Музей религии и атеизма. Государственный музей истории религии

Государственный музей истории религии (ГМИР) является единственным учреждением в России, да и по всему миру подобных мест мало. Собираемая годами коллекция до сих пор пополняется со всех уголков мира. В одном заведении собрано более 200 тысяч экспонатов.

Музей истории религии Санкт-Петербурга

Основание музея истории религии и атеизма в Санкт-Петербурге условно разделяется на два этапа: заложение основ и традиций научной, просветительной, экспозиционной и исследовательской работ и восстановление фонда после войны.

История основания

Президиум Академии наук СССР 7 сентября 1930 года выдвинул инициативу об открытии подобного заведения. Уже 26 апреля 1931 года идею поддержала Центральная избирательная комиссия СССР. Первым директором и учредителем музея религии был известный этнограф и историк тех времен - Владимир Германович Тан-Богораз.

Все свое время существования (до 2000 года) музей религии находился в Казанском соборе на Невском проспекте. Первая коллекция была создана из экспонатов других музеев, в частности, Эрмитажа и Кунсткамеры.

Учреждение задумывалось как площадка для изучения и анализа религий. Первые сотрудники проводили серьезную научную работу, а не только хранили экспонаты.

К началу войны была собрана богатейшая экспозиция, состоящая из ценных и редких реликвий основных ветвей религии и отдельных направлений внутри них. Хранилась там и внушительная коллекция книг по религиоведению и соответствующей истории. Во время войны сотрудники заботились о сохранности экспонатов, у них даже получалось организовать несколько выставок.

В послевоенные годы шло восстановление и пополнение музея, он стал известен и за пределами СССР. В то время активно создавались экспозиции по религиям отдельных стран. Много энергии и сил в укрепление позиций учреждения вложил его тогдашний директор, выдающийся знаток истории религиозных движений и общественный деятель - В.Д. Бонч-Бруевич, проживавший в Москве и руководивший музеем прямо оттуда.


Современное положение

В 2000 году ГМИР переехал на новое место. В России впервые после почти векового перерыва комплекс разместился в специально оборудованном и приспособленном для музейных нужд здании. Сотрудники по-прежнему изучают памятники культурного наследия и ведут экспозиционно-выставочную деятельность.

Новыми направлениями их работы стали:

  1. Создание просветительских и музейно-педагогических программ.
  2. Создание актуального музейно-туристического продукта, адресованного разным группам посетителей.
  3. Участие в решении социально-культурных проблем Северо-западного региона.

Проблематика достаточно сложна, но в нейтральном пространстве музея профессиональная работа сотрудников позволяет знакомиться с религией на доступном языке. Основная задача специалистов - научить уважать историю и культуру различных народов, воспитать осознанную толерантность по отношению к разным конфессиям и этническим группам.


Музейные экспозиции

ГМИР с самого начала своей истории постоянно пополнял свою коллекцию. Многие экспонаты хранятся с самого открытия, но часть из них составляют экспозиции, созданные буквально несколько лет назад.

Постоянные

Сегодня в музее религии открыты для посещения следующие разделы постоянной экспозиции:

  • история русского православия;
  • католицизм;
  • протестантизм;
  • религии Востока: буддизм, индуизм, конфуцианство, даосизм, синтоизм;
  • ислам;
  • архаические верования и обряды;
  • религии Древнего мира: политеизм;
  • религии Древнего мира: иудаизм и возникновение монотеизма;
  • возникновение христианства.


Детский отдел

Отдел «Начало начал» - это комплексное интерактивное экспозиционное пространство, дополняющее постоянную экспозицию музея религии. Использование только копий и муляжей предметов является его важной особенностью. Таким образом, детям спокойно разрешают брать все вещи в руки, рассматривать их и исследовать.

Сочетаются обозреваемый контент программы и интерактивная форма подачи материла с помощью мультимедийной системы и игровых технологий. В ноябре 2011 года отдел «Начало начал» стал победителем Всероссийского конкурса детских музейных программ. В настоящее время представлены две интерактивные программы: «Андрокл и лев» и «Собака по имени Тигр».


Фонды экспонатов

Экспозиции разделены на пятнадцать фондов, объединяющих в себе более узкие комплексы.

Архаические и традиционные верования

Вещественные и изобразительные памятники, которые характеризуют архаические и традиционные верования народов России, ближнего зарубежья, коренного населения Америки, Африки, Азии, Океании.

Коллекции традиционных верований и входящие в них экспонаты:

  1. Коренных народов Сибири и Дальнего Востока: различные атрибуты обрядов и сибирского шаманства.
  2. Народов Поволжья: ритуальная утварь и музыкальные инструменты, жреческие одеяния, приношения духам, амулеты.
  3. Народов Кавказа: жреческие костюмы, жертвоприношения из святилищ, материалы обрядности новогоднего праздника, амулеты, ритуальное печенье.
  4. Русских и белорусов: святочные маски, ритуальное печенье, купальские венки, куклы-кукушки, птицы-гулюшки, материалы по погребально-поминальной и свадебной обрядности.
  5. Народов Индонезии и Меланезии: сумки для священного риса, жезлы и жреческие гадательные книги, меланезийские скульптурные изображения предков, корабль мертвых.
  6. Индейцев Америки: шаманские маски и наголовья, шумящие танцевальные браслеты.
  7. Народов Африки: маски, скульптуры, вооружение.
  8. Археологические раскопки средневекового Пятницкого могильника города Мурома (IX–XI века). Включает бронзовые украшения и железное оружие.


Религии ранних цивилизаций

Разделы собрания фонда соответствуют их делению по исторической, культурной и религиозной принадлежностям.

  1. Нумизматическая (VI-V вв. до н. э. - IV в. н. э.).
  2. Археологическая (VI в. до н. э. - XIII в. н. э.).
  3. Скульптура.
  4. Отдельный комплекс экспонатов составляет гипсовая скульптура XIX-XX вв., переданная в 1950-х годах из Академии художеств и Государственного Эрмитажа.
  5. Графика.
  6. Произведения западноевропейских мастеров XVIII-XIX вв. на античные сюжеты.


Православие

Основная часть собрания - памятники XVII-XX веков, специфику определяет многообразие иконографического материала.

Коллекции и комплексы экспонатов:

  1. Иконы конца XVII — начала XVIII вв.
  2. Иконы мастерского письма конца XIX — начала XX вв.
  3. Масляная живопись.
  4. Печатная графика.
  5. Гравированные и литографированные лубки.
  6. Оригинальная графика.
  7. Акварельные старообрядческие рисунки XVIII-XIX вв.
  8. Советские плакаты и карикатуры 1920—1940-х гг.


Ислам

Собрание фонда включает предметы культа, графику, живопись, произведения декоративно-прикладного искусства. Они представляют догматику, обряды, культуру и образ жизни народов, исповедующих ислам. Основная часть экспонатов датируется XVIII-XXI вв.

Коллекции:

  1. Предметы культового назначения.
  2. Произведения декоративно-прикладного искусства и предметов быта.
  3. Религиозные настенные хромолитографии, изданные в Казани в конце XIX — начале XX вв.
  4. Религиозные плакаты и «народные картинки» из стран зарубежного Востока.
  5. Амулеты и обереги.
  6. Женские украшения с религиозными символами.
  7. Живописные и графические произведения русских и советских художников.
  8. Гравюры к русскому переводу книги Д′Оссона «Полная картина Оттоманской империи».


Иудаизм

Различная ритуальная утварь и графика, в том числе из действующих синагог. Хронологические рамки фонда: XVIII — начало XX в.

Комплексы:

  1. Свитки Торы.
  2. Предметы, составляющие неотъемлемую часть облачения сефер Торы, и праздничная ритуальная утварь из металла.
  3. Деревянные футляры для мезузы.
  4. Тфилины.
  5. Еврейские почтовые открытки.
  6. Графики.


Религии Востока

В собрании представлены памятники истории и культуры буддизма, синтоизма, индуизма, конфуцианства, даосизма. Хронологические рамки собрания: II-XXI вв.

Комплексы:

  1. Археологические раскопки буддийского культового центра Кара-Тепе II-IV вв. н. э.
  2. Японские свитки XVII-XIX вв. с изображениями буддийских персонажей.
  3. Индуистские и буддийские ритуальные маски мистерии Цам.
  4. Буддийские танки (иконы) XVIII-XX вв.
  5. Буддийские скульптуры XVIII-XX вв.
  6. Буддийская ритуальная утварь XVIII-XX вв.
  7. Музыкальные инструменты, используемые в буддийских ритуалах.
  8. Многофигурная композиция «Сукхавати - чистая земля Будды Амитабхи».
  9. Китайские народные картины (лубки) XVIII-XIX вв. академика В. М. Алексеева.
  10. Китайские скульптуры XIX в. из капы.
  11. Хромолитографии конца XIX — начала XX вв. с изображением персонажей индуистского пантеона.
  12. Индуистские скульптуры XVIII-XIX вв. из собрания Ф. М. Плюшкина.
  13. Ритуальные предметы XX-XXI вв., полученные в дар от Международного научного общества «Синто» (Япония).
  14. Японские домашние киоты XVIII-XIX вв.


Религии Запада

Включает в себя живопись, скульптуры, графику, а также церковную утварь и детали облачения священнослужителей стран Западной Европы.

Комплексы:

  1. Итальянская живопись.
  2. Испанская живопись XV-XX вв.
  3. Живопись Северной Европы (Германии, Нидерландов, Фландрии и Голландии).
  4. Немецкие и французские скульптуры XIV-XVI вв.
  5. Скульптуры XVII-XX вв.
  6. Графика.
  7. Декоративно-прикладное искусство.
  8. Нумизматика (от Средних веков до XX в.).
  9. Медали.
  10. Западноевропейские витражи (XVI — конец XIX в.).


Другие фонды

Все фонды представлены захватывающими экспозициями в стенах музея. Само здание разделено на секторы, поэтому посетители постепенно передвигаются от залов, посвященных первобытным религиям, к более поздним направлениям. Оформление помещений также перекликается и соответствует коллекциям. В некоторых комнатах играет музыка (часто церковная) той эпохи, с которой знакомятся в данный момент гости.

Остальные фонды:

  1. Драгоценные металлы (изделия для религиозных целей, в основном из серебра).
  2. Научно-исторический архив (различные печатные материалы, исторические документы и сборники).
  3. Декоративно-прикладное искусство в православии (в основном предметы, составляющие убранство православных церквей и храмов).
  4. Изобразительное искусство в православии (графика и живопись Русской православной церкви).
  5. Редкие книги (в основном богословского содержания).
  6. Ткани (одежда и ткани для религиозных обрядов и другой текстиль).
  7. Филателия (почтовые марки почти из всех стран, изображения в религиозной тематике разных эпох).
  8. Фонотека-мультимедиа (музыка и видеозаписи).
  9. Фототека (фотографии за последние 150 лет с изображением различных святилищ, предметов для осуществления религиозных обрядов, образа жизни народов разных вероисповеданий и т. д.).


Библиотека музея

Отдел книжных фондов был создан в 1932 году. В настоящее время библиотека насчитывает около 192 000 единиц хранения. Это одно из крупнейших книжных собраний по вопросам атеизма и религии, единственная в России библиотека светского характера, где в столь полном объеме представлена литература по различным конфессиям и наукам (история, философия, этнография и т.д.).

Коллекции книг

Основу собрания составляют книги, переданные следующими организациями и частными лицами:

  1. Запасной фонд Библиотеки Академии наук СССР.
  2. Фонд общевузовской библиотеки (бывшей Университетской).
  3. Центральный антирелигиозный музей (ЦАМ) в Москве.
  4. Рабочий антирелигиозный университет (Ленинград).
  5. Политехнический институт.
  6. Институт истории.
  7. Синодальная библиотека.
  8. Исаакиевский собор.
  9. Экспедиции, закупки, дары частных лиц.
  10. Церкви, монастыри, прекратившие свое существование.
  11. Часть книжного фонда Императорского православного палестинского общества.
  12. Книги из личных библиотек В.Д. Бонч-Бруевича, Б.Я. Рамма, А.Н. Никольского, протоиерея И.Н. Четверухина и др.

Систематический каталог ведется с тридцатых годов и развивается вместе с библиотекой. Он составлен на высоком профессиональном уровне, что дает возможность быстрого составления библиографии по всем профильным темам.

Библиотека хранит следующие типы и виды изданий:

  • книги (священные тексты, справочные издания, монографии, сборники статей);
  • брошюры;
  • альбомы;
  • каталоги выставок;
  • периодические издания на разных языках.

Книжное собрание фонда включает в себя издания XVII -XXI вв.

Коллекции Научной библиотеки:

  • издания Библии Всемирного и Российского Библейских обществ;
  • масонская литература;
  • богословская дореволюционная периодика;
  • собрания Трудов Духовных семинарий и Академий;
  • религиозно-философские издания второй половины XIX – начала XX в.;
  • старообрядческая литература;
  • антирелигиозная литература 1920—1930-х гг.;
  • труды сотрудников музея;
  • книги на европейских языках «Rossica».


Возможности посещения

Библиотека музея религии начала экспонировать тематические книжные выставки, раскрывающие богатство и разнообразие наших фондов. Запись производится на основании письма-заявки, которое должно быть завизировано руководством организации, где работает/учится потенциальный читатель.

Библиотека музея религии является уникальным специализированным книжным собранием и обслуживает следующие категории людей:

  • специалистов (научных и музейных сотрудников, преподавателей, журналистов и др.);
  • студентов и аспирантов ВУЗов;
  • представителей различных религиозных организаций и конфессий.

При нахождении в ГМИР следует проявить уважение и соблюдать некоторые правила, чтобы избежать поломки или полного разрушения экспонатов.

Как добраться

Фактический адрес учреждения: 190000 Санкт-Петербург, улица Почтамтская, 14/5. Это рядом с Исаакиевским собором в Адмиралтейском районе.

Добраться в городе можно следующими способами:

  1. Станции метро: Невский проспект, Гостиный двор, Спасская, Садовая, Сенная площадь, Адмиралтейская.
  2. Автобусы: № 3, 6, 22, 27.
  3. Троллейбусы: № 5, 22.
  4. Маршрутные такси: № 169, 306, № 6, 62, 350.

Выход на остановке «Почтамтский переулок», далее нужно перейти дорогу и следовать прямо вдоль желтого здания. Вход расположен слева от знаменитой арки почтамта.


Режим работы и стоимость билетов

При ознакомлении с расписанием обратите внимание, что касса закрывается на час раньше закрытия музея.

Режим работы:

  • часы работы - с 10:00 до 18:00;
  • постоянная экспозиция - с 10:00 до 17:30;
  • временные выставки - с 10:00 до 17:30;
  • касса - с 10:00 до 17:00;
  • выходной день - среда;
  • первый понедельник месяца - социальный день (бесплатный вход для всех категорий посетителей).

Стоимость билетов варьируется в зависимости от гражданства и статуса (в рублях):

  • для иностранцев - 300;
  • для россиян и жителей СНГ - 150;
  • для студентов очной формы обучения зарубежных вузов - 200;
  • студентам зарубежных вузов при предъявлении международных студенческих удостоверений (ISICили IYTC) - 100;
  • студентам России и СНГ - 50;
  • билет для иностранного школьника - бесплатно;
  • школьникам России и СНГ - бесплатно;
  • пенсионерам - 50.

Указанные категории билетов дают право однократного посещения постоянной экспозиции и временных выставок музея религии. Билет действителен для одноразового посещения музея в течение одного дня. Возврат неиспользованного билета возможен только в день его приобретения и при наличии самого билета. Срок действия электронного входного билета (для всех категорий посетителей, без экскурсионного обслуживания), приобретенного через Интернет-сайт музея, действителен 30 дней со дня выбранной даты.

Правом бесплатного посещения музея пользуются следующие категории граждан (при предъявлении соответствующего документа):

  1. Участники и инвалиды Великой Отечественной войны и приравненные к ним категории граждан.
  2. Лица, награжденные медалью «За оборону Ленинграда» и знаком «Жителю блокадного Ленинграда».
  3. Воины-интернационалисты, военнослужащие срочной службы.
  4. Неработающие инвалиды I и II групп.
  5. Дети дошкольного возраста.
  6. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
  7. Воспитанники детских домов и школ-интернатов.
  8. Многодетные матери и несовершеннолетние члены семьи.
  9. Сотрудники музеев РФ.
  10. Члены ICOM.

Для получения скидки необходимо предъявить документ, подтверждающий право на льготу (студенческий билет, паспорт гражданина РФ, пенсионное удостоверение и т. п.). В противном случае работник кассы вправе отказать в льготе и продать билет по полной стоимости.

Стоимость групповых посещений (в рублях):

  1. Группы от 6 человек доплата - 80, для англоговорящих - 100.
  2. Группа до 5 человек стоимость на всю группу - 1 200 для русского языка, для английского - 2 300.

К дополнительным услугам относится разрешение на фотосъемку и прокат аудиогида (100 рублей на 4 часа и залог 1 000). В стоимость билета разрешение на использование фотоаппарата и видеокамеры не входит - за это требуется доплатить еще 200 рублей. Съемка на мобильные телефоны также оплачивается заранее. Одиночные посетители за дополнительную плату могут пройти по музею с экскурсоводом.


Видео

В данном ролике представлен один из репортажей, посвященный музею.

Вряд ли кто-то подсчитывал, сколько музеев существует в мире. Государственный музей религии в СПб — единственный в России и один из немногих в мире, экспозиции которого представляют историю становления религии. Фонды экспонатов, собранных в Санкт-Петербурге, насчитывают более двухсот тысяч экземпляров: это культурные и исторические памятники разных народов и эпох. Самые древние из них - это археологические находки, относящиеся к VI тысячелетию до н. э.

Как создавался Государственный в СПб?

В Зимнем дворце (Белый зал) весной 1930 года общественности была представлена выставка атеистического направления. Основу ее составили экспонаты из многих музеев города — Кунсткамеры, Русского музея, Эрмитажа. Инициатором создания этой выставки стал Владимир Германович Богораз — известный этнограф, историк, языковед.

Демонстрация и изучение материальных атрибутов религии, а также предметов культа считалось хорошим способом, который мог избавить советских граждан от «церковного морока». Выставка удачно вписалась в идеологию того времени, когда борьбу с религией вели всеми доступными методами. Именно по этой причине экспозиция пользовалась огромной популярностью.

Преобразование выставки

Выставка быстро пополнялась новыми экспонатами, и вскоре появилась необходимость ее преобразования в Музей религии. СПб пополнился новым интересным учреждением в 1930 году. Городские власти решили отдать под нужды нового музея здание Казанского собора, который на тот момент был недействующим. Более того, на момент «переезда» великолепный храм находился в плачевном состоянии. Сотрудники музея вынуждены были приводить его в порядок собственными силами.

Только в 1932 году были завершены подготовительные работы. В середине ноября музей принял первых посетителей. Необходимо отметить, что это событие состоялось благодаря талантливому и мудрому руководству В. Г. Богораза, огромному энтузиазму сотрудников. Музей религии в СПб успешно развивался. Его сотрудники выезжали в экспедиции по разным отдаленным уголкам России и за рубеж, коллекции пополнялись новыми экспонатами, регулярно открывались новые экспозиции, дорабатывались уже существующие.

Параллельно проводилась серьезная научная и В 1935 году в Музее религии появилась научно-исследовательская ассоциация, которая занималась изучением уже собранных коллекций. К началу 1941 года все многочисленные экспозиции были профессионально проработаны и содержали множество ценнейшей информации об истории и развитии верований разных народов.

Незаметно антирелигиозная выставка трансформировалась в крупное научное учреждение, занимавшееся просветительской деятельностью.

Музей в годы войны

Великая Отечественная война стала страшным, тяжелейшим испытанием для нашей страны и ее народа. Мы не должны забывать о том, какие испытания выпали на долю Ленинграда и его жителей, которые не только жили в нечеловеческих условиях, они работали и хранили бесценные сокровища своего родного города.

Большая часть сотрудников Музея религии в СПб (Ленинграде) ушли на фронт, и лишь несколько человек сохраняли коллекции. Несмотря на то что практически все экспозиции были законсервированы, сотрудникам удалось организовать несколько выставок в блокадном Ленинграде.

После 1945 года начался тяжелейший кропотливый труд по восстановлению коллекций Музея религии в СПб. Было сильно повреждено здание, в его помещениях поселился холод и сырость, которые могли существенно навредить коллекциям. Сотрудникам приходилось совмещать свою основную научную деятельность с работами по восстановлению здания и экспозиций.

К сожалению, после войны не стало бессменного руководителя музея - В. Г. Богораза, и руководство города приняло решение о слиянии Музеев религии Москвы и Ленинграда с организацией экспозиций в столице. Но этому плану не суждено было сбыться - коллекции московского музея перевезли в Казанский собор, который в 1948 году был отремонтирован.

Возвращение к старым лозунгам

В шестидесятых годах прошлого века идеология Советского Союза вновь усилила атеистическую пропаганду. В 1954 году музей переименовали — он стал называться Музеем религии и атеизма. Соответственно изменилось направление его работы - предполагалось, что предметом исследований теперь должна была стать антинаучность религии, а экспозиции было рекомендовано изменить так, чтобы атеизм выглядел как единственно верное мировоззрение советского человека.

Новое здание

Новый этап развития Гос. музея истории и религии в СПб начался в девяностые годы прошлого века, когда по всей стране началось восстановление исторических объектов, уничтоженных или закрытых в советское время. Эта волна не могла не затронуть и Казанский собор, поэтому музею стали срочно подбирать другое помещение.

Неподалеку от Исаакиевской площади было подобрано помещение для Музея религии в СПб. Адрес нового здания — ул. Почтамтская, 15/4. Здание требовало серьезной реставрации, и надо сказать, что она была проведена с учетом требований музея. Во время строительных и отделочных работ его старались приспособить под нужды музея по максимуму. Он снова сменил название — Государственный музей истории религии в СПб. На новом месте он работает с 2001 года.

Его коллекции переместились из огромных и высоких залов Казанского собора в более компактные, но светлые помещения. Музейным работникам пришлось заново создавать экспозиции. В наши дни, когда организационные трудности остались в прошлом, а все идеологические догмы нами забыты, Музей религии приглашает петербуржцев и гостей города познакомиться с бесценными экспонатами, которые повествуют о загадочном аспекте жизни человека - о вере.

Экспозиции

Мы уже говорили о том, что сегодня в музейных фондах хранится около двухсот тысяч экспонатов, которые иллюстрируют историю мировых религий, течений и верований самых разных народов. Это графика и живопись, одежда для поведения обрядов и предметы культа, рукописи и книги, изделия из драгоценных металлов и музыкальные инструменты, коллекции марок и монет, видео-, фото-, аудиоматериалы.

Все экспонаты разделены на пятнадцать фондов, каждый из которых освящает отдельную тематику. Все предметы выставлены в виде экспозиций, размещенных в определенном порядке - посетители движутся от архаики к средневековым, а потом переходят к более поздним религиозным течениям. Звуковое и художественное оформление залов усиливает впечатление от осмотра.

В музее проводятся десятки экскурсий, которые посвящены основным мировым религиям. Экскурсии посещают люди разных возрастов - от младших школьников до пенсионеров, часто здесь бывают иностранные туристы. Для каждой категории можно выбрать интересную программу - о загробном мире Древнего Египта и о религиозной символике, о монастырях и о шаманах Сибири, о предметах экзотических культов и о знаменитых отшельниках. Маленьким посетителям предлагают специальные программы.

Кроме экскурсий, в Музее проводятся научные конференции и лекции, работает библиотека. Большинство посетителей довольны тем, что информация экскурсоводами подается ярко и доступно, но при этом носит научный характер. Здесь не отдается предпочтение какому-то вероисповеданию, как и отсутствует агитация атеизма, и даже в музее сегодня нет зала, посвященного ему.

В архивах скрыта и коллекция орудий пыток Инквизиции, которая в былые времена экспонировалась в подвалах Казанского собора.

Особенности музея

Переходя от зала к залу, гости могут сравнить, как менялось отношение к Богу у людей разных вероисповеданий, но при этом, когда экскурсия завершается, вопрос о том, есть ли Бог или его нет, остается открытым. После перехода музея в новое помещение были убраны экспозиции с некоторыми обрядами, которые могут напугать посетителей (к примеру, орудия пыток).

Наряду с атеизмом, не имеют собственных залов некоторые секты. Например, баптизм, который очень популярен в Соединенных Штатах, не получил своего места в музее.

Как добраться?

Музей находится почти у Исаакиевского собора. Добраться сюда можно, прогулявшись пешком от станции метро «Адмиралтейская». Дорога займет не более двадцати минут.

Стоимость билетов

Сообщаем всем, кто хочет посетить Музей религии в СПб: цена билетов для взрослых гостей — 400 рублей. Для пенсионеров (при предъявлении удостоверения) — 85 рублей. Для студентов (студенческий билет обязателен) — 100 рублей. Для школьников — 100 рублей. Для иностранцев — 300 рублей. В первый понедельник каждого месяца вход в музей бесплатный.

В разные эпохи история религия была особенным чудом для всех народов нашего мира. Она спасала жизни, благословляла грешных, помогала научным умам объяснить те неизвестные явления, которые окружали людей, именно религия сохранила современные материальные ценности, именно Религия была способна как захватить, так и удержать власть, именно Религия развязывала войну и справлялась с неугодными властям людьми. Если вы хотите рассмотреть ее историю, аспекты, узнать об особенностях религии Древней Руси, да и Древнего Мира, вам стоит посетить Государственный музей истории религии в Санкт-Петербурге.

Уникальная история музея религий в Санкт-Петербурге

На территории Санкт-Петербурга имеется Государственный музей истории религии, размещен он на Почтамтской улице в здании с 1991 г. Представленные в нем экспозиции свидетельствуют о возникновении той либо иной религии и ее развитии в течение веков. Сегодня данный музей является единственным в своем роде в Российской Федерации. В мире таких учреждений очень мало.

Отметим, что современное человечество на протяжении всей истории рассматривает религию с научной точки зрения, однако музей, который посвящен полностью этому вопросу, появился впервые только в СССР, и по сегодняшний день сохранилась как атеистический, хотя и изучающий религиозные аспекты.

В этом музее собраны 200 000 экспонатов, которые носят информацию, касающуюся иудаизма, христианства, буддизма и ислама.

Экспозиция, которая посвящается православию, выступающему восточной ветвью христианства, включает в себя настоящие материалы. Здесь имеются иконы, древние книги, храмовая утварь, одежды священнослужителей, предметы старообрядческой церкви и т.д. Принцип выставки (тематико-хронологический) знакомит посетителей с Русской историей православия от Крещения до начала ХХ-го века. Разделы ее являются познавательными и чрезвычайно интересными.

Государственный музей истории религии первый раз за практически 80-летнюю свою историю откроет для большой аудитории таинственный мир Восточных религий. Новый раздел постоянной музейной экспозиции будет включать в себя оригинальные образцы священного искусства государств Центральной, Южной, Восточной, а также Юго-Восточной Азии. Открытие произошло в четыре часа дня 28 сентября 2010 г.

В данном Музее никогда не было специального открытого раздела экспозиции, который посвящен религиям государств Центральной, Южной, Восточной, а также Юго-Восточной Азии. Не было представления коллекций фонда «Восточных религий» для большой аудитории. Только малая часть экспозиций, называемых на современном языке фондом неприкрытого хранения, являлась доступной ограниченному числу посетителей. Обычно, для специалистов исследователей, музейных сотрудников и других. Временные выставки позволяли демонстрировать некоторые экспонаты.

В 3-х залах нового раздела экспозиции представлены 800 - ю памятниками. Достаточно редко такая большая совокупность подлинных вещей представляется в нынешних музеях. Но раздел является насыщенным не только экспонатами. Имеются разные артефакты в залах музея, на которых представлена максимально полная информация относительно религий Востока - индуизм, буддизм, даосизм, конфуцианство, синтоизм.

Нестандартным и информативным является пространственное дизайнерское решение

Структура экспозиции обусловлена многообразной картиной религиозной жизни государств Центральной, Южной, Восточной, а также Юго-Восточной Азии.

В первом зале можно ознакомиться с главными стадиями в развитии буддизма, образным значением бодхисатв и будд, иными сюжетами. При этом, здесь воспроизводятся постановочные сцены, такие как: «Созерцание гневного божества Ваджрабхайравы», «Комната ламы», «Праздник Будды грядущего Майтреи», разработкой которого занимались в 1930 году бурятские художники-ламы вместе с востоковедами учёными.

Отдельная витрина представляет панораму «Мистерия Цам», то есть, ритуальные танцы, которые исполнялись монахами-буддистами в Монголии, Непале, Тибете, и в Северной Индии.

Посвящается тибетской медицине один из экспозиционных разделов.

В качестве подлинной экспозиционной жемчужины выступает модель алтаря тогдашнего буддийского храма. Центром композиции является Будда в самбхогакае (т.е. в теле блаженства). Его изобразили в «одеянии принца», в серьгах, оплечье, короне, с браслетами на ногах и на руках. Окружение Будды - фигуры архатов, являющихся его учениками, которые достигли просветления. Есть также чаши, использующиеся при подношении, сосуды, необходимые для хранения святой воды, мандала (являющееся жертвенным блюдом), с благовониями курильница, буддийские символы - то есть 7 драгоценностей, а также 8 счастливых эмблем, которые расположены возле священных изображений. Алтарь украшен «знаменами победы». Также, в экспозиции есть разработка светового сценария, представляющего буддийское учение относительно космоса. Вместе с тем, размещен и макет интерьера храма буддистов Санкт-Петербурга.

С сюжетами, которые связаны с жизнью буддистского основоположника царевича Сиддхартхи Гаутамы (Будды Шакьямуни) знакомит свитковая буддийская живопись XIX-XX вв. - представленая в виде танки, и также представленная широко на экспозиции («Рождение Бодхисаттвы», XIX в.; «Нисхождение Белого слона», XIX в.; «Колесо бытия», XX в.; «В кругу благородных женщин», XIX в. и др.). В данном зале можно наблюдать одеяния и атрибуты буддийских монахов; также изображения божеств, их культ сохранялся вместе с буддизмом, и скульптуры Будды (XIX-XX вв.), которые поступили в музейную коллекцию из Шри-Ланки, Таиланда, Мьянмы и Камбоджи. Необходимо обратить внимание на памятники буддийского культового комплекса - т. н. Кара-Тепе (II-IV вв.н.э.), которые привезены работниками данного Музея из экспедиций, осуществляющихся в современном Узбекистане.

Второй зал свидетельствует о религиях Индии. Имеют место здесь предметы, которые знакомят с главными течениями и происхождением мировой крупнейшей национальной религии - то есть с индуизмом, уходящим корнями в ведийскую религию. Экспозиция демонстрирует скульптурные изображения с божествами Пантеона ведийского - Сарасвати, Индры и других. При становлении индуизма, культ данных божеств находился на втором плане, на их место пришли Вишну, Брахма. С шиваитской и вишнуитской мифологией нас знакомит Шива, все это представлено в зале с произведениями индийской живописи, также скульптуры декоративно-прикладного искусства. Иные экспонаты, находящиеся в зале, знакомят нас с индуистской обрядностью - музыкальные традиционные инструменты, амулеты, маски, светильники, ритуальные колокольчики. В народах Южной Азии широкое распространение нашло множество региональных культов. В экспозиции широко представляются памятники, которые свидетельствуют о многообразии верований народа.

Уникальные свитки, которые экспонируются в 3-м зале, показывают разнообразие и многоликость религиозных верований Японии и Китая, где столетиями взаимодействует даосизм, буддизм, синтоизм, конфуцианство. Весьма интересными являются китайские лубки, находящиеся в коллекции академика В.М. Алексеева, которые были собраны в Китае им в начале XX века. В сюжетах лубков нашло свое отражение представления народа относительно земного счастья и благополучия. Скульптура основателя даосизма Лао-цзы и даосских бессмертных также поражает присущими ей художественными достоинствами, выражая сцены, которые раскрывают фантастические истории их жизни. Не менее замечательным можно назвать вышитое полотно «Три бога счастья», поражающее своей красотой и самобытностью. Внимание также привлекает макет алтаря Будды Амиды.

Витрины, в которые помещены экспонаты, имитируют фасады буддийских храмов. А интерактивное пространство зала дает возможность каждому посетителю покрутить молитвенные барабаны, на которых начертаны мантры (молитвы).

Наряду с открытием нового раздела экспозиции для посетителей снова будет открыт раздел «Сукхавати - Чистую землю Будды Амитабхи» («Буддийский рай»), который представляет собой макет объемного характера, отражающий Чистую землю Будды Амитабхи. Площадь, которую занимает макет, составляет 12 кв. м. При оформлении данного макета были использованы особенные световые эффекты, при помощи которых раскрывается смысл всей композиции.

Все посетители музея смогут прикоснуться к истории Восточных религий. Большое собрание, включающее в себя более чем тысячи памятников, является свидетельством религиозного мира Китая, Японии, Индии, а также государств Азии. Буддистская экспозиция представлена в 14-ти разделах.

Ислам

Исламу посвящается отдельная экспозиция. Предлагается среди имеющихся в ней разделов рассмотреть «Шиизм», «Сунна и Коран», « Суфизм», «Культ». Один из залов представляет священную книгу исламской религии. Посетители, в процессе экскурсии, познакомятся с исламом и историей его возникновения, а также его направлениями. Экспонатами является булава, секира дервиша, посох и одежда и прочее.

Экскурсии в Государственный музей истории религии

Музей представляет для посетителей, школьников, студентов с различных стран мира разнообразные экскурсии. Диапазон этих экскурсий действительно уникален, музей предоставляет более 300 вариантов. Такая экскурсия продолжается более двух часов. Часто студенты с других стран, которые приехали, познавать уникальную историю России, заказывают автобусные экскурсии по самому красивому городу России - Санкт-Петербургу. Экскурсоводы проводят экскурсии и для самых маленьких посетителей. Если вы хотите познакомиться с отдельными видами экспозиций, то для вас экскурсоводы подготовили специальные, уникальные экскурсии, и многие из них рассчитаны в удобное для вас время, в выходные, а могут продолжаться и несколько часов. В музее вы можете увидеть и узнать о каждой религии мира, о таком явлении как монашество или различные древние верования. Многие посетители самой интересной экскурсией считают, экскурсию о религиозной символике, как России, так и других стран мира. Также туристы считают очень интересной экскурсионную программу о загробной жизни, об истории русских древних праздников. В музее разработана программа для тематической выставки, как школьников, так и дошкольников, программу можно подобрать и в тематику определенного праздника. Руководители музея для самых любознательных посетителей разработали программы по Истории Религии, которые можно заказать индивидуально. Именно такая программа проходит вечером, когда музей закрывается, так называемая ночная экскурсия, стоит отметить, что она включает дегустацию различных напитков или воспроизведение отдельных религиозных обрядов.

Еще в музее была открыта выставка под названием «Русское церковное шитье 17-20 веков», и открылась уникальная «Масонская коллекция».

В настоящее время в Музее открыта научная библиотека, фонд был официально открыт в 1932 году. На сегодняшний день библиотека насчитывает примерно 192000 уникальных книжных памятников. И считается одним из крупных собраний памятников, как религии, так и атеизма. Научная библиотека была признана единственной библиотекой в России светского и религиозного характера. В ней представлены книги по самым различным направлениям: ислам, буддизм, синтоизм, даосизм, иудаизм и тд. Здесь вы можете найти книги по психологии, этнографии, изобразительному искусству, музееведению, а также уникальные памятники древней Истории России.

Десять лет назад Казанский собор в Петербурге начал действовать в статусе кафедрального. В годы советской власти, там был Музей истории религии и атеизма.

Разумеется, это воспринималось верующими как надругательство. Однако некоторые считают, что именно это обстоятельство спасло от уничтожения многие святыни, а возможно, и сам храм, которому в этом году исполняется 200 лет.

Некоторые утверждают, что именно благодаря музею удалось сохранить многие святыни. Конечно, неизвестно, уцелел бы вообще собор, если бы в 1932 году в нем не открыли музей

Кто в храме хозяин?

Шестьдесят лет в стенах храма велась атеистическая пропаганда. И хотя в 1992 году богослужения в соборе возобновились, работники музея чувствовали себя хозяевами. Именно как хозяева они встретили в 1996 году и протоиерея Павла Красноцветова, назначенного новым настоятелем. Директор музея объяснил священнику, что литургия в соборе совершается только по воскресеньям и ее необходимо закончить до одиннадцати часов - потом начинаются экскурсии. «Извините, но это собор, и мы будем служить литургию, как положено в соборе, каждый день. С десяти примерно до двенадцати, но можем и позже закончить. Пожалуйста, водите экскурсии, а мы будем служить». Настоятель сразу дал понять, кто здесь хозяин, а кто - в гостях.

Так они и сосуществовали в одних стенах - музей и православный приход, и нередко можно было наблюдать, как в храме идет атеистическая экскурсия, а в другом его конце служится Божественная литургия. Только в 2001 году музей окончательно покинул стены храма, переехав в выделенное ему помещение на Почтамтской улице.

Забытые мощи

А в 1990-х, когда изменилось отношение государства к Церкви, здесь были обретены мощи преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких, Серафима Саровского, святителя Иоасафа Белгородского. Но если многие иконы в годы воинствующего безбожия действительно были спасены стараниями сотрудников художественных музеев, то в Казанском соборе что-то сохранилось скорее благодаря беспорядку.

Когда в соборе открылся музей, ему передали многие святыни, изъятые из храмов и монастырей. Но трудно сказать, сколько из них было здесь украдено или уничтожено. Отец Павел вспоминает, как в одном из помещений, где сидела сотрудница, он увидел на полу больше десятка разорванных напрестольных Евангелий. Так же небрежно относились в музее и к другим православным святыням. Как ни странно, это и спасло мощи соловецких святых и Серафима Саровского - о них просто забыли. Об обретении мощей преподобного Серафима покойный Патриарх Алексий II впоследствии рассказывал: «Зашитые в рогожу, они лежали в запасниках музея, в одной из комнат бывшей ризницы, где хранились гобелены… Мы нашли акт и документы вскрытия мощей в 1920 году. В одном из этих документов говорится, что мощи изъяты из монастыря для их уничтожения или экспозиции в музее. То есть угроза уничтожения святых мощей преподобного Серафима была вполне реальна. Но Промыслом Божиим зло было обращено во благо».

А мощи святителя Иоасафа Белгородского сохранились благодаря рабочим музея. В 1956 году в Астрахани была эпидемия сибирской язвы. В связи с этим всем музеям приказали мощи из экспозиций убрать и по возможности уничтожить. Директор, не задумываясь, приказал сжечь мощи святителя Иоасафа в печке. Двое рабочих, которым он это поручил, видимо, были людьми верующими. Они завернули тело в оберточную бумагу, потом в штору и еще в черную бумагу, все это перевязали и закопали на чердаке, где был большой слой шлака. В 1990 году один из них перед смертью рассказал об этом своей дочери и попросил сообщить в епархию. Епархия прислала в музей комиссию, в которую входил и отец Павел Красноцветов. «Мы нашли на чердаке большой сверток, отнесли его вниз, развернули. Мощи сохранились без какого-либо тления», - вспоминает батюшка. Приехала экспертная группа из Москвы, по описи и документам сверили и определили, что это мощи святителя Иоасафа Белгородского.

За пропажи никто не отвечает

До сих пор точно неизвестно, сколько мощей, привезенных в музей, пропало. «Масса предметов церковного обихода лежала здесь без всякого учета. Привезли в тридцатые годы из Москвы, свалили в угол, и все», - вздыхает отец Павел. Исчез, например, ковчег с частицей мощей священномученика Гермогена, с 1919 года хранившийся в соборе.

В 1813 году в соборе был погребен фельдмаршал Кутузов. Привезли в собор и знамена, отбитые у французов, и ключи от многих городов, взятых русскими войсками. Казанский почти с самого начала был храмом воинской славы. Не случайно в 1837 году на площади перед собором были установлены памятники Кутузову и Барклаю-де-Толли.

В 1914 году большинство флагов с могилы Кутузова увезли в Москву, в исторический музей. Часть ключей исчезла. Саму могилу при советской власти несколько раз вскрывали. Висевшую над ней Смоленскую икону Божией Матери, которую фельдмаршал всегда брал с собой в военные походы, заменили на Смоленскую икону XX века. Сейчас кутузовская икона находится в музее истории религии. Вместо золоченого голубя, держащего в клюве лампаду, над изголовьем полководца теперь висит орел французского или польского образца. Никто не знает, когда произошла замена.

Его купол отливал серебром

Само здание после музейной эксплуатации сохранилось не в лучшем виде. «Руководство музея знало, что рано или поздно им придется отсюда уехать, поэтому в технический ремонт не вкладывали ни копейки, - говорит главный инженер собора Евгений Данилевский, начавший работать здесь еще при музее, в начале 1990-х годов. - Даже горячую воду не считали нужным провести. Зимой иногда помещение прогревалось только до пяти градусов. Здесь же окна очень большие, необычные для русского храма. Через них уходит много тепла. А ничего не работало, воздуховоды давно продырявились». Полковник в отставке, Евгений Иванович - человек нецерковный. «У меня другое воспитание, я вырос в семье советского офицера и сам 36 лет прослужил в армии», - говорит главный инженер. Несмотря на свою нецерковность, он очень любит собор, досконально изучил его историю и может рассказывать о нем часами. «Все привыкли, что купол зеленый, а ведь по старым фотографиям видно, что раньше он играл серебром. Изначально его покрыли луженым железом, но во время войны в купол попало две бомбы. Пришлось менять, и после войны покрыли медью. А медь зеленеет. Жаль, что пока замены покрытия даже в планах нет. Совсем по-другому смотрелся бы собор с блестящим куполом, отливающим серебром», - сокрушается Евгений Данилевский. Переживает он и за кровлю, на которую в этом году не выделили ни копейки. Не начаты работы по фасадам. Раньше на них были черные доски с выбитыми цитатами из Евангелия. Буквы все содрали, многие доски тоже исчезли. Возможно, что-то хранится в музее, но его работники, по словам Евгения Ивановича, сами толком не знают, что у них есть.

Что осталось от собора

Храм, переданный Музею истории религии и атеизма в 1932 году, некогда был великолепен. Построенный по образцу собора Святого Петра в Риме, он выглядел очень необычно. Сколько недоумения вызывала одна только колоннада - 126 колонн высотой 14 метров. Сам Павел I, по приказу которого был возведен храм, видел в этих колоннах руки Христа, обнимающие каждого, приходящего сюда. Но и сегодня не все считают такую архитектурную новацию удачной. Например, известный церковный архитектор Андрей Анисимов называет колоннаду гениальным художественным решением с точки зрения организации площади и привлечения внимания людей, но убежден, что для собора она лишняя, так как эти колонны не несут духовного смысла, а потому не имеют отношения к церковной архитектуре.

Другой архитектор, Михаил Филиппов, напротив, убежден, что Казанский собор, как и сотни других русских храмов, построенных в синодальный период под влиянием западных традиций, органично влился в православную культуру, обогатив церковную архитектуру.

Внутреннее убранство собора когда-то поражало своей роскошью. На один только иконостас пошло 1800 килограммов серебра. Разумеется, после кампании по изъятию церковных ценностей от этого богатства ничего не осталось. В 1930 году иконостас был окончательно разрушен, а его четыре яшмовые колонны вскоре передали в Москву в Академию наук. Пришлось все восстанавливать по крупицам. В музее Университета железнодорожного транспорта чудом нашлась папка «Проекты Казанского собора». По чертежам иконостас восстановили. Правда, сделать новые колонны из яшмы было невозможно. Пришлось подобрать искусственный материал под этот камень. И вместо листового серебра новый иконостас покрыли сусальным.

Прежний иконостас расписывали известные художники - Боровиковский, Андрей Иванов (отец Александра Иванова - автора «Явления Христа народу»), Тюрин, Уржумов. Сегодня эти росписи находятся в Русском музее. Для иконостаса были сделаны копии.

Впрочем, эти недостатки, видные специалисту, вряд ли заметит простой экскурсант. К 200-летию собора от большевистского поругания не осталось и следа.

Описание:

Государственный музей истории религии - единственный в России и один из немногих музеев в мире, экспозиции которого представляют историю возникновения и развития религии.

Фонды музея насчитывают около 200 000 экспонатов. Это памятники истории и культуры разных стран, эпох и народов: от архаики, Древнего Египта и Израиля до раннего европейского Средневековья; от Древней Греции и Рима до новейшего времени; буддизм и ислам. Древнейшие экспонаты музейного собрания - археологические находки, датируемые VI тысячелетием до н.э.

Здание музея, построенное в 1860-е гг. по проекту архитектора А. Кавоса, расположено в историческом центре Санкт-Петербурга. Здесь размещаются постоянные экспозиции, фонды открытого хранения, проходят временные выставки, специальные программы, лекции. В музее работает Центр молодежных программ - образовательная платформа музея, основной целевой аудиторией которой является студенты всех форм обучения.

Сегодня в музее открыты следующие разделы постоянной экспозиции: "Архаические верования и обряды", "Религии Древнего мира: политеизм", "Религии Древнего мира: иудаизм и возникновение монотеизма", "Возникновение христианства", "История русского православия", "Католицизм", "Протестантизм", "Религии Востока: буддизм, индуизм, конфуцианство, даосизм, синтоизм", "Ислам".

Кроме того, в музее открыт регулярный доступ к фондам хранения:

- "Масонская коллекция" - одна из самых обширных коллекций на данную тему в нашей стране. Представлена история масонства самых разных стран - России, Германии, Франции, Бельгии и др. Временной охват коллекции также достаточно широк - с конца XVIII века и до 1930-х гг.

- "Японская коллекция", в котором представлены как подлинные раритеты XVIII - XIX вв., например, знаменитые свитки из разных храмов Японии, так и вполне современные предметы - амулеты, паломнические сувениры и др.

- "Коллекция Западноевропейской живописи". Фонд включает произведения религиозного и светского искусства Италии, Испании, Германии, Нидерландов, Голландии, Фландрии, Польши. Хронологические рамки собрания XIV - XX вв.

Дополнительные услуги:
киоск или магазин, лекторий или кинозал, публичная библиотека

Образовательные услуги:
Лекционная программа "Религии мира"
Музейно-педагогические программы для школьников и дошкольников
Научно-методические стажировки
Курсы повышения квалификации для музейных сотрудников; преподавателей гуманитарных дисциплин; сотрудников образовательных учреждений, общественных организаций и туристических компаний

Поблизости имеются:
гостиницы и места группового питания

Местные достопримечательности:
Исаакиевский собор, Мариинский дворец, Центральный выставочный зал "Манеж", памятник Петру I "Медный всадник", здание Синода и Сената, Юсуповский дворец, Николаевский дворец, Центральный музей связи им. А.С. Попова, Санкт-Петербургский музей В.В. Набокова

Членство в организациях:
Союз музеев России - R14
Российский национальный комитет международного совета музеев - ИКОМ России - R158

Организации партнеры:
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) - M145
Российский этнографический музей - M147
Центральный выставочный зал "Манеж" - M149
Государственный военно-исторический и природный музей-заповедник "Куликово Поле" - M603
Ульяновский областной краеведческий музей имени И.А. Гончарова - M1039
Новоселенгинский музей декабристов - M1199
Государственный музей истории ГУЛАГа - M1202
Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник "Кижи" - M1234
Кемеровский областной музей изобразительных искусств - M1790
Национальный музей Республики Коми - M1808
Национальный музей Республики Бурятия - M2791
Национальный музей Чеченской Республики - M3040

Единиц хранения:
ок. 200000, из них 137059 предметов основного фонда

Наиболее ценные (уникальные) коллекции:
Фонд «Архаические и традиционные верования» - 4499 ед. хр.
Фонд «Драгоценные металлы» - 3690 ед. хр.
Фонд «Ислам» - 1402 ед. хр.
Фонд «Иудаизм» - 1487 ед. хр.
Фонд «Научно исторический архив» - 25000 ед. хр.
Фонд «Православие. Декоративно-прикладное искусство» - 4000 ед. хр.
Фонд «Православие. Изобразительное искусство» - около 20000 ед. хр.
Фонд «Религии ранних цивилизаций» - 5396 ед. хр.
Фонд «Религии Востока» - 13134 ед. хр.
Фонд «Религии Запада» - 27 561 ед. хр.
Фонд редкой книги - 1508 ед. хр.
Фонд «Ткани» - около 7000 ед. хр.
Фонд «Филателия» - 2706 ед. хр.
Фонд «Фонотека-мультимедиа» - 769 ед. хр.
Фонд «Фототека» - более 30000 ед. хр.

Примечание:
Официальное название организации: Федеральное государственное учреждение культуры "Государственный музей истории религии".

Copyright (c) 1996-2018 Государственный музей истории религии