Новые технологии в декоративно прикладном творчестве. Современные технологии изготовления предметов дпи конова с.в

Разделы: Технология

Объект труда: цветочное панно в технике «Стилизованный витраж».

Материалы и инструменты: цветная ксероксная бумага, клей момент «Кристалл»,пистолет с горячим клеем, ткань органза(капрон, вуаль), ножницы, проволока, леска, бусины, бисер, рамка для панно.

Оборудование: образец изделия, буклет «Из истории букета» (Приложение 1 ), инструкционная карта «Изготовление деталей композиции в технике стилизованного витража». (Приложение 2 )

Основные понятия:

Витраж – французское слово, в переводе означает оконное стекло. Главный принцип – свободный просмотр на просвет.
Капрон – тонкая, прозрачная, искусственная ткань.
Кант – расстояние между внешним и внутренним вырезом детали.

ХОД МАСТЕР-КЛАССА

I. Вводная часть

Поражает воображение неисчерпаемая фантазия живой природы, которая является образцом конструктивной целесообразности, гармонии и красоты. Очень часто возникает непреодолимое желание сохранить эту природную красоту надолго, запечатлев её всеми возможными способами.
Как причудливо и необыкновенно то, что может создать своими руками женщина. Искусственные цветы подарок Древнего Египта, женщин живших за 3 тысячи лет до нашей эры. Казалось бы, что все способы передать тонкость и изящество природных мотивов уже придуманы до нас. Но творческое вдохновение не имеет границ. И тогда и сейчас, мы всегда стремимся украшать дом, одежду, аксессуары нарядным убранством из цветов и в своем стремлении продлить очарование, придумываем маленькие хитрости.
Толчком для создания техники «стилизованный витраж» послужил «витраж» классический.

Витраж (фр. vitrage - остекление, от лат. vitrum - стекло) - произведение декоративного искусства изобразительного или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении.

«Витраж» – французское слово, в переводе означает оконное стекло, «стеклянный».
В классическом витраже основу составляет собой металлический каркас, между проёмами (окошечками) которого помещают цветное стекло. Свет, проходя через цветное стекло, создает особый декоративный эффект, такую цветовую палитру, что интерьер наполняется сказочностью и таинственностью.
Люди научились делать витражи давно. Уже в древнем Египте и в древнем Риме витражи украшали жилища фараонов, царей, знатных людей.
Древнерусские мастера украшали витражами царские палаты, соборы, храмы. В XVII-XVIII веках русские мастера изобрели малый витраж. Его называли ЛИКАЖУР . Это изящные декоративные вазы, конфетницы, кубки, шкатулки, люстры; форма которых изготовлена из драгоценных металлов (золота, серебра, платины), имеющие пустые декоративные окошечки, которые заполнялись цветным стеклом.

В конце XIX - начале XX века господствует витраж-панно. Это эволюционное превращение не только кардинально изменило иконографию витражей, но и чрезвычайно расширило сферу их применения. В эпоху эклектики месторасположение витража в доме было жестко ограничено рамками оконного проема. Теперь витраж «вышел» из «рамы» окна: композиции из цветных стекол стали включать в межкомнатные перегородки, затем появились разноцветные стеклянные потолки и купола, после чего витраж «вырвался» и за стены дома: светящиеся вывески, рекламные надписи из стеклянных букв преобразили облик города.

Древняя техника витража - мозаичный набор из фигурных кусочков стекла - стала активно использоваться и для многих предметов прикладного назначения: мебели, каминных экранов, ширм, зеркал, музыкальных инструментов, ювелирных украшений. А после усовершенствования способа соединения стекол между собой витражная техника стала применяться не только для плоских поверхностей, но и для объемных предметов - ламп и светильников самых причудливых форм.

В современной практике для изготовления витражей используют пластмассу, химические плёнки, оргстекло и т.д. витражи можно делать не только из цветного стекла и железа, но и из ткани, кожи, картона и бумаги.

Главный принцип – свободный просмотр на просвет.

II. Подготовка к практической работе

Педагоги-практики часто ищут интересные, нестандартные способы вовлечения детей в декоративно-прикладную деятельность.
Техника «стилизованного витража» оставит множество положительных эмоций от процесса работы и желание совершенствовать умения и навыки в этом деле.
Дети могут работать в этой технике уже в начальном звене, приобщаясь к миру красоты родной природы. Ведь очень важно в детском возрасте разглядеть необычную цветовую гамму лепестков, изящность и тонкость тычинок и стебельков, неповторимую форму листочков. В процессе работы развивается мелкая моторика рук, умения и навыки симметричного резания, аккуратность, усидчивость, глазомер, творческое мышление и воображение.
Для работы в этой технике не требуется сложных инструментов (как при изготовлении искусственных цветов: бульки, ножи, паяльник и т.д.) или опасных материалов, как при изготовлении классического витража: металлический каркас, стекло и т.п). Необходимо запастись обыкновенной цветной ксероксной бумагой и кусочками прозрачной ткани – оргазы, капрона или шифона. Бумага нам заменит тяжёлый металлический каркас, а прозрачная ткань – опасное стекло, останется лишь эффект прозрачности, нежности и неповторимости.

Следует использовать только ксероксную бумагу, так как в процессе работы только этот материал имеет преимущества: деталям легко можно придать форму, сохраняя внешний вид изделия, она не ломается, не скатывается, не рвётся.

Для склеивания бумажных каркасов используйте клей момент «Кристал», он не оставляет пятен, лишнее легко удаляется приёмом скатывания. При склеивании готовых частей композиции используйте клеевой пистолет.

Ткань лучше использовать органзу или капрон. Она имеет достаточную жёсткость, очень хорошо переливается на солнце. Но если по вашему замыслу необходимо использовать шифон, сетку или другую мягкую ткань, заранее придайте ей дополнительную жёсткость.

III. Практическая работа

Процесс изготовления цветов в технике «стилизованного витража» условно можно разделить на несколько важных этапов. (Приложение 2 )

1. Составьте эскиз будущей композиции.
Определите форму цветков и листьев, и в соответствии с этим изготовьте лекала деталей цветка в половинном виде для симметричного резания. Ширина канта должна быть не менее 0,5 см.

2. Сложите бумагу так, чтобы при вырезании у вас получилось две симметричные детали.
Чтобы при склеивании точно совпадали линии срезов, пометьте детали в зеркальном отображении. Наклейте симметричные детали на ткань с двух сторон, совмещая срезы и вырезы.

3. Наклеенным деталям дайте подсохнуть и вырежете их, оставляя кант 0,3-0,4 см.

4. Придайте форму деталям цветка. Это можно сделать несколькими способами: намочить вырезанную деталь и закрепить на форме, затем просушить; с помощью ножниц;
Сделайте заготовки мелких элементов композиции: тычинки, веточки из бисера, пружинки из проволоки и т.д.

5. Соедините детали цветки между собой. Закрепите тычинки. Сгруппируйте детали композиции. Подготовьте рамку-основу.

6. Закрепите части композиции на основе в соответствии с замыслом.

7. Окончательно оформите композицию: приклейте бусинки, бисер, посыпьте блёстками.

Желаю Вам творческих успехов!

Светлана Железниченко
Использование современных технологий в декоративно-прикладном творчестве

Творчество – это не просто всплеск эмоций, оно неотделимо от знаний, умений, а эмоции сопровождают творчество , одухотворяют деятельность человека. При решении каких-либо задач происходит акт творчества , находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь- то и требуется развитие особых качеств ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, находить связи и воображать все то, что в совокупности и составляет творческие способности .

А детское творчество – это чудесная и загадочная страна, помочь ребенку войти в нее и научиться чувствовать себя там, как дома, значит, сделать жизнь маленького человека интереснее и насыщеннее. Умение сопоставлять, анализировать, комбинировать, находить и зависимости –

все это в совокупности и составляют творческие способности . Нормальные дети обладают разнообразными потенциальными способностями. Природа

наделила их способностью ярко и эмоционально мыслить, сопереживать новому, целостно воспринимать мир. Задача педагога - выявить и развить творческий потенциал в доступной и интересной детям

деятельности.

Развивать способности - это, значит, вооружить ребенка способами

деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать

условия для выявления и расцвета его одаренности. Способности не просто

проявляются в труде, они формируются, развиваются, расцветают в труде и

гибнут в бездействии. Поэтому для развития творческой деятельности необходимо создания определенных условий. Уроки творчества немыслимы без создания особой эмоциональной атмосферы увлеченности, которая способствует созидательной, творческой деятельности . Ведь все это является составным элементом для развития духовной и творческой личности .

Весь арсенал средств должен работать на то, чтобы увлечь, зажечь, душевно разбудить воспитанников. Именно сейчас, в век научно-технического прогресса , когда получили развитие современные технологии , общество, как никогда нуждается в творческих , смелых, инициативных личностях. Этот прогресс и будет зависеть от количества и качества творчески развитых умов , от их способности повысить интеллектуальный потенциал народа.

Получается, что все должны стать творцами ? Да! Пусть одни в меньшей, другие в большей мере, но обязательно все. Откуда же взять столько талантливых и способных? Природа не всегда щедра на таланты, они как алмазы встречаются редко.

На грани веков и на фоне технологической революции человечество развивается настолько динамично, что возрастает актуальность поиска незыблемых основ эволюции, в первую очередь философского и нравственного характера. В этом плане имеет уникальные свойства. В нём сосредоточена мудрость всех поколений в концентрированной знаковой форме. Знаки пробуждают идеи, заложенные в "исторические гены" нации. Компактность и визуальность знака делает его идеальным для широкого распространения и воздействия на сознание людей. Новые технологии позволяют существенно усилить этот эффект.

Использование современных технологий в декоративно-прикладном творчестве определяется его спецификой. Этот вид деятельности человека происходит из глубины веков, базируется на этнокультурных традициях, носит характер ноу-хау. Поэтому декоративно-прикладное творчество с трудом переходит границы локальных территорий, где оно получило своё рождение и развитие. Современные технологии , не знающие национальных границ и позволяющие оперативно обмениваться большими объёмами разнохарактерной информации, всё больше снижают барьер на пути распространения . Компьютеры позволяют уменьшить объём однообразной работы при выполнении эскизов орнаментов и освободить полёт творческой мысли .

Таким образом, современные технологии и материалы , отвечающие специфике декоративно-прикладного творчества , можно разделить на два типа, которые я условно называю "интернет-технологиями ", способствующими обучению и распространению творчества , и "компьютерными технологиями ", развивающими технологию творчества .

Рассмотрим современное состояние информационных технологий в декоративно-прикладном творчестве на примере рукоделия. В Интернете имеется ряд сайтов по рукоделию, и их число возрастает. На сайтах представлены следующие сервисы :

Информация о различных видах рукоделия;

Информация об организациях;

Информация о выставках и других мероприятиях;

Интернет-магазины изделий, оборудования и литературы;

Интернет-клубы для обмена информацией, в том числе эскизами изделий и ноу-хау.

Действующие интернет- ресурсы не охватывают всего разнообразия видов рукодельного творчества , представленная информация является далеко неполной. Наиболее развитыми представляются ресурсы Великобритании, где распространены традиционные виды рукоделия и связанный с ними бизнес.

Таким образом, в России существуют широкие перспективы для наращивания и совершенствования интернет - ресурсов рукоделия и декоративно-прикладного творчества в целом .

Публикации по теме:

Консультация «Использование дидактических игр по формированию представлений дошкольников о народном прикладном творчестве» Нетворческих людей не бывает, бывает разное творчество. Созидательное и, увы, разрушительное. На созидательном творчестве основываются этнокультуры.

Консультация «Использование современных компьютерных технологий на музыкальных занятиях» Уважаемые гости мы рады вас приветствовать на методическом объединении музыкальных руководителей. Тема методического объединения: использование.

«Внедрение современных образовательных и реабилитационных технологий в Доме ребёнка» Раннее детство – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал. Именно в ранние годы закладываются основы.

Геокешинг - одна из современных технологий дошкольного образования Всем понятно, что мир не стоит на месте и новые технические возможности открывают новые формы деятельности человека. Вот Интернет. Для кого-то.

IMG]/upload/blogs/detsad-331773-1427814987.jpg а своих занятиях я использую различные педагогические технологии, которые обеспечивают.

Использование современных педагогических технологий в образовательном пространстве ДОО Слайд 2. ФГОС с 1.01.14 г. вступил в силу и утвердил требования к структуре Программы, условиям реализации Программы и результатам освоения.

Московский государственный гуманитарный университет им М.А. Шолохова


Ключевые слова

Народное творчество, ДПИ, области декоратино-прикладного искусства, высокотехнологичные машинные процессы, производственный материал, пузырчатая алюминиевая пленка, титановая пена, графеновый аэрогель, молекулярный суперклей, People creation, DPI, the region are of dekoratino- applied skill, highly technological machine processes, production material, bubbly aluminum film, titanium foam, grafenovyy aerogel, molecular super-Clay

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В статье рассматривается важность декоративно-прикладного искусства в современном Мире. Отмечены основные проблемы существования народного искусства. Описаны новые тенденции развития декоративного творчества. Представлены инновационные материалы, которые возможно применять в изготовлении предметов ДПИ.

Текст научной статьи

На всем протяжении существования человеческого общества основной областью художественного творчества являлось декоративно-прикладное искусство. Изначально оно существовало как народное творчество, и не выходило за рамки ремесла, но со временем оформилось в самостоятельную форму искусства. Этот процесс был тесно связан с классовым расслоением общества, ведь предметы искусства создавались исключительно для знати, что бы подчеркнуть их статус и высокое положение в обществе. И в наше время подлинные предметы декоративно прикладного искусства доступны лишь элите, а остальным приходится довольствоваться товарами массового производства. Городская культура современной России в 1990-2000-е годы сформировала и поставила в один ряд с общепризнанными сложившимися областями декоративного искусства ХХ столетия, такие виды искусства как роспись по ткани, набойка, гобелен, художественная керамика, стекло, ювелирное искусство, художественная эмаль, лаковая миниатюрная живопись и художественная роспись по дереву и металлу . Т.о., направления творчества, лежащие ранее на периферии «высокого» декоративного искусства встают в один ряд с традиционными ремеслами и рукоделием, и ко всему прочему, имеют многолетний опыт в непрофессиональном самодеятельном искусстве и художественном ремесле, как в нашей стране, так и за рубежом. Широкую популярность приобрели пэчворк, или лоскутное шитье, бисероплетение, художественное шитье (в том числе - золотное и лицевое), петельная (ковровая) вышивка, нетканый гобелен, исполненный в прошивной и иглопробивальной техниках, иконопись, роспись пасхальных яиц и матрешек и художественная кукла. Однако одновременно и ведущие направления декоративного искусства подверглись серьезной эволюции, а творческий спектр их расширился как за счет участия в художественных процессах значительного числа непрофессиональных исполнителей, так и по причине переориентации профессионалов с выставочных и музейно-эксклюзивных образцов на салонные изделия, предметы для частного интерьера и арт-дизайн. Подобное явление имеет как положительную, так и отрицательную стороны. Несомненно, что для развития ДПИ необходимо движение вперёд - поиск новых идей, замыслов, технологий и средств передачи создаваемых образов. Однако очень важно в погоне за новшеством не потерять связь с прошлым, с традициями художественного промысла, складывающимися веками. И это очень сложная задача, т.к. в связи с изменением Мира, меняются и приоритеты, которые, к сожалению, не всегда ориентированы на высокое искусство и качество изделий прикладного творчества. Привлечённые коммерческой выгодой художники часто забывают о ценности художественного наследия прошлого. Тем не менее, в 2010-е годы с распространением цифровых технологий и появлением новых красочных и пластических материалов, в том числе - полимерных, области декоративного искусства стали тесно взаимодействовать друг с другом, объединяться со скульптурой и графикой . Авторы в качестве художественных элементов начали использовать фотографические изображения и опираться при создании декоративных изделий на высокотехнологичные машинные процессы . В частности, за последние несколько лет человечество изобрело целый ряд различных технологий и устройств. Однако важнейшим компонентом, ставящим под вопрос саму реализацию изобретений, на практике является производственный материал, из которого состоят различные вещи и без которого невозможно воплощение в жизнь тех или иных идей. Недавно были изобретены материалы, которые призваны изменить будущее, так как их потенциал использования и возможность применения являются практически безграничными. Пузырчатая алюминиевая пленка Материал, изобретенный группой инженеров из Университета Северной Каролины, может оказаться очень полезным в производстве защитного оборудования, упаковок для товаров и декоративной продукции. Для его производства ученые берут лист алюминия, прокатывают по нему шиповатый ролик, чтобы создать равномерные углубления, заполняют эти углубления пенообразователем вроде карбоната кальция или гидрата титана, сверху помещают второй такой же лист, прокатывают и помещают в печь. Под воздействием высокой температуры начинается пенообразование и в итоге на месте этих самых «пузырьков» образуются воздушные прослойки . Дальнейшие производственные испытания подтвердили, что такой металл весит на 30 процентов меньше, чем обычные листы, в то же время он почти 50 процентов прочнее и намного лучше впитывает воздействующую на него внешнюю энергию. Кроме того, стоимость производства подобного материала не такое уж и высокое, по сравнению с обычным. При этом сферы его применения практически неисчислимы: начиная от производства грузовых контейнеров, упаковок для хрупких вещей и заканчивая производством велосипедных шлемов и создания произведений декоративного искусства. Титановая пена Путем соединения пенополиуретановой губки, титанового порошка и специальных связующих компонентов у ученых появилась возможность создать из металла материал, по своей форме напоминающий губку (или пену). При его производстве основной каркас из пенополиуретана испаряется и в результате из титана получается своеобразная «пенная» конструкция, которую впоследствии при воздействии дополнительной температуры можно наделить нужными свойствами и формами. Конечные свойства при этом будут зависеть от уровня пористости такой губки. Но самые основные - ее прочность и невероятная легкость - останутся. Графеновый аэрогель Всего пару месяцев назад этот материал выбил себе титул самого легкого материала в мире. До этого пальма первенства в рамках этого свойства принадлежала аэрографиту, чья плотность составляет 0,18 мг/см3. В свою очередь плотность нового разработанного графенового аэрогеля составляет всего 0,16 мг/см3, что ниже, чем у гелия и всего в два раза ниже, чем у водорода. Графеновый аэрогель в буквальном смысле может «плавать» в воздухе. Искусственный паучий шелк Шелк является удивительно прочным природным материалом, однако добывать его не так легко как кажется. Поэтому японская стартап-компания Spiber решила разработать способ производства синтетической версии этого материала. Компании удалось определить ген фиброина, являющегося ключевым компонентом, который позволяет паукам производить паутину. Определив этот ген, компания биоинженерным способом создала бактерию, которая может производить шелк невероятно быстро. Более того, такой подход открыл Spiber возможность создавать новые типы шелка за очень короткий период времени, буквально в течение 10 дней от начала разработки и до внедрения ее в производство. При этом бактерия не очень требовательна к еде, питается сахаром, солью и другими микроэлементами. После она производит специальный белок, который инженеры компании перемалывают в порошок, и затем уже из него создают материал, из которого можно делать не только нитки, но и придать вообще любую нужную форму. Одного грамма фиброина при этом хватает на производство 9 км шелковой нити. К 2015 году Spiber планирует создать 10 метрических тонн этого чудо-материала . Молекулярный суперклей Группа научных сотрудников из Оксфордского Университета, вдохновившись возможностями бактерии Streptococcus pyogenes цепляться к другим клеткам, создала на основе этого принципа новый молекулярный суперклей . Для его производства ученые взяли у бактерии один вид белка, тот, который отвечает за сцепление с человеческими клетками, и на его основе придумали клей, который создает при контакте с соседними клетками связь на атомном уровне. Связь при этом получается настолько прочная, что при лабораторных испытаниях оборудование, на котором проводились тесты, сломалось быстрее, чем смог выдержать этот клей. Теперь ученым остается найти способ соединения протеинов с другими отобранными молекулярными структурами, что позволит создать сверхпрочные виды селективных клеев, из-за которых не будут склеиваться пальцы. Все эти новшества вполне применимы при изготовлении изделий декоративно-прикладного искусства. Главное при этом не забывать о веками складывавшейся истории народных промыслов и сохранять её в новых, инновационных воплощениях.

Новые Технологии в декоративно- прикладном творчестве

Современные виды

декоративно-прикладного творчества

педагог дополнительного образования

МБУ ДО ЦРТДиЮ им. А.Гайдара

Г.Арзамас

2018 г.

Новые технологии в декоративно- прикладном творчестве


Торцевание - вид бумажного творчества, заключающийся в создании аппликативной мозайки, создаваемой из небольших кусочков гофрированной (креповой) бумаги.


Энкаустика - техника живописи, в которой связующим веществом красок является воск. Живопись выполняется красками в расплавленном виде (отсюда и название). Разновидностью энкаустики является восковая темпера, отличающаяся яркостью и сочностью красок. В этой технике написаны многие раннехристианские иконы. Возникла в Древней Греции.



Кумихимо- старинная японская техника плетения.


Фредпоинт - создание картин с помощью мелких кусочков шерстяных нитей. «Фредпоинт» - название техники, которое придумали в семье Хитьковых (от англ. «thread» - пряжа и «point» - точка).


Кинусайга - разновидность любительского искусства, создание художественных изделий (подобия мозаики) из разноцветных кусочков ткани.



Фелтинг - особая техника рукоделия, в процессе которой из шерсти для валяния создаётся рисунок на ткани или войлоке, объёмные игрушки, панно, декоративные элементы, предметы одежды или аксессуары.


Гобелен - тематические и декоративные стенные композиции, выполненные по классической технологии плетения шпалеры из окрашенных шерстяных, льняных, хлопчатобумажных и синтетических нитей. Создаётся гобелен за ткацким станком.


Батик - Художественная роспись по ткани


Линогравюра - гравюра, то есть отпечаток с рисунка, вырезанного на линолеуме или на сходном с ним пластическом материале



Ганутель - эксклюзивное мальтийское рукоделие. В ганутели используется тонкая спиральная проволока и шёлковые нитки для обмотки деталей, а также бусинки, жемчуг или бисер. Блестящие цветы получаются изящными и лёгкими.


Гильоширование - техника выжигания ажурного узора по ткани вручную с помощью выжигательного аппарата


Цумами Канзаши .

В основе техники Цумами лежит оригами. Только складывают не бумагу, а квадратики натурального шелка. Слово «Tsumami» означает «защипнуть»: мастер берет кусочек сложенного шелка, используя щипчики или пинцет. Лепестки будущих изделий затем наклеиваются на основу.



Творческих

успехов!

Спасибо за внимание!

Способность к творчеству генетически заложена в человеке. Искусство возникло в следствии природной потребности человека к прекрасному, в чувственном удовлетворении от созданного или увиденного.
Древнейшим видом художественной деятельности считается декоративно-прикладное искусство(ДПИ). Люди всегда стремились украшать себя,свое жилище и вещи, которыми пользовались.Из самых обычных материалов - камня, металла, дерева, глины - народ создавал подлинные произведения искусства, выражавшие эмоционально-эстетическое восприятие мастером окружающего мира.

Все произведения ДПИ можно разделить на две группы. Первую представляют предметы обихода(одежда,различная утварь, посуда, мебель,ткани),где красота предмета неразрывно связана с его пользой.

Вторая группа представлена предметами декоративного назначения, здесь возможна более свободнная трактовка средств выразительности, это панно, декоративные вазы, сувениры и т.п

Декоративные статуи, гобелены, мозаика, панно занимают особое место.Они могут быть как средством декора архитектурной среды, так и самостоятельными произведениями.

Декоративно-прикладное искусство имеет непосредственную связь с бытовыми потребностями людей, свои средства выразительности. Человечество на протяжении всей жизни занимается разнообразными видами деятельности: домашним бытом, спортом, творчеством, широким спектром общественных, трудовых, культовых функций и т.д. Cуществуют огромное количество разных бытовых предметов, вещей, которые помогают человеку выполнять разные действия. Многие из них имеют отношение к сфере ДПИ. Изготавливают такие предметы из разных материалов и при этом могут использоваться разные техники выполнения. Учитывая важную ролью конструктивно-технологического начала в декоративно-прикладном искусстве и его непосредственную связь с производством, произведения ДПИ классифицируют по функциональным признакам использования объектов ДПИ, по принадлежности к разным видам материалов и по технологии изготовления.

Классификация ДПИ по функциональным признакам использования.

Бижутерия.

Ювелирные изделия.

Украшения из природных материалов.

Осветительные приборы.

Предметы для украшения интерьера и т.д.

Виды ДПИ по технологии выполнения.

Ковроделие.

Ткачество.

Художественная роспись яиц.

Изготовление изделий из стекла.

Гончарство.

Художественная обработка металла.

Вытынанка.

Лозоплетение.

Флористика.

Народная живопись.

Художественная обработка кости и др.

Классификация по материалам.
Художественные ткани.

Художественный текстиль.

Художественная керамика.

Художественное стекло.

Художественный металл.

Художественная обработка дерева(резьба, столярство, бондарство).

Художественная обработка кожи.

Более подробно виды ДПИ будут рассмотрены в следующих статьях.

По способу изготовления предметы современного ДПИ существуют в двух формах: промышленной и ремесленной.

Общественное разделение труда на стадии мануфактуры, развитие промышленности привели к тому, что польза и красота, назначение и оформление изготовленных изделий стали прерогативой разных специалистов.

Со временем возникает художественная промышленность- машинное производство декоративно-прикладных изделий, которыми оформляют жилые и общественные здания, вещи домашнего использования. В наше время кроме художественных промыслов массовое производство произведений ДПИ обеспечивается специальными предприятиями художественной промышленности.

Изделия профессионального и народного декоративно-прикладного искусства во многом похожи, но есть и различия. Народный художник свое произведение в основном выполняет вручную. Мастер может трудиться как в одиночку, так и в коллективе. Изделия народного промысла не тиражируются массово. Даже если народные художники в мастерской изготовляют серию изделий, все равно каждая вещь индивидуальна.

Произведения ДПИ, созданные на предприятиях художественной промышленности или в мастерских, обычно выпускаются массовым тиражом.Стандартизация накладывает определенные ограничения на творчество художников, делает, вещи, предметы похожими.Также специалисты должны учитывать спрос на изделие, качество материалов из которых будет изготовляться вещь, наличие оборудования необходимой мощности и др. Но профессиональные художники создают и авторские образцы, существующие в единственном экземпляре.Если специалист получает индивидуальный заказ, то он свободен от ограничений и может создавать такую уникальную вещь, какую позволит его творческое дарование и требование заказчика.

Органическое единство формы предмета, которая четко определяет его назначение, и художественно-изобразительных средств, которые делают предмет красивым, отображают профессиональное мастерство автора.

Есть и третье направление в создании изделий ДПИ , его тоже можно отнести к ремесленной форме.Это огромная армия почитателей творческой деятельности, рукоделия в быту. Это люди, не имеющие специального образования, любители, для которых- это определенный вид художественной самодеятельности, своеобразная форма отдыха, а в настоящее время и возможность дополнительного заработка.Вязание, вышивка, столярные работы, цветоделие, чеканка, резьба и т.д- виды деятельности «на дому», которые приобщают людей к художественному творчеству, формируют вкус, высокие художественные потребности.

Творчество на дому в наше время получило название «хендмейд», от английского » handmade»- ручная работа, а также такое название носит сам процесс по созданию уникальных изделий.

Мода на хендмейд пришла с Запада в XXI веке. Сейчас это слово используется практически для обозначения всего креативного и оригинального, любой ручной поделки, в которую вложена частица душевного тепла автора.

» Будь счастливым, пользуясь мною»- выгравировал на маленькой серебряной ложке мастер далекой римской эпохи. Этот девиз можно и сейчас применить ко всем видам прикладного искусства- пусть будут счастливыми люди, для которых польза и красота неотделимы.