Рассказываем детям о театре. Конспект НОД «Что такое театр? Правила поведения в театре для детей

Бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Вытегорского муниципального района

«Детский сад «Кораблик» общеразвивающего вида»

Конспект занятия

по речевому развитию с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с нарушением речи

«Кто всех нужней?»

Жильцова Евгения Викторовна

учитель-логопед

высшей квалификационной категории

2017 год

г.Вытегра

Пояснительная записка:

Данный конспект занятия направлен на речевое развитие детей старшего дошкольного возраста. Занятие может проводиться как с детьми с нарушением речи в рамках лексической темы: «Домашние животные», так и в массовых дошкольных группах. Конспект составлен с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (принцип комплексного интегративного подхода). В основе занятия лежит использование м етода наглядного моделирования. Он позволяет ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью, внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

Цель: актуализация и активизация словаря детей по теме «Домашние животные».

Задачи

Образовательные:

Совершенствовать грамматический строй речи: образовывать и употреблять в речи существительные множественного числа родительного падежа и притяжательные прилагательные.

Формировать навык анализа предложения.

Коррекционно-развивающие:

Развивать связную речь, творческое воображение, мышление, подражательность.

Развивать общие речевые навыки. Автоматизировать правильное произношение всех поставленных ранее звуков, в том числе, в пении, чистоту интонации, речевой слух, фонематические представления.

Развивать общую моторику, координацию речи с движением.

Воспитательные:

Вызвать эмоциональный отклик у детей, инициативность, желание бережно относиться к животным.

Способствовать формированию навыков сотрудничества и взаимопонимания.

Предварительная работа с детьми: составление загадок-описания на индивидуальных занятиях, разучивание стихотворения «Подарок» М. Стремина, скороговорки, песни «Мой щенок». Подвижная игра «Тузик». Изготовление плоскостных фигурок домашних животных.

Оборудование и материалы : ковер, столы, коврограф и плоскостные фигурки для настольного театра, аудиозаписи сказочной мелодии, голосов домашних животных, слайд-изображения условных обозначений, мяч, схемы предложений по количеству детей, лист ватмана, гуашь, фигурки животных, клей-карандаши, картинки: месяц, плачущая девочка, черепаха, заяц -, дельфин, птичка, набор «солнышко и тучка» для каждого ребенка для рефлексии.

Ход занятия

1 часть. Организационный момент. Дети с логопедом встают в круг.

Речевое упражнение-разминка: «Назови домашнее животное или детеныша со звуком [Р]. (кролик, корова, баран, поросёнок, жеребёнок)

Дети садятся на ковёр по мере называния.

Звучит аудиозапись сказочной мелодии.

Логопед. Сегодня мы отправимся с вами в путешествие в сказку, где поговорим о домашних животных. Путешествие будет необычным - из игр и упражнений, которые загаданы условными обозначениями (показывает слайд).

2 часть. Игры и упражнения

Логопед. Наше путешествие начинается! Первое задание - загадать загадки-описания , которые мы с вами подготовили на индивидуальных занятиях (отвечает 2-3 ребенка).

Например, она большая, лохматая, черная. У нее острые уши, хвост колечком. Она охраняет своего хозяина. Кто это? (собака)

Логопед. А сейчас послушайте, стихотворение «Подарок» (рассказывает ребенок):

Раскрывается корзинка,

В ней подарок, да какой!

Не игрушка, не картинка -

Песик маленький, живой.

Уши мягкие, как тряпки,

Нос - как пуговка звонка,

Неуверенные лапки

Разъезжаются слегка.

Шелковистой теплой спинкой

Жмется ласково к ногам…

Не игрушку, не картинку -

Друга подарили нам.

Логопед. Дети, о ком это стихотворение? (о щенке). Вы хотите, чтобы вам подарили щенка? А может другого домашнего животного? Почему? Кто лучше? Кто нужнее? (ответы детей)

3. Логопед. Я вам предлагаю послушать сказку «Как щенок

узнал, кто всех важнее» . (иллюстрирует с помощью плоскостных фигурок для настольного театра).

«Летом Аришка поехала в деревню к бабушке. И вот, что она увидела и услышала однажды утром, выглянув из окна. Около будки сидела собака Черника и говорила своему щенку: (звучит запись лая собаки) «Я ухожу на работу, а ты будь послушным и никуда из дома не отлучайся.

А какая у тебя работа?- спросил щенок.

Самая важная, - ответила Черника. - Я охраняю дом, хозяйку и ее внучку, двор и всех животных во дворе. Смотрю, чтобы хулиганы не залезли в сад, а лисица не пробралась в курятник. Я - самое нужное животное.

- (Звучит запись мяуканья кошки) Ничего подобного, - не согласилась толстая кошка, сидевшая на крыльце. - Самая важная работа у меня. Кто ловит мышей в подвале и на чердаке? Кто стережет хозяйкины припасы? Кто охраняет клубнику от галок? - Я - самое нужное домашнее животное.

- (Звучит запись мычания коровы)

Как бы не так, - высунула голову из хлева корова. - Что бы вы делали без моего молока? А хозяйкина внучка что бы ела, если не молоко, сливки, сметанка? Я - самое нужное домашнее животное.

- (Звучит запись меканья козы) Между прочим, мое молоко полезнее, и жирнее, а еще я даю шерсть и чудесный пух,- возмутилась коза. - Я - самое нужное животное.

- (Звучит запись фырканья кролика) Ну, уж если говорить про пух, то лучше нашего не сыскать, - засуетились кролики в клетке. - А еще я даю мясо, а из моей шкурки шьют шубы и шапки. - Я - самое нужное домашнее животное.

- (Звучит запись блеянья овцы и барана) Мы тоже мясо даем, и шкуру, и много шерсти, -заблеяли овца и баран. - Мы - самые нужные домашние животные.

- (Звучит запись хрюканья свиньи) Какое свинство! - послышалось хрюканье из глубины хлева. - Я даю больше всех мяса и сала. Я - самое нужное домашнее животное.

- (Звучит запись ржания коня) Из конюшни вышел красавец-конь.

Ну что, скажешь, что ты самое нужное домашнее животное? - спросила кошка.

Нет, потому что я думаю, что все мы нужны людям, все приносим им пользу. За это люди и держат нас, и кормят нас, и ухаживают за нами.

И то верно, - согласилась корова.

И все животные дружно закивали головами. Девочка обрадовалась, что спор так хорошо закончился и что щенок узнал, что все домашние животные нужны человеку. И как раз в это время бабушка позвала ее завтракать

4.Словесная игра «Чей? Чья? Чьё? Чьи?» с мячом. Дети встают в круг.

Логопед. Рога быка - чьи рога? (бросает ребенку мяч) - бычьи

Голова собаки - чья голова? (собачья)

Вымя коровы - чье вымя? (коровье)

Хвост кошки - чей хвост? (кошачий)

Копыто коровы - чье копыто? (коровье)

Словесная игра «Есть - нет»

Логопед. У меня есть коровы. (бросает мяч ребенку, а он обратно: «У меня нет коров»)

У меня нет кроликов (У меня есть кролики)

У меня есть бараны (У меня нет баранов)

У меня нет коз (У меня есть козы).

Дети садятся за столы парами.

5 . Упражнение в парах «Составь схему предложения» : один ребёнок - составляет предложение с названием домашнего животного из прослушанной сказки, а другой - составляет схему. Затем наоборот. Дети друг другу задают вопросы: «Сколько слов в предложении?, «Назови третье или первое слово», «Есть ли предлог в твоем предложении?».

6. Подвижная игра «Тузик»

Вот он кружится волчком

Кружатся на месте. Руки на поясе.

Тузик, Тузик, хвост крючком.

Кружатся в противоположную сторону.

Вот летит во весь опор

То на речку, то во двор,

Двигаются по кругу, совершая подскоки

То дежурит у ворот -

Словом, дел невпроворот.

Снова двигаются по кругу, совершая подскоки.

7. Беседа по сказке . Выборочный пересказ по ролям.

Логопед. Давайте вспомним сказку, которую я вам рассказала. Что услышала однажды утром Ариша? (спор домашних животных)

О чем они спорили? (кто нужнее человеку?)

Кто же оказался самым важным домашним животным? (Все домашние животные нужны человеку, потому что все они приносят пользу.

Логопед распределяет роли. Дети разыгрывают спор животных.

8. Упражнение «Повтори за мной скороговорку».

Логопед. Давайте отрегулируем дыхание. Глубокий вдох, задержка дыхания, выдох. Теперь расскажем скороговорку про щенят:

У ищейки три щеночка:

Два щенка и крошка дочка.

У щенков как бочки щечки,

У сыночков и у дочки.

Повторение скороговорки по условным обозначениям: месяц - тихо, плачущая девочка - громко, черепаха - медленно, заяц - быстро, дельфин - громко-тихо, птичка - сначала тихо, а потом громко.

9. Создание коллажа «На зеленом на лугу».

Дети подходят к столу, на котором лежит лист ватмана, приготовлены гуашь, фигурки животных, клей-карандаши

Логопед. Я предлагаю вам создать коллаж «На зеленом на лугу», где разместим всех животных, про которых мы сегодня говорили. С чего начнем, как вы думаете? (изобразить луч, используя технику «набрызг» или «тычок», подсушить фон феном). И затем каждый из вас возьмет фигурку своего домашнего животного и найдет ему место на лугу (приклеивают фигурки).

10. Пение песни.

«Мой щенок»

В моей комнате с утра переполох,

Что случилось? Это кто же сделать мог?

Из коробки, вижу я, белеет шерсть.

Мама с папой объясните, кто там есть.

Припев: Мокрый нос, пушистый комочек.

Это он, любимый щеночек.

Здравствуй чудо лучший друг.

Изменил ты мир мой вдруг.

Целый день играли мы с ним во дворе,

Неуклюжий и смешной он лаял мне.

Молоком парным пушистика кормлю,

Очень, очень сильно я его люблю.

Припев.

Пятнышко за ухом, кисточка и хвост,

сегодня первый раз разгрыз он кость.

Будет он защитником, но, а пока

Подождать мне надо чуточку едва.

Припев.

3 часть. Окончание занятия.

Логопед. Спасибо щенку из сказки, который помог нам разобраться, что все животные нужны и важны!

Детям предлагается высказать свои впечатления от занятия, какое задание понравилось, какое - было сложным, каким было настроение? Дети выбирают условные обозначения: солнышко или тучка, соответственно.

Использованная литература:

М. Стремин, стихотворение «Подарок»;

Нищева Н.В. Развивающие сказки: Цикл занятий по развитию лексического состава языка, совершенствованию грамматического строя речи, развитию связной речи у детей дошкольного возраста - учебно-методическое пособие- Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2002 год;

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение

«Налобихинский детский сад «Незабудка»

Методическая разработка конспекта занятия

по развитию речи в старшей группе

Тема: «Сказка в гости к нам приходит»

Воспитатель:

Дымова Юлия Николаевна

Налобиха

2017

1. Цель: Развитие речевой деятельности старших дошкольников посредством художественной литературы

2.Задачи:

Образовательные:

Уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках;

Продолжать учить определять тип и вид сказки;

Продолжать учить передавать структуру сказки с помощью моделирования;

Продолжать учить отвечать на вопросы в краткой и распространенной форме, не торопясь, точно употреблять слова по смыслу;

Продолжать развивать диалогическую речь, обучать формам монологической речи;

Содействовать совершенствованию речевых коммуникаций ребенка со взрослыми и сверстниками;

Учить подбирать слова- антонимы, определяющие героев.

Развивающие:

Развивать интерес к аппликации, уметь правильно передавать характерные особенности птицы;

Развивать дикцию и фонематическое восприятие;

Развивать у детей артикуляционный аппарат, диалогическую речь, память, мышление, внимание.

Развивать пространственно-временную ориентировку и координацию движений.

Воспитательные:

Воспитывать самостоятельность, терпение и выдержку.

Воспитывать у детей бережное отношение к чувству сопереживания к животным, умение играть рядом, взаимодействовать друг с другом

3.Тип занятия.

Занятие на повторение пройденного материала

4.Форма занятия.

Интегрированное занятие

5.Продолжительность.

30 минут

6.Участники.

Старшая группа

7.Возраст обучающихся.

5-6 лет

8. Оборудование и материалы.

1. Презентация "Мир сказок",

2.Картинки с эпизодами из сказок: «Каша из топора», «Петушок и бобовое зернышко», «Царевна-лягушка», «Вершки и корешки», мнемотаблица.

3. Музыкальное сопровождение.

9.Предварительная подготовка.

Чтение сказок о животных, волшебных, социально-бытовых сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам, беседа по сказкам, работа с мнемотаблицами, чтение пословиц, игры - драматизации по сказкам.

10.Методы и приёмы работы с детьми.

Информационно-рецептивный, словесный, мотивационный, игровой.

11.Структура занятия.

1.Разминка «Доброе утро

2.Беседа с детьми, на какие типы групп делятся сказки

3. Дидактическая игра «Угадай и назови»

5 минут.

Основная часть

    Просмотр презентации «Мир сказок»

    Просмотр картинок с эпизодами из сказок.

    Физкультминутка «Колобок»

    Игра «Составьте из пазлов сказку»

    Проведение гимнастики для глаз «Теремок»

    Решение проблемных ситуаций.

20 минут.

Заключительная часть

    Подведение итогов.

5минут.

12. Ход занятия.

Вводная часть

Под весёлую музыку дети входят в зал, встают в полукруг, взявшись за руки.

Разминка «Доброе утро!»

Воспитатель : Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей, они пришли посмотреть, как мы занимаемся. Давайте поздороваемся.

Воспитатель: «Сказка в двери к нам стучится,

Скажем сказке - заходи.

Это присказка ребята,

Сказка будет впереди».

Воспитатель: Ребята, посмотрите вокруг нас, сколько сказочных героев, и сегодня мы с вами отправимся в мир Сказок! Любите ли вы сказки? А что такое сказка?

Дети: Необыкновенная история, с героями случаются необыкновенные события, волшебство, говорят звери, птицы.

Воспитатель: А на какие типы групп делятся сказки?

Дети: Народные и авторские.

Воспитатель: А что вы можете сказать про авторские сказки?

Дети: авторские сказки, написанные автором.

Воспитатель : А что такое народные сказки?

Дети: Их сочиняли люди и рассказывали друг другу, а потом их стали собирать и записывать.

Воспитатель: Да, сказочные истории дошли и до нас. Они бывают веселые и грустные, страшные и смешные. Ребята, мы с вами на занятии познакомимся с видами русских народных сказок: волшебными, бытовыми и детскими сказками о животных.

Основная часть.

Презентация «Мир сказок»

Воспитатель : Первый вид, который мы с вами рассмотрим - это сказки о животных, они вам самые известные и знакомые по содержанию. Я загадаю вам загадки, а вы отгадывайте, а на слайде будет правильный ответ. Ну что начнем?

Дидактическая игра: «Угадай и назови»

    Жили-были семь ребят
    Белых маленьких козлят.
    Проник обманом серый, в дом.
    Коза потом его нашла,
    Перехитрить его смогла.
    И всех детей своих спасла.

(«Волк и семеро козлят»)

2. Эта рыжая плутовка

Обманула меня ловко.

Хвать – и кинула в мешок.

Хорошо, что спас дружок.

(«Кот, лиса и петух»)

3. Что за гостья в дом пришла,
К трём лесным медведям?
Там поела, попила,
В трёх кроватях поспала,
А хозяева вернулись –
Еле ноги унесла!
(«Три медведя»)

4. Что за домик на опушке

Дал приют Ежу, Лягушке,

Мышке, Зайцу, Петуху?

Дом с трубою наверху,

Из трубы идёт дымок.

Этот домик - ...

(«Теремок»)

5. Хитрая плутовка отправила его ловить рыбу хвостом.

Хвост примерз, и в результате он остался без хвоста.

(«Лисичка-сестричка и серый волк»)

    На болоте оба жили,

Друг к другу свататься ходили,

Но не смогли договориться,

Упрямство свойственно и птицам.

(«Журавль и цапля»)

Воспитатель : Кто герои этих сказок?

Дети: Животные и птицы.

Воспитатель : Сказки, где главными героями выступают волк, лиса, заяц, медведь, кот, птицы, рыбы называются сказками о животных.

Звери в сказках умеют говорить, ведут себя как люди, от других животных отличаются хитростью, сообразительностью.

Какие вы еще знаете сказки?

Дети : «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Теремок», «Кот петух лиса», «Лиса и волк», «Бобовое зернышко».

Хотите пройти по следам колобка?

Физкультминутка «Колобок»

Кто там катится в дали,

Без тропинок, без дорог? (руки козырьком к глазам, повороты туловища влево - вправо.)

Ты зачем на край земли

Разбежался, Колобок? (Наклоны вперёд, руки на поясе.)

Колобок, Колобок,

Ну, куда же ты, дружок?

Ну, какой тебе прок

Убегать за порог? (Хлопки в ладоши.)

Я от бабушки ушёл,

Я от дедушки ушёл,

Не попался на зубок,

Вот какой я Колобок! (Приседания.)

На пригорок, на горбок,

Через поле и лесок

Полечу я Колобок

Жаль, что я не голубок! (Прыжки на месте.)

Снова мчался Колобок,

Улыбался Колобок.

С кем встречался Колобок.

Похвалялся Колобок. (Бег на месте.)

Он и волку и лисе

Всё хвалился и хвалился… (Присели.)

До чего он докатился! (Резко встали, руки вверх.)

Воспитатель : Ребята, а в сказках лиса какая? а волк? медведь? заяц?

Дети: Лиса - хитрая плутовка. Она рисуется как лживая, хитрая обманщица.

Волк глупый и жадный. Медведь олицетворяет грубую силу, обладает властью над другими животными. Заяц, лягушка, мышь, дрозд выступают в сказках в роли слабых. Только кот и петух выступают в роли положительных героев.

Воспитатель: А ещё есть бытовые сказки. Они похожи на сказки о животных.

Бытовые народные сказки содержат в себе много юмора и захватывающих приключений. Герой бытовой сказки - это не богатырь, а обычный человек, например, солдат, крестьянин или кузнец. Бедных людей часто обижают богатые и злые и чтобы добиться справедливости, главному герою приходиться проявить ум, смекалку, хитрость. В этих сказках злобу, жадность и глупость побеждают не волшебство, а доброта, смелость, находчивость и чувство юмора. Героями бытовых сказок могут быть люди и животные.

Воспитатель : Ребята, предлагаю вам посоревноваться. Это буде игра на время. Вам надо разделиться на 2 команды, у каждой из команд на столах лежат пазлы, необходимо собрать эпизод сказки. Кто быстрее справится, тот сможет угадать свою сказку, та команда и победит. Раз, два, три - игру начни!!!
Дети собирают пазл- сказку.

Трудно сказочку сложить,

Но не надо нам тужить,

Дружно, смело и умело,

С вами мы взялись за дело!

Воспитатель Молодцы ребята! Правильно выполнили задание.

Воспитатель : О каких сказках мы ещё не говорили?

Дети: О волшебных сказках

Воспитатель : Правильно. А кто знает, почему волшебные?

Дети: В этих сказках волшебство

Воспитатель: Так давайте проверим волшебство на сказке «По щучьему велению»

Воспитатель: Вспомним эту сказку, и нам в этом поможет картинка -подсказка.

(По желанию дети подходят и рассказывают по иллюстрациям.)

Воспитатель : Правильно. Самые древние сказки – это волшебные сказки. Они начинаются словами: « В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жили-были…». В волшебных сказках происходит превращение, чудеса, волшебство, чародейство.

Наши глаза устали, хотят отдохнуть

Гимнастика для глаз: «Теремок»

Терем-терем-теремок (движение глазами вправо-влево)

Он не низок, не высок (движение глазами вверх-вниз)

На верху петух сидит

Кукареку он кричит. (моргают глазами)

Ну что ребята, продолжаем путешествие по волшебным сказкам?

В волшебных сказках в ход событий вмешиваются сверхъестественные силы природы или персонажи наделенные магическими, сверхъестественными способностями, способный творить волшебство, чародейство.

Воспитатель: С какими нечистыми силами там сражается герой?

Дети: Бабой- Ягой, Кощеем Бессмертным и Змеем Горынычем.

Воспитатель : Ребята, чему сказки учат? Правильно, смелости, доброте, как правильно себя вести. Из сказок мы узнаем, что с человеком может случиться беда, если он совершает плохие поступки. Помните, ребята, недавно мы с вами читали сказки «Царевна-лягушка», «Терёшечка», а теперь давайте представим, что было, если бы главные герои этих сказок повели себя по-другому.

Проблемная ситуация.

    «А если бы Иван-Царевич из сказки «Царевна-лягушка» не был бы таким нетерпеливым, и не сжег лягушечью шкуру то…….».

    «А если бы Терёшечка не был таким находчивым, то….».

Заключительная часть.

Вот мы и побывали с вами в стране сказок.

Рефлексия:

Ребята, с какими видами сказок мы сегодня познакомились?

Чему учат сказки?

На каких героев сказок вы хотели бы быть похожими?

Интересно вам было путешествовать по сказкам?

А что было самое интересное?

А в чем-то вы испытывали затруднения?

Воспитатель:

Я хочу пожелать всем вам, дети, чтобы вы выросли такими же

Удачливыми и счастливыми, как Иван-царевич,

Добрыми, как Емеля

Обаятельными, как Чебурашка,

Хозяйственными, как Матроскин,

Трудолюбивыми, как Золушка,

Находчивыми, как Кот в сапогах.

12. Литература

1. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений,(средняя, старшая, подготовительная группы).-М.:ВАКО,2005.-176с.

2. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Старшая группа- М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ,2016.-144с.

3. Интернет ресурсы:

4. О.С Ушакова Развитие речи детей 5-7 лет. М, Т.Ц. «Сфера»,