Премьера фильма "матильда" в мариинском театре пройдет без исполнителей главных ролей. «Матильда» как одно большое разочарование

Пока православные активисты, пусть и в совсем небольшом количестве протестовали, распевая молебны неподалеку от Мариинского театра, внутри, под охраной ОМОНа , полиции и народных дружин, царила совсем другая атмосфера.

На премьерный показ фильма, повествующего об отношениях балерины Императорских театров Матильды Кшесинской и последнего российского императора Николая II, собрались журналисты и селебрети.

Звезды на фоне декораций

В театральное фойе переехала часть декора фильма. И на ее фоне красовались Ксения Раппопорт и Ингеборга Дапкунайте.

Но драматическая история о любви интересовала не только женщин. В фойе корреспондент «Комсомольской правды» встретил актера и телеведущего Андрея Урганта, депутата Максима Резника, управляющего делами президента РФ Владимира Кожина .

Кстати, в зале шептались: для того чтобы попасть на премьеру в Мариинку и оказаться среди селебрети в свете софитов, некоторым зрителям пришлось заплатить по 10 или даже 15 тысяч рублей. Такую цену, против заявленных официальных 6 тысяч рублей, запросили перекупщики.

Мечта сбылась

По большому счету, сегодня «Матильда» принимала гостей у себя. Ведь не секрет, что съемочная группа Алексея Учителя провел на исторических подмостках десять съемочных дней.

А во время записи саундтрека дирижировал сам Валерий Гергиев .

Однако совсем полного праздника не случилось. Из-за постоянных угроз со стороны православных активистов не приехал на премьеру немецкий актер Ларс Айдингер, сыгравший Николая II. Он испугался за свою жизнь и здоровье. А российский актер Данила Козловский, воплотивший на киноэкране влюбленного в Матильду Воронцова , не смог присутствовать из-за съемок в Ирландии .

Напомним, актеру досталась роль Вещего Олега в шестом сезоне канадо-ирландского сериала «Викинг» Майкла Херста.

Потому на сцене, перед премьерным показом выстроилась съемочная группа во главе с Алексеем Учителем, рассказывает корреспондент «Комсомольской правды». А уже после этого показали три видеообращения от неприехавших артистов.

Режиссер не скрывал, что мечтал о первом показе фильма в стенах Мариинки еще во время съемок фильма. И вот, несмотря на угрозы и попытки сорвать премьеру, мечту удалось осуществить.

Пытались как могли

А ведь сорвать показ пытались неоднократно. Началось все с многочисленных заявлений депутата Госдумы Натальи Поклонской , которая неоднократно высказывалась против. Затем, православные активисты, видя, что даже с поддержкой бывшего прокурора Крыма их позиция не находит поддержки, пустились на открытые угрозы, обещая расправу и кинотеатрам и зрителям.

23 октября, перед Мариинским театром собрались православные активисты . Они устроили молебен против показа фильма Алексея Учителя. Самые смелые подходили к крыльцу театра. Но охранявшие премьеру стражи порядка просили их соблюдать дистанцию в 50 метров.

Наконец, кому-то, вероятно, удалось пробраться внутрь и сподличать в гардеробе Мариинки. Судя по запаху, там то ли разлили какие-то помои, то ли еще какой-то «ароматизатор». Но «амбрэ », в отрицательном смысле, по словам очевидцев, стоит еще то. Видимо, чтобы испортить послевкусие от премьеры фильма зрителям, которые придут сюда за верхней одеждой после того как закончится кино.

Каждый пусть решает сам.

Официальная премьера фильма «Матильда» Алексея Учителя о балерине Императорских театров Матильде Кшесинской состоится сегодня в Мариинском театре в Санкт-Петербурге. Режиссер планирует лично представить фильм зрителям, но многие артисты, задействованные в съемках, отказались приехать на российскую премьеру.

«Я с нетерпением жду просмотра в Мариинском. Волнуемся, как это будет технически происходить и как вообще это будет видно и слышно. Но тем не менее это состоится. Для меня огромное событие, и для всех, кто в будущем захочет посмотреть эту картину, это тоже довольно радостное событие», - цитирует Учителя ТАСС .

«Это была моя мечта, чтобы первый показ фильма состоялся именно в Мариинском театре, на сцене которого мы снимали полмесяца во время отпуска театра. Весь театр был в нашем распоряжении благодаря Валерию Гергиеву», - добавил режиссер. Он также отметил, что Гергиев помог уговорить американского композитора Марко Белтрами написать для фильма музыку, чтобы ее исполнил оркестр Мариинского театра под управлением маэстро.

По данным пресс-службы Мариинского театра, для кинопоказа не пришлось предпринимать дополнительных усилий по технической подготовке площадки. Залы Мариинского театра оборудованы выдвижными экранами - они используются в театральных постановках и экспериментальных программах.

«Матильда» - один из самых масштабных проектов современного российского кино. Съемки фильма прошли непосредственно в местах действия сюжета - в Большом театре в Москве, Мариинском и Александринском театрах Петербурга, а также в Царском селе, Петергофе, Павловске, Юсуповском и Мраморном дворцах.

Над фильмом работала большая международная команда. Роль Николая II исполнил немецкий актер Ларс Айдингер, образ Матильды воплотила польская актриса Михалина Ольшанска, мать императора Марию Федоровну сыграла литовская актриса Ингеборга Дапкунайте. В фильме задействованы также российские актеры - Евгений Миронов, Сергей Гармаш, Данила Козловский, Григорий Добрыгин и другие.

В фильме оживают ключевые для российской истории события конца XIX века - церемония коронации императора Николая II в Успенском соборе Московского Кремля. Для этой сцены была выстроена уникальная декорация, с предельной точностью воссоздающая внутреннее убранство храма. А для сцены трагедии на Ходынском поле были привлечены более двух тысяч актеров массовых сцен. На фоне событий отечественной истории картина рассказывает об отношениях наследника престола - будущего императора Николая II и балерины Матильды Кшесинской.

Сюжет фильма вызвал скандал еще до выхода на широкий экран. Депутат Госдумы Наталья Поклонская добивается, чтобы лента не вышла в прокат, так как по ее мнению, он оскорбляет память царя Николая II и чувства верующих. Режиссер называет недопустимыми попытки Поклонской повлиять на творческий процесс и прокатную судьбу фильма.

По словам Учителя, западные актеры, которые снимались в фильме, боятся ехать на российскую премьеру картины, поэтому большинство исполнителей ролей в фильме будут участвовать в петербургском показе дистанционно.

«В связи с теми событиями, которые происходили с нашим фильмом, и теми атаками - даже физического плана, когда зажигали машины, бросали бутылки с зажигательной смесью… Несмотря на то, что те люди арестованы, все равно у артистов есть боязнь. Немецкий актер Ларс Айдингер, исполняющий роль царевича Николая Александровича, даже открытое письмо опубликовал в немецкой прессе. Они все боятся приезжать: и он, и Михалина Ольшанская, снявшаяся в роли Матильды, и Луиза Вольфрам, которая играет Александру Федоровну», - рассказал Учитель.

«Я специально летал в Гамбург и пытался их уговорить, но действительно они боятся за свою жизнь. И семьи не пускают их. Поэтому, к сожалению огромному, они не приедут», - сообщил режиссер.

При этом он рассказал, что исполнители главных ролей планируют участвовать в зарубежных показах. На следующий день после выхода картины на широкий экран в России, который состоится 26 октября, начнется показ «Матильды» в Германии. Создатели фильма проедут с ним по четырем крупнейшим немецким городам.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 23 октября. /ТАСС/. Официальная премьера фильма "Матильда" Алексея Учителя о балерине Императорских театров Матильде Кшесинской состоится в понедельник в Мариинском театре в Санкт-Петербурге. Режиссер планирует лично представить фильм зрителям, но многие артисты, задействованные в съемках, отказались приехать на российскую премьеру.

"Я с нетерпением жду просмотра в Мариинском. Волнуемся, как это будет технически происходить, и как вообще это будет видно и слышно. Но тем не менее это состоится. Для меня огромное событие, и для всех, кто в будущем захочет посмотреть эту картину, это тоже довольно радостное событие", - сказал Учитель ТАСС накануне премьеры.

"Это была моя мечта, чтобы первый показ фильма состоялся именно в Мариинском театре, на сцене которого мы снимали полмесяца во время отпуска театра. Весь театр был в нашем распоряжении благодаря [художественному руководителю - директору театра] Валерию Абисаловичу Гергиеву", - рассказал Учитель. Он также отметил, что Гергиев помог уговорить американского композитора Марко Белтрами написать для фильма музыку, чтобы ее исполнил оркестр Мариинского театра под управлением маэстро.

"Все это казалось фантастичным, но свершилось", - добавил режиссер.

Как рассказали ТАСС в пресс-службе Мариинского театра, для кинопоказа не пришлось предпринимать дополнительных усилий по технической подготовке площадки. Залы Мариинского театра оборудованы выдвижными экранами - они используются в театральных постановках и экспериментальных программах.

Театральный комплекс, основанный в XVIII веке в Санкт-Петербурге, включает три площадки - историческую сцену Мариинского театра на Театральной площади, где выступала Кшесинская, вторую сцену на Крюковом канале, где покажут фильм, а также Концертный зал.

Фильм о балерине и императоре

"Матильда" - один из самых масштабных проектов современного российского кино. Съемки фильма прошли непосредственно в местах действия сюжета - в Большом театре в Москве, Мариинском и Александринском театрах Петербурга, а также в Царском селе, Петергофе, Павловске, Юсуповском и Мраморном дворцах.

Над фильмом работала большая международная команда. Роль Николая II исполнил немецкий актер Ларс Айдингер, образ Матильды воплотила польская актриса Михалина Ольшанска, мать императора Марию Федоровну сыграла литовская актриса Ингеборга Дапкунайте. В фильме задействованы также российские актеры - Евгений Миронов, Сергей Гармаш, Данила Козловский, Григорий Добрыгин и другие.

В фильме оживают ключевые для российской истории события конца XIX века - церемония коронации императора Николая II в Успенском соборе Московского Кремля. Для этой сцены была выстроена уникальная декорация, с предельной точностью воссоздающая внутреннее убранство храма, а также трагедия на Ходынском поле. Для ее съемок привлекли более двух тысяч актеров массовых сцен. На фоне событий отечественной истории картина рассказывает об отношениях наследника престола - будущего императора Николая II и балерины Матильды Кшесинской.

Сюжет фильма вызвал скандал еще до выхода на широкий экран. Депутат Госдумы Наталья Поклонская добивается, чтобы лента не вышла в прокат, так как, по ее мнению, он оскорбляет память царя Николая II и чувства верующих. Режиссер называет недопустимыми попытки Поклонской повлиять на творческий процесс и прокатную судьбу фильма.

Ранее депутаты Госдумы Оксана Пушкина и Ирина Роднина обратились к главе ФСБ Александру Бортникову, а также к главе МВД Владимиру Колокольцеву с запросом о проверке незарегистрированного религиозного объединения "Христианское государство - Святая Русь" в связи с угрозами Учителю и кампанией против фильма. Депутаты напомнили о поджоге здания киностудии "Лендок" в Санкт-Петербурге, где находится мастерская Учителя, поджоге кинотеатра "Космос" в Екатеринбурге и двух автомобилей около офиса коллегии адвокатов "Пен энд Пейпер", которая занимается защитой режиссера. Кроме того, объединенная сеть "Синема парк" и "Формула кино" ранее объявляла о своем решении не показывать "Матильду" из-за соображений безопасности, позже все же было принято решение вернуть фильм в репертуар кинотеатров сети.

Премьера без артистов

По словам Учителя, западные актеры, которые снимались в фильме, боятся ехать на российскую премьеру картины, поэтому большинство исполнителей ролей в фильме будут участвовать в петербургском показе дистанционно.

"В связи с теми событиями, которые происходили с нашим фильмом, и теми атаками - даже физического плана, когда зажигали машины, бросали бутылки с зажигательной смесью... Несмотря на то, что те люди арестованы, все равно у артистов есть боязнь. Немецкий актер Ларс Айдингер, исполняющий роль царевича Николая Александровича, даже открытое письмо опубликовал в немецкой прессе. Они все боятся приезжать: и он, и Михалина Ольшанская, снявшаяся в роли Матильды, и Луиза Вольфрам, которая играет Александру Федоровну", - рассказал Учитель ТАСС.

"Я специально летал в Гамбург и пытался их уговорить, но действительно они боятся за свою жизнь. И семьи не пускают их. Поэтому, к сожалению огромному, они не приедут", - сообщил режиссер.

При этом он рассказал, что исполнители главных ролей планируют участвовать в зарубежных показах. 27 октября начнется показ "Матильды" в Германии. Создатели фильма проедут с ним по четырем крупнейшим городам Германии.

Многие российские и иностранные деятели культуры высказывались в поддержку создателей фильма, а учащиеся российских балетных школ - Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой и Пермского государственного хореографического училища - записали видеоролики, посвященные фильму. В своих видео будущие балерины повторили 32 фуэте - движения классического танца, которое впервые из российских артисток выполнила Матильда Кшесинская. Знаменитая балерина сама была выпускницей Императорского театрального училища, которое теперь называется Вагановским.

Думается, после премьеры «Матильды» у депутата Натальи Поклонской значительно прибавится сторонников. И не по политическим, а по эстетическим причинам Кадр из фильма

«Матильда» в Мариинском: За чей счет банкет?

Вся петербургская знать соберется сегодня вечером на премьерный показ заурядного, но очень распиаренного фильма

23.10.17 элита

В истории с «Матильдой» настал кульминационный день. Сегодня в 19.00 состоится главный премьерный показ фильма в Санкт-Петербурге. Он пройдет на Второй сцене Мариинского театра. На помпезное торжество приглашена вся петербургская знать - чиновники, бизнесмены, деятели культуры. Общее количество гостей - больше 1000 человек. Даже знаменитые новогодние губернаторские приемы начала 2000-х не собирали столько «випов». Но за чей счет будет этот банкет?

Бюджет вечера, равно как и персональный состав его участников, строго засекречены. Неизвестно, будет ли губернатор Георгий Полтавченко. Смольный официально не сообщал о его планах на вечер понедельника. Но в последнее время Георгий Сергеевич частенько подмигивает «демократам» - дескать, я свой (интервью «Новой газете» - очень наглядный пример ; некоторые даже восприняли его как попытку присягнуть на верность сторонникам прозападного курса), так что его появление на премьере скандального фильма очень и очень вероятно.

Недополученный Мариинским театром доход (из-за того, что в этот вечер Вторая сцена будет отдана не под спектакль) можно подсчитать лишь приблизительно. С учетом средней стоимости билетов и количества мест это около 5 миллионов рублей. Впрочем, часть суммы, возможно, будет компенсирована. Хотя на официальном сайте театра билеты на премьерный показ не продаются, на других сайтах предлагаются места в бенуаре по сумасшедшей цене - 10 тысяч рублей. Напомним, «Матильда» - не опера и не балет, это - кино. Занимается продажей билетов сама Мариинка, или же это дело рук спекулянтов - неясно. Второе более вероятно.

Главными героями вечера станут режиссер Алексей Учитель и его адвокат Константин Добрынин - бывший сенатор, прославившийся в свое время словами о возможной легализации однополых браков . Еще заявлена Ингеборга Дапкунайте - она сыграла в фильме императрицу Марию Федоровну. Больше никого не будет. Исполнители главных ролей - полька Михалина Ольшанска (Матильда) и немец Ларс Айдингер (Николай II) - приехать в Петербург отказались. Учитель уверяет, что они перепуганы. «Я специально летал в Гамбург и пытался уговорить Айдингера, но он действительно боится за свою жизнь», - сообщил режиссер в интервью ТАСС.

Вероятно, отсутствие зарубежных звезд будет подано на вечере в Мариинке как лишнее свидетельство «дикости России» - и сам Учитель, и особенно его адвокат в этом за последние месяцы поднаторели. В любом случае, без политики сегодня вечером точно не обойдется.

Непонятно, будет ли Гергиев. Это очень важный вопрос, потому что по его присутствию или отсутствию можно будет с той или иной долей определенности судить, как на самом деле относится к «Матильде» высшее руководство страны. Валерий Абисалович сейчас в Германии, Мюнхенский филармонический оркестр под его руководством дает концерты каждый день с 19 по 25 октября. Но как раз на вечер 23-го концерт вроде бы не запланирован, так что теоретически Гергиев может на несколько часов прилететь в Петербург.

Для Учителя его появление на премьере крайне важно. Худрук Мариинского театра одновременно является музыкальным руководителем «Матильды». Гергиев предоставил для съемок фильма историческую сцену Мариинки, оркестр под его управлением участвовал в записи саундтрека. Ну и наконец, сама премьера проходит в стенах прославленного театра - пусть и на Второй сцене.

С другой стороны, Мариинский театр представлен в фильме (если без обиняков) как бордель, где высокопоставленные особы выбирают себе девочек-балерин по фотографиям. В самом начале звучит фраза: «Мы лучше, чем публичный дом, - мы получаем казенные субсидии». Это говорит герой Евгения Миронова, объясняя балеринам, куда они попали. Как Гергиеву такое понравится?

Петербургская премьера «Матильды» пройдет на фоне незатихающей дискуссии о фильме. Правда, перед самой премьерой она обрела невыгодный для Учителя дискурс. До этого главным выразителем позиции противников картины считается депутат Наталья Поклонская. Но накануне свое мнение четко сформулировала и Русская православная церковь.

Сначала высказались два наиболее влиятельных иерарха. Отец Тихон (Шевкунов), ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре, категорически отказался стать консультантом фильма, о чем его просил - уже по окончании съемок - Учитель. А митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) охарактеризовал фильм как «апофеоз пошлости», приведя в качестве примера эпизод, в котором у балерины Матильды Ксешинской во время сценического выступления срывается бюстгальтер и обнажается грудь, а «наследник, сидя в царской ложе, сразу же возбужденно привстает с кресла».

А 12 октября впервые публично высказался о «Матильде» патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

«Обращаясь к страницам прошлого, очень важно избегать домыслов, особенно тех, которые не просто являются фальшивкой, но еще и способны ранить огромное количество людей, как это произошло с еще не вышедшим на экраны, но уже ставшим печально известным фильмом», - сказал предстоятель Русской православной церкви.

«Художник имеет право на художественный вымысел, - продолжил он. - Но художественный вымысел и ложь - это разные вещи».

Позицию церкви как наиболее влиятельного общественного института не учитывать невозможно, и Алексей Ефимович это, разумеется, понимает.

Впрочем, вовсе не вольности в интерпретации исторической правды станут тем камнем, на котором споткнется режиссер «Матильды». Его поджидает другая проблема. Распиаренную картину многие ждут как главное событие в отечественном кино за последние двадцать лет. «Демократическая» публика заранее окрестила фильм шедевром. Сам факт премьеры в Мариинском театре чего стоит! Градус ожиданий зашкаливает.

Но судя по отзывам тех немногих, кто уже видел картину целиком, «Матильда» - вовсе не шедевр. Ее называют «проходной», «картонной», «никакой».

Интересно мнение министра культуры Владимира Мединского, который, как известно, всеми силами защищал Учителя и его творение. «Вся эта кампания разгорелась вокруг рядового кино», - заявил он на днях.

«От диалогов в фильме хочется задохнуться, - пишет в своей разгромной рецензии кинокритик Денис Корсаков. - Двоюродный брат будущего императора, Андрей, тихо влюблен в Матильду. Николай его спрашивает: «Какой подарок ты ей приготовил - браслет или серьги?» - «Жизнь! А то можно прожить ее и так и не понять, кто ты». «Я тоже хочу узнать, кто я!» - торжественно отвечает Николай и отправляется, значит, с этой целью предаваться любви с Матильдой. Но потом ему наставительно говорят: «Ты имеешь право на всё. Кроме любви!» Ох, даже Алле Пугачевой, исполнительнице всем знакомой песенки про королей, в этот момент захочется удавиться. Но там практически всё так. <…> Там всё вранье. Ни малейшего доверия ни к одной сцене, ни к одному персонажу, ничего реального - просто возможность сделать эффектные кадры. <…> «Матильда» полна ослепительной фальши».

В других рецензиях «шедевр» Учителя называют «костюмированной сказкой», «мелодрамой уровня сериалов канала «Россия», сравнивают с «Семейкой Адамс».

«Матильда смотрит с роковым прищуром, говорит банальности вроде «Вы меня не забудете никогда», препирается с соперницей Александрой Федоровной в базарном стиле, - пишет журналист «КП» Дарья Завгородняя. - Хочется переодеть героинь в костюмы женщин попроще. Скажем, Нади и Раисы Захаровны из картины «Любовь и голуби». Низкий социальный статус, может, оживил бы этих мертвых царевен. Александра Федоровна проорала бы «Деревня!», а Матильда Феликсовна бы вцепилась ей в куафюру».

«Большая часть фильма напоминает то ли трейлер к многосерийному телевизионному шоу благодаря довольно хаотичному и презирающему все законы монтажу, то ли клип на песни Ирины Аллегровой про шальную императрицу и младшего лейтенанта», - выносит приговор кинообозреватель «Независимой газеты» Наталья Григорьева.

Как отреагирует на эту феерию петербургская знать, которая соберется сегодня в Мариинском театре, предсказать несложно: она будет натужно улыбаться и натужно аплодировать. Может, кому-то и понравится, но все-таки Петербург - пока еще хоть чуть-чуть, но культурная столица, и чувство вкуса у большинства утрачено не до конца. Стресс от увиденного гости снимут на банкете - поедят, выпьют, расслабятся.

Ну а рядовому-то зрителю что делать? «Матильда», которую якобы отказывались крутить в кинотеатрах, 26 октября выходит в массовый прокат. Ее будут демонстрировать в каждом петербургском мультиплексе с беспрецедентной частотой - по 8 - 12 сеансов в день. Сложно даже представить, сколько «стрессов» будет снято после этих сеансов и сколько сторонников у госпожи Поклонской появится уже к концу недели.

Виктор ИВАНЦОВ,

интернет-журнал «Интересант»

24.10.17 элита

На Второй сцене Мариинского театра вечером 23 октября прошла премьера фильма, о котором все говорили целый год. Вернее, показ «Матильды» Алексея Учителя обещал быть пафосным, ожидалась «вся петербургская знать», но в реальности места в зале заняли «випы» средней и мелкой величины. Оно, вероятно, и к лучшему: фильм оказался дутым пузырем. Посмотреть пародию на российскую историю собралась пародия на петербургскую знать.

На входе в Мариинку-2 к семи часам вечера столпилась уйма народу - как писал «Интересант» , на церемонию были приглашены больше 1000 человек: важные господа и дамы в каменьях, оставившие верхнюю одежду в припаркованных авто, дрожали от холода перед металлоискателями, через которые фильтровали гостей секьюрити.

В качестве компенсации в холле гостям была предоставлена возможность согреться бесплатным спиртным. А вот закуску надо было покупать уже на свои. Забегая вперед, скажем, что настоящее гастрономическое раздолье наступило позже - но только для избранных, допущенных к банкету после показа фильма.

Кстати, среди гостей был большой спец по части еды - петербургский ресторатор Леонид Гарбар (Stroganoff Steak House, «Русская рюмочная № 1»). Еще мы заметили мультипликатора, лауреата американской премии «Оскар» Константина Бронзита и артиста Андрея Урганта, отца известного телеведущего Ивана Урганта, который сейчас является рекламным лицом «Тинькофф-банка». Был и сам Олег Тиньков, правда, с журналистами он общаться почему-то не возжелал - вероятно, опасаясь вопросов о своем конфликте с целым рядом топ-блогеров. Пришел Друзь, что неудивительно, - он ходит на все подобные тусовки. Как и бывший пиарщик «Мегафона», приколист-матерщинник Александр Цыпкин, называющий себя писателем. В толпе мы также разглядели гендиректора продюсерского центра RusGroup Дмитрия Лютого, бывшего мужа Аллочки Довлатовой, если кто такую сейчас помнит. Колоритный «лицедей» Анвар Либабов с удовольствием позировал фотографам на фоне огромного баннера с надписью «Матильда». Радостно улыбался адвокат Учителя, бывший сенатор Константин Добрынин. Немножко белой вороной в такой компании смотрелся уважаемый балетмейстер Борис Эйфман.

Представители власти или не пришли, или успешно спрятались от глаз журналистов. Точно были: депутат Госдумы от Петербурга Елена Драпеко и депутат ЗакСа, председатель комиссии по образованию, культуре и науке Максим Резник. Коллеги увидели среди «випов» Алексея Кудрина, но может, они его с кем-то перепутали. С Ургантом, например.

За Смольный отдувались вице-губернаторы Александр Говорунов и Владимир Кириллов: губернатор Полтавченко не почтил вечер своим присутствием, хотя в титрах фильма ему адресованы слова благодарности.

Алексей Учитель с сожалением отметил, что Валерию Гергиеву не позволил быть на премьере гастрольный график. «Интересант» писал , что присутствие или отсутствие Гергиева можно считать определенным знаком того, как на самом деле относится к «Матильде» высшее руководство страны, к которому Валерий Абисалович весьма близок.

Съемки в Ирландии отвлекли от продвижения «Матильды» и одну из звезд картины, Данилу Козловского, который, впрочем, записал приветственный ролик для зрителей.

«Я рад, что в стране возобладал здравый смысл», - с удовлетворением отметил перед началом показа Учитель, намекая на треволнения, которыми сопровождалась подготовка ленты к прокату. Но, видимо, в этом оказались не уверены исполнители главных ролей Ларс Айдингер и Михалина Ольшанска, которые, как сообщил со сцены режиссер, побоялись приехать на премьеру из-за угроз. Они последовали примеру Козловского - обошлись видеопосланиями. «Мое сердце разрывается из-за того, что я не с вами», - поделился горем Айдингер, чье спорное кинематографическое прошлое вытащила на белый свет тщетно пытавшаяся запретить картину Наталья Поклонская.

Кстати, Поклонская абсолютно напрасно отказывалась посмотреть «Матильду». Иначе, вероятно, пожалела бы свои силы, положенные на алтарь дома Романовых. Защищать императора было не от чего. И дело не в идеологии и не в религии. Картина про высочайшую интрижку, которая то ли была, то ли нет, оказалась, на наш взгляд, настолько пустой, нелепой и беспомощной, что как ее ни хули - всё равно получится комплимент. Просто диву даешься, как у известного режиссера вышло такое слабое кино. Подтасовка исторических фактов (чего стоит одно крушение императорского поезда, состоявшееся на самом деле за два года до начала общения цесаревича Николая и Матильды) дополняется сценарными прорехами (только в финальной для героя Козловского, офицера Воронцова, сцены мы из его скороговорки узнаем, отчего тот так страстно преследовал Кшесинскую) и прорехами в логике, простительными для отечественного телесериального ширпотреба, но никак не для произведения именитого мастера, коим Учитель, несомненно, является.

А чего стоит актерская игра - вернее, ее отсутствие. Смотришь и понимаешь, что для «крупного европейского актера» Ларса Айдингера и Михалины Ольшанской с их глицериновыми страстями решение не приезжать на премьеру было абсолютно верным. Но в картине непонятно чем занимались и тот же Данила Козловский, и Григорий Добрыгин, и Евгений Миронов, и Сергей Гармаш - его Александр III выглядит просто клиническим идиотом, сентиментально обращаясь по поводу цесаревича к сомнительной балетной финтифлюшке: «Береги его». Верхом разочарования стала работа Ингеборги Дапкунайте (она присутствовала на премьере). Невозможно отделаться от ощущения, что этой актрисе всё равно, кого играть, - императрицу Марию Федоровну в «Матильде», императрицу Александру Федоровну в сериале «Григорий Р.» или российского посла в норвежском сериале «Оккупированные» (он рассказывает о… вторжении Российской армии в Норвегию). Какие бы краски не искала Дапкунайте, в итоге везде получается валютная проститутка Кисуля из «Интердевочки» - лекала-то одинаковые.

В общем, «Матильда» производит впечатление грандиозного фальшака. Профессионализм и правдивость имеют к фильму столько же отношения, сколько сама Кшесинская ко Второй сцене Мариинского театра, где нам продемонстрировали это безобразие. Всё бы ничего, мы видали фильмы и хуже. Но нездоровые страсти, которые возникли в обществе из-за картины Учителя, будут кипеть еще долго. С другой стороны, «Матильде» достался отличный промоушн. Практически задаром - особенно если вспомнить о бюджете картины в 25 миллионов долларов, значительную часть которого составили государственные средства. И в этой связи очень жаль самого Учителя - если народ, поддавшись шумихе, вдруг и впрямь валом повалит на «Матильду», а потом с середины сеанса валом повалит из зала, то этот фильм может стать фатальным для его режиссерской карьеры.