Федеральная лезгинская национально-культурная автономия.

В конце ноября 2012 года делегация Федеральной лезгинской национально-культурной автономии (ФЛНКА) отправилась в Женеву - в штаб-квартиру Организации непредставленных народов (ОНН). Это в целом примечательное событие - принятие лезгинского народа в ОНН - осталось практически незамеченным: его затмила разгоревшаяся сразу после упомянутой поездки в Женеву дискуссия, связанная с флагом ФЛНКА. В качестве символа на флаге, впервые обнародованном представителями ФЛНКА в этой поездке, оказалась так называемая «лунная повозка» - известная научному миру иранская символика. По мнению одних, она является символикой персидского сасанидского рода, а, по мнению других - она является символикой, восходящей к парфянскому роду Аршакидов и в дальнейшем видоизменной сасанидами. Как бы там ни было, исторический «шлейф», следующий за этим символом, очевиден и он, этот «шлейф», привёл к активному неприятию флага ФЛНКА некоторыми лезгинскими кругами, что было высказано многими в ходе развернувшейся дискуссии вокруг флага организации, в том числе, на её же сайте.

По поводу значимости этой дискуссии для лезгин есть различные мнения. По крайней мере, из неё можно сделать два основных вывода об отношении лезгинского общества к вещам, которые могли бы служить его символами. Во-первых, существенная часть лезгинского общества не хочет воспринимать какие-либо символы в качестве общелезгинских, какими бы они красивыми и оригинальными не были, если люди, предлагающие их, не могут объяснить смысл предлагаемых символов. Во-вторых, в лезгинском обществе существует ясно выраженный спрос на символы, которые могли бы поддерживать и укреплять чувство единства, особенно, в молодежной среде.

Также очевидно, что любой флаг, чтобы он воспринимался как общелезгинский флаг, должен символизировать что-то, что отличает лезгин от остальных народов, что подчеркивает нашу самобытность. Причем, это отличие может происходить как из прошлой истории нашего народа, так и из сегодняшних его устремлений.

Некоторые лезгины высказывают мнение, что знак, изображенный на флаге ФЛНКА, подчеркивает нашу самобытность, так как этот знак относится к Кавказской Албании, где жили наши предки, и другого знака, относящегося к этому периоду жизни нашего народа, мы не знаем. Другие лезгины считают, что, если и обращаться к образу Кавказской Албании, чтобы отстоять этнокультурную самобытность лезгин, то не нужно для этого использовать именно этот знак, так как есть основания полагать, что заимствование из истории именно этого символа нивелирует эту самобытность, подчеркивая вассально-союзную связь Аррана (Кавказской Албании) с сасанидским Ираном, как такой же знак в истории других народов подчеркивал такую же их связь с Ираном. Как бы там ни было, флаг ФЛНКА не был воспринят существенной частью лезгин как общелезгинский символ.

К тому же, само руководство ФЛНКА заявило, что флаг ФЛНКА является флагом этой организации, не претендующим на роль общелезгинского символа. Как говорится, каждая организация имеет тот флаг, который заслуживает…

При таких обстоятельствах, когда у лезгин сегодня нет общенациональных символов, но есть спрос на них, в повестку дня встает вопрос разработки концепции флага, который может быть воспринят как общелезгинский символ. Ниже мы приводим наши соображения и предложения по этому поводу, предназначенные для обсуждения.

1.Возможная цветовая гамма лезгинского флага.

Для начала определимся с общим кругом так называемых «сакральных» цветов лезгин. К счастью, эта работа была проведена до нас. ФЛНКА, объявив конкурс по созданию своей символики (герба и флага), определила, что «цветовая гамма должна быть выдержана в палитре сакральных цветов лезгин - белом, красном, синем, желтом и в их оттенках».

Очевидно, при создании лезгинского флага мы должны использовать именно эти лезгинские сакральные цвета из перечня, приведенного ФЛНКА в условиях конкурса по созданию её символики. В рамках этого перечня необходимо, прежде всего, определиться с цветом, который на флаге лезгин должен символизировать наш народ. Разумеется, это должен быть тот цвет, которому лезгины отводят особое место в своей культуре. Из четырех перечисленных цветов лезгины выделяли и до сих пор особо выделяют один цвет. Этот цвет - красный. Чем это подтверждается? Отмечая главный праздник народа Яран Сувар, лезгины повязывали запястья всех членов семьи красными нитками, и такие же нитки повязывали на шеях и ногах всей живности в доме, говоря, что красный цвет защищает семью от всего плохого, так сказать, отгоняет от семьи все дурное. В представлении лезгин красный цвет защищает от всех невзгод, этот цвет - наш национальный оберег. О каком цвете ещё в лезгинской культуре говорится так конкретно - о его предназначении, о его значении для лезгин, как о красном цвете? Ни о каком больше. Следовательно, по нашему мнению, красный цвет вполне может и должен символизировать наш народ. Кроме того, этот цвет - символ борьбы лезгин за свою самобытность и цвет крови наших предков, пролитой в борьбе с захватчиками, символ благородства и отваги. К тому же, красный цвет и его оттенки - это те средства, с помощью которых чаще всего создавались и создаются основные рисунки и орнаменты лезгинских ковров, что тоже говорит об особом месте красного цвета в культуре нашего народа. Таким образом, красный цвет может быть определен как самый уместный цвет для символического представления нашего народа. Но, при этом, нужно учесть, что наши исторические земли ныне находятся в двух различных государствах, т.е. сегодня наш народ по месту происхождения делится на две части. Потому на флаге должны присутствовать два равновеликих участка красного цвета.

Что объединяет эти две части нашего народа, что есть в природе такого, что является общим для обеих частей нашего народа? Такой символ у нас всего один - наш священный Самур. Многие, не подумав, утверждают, что Самур нас разделяет. Это не так. Нас сегодня разделяет государственная граница, а Самур - это то общее и то единственное, что есть у обеих частей нашего народа, это материальный символ нашего единства, каким он был и в прошлом. Ни Шахдаг, расположенный в современном Азербайджане, ни Шалбуздаг, расположенный в современном Дагестане, а именно Самур есть осязаемый, материальный символ нашего единства. Потому синий участок флага, расположенный между двумя красными его участками и соединяющий их в единое целое, и может стать символом единения двух частей лезгинского народа на будущем флаге.

Следовательно, лезгинский флаг может представлять собой полотнище, на котором присутствуют два равновеликих красных участка, между которыми имеется синий участок. Если придерживаться современных представлений о флаге, то это может быть флаг с двумя одинаковыми красными полосами и расположенной между ними синей полосой. Вертикальность или горизонтальность полос, соотношение ширины синей полосы и ширины красных полос, прямое или иное начертание этих полос, наличие или отсутствие на стыке полос какого-либо узора с лезгинских ковров и прочее - это уже вопросы эстетики и геральдики, но не концепции. Важна основа: лезгинский народ, состоящий из двух равновеликих частей, объединенных общим достоянием - Самуром, можно изобразить двумя одинаковыми красными полосами с расположенной между ними синей полосой, возможно, волнообразной, символизирующей реку. И, кажется, такая раскраска лезгинского флага есть единственно возможный вариант, имеющий смысл и символизирующий лезгин сегодня и в прошлом. (С незапамятных времен Самур для лезгин был «серединной» рекой и потому имел в народе второе название - «Кьулан вацl» («Серединная река»)).

Определившись с общими принципами цветовой гаммы лезгинского флага, можно сказать, что такая модель флага может стать базовой «платформой» для создания флагов любых лезгинских организаций. На флаг с двумя красными полосами и синей полосой между ними можно нанести любой символ любой организации, и такой флаг будет флагом организации, позиционирующей себя в качестве лезгинского объединения.

2.Возможные символы на лезгинском флаге.

На флаги иногда наносят символы. Мы должны определиться в ходе публичной дискуссии с символами, которые могут служить именно лезгинскими.

И вновь считаем нужным сослаться на добротную изыскательскую работу в этом направлении, проведенную ФЛНКА. В условиях конкурса на создание своей символики, которую она объявляла на сайте, был определен круг основных символов, которые могут быть использованы при создании лезгинской символики: «Среди символов могут быть отмечены такие значимые для лезгин элементы, как солнце, орел, горы, река Самур, море». Здесь мимоходом отметим, что с предложенным ФЛНКА перечнем лезгинских символов мы согласны, хотя и считаем, что море не может быть символом, равнозначным остальным.

Итак, лезгинские символы - солнце, орел, горы, Самур и море. Про Самур мы писали выше при определении цветовой гаммы лезгинского флага. Что же касается моря, указанного ФЛНКА в качестве одного из символов лезгин, то море может быть указано на флаге в той или иной форме, если есть желание отметить, что земли лезгин простираются от гор и до моря. А так в истории и культуре лезгин море не играло практически никакой роли. К тому же, синий цвет, символизирующий Самур, можно считать относящимся и к морю.

Мы предлагаем обсудить более подробно оставшиеся три символа: солнце, орла и горы, с целью выявления причин, по которым эти символы должны быть включены в перечень лезгинских. Прежде всего, хотим сделать одну оговорку. Мы должны уважать память своих предков и потому не ударяться в споры по поводу того, какая религия в истории наших предков была более «правильной». Ко всей череде религий, которых придерживались наши предки, мы в XXI веке можем и должны относиться не столько как к религиям, сколько как к фактам лезгинской истории и составляющим лезгинской культуры, т.е. совокупности материальных и духовных достижений нашего народа.

Теперь мы можем перейти к обещанному подробному обсуждению трех символов. Начнем с орла. У многих специалистов есть мнение, что орёл был тотемной птицей для наших предков, т.е. они считали себя родственно связанными с орлом и, возможно, себя называли по его имени. По крайней мере, легенды о происхождении наименования нашего народа связывают с лезгинским словом «лекь» («орел»). Легенды наших соседей, например, грузин также связывают происхождение лезгин с орлами. При таких обстоятельствах изображение орла вполне подходило бы для символа, который может присутствовать на лезгинском флаге.

Второй символ, который играл важную роль в формировании лезгинского мироощущения - горы. Отношения лезгин к своим горам - это особые отношения. Основную свою гору лезгины долго называли гордым именем «Гъуцарин сув» («Гора богов»). И теперь лезгины с трепетом говорят о Шалбуздаге, о Шахдаге, о Ярудаге и о других лезгинских горах. Для лезгин родные горы - это символы родины. Ни у аварцев, ни у даргинцев, ни у лакцев, ни у кого из наших соседей (кроме прямых родственников - рутульцев, агулов и др.) нет такого отношения к своим горам, какое есть у нашего народа. Потому они не дают своим горам гордых названий, как лезгины, а дают названия типа «Ослиное Ухо», и потому названия своих гор даже они сами плохо знают, не говоря уже о неизвестности другим народам. Одним словом, изображение гор могло бы служить еще одним символом для флага лезгин.

Если вглядеться в глубины нашей истории и культуры, мы убедимся, что изображение солнца - не менее подходящий символ для лезгинского флага, чем изображения орла и гор. Солнце - главное божество в пантеоне наших предков. Вплоть до середины ХХ века в лезгинских селах ещё можно было наблюдать шумные процессии, посвященные Солнцу. Солнце для лезгин было началом всего. Нам повезло: сохранились изображения Солнца, нанесенные нашими предками на камни. Вот два примера таких изображений из ареола проживания лезгин (камень на левом фото обнаружен у с.Яргун):

Наши предки изображали Солнце как «вихревую розетку», у которой лучи были повернуты против часовой стрелки, и концы лучей были похожи на острые лепестки. Кроме лезгинской культуры, такие лепестки при изображении Солнца встречаются, как мы выяснили, только у талышей, только у них лучи Солнца повернуты по часовой стрелке. У наших предков число лучей в изображениях Солнца варьировалось от 6 до 22. С учетом того, что изображение Солнца означало ход времени, и того, что лезгинский народный календарь состоял из периодов, равных 15 дням, мы считаем, что при символическом изображении Солнца для наших целей лучше остановиться на варианте с 15 лучами.

Здесь еще хотелось бы подчеркнуть, что так называемая «вихревая розетка», возникла ещё до нашей эры как символ тех языческих религий, в которых поклонялись Солнцу. Но со временем она стала знаком, признаваемым и монотеистическими религиями, в том числе исламом. Для подтверждения этого утверждения мы приводим фотографию стеллы, находящейся на знаменитом мусульманском кладбище «Кырхляр» в Дербенте.
Более того, главный праздник лезгин Яран Сувар тоже имеет непосредственное отношение к Солнцу. Он символизирует победу Света над Тьмой, дня над ночью. В этот день весеннего равноденствия люди радуются тому, что день стал длиннее, чем ночь - Солнце победило Тьму. Люди с ночи готовятся к утренней встрече предвестника Солнца - божества под названием «Яр». «Яр» у лезгин утром появляется в виде красной зари (отсюда в лезгинском языке однокоренные слова «яр» («заря») и «яру» («красный»)), поэтому наши предки считали красные нити частичками утреннего красного Солнца. В силу особенностей, связанных с законами рассеивания утренних солнечных лучей в толще атмосферы (синяя часть спектра солнечного света в утреннем небе рассеивается больше, чем красная), нашим предкам утреннее Солнце, с которым они связывали надежды на обновление жизни и её новое начало, представлялось красным. Они считали, что, повязывая запястье красной нитью, они несут на себе частичку «нового» Солнца. Именно поэтому наши предки относились к красной нити, символизирующей причастность носящего её к пробуждающемуся Солнцу, как к оберегу, защищающему от всего дурного.

Таким образом, мы выделили три главных символа, которые могут быть нанесены на лезгинский флаг. Это изображения Орла, Гор и Солнца. Каждый из этих символов может присутствовать на лезгинском флаге, как по отдельности, так и в комбинациях с двумя другими символами - над этим ещё стоит подумать. С одной стороны, флаг народа должен подчеркивать его самобытность, поэтому наличие на флаге ряда символов дает о народе более цельное представление. Однако с другой стороны, флаг не может быть нагромождением символов - он должен быть легко воспринимаемым, поэтому на нем лучше изобразить минимальное количество символов, позволяющее идентифицировать народ…

На основе вышеприведенных рассуждений, мы считаем, что как пример возможного варианта можно рассматривать флаг, на котором между двумя горизонтальными одинаковыми красными полосами была бы синяя полоса той же ширины, что и красные полосы, и на синей полосе посередине флага было бы размещено изображение золотистого Солнца с закрученными против часовой стрелки 15-ю лучами с острыми концами-лепестками (как на камне, найденном у с.Яргун).

Вот таким по цветовой гамме и возможным символам мы видим лезгинский флаг. Но при этом подчеркнем, что к вышеизложенным собственным соображениям по поводу флага мы не относимся как к догмам. Изложение наших рассуждений следует воспринимать как приглашение к дискуссии. Мы понимаем, что, возможно, прав был знаменитый писатель Станислав Ежи Лец, говоривший, что одним и тем же мозгом думать и верить нельзя. Но, тем не менее, верим, что у лезгин много ещё «думающих мозгов», и потому обращаемся к лезгинам с просьбой высказать свои соображения по поднятой теме. Может быть, есть более уместные подходы к созданию лезгинского флага, чем те, которые приведены выше. В таком случае, мы просим привести и обосновать их. После обсуждения подходов к созданию лезгинского флага, его концепции, мы могли бы подвести итоги обсуждения. Кто знает, возможно, общими усилиями на этот раз мы создадим лезгинский флаг, узнаваемый и признаваемый большинством нашего народа?!

Н.А. Абдулгамидов, преподаватель

Арбитражный суд Московской области

107053, ГСП 6, г. Москва, проспект Академика Сахарова, д.18

http://asmo.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Арбитражный суд Московской области в составе судьи Гараевой А.Х.,

При ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шабаевой М.С.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Публичной акционерной компании Банк Кипра Лимитед (Bank of Cyprus Public Company Limited) о признании несостоятельным (банкротом) ООО «Жедочи-33» (ИНН 5030059434, ОГРН 1075030004433), отчет временного управляющего Совина А.А.,

при участии в судебном заседании:

от временного управляющего Сысоев Сергей Николаевич – по доверенности от 26.02.2016 года,

от должника Абдулгамидов Низами Абдулгамидович – на основании решения № 3/5 от 08.08.2014 года,

от конкурсного кредитора – ПАК Банк Кипра Лимитед Тихонов Дмитрий Владимирович – по доверенности от 16.06.2016 года серия 77 АВ № 1181568,

от конкурсного кредитора – АК «Евробанк Ергазиас С.А.» Селивёрстова Юлия Вениаминовна по доверенности 77 АБ 8369837 от 12.10.2015 года,

от ООО «Миханики Русия» Рогов Николай Иванович по доверенности № 1 от 21.06.2016 года, выданной конкурсным управляющим Грибановой А.В.,

УСТАНОВИЛ:

Публичная акционерная компания Банк Кипра Лимитед (Bank of Cyprus Public Company Limited) 11 марта 2015 г. обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании ООО «Жедочи-33» несостоятельным (банкротом).

23 марта 2015 г. заявление компании было принято к производству суда, возбуждено дело № А41-15150/15 о несостоятельности (банкротстве) ООО «Жедочи-33».

Определением Арбитражного суда Московской области от 05 июня 2015 года в отношении ООО «Жедочи-33» введена процедура банкротства – наблюдение, временным управляющим должником утвержден член НП СРО АУ «РАЗВИТИЕ» Совин Александр Аркадьевич.

Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 11 августа 2015 года определение Арбитражного суда Московской области от 05 июня 2015 года отменено.

Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 13 октября 2015 года отменены Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 11 августа 2015 года и определение Арбитражного суда Московской области от 05 июня 2015 года, дело направлено в Арбитражный суд Московской области на новое рассмотрение.

Определением Арбитражного суда Московской области от 26 февраля 2016 года в отношении ООО «Жедочи-33» введена процедура банкротства – наблюдение, временным управляющим должника утвержден член НП СРО АУ «РАЗВИТИЕ» Совин Александр Аркадьевич.

Публикация о введении в отношении должника процедуры банкротства была осуществлена в газете «КоммерсантЪ» № 38 от 05 марта 2016 года.

От временного управляющего должника в материалы дела поступил отчет по итогам наблюдения, документы первого собрания кредиторов, согласно которым он сделал вывод о целесообразности признания ООО «Жедочи-33» несостоятельным (банкротом) и об открытии в отношении него конкурсного производства.

03 августа 2016 г. от ООО «Жедочи-33» в суд поступили ходатайство о приостановлении производства по делу № А41-15150/15, а также заявление о признании недействительным решения собрания кредиторов ООО «Жедочи-33» от 21 июня 2016 г.

В судебном заседании представитель должника заявил отказ от поданного ходатайства о приостановлении производства по делу № А41-15150/15, а также ходатайствовал об объединении в одно производство для их совместного рассмотрения заявления о признании недействительным решения собрания кредиторов и отчета временного управляющего ООО «Жедочи-33» по итогам наблюдения.

Дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства) (статья ).

Согласно части 2 статьи истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в суде соответствующей инстанции, отказаться от иска полностью или частично.

Отказ ООО «Жедочи-33» от заявленного ходатайства о приостановлении производства по делу № А41-15150/15 совершен в пределах полномочий заявившего его лица, не нарушает прав и законных интересов заявителя, должника, иных кредиторов, поэтому арбитражный суд принимает отказ и прекращает производство по настоящему ходатайству.

Представители конкурсных кредиторов и временного управляющего возражали против заявленного ходатайства об объединении в одно производство, просили признать должника банкротом и ввести в отношении него процедуру конкурсного производства.

Кроме того, представитель временного управляющего довел до сведения суда информацию о ходе проведения процедуры наблюдения.

Определением Арбитражного суда Московской области от 10 августа 2016 года заявление ООО «Жедочи-33» о признании решения собрания кредиторов ООО «Жедочи-33» от 21 июня 2016 г. недействительным, поступившее в суд 03 августа 2016 г., оставлено без движения и на момент рассмотрения ходатайства об объединении не принято к производство суда.

Статьей установлено, что арбитражный суд первой инстанции вправе объединить несколько однородных дел, в которых участвуют одни и те же лица, в одно производство для совместного рассмотрения.

Учитывая то обстоятельство, что заявление о признании решения собрания кредиторов ООО «Жедочи-33» к производству суда не принято, а также то, что объединение дел в одно производство является правом, а не обязанностью суда, суд считает не подлежащим удовлетворению ходатайство должника об объединении в одно производство заявления о признании решений первого собрания кредиторов и отчета временного управляющего.

По результатам проведенного анализа временный управляющий пришел к выводу о невозможности восстановления платежеспособности ООО «Жедочи-33».

В ходе проведения анализа временный управляющий пришел к выводу о невозможности проведения проверки наличия (отсутствия) признаков преднамеренного банкротства должника ввиду отсутствия у него необходимой документации.

Согласно реестру требований кредиторов должника на дату созыва первого собрания кредиторов в третью очередь реестра были включены требования двух конкурсных кредиторов и уполномоченного органа в общей сумме 1 692 455 936,91 руб.

Кредиторы первой и второй очереди отсутствуют.

Возможность восстановления платежеспособности должника не установлена, правовых оснований для введения иных процедур банкротства, кроме конкурсного производства, не имеется. Также временным управляющим сделан вывод о достаточности средств должника для покрытия расходов по делу о несостоятельности (банкротстве). По итогам наблюдения временный управляющий сделал заключение о целесообразности введения в отношении должника процедуры банкротства – конкурсного производства.

21 июня 2016 года состоялось первое собрание кредиторов должника при участии конкурсных кредиторов с суммой голосов 99,56 % от общего количества голосов по данным реестра требований кредиторов.

На собрании принято решение о необходимости открытия в отношении должника процедуры конкурсного производства, выбран член НП СРО АУ «Развитие» Домино Иван Николаевич, в качестве кандидатуры конкурсного управляющего ООО «Жедочи-33».

В материалы дела от НП СРО АУ «Развитие» представлены документы на кандидатуру арбитражного управляющего Домино Ивана Николаевича для утверждения его конкурсным управляющим должника.

Обоснованных возражений относительно заявленной кандидатуры в материалы дела не представлено, данная кандидатура отвечает требованиям ст. Закона о банкротстве, поэтому Домино Иван Николаевич подлежит утверждению конкурсным управляющим должника.

В соответствии с ч. 2 ст. Закона о банкротстве с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя должника, иных органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия (за исключением полномочий общего собрания участников должника, собственника имущества должника принимать решения о заключении соглашений об условиях предоставления денежных средств третьим лицом или третьими лицами для исполнения обязательств должника).

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями , - Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями , ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ,

РЕШИЛ:

Производство по ходатайству о приостановлении производства по делу о банкротстве прекратить в связи с отказам должника от заявленного ходатайства.

В удовлетворении ходатайства должника об объединении в одно производство заявления о признании решений первого собрания кредиторов и отчета временного управляющего – отказать.

Признать ООО «Жедочи-33» (ИНН 5030059434, ОГРН 1075030004433) несостоятельным (банкротом).

Открыть в отношении ООО «Жедочи-33» (ИНН 5030059434, ОГРН 1075030004433) конкурсное производство сроком на 6 месяцев, до 15 февраля 2017 года.

Утвердить конкурсным управляющим ООО «Жедочи-33» (ИНН 5030059434, ОГРН 1075030004433) члена НП СРО АУ «Развитие» Домино Ивана Николаевича (ИНН 501305891639, регистрационный номер в реестре НП СРО 43, адрес для направления корреспонденции: 129626, г. Москва, а/я 177 (Домино И.Н.) с ежемесячным вознаграждением в размере 30 000 руб. за счет денежных средств и иного имущества должника.

Прекратить полномочия руководителя должника и обязать его в трехдневный срок передать конкурсному управляющему все печати и штампы, материальные и денежные средства должника, а также всю документацию.

Взыскать с «Жедочи-33» в пользу заявителя Публичной акционерной компании Банк Кипра Лимитед (Bank of Cyprus Public Company Limited) судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 6 000 рублей.

Управляющему осуществить публикацию сведений о признании должника банкротом, доказательства публикации представить в дело. По окончании срока конкурсного производства представить в суд отчет.

Решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Десятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Московской области.

Судья А.Х. Гараева

Артисты из южной лезгинской столицы впервые посетили столицу российскую В минувшее воскресенье, 30 октября, Кусарский государственный лезгинский драматический театр на сцене Дома культуры «Чайка» показал для московской публики два спектакля на лезгинском языке: «Зи Седеф» и «Аршин мал алан». Отметим, что мероприятие было организовано при финансовой поддержке земляков из Москвы Шахида Аскерова, Сеймура Кадырова, Джавида Рахманова, Кадыра Караханова, Токая Керимова, Шахлара Исаева и Фазиля Гаджиева. Информационную и организационную поддержку мероприятию оказывала Федеральная лезгинская национально-культурной автономия. Работники театра приложили максимум усилий для того, чтобы создать соответствующий национальный антураж – в фойе зала и по всему периметру лестничного пролета были расставлены предметы декоративно-прикладного искусства лезгин: шерстя­ные носки (куьлуьтар), кувшины (кварар) и прочие глиняные изделия (хъенчIин къапар), гребни для шерсти (рекъер), прялка (чхра) и даже ткацкий станок, а полы Дома культуры были щедро устланы лезгинскими коврами.

Погружение в атмосферу начиналось непосредственно со входа в ДК – гостей встречали артисты в костюмах своих героев, а самым запомнившимся оказался персонаж Мешеди Ибада (хоть в этот день пьеса «Не та, так эта» и не была показана). Кроме того, была организована выставка литературы о лезгинской культуре, писателях и о Кусарском районе, а при помощи проектора демонстрировался фильм о работе Кусарского дома культуры и самом городе. Перед началом первого спектакля музыканты устроили мини-представление на сцене, зазывая зрителей в зал и как бы подготавливая к предстоящему действу.За ними на сцену вышел директор Кусарского драматического театра Фаик Кардашов с приветственным словом. От имени всей труппы он выразил радость по поводу столичных гастролей и подчеркнул значимость происходящего для их театра и лезгинской культуры. Затем слово было дано Шахиду Аскерову, который уже на русском языке сказал о важности подобных мероприятий и о том, что такого рода события воплощаются в жизнь, в том числе, благодаря зрителям, всегда готовым поддержать инициаторов мероприятий. Музыкальный спектакль «Зи Седеф» по пьесе Асефа Мехмана (Абдуллаева) продолжался чуть менее полутора часов и был принят зрителями на ура. Особенно хотелось бы отметить игру Кифает Юсифовой, Лале Курбановой и Ялчина Караханова, исполнявших главные роли. В перерыве гостей пригласили в отдельный «Золотой зал» на том же этаже, где музыканты со своими инструментами и танцевальный ансамбль из Кусаров организовали насыщенный антракт. И снова самым активным оказался актер в образе Мешеди Ибада «в расцвете лет» – Багир Ахмедов. Он выс­тупал словно тамада на свадьбе, приглашал всех танцевать и наслаждаться вечером. Таким образом, в перерыве был устроен мини-дем; стоит сказать, участницы нашего ансамбля «Леки», как и другие любители лезгинки в зале, не остались в стороне и исполнили импровизированный женский «лезги кьуьл». Желающие имели возможность устроить фотосессию с актерами в образах, а также сфотографироваться около столов с лезгинской атрибутикой. Перерыв длился полчаса, а за ним последовала вторая комедийная постановка – «Аршин мал алан». Многие знакомы с этим произведением благодаря кинофильму, снятому в АзССР в 1945 году. Поэтому даже та часть молодежи из числа зрителей, которая не владеет лезгинским языком в совершенстве, смогла понять пьесу и оценить шутки актеров. Как и первая часть мероприятия, второй спектакль, длительностью в час, также содержал много музыкальных сцен. Талантливой игрой отличились Камаля Касымова, Рахиля Гаджибекова и Гасрет Насруллаев, а Исмет Садиев в образе Вели особенно запомнился гостям благодаря манере, точно повторяющей игру Лютфали Абдуллаева. В завершении представления артисты исполнили всеми любимую лезгинскую песню «Перизада», в чем их своими бурными аплодисментами поддержал весь зрительный зал. Для финального слова на сцену был приглашен Низами Абдулгамидов. От лица лезгинской общественности он выразил театру благодарность за визит и за подаренные эмоции, а также вспомнил, как, еще будучи подростом, находясь в Кусарах, посещал тот самый Дом культуры, в котором сегодня и располагается Кусарский государственный лезгинский драматический театр. Редакция ФЛНКА располагает рядом комментариев организаторов и гостей праздника лезгинского театрального искусства, состоявшегося накануне в Москве. Сабир Мамедов, Советник Президента ФЛНКА: «Проживающие в Москве лезгины были очень рады кусарцам за то, что они издалека привезли в столицу нашей Родины кусочек искусства своего народа. Это редкое событие в жизни лезгинской общины Москвы. Большое спасибо, аферин всем артистам, музыкантам, танцорам, а также художественному руководителю и директору Кусарского лезгинского театра за чудесный вечер. Пусть театр и дальше процветает и развивается. Желаю сотрудникам театра еще больших творческих успехов». Артист Кусарского лезгинского театра Самир: «Признаюсь, мы были приятно удивлены, когда директор нашего театра сообщил, что всех нас ждут в Москве. Это было важное известие для нас. Мы были рады перспективе выступить перед искушенной публикой огромного города. Важным было также и то обстоятельство, что подобные мероприятия позволяют нам рассказать о нашей культуре, народе и нашем городе.Вечер в столице России прошел прекрасно, я благодарен всем, кто пришел поддержать нас и посмотреть наши выступления, а также участвовал в организации этого мероприятия, надеюсь, это не последний наш приезд в Москву». «Невозможно не отметить великолепную игру актеров, которая не может никого оставить равнодушным. Нужно иметь большой талант, чтобы уметь так безупречно передать характер каждого из персонажей», — поделилась своими эмоциями от спектаклей гостья мероприятия Анжела. «На театр мы пришли всей семьей для того, чтобы в очередной раз проникнуться лезгинским духом, ведь наша сила в нашем единстве. Приезд Кусарского театра стал прекрасным поводом для того, чтобы лезгинская община Москвы вновь объединилась. Нас поразила актерская игра артистов, все мы с заворожением смотрели на развернувшееся на сцене действо. Продолжительные аплодисменты зала, не стихавшие долгое время, стали свидетельством того, что выступления артистов прошли на ура», — рассказали представители семьи Гаджиевых, также принявших участие в вечере лезгинкой культуры в Москве. Кроме того, некоторое количество приятных откликов было оставлено в Книге отзывов, которая находилась на одном из столов в фойе. Мы всегда приветствуем обратную связь!В завершение отметим, что мероприятия подобные театральным представлениям Кусарского лезгинского театра, а также творческому вечеру Седагет Керимовой в Москве являются свидетельством восстановления культурных мос­тов между лезгинами, проживающими по обе стороны государственной границы. ФЛНКА, неоднократно подчеркивающая важность культурных связей между представителями разделенных государственной границей лезгинских и дагестанских народов, приветствует любые созидательные инициативы в этой проблемной области и призывает дагестанские и азербайджанские власти усилить работу в этом направлении, что непременно положительно скажется на культурной жизни народов обеих республик. Большое спасибо всем, кто пришел!

Инайя Нурметова, г. Москва

В среду, 23 декабря, президиум Верховного суда республики отменил апелляционное постановление об отмене уголовного дела в отношении лидера ДРО «Патриоты России» Эдуарда Хидирова.

Напомним, что Хидирову было предъявлено обвинение в мошенничестве, незаконном образовании юридического лица, фальсификации решения общего собрания акционеров и незаконной банковской деятельности. По версии следствия, он организовал преступную группировку, которая в 2011 году осуществила рейдерский захват КБ «Нафтабанк», мошенничество путём фиктивных кредитов на аффилированных преступной организации юридических и физических лиц, вывела их и похитила активы банка, а также средства вкладчиков на сумму более 300 миллионов рублей. После отзыва лицензии у банка, согласно данной версии, группировка похитила средства Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» на сумму более 200 миллионов рублей. 2 декабря ВС признал постановление о возбуждении в отношении него уголовного дела незаконным. Не согласившись с таким решением суда, прокуратура обжаловала его в кассационном порядке. Президиум ВС кассационное представление прокуратуры удовлетворил и направил материал на новое апелляционное рассмотрение. Хидиров в интервью «ЧК» назвал уголовное дело в отношении себя незаконным, так как имеет политическую подоплёку, и сообщил, что не имеет никакого отношения к Нафтабанку («Ситуация со мной – классический пример», №49 от 11.12.2015 г.). По его словам, дело возбуждено на основании ложных заявлений в СК экс-председателя совета директоров КБ «Нафтабанк» Низами Абдулгамидова .

После выхода интервью в печать Абдулгамидов прислал письмо в редакцию «Черновика», в котором опровергает все обвинения в свой адрес. По словам Абдулгамидова, он оказался смещённым с должности председателя совета директоров учреждения в результате «помощи» Хидирова и на основании поддельных документов. После этого новыми юридическими хозяевами банка оказались ближайшие родственники Хидирова и активисты партии «Патриоты России». «По мнению правоохранительных органов, после перехода банка к этим «хозяевам» некое преступное сообщество через этот банк «отмыло» многомиллиардные суммы. Учитывая, что это преступное сообщество было создано Хидировым, следственные органы в отношении него возбудили уголовные дела», – пишет Абдулгамидов, опровергая заявление Хидирова о том, что дело против него возбуждено на основании его заявлений. Хидиров, по его мнению, слишком «возносит» апелляционное постановление ВС от 2 декабря о признании незаконным постановления о возбуждении уголовного дела в отношении себя, в то время как «любому толковому юристу», знакомому с материалами дела, было очевидно, что президиум суда его отменит.

«Скажем, подошёл бы Эдуард ко мне и сказал бы: «Понимаешь, старик, чёрт попутал: украл я у тебя банк, понадеявшись на «крышу», но ни банка, ни денег, ни «крыши» больше нет. Прости…» Тогда я бы ему ответил: «Прощаю…» – пишет Абдулгамидов. ]§[

В век так называемого информационного состояния современной цивилизации и культуры является крайне важной выработка наиболее выразительной и гармоничной символики организаций: логотипов, эмблем, гербов, флагов и др. «Московские лезгины» также озадачены этой проблемой и пытаются создать свою адекватную символику, комбинируя образы солнца, гор, орла и пр.

У ФЛНКА эта работа уже проделана и утвержден флаг с определенной символикой. В качестве символической формы использована гемма-печать Асвагена – одного из царей Кавказской Албании. Однако использование этой геммы в качестве лезгинского знака вызвало бурные дискуссии в лезгинских кругах. Мы публикуем статью одного из участников этой дискуссии Низами Абдулгамидова, который аргументирует свою позицию, делая обширные исторические экскурсы и привлекая разнообразные научные источники.

Все эти дискуссии следует воспринимать позитивно как конструктивный вклад в символотворчество.

Центр связей с общественностью

РОО «НКА «Московские лезгины»

Что изображено на флаге ФЛНКА: «подставка» для луны или «подстава» для ФЛНКА?

Мы часто говорим о подъеме национального самосознания нашего народа, однако, до настоящего времени у лезгин пока еще не возникло какой-либо устоявшейся, узнаваемой символики, которая играла бы заметную роль в деле поддержания и укрепления чувства единства в лезгинском обществе, особенно, в молодежных кругах. И это еще более странно, если учитывать известную склонность лезгин к творческой деятельности и обилие различных лезгинских общественных организаций.

Заполнить этот пробел попыталась общественная организация «Федеральная лезгинская национально-культурная автономия» (ФЛНКА), которая 29 ноября 2012 года сообщила на своем официальном сайте об утверждении флага организации. Не будем останавливаться на теме конкурса, до этого объявленного и проведенного ФЛНКА. Перейдем сразу к тому, что, в конечном итоге, флаг общественной организации вызвал, мягко говоря, изумление, так как на выбранном варианте оказался символ, нигде ранее не обсуждавшийся в лезгинских кругах.

Вот как представила лезгинской общественности этот символ сама ФЛНКА: «В центральной части поля размещается символ с геммы-печати Асвагена – одного из царей Кавказской Албании, подчеркивая связь времен и преемственность поколений, обозначая лезгинский народ в качестве наследника государственности Кавказской Албании. Символ выполнен желтым (золотым) цветом, символизирующим богатство, зрелость и благородство, и представляет собой один из древнейших знаков – «лунную колесницу».

Разумеется, мы не будем подвергать сомнению право любой организации самой выбирать собственную символику. Но, учитывая тот факт, что в названии ФЛНКА фигурирует наименование нашего народа, думаем, что мы имеем право высказаться по поводу её флага, который возник столь неожиданно. Тем более что тема этого флага уже вызвала бурную реакцию во многих лезгинских кругах, в частности, она много обсуждалась и обсуждается на сайте www.sharvili.com – самом старом функционирующем лезгинском сайте. Потому в настоящей статье мы пользуемся, как уже общеизвестными, так и некоторыми доводами, приведенными виртуальными участниками дискуссии на сайте «Шарвили».

1. Откуда взялась эта «лунная подставка»?

Любому мало-мальски сведущему в истории ислама известно, что ни пророк Мухаммед, ни кто-либо другой из его прямых последователей не использовали полумесяц как религиозный символ. Полумесяц был символом империи персидских Сасанидов и изображался на коронах её правителей как центральный символ. После арабского завоевания Ирана в 651 году полумесяц был заимствован мусульманскими правителями и постепенно стал восприниматься как символ ислама, особенно после многовекового господства Османской империи в мусульманском мире. Но изначально полумесяц (в различных вариациях) являлся сасанидским символом. В этом вопросе нет никаких споров между специалистами по истории Востока.

Символ, который изображен на флаге ФЛНКА и назван на её сайте «лунной колесницей», является разновидностью изображения полумесяца. Тем, кто интересуется историей Востока, он давно известен и, помимо указанного названия, в исторической литературе имеет и другие названия: «лунная повозка», «лунная телега», «эфталитский знак», «сасанидский знак» и т.д.

В частности, этот символ воспроизведен на двух геммах (драгоценных камнях с вырезанными изображениями) IV в. из собрания Британского Музея. На одной из них изображена стоящая женская фигура с цветком в правой руке, слева от которой видно изображение обсуждаемого нами символа . А.Д. Бивар полагал, что на этой гемме представлена богиня Анахита, которая выступала "госпожой” династии Сасанидов. На другой гемме помещено изображение грифона, перед ним – изображение обсуждаемого символа, а позади – изображение «полумесяца» и круговая среднеперсидская надпись . Встречается указанный символ также на монетах государственных образований эфталитов и других народов, но только тех, которые находились в вассально-союзной связи с Сасанидами. Форма знака, его элементы, являющиеся центральными в сасанидской эмблематике, ясно говорят о его сасанидском происхождении. Известный немецкий специалист по Ирану Х. Йанихен рассматривает этот знак («лунная повозка») в многочисленных вариациях как религиозный символ, царский знак и государственный герб Сасанидов . «Вероятно, принадлежность к той или иной ветви сасанидского дома определяла собою различные варианты в начертании основной тамги (родового фамильного знака – Н.А.)…» .

При обсуждении темы флага ФЛНКА на сайте «Шарвили», некоторые участники дискуссии обратили внимание остальных участников дискуссии на тот факт, что на предметах, напрямую связанных с сасанидскими правителями (шахиншахами), имеет место быть лишь изображение различных вариантов «полумесяца», но нет изображения именно этой так называемой «лунной повозки». «Лунная повозка» изображена исключительно на атрибутах государственных образований, занимавших важное военно-политическое положение, но игравших роль буферных, пограничных политических структур и находившихся в вассально-союзных отношениях с Сасанидами. Это невольно заставляет думать, что нижняя часть обсуждаемого символа – совсем не колесница и не повозка, а обыкновенная подставка под полумесяц, столик для полумесяца. Это обстоятельство дает основание называть этот символ в целом «лунной подставкой» и полагать, что он символизирует нахождение обладателя этого символа (шаха, царя) на более низкой ступени властной иерархии по отношению к обладателю знака «полумесяца» (к шахиншаху, к «царю царей»). В любом случае, это свидетельство в пользу верховенства Сасанидов. К такому выводу пришли участники обсуждения на сайте «Шарвили» самостоятельно, узрев в нижней части обсуждаемого символа не «повозку», а «подставку». Однако оказалось, что на это ещё раньше обратил внимание Б.Я.Ставиский, назвавший обсуждаемый символ «полумесяцем на двуногой подставке» .

2. Сасаниды и правители Кавказской Албании.

Первая известная историографии царская династия Кавказской Албании, в персидских источниках называемая Арраншахами, была местного происхождения. По мнению авторитетнейшего специалиста по Кавказской Албании К.В.Тревер, «первые цари Албании, несомненно, являлись представителями местной албанской знати из числа наиболее выдвинувшихся племенных вождей». По её мнению, «об этом говорят и их неармянские и неиранские имена (Оройс, Косис, Зобер в греческой передаче; как они звучали по-албански, мы пока не знаем)» .

Сменившая Арраншахов династия Аршакидов была младшей ветвью парфянских Аршакидов и вместе с аршакидскими династиями соседних Армении и Иберии составляла пан-Аршакидскую семейную федерацию. Династия Аршакидов берет свое начало от Аршака I – одного из предводителей парнов, захвативших в результате восстания в 247 году до н.э. власть в Парфии – в области Селевкидского царства, образовавшегося на землях, доставшихся при распаде империи Александра Македонского военачальнику эллинов Селевку. (На вершине своего могущества Селевкидское царство включало в себя часть Малой Азии, Сирию, Финикию, Палестину, Месопотамию, Иран, части Средней Азии и нынешнего Пакистана). Захватив Парфию, Аршакиды основали на её территории независимое государство, позже распространившее свою власть на весь Иран, а также Афганистан, Центральную Азию, Месопотамию и Малую Азию. После 224 года н. э. в результате антипарфянского восстания царя области Парс Ардашира, сына Сасана, к власти в Иране пришла династия Сасанидов, сменив династию Аршакидов.

Тем не менее, боковая ветвь рода Аршакидов сумела закрепиться на Кавказе в качестве местной аристократии в то самое время, когда Сасаниды укрепляли свою власть в Иране, борясь с ранее царствовавшей в Иране ветвью рода Аршакидов. Это стало возможным благодаря тому, что кавказские Аршакиды, в отличие от представителей царствовавших в Иране Аршакидов, признали за сасанидским шахом Ирана верховенство в регионе и, благодаря этому, у них с Сасанидами сложился союз, скрепленный междинастическими браками. Об этом говорит, например, то, что в битве между римлянами и иранцами, происходившей близ Амида (359 г.), сасанидского шаха Шапура II сопровождал албанский царь Урнайр, который был женат на сестре шаха. В сражении на Дзиравском поле (371 г.) против объединенных римско-армянских войск Урнайр вновь воевал на стороне сасанидского шаха, что, впрочем, не мешало сасанидским правителям взимать с албанского населения в свою пользу различные подати, а также использовать его на крупных строительных работах, во время военных походов и т. д. – все это ясно говорит о вассально-союзных отношениях албанских правителей с Сасанидами.

Такие вассально-союзные отношения проявлялись и в символических атрибутах власти некоторых албанских царей. Царь Албании Асваген, предположительно правивший в 420-438 годах н.э. и по происхождению по мужской линии являвшийся Аршакидом, выбрал для своей печати не изображение какого-либо символа рода Аршакидов, а знак Сасанидов, названный Б.Я.Стависким «полумесяцем на двуногой подставке» – для краткости, можно назвать его «лунной подставкой».

Как мы уже подчеркивали выше, этот знак («лунная подставка») является не чем иным как родовым символом Сасанидов, и среди специалистов по этому поводу нет споров. Поэтому можно смело утверждать, что, будучи по происхождению Аршакидом, Асваген счёл нужным подчеркнуть с помощью печати отнюдь не свое происхождение, а вассально-союзную связь с Сасанидами. Именно так приходится понимать этот геральдический выбор Асвагена. В те времена албанская власть при формальной независимости, в действительности, находилась в подчинённом положении по отношению к персидским правителям – и албанские цари это явно осознавали. А подтверждает это рассуждение следующий факт. Сын Асвагена Ваче II, правивший после него в Албании, построил город, которому (видимо, в верноподданническом порыве) дал имя Перозапат в честь тогдашнего персидского царя Пероза. Позже этот город стал известен под названием Партав (Бердаа), и туда переместилась ставка царя Албании.

Вернемся к «лунной подставке». Как известно, факт изображения данного символа на гемма-печати албанского царя Асвагена установил дагестанский специалист по истории Кавказской Албании М.С.Гаджиев. У тех, кто признает сей факт установленным этим специалистом, не может быть оснований не признавать его вывод, закономерно вытекающий из сопоставления этого факта с другими фактами использования изображения «лунной подставки». А вывод его заключается в том, что обсуждаемый нами символ, зафиксированный на гемме царя Албании Асвагена, на сасанидо-кушанских монетах Хормизда (когда Хормизд был царевичем и правил в Кушане) и на монетах эфталитов (хионитов), «можно расценивать как символ боковой ветви династии Сасанидов, принадлежности к этому могущественному, «происходящему от богов» царственному роду» .

Таким образом, выбор аршакидским царем Албании Асвагеном сасанидского родового знака «лунной подставки» для своей печати говорит лишь о вассально-союзной связи этого царя с правившим тогда в Иране сасанидским родом. Этот факт ничего не символизирует из истории и культуры Кавказской Албании, кроме того, что в период правления царя Асвагена албанский правитель находился в фарватере политики иранского сасанидского рода и в родственных отношениях с этой персидской царской династией.

3. Где находится «Луна» на «лезгинском» Олимпе?

Выше мы попытались разобраться, существует ли историческое обоснование целесообразности размещения изображения «лунной подставки» на флагах организаций, называющих себя лезгинскими. И мы его не нашли. А есть ли такое обоснование в лезгинской культуре? Для этого надо вспомнить место «Луны» в лезгинской мифологии, так сказать, на «лезгинском» Олимпе.

По данным античных источников, в Кавказской Албании существовал культ главных божеств. Страбон перечислял их в такой последовательности: Гелиос, Зевс, Селена. Эти греческие теонимы соответствуют лезгинским названиям божеств («гъуцар») «Рагъ» («Солнце»), «Алпан» и «Варз» («Луна»).

О месте и роли различных божеств в религиозных верованиях предков лезгин уже существует много литературы. Об этом написано, например, в диссертации Ф.А.Бадалова . Далее мы кратко повторим общие сведения и рассуждения из данной работы о божествах «Рагъ» («Солнце»), «Алпан» и «Варз» («Луна») с добавлением собственных необходимых рассуждений.

Начнем с рассуждений и сведений о божестве «Варз». Специалистам известно, что почитание такого божества, как «Варз», отражено не только в фольклоре и лексическом материале, но и в материальной культуре албанского периода (особенно, в керамике). Но «Варз», по поверьям лезгин – «двуликое» божество. Одно его лицо – светлое лицо, улыбаясь, показывает свою лояльность верховному богу, а вот другое лицо – темное лицо обращено к хтоническим существам (чудовищам со сверхъестественными способностями). У лезгин распространено двоякое отношение к лунному божеству: с одной стороны, они его почитают, однако, в то же время относятся к нему с недоверием и опаской. Очевидно, что такое неоднозначное божество в лезгинской мифологии не может быть взято в качестве символа, олицетворяющего все лезгинское.

Другое дело, бог «Алпан». Поклонение «Алпану» - богу огня, громовержцу имеет очень древние корни на территории Кавказской Албании. Ему приписывали магическую очистительную силу. «Алпан» воплощал не только эту функцию, но и этический идеал справедливости (он обязан восстановить ее, если она нарушена в природе или в обществе). А огонь, молния и гром – его оружие («молния» на лезгинском языке называется «Алпандин ц1ай» – огонь «Алпана»). Можно было бы взять в качестве символа лезгин какое-либо из изображений «Алпана», если бы не две причины: 1) отсутствие какого-либо изображающего его символа и 2) наличие «Солнца», занимающего более важное, особое место в лезгинской мифологии.

Анализ археологического, языкового, фольклорного и других материалов подтверждает особый статус «Рагъ» («Солнца») в домонотеистическом пантеоне божеств лезгин. Сторонники этой точки зрения ссылаются на то, что изображение солнца в виде диска с расходящимися лучами является одним из характерных мотивов наскальных рисунков. На керамических изделиях часто повторяются именно такие рисунки. Повсеместно встречается также знак шестилучевого солнца и его символическое изображение – свастика. Солнечный календарь лезгин, который старшее поколение использует по сей день, снова же свидетельствует об особом статусе «Рагъ» в религиозных верованиях.

Отсюда ясно, что именно изображение «Солнца» – единственное, что мы можем использовать из лезгинской мифологии в качестве символа лезгин, но никак не изображение «двуликой» луны.

4. Что в XXIвеке на флаге ФЛНКА может символизировать изображение «лунной подставки»?


Флаг ФЛНКА.

К сожалению, после этого заявления «лезгинские историки и специалисты по албанскому периоду» не сказали ни слова, хоть как-то обосновывающего целесообразность размещения на флаге ФЛНКА этой «подставки», которая, к тому же, вовсе не является уникальным албанским символом. Как показано выше, данный знак использовался в атрибутике многих образований, игравших роль буферных, пограничных политических структур и находившихся в вассально-союзных отношениях с Сасанидами.

Вот почему данный знак не может демонстрировать «историческую связь» ФЛНКА «с албанским государством». Специалистами давно доказано, и мы уже писали об этом выше, что она, эта «подставка», является символом «чисто сасанидского происхождения» и символизирует лишь связь с Сасанидами и ничего более. В случае Асвагена этот символ, нанесенный на его печать, говорит лишь об одном: царь Албании находится в родственной связи с Сасанидами и в зависимости от этой правящей в Иране семьи. Как убедительно доказано теми же специалистами по истории Ирана, албанская царская династия, к которой относился Асваген, являлась аршакидской по отцовской линии, своим происхождением восходящей к корням в Парфии – в исторической части Ирана, и сасанидской по материнской линии, своим происхождением восходящей к корням в Парсе – в другой исторической части Ирана.

Историографией пока не установлено, участвовала ли в генезисе аршакидско-сасанидской семьи, правившей в Кавказской Албании до упразднения в ней Сасанидами царского престола в 461 году, какая-либо линия, своим происхождением восходящая к аборигенным народам Кавказской Албании. Науке неизвестна какая-либо кровная связь правившей в Vвеке в Албании «семьи» с предками лезгин, зато известна связь с Сасанидами «через материнское молоко» практически каждого члена этой «семьи»...

Дабы окончательно обосновать нелепость использования «лунной подставки» в качестве лезгинского символа, приведем еще один, уже современный пример. Сегодня, скажем, глава Республики Дагестан, где живут лезгины, на своей печати использует изображение «двуглавого орла» как символ подчиненности своей власти российскому государству. Будет ли уместным для нашего потомка, откопавшего на территории нынешней Махачкалы, спустя сотни лет, печать сегодняшнего главы Дагестана, где изображен «двуглавый орел», объявить этот знак лезгинским символом? Даже если мы все согласны с тем, что с Россией у лезгин связано исключительно доброе, это не делает и не сделает византийского «двуглавого орла» лезгинским символом. Так и с «лунной подставкой»: этот символ вассально-союзной связи Кавказской Албании с сасанидской империей не может считаться лезгинским символом хотя бы потому, что, используя этот символ, свое подчиненное Сасанидам положение указывали во времена раннего Средневековья, как уже установлено, многие политические образования, а не только Кавказская Албания.

Одним словом, использование сегодня изображения «лунной подставки» организациями, называющими себя лезгинскими, может символизировать одно из двух: либо эти организации ничем лезгинским, по сути, не интересуются и им эта символика нужна для чего-то другого, не относящегося к лезгинской проблематике; либо отдельные их представители, ратующие за эту символику, очень плохо знают лезгинскую историю и дают неадекватные советы руководителям таких организаций.

Все вышеизложенное убедительно показывает, что, сделав своей символикой изображение обсуждаемой пресловутой «лунной подставки», ФЛНКА, публично позиционирующая себя как лезгинская организация, поставила себя в неудобное положение. Что греха таить – ведь эту символику кто-то продвигал, проталкивал, отстаивал как знак демонстрации исторической связи ФЛНКА с албанским государством. Возможно, этот знак и предлагался ранее кем-то из специалистов для размещения на печатной продукции по албанистике, но изображение, которое было бы уместным на обложке научного труда по Кавказской Албании, совершенно не годится для символики современной лезгинской организации.

И те «знатоки», которые, в результате, убедили, пусть из лучших побуждений, Совет ФЛНКА разместить ту же самую «лунную подставку» на её флаге, попросту говоря, «подставили» нашу славную организацию. И не заметить это уже невозможно… Ведь очевидно, что если и обращаться к образу Кавказской Албании, чтобы отстоять этнокультурную самобытность лезгин – то совершенно нелогично заимствовать знак с печати именно того царя Кавказской Албании, который нивелировал эту самобытность из политических и прочих соображений.

Н.А. Абдулгамидов, преподаватель, г. Москва

Ниже приведены схожие материалы:

Похожие новости