Красный цвет в мужском гардеробе. Черный цвет в одежде


Почти ни для кого уже не секрет, что цвет, выбираемый человеком, может кое-что сказать о его характере или настроении на данном этапе жизни. Так же с помощью цветовой гаммы в одежде можно определенным образом "посылать сигналы" окружающим, вызывать огонь на себя, привлекать внимание или же, наоборот, закрываться от отрицательной энергетики, делаться более незаметным. Веришь ли ты выводам психологов, согласишься ли с психологической характеристикой, данной ими любителям того или иного цвета?

Синий означает полное спокойствие, довольство, умиротворенность. Как говорят - это цвет верности. Он является предпосылкой умения сопереживать, символом эстетических переживаний и созерцательности. Его особенно любят толстяки, так как он символизирует удовлетворенность и свершение. Он вне времени, и поэтому является символом традиций, непреходящих ценностей, служит для увековечивания прошлого.
Всякий, кто отдает предпочтение синему цвету, нуждается в спокойном и упорядоченном окружении, свободном от беспокойства и огорчений, в котором события развиваются плавно и традиционно, в котором отношения с другими людьми безмятежны и свободны от разногласий. Человек чувствует потребность в доверии к другим, и другие могут доверять ему, Синий цвет в одежде, скорее всего, выберет женщина добрая, мягкая, сопереживающая, умеренная в страстях, обходительная, застенчивая и склонная к рефлексии. При удачном стечении обстоятельств «женщина в синем» станет идеальной матерью и хозяйкой, а также образцовым работником. Спокойствие, уравновешенность, философское отношение к жизни помогут ей преодолеть почти все преграды. Чувственно синий цвет воспринимается как сладость, эмоционально - как чуткость.

Желтый производит впечатление легкости и радости, Выражает несдержанность, рефлективность, лучезарность, нематериальную радость. Освобождает от тяжести забот, проблем, ограничений. Символически соответствует радужному теплу Солнца, духу веселья. Этот цвет - надежда и ожидание большего счастья во всех его бесчисленных формах от секса до каких-то философских и религиозных воззрений. Он всегда направлен в будущее, рвется вперед к новому, современному, развивающемуся. Чувственно желтый воспринимается как пикантность, эмоционально - полная надежд изменчивость. Желтый цвет в своей одежде используют фантазерки и авантюристки. А еще ты не слишком практична и рассудительна, склонна часто менять свои убеждения, но совершенно по этому поводу не напрягаешься. Ведь твоя самооценка в данный момент (пока ты обожаешь желтый цвет) на значительной высоте. Ты умеешь ладить с людьми, обожаешь своих подруг, не прочь посплетничать и помечтать.

Оранжевый цвет выбирают натуры оптимистичные, энергичные, жизнерадостные, стремящиеся к переменам. Веселые вечеринки, общение, флирт, ревность, выяснение отношений, снова веселье и так по кругу. «Апельсиновые» девушки доброжелательны, но ненадежны, ветрены. Хотя при этом честолюбивы и расчетливы.
Если оранжевого цвета в одежде явный переизбыток - это признак тщеславности и стремления выставить всю себя напоказ.

Красный символизирует состояние «расходования энергии». Он выражает жизненную силу, нервную активность, означает всевозможные склонности и устремления получать результаты и добиваться успеха, импульсивность, волю к победе, жадное желание всего того, что может способствовать насыщенности бытия. Красный - цвет любви, страсти, победы, жизненной энергии, активности. Психологи считают этот цвет больше мужским, нежели женским. Так что женщины, выбирающие красный, наделяются «мужскими» качествами: решительностью, волей, вспыльчивостью, общительностью, энергичностью, харизматичностью. Хотя почему эти качества именно мужские? Непонятно. Красный - страстный, кто ж этого не знает?

Зеленый выражает деятельную волю, упорство и целеустремленность, указывает на постоянство воззрений, самосознания и высокую оценку своего «Я». Напряженность зеленого цвета действует подобно плотине, за которой накапливается, не получая разрядки, возбуждение от внешних раздражителей, при этом усиливается чувство гордости за себя, власти над событиями и возможностью ими управлять. Зеленые тона, преобладающие в одежде, говорят о настойчивости, желании самоутвердиться, энергичности. Женщина в зеленом, как правило, педантична, скрытна, временами чересчур критична к окружающим, но иногда может помочь даже в ущерб себе. Чувственно зеленый воспринимается как терпкость, эмоционально - гордость.

Фиолетовый символизирует некоторый мистический союз, в результате которого все мыслимое и желаемое становится реальностью. Это мечта, ставшая явью, магическое состояние души, когда исполняются фантазии.
Человек, предпочитающий его, не только хочет сам очаровывать и восхищать других, но и желает сам находиться в состоянии зачарованности. Им мир кажется волшебным местом. Фиолетовый особенно нравится эмоциональным, чувствительным и легко внушаемым натурам. Почитательницы данного цвета хотят нравиться всем-всем-всем, а если этого не происходит, то реальной жизни они могут сказать: «А мне фиолетово!» и уйти в мир грез и собственных фантазий. «Фиолетовые» девушки - это нежные цветы-фиалки, которые завянут без внимания, заботы и поддержки любимых людей. Они мечтательны и страстны, интуитивны и мистичны. С ними легко и сложно одновременно. Но уж точно не скучно.

Розовый. Ярко-розовый цвет - это цвет маленькой кокетливой девочки-воображули. Не зря же создатели кукол Барби вот уже много лет продают своих подопечных в ярко-розовых коробках, прилагая к ним мебель и «одежку» предпочтительно тех же розовых тонов. Если взрослая женщина делает розовый цвет основным в своем гардеробе, значит, она романтична, оптимистична и самолюбива. Она не слишком ответственна и может переложить свои обязанности на плечи других людей, например, любительниц синего или зеленого. Чувствует себя беззащитной девочкой или хочет казаться таковой. Блондинка в коротком розовом платье - любимый образ многих мужчин. Правда, убедить последних в том, что у этакой девушки есть еще и мозги, нелегко. Стереотипы, однако!

Коричневый. По сути своей - скучнейший цвет, но каковы оттенки! Капучино, песочный, верблюжьей шерсти, темного дерева, молочного шоколада! Теплые, уютные, мягкие вариации на тему коричневого цвета предпочитают женщины спокойные или стремящиеся к спокойствию, хранительницы семейного очага или только об этом очаге мечтающие. Они слегка консервативны, уважительно относятся к старшим, ищут спокойствия и прочности во всем, что их окружает. Если человек ощущает болезнь или физический дискомфорт, этот цвет психологически приобретает для него все большее и большее значение. Часто его предпочитают те, у кого нет своего домашнего очага, стабильного ощущения физической удовлетворенности и безопасности. То есть над человеком довлеет нечто, справиться с которым он не в состоянии, и ему необходимо безопасное окружение. Эмоционально связан с домашним очагом, обществом друзей, семьей, безопасностью.

Серый бесцветен, ни темный, ни светлый, абсолютно лишен каких-либо стимулирующих или психологических тенденций. Человек, отдающий предпочтение этому цвету, хочет от всего отгородиться, оставаться свободным от каких-либо обязательств, ни в чем не принимать участия, укрыться от внешних влияний и стимулов. Участие этого человека в любом деле осуществляется дистанционно - он словно стоит в стороне и наблюдает за своими действиями. Этот цвет явно содержит в себе элемент утаивания. В народе таких людей называют «серыми мышками», «серыми кардиналами». «Серые мышки» снаружи нередко оказываются кипящими вулканами внутри. Для окружающих они создали один образ - спокойный, рассудительный, строгий, и только наедине с собой или самыми близкими людьми могут открыть совсем другой - болезненно самолюбивый и даже сумасбродный. Такие женщины рассудительны, недоверчивы и нерешительны, но если уж увлекаются каким-то делом или человеком, то страстно и на всю жизнь. Человек, который не приемлет серый, не приемлет неучастия во всем происходящем вокруг.

Черный. По поводу этого цвета мнения психологов расходятся. Одни приписывают любителям черного склонность к негативному восприятию действительности, мрачность, неуверенность в себе, желание отгородиться от всего мира, склонность к депрессиям. Другие психологи менее категоричны и называют тех, кто предпочитает черный цвет, упорными и бескомпромиссными людьми скрытых страстей, которые не желают пускать в свой внутренний мир никого из посторонних. С одной стороны, действительно, большинство из нас в подростковом возрасте прошли период «траура» в одежде. Мы были неуверенными, злыми, зажатыми и агрессивными, в душе надеясь, что кто-нибудь когда-нибудь нас оценит и поймет, какие мы на самом деле белые и пушистые. Публичная жизнь многих звезд заставляет их предпочитать черный цвет всем другим. Ведь черный не пропустит отрицательной энергии и скроет твои собственные истинные чувства.

Белый. Конечно, любительницы белого в первую очередь дамы аккуратные. Но, к сожалению, больше о них ничего определенного сказать нельзя. Этот цвет может предпочесть человек с любым характером. Белый не отталкивает никого. Правда, замечено, что пессимисты и скептики избегают этого цвета. А еще, решив начать жизнь «с чистого листа», мы часто покупаем себе что-нибудь белое, этот самый чистый лист как раз и символизирующее.

Сочетания цветов также несут в себе некую психологическую нагрузку.


Синий-черный - абсолютный покой.
Серый-синий - спокойствие, невовлеченность, несвязывание себя никакими обязательствами.
Синий-коричневый - физическая потребность в мягком обращении и заботе окружающих с целью добиться личного комфорта.
Синий-фиолетовый - стремление к нежности и тонкости чувств, к каким-либо идеализированным отношениям.
Синий-желтый - желание понимать и быть понятым, снискание любви окружающих, эмоциональная независимость и полезность для всех.
Синий-красный - гармония и активность в сотрудничестве, эмоциональная удовлетворенность, сотрудничество и взаимопонимание на благо созидания.
Серый-зеленый - самоутверждение и защитное превосходство. Самоуважение, чувство престижа. Иногда крайняя осмотрительность в делах.
Синий-зеленый - точность, логичность, аккуратность, возможна педантичность, дискриминирующий контроль.
Зеленый-красный - деятельность и инициатива, направленная на повышение личного авторитета и престижа.
Зеленый-желтый - корыстное честолюбие и деятельность, направленная на завоевание признания окружающих и самого себя.
Зеленый-фиолетовый - стремление завоевать расположение окружающих, не связывая себя никакими обязательствами и не беря на себя никакой ответственности.
Красный-желтый - жажда исследований, освоение новых сфер, действие ради действия.
Зеленый-черный - патологическое упрямство и нетерпимость к воздействию извне.
Желтый-черный - внезапный кризис, либо «да», либо «нет», своевольное решение.
Красный-черный - драматизация, импульсивные чрезмерные желания.
Серый-красный - импульсивность, необдуманные действия с надеждой, что не наступит ответственность и какие-либо последствия.
Красный-фиолетовый - очарованность во всем эротическом и эстетическом, что волнует и возбуждает.
Желтый-фиолетовый - очарованность, буйные фантазии, жажда приключений.
Фиолетовый-коричневый - очарованность тем, что доставляет наслаждение телу: вкусная еда, предметы роскоши, красивая одежда…
Серый-фиолетовый - эстетическая восприимчивость, хорошо развитое чувство прекрасного.
Красный-коричневый - самоудовлетворение и потакание своим желаниям.
Желтый-коричневый - неограниченная свобода, существование безо всяких проблем и обязанностей, полная внутренняя безопасность.
Фиолетовый-черный - потребность в подражании, желание стать частью чего-либо.
Серый-желтый - нерешительность, неуверенность.
Зеленый-коричневый - требование покоя, потребность в душевном облегчении.
Серый-коричневый - изнурение, истощение, необходимость внимания со стороны.
Коричневый-черный - самоунижение, ощущение бесцельности, отказ от всего, кроме физического удовлетворения.
Серый-черный - нежелание иметь с окружающим никаких взаимоотношений.

Нежные тона. Всем нежным и неярким цветам - светло-розовому, небесно-голубому, бледно-зеленому, нежно-сиреневому - приписывается главная определяющая черта - инфантильность. Те, кто предпочитает нежные тона в одежде романтичны, чувствительны, ранимы, и, возможно, только еще только нащупывают свой жизненный путь. Они сохраняют в себе детские черты характера, а в умеренных дозах это очень даже мило.

Многие из нас носят одежду самых разных цветовых сочетаний и тонов. Сегодня бежевые брюки и зеленая кофта, завтра - красный джемпер и черная юбка, послезавтра - синее платье с голубым воротничком. А иногда как влезешь в коричневый костюмчик - никакими коврижками не выманишь, комфортно и все тут. Потому что наш характер, а вместе с ним и чувства, эмоции, настроения, не статичны. Мы можем меняться каждый день, становиться чуть-чуть другими, и одежда лишь подчеркивает эти изменения, а с ними и нашу индивидуальность.


Цвет одежды может украсить Вас, а может уничтожить весь образ. Как выбрать правильный цвет? Как выбрать правильный красный цвет для мужского гардероба и с чем его сочетать?

Я уже рассказала подробно о том, как определить какие цвета Вам подходят, если еще не читали, то смотрите информацию . В этой статье я буду писать под каждым примером к кому цветотипу подходит тот или иной оттенок.


Красный хорошо сочетается с синим, голубым, зеленым, оранжевым, коричневым, бежевым и белым. Выбирая цветовые сочетания помните о том,что холодные цвета сочетают с холодными, а теплые – с теплыми. На фото мы видим ветровку и рубашку холодных цветов. Решение достаточно контрастное, будет отлично смотреться на мужчине с зимним цветотипом.

Теплый кирпичный оттенок красного отлично подойдет мужчине с осенним цветотипом. Рисунок в клетку достаточно контрастен, поэтому этот вариант будет хуже смотреться на мужчине с весенним цветотипом.


Еще один пример контрастного, зимнего сочетания. Этот вариант может подойти и мужчине с летним цветотипом, если у него светло-русые волосы и брови темного оттенка.

Красный отлично привлекает внимание. Им можно дополнить спокойный образ, сделав его более запоминающимся. Этот оттенок красного можно выбрать мужчине с зимним или осенним цветотипом.


Этот клюквенный оттенок может подойти летнему и зимнему типу. Если цвет подобран правильно, то даже если его будет много, он не будет смотреться дико.

Безусловно, использовать одну яркую вещь в гардеробе гораздо проще. Этот вариант подходит лету и зиме.

Данный цвет хорош для людей весеннего типа.

Яркие цвета в гардеробе помогают расставить акценты. Посмотрите на свою фигуру, оцените достоинства и недостатки. Подчеркивайте те места, красоту которых хотите подчеркнуть.

Свитера, джемперы, пиджаки, рубашки, футболки, штаны, шорты… Не обязательно иметь огромный гардероб с большим количеством ярких вещей. Проще всего выбрать те вещи, с которыми можно будет сочетать другие, создавая разные образы.

Уже разобрались как определять холодные и теплые оттенки? Еще немножко поподсказываю.

У этой клетчатой рубашки теплый цвет. Он подойдет осеннему типу.

Яркий, теплый и чистый красный для весеннего типа.


Кстати, сочетание с черным, синим или бежевым считается классикой.

Яркие вещи можно вводить практически в любой стиль одежды. Кроме, разве что, офисной одежды с жестким дресс кодом.

Если Вы не готовы к столь ярким вариантам, то попробуйте использовать яркие аксессуары.

19.01.2013 0 комментариев 17 431

Значение цвета в психологии человека сложно переоценить. Каждый день цвета окружающего мира влияют на наш энергетический потенциал, настроение и самочувствие в целом. А раз так — стоит ли сомневаться что цвет одежды, которую мы выбираем для себя сами, отражает нашу суть, психологический настрой и мотивы поведения?

Кроме того, на выбор цвета одежды влияет общество, навязывая определенные стереотипы. Порой они вполне логичны (как серые и темно-синие тона для деловых встреч), а порой — абсолютно условны (розовые оттенки для девочек и голубые — для мальчиков).

Так давайте разберемся, что же такое психология восприятия цвета , и как использовать эти знания себе во благо.

Психофизиологическое влияние цвета можно коротко охарактеризовать так:

  • теплые светлые тона одежды вызывают ощущение дружелюбия, открытости, легкости в общении;
  • темные холодные тона повышают значимость и авторитетность, заставляют держать дистанцию;
  • классическое черно-белое сочетание — символ противоположности и статуса;
  • горячие цвета — желтый, оранжевый и красный стимулирующе воздействуют на мозг, повышают частоту пульса;
  • холодные зеленые и голубые тона — легко воспринимаются, успокаивают, замедляя обмен веществ;

Известно, что темный цвет успокаивает. По мнению психологов, те, кто предпочитает одеть с утра темную одежду, находятся в плохом настроении, поэтому подсознательно ищут спокойствия и умиротворения в этой .

Психология цвета в одежде

БЕЛЫЙ цвет в одежде символизирует чистоту, мир, добро и истину. Он вызывает доверие, так как ассоциируется с чистотой помыслов, высоким положением в обществе (не приходится выполнять грязную работу). Цвет гармонии и творческого начала. Белый цвет одежды «отражает» кожу, позволяя ей выглядеть мягче и нежнее. Не зря знаменитая Коко Шанель утверждала: «Когда женщина в белом, видна только она сама».

ЧЕРНЫЙ цвет в одежде дает ощущение авторитарной власти, строгости и тайны. Как правило, человек ищет в черном иллюзию безопасности, пытается отгородиться от действительности, мрачно воспринимает жизнь. Несмотря на это, маленькое черное платье — символ . В сочетании с другими цветами, черный вносит в образ строгость и элегантность.

СЕРЫЙ цвет, как промежуточный между белым и черным, считается нейтральным, свободным от психологической нагрузки. Он выражает отстраненность, консервативность, уравновешенность и профессионализм. Однако, с точки зрения психологов, людям, предпочитающим серые оттенки, не хватает эмоций. Они принижают свою значимость, стараются быть неброскими и отсюда — всегда на вторых ролях. Несмотря на это, серый — один из наиболее популярных цветов , поскольку позволяет сконцентрироваться на работе, не отвлекая внимание коллег.

КОРИЧНЕВЫЙ и его оттенки. По мнению психологов, их выбирают спокойные, консервативные, надежные, словом — «земные» люди. Или же те, кто стремится к покою и стабильности в жизни. Это цвет честности, надежности и преданности, потому рекомендуется для при приеме на работу.

КРАСНЫЙ цвет в одежде несет страсть, энергию, оптимизм. Он целиком захватывает внимание и олицетворяет силу, смелость и волю к победе. Соответственно, люди, предпочитающие красный — эмоциональные максималисты. Храбрые и энергичные, они не стесняются всеобщего внимания, так как уверены в себе и своих силах. Кроме того, психология цвета в одежде такова, что и в робком человеке стимулирует прилив энергии, смелость и решительность.

РОЗОВЫЙ ассоциируется с инфантильной женственностью, нежностью, романтикой и оптимизмом. Он снижает агрессию и погружает в состояние комфорта. Невозможно создать серьезный и решительный образ деловой леди, надев розовое. Этот цвет вносит легкость, женственность и игривость в каждое , а так же визуально улучшает цвет лица.

ОРАНЖЕВЫЙ — активный, сочный цвет свободы, счастья, креативной энергии и энтузиазма. Он всегда радует глаз, способствует хорошему настроению и настраивает на позитив. Оранжевый цвет в одежде предпочитают открытые, дружелюбные, увлекающиеся люди, которые, однако, излишне поверхностны и безответственны. Это один из лучших цветов в цветотерапии. Одевайте оранжевый, если вам необходимо воспрять духом, стимулировать творческое начало или поднять тонус.

ЖЕЛТЫЙ — цвет оптимизма, интеллекта, творчества и спонтанности. Он ассоциируется с солнцем и радостью, и в то же время, стимулирует мозговую деятельность и работоспособность. Желтый — самый счастливый цвет спектра. Однако, психологи утверждают, что оттенки желтого не равнозначны. Ярко-желтый выбирают сильные, уверенные в себе, успешные люди, или люди, стремящиеся к свободе, внутренней гармонии, избавлении от рамок. Бледно-желтый — напротив, неуверенные, ранимые люди, избегающие ответственности.

ЗЕЛЕНЫЙ — цвет жизни, роста и спокойствия. Он символизирует процветание, новые начинания, гармонию и безопасность. Как правило, отдают предпочтение зеленому люди с богатым воображением и творческим подходом к решению проблем. Это открытые, оптимистичные, уверенные в себе люди, способные быстро адаптироваться к любым жизненным поворотам. Если хотите излучать надежность, великодушие и спокойную энергию — смело надевайте зеленое.

СИНИЙ цвет в одежде считается наиболее приятным, он дает ощущение доверия, порядка и стабильности. Предпочитают синий — преимущественно консервативные, рассудительные люди, преданные друзья, идеалисты и логики. Так же как и серый — это цвет . В отличие от синего, ГОЛУБОЙ — цвет беспечности, мечты и надежды. Его выбирают эмоциональные, мечтательные люди, не терпящие суеты и склок. Голубой вызывает доверительность и симпатию, его не принимают трудоголики и любят люди, ценящие отдых и развлечения.

ФИОЛЕТОВЫЙ — цвет духовного развития, идеализма, творчества и чувственности. Психологи отмечают, что люди, выбирающие этот цвет, отличаются творческим порывом, сентиментальностью, ранимостью и суеверием. Они склонны доверять интуиции и обладают повышенным чувством собственного достоинства. Интересно, что фиолетовый любят 75% маленьких детей, 85% умственно отсталых, беременные женщины и гомосексуалисты. Такие люди в большей степени отдаются чувствам, чем разуму.

Таковы основные нюансы очень интересной темы — психология восприятия цвета, а точнее — главных, «чистых» цветов в одежде. На очереди — сочетания оттенков .

Давайте поговорим о черном цвете. Вообще, размышлять о воздействии цветов на нас — занятие очень интересное: столько нюансов, столько эмоциональных оттенков могут они выражать; различные сочетания, даже разные пропорции внутри этих сочетаний — могут создавать совершенно уникальные смыслы. Тема эта безгранична и неисчерпаема, и сегодня мы сосредоточимся на самом главном из цветов — черном: как он воспринимается человеком, какую роль он играл в истории моды, как черный цвет используется в мужском гардеробе сейчас.

Черный нельзя назвать цветом в строгом значении слова, так как черный, по сути — это отсутствие цвета. В колористике для черного и белого есть специальные термины: ахроматические цвета. Черные предметы поглощают свет и не выпускают его обратно. В этой физической особенности уже есть нечто жутковатое, что дает нам один из ключей к пониманию характеристик черного цвета.

В первую очередь нас интересует восприятие черного в одежде. Какие же ассоциации может он вызывать у наблюдателя? Вот самые очевидные: траур, смирение, покорность, грусть; или противоположные: власть, сила (в связи с этим становится понятным сексуальный подтекст черного), строгость. Отсюда вытекают другие образы: тревога, отстраненность, обезличенность, тайна.

Как видим, черный цвет чрезвычайно многогранен и не исчерпывается парой-тройкой эпитетов. Именно поэтому его можно считать исключительно сильным, выразительным и функциональным. Черная одежда всегда была и будет мощным инструментом для создания образа. Давайте посмотрим, какие коды содержал черный в разные времена.

Черная одежда в истории

«Последние минуты жизни митрополита Филиппа» А.Н. Новоскольцев (1880-е)

Уже в Античности черный являлся траурным цветом: погребальные шествия в Древней Греции были черными. Скорбь, страх смерти, тоска — вот смыслы, которые человек с незапамятных времен придавал черному цвету. В полную силу это его значение проявилось в Европе в Средние века. Этот период европейской истории, особенно его окончание, XV век, считается одним из самых дискомфортных в психическом отношении для человека. “Никакая иная эпоха не размышляла о смерти столь неотступно” (Й. Хёйзинга).

Черный цвет в одежде как знак утраты не потерял своего значения и в наши дни.
Черный как символ смирения, отстраненности от мира, всегда присутствовал в одежде духовенства. И это еще один важный код, который мы можем здесь распознать, и который закономерно будет применить к черной одежде вообще. Как было сказано выше, черный отрицает все остальные цвета. Облачившись в черную мантию, человек уходит от удовольствий и соблазнов этого мира. Более того, он сознательно отказывается от своей личности, становясь частью мрачного тревожного ничто. Но здесь нет отчаяния. В этом акте отрешенности от мира содержится надежда, надежда на преображение, это путь к свету через одиночество и покаяние.

«Judge, woman and child» Honore Daumier (1808-79)

Еще одну характеристику черного можно увидеть в мантии судьи. Черные одежды работников юстиции должны символизировать честность и непредвзятость, и здесь мы снова наблюдаем такие вариации значения, как отстраненность, безучастность, отказ от собственного “я”.

Черные мантии носили врачи в XVI-XVII веках. В последующие века черный продолжает быть их униформой: мантия сменяется темным костюмом, и вплоть до XX века, когда на смену ему приходит белый халат, доктора неизменно облачаются в черное.

Надо сказать, что производство черной материи в Средние века было делом дорогостоящим, и вплоть до XVI века, когда испанцы открыли индийский сандал в Мексике, черная одежда была недоступна простым людям. Во многом благодаря этому факту черный приобретает некий ореол значительности и статуса. Человек в черном в те времена, по-видимому, должен был чувствовать свою исключительность, принадлежность к сильной части общества. И здесь мы выходим на еще один важнейший психологический посыл черного цвета — обладание властью.

Гравирование по металлу — на поддоне подсвечника XVII века. Опричник на коне с метлой и песьей головой

Вспомним моменты, когда черный в своей властной ипостаси достигает пика.
Опричники Ивана Грозного носили черные кафтаны и шапки и ездили на черных конях. Как известно, это были царские люди вне закона, обладавшие беспредельной властью, которые выслеживали изменников и выметали их прочь. Не случайно символами их были метла и голова собаки.

Еще одним примером тоталитарной элиты были, конечно, немецкие войска СС, черная форма которых, введенная в 1932 году, стала синонимом неограниченной власти и устрашения. Гиммлер как-то заметил: “Я знаю, есть люди, которым становится дурно от одного вида черного мундира. Мы отдаем себе в этом отчет и не ждем, что нас полюбят слишком многие”.

Типичный охранник

Введение черной формы для полиции (на самом деле она темно-синяя, но выглядит почти черной) в современной России представляется логичным решением в свете сказанного про связь черного цвета и обладанием властью (естественно, без прямых параллелей с предыдущими двумя примерами). Cвязующим звеном во всех трех случаях является частичный (в большей или меньшей степени) отказ от индивидуальности.

Черную одежду любят носить охранники всех мастей. Это тоже вполне объяснимо: есть желание внушать хоть какой-то авторитет, по крайней мере произвести первое впечатление, и на это вполне способен человек в черном костюме.

Вернемся к истории. На самом деле до начала XIX века мужчины, за исключением упомянутых выше профессий, не слишком любили черную одежду. А к XVII-XVIII векам в нарядности, яркости и разнообразии мужской гардероб мало отличался от женского:

Начиная с 1820-х годов мы наблюдаем интересное и труднообъяснимое явление, начало новой эры в моде, получившее название “великий мужской отказ”. Переход к черно-белому гардеробу произошел буквально в считанные десятилетия. В начале 1830-х вечерний мужской костюм должен быть черным (как вариант, синим). Летом допускались белые брюки, но уже через несколько лет “черные брюки или панталоны сделались непреложным законом”. Далее из обихода выходит цветной жилет, последняя яркая мужская вещь.

«И уже в 1850 году французский журнал “Journal des tailleurs” сообщает, что светский мужской костюм состоит исключительно из панталон, двух жилетов — белого и черного; черного галстука и еще одного, белого» (Джон Харви “Люди в черном”).
Главной причиной стремительного обесцвечивания мужского гардероба часто называют социальную нивелировку, которую мы можем наблюдать после буржуазной революции во Франции, но причина не только в этом: мода на неброскость формировалась в Англии как результат практических запросов мелкопоместных дворян, путешествовавших верхом, а не в экипажах — и затем распространилась повсеместно. Не последнюю роль также сыграли денди того времени; в частности, небезызвестный Джордж Браммел.

XIX век известен бурными технологическими переменами и утверждением капитализма в качестве господствующего уклада. На первый план выходят буржуазные ценности. Черный цвет в викторианскую эпоху приобретает смысл сдержанности и аскетизма, трудовая мораль того времени предписывала самоотверженно трудиться с целью преуспеяния. Деньги, а следовательно и власть, в этот период ассоциируются с черной одеждой в наивысшей степени. Мужской гардероб все больше и больше чернеет.

«В 1891 г году Оскар Уайлд отправляет в The Daily Telegraph письмо протеста против “одинаковых, как униформа, черных фраков, которые носят теперь” — черный казался ему “однообразным, скучным и унылым”.»(Дж. Харви “Люди в черном”).

На рубеже веков черный все еще носили повсеместно, но уже скорее по инерции. Женщина понемногу раскрепощалась, власть мужчин слегка ослабила хватку. Вскоре мрачный мужской гардероб стали разбавлять клетчатый трикотаж, серая фланель и твид различных цветов. В последующие годы XX века можно наблюдать постепенное вытеснение черного из повседневного обихода: лишь в формальной одежде даже в наши дни этот цвет прочно стоит на своих позициях.

Черный цвет сегодня

Конечно, черный цвет и в наши дни имеет те же ассоциации, что и в прошлом: глубинная человеческая психология никуда не исчезла. Но благодаря множеству стилевых направлений сегодня мы можем применять черный как угодно, создавая тысячи разнообразных оттенков настроения, играя различными цветовыми сочетаниями.

Черный часто предпочитают люди творческих профессий. Вот причины своей любви к этому цвету, которые называют архитекторы (журнал “Теория моды”, вып. 33):

  • интровертный характер
  • с целью подчеркнуть отстраненность от своих творений
  • жизнь — грустная штука
  • черный выражает тихую уверенность в тайне, которая направляет креативность в нужное русло
  • в черный проще одеваться
  • черный стройнит

Ну что ж, логичные причины: черный, действительно, цвет романтической меланхолии и ухода в тень. Но в то же время, это очень броский цвет. Одевшись в черно-белый наряд, вы без сомнения, будет замечены — весь мир цветной, и взгляд невольно выхватывает из толпы монохромную картинку.

Перейдем к практическим аспектам мужского гардероба.

Решающим моментом в создании законченного образа с использованием черного будет играть размер, занимаемая площадь относительно всего комплекта. При добавлении небольшого аксессуара (ремешка часов или перчаток, например) общий настрой картины остается почти нетронутым. И наоборот: с головы до ног одевшись в черное, вы кардинально меняете внешнее впечатление о себе. В зависимости от стиля одежды создается то или иное настроение: черный классический костюм задает тон формальности, деловой обстановки, надежности; черная кожаная куртка и джинсы заставляют взглянуть на человека совершенно с другого ракурса — бунтарь, маргинал, плохой парень, и уж точно не респектабельный джентльмен.

Многие считают черный универсальным безопасным цветом, который можно сочетать с чем угодно. Но мы видим, что это не такой уж безобидный цвет. Напротив, это сильный, эмоциональный, содержащий много отрицательных, порой зловещих, психологических аллюзий цвет. Поэтому использовать его нужно с большой осторожностью.

По поводу универсальности. То, что я вижу на улицах Москвы каждый день, побуждает сказать:
Черный костюм — не универсальный костюм!
Черная обувь — не универсальная обувь!

Мужчины, вся обувь которых состоит лишь из черных ботинок и туфель, думают, что решили проблему сочетаемости. А вот нет: тем самым они себя загоняют в рамки. Черная обувь не сочетается со светло-синими джинсами, коричневыми и любыми яркими брюками. Это очень и очень неудачная комбинация. Удручающая картина, даже если не брать во внимание уродливую обувь на фото саму по себе:


Черный костюм в наше время стал слишком формальным, не стоит носить его каждый день на работу, только если вы не охранник. Тем более если это чистый черный цвет, а не угольно-черный (charcoal) — темный, темный серый (как у Бонда на картинке выше).

Если пиджак двубортный, де еще присутствует жилет, это еще больше повышает градус формальности:


Еще одна довольно распространенная комбинация, от которой я бы советовал воздержаться: черная рубашка со светлым галстуком. Это выглядит либо наивно, либо наоборот — агрессивно, по-гангстерски (но при этом все-равно слегка комично):



Лучше уж не надевайте галстук вообще. Такой комплект из черной рубашки и пиджака может смотреться сексуально, но на мой взгляд, все же, претенциозно:


Еще раз: черный цвет не универсален, тем более когда это касается колорита вашей внешности. Это яркий и холодный цвет (подробнее в этой статье в сообществе color-harmony), и столько черного у лица пойдет далеко не всем. Из всех цветотипов только “зима” может без риска надеть подобный комплект (фото выше). У нас есть цикл статей, посвященных этому вопросу, где вы найдете подробное руководство по . Базовые крупные вещи — пиджаки, рубашки, свитера — лучше подбирать из своей палитры.

Еще один важный момент: в одежде черного цвета как ни на какой другой заметна фактура материала. Поэтому здесь необходимо уделить большое внимание выбору качественной ткани. Дешевизна черного полиэстерового костюма или любой синтетической рубашки будет бросаться в глаза. С другой стороны, благодаря отсутствию цвета добротная шерсть, кашемир или хлопок будут оценены по достоинству окружающими.

С какими цветами можно сочетать черные предметы одежды?
Достаточно нейтральные и безопасные сочетания получаются с серым, бежевым.



Хорошо смотрятся вместе черный и приглушенный синий:


Интересный и эмоциональный эффект создается сочетанием черного и пурпурного:



Еще более эмоциональным, но уже с нотами драматизма будет тандем черного с красным. Но такое сочетание редко когда бывает уместным:


С осторожностью нужно комбинировать черный и белый у лица: это слишком резкое сочетание и должно соответствовать контрастности вашего лица.



К сожалению, та картина, которая есть сейчас, говорит о том, что в большинстве своем мужчины выбирают черный бездумно — лишь в силу устоявшегося стереотипа: «черный подходит ко всему и идет всем». Да, цвет функциональный и важный, обойтись без него трудно, но — границы у него тоже есть и довольно отчетливые, что мы и попытались сегодня показать.

Вам также могут быть интересны следующие статьи: