Прибор для настройки муз инструментов. Прибор для настройки музыкальных инструментов

Перед началом концерта музыканты симфонического оркестра настраивают свои инструменты по единственной ноте, играемой гобоистом. Проделав это, музыканты могут быть уверены в возможности достижения гармонии. Однако, когда расстраивается такой инструмент, как рояль, требуется более сложная процедура. Опытные настройщики должны натягивать или ослаблять каждую клавишную струну так, чтобы высота ее тона в точности равнялась высоте тона соответствующего камертона.

Камертон - это тщательно изготовленный инструмент, издающий во время колебаний звук определенной высоты. Например, камертон колеблющийся с частотой 262 герца (единиц измерения частоты), издает звук «до» первой октавы, в то время как камертон с частотой колебаний 440 герц издает звук «ля» этой же октавы, а камертон с частотой 524 герца - снова звук «до», но уже на одну октаву выше. Частоты нот на октаву вверх или вниз кратны. Более высокой ноте соответствует частота колебаний, превышающая ровно в два раза частоту аналогичной, но более низкой ноты. Профессиональный настройщик может сказать вам, когда высота тона рояля в точности соответствует высоте тона камертона. Если эти тона отличаются, их звуковые волны взаимодействуют таким образом, что появляется пульсирующий шум, называющийся биением. Когда этот шум исчезает, клавиша настроена.

Выравнивание тонов

Камертон колеблется с частотой 440 герц, струна расстроенной клавиши «ля» - с частотой 520 герц. В результате взаимодействия различных тонов (третий и четвертый графики) образуется пульсирующая волна. Как только тона выравниваются (нижний график), звук становится устойчивым.

Время настраивать рояль

Пульсирующий шум от двух пересекающихся волн с различной частотой (на рисунке внизу показан в виде волны с переменной амплитудой) сигнализирует о необходимости настройки рояля.

Ответные колебания

Если ударить по одному из двух одинаковых камертонов, второй также начнет звучать. Этот эффект, называющийся ответными колебаниями, характерен и для маятников одинаковой длины (рисунки слева на право №№ 1,2,3). У маятников различной длины (рисунки слева на право №№ 4,5,6) ответные колебания не возникают.

ИЗМЕРИТЕЛЬНАЯ АППАРАТУРА
А. Греков
ПРИБОР ДЛЯ НАСТРОЙКИ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ
Настройка музыкальных инструментов, как извест­но, дело непростое и кропотливое. На это затрачива­ется порой уйма времени. Но ее можно значительно упростить, если использовать специальные электрон­ные приборы. Один из них, разработанный Г. Мар-косовым из Кисловодска, описывается ниже. Он позволяет в бытовых условиях настраивать любой музыкальный инструмент, строй которого выполнен по принципу равномерной темперации, как, например, у фортепиано, баяна, арфы.

Прибор обеспечивает высокую точность настройки, позволяет расширить и сжать интервалы на любом участке диапазона, настроить инструмент «в розлив». Настройка может вестись визуально, а также на слух по унисонно-октавному принципу.

Принцип действия прибора при визуальном методе настройки основан на сравнении высоты образцового полутона с высотой полутона инструмента. Сравнение происходит на электронно-лучевой трубке. При этом используется так называемый метод круговой разверт­ки, широко применяемый в различных областях радио­электроники.

На рис. 1 изображена структурная схема прибора. Он состоит из генератора образцовых полутонов G1, усилителя-ограничителя А1, делителя частоты D1, уси­лителя А2, фазовращателя A3, датчика Е1, усилителя A3 сигнала с датчика, формирователя меток А4 и электронно-лучевой трубки HI.

Переключателем S1 изменяют частоту сигнала, гене­рируемого узлом G1, и коэффициент пересчета делителя D1. Переключателем 52 выбирают октаву, комму­тируя вход усилителя А2 с соответствующими выхода­ми делителя D1. В зависимости от того, каким мето­дом настраивают музыкальный инструмент - визу­альным или слуховым, сигнал через переключатель S3 поступает с датчика на усилитель A3 (визуальная настройка) либо с усилителя А2 на датчик (настройка на слух). Коммутатор S4 позволяет охватить усилитель A3 положительной обратной связью, в цепь которой включен кварцевый резонатор Z1. В этом случае усили­тель отключается от датчика Е1 и превращается в ка­либровочный генератор.

^ Рис. 1. Структурная схема прибора для настройки музыкаль­ных инструментов
При визуальном методе настройки электрические колебания частотой, соответствующей выбранному по­лутону, усиленные узлом А2, поступают на отклоня­ющие пластины электронно-лучевой трубки HI. На ее экране электронный луч будет рисовать окружность или эллипс. Так как частота подаваемого сигнала сравнительно высокая, движение луча незаметно.

Сигнал с датчика, частота которого соответствует высоте звука, усиливается в узле А2. Узел А4 форми­рует из него короткие прямоугольные импульсы - метки, которые подаются на модулятор электронно­лучевой трубки. Эти метки выглядят светящимися точ­ками на окружности (эллипсе).

Если частоты образцового сигнала и сигнала с дат­чика равны, то метки будут неподвижными. В против­ном случае они начнут вращаться в ту или иную сторону. О степени расстройки инструмента можно судить по скорости перемещения меток.

Принципиальная схема генератора образцовых по­лутонов и делителя частоты изображена на рис. 2.

Генератор собран на транзисторе VI. Благодаря глубокой обратной связи по постоянному и перемен­ному току (через резистор R2), высокой добротности катушки Ы, применению слюдяных конденсаторов КСО-Г, обладающих высокой термостабильностью параметров, слабой связи генератора с последующими узлами достигается высокая стабильность генериру­емой частоты. Этому способствует и периодическая коррекция частоты по кварцевому генератору, встроен­ному в прибор. Основная частота, вырабатываемая генератором, - 3520 Гц соответствует полутону ля. При необходимости генерируемую частоту корректи­руют переменным резистором R4. Им же завышают или занижают строй, что необходимо, например, при настройке музыкального инструмента «в розлив».

Для получения еще 11 полутонов переключателем SI изменяют генерируемую частоту и соответствующим образом ее делят, используя делитель, выполненный на D-триггерах Dl.l, D1.2, D2.1, D2.2, D3.1, D3.2. Коэффициент пересчета делителя изменяется в зави­симости от того, какой полутон необходимо полу­чить. В табл. 1 приведены значения частоты генератоpa, коэффициентов пересчета делителя и чистоты сигнала на выходе делителя.

Генератор связан с делителем через буферный уси­литель-ограничитель, выполненный на транзисторе V2, включенном по схеме истокового повторителя.

Подстроечными резисторами RI2 - R14 выравни­вают размер изображения фигуры на осциллографиче-ской трубке на разных октавах. Необходимый «фор­мат» изображения устанавливают переменным рези­стором R15.

Рис. 2. Принципиальная схема генеpaтора образцовых импульсов и делителя частоты
Сдвижка переменного резистора R15 через конден­сатор С17 сигнал поступает на двухкаскадный усили­тель, собранный на транзисторах V3 - V5 (рис.3). Второй каскад выполнен по двухтактной схеме и рабо­тает в режиме АВ2. Контуры, образованные первичной обмоткой трансформатора Т1 и конденсаторами С.19 - C2I, первичной обмоткой трансформатора 72 и конденсаторами С22 - С24, выделяют из напряжения прямоугольной формы первую гармонику.

С выхода усилителя сигнал через фазовращающие цепочки R22C25 и C28R23 подается на отклоняющие пластины электронно-лучевой трубки Ш. С вторичной обмотки трансформатора Т2 низкочастотный неинвертированпый сигнал подается на разъем XI, к которому при настройке инструмента по унисонно-октавному методу подключается датчик.

На транзисторах V6 - V8 собран усилитель сиг­нала, поступающего с датчика (подключают к разъему XI). Транзистор V9 формирует короткие прямоуголь­ные импульсы, длительность которых определяется постоянной времени дифференцирующей цепочки C35R37. Эти импульсы через конденсатор С36 пода­ются на модулятор электронно-лучевой трубки. При этом на ее экране по «орбите» высвечиваются яркие метки.

В приборе нет отдельного кварцевого генератора, используемого при коррекции частоты императора образцовых полутонов. Его функции выполняют два первых каскада усилителя сигнала с датчика. В режиме коррекции каскады на транзисторах V6, V7 охватыва­ются положительной обратной связью, в цепь которой включен кварцевый резонатор Z1. Его собственная резонансная частота должна быть кратна частоте полу­тона ля, так как именно на ней ведется коррекция. В приборе использован кварцевый резонатор на частоту 8800 Гц. Поэтому при коррекции частоты на первой октаве на «орбите» будут высвечиваться 20 ме­ток, на малой октаве - 40.

Для настройки музыкальных инструментов приме­няется два датчика: акустический типа ДЭМ-4 и магни­тоэлектрический. Последний выполнен на базе капсуля ДЭМШ- Im . В обмотке датчика (магнитоэлектрическо­го) при колебании струны вблизи полюсных наконеч­ников возникают электрические колебания, которые и передаются на прибор. Когда настройка ведется мето­дом электромеханического резонанса, наоборот, коле­бания, поступающие из прибора в датчик, возбуждают струну.

Акустический датчик также обратим. Он может использоваться как в качестве излучателя звуковых колебаний, так и микрофона.

Прибор питается от сети переменного тока напря­жением 220 В. Он потребляет мощность около 10 Вт. Все усилители питаются от выпрямителя напряжением 22 В. На транзисторы VI, V2 и микросхемы подается стабилизированное напряжение 9 В. Напряжение пита­ния на анодные цепи электронно-лучевой трубки (700 В) поступает с выпрямителя на диодах V9, V10, собранного по схеме удвоителя напряжения.

Прибор смонтирован в корпусе размерами 215 X 195 X 100 мм.
Таблица 1


Полутон

Частота генератора. Гц

^ Коэффициент пересчета делителей для октавы

Выходная частота, Гц. для октавы

первой

малой

большой

первой

малой

большой

ля диез

3496.5

15

30

60

233,1

116,54

58,27

си

3456,6

14

28

56

246,9

123,47

61.73

ДО

3400,8

13

26

52

261,6

130,8

65.41

до диез

3324,4

12

24

48

277,2

138,6

69.30

ре

3523,9

12

24

48

293.7

146,83

73,42

ре диез

3422,1

11

22

44

311,1

155,6

77.78

ми

3296,0

10

20

40

329,6

164.8

82.41

фа

3492,0

10

20

40

349,2

174,6

87,31

фа диез

3330,0

9

18

36

370,0

185,0

92,50

соль

3528.0

9

18

36

392.0

196.0

98,0

соль диез

3322.4

8

16

32

415.3

207,7

103,83

ля

3520,0

8

16

32

330,0

220.0

110.0


Рис. 3. Принципиальная схема двухкаскадного усилителя
Вместо указанных на схеме элементов можно использовать другие, с идентичными характеристиками. Намоточные данные катушки L1 и трансформаторов приведены в табл. 2. Индуктивность катушки LI - 65 мГ.

При налаживании необходимо очень точно подо­брать частотозадающие элементы в генераторе, так как от этого зависит точность настройки инструмента.

Перед проведением работ прибор необходимо пред­варительно настраивать. После его включения пере­менным резистором R25 («Яркость») получают наименьшую яркость изображения окружности (эллип­са) на экране электронно-лучевой трубки. Переключа­тель SI устанавливают в положение ля диез и перемен­ным резистором R15 («Размер») добиваются наиболь­шего размера окружности. Затем подключают датчик и корректируют прибор. При этом переключатель S4 дол­жен находиться в положении «Коррекция», S1 - ля, S2 - «Первая». Вращая движок переменного резисто­ра R1, добиваются неподвижности меток на экране. После этого переключатель S4 переводят в положение «Работа» и можно приступать к настройке музыкаль­ного инструмента.

В процессе настройки инструмента целесообразно еще один-дна раза повторить коррекцию частоты. Это обеспечит высокую точность настройки.

При настройке фортепиано визуальным методом южно применять как акустический, так и магнитоэлектрический датчик. Если используется акустический датчик, то его размещают слева или справа (безразлич­но) от клавиатуры. Ненастроенные струны заглушают резиновым клипом. Переключателем S4 устанавливают соответствующий полутон. Извлекая звук ударом по клавише, наблюдают за состоянием меток и пооче­редно настраивают струны хора. Если метки, напри­мер, перемещаются против часовой стрелки, то это зна­чит, что высоту струны надо понизить. И наоборот, движение меток по часовой стрелке означает, что высоту настройки струны нужно повысить.

После настройки струн одного хора настраивают струны соседнего и т. д. Настройку целесообразно начинать с басовых струн.

Используя магнитоэлектрический датчик, его рас­полагают так, чтобы полюсные наконечники находи­лись вблизи струн настраиваемого хора. Щипком воз­буждают струну и, наблюдая за метками на экране, настраивают ее.
Таблица 2


^ Обмотка, катушка

Чисто витков

Сечение про(юда ПЭВ-2, мм

Магнитопровод

T1

1 - 2

5000

0,07

Ш14Х14

3 - 4. 4 - 5

400

0,12

Т2

1 - 2, 4 - 5

2000

0.07

11114x14

2 - 3. 3 - 4

500

0,12

6 - 7

200

0,15

1 - 2

2530

0.12

11116x23

3 - 4

253

0.12

T3

5 - 6

3567

0.07

7-8

77

0,15

LI

950 + 200

0.15

СБ6

Частичная настройка отдельных голосов язычковых музыкальных инструментов - баянов, аккордеонов производится с использованием акустического датчи­ка, который размещают вблизи инструмента. Подавая воздух (безразлично каким способом), извлекают звук средней громкости настраиваемого голоса. По харак­теру движения меток определяют знак расстройки. Если они перемещаются по часовой стрелке, то высоту голоса следует поднять, если против - понизить. Для повышения голоса нужно надфилем подпилить кончик языка голосовой планки. Чтобы понизить голос, необ­ходимо подпиливать основание язычка. Настраивая язычковые инструменты, имеющие регистр «с розли­вом», необходимо переключить регистр на унисонное звучание.

Органы, арфы и другие инструменты с равно­мерно-темперированным строем настраивают так же, как фортепиано и баяны, но применяют только акусти­ческий датчик.

Описываемый прибор позволяет настроить и элек­тромузыкальные инструменты. Причем в этом случае можно обойтись и без датчиков: выход электромузы­кального инструмента подключают непосредственно к прибору. Если же предполагается использовать датчик, то подойдет только акустический.

При проверке строя духовых музыкальных инстру­ментов переключатель 52 должен находиться в положе­нии первой или малой октавы, a S1 - в соответствии с выбранным полутоном. Акустический датчик распола­гают в двух-трех метрах от инструмента.

Несколько слов следует сказать и о слуховом методе настройки по унисонному и октавному звуча­нию, хотя он и уступает визуальному. В этом случае переключатель S3 переводят в положение «Звук», и аку­стический датчик начинает выполнять функции гром­коговорителя. Силу звука полутона регулируют пере­менным резистором R15. Включая тот или иной полу­тон, настройщик на слух настраивает инструмент.

ББК 32.84

Рецензент Л. И. Гусев
Л87 Лучшие конструкции 29-й и 30-й выставок творчества радиолюбителей: Сборник/Сост. В. М. Бондаренко, Е. В. Суховерхов. - М.: ДОСААФ, 1984. - 62 с, ил.

15 к.
Помещены статьи о лучших разработках радиолюбителей - участников выставок. Рассказано о спортивной, звукотехнической, радиовещательной и из­мерительной аппаратуре.

Для радиолюбителей, имеющих достаточный опыт и чтении схем, и монтаже и налаживании радиотехнических устройств.
2402020000 - 085 КБ - 26 - 16 - 84 ББК 32.84

Л 072(02)-84 Б3В - 1 - 11 - 84 642.М
Издательство ДОСААФ СССР.1984 г.
OCR Pirat

Настройщик музыкальных инструментов — это специалист по настройке различных видов музыкальных инструментов: рояля, пианино, органа, баяна, аккордеона и т.д. Профессия подходит тем, кого интересует пение, музыка (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Настройщик — боец невидимого фронта, ему не аплодируют на концертах. Но в успешном выступлении музыкантов значительная доля кропотливой и высокопрофессиональной работы настройщика. Без него инструмент не будет звучать красиво, объемно, выразительно!

Особенности профессии

Настройка музыкального инструмента — это не только техническая операция по натягиванию струн, а, можно сказать, искусство, которое заставляет инструмент «запеть». Например, у фортепиано более 80 клавиш, игра на которых при помощи сложной механики заставляет зазвучать более200 струн. И звучание каждой струны настройщик должен уловить и отрегулировать. А в целом этот инструмент имеет 3000 деталей, от взаимодействия узлов которого зависит звучание. Даже самое незначительное отклонение и неточность в настройке — и виртуозная игра музыканта потеряет свою выразительность.

Для грамотной настройки фортепиано, помимо специфичного слуха и чутких рук настройщику требуется комплект из 23 инструментов высокого качества, а также знание систем настройки: кварто-квинтовой и терц-секстовой.

Функциональные обязанности настройщиков зависят от их специализации по инструментам: клавишным, духовым, струнным, щипковым, язычковым и т.д. Общими функциями для всех настройщиков являются:

  • настройка и регулировка музыкальных инструментов;
  • проверка их настройки путем проигрывания и прослушивания отдельных музыкальных произведений;
  • выявление и устранение дефектов, влияющих на точность настройки.

Настройка фортепиано, например, заключается в следующем:

  • выравнивание клавиатуры по линии подъема и опускания клавиш;
  • проверка струнной одежды: раскладки струн по хорам, их направлению, высоте, углу прилегания;
  • проверка правильности навивки и закрепления струн на вирбелях, осмотр состояния всех основных узлов рояля;
  • настройка первой струны звука «ля» первой октавы по камертону 440 Гц;
  • подстройка под первую струну остальных струн хора ноты «ля» в унисон;
  • настройка всех хоров струн в зоне темперации с использованием кварт, квинт, больших терций и больших секст;
  • настройка всех струн инструмента по всему диапазону с проверкой по октавам, терциям, квартам, квинтам, секстам;
  • интонировка инструмента по всему диапазону;
  • техническая работа по выявлению прочих дефектов инструмента и их устранение.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

Востребованность, достойная оплата труда. Ведь настройка фортепиано требуется не менее 4 раз в год. Это связано со сменой времен года, когда меняется влажность, наличие или отсутствие отопления. Кроме того, влияет и проседание всех материалов инструмента.

Минусы

Напряженная, трудоемкая, очень кропотливая и ответственная работа, которая не терпит халатности и непрофессионализма.

Место работы

Консерватории, концертные залы, филармонии, музыкальные школы, театры, фабрики музыкальных инструментов, компании по прокату музыкальных инструментов, реставрационные мастерские, частная практика по настройке домашних музыкальных инструментов.

Важные качества

Личные качества:

  • Специфический музыкальный слух: слух музыканта и слух настройщика — это разные вещи. Слух настоящего мастера-настройщика заключается в способности улавливать малейшие нюансы звучания инструмента. А настройка крайних регистров требует особенно натренированного слуха и навыков.
  • Терпение
  • Сосредоточенность
  • Добросовестность

Профессиональные навыки:

  • владение приемами интонировки и настройки, а также музыкальной грамотой;
  • знание основ акустики, физических характеристик громкости, длительности звучания, тембра звука, законов колебания струн, стандартов высоты тона;
  • навыки монтажных и регулировочных работ;
  • знание технологии изготовления и конструкции музыкальных инструментов, назначения и взаимодействие деталей, способов выполнения цвиковочных работ и настройки музыкальных инструментов.

Где учиться на Настройщика музыкальных инструментов

  • Существуют специальные школы настройщиков фортепиано, с очной и даже заочной формой обучения. Но изначально настройщику необходимо иметь базовое музыкальное образование и опыт игры на каких-либо инструментах.
  • Профессию настройщика музыкальных инструментов можно освоить на фабриках по их производству (специальные курсы), в мастерских по реставрации музыкальных инструментов. Кроме того, в музыкальных учебных заведениях опытные мастера готовят смену из музыкантов, имеющих склонность к этой профессии.
  • Высшим этапом обучения является академия имени Теодора Стейнвея для концертных настройщиков.

Оплата труда

Зарплата на 19.09.2019

Россия 33000—90000 ₽

Зарплата настройщика музыкальных инструментов зависит от места работы, региона проживания и состояния музыкальных инструментов. В Москве — от 40 тыс.руб. В крупных городах России 25-30 тыс. руб. При частной практике зарплата сдельная — в зависимости от количества выполняемых заказов. Например, средняя цена настройки фортепиано — 1500-1800 рублей в Москве и по времени занимает 4 часа. Настройка баяна значительно дороже — около 15 000 рублей и займет не меньше недели. Настройка органа занимает 8 часов времени.

Немаловажный факт: зарплата настройщика во многом зависит от его репутации. Высококлассные мастера передаются «из рук в руки», их советуют друзьям и знакомым. Поэтому их доход стабилен и высок.

Ступеньки карьеры и перспективы

Чтобы стать настоящим профессионалом, нужна длительная практика как минимум 10 лет. Наибольший опыт можно получить на фабрике по производству инструментов. Карьерой настройщика является постоянное повышение мастерства от 4 разряда до 12.

Профессиональный праздник

В декабре 2003 года Министерство труда и социального обеспечения РФ приняло постановление о включении профессии настройщика пианино и роялей в перечень особо важных и ответственных работ.

  1. Музыкальные инструменты — это целый мир, в котором есть своя классификация: тип духовых инструментов, класс деревянных духовых, отряд язычковых, семейство саксофонов, виды — альт, тенор, баритон, бас, контрабас. Какими бы ни были музыкальные инструменты разными по форме, устройству, размерам, все они создавались для одного и того же, чтобы из них можно было извлекать музыкальные звуки.
  2. Вместо таблеток — порция музыки!
  3. Древние врачи считали, что для сохранения здоровья нет лучшего средства, чем правильно подобранная музыка. Современная медицина подтверждает это. Русские ученые В.М.Бехтерев и И.М.Сеченов отмечали огромное влияние музыки на нервную систему, дыхание и кровообращение. Музыка может как повышать артериальное давление, так и понижать его, убыстрять пульс или замедлять.
  4. Немецкие врачи кроме обычного лечения рекомендуют больным музыкотерапию: прослушивание классической музыки — Бетховена, Моцарта, Шопена, Штрауса и др.
  5. Меланхоликов излечивают звуки скрипки.
  6. Флегматикам показана музыка альта.

Звук камертона помогает настраивать музыкальные инструменты, что позволяет правильно на них играть. Можно, конечно, положиться на собственный слух, но надежнее будет перепроверить.

О музыкальных инструментах

Потребность в творчестве появилась у людей очень давно. Так начали появляться и первые музыкальные инструменты. Разумеется, поначалу они были крайне примитивными, но со временем усложнялись. И в какой-то момент оказалось, что для удобства их нужно привести к некоему стандарту, особенно если они имеют разную конструкцию. Так появилась потребность в универсальной точке отсчета. Зная одну ноту, можно выстроить и остальные, но откуда же ее взять? В поисках решения этой проблемы и был изобретен прибор, который иногда тоже относят к музыкальным инструментам. Без него нельзя обойтись, если нужна настройка пианино или рояля, так что замену найти нелегко.

Что такое камертон?

Те, у кого есть дома пианино, иногда вызывают настройщика, чтобы убедиться, что инструмент не фальшивит. И тогда можно увидеть в руках мастера странную изогнутую палочку. На самом деле это приспособление может выглядеть по-разному, но его назначение всегда одно и то же. Камертон - это прибор, издающий ноту "ля" первой октавы. Ориентируясь на этот звук, можно выстроить и все остальные ноты.

У каждого музыкального инструмента есть свои особенности и принцип работы. Есть и факторы, нарушающие правильное функционирование - для медных духовых и струнных это может быть неаккуратное перемещение, резкие перепады температуры и т. д. Поэтому камертон - это незаменимая для каждого музыканта вещь, которая позволяет быстро привести все в порядок. Неудивительно, что он был изобретен, ведь в нем так сильно нуждались. Это дало толчок к развитию идей исполнения одних и тех же произведений большим количеством самых разных музыкальных инструментов, ведь теперь несложно было гармонизировать их звучание.

Кстати, "камертон" - это немецкое слово, хоть оно означает и не совсем то. Оно переводится как "комнатный звук", а музыкальный инструмент, о котором идет речь, в Германии называют Stimmgabel.

История появления и развития

Впервые камертон был изобретен английским придворным музыкантом Джоном Шором. Он был трубачом и, очевидно, хорошо понимал законы физики, в частности акустику. Частота колебаний пластины для ноты "ля" в тот момент составляла 119,9 Герц. Так появился камертон. Фото старых экземпляров очень интересны, потому что сегодня нечасто встретишь такое приспособление в жизни. Он выглядел как двузубая металлическая вилка, которой нужно было ударять обо что-то, чтобы она начала издавать звук.

Со временем облик камертона менялся, появились разновидности с деревянной коробочкой, выполняющей функцию резонатора. Кроме того, постепенно росла частота колебаний прибора. Сегодня для ноты "ля" первой октавы она составляет 440 Герц.

Современные разновидности

Сегодня музыканты могут выбрать из огромного количества камертонов. Они могут быть выполнены в виде металлической вилки, дудочки или свистка. Еще они могут издавать звуки разной высоты, наиболее популярными являются "ля", "ми" и "до". Иногда это даже несколько тонов за раз - такие приборы часто используют гитаристы и скрипачи, поскольку классический строй для каждого из этих инструментов един.

Помимо этого, в последние годы появилось большое количество электронных камертонов, которые называют тюнерами, и приложений и сайтов на эту тему. Так что современному музыканту сложно не суметь настроить свой музыкальный инструмент - всегда будет возможность оттолкнуться от основного тона. Кстати, камертон - это серьезное подспорье для хора, особенно если пение происходит без музыки - "а капелла". Певцы в данном случае ориентируются на звук стандартного тона, но не забывают и о сочетаемости своих голосов.

Для каждой конкретной цели есть свой камертон. Для гитары он может содержать все шесть нот для открытых струн, для скрипки и виолончели - четыре и т. д. Это значительно облегчает процесс настройки. Но как бы он ни выглядел и для чего бы ни был предназначен - в любом случае камертон работает в соответствии с законами физики.

Принцип работы

Вероятно, большинство из школьного курса физики помнит о том, что звуки вызываются колебаниями. И данный случай, разумеется, не исключение. Камертон для гитары, пианино или любого другого инструмента работает по одному принципу - какое-то действие приводит в движение пластину. Она в свою очередь колеблется и издает тон той или иной высоты. Прибор создает гармонические волны, и это значит, что получаемый звук камертона оказывается очень чистым. Кроме того, на него не влияет температура окружающей среды.

Кстати, большая часть камертонов довольно компактны, и этому тоже есть физическая причина. Дело в том, что, чем он больше, тем более низкий звук он издает, даже если остальные параметры одинаковы.

Особые виды

Есть еще одна разновидность камертонов, которую важно не путать с остальными, поскольку они используются в совершенно других случаях. Речь идет про камертон медицинский, который нужен врачам-отоларингологам, ортопедам и неврологам, чтобы изучить особенности проводимости звуков по костям пациента.

Этот прибор также служит для определения реакции на вибрацию. С его помощью можно выявить такие заболевания, как паллистезия или полинейропатия, возникающая, например, при сахарном диабете. Этот прибор назван камертоном не только за похожую наружность, но и, разумеется, за аналогичный принцип работы.

В переносном смысле это слово также употребляется, например, психологами. Они иногда предлагают своим пациентам найти "внутренний камертон", то есть стержень, опору, основу личности.

В симфонических оркестрах, где количество самых разных музыкальных инструментов просто огромно, камертон - это не такой уж и частый гость. Обычно настройка происходит в соответствии с гобоем - на его звук не влияет почти ничто. Однако если в выступлении используется рояль, то сначала его настраивают в соответствии с камертоном, а уже по нему регулируются остальные инструменты. Даже если произойдет какая-то ошибка, весь оркестр будет звучать гармонично, и, возможно, зрители даже не заметят недочета.

Настройка гитары

Этот музыкальный инструмент остается крайне распространенным среди тех, кто не занимается исполнительской деятельностью профессионально. Разумеется, это классическая шестиструнная гитара. Когда она новая или на ней недавно были заменены струны, настраивать ее приходится частенько. Да и позднее, после неаккуратного перемещения и в результате перепадов температуры, может понадобиться коррекция ее звучания.

Если под рукой есть специальный камертон для гитары, задача серьезно упрощается, ведь каждая издаваемая нота соответствует отдельной струне. Но если в распоряжении имеется лишь классическая разновидность, придется немного потрудиться и напрячь свой слух. Звук, издаваемый камертоном, должен соответствовать тону первой струны, зажатой на пятом ладу. Когда это будет достигнуто, можно продолжить. Для этого каждая последующая струна зажимается на пятом ладу настраивается в унисон с предыдущей. Это несложно, но требует определенной практики. Исключение составляет лишь третья, для которой используется третий лад.

Кстати, если в распоряжении гитариста нет камертона, то можно послушать обычные телефонные гудки, они тоже соответствуют ноте "ля". Самостоятельно можно также регулировать струны скрипки, виолончели и подобных им инструментов. Ну а настройка пианино или рояля настолько сложна, что лучше доверить это дело профессионалам.