Вечные ценности в романе мастер и маргарита. Истинные и ложные ценности в романе «Мастер и Маргарита» (Булгаков Михайл)

Тема урока: Ценности истинные и ложные

· способствовать усвоению учащимися понятий духовных и материальных ценностей, богатства и благотворительности;

· содействовать развитию у школьников умений отличать духовные ценности от материальных;

· помочь детям осознать, почувствовать истинные ценности в жизни человека, воспитывать интерес к изучению предмета «православная культура».

Тип и вид урока:

Урок изучения нового учебного материала, урок-беседа.

Опорные: Божии заповеди, Евангелие, притча.

Новые: слова – «мшелоимство», «благотворительность», «любостяжание», «благотворители»

Способы действий:

Опорные: словесные и наглядные методы обучения

Новые: частично – поисковый метод.

Дидактические материалы и оборудование:

УМК «Православная культура», компьютер, карточки для самоанализа учащихся

Ход урока:

I. Организационный момент

Приветствие.

Добрый день, дорогие ребята; мы начинаем наш урок православной культуры. Сегодня у нас с вами гости, а впереди нас ждёт много интересной работы, которая, я очень надеюсь, будет успешной и плодотворной.

II. Повторение

Начинаем урок с повторения. (Слайд 1)

Кем были написаны эти строки?

В минуту жизни трудную

Теснится ль в сердце грусть:

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная

В созвучье слов живых,

И дышит непонятная,

Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,

Сомненье далеко –

И верится, и плачется,

И так легко, легко…

У. Какое настроение передано в финальной части стихотворения? О чём она?

Д. Она о том просветлении, о радости, об умиротворенности, которые наступают в душе человека после общения с Богом.

У. А что это за музыка, на фоне которой звучали стихи?

Д. Это романс «Молитва».

У . Сколько композиторов положили это стихотворение на свою музыку?

Д. Оно очень лирично, поэтому его положили на музыку более 40 композиторов

У . - Что такое молитва в вашем понимании?

В каких случаях человек обращается к Богу с молитвой?

(в радости, в печали, болезни, когда трудно или не знаем как нам поступить…)

В какой сказке героиня, оказавшись в трудной ситуации обращается к Богу с молитвой «Отче наш»? («Снежная Королева»)

Перед вами известная работа русского художника Намеровского А. …

Какое историческое событие изображено на этом полотне?

Как вы считаете, почему русское войско победило монгольское?

Что такое благословение?

(осенение крестом, иконой, словом молитвы)

Кто может дать благословение?

(священник, родители)

Князь Дмитрий со своим войском совершил ратный подвиг, а в чем состоял подвиг Сергия Радонежского? (молитвенный, духовный подвиг)

В какой евангельской притче Иисус Христос показал образец истинной молитвы?

(притча о фарисее и мытаре)

Почему молитва мытаря была более угодна Богу, чем молитва фарисея?

У. С разными просьбами люди обращаются к Богу. Прочитаем некоторые из них, написанные вашими сверстниками:

· Я хочу быть богатым, но ничего не делать, только получать деньги.

· Хочу, чтоб мне до старости давали карманные деньги.

· Хочу стать суперменом, только чтобы не надо было тренироваться, делать по утрам зарядку. Это все я каждый день слышу от отца.

Что общего во всех этих просьбах? Да, стать богатым, но не приложить к этому ни малейшего усилия.

Следующие просьбы:

· Хочу заработать много денег, чтобы вылечить мою сестренку.

· Хотелось бы иметь своё прибыльное дело.

· Устроиться на такую работу, где бы много платили, чтоб накормить бедных людей.

Что общего у этих пожеланий?

Сообщение темы .

Откройте рабочие листы. Запишите число. Прочитайте тему урока.

«Ценности истинные и ложные». Что вы понимаете под словом ценность?

Ценность – то, что имеет большое значение для человека и общества в целом.

В зачитанных просьбах детей вы увидели разное отношение ребят к богатству.

А если бы у вас было много денег, чтобы вы с ними сделали? Как бы вы их потратили?

Результат запишем в таблицу №1.

III. Работа над новым материалом

В рабочих листах вам необходимо перечисленные слова распределить в таблице на две группы. В одну группу все то, что относится к материальным ценностям, в другую к духовным. Будьте внимательны!

Сегодня на уроке много раз прозвучало слово богатый, богатство. А как вы понимаете смысл этих слов?

В слове богатство – главная часть слова Бог.

Что говорит Священное писание об отношении к богатству? Обратимся к Евангелию.

Что означает слово Евангелие?

(благая весть)

О чем говорится в Евангелии?

(о земной жизни Христа)

Как нужно относиться к Евангелию?

(благоговейно – т. е. с глубочайшим почтением)

Несмотря на то, что слова Христа были сказаны почти 2000 лет назад, они важны для человека любого времени. Чаще всего Иисус Христос говорил со своими учениками притчами.

Что такое притча?

(краткий поучительный иносказательный рассказ)

Послушаем притчу о неразумном богаче (Лк. 12: 15-21)

(Слайд со звуковым файлом).

У одного богатого человека был хороший урожай в поле; ион рассуждал сам с собою: «Что мне делать? Некуда мне собрать плодов моих». И сказал: «Вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое, и скажу душе моей: душа! Много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись». Но Бог сказал ему: « Безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?»

Как вы считаете, какие качества характерны для богача?

Для кого собирал сокровища богач?

А как должно поступить богачу, чтобы угодить Богу?

Про таких людей говорят, что у них развито мшелоимство – любовь к приумножению, роскоши и прихоти. (Слайд).

О таких людях как этот богач хорошо сказано в духовном алфавите Димитрия Ростовского. Но чтобы это узнать, необходимо прочесть текст на церковно-славянском языке.

«О, безумный человече, доколе углебаеши, яко пчела, собирающи богатство твое? Вскоре бо погибнет, яко прах и пепел: но более взыщи Царствия Божия».

Справка : «Углебаеши» – погрязнуть, тонуть

Совершенно иначе распорядился своим богатством преподобный Самсон Странноприимец. После смерти родителей он унаследовал большое богатство, всех бывших рабов он отпустил с обеспечением на волю. Поселился в городе Константинополе, построил дом, в котором принимал нищих, больных и странников. Лечил больных, кормил и одевал нищих, давал кров странникам. Патриарх Константинопольский совершил таинство священства, и Самсон стал священником.

Однажды случилось заболеть императору Юстиниану. Когда все попытки искусных врачей не увенчались успехом, император обратился к священнику Самсону, который успешно его вылечил. Император желал вознаградить исцелителя, на что Самсон ему ответил, что богатства ему не надо. А если император желает, то может построить дом для больных и бедных. «Этим угодишь Богу и порадуешь меня». Был построен дом и при нём больница. Так священник Самсон настроил императора на благотворительное дело.

Как вы думаете, что же такое благотворительность?

Благотворительность проявление сострадания к ближнему и оказание

безвозмездной помощи неимущему.

В России всегда были благотворители и о некоторых из них мы сегодня узнаем.

Павел Михайлович Третьяков - создал известный музей «Третьяковскую галерею». Музей находится в Москве. Его любят посещать и взрослые и дети. Павел Третьяков начал собирать свою коллекцию живописи в середине 1850-х. В августе 1892 года Павел Михайлович передал свою художественную галерею в дар городу Москве. В собрании к этому времени насчитывалось 1800 произведений русской школы, 75 картин европейской школы, 15 скульптур и коллекция икон. 15 августа 1893 года состоялось официальное открытие музея под названием

«Московская городская галерея Третьяковых ».

1.

Нестеров М. В




4. «

5.

Мамонтов

Русский предприниматель и благотворитель. Родился в купеческой семье, был четвёртым ребёнком. Семья Мамонтовых жила богато, когда Савве исполнилось 8 лет, они переезжают в Москву, где отец Саввы занимается строительством железных дорог.

продолжает дело, начатое отцом. Имя русского промышленника тесно связано с историей Северной железной дороги. На собственные средства он построил железную дорогу до Ярославля, Вологды и Архангельска.

В каждом городе были и есть свои благотворители, которые вкладывали деньги в строительство храмов, школ, больниц, приютов.

И в нашей современной жизни тоже есть благотворители. Например, благодаря одному из них – Мишустину Юрию Николаевичу директору, мы с вами ребята имеем такую прекрасную возможность – изучать православную культуру, с использованием компьютера и новой учебной литературы .

В современном языке все реже и реже звучит слово благотворители, а чаще звучит слово спонсор.

Как вы считаете, равнозначны ли слова «благотворитель» и «спонсор»?

Нужно ли исконно русское слово заменять на холодное, иностранное слово?

Подведение итогов:

Итак, сегодня на уроке мы с вами говорили о ценностях истинных и ложных. Что же делает человека по - настоящему счастливым?

И цель жизни человеческой не в обогащении: «Не собирайте себе сокровищ на земле, но собирайте себе сокровища на Небе, где ни моль не истребляет и где воры не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше».

«Сокровища на Небе» – это добро, которое сделал человек, но о котором вечно помнит Бог. Такое сокровище нельзя украсть. У вас могут украсть деньги или телефон. Но сделанное тобою доброе дело навсегда останется твоим.

2. Оценивание работы на уроке.

Несколько человек оценивают свою работу.

Что нового я узнал по теме урока? Чему научился?

V. Рефлексия

Если вам было интересно на уроке, если то, о чём мы говорили, тронуло вашу душу, поднимите солнце . А если урок вам не понравился, показался скучным, оставил равнодушным, то поднимите тучу .

Вы хорошо потрудились на уроке. Молодцы! Благодарю вас за работу!

А сейчас мы с вами совершим небольшую виртуальную экскурсию в Третьяковскую государственную галерею. А нашим экскурсоводом будет Ксения.

В выставочных залах вы можете увидеть известные всему миру полотна русских художников:

1. «Ветхозаветная Троица». Андрей Рублев.

Величайшим творением Андрея Рублёва стала икона «Троица», написанная для церкви подмосковного Троице-Сергиева монастыря. В то время, в 20-ые годы 15 века, на центральную Русь обрушились невиданные бедствия – повальный мор и голод. И опять жизнь показалась людям невыносимой и мрачной. А в Троицком храме осталась икона Рублёва, сиявшая неземным покоем. Великий иконописец создал образ неразрывного небесного союза, полного молчаливой кротости и самоотверженности.

2. «Видение отроку Варфоломею». Нестеров М. В

"Видение отроку Варфоломею" – самое известное произведение художника. В его основу лег эпизод из Жития преподобного Сергия Радонежского. Отрок – пастушок Варфоломей (будущий Сергий) потерял жеребят в лесу. Отправившись на поиски, он забрел в пустынное место, и встретил незнакомого старца –священника. Тот дал отроку кусочек просфоры и, вместе с ним, тягу к
учению и просветлению. Это полотно открывало так называемый
"Сергиевский цикл", в который еще вошли "Юность преподобного Сергия",
"Труды Сергия Радонежского" , "Преподобный Сергий Радонежский".

3. «». Орест Адамович Кипренский

Художник в 1827 году создаёт один из лучших портретов. Это образ зрелого человека, поэта, уже пережившего восстание декабристов. Он словно размышляет об их судьбе, о себе, о России. Кипренский в русском искусстве много внимания уделял автопортрету, пытаясь передать состояние души человека.

4. « Богатыри». Виктор Михайлович Васнецов.

Это самая знаменитая картина художника. Он был первым художником, кто с такой изобразительной силой отразил в живописи поэтический мир русского фольклора – мир героических событий, волшебных сказок, легенд и бережно хранимых народом преданий. Как зовут богатырей? В центре – самый старший и самый могучий - Илья Муромец, сидящий по правую руку – Добрыня Никитич, а слева Алёша Попович. Внимательно всмотритесь в их лица. Не наложила ли война отпечатка свирепости жестокости на их лица. Нет. Почему? Какую войну ведут они? Богатыри исполняют святое дело защиты Родины, их лица строги и одухотворены этой высокой идеей.

5. «Христос в пустыне». Иван Николаевич Крамской.

Вашему вниманию представлены две картины «Достоевского» Василия Григорьевича Перова и «Христос в пустыне» Ивана Николаевича Крамского. Обратите внимание на почти буквальную схожесть поз таких разных персонажей. Но Крамской, создавший свою картину независимо от перовского портрета, не случайно пришёл к схожему результату: его Христос – и божественный персонаж, и образ человека любой эпохи, делающего выбор между добром излом.

Самсон Странноприимец

Совершенно иначе распорядился своим богатством преподобный Самсон Странноприимец. После смерти родителей он унаследовал большое богатство, всех бывших рабов он отпустил с обеспечением на волю. Поселился в городе Константинополе, построил дом, в котором принимал нищих, больных и странников. Лечил больных, кормил и одевал нищих, давал кров странникам. Патриарх Константинопольский совершил таинство священства, и Самсон стал священником.

Однажды случилось заболеть императору Юстиниану. Когда все попытки искусных врачей не увенчались успехом, император обратился к священнику Самсону, который успешно его вылечил. Император желал вознаградить исцелителя, на что Самсон ему ответил, что богатства ему не надо. А если император желает, то может построить дом для больных и бедных. «Этим угодишь Богу и порадуешь меня». Был построен дом и при нём больница.

Роман "Мастер и Маргарита", написанный известнейшим русским писателем М.А.Булгаковым, является поистине одним из самых мистических произведений 20 века. На протяжении многих веков людей мучили вечные вопросы о любви и ненависти, о добре и зле, о свете и тьме, о правде и лжи. И Булгаков смог ясно и четко выразить свои мысли по этой непростой теме. Теме человеческих ценностей.
Он описывает общество, в котором нет моральных ценностей, а есть только деньги и опьяняющая власть. И людей, испытывающих зависть и страх перед теми, кто выше и стремящихся различными путями добиться своей личной выгоды, невзирая ни на что. Булгаков, описывая муки Маргариты на балу у сатаны, даёт нам понять, что только сильная личность может противостоять ложным, мнимым ценностям во имя высшей цели.
Говоря о ценностях, нельзя не упомянуть библейскую составляющую романа. Здесь не рассматривается вечная борьба добра и зла, но освещается немаловажная проблема совести, морального выбора. И главный герой тут - Понтий Пилат, пытающийся сделать правильный выбор: казнить ни в чём не повинного Иешуа или сохранить свою власть и могущество. Конечно, страх потерять власть сильнее страха убийства человека, поэтому его выбор однозначен - казни состояться. Таким образом, Пилат потерял себя как личность, а расплата ему - вечные угрызения совести. Подобное наказание терпят и некоторые москвичи в процессе «наблюдений» Воланда.
Воланд и его свита раскрывают суть московского общества, указывая на их пороки. Первым пороком была ложь конферансье, из-за которой ему открутили голову, и зрителей из зала, когда дело дошло до пикантных вопросов. Второй порок - жадность, выявился благодаря денежному дождю над зрителями и открытому дамскому магазину с бесплатным обменом вещей. Эти два великих греха опустили московское общество на дно. Но осталась в нём и светлая составляющая - любовь. Всепрощающая, взаимная, светлая любовь. То самое чувство, способное воскресить даже самую гнилую и самую чёрствую душу. Так Воланд, услуга за услугу конечно (ведь он дьявол), исполняет желание Маргариты - вернуть любимого Мастера к ней - и обеспечивает им побег из гнилого города в безмятежную и уютную жизнь.
Это первое произведение, где справедливость восстанавливают темные силы, что, собственно, и поразило меня. В нём нет привычного образа вездесущего Бога - только сатана в лице Воланда, устанавливающий равновесие в падшем мире.
Роман «Мастер и Маргарита» не только обращает наше внимание на мнимые ценности: деньги, имущество (дядя Берлиоза поехал в Москву из алчности, узнав про квартиру), предательство, личную выгоду (критики газеты, которые говорили о произведении Мастера), но также демонстрирует настоящие ценности: любовь, веру, свободу и дружбу.

Анализ мнимых и истинных ценностей в романе "Мастер и Маргарита".

М. А. Булгаков в романе «Мастер и Маргарита» ставит своих героев перед вечными проблемами бытия, заставляя размышлять о смысле и цели существования, об истинных и мнимых ценностях, о законах развития жизни.

А что такое истинные и мнимые ценности. Истинные ценности – это то, что важно всегда, везде и при любых условиях. Они одинаковы для всех людей.

Истинное творчество

Честность

Свобода личности

Мнимые ценности - это попытка замены основной и единственной цели человека целью вспомогательной. Их реализация несёт в мир зло и несчастье другим людям.

«квартирный вопрос»

Жажда личной выгоды

Предательство

Смерть и Время царят на земле, -

Ты владыками их не зови;

Все, кружась, исчезает во мгле,

Неподвижно лишь солнце любви.

Любовь… Именно она придает роману загадочность и неповторимость. она способна изменить многое, противостоять различным трудностям. именно Маргарита открывает темы веры, творчества, любви - всего того, из чего вырастает истинная жизнь.Любовь двигала Маргаритой, сквозь все препятствия она прошла ради Мастера. Вытерпела смертельные муки на балу, не будучи уверенной, что ее желание осуществится. И то, что она продала душу дьяволу, еще раз доказывает силу ее любви к Мастеру. Вознаграждение: Мастер и Маргарита обретают вечное счастье и вечный покой.

Истинное творчество: . В самом начале романа автор знакомит нас с двумя писателями: с Берлиозом, он является руководителем МАССОЛИТа, и с Бездомным, поэтом в том же МАССОЛИТе Из диалога видно, что творчество этих писателей однобоко и является ложным.

Наказание: Иван Бездомный попадает в психиатрическую лечебницу. Однако он осознаёт бесполезность своего лжетворчества и обещает Мастеру больше ничего не писать.

Деньги. В романе эта мнимая ценность затронула два мира – древний ершалаимский и современный. Равнодушным к деньгам остался лишь Воланд со своей свитой. Иуда, который предал своего друга за 30 серебряников, жители Москвы, которые жадно ловили деньги, падающие с потолка в варьете, барон Майгель – все они «служили» этой мнимой ценности.

Наказание: Иуда и барон Майгель были убиты, а жители Москвы получили хороший урок за свою страсть к деньгам, когда их купюры превращались в простые бумажки а одежда таяла на глазах. Понёс наказание даже Босой, который не устоял перед возможностью получить лёгкие деньги.

Свобода личности. Вспомним Московскую Ассоциацию Литераторов. Её руководители создавали огромное количество бесполезных клубов и кружков, для того, чтобы полностью занять всех участников. Причём способности и таланты людей не имели никакого значения. Иными словами, человек был обязан выполнять различные постановления, и ни о какой свободе здесь не могло идти и речи.

Наказание: Свита Воланда заставляет всех этих руководителей петь без остановки, чтобы показать, какого это, делать что-либо против своей воли, без желания и способностей.

Итог: Булгаков хотел донести нам читателям, что в мире много ложных ценностей и только сильная личность может противостоять их гнету. Человек не может быть счастлив, если большое количество времени тратит на мнимые ценности, потому что они делают его жизнь пустой.

«Сделанное тобой, к тебе же и вернётся».

Уинстон Черчилль

Наши поступки проходят красной нитью через всю нашу жизнь, тем самым определяя её качество. На чём основываются наши поступки, каков их фундамент? Ответ весьма прост: фундаментом любого поступка являются наши внутренние качества, они же ценности нашей жизни. Когда мы совершаем то или иное действие, мы, прежде всего, должны обращаться к своему внутреннему миру, опираться на свои внутренние ценности.

Истинные ценности нашей жизни – это не материальные блага. Не машина, квартира, одежда, драгоценности и многие другие вещи. Хотя мы почему-то часто ценим эти вещи больше, чем людей. При этом абсолютно неважно родной это человек, коллега по работе или просто прохожий. Мы забываем, что уважая других - уважаешь себя. Я нисколько не отрицаю, что квартира, машина и прочие атрибуты являются необходимыми и важными, но прошу вас понять, что они не являются нашими истинными ценностями. Мы часто относимся враждебно к другим людям, при этом возносим обыкновенные вещи в ранг божества и поклоняемся им. Мне кажется, мы все немножко запутались в этой жизни, сделав внешние блага важнее внутренних качеств. Вспомните, пожалуйста, когда вы последний раз помогали людям, которые существуют рядом с вами, которые вас окружают? Как часто вы совершаете хорошие поступки и проявляете уважение к другим?

Порой очень полезно отвечать себе на вопросы, которые касаются вашего внутреннего мира. Ответ на них может помочь сформировать внутренний стержень, выработать у себя верные принципы, на которые всегда можно будет опереться, какая бы жизненная ситуация не произошла.

Одной из таких опор могут стать наши внутренние ценности, которые помогут нам ориентироваться в этой жизни. Под внутренними ценностями я подразумеваю качества, которыми мы руководствуемся, принимая то или иное решение. Эти качества носят следующий характер: благородство, добродетель, уважение, ответственность, честность, дружелюбие, взаимопонимание и многое другое, что вы способны найти в недрах своего сердца.

Безусловно, эти качества могут иметь только положительное значение и ни в коем случае не могут быть отрицательными. Почему они не могут быть отрицательными? Неужели совершённые нами плохие поступки могут сделать нашу жизнь лучше, гармоничнее, счастливее, неужели они могут помочь другим людям? Есть известная пословица – «Не рой другому яму, сам в неё попадешь» или «Что посеешь, то и пожнешь».

И это правда, скорее даже закон, который придумала сама жизнь. Идти против законов жизни весьма неразумно. Ведь если вы прыгните с крыши, закон притяжения непременно сделает своё дело, конечно, если вы не Нео из фильма «Матрица». Кстати, Нео - это олицетворение истинных внутренних ценностей, оплот добра и благородства. Он спасает мир от забвения, пытаясь открыть людям правду жизни.

Порой спасение мира подразумевает разрушение, которое является борьбой с чем-то тёмным внутри нас. Так же и мы можем пролить свет на то невежество, темноту, которые пытаются укорениться в нас, во всем нашем существе. Мы можем сломать свои старые шаблоны поведения, которые ведут к разрушению себя, отношений с родными нам людьми, и всего нашего мира в целом. Мы можем создать новые принципы, маяком для которых будут истинные ценности.

Как могут быть определены истинные ценности? Представьте, что в вашей жизни существует множество ролей, которые вы играете. Эти роли проявляются в различных сферах жизни, например: семья, друзья, работа, хобби, социум в целом. Теперь давайте рассмотрим некоторые из таких ролей.

Начнём с семьи, самого близкого и ценного для нас. Вы можете быть: отцом, матерью, сыном, дочерью, сестрой, братом и т.д. Разберём пример отец/мать. Теперь представьте, а лучше запишите, каким отцом/матерью вы бы хотели быть. Какие качества вы бы хотели проявлять по отношению к вашим детям? Хотели ли бы вы быть чутким к ним, дарить любовь и заботу, воспитывать их в обстановке уважения и взаимопонимания, верности и честности? После того, как вы запишите данные качества, постарайтесь последить за собой в реальной жизни. Соответствует ли ваше поведение и действия тем качествам, которыми вы бы хотели обладать? Если нет, то подумайте почему, и как вы можете это изменить.

Следующую роль, которую я бы хотел рассмотреть, это роль которую мы играем на работе. Допустим, вы являетесь тренером по плаванию и учите детей плавать. Помимо того, что вы обучаете детишек плавать, вы так же являетесь для них примером и ориентиром. Обучение проходит не только на воде, но также и в головах детей, вы учите их моральным принципам. И то, как вы ведёте себя во время занятий, то, исходя из каких принципов вы действуете и на какие ценности опираетесь, формирует, во-первых, ваше поведение, а во-вторых, поведение ребёнка, которое он может перенять от вас.

Из этого следует, что наши внутренние ценности, в какой бы из ролей мы не прибывали, должны быть сформированы в одном ключе. И этот ключ должен открывать только те двери, за которыми находятся наши положительные качества.

Относитесь к другим детям так, как вы относитесь к своему ребёнку. Наблюдайте за своим поведением, как в семье, так и во всех сферах жизни, и всегда помните про истинные ценности.

У нас есть возможность пройтись по всем ролям нашей жизни и увидеть те качества, о которых мы знаем, но почему-то не применяем их как ориентир, не используем их как фундамент. Наши внутренние ценности подобны яркому свету маяка, который освещает наш путь, помогает нам идти верным путём и не потеряться в пучине страстей, которые словно туман окутывают нас и нашу жизнь.

Истинные ценности должны быть основой нашей личности, должны служить нам ориентиром и вести в верном направлении, пронизывая весь наш путь. Я надеюсь, что вашими ценностями станут добродетель и порядок, любовь и сострадание, благородство и уважение. И, конечно, я надеюсь, что все они будут освещать вашу жизнь, жизнь вашей семьи и всех людей на нашей планете.

Не существует абсолютных по содержанию ценностей, к которым бы стремились все люди, но существуют абсолютные по значению ценности, к которым явно или неявно тянутся все люди. Это истинные ценности. Слово “истина” в аксиологическом контексте отличается от его истолкования в гносеологии. Тут истина означает не соответствие знания действительности, а, напротив, соответствия действительности житейской или политической мудрости. Истинность или ложность ценности в аксиологии неотделима от мудрости. Исходя из этой связи, ценности можно разделить на истинные и ложные . Истинными ценностями являются те ценности, которые делают жизнь данного человека и близких ему людей, социальной группы, общества счастливой. Напротив, ложные ценности, отнимая у людей силы, время и средства, делают их несчастными. Истинность или ложность ценности лучше всего видна на примерах индивидуальных судеб людей. Девиз Сократа “Познай самого себя” имеет прямое отношение к истинности ценности. Человек, хорошо знающий свои материальные, интеллектуальные и психологические возможности, выберет верный путь, верного спутника в жизни и будет счастлив независимо от своего положения в обществе . Напротив, незнание самого себя и окружающей социальной среды, либо преобладание чувств над рассудком приводят к тяжким ошибкам в жизни, к потере времени, которого уже не вернуть . “Не всё то золото, что блестит”, - гласит народная мудрость, но как трудно порой распознать, что стоит за внешним блеском. Ценности придают смысл жизни человека, они определяют направленность активности личности . Следует, однако, заметить, что таким свойством обладают не только истинные, а и ложные ценности, быть может, даже в большей мере, чем истинные ценности. Причиной тому является двойственность природы человека. Как животное человек “запрограммирован” на совершение определённых рефлекторных действий. Совершение этих действий не требует ни интеллектуальных, ни физических усилий, отсутствует ситуация выбора, индивид-животное действует автоматически, причём легко автоматически. Биологическая эволюция обо всём “позаботилась”. Сложнее положение у индивида-носителя культуры. Совершение действий требует определённых, порой немалых, интеллектуальных и физических усилий. В более сложных случаях сложнее и соотношение обеих сторон природы человека, но ложные ценности формируются легче и прельщают людей сильнее ценностей истинных . Когда, например, человеком движет алчность, возникает вопрос о её источнике; источником же выступает тело человека . Алчность показывает человека как животное, а не как творца и носителя культуры . Потребность в самоутверждении может, в частности, удовлетворяться обладанием вещами (материальными объектами). Ценной оказывается не столько сама вещь, сколько именно обладание нею . Мне радостно не оттого, что я имею эту вещь, а оттого, что вы её не имеете. Потребности индивида, а они могут быть только у индивида, удовлетворяются разными средствами, однако милее всех средства, выражающие его биологическую природу. Потребности не бывают истинными или ложными, этим свойством обладают лишь желания, которые, хотя и возникают на основе потребностей, но определяются воспитанием, содержанием получаемой информации, сложившейся ситуацией и другими обстоятельствами. Отсюда проистекают по большей части ложные ценностные представления . .Ложные ценности - это ценности функционирования , а не развития . Функционирование есть хождение по кругу, а не качественное изменение, не развитие. Ложные ценности охватывают порой и целые народы. Если рассматривать в аксиологическом плане причину крушения Римской империи, достаточно легко можно видеть эрозию тех ценностей, которые возвысили Рим. Стремление к обогащению, разврат, тяга к наслаждениям стали более значимы, чем почитание богов, патриотизм, уважение к праву . Субъект общества - население, и чем больше в его составе находится людей, руководствующихся ложными ценностями, тем ближе крах государства и разложение общества. . В настоящее время в обществе возобладали некоторые ценности западной культуры. Их вполне можно назвать ложными. Нет сомнения в том, что рано или поздно ценности обогащения, славолюбия, секса, острых ощущений и др. заведут ориентирующихся на них людей в тупик. Поскольку западные ценности доминируют в мире, тревога за будущее охватывает самих западных учёных. Для предпринимателя его занятие представляет некий особенный вид спорта. Деньги из средства превращаются в цель, которая опять превращается в средство и т. д. Предпринимателя (за немногими исключениями) интересует не благосостояние населения, которое он использует как материал для своих операций, его интересует норма прибыли. К имеющемуся миллиону надо добавить второй миллион и так до бесконечности. Ж.-Ж- Руссо был прав, говоря, что богачу легче заработать второй миллион, чем бедняку первый грош . Люди, называющие себя музыкантами, пишут и поют песенки- однодневки, понижая и без того невысокий уровень музыкальной культуры населения. Завтра будут новые песенки, которые споют безголосые певцы. На худой конец можно испоганить классику, это не запрещено законом. “Звёзд” развелось уже так много, что их, как в астрономии, уже стали различать по “величинам”. Благо, родное государство позволяет им занимать теле- и радиоэфир. А также обогащаться, что вдвойне приятно кандидатам в “звёзды” и самим “звёздам”. Ценность денег и предметов роскоши привела к расцвету преступности. Ценность человеческой жизни оказалась ниже ценности денег, оттого редко на экранах телевизоров появляются фильмы без выстрелов и трупов. Когда встаёт вопрос о смертной казни преступников, тут же вспоминают о ценности человеческой жизни, как будто, сами преступники не уменьшили её значимость . Каждое общество обладает определённым запасом прочности, но если периодически не производится коррекция политического курса, то рано или поздно наступает предел прочности, а с ним и катастрофа.

Виды ценностей

Ценности делят по самым разным основаниям . Самое простое из них - содержание деятельности. По этому основанию выделяют ценностиполитические, экономические, правовые, религиозные, нравственные и др. Но более актуальным в философии и общественных науках является деление ценностей по субъекту , носителю ценностей. В этом плане можно выделить пять видов ценностей.

1. Ценности личной жизни, индивидуальные . Бесконечное разнообразие ценностей не означает их одинаковой значимости для всех людей. Люди не всеядны, каждый из них признаёт лишь те ценности, которые соответствуют индивидуальным особенностям и личному мировосприятию. Но на первом месте стоит ценность самой жизни . За исключением самоубийц, все хотят жить, причём как можно дольше, невзирая ни на какое качество и уровень жизни. Стремление к жизни является естественным правом человека, которое даровано ему Богом, а не государством . Второй по значимости является ценность здоровья достаточного для активной жизнедеятельности. Чем старше становятся люди, тем яснее им становится значимость этой ценности: качество жизни здорового человека явно выше качества жизни больного человека. Здоровый человек может работать, учиться, радоваться жизни, а больной проходит курс лечения, дожидаясь выздоровления. Поэтому в ряду приоритетов многих людей здоровье занимает важнейшее место. Другие ценности личной жизни трудно расположить в порядке убывания их значимости, однако, несомненно, они оказывают большое влияние на мотивы поведения людей. Таковы ценность свободы воли человека, любви, дружбы, семьи, достатка, престижа, карьерного роста, уважения окружающих, образования, способностей, общения, гостеприимства, увлечений и др. Большое количество ценностей личной жизни позволяет индивиду достаточно часто менять ценностные ориентации, “тактику” личной жизни.

2. Ценности малых социальных групп. Малой социальной группой является совокупность людей, которые систематически общаются между собой . Малую группу не следует отождествлять с коллективом, поскольку коллектив как совокупность свободных личностей представляет собой лишь одну из разновидностей малых социальных групп. Каждый из нас является членом нескольких малых групп - семьи, трудового или воинского подразделения, учебной группы, спортивной секции, клуба по интересам и т. д. Малая социальная группа предъявляет к своим членам весьма определённые, порой жёсткие, требования. “Мы” преобладает над “я”, в противном случае группа нестабильна или даже распадается. Скрепляющим группу “цементом" являются ценности . Семья создаётся не ради продолжения рода, как обычно глупо отвечают люди, а ради более высокого качества жизни - фактической, а не воображаемой свободы человека. Ценность семейной жизни сильнее взрослых ощущают дети. На семейных фото обычно отображены молодые родители и счастливые дети. Другие малые группы, которые лишь для удобства обозначения называют коллективами, также имеют свои ценности. Среди них ведущую роль играет солидарность членов группы перед лицом вероятного противника, в каком бы образе он не представал . Неважно, по какой причине мы оказались в одном “коллективе”, но коль уж скоро мы оказались вместе, следует соблюдать нормы поведения, позволяющие нам сосуществовать . Поэтому члены малой группы обязуются помогать друг другу или, по меньшей мере, хотя бы не мешать друг другу. В “коллективе” часто обнаруживаются такие ценности как помощь и взаимопомощь, сотрудничество, обмен опытом и др . Лучшая часть жизни многих людей проходит на работе или службе, поэтому общение в малых группах оставляет глубокий след в их душах.

3. Ценности больших социальных групп. Большая социальная группа - это совокупность людей, которые сходны между собой по какому-либо значимому для общества признаку. К большим группам относятся классы, нации, расы, религиозные, профессиональные, половые, возрастные и другие социальные группы. В отличие от малых групп, члены больших социальных групп почти всегда лично не знакомы и не общаются друг с другом. Тем не менее, они знают о существовании себе подобных благодаря деятельности государства, средств массовой информации, различных социальных институтов. Индивид одновременно является членом нескольких не только малых, а и больших социальных групп. Он принадлежит к определённому классу общества, нации, поколению, полу и т. д. Знание о себе подобных позволяет каждому отдельному человеку идентифицировать (соотносить) себя с той или иной группой. В соответствии с принадлежностью индивида к той или иной большой социальной группой выявляются общие для членов группы ценности . Самое существенное основание деления на большие группы - отношение к собственности на средства производства и предметы потребления . По этому основанию люди делятся на классы богатых и бедных (хотя имеются и другие признаки классов). Как богатым, так и бедным присущи ценности классовой солидарности, сплочённости, единства действий. Двадцатый век прошёл под знаком усиления национальных движений как в глобальном масштабе, так и в пределах территорий государств, что само по себе свидетельствует о возрастании значимости национальных ценностей. К ним относится, прежде всего, независимость данной нации от других наций. Как отдельному человеку дорога его личная свобода, так и нации дорога её независимость. Нация - это совокупность людей, живущих одной культурой (языком, обычаями, традициями, праздниками, верованиями, фольклором, искусством и др.) Подлинная жизнь нации состоит в “пользовании” ею элементов своей культуры. Эти элементы и есть национальные ценности . Для членов общества, исповедующих определённую религию, ценностями выступают догматы и культ данной религии. . Сторонники каждой религии считают единственно “истинным” именно свою религию, а все остальные ложны. У мужчин и женщин также имеются разные ценности, обусловленные их полом, о чём написано и сказано немало. Достаточно упомянуть о феминизме - идеологии женского пола, основанной на якобы превосходстве женщины над мужчиной . Разные ценности имеются и у представителей разных поколений, чем и обусловлен известный, постоянно воспроизводящийся в каждом поколении конфликт “отцов и детей”. Одежда, причёски, манера поведения, музыка, досуг - всё отличает представителей разных поколений.

4. Ценности общества (общественные ценности). Общество - не совокупность физических тел индивидов, а совокупность социальных отношений между ними и большими и малыми группами . Содержание таких отношений бывает различным и это в решающей степени зависит от ценностей, которыми руководствуются люди. Поведение людей определяется не только индивидуальными ценностями и ценностями малых и больших групп, к которым они относят себя.Существуют ценности более высокого порядка - общественные . К ним относится та или иная форма правления либо тип государства, форма собственности, патриотизм политическая стабильность, экономическое процветание, социальная справедливость, престиж профессии, престиж государства на международной арене, высокий уровень развития науки, военная мощь и др. Большая или малая значимость тех или иных общественных ценностей проверяется в смутные времена, когда неясен и тревожен дальнейший ход событий в данной стране. Одной из известных политических ценностей является ценность демократии. Но в последние несколько столетий она приобрела совсем иное значение, чем это было на её родине - древней Греции. Если в небольших греческих городах-полисах демократия действительно означала власть народа (свободных граждан, обладающих определённой собственностью), то с завоеванием буржуазией государственной власти в новое время демократия стала обозначать забеги денежных мешков . У кого денег больше и кто сумеет ими лучше распорядиться, тот и победил на “выборах”. В особенности, если претендент на начальствующее кресло щедро проплатил холопствующий “народ”. Бывший премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль называл буржуазную демократию мерзкой штукой, но лучше которой, по его мнению, будто бы люди ничего не придумали. Вряд ли, с У. Черчиллем согласились бы жители султаната Бруней, Саудовской Аравии, Объединённых Арабских Эмиратов, других арабских эмиратов. В этих странах господствуют монархи, а уровень жизни такой, которому позавидовали бы граждане демократических государств.

5. Общечеловеческие ценности. Длительное время на роль общечеловеческих ценностей претендовали заповеди Моисея. Однако эти заповеди первоначально были обращены только к евреям и не относились к другим народам.. В популярных заповедях не выражены идеалы справедливости, свободы, равенства, поэтому заповеди Моисея выражают культуру одного народа. Не убий еврея, не обмани еврея и т. д. К представителям других народов данные заповеди не относились. Они не согласовались с необходимостью возмездия за злодеяния, уничтожения маньяков, защиты семьи или родины от врагов. Неудивительно, что представители других народов столь редко прислушивались к этим заповедям. Общечеловеческими следует считать те ценности, которые признаются всеми людьми в ту или иную историческую эпоху. Эти ценности вечны, не временны, и разделяются практически всеми сколько-нибудь цивилизованными обитателями планеты. Духовными общечеловеческими ценностями является культура, в особенности религия и язык, идеалы справедливости, свободы и равенства и др . Хотя различны религии, языки, понимание указанных идеалов, никто из людей не отказывается от них. Менее понятны материальные ценности. К материальным ценностям следует прежде всего отнести ценность частной собственности на средства производства и предметы потребления . Частная собственность не отрицает, а дополняет другие формы собственности (муниципальную, корпоративную, государственную), но она традиционно признаётся всеми людьми. И это неудивительно: ведь ценность частной собственности заключается в том, что она является материальной основой свободы человека, свободы действительной, а не мнимой. К материальным общечеловеческим ценностям относятся также плодородные почвы, мягкий климат, достаточное количество осадков, наличие полезных ископаемых, драгоценные металлы и камни, экологический баланс между обществом и природой и др . Совпадение ценностей людей порождает большую энергию, позволяет организовать их совместное сосуществование. Однако ввиду множества различий между людьми возникает такое же множество их индивидуальных и иных ценностей . Значимость их может быть невелика, поэтому несовпадение ценностей не приводит к осложнению отношений. Эти несовпадения могут перекрываться в совпадениях более значимых ценностей. Но следует отметить, что любые ценности, начиная от индивидуальных и заканчивая общечеловеческими, не ведают компромиссов. Многие конфликты между индивидами, малыми и большими социальными группами, народами и государствами возникают потому, что различны их ценности, либо потому, что они по-разному понимают одни и те же ценности . Пристрастия и интересы не всегда позволяют им придти к согласию. Ключ к пониманию (не обязательно к согласию) всевозможных трений, напряжённости, конфликтов - познание ценностей людей.

Ценность дружбы

В наборе индивидуальных ценностей видное место принадлежит дружбе и любви. В современную эпоху раздаются жалобы на оскудение дружбы, что вызвано, видимо, индивидуализмом и эгоизмом, которыми поражена западная культура. У “традиционных” народов значимость ценности дружбы не подвергается сомнению. В дружбе видят социальную опору личности. Как гласит восточная мудрость: “Человек без друзей - то же, что дерево без корней”. Феномен дружбы возникает при разложении родового строя, когда, с одной стороны, ослабевают родственные связи, и когда, с другой стороны, усложняется сеть социальных отношений между людьми. Праславянское словоdrugb означает “приятель, товарищ, иной, другой, следующий”. Усложняющаяся социальная структура общества требует упрочения социальных связей и большего количества людей, на которых мог бы положиться индивид в час испытаний судьбой. Возникает обычай побратимства . Обычно он обставлен тожественным ритуалом, например, побратимы надрезают пальцы, сливают кровь в чашу и делят её между собой. Внешне дружба выступает имитацией родственных связей, что дошло до наших дней. Известны так называемые крёстные отцы и матери, братья и сёстры. Внутренне же дружба дополняет родственные отношения или компенсирует их недостаточность. В то же время интуитивно люди понимают необходимость весьма умеренного количества друзей, если, конечно считать друзьями тех, кто не предаёт в трудную минуту, а не тех, кто друзья “по случаю”, поскольку их изобилие не удовлетворяет требованию качества отношений. Поэтому пословица “...а имей сто друзей”, вряд ли, отвечает социальным реалиям. Друг - наше второе “Я”, ближе друга может быть только родственник. Количество друзей должно быть небольшим. У племён Африки, Новой Гвинеи и других народов количество друзей ограничивается тремя особами . Друзья не должны быть родственниками, они назывались “братьями по ножу” и были обязаны оказывать взаимную помощь, особенно материальную. У индейцев Америки друг побратим оказывается даже дороже родного брата. Отказать в помощи побратиму или бросить его на поле битвы означало покрыть себя несмываемым позором. Представления о ценности дружбы отразились в трудах философов. Платоновский Сократ утверждает, что “без дружбы никакое общение людей не имеет ценности”. Сам Платон писал о друзьях, как о людях, которые гораздо ближе друг к другу, чем мать и отец, дружба между ними прочнее, потому что связывающие их духовные качества прекраснее и бессмертнее. Аристотель в “Никомаховой этике” излагает теорию дружбы. Дружба, по его мнению, - самое необходимое в жизни. Никто не выберет жизнь без друзей, даже в обмен на все прочие блага. Аристотель выделяет три вида дружбы: 1) утилитарную, которая основана на соображении взаимной или односторонней выгоды; 2) гедонистическую , которая основана на эмоциональной привязанности и совершается ради удовольствия, приятности, это дружба ради дружбы; 3) нравственную или совершенную, в которой объединены утилитарные и гедонистические мотивы, это дружба, переходящая в любовь. Понимание дружбы происходит не только под влиянием ценностно-мотивационного подхода к ней. С точки зрения структурно-функционального подхода дружба классифицируется по её объективным функциям в рамках определённой социальной системы и по месту в ряду социальных институтов .

1) Одной из таких функцией является слияние: дружба сливается с каким-либо иным видом деятельности, например, с сотрудничеством, с пребыванием в местах, которые хотелось бы поскорее оставить (“друзья по несчастью”) или более значимой социальной ролью. Люди дружат, поскольку занимают ответственные равнозначные посты в государстве. При иных обстоятельствах они, вряд ли, оказались бы друзьями.

2) Замещение. Дружба заменяет, компенсирует какие-либо недостающие роли. Человек, не имеющий родственников, заменяет их дружбой с другими людьми или общением с животными. Одинокие, пожилые люди привязываются к животным, ухаживают за ними, как за детьми, поскольку у них явный дефицит общения. Иногда животных предпочитают людям за их искренность и преданность, которых не находят у людей.

3) Дополнение . Дружба дополняет другие социальные роли, не сливаясь с ними. В семье существуют хорошие отношения между папой, мамой и их детьми, однако, дети желают дружить со сверстниками.

4) Конкуренция. Дружба выступает антитезой другим социальным ролям и конкурирует с ними. “Дружба дружбой, а табачок врозь”... Случается, что дружеские отношения соперничают с семейными или служебными отношениями. Дружба мужчин, равно как и женщин иногда может серьёзно осложнить отношения в семьях. На работе человек проводит большую и лучшую часть своей жизни, на работе не редкость в дружбу заводятся “служебные романы”, происходят нарушения трудовой дисциплины и др. Принцип “дружба дружбой, а служба службой” оказывается трудновыполнимым для людей, ложно понимающим сущность дружбы. Оба подхода к пониманию дружбы не противопоставляются, а дополняют друг друга. В реальной жизни, вряд ли, кто-нибудь рефлектирует по поводу завязывания дружеских отношений и их перспективы. Дружба начинается обычно спонтанно, добровольно, под влиянием симпатии и доверия людей друг к другу. В то же время дружба весьма избирательна, далеко не с каждым индивидом установит тёплые отношения имярек. Избирательность определяется некоторыми условиями: однородностью темпераментов, единством ценностей, сходством социальных статусов и ролей (“люди одного круга”), наличием совместной деятельности. Отсюда и пословица: “Скажи мне, кто твой друг...” При выполнении данных условий дружба между А и Б возможна, хотя ей могут помешать некоторые неучтённые факторы, например, порочащая субъекта А или Б информация. В любой макро- или микросреде существуют неписанные правила дружбы. Они сводятся к следующему: друг моего друга - мой друг; враг моего друга - мой враг друг моего врага - мой враг; враг моего врага - мой друг. В более развитых обществах возможна и такая позиция: не друг и не враг, а так... Дружба разнообразна, что свидетельствует о её объективной необходимости и неувядающей ценности для людей. Дружат индивиды, семьи, коллективы, города и народы. Как писал Эпикур, “дружба с пляской обходит вселенную, объявляя нам всем, чтобы мы пробуждались к прославлению счастливой жизни”. О счастливой жизни как результате дружбы говорить сложно, поскольку кроме друзей достаточно и недругов. Но несомненным итогом дружбы выступает сотрудничество и взаимопомощь, что не так мало для приемлемой жизни. Ценность дружбы состоит в усилении и сохранения социальных связей, такого общения людей между собой, которое повышает удовлетворённость человека своей жизнью.

Ценность любви

Любовь более сложное явление душевной и духовной жизни человека. По существу она тождественна счастью, так как любящий человек не знает ничего более высокого и значимого для него. О любви сложено бесчисленное количество стихов и песен, по частоте употребления слово “любовь” занимает первое место среди тысяч других слов. Но тема любви занимала не только литераторов и музыкантов. Большое внимание оказывали ей и философы. Любящий человек не одинок. Гегель писал: “Любовь означает вообще сознание моего единства с другим, то, что я не изолирован для себя, а обретаю моё самосознание только как отказ от своего для-себя-бытия и посредством знания себя как своего единства с другим и другого со мной. Но любовь есть чувство, другими словами, нравственность природного в форме: в государстве любви уже нет, в нём единство сознаётся как закон, в нём содержание должно быть разумным, и я должен его знать. Первым моментом в любви является то, что я не хочу быть самостоятельным лицом для себя и что, если бы я был таковым, я чувствовал свою недостаточность и неполноту. Вторым моментом является то, что я обретаю себя в лице другого, что я обладаю в нём значимостью, которую он, в свою очередь, обретает во мне”. Любящий человек, по Гегелю, забывает себя в любимом и выходит из любимого, обогащённый его любовью . Философ XX века Эрих Фромм, анализируя феномен любви, выделяет несколько её обязательных моментов. Любовь есть способность давать, а не получать. Отдавать не означает жертвовать и страдать, отдавая, человек живёт . “Отдавать много радостнее, чем получать, - писал Э. Фромм, - не потому, что это лишнее, а потому что, отдавая, я ощущаю, что живу. Любящий человек испытывает ответственность за любимого и не считает ответственность тягостной повинностью. Ответственность сопровождается уважением к любимому и доскональным знанием о нём. Поистине любящий человек живёт любимым ”. Столь высокая оценка явления любви показывает её фактом духовности. Однако понимание любви очень сильно осложняется и опошляется связью любви с сексом. Сексуальный уклон в понимании любви имеет место во многих работах, хотя духовная сущность любви видна невооружённым глазом. В эпоху “массовой культуры” секс даже прикрывается маской любви. Чего стоит одно лишь название американского фильма “Давай займёмся любовью”. Как будто любовью можно “заняться”... Секс, может быть дополнением к любви, может совершаться без любви, но никак не способен заменить её. В мифологии эрос понимался в качестве созидающей силы природы. Было распространено представление о всемирной “симпатии” вещей, о том, что любовь создала мир и движет им. Применительно к межличностным отношениям эрос понимался как стихийная и страстная самоотдача, восторженная влюблённость, направленная на плотское или духовное. Филией называлась любовь-дружба, обусловленная социальными связями и личным выбором. Сторге - это любовь-привязанность, особенно семейная, а агапе - жертвенная, снисходящая любовь к ближнему. Платон несколько иначе строит свою “лестницу” любви-красоты. Первой и низшей ступенью является стремление получить физическое удовольствие, естественной целью которой является рождение детей. В качестве второй ступени выступает любовь к конкретным образцам физической красоты. Третья ступень - любовь к красоте в целом. Четвёртая (высшая) ступень - агапе, то есть любовь к мудрости, которая, как и религиозные переживания, позволяет познать абсолютную истину. Любовь высочайшего типа является делом души, делом двух благородных умов, соединяющихся с целью создания духовного потомства, к которому способны лишь мужчины. В диалоге “Пир” Платон излагает учение об андрогинах - людях не существующего в настоящее время третьего пола: “Когда-то наша природа была не такой, как теперь... Люди были трёх полов, а не двух, как ныне - мужского и женского, ибо существовал ещё третий пол, который соединял в себе признаки этих обоих; сам он исчез, и от него сохранилось только имя...- андрогины, ... они сочетали в себе вид и наименование обоих полов - мужского и женского. Тогда у каждого человека тело было округлое, спина не отличалась от груди, рук было четыре, ног столько же, сколько и рук, и у каждого на шее два лица, совершенно одинаковых; голова же у двух этих лиц, глядевших в противоположные стороны, была общей... Было этих полов три... потому, что мужской искони происходит от Солнца, женский - от Земли, а совмещавший оба этих - от Луны, поскольку и Луна совмещает оба начала... Страшные своей силой и мощью, они питали великие замыслы и посягали даже на власть богов... Они пытались совершить восхождение на небо, чтобы напасть на богов”. Далее, по Платону, угроза побудила богов к решительным действиям. Зевс разрезал андрогинов пополам и создал гомосексуалистов, когда мужская половина стремится воссоединиться с мужской, лесбиянок, когда женская половина стремится воссоединиться с женской же половиной, и гетеросексуалов, когда стремятся к воссоединению мужская и женская половины. Гетеросексуалы считались низшей сексуальной категорией. С тех пор, по словам Платона, людям свойственно влечение друг к другу, они пытаются восстановить единство. Процесс воссоздания единства - любовь, представляющая собой томительное чувство воссоединения в целостную индивидуальность. Миф об андрогенах стал традиционно истолковываться в смысле полового влечения мужчин и женщин друг к другу, чем человек низводился до уровня животного. Потомки подправили Платона, его именем стала называться любовь без секса . Строго говоря, любая любовь секса не предполагает. Обыденное сознание отождествляет похоть с любовью, но похоть явление биологическое, а не духовное. Необходимость продолжения рода и создания семьи далеко не всегда вызывались любовью. Хотя античный мир знал романтическую любовь, она не всегда фиксировалась как любовь мужчины и женщины. Процветала однополая любовь. Древнегреческий писатель Лукиан в произведении “Две любви” устами своих героев признаёт необходимость семьи, однако считает подлинной любовь мужчин к мальчикам. Но качественное отличие любви от секса проявляется даже в тех видах любви, которые традиционно связываются с сексом. 1) Любовь мужчины и женщины воспета во множестве литературных и музыкальных произведений. Речь в них идёт вовсе не о жажде поскорее броситься в постель. Любимые желают быть вместе и им этого достаточно. Тут, действительно, проявляется стремление если не восстановить, то хотя бы установить духовное единство мужчины и женщины. 2) Однополая любовь, может быть, не существует без секса, но и не сводится к нему .3) Любовь родителей к детям и детей к родителям представляет собой почти чисто духовное отношение, хотя в некоторой мере детерминирована биологически. Известна такого рода “любовь” животных к своим маловозрастным детёнышам. Впоследствии “мамы”, не говоря уже о “папах”, становятся совершенно равнодушными к своим детям и даже отгоняют их от себя. Любовь родителей-людей сохраняется всю жизнь.4) Любовь к делу, труду характерна высокой степенью самопожертвования, отказа от некоторых других видов деятельности, иногда даже от семьи. Фанатики в лучшем смысле этого слова свели воедино увлечение и работу, в наше время их зовут трудоголиками. 5) Любовь к Родине малой и большой . Любовь к малой родине (населённому пункту, местности, в которых вырос данный человек) обусловлена щемящими воспоминаниями детства. Любовь к большой родине (обществу, членом которого является индивид) обусловлена степенью духовного развития личности, когда человеку бывает “за державу обидно”. 6) Любовьк природе проявляется не только в созерцании чудесных пейзажей, но и в деятельности по сохранению этих пейзажей . 7) Любовь к самому себе обычно ассоциируется с эгоизмом. Действительно, себялюбие является эгоизмом, но лишь в том случае, когда эгоист ущемляет интересы других людей или наносит им вред . В иных случаях любовь к самому себе нравственно оправдана, поскольку не любящий, не заботящийся о себе человек, вряд ли, вызовет доверие других людей. Таким образом, в явлении любви видна её связь с биологической и духовной природой человека. Первые три вида любви обусловливаются обеими сторонами природы человека, остальные - исключительно духовной природой человека. Ценность любви состоит в стремлении к единству с предметом любви, а применительно к другому человеку в стремлении жить его жизнью, его чувствами и мыслями.