Как развивалась культура в первобытном обществе. Первобытная культура

Первобытное общество возникло примерно 40 тыс. лет назад и существовало до IV тыс. до н.э. Оно охватывает несколько периодов каменного века — поздний палеолит (40-10 тыс. до н.э.) мезолит (10-6 тыс. до н.э.) и неолит (6-4 тыс. до н.э.). Хотя некоторые элементы культуры возникают еще до установления первобытного общества (религиозные представления, зачатки языка, ручное рубило), развитие собственно человеческой культуры начинается одновременно с завершением процесса формирования человека, каковым сталhomo sapiens , или «человек разумный».

Эпоха позднего палеолита

В период позднего палеолита в первобытном обществе складываются многие важные компоненты . Используемые человеком орудия становятся все более сложными и законченными по форме, которая нередко принимает эстетический вид. Люди организуют охоту на крупных зверей, строят жилища, используя для этого дерево, камни и кости, носят одежду, для чего обрабатывают шкуры.

Не менее сложной становится духовная культура. Прежде всего первобытный человек уже в полной мере обладает главными человеческими качествами: мышление, воля, язык. В обществе формируются : магия, тотемизм, фетишизм, анимизм.

Магия (колдовство, волшебство) находится у истоков всякой религии и является верой в сверхъестественные способности человека воздействовать на людей и природные явления. Тотемизм связан с верой в родство племени с тотемами, каковыми обычно выступают определенные виды животных или растений. Фетишизм - вера в сверхъестественные свойства некоторых предметов — фетишей (амулеты, обереги, талисманы), способных оберегать человека от беды. Анимизм связан с представлениями о существовании души и духов, влияющих на жизнь людей.

В эпоху позднего палеолита успешно развивается, в особенности изобразительное, которое представлено практически всеми видами: рисунок краской, рельеф и круглая скульптура, гравировка. В качестве материала используются различные породы камня, глина, дерево, рога и кость. В качестве краски — сажа, разноцветная охра, мегрель.

Большинство сюжетов посвящено животным, на которых охотился человек: мамонт, олень, бык, медведь, лев, лошадь. Человек изображается редко. Если же таковое случается, то явное предпочтение отдастся женщине. Великолепным памятником в этом плане может служить найденная в Австрии женская скульптура — «Венера Виллендорфская». Эта скульптура имеет примечательные черты: голова без лица, конечности лишь намечены, тогда как половые признаки резко подчеркнуты. Прекрасные образцы первобытной живописи обнаружены в пешерах Нио, Ласко (Франция). Кастилья, Дела Пенья, Пасечья (Испания). Помимо изображения животных на стенах встречаются изображения человеческих фигур в устрашающих масках: охотники, исполняющие магические танцы или религиозные обряды.

На финальной стадии палеолита искусство как бы ускоряет ход и достигает настоящего расцвета. Животные остаются по-прежнему главной темой, однако они даются в движении, в динамике, в различных позах. Теперь все изображение покрывается краской с использованием нескольких цветов различного тона и интенсивности. Подлинные шедевры такой живописи имеются в знаменитых пещерах Альтамира (Испания) и Фон-де-Ром (Франция), где некоторые животные даны в натуральную величину. Им нисколько не уступают произведения Каповой пещеры, что на Южном Урале, на реке Белая, в которой имеются прекрасные изображения мамонтов, лошадей, носорогов.

Эпоха мезолита

Вместе с мезолитом начинается современная геологическая эпоха — голоцен, наступившая после таяния ледников. Мезолит означает переход от палеолита к неолиту. На этой стадии первобытные люди широко применяют лук и стрелы с кремневыми вкладышами, начинают пользоваться лодкой. Растет производство деревянной и плетеной утвари, в частности изготовляются всевозможные корзины и сумки из лыка и камыша. Человек приручает собаку.

Продолжает развиваться культура, значительно усложняются религиозные представления, культы и ритуалы. В частности, усиливается вера в загробную жизнь и культ предков. Ритуал погребения происходите захоронением вещей и всего необходимого для потусторонней жизни, сооружаются сложные могильники.

В искусстве также наблюдаются заметные изменения. Наряду с животными широко изображается и человек, он даже начинает ире- обладать. В его изображении появляется некий схематизм. В то же время художники умело передают экспрессию движений, внутреннее состояние и смысл событий. Значительное место занимают многофигурные сиены охоты, сбора мела, военной борьбы и сражений. Об этом, в частности, свидетельствуют картины на скалах Валлторта (Испания).

Эпоха неолита

Для этой эпохи характерны глубокие и качественные изменения, происходящие в культуре в целом и во всех ее областях. Одно из них заключается в том, что культура перестает быть единой и однородной: она распадается на множество этнических культур, каждая из которых приобретает неповторимые особенности, становится самобытной. Поэтому неолит Египта отличается от неолита Двуречья или Индии.

Другие важные изменения были вызваны аграрной, или неолитической, революцией в экономике, т.е. переходом от присваивающего хозяйства (собирательство, охота, рыболовство) к производящей и преобразующей технологии (земледелие, скотоводство), что означало появление новых областей материальной культуры. Помимо этого возникают новые ремесла — прядение, ткачество, гончарное дело, а вместе с ним — использование глиняной посуды. При обработке каменных орудий применяются сверление и шлифовка. Значительный подъем переживает строительное дело.

Серьезные последствия для культуры имел также переход от матриархата к патриархату. Это событие иногда определяется как историческое поражение женщин. Оно повлекло за собой глубокую перестройку всего уклада жизни, появление новых традиций, норм, стереотипов, ценностей и ценностных ориентаций.

В результате названных и других сдвигов и преобразований во всей духовной культуре происходят глубокие изменения. Наряду с дальнейшим усложнением религии появляется мифология. Первые мифы представляли собой ритуальные обряды с плясками, в которых разыгрывались сцены из жизни далеких тотемистических предков данного племени или рода, которые изображались в виде полулюдей- полуживотных. Описания и объяснения этих обрядов передавались из поколения в поколение, постепенно обособлялись от самих обрядов и превращались в мифы в собственном смысле слова — сказания о жизни тотемистических предков.

Позднее содержание мифов составляют не только деяния тотемистических предков, но и поступки реальных героев, которые совершили нечто исключительное — основали новый обычай, предостерегли от беды, нашли выход из затруднения, принесли какое-либо другое благо. Вместе с возникновением веры в демонов и духов, примерами которых выступа,!и ломовые, водяные, лешие, русачки, эльфы, наяды и т.п., начинают создаваться религиозные мифы, повествующие о похождениях и деяниях этих божеств.

В эпоху неолита — наряду с религиозными представлениями — люди уже обладали достаточно широкими знаниями о мире. Они прекрасно ориентировались на местности, где жили, хорошо знати окружающий животный и растительный мир, что способствовало их успехам в охоте и поиске пищи. У них были накоплены определенные астрономические знания, что помогало им ориентироваться по небу, выделяя в нем звезды и созвездия. Астрономические знания позволяли им составлять первые календари, вести отсчет времени. Имели они также медицинские знания и умения: знали целебные свойства растений, умели лечить раны, выправлять вывихи и переломы. Они использовали пиктографическое письмо, могли считать.

Глубокие изменения в эпоху неолита происходят и в искусстве. Помимо животных в нем изображается небо, земля, огонь, солнце. В искусстве возникает обобщенность и даже схематизм, что проявляется и при изображении человека. Настоящий расцвет переживает пластика из камня, кости, рога и глины. Помимо изобразительного искусства существовали и другие виды и жанры: музыка, песни, танцы, пантомима. Первоначально они были тесно связаны с ритуалами, однако с течением времени все больше приобретали самостоятельный характер.

Наряду с мифами словесное искусство принимало и другие формы: сказки, рассказы, пословицы и поговорки. Широкое развитие имело прикладное искусство, в особенности изготовление различного рода украшений для вещей и одежды.

Современный человек смотрит на первобытную культуру несколько свысока, снисходительно. В этой связи английский историк Дж. Фрэзер отмечает, что «на долю культуры первобытного общества слишком часто выпадают только презрение, насмешки и осуждение». Такое отношение, конечно, никак нельзя считать справедливым. В культуре первобытного общества были заложены основы и предпосылки для последующего развития всей человеческой культуры. Просто люди склонны забывать, кому они обязаны всем тем, что они есть.

Первобытная культура – первый и самый длительный этап в развитии культуры. Он соотносится с возникновением современного человека и человеческого общества. Временные рамки этого периода в развитии культуры связывают с исторической периодизацией : древнейший период человеческой истории и культуры - это эпохи палеолита (800-13 тыс. лет до н. э.), мезолита (13-6 тыс. лет до н.э.) и неолита (6-2 тыс. лет до н.э.).

Первым историческим свидетельством появления на Земле человека являются самые примитивные орудия труда, возраст которых, по мнению палеоантропологов - специалистов, изучающих историю возникновения человека, около 2 млн. лет. Факт появления орудий труда дает основание предполагать, что в этот период началось становление человека и человечества. Однако только 50- 30 тыс. лет назад появился Homo sapiens (неоантроп, кроманьонец) - современный человек, который в полной мере может считаться культурным существом.

Основным занятием кроманьонцев была охота, собирательство и рыбная ловля, для чего использовались каменные, деревянные, костяные орудия труда. Техника их изготовления носила уже более совершенный характер, связанный с вторичной обработкой сырья (так, отколотые пластины кремния шлифовались и превращались в скребки, резцы, ножи и т.д.). Кроме пещер и землянок, использовавшихся в качестве жилища, появились постройки из костей животных. Кроманьонцы изготавливали одежду из шкур и растительных материалов. В это время появляется пешерная живопись, статуэтки и украшения.

В дальнейшем – в эпохах мезолита и неолита - совершенствовались орудия труда, усложнялись похоронные обряды, свидетельствовавшие о наличии культа предков и веры в загробную жизнь, появились первые транспортные средства - лодка и лыжи, возникли керамика и ткачество, но главное - это то, что люди перешли от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству, что повлекло за собой распространение оседлого образа жизни.

На основе данных археологии, этнографии и языкознания можно обозначить основные черты первобытной (древней, архаичной) культуры - синкретизм, антропоморфизм, традиционность, социальное равенство.

Синкретизм первобытной культуры означает нерасчлененность, неразрывность восприятия древним человеком различных явлений окружающего мира и свойств, присущих людям. Синкретизм проявлялся в следующих формах:

- синкретизм общества и природы. Первобытный человек воспринимал себя как органичную чадть природы, ощущая свое родство со всеми живыми существами, не выделяя себя из природного мира;
синкретизм личного и общественного. Первобытный человек отождествлял себя с общиной, к которой принадлежал. «Я» заменяло существование «мы» как рода. Возникновение человека в его современном виде было связано с вытеснением либо заменой индивидуальности, которая проявлялась лишь на уровне инстинктов;

- синкретизм различных сфер культуры. Искусство, первобытная религия , медицина, земледелие, скотоводство, ремесла, добывание пищи не были обособлены друг от друга. Предметы искусства (маски, рисунки, статуэтки, музыкальные инструменты и т.д.) долгое время использовались главным образом как предметы повседневного быта;

- синкретизм как принцип мышления. В мышлении первобытного человека отсутствовало четкое противопоставление субъективного и объективного; наблюдаемого и воображаемого; внешнего и внутреннего; живого и мертвого; материального и духовного. Важной особенностью первобытного мышления было синкретичное восприятие символов и реальности, слова и предмета, который этим словом обозначался. Поэтому с помощью нанесения вреда предмету или изображению человека считалось возможным причинить им реальное зло. Это привело к появлению фетишизма - веры в способность предметов обладать сверхъестественной силой. Особым символом в первобытной культуре выступало слово. Имена воспринимались как часть человека или вещи.

Антропоморфизм (от греч. антропос - человек, морфэ - форма) - наделение человеческими свойствами предметов и явлений неживой природы, небесных тел, растений и животных. Первобытный человек рассматривал природу по своему образу и подобию. В современном языке сохранилось множество фразеологизмов, которые создают картину мира, используя человекосоотнесенные характеристики: например, природа радуется, земля устала, дождь идет, облака плывут, молния бьет.

Традиционализм. В первобытной культуре традиции имели особое значение, так как именно традиции, являвшиеся основой стабильности и порядка, позволили упорядочить общинную жизнь, не допуская произвола и хаоса. Для первобытной культуры была характерна неприязнь к инновациям и инакомыслию, что в определенной степени тормозило развитие общества.

К числу особенностей первобытной культуры относится и существование социального равенства, основанного на отсутствии частной собственности и имущественного неравенства. В связи с этим в первобытном обществе отсутствовала политическая организация и государство как основной ее элемент, а культура социальных отношений строилась на принципах общинного традиционализма.

Отсутствие письменности приводило к тому, что знания и навыки могли передаваться в такой культуре только при непосредственном контакте. Старые, много повидавшие люди с хорошей памятью особо ценились в такой культуре, так как являлись «ходячими библиотеками».

Культура первобытного общества

Характерные черты первобытного общества:

Крайне низкий уровень производительных сил (исключает возможность получения прибавочного продукта);

Общинный тип собственности, присваивающий ха­рактер экономики (коллективный труд, уравнитель­ное распределение);

Отсутствие организованной власти, опирающейся на силу принуждения;

Преобладание родовых связей.

По социальному устройству первобытную куль­туру разделяют на эпоху первобытного стада, эпоху родового строя (матриархат и патриархат), эпоху воен­ной демократии, т.е. идет движение от первобытного стада к соседской общине.

Познавательная деятельность человека разви­валась от частного к общему, от простейшего к более сложному и носила прикладной характер (развитие орудий труда и сфер деятельности).

Принято также разделение первобытного общества по материалу, из которого преимущественно изго­тавливались орудия труда и оружие.

Каменный век:

1. Палеолит (до 10 тыс. до н.э.):

Орудия из камня, дерева, кости; овладение огнем, при неумении пока добывать его; основной способ пропи­тания - охота и собирательство, позднее - рыболовст­во;

Появление жилища;

Предпосылки появления членораздельной речи, эле­ментов ритуальной обрядности,

2. Мезолит (10 - 5 тыс. до н.э.):

Появление лука и стрел;

Приручение собаки;

3. Неолит (8-5 тыс. до н.э.):

Переход от присваивающего хозяйства к производя­щему ("неолитическая революция"), земледелие и ско­товодство;

Начало изготовления предметов потребления;

Возникновение оседлого образа жизни, изобретение способов добычи огня.

Медно-бронзовый век (конец 4 - начало 1 тыс. до н.э.):

Распространение орудий труда и оружия из меди и, далее, бронзы;

Появление кочевого скотоводства и поливного земле­делия;

Возникновение письменности и первых государств (Египет).

Железный (1 тыс. до н.э.):

Распространение металлургии железа, изготовление железных орудий труда и оружия;

Вытеснение меди железом, рост производительности труда.

Существуют и другие периодизации первобытно­го общества. В частности, американский историк и эт­нограф Морган в первобытном обществе выделил пе­риоды дикости, варварства и цивилизации.

Начиная с первобытного стада, формировались коллективная воля и мораль. Сначала - целесообразная взаимопомощь, затем - забота о слабых. Важно было сознание собственной общности - " мы" (групповое самосознание). Постоянно осуществлялись инициации (посвящения) - крайне жестокие обряды-пытки, кото­рым подвергались юноши (реже и девушки), достиг­шие половой зрелости. Инициации выполняли не толь­ко роль естественного отбора, но и социализирующую, воспитательную функцию.

Первобытная культура - синкретична (нерасчленена): обряд, ритуал, обычай играли решаю­щую роль в культурном процессе, охватывая всех лю­дей без разделения их на исполнителей и потребите­лей.

Универсальной формой духовной жизни перво­бытных людей являлась мифология как проявление языческого мировоззрения.

Все явления природной и социальной жизни имели свою персонификацию (свой образ). Божественные персоны были объединены общностью кровных уз. Это кровное родство и лежало в основе целостности представлений о мире для мифологического сознания.

Через общение с божеством человек строил свои отношения с миром. Поклонение божеству, а значит и соответствующее природное и социальное действие, регламентировалось, становилось священной нормой.

Типы мифов: этнологические, космогонические, антропологические и другие. В мифологии синкретич­но были слиты культурные функции, разделённые впо­следствии в более развитых обществах между религи­ей, наукой, моралью, искусством, политикой и т.д.

Первые примитивные религиозные верования существовали в форме анимизма, тотемизма, фети­шизма, а также магии, которая выступала средством общения с потусторонними силами и впоследствии стала монополией определенных лиц: магов, колдунов, шаманов и т.д.

Когда мы слышим слово "магия", оно ассоцииру­ется у нас с чем-то таинственным, мистическим. Но для первобытного человека всё было иначе. Для него не было резкой границы между естественным и сверхъестественным. Мир был един и силы видимые переплетались в нём неразрывно с невидимыми.

По определению в современной литературе, маги­ей называются различные действия, цель которых по­влиять воображаемым сверхъестественным путём на окружающий мир.

Между тем, в полном смысле слова, сверхъесте­ственным в мире ничего назвать нельзя. Одному плану бытия свойственны одни законы, другому - другие. Физики показали нам, что микромир сильно отличает­ся от макромира и мегамира. Так что в определении магии ясно одно: магия, действительно, имеет целью повлиять на окружающий мир.

С того момента, когда человек стал обладать соз­нанием, он уловил наличие в мире причинных связей. Главной задачей магии было использование открытых человеком закономерностей для своих повседневных нужд и целей.

Возникновение искусства связано со способно­стью к абстрагированию, с трудовой деятельностью и необходимостью общения.

Первые памятники изобразительной деятельно­сти - гравированные узоры на камне, роспись пещер, рельефы и круглая пластика. Почти все сюжеты по­священы животным (зооморфизм), реже - человеку (антропоморфизм).

От палеолита к неолиту идет эволюция художе­ственных стилей (Ориньяк, Соллютре, Мадлен, Альта-мира и др.). Первые архитектурные сооружения перво­бытного общества - мегалиты (сооружения культового характера из огромных камней) - появились в эпоху бронзы. Существуют различные виды мегалитов: дольмены, менгиры, кромлехи.

Для первобытной культуры характерно отсутст­вие более или менее ясного представления о специфике человека, его качественного отличия от животных

(оборотни-полулюди-полузвери) и полное отсутствие представлений о личности отдельного человека.

Художественно-образное мышление являлось единственным средством духовного освоения мира.

Первобытная история человечества длилась сотни тысяч лет и делится она на:

  • Каменный век ($2$ млн. – $4$ тыс. лет до н.э.): палеолит, мезолит и неолит.
  • Бронзовый век (конец $2$ – начало $1$-го тыс. до н.э.) Ремесло отделяется от земледелия, появляются первые классовые государства.
  • Железный век (середина $1$-го тыс. до н.э.) Формируется неравномерное развитие мировой кульутры.

Замечание 1

Первые памятники искусства начали появляться в период позднего палеолита. К ним относятся живопись на скалах, пещерах, гравированные рисунки на камнях, изображающие животных, иногда человека. Позднее начинают появляться статуэтки с изображением женщины, символизирующие плодородие. Это важнейшие компоненты материальной культуры.

В эпоху палеолита возникают первые формы культуры. Ее первыми проявлениями стали каменные орудия. В эпоху мезолита начинают развиваться сюжетные композиции, на которых изображается человек. В эпоху неолита первобытные люди обучились обжигать глину, что в дальнейшем привело к развитию расписной керамики.

Культура первобытного общества

  • Идеологическую: так как творчество в первобытном обществе не представляло личных мотивов, и цель художника была целью всего коллектива.
  • Образовательную: художественное творчество включало в себя мировоззрение всего общества.
  • Коммуникативную и мемориальную: искусство осуществляло связь поколений, передавая вековые коллективные знания, предметы искусства становились реликвиями рода.
  • Магическую и религиозную: искусство первобытного общества неотделимо от религии, поэтому большую часть изображений использовали в проведении ритуалов и магических обрядов.
  • Эстетическую: искусство способствовало развитию первобытных людей, наполняя их новыми идеями и представлениями о красоте.

Духовная культура первобытного общества

  • Праэлементы морали
  • Мифологическое мировоззрение
  • Первые формы религии
  • Ритуалы, обряды

В первобытной культуре воедино слиты мифология и магия, наряду с зачатками научных представлений.

В момент, когда первобытный человек в полной мере начинает владеть отличительными и ключевыми качествами: мышлением, волей и языком, начинают складываться первые формы религии:

  • тотемизм,
  • магия,
  • анимизм,
  • фетишизм.

Магия стоит в начале любой религии, это вера в сверхъестественное, вера в неординарные способности человека, который может повлиять на природу, животных и окружающих.

Тотемизм характеризует веру в родство человека, племени, рода с тотемом, который представляется в виде животного или растения.

Фетишизм характеризуется верой в сверхъестественные свойства предметов окружающего мира, которые назывались фетишами, амулетами, оберегами.

Анимизм характеризуется верой и представлением о наличии души, духов, которые влияют на жизнь человека, племени, общества.

В процессе усложнения религии и религиозные представлений начинает складываться мифологическое мышление . Первые мифы были представлены в качестве религиозных обрядов, в которых изображались сцены жизни далеких предков, со временем, через передачу информации последующим поколениям, начали складываться мифы – сказания о жизни тотемистических предков.

Позднее в миф стали входить вместе с историями о жизни тотемистических предков так же и жизнь, подвиги героев, которые своими деяниями создали новый обычай, как правило, несущий благо.

Замечание 2

Культура первобытного общества сформировала и заложила ту культурную базу и те предпосылки, которые позволили развиться всей последующей культуре человечества.

Эпоха первобытности, или первобытного общества, – это самая длительная фаза в истории человечества. По данным современной науки, она началась около 1,5 – 2 миллионов лет назад (а, возможно, даже еще раньше) с возникновением первых человекообразных существ и закончилась примерно на рубеже нашей эры. Впрочем, в отдельных районах нашей планеты – главным образом, в северных приполярных, экваториальных и южных широтах – примитивный, по сути, первобытный уровень культуры коренного населения сохраняется до настоящего времени, либо был таковым еще сравнительно недавно. Это так называемые традиционные общества, уклад жизни которых крайне мало изменился за прошедшие тысячелетия.

Материальная культура первобытного общества формировалась в ходе процесса «очеловечивания» человека параллельно с его биологической и социальной эволюцией. Материальные потребности первобытного человека были очень ограничены и сводились, главным образом, к созданию и поддержанию важнейших условий жизнедеятельности. К основным потребностям относились: потребность в пище, потребность в жилье, потребность в одежде и потребность в изготовлении простейших инструментов и орудий, необходимых для обеспечения пищи, жилья и одежды. Историческая эволюция человека как биологического вида и социального существа нашла отражение и в динамике его материальной культуры, которая, хотя и медленно, но все же изменялась и совершенствовалась с течением времени. В материальной культуре первобытного общества ярко выражена ее приспособительная (адаптивная) функция – древнейшие люди были крайне зависимы от окружающей их природной среды и, не умея еще изменять ее, стремились оптимальным образом вписаться в нее, сжиться с внешним миром, будучи неотъемлемой его частью.

Основы материальной культуры человечества были заложены в эпоху палеолита (древнего каменного века), который продолжался от 1,5 – 2 миллионов лет до 13 – 10 тысяч лет назад. Именно в эту эпоху произошли процессы выделения человека из животного мира, сложения биологического вида Ноmo sapiens (Человека разумного), формирования человеческих рас, появления речи как средства общения и передачи информации, сложения первых социальных структур, расселения человека по огромным пространствам Земли. Эпоха палеолита делится условно на ранний палеолит и поздний палеолит, хронологической границей между которыми считается время появления Homo sapiens около 40 тысяч лет назад.

Человечество на заре своей истории в эпоху палеолита пережило серьезные трансформации природно-климатической среды, что не могло не отразиться на образе жизни, занятиях, материальной культуре в целом. Первые человекообразные существа появились и длительное время обитали в условиях очень теплого влажного климата. Однако около 200 тысяч лет назад на Земле началось резкое похолодание, приведшее к образованию мощных ледниковых покровов, иссушению климата, значительному понижению среднегодовых температур, изменениям в составе флоры и фауны. Ледниковая эпоха продолжалась очень долго и состояла из нескольких периодов похолодания, тянувшихся многие тысячи лет, и следовавших за ними коротких фаз потепления. Лишь около 13 – 10 тысяч лет назад началось необратимое и устойчивое потепление климата – это время совпадает с концом эпохи палеолита. Некоторые исследователи полагают, что необходимость приспосабливаться к суровым условиям ледниковой эпохи сыграла в определенной мере положительную роль в эволюции человечества, мобилизовав все жизненные ресурсы, интеллектуальный потенциал первых людей. Как бы то ни было, но формирование Человека Разумного приходится именно на сложное время борьбы за выживание.

Обеспечение пищи в эпоху палеолита было основано на присваивающих отраслях хозяйства – охоте, собирательстве и частично рыболовстве. Объектами охоты были достаточно крупные животные, характерные для ледниковой фауны. Самым внушительным представителем животного мира являлся мамонт – охота на него требовала коллективных усилий и обеспечивала большое количество пищи на длительное время. В местах постоянного обитания мамонтов возникали поселки охотников. Остатки таких поселков, которые существовали около 20 – 30 тысяч лет назад, известны в Восточной Европе.

Объектами собирательства были различные съедобные растения, хотя в целом ледниковая флора не отличалась особым разнообразием и богатством. Рыболовство играло сравнительно небольшую роль в получении пищи в эпоху палеолита. Способы приготовления пищи в эпоху палеолита основывались на использовании открытой термообработки – поджаривание и копчение на огне, сушка и вяление на воздухе. Способ варки в кипящей воде, требующий термоустойчивых емкостей, был еще неизвестен.

Проблема жилья решалась древнейшими людьми в первую очередь путем использования естественных убежищ – пещер. Именно в пещерах чаще всего обнаруживают остатки жизнедеятельности человека эпохи палеолита. Пещерные стоянки известны в Южной Африке, Западной и Восточной Европе, Восточной Азии. Искусственно созданное жилье появляется в период позднего палеолита, когда сформировался уже Homo sapiens. Жилища того времени представляли собой выровненную округлую площадку, окруженную по периметру камнями или крупными, вкопанными в землю костями мамонта. Наземный каркас шатрового типа сооружался из стволов и веток деревьев, обтянутых сверху шкурами. Жилища были достаточно большими – их внутреннее пространство достигало 100 квадратных метров. Для обогрева и приготовления пищи на полу жилища устраивались очаги, самый крупный из которых располагался в центре. Два–три таких жилища обычно вмещали всех обитателей поселка палеолитических охотников на мамонтов. Остатки подобных поселков, существовавших около 20 – 30 тысяч лет назад, раскопаны археологами на Украине, на территории Чехословакии, в Японии.

Задача обеспечения людей одеждой остро встала с наступлением ледниковой эпохи для защиты от холода в тех районах мира, где климат был особенно суров. По данным археологических исследований известно, что в период позднего палеолита люди умели шить одежду типа мехового комбинезона или парки и мягкую кожаную обувь. Мех и кожа убитых животных были основными материалами для изготовления одежды. Известно также, что уже в это далекое время одежда нередко украшалась различными декоративными деталями. Например, на полуострове Камчатка раскопаны захоронения палеолитических охотников, погребальный костюм которых был расшит мелкими каменными бусами – бисером. Возраст этих захоронений – около 14 тысяч лет.

Набор орудий и инструментов людей палеолита был достаточно примитивен. Основным материалом для изготовления инвентаря служили подходящие для обработки породы камня. В эволюции первобытных орудий отразился процесс развития человека и его культуры. Орудия периода раннего палеолита, до формирования Homo sapiens, были крайне просты и универсальны. Основные их типы – заостренное с одного края рубило, пригодное для многих трудовых операций, и остроконечник, который также мог служить для различных практических целей. В период позднего палеолита орудийный набор заметно расширяется и совершенствуется. Прежде всего, прогрессирует сама техника изготовления каменных инструментов. Появляется и широко распространяется прием пластинчатой техники обработки камня. Подходящий по форме и размеру кусок породы обрабатывался таким образом, что удавалось получать удлиненные прямоугольные пластины – заготовки для будущих орудий. С помощью приема ретуши (снятия мелких чешуек) пластине придавалась необходимая форма и она превращалась в нож, скребок, наконечник. Человек позднего палеолита пользовался каменными ножами для разделки мяса, скребками для обработки шкур, с помощью копий и дротиков охотился на животных. Появляются и такие типы инструментов, как сверла, проколки, резцы – для обработки камня, дерева, кожи. Помимо камня необходимые инструменты изготовлялись из дерева, кости и рога.

В период позднего палеолита человек знакомится с новым, не известным ему ранее материалом – глиной. Археологические находки на поселениях возраста 24 – 26 тысяч лет на территории Моравии в Восточной Европе свидетельствуют, что в это время в данном районе мира люди овладели навыками пластической трансформации глины и ее обжига. По сути, был сделан первый шаг к изготовлению керамики – искусственного материала, обладающего отличными от глины свойствами. Однако свое открытие они применили не в практической сфере, а для изготовления фигурок людей и животных – возможно использовавшихся в ритуальной практике.

Следующая эпоха в истории человечества и его материальной культуры – неолит (новый каменный век). Ее начало восходит ко времени глобальных климатических трансформаций, произошедших около 13 – 10 тысяч лет назад в масштабах всей Земли. Необратимое потепление климата повлекло за собой – как когда-то наступление ледниковой эпохи – существенные изменения в составе флоры и фауны. Более разнообразна стала растительность, на смену холодолюбивым видам пришли теплолюбивые, широко распространились многочисленные кустарниковые, травянистые растения, в том числе и съедобные. Исчезли крупные животные – мамонт, шерстистый носорог и другие, не сумевшие приспособиться к новым условиям. На смену им пришли иные виды, в частности, разнообразные копытные, грызуны, мелкие хищники. Потепление и повышение уровня мирового океана, озерных и речных водоемов благоприятно сказалось на развитии ихтиофауны.

Меняющийся мир заставил человека приспосабливаться к нему, искать новые решения и способы обеспечить самое необходимое. В разных районах планеты, однако, особенности и темпы изменений в человеческой культуре, связанные с изменениями природных условий, были различны. Новые черты в хозяйстве, быте, технологиях имели свою специфику в определенных географических поясах – в субтропиках, умеренных широтах, на северных приполярных территориях, у обитателей континентальной суши и морских побережий. К наиболее значительным достижениям материальной культуры человека, отметившим наступление новой эпохи, относятся освоение новой технологии обработки камня – шлифование, изобретение керамической посуды, распространение рыболовства как важной, а в некоторых районах – ведущей отрасли хозяйства, использование новых типов охотничьего вооружения, прежде всего, лука и стрел.

На большинстве территорий, освоенных человеком в эпоху неолита, виды деятельности, направленные на получение пищи, носили присваивающий характер. Лук и стрелы для охоты на птиц и небольших животных, дротики и копья для поражения более крупной дичи, силки и капканы – всем этим снаряжением располагали первобытные охотники. Для рыбной ловли использовали остроги и сети, сплетенные из растительного сырья. В районах морского побережья – например, на Японских островах, на берегах Балтики – развивалось также собирательство морепродуктов – моллюсков, крабов, морской капусты и т.п. Повсеместно диета древних людей дополнялась продуктами собирательства – орехами, корнеплодами, ягодами, грибами, съедобными травами и т.п.

Сфера изготовления орудий и инструментов становится более разнообразной и сложной. Еще используются появившиеся в период позднего палеолита приемы пластинчатой обработки камня и ретуши. Но все большее значение приобретает прием шлифования. Технология шлифования была ориентирована на определенные породы камня и позволяла получать орудия с высоким коэффициентом полезного действия, разнообразные по функциям. Сущность приема шлифования заключалась в механическом воздействии на поверхностный слой обрабатываемой каменной заготовки при помощи специального орудия – абразива. Наиболее широкое применение шлифование нашло в изготовлении рубящих и метательных орудий. Шлифованный топор был гораздо эффективнее палеолитического рубила, удобнее в практическом использовании. Как показывают современные экспериментальные исследования, чтобы изготовить шлифованный топор или тесло, необходимо около 6 – 8 часов работы, т.е. один день. Таким топором можно достаточно быстро срубить дерево средней толщины и очистить его от веток. Шлифованные топоры и тесла и были предназначены в первую очередь для деревообработки.

Значение изобретения керамической посуды трудно переоценить. Если люди периода позднего палеолита только приблизились к постижению свойств глины и получению керамики, то в рассматриваемое время уже родилось новое производство – изготовление керамической посуды. Как свидетельствуют данные науки, первые глиняные сосуды были изготовлены в Восточной Азии (Японский архипелаг, Восточный Китай, юг Дальнего Востока) около 13 – 12 тысяч лет назад. Впервые человек перешел от использования природного сырья (камня, дерева, кости) к созданию искусственного материала с новыми свойствами. Технологический цикл изготовления керамики включал добычу глины, смешивание ее с водой, лепку необходимых форм, сушку и обжиг. Именно стадия обжига была важнейшей в химико-физических преобразованиях глины и обеспечивала получение собственно керамики. Обжигали древнейшую глиняную посуду в обычных кострах при температуре около 600°С. Так были заложены основы принципиально новой технологии, направленной на изменение свойств природного сырья. В более поздние эпохи человек, используя принцип термической трансформации исходного вещества, научился создавать такие искусственные материалы, как металл и стекло.

Овладение мастерством изготовления керамической посуды положительно сказалось на некоторых важных сторонах жизни древних людей. Как полагают ученые, первые глиняные сосуды использовались прежде всего для приготовления пищи в кипящей воде. Керамика в этом плане имела неоспоримые преимущества перед плетеными, кожаными, деревянными емкостями. В сосуде из органического материала практически невозможно вскипятить воду и сварить пищу, а герметичный, термоустойчивый керамический сосуд позволял это сделать. Способ варки наиболее подходил для приготовления растительной пищи, некоторых видов ихтиофауны. Жидкая горячая пища лучше усваивалась организмом – это особенно важно было для детей и пожилых людей. Как результат – увеличение общей продолжительности жизни, физиологической комфортности, рост численности населения.

Керамические емкости оказались полезны не только для варки пищи, но и для иных бытовых целей – например хранения некоторых видов продуктов, воды. Навыки производства глиняной посуды достаточно быстро стали известны древнему населению планеты – скорее всего, люди в разных регионах независимо приходили к освоению глины как сырья для получения керамики. Во всяком случае, 8 – 7 тысяч лет назад, в неолитическую эпоху, керамическая посуда стала уже неотъемлемой и, возможно, самой важной частью домашней утвари у обитателей Азии, Африки и Европы. При этом в изготовлении керамики складывались локальные стили, отражавшие особенности конкретных культур. Наиболее ярко эта локальная специфика отражалась в декоре посуды, т.е. в способах и мотивах ее орнаментации.

Заметный прогресс в эпоху неолита был связан с конструкцией жилища. Появляется новый тип жилья – строение с углубленным в землю котлованом и системой опорных столбов для поддержания стен и кровли. Такое жилище было рассчитано на достаточно длительное обитание, надежно защищало в зимний сезон от холода. Внутри дома соблюдалась определенная планировка – были выделены жилая и хозяйственная половины. Последняя предназначалась для хранения бытовой утвари, запасов пищи, для занятий различными трудовыми операциями.

Технологические новшества коснулись также изготовления одежды. В эпоху неолита появляется и распространяется способ получения нитей и грубых тканей из растительного сырья – крапивы, конопли и др. Для этих целей использовалось веретено с насаженным на один конец керамическим или каменным диском-утяжелителем, простейшие приспособления для вязания и плетения ткани. Одежду шили с помощью костяных игл – их нередко находят при раскопках древних поселений. В погребениях эпохи неолита иногда обнаруживают и предметы одежды, которые были на покойнике в момент захоронения. Покрой платья был очень простым и напоминал рубаху – в те времена еще не существовало разделения одежды на верхнюю и нижнюю.

В эпоху неолита появляется новая сфера материальной культуры – транспортные средства. Рост численности населения, необходимость освоения новых территорий в поисках лучших охотничьих и рыболовных угодий, развитие рыболовства как отрасли хозяйства стимулировали освоение водных путей передвижения. Наличие достаточно совершенных по тем временам орудий – шлифованных топоров и тесел – позволяло сооружать первые лодки для путешествия по рекам и озерам. Лодки выдалбливались из стволов деревьев и отдаленно напоминали современное каноэ. Остатки таких деревянных лодок и весел были найдены археологами на неолитических поселениях Восточного Китая и Японских островов.

В целом, население большинства районов мира в эпоху неолита существовало в рамках присваивающего хозяйства, вело подвижный (кочевой) либо полуоседлый – в местах развитого рыболовства – образ жизни. Материальная культура этих древних племен соответствовала их потребностям и условиям окружающей среды.

Особый пласт материальной культуры эпохи неолита связан с населением некоторых районов субтропического пояса. Это отдельные зоны Ближнего Востока, Северной Африки, Восточной Азии. Здесь сочетание благоприятных климатических условий и наличие в составе растительности диких съедобных злаков, а также некоторые другие факторы обеспечили возможность появления культивации растений с целью получения постоянного источника пищи. По сути, эти районы стали родиной древнейшего в мире земледелия. Освоение нового вида хозяйственной деятельности, которому суждено было обеспечивать впоследствии экономическую основу и прогресс всех ранних цивилизаций мира, не могло не повлиять на культуру и образ жизни первых земледельцев.

Производственный цикл по обработке земли, выращиванию и снятию урожая привязывал людей к конкретной местности, подходящей по своим условиям для ведения такого хозяйства. Например, в Северной Африке это была плодородная долина великой реки Нил, где уже 9 – 8 тысяч лет назад возникли поселения ранних земледельцев. В Восточном Китае племена, занимавшиеся культивацией дикого риса, расселились в бассейне реки Янцзы около 7 тысяч лет назад, а 6 – 5 тысяч лет назад в бассейне реки Хуанхэ люди научились возделывать просо. Ранние земледельцы вели оседлый образ жизни в отличие от их современников, добывавших себе пищу охотой и собирательством. Поселки состояли из долговременных домов. Для их строительства на Ближнем Востоке и в Северной Африке использовали глину, часто смешанную с тростником. Древнейшие рисоводы Восточного Китая сооружали из дерева большие удлиненно-прямоугольные дома на сваях, что защищало поселки от затопления в сезон дождей.

Орудийный набор древнего земледельца включал инструменты для обработки земли и снятия урожая – мотыги из камня, кости и дерева, каменные серпы и жатвенные ножи. Изобретателями первых серпов были жители Ближнего Востока, которым принадлежала оригинальная идея сделать комбинированное орудие, состоящее из костяной или деревянной основы в форме полумесяца с пазом вдоль внутреннего изгиба, в который был вставлен плотный ряд тонких острых каменных пластинок, образовавших режущий край. Земледельцы последующих культурно-исторических эпох, вплоть до 19 века, использовали серп как свое основное орудие – и хотя оно уже изготавливалось из металла (сначала из бронзы, а затем из железа), его форма и функция оставались неизменными на протяжении тысячелетий.

Во всех названных районах раннее земледелие сопровождалось начальными формами одомашнивания животных. В Северной Африке и на Ближнем Востоке приручали и разводили различных копытных, в Восточном Китае – свинью и собаку. Животноводство, таким образом, становится важным источником получения мясной пищи. В течение длительного времени земледельческо-животноводческое хозяйство еще не могло обеспечивать людей постоянно и в полном объеме необходимой пищей. При тогдашнем уровне технических средств и знаний об окружающем мире слишком сложно было человеку находить верную стратегию взаимодействия с природой. Поэтому значительную роль в жизнеобеспечении продолжали играть охота, собирательство и рыболовство.

Потребности земледельческого хозяйства и оседлый образ жизни способствовали развитию различных технологий и производств. Так, у ранних земледельцев Африки, Ближнего Востока, Восточной Азии особого расцвета достигают гончарство (изготовление керамической посуды), прядение и ткачество, деревообработка, плетение, изготовление украшений. Судя по находкам археологов, последние весьма широко использовались в качестве деталей костюма. В неолите складываются основные типы украшений, дожившие до наших дней, – браслеты, бусы, кольца, подвески, серьги. Изготовлялись украшения из самых разных материалов – камня, дерева, кости, раковин, глины. Например, обитатели Восточного Китая, выращивавшие рис и просо в эпоху неолита, широко использовали для изготовления украшений полудрагоценный камень нефрит, который на протяжении всех последующих тысячелетий оставался излюбленным материалом для декоративных поделок.

В целом, освоение навыков земледелия и животноводства явилось самым крупным достижением человечества в эпоху неолита, заложив основы последующего культурно-исторического прогресса. Не случайно исследователи предложили специальный термин для этого явления – «неолитическая революция», подчеркивая действительно революционное значение хозяйственных нововведений. Постепенно с навыками культивации растений и разведения домашних животных познакомилось население многих районов Европы и Азии за исключением самых северных широт. На Американском континенте земледелие становится известно, начиная с 1 тысячелетия до нашей эры, – там основными культурами были маис и кукуруза.

Темпы технического и культурного прогресса были различны в разных регионах земного шара – наиболее динамично развивались зоны раннего земледелия. Именно там, на этих щедро наделенных природными богатствами территориях, произошел следующий крупный качественный скачок в истории материальной культуры – освоение металла. Как полагают ученые на основании новейших данных, на Ближнем Востоке первый металл – медь – стал известен уже в 7–6 тысячелетиях до нашей эры, а в Северной Африке – в конце 5 тысячелетия до нашей эры. Длительное время медь использовалась для изготовления украшений и мелких орудий (рыболовных крючков, шильев), а в арсенале технических средств ведущую роль по-прежнему играл каменный инструментарий. На первых порах самородная медь обрабатывалась холодным способом – ковкой. Лишь позднее осваивается горячая обработка металлической руды в специальных плавильных горнах. В 3 тысячелетии до нашей эры становится известна технология изготовления сплавов, увеличивающих твердость меди путем добавления к ней различных минералов. Так появляется бронза – сначала сплав меди с мышьяком, затем с оловом. Бронза в отличие от мягкой меди была пригодна для изготовления широкого спектра орудий – в частности режущих и метательных.

В 3 – 2 тысячелетиях до нашей эры на обширных пространствах Евразии распространились знания о добыче и обработке металлической руды, об изготовлении из металла различных орудий. Именно с этим временем принято связывать основные хронологические рамки бронзового века. Процесс освоения металла протекал неравномерно, и успехи в этой области зависели в первую очередь от наличия природных запасов руд в том или ином регионе. Так, в районах, богатых полиметаллическими рудами, формируются крупные центры бронзовой металлургии – на Кавказе в конце 3 – 2 тысячелетиях до нашей эры, в Южной Сибири во 2-м тысячелетии до нашей эры.

Бронзовые орудия и предметы вооружения имели несомненные преимущества перед каменным инструментом – они были значительно эффективнее в работе и долговечнее. Постепенно бронза вытеснила камень из основных сфер трудовой деятельности. Особую популярность приобрели бронзовые топоры, ножи и наконечники. Кроме того, из бронзы изготовлялись декоративные предметы – пуговицы, бляхи, браслеты, серьги и т.п. Металлические изделия получали методом отливки в специальных формах.

Вслед за медью и бронзой было освоено железо. Родиной первых железных изделий было Южное Закавказье (современная Армения) – как полагают, этот металл там научились плавить уже во второй половине 2 тысячелетия до нашей эры. Железо быстро распространяется по Евразийскому континенту. 1 тысячелетие до нашей эры и первые века нашей эры принято называть железным веком. Основными источниками получения нового металла являлись магнетит и красный железняк – эти руды особенно богаты содержанием железа. Населению тех территорий, где не было достаточно благоприятных условий для появления собственной металлургии железа, этот металл и изделия из него становятся известны от более прогрессивных соседей. Например, на Японские острова и бронза, и железо попали практически одновременно в 1 тысячелетии до нашей эры благодаря культурным контактам с жителями материковых районов Восточной Азии.

Железо как материал для изготовления орудий постепенно вытеснило бронзу, так же, как она когда-то вытеснила медь. Необыкновенная прочность этого металла была основной предпосылкой его хозяйственного использования – для изготовления оружия, орудий обработки земли, различного инструментария, конской сбруи, деталей колесного транспорта и т.д. Применение железных орудий обеспечило быстрый прогресс во всех отраслях хозяйственной и производственной деятельности.

Процесс распространения металлов – меди, бронзы и железа – на значительной части земного шара происходил в рамках первобытной эпохи. Племена, освоившие навыки добычи и обработки металла, в своем развитии неизбежно обгоняли те группы древнего населения, которым еще не была известна эта технология. В обществах, знакомых с металлом, активизировались производящие отрасли хозяйства, различные промыслы и производства. Например, использование теплотехнических средств для плавки металлической руды повлияло на прогресс в сфере гончарства, а именно – в технике обжига керамической посуды. Железные инструменты, в какой бы отрасли они не применялись, позволяли осуществлять более сложные технологические операции, получать изделия высокого качества.