Общие сведения об одежде. Функции одежды. Классификация одежды

Часто встречается, что люди, которые далеки от швейного дела, путаются в некоторых понятиях, касающихся принадлежности того или иного предмета одежды к определенной категории. Давайте рассмотрим ассортимент швейных изделий.

Классификация одежды из тканей

По общему назначению:

  • бытовая одежда,
  • спортивная,
  • специальная,
  • ведомственная,
  • национальная.

По функциональному назначению:

По стилевым решениям:

  • классический стиль,
  • спортивный стиль,
  • “Фантази” (большая декоративность).

По сезонам:

  • зимняя одежда,
  • летняя,
  • демисезонная,
  • внесезонная.

По половозрастному признаку:

  • женскую,
  • мужскую,
  • детскую.

По обработке изделий:

  • жесткая,
  • мягкая,
  • полужесткая.

По назначению изделия:

  • домашняя одежда,
  • повседневная,
  • выходная,
  • для отдыха.

По виду одежды (ассортимент группы):

  • верхняя одежда (пальто, полупальто, бушлат, пелерина, блейзер, китель, фрак, пиджак, костюм, плащ),
  • легкая одежда (платье, платье-пальто, сарафан, юбка, прочие платьевые изделия),
  • белье(верхнее белье, нательное белье).

Мужская верхняя одежда

Начнем с мужской верхней одежды. В эту категорию входят не только пальто, куртки и другие утепленные вещи, но и сорочки, пиджаки, брюки, джинсы и прочие предметы мужского гардероба, кроме нижнего белья и чулочно-носочных изделий.

Пальто в зависимости от моды могут быть различной длины, шьются из разнообразных теплых материалов, классифицируются по силуэту и форме. По сезонам делятся на зимние, летние и демисезонные. Обычно пальто изготавливают строгой формы, полуприлегающего или прямого силуэта, однобортное или двубортное. Спинка цельнокроеная или со швом, заканчивающимся шлицей. Карманы с клапаном или накладные; рукава втачные или реглан; воротник и лацканы могут быть самого разного фасона.

Полупальто отличается от пальто заметно меньшей длиной.

Плащи шьются из водонепроницаемых и водоотталкивающих тканей, а также из пленочных материалов. Разновидность плащей — накидки.

Куртка отличается спортивным стилем и небольшой длиной, она может заканчиваться на талии или доходить до середины бедра. В качестве застежек используются пуговицы или замки-молнии.

Мужской костюм может состоять из двух и более предметов (костюм-двойка — пиджак и брюки или костюм-тройка, состоящий из пиджака, брюк и жилета). Пиджак костюма может быть однобортный и двубортный. У двубортного пиджака полузанос борта до 12 см и два ряда пуговиц, из которых один ряд застегивается. Форма мужских костюмов бывает классическая и спортивная.

Брюки состоят из двух передних и двух задних половинок, которые соединяются боковым и шаговым швами. Нижняя застежка брюк называется откоском, как правило, застежкой служит замок-молния и, реже, пуговицы. Верхняя застежка с потайными петлями называется гульфик. На пояс брюк пришиваются шлевки для продевания ремня. Для поддержания формы под пояс пришивается корсажная лента. Брюки могут быть с карманами или без. Для предохранения от деформации к передним половинкам брюк пришивается подкладка. Низ брюк обрабатывается тесьмой. Брюки по сезону делются на зимние, демисезонные и летние. Фасоны брюк весьма разнообразны: шорты, шаровары, галифе, бриджи, джинсы, бермуды, карго, узкие прямые брюки.

Женская верхняя одежда

Одежда для женщин отличается большим разнообразием изделий, фасонов и используемых в пошиве материалов.

Силуэт женского пальто может быть прямым, прилегающим или свободным, с поясом или без него. Рукава пальто — втачные, реглан, цельнокроеные и др. По сезону различают пальто зимние летние, демисезонные и внесезонные. В изготовлении зимних женских пальто используют больше деталей — их могут шить с капюшонами, шарфами, пелеринами, воротниками-шалями. Застежки у пальто — на пуговицах, на молниях, потайные, асимметричные. Женские пальто, в отличие от мужских, имеют разнообразные отделки. В пошиве женских пальто могут применяться ткани неодинаковой фактуры и рисунков, образуя интересные цветовые решения.

Плащи изготавливают из водоотталкивающих материалов, разнообразных фасонов. У плащей может быть пристегивающаяся утепляющая прокладка из искусственного меха или ворсовых тканей.

Женский костюм может состоять из жакета и юбки или юбки, жилета и жакета. Жакет может быть разной длины, иметь разный фасон воротника, с лацканами и без них. Так же существуют и брючные женские костюмы, в которых место юбки занимают брюки.

Как и мужские пиджаки, женские жакеты шьют однобортными или двубортными. Застежки бывают открытые и потайные, также жакеты изготавливают и без застежки, со свободно расходящимися полами. Форма карманов может быть самая разнообразная. Женский жакет может позволить себе больше вольностей, чем мужской пиджак.

Юбки по форме бывают широкие, узкие, прямые или расклешенные, со складками или без. Складки разделяют на жесткие, мягкие, встречные, байтовые, односторонние. Юбки могут быть гофрированными, плиссерованными, на кокетке и без нее.

Женские брюки содержат те же элементы, что и мужские, но отличаются большим разнообразием используемых материалов, форм и деталей отделки.

Детская верхняя одежда

Ассортимент детской верхней одежды: пальто, куртки, плащи, комбинезоны, костюмы, пиджаки, жилеты, платья, юбки и многое другое.

Детская одежда имеет свои особенности — яркие расцветки, разнообразие кроя и силуэтов, мягкость линий, выразительность деталей, разнообразие декоративных отделок и рисунков. Основной стиль одежды — спортивный. Применяемые ткани более дешевые, облегченные, мягкие, с более живым колористическим оформлением.

Легкое платье

Ассортимент легкого платья: платье, платье-халат, платье-пальто, сарафан, халат, пеньюар, блузка, жилет, юбка-брюки, кардиган и другие легкие изделия.

По покрою платья разделяют на цельнокроеные и отрезные. Основные детали платья: спинка, перед, рукава (или без рукавов), воротник.

Платья могут быть разнообразного стиля: классическое, фольклорного стиля (с отделкой вышивкой, кружевами, бейками), платье-туника, вечернее, свадебное, платья для коктейлей. У платьев могут быть различные вырезы горловины, покрой рукава, воротника, фасон карманов.

Платья можно подразделить:

  • по возрастному признаку — для взрослых, для девочек;
  • по сезону — летние, зимние, демисезонные.

Сарафан — это разновидность платья без рукавов и воротника, иногда на бретелях, с пелериной или облегченным жакетом. Пелерина — накидка без рукавов, может быть самостоятельной одеждой или накидкой к платью, сарафану. Кардиган — удлиненный жакет прямого покроя без воротника. Блузки носят как заправленными, так и поверх юбки или брюк. Блузки могут быть самого разнообразного силуэта и отделки, классического и спортивного стиля, фэнтези. Саронг — юбка, свободно запахнутая вокруг бедер, запах от одной трети до половины общего объема. Разновидностью юбок являются юбки-брюки.

Головные уборы

Головные уборы — это часть костюма, защищающая человека от дождя, холода, солнца. Ассортимент головных уборов подвержен влиянию моды.

Ассортимент головных уборов классифицируется:

  • по половозрастному признаку — мужские, женские, детские;
  • по сезону — зимние, летние, демисезонные;
  • по применяемым материалам — из фетра, меха, кожи, трикотажа, соломки, пленочных материалов;
  • по обработке — мягкие, жесткие, полужесткие;
  • по форме — строгие, спортивные, «фэнтези»;
  • по назначению — для летнего отдыха, повседневные, нарядные, спортивные.

Ассортимент головных уборов — шляпы, береты, кепи, фуражки, шапки спортивные, береты, буденовки, жокейки, башлыки, бейсболки и другие.

Требования к одежде

Качество одежды характеризуется совокупностью потребительских и производственных свойств изделия, определяющих степень его пригодности для использования по назначению. Потребительские свойства одежды определяются гигиеническими, эксплуатационными и эстетическими требованиями. Производственные свойства — экономичностью и технологичностью конструкции изделий.

Гигиенические требования к одежде включают защиту тела от воздействия неблагоприятных факторов внешней среды, от механических повреждений, обеспечение нормальной жизнедеятельности организма. Гигиенические требования обеспечиваются соответствующим подбором материалов для одежды, многослойностью и конструкцией изделий.

Эксплуатационные требования обеспечивают соответствие изделий условиям труда или отдыха, прочность и надежность одежды в эксплуатации. Одежда должна обеспечивать свободу движения и дыхания человека, свободное надевание и снимание ее. Свобода движения создается за счет специальных припусков к размерам деталей и за счет наличия складок, разрезов или расширения формы книзу. Удобство пользования решается в одежде конструкцией отдельных участков, например, доступным расположением застежки, карманов и т.д. Одежда должна обладать необходимой прочностью, чтобы обеспечивать сопротивление усилиям, действующим на детали изделия и их соединения при различных движениях человека. Под надежностью одежды следует понимать ее безотказную службу на протяжении всего периода носки в определенных условиях до момента морального и физического износа.

Одежда должна не только обеспечивать сопротивление износу, но и сохранять форму деталей, полученную в процессе обработки. Вместе с тем одежда должна быть гибкой и мягкой, чтобы не создавать неудобства при движении человека. Эти требования зависят от правильного подбора прокладок для изделий, конструкции узлов одежды.

Эстетические требования включают художественное оформление одежды, подбор материалов по цвету, рисунку, отделке, соблюдение пропорций частей одежды.

Производственные требования направлены на обеспечение изготовления одежды с рациональным использованием материалов и минимальной трудоемкости обработки, которые являются основными факторами снижения себестоимости изделий.

Для обеспечения высокого качества продукции и снижения трудоемкости ее изготовления используют технологичные конструкции, при разработке которых учтена возможность применения наиболее эффективных методов изготовления одежды, нового оборудования и осуществления комплексной механизации и автоматизации швейного производства.

По материалам «АССОРТИМЕНТ И КОНСТРУКЦИЯ ШВЕЙНЫХ ИЗДЕЛИЙ (руководство)».

Редактор: Ильин А.А.

ЗНАКИ УХОДА ЗА ТКАНЯМИ

Как известно, материалы и ткани требуют к себе определенного подхода, ведь структура у них разная. То, что не причинит вреда хлопчатобумажным тканям, плохо скажется на шелке. Такие нежные ткани требуют деликатного подхода — их нельзя выжимать с помощью центрифуги в стиральной машине, гладят немного нагретым утюгом.

Особого внимания к себе требуют и ворсовые ткани. При стирке одежды из таких материалов изделие следует выворачивать наизнанку и нагревать воду не более 30°С. Вещи из ворсовых тканей не стоит перекручивать, а лучше аккуратно выжимать, завернув в махровую ткань. При глажении утюг ведут по направлению ворса, не применяя сильный нажим, иначе ворсинки будут сминаться и изделие приобретет неопрятный и весьма непривлекательный вид.

Трикотаж и джерси из натуральных волокон предпочитает химчистку, т.к. при стирке такие вещи растягиваются и теряют форму. Нагрев утюга определяется составом тканей и процентным соотношением волокон, а также процентом синтетики.

Перечислять отличительные особенности по уходу за различными тканями можно долго. Но зачем? Сейчас фирмы-производители одежды всегда снабжают нас всей нужной информацией с помощью специальных знаков на ярлычках готовой одежды.

1 Ручная стирка.

2 Стирка запрещена.

3 Только ручная стирка при максимальной температуре 30 градусов, не тереть,не отжимать.

4 Ручная или машинная стирка при температуре не выше указанной.

5 Ручная или машинная стирка. Внимательно придерживайтесь указанной температуры, не подвергать сильной механической обработке, полоскать, переходя постепенно к холодной воде, при отжиме в стиральной машине ставить медленный режим центрифуги.

6 Очень деликатная стирка в большом количестве воды, минимальная механическая обработка, быстрое полоскание при низких оборотах.

7 Разрешена стирка с отбеливателями, содержащими хлор. Использовать только холодную воду, следить за полным растворением порошка.

8 При стирке не использовать средства, содержащие отбеливатели (хлор).

9 Разрешено гладить.

10 Разрешено гладить при максимальной температуре 110 градусов. Те же правила сохраняются для синтетических волокон: нейлон, полиэстер, ацетат и другие. Использовать тканевую прокладку, не пользоваться паром.

11 Разрешено гладить при максимальной температуре 150 градусов. Допустимо для шерсти и смешанных волокон с полиэстером и вискозой. Использовать влажную ткань.

12 Разрешено гладить при максимальной температуре 200 градусов. Допустимо для льна и хлопка. Можно слегка увлажнить изделие.

13 Только сухая чистка.

14 Сухая чистка с любым растворителем.

15 Чистка только с углеводородом, хлорным этиленом и монофтортрихлорметаном.

16 Чистка с использованием только углеводорода и трифтортрихлорметана.

17 Чистка только с углеводородом, хлорным этиленом и монофтортрихлорметаном при ограниченном добавлением воды, контроле за механическим воздействием и температурой сушки.

18 Чистка только с углеводородом и трифтортрихлорметаном при ограниченном добавлении воды, контроле за механическим воздействием и температурой сушки.

19 Разрешено отжимать и высушивать в стиральной машине.

20 Не разрешено отжимать и высушивать в стиральной машине.

21 Высушивать при теплой температуре.

22 Высушивать при горячей температуре.

23 После отжима разрешена вертикальная сушка.

24 Сушить без отжима.

25 Сушить на горизонтальной поверхности.

основные понятия об одежде, такие как - деталь, пере (полочка), спинка, центральная часть переда или спинки, бочок, рукав, воротник, половинка брюк, полотнище юбки, плечевая накладка, детали верха, подкладки и, прокладки, а так же понятия о функциях, классификации, ассортименте, виде и назначении одежды.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лекция №1: Основные понятия об одежде и ее классификации

Одежда – изделие или совокупность изделий, покрывающих частично или полностью тело человека. Служит для обеспечения жизнедеятельности и взаимосвязи человека с окружающей социальной и материальной средой.

Деталь – это часть плоского материала, полученная в результате членения для создания объёмной формы изделия. Деталь одежды - цельнокроеная (или состоящая из элементов) часть швейного изделия. Это могут быть перед (полочка), спинка, рукав, воротник, левая или правая половинка брюк, заднее или переднее полотнище юбки и т.п. Развертка деталей одежды – развернутая на плоскость поверхность объемной формы деталей одежды, учитывающая измерения фигуры человека, конструктивные прибавки к данным измерениям и технологические припуски.

Каждая деталь одежды имеет технологическое наименование.

Перед – основная передняя деталь плечевого швейного изделия, цельнокроеная или состоящая из частей.

Полочка – основная передняя деталь плечевого швейного изделия, имеющая разрез или застёжку от линии горловины до линии низа.

Спинка - основная задняя деталь швейного изделия, цельнокроеная или состоящая из частей.

Центральная часть переда или спинки – передняя или задняя деталь швейного изделия, составная центральная (средняя) часть переда (полочки) или спинки, расположенная между их боковыми частями.

Бочок – боковая деталь швейного изделия, составная боковая часть переда (полочки) или спинки.

Рукав – деталь швейного изделия, полностью или частично покрывающая руку. Может быть выкроен совместно или раздельно с полочкой и спинкой.

Воротник – сдвоенная (верхняя и нижняя) или одинарная деталь швейного изделия, выкроенная из основных материалов, предназначенная для выражения художественной идеи модели, может выполнять теплозащитную функцию. По детали нижнего воротника выкраивают деталь верхнего воротника.

Половинка брюк, левая (или правая) – передняя (или задняя) деталь поясного изделия, покрывающая спереди или сзади левую (или правую) нижнюю часть туловища и ногу.

Полотнище юбки – передняя (или задняя) деталь поясного изделия, покрывающая переднюю (или заднюю) нижнюю часть туловища и ног.

Плечевая накладка – деталь швейного изделия, предназначенная для придания устойчивой формы плечевой части изделия и формирования плечевого пояса фигуры.

Деталь верха – деталь швейного изделия из основного материала (или материалов), цельнокроеная или состоящая из частей.

Деталь подкладки – деталь швейного изделия, цельнокроеная или состоящая из частей, выкроенная из подкладочного материала по контурам (с небольшими отличиями) деталей изделия, предназначенная для оформления внутренней (изнаночной) стороны изделия, предохранения от быстрого износа и создания удобства в носке.

Деталь прокладки – деталь швейного изделия, цельнокроеная или состоящая из частей, выкроенная из специального материала (прокламелина, флезилина, утепляющих материалов и т.п.), расположенная между деталями верха и подкладки и служащая для придания формы или утепления модели.

Функция изделия - назначение или служебная роль изделия. Функциональность - соответствие изделия его назначению, способность изделия выполнять определенную службу, т.е. способность выполнять ту или иную функцию в процессе жизнедеятельности человека.

Классификация одежды – разделение современной одежды на ассортиментные группы в зависимости от половозрастного признака, способа изготовления, сезона, функции и стиля. Одежду подразделяют на верхнюю и повседневную одежду; одежду для отдыха, спорта, туризма; одежду нарядную, праздничную и вечернюю; одежду специального назначения - для торжественных случаев, свадебную и т.п.

Ассортимент - ряд изделий, подразделяющиеся по видам, наименованиям, назначению, сортам и применяемому сырью. Ассортимент одежды – совокупность изделий различных видов и назначения, объединённых в отдельные группы по определённым признакам (материалы изготовления, размеры, назначение и т.п.), выпускаемых промышленностью для удовлетворения потребительского спроса.

Вид одежды – совокупность швейных изделий, объединенных в самостоятельную группу по определенным признакам, сходных по назначению и близких по модельно-конструктивному решению. Так, вид одежды - верхняя одежда включает – летнее пальто, демисезонное пальто, зимнее пальто, полупальто, жакет и т.п.

Лёгкая одежда – одежда, относящаяся к повседневной, летней или другим видам одежде, изготовленная из облегчённых материалов и не играющая большой роли в утеплении организма (сарафаны, платья, блузы, сорочки, брюки и т.п.). Под платьем иногда понимают одежду, надеваемую на белье. Это может быть и костюм, и платье, и блузка, и юбка и т.п.

Верхняя одежда – одежда, надеваемая наверх белья, которая в основном служит для тепловой изоляции организма. Это - платья, юбки, пиджаки, брюки, пальто и т.п. Под верхней одеждой понимают так же одежду, надеваемую на платье в зависимости от сезона (пальто, плащ и т.п.).

Каждый вид одежды делится на ассортиментные подвиды (группы) по определенным признакам: назначению, условиям эксплуатации, сезонному, половозрастному, виду материала и др.

Ассортиментной группой называется ряд изделий, выполняющих одну функцию и одно назначение. Признаки деления одежды на ассортиментные группы положены в основу различных классификаций: торговой, швейной, десятичной системы классификаций одежды ОКП (Общесоюзный классификатор промышленной и сельскохозяйственной продукции).

Назначение одежды - по этому признаку одежду делят на ассортиментные группы в соответствии с целевым назначением, областью, условиями и способами эксплуатации, сезонным и половозрастным назначением, по сырьевому признаку и др. В соответствии с целевым назначением одежду делят на бытовую, спортивную, производственную, форменную и ритуальную. Условия эксплуатации разделяют одежду на повседневную или выходную, способ ее применения - на верхнюю, нижнюю (надеваемую непосредственно на тело) и корсетные изделия.

Область эксплуатации - конкретизация условий и способа применения. Например, повседневную одежду для дома, работы или прогулок и т.п. конкретизируют в зависимости от способа употребления. Например, одежду для дома делят на одежду для отдыха дома, уборки, для работы в саду и т.п.

По сезонному признаку одежду делят на летнюю, зимнюю, внесезонную и сезонную.

По половозрастному признаку одежду делят на мужскую и мальчиков, женскую и девочек, одежду для взрослых, детей и подростков (15…18 лет). Одежду для взрослых делят на младшую; (18…29 лет), среднюю (30…45 лет) и старшую (старше 45 лет) возрастные группы. Детскую одежду делят на одежду для новорожденных, ясельную, для дошкольников, для младшего школьного возраста, для старшего школьного возраста.

По сырьевому признаку (видам материалов) одежда делится на группы в зависимости от волокнистого состава материала основных деталей изделия - на одежду изготовленную из материалов из натуральных волокон (хлопок, лен, шерсть, шелк), смесовых, синтетических (химических), на одежду, изготовленную из одного материала и комбинированную.

По степени производственной готовности одежду делят на готовую одежду (пригодную к эксплуатации) и полуфабрикаты (с незаконченной обработкой некоторых узлов, с целью дальнейшей подгонки изделия на фигуре). Одежда может быть изготовлена на массового и конкретного потребителя.

Кодирование деталей и узлов одежды. Детали и узлы одежды кодируют для применения на различных этапах производства компьютерной техники. Код или совокупность взаимосвязанных шрифтов – условное сокращенное обозначение продукции в классификаторе. При кодировании используют десятичную классификацию швейных изделий в общероссийском классификаторе продукции (ОКП). Швейные изделия делят по различным видам признаков, последовательно на классы, подклассы, виды, группы, подгруппы, типы, подтипы, варианты. Основным, наиболее общим признаком в классификации является функциональность одежды. По этому признаку в зависимости от назначения одежду делят 1 – на класс бытовой одежды (в коде первая цифра 1), 2 – на класс спортивной одежды (первая цифра 2) и 3 - на класс производственной одежды (первая цифра 3). Затем каждый класс одежды делят в зависимости от специализации промышленности, торговли, условий эксплуатации и далее по более узкому назначению - на подклассы, виды, группы и подгруппы. В основе признака назначения одежды лежит защитная функция. Бытовая одежда служит для защиты организма человека от неблагоприятных воздействий экологии, спортивная – защиты спортсмена от травм и достижения более высоких спортивных результатов, производственная - защиты работника от неблагоприятных воздействий окружающей и производственной среды. Затем класс бытовой одежды делится на подклассы (в коде вторая цифра, после цифры 1) – бельевые изделия; костюмно-платьевые; верхней одежды; корсетные изделия; головные уборы; перчатки и рукавицы. В свою очередь, каждый подкласс одежды делится на виды (в коде третья цифра, после второй цифры). Так, подкласс костюмно-платьевых изделий может быть подразделен на следующие виды:

1.2.1 – пиджаки; 1.2.6 – брюки;

1.2.3 – жакеты; 1.2.7 – сорочки;

1.2.4 – жилеты; 1.2.8 – платья;

1.2.5 – блузки; 1.2.9 – платья-костюмы;

1.2.10 – юбки и т.д.

Каждый вид бытовой одежды, в зависимости от условий и места ее использования, классифицируют на повседневную, нарядную, домашнюю, производственную, зрелищную, форменную, одежду для отдыха.

Повседневная одежда предназначена для различных занятий (работы, учебы, прогулок, посещений выставок и т.п.) и ее носят в течение дня. Особую группу в повседневной одежде составляет одежда для работы. На стиль повседневной одежды влияет вид деятельности и характер работы человека, его образ жизни. Например, для работы в офисе или учебы характерны стиль деловой одежды и предъявляются строгие классические требования к прическе, костюму и обуви.

Нарядная одежда - одежда для особых случаев, торжеств, приемов, праздников и т.п. Она создает особое настроение и праздничную атмосферу. Нарядная одежда в зависимости от события и назначения подразделяется на одежду для домашних торжеств, официальных приемов, бала, свадьбы, посещения театров, и т.д.

Одежда для отдыха – одежда, отличающаяся удобством, функциональностью, способностью отражать индивидуальность человека. Это одежда для занятий спортом, прогулок, для отдыха у моря, для посещения дискотек, клубов и т. п.

Домашняя одежда повседневная одежда для отдыха и работы дома. Ее вид зависит от рода занятий дома. Это могут быть традиционные домашние халаты, пеньюары, фартуки или джинсы, трикотажные майки и джемпера.

Спортивная одежда - специальная одежда для занятий профессиональным или любительским спортом. Спортивную профессиональную одежду для специальных видов спорта изготавливают из новейших материалов, максимально учитывая современные требования конкретного вида спорта.

Производственная одежда - спецодежда для работы на производстве, ее вид зависит от условий, рода производственной деятельности человека и требований охраны труда. Это могут быть спецовки, жилеты дорожных рабочих, халаты врачей и т.п. Спецодежда для работы в неблагоприятной среде для человека выполняет защитную функцию и должна быть максимально удобной для выполнения работ. Это одежда работника химического производства, нефтегазовой промышленности, сталевара, шахтера и т. п. изготовленная из огнеупорных, водонепроницаемых, отталкивающих нефтепродукты специальных материалов и т. п.

Зрелищная одежда - костюмы различного вида, для представлений, исполнения ролей в театре, кино, концертах, цирке, участия в карнавальных, фольклорных танцевальных и музыкальных выступлениях. Такая одежда должна соответствовать характеру конкретного представления и создавать яркий образ.

Форменная одежда - униформа, обозначающая принадлежность к определенной организации, ведомству. В одежде значимы знаковая и защитная функции.

В зависимости от способа крепления на фигуре человека, одежду делят на плечевую и поясную. От способа расположения на фигуре - на нижнюю, легкую и верхнюю одежду.

Поясная одежда – одежда, которая опирается на поверхность тела между линиями талии или бёдер (на талиевый или тазовый пояс) и частично или полностью покрывает нижнюю часть туловища и нижние конечности. К ней относятся различные покрои юбок, брюк, фартуков.

Плечевая одежда – одежда, которая опирается на плечевой пояс или участок туловища, расположенный в верхней части спины, груди. Это различные покрои платьев, блуз, сорочек, пиджаков, пальто и т.п.

Нижняя одежда - бельевая или нательная одежда, надеваемая непосредственно на тело, служащая для обеспечения нормального функционирования кожных покровов и регуляции теплообмена организма человека. Это могут быть трусы, майка, корсетные изделия, нижняя сорочка и т.п. Бывает повседневное белье, одежда для сна, спортивное белье.

Корсетные изделия – изделия, формирующие и поддерживающие отдельные части тела и надеваемые непосредственно на тело человека. Это могут быть бюстгальтер, грация, корсет и т.п.

Ассортимент швейных изделий очень разнообразен и включает множество видов одежды. Классифицируют швейные изделия следующим образом:

    по назначению: бытовые; спортивные; специальные; ведомственные; национальные;

    по стилевому решению: классические; спортивные; "фантази";

    по применяемым материалам: из тканей; нетканых материалов; пленочных материалов; дублированных материалов; искусственной кожи; натуральной кожи; из сочетаний различных материалов;

    по сезону носки: летние; демисезонные; зимние; внесезонные;

    по половозрастному признаку: женские; мужские; детские (для школьного, дошкольного и ясельного возрастов);

    по размерам, ростам и полнотам. Для женской фигуры обозначают параметры: рост; размер (обхват грудной клетки по наиболее выступающим точкам) и полнота (обхват бедер), для мужской - рост; обхват грудной клетки; обхват талии; обхват шеи (для сорочек);

    по характеру опоры: плечевые; поясные; перчаточные; головные уборы.

Бытовую одежду по условиям эксплуатации подразделяют на домашнюю, повседневную, выходную (вечернюю), для торжественных случаев и т. д. Спортивную одежду различают в зависимости от вида спорта: для мото- и велоспорта, для конькобежного, лыжного, водного спорта, для тенниса, футбола и др. Производственная одежда предназначена для людей, работающих в различных отраслях промышленности, сельском хозяйстве, транспорте и т. п. Ведомственная (форменная) одежда имеет различное назначение и используется в армии, милиции и других ведомствах. Национальная одежда представлена национальными костюмами различных народов.

Одежда классического стиля характеризуется подчеркнутой строгостью формы, минимумом деталей. Декоративная отделка в одежде почти отсутствует. Линии формы просты и лаконичны. Одежда спортивного стиля характеризуется подчеркнутой свободой формы, разнообразием покроя рукавов: втачной, реглан, цельнокроеный, комбинированный. Характерными для спортивного стиля являются следующие детали: карманы накладные и застегивающиеся, клапаны, пояса, хлястики, кокетки отстроченные и отлетные, манжеты, складки, шлицы; внимание акцентируется на различной фурнитуре. Одежда форм "фантази" отличается большой декоративностью и разнообразием форм и деталей, сложным покроем, нарядностью отделки (кружево, вышивка, мех). Членение формы может быть необычным (асимметричным);

К верхней одежде относятся костюмы, куртки, пальто, полупальто, пиджаки, жакеты и т. д.

Пальто по степени защиты от холода и непогоды бывают летние, демисезонные, зимние. Длина пальто различна и меняется в зависимости от моды.

Полупальто представляет собой короткое пальто, которое длиннее жакета, но короче пальто.

Плащ аналогичен пальто, но вырабатывается из водоотталкивающих материалов.

Костюмы - одежда, состоящая из двух-трех предметов: пиджака (жакета) и брюк (юбки), а иногда и жилета-безрукавки.

Куртка - одежда спортивного стиля, представляющая собой разновидность жакета, с разрезом сверху донизу и за­стежкой.

Пиджак - основной вид мужской одежды, по покрою напоминает пальто, отличается воротником пиджачного типа и застежкой, фасон однобортный или двубортный.

Жакеты - швейные изделия, по конструкции аналогичные пиджаку, но для женщин; могут быть с длинными и укороченными рукавами, с формоустойчивой прокладкой или без нее.

Платье - вид легкой одежды, отличающейся большим разнообразием фасонов и наиболее подверженной влиянию моды. Длина платья разнообразная - до колена, ниже колена и до пола.

Сарафан по покрою напоминает платье, но без рукавов, иногда на бретелях, обычно без воротника, но может быть и с воротником. Сарафан носят с блузкой или жакетом.

Блузки по форме и крою сходны с верхней частью платья - лифом. Блузки могут быть разрезными или цельными, с застежкой спереди или сзади, с рукавами и воротником и без них; носят их заправленными в юбку или поверх юбки (брюк).

Безрукавки и жилеты - разновидность жакета без рукавов, длиной до линии бедер или чуть ниже линии талии, с воротником или без него. Жилет спереди обязательно разрезной, а безрукавка может быть разрезной или цельной. Носят безрукавки и жилеты поверх блузки с юбкой, брюками или платьем.

Юбки бывают разнообразных форм, с поясом широким, узким или на корсаже, с застежкой или с запахом, шьют их без подкладки и на подкладке.

Юбки-брюки - это очень широкие брюки, внешне сходные с юбкой, со складками спереди и сзади.

Брюки - поясная одежда различных форм и различной длины, на поясе, обычно с застежкой с боков. Длинные брюки носят навыпуск или заправленными в обувь. Брюки до колена называют бриджами, до икр - гольфами, а короткие выше колен - шортами.

Комбинезон состоит из лифа с брюками различной длины. Комбинезоны могут быть с рукавами и воротниками или без них, отрезными по линии талии или цельными, разрез­ными спереди или на спине, с застежкой спереди, сзади или сбоку.

Полукомбинезон состоит из брюк с нагрудной частью лифа и на бретелях.

Пелерина - это одежда без рукавов и с вырезом пройм различной формы. Длина пелерины может быть до линии груди, талии, бедер, до колена, до пола. Перед - разрезной, с застежкой или без нее. Пелерины могут быть самостоятельной одеждой или дополнять платье, сарафан, платье-костюм, платье-пальто.

Фартуки и передники - защитная одежда разнообразных форм, закрывающая фигуру человека частично или полностью. Передник закрывает только переднюю часть фигуры.

Белье швейное по назначению подразделяют на нател­ное; постельное; столовое; по половозрастному признаку - на женское, мужское, детское; по размерам, ростам, видам и фасонам.

Нательное белье включает сорочки верхние и пижамы для отдыха, комбинации, кальсоны мужские и для мальчиков, трусы, плавки, гарнитуры, комплекты из двух и более предметов, белье для новорожденных, корсетные изделия и бюстгалтеры. Для сна предназначены пижамы и ночные сорочки: мужские, женские, детские. Пижамы состоят из однобортной или двубортной куртки и свободных брюк с поясом на резинке или пуговицах. Одежда для новорожденных - это распашонки, рубашечки, ползунки, песочницы, нагрудные фартуки, конверты для новорожденных, чепчики. Корсетные изделия - женское белье, надеваемое непосредственно на тело и предназначенное для формирования фигуры. Изготавливают из тканей и трикотажных полотен, характеризующихся упругостью, гигиеничностью, устойчивостью к разрыву, истиранию и многократному растяжению. Отделывают кружевами, тесьмой, вышивкой и т. п. Корсетные изделия выпускают жесткими - из специальных тканей с большим количеством пластмассовых или металлических пластинок (косточек), эластичными - из эластичных материалов, комбинированными. Известны следующие виды корсетных изделий:

    пояс, облегающий фигуру ниже талии, одинарный и двойной, узкий и широкий с держателями для чулок, длина которых регулируется пряжками;

    корсет - изделие жесткой формы, плотно охватывающее туловище от линии, находящейся под грудными железами, до линии бедер;

    грация - сочетает бюстгальтер и корсет;

    полукорсет - широкий пояс жесткой формы;

    полуграция - бюстгальтер с широким поясом до линии талии;

    пояс-трусы и пояс-панталоны - формируют фигуру в области живота и могут иметь держатели для чулок;

    комбидрессы - сочетают бюстгальтер с трусами или панталонами.

Размеры бюстгальтеров обозначаются условными номерами чашечки - от 0 до 10 и обхватом туловища у основания груди; поясов и полукорсетов - обхватом талии в сантиметрах; корсетов, поясов-трусов и поясов-панталонов - обхватом талии и бедер; грации - номером чашечки, обхватом талии и бедер в сантиметрах, полуграции - номером ча­шечки и обхватом талии.

Белье постельное включает простыни, пододеяльники, наволочки и стеганые одеяла. Простыни изготовляют из отбеленных, пестротканых или набивных тканей. Пододеяльники бывают открытыми с бортиками и закрытыми типа чехла, наволочки - подушечными, тюфячными, матрацными.

Столовое белое представлено скатертями, салфетками и полотенцами, имеющими различные размеры, формы, отделки и сырьевой состав. Выпускают в единичном варианте и в виде наборов.

К головным уборам относятся шляпы, шляпы-панамы, шапочки детские, чепцы, капоры, панамки, фески, кепи, фуражки, береты, тюбетейки, жокейки, матроски, шлемы. Для изготовления головных уборов применяют ткани различного волокнистого состава и различных видов отделки, мех натуральный и искусственный, искусственные и синтетические кожи, фетр, соломку и т. п.. Для отделки широко используют пряжки, булавки, пуговицы, броши, цветы, ленты и др. Кепи - это мягкие головные уборы с козырьком и узким околышем. Фуражка имеет широкий жесткий околышек и лаковый или обтянутый тканью козырек. Берет - мягкий головной убор круглой или овальной формы с околышем или без него. Шлем плотно облегает голову и закрывает уши.

В повседневной жизни людей одежда играет огромную роль, также, как продукты питания и жилье. Она является предметом первой необходимости, потому что защищает человека от жары, холода, атмосферных осадков. Одеждой называется совокупность щредметов, которыми человек покрывает свое тело полностью или частично. Голову покрывают капюшоном, тело и конечности - комбинезоном; верхнюю часть туловища облекают в пиджак, жа­кет, блузу, сорочку; нижнюю часть туловища и нижние конечно­сти - в брюки, юбку.

Головные уборы, прикрывающие голову, перчатки, защища­ющие кисти рук, и обувь, предохраняющая стопы ног, служат тойже цели, что и одежда, и являются дополнениями к ней. Вме­сте с одеждой эти предметы составляют комплект, ансамбль.

Защитная функция одежды не является единственной. Еще одна функция одежды информационная, потому что одежда везде и во все времена выполняла роль отличительного знака социальной принадлежности или профессиональной деятельности человека. Третья функция, которую выполняет одежда, - эстетическая. Одежда является предметом материальной культуры человека, несет в себе черты исторической эпохи, национального характе­ра, индивидуальных творческих особенностей и потому повсеместно является объектом эстетического восприятия.

В разные периоды своей жизни человек носит не одну единственную вещь, а несколько. Каждая из них предназначена для использования в определенных условиях: дома, на работе, на от­дыхе или при занятиях спортом. Именно поэтому вся одежда делится на бытовую, производственную и спортивную.

Наиболее обширным классом является класс бытовой одежды. Эта одежда в по ЛН ой мере выполняет все три функции: защит­ную, информационную, эстетическую.. В зависимости от обста­новки, в которой бытовая одежда используется, ее делят на по­вседневную, нарядную, домашнюю.

Производственная одежда в максимальной степени выполняет защитную функцию, так как предназначена для защиты человека от вредных влияний производственной среды. Производственная одежда подразделяется на специальную одежду - для лесорубов, шахтеров, пожарных - и на ведомственную - для военнослужа­щих, милиционеров. Ведомственная одежда наиболее ярко выпол­няет информационную функцию.

Класс спортивной одежды предназначен для достижения мак­симальных спортивных результатов, для защиты спортсменов от травм, а потому в полной мере выполняет защитную функцию. Спортивная одежда подразделяется на одежду для отдельных ви­дов спорта: для теннисистов, футболистов, мастеров фигурного катания и т.д. Спортивная одежда в значительной степени выпол­няет эстетическую функцию, так как спортивные соревнования являются зрелищными мероприятиями и требуют яркого, запо­минающегося, красивого оформления.

Из-за сложившейся практики производства одежды и тор­говли ею каждый из классов одежды делится на более мелкие группы.

Бытовая одежда подразделяется на белье, платье или костюм и верхнюю одежду. Белье - это предметы нижней одежды, надева­емые непосредственно на тело человека: трусы, нижняя сорочка. Платье или костюм - одежда, носимая поверх белья. Сюда отно­сят пиджак, жакет, куртку, брюки, юбку, платье, жилет. Поверх платья или костюма надевают верхнюю одежду, к которой отно­сятся пальто, полупальто, плащ.

Каждый предмет одежды изготовляют из материалов различно­го волокнистого состава, поэтому всю одежду подразделяют на из­делия, изготовленные из хлопчатобумажных, льняных, шерстяных, шелковых, смешанных или синтетических материалов. Такая груп­пировка одежды называется классификацией по материалам.

Одежду носят во всякое время года, поэтому ее классифициру­ют по сезонам на летнюю, зимнюю, осенне-весеннюю или деми­сезонную и всесезонную. К летней одежде относят сарафан, шор­ты; к зимней - зимнее пальто, шубу. Утепленная куртка является демисезонной одеждой, а пиджак - всесезонной.

Одежда для людей разного пола и возраста не может быть одинаковой, поэтому классификация по половозрастному призна­ку очень важна как для тех, кто носит одежду, так и для тех, кто ее производит и ею торгует. Бытовую и спортивную одежду подразделяют иа мужскую, женскую и детскую. Производственная одежда бывает только мужской или женской.

Так же важна для всех классификация одежды по разме­рам и ростам. У каждого человека в течение жизни изменяются рост и размеры тела. Люди одного и того же возраста и пола могут иметь разные роста и размеры. Классификация по размерам и ро­там необходима для того, чтобы подобрать каждому человеку подходящую ему одежду.

Общие сведения об одежде. Функции одежды.

Классификация одежды

1.1. Краткая история развития одежды и способов ее производства .

Современная одежда – это результат многовекового опыта человека, одно из его замечательных изобретений. Одежда является объектом нашего изучения. Для того, чтобы лучше понять закономерности формообразования конструкции современной одежды, совершим краткий экскурс в прошлое.

Одежда прошла длительный и сложный путь развития, прежде чем стать такой удобной и функциональной, какой является сейчас.

Древний человек использовал одежду как «маленькое жилище», то есть укрытие от непогоды и как защиту от сил природы. Основная функция одежды в этот период защитная . Первыми покровами тела человека были листья, кора деревьев, шкуры животных. В конце этого первого периода развития одежды человек освоил искусство плетения, прядения, началось ручное создание тканей.

Для второго периода развития одежды было характерно обертывание тела специально вытканным куском ткани. Примером такой одежды является драпированная одежда древних греков и римлян. В Индии она сохранилась до сих пор в национальном женском костюме (сари). Драпированная одежда уже имела не только защитную , но и эстетическую функцию.

Начало следующего периода характеризуется появлением кроеной одежды (9 в.н.э.) Одежду изготавливали из прямоугольных кусков ткани, соединенных швами. Прообразом такой одежды послужила римская туника, она послужила основой разнообразных туникоподобных рубах, например русской рубашки-туники.

Рис. 1. Русская рубаха и порты (штаны)

Возникновение портновского ремесла в Западной Европе относят к XII в., в русских городах – примерно к XIV в. В средневековой Руси одежду называли «порты» или «портнище», а мастеров, изготовляющих одежду, «портными». Средневековые мастера XII в. для придания одежде формы тела человека начали делать вырезы по бокам и соединять края шнуровкой. Считается, что идея расчленения одежды на части была заимствована портными у изобретателей разъемных рыцарских доспехов.

Примерно в XIII в. появилась одежда с вшивными рукавами, в XIV в. – распашная одежда и воротники, а в XVII в. – одежда с карманами.

Первые журналы мод с контурами деталей кроя в виде зарисовок появились в XVIII в., тогда же появляются первые системы кройки. Чертежи выкроек появляются в начале XIX в.

Специфику одежды ХХ века определяет, прежде всего, переход к промышленному способу ее производства, пришедшего взамен многовекового портновского ремесла. Исчезает каркасная основа, одежда укорачивается и становится более удобной. Характерными особенностями ХХ века являются также рождение принципиально нового типа женской одежды и быстрая смена моды.

Одежда, возникшая в основном для защиты тела человека от неблагоприятных климатических и атмосферных воздействий, под влиянием различных исторических, социальных и экономических условий, национальных особенностей, эстетических представлений общества претерпела множество изменений, достигла большого многообразия видов и форм и стала предметом прикладного искусства.

Рис. 2. Модификация формы костюма в ХХ веке

1.2. Функции одежды.

Функция (с лат. Functio – деятельность, назначение) означает обязанность, круг деятельности.

Функция одежды – это служебная роль, выполняемая одеждой, в соответствии с ее назначением.

Основными функциями современной одежды являются:

1. Утилитарная (практическая) , включает в себя функции практическую, защитную, эргономическую, гигиеническую;

2. Социальная (информационная), включает региональную, профессиональную, обрядовую, эротическую, символическую, знаковую функции;

3. Эстетическая, включает функции эстетическую и художественно-образную.

Функции одежды складывались исторически. Способ жизни общества сказывался на характере использования одежды. На ранних этапах развития общества одежда выполняла функции защиты от воздействий природы, климата. Постепенно в одежде появлялись элементы, необходимые человеку, например, пояса, заплечные мешки, затем поясные кошели и т.д. Одежда стала выполнять функции утилитарно-практические .

Выделение в обществе вождей, героев, старейшин внесло в одежду первые элементы символической функции, которая позже, развиваясь, превращается в социальную . На сегодня по одежде можно судить о социальном статусе человека, уровне его культуры, о его профессии, вкусах, привычках, его принадлежности какой-либо группе, региону и т.д.

Первые художественные образы человек черпал из окружающей действительности. Постепенно развивается эстетическая функция , которая часто выступает на первый план.

Социальная и эстетическая функции сегодня часто обобщаются и называются информационно-эстетическими или просто информационными фукциями.

Костюм современного человека должен быть красив, современен (большая роль отводится современным тканям, отделкам, цвету), а главное, он должен соответствовать образу человека, подчеркивая его внешнюю и внутреннюю красоту, подчеркивать его индивидуальность и уникальность.

1.3. Классификация одежды.

Классификацию современной одежды проводят по определенным признакам:

по половозрастному признаку, по сезону, по назначению, по виду материала.

По половозрастному признаку одежда делится на одежду для взрослых (мужскую и женскую) и детскую (для мальчиков и девочек). Выделено 3 возрастных группы у взрослых и 5 – в детской одежде.

По сезону одежда делится на зимнюю, летнюю, демисезонную (осенне-весеннюю) и всесезонную.

По назначению одежда делится на 4 класса: бытовая, производственная, спортивная и форменная.

Бытовая одежда – это совокупность изделий, предназначенных для ношения в различных бытовых и общественных условиях. Она подразделяется на подклассы: По целевой направленности : различают одежду повседневную, домашнюю, деловую, торжественную и одежду для отдыха. По условиям эксплуатации : верхняя одежда, нательное белье, пляжная одежда, корсетные изделия, чулочно-носочные изделия и т.д.

Спортивная одежда – это одежда для профессионального и любительского спорта.

Производственная одежда – это одежда для ношения в различных производственных условиях. В одних случаях решается как специальная защитная одежда – на металлургических, химических предприятиях и др., а в других случаях – как символическая (одежда для дорожных рабочих – оранжевые жилеты).

Форменная одежда предназначена для военнослужащих, работников специальных ведомств, учащихся и т.д.

По виду материалов одежду подразделяют на одежду из шерстяных, шелковых, х/б, льняных тканей, а также из материалов, содержащих искусственные, синтетические и смешанные волокна.

1.4. Свойства одежды .

Физические – относятся свойства, которые характеризуют способность материалов к поглощению жаро- и воздухопроницаемости, тепловые, электрические, акустические свойства, способность одежды защищать от воздействия окружающей среды, своевременно удалять из-под одежного пространства пары, газы, пот и т.п. и поддерживать необходимый микроклимат.

Механические – свойства характеризуют способность одежды приобретать и устойчиво сохранять форму и размеры, ее износостойкость, долговечность, устойчивость и деформации усадки после стирки, несминаемость, стойкость к пиллингу, истиранию, раздвижению и осыпанию нитей.

Химические – характеризуют отношение материалов к различного рода химическим веществам, употребляемых при стирке и химической чистке (а также к действию антропоксинов).

Геометрические свойства – определяют художественность одежды, удобство в динамике и статике, экономичность в раскрое.

1.5.Требования к одежде.

Различают – социально-экономические;

– потребительские;

– промышленные.

Требования к одежде – своеобразная информация о том, какими свойствам одежды и их признакам отдает предпочтение общество, потребитель, производство.

Социально-экономические – информация о структуре общественных потребностей, какие изделия нужны обществу, есть ли острота потребности в них.

Потребительские – информация о том, каким свойствам потребитель отдает предпочтение в одежде.

Промышленные – заключаются в том, чтобы свойства одежды отвечали условиям и организации промышленного производства, учитывали сырьевые ресурсы предприятия, соответствовали сложившимся технологиям и имеющейся технике, умению и навыкам рабочих, обеспечивали безопасность труда, экономичность производства.

1.6.Потребительские требования к одежде

При проектировании изделия необходимо учитывать самые различные факторы: назначение изделия (для чего будет предназначено), для кого создается изделие, из каких материалов. Золотая формула моделирования: Для чего? Для кого? Из чего?

К одежде потребителем предъявляются различные требования:

Функциональные :

● Одежда должна соответствовать обстановке.

Например: повседневный деловой костюм должен быть изготовлен из материалов спокойных цветов, т.к. кричащие, яркие, блестящие цвета будут отвлекать внимание, утомлять окружающих; отделка костюма должна быть лаконичной, неназойливой, сдержанной. Нарядное платье для выпускного бала, наоборот, может быть из материалов ярких или пастельных цветов, не должно стеснять движений в танце, должно подчеркивать молодость, свежесть юной девушки, подчеркивать ее индивидуальность и др.

● Одежда должна соответствовать времени года: для зимы лучше использовать плотные, полушерстяные и шерстяные материалы или синтетические с хорошими теплозащитными свойствами, более сложных, спокойных цветов и т.п., для лета – предпочтительнее изделия летящих, округлых форм, расклешенные книзу из легких, разреженных материалов акварельных, ярких или кричащих расцветок и т.п.

● Одежда должна соответствовать внешним и психологическим возрастным особенностям человека.

Так для женщины старшего возраста, наверное, будет неуместна юбка – мини.

Для юной девочки не следует изготавливать пальто из дорогой добротной пальтовой ткани, а следует предпочесть облегченный драп или сукно пастельных чистых или ярких цветов.

Эстетические требования :

● Изготавливаемая одежда должна соответствовать направлению моды, а именно модной цветовой гамме, современному образному решению, ассортименту.

● Композиция модели должна быть совершенна: необходимо соответствие формы и деталей, пропорций и объема всего изделия и на отдельных участках, должен быть продуман ритм в изделии, цветовые сочетания, цветовое решение, центр композиции.

● Большое значение для эстетического восприятия имеет качество изготовления изделия (ровность строчек, симметричность деталей, тщательность ВТО и др.).

● Изделие должно подходить человеку, создавая определенный образ – должно соответствовать цвету глаз, волос, кожи, внутреннему миру человека (его характеру, темпераменту, и др.).

● В изделии должны быть тщательно подобраны сопутствующие материалы, фурнитура. Подкладка, молнии, пуговицы, отделка должны подходить по цвету, качеству, внешнему виду и т.п.

Эргономические требования .

Эти требования отражают взаимодействие системы «человек–изделие-среда»

● Статическое и динамическое соответствие изделия человеку.

● Изделие не должно иметь конструктивных дефектов, не должно стеснять движений, например, при подъеме рук, ног.

● Гигиеническое соответствие.

Например, изделия для лета должны обладать хорошей гигроскопичностью, воздухопроницаемостью; для зимы – высокой теплозащитностью, небольшой ветропроницаемостью, и т.д. Для бельевых изделий лучше использовать материалы из натуральных, в крайнем случае, искусственных волокон.

● Все изделия должны иметь минимальную по возможности массу (вес).

Эксплуатационные

● В процессе эксплуатации изделие подвергается различным воздействиям – многократным растяжениям, деформации, истиранию, загрязнению, разрывным нагрузкам.

● Поэтому большое значение имеет способность изделия к восстановлению первоначальных свойств – возможность выполнения ремонта, стирки, химчистки, глажения. Важно, какие усилия (денежные или физические) необходимо для этого приложить.

Например : в платье из х./б. материала не следует проектировать многочисленные сборки, складки, т.к. будет затруднено глажение после стирки

● Для того чтобы улучшить формоустойчивость краев деталей в изделиях используют различные прокладочные материалы – кромки, дублирин, неклеевые прокладки и т.д., а также можно использовать различные химические пропитки для закрепления и сохранения формы (изготовление «гофре», «плиссе» и т.д.). С другой стороны чрезмерное использование клеевых материалов, излишняя их жесткость могут нарушить пластичные, драпировочные свойства материалов, что снижает качество изделия.

●Для одежды для отдыха не следует применять мнущиеся ткани с низкой растяжимостью.

Выше перечисленные требования могут предъявляться к различным по назначению изделиям в разной степени. То есть, для нарядной одежды важны прежде всего эстетические требования, для повседневной – функциональные, для домашней – эксплуатационные.

На этапе проектирования модели изделия важно выделить одну – три группы требований, которые необходимо выполнить в большей степени.

Например , если для спортивного костюма (или для отдыха) предлагается синтетический материал, необходимо продумать конструктивное решение изделия, выбор оптимальные подкладочные материалы.