Востоковедение профессия. Где найти работу? Крупные вузы в столице

Наиболее распространенные экзамены при поступлении:

  • Иностранный язык - профильный предмет, по выбору вуза
Проводится собеседование на тему портфолио, выбранного абитуриентом.

Эта программа обучения дает студентам понимание экономических, социальных, культурных и политических процессов. Предполагается изучение ориенталистики и стран Африки южнее Сахары. Востоковеды востребованы в дипломатических представительствах, торгово-экономических и административно-управленческих структурах внутри РФ, в бизнес-проектах и коммерческих организациях, работающих на импорт и экспорт товаров из стран Востока и Азии.

Экзамены для поступления в магистратуру

Зачисление происходит после конкурсного отбора абитуриентов по результатам собеседования и общения на тему портфолио поступающего. Поступление осуществляется после квалификационного экзамена по английскому языку.

Краткое описание специальности

Российская программа изучения культурных особенностей народов Востока считается одной из самых сбалансированных и насыщенных среди всех европейских программ.

Она дает возможность подготовить специалистов, разбирающихся в культуре, литературе, истории, политико-экономических особенностях и современном государственном устройстве Китая, Кореи, Японии, Вьетнама, Индии, Индонезии, Таиланда, африканских стран. Помимо знаний в области культуры и экономики, важным аспектом является изучение языка профильной страны. Предполагаются стажировки, культурные программы, обмен студентами с азиатскими вузами.

Преимущества обучения в магистратуре

Магистратура необходима тем, кто решил связать себя с преподавательской работой, научной деятельностью и планирует в будущем написание и защиту диссертации. Магистратура дает возможность комплексно подойти к изучаемым предметам, учит аналитически относится к приобретенной информации.

Уделяется внимание и время налаживанию практических навыков работы с институтами и организациями стран Востока, построению бизнес-моделей, анализу политико-социальных процессов. Магистерская программа осуществляется при содействии европейских и азиатских вузов, некоторые дисциплины и курсы читаются на английском языке.

Крупные вузы в столице

Магистров по специальности готовят менее десяти вузов во всей стране, среди московских учебных заведений можно выбрать из следующих:


Сроки и формы обучения

Данная программа доступна для студентов только в дневной (очной) форме обучения. Посещать занятия придется 2 года. Возможно поступление как на бюджетной, так и на коммерческой основе. Некоторые учебные заведения реализуют всю программу на английском языке в рамках сотрудничества с зарубежными вузами.

Предметы, изучаемые студентами

Направление обучения зависит от выбора студента: можно более подробно остановиться либо на историко-культурных, либо на социально-экономических особенностях развития восточных стран.

Обязательны к изучению такие дисциплины:

Получаемые знания и навыки

После окончания магистратуры выпускник должен быть готов к следующим задачам:


Кем работать

Работа может быть связана с деятельностью внешнеполитических, внешнеэкономических организаций, дипломатических и культурных миссий, посольств.

Специальности, в которых могут проявить себя слушатели программы «Востоковедение и африканистика», очень разнообразны:

  • переводчик, синхронный или письменный с восточных языков - китайского, корейского, японского;
  • эксперт в области определенных народов или этногрупп;
  • сотрудник или руководитель международного культурного центра, галереи;
  • преподаватель вуза в сопредельной области.

Минимальный опыт работы переводчика-референта со знанием китайского языка позволит сразу же зарабатывать от 40 тыс. рублей. Эксперт-политолог в области востоковедения может рассчитывать на заработок от 60 тыс. рублей.

Продолжение обучения по специальности

Выпускники, которые ощущают необходимость в продолжении образования, обладают аналитическим складом ума, достаточной мотивацией и целенаправленно стремятся к научной деятельности, могут продолжить учебу в аспирантуре в сфере международных отношений. Выбор темы, которая будет изучаться и излагаться в будущей кандидатской диссертации, выбирается индивидуально, с учетом рекомендаций научного руководителя и актуальных вопросов текущих культурно-политических отношений со странами Азии и Африки. Обучение в аспирантуре понадобится тем, кто рассчитывает сделать научную и преподавательскую карьеру.

Бакалавриат отделения востоковедения ВШЭ оказался одним из самых популярных у абитуриентов 2011 года: на первый курс зачислено около ста студентов, из них 47 - на бюджетные места, вместо 40 запланированных, а средний бал составил 95 - самый высокий в ВШЭ и один из самых высоких в России. О том, как здесь будут обучать первокурсников, рассказывает заведующий отделением Алексей Маслов .

Алексей Александрович, второй год подряд абитуриенты демонстрируют к отделению востоковедения НИУ ВШЭ заметный интерес. С чем вы связываете это? Какие перспективы, на ваш взгляд, являются для нынешних абитуриентов наиболее значимыми?

Действительно, мы уже второй год «бьем все рекорды». И прием студентов-востоковедов у нас больше, чем в подавляющем большинстве других российских и даже зарубежных вузов на аналогичные специальности. Если в прошлом году у нас был один из самых высоких конкурсов на востоковедение из расчета на одно место, причем не только в нынешней России, но и за всю историю Советского Союза, то сегодня у нас оказался еще и один из самых высоких проходных баллов по стране - в среднем 95 баллов. Признаюсь - мы гордимся нашими студентами, их упорством, увлеченностью и уровнем подготовки.

И дело не только в каком-то особом «ажиотажном спросе» на востоковедение (хотя и этот фактор присутствует), здесь сочетание сразу двух «интересов» у абитуриентов: к восточной тематике в целом и к обучению востоковедению именно в рамках ВШЭ. У нас на отделении востоковедения есть несколько уникальных особенностей, которые вы не встретите ни в одном другом вузе.

Во-первых, это свободный выбор восточного языка и специализации в целом. Студент сам при поступлении имеет право выбрать восточный язык, а в первые две недели еще и поменять его после консультации с преподавателем. Все другие университеты заранее определяют количество абитуриентов поступающих на тот или иной язык. И возникают коллизии: что делать, если ты хотел идти на китайский или японский, а мест на него больше нет и группа ограничена? Изволь идти на другой язык - менее популярный. И получается, что на менее популярные (хотя в действительности очень востребованные в реальной практике языки) студенты набираются по «остаточному принципу». ВШЭ - единственный вуз, который предоставляет полную свободу выбора. И это важно, поскольку абитуриент выбирает не просто один из восточных языков, тем самым он выбирает ту культуру, в которой он, скорее всего, будет жить и работать десятилетия.

Во-вторых, мы уникальны по методике преподавания восточных языков. У нас не только самая интенсивная нагрузка (от 16 до 24 часов в неделю восточного языка), но и инновационные методики, большое разнообразие специализированных курсов.

В-третьих, у нас множество дополнительных форм обучения: возможность изучать второй восточный язык, летние школы, стажировки, тренинги и прочее.

В-четвертых, это уникальный состав преподавателей - прекрасных знатоков Востока, отличных лингвистов и глубоких исследователей. Благодаря высокой марке Вышки у нас есть возможность отбирать на рынке труда действительно лучшие кадры. И, наконец, на отделении сложилась атмосфера творческого поиска и увлекательного обучения.

- Какие вузы по этому направлению являются для ВШЭ конкурентами?

Строго говоря, прямых конкурентов нет, но есть, безусловно, вузы со значительно более глубокими традициями преподавания востоковедения, прежде всего Московский государственный университет, Санкт-Петербургский, Дальневосточный Федеральный университет. Но нередко глубокие традиции могут сыграть и негативную роль, проявившись, например, в устаревших методиках и подходах, оторванности от современных реалий Востока, отсутствии импульса к инновациям или, например, в преподавании тех форм восточного языка, которые в связи с бурным развитием стран Азии уже ушли в прошлое. Мы, к счастью, свободны от всего этого. По многим параметрам мы конкурируем сами с собой, например, по популярности поступления, разработке новых курсов и методик, разнообразию программ. Российское университетское востоковедение - невелико по своим масштабам и не может создать конкуренцию друг другу. Да и направление подготовки «Востоковедение, африканистика», которые мы преподаем, достаточно редкое в России. Говорю это с сожалением, поскольку образовательная конкуренция есть основа для совершенствования методик подготовки, а профессиональные востоковеды очень востребованы сегодня. Мы не столько конкурируем, сколько совместно решаем множество вопросов подготовки востоковедов со специалистами из Института стран Азии и Африки МГУ, Московского государственного лингвистического университета, Российского государственного гуманитарного университета.

Если же брать научную, методологическую подготовку, глубину построения курсов, то здесь нам имеет смысл ориентироваться на крупнейшие мировые востоковедческие центры, например, в Беркли, Кембридже, Йеле, Гонконге, Сингапуре.

Впрочем, есть особый тип «конкуренции», который последние несколько лет процветает в России. Все что связано с Востоком - язык, культура, политика, экономика - популярно и притягиваеют абитуриентов. Поэтому некоторые вузы, не имея востоковедческих кадров, предлагают паллиативные решения, например, «экономика с китайским языком», «философия с арабским языком» или преподают некоторую восточную специализацию в рамках «Регионоведения», создавая у абитуриентов иллюзию, что те будут обучаться востоковедению. К сожалению, чаще всего это самообман: четыре часа в неделю восточного языка и пара курсов, скажем, по истории Азии без какой-либо дополнительной страноведческой и фундаментальной подготовки не дадут никакого эффекта. И в результате мы получаем немало экономистов, журналистов, политологов, крайне поверхностно знающих особенности Востока, которые дают откровенно ошибочные суждения. Поэтому наши конкуренты - не востоковедческие университетские центры с сильными традициями, а подобные учебные заведения. Просто ради сравнения приведу пример: уровень языковой подготовки студентов отделения востоковедения ВШЭ после первого курса выше, чем у выпускников бакалавриата других вузов с так называемыми «специализациями по Востоку», что показали студенческие межвузовские конкурсы этого года.

- Профессия востоковеда всегда была популярна?

Здесь не стоит путать «интерес к Востоку» с «популярностью профессии востоковеда». Интерес к странам и культурам Востока был всегда. Я назвал бы три фактора для этого. Во-первых, познавательный фактор: Восток увлекателен, буквально обворожителен по разнообразию своей культуры. И это всегда интересно. Во-вторых, фактор самопознания. Для нас, людей западной культуры, Восток все равно что зеркало, мы пытаемся «опознать» в нем свои культурные ценности, подтвердить или, наоборот, опровергнуть собственные культурные, религиозные, экономические взгляды. Восток - это вызов нашим стереотипам и расширение наших культурных горизонтов. В-третьих, это предельно прикладное значение «занятий Востоком» - именно на Востоке сегодня могут решаться крупнейшие мировые проблемы, именно оттуда исходит новый экономический и даже цивилизационный импульс к развитию.

Стоит учитывать, что мы не формируем «популярность» Востока, абитуриенты реагируют на некие импульсы, которые идут от СМИ, от некой «информационной ауры». Кто-то увлечен фэн-шуй, кто-то аниме, кто-то восточными боевыми искусствами, кто-то философией Востока, и в результате абитуриенты решают посвятить себя более глубокому изучению этого региона. И многое зависит от того, насколько «на слуху» тот или иной регион. Приведу известный парадокс - сегодня нам нужны хорошие профессионалы по странам Африки, но из-за низкой популярности этой специализации, мы вряд ли сможем обеспечить большой набор.

Зато сейчас в центре интереса Китай, и многие люди решили им заниматься. У нас около 75% первокурсников выбрали именно китаеведение. Устойчивый интерес наблюдается и к Японии на протяжении последних нескольких десятилетий. Я также считаю крайне перспективными направлениями арабистику и корееведение, учитывая нехватку профессионалов в этой области.

Но самый главный фактор - востребованность профессиональных востоковедов в любых областях - от фундаментальной науки и экспертно-аналитической работы до государственной службы и бизнеса.

В последнем своем интервью проректор ВШЭ Григорий Канторович, комментируя ситуацию с приемом в этом году, сказал, что на отделении востоковедения наблюдается «нормальный перебор» абитуриентов, не такой ажиотажный, как в прошлом году? Сказалось ли увеличение абитуриентов на процессе обучения? Что показал прошлый год?

Признаюсь, в прошлом году мы не ожидали такого наплыва абитуриентов - прием составил более 170 человек против 50 запланированных. Но Вышка выполнила все свои обязательства - приняты были все, кто проходил по критериям. Мы, пожалуй, впервые решали нетривиальную задачу: запустить одновременно 17 языковых групп вместо 5 запланированных с одинаково высоким качеством обучения. И мы не только это сделали, мы разработали уникальную методику «синхронизации» преподавания в разных языковых группах, добившись того, что, например, в 10 группах китайского языка студенты выдерживают равный темп обучения, а это важно для оценки их знаний на экзаменах.

В этом году прежде всего в связи с повышением оплаты за обучение число абитуриентов стало меньше - мы приняли около 100 человек. Но «качество» их стало выше: заметно вырос средний проходной бал. Более того, мы увеличили прием на бюджетные места с 25 до 40, при этом реальный прием составил на бюджетные места 47 человек.

Здесь можно выделить несколько тенденций. Во-первых, заметно возросла мотивация абитуриентов. В этом году люди шли к нам на отделение востоковедения, осознанно выбрав его из числа факультетов нескольких крупных вузов. Характерно, что подавляющее большинство победителей олимпиад, которые подавали документы к нам наряду с другими вузами, например, МГУ, остались в результате именно у нас - они отчетливо понимают, какой уровень подготовки они будут получать. Во-вторых, к нам начинает приходить новое поколение молодых людей, которые уже изучали восточные языки и более того, имеют даже публикации по странам Востока. Очень большую эффективность показала Школа юного востоковеда, созданная при отделении, в рамках которой бесплатно ведутся занятия для школьников старших классов: несколько ее слушателей пришли к нам на первый курс. Характерно, что в отличие от других подобных школ у нас занятия проводят не студенты или аспиранты, а ведущие преподаватели и профессора отделения. Есть еще одна тенденция - к нам приходят или даже «перепоступают» студенты из других вузов, которые там начинали изучать востоковедение, но оказались не удовлетворены качеством подготовки или внутренней атмосферой.

А по итогам первого года обучения, можно сказать, что реальность даже несколько превзошла наши предположения. Касается это прежде всего качества подготовки студентов. Здесь важно даже не то, как мы сами их оцениваем, а как их оценивают «со стороны». Всего лишь один пример. На летнюю школу наши японисты отправились в Японию и в Макао. И там они проходили заключительную аттестацию, где получили не ниже «4+» по пятибалльной системе, чем удивили даже традиционно сдержанных японцев.

- Какие новшества ждут студентов в этом году? Как будет построен образовательный процесс?

Мы не стоим на месте, новшеств очень много. Перечислю лишь самые основные. Во-первых, у нас начинаются курсы, которые читают ведущие зарубежные востоковеды на английском языке. Начинаем с курса лекций по Южной Азии индийского профессора, а дальше эстафету перехватят несколько лекторов из крупнейших европейских центров востоковедения. Во-вторых, мы впервые в России запускаем E-classes- регулярные лекции для кореистов совместно с Сеульским национальным университетом. В-третьих, мы активно переводим востоковедческое обучение на максимально широкое использование мультимедийной и лингафонной техники - студенты с первых же дней должны учиться жить в «формах» восточной культуры. В-четвертых, со второго курса мы вводим преподавание второго факультативного восточного языка, помимо тех, которые мы преподаем профильно (китайский, корейский, японский, арабский), к ним прибавится еще и иврит. В-пятых, мы не только продолжим, но и расширим традицию летних школ в странах Востока, которые в этом году целиком оправдали наши надежды, поскольку мы сами контролировали все этапы подготовки и проведения. Кстати, говоря о формах подготовки, я не исключаю того, что в течение нескольких лет востоковедение в ВШЭ станет привлекательным для студентов из США и Европы.

- Каким будет первое «важное» событие для первокурсников в новом учебном году?

И здесь у нас есть своеобразие. Всю первую неделю занятий мы будем читать «Введение в востоковедение» - уникальный по подаче материала курс, который призван сразу же погрузить студентов в специфику обучения, сориентировать в методах подхода к Востоку, перевести их постепенно с уровня любителей Востока на уровень грамотных, универсально образованных профессионалов. Через несколько лет они научатся мыслить как восточные люди, понимать их, при этом сохраняя свое целостное «я», свое культурное ядро. И первого сентября у сотни человек начнется увлекательнейший путь на Восток.

- Если кратко, каковы ваши пожелания, напутствия первокурсникам?

Будущим востоковедам я всегда желаю одного: терпения в обучении, максимальной требовательности к себе и уважения к культуре, которую они изучают.

Людмила Мезенцева, Новостная служба портала ВШЭ

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Востоковед – есть в этом слове что-то экзотическое, необычное. В условиях постоянного цейтнота, непрерывной спешки так хочется прикоснуться к миру, где все размеренно, неспешно и всегда есть часок-другой для чайной церемонии или послеобеденного отдыха.

Но недостаточно быть фанатом аниме и суши, принимать глубокую философию Конфуция и мечтать работать где-нибудь на тайском острове, изучая культуру . Профессия востоковед таит в себе гораздо большее, требует огромных усилий, многих лет учебы, преданности своему призванию и огромной любви к Востоку.

Сегодняшняя статья расскажет обо всех тонкостях специальности: чем занимаются востоковеды, где их учат, что должны знать настоящие профессионалы и какими ключевыми качествами обладать, востребована ли вообще эта профессия, а главное – стоит ли ее освоить.

Студенты Восточного факультета СПбГУ

Эта статья будет полезна молодым людям, которые стоят перед сложным жизненным выбором – выбором профессии, взрослым людям, состоявшимся личностям, в хорошем смысле «болеющим» восточными странами, а также просто любопытным исследователям мира. Итак...

Чем занимается востоковед?

Востоковед – это человек, который знает о Востоке или отдельных его странах все. Это профессионал-универсал, который разбирается в целом комплексе научных дисциплин относительно азиатских и африканских стран.

Сюда включаются:

  • история;
  • культурология;
  • экономика;
  • правоведение;
  • география;
  • политика;
  • литература;
  • лингвистика;
  • искусство;
  • философия;
  • религия;
  • материальное и духовное наследие;
  • культурные явления;
  • праздники, обычаи и традиции;
  • литературные произведения;
  • фольклор;
  • предметы быта и т. д.

При всем широком спектре наук востоковед – узкий специалист. Обычно он изучает конкретную страну или регион, например, Китай, Японию, Вьетнам, страны Индокитая или Юго-восточную Азии. Африканистику иногда выделяют отдельно от востоковедения.


Николай Константинович Рерих (27.09.1874-13.12.1947). Русский художник, востоковед, пуиешественние, писатель, философ-мистик, общественный деятель, академик.

В связи с этим востоковеды, изучающие конкретные страны, народы или языки, могут называться более узкоспециализированно.

Вот всего лишь часть наук, которыми они занимаются:

  • вьетнамоведение;
  • буддология;
  • санскритология;
  • корееведение;
  • малаистика;
  • калмыковедение;
  • китаеведение, оно же синология;
  • тюркология.

Казалось бы, за столько лет изучения наукой культур других стран все уже открыто, рассказано и доказано. Но это отнюдь не так – каждый год ученые-востоковеды исследуют культурное наследие Азии и находят что-то новое, становясь первооткрывателями. Подтверждение тому – огромное количество свежих научных трудов, исследований, монографий, диссертаций, концепций, научных взглядов.

Специалисты занимаются не просто изучением теоретических основ, они погружаются в историю и традиции стран, знакомятся с их народом, проводят огромную практическую работу, не обходясь без посещения изучаемой страны. Чтобы понять до конца, что за профессия – востоковед, у них уходит на это не один год непрерывной практики.

Изучить Восток можно, только увидев его изнутри. Он сильно отличается от западного мира, такого глобализованного, настроенного на доходы, власть и прочие атрибуты успешной жизни.

Несмотря на то, что азиатские страны далеко продвинулись в плане современных технологий, техники, промышленности, а в некоторых отраслях и вовсе идут впереди планеты всей, здесь крепка остается связь с предками, традициями, культурой прошлого. И востоковеды, понимая это, изучают то, что так важно восточным народам.


Николай Константинович и Юрий Николаевич Рерихи во время Манчжурской экспедиции, 1934 г.

При этом их работа не ограничивается научно-исследовательскими институтами, переводами, преподаванием. Хорошие специалисты нужны также в сфере торговли, бизнеса, когда дело касается международных отношений.

Казалось бы, как связаны бизнес и знание культуры? На Востоке очень даже связаны! Знание их традиций помогает налаживать отношения. Например, если китайским, корейским или японским партнерам мы подадим визитку одной рукой, они обидятся – у них на родине принято подавать важные документы и подарки двумя руками в знак уважения. Зная это, можно приобрести друзей в лице азиат.

Какими качествами он обладает?

Несмотря на узость специальности, востоковед должен быть разносторонней личностью и обладать широким кругозором.

В первую очередь он должен знать по крайней мере два иностранных языка: английский и язык той страны, которую он изучает. Причем знание не должно ограничиваться литературным языком, правилами грамматики, следует применять эти правила на практике, уметь понимать носителей и владеть разговорной речью. Это осложняется тем, что восточные языки имеют намного меньше общего с русским, чем европейские.

Специалист должен знать историю, право, культуру, религию, литературу, искусство, обычаи, особенности изучаемой страны, современную экономическую, социальную, политическую обстановку. Важно уметь эти сведения обобщать, работать с документами для архива, писать научные работы и статьи для периодики.

К необходимым личностным качествам можно отнести хорошую память, эмоциональную стабильность, терпение, готовность долго и упорно учиться. Выбирая профессию востоковеда, нужно понимать, что быстрых результатов ждать не придется – многое зависит от самого человека, его когнитивных способностей, желания и любви к Востоку.


Юрий Николаевич Рерих (16.08.1902-21.05.1960). Русский востоковед, лингвист, искусствовед, этнограф, путешественник, специалист по языку и . Доктор филологических наук, профессор, директор Института Гималайских исследований «Урусвати», зав. сектором философии и истории религии Института востоковедения АН СССР.

При этом способности, которыми должен обладать профессионал, зависят от специфики работы. Если это научный сотрудник, переводчик, редактор, то от него требуется аккуратность, усидчивость, внимательность. Если это работник торговой или предпринимательской сферы, то важными будут его коммуникативные навыки.

Где получить образование?

Перед тем как твердо решить получить профессию востоковеда, нужно изучить один из восточных языков на базовом уровне и подготовиться к тому, что учеба будет занимать много времени. Так как специальность довольно сложная, в основном предполагается очная форма обучения: 4 года бакалавриата и 2 года магистратуры, в ходе которой обычно планируется зарубежная стажировка.

На сегодняшний день больше 30 российских вузов дарят возможность стать востоковедом. К самым крупным из них относятся:

  • МГУ, Институт стран Азии и Африки;
  • МГИМО;
  • НИУ ВШЭ, отделение востоковедения;
  • РГГУ;
  • РУДН;
  • МГЛУ;
  • СПбГУ;
  • Дальневосточный федеральный университет;
  • Сибирский федеральный университет.

Более подробное описание факультетов, специальностей, информацию о наличии бюджетных и платных мест, приемной комиссии можно найти на официальных сайтах учебных заведений.


Институт стран Азии и Африки МГУ им. М.В. Ломоносова

Даже после получения образования специалисту нужно постоянно повышать квалификацию, посещать курсы, лекции, семинары, читать профессиональную литературу, отправляться на практику за рубеж.

Где найти работу?

Окружающие часто пугают «страшилками», что востоковеды нигде не востребованы, и это скорее занятие для души. Может быть, доля правды в этом есть – найти работу новоиспеченным выпускникам ибудущим профессионалам может быть сложно. Но это лишь потому, что молодым специалистам без опыта работы в любой сфере достаточно нелегко устроиться на хорошую должность.

В профессии востоковеда, как и во многих других специальностях, многое зависит от самого человека, его стремлений, желаний, опыта, амбиций. Но здесь есть явное преимущество перед другими выпускниками вузов на фоне все возрастающего сближения России с азиатскими государствами, глобализации, укрепления взаимовыгодных торговых, социальных и экономических отношений, развития туризма.


Встреча и российских ученых в Дхарамсале, Индия

Востоковеды могут реализовать себя в совершенно разных сферах:

  • НИИ, учебные заведения;
  • издательства, библиотеки, журналы, газеты и иные СМИ;
  • переводы, редактура;
  • отечественные, иностранные и международные организации – в качестве консультантов, переводчиков, специалистов по внешнеэкономической деятельности;
  • государственная служба.


Евгений Янович Сатановский (род. 15.06.1959). Российский ученый, востоковед, экономист, профессов

Стоит ли становиться востоковедом?

Если вы все еще задаетесь этим вопросом, то однозначно стоит. Причем неважно, сколько вам лет, какой уровень образования, пол, семейное положение, гражданская позиция. Если вы по уши влюблены в восточную культуру, то почему бы не попробовать?

Конечно, для начала нужно все взвесить – ведь даже восточные мудрецы всегда избегали скоропалительных решений. И как у любой профессии, здесь есть свои плюсы и минусы.

Однозначными плюсами являются интерес, возможность путешествий, практики в зарубежных компаниях, овладение несколькими иностранными языками, общение с представителями другой культуры, довольно большое количество бюджетных мест в вузах при поступлении, оригинальность профессии.

К минусам можно отнести возможные проблемы с первоначальным трудоустройством и невысокие зарплаты на начальном этапе.


Если такие трудности вас не пугают, вы должны стать тем самым первооткрывателем, который изучает еще неизведанный мир Востока.

Заключение

История российского востоковедения насчитывает десятки и даже сотни известных ученых с мировым именем, которые в течение жизни занимались исследованием восточной культуры, написали множество трудов. В последующих статьях мы познакомим вас с некоторыми наиболее известными из них. Следите за новостями нашего блога — подписывайтесь на новые свежие статьи.

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Пусть избранный вами жизненный путь дарит радость и новизну открытий. Поделитесь статьей в социальных сетях, если она вам понравилась, и будем искать истину вместе.

Многие абитуриенты, испытывающие интерес к культурам Африки и Востока, задаются вопросом о том, кем работать. Востоковедение и африканистика предлагают студентам широчайший набор знаний, которые могут быть использованы для построения успешной карьеры как в России, так и за ее пределами.

Как появились востоковедение и африканистика

Прежде всего, стоит сказать, что термин "востоковедение" теряет актуальность в зарубежной академической среде, так как он неразрывно связан с колониальным прошлым Европы, а это прошлое современные европейцы пытаются всеми силами изжить. Все большее предпочтение отдается междисциплинарным исследованиям, использующим различные методы для исследования стран Африки, Азии и Ближнего Востока.

Традиционное назначение востоковедения состоит в изучении культуры, языков, экономики, политики, этнографии, религии и искусства стран, расположенных в Азии и Африке. Основы европейского востоковедения были заложены в период Великих географических открытий, когда перед европейцами открылся огромный новый мир, населенный людьми, говорившими на незнакомых языках, живущих в другой культуре и имеющих совсем отличные от европейских ценности.

Для того чтобы наладить контакт с незнакомыми народами, требовалось их предварительно изучить, а для этого нужно было овладеть языками этих наций. Огромный вклад в в изучение восточных и африканских культур внесли и иезуитские миссионеры, которые впервые перевели Библию на китайский язык.

Где изучать культуры Востока и Африки

Начать стоит с того, что впервые систематическое изучение восточных народов началось в России в середине XVlll века, с образованием университетов в Петербурге и Москве. Большое значение знания о том, как устроены восточные общества, приобрели в ходе Кавказских войн и экспансии в Центральную Азию.

Имени М. В. Ломоносова является сегодня одним из ведущих центров востоковедения. Кем работать после этого престижного вуза? Ответ на этот вопрос, как может показаться, лежит на поверхности, ведь основным практическим навыком выпускников кафедры востоковедения является владение несколькими восточными языками.

А такие умения позволяют работать переводчиками в различных сферах деятельности: от торговли до международной дипломатии. Выпускники, в чьем активе помимо восточного языка находится один из рабочих языков ООН, могут попытать счастье в конкурсе на замещение должности ооновского переводчика. Востоковедение и африканистика в вузах России - довольно распространенная специальность, но выделить можно три крупных центра, которые исторически занимаются изучением Востока, в самом широком смысле слова.

К наиболее известным и престижным факультетам и научным центрам, специализирующимся на подготовке профессионалов в сфере востоковедения и африканистики относятся:

  • Восточный факультет СПбГУ.
  • Институт стран Азии и Африки имени М. В. Ломоносова.
  • Школа востоковедения
  • Институт востоковедения и международных отношений Казанского Университета.
  • Институт Восточных Рукописей (готовит кандидатов и докторов наук).

Для жителей Петербурга или для тех абитуриентов, кто хочет туда переехать, есть прекрасная возможность поступить на Восточный факультет Петербургского университета, где можно изучать языки и культуры многочисленных народов Ближнего Востока, Центральной Азии, Кавказа, Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии. Собственно факультета востоковедения и африканистики нет ни в СПбГУ, ни в МГУ, а их функции выполняют Восточный факультет и Институт стран Азии и Африки МГУ.

Последний открывает перед студентами возможность специализироваться в одном из трех направлений: историческом, филологическом или социально-экономическом. Несмотря на то что набор предлагаемых компетенций может показаться не слишком обширным, владение несколькими иностранными языками одновременно со знанием истории регионов дает неоспоримые преимущества при трудоустройстве в различные международные организации, как государственные, так и частные, а также в некоммерческие гуманитарные миссии, которые в большом количестве работают как в Африке, так и на Ближнем Востоке.

Востоковедение и африканистика: кем работать?

Перед выпускниками центров по изучению восточных культур открываются действительно уникальные перспективы, ведь современный мир безграничен, и финансы, знания и товары перемещаются в нем, встречая минимальное количество препятствий на своем пути. На вопрос о том, кем работать с востоковедением и африканистикой, есть несколько возможных ответов. Однако дополнительные компетенции также будут существенным преимуществом для выпускников соответствующих кафедр.

Такому открытому и динамичному миру требуются многочисленные переводчики, консультанты и специалисты, понимающие особенности каждого региона и отдельной страны. Востоковедение и африканистика позволяют работать в дипломатических миссиях России за рубежом, а владение восточными и африканским языками позволит устроиться на работу в международную корпорацию. Огромным спросом на международном рынке труда пользуются люди, владеющие корейским, китайским и арабским языками. Каждый из них можно выучить на соответствующей кафедре одного из российских университетов.

Одной из популярных сфер применения полученных знаний является преподавание и научная теоретическая деятельность. В общем, стоит отметить построение академической карьеры как одно из приоритетных направлений для выпускников кафедр и факультетов востоковедения и африканистики.

Кем работать после университета, можно понять еще во время обучения, ведь полученные компетенции можно использовать как в экономике, так и в гуманитарной сфере, а можно заняться бизнесом и способствовать международному сотрудничеству в торговле.