Карта эрмитажа зал да винчи. Жемчужины эрмитажа

Леонардо да Винчи подарил миру множество шедевров в области науки, медицины, инженерии. Не менее высоко ценится и его вклад в искусство.

Живопись да Винчи считается мировой классикой, каждое полотно которой – символ эпохи Возрождения.

Произведениями можно насладиться в Эрмитаже, Лувре, Уффици, а также в других заведениях разных стран.

Названия и краткое описание картин

Современный Эрмитаж, находящийся в Санкт-Петербурге, хранит в своих стенах две картины Леонардо:

Обе работы помещены в зале №214 Большого (Старого) Эрмитажа.

«Мадонна Бенуа» - фото

«Мадонна Бенуа» или как часто её называют «Мадонна с цветком» была выполнена приблизительно в 1478 году, когда молодой да Винчи находился во Флоренции. Уже тогда гений иначе смотрел на мир, поэтому создал Мадонне простое, юное и не особо красивое лицо. Другие художники рисовали её взрослой и подчеркнуто прекрасной.

Также мастер вышел за рамки портрета, создав жанровую сцену. Младенец Иисус не просто сидит на коленях матери, он играет с цветком, протянутым ею. Это кажется молодой девушке очаровательным, на её губах застывает нежная улыбка, а в глазах ясно читается душевное тепло.

«Мадонна Литта» - фото

«Мадонну Литту» мастер создал в 1490 году. Изображенные на ней персонажи – Мадонна и младенец Иисус кардинально отличаются от тех, которые помещены на картину «Мадонна Бенуа». Теперь девушка выглядит старше, строже. В её глазах, как и раньше, читается любовь и нежность, но от улыбки остался только намёк, а наивность во взгляде уступила место задумчивости. У ребёнка кудри на голове, в то время как Иисус «Мадонны Бенуа» лысый. Художник добавил на новую картину пейзаж за окнами, погружающий в атмосферу спокойствия.

она была приобретена у Марии Александровны, жены придворного архитектора .(Википедия. )

Леонардо да Винчи.

Мадонна Литта,1490- 1491.

На картине изображена женщина, держащая на руках , которого она . Фон картины — с двумя , свет из которых падает на зрителя и делает стену более тёмной. В окнах просматривается пейзаж в голубых тонах. Сама же фигура Мадонны словно озарена , идущим откуда-то спереди. Женщина смотрит на ребёнка нежно и задумчиво. Лицо Мадонны изображено в профиль, на губах нет улыбки, лишь в уголках притаился некий её образ. Младенец рассеянно смотрит на зрителя, придерживая правой рукой грудь матери. В левой руке ребёнок держит .

Работа была написана для правителей Милана, потом перешла к семье , и несколько столетий находилась в их частной коллекции. Первоначальное название картины — «Мадонна с младенцем». Современное название картины происходит от имени её владельца — графа Литта, владельца фамильной картинной галереи в . В он обратился в с предложением продать её вместе с несколькими другими картинами. В вместе с другими тремя картинами «Мадонна Литта» была приобретена Эрмитажем за 100 тысяч .

Рафаэль. Святое семейство (Мадонна с безбородым Иосифом)

Четвертая картина Рафаэля в Эрмитаже “Мадонна с безбородым Иосифом” написана года два спустя в тот промежуточный период, когда художник прощался с переживаниями юности и еще не вполне освоил новые веяния, окутавшие его во Флоренции.

«» одно из двух произведений , оставшихся в после 1930-х годов.

Картина попала в в XVIII веке вместе с собранием Пьера , который приобрёл её у с большой скидкой, вызванной тем, что полотно было в реставрационных целях переписано неумелым художником. Последующие и неудачные попытки реставрации не лучшим образом сказались на состоянии произведения. Знатоки XIX — начала XX века высказывали сомнения в его подлинности, из-за чего советскому правительству в 1930-е гг. не удалось найти на него зарубежного покупателя.

Младенец изображён сидящим в сложной, подвижной позе на лоне . Справа от неё стоит, опершись на посох, пожилой мужчина с седыми волосами; его взгляд устремлён на младенца. Искусствоведы по традиции видят в старике , которого было принято изображать погружённым в глубокую задумчивость по поводу открывшейся ему судьбы сына. Это очень редкое изображение Иосифа без бороды, отсюда второе название картины — «Мадонна с безбородым Иосифом ».

Материал из Википедии.


Одно из самых ранних произведений Рафаэля. В круге, точно вписанном в квадрат, изображена молодая женщина, укрытая синим платком. Она держит в правой руке книгу, левой прижимает к себе маленького сына и они вместе - голенький мальчик и его мама - смотрят в книгу. Первоначально она была написана на дереве и составляла единое целое с рамой, выполненной, как предполагают, по рисунку Рафаэля. При переводе живописи с дерева на холст обнаружилось, что вначале Рафаэль изобразил в руке мадонны гранатовое яблоко (как в рисунке Перуджино), которое позже заменил книгой. "Мадонна Конестабиле" была создана для герцога Альфано ди Диаманте в Перудже. В XVIII веке она перешла по наследству к графам Конестабиле делла Стаффа. Из их собрания картина была приобретена в 1871 году для Зимнего дворца, откуда в 1881 году поступила в Эрмитаж.

Картина «Мадонна» относится к позднему периоду творчества Симоне Мартини, времени пребывания его на юге Франции, в Авиньоне, в 1339—1342 годах.

Она представляет собой створку диптиха, в котором была изображена сцена благовещения. В картине пленяют красивое сочетание золотого фона с красным и синим тонами одежд, певучая плавность линий, изящное движение тонких рук Марии. В удлиненных пропорциях, изогнутом силуэте фигуры ощущается влияние готики.

ТИЦИАН (Тициано Вечеллио)

1485/90-1576

«Кающаяся Мария Магдалина» потрясает силой и глубиной человеческого чувства, прекрасно понятого и переданного Тицианом. Художник воспроизвел не религиозный экстаз раскаявшейся и удалившейся от мира грешницы, а страдание женщины, земной и прекрасной, оставшейся наедине со своим горем.

Картина была создана Тицианом в позднюю пору творчества, в 1560-х годах. По-видимому, она произвела большое впечатление на современников, и многие хотели иметь экземпляр этой композиции: до нашего времени дошло несколько вариантов и копий с нее.

В 1668 году Ридольфи писал, что после смерти Тициана в его мастерской оставался ряд картин, среди которых он назвал «Марию Магдалину», купленную семейством Барбариго в 1581 году. Она пробыла в этом собрании до приобретения ее Эрмитажем в 1850 году.

Джорджоне

Юдиф,ок.1504

Холст(переведена с доски) масло.

«Юдифь» ( Giuditta ) — единственная находящаяся в России картина, единодушно атрибутируемая . Хранится в .

Картина поступила в Эрмитаж в 1772 году из парижского собрания Антуана Кроза (ум. 1770), барона де Тьера. Коллекция была создана дядей барона, банкиром .

Джорджоне, в отличие от многих художников, обращавшихся к сюжету, создал удивительно умиротворённую картину. Юдифь, держа в правой руке меч, опирается на невысокий парапет. Её левая нога покоится на голове Олоферна. За спиной Юдифи развёртывается гармоничный морской пейзаж.

«Дама в голубом» картина английского , находящаяся в Государственном Эрмитаже, куда она поступила из собрания по завещанию в 1916 году. Это единственное произведение Гейнсборо, находящееся в России. По неподтверждённому мнению некоторых исследователей, на портрете изображена герцогиня де Бофор.

Картина относится ко времени расцвета таланта Гейнсборо, когда он создал целый ряд поэтичных женских портретов в стиле . Художнику удалось передать утончённую красоту и аристократическую элегантность дамы, грациозность движения руки, поддерживающей шаль.

«Передано не столько настроение модели, сколько то, что сам художник в ней ищет. У "Дамы в голубом" мечтательный взгляд, мягкая линия плеч. Ее тонкая шея будто не в силах вынести тяжесть прически, и голова чуть-чуть склоняется, как экзотический цветок на тонком стебле. Построенный на изысканной гармонии холодных тонов, портрет кажется сотканным из легких мазков, разнообразных по форме и плотности. Создается впечатление, что пряди волос не кистью исполнены, а нарисованы мягким карандашом»


Иоганн Фридрих Август Тишбейн (1750-1812), живописец. Портретист. Представители классицизма. Работал во многих городах Германии, во Франции, в Голландии, Италии, России.

Кристи́на Ро́бертсон (урождённая Са́ндерс, родилась в 1796 году в (англ.) . На ткани она получила нерукотворное «истинное изображение» лица Иисуса. Дополнительно к этому общему для христианства преданию, Православная церковь считает Веронику той кровоточивой женщиной, которая получила исцеление от прикосновения к краю одежд Христа .



Публикации раздела Музеи

Приключения да Винчи в России: подробно о наших Леонардо

С читается, что сохранилось около 15 картин, написанных Леонардо да Винчи (помимо фресок и рисунков). Пять из них хранятся в Лувре, по одной в Уффици (Флоренция), Старой пинакотеке (Мюнхен), Музее Чарторыйских (Краков), Лондонской и Вашингтонской национальных галереях, а также в других, менее известных музеях. Впрочем, некоторые ученые утверждают, что картин на самом деле больше, но споры по поводу атрибуции работ Леонардо - занятие бесконечное. В любом случае Россия держит после Франции твердое второе место. Заглянем в Эрмитаж и вспомним историю наших Леонардо вместе с Софьей Багдасаровой .

«Мадонна Литта»

Анджело Бронзино. Состязание Аполлона и Марсия. 1531–1532 годы. Государственный Эрмитаж

Картин с изображением Девы Марии написано так много, что самым известным принято давать прозвища. Нередко к ним пристает имя одного из прошлых владельцев, как и случилось с «Мадонной Литта».

Картина, написанная в 1490-х годах, долгие века оставалась в Италии. С 1813 года она находилась в собственности миланской семьи Литта, представители которой весьма хорошо знали, насколько богата Россия. Именно из этого рода происходил мальтийский рыцарь граф Джулио Ренато Литта, который был в большом фаворе у Павла I и, выйдя из ордена, женился на племяннице Потемкина, став миллионером. К картине Леонардо он, впрочем, отношения не имеет. Четверть века спустя после его смерти, в 1864 году, герцог Антонио Литта обратился в Эрмитаж , совсем недавно ставший публичным музеем, с предложением купить несколько картин из фамильного собрания.

Антонио Литта так хотел угодить русским, что прислал перечень из 44 предлагаемых на продажу работ и попросил представителя музея приехать в Милан, чтобы посмотреть галерею. Директор Эрмитажа Степан Гедеонов отправился в Италию и выбрал четыре картины, заплатив за них 100 тысяч франков. Помимо Леонардо, музей приобрел «Состязание Аполлона и Марсия» Бронзино, «Венеру, кормящую Амура» Лавинии Фонтана и «Молящуюся Мадонну» Сассоферрато.

В Россию картина прибыла в очень плохом состоянии, ее пришлось не только чистить, но и сразу переложить с доски на холст. Так в Эрмитаже появился первый Леонардо.

Кстати, вот и пример споров по поводу атрибуции: создал Леонардо «Мадонну Литта» сам или с помощником? Кто был этим соавтором - его ученик Больтраффио? А может, Больтраффио написал ее целиком, по наброску Леонардо? Окончательно этот вопрос до сих пор не разрешен, и «Мадонна Литта» считается немного сомнительной.

У Леонардо да Винчи было множество учеников и последователей - их называют «леонардески». Порой они истолковывали наследие мастера весьма странно. Так появился тип обнаженной «Моны Лизы». В Эрмитаже есть одна из таких картин работы неизвестного автора - «Донна нуда» («Обнаженная женщина»). Она появилась в Зимнем еще при Екатерине Великой: в 1779 году императрица приобрела ее в составе коллекции Ричарда Уолпола. Кроме нее, в Эрмитаже также находится большая коллекция других леонардесков, включая копию одетой «Моны Лизы».

Лавиния Фонтана. Венера, кормящая Амура. 1610-е. Государственный Эрмитаж

Леонардо да Винчи. Мадонна Литта. 1490–1491. Государственный Эрмитаж

Леонардо да Винчи, школа. Донна нуда. Государственный Эрмитаж

«Мадонна Бенуа»

Эта картина, написанная в 1478–1480 годах, также получила прозвание в честь своего владельца. Причем она вполне могла бы называться «Мадонной Сапожникова», но «Бенуа», конечно, звучит красивее. Эрмитаж приобрел ее у жены архитектора Леонтия Николаевича Бенуа (брата знаменитого Александра) - Марии Александровны Бенуа. Она была урожденной Сапожниковой (и, кстати, приходилась дальней родственницей художнице Марии Башкирцевой , чем гордилась).

Прежде картиной владел ее отец, астраханский купец-миллионер Александр Александрович Сапожников, а до него - дед Александр Петрович (внук Семена Сапожникова, за участие в пугачевском бунте повешенного в селе Малыковка одним молодым поручиком по имени Гаврила Державин). В семье рассказывали, будто бы «Мадонну» Сапожниковым продали бродячие музыканты-итальянцы, которых неведомо как занесло в Астрахань.

Но на самом деле Сапожников-дед приобрел ее в 1824 году за 1400 рублей на аукционе после смерти сенатора, президента Берг-коллегии и директора Горного училища Алексея Корсакова (который, видимо, привез ее из Италии в 1790-х). Удивительно - когда после смерти Корсакова его коллекцию, где были Тициан, Рубенс, Рембрандт и другие авторы, выставили на аукцион, Эрмитаж купил несколько работ (в частности, Милле, Миньяра), но этой скромной «Мадонной» пренебрег. Новый владелец занялся реставрацией картины, по его просьбе ее сразу перевели с доски на холст.

Русская общественность узнала об этой картине в 1908 году, когда придворный архитектор Леонтий Бенуа выставил работу из коллекции своего тестя, а главный хранитель Эрмитажа Эрнст Липгарт подтвердил руку мастера. Это произошло на «Выставке западноевропейского искусства из собраний коллекционеров и антикваров С.-Петербурга», открывшейся 1 декабря 1908 года в залах Императорского общества поощрения художеств.

В 1912 году супруги Бенуа решили продать полотно, картину отправили за рубеж, где эксперты осмотрели ее и подтвердили подлинность. Лондонский антиквар Дювин предложил 500 тысяч франков (около 200 тысяч рублей), однако в России началась кампания за покупку работы государством. Директор Эрмитажа граф Дмитрий Толстой обратился к Николаю II. Супруги Бенуа тоже хотели, чтобы «Мадонна» осталась в России, и в итоге уступили ее Эрмитажу в 1914 году за 150 тысяч рублей, которые выплачивались в рассрочку.

Любопытно: великий поэт-футурист Велимир Хлебников, астраханец и соотечественник Сапожниковых, в декабре 1918 года в своей статье «Астраханская Джиоконда» (газета «Красный воин») восклицал: «Не может ли эта картина рассматриваться как общенародное достояние города Астрахани? Если да - то бесценная эта картина должна быть водворена на свою вторую родину. Петроград имеет достаточно художественных сокровищ, и взять из Астрахани «Мадонну» - не значит ли это отнять у бедного его последнюю овцу?» Но не вышло - не вернулась картина в Астрахань.

Орест Кипренский. Портрет Алексея Корсакова. 1808. Государственный Русский музей

Леонардо да Винчи. Мадонна Бенуа. 1478. Государственный Эрмитаж

Василий Тропинин. Портрет А.П. Сапожникова. 1826. Государственный Эрмитаж

«Спаситель мира»

Больше работ Леонардо в русских музеях нет, только «разжалованные», например - «Святой Себастьян» кисти уже упоминавшегося Больтраффио (в Пушкинском музее с 1930 года). В середине XIX века как работу да Винчи ее купил граф Сергей Строганов, и только в 1896 году исследователь Фриц Харк предположил, что на самом деле - это картина кисти его ученика.

Однако русский след явно прослеживается в судьбе еще одной картины Леонардо да Винчи - «Спаситель мира». Впрочем, что эта картина - работа гения, решили только в XXI веке.

Дело в том, что многие произведения да Винчи хотя и не сохранились, но известны по его наброскам, копиям учеников и описаниям современников. Так, мы знаем, что он написал «Леду и лебедя», «Мадонну с веретеном» и «Битву при Ангиари». Пускай их оригиналы утеряны, но леонардески Больтраффио, Франческо Мельци, Джампетрино и даже Рубенс оставили достаточно копий и вариаций, чтобы мы были уверены, что подобные работы действительно существовали, и могли представить, как примерно они выглядели.

Та же история со «Спасителем мира»: считалось, что подлинник потерян, а версии учеников существуют - около двадцати. Одну из таких копий в 1900 году купил британский коллекционер Фредерик Кук, а в 1958 году его наследники продали на «Сотбис» всего за 45 фунтов как работу Больтраффио. В 2004 году это изображение Христа приобрел консорциум нью-йоркских арт-дилеров, отчистил от поздних записей (например, пририсованных усов), отреставрировал и отправил на экспертизу. И многие эксперты согласились с гипотезой владельцев картины: она написана не последователем, а самим мастером. Пресса наполнилась громкими заголовками - «Найдена утраченная картина Леонардо да Винчи!».

В 2011 году «Спасителя мира» выставили на престижной выставке Лондонской национальной галереи, посвященной Леонардо, где впервые собрали максимальное число шедевров, включая луврские (кроме «Моны Лизы») и эрмитажные. Произошла окончательная легитимация находки - осталось ее только продать.

И действительно, через два года образ Христа купил российский миллионер Дмитрий Рыболовлев. А в 2017 году при посредничестве «Кристис» коллекционер продал её наследному принцу Саудовской Аравии Мухаммеду ибн Салман Аль Сауд за 400 миллионов долларов. «Спаситель мира» стал самым дорогим произведением искусства за всю мировую историю.

В 214-м зале Эрмитажа выставлены две небольшие картины. Это произведения Леонардо да Винчи (1452-1519). Трудно переоценить значение этого многогранного деятеля, всеобъемлющего гения эпохи Возрождения - художника, мыслителя, ученого, изобретателя. В лице Леонардо да Винчи воплотились самые смелые и самые заветные стремления его современников, людей Возрождения - эпохи величайшего прогрессивного переворота. Настойчиво и неутомимо стремится Леонардо изучить и безошибочно понять реальный, земной мир - прекрасный мир, окружающий человека; постигнуть закономерность в жизни природы, уловить оттенки света и цвета предметов и воздуха; усвоить механику движения и существования человеческого тела - прекраснейшего создания природы; наконец, заглянуть в душу, во внутренний мир человека и понять этот внутренний мир в неразрывной связи с материальной жизнью, подметить жесты и взгляды, раскрывающие душевные движения человека.
Леонардо да Винчи родился в 1452 г. в небольшом городке Винчи. С 14 лет он жил и учился во Флоренции, многосторонняя культурная жизнь которой помогла развиться его научным и художественным склонностям. Период времени между 1482 и 1499 г. Леонардо да Винчи провел в Милане, работая как ученый, изобретатель, скульптор и живописец. В это время его воздействие на современное итальянское искусство становится очень значительным. В конце жизни Леонардо уехал во Францию, куда увез с собою любимые свои произведения.
Картин Леонардо да Винчи дошло до настоящего времени очень мало, и две из них, хранящиеся в Эрмитаже, составляют значительную долю его художественного наследия. Обе написаны на один и тот же сюжет: мадонна с младенцем. Больше картин Леонардо на эту тему не сохранилось.

Молодой Леонардо да Винчи прежде всего ломает эту преграду. Он избирает для своей мадонны простое, не блещущее красотой лицо, подчеркнуто юное, весело смеющееся; твердо лепит фигуру, четко вырисовывающуюся на фоне полумрака комнаты, и заставляет складки одежды обрисовать строение тела. Вместе с тем, освобождаясь от обычной застылости старых картин на эту тему, Леонардо придает «Мадонне с цветком» характер жанровой сцены. Юная мать протягивает ребенку цветочек, он озабоченно тянется к нему ручками, но не может сразу схватить, и она смеется над его неловкими движениями, в то же время восхищаясь прелестью своего сына. Добиваясь впечатления жизненной реальности, Леонардо тщательно разрабатывает передачу рельефа, объемности фигур. Он отмечает множество градаций освещения: полутень, глубокую, но прозрачную тень, а там, где пелена тени сгущается более всего - на щечке, на руке ребенка,- он прерывает ее легкой полосой рефлекса, отсвета. Свет играет также на шелковом отвороте плаща, на брошке, украшающей платье матери; в пролете окна прозрачное небо создает впечатление беспредельной дали.
В этой ранней работе Леонардо да Винчи уже пользуется новой для того времени живописной техникой: картина написана с применением масляных красок, позволяющих добиваться большей прозрачности и большего разнообразия фактуры, чем темпера.


Мать кормит ребенка грудью, устремив на него задумчивый нежный взгляд; ребенок, полный здоровья и бессознательной энергии, двигается на руках матери, вертится, перебирает ножками. Он похож на мать: такой же смуглый, с таким же золотистым цветом полос. Она любуется им, погруженная в свои мысли, сосредоточив на ребенке всю силу своих чувств. Даже беглый взгляд улавливает в «Мадонне Литта» именно эту полноту чувств и сосредоточенность настроения. Но если мы отдадим себе отчет в том, как добивается Леонардо этой выразительности, то убедимся, что художник зрелого этапа Возрождения пользуется очень обобщенным, очень лаконичным способом изображения. Лицо мадонны обращено к зрителю в профиль; мы видим только один глаз, даже зрачок его не вырисован; губы нельзя назвать улыбающимися, только тень в углу рта как бы намекает на готовую возникнуть улыбку, и в то же время самый наклон головы, скользящие по лицу тени, угадывающийся взгляд создают то впечатление одухотворенности, которое Леонардо так любил и умел вызывать.
Завершая этап долгих исканий в искусстве Возрождения, художник на основе уверенного и точного воплощения видимого создает поэтический образ, в котором отброшено случайное и мелкое, выбраны те черты, которые помогают создать волнующее и возвышенное представление о человеке. Леонардо да Винчи как бы сводит в одно целое разрозненные усилия своих современников и, во многом их опережая, поднимает итальянское искусство на новую ступень.
Березина В.Н., Лившиц Н.А. Искусство Западной Европы XII-XX вв., Из-во Гос. Эрмитажа., Л. 1963

«Мадонна с цветком» (Мадонна Бенуа) 1478-1480 - ранняя работа Леонардо да Винчи. Исследователи считают, что она была создана в 1478 году, когда Леонардо было 26 лет. К этому времени он уже 6 лет работал самостоятельно и был принят в гильдию живописцев Флоренции. В работе над «Мадонной» Леонардо одним из первых в Италии использовал технику масляной живописи, которая позволила ему более точно передавать фактуру тканей, нюансы светотени, материальность предметов.

Картина поражает необычностью трактовки персонажей. Фигуры Мадонны и Младенца тесно вписаны в картину и заполняют ее собой почти без остатка. Отвлекающие подробности в картине отсутствуют, только справа изображено стрельчатое окно. Возможно, художник хотел изобразить в нем вид родного городка Винчи, но, как это часто с ним случалось, затянул работу или занялся другим делом, оставив эту деталь незаконченной.

Мария изображена еще совсем молодой, почти девочкой. Она одета по моде XV века, каждая деталь ее костюма и прически подробно прописаны. Ребенок смотрит по-взрослому, серьезно и сосредоточенно. Мать же, вопреки традиционной иконографии, весела и даже шаловлива. Художник придает ей черты не Богоматери, а земной девушки, послужившей моделью для этого образа.

Мария протягивает сыну цветок с крестообразным соцветием, он пытается его ухватить, и эта сцена, является композиционным центром картины. Кажется, что в сосредоточенном младенце, тянущемся к цветку, есть и знамение грядущих Страстей, и примета эпохи Возрождения с желанием познать мир, овладеть его тайнами. Именно то, к чему всегда стремился сам Леонардо.

Считается, что Рафаэль и другие художники писали своих Мадонн под впечатлением знаменитой картины да Винчи.

Однако в начале XVI века «Мадонна с цветком» пропадает из виду. До конца XVII века она, видимо, находилась в Италии. Затем следы надолго исчезают, и картину стали считать утерянной.

Впервые о ней вновь заговорили в XX столетии. Поводом стала Выставка западноевропейского искусства из собраний коллекционеров и антикваров С.-Петербурга, открытая 1 декабря 1908 года в залах Императорского общества поощрения художеств. В каталоге выставки под № 283 значилось: «да-Винчи (?) Леонардо, 1452-1519. Мадонна. Собр. Л. Н. Бенуа». Картину предоставила для экспозиции Мария Сапожникова-Бенуа.

Многие годы «Мадонна» находилась в коллекции ее деда, астраханского рыбопромышленника, купца первой гильдии Александра Сапожникова, человека образованного, члена Российского географического общества, собирателя живописи, кавалера двух золотых медалей за заслуги перед Отечеством.

Сведения о том, когда и как работа Леонардо попала к Сапожниковым, появились лишь в 1974 году. Тогда в Госархиве Астраханской области нашли реестр картин А. П. Сапожникова за 1827 год, где числится «Божья Матерь, держащая предвечного Младенца на левой руке... Вверху с овалом. Мастер Леонардо да Винчи... Из коллекции генерала Корсакова». Так выяснилось, что картина ранее принадлежала забытому ныне коллекционеру Алексею Корсакову (1751-1821), генералу от артиллерии, сенатору, знатоку и ценителю искусства. Свою коллекцию, которая считалась лучшей в Петербурге, он собирал более 30 лет.

После смерти сенатора его коллекцию, в которой были шедевры Рафаэля, Рени, Тициана, Пармиджанино, Рубенса, ван Дейка, Тенирса, Рембрандта, Пуссена, Дюрера, Мурильо, выставили на аукцион в 1824 году. Императорский Эрмитаж тогда приобрел несколько работ, но скромную «Божью Матерь» за 1400 рублей купил астраханский купец А. П. Сапожников. Спустя 56 лет сын А. П. Сапожникова, тоже Александр, продолжатель дела отца и наследник значительной части коллекции, преподнес «Мадонну» в качестве подарка дочери Марии, выходившей замуж за архитектора Леонтия Бенуа.

В 1912 году Бенуа решили продать «Мадонну с цветком» уже как работу да Винчи. С целью оценки и проведения экспертизы её вывезли в Европу. Известный лондонский антиквар Д. Дювин оценил картину в 500 тысяч франков (порядка 200 тысяч рублей), американцы предложили значительно больше. Но Мария и Леонтий Бенуа хотели, чтобы «Мадонна с цветком» осталась в России, например, в Эрмитаже. Директор Эрмитажа граф Д. И. Толстой обратился по этому вопросу к Николаю II. За картину предложили 150 тысяч, притом в рассрочку. Владельцы приняли это предложение.

В 1913 году «Астраханский вестник» сообщал, что картина Леонардо да Винчи, приобретенная в Астрахани 100 лет назад господином Сапожниковым, при тщательнейшем и долгом исследовании в Петербурге признана произведением кисти великого Леонардо да Винчи и займет место в Эрмитаже.

В январе 1914 года «Мадонна с цветком» поступила в Императорский Эрмитаж. Она выставлена в Двусветном зале Большого (Старого) Эрмитажа – главном зале невской анфилады. Декор зала создан архитектором Андреем Штакеншнейдером в 1850-е годы в духе Большого стиля Людовика XIV. Ныне это «Зал Леонардо да Винчи», где хранится и другая работа великого мастера - «Мадонна Литта», приобретенная когда-то в Милане.

Благородство Марии и Леонтия Бенуа было высоко оценено обществом. Вскоре шедевр Леонардо «Мадонна с цветком» превратился в «Мадонну Бенуа».

Советская лестница (№ 206)

С 1828 года первый этаж Большого Эрмитажа занимал Государственный совет и Комитет министров, для чего в западной части здания был устроен новый подъезд и новая Советская лестница (арх. А. И. Штакеншнейдер). Лестница связывает три здания: переходным коридорчиком она сообщается с Малым Эрмитажем, противоположной стороны - вдоль линии набережной располагается Старый Эрмитаж, двери в центре (против окон) ведут в залы Нового Эрмитажа.

Интерьер выдержан в светлых тонах: стены оформлены филенками и пилястрами из белого и розового искусственного мрамора, верхняя площадка декорирована беломраморными колоннами. Плафон "Добродетели представляют русское юношество богине Минерве" (работа французского художника Ф. Дуайена (XVIII в.). Единственный акцент в интерьере - малахитовая ваза. Она исполнена на Екатеринбургской фабрике в 1843 году в технике «русской мозаики» (тонкие пластинки камня, искусно составленные вместе так, что образуется красивый узор, наклеиваются на основу с помощью специальной мастики).

Советскую лестницу украшают мраморные статуи: Аполлон Бельведерский (с античного оригинала), Аполлон и Дафна (с античного оригинала), Амур и Психея Джованни Бенцони, Женщина с дубовой ветвью (немецкий мастер 19 в.), Стоящая женщина Карло Альбачини, Гречанка, втирающая бальзам в волосы, Юность Луиджи Бьенеме, Танцующая Вакханка Луиджи Бьенеме.

Лоджии Рафаэля (№ 227)

В Эрмитаже нет подлинников римского периода творчества Рафаэля - высшего этапа деятельности мастера, начавшегося с 1508 года, когда он переехал из Флоренции в Рим, и продолжавшегося вплоть до его смерти. В Риме мастером были созданы такие программные произведения, как росписи в парадных залах Ватиканского дворца, "Сикстинская мадонна" и другие. Отчасти представление о деятельности Рафаэля в Вечном городе может дать копия с ватиканской галереи, так называемых Лоджий Рафаэля*, расписанных по замыслу великого урбинца его учениками в 1518-1519 годах.

Решение галереи, построенной архитектором Браманте в Риме, определяет ритмичное чередование арок, делящих галерею на тринадцать частей; каждая из них завершается крестовокупольным сводом, в котором, в свою очередь, располагаются четыре сюжетные композиции. Они включены в орнаментальное обрамление. Картины на потолке получили название "Библии Рафаэля". Художник остановился на пятидесяти двух важнейших библейских сюжетах, начиная с момента отделения Богом света от тьмы, кончая тайной вечерей, при этом 48 сюжетов посвящены Ветхому Завету, а 4 - Новому Завету. Последовательно представлены ветхозаветные события - история Адама и Евы, Всемирный потоп, деяния патриархов (Авраама, Исаака, Иакова, Моисея) и царей (Давида, Соломона). Новозаветные сюжеты - Рождество, Поклонение Волхвов, Крещение и Тайная Вечеря, завершающая цикл. На стене под зеркалами расположены 10 сцен на библейские сюжеты, выполненные в технике гризайли.

Основное впечатление, получаемое зрителем от лоджий, - гармоническая ясность всего сооружения; конструкция галереи прослеживается в соотношении несущих и несомых частей. Живопись строго согласована с архитектурным замыслом.

В декоре Рафаэль создал свободную вариацию на тему античных росписей, так называемых гротесков. Подобный орнамент получил распространение после того, как в конце XV века в Риме были найдены развалины "Золотого дома", постройки времен императора Нерона, которая сгорела в 64 году. Обнаруженные руины "Золотого дома" стали называть из-за сходства с пещерами - гротами и, соответственно, орнамент, их украшавший, - гротесками. Вазари дал гротескам такое определение: "Гротесками называется разновидность живописи, вольная и потешная, коей древние украшали простенки, где в некоторых местах ничего другого не подходило, кроме парящих в воздухе предметов, и потому они там изображали всякие нелепые чудовища, порожденные причудами природы и фантазией и капризами художников, не соблюдающих в этих вещах никаких правил: они вешали на тончайшую нить груз, которого она не может выдержать, приделывали лошади ноги в виде листьев, а человеку журавлиные ноги, и без конца всякие другие забавные затеи, а тот, кто придумывал что-нибудь почуднее, тот и считался достойнейшим. Позднее в них был порядок, и их стали очень красиво выводить на фризах и филенках, причем лепные чередовались с живописными". Гротескный орнамент получил в Италии очень широкое распространение, особенно после работы Рафаэля в Ватикане.

С необыкновенным изяществом, с истинно ренессансной свободой, с богатейшей фантазией Рафаэль соединяет античных богов, сатиров, нимф с мотивами, взятыми из живой природы, вводит целые пейзажи, создает гирлянды из овощей, фруктов, цветов, музыкальных инструментов. Росписи тянутся по плоскости пилястров, послушно вторят легко круглящемуся потолку, то открывающемуся балюстрадой в голубое (живописное) небо, то уподобляющемуся нарядной мозаике. Вот среди листьев - фантастических и реальных - скачут белки, скользят ящерицы, пробираются мыши, ползут жуки, и каждый раз художник избегает симметрии, придавая животным разное движение, размещая на веточках разное количество листьев, сменяя одну форму другой. Ни один из мотивов не повторяется точно, можно без устали рассматривать одну деталь за другой, все время открывая для себя что-то новое.

В росписях Лоджий по-своему философски осмысляется мир, в лаконичной и концентрированной форме передается его красота и многообразие. Размеры галереи прекрасно соотнесены с фигурой человека. Нарядная, просторная, напоенная воздухом и светом, галерея - истинное детище ренессансной архитектуры и живописи. Человек, по мысли художника, должен осознавать себя центром мира, светлого и ясного, а его ум без труда постигать законы мироздания.

Так, воплощенная мечта Екатерины быть ближе к европейской культуре подарила Эрмитажу не просто картину, а целую галерею росписей.

http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000043/st012.shtml

Рыцарский зал (№ 243)

Зал дворца, отданный под экспозицию довольно велик. В нём без труда разместились и конные рыцари и стенды с множеством различных клинков. Это настоящий праздник для любителя средневекового вооружения. Все мечи, сабли, шпаги, стилеты (перечислять можно долго) или хорошо сохранились или кропотливо отреставрированы. Средневековая Европа представлена во всём своём блеске и красоте. Франция, Германия, Италия, Испания – рыцарское и дворянское холодное (а иногда и первое огнестрельное) оружие представлено довольно широко. Кроме исторической ценности многие доспехи и холодное оружие имеют богатую отделку золотом и драгоценными камнями. Этот факт, плюс ещё сохранность вооружения дают право предположить, что бОльшая часть представленных экспонатов являлась предметами парадного облачения рыцарей.