Пословицы которые подходят к сказке кукушка. «В мире сказок»

Ненецкую сказку «Кукушка» проходят дети во 2 классе , и среди заданий могут встретиться такие:

  • Определите, какая пословица подходит к сказке «Кукушка»;
  • Подберите пословицы, подходящие к сказке «Кукушка»;
  • Подберите пословицы, выражающие смысл сказки.

Сказку неспроста выбрали для изучения в школе. Она содержит глубочайший смысл и раскрывает очень важную тему взаимоотношений между родителями и детьми. Сказку полезно также прочитать детям дошкольного возраста, если те не слушаются и расстраивают маму.

Ненецкая сказка повествует о семье, в которой только мать и четверо детей. Мать трудилась и трепетно ухаживала за детьми. А они, в свою очередь, не слушались ее, играли и шалили. В трудную минуту, когда мама заболела, дети не пришли на помощь. Обернувшись птицей, мать собралась покинуть свой дом. Дети осознали, как дорога им мама, только когда ее не стало.

Таким образом, сказка учит людей бережно относиться к родителям, ценить и уважать их. Но, к сожалению, пока близкие люди рядом, мы склонны не замечать их добрых поступков. А потом бывает уже поздно. Нужно ценить добро и любовь близкого человека здесь и сейчас, отвечать добром на добро.

К ненецкой сказке «Кукушка» подходят русские народные пословицы о добре и любви, о родителях и детях:

Не плюй в колодец пригодится водицы напиться.
Гулять — гуляй, но отца и мать уважай.
Не плюй в колодец — пригодится воды напиться
Кто мать и отца почитает, тот вовеки не погибает.
При солнышке тепло, при матушке добро.
Плохо ветвям без ствола.
Все купишь, а отца-матери не купишь.
Родную мать никем не заменишь.
Родительское сердце - в детях, а детское - в камушке.

Радуется сердце тяти от ласкового дитяти.
Коли есть отец и мать, так ребенку благодать.
Детки деткам рознь.
Гни дерево, пока гнется, учи дитя, пока слушается.
Птица рада весне, а дитя - матери.
У отца с матерью за пазухой - и на морозе тепло.
Во всяком хлебе есть мякина: бывает добр и худ детина.
Дай детям полную волю - сам наплачешься.
Малые дети заснуть не дают, большие вырастут - сама не спишь.
Без матушки родной и цветы не цветно цветут.
На свете все сыщешь, кроме отца с матерью.
Детей растить - осинку глодать.
В семье - любовь да совет, так и нужды нет.
Семья вместе - и душа на месте.

Нет такого дружка, как родимая матушка.
Кто матери не послушает, в беду попадет.
Около матки хорошо дитятке.
Ребенок без матери, что стол без скатерти.
Мать при детках, что птица в клетке.

Добро не лихо - ходит тихо.
Нет худа без добра.
За добро добром и платят.
Истинное добро всегда просто.

Кукушка кукует, по бездомью горюет.
Кукушка на радость в лесу, ребёнок на радость в дому.
Кукушка не мать, не каждому судьбу поймать.
Кукушка не мать, не каждому счастье поймать.
Кукушка своего гнезда не вьёт.
О том кукушка кукует, что своего гнезда нет.
Скуковала кукушка на голый лес.

Это важнейшее условие формирования мыслительных способностей.
В.А. Сухомлинский, когда исследовал причины умственной отсталости школьников, правильно подметил: “Если в начальной школе дети мало читали, мало мыслили, у них складывалась структура малодеятельного мозга”.
Эксперименты, проводимые за последние годы, показали, что быстрое чтение активизирует процессы мышления и является одним из средств совершенствования учебного процесса для самых различных уровней обучения, от начальной до высшей школы.
Чтение – одно из важнейших средств формирования личности. С одной стороны, чтение является предметом обучения, а с другой, средством обучения. Из книг, в том числе и учебных по различным предметам, ребенок получает разнообразные знания. Чтение литературных произведений всегда выполняющих познавательную, эстетическую и воспитательную функции, практическое знакомство с особым обобщенным, образно-эмоциональным способом отражения и познания жизни формирует эмоциональную сферу, нравственно эстетические идеалы, взгляды, отношения ребенка.
Начальная школа первая начинает реализовать общую основную цель обучения – формирование личности учащегося.
Поэтому так важно именно в этот период научить ребенка читать, сформировать у него техническую сторону чтения, умение работать с научно - познавательным и художественным текстом, обеспечить полноценное восприятие доступного художественного текста, чтобы оно оказало максимальное воздействие на растущего человека.
Эффективные резервы обучения чтению можно найти в следующих упражнениях:
Чтение перевернутого текста:
Страница обычного текста переворачивается вверх ногами, т.е. на 180 градусов. Задача ребенка, двигая глазами справа налево, прочитать текст. Говорится, что ребенок совершает путешествие по перевернутому миру и ему крайне необходимо быстро научится в нем читать.
Это упражнение способствует:
Формированию в памяти ребенка целостных эталонов букв;
Развитию умения сочетать побуквенный анализ со смысловым прогнозированием окончания слов;
Если это упражнение изменять таким образом, что поворачивать текст на 90 или 270 градусов, то это упражнение окажется полезным для совершенствования координации движения глаз и точности переработки воспринимаемой информации в затылочном отделе коры мозга.
Поиск в тексте заданных слов:
Задаются 1-3 слова, которые ребенок должен как можно быстрее найти в тексте. Вначале эти слова предъявляются зрительно, в дальнейшем - на слух. Желательно, чтобы слова встречались в тексте несколько раз. Отыскав их, ребенок может подчеркнуть их или обвести в кружок.
Это упражнение формирует способность схватывать целостные образы слов и опираться на них в задаче поиска. А так же развивает словесную память. Особую пользу это упражнение приобретает, если ребенку последовательно предлагать различные слова в одном и том же тексте и при этом просить его проделывать это в максимально быстром темпе.
Чтение «задом наперёд»
Это упражнение тренирует внимание. Текст читается в нормальном исполнение, а потом задом наперед. После тренировок чтение обычного чтения будет очень легким.

Средняя общеобразовательная школа № 26

Урок литературного чтения
во 2 классе
по теме: В.А.Осеева «Добрая хозяюшка»

Подготовила: Салихова А.Р.
учитель начальных классов

г.Уральск

Тема: В.Осеева «Добрая хозяюшка»
Цели: формировать представление о творчестве В.Осеевой, совершенствовать навыки сознательного, беглого и выразительного чтения, учить определять идею произведения и характеризовать поступки героев;
развивать творческие способности и творческое воображение учащихся, развивать память, связную речь;
воспитывать дружелюбие, чувство ответственности перед друзьями.
Тип урока: комбинированный
Межпредметная связь: самопознание
Оборудование: портрет В.Осеевой, карточки со словами к схеме, карточки с пословицами, разноцветные листы для проведения «ковра идей», компьютер, магнитофон, учебник, иллюстрации к произведению.

Ход урока.

I. Психологический настрой
II. Фаза вызова интереса.
1) Разминка: чтение слогов, слов предложений демонстрируемых на компьютере (с элементами анимации)
2) - Послушайте стихотворение. Какие похожие слова вы услышали?
Добрым быть совсем, совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.
- Как вы думаете, что такое доброта?
- Среди слов, которые записаны на карточке, назовите те, которые подходят к слову «доброта»
Отзывчивость, упрямство, помощь, щедрость, страх, сердечность, грубость, неуважительность, бескорыстие, забота, внимательность.
Составление схемы

Про какого человека можно сказать, что он добрый?
- Прочитать определение доброты и доброго человека
Доброта – отзывчивость, душевное расположение к окружающим, стремление делать добро.
Добрый – делающий добро другим, отзывчивый.

Мы вернемся к этим словам после чтения произведения В.Осеевой «Добрая хозяюшка».

III. Подготовка к восприятию текста
Показ портрета писательницы
- В.Осеева написала много произведений для детей. Они серьезные и юмористические и юмористические. Она писала о любви к природе, дружбе и трудолюбии.
- Как вы думаете, о чем будет произведение «Добрая хозяюшка»?
IV. Работа над произведением.
Первичное чтение с остановками
Чтение эпизода о петушке
- Была ли девочка петушку настоящим другом?
- Почему она решила поменять его на курочку?
Чтение эпизода про курочку
– Понравилась девочке курочка? – Чем закончилась эта дружба?
Чтение эпизода про уточку
– Может быть, дружба с уточкой получилась?
Чтение эпизода о щенке
– Как развивались события дольше? – Почему же девочка осталась одна? - Можно ли назвать девочку доброй хозяюшкой?
Повторное чтение
Чтение рассказа детьми с переворачиванием книги по сигналу учителя.
Выборочное чтение
– Прочитайте, какое настроение было у петушка, когда он услышал слова хозяйки. – Может быть, курочка обрадовалась? – А уточка? – А как поступил щенок?
– Давайте, определим наше настроение от прочитанного? Выбираем настроение – «мордашку» - Уважаете ли вы девочку за такие поступки?
Работа с пословицами
- Прочитать пословицы и выбрать те, которые подходят к произведению (чтение задом наперед)
Ешчул ошорох ьтипутсоп, меч ошорох ьтировог.
Улед ямерв, а ехетоп – сач.
Яьзурд ястюанзоп в едеб.
Йырбод кеволеч урбод и тичу.
Тен агурд – ищи, а лёшан – игереб.
Юукперк убжурд и йодов ен ьшёьлозар.
- Объясните свой выбор.
– Почему девочка осталась без домашних питомцев? – Можем ли мы уважать ее за такие поступки? – Почему же В.Осеева назвала свою сказку «Добрая хозяюшка»? Может быть это ошибка? – Какие чувства вложила автор в свою сказку: уважение, иронию, насмешку, гордость? – Конечно, В.Осеева нарочно назвала девочку доброй, чтобы заставить своих читателей задуматься над ее поступками.
V. Подведение итогов урока. Рефлексия.
«Ковер идей» (работа в группах)

О браз этой невзрачной птицы, которую редко кто видел вживую, довольно часто встречается в фольклоре народов Европы и Азии. Существо, не обладающее ярким внешним видом, привлекло к себе внимание человека нестандартным, по общепринятым меркам, поведением по отношению к своему потомству. В русских, украинских, белорусских народных поверьях кукушка - пророчица, олицетворение одинокой женщины, вдовы. У западноевропейцев репутация вестника весны и главной птицы-вещуньи подкреплялась убеждением в связи кукушки с демоническими силами.

На аналогии между кукушкой и женщиной, бросившей детей, построена одноименная ненецкая сказка. Ненцы - самый многочисленный народ, проживающий на территории европейского Севера и Севера Западной Сибири. В прошлом более распространённым было название самоеды. Слово «ненэц» означает «настоящий человек». Существует две этнографические группы, отличающиеся не только по месту расселения, но и диалектом: тундровые ненцы - занимают тундровые части Кольского полуострова и правобережья Енисея; лесные - населяют таёжные зоны Обско-Енисейского водораздела.

Основное занятие ненцев - оленеводство - стало формирующим фактором кочевого образа жизни этого народа, что в свою очередь определило особенности быта. Домом для часто кочующего оленевода с семьёй служит разборный чум. Основной рацион - оленина и рыба.

Несмотря на отсутствие собственной государственности и до некоторого времени письменности, появившейся только в 30-х годах двадцатого века, ненцам удалось сберечь родной, ненецкий язык, который по сей день используется наравне с русским. Верование ненцев основано на вере в духов, являющихся хозяевами неба, земли, огня, природных явлений. Особенность религиозных традиций этого народа - наличие такого явления, как шаманизм.

Сюжет сказки «Кукушка» довольно прост и вместе с тем очень драматичен. У одной бедной женщины было четверо сыновей. Тяжело приходилось матери - дети нисколько не помогали ей. Трудная работа и отсутствие помощи привели к тому, женщина заболела и слегла. Измученная жаждой мать просит своих детей принести ей воды. Но ни один из сыновей не выполнил её просьбу, каждый ссылался то на мокрые пимы (тёплая ненецкая обувь), то на отсутствие шапки. Так и не дав напиться родной матери, сыновья выбежали играть.

Лишь когда старший проголодался, он заглянул в чум и увидел, что мать стоит посреди жилища и пытается одеться, но малица (теплая национальная одежда) превращается в перья. Превратившись в кукушку, мать вылетает из чума, испуганные сыновья бегут за ней с ковшом воды, умоляя вернуться. Но кукушка не желает возвращаться к неблагодарным и летит на «вольные воды», а место, где сыновья бежали за птицей, стирая ноги в кровь, покрылось красным мхом. В конце повествования говорится, что с тех пор кукушки не вьют гнёзда, это позволяет назвать сказку этиологической, то есть объясняющей причины и происхождение того или иного явления.

Ключевую мысль произведение можно выразить русской пословицей: «Материнское сердце в детях, а детское - в камне». Любящая мама буквально растворяется в своем ребёнке. Нервущаяся нить, связывающая женщину с детьми, не позволяет материнскому сердцу хоть на миг забыть о своем чаде, неважно, сколько ему лет. В народе эта мысль выражена в пословице «Материн ребёнок до ста лет детёнок». Но ребёнок не всегда отвечает той же лаской и заботой своим родителям.

Неблагодарность и жестокосердие родных детей оставляют самые горькие и глубокие раны в сердце матери. «Нет сына - один раз поплачешь, есть сын - десять раз поплачешь» (удмуртская пословица). Необходимо помнить, что непочтительное отношение к родителям вернётся неблагодарностью собственных детей.

Чему же учит сказка? Любви, благодарности, уважению к самому дорогому человеку на земле - Маме. «Всё на свете найдёшь, кроме родной матери», «Мать - щит человека» - гласят русское и персидское народные изречения. Лимит материнской любви безграничен, но при этом есть предел душевным и физическим силам. Беречь своих матерей - священная обязанность каждого человека!

На этой странице: пословицы и поговорки, подходящие к ненецкой народной сказке «Кукушка»; краткое содержание сказки «Кукушка»; о том, чему учит эта сказка.