы восстанавливать нарушенное равновесие” в рамках “стратегических, исторических ее измерений” .

Второй массив работ не содержит вышеуказанного разграничения; либо одно из понятий не употребляется вовсе, либо употребляются оба, но в качестве синонимов . Так, знаменитая работа С. Хантингтона “Политический порядок в меняющихся обществах” представляет собой пример совмещения понятий стабильности (основное, наиболее часто употребляемое понятие) и устойчивости (иногда заменяющей его).

В третьей группе работ понятия устойчивости и стабильности противопоставляются друг другу : устойчивость понимается как негативное качество, “окостенелость”, “сопротивляемость” , “причина внутриполитической нестабильности” , препятствующая реформированию общества.

Заметим, что общей чертой трех подходов является системный контекст понимания устойчивости и стабильности, что, являясь оправданным и во многим случаях полезным . Учитывая то, что устойчивость понимается и воспринимается по-разному, мы будем использовать только понятие стабильности как состояния общества, характеризующееся способностью к модернизации без серьезных социальных потрясений.

Раскрывают академично сущность понятия “политическая стабильность” авторы учебника “Общая и прикладная политология” В. И. Жуков, Б. И. Краснов, которые замечают, что “политическая стабильность - устойчивое состояние политической системы, позволяющее ей эффективно функционировать и развиваться под влиянием внешней окружающей среды и внутренних факторов, сохраняя свою структуру и способности контролировать процессы общественных перемен” .

В современной политической науке не существует единой точки зрения на понятие политической стабильности.

Как отмечают современные российские ученые, в их числе Л. Н. Алисова и 3. Т. Голенкова, категорию “стабильность” правомерно применять для характеристики достаточно сложных систем, которые сохраняют свою идентификацию и функционируют в условиях относительной нестабильности” . Хотелось бы подчеркнуть, что понятие стабильности применимо для характеристики лишь тех процессов и явлений, которым присущи изменения, причинно- следственные закономерности как линейного так и вероятностного свойства .

Российский ученый А. С. Макарычев замечает, что “стабильность, хотя это и “многомерное” явление, должна описываться в “компаративных категориях”, т. е. предполагать сравнение состояниями политического режима или системы, в котором она функционировала раньше” .

При этом российский политолог А. С. Макарычев выделяет ряд подходов к определению “стабильности”, которые приняты как западной так российской политологической наукой.

  • Стабильность - отсутствие в обществе реальной угрозы нелегитимного насилия или наличие у государства возможностей, позволяющих в кризисной ситуации справиться с ним.
  • Определяющим фактором стабильности может считаться наличие и поддержание в стране конституционного порядка.
  • Политическая стабильность часто рассматривается как следствие легитимности власти.
  • Стабильность трактуется как отсутствие структурных изменений в политической системе или как наличие способности управлять ими.
  • Стабильность интерпретируется как модель поведения и общественный атрибут.

Понятие “стабильность” в концептуальном поле политической науки имеет различные определения. Ряд исследователей понимают “политическую стабильность” как определенное состояние.

Так, определение “политической стабильности” отечественного политолога Ю. В. Ирхина звучит следующим образом: это “состояние политической жизни общества, проявляющееся в устойчивом функционировании всех имеющихся в обществе политических институтов, в соблюдении юридических, политических и моральных норм, а также важнейших социальных традиций, сложившихся в нем, в мирном разрешении конфликтных ситуаций, что в целом позволяет данной общественной системе эффективно функционировать и развиваться, сохраняя свою структуру и качественную определенность .

На сегодняшний день наиболее актуальным является определение, предложенное профессором М. А. Василиком:

“Политическая стабильность - устойчивое состояние общества, позволяющее ему эффективно функционировать и развиваться в условиях внешних и внутренних воздействий, сохраняя при этом свою структуру и способность контролировать процесс общественных перемен. [...] Состояние политической стабильности нельзя понимать как нечто застывшее, неизменное, раз и навсегда данное. Политическая стабильность представляется как качественное состояние общественного развития, как определенный общественный порядок, в котором господствует система связей и отношений, отражающих общность и преемственность целей, ценностей и средств их реализации. Одновременно стабильность - это способность субъектов социально-экономической и политической жизни противостоять внутренним и внешним дезорганизующим систему воздействиям и нейтрализовать их. В таком понимании стабильность воспринимается как важнейший механизм жизнеобеспечения и развития общественной системы” .

Хотелось бы остановиться на основных условиях политической стабильности:

  • 1. Стабильный экономический рост, сопровождаемый увеличением средних слоев населения (“среднего класса”) и соответствующими изменениями в политической культуре.
  • 2. Высокий уровень политической культуры, наличие признаваемых большинством демократических ценностей, позволяющее согласовывать противостоящие и противоборствующие интересы, цели, позиции.
  • 3. Наличие демократических традиций, толерантности (терпимости) в обществе, уважительного отношения к закону и лояльного - к политическим институтам. Соблюдение определенных “правил” участниками политического процесса, основанное как на взаимодоговоренности, так и на страхе перед эффективными санкциями со стороны “партнера” за нарушение таковых.
  • 4. Обеспечение максимально свободного доступа к политическим институтам нетрадиционных социальных групп (ранее не участвовавших в политической жизни). Подобное обеспечение позволяет сохранять лояльность масс по отношению к политической системе.
  • 5. Создание возможностей для реализации интересов большинства социальных групп в экономической сфере. Отсутствие такой возможности порождает стремление “надавить”, “нажать” на государственные органы с целью получения дополнительных материальных преимуществ, улучшения материального положения. Возникает “цепная реакция”: группы втягиваются в своеобразное соревнование по “выколачиванию” материальных благ, а поскольку органы власти не могут обеспечить всех в одинаковой мере, открывается поле конфликтов, конфронтации и социальной напряженности.
  • 6. Признание военными гражданской власти или по крайней мере нейтральное отношение к ней. Политическая стабильность - предмет заботы правящих политических сил, политического руководства.

Современное российское общество переживает кризисный этап своего развития, который характеризуется таким состоянием социальной системы, когда все ее связи и процессы определяются областью критических значений, т. е. она является нестабильной. Подобное положение связано с социально-экономическими преобразованиями, проводимыми в стране. Политическая нестабильность и отсутствие концептуальных стратегий в области развития внешних связей, национальных интересов, региональной политики России, недостаток выверенных социально-экономических программ приводят к неопределенности в сфере обеспечения безопасности российского общества.

Нельзя не отметить, что многие исследователи считают нестабильность базовым состоянием развивающихся систем. Так, например, российский ученый В.С. Егоров представляет “...неравновесность и неустойчивость как основные общие состояния системы, ...а...равновесность и детерминизм как частный случай неравновесности и индетерминизма...” . По его мнению, исходным состоянием для социальной системы является “...неравновесность и неустойчивость, нелинейность развития...”, а общество рассматривается им как “...открытая система, для которой характерна неравновесность, нестабильность, нелинейность развития и его необратимость...” .

Наиболее детально проблема нестабильности исследована С. П. Курдюмовым и И. Пригожиным. Они совершенно справедливо определяют нестабильность как неспособность социальной системы управлять изменениями, справляться с ними. Нестабильность общества характеризуется отсутствием устойчивости и невозможностью развиваться в соответствии с изменяющимися условиями .

В связи с вышесказанным хотелось бы подчеркнуть, что наряду с понятием “политическая стабильность” существует понятие “политическая нестабильность”.

Политическая нестабильность - это нарастание социально-политической напряженности в обществе, неспособность достигнуть на основе компромиса интересов разных политически значимых социальных групп национального согласия по вопросам выбора пути дальнейшего развития и, в частности, по реформированию экономики и политической системы.

Признаками нестабильности являются:

  • неспособность политической системы функционировать и сохраняться длительное время без резких изменений;
  • неспособность системы сочетать разные интересы, прививать навыки к сотрудничеству и согласию, координировать групповую и корпоративную политическую деятельность;
  • возрастание уровня политического насилия и протестных настроений в обществе, а также вероятность смены режима или руководящих органов государства.

Показателем дестабилизации являются такие результаты функционирования политической системы, которые не ожидались и неприемлемы. Как отмечает российский политолог В. В. Локосов , любая социальная система имеет по каждому жизненно важному параметру свою энтропийную границу, переход за которую означает гибель рассматриваемой системы как единого целого.

Фактором нестабильности может также являться и отсутствие развитой политической культуры, способствующей цивилизованному участию в политической жизни страны.

Отечественный политолог О. Ф. Шабров полагает, что неэффективная власть не может в течение длительного времени оставаться легитимной, а следовательно стабильной.

В заключение хотелось бы отметить, что нестабильность обратно пропорциональна уровню легитимности режима, развитости политических институтов, повышению социально- экономической мобильности, темпам экономического развития, совершенствованию сети политических коммуникаций, консенсусу внутри элиты и прочим аналогичным факторам. Сегодня политическая нестабильность является признаком большинства политических систем в связи с мировым экономическим кризисом и крушением политических режимов на Востоке.

  • Алисова Л. Н., Голенкова 3. Т. Политическая социология. - М.:Мысль, 2000. - URL: http://society.polbu.ru/alisovajpolitsociology/ch38 all.html
  • Политология: энциклопедический словарь / Общ. ред. и сост.Ю. И. Аверьянов. - М.: Изд-во Московск. коммерч. ун-та, 1993. - С. 281.
  • http: //slovari.yandex.ru/diet/gl_social/article /14013/140l_3349.htm
  • Social stability. A Dictionary of Sociology / John Scott and GordonMarshall. - Oxford University Press, 2009. Oxford Reference Online.
  • Шаповаленко M. В. Нестабильная стабильность транзитныхобществ. - URL: pravoznavec.com.ua/books/320/24642/18/

Фонд «Петербургская политика» опубликовал очередной, уже третий по счёту рейтинг социально-политической устойчивости регионов России. Согласно данным этой авторитетной политконсалтинговой фирмы, тесно взаимодействующей с Кремлём, в подавляющем большинстве регионов уровень социально-политической нестабильности с каждым месяцем возрастает.

Для начала стоит отметить, почему мы взяли за основу исследования фонда «Петербургская политика» и отнеслись к ним как к заслуживающим большого интереса. Достаточно сказать, что глава этого фонда Михаил Виноградов одновременно является советником ЦИК «Единой России» (ЕР), а до недавнего времени возглавлял Центр политической конъюнктуры России, тесно взаимодействующий с администрацией президента РФ и той же ЕР. Именно по их заказу, судя по нашей информации, и подсчитываются вышеупомянутые рейтинги. Нужно же власти знать, где, в каком регионе, у неё особенно непрочная ситуация и надо срочно латать дыры своей «популярности», а где ещё пока можно погодить…

Самая критическая ситуация – на Северном Кавказе

На первый взгляд самая критическая для власти ситуация на Северном Кавказе. Именно там находятся четыре из пяти аутсайдеров списка – Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия. Социально-политическую устойчивость Дагестана, замыкающего рейтинг, эксперты оценили всего лишь в 2,4 балла по 10-балльной шкале. Только в ноябре там были убиты два имама сельских мечетей, глава администрации селения Карамахи, сотрудник ФСБ и начальник экспертно-криминалистического отдела Махачкалы. В посёлке Семендер был введён режим контртеррористической операции (КТО). При этом правоохранительные органы не могут или не хотят предотвратить продолжающиеся похищения людей, а вместо этого устраивают выборочные репрессии против мирных граждан. В ответ на полицейский произвол разгневанный народ выходил на митинг в Махачкале и перекрывал трассу Унцукуль – Буйнакск. Антипатии к республиканской власти добавили и её отказ помочь пострадавшим от наводнения жителям Дербента, и авария энергоснабжения в Ногайском районе…

Вторая с конца в списке – Ингушетия с 3,2 балла. Главным негативным фактором здесь является обострение конфликта между главой республики Юнус-Беком Евкуровым и президентом Чечни Рамзаном Кадыровым, считающимся самым авторитетным для Кремля из северо-кавказских лидеров. Поводом для конфликта стало разрешение Евкурова хоронить убитых боевиков по мусульманским обычаям, в то время как Кадыров настаивает на запрете для них этого ритуала. В итоге Кадыров обвинил соседа в заигрывании с боевиками. По словам Виноградова, «идёт большая информационная война с участием Ингушетии и Чечни – федералы от ставки на Евкурова не отказались, но лоббистский потенциал Чечни тоже немаленький, и это порождает такую турбулентность, которая потенциально может проявиться в чём угодно».

Напряжённая ситуация и в Кабардино-Балкарии, где был убит известный телеведущий Казбек Геккиев, взорвана машина с замминистра транспорта Владиславом Дядченко и введён режим КТО на территории Тырныауза. Свои большие проблемы и в Карачаево-Черкесии, входящей в число регионов-аутсайдеров по качеству жизни. Однако, как ни парадоксально, именно Северо-Кавказский федеральный округ – единственный (!) в стране, где последний, декабрьский, показатель стабильности соответствует первому, октябрьскому, показателю. Во всех прочих семи федеральных округах – налицо резкое падение этого коэффициента. А это значит – резкий рост социальной напряжённости.

По теме

Эксперты Всемирного банка считают, что внутрирегиональное неравенство в России выше межрегионального. Вместе с этим экономическое неравенство между богатейшими и беднейшими российскими регионами сокращается неудовлетворительно медленно.

Начнём с ближайшего к Северному Кавказу федерального округа – Южного. Там самое разительное падение рейтинга стабильности произошло в доселе спокойной Калмыкии. По мнению экспертов фонда, она теперь занимает 4-е место из 82 субъектов РФ по социально-политической напряжённости. Причиной тому стали вхождение в пятёрку регионов-аутсайдеров по качеству жизни и скандал, связанный с применением насилия в местной исправительной колонии «Салын» и отказом прокуратуры Калмыкии реагировать на жалобы заключённых. В маленькой республике информация об этом стала достоянием многих жителей и, мягко говоря, не добавила им симпатии к власти.

Вообще, самая сильная отрицательная социально-политическая динамика наблюдается, по мнению экспертов фонда, именно там, где прежде царило спокойное настроение. Ведь в тех регионах – например, во многих областях Центрального федерального округа, – где народ и прежде выходил на протестные митинги, ситуация просто не изменилась. Но теперь к ним добавляются и прочие регионы. Ситуация в стране выравнивается – увы, в плохую для власти сторону. Так, в доселе благополучной Амурской области зафиксировано падение рейтинга с 9 до 8 – после того как в Благовещенске прошла пока ещё предупредительная забастовка работников кондитерской фабрики «Зея» с требованием повышения зарплаты. В итоге именно в Дальневосточном федеральном округе налицо самое резкое падение среднего рейтинга стабильности: с 7,71 до 7,27.

А самое большое из всех субъектов РФ падение рейтинга – с 7,5 до 6,0 – наблюдается в Челябинской области. Среди самых последних бед её жителей – авария на теплотрассе в Златоусте, прорыв магистрального трубопровода в Кыштымском районе, оставивший без тепла 14 тыс. человек, прекращение с начала 2013 года курсирования 44 из 105 пригородных поездов... Именно в этой области находится печально известная Копейская исправительная колония, где доведённые до отчаяния бесконечными избиениями и поборами заключённые решились на бунт. Кроме того, даже по официальным данным, программа по модернизации здравоохранения в регионе была выполнена в ноябре лишь на 71%, а по развитию детской медицины – лишь на 49%. В общем, неудивительно, что на последних выборах главы Баландинского сельского поселения кандидат от ЕР потерпел поражение.

На Кондопожском ЦБК отправили в бессрочный отпуск 40% персонала

Потерпели поражение на местных выборах кандидаты ЕР и в Вологодской, Оренбургской, Свердловской областях, а также в Ставропольском крае. А в Курганской области член ЕР, спикер облдумы Владимир Казаков даже был исключён из фракции ЕР за то, что, дескать, утратил с ней связь, слишком активно работая с фракциями оппозиции. Видимо, чересчур уж пахнет жареным в этом регионе от партии власти...

Впрочем, аналогичная ситуация во многих регионах. Остановимся лишь на явных аутсайдерах нашего рейтинга социально-политической стабильности в прочих федеральных округах. В Северо-Западном федеральном округе это Карелия (5,6) и Архангельск (5,9). В Карелии среди многих негативных факторов можно выделить распоряжение руководства Кондопожского целлюлозно-бумажного комбината о бессрочном отпуске без содержания для 2,4 тыс. работников – около 40% персонала – в связи со сложной финансовой ситуацией на предприятии. Разборки собственников на ЦБК череваты проблемами с поставкой газетной бумаги по всей России.

А в Архангельской области налицо критическая ситуация на лесозаводах № 2 и № 3, на которые приходится треть всей задолженности по заработной плате в регионе, возбуждение уголовного дела в отношении главы Плесецка Игоря Огольцова за превышение должностных полномочий и расследование крупного мошенничества при поставке дизельного топлива для нужд платформы «Приразломная»…

Немало таких критических регионов и в Центральной России. Губернатор Брянской области (6) Николай Денин «отличился» инициативой о доплатах к пенсиям из областного бюджета… руководителям брянских предприятий. Это в то время, когда масса незащищённых категорий граждан области просто-таки нуждается в деньгах, а им отказывают – мол, бюджет не резиновый. Зато отблагодарить тех, кто поддержал Денина на выборах, конечно, дело святое для губернатора.

В Тверской области (5,9) среди новых проблем – режим чрезвычайной ситуации в Твери из-за снегопада, парализовавшего городское движение, прорыв магистрального газопровода Ухта – Торжок, авария на теплотрассе в Твери и отключение электричества в центре города, бесконечные пробки на федеральной трассе М10… По последнему поводу депутат Госдумы от КПРФ Вадим Соловьёв обратился в прокуратуру и администрацию президента, обвинив команду губернатора Андрея Шевелёва в бездействии. Во Владимирской области (4,9) из-за прорыва магистральной теплосети без тепла остались 19 жилых домов областного центра.

Жители Орловской области (5,4) пожаловались президенту на губернатора Александра Козлова в связи со строительством высотного здания в заповедном районе «Дворянское гнездо», обвиняя власти в стремлении «превратить родину Тургенева и Лескова в сплошной спальный район». А первый вице-губернатор Борис Коновалов из-за затяжных имущественных и земельных конфликтов, в частности вокруг теплосетевого хозяйства Орла, даже подал в отставку.

В общем, как констатирует автор исследования Виноградов: «Сейчас мы видим большое количество социальных эксцессов. Средний балл ухудшается. Есть целый ряд признаков неблагополучия, которые в случае их игнорирования могут проявиться и в доселе спокойных, устойчивых регионах».

Напомним, что рейтинг Фонда публикуется с осени 2012 года на ежемесячной основе. В его рамках эксперты оценивают уровень социально-политической устойчивости во всех субъектах Российской Федерации по 10-балльной шкале, где 10 – максимальная оценка, 1 – минимальная. Оценка сопровождается публикацией наиболее заметных событий месяца, которые могли оказать положительное или отрицательное воздействие на уровень устойчивости или имели резонансный характер. При этом регионы разделены на 4 категории по степени социально-политической устойчивости и отсортированы в рамках своей категории по динамике рейтинга за последний месяц.

Как же складывалась социально-политическая обстановка в апреле? В последнем документе констатируется, что апрель «прошел в российских регионах без серьезных эксцессов». Исключение составили инциденты, напрямую не связанные с социально-политической ситуацией (громкое убийство в Белгороде, пожар в психоневрологической больнице в Подмосковье, резонанс в Дагестане в связи с терактом в Бостоне).

Эксперты фонда основные политические интриги связывают «с активизацией правоохранительных органов, развивающейся по трем основным направлениям»: «антикоррупционная» кампания («в рамках которой возбуждались уголовные дела в отношении чиновников местных администраций»); атака на представителей политической элиты, тесно связанных с оппозиционными партиями (арест депутата Архангельского областного собрания депутатов Алексея Пеункова - «Справедливая Россия», задержание мэра Бердска Ильи Потапова - КПРФ); масштабные проверки неправительственных организаций с целью принуждения их «к принятию на себя статуса «иностранного агента»). «Далеко не все претензии выглядят обоснованными, что говорит о пристрастности правоохранителей, и это влияет на климат в регионах», - объяснил глава Фонда Михаил Виноградов.

Следующей группой проблем для элит регионов стала «неустойчивость как на федеральном уровне, так и при выработке критериев оценки эффективности работы губернаторов». Неопределенность дальнейшей судьбы правительства Дмитрия Медведева создавала «естественные трудности при коммуникации региональных лидеров с федеральными чиновниками». Общение федеральных и региональных чиновников осложнилось противоречиями между «одобренными правительством предложениями Министерства регионального развития по оценке работы глав регионов» и «политическими оценками работы глав губернаторов, которые дают президентские структуры».

Как мы и предсказывали ранее, специалисты Фонда отмечают, что «запущенный в регионах процесс отмены прямых выборов глав пока, как и ожидалось, не выходит за рамки Северного Кавказа», при этом «проекты же распространения отмены выборов на регионы за пределами Кавказа… вряд ли получат федеральную поддержку в ближайшие месяцы». Заявление же «Рамзана Кадырова, высказавшегося в пользу прямых выборов в Чечне» расценивается «как попытка главы республики повысить свой статус среди других северокавказских лидеров».

Топ-10 событиями апреля 2013 года в региональной политике, по мнению Фонда, стали следующие: назначение Вячеслава Шпорта врио губернатора Хабаровского края; отмена прямых выборов глав Дагестана и Ингушетии; одобрение правительством РФ доклада Минрегионразвития с рейтингом субъектов Российской Федерации; проверки НКО в регионах; инициативы Валентины Матвиенко по переводу офисов крупных компаний в регионы; убийство 6 человек в центре Белгорода; арест депутата Архангельского областного совета депутатов от «Справедливой России» Алексея Пеункова; задержание мэра Бердска Ильи Потапова; нарастание напряженности в отношениях между Ингушетией и Чечней; арест директора грантовых программ Южного регионального ресурсного центра Михаила Саввы.

Что касается расклада регионов, то в десятку с максимальной социально-политической устойчивостью (свыше 8 баллов) вошли Ямало-Ненецкий автономный округ, Ивановская область, Хакасия, Мордовия, Чукотский автономный округ, Калужская Ульяновская, Тюменская, Амурская и Пензенская области. К ним примыкает десятка с высокой социально-политической устойчивостью (от 7,0 до 7,9 баллов), которую составили: Белгородская, Сахалинская и Свердловская области, Саха, Ростовская область, Марий Эл, Ненецкий автономный и Ханты-Мансийский автономный округа, Нижегородская и Магаданская области. И, как говорится, пусть эти регионы и дальше остаются в своих десятках. Выделены также регионы со средней устойчивостью (от 6,0 до 6,9 баллов), куда вошли и Москва с Санкт-Петербургом, дела в которых идут с переменным успехом.

Между тем среди проблемных регионов, получивших наименее благоприятный прогноз социально-политической устойчивости (меньше 6,0 баллов), наиболее сильное падение стабильности отмечено в Смоленской (4,4, падение по сравнению с мартом на 0,4), Архангельской (4,5, – 0,4), Брянской (5,3, – 0,3), Ярославской (5,8, –0,2), Волгоградской (5,9, – 0,4), Псковской (6,7, – 0,4), Калининградской (6,5, – 0,2) и Кировской (5,9, – 0,2) областях, а также Ставропольском крае (6,1, – 0,4) и Калмыкии (хотя уровень социально-политической устойчивости и повысился по сравнению с мартом на 0,1, но составил 4,0). Среди общих причин ухудшения ситуации можно назвать плохие дороги, здравоохранение и тарифы ЖКХ. Негативное влияние на социально-политическую устойчивость оказали также проблемы с губернаторами и другими чиновниками.

Список самых нестабильных регионов традиционно укомплектован национальными республиками: возглавляет его Дагестан – 1,4 балла, за ним следуют Ингушетия (2,2) Кабардино-Балкария (3,3) и Карачаево-Черкесия (4,2).

Многие региональные эксперты считают, что рейтинг социально-политической устойчивости регионов Фонда «Петербургская политика» в целом отражает реальное положение дел на территориях. Но некоторые из них говорят о том, что в рейтинге не всегда корректно выбраны события, которые оказали влияние на развитие обстановки. Такое мнение высказал директор Института социально-экономических и гуманитарных исследований Южного научного центра РАН Виктор Авксентьев: «То, что сейчас получают огласку события, которые раньше ее не получали, свидетельствует о дестабилизации ситуации в регионе. И рейтинг наверное это отражает. Но определяется это другими факторам и признаками. Те события, которые в нем отмечаются, имели место, но имели место и другие события, более значимые для стабильности и нестабильности региона, которые не упоминаются в рейтингах».

Такого же мнения придерживаются и в Татарстане. Тот факт, что уровень стабильности в республике оценен в 6,4 балла не вызвал удивления у местных политологов, а вот приложенный к рейтингу перечень факторов, повлиявших на оценку, подвергся критике с их стороны. Например, в этом перечне в числе «плюсовых» факторов указаны «запуск в Лаишевском районе нового завода по производству промышленной электроники» и «запуск на территории ОЭЗ «Алабуга» производства автомобилей Explorer ». «Открытие заводов прямого отношения к социально-политической стабильности не имеет, - уверен доцент кафедры политологии Казанского федерального университета Николай Игнатьев. - Это можно было бы принять за решающий аргумент разве что в условиях кризисного развития. Социально-политическая устойчивость все-таки в большей степени измеряется взаимоотношениями власти и общества, оппозиции и власти. А эти параметры в приведенном перечне влияющих факторов никоим образом не просматриваются».

Вне сомнения, на местах угол зрения другой, но необходима и общая оценка ситуации в стране. Представляя первый выпуск рейтинга, Михаил Виноградов так прокомментировал свою инициативу: «Решение об издании нового рейтинга регионов принято в связи с очевидной нехваткой интегральных оценок социально-политического климата в российских регионах. Большинство выходящих рейтинговых исследований, как правило, ограничиваются оценкой потенциала действующих губернаторов или содержат исключительно экономические оценки (например, в части присвоения кредитных рейтингов), слабо сопряженные с социальными и политическими рисками. Присвоение оценок (по 10-балльной шкале) дается с учетом как долгосрочных и среднесрочных факторов (конкурентоспособность экономики, наличие источников саморазвития, наличие системы урегулирования социально-политических разногласий), так и текущих событий».

Как нам кажется, Фонду это вполне удалось.

Политическая стабильность - устойчивое состояние политической системы, позволяющее ей эффективно функционировать и развиваться под влиянием внешней и внутренней окружающей среды, сохраняя при этом свою структуру и способность контролировать процессы общественных перемен.

Состояние политической стабильности нельзя понимать, как нечто застывшее, неизменное, раз и навсегда данное. Стабильность рассматривается как результат постоянного процесса обновления, которое покоится на совокупности неустойчивых равновесий между системообразующими и системоизменяющими процессами внутри самой системы.

Политическая стабильность представляется как качественное состояние общественного развития, как определенный общественный порядок, в котором господствует система связей и отношений, сражающих общность и преемственность целей, ценностей и средств их реализации. Одновременно стабильность - это способность субъектов социально-экономической и политической жизни противостоять внутренним и внешним дезорганизующим систему действиям и нейтрализовать их. В таком понимании стабильность воспринимается как важнейший механизм жизнеобеспечения Развития общественной системы.

Различают два типа внутриполитической стабильности: автономную имобилизационную.

· Мобилизационная стабильность возникает в общественных структурах, где развитие инициируется "сверху", само же общество как бы мобилизуется для реализации цели на определенный срок. Она может формироваться и функционировать как следствие кризисов, конфликтов, Всеобщего гражданского подъема или путем открытого насилия, принуждения. В системах такого типа главенствующим может выступать интерес государства, правящей партии, авторитарного харизматического лидера, берущих на себя ответственность выражать интересы общества и способных в этот отрезок времени обеспечить его прогресс. Основными ресурсами жизнеспособности мобилизационной политической стабильности могут служить физический и духовный потенциал лидера; военное состояние и боеспособность режима; положение дел в экономике; уровень социальной напряженности в обществе, способный отделить носителя власти от народа; наличие политической коалиции на антиправительственной основе; настроение в армии и др. социальные факторы, способствующие нарастанию кризисных явлений в политической системе. Правящая элита мобилизационных систем не ощущает потребности в изменении до тех пор, пока статус-кво позволяет ей сохранять социальные позиции. Система мобилизационной стабильности обладает легитимностью всеобщего порыва либо открытого принуждения. Исторически данный тип политической стабильности недолговечен.



· Автономный тип стабильности , т.е. независимый от желания и воли каких-л. конкретных социальных и политических субъектов, возникает в обществе, когда развитие начинается "снизу" всеми структурами гражданского общества. Это развитие никто не стимулирует специально, оно существует в каждой подсистеме общества. Возникает единство власти и общества, необходимое для проведения глубоких социально-экономических и политических преобразований и обеспечивающее стабилизацию правящего режима. Автономная, или открытая, система выполняет возложенные на нее функции главным образом за счет легитимации власти, т.е. добровольной передачи ряда управленческих функций высшим эшелонам власти. А это масштабно возможно только в условиях постепенного укрепления позиций демократического режима. При данном типе стабильности социальные контрасты и противоречия (религиозные, территориальные, этнические и др.) сведены до минимума, социальные конфликты здесь легализованы и разрешаются цивилизационными способами, в рамках существующей системы, культивируется убеждение в благополучии страны по сравнению с др., поддерживается динамика роста благосостояния. Важным фактором автономной стабильности является гетерогенность населения по статусу, занятости, доходам. Демократия в автономных системах становится устойчивой традицией и общецивилизационной ценностью.

К факторам нестабильности можно отнести борьбу за власть между конкурирующими группировками правящей элиты, создание угрозы целостное и самому существованию государств персонификацию власти, преобладание в государственной политике корпоративных интересов господствующие элит, наличие межэтнических и региональных противоречий, сложность обеспечения преемственности демократической власти, внешнеполитический авантюризм, доктринерство в политике и др. Нестабильность может проявляться в таких формах, как изменение политического режима, смена правительства, вооруженная борьба с правящий режимом, активизация оппозиционных сил и др.


Заключение.

Центральными категориями в политологии являются политические системы и политические режимы, которые имеют нерушимую связь. Политическая система следит за осуществлением деятельности, связанной с функционированием государственной власти, в то время как политический режим является способом организации этой системы. Для каждой страны характерен свой политический режим и своя политическая система, однако у многих стран можно найти схожие черты. Выделяют три вида политических систем: демократическая, авторитарная и тоталитарная. С точки зрения формы правления различают: президентские, парламентские, монархические, аристократические и республиканские политические режимы.

Политический режим, политическая система и политическая стабильность- все это составляющие политологии как науки о политике. Политика в свое время оказывает огромное воздействие как на судьбу целых государств, так и на судьбу каждого человека в отдельности. Этим и определяется формирование и развитие особой отрасли научных исследований, ориентированной на изучение политики.

Политические знания очень важны сегодня каждому человеку, не смотря на его профессиональную принадлежность, поскольку, живя в обществе, он должен взаимодействовать с другими окружающими его людьми и государством.


Список литературы.

1. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М.: 1998.;

2. Гаджиев К.С., Политология: Учебник для высших учебных заведений., М.: Логос 2001.;

3. Василик М.А. Политология (учебники онлайн) ,Глава 7, интернет-сайт http://uchebnik-online.com.;

4. Мухаев Р.Т., Политология. Учебник для вузов. М.: Приор 2000г.