Три примера диалога культур в современном обществе. Диалог культур в современном мире 3 примера диалога культур в современном обществе

Доклад доцента кафедры теологии и религиоведения философского факультета СГУ, кандидата философских наук
Ирины Викторовны Кутыревой на Пленарном заседании X Пименовских чтений

Человек, живущий в современную эпоху, эпоху стремительного развития всех сфер общественной жизни, нескончаемого производства личностных благ, привык к частым изменениям в разных сферах. Пришедший на смену 20 веку с его подчас казусными историческими перипетиями и динамичным развитием а зачастую и уничтожением столь же динамичным, 21 век заставляет человечество в целом и каждого отдельного индивидуума обратиться к вопросам, которыми жило человечество на протяжении всей своей истории. Именно в этот период наше общество, как никогда раньше, оказалось оторванным от своих духовных корней, именно в период прогрессивного развития (впоследствии выясняется, что прогресс подразумевал только лишь научное развитие и техническое совершенствование) с особой силой разрушались исконные ценности и традиции. Потери в области духовной культуры имели последствием практически полную утрату национальной идентичности. Человек начинает вспоминать свою историю и свою культуру, к сожалению только тогда, когда осознает необходимость ее незабвения. Разворачивание мировой политической ситуации свидетельствует о том, что момент возникновения подобного рода необходимости настал. Необходимость возрождения традиционной культуры (в том числе и как средство выхода из современного духовно-нравственного кризиса) в настоящий момент осознается обществом как одна из приоритетных задач.

Обозначенная тема ставит на центральное место проблему культурологического характера. На первый взгляд может показаться, что проблемы экономического характера, социальной незащищенности некоторых слоев населения, экологической безопасности, например, являются наиболее важными, нежели проблема сохранения «наследия», которое не будет являться жизненно необходимым голодающему населению, скажем, в момент экологической катастрофы. Тем не менее, если мы вспомним все трагедии в истории человечества, то на вопрос: «что помогло народу/стране/жителям остаться народом, а не просто нецивилизованным сообществом представителей homo sapiens?», то первое, что им помогло - это единство и осознание принадлежности к незыблемым ценностям. Обусловлено это тем фактом, что человек воспитывается в культуре и социализируется в ней. Культура - это память, система ценностей, жизненных представлений и образцов. В науке ни один из терминов не имеет столь множественных определений, как термин «культура», который объединяет все: и материальную и духовную составляющую. Именно то, что КАЖДЫЙ человек имеет свое глубокое культурное самосознание, обладает культурной памятью, которая формирует его ценностные идеалы на протяжении всей жизни, свидетельствует о том, что, родившийся в культуре не представляет жизни вне ее.

Но история демонстрирует, что каждая культура не может существовать обособленно. Как другие культуры существуют во взаимосвязи или проходили этап становления под воздействием внешней доминирующей традиции, столь трудно представить и русскую культуру в виде «идеально» целостного, исторически непрерывно развивающегося явления. Представить человечество 21 века включенного в процесс глобализации, увидеть развитые культуры, обогащенные прежним взаимовлиянием, имеющие индивидуальное самосознание, но не слышащих друг друга, к сожалению, не так сложно. Это парадоксальная реальность. Именно поэтому проблема «диалога культур» сегодня выходит на первое место.

Для России, как многонационального государства данная тема имеет значение еще и на внутреннем уровне. Как уже было отмечено, наша культура развивалась весьма неоднородно, тем не менее, стоит отметить ее основную направленность: русская культура - это преимущественно духовная культура.

Непонимание зачастую культурных особенностей связано с изучением или восприятием культуры с позиций чужих стереотипов. Россия в предыдущие эпохи пыталась найти свой путь развития путем подражания Европе. Подобная амбивалентность - с одной стороны, заимствовать архетипы европейских культур и зачастую насильно насаждать их для внешнего сходства, с другой, признавать свою самобытность, имеющую незыблемое основание - духовность, - свойственна для русской культуры.

Сегодня Запад задает клише, по которым следует оценивать уровень развития культуры. Одним из основных клише является свобода, которая противостоит закабалению в искусственно созданную форму культуры. Через призму свободы рассматривается уровень развития. Но не следует забывать, что границы есть даже у свободы, иначе она превращается в хаос. Русская культура отличается тем, что понимает границы дозволенного и отсекает неприемлемое. Эти границы базируются на нравственных ценностях, религиозной составляющей, которая долгое время являлась образцом верного восприятия и понимания происходящего вокруг.

В связи с тесным взаимодействием всех стран при решении глобальных проблем происходит познание внешних культур, которое оказывает влияние на внутреннее культурное самосознание. Под подобным воздействием современная культура в России находится в изменяющемся состоянии. В ее развитии нет единого направления. Сегодня религия и в частности Православная церковь отделена от государства, но признаётся ведущей в духовно-нравственном направлении и воспитании. Для сохранения культурного многообразия и культурной идентичности необходимо восприятие каждой из культур как равноправной и необходимой для сохранения исторической памяти нашего народа. Диалог культур возможен только в том случае, если он происходит при участии представителей разных культур. Говорение самого с собой не является диалогом. Кроме того, диалог предполагает равноправие участников, которое должно базироваться на взаимоуважении. Уважение к другой, чужой культуре основывается на уважении своей собственной и воспитывается с детства. Представление о своей культуре как единственной форме верного культурного освоения и наличествования, кажется примитивным. Если человек ценит культуру в которой он воспитан, уважает себя как личность, то он должен уважать и «Я» другого человека, который также обладает культурным сознанием, и воспитан в другой культурной традиции. Подобное сознание должно прививаться с детства для минимизации возможностей конфликта на межнациональной почве или религиозной вражды. Естественно, что развитие культуры не ограничивается только религиозной составляющей, тем не менее, как явно нам демонстрирует последнее десятилетие 20 века, разрыв между светской и религиозной культурой был настолько существенен, что мог привести к пошлому культурному переосмыслению всего исторического наследия. Сегодня мы видим попытку налаживания диалога между светской и религиозной культурой. И в очередной раз, когда терпят крах попытки договориться посредством делового языка, возникает необходимость обращения к незыблемым ценностным основам, установкам, на которых столетиями держалось русское самосознание.

Несомненно, что исследование духовной культуры народа следует начинать с религии, как с первоистока духовности. Религия Руси - православие — всегда играло определяющую роль в формировании главных жизненных ценностей, принципов межличностного взаимодействия, мировоззренческих и моральных установок, тем самым, являясь одним из главных факторов формирования русской духовной культуры. Конечно, необходимо понимать, что своеобразие русской культуры не исчерпывается влиянием православия. Определенное воздействие на русскую культуру в последние столетия имела западно-европейская традиция, о влиянии которой говорилось всегда много и красочно. Во всяком случае, следует сказать, что на исследования влияния западной культуры на русскую запрета никогда не было. Православие же, особенно в советскую эпоху, долгое время относилось к закрытым темам. Таким образом, многолетнее замалчивание духовной составляющей в русской культуре создало тяжелый вакуум, который как никогда ощущается сегодня, и возникает жизненная необходимость его заполнения.

В конце прошлого века в русской культуре стала остро ощутима прерванная связь преемственности культурной жизни, изменился процесс духовного производства, который отразился на изменении личности. Именно с этим связан современный антропологический кризис - в отрыве от своих духовных корней выросло уже не одно поколение. Поэтому сегодня как никогда необходим процесс возрождения культурных традиций и прививания нравственных ценностей. Определяющую роль в созидании нашей культуры играет воспитание духовно здорового поколения, обладающего культурным самосознанием, уважающего свои истоки и традиции. Сегодня понятия светскость и религиозность перестали выступать как взаимоисключающие друг друга. Сейчас мы видим процесс созидания, процесс укоренения нравственных идеалов, воспитание уважения к своей истории и своей культуре, ликвидацию неграмотности и невежества в восприятии религиозных основ культуры. Образовательное пространство сегодня призвано уменьшить пропасть между тотальным незнанием и пониманием ценностных ориентиров, ликвидировать существующие пробелы. Введение в общеобразовательных школах основ религиозных культур и светской этики свидетельствует о постепенном возвращении к нравственным истокам.

Готовность высшей школы к реализации в рамках Федеральных государственных образовательных стандартов подготовки бакалавров и магистров по направлению «Религиоведение», «Основы религиозной культуры и светской этики» в рамках Педагогического образования, «Теология» обусловлены социальной необходимостью для формирования качественно подготовленных кадров, воспитывающих на должном высоком профессиональном уровне существующее поколение.

Но все же, удивляет отношение к «Теологии» некоторой части российской элиты. Введение одного из многих образовательных направлений, закрепленных в государственном перечне, толкуется как тотальная клерикализация вузовской системы.

Думается, что богословское образование с его мощным гуманитарным и гуманистическим посылом - это разумное дополнение к тому спектру специальностей, которые сегодня реализуются в вузах. Специалисты-теологи сегодня востребованы и самой церковью, и - в неменьшей степени - современном обществе, где ощущается острая нехватка теологических представлений и конкретных знаний. Только получив университетское теологическое образование, выпускник в состоянии проводить соответствующую экспертную работу, терпеливо и профессионально разбираться в сложнейших социально-политических и межконфессиональных отношениях, со знанием дела истолковывать произведения живописи и литературы, полноценно осознавать законы мироустройства. В Саратовском университете это хорошо понимают, и мы планируем расширять спектр образовательных услуг в теологической сфере. Мы понимаем, что сегодня теология в академическом пространстве - неотъемлемая составляющая всей образовательной сферы, отвечающая за формирование религиозной культуры. Университетское теологическое образование на сегодняшний день реализуется в 34 городах РФ. Лицензию на подготовку теологов получили 37 государственных образовательных учреждений, среди которых почетное место занимает Саратовский государственный университет. В текущем году в университетской среде произошло одно из важных событий, ознаменовавшее возврат к традиции, а именно, воссоздание кафедры теологии и религиоведения. Уже в этом году в университете был сделан первый набор студентов-магистров по направлению «Теология».

В наступающем 2013 году планируется начать подготовку бакалавров и магистров по «Основам религиозной культуры и светской этики» в рамках педагогического образования, что обусловлено социальным запросом, который определяет востребованность выпускников религиоведов и теологов в различных институтах государственной власти, общественных структурах, образовательных и культурных учреждениях, средствах массовой информации.

Хочется надеяться, что выстроенная сегодня тенденция, в том числе в образовательном пространстве Саратовского университета, в достаточно скором времени приведет к долгожданным результатам, а в целом внесет вклад в достижение сбалансированности нарушенного диалога в современной культуре между ценностями материальными и духовными.

В рамках прошедшего в Санкт-Петербурге Евразийского женского форума губернатор Югры Наталья Комарова провела первое заседание международного дискуссионного клуба «Женщины-губернаторы – стратегия эффективности и развития территорий». Отметим, что в нём приняли участие не только главы регионов. «Наш клуб открыт для всех женщин, которые работают для людей, занимаются развитием территорий и граждан. Форум проходит в год семидесятилетия принятия Генеральной Ассамблеей ООН Всеобщей декларации прав человека, в преамбуле которой было впервые закреплено равноправие женщин и мужчин во всех государствах Земли», - сказала Наталья Комарова.

Дискуссионный клуб, который собрала губернатор Югры, состоял из самых влиятельных женщин планеты. За круглым столом собрались председатель Конгресса местных и региональных властей Совета Европы, Чрезвычайный и Полномочный Посол ЮАР в России, женщины-руководители из России, Казахстана, Молдовы, Сербии, Ботсваны, Норвегии, ОАЭ.

«В работе форума принимают участие представители свыше 120 государств, он приобретает глобальный охват, содержательную глобальную повестку. Современный мир остро нуждается в гуманизации международных отношений, выстраивании равного, лишённого какой-либо дискриминации диалога между странами. Этот тезис особо выделен в проекте резолюции нашего форума и, безусловно, его носителями выступают женщины в политике», - отметила Наталья Комарова.

«Я хотела бы поблагодарить губернатора Югры Наталью Комарову за приглашение, за возможность высказаться на столь важную тему. Вопрос о женщинах в политической жизни занимает центральное место в демократических культурах, которые мы строили за последние десятилетия. Около 20 лет назад, когда моя политическая карьера только началась, редко можно было встретить женщину на высоких политических должностях. Но времена меняются. Сегодня, когда значимость женщин в политике растёт, появляется необходимость создания диалога и наращивания сотрудничества между женщинами для повышения внимания к женской повестке и использования потенциала женщин», - сказала председатель Конгресса местных и региональных властей Совета Европы (Австрийская Республика) Гудрун Мослер-Тёрнстрём.

Участницы клуба, всего их было 88, обсудили такие направления, как «Обеспечение мира и безопасности, построение миролюбивого, справедливого и свободного от социальных барьеров общества», «Международное, межрегиональное сотрудничество», «Женский вклад в становление нового технологического уклада».

«О структуре шестого технологического уклада, его доминирующих технологиях ученые продолжают спорить и сегодня. Очевидно одно: уклад – это очаг человеческой цивилизации. Хранителем очага испокон веков являлась женщина. Она знает, как наладить все процессы, чтобы очаг служил семье. В данном случае семья - это всё человечество», - с такой позиции губернатор Ханты-Мансийского округа предложила построить разговор о вкладе женщин в становление нового технологического уклада.

Одной из выступающих по данной теме стала глава Шумадийского округа Республики Сербия Биляна Илич-Стосич. Она рассказала, что в Сербии уже много лет успешно реализуется проект Союза деловых женщин страны. Он нацелен на повышение высокотехнологичных, цифровых компетенций женщин, их включение в четвертую технологическую революцию в качестве полноценных участников.

«Мы хотим, чтобы современная женщина активно участвовала в современных технологиях. Одна из целей проекта – увеличение числа женщин, которые начинают заниматься собственным делом. Особенно важно – поддержать женщин, оставшихся без работы после 45 лет. После прохождения специализированных секций, они реализуют свои способности, используя интернет-возможности», - рассказала Биляна Илич-Стосич.

Она также сделал акцент на проектах, направленных на раскрытие потенциала девочек. Этой теме на заседании дискуссионного клуба было уделено большое внимание. Как отметила губернатор Югры, успешное освоение передовых технологий, их укоренение в нашей жизни требует как можно более раннего старта. «Готовясь ко второму Евразийскому женскому форуму, мы не могли обойти стороной проблему, связанную с полноценным вовлечением в жизнь общества девочек-тинэйджеров. Более 32 миллионов девочек из беднейших слоев населения планеты не ходят в школу. Эта и ряд других проблем охвачены утвержденной ООН повесткой дня в области устойчивого развития. В частности, поставлена цель к 2030 году принять меры для недопущения детских браков и гарантировать школьное обучение для всех девочек», - сказала Наталья Комарова.

По её мнению, решение этих задач зависит не только от строительства новых образовательных учреждений, но и от того, как мыслит эта группа тинэйджеров, как она смотрит на мир. Важно обеспечить условия для формирования у девушек проактивной позиции в отношении себя и окружающего мира. В этой связи глава региона рассказала, что в мае этого года в нашем округе прошла исследовательская сессия «Мир подростков и молодежи: интересы, риски и возможности для Югры», в ходе которой проводились социологические и психологические исследования подростков. По итогам была сформирована общая картина того, каким они видят будущее для себя и нашего округа, каких жизненных ориентиров придерживаются.

«Впервые за столом такого высокого форума присутствуют такие юные девушки. В ходе своих командировок я стараюсь встречаться с молодёжью. Общаясь с ними, я услышала, что им не хватает таких площадок, где можно узнать успешный опыт старших, где можно самореализоваться. Нам важно их этим обеспечить», - поделилась заместитель председателя Внешэкономбанка, руководитель программы «Комплексное развитие моногородов» Ирина Макиева.

О практике выстраивания такой работы в нашем округе рассказала ученица средней школы №3 из Ханты-Мансийска Екатерина Манвелян: «Переходя в старшую школу, невольно задумываешься, что главный выбор, который предстоит сделать каждому подростку – это выбор будущей профессии. В любом случае, какую бы профессию мы не выбрали, нас, молодых, объединяет желание работать на благо своего города, региона, страны, менять жизнь на этой планете к лучшему. Мы не просто мечтаем о дивном новом мире, но и создаем его здесь и сейчас. Во многом с этим мне и моим знакомым помогла исследовательская сессия «Мир подростков и молодёжи», участниками которой мы стали в мае этого года в Ханты-Мансийске».

Школьница рассказала о деятельности волонтёров в Югре, привела конкретные примеры. Так, доброволец из Нижневартовска Дмитрий Лисовой шестой год подряд реализует проект «Нижневартовск – город без барьеров». Он выявляет тротуары, переходы, лестницы, не приспособленные для удобного перемещения маломобильных людей, и вместе с городской администрацией делает их доступными для всех.

В Сургутском районе волонтёр Кристина Кырова сначала обустроила двор своего дома, а затем предложила проект по благоустройству соседних дворов. Её поддержали благотворители и спонсоры. За счёт проекта уже преобразились 38 дворов.

«Мне кажется, этот проект хорошо отражает суть нашего добровольческого движения. Планета – наш общий дом, за который мы все в ответе. Поэтому наши земляки участвуют в различных гуманитарных миссиях. Недавно губернатор Югры поддержала инициативу создания «Российского добровольческого гуманитарного корпуса», который займётся обучением и подготовкой волонтеров, позволит нам работать и заводить новых друзей по всему миру. Создаст дополнительные возможности для девочек-подростков благодаря практике работы с международными проектами», - поделилась Екатерина Манвелян.

Заседание международного дискуссионного клуба состоялось 21 сентября. Этот день по решению ООН объявлен Международным днём мира. Поэтому участницы обсудили подходы к построению миролюбивого, справедливого, безопасного общества.

«Уязвимость и хрупкость всей системы обеспечения глобальной мировой безопасности стала особенно очевидной под ударами международного терроризма, обустроившего себе логово на территории когда-то преуспевающей Сирийской Арабской Республики. Я посетила Сирию в этом году, была очевидцем последствий войны», - поделилась Наталья Комарова.

Своим опытом поделилась участница из Турции, страны, принявшей на себя основную волну сирийских беженцев, реализующей различные программы их поддержки и адаптации, вице-президент Конгресса местных и региональных властей Совета Европы Гайя Доганоглу.

«Сегодня я буду говорить от имени Антальи. Анталья выступает за международный мир. Первый саммит сообщества «Сильных городов» по укреплению сообщества против насильственного экстремизма состоялся в Анталье в 2016 году. К примеру, как муниципалитет мы представляем Турцию в этой сети, чтобы поддерживать международный мир и бороться с радикализмом. Как вы все знаете, местные органы власти играют важную роль в направлении усилий центрального правительства во все слои общества. Местная координационная группа по вопросам общественного порядка и безопасности в провинции Анталья реализует различные проекты совместно со всеми соответствующими государственными институтами, НПО и университетами. Их проекты направлены главным образом на содействие адаптации сельских и сирийских иммигрантов к городской культуре; содействие взаимопониманию и диалогу между различными этническими, политическими, культурными группами. Была создана платформа для расширения взаимодействия между ассоциациями гражданского общества», - рассказала Гайя Доганоглу.

Отличительная черта нынешнего форума – в его практической направленности. В частности, состоялась сессия Организации Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), работа женского делового клуба БРИКС. «Эти идеи близки нам, так как наш регион – инициатор создания Совета регионов стран БРИКС, мы последовательные сторонники развития горизонтальных межгосударственных связей», - отметила губернатор Югры Наталья Комарова.

В ходе обсуждения данного направления - «Международное, межрегиональное сотрудничество» - участницы говорили об устойчивом развитии территорий. Опытом поделились Чрезвычайный и Полномочный Посол Южно-Африканской Республики в Российской Федерации Номасонто Мария Сибанда-Туси, мэр округа Нурланн Королевства Норвегия Сони Элис Стин, губернатор Мурманской области Марина Ковтун, президент фонда развития общественной дипломатии «Женский взгляд», член экспертного совета Комитета по развитию женского предпринимательства «Опора России» Вероника Пешкова, глава Самары Елена Лапушкина.

Обсудив все эти направления, участницы международного дискуссионного клуба «Женщины-губернаторы – стратегия эффективности и развития территорий» приняли декларацию о намерении создания Евразийского объединения женщин – региональных лидеров.

«Наше гармоничное соседство, диалог культур, гуманитарное и экономическое партнёрство – огромный ресурс для мирного, устойчивого развития, взаимного обогащения наций. Перспективным инструментов для раскрытия потенциала такого сотрудничества и может стать Евразийское объединение женщин – региональных лидеров. Оно позволит наладить контакты и обмен практиками между руководителями муниципального и регионального уровней, парламентариями, предпринимателями и общественными лидерами, развивать гражданское общество наших стран через призму «женской» народной дипломатии», - прокомментировала данное решение губернатор Югры Наталья Комарова.

Министр местного самоуправления и развития сельских районов Республики Ботсвана Пелономи Венсон-Моитои, в свою очередь, заметила, что проблемы, поднятые на форуме, актуальны и для других континентов. «Ваши намерения столь масштабны и столь благородны, что касаются всех женщин на свете. Вопросы, которые сегодня здесь обсуждались, могут сработать где угодно в мире. Я бы не ограничивала всё это евразийским пространством, хочется принять во всём этом участие», - сказала участница из Африки.

Также участницы решили создать на портале Евразийского женского сообщества интернет-площадку «Евразийское объединение женщин – региональных лидеров».

По мнению губернатора Ханты-Мансийского округа, это объединение станет новой точкой отсчёта в истории отношений представленных на форуме стран, придаст ускорение по другим векторам сотрудничества.

В ходе финального пленарного заседания Евразийского женского форума председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко отметила, что клуб в рамках форума собрался впервые и есть надежда, что в следующий раз участников будет больше.

Вариант 1 и 6

Благодаря правосознанию:

- уменьшается количество случаев посягательства на чужую собственность, так какматериальный мир для гражданина приобретает свойство принадлежность (частная, личная и государственная собственность);

Уменьшается случаи посягательства на жизнь и здоровье других, так как другие люди осознаются и охраняются в своей физической целостности и нравственном достоинстве нормами закона;

Уважение прав и свобод других людей, так как личность объективирует и осознает свои действия и нравственные качества в свете правовых норм общества и его законов.

С5. Индивидуа́льность - совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого; своеобразие психики и личности индивида, неповторимость, уникальность. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, в специфике интересов, качеств перцептивных процессов.

Индивидуальность - специфические черты человека, которые отличают его от других людей.

В понятие индивидуальность включается: интеллект, характер, темперамент, социальные отличия.

С6. Главные минусы: безработица, большой разрыв между бедными и богатыми, инфляция.

1.создание новых рабочих мест, переквалификация рабочих, поддержка государством малого бизнеса

2. увеличение социального налога

3. инвестиции в производство

С7. Вертикальная Социальная мобильность. Нисходящая и восходящая. Нисходящая.- актриса вынуждена работать официанткой. Восходящая – главная роль в популярном фильме.

1.1 Определение власти.

1.2 Сущность власти и её функции

1.3 Виды власти

2. Общественные отношения

2.1 Понятие и элементы общества

2.2 Типы и виды отношений в обществе

3. Политическая власть в обществе, её функции и свойств

ВВЕДЕНИЕ

ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЛАСТИ

СООТНОШЕНИЕ ПОЛИТИКИ И ВЛАСТИ

СТРУКТУРА ВЛАСТИ

СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ ВЛАСТИ

ФУНКЦИИ ВЛАСТИ

КОНЦЕПЦИИ ВЛАСТИ

РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТИ

РЕСУРСЫ ВЛАСТИ

ПОЛИТИЧЕСКОЕ ГОСПОДСТВО И ПОЛИТИЧЕСКАЯ. ЛЕГИТИМНОСТЬ

ПОНЯТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО ГОСПОДТВА

ЛЕГИТИМНОСТЬ ВЛАСТИ

ТРАДИЦИОННАЯ ЛЕГИТИМНОСТЬ

ХАРИЗМАТИЧЕСКАЯ ЛЕГИТИМНОСТЬ

ЛЕГАЛЬНАЯ И РАЦИОНАЛЬНО-ПРАВОВАЯ ЛЕГИТИМНОСТЬ

СРЕДСТВА ЛЕГИТИМАЦИИ ВЛАСТИ

2 вариант

- «Задачей предпринимателей в условиях рынка является направление экономических акций. За ними остается и функция производственного контроля».

Три способа воздействия на потребительский спрос

1) изменить предпочтения покупателей при помощи рекламы скрытой или явной (новый или мой товар лучше и почему)

2) влияние при помощи грамотной ценовой политики - использование системы скидок: накопительных, разовых, проведение лотереи, использование клубных карт и тд

3) использование кредитной системы, банковских платежных систем

С5 Социальный контроль - механизм поддержания социального порядка путем использования властных полномочий и санкций.

- В зависимости от используемых средств выделяют два типа социального контроля:

неформальный и формальный.

В широком смысле слова социальный контроль можно определить как совокупность всех видов контроля, существующих в обществе.

идеологическая (участие в разработке новых учебных программ, новых стандартов среднего образования);

финансовая (осуществление государством финансирования учреждений образования и культуры)

надзор и контроль в сфере образования (проверки школ, проведение единого государственного образования);

С.7 Претензии Анны Ивановны обоснованы. В данном случае налицо дискриминация по возрастному признаку (часть 1 статьи 64 ТК РФ) и обращение Анны Ивановны в суд правомерно с условием наличия отказа в приёме на работу в письменной форме. Данное дело будет рассмотрено в рамках гражданского судопроизводства. Анна Ивановна будет выступать в роли истца.

С8. Проблема познаваемости мира

1)Сущность познания

а)Чувственное П.

б)Научное познание

в)Познание и вера

г)Познание и истина

2)Столкновение научного и житейского

а)Влияние традиционного на наше познание (религия, опыт поколений, традиции...)

б)Научно-обоснованные факты

3)Вывод: Пути решения проблемы познаваемости мира

Вариант 3, 5

С3 Примеры диалога культур

Дни Франции (Англии, Украины и т.д. и т.п.) в России;

Различные выставки зарубежного искусства;

- «Русские сезоны» в Париже.

С5 Налоги, обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц.

Налоги бывают прямые и косвенные.

Налоги возникли с разделением общества на классы и появлением государства.

С6 Признаки этнической принадлежности:

Язык (Родным языком Михаила является русский язык)

Культура (В семье М. очень любят языческие праздники славян)

Территория проживания (Михаилу удалось установить, что его предки испокон веков проживали на территории России)

С7 . - исполнительную власть будет возглавлять правительство;

Руководство внешней политикой страны;

Правительство будет ответственно перед парламентом и частично перед президентом.

С 8. План «Трудовой договор в РФ

1. Понятие трудового договора.

2. Заключение трудового договора.

3.1. Работодатель

3.2. Работник

3.3. Срок договора

3.4. Испытание при приеме на работу

3.5. Оплата труда

3.6. Режим рабочего времени и время отдыха

4. Прекращение трудового договора

5. Особенности регулирования трудовых правоотношений некоторых категорий работников.

5.1. Сезонные работники

5.2. Временные работники

5.3. Труд совместителей

5.4 Надомники

4 вариант

Зарождаются (После реабилитации деда, в семье Ивановых стало традицией в День памяти жертв политических репрессий посещать мемориал)

Навязываются (Указ Петра Великого о праздновании Нового года)

С4 по тексту

С5 Политическая элита - привилегированная группа, которая занимает руководящие позиции во властных структурах и непосредственно участвует в принятии важнейших решений, связанных с использованием власти.

Политическая элита - избранная часть общества, определяющая государственную политику.

Различают высшую политическую элиту, принимающую значимые для государства решения; среднюю, участвующую в подготовке и реализации решений; административную, предназначенную для исполнительской деятельности, однако на деле обладающую большим влиянием на политику.

Владеть Ф. Приобрёл в собственность новейший компьютер

Пользоваться Теперь Ф. выполняет на компьютере точнейшие чертежи

Распоряжаться На время каникул Ф. разрешил попользоваться своему другу

В данном случае социальная среда выступает как определяющий фактор развития личности.

СРЕДА - это окружающие человека общественные, материальные, духовные, природные условия его существования, формирования и деятельности, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий.

Два дополнительных фактора

НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ - это генетическая программа биологических признаков, получаемая ребенком от родителей при рождении.

ВОСПИТАНИЕ - целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной деятельности формируемой личности по овладению всей совокупности общественного опыта.

Как и тысячи лет назад, мир не обходится без раздоров и войн, только теперь их локальный характер может трансформироваться в глобальный конфликт, способный охватить весь земной шар. Предотвратить опасность поможет диалог культур, пример которого демонстрируют страны, объединившие усилия против мирового терроризма.

Диалог и культура

Разберемся в понятиях. Культурой называется все то, что человечество создает в материальном мире и в духовной сфере. Она, несомненно, объединяет людей, поскольку использует одни и те же «коды», свойственные Homo sapiens как виду. К примеру, в культурном багаже всех народов есть зашифрованное в мифах и творчестве осмысление таких понятий, как начало и конец, жизнь и смерть, добро и зло. На этих общих точках в соприкосновении различных культур выстраивается их диалог - взаимодействие и сотрудничество, использование достижений друг друга. Как в любой беседе, в диалоге национальных культур есть стремление понять, обменяться информацией и обозначить собственную позицию.

Свои и чужие

Нередко люди судят о культуре другого народа с точки зрения превосходства. Позиция этноцентризма свойственна как Западу, так и Востоку. Еще древнегреческие политики делили всех людей планеты на примитивных варваров и образцовых эллинов. Так зародилось представление о том, что европейская общность - эталон для всего мира. С распространением христианства презираемой частью общества стали язычники, а истина считалась прерогативой верующих.

Гнусным порождением этноцентризма является ксенофобия - ненависть к чужим традициям, мыслям и взглядам. Примеры диалога культур, в противовес нетерпимости, доказывают, что взаимоотношения между народами могут быть цивилизованными и плодотворными. В современном мире процесс диалога становится интенсивней и разнообразней.

Зачем нужен диалог

Сотрудничество не просто содействует созданию общемировой культуры, но и оттачивает своеобразие каждой из них. Взаимодействие позволяет решать всем вместе глобальные планетарные проблемы и насыщать свое духовное пространство достижениями других этносов.

Современное понимание диалога культур учитывает тот факт, что сегодня, благодаря сети Интернет, каждый человек имеет уникальную возможность утолить информационный голод и познакомиться с мировыми шедеврами.

В чем проблема?

Будучи участниками разного рода межкультурных отношений, люди довольно сильно отличаются в рамках обычаев, языков, национальной одежды, кухни, норм поведения. Это затрудняет контакты, однако настоящая проблема кроется в другом.

Дело в том, что каждый человек склонен воспринимать другое через призму своего, привычного и понятного. Воспринимая другие цивилизации через рамки своей, мы сужаем возможность диалога культур. Пример: чуждый европейцу мир пигмеев, живущих в экваториальных лесах Африки, заставляет его относиться к этому народу свысока. И лишь ученым, вплотную занимающимся исследованием племен пигмеев, известно, насколько удивительна и «продвинута» их культура и в какой степени гармонично они сосуществуют с планетой, нежели так называемый цивилизованный человек. Печально, что коммуникационное препятствие чаще всего бывает неосознанным.

Есть ли выход? Безусловно! Эффективное культурное взаимодействие между народами возможно, если этому целенаправленно и терпеливо учиться. Необходимо понимать, что быть культурным народом, как и таковой личностью, значит иметь развитое чувство ответственности и нравственности.

Восточная и западная модели: действие и созерцание

В наши дни особую значимость приобрел диалог культур Запада и Востока. Первая ориентирована на технологию и динамичное, активное развитие всех областей жизни, вторая модель - более консервативная и гибкая. Если воспользоваться гендерными формулами, можно сказать, что восточная культура сходна с женским началом, а западная напоминает мужской тип восприятия действительности. Для западного менталитета характерно разделение мира и понятий на черное и белое, ад и рай. В восточной традиции мир понимается как «все во всем».

Россия между двумя мирами

Россия в диалоге культур Востока и Запада является неким мостиком. Она объединяет обе традиции и выступает посредником между ними. Культуролог и философ Михаил Бахтин считал, что эта миссия может привести к одному из трех итогов:

1. Культуры вырабатывают на основе синтеза единую общую позицию.

2. Каждая культура сохраняет самобытность, а посредством диалога обогащается достижениями другой стороны.

3. Осознавая принципиальные различия, воздерживаются от взаимодействия, но не ссорятся и не воюют.

Есть ли у России собственная культурная магистраль? Место нашей страны в противоречивом культурном контакте в различные эпохи рассматривалось по-разному. В середине позапрошлого века отчетливо выделились славянофильский и западнический взгляд на эту проблему. Славянофилы считали путь России особенным, связывая эту исключительность с глубокой религиозностью и эмоциональностью. Западники утверждали, что страна должна взять на вооружение богатейшие достижения западной цивилизации и учиться у нее.

Во времена СССР культурная идентификация России и вовсе приобрела политический, классовый оттенок, и разговор о ее собственном пути стал неактуальным. Сегодня он возобновился и демонстрирует как раз тот самый пример в диалоге культур, когда требуется вдумчивое и осознанное понимание ценности взаимного приятия ради сохранения мира.