Пантелеев трус чему учит рассказ. Лит-ра.docx - Определение характеристики поступка главного героя


НАБЛЮДАТЕЛЬ

незабытые книги


В начальной школе дети еще ориентируются на мнение взрослого и доверяют ему, поэтому их сложно настроить на полемику с автором художественного произведения. Для них то, что «хотел сказать автор», - истина, которую нужно установить и принять к сведению. Однако такой подход далеко не всегда применим. В детской литературе встречаются иной раз воспитательные установки весьма сомнительного толка, которые как минимум требуют комментариев. Возьмем несколько простых примеров из ранней советской классики.

Одним из наиболее часто переиздаваемых советских писателей в последнее время стал Леонид Пантелеев. К числу самых известных его произведений относится рассказ 1941 года «Честное слово».

Взрослый человек, гуляя вечером в городском саду, видит там плачущего маленького мальчика. Выясняется, что малыш играл в войну с компанией не знакомых ему старших детей. В игре ему выпала роль часового. Мальчик пообещал стоять на карауле и никуда не отлучаться. После этого старшие «товарищи» ушли и забыли о нем, благополучно бросив одного в дальнем углу сада. Понимая это, бедный ребенок, тем не менее, продолжает стоять там, где его поставили, из-за данного честного слова. Взрослый полностью проникается проблемой, признает, что честное слово нарушать нельзя, и бросается искать настоящего военного, который мог бы дать мальчику приказ оставить вверенный ему пост.

Вывод: честное слово - дело святое. Нарушать его ни в коем случае нельзя. Даже если вы дали его по неопытности и простоте душевной откровенно безответственным прохвостам.

Сама описанная ситуация является, как принято говорить, чрезвычайно жизненной. Только во избежание «лакировки действительности» из него следует исключить заботливых взрослых, которые обязательно придут на помощь и спасут. Вероятнее всего, никто не придет. Держа свое слово, вы будете стоять на улице всю ночь. Поэтому, дорогие дети, мораль, которую можно извлечь из этого чрезвычайно поучительного произведения, состоит совсем в другом: всеми силами старайтесь избегать какой-либо зависимости от любого рода командиров. И сейчас, и особенно - в будущем. Претендентов на эту роль будет много, исключить их из своей жизни полностью, увы, невозможно, но хотя бы постарайтесь минимизировать ущерб. И учитесь разбираться в людях. Это самое главное. Не берите на себя обязательств перед теми, в ком вы не уверены. Знайте, что «честное слово» - крючок, на который разного рода провокаторы и манипуляторы ловят доверчивых и наивных людей. Имейте в виду, что сами они никогда не держат слова, не выполняют обещаний и не следуют договоренностям. Порядочные люди не пытаются навязывать окружающим свою волю с помощью разного рода клятв. Особенно клятв односторонних. Если кто-то у вас их требует, это очень плохой признак. Вас просто хотят подчинить. В общем, если вас бросили вечером на улице, - с легким сердцем идите домой. И никогда больше не имейте дела с теми, кто так поступает.

Перу Леонида Пантелеева принадлежит еще один чрезвычайно выразительный рассказ, который даже включен в учебник по «Литературному чтению» для начальной школы. Называется он «Трус». Мальчик пошел на море ловить рыбу. «А там был очень высокий, крутой скользкий берег. Мальчик начал спускаться, потом посмотрел вниз, увидел под собой огромные острые камни и испугался». Со стороны моря из лодки за мальчиком наблюдают колхозник-рыбак и его дочка. Они замечают, что мальчику страшно, и милая девочка начинает заливисто смеяться. Мальчик, понятное дело, сильно смущается. Теперь, кроме страха, он испытывает еще и стыд. И тут, как на грех, он роняет свою удочку в воду. Еще раз пробует спуститься, но опять безуспешно. Тогда в ситуацию наконец вмешивается папа девочки - колхозник-рыбак. Он дает дочке гениальный совет: чтобы заставить мальчика спрыгнуть с этого крутого берега, нужно за­брать его удочку. Мальчик, забыв об опасности, наверняка бросится за ней. Почему? Потому что он жадина. Почему он наверняка жадина? Потому что трус. Почему трус? Потому что не рискует спрыгнуть с очень высокого берега на очень острые камни. Логика железная, не подкопаешься.

Девочка в точности исполняет мудрые наставления отца и вдобавок еще и передает мальчику его слова про труса и жадину. Остается, как говорится, только руками развести. И сказать юным читателям в предисловии при переиздании: «Дорогие дети! Страх - нормальная человеческая реакция на опасность. Если вам не хочется прыгать с большой высоты на острые камни, это абсолютно нормально. Не прыгайте. Никто не имеет права обзывать вас за это трусом, слабаком и прочими обидными словами.

Если рядом с вами находится адекватный взрослый, который, оценив ситуацию, понимает, что опасность не столь велика и спрыгнуть можно, он обязательно поможет вам это сделать. Как? Для начала он постарается вас успокоить и ободрить. Потом покажет сам, как нужно спускаться. Затем вернется к вам, чтобы подстраховать. И, конечно, он никогда не позволит другим детям в этот момент над вами смеяться».

К сожалению, колхозник-рыбак из рассказа - носитель определенной традиции, в рамках которой основным инструментом воспитания является унижение. Эту традицию он успешно передает и мальчику, и своей дочери. Чему он их научил? Тому, что человека, попавшего в сложную ситуацию, можно и нужно высмеивать, обзывать и оскорблять. Что человеку можно приписывать дурные качества на совершенно пустом основании. Что для преодоления стрессовой ситуации ему нужен еще один стресс, более сильный, чем первый. Мальчик не может спрыгнуть? Пусть увидит, что у него хотят украсть какую-то вещь. Тогда прыгнет как миленький. Кубарем покатится за своей удочкой. Он же трус и жадина. А ты, девочка, теперь имеешь полное право его презирать. Смейся над ним громче. Дети! Никогда не применяйте ничего из этого богатого арсенала ни сейчас по отношению друг к другу, ни в будущем по отношению к собственным детям.

Другим советским автором, вновь обретшим популярность, является Аркадий Гайдар. В художественном мире его прозы важное место занимает семья. Семья советская, а значит - идеальная. Отцы в идеальных семьях заняты выполнением некой высокой государственной миссии. Они героически служат стране. Чаще всего в качестве воинов Красной армии - летчиков, танкистов, пограничников - но не только. В рассказе «Чук и Гек» отец - работающий в экстремальных условиях геолог.

Мамы, а также невесты и просто подруги - объекты рыцарского поклонения. Их спасают от врагов («Голубая чашка») и совершают ради них разного рода красивые поступки («Тимур и его команда»).

Дети - новое поколение героев, будущая смена. И сыновья, и дочери мечтают вырасти похожими на своих отцов.

Высшей и безусловной ценностью является Родина, служению которой и подчинена в конечном счете жизнь всей семьи как в настоящем, так и в перспективе.

Родина при этом очевидно находится под постоянной военной угрозой, о чем напоминают военные учения, тревожные вести с границы, бронепоезда, призывы в армию и прочее. Подспудное напряжение и ощущение близкой опасности не рассеиваются даже в произведениях с самым радостным финалом («Тимур и его команда», «Чук и Гек»).

Справедливости ради надо отметить, что на страницах большей части произведений Гайдара дети находятся под защитой и опекой взрослых. Совершить подвиг им предстоит, но все-таки не прямо сейчас, а когда повзрослеют. Однако есть и исключения.

«Сказка о военной тайне» (содержание напоминать не буду) доводит идею беском­промиссного служения Родине до конца: к немедленному самопожертвованию должны быть готовы все, включая детей. Если натиск врага сдерживать будет некому, то отцов и старших братьев на поле боя должны заменить «мальчиши-малыши», которым по возрасту положено еще «в палки играть да в скакалки скакать».

Взросление - основная тема детской литературы. Персонажи романов «Остров Сокровищ», «Пятнадцатилетний капитан», «Гарри Поттер и …» и многих других тоже берут на себя функции взрослых, подвергаясь разного рода опасностям и недетским испытаниям. В этом ничего нового, конечно, нет. В случае со «Сказкой о Мальчише-Кибальчише» пугает готовность автора привести детский персонаж к гибели, торжественно его похоронить и тем самым утвердить идею детского самопожертвования в качестве нормы.

«Сказка о военной тайне», к счастью, плохо написана. В отличие от других произведений Гайдара. И сюжет, и персонажи, и мотивы, и библейские аллюзии - всадники Апокалипсиса, Иуда, буржуины, «бочка варенья и корзина печенья» - откровенно нелепы и смешны, а потому в общем-то безвредны. Но сама попытка сделать из детской смерти и детской могилы какой-то возвышенный символический образ вызывает недоумение. Как правило, детский подвиг - плата за безответственность и несостоятельность тех, кто уже вырос. Гибель ребенка не должна вызывать у них ничего, кроме глубочайшего чувства вины.

В продолжение темы взросления. У Аркадия Гайдара есть рассказ, который описывает непосредственно сам обряд инициации. Называется он «Четвертый блиндаж». Дружили четверо ребят. Однажды трое из них, шести, семи и восьми лет от роду, проникли на объект, построенный для военных учений, вследствие чего попали под артиллерий­ский обстрел. Им, конечно, было страшно, но при этом они понимали, что с ними происходит нечто, похожее на священное таинство. Поэтому, убегая, они успели захватить осколок одного из разорвавшихся рядом снарядов, который станет для них своего рода реликвией. Вернувшись в свою деревню и встретив там своего четвертого приятеля по имени Исайка, дети остро ощущают возникший между ними барьер, который отделяет детей от взрослых: «Он (Исайка) не слышал еще ни разу орудийного залпа. Он не видел ни дыма, ни огня взрывающегося снаряда. Ему не приходилось закрывать тяжелую дверь блиндажа, как Кольке и Нюрке, и не приходилось бежать с тяжелым осколком в руках по изрытому воронками полю, как Ваське. И, переглянувшись, Васька, Колька и Нюрка рассмеялись над добрым толстым Исайкой весело и снисходительно, как взрослые люди смеются над ребенком».

Здесь комментарий может быть таким: «Дорогие дети! “Весело и снисходительно смеяться” ребенок, переживший обстрел, авианалет или что-то в этом роде, сможет еще очень не скоро. Пережитая травма останется с ним навсегда, и до конца жизни его будут преследовать ночные кошмары. Возможно, у кого-то из вас есть дедушки и бабушки, чье детство пришлось на военные годы. Возможно, кому-то из них доводилось слышать звук разрывающегося снаряда или бомбы. Спросите. Вам скажут, что это совсем не весело. Мой отец ходил в школу во время войны. Он рассказывал о том, как однажды кто-то из детей принес в школу гранату, которая разорвалась на школьном дворе. Погибли четырнадцать человек. Смешного, веселого или духоподъемного в этом не было ничего. Прочитайте когда-нибудь воспоминания очевидцев. Например, книгу Светланы Алексиевич “Последние свидетели”, посвященную как раз детям на войне. Посмотрите фильм Андрея Тарковского “Иваново детство”. Вы сможете представить, что испытывает ребенок или подросток, когда ему или людям рядом угрожает гибель, и поймете, насколько фальшив пафос рассказа “Четвертый блиндаж”».

Детство заканчивается в тот момент, когда ребенок начинает догадываться: не все взрослые умны, не все взрослые честны, не всем присущи смелость, чувство справедливости и стремление помочь ближнему. А значит, мир взрослых не так разумно и хорошо устроен, как недавно казалось. В детской литературе, разумеется, тоже отразились за­блуждения и ошибки зрелых людей. По возможности их нужно замечать и исправлять, а не транслировать дальше, перекладывая на плечи следующих поколений.


Ольга Бугославская

Конспект урока чтения (3 класс).

Тема: Л.Пантелеев «Трус»

Цели: познакомить с рассказом Л.Пантелеева «Трус»; формировать технику правильного, беглого, выразительного чтения; обогащать и активизировать речь; корректировать недостатки речи; формировать умение рассуждать, устанавливать связи, делать выводы, анализировать поступки героев; воспитывать интерес к книге и самостоятельному чтению.

Оборудование: выставка книг Л.Пантелеева, портрет Л.Пантелеева, отдельно напечатанный текст для пересказа для каждого ученика.

Ход урока

    Орг.момент.

II . Проверка домашнего задания.

III . Речевая зарядка.

Открывается доска:

ЧТОБЫ СОСНЫ, ЛИПЫ, ЕЛИ

НЕ БОЛЕЛИ, ЗЕЛЕНЕЛИ,

ЧТОБЫ НОВЫЕ ЛЕСА

ПОДНИМАЛИСЬ В НЕБЕСА,

ИХ ПОД ЗВОН И ГОМОН ПТИЧИЙ

ОХРАНЯЕТ ДРУГ – ЛЕСНИЧИЙ!

(В. Степанов)

Прочитайте стихотворение на доске про себя.

Про кого это стихотворение? (Про лесничего)

Кто такой лесничий? (Человек, который охраняет лес от браконьеров, помогает животным кормом зимой).

С указкой отчитывается хором 2-3 раза, пока не получится хорошо.

Какая строчка требует особой интонации?

Какое чувство надо выразить в этом предложении?

Какая интонация лучше подходит к этому стихотворению?

Зарядка прочитывается 1-2 учениками целиком.

IV . Подготовка к восприятию текста (5 мин.)

Л Пантелеев (на доске) портрет

УЗ - Прочитаем фамилию, имя, отчество автора, с которым познакомимся на уроке, узнаем какие произведения написал этот писатель.

Когда Леонид Пантелеев был ребёнком, вообще не мог подолгу задерживаться на одном месте, его авантюрная натура постоянно требовала чего-то, чего-то большего… Лишь одному он никогда не изменял – литера-турному творчеству. Первые его «серьёзные произведения» - стихи, пьеса, рассказы и даже трактат о любви - относятся к 8-9-летнему возрасту. За свою жизнь попал в школу для беспризорников и занимался самым настоящим бродяжничеством. Писатель был вынужден голодать в осаждённом Ленинграде, не однажды оказываясь на грани смерти. Но он не оставил литературу. Леонидом написаны рассказы «Честное слово», «На ялике», «Маринка», «Гвардии Рядовой», «О Белочке и Тамарочке», «Буква «ты», книги «Живые памятники» («Январь 1944»), «В осаждённом городе», воспоминания о писателях – М. Горьком, К. Чуковском, С. Маршаке, Е. Шварце, Н. Тырсе. Написал книгу «Наша Маша», дневник о дочери, который Л.Пантелеев вёл в течение многих лет. Она стала своеобразным руководством для родителей, а некоторые критики даже поставили её в один ряд с книгой К.Чуковского «От двух до пяти». Писатель завоевал извест-ность: его произведения не только печатают, но и экранизируют.

2. Работа с заглавием.

Прочитайте название произведения, с которым будем знакомиться на уроке («Трус»)

Как вы думаете, о чем этот рассказ? (О плохом поступке – трусости)

А вас когда-нибудь называли трусом? Почему?

Итак, как называется рассказ, с которым мы будем знакомиться на уроке?

V . Первичное чтение текста учителем (3мин).

УЗ - Давайте познакомимся с этим рассказом. Закройте книги. Слушайте внимательно. После чтения ответите на вопрос: Где произошел случай с героем?

Итак, где же произошел случай с героем рассказа? (На берегу моря, в Крыму)

Кто знает, где находится Крым? (Если дети не знают, сказать: на берегу Черного моря)

VI . Чтение трудных слов (3 мин)

ПРИЕЗЖИЙ, ПРИТВОРЯТЬСЯ, РАССЕРДИЛСЯ, ПОЖАЛУЙСТА.

Прочитайте слова про себя.

Теперь прочитаем эти слова вслух. (Отчитываем хором до уровня целых слов).

Что значит слово ПРИЕЗЖИЙ? (Человек, который приехал из другого города)

VII . Чтение текста про себя .

УЗ - Теперь прочитайте текст про себя внимательно, подготовьтесь читать вслух. Непонятные слова подчеркните карандашиком. (Дети читают шепотом или жужжа. Учитель ходит и слушает .)

Кто прочитал рассказ, перечитывать не надо.

(Учитель останавливает тогда, когда дети 1, 2 группы прочитали текст )

VIII . Чтение по частям .

Итак, первую часть читает Семён, остальные следят. (Читает сильный ученик).

После чтения вопросы по первой части .

Где произошел случай? (в Крыму)

Зачем пошёл мальчик на море? (Ловить удочкой рыбу)

Что случилось с мальчиком, когда он начал спускаться? Прочитайте. (Увидел под собой огромные острые камни и испугался. Ни назад, ни вниз. Вцепился в какой-то колючий кустик, сидит на корточках и дышать боится).

Что происходило в это время на море? (Рыбак ловил рыбу, с ним была его дочка, которая поняла, что случилось с мальчиком, поэтому смеялась и показывала на него пальцем).

Как чувствовал себя мальчик? (Ему было стыдно, он стал притворяться, будто сидит просто так и будто ему очень жарко)

Как он притворялся? Прочитайте. (Он даже снял кепку и стал ею махать около своего носа.)

Разбор по вопросам второй части .

Что случилось, когда подул ветер? (Ветер вырвал у мальчика из рук удочку и бросил ее вниз)

Что сделал мальчик? Прочитайте. (Он попробовал ползти вниз, но опять у него ничего не вышло)

Что сделала девочка, когда увидела упавшую удочку? Прочитайте. (Она сказала об этом отцу, который что-то сказал ей. Потом она спрыгнула в воду и зашагала к берегу, взяла удочку и пошла обратно к лодке.)

Как повел себя мальчик, когда увидел, что девочка взяла удочку? (Рассердился, забыл всё на свете, и кубарем покатился вниз)

Что он сказал девочке? Прочитайте с выражением. (Эй! Отдавай! Это моя удочка!)

Что и как ответила девочка. (На, возьми, пожалуйста. Мне твоя удочка не нужна. Я нарочно взяла, чтобы ты слез вниз).

Дочитаем наш рассказ. (Читает сильный ученик )

Разбор третьей части .

Чему удивился мальчик? (Откуда девочка знала, что он слезет)

Что ответила девочка? Прочитайте. (Папа сказал: если трус, то, наверно, и жадина).

Какова главная мысль рассказа? (Если трус, то наверно, и жадина).

Ребята, посмотрите на картинку в учебнике на с.94. Найдите отрывок в рассказе, который подходит к иллюстрации и прочитайте.

Физкульминутка.

Руки за спину, головки назад

(Закрыть глаза, расслабиться.)

Глазки пускай в потолок поглядят.

(Открыть глаза, посмотреть вверх.)

Головки опустим – на парту гляди.

(Вниз.)

И снова наверх – где там муха летит?

(Вверх.)

Глазами повертим, поищем ее.

(По сторонам.)

И снова читаем. Немного еще.

IX . Чтение текста целиком .

УЗ - Ещё раз читаем текст. Читаем правильно целыми словами, выразительно. (Один читает, остальные следят).

Чтение будет эстафетой. Один ученик читает, я останавливаю, затем читающий передает эстафету кому захочет.

Дается качественная оценка чтения каждого ребенка.

X . Заключительная работа по прочитанному .

Обучение пересказу. (Текст пересказываемого напечатан для каждого ученика отдельно на листочках)

Дело было в Крыму. Один приезжий мальчик пошёл на море ловить удочкой рыбу. А там был очень высокий, крутой, скользкий берег. Мальчик начал спускаться, потом посмотрел вниз, увидел под собой огромные острые камни и испугался. Остановился и с места не может сдвинуться. Ни назад, ни вниз. Вцепился в какой-то колючий кустик, сидит на корточках и дышать боится.

А внизу, в море, в это время какой-то рыбак ловил рыбу. И с ним в лодке девочка, его дочка. Она всё видела и поняла, что мальчик трусит. Она стала смеяться и показывать на него пальцем.

Мальчику было стыдно, но он ничего не мог с собой сделать. Он только стал притворяться, будто сидит просто так и будто ему очень жарко. Он даже снял кепку и стал ею махать около своего носа.

УЗ - Сейчас мы будем учиться пересказывать отрывок из этого текста.

Что произошло с мальчиком, когда он спускался к морю? Прочитайте в первом абзаце третье предложение.

Так что же произошло с мальчиком, когда он спускался к морю? (ответы детей)

Кто находился в это время в море? Прочитайте второй абзац «А внизу…»

Так кто же находился в тот момент в море? (ответ детей)

Как чувствовал себя мальчик? Давайте прочитаем третий абзац.

Так, как же чувствовал себя мальчик? (Ответы детей)

Дети мы пересказали отрывок из рассказа по вопросам, а сейчас попробуем пересказать без вопросов.

Пересказ отрывка.

XI . Домашнее задание.

1,2 гр.- пересказ текста.

XII . Итог урока .

Как называется рассказ, который сегодня читали? Кто автор?

Какой эпизод, герой понравился? Кто не понравился?

Чему учит рассказ?

Оценка детей (Как работали, как читали, как вели себя.)

Самоанализ урока.

    Многократность чтения текста на уроке:

На этапах: чтение про себя, чтение текста по частям, чтение текста целиком, частично при заключительной работе по прочитанному.

Приемы: 1) при чтении текста про себя дети выбирают слова трудные для чтения и непонятные; 2) при чтении текста по частям дети отвечают на вопросы, находя ответ в тексте (читают); 3) при чтение текста целиком использую прием – эстафета, где читающий ребенок сам передает эстафету (кому захочет); 4) пересказ прочитанного (отвечаем на вопрос, после прочитанного)

(слайд №3)

Заинтересовало ли вас начало рассказа?

Какое предложение готовит нас к предстоящему развороту событий?

Как вы думаете, продолжение рассказа будет связано с этим высоким, крутым и скользким берегом?

Давайте предположим, что произойдет дальше?

(слайд №4)

Представьте себе состояние мальчика, увидевшего эти огромные острые камни. Что произошло с ним, что он почувствовал?

Представьте, как он поступит, как будет вести себя в сложившейся ситуации?

(слайд №5)

Почему же мальчик дышать боится?

Испытывали ли вы чувство страха?

Приходилось ли вам забывать о страхе и совершать нужный поступок?

Когда люди испытывают это чувство?

Все ли одинаково ведут себя люди в этих ситуациях?

Групповая работа

Как поступили бы вы на месте мальчика?

Давайте прочитаем, что же произошло дальше.

(слайд №6)

Как вы думаете, как поступит девочка, поможет ли она мальчику?

(слайд №7)

Как вы думаете девочка положительный персонаж или отрицательный?

Почему?

Как вы считаете, заставил ли смех девочки стать его смелее?

Прочитаем продолжение и узнаем, кто был прав.

(слайд №8)

Как вы относитесь к этому мальчику?

Почему?

Было ли мальчику стыдно?

Как вы можете его охарактеризовать?

Физкультминутка

Чтобы продолжить работу по сюжету, давайте впустим сейчас в класс летнее настроение. Внимательно следите глазками за появляющимися объектами. Не отрываясь, перемещайте взгляд, так как будто вы глазами рисуете картинку. А веселая песенка поднимет настроение и поможет отдохнуть.

Что вы можете предположить о продолжении сюжета? Не может же он сидеть там всю жизнь?

(слайд №9)

Ну, теперь – то он спустить или нет, как вы думаете?

(слайд №10)

Что нам доказывает это поступок мальчика?

Как вы думаете, как отреагировали на поведение героя девочка и ее отец?

(слайд №11)

Зачем девочка схватила удочку, оброненную мальчиком?

Спустить ли теперь мальчик вниз?

Аргументируйте свою точку зрения. Почему?

(слайд №12)

Изменилось ли ваше мнение о мальчике?

(слайд №13)

Как вы теперь относитесь к девочке? Изменилось ли ваше мнение?

Докажите словами из текста?

Удивил ли ее поступок мальчика?

Почему?

Что он подумал, когда девочка забрала удочку?

(слайд №14)

Почему рассказ назван «Трус», а не «Жадина»?

(слайд №15)

Только смелый и храбрый человек может пожертвовать своей жизнью ради спасения других людей. Таких примеров много и в наше современное время. Я вас познакомлю с некоторыми из них.

Алдар Цыденжапов (слайд №16)

Мурат Калманов (слайд №17)

Саша Ершова (слайд №18)

Максим Перегоедов (слайд №19)

А вы знаете таких ребят? Какую информацию вы собрали?

О смелости и храбрости в русском фольклоре существует много пословиц и поговорок. Давайте подберем те, которые раскрывают главную мысль рассказа Леонида Пантелеева «Трус»?

Главные герои рассказа Пантелеева «Главный инженер» — ленинградский школьник Леша Михайлов и его товарищи. Во время войны, неподалеку от дома Леши, в роще на берегу пруда, стояла зенитная батарея, которая отражала налеты вражеских бомбардировщиков. Батарея была хорошо замаскирована, и враг ее не мог обнаружить, потому что днем батарея никак не реагировала на появление вражеского самолета-разведчика.

Местные мальчишки, которые давно разведали все подступы к батарее, даже выражали свое недовольство зенитчикам, что те не сбивают вражеский самолет. Но военные сказали ребятам, что они маскируются от врага, а потом прогнали их, потому что никому нельзя было подходить к зенитным орудиям.

Однажды, в конце ноября, ребята после школы стали играть в снежки, а потом Леша предложил построить на пруду копию зенитной батареи. Мальчишки все делали, как по-настоящему, и даже соорудили зенитное орудие из тележной оглобли. Когда прилетел немецкий самолет-разведчик, ребята стали наводить на него свое орудие и изображать стрельбу.

Наигравшись, мальчишки отправились по домам. Леша тоже пошел домой обедать. Но пока он обедал, прилетели вражеские бомбардировщики и разбомбили игрушечную зенитную батарею, приняв ее за настоящую.

Военные узнали о проказах мальчишек, и на следующее утро за Лешей приехал красноармеец на мотоцикле. Он отвез мальчика в штаб, где состоялся серьезный разговор между Лешей и пожилым полковником. Полковник был недоволен тем, что ребята построили свою игрушечную батарею рядом с настоящей. Потом он предложил ребятам помочь армии и построить еще несколько таких ложных батарей, но в безопасных местах.

Леша с радостью согласился, и вскоре под его руководством мальчишки стали строить из снега игрушечные зенитные батареи в местах, указанных военными. Теперь военные уважительно называли Лешу «главным инженером». Немецкие бомбардировщики регулярно сбрасывали бомбы на игрушечные постройки, считая, что они бомбят настоящие зенитные батареи.

Когда число построенных ребятами ложных батарей достигло дюжины, мальчишек вызвали в штаб фронта. Там Леше вручили медаль, а ребятам дали почетные грамоты за выполнение задания командования и помощь в обороне Ленинграда.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа Пантелеева «Главный инженер» заключается в том, что не обязательно быть взрослым, чтобы делать серьезные дела. Мальчишки построили игрушечную зенитную батарею, а враг принял ее за настоящую и сбросил на нее бомбы. Этим воспользовались наши военные, которые поручили построить ребятам еще несколько таких ложных целей для обмана врага.

Рассказ Пантелеева «Главный инженер» учит быть осмотрительным и продумывать последствия своих действий. Свою первую постройку ребята затеяли на берегу пруда и тем самым подвергли опасности настоящую зенитную батарею, а также жилые дома. Военные вовремя среагировали на шалости ребят и взяли процесс сооружения игрушечных оборонительных сооружений под свой контроль. Самодеятельность на войне не допускается!

В рассказе мне понравился главный герой, школьник Леша Михайлов, который придумал отличный способ обмануть вражескую авиацию и тем самым принес большую пользу своей стране. Вот только побольше дисциплины, и дела пойдут лучше!

Какие пословицы подходят к рассказу Пантелеева «Главный инженер»?

Где силой не возьмёшь, там хитрость на подмогу.
Смекалка на войне помогает вдвойне.
Мал, да удал.

Конспект урока чтения (3 класс). Тема: Л.Пантелеев «Трус» Цель: познакомить с рассказом Л.Пантелеева «Трус»; Задачи: формировать технику правильного, осознанного чтения; обогащать и активизировать речь; корректировать недостатки речи; формировать умение рассуждать, устанавливать связи, делать выводы, анализировать поступки героев; воспитывать учебную мотивацию. Оборудование: выставка книг Л.Пантелеева, отдельно напечатанный текст для пересказа для каждого ученика. Ход урока I. II. Орг.момент. Речевая зарядка. Предложение с различной интонацией Ребята пришли.!? Работа над четверостишьем Как начну конфеты есть, У меня друзей не счесть. Как закончились конфеты И друзей в помине нету. III. Проверка домашнего задания. А. Котовщикова «Как же так получилось?» - Чтение текста. IV. Подготовка к восприятию текста Работа с заглавием. - Прочитайте название произведения, с которым будем знакомиться на уроке («Трус») - Как вы думаете, о чем этот рассказ? (О плохом поступке – трусости) - А вас когда-нибудь называли трусом? Почему? - Итак, как называется рассказ, с которым мы будем знакомиться на уроке? - Кто автор? Первичное чтение текста учителем УЗ - Давайте познакомимся с этим рассказом. Закройте книги. Слушайте внимательно. После чтения ответите на вопрос: Где произошел случай с героем? Учитель начинает читать рассказ, еще раз назвав автора и произведение. - Итак, где же произошел случай с героем рассказа? (На берегу моря, в Крыму) - Кто знает, где находится Крым? (Если дети не знают, сказать: на берегу Черного моря) Региональный компонент (у нас есть рядом море, чем природа заменила в нашей местности море, чем отличается река от моря, какие рыбы обитают в нашей реке) Чтение трудных слов УЗ - Сейчас будем учиться читать рассказ и разбирать его. Встретятся трудные слова, прочитаем их отдельно. Когда будете читать текст читайте эти слова правильно и целиком. ПРИТВОРЯТЬСЯ, РАССЕРДИЛСЯ, ПОЖАЛУЙСТА. - Прочитайте слова про себя. - Теперь прочитаем эти слова вслух. (Отчитываем хором до уровня целых слов). - Что значит слово ПРИЕЗЖИЙ? (Человек, который приехал из другого города) VIII. Чтение по частям. УЗ - Сейчас будем читать текст по частям и разбирать его содержание. Читая текст по частям мы научимся разговаривать с автором. - Итак, первую часть читает Данил, остальные следят. (Читает сильный ученик). После чтения – выборочное чтение - по первой части. - Зачем пошёл мальчик на море? (Ловить удочкой рыбу) - Что случилось с мальчиком, когда он начал спускаться? (Увидел под собой огромные острые камни и испугался. Ни назад, ни вниз. Вцепился в какой-то колючий кустик, сидит на корточках и дышать боится). - Что происходило в это время на море? (Рыбак ловил рыбу, с ним была его дочка, которая поняла, что случилось с мальчиком, поэтому смеялась и показывала на него пальцем). - Как чувствовал себя мальчик? (Ему было стыдно, он стал притворяться, будто сидит просто так и будто ему очень жарко) - Как он притворялся? (Он даже снял кепку и стал ею махать около своего носа.) - Продолжаем читать. Вторую часть читать начнет Алена, остальные следят. (Читает несколько слабых детей) Разбор по вопросам второй части. - Что случилось, когда подул ветер? (Ветер вырвал у мальчика из рук удочку и бросил ее вниз) - Что сделал мальчик? Прочитайте. (Он попробовал ползти вниз, но опять у него ничего не вышло) - Что сделала девочка, когда увидела упавшую удочку? Прочитайте. (Она сказала об этом отцу, который чтото сказал ей. Потом она спрыгнула в воду и зашагала к берегу, взяла удочку и пошла обратно к лодке.) - Как повел себя мальчик, когда увидел, что девочка взяла удочку? (Рассердился, забыл всё на свете, и кубарем покатился вниз) - Что он сказал девочке? Прочитайте с выражением. (Эй! Отдавай! Это моя удочка!) - Что и как ответила девочка. (На, возьми, пожалуйста. Мне твоя удочка не нужна. Я нарочно взяла, чтобы ты слез вниз). - Дочитаем наш рассказ. (Читает сильный ученик) Разбор третьей части. - Чему удивился мальчик? (Откуда девочка знала, что он слезет) - Что ответила девочка? Прочитайте. (Папа сказал: если трус, то, наверно, и жадина). - Какова главная мысль рассказа? (Если трус, то наверно, и жадина). - Ребята, посмотрите на картинку в учебнике на с.94. Найдите отрывок в рассказе, который подходит к иллюстрации и прочитайте. Физкульминутка. Руки за спину, головы назад (Закрыть глаза, расслабиться.) Глазки пускай в потолок поглядят. (Открыть глаза, посмотреть вверх.) Головы опустим – на парту глядим. (Вниз.) И снова наверх – где там муха летит? (Вверх.) Глазами повертим, поищем ее. (По сторонам.) И снова читаем. Немного еще. -Возьмите карточки, синим карандашом обведите черты характера мальчика, красным черты характера девочки (два слова остаются лишние у 1 группы) вежливость смелость находчивость грубость IX. Чтение текста «Эстафетой» трусость ловкость жадность веселый нрав X. Заключительная работа по прочитанному (индивидуальный набор для каждого ученика, 1 группа – 6 полосок; 2 группа – 3 полоски) Мальчик пошел на море, но испугался крутого берега. Девочка посмеялась над трусом. Мальчик стал притворяться, что ему жарко. Удочку унесло. Девочка забрала удочку. Разговор мальчика с девочкой. - Какое качество характера заставило мальчика преодолеть страх? Жадность последнего ума лишает. XI. Домашнее задание. Повторное чтение текста: научиться читать целыми словами, не по слогам; 1,2 гр.- пересказ текста. XII. Итог урока. - Как называется рассказ, который сегодня читали? Кто автор? - Какой эпизод, герой понравился? Кто не понравился? - Чему учит рассказ? Оценка детей