Музей в Альта: Наскальная живопись. Сцены из повседневной жизни и сцены обрядов

Наскальные рисунки в Альте*

Rock Art of Alta**

Всемирное наследие ЮНЕСКО

Петроглифы заполнены красной охрой, что делает их более видимыми.

1985 (9 сессия)

Координаты: 69°56?49 с. ш. 23°11?16 в. д. / 69.94694° с. ш. 23.18778° в. д. / 69.94694; 23.18778 (G) (O)

* Название в официальном рус. списке** Название в официальном англ. списке*** Регион по классификации ЮНЕСКО

Алта на карте Норвегии

Наскальные рисунки в Альте, или петроглифы в Альте - часть археологического музея в городе Альта (в другом написании - Алта) в фюльке Финнмарк на севере Норвегии.

С момента обнаружения первых петрографов, которые были открыты в 1972 году, более чем 5000 наскальных рисунков были найдены на нескольких участках вокруг Альты. В местечке Jiepmaluokta, который находится примерно в четырёх километрах от Альты, находится около 3000 различных рисунков. Сейчас это место превращено в музей под открытым небом. 3 декабря 1985 года петроглифы в Альте были занесены в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Это единственный в Норвегии памятник доисторического периода, занесённый в список Всемирного наследия.

В целом в Норвегии известно несколько десятков памятников с петроглифами каменного века, в том числе в Мёллерстуфоссене, Теннесе и ряд других.

Самые ранние петроглифы в районе Альты датируются примерно 4200 г. до н. э., а самые поздние - примерно 500 г. до н. э., хотя некоторые исследователи считают, что наскальные рисунки появлялись здесь вплоть до 500 года н. э. Широкое разнообразие изображений говорит о культуре охотников-собирателей, которые умели управлять стадами оленей, строить лодки и заниматься рыболовством, а также практиковали шаманские обряды. Не так много известно о культуре, которая произвела эти рисунки, хотя предполагают, что люди, сделавшие эти рисунки, были потомками культуры Комса. Некоторые исследователи также убеждены в том, что саамы являются потомками этих древних резчиков по камню.

Культурный и исторический фон

В то время, когда рисунки были созданы, северная часть Норвегии была населена охотниками-собирателями, которые считались потомками культуры Комса, археологической культуры охотников и собирателей эпохи позднего палеолита и раннего мезолита, которые распространились вдоль норвежского побережья, занимая территории, которые освобождались отступающими ледниками в конце ледникового периода, примерно 8000 до н. э. По наскальным рисункам Альты, которые создавались на протяжении почти 5000 лет, можно проследить множество культурных изменений, в том числе изобретение металлических инструментов, а также достижения в таких областях, как судостроительство и усовершенствование методов рыбной ловли. Наскальные рисунки, особенно, самого раннего периода, показывают большое сходство с петрографами из северо-западной части России. Таким образом, можно сделать вывод о возможном контакте между параллельно развивавшимися культурами на обширных пространствах крайнего Севера Европы.

Взаимосвязь культуры, создавшей наскальные рисунки Альты, и культурами Комса и саамов не до конца ясна. Так, например, известно, что экономика Комса базировалась исключительно на охоте на тюленей, однако, ни одного изображения тюленя в окрестностях Альты не найдено. Вместе с тем, поскольку обе культуры сосуществовали практически в одном и том же географическом районе на протяжении почти двух тысяч лет, в той или иной форме контакты между культурами являются весьма вероятными. Связь с саамской культурой представляется тем более вероятной, что многие традиционные декоративные элементы на саамских орудиях труда и музыкальных инструментах имеют существенно сходство с некоторыми наскальными рисунками из Альты.

Петроглифы в Альте были созданы с использованием зубила из кварцита и молота из более твёрдых пород. Возможные образцы долота были обнаружены на всей территории вокруг Альты, и выставляются в музее Альты. По-видимому, каменное долото использовалось здесь даже после изобретения металлических инструментов.

Из-за эффекта поднятия поверхности после отступления ледника вся Скандинавия поднималась над уровнем моря, после конца ледникового периода. Хотя этот эффект по-прежнему заметен и сегодня (рост происходит со скоростью около 1 см в год), он, как полагают, раньше шёл гораздо более быстрыми темпами. Возможно, в те времена, когда петроглифы Альты были созданы, этот подъем земной коры был заметен в течение жизни одного поколения. Считается, что большинство из петроглифов были изначально расположены непосредственно на береговой линии и постепенно переместились на несколько десятков метров от моря из-за поднятия уровня суши.

Открытие и реставрация

Слева здание музея. Петроглифы находятся вдоль тропы от музея к пляжу.

Первые рисунки были обнаружены осенью 1972 года в районе Jiepmaluokta (на саамском языке название означает «залив тюленей»), около 4 километров от центра города Альта. В течение 1970-х годов многие другие петроглифы были открыты по всей окрестности вокруг Альта. Основная масса петроглифов располагается вокруг Jiepmaluokta (из около 5000 известных рисунков, здесь находятся более 3000). Система деревянных настилов общей протяженностью около 3 километров была построен в Jiepmaluokta во второй половине 1980-х годов, и музей Альта был переведен из центра города в район расположения петроглифов в 1991 году. Несмотря на то, что вокруг Альта существуют другие известные скопления петрографов, Jiepmaluokta остается единственным общедоступным местом.

Большинство скал вокруг Альта заросло мхами и лишайниками. После обнаружения первых петрографов, начали бережно удалять эти наросты со скал и камней, чтобы отыскать новые рисунки, скрытые от глаз человека. Когда обнаруживаются новые петроглифы, их фотографируют и заносят в базу данных. В большинстве случаев никаких специальных мер предосторожности, чтобы сохранить наскальные рисунки видимыми, не предпринимается (помимо запрета на проведение строительных работ на территории). Особый уход за петрографами не является необходимым, поскольку они в целом достаточно глубоко врезаются в поверхность. Только в районах, доступных для туристов, петроглифы заполнены специальной красной охрой для их лучшей визуализации.

Музей Альта

Альта Музей экспонирует находки, связанных с культурой, которая создала петроглифы, а также несколько экспозиций связанных с саамской культурой и историей района Альта во время Второй мировой войны. В 1993 году музей Альты получил почётное звание «Европейский музей года».

Изображения и их интерпретация

Две беременные самки с видимым плодом внутри.

Поскольку не существует никаких письменных источников периода создания петрографов, нет способов узнать какие цели преследовали создатели наскальных рисунков и что стимулировало их создание. Возможно, они использовались в шаманских обрядах, обозначали границы территорий племен, представляют собой запись важнейших событий в истории племени или даже были простейшей формой искусства, то есть служили эстетической цели. Так как отдельные рисунки показывают такие разные образы и были созданы в течение очень длительного периода времени, представляется вероятным, что петроглифы могли бы служить любой из целей, перечисленных выше. Некоторые из наиболее распространенных типов изображений перечислены ниже:

Животные

На скальных рисунках можно найти широкий спектр животных. Среди них преобладает изображение оленей, зачастую они объединены в большие стада, на которые ведется охота. Изображения оленей за забором, по-видимому, указывают на то, что определенный контроль над этими животными существовал с давних времен. Кроме оленей часто можно найти изображения лосей, различных видов птиц и рыб. Беременные животные часто изображались с плодом видимым внутри своей матери.

Петроглифы с изображением заборов, по-видимому, указывают на то, что процесс одомашнивания животных был свойственен и Скандинавии.

Кажется странным, что в соответствии с археологическими находками, от 30 до 95 % рациона питания доисторических людей составляли дары моря, однако сцены рыбной ловли встречаются только в 1 % известных петрографов. Возможные объяснения этого факта в том, что рыбный промысел в прибрежных водах являлся гораздо менее сложным и опасным, чем охота на крупных животных, и поэтому ритуалы обеспечивающие успех не рассматривались рыбаками как необходимые или в том, что животные играли большую роль в культах и имели большее религиозное значение, поэтому и изображались намного чаще.

Медведи

Медведь, по-видимому, играл особую роль в культуре доисторических людей: они занимают важное место на многих наскальных рисунках и часто изображаются не только в качестве животных, на которых ведется охота, но также часто можно найти петроглифы, из которых можно сделать выводы, что медведь был символом поклонения (что представляется весьма вероятным, поскольку культ медведя известен во многих древних культурах северо-запада России, а также в саамской культуре). В то время как пути движения остальных животных и людей горизонтальны, только изображения медведей вертикальны, как бы пересекая треки других животных. Это позволило некоторым исследователям предположить, что медведи, возможно, были в той или иной мере связаны с культом о загробной жизни (или смерти в целом), так как вертикальное направление рисунков медведей, как представляется, указывают на способность медведей пройти между различными слоями мира. Изображения медведей, исчезают к 1700 до н. э., что, возможно, указывают на изменения в религиозных верованиях того времени.

Сцены охоты и рыбалки

Охота на лося. Эта сцена имеет альтернативное истолкование - шаман общается с животными.

Подавляющее большинство сцен, изображающих людей, показывают охотников преследующих свою добычу. Эти сцены традиционно связываются с обрядами подготовки к охоте, хотя современные исследователи склоняются к более сложному объяснения и считают, что изображения различных охотничьих и рыболовных сцен представляют символы отдельных племен, а взаимодействие между ними - это существующие или желаемые межплеменные отношения. Изображения копья или лука со стрелами можно обнаружить с самого раннего периода, что свидетельствует о том, что использование таких инструментов известно с ранних времен. Кроме того, рыбаки часто изображаются использующими удочки, что свидетельствует о том, что метод создания рыболовных крючков и использование наживки был известен этим резчикам по камню.

Особый интерес представляет рисунки лодок: в то время как небольшие рыбацкие лодки появляются с самых ранних петрографов, позже появляются всё более крупные суда, некоторые из которых перевозят до 30 человек и украшены изображениями животных на носовой и кормовой частях, напоминая драккары викингов. Это, наряду с тем фактом, что подобные изображения больших лодок были обнаружены в прибрежных районах на юге Норвегии, по-видимому, указывает на возможность дальних путешествий вдоль побережья на данных лодках.

Сцены из повседневной жизни и сцены обрядов

Особенно трудно судить о смысле наскальных рисунков с изображениями людей; сцены показывающие танцы, приготовление еды или половые взаимоотношения могут также быть изображением соответствующих обрядов. Кроме того, даже если эти рисунки на самом деле изображают эпизоды из повседневной жизни, остается непонятным, почему эти конкретные сцены были высечены в камне. Изображения половой жизни могут быть связаны с обрядом плодородия, сцены, которые показывают приготовления пищи, возможно, были призваны обеспечить изобилие пищи. Некоторые сцены показывают людей с особым социальным статусом, о чём свидетельствует своеобразные головные уборы, а также более заметное расположение носителей этих головных уборов среди своих собратьев. Возможно, это священники, шаманы или правители племени. Если предположение верно, и это действительно правители племени, то эти петроглифы можно трактовать как запись исторических событий, связанных с племенем, таких как приход к власти правителя, его свадьба или установка отношений с другими племенами.

Геометрические символы

Самые загадочные петроглифы - это набор геометрических символов, которые были найдены среди самых старых наскальных рисунков в этом районе. Некоторые из этих объектов имеют округлую форму и окружены по периметру другими объектами, также встречаются сложные структуры, состоящие из вертикальных и горизонтальных линий.

Хотя некоторые из этих объектов могут изображать простейшие орудия труда или схожие объекты (например, скопления вертикальных и горизонтальных линий трактуют как рыболовную сеть), всё же большинство из этих символов остаются необъяснимыми.

Местом, ради которого туристы всего мира стремятся на север Норвегии, является город Альта, что расположен на берегу залива Альта-Фьора в акватории Норвежского моря. Кроме того, что Альту считают городом северного сияния и разнообразных зимних развлечений, город может похвастаться главной своей достопримечательность - музеем археологии под открытым небом.

Народность саами - коренное население этой части страны, предки которых и оставили современникам это историческое свидетельство - наскальные рисунки. Желающих познакомиться с наследием прародителей, ждет увлекательное путешествие в далекие времена и соприкосновение с тайнами доисторических времен. До сих пор между археологами существуют разногласия об истинном возрасте петроглифов, но некоторые исследователи утверждают, что появление самых ранних наскальных рисунков может датироваться до 500 года нашей эры.

Впервые петроглифы удалось обнаружить в семидесятые годы XIX века, что стало главной сенсацией того времени. Галерея петроглифов из пяти тысяч рисунков была обнаружена в четырех километрах от центра города, а затем в течение последующего десятилетия по всей округе Альты открывались все новые и новые галереи. На сегодняшний день в разных местах окрестностей Альты было обнаружено несколько десятков мест с петроглифами.

Музей расположен рядом с самой большой горной грядой севера Европы и доисторическим художникам, как говориться, было, где развернуться. Многое могут рассказать наскальные рисунки. Наши доисторические предки не скупились на выражения своих мыслей в графике. Они оставили нам колоссальное количество информации. Сцены рисунков рассказывают о повседневной жизни людей, об их быте, традициях и культуре.

Поскольку во времена создания наскальных рисунков основным источником пищи были рыба и мясо морских животных, в рисунках они представлены в огромном количестве. Помимо рисунков животных можно рассмотреть сцены с изображениями самих людей. Сцены с людьми представляют охоту, рыбалку, всевозможные ритуалы и танцы. Наряду с какими-либо действиями в рисунках присутствуют предметы быта - лодки, инструменты, разные геометрические фигуры и, что удивительно - числа.

Существует много интерпретаций наскальных рисунков Альты, но их смысл доподлинно не известен. Современным людям остаются только домыслы по поводу изображенных на скалах сцен, но с уверенностью можно сказать, что все рисунки, оставленные нам нашими доисторическими предками, не что иное, как события, происходившие с ними в повседневной жизни и - это сама их жизнь.

 ВУЗ Реферат на тему: "Наскальные рисунки в Альте" Дисциплина Слушатель: Содержание 1. Введение..............................................................................3 2.Первые находки......................................................................3 3. Культура того времени............................................................5 4. Изображения........................................................................ 6 5. Сцены из повседневной жизни и сцены обрядов............................7 6. Сцены охоты и рыбалки........................................................... 8 7. Геометрические символы..........................................................8 8. Животные.............................................................................9 9. Медведи...............................................................................9 10. наследие Юнеско.................................................................10 11. Заключение........................................................................10 12. Список литературы...............................................................11 Введение Петроглифы (от греч. pétros - камень и glyphé - резьба, вырезывание)- древние изображения, высеченные на стенах и потолках пещер, на открытых скальных поверхностях и отдельных камнях (Большая Советская Энциклопедия). Открытие палеолитического искусства, представленного главным образом наскальными рисунками в Западной Европе, в своё время явилось настоящей сенсацией. Тогда в середине XIX века, не знали искусства старше древнеегипетского или кельтского, поэтому предполагалось, что любые предшествующие формы, которые ещё могут быть открыты, будут неизбежно гораздо более примитивными. Нелегко было поверить в то, что в глубине веков - от десяти до тридцати тысяч лет назад - в Европе существовало искусство, достойное восхищения. Рисунки, гравюры, разнообразные статуэтки свидетельствуют о том, что первобытные охотники были не такими примитивными, какими они представлялись ранее. Эти современники мамонтов и шерстистых носорогов поднялись на такой художественный уровень, который оставался недостижимым для последующих поколений людей в течение многих тысячелетий. Оленеводство или загонная охота? Интересно, в подобных петроглифах природные выбоины не являлись ли аналогами ландшафтных провалов, скал, низин, т.е. не были ли такие рисунки картами, планами мест? Первые рисунки были открыты более 120 лет тому назад, но только в начале нашего века они были осмыслены как относящиеся к палеолитической эпохе. Первые находки Север Норвегии. Берег Альта-фьорт. Здесь в 1972 году археологи обнаружили удивительную наскальную галерею. 5000 рисунков на территории в несколько квадратных километров. Самые ранние петроглифы в этом районе датируются около 4200 г. до н. э., а самые поздние - примерно 500 г. до н. э., хотя некоторые исследователи считают, что наскальные рисунки появлялись здесь и до 500 н. э. Первые рисунки были обнаружены в районе Йеммелюфт/Йиебмалуокта (на саамском языке название означает "залив печатей", в 4 километрах от центра города Альта. В этой области наскальные рисунки найдены в семи различных местах, расположенных между 8.5. и 26.5. метрами над уровнем моря. Между фигурами существуют очевидные отличия, как в стиле так и в содержании. Петроглифы явно моложе трещин, почти все они минуют разломы породы. Основная масса петроглифов располагается вокруг местечка Йеммелюфт/Йиебмалуокта (из около 5000 известных рисунков, здесь находятся более 3000). Система деревянных настилов общей протяженностью около 3 километров была построена в Йеммелюфт/Йиебмалуокта во второй половине 1980-х годов, и музей Альта был переведен из центра города в район расположения петроглифов в 1991 году. Несмотря на то, что вокруг Альта существуют другие известные скопления петрографов, Йеммелюфт/Йиебмалуокта остается единственным общедоступным местом. Большинство скал вокруг Альта заросло мхами и лишайниками. После обнаружения первых петрографов, начали бережно удалять эти наросты со скал и камней, чтобы отыскать новые рисунки, скрытые от глаз человека. Когда обнаруживаются новые петроглифы, их фотографируют и заносят в базу данных. Многие наскальные рисунки, расположенные рядом с тропами, покрашены в красно-коричневый цвет, иначе их будет трудно заметить. Данный цвет был выбран, потому что он похож на красный цвет охры, в который окрашены некоторые горные породы Альты и другие места фенноскандии. Возможно, этот цвет изначально использовался в наскальных рисунках. Но что за культура существовала в этих местах в те далекие времена? Ведь о ней ничего не известно. Возможно это предки саамов? Широкое разнообразие изображений говорит о культуре охотников-собирателей, которые умели управлять стадами оленей, строить лодки и заниматься рыболовством, а также практиковали шаманские обряды. Культура того времени Судя по жесту фигуры с дубинкой изображено нечто враждебное:) Возможно этот предмет обшит шкурами? В то время, когда рисунки были созданы, северная часть Норвегии была населена охотниками-собирателями, которые считались потомками культуры Комса: археологической культуры охотников и собирателей эпохи позднего палеолита и раннего мезолита. Они селились вдоль норвежского побережья, занимая территории, которые освобождались отступающими ледниками в конце ледникового периода, примерно 8000 до н. э.. По наскальным рисункам Альты, которые создавались на протяжении почти 5000 лет, можно проследить множество культурных изменений, в том числе изобретение металлических инструментов, а также достижения в таких областях, как судостроительство и усовершенствование методов рыбной ловли. Наскальные рисунки, особенно, самого раннего периода, показывают большое сходство с петрографами из северо-западной части России. Таким образом, можно сделать вывод о возможном контакте между параллельно развивавшимися культурами на обширных пространствах крайнего Севера Европы. Взаимосвязь культуры, создавшей наскальные рисунки Альты, и культурой Комса и Саамов не до конца ясна. Основным промыслом племен являлись тюлени, однако, ни одного изображения тюленя в окрестностях Альты не найдено. Однако, поскольку обе культуры сосуществовали практически в одном и том же географическом районе на протяжении почти двух тысяч лет, в той или иной форме контакты между культурами являются весьма вероятными. Связь с саамской культурой установить легче, поскольку, многие традиционные декоративные элементы на саамских орудиях труда и музыкальных инструментах несут поразительное сходство с некоторыми наскальными рисунками из Альты. Петроглифы в Альте были созданы с использованием зубила из кварцита и молота из более твердых пород. Возможные примеры долота были обнаружены на всей территории вокруг Альты, и выставляются в музее Альты. По видимому, каменное долото использовалось здесь даже после изобретения металлических инструментов. Повышение уровня высоты земли в постгальский период свидетельствуют о том, что они были сделаны рядом с уровнем берега. Во время роста земли мох и растения росли на старых скалах, новые наскальные рисунки делались на пустых поверхностях скал, очищенных морем. Таким образом, более старые наскальные рисунки обычно расположены на большей высоте. Датирование уровня береговой линии показывает, что наскальные рисунки были сделаны приблизительно 6200 - 2500 лет назад. Изображения Горное искусство в Алте было создано охотниками и рыбаками. Изображения показывают часть их верований и ритуалов. Возможно, они также являются частью мифов или историй. На рисунках изображены животные, которые окружали охотников в повседневной жизни: олени, лоси, медведи, волки и т.д. Но также существуют археологические находки, такие как остатки костей от еды, которые показывают, что на рисунках изображены фигуры животных и рыб, которые не так часто встречались охотникам. Например, рыбные кости (треска, сайда, пикша) доминируют среди остатков, но горные фигурки изображают главным образом палтус. В дополнение к животным, на рисунках изображены фигуры людей, лодки, инструменты, различные геометрические фигуры и числа. Также можно найти большие сцены, в которых люди и животные участвуют в различных действиях, таких как охота, лов рыбы, танцы и ритуалы. Многие петроглифы хранят символы и сцены неподдающиеся точной идентификации - символические намеки на повседневность предков саами и некие магические действа? Рисунки могут много рассказать о культурных и национальных феноменах и о доисторическом обществе и его убеждениях. Существует много альтернативных интерпретаций рисунков. Некоторые рисунки могут изображать различных богов и духов, с которыми люди выходили на связь при помощи специальных ритуалов и мифов. Наскальные рисунки могли быть сделаны людьми, которые имели специальный статус, такой как шаманы или глава семейства. Возможно, они делались по особым случаям. Наиболее распространенные типы изображений описаны ниже. Сцены из повседневной жизни и сцены обрядов Особенно трудно судить о смысле наскальных рисунков с изображениями людей; сцены показывающие танцы, приготовление еды или половые взаимоотношения могут также быть изображением соответствующих обрядов. Кроме того, даже если эти рисунки на самом деле изображают эпизоды из повседневной жизни, остается непонятным, почему эти конкретные сцены были высечены в камне. Изображения половой жизни могут быть связаны с обрядом плодородия, сцены, которые показывают приготовления пищи, возможно, были призваны обеспечить изобилие пищи. Некоторые сцены показывают людей с особым социальным статусом, о чём свидетельствует своеобразные головные уборы, а также более заметное расположение носителей этих головных уборов среди своих собратьев. Возможно, это священники, шаманы или правители племени. Если предположение верно, и это действительно правители племени, то эти петроглифы можно трактовать как запись исторических событий связанных с племенем, таких как приход к власти правителя, его свадьба или установка отношений с другими племенами. Сцены охоты и рыбалки Подавляющее большинство сцен, изображающих людей, показывают охотников, преследующих свою добычу. Также существуют сцены, связанные с обрядами подготовки к охоте. Интересный петроглиф с смещенной частью рисунка, судя по картинке это рыбная ловля, часть "лески" немного сместилась вместе с треснувшей породой... Современные исследователи считают, что изображения различных охотничьих и рыболовных сцен представляют символы отдельных племен, а взаимодействие между ними - это существующие или желаемые межплеменные отношения. Изображения копья или лука со стрелами можно обнаружить с самого раннего периода, что свидетельствует о том, что использование таких инструментов известно с ранних времен. Кроме того, рыбаки часто изображаются использующими удочки, что свидетельствует о том, что метод создания рыболовных крючков и использование наживки был известен этим резчикам по камню. Особый интерес представляет рисунки лодок: в то время как небольшие рыбацкие лодки появляются с самых ранних петрографах, позже появляются всё более крупные суда, некоторые из которых перевозят до 30 человек. Они украшены изображениями животных на носовой и кормовой частях, напоминая драккары викингов. Геометрические символы Самые загадочные петроглифы - это набор геометрических символов, которые были найдены среди самых старых наскальных рисунков в этом районе. Некоторые из этих объектов имеют округлую форму и окружены по периметру другими объектами, так же встречаются сложные структуры состоящие из вертикальных и горизонтальных линий. Хотя некоторые из этих объектов могут изображать простейшие орудия труда или схожие объекты (например, скопления вертикальных и горизонтальных линий трактуют как рыболовную сеть), все же большинство из этих символов остаются необъяснимыми. Животные На скальных рисунках можно найти широкий спектр животных. Обычно изображаются олени, зачастую они объединены в большие стада, на которые ведется охота. Изображения оленей за забором, по-видимому, указывают на то, что определенный контроль над этими животными существовал с давних времен. Кроме оленей часто можно найти изображения лосей, различных видов птиц и рыб. Беременные животные часто изображались с плодом видимым внутри своей матери. Контур Кажется странным, что в соответствии с археологическими находками, от 30 до 95 % рациона питания доисторических людей составляли дары моря, однако сцены рыбной ловли встречаются только в 1 % известных петрографов. Возможные объяснения этого факта в том, что рыбный промысел в прибрежных водах являлся гораздо менее сложным и опасным, чем охота на крупных животных. Животные играли большую роль в культах и имели большее религиозное значение, поэтому и изображались намного чаще. Медведи Медведь, по-видимому, играл особую роль в культуре доисторических людей: он занимает важное место на многих наскальных рисунках и часто изображаются не только в качестве животного, на которого ведется охота, но и в качестве символа поклонения (что представляется весьма вероятным, поскольку культ медведя известен во многих древних культурах северо-запада России, а также в саамской культуре). В то время как пути движения остальных животных и людей горизонтальны, только изображения медведей вертикальны, как бы пересекая тропы других животных. Это позволило некоторым исследователям предположить, что медведи, возможно, были в той или иной мере связаны с культом о загробной жизни (или смерти в целом), так как вертикальное направление рисунков медведей, как представляется, указывают на способность этих животных пройти между различными слоями мира. Изображения медведей, исчезают к 1700 до н. э., что, возможно, указывают на изменения в религиозных верованиях того времени. Наследие Юнеско Наскальные рисунки в Альте в декабре 1985 были включены в Мировой Список Наследия Юнеско. Этот список содержит памятники, которым Юнеско присваивает национальное и международное значение. Наскальные рисунки Альты - единственный доисторический памятник из четырех Норвежских, включенный в этот список. Заключение Наскальные изображения сыграли важную роль в истории и культуре древней цивилизации. Воображение человека воплотилось в новой форме бытия - художественной. Закрепляя в зримых образах свой жизненный опыт и мироощущение, люди углубляли и расширяли представления о действительности, обогащали свой духовный мир. Научившись создавать изображения (скульптурные, графические, живописные), люди приобрели некоторую власть над временем. Искусство отразило первые представления человека об окружающем мире, благодаря ему сохранялись и передавались знания и навыки, происходило общение людей друг с другом. Обращение людей к новому для них виду деятельности - искусству - одно из величайших событий в истории человечества. Список литературы 1. Большая Советская Энциклопедия 2. Журнал "Север", февраль 1999 3. Скандинавия, Вокруг света, А. Д. Рапопорт, 2006 4. Норвегия. Иллюстрированный путеводитель, АСТ, С. Эвенсбергет,2007 1

Наскальные рисунки в Альте, или петроглифы в Альте — часть археологического музея в городе Альта (в другом написании — Алта) в фюльке Финнмарк на севере Норвегии.

Наскальные рисунки в Альте, или петроглифы в Альте — часть археологического музея в городе Альта (в другом написании — Алта) в фюльке Финнмарк на севере Норвегии.

С момента обнаружения первых петроглифов, которые были открыты в 1972 году, более чем 5000 наскальных рисунков были найдены на нескольких участках вокруг Альты. В местечке Jiepmaluokta, который находится примерно в четырёх километрах от Альты, находится около 3000 различных рисунков. Сейчас это место превращено в музей под открытым небом. 3 декабря 1985 года петроглифы в Альте были занесены в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Это единственный в Норвегии памятник доисторического периода, занесённый в список Всемирного наследия.

Самые ранние петроглифы в районе Альты датируются примерно 4200 г. до н. э., а самые поздние — примерно 500 г. до н. э., хотя некоторые исследователи считают, что наскальные рисунки появлялись здесь вплоть до 500 года н. э. Широкое разнообразие изображений говорит о культуре охотников-собирателей, которые умели управлять стадами оленей, строить лодки и заниматься рыболовством, а также практиковали шаманские обряды. Не так много известно о культуре, которая произвела эти рисунки, хотя предполагают, что люди, сделавшие эти рисунки, были потомками культуры Комса. Некоторые исследователи также убеждены в том, что саамы являются потомками этих древних резчиков по камню.

: Есть такая организация «Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры». В части культурного направления у этой организации есть программа «Культурное наследие». В списке из почти тысячи объектов, находящихся на нашей планете, один находится в маленьком городке Альта, что на севере Норвегии. Что же такого культурного и ценного для всего человечества нашли учёные мужи из в заполярных широтах?

Когда-то давным-давно (6 тысяч лет назад) древние человеки северных земель занимались своими делами: ловили себе еду, и точили оружие, чтобы эту еду себе поймать. В любой общине найдутся люди культуры, которым непременно надо зафиксировать и передать следующим поколениям свой трудный быт и веселый досуг. Кто-то слагает легенды, кто-то музицирует на свободную тему, кто-то берет в руки кисть и ваяет победные полотнища.

Это сейчас есть цифровой фотоаппарат. Нажал кнопку и готов привет потомкам. А как передать привет из прошлого человеку с шкурой убитого и съеденного им моржа вокруг талии? И выход был найден! На гладких, как блюдца китайского фарфора гранитных плитах, древние художники летописцы высекали кварцевыми писалами свои послания далёким потомкам во времени.

Петроглифы – так называют каменную писанину, изготовленную и нанесенную на основу вплоть до Нового времени. Попробуем разобраться в творениях древних резчиков по камню.

При разглядывании этого рисунка у меня возникли стойкие ассоциации с произведением Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». В нём автор с первых строк показывал всем свой рисунок «Удав, проглотивший слона». Древний предок викингов и саамов читал это произведение и в ответ изобразил в камне «Оленя-каннибала, сожравшего своего мелкого сородича».

3. Также мы видим, что древние животные могли собираться, подобно китайским акробатам в цирке, в живые пирамиды

4. Очередь на водопой

5. Если приглядеться к следующему рисунку, можно рассмотреть кенгуру, рыбку и писающего мальчика

6. Художник древности показывает, что они ткали ковры из шерсти оленей

7. Гусь и человек с зонтиком. Причём хорошо видно, что человек - мужчина.

8. На следующем творении видим, что в давние времена люди играли в футбол. В камне запечетлён момент пробития штрафного. Один из игроков в стенке не прикрыл своё хозяйство и получил мячём в пах. Картинка передаёт боль и страдания футболиста.

9. Для удобства посетителей, в тени деревьев проложены деревянные мостки. Сходить с них не рекомендуется, дабы не наступить случайно на великие творения прошлого.

10. Скудная северная природа. Невысокие ёлки, камни, мхи, лишайники. Воды фьёрда и заснеженные горы вдалеке

11. Вернемся к рисункам. Одинокая лиса. К слову сказать, размеры рисунков позволяют закрыть их пачкой сигарет.

13. Затрудняюсь определить предмет. Похоже на деревянную лошадку-качалку. Или же кровать-качалка с иглами для занятий йогой.