Урок лисичка сестричка и серый волк. Конспект урока по литературному чтению на тему:"Лисичка - сестричка и серый волк"

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «ЦЛП и ДО» г.Казань.

Воспитатель: Шайдуллина А.Г. Казань 2015г.

Цель: Учить различать плохие поступки, коварные советы, понимать, что красивая, привлекательная внешность не всегда соответствует хорошим внутренним качествам, сопереживать героям сказки; вызывать желание помочь им; развивать мышление, сообразительность, фантазию; учить сочинять сказки и новые концовки к известным сказкам.

Конспект занятия.

Воспитатель: Сегодня мы с вами побеседуем о безопасности. Ведь неприятные истории ситуации могут случиться с любым человеком в любой момент. Поговорим об этом на примере сказки . Подумайте, разве дед, когда ехал домой счастливый с удачной рыбалки, мог представить, что с ним случится что-то плохое?

Чтение сказки «Лисичка-сестричка и серый волк» .

Воспитатель: Вы прослушали сказку «Лисичка – сестричка и серый волк» . Вспомните те неприятные ситуации, которые случились с ее героями.

Ответы детей: - Дед остался без улова, лиса обманом у него всю рыбу забрала.

Волка побили, он остался без хвоста.

Лиса всех обманула, да еще на избитом волке в лес ехала.

Бабка осталась без рыбы и без воротника.

Еще лиса в избе в кадку угодила, тесто испортила.

Воспитатель: Молодцы! Вспомнили все плохие поступки лисы. Всех она обманула, всех перехитрила, всем зло причинила. Кто из вас опишет внешность лисы?

Ответы детей:

Рыжая, пушистая.

Лиса красивая, хвост длинный, пушистый, красивый.

Взгляд хитрый.

Мордочка острая.

Лисичка – самая красивая из зверей.

Воспитатель: А если бы не знали, сколько плохого сделала лиса, смогли бы вы по ее внешнему виду понять, что она плохая?

Ответы детей:

Нет, на вид она очень красивая и хорошая.

Но взгляд у нее хитрый.

Воспитатель: Правильно! На вид лиса очень красивая и кажется хорошей, доброй, а поступки совершает плохие и советы дает коварные. Скажите: почему лиса обманула деда?

Ответы детей:

Потому, что она хитрая.

Потому, что она ленивая. Голодная, но идти на охоту мышей ловить не хочет.

Она знает, как тяжело за зайцем гоняться: заяц быстрый, да еще и следы путает, - можно и не догнать. Деда легче обмануть.

Потому, что дед ей поверил.

Деду надо было лучше проверять, мертвая она или нет.

Воспитатель: А как должен был поступить дед, чтобы не оказаться в такой ситуации?

Ответы детей:

Дед старый и знает, что лиса – обманщица. Нужно было подумать, прежде чем бросать лису в сани, и тогда он что-нибудь придумал бы.

Нужно было проехать мимо и не обращать внимания на лису.

Нужно было внимательно посмотреть ей в глаза – он заметил бы, что она живая.

Дед знал, что лиса хитрая, но очень захотел воротник для бабки. Нужно было лису положить в мешок и крепко его завязать. И тогда и рыба была бы, и воротник.

Воспитатель: Правильно! Дед, увидев легкую добычу, забыл о возможной опасности. Забыл. Что лиса коварная, хитрая, может обмануть. Если бы дед подумал, прежде чем сделал, были бы у него и рыба, и воротник. А если бы проехал мимо, то остался хотя бы с рыбой. Но хитрая лиса и рассчитывала на то, что дед соблазнится легкой добычей, пожадничает и забудет об осторожности. Одну ситуацию мы обсудили. А теперь поговорим о том, как лиса наказала жадного и ленивого волка.

Ответы детей:

Лиса сама часто бывает голодной, но с волком добычей не делилась, а послал его на верную смерть. Хорошо, что только без хвоста остался.

Лиса посоветовала ловить рыбу в проруби, на волчий хвост.

Она жадная, не поделилась с волком, да еще и обманула его.

Она знала, что волк голодный, жадный, будет долго сидеть и хвост у него примерзнет.

Воспитатель: А как мог поступить волк, чтобы остаться с хвостом?

Ответы детей:

Волк лучше всех знает, какая лиса кума, она постоянно его обманывает.

Сказал бы: «Сама покажи, как ловить рыбу хвостом» .

Волк мог и наказать лису за жадность – забрать рыбу.

Волк мог разделить рыбу поровну – было бы честно.

Волк и лиса – кум и кума, они оба ленивые, бродят, высматривают, чем бы поживиться, а охотиться не хотят. Мне не жалко волка. Он глупый, ему даже лень подумать, что с ним будет, если он хвост в прорубь опустит.

Воспитатель:

А вы сможете придумать свой вариант сказки или окончание сказки?

Ответы детей:

Ехал дед с рыбалки, а в санях вез мешок рыбы. Видит – на дороге лежит лиса мертвая. Но на самом деле она притворилась. Дед сначала хотел взять лису, но потом подумал: неспроста тут лиса лежит. Присмотрелся: а она живая оказалась. Прогнал ее дед, не удалось ей рыбкой поживиться. Пошла лиса грустная в лес и встретила там такого же грустного и голодного волка. Рассказала она ему о своей неудаче. Тогда волк предложил лисе пойти рыбку самим половить. Лиса посоветовала волку опустить в прорубь хвост и на него, как на удочку, рыбку ловить. Волк понял, что лиса его обмануть хочет, и не согласился. Обиделся он на лису и ушел в лес. А лиса так голодная и осталась.

Воспитатель: Молодец, Маша! Она сохранила поучительный сюжет сказки и поучила лису. Кто еще попробует придумать сказку? Ваня, расскажи свою сказку.

В зимний день возвращался дед с рыбалки. Ехал он с наловленной рыбой. Ехал и увидел на дороге лису. Остановился дед посмотреть: жива ли она? Смотрит на лисе мех красивый, пушистый. Вспомнил он про свою старуху: хороший воротник получится. Посмотрел еще раз на лису, видит: вроде бы мертвая. Положил он ее на сани, около рыбы, и дальше поехал. А лиса хитрая оказалась, притворилась мертвой. Лежит она на санях и наблюдает: не смотрит ли дед на нее? Дед не смотрел на нее и лиса начала выбрасывать рыбу. Но дед тоже хитрым оказался. Оглянулся и увидел, что лиса рыбку выбросила. Достал дед ружье – лиса испугалась, спрыгнула с телеги и в лес убежала. Уехал дед, а рыбка осталась лежать на снегу. Шел сзади голодный волк. Увидел он рыбку, обрадовался и съел ее. Вернулась лиса рыбку подобрать, а рыбки уже нет. Вот и сказке конец.

Воспитатель: Молодец, Ваня! Сегодня на примере сказки «Лисичка – сестричка и серый волк» мы увидели, что неприятности могут случиться в любой момент. В жизни, как и в сказке, есть такие люди, как лиса, - хитрые и лживые. В сказке лиса обманула деда и волка. Сказку модно переделать на хороший лад, чтобы плохое происходило с лисой. А деду надо было поступить по-другому – не брать лису. Так же и в жизни. Нас учат не брать в руки, не поднимать незнакомые предметы, вещи: они могут оказаться опасными. А волку нужно было не слушать лису, а думать своей головой.

Нам всем надо стараться избегать встреч с такими людьми или хотя бы не прислушиваться к их советам, думать своей головой. Сказки придумал народ, чтобы предостеречь нас от возможных опасностей и от плохих людей. Подумайте: если вы найдете какой-нибудь предмет, пусть даже очень красивый, пусть игрушку, что вы сделаете?

Ответы детей:

К нему нельзя прикасаться.

Его нельзя брать в руки.

Я скажу об этом маме.

Воспитатель: Правильно! Никогда нельзя брать в руки неизвестные предметы, они могут оказаться опасными и привести к несчастью.

И еще, привлекательная внешность не всегда говорит о том, что сам человек хороший. Не вспомните такие же примеры из других сказок?

Ответы детей:

Снежная королева была красивой, но жестокой, коварно, бессердечной.

В сказке «О мертвой царевне и о семи богатырях» красивая, но злая царица превратилась в «добрую» старуху, чтобы отравить царевну яблоком.

В сказке «Дикие лебеди» красивая, но злая и коварная царица превратила маленьких принцев в диких лебедей.

Воспитатель: Молодцы! Вспомнили сказки, где внешность не соответствует душевным качествам человека, его намерениям. Но не думайте, что все красивые люди плохие или хотят плохо поступить. Это не так. С посторонними, чужими людьми всегда нужно быть осторожными, внимательными.

И самое главное, помнить и выполнять простые правила:

Никогда, никуда не ходить с чужими людьми.

Ничего не брать у чужих людей: ни еду, ни игрушки.

Главное: прежде чем совершить какой-нибудь поступок, нужно хорошенько подумать, к чему это приведет.

Этому и учат сказки. «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!» . Они предупреждают нас, показывая возможные последствия необдуманных поступков. Сказки учат нас, слушая их, а потом и читая, на всю жизнь запомнить их уроки и не попадать впросак, не попадать в те ситуации, в которых оказываются сказочные герои. Сказки хотят защитить вас, уберечь, предостеречь.

Конспект урока по литературному чтению в 1 классе

Раздел: Сказки.

Тема: Русские народные сказки. «Лисичка – сестричка и волк».

Тип урока: Урок по ознакомлению с новым материалом.

Цель урока: систематизировать знания учащихся по теме «Русские народные сказки»; учить оценивать характер персонажей, их поступки, настроение.

Планируемый результат: систематизация знаний учащихся по сказкам; умение оценивать героев по их поступкам.

Личностные:

- развитие самостоятельности;

Развитие навыков сотрудничества.

Предметные:

Развитие устной речи; образное и логическое мышление, артикуляционный аппарат;

умение анализировать и обобщать

Метапредметные:

Личностные УУД:

Формирование учебной мотивации, адекватной самооценки, осознания смысла учения и личной ответственности за будущий результат; готовность открыто выражать свою позицию на уроках.

Регулятивные УУД:

Формирование умения осуществлять действие по образцу; оценивания процесса и результата деятельности.

Познавательные УУД:

Подведение под понятие на основе выделения существенных признаков; осуществление смыслового чтения; поиск и выделение необходимой информации из текста; заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст; работа с двумя источниками информации

Коммуникативные УУД:

Формирование умения слышать и слушать учителя, одноклассника; вести устный диалог; чтение по ролям; сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач; адекватно оценивать себя, работу других учеников.

Задачи урока:

    формирование учебно-информационных умений (умения работать с текстом, с таблицей, находить главное, существенное); учить оценивать персонажей по их поступкам и особенностям речи

    развитие коммуникативных навыков (умения общаться, взаимодействовать друг с другом);

    воспитывать уважение к истокам культуры своего народа; нравственность через анализ содержания художественного произведения;

Основные понятия урока: сказка, персонаж.

Оборудование : учебник Э.Э.Кац «Литературное чтение», проектор, компьютер,

Этапы урока, время

Деятельность учителя

Действия учащихся

I . Самоопределение к деятельности и постановка учебной задачи.

(организационный момент)

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне; проговаривание темы и цели урока в виде вопросов.

Методы: подводящий к теме диалог.

Прозвенел опять звонок.

Мы начинаем наш урок.

Любознательные в классе дети

Обо всём хотят знать на свете.

С добрым утром!

Начат день.

Первым делом гоним лень.

На уроке не скучать,

Сегодня на уроке мы не только начнём знакомство с новым произведением, но и вспомним классификацию сказок, а также поработаем над обогащением словарного запаса. На протяжении всего урока вы будете не просто слушателями, а внимательными, думающими читателями и исследователями.

А что значит быть внимательными читателями?

II . Актуализация знаний.

Цель:закрепить знания учащихся о классификации сказок.

Метод: диалог.

Продуктивное задание: дополнение схемы

Мотивирующий приём: загадки.

Перед вами иллюстрации к знакомым вам произведениям. К какому жанру литературы они относятся?

Чем отличается сказка от других жанров литературы?

Посмотрите, на какие две большие группы можно разделить все сказки?

Назовите народные сказки.

Дополните предложенную схему.

Сказки просят:

А сейчас вы, друзья, узнайте нас!

1. А дорога – далека,

А корзина – нелегка.

Сесть бы на пенёк,

Съесть бы пирожок…

2.Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?

3. Нет ни речки, ни пруда.

Где воды напиться?

Очень вкусная вода

В ямке от копытца!...

4. Колотил да колотил

По тарелке носом –

Ничего не проглотил

И остался с носом.

Подумайте, какая сказка будет «лишняя» и почему?

Это всё сказки.

В сказкебывает всегда все необычное, волшебное, там звери, птицы и вещи умеют разговаривать, носят одежду. Еще бывают разные волшебные вещи: ковер-самолет, волшебное зеркальце, скатерть-самобранка и другие. В сказках есть необычные существа: Баба-Яга, гномы, Кощей Бессмертный и т.д.

- «Доктор Айболит», «Сказка о царе Салтане»

- «Репка», «Колобок», «Кот, лиса и петух».

Сказки о животных, бытовые сказки и волшебные.

«Маша и медведь»

«Три медведя»

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

«Лиса и журавль»

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», потому что это волшебная сказка, а остальные о животных.

III . «Открытие нового знания»

Способы: диалог, парная работа.

Мотивирующий приём: викторина

-
Отгадайте ребус и вы узнаете имя героя сказки, о котором мы будем вести речь. Лиса – один из самых известных героев русских народных сказок.

Проведём небольшую викторину. Подсказка: во всех сказках главная героиня – лиса.

1) Идёт лисичка-сестричка.

Постучала в окошко и спрашивает: терем-теремок! Кто в тереме живёт?

2) А она им с печи: Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам! Собаки испугались и убежали!

3) Пустили её. Легла лисичка на лавочку, хвостик под лавочку, скалочку под печку.

4) Заяц побежал к лисе. А медведь и волк стали думать, где бы спрятаться.

Медведь говорит: Я полезу на сосну.

А мне что же делать? – спрашивает волк. Спрячь меня, Михайло Иванович, куда-нибудь! Медведь завалил волка сухими листьями, а сам влез на сосну.

Сегодня мы познакомимся ещё с одной сказкой, героями которой будут лиса и волк. Это русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк».

Откройте учебник на страничке 66.

Но вначале проведём словарную разминку.

Словарная разминка:

чув-ство со-чув-ство-вать

чув-ство-вать бес-чув-ствен-ный

Как вы понимаете слова: «свернуться калачиком»?

Найдите значения слов в словаре: СМЕКНУТЬ, УЛУЧИТЬ ВРЕМЯ, ПОЛЕГОНЬКУ.

Мы познакомились с новыми словами и их значение, которые нам нужно запомнить для дальнейшей работы.

Это лиса.

«Теремок»

«Заюшкина избушка»

«Лисичка со скалочкой»

«Котофей Иванович»

Сжаться, согнуть ноги в коленях, тесно прижать голову.

IV . Первичное закрепле-ние.

Цель:

Способы: фронтальная работа.

Любовь Бараухина
Конспект занятия «Лисичка-сестричка и волк»

Чтение русской народной сказки «Лисичка- сестричка и волк »

Конспект образовательной деятельности в средней группе по развитию речи

Подготовила воспитатель

Бараухина Любовь Васильевна

Цель :

Познакомить детей с русской народной сказкой «Лисичка – сестричка и волк » (обработка М. Булатова, помочь оценить поступки героев.

Задачи :

Учить участвовать в беседе, понятно для слушателя отвечать на вопросы. Развивать диалогическую форму речи.

Развивать и активизировать словарный запас. Обогащать словарь детей словами : прорубь, квашня.

Воспитывать активный интерес к сказкам, добрые отношения друг к другу.

Материалы : Одежда для Сказочницы, сказка «Лисичка - сестричка и волк » , иллюстрации к сказке.

Предварительная работа : Накануне в уголок книги поместить иллюстрированное издание книги. Обратить на неё внимание, предложить рассмотреть рисунки, догадаться, о ком эта сказка.

(Я накидываю на плечи большой яркий платок и поворачиваюсь к детям)

Здравствуйте, ребята, я – Сказочница, пришла к вам в гости. А вы знаете, кто такая Сказочница? (ответы детей) . А как вы думаете, зачем я пришла к вам? (прочитать новую интересную сказку) . А вы знаете, что такое сказка? (ответы детей) А какие сказки вы знаете? (ответы детей) Как много вы знаете сказок, молодцы! Я хочу познакомить вас ещё с одной интересной сказкой, а кто её герои попробуйте догадаться. Слушайте внимательно, вспоминайте, кто так говорил :

-«Ой, мне плохо тебя слышно, Колобок, сядь ко мне на нос, да спой свою песенку погромче». Кто так говорил? (ответы детей) Молодцы, угадали! Это лиса.

Слушайте ещё. «Он набрал в пасть ещё больше воздуха и подул на соломенный домик. И в тот же миг домик разлетелся в разные стороны». Кто это был? (ответы детей) Да, это волк !

Молодцы! Угадали правильно. О ком будем читать сказку? (Ответы детей) Да, ребята, я сегодня прочитаю сказку, которая называется «Лисичка – сестричка и волк » . Садитесь поудобнее на стульчики. Русская народная сказка «Лисичка – сестричка и волк » . Итак, я начинаю.

(Чтение сказки)

Ребята, вам понравилась сказка? (Ответы детей) Кто запомнил, как она называется? (Ответы детей) Давайте вспомним всех героев сказки (ответы детей) .

Динамическая пауза :

«Хоровод животных» (Дети ходят, как лошадка, лисичка-сестричка , волк , как плавают рыбки. Снова садятся на стулья).

Как называется сказка, которую мы читали? (Ответы детей) Скажите, ребята, а вам все слова были понятны в сказке или были какие-то слова незнакомые? (ответы детей) Кто знает, что такое прорубь? (ответы детей) Что такое квашня (ответы детей) Как лиса испачкалась квашнёй (ответы детей) Какая по характеру лиса в сказке? (Ответы детей) Какой в сказке волк по характеру ? (глупый, доверчивый) Почему лиса обманула волка ? (Она была хитрая и жадная, а волк голодный ) . Правильно ли поступила лиса? (Нет, нужно уважать друг друга, относиться по-доброму, ведь лиса и волк были приятелями ) Кого в сказке можно пожалеть? Почему? (Волка побили на реке , он остался без хвоста, а лиса обманула и ещё ехала на нём). Кто помнит, как лиса сидя в норке посмеивалась над волком ? (Лиса говорила : «Нету у волка ни разума , ни толку!» )

Ребята, сказки учат нас отличать добро от зла, поэтому мы их и читаем. Вы сегодня внимательно слушали сказку «Лисичка – сестричка и волк » , спасибо вам, молодцы! Я принесла вам книги с иллюстрациями к сказке «Лисичка – сестричка и волк » , можно взять и посмотреть их. А мне пора уходить, до свидания! (Сказочница снимает платок, поворачивается к детям, как воспитатель, вместе с детьми садится рассматривать книги.)

Публикации по теме:

Цель занятия: учить детей преобразовывать базовую форму в разные поделки,развивать вариативность мышления. Задачи:Формировать умения.

Цель: ознакомление детей подготовительной группы с русской народной сказкой «Лиса и волк» с напевами, с включением дидактической игры по.

Конспект НОД по развитию речи «Чтение детям русской народной сказки «Лисичка-сестричка и волк» Цель: Познакомить детей с русской народной сказкой «Лисичка-сестричка и волк», помочь оценить поступки героев, драматизировать отрывок из.

Конспект НОД по развитию речи. Чтение отрывка и инсценировка сказки «Лисичка-сестричка и волк», чтение потешек в средней группе. Составила.

Конспект урока по литературному чтению

Раздел: Сказки.

Тема: Русские народные сказки. «Лисичка – сестричка и волк».

Цель урока: систематизировать знания учащихся по теме «Русские народные сказки»; учить оценивать характер персонажей, их поступки, настроение.

Планируемый результат: систематизация знаний учащихся по сказкам; умение оценивать героев по их поступкам.

Личностные:

- развитие самостоятельности;

Развитие навыков сотрудничества.

Предметные:

Развитие устной речи; образное и логическое мышление, артикуляционный аппарат;

умение анализировать и обобщать

Метапредметные:

Личностные УУД:

Формирование учебной мотивации, адекватной самооценки, осознания смысла учения и личной ответственности за будущий результат; готовность открыто выражать свою позицию на уроках.

Регулятивные УУД:

Формирование умения осуществлять действие по образцу; оценивания процесса и результата деятельности.

Познавательные УУД:

Подведение под понятие на основе выделения существенных признаков; осуществление смыслового чтения; поиск и выделение необходимой информации из текста; заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст; работа с двумя источниками информации

Коммуникативные УУД:

Формирование умения слышать и слушать учителя, одноклассника; вести устный диалог; чтение по ролям; сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач; адекватно оценивать себя, работу других учеников.

Задачи урока:

    формирование учебно-информационных умений (умения работать с текстом, с таблицей, находить главное, существенное); учить оценивать персонажей по их поступкам и особенностям речи

    развитие коммуникативных навыков (умения общаться, взаимодействовать друг с другом);

    воспитывать уважение к истокам культуры своего народа; нравственность через анализ содержания художественного произведения;

Основные понятия урока: сказка, персонаж, кластер.

Оборудование : учебник «Литературное чтение», сигналы, карточки с таблицами, изображения животных, проектор, компьютер,

I . Самоопределение к деятельности и постановка учебной задачи.

(организационный момент)

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне; проговаривание темы и цели урока в виде вопросов.

Методы: подводящий к теме диалог.

Прозвенел опять звонок.

Мы начинаем наш урок.

Любознательные в классе дети

Обо всём хотят знать на свете.

С добрым утром!

Начат день.

Первым делом гоним лень.

На уроке не скучать,

Сегодня на уроке мы не только начнём знакомство с новым произведением, но и вспомним классификацию сказок, а также поработаем над обогащением словарного запаса. На протяжении всего урока вы будете не просто слушателями, а внимательными, думающими читателями и исследователями.

А что значит быть внимательными читателями?

II . Актуализация знаний.

Цель:закрепить знания учащихся о классификации сказок.

Метод: диалог.

Продуктивное задание: дополнение схемы

Мотивирующий приём: загадки.

Перед вами иллюстрации к знакомым вам произведениям. К какому жанру литературы они относятся?

Чем отличается сказка от других жанров литературы?

Посмотрите, на какие две большие группы можно разделить все сказки?

Назовите народные сказки.

Дополните предложенную схему.

Сказки просят:

А сейчас вы, друзья, узнайте нас!

1. А дорога – далека,

А корзина – нелегка.

Сесть бы на пенёк,

Съесть бы пирожок…

2.Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?

3. Нет ни речки, ни пруда.

Где воды напиться?

Очень вкусная вода

В ямке от копытца!...

4. Колотил да колотил

По тарелке носом –

Ничего не проглотил

И остался с носом.

Подумайте, какая сказка будет «лишняя» и почему?

Это всё сказки.

В сказкебывает всегда все необычное, волшебное, там звери, птицы и вещи умеют разговаривать, носят одежду. Еще бывают разные волшебные вещи: ковер-самолет, волшебное зеркальце, скатерть-самобранка и другие. В сказках есть необычные существа: Баба-Яга, гномы, Кощей Бессмертный и т.д.

- «Доктор Айболит», «Сказка о царе Салтане»

- «Репка», «Колобок», «Кот, лиса и петух».

Сказки о животных, бытовые сказки и волшебные.

«Маша и медведь»

«Три медведя»

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

«Лиса и журавль»

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», потому что это волшебная сказка, а остальные о животных.

III . «Открытие нового знания»

Способы: диалог, парная работа.

Мотивирующий приём: викторина, «волшебная шкатулочка», прослушивание сказки в исполнении актёров.

- Отгадайте ребус и вы узнаете имя героя сказки, о котором мы будем вести речь. Лиса – один из самых известных героев русских народных сказок.

Проведём небольшую викторину. Подсказка: во всех сказках главная героиня – лиса.

1) Идёт лисичка-сестричка.

Постучала в окошко и спрашивает: терем-теремок! Кто в тереме живёт?

2) А она им с печи: Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам! Собаки испугались и убежали!

3) Лиса влезла на чердак и до половины мёд-то и поела. Опять воротилась и легла, а медведь-то её и спрашивает: кума, а кума, как назвали-то?

4) Пустили её. Легла лисичка на лавочку, хвостик под лавочку, скалочку под печку.

5) Заяц побежал к лисе. А медведь и волк стали думать, где бы спрятаться.

Медведь говорит: Я полезу на сосну.

А мне что же делать? – спрашивает волк. Спрячь меня, Михайло Иванович, куда-нибудь! Медведь завалил волка сухими листьями, а сам влез на сосну.

6) А лисичка собрала всю разбросанную рыбку в кучку, уселась на дорогу и кушает себе. Приходит к ней Серый Волк.

Сейчас вы познакомитесь ещё с одной сказкой, героями которой будут лиса и волк. Это русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк».

Но вначале проведём словарную разминку.

Словарная разминка:

чув-ство со-чув-ство-вать

чув-ство-вать бес-чув-ствен-ный

Как вы понимаете слова: «свернуться калачиком»?

Найдите значения слов в словаре: СМЕКНУТЬ, УЛУЧИТЬ ВРЕМЯ, ПОЛЕГОНЬКУ, ПРОРУБЬ, КОРОМЫСЛО, НАХОДЧИВЫЙ.

Все эти слова мы опустим в нашу волшебную шкатулочку.

А сейчас мы с вами прослушаем первую часть этой сказки в исполнении замечательной актрисы Т.Пельтцер.

Это лиса.

«Теремок»

«Заюшкина избушка»

«Лиса и медведь»

«Лисичка со скалочкой»

«Котофей Иванович»

«Лисичка-сестричка и волк»

Сжаться, согнуть ноги в коленях, тесно прижать голову.

IV . Первичное закрепле-ние.

Цель:

Способы: фронтальная работа.

Нина Жукова
Конспект НОД по развитию речи в средней группе. Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»

Цель : Познакомить с русской народной сказкой «» , помочь оценить поступки героев, драматизировать отрывок из произведения, учить строить развёрнутые высказывания ;

Программные задачи :

Продолжить формировать умение отвечать на вопросы по тексту полными предложениями.

Воспитывать моральные качества : уважение, доброту, честность к другим людям.

Интеграция образовательных областей : Речевое развитие », «Познавательное развитие » , «Социально-Коммуникативное развитие » .

Предварительная работа : Чтение сказок и рассказов о животных , рассматривание картин «Кто и где живет» , книг о диких и домашних животных, дидактические игры «Кто как кричит» , «Кого не стало» , лепка и рисование о животных, заучивание стихов.

Оборудование : иллюстрации к сказке : «Лиса ест рыбу» , «Лиса едет на волке » , «Лиса на возу выкидывает рыбку» , «Лиса учит волка ловить рыбу » ; раскраска иллюстрации, где волк везет лису , цветные карандаши, сказка в обработке М . Булатова; иллюстрации к сказкам «Колобок» , «Заюшкина избушка» , «Репка» , «Теремок» , «Курочка Ряба» .

Ход организованной учебной деятельности.

I. Мотивационно-побудительный этап.

Воспитатель : Ребята, к нам в гости пришел волк и хочет рассказать историю , которая с ним приключилась, и он остался без хвоста.

II. Организационно - поисковый этап.

Воспитатель : Но сначала, давайте мы с вами вспомним, какие сказки и стихи мы с вами читали.

Дети перечисляют , что они помнят.

Воспитатель : А теперь давайте разогреем наше горлышко.

Упражнение на дыхание : «Купила Бабуся бусы Марусе»

Воспитатель : Эту скороговорку нужно произносить на выдохе. Носиком вдыхаем и проговариваем на выдохе!

Дети повторяют за воспитателем.

Воспитатель : Ребята, сейчас я вам прочитаю отрывки из произведений, а вы мне определите по первым словам, что это сказка , стихотворение или рассказ .

Жили - были дед и баба, И была у них курочка Ряба.

Дети : Сказка

Наша Таня громко плачет. Уронила в речку мячик.

Дети : Стихотворение

Наступила зима. Выпал первый снег.

Дети : Рассказ

Воспитатель : Сегодня мы поговорим о сказках . Ребята, а вы любите сказки ? Какие сказки вы знаете ? Сейчас я проверю, сможете ли вы угадать сказку по картинке и назвать её героев (показ картинок)

Воспитатель : Ребята, какие вы молодцы! Конечно, есть много сказок о людях , о волшебстве, о животных. Сегодня мы прочитаем сказку , а о ком она вы узнаете, отгадав загадки.

Воспитатель : Хитрая плутовка, рыжая головка,

Хвост пушистый – краса, а зовут её…

Дети : лиса

Воспитатель : Кто зимой холодной бродит в лесу злой, голодный.

Дети : волк

Воспитатель : Кто же герои сказки ?

Дети : Лиса и волк .

Воспитатель : Итак, сказка , которую я сейчас вам прочитаю, называется «Лисичка - сестричка и серый волк (чтение сказки ) .

Вопросы по сказке :

Воспитатель : Понравилась ли вам сказка ?

Воспитатель : Кто запомнил, как она называется?

Воспитатель : Какая по характеру лиса?

Дети : хитрая, плутовка, обманщица

Воспитатель : Какой в сказке волк ?

Дети : голодный, добрый, доверчивый

Воспитатель : Расскажите, как лиса посоветовала ловить рыбу?

Воспитатель : Почему лиса обманула волка ?

Воспитатель : Правильно ли поступила лиса?

Дети : Нет, нужно уважать других людей и относиться к ним по - доброму, тем более, лиса и волк были приятелями .

Воспитатель : А в какое время года происходит действие сказки ? Как вы это поняли? По каким словам?

Дети : Холодно и морозно.

Воспитатель : А вы боитесь морозов?

Воспитатель : Тогда давайте с вами поиграем.

Физкультминутка : «Я мороза не боюсь»

Я мороза не боюсь,

С ним я крепко подружусь.

Подойдёт ко мне мороз

Тронет щёки, тронет нос

Значит надо не зевать

Много прыгать и скакать.

Воспитатель : Ребята, вы помните хорошо сказку ? Давайте вспомним, чем она закончилась? Я вам сейчас напомню. Чтение сказки .

Что сказала лиса ? Что ей волк ответил ? Давайте сейчас разыграем этот отрывок. Вот наши участники.

Воспитатель :

Едет лиса на волке .

Дети : один за другого держится и приговаривает.

Лиса : Битый небитого везёт.

Волк : Что ты мне лисонька говоришь?

Лиса : Битый - битого везёт!

Волк : Да правильно.

Воспитатель : Довёз волк лису до норы , соскочила она, спряталась, а сама над волком …Что ?

Зрители : Смеётся - посмеивается.

Воспитатель : Понравилось вам представление? Давайте похлопаем нашим артистам.

Воспитатель : Теперь, ребята, выполним следующее задание. У вас на столах лежат раскраски картинки, где волк везет лису , но они по дороге растеряли краски. Давайте украсим их. Возьмем карандаши.

(Самостоятельная работа детей.)

III. Рефлексивно - корригирующий этап.

Воспитатель : Что мы сегодня делали? Что понравилось? На примере сказки мы убедились , что нельзя обижать друзей. Вот поэтому мы и читаем сказки , чтобы лучше узнать какие поступки хорошие, а какие плохие. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Чебурашка" компексирующего вида г. Королёв. К о н с п е к т. Непосредственной.

Конспект занятия по чтению сказки «Лисичка-сестричка и волк» Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в средней группе