Истинные и ложные ценности в романе. Истинные и ложные ценности

«Сделанное тобой, к тебе же и вернётся».

Уинстон Черчилль

Наши поступки проходят красной нитью через всю нашу жизнь, тем самым определяя её качество. На чём основываются наши поступки, каков их фундамент? Ответ весьма прост: фундаментом любого поступка являются наши внутренние качества, они же ценности нашей жизни. Когда мы совершаем то или иное действие, мы, прежде всего, должны обращаться к своему внутреннему миру, опираться на свои внутренние ценности.

Истинные ценности нашей жизни – это не материальные блага. Не машина, квартира, одежда, драгоценности и многие другие вещи. Хотя мы почему-то часто ценим эти вещи больше, чем людей. При этом абсолютно неважно родной это человек, коллега по работе или просто прохожий. Мы забываем, что уважая других - уважаешь себя. Я нисколько не отрицаю, что квартира, машина и прочие атрибуты являются необходимыми и важными, но прошу вас понять, что они не являются нашими истинными ценностями. Мы часто относимся враждебно к другим людям, при этом возносим обыкновенные вещи в ранг божества и поклоняемся им. Мне кажется, мы все немножко запутались в этой жизни, сделав внешние блага важнее внутренних качеств. Вспомните, пожалуйста, когда вы последний раз помогали людям, которые существуют рядом с вами, которые вас окружают? Как часто вы совершаете хорошие поступки и проявляете уважение к другим?

Порой очень полезно отвечать себе на вопросы, которые касаются вашего внутреннего мира. Ответ на них может помочь сформировать внутренний стержень, выработать у себя верные принципы, на которые всегда можно будет опереться, какая бы жизненная ситуация не произошла.

Одной из таких опор могут стать наши внутренние ценности, которые помогут нам ориентироваться в этой жизни. Под внутренними ценностями я подразумеваю качества, которыми мы руководствуемся, принимая то или иное решение. Эти качества носят следующий характер: благородство, добродетель, уважение, ответственность, честность, дружелюбие, взаимопонимание и многое другое, что вы способны найти в недрах своего сердца.

Безусловно, эти качества могут иметь только положительное значение и ни в коем случае не могут быть отрицательными. Почему они не могут быть отрицательными? Неужели совершённые нами плохие поступки могут сделать нашу жизнь лучше, гармоничнее, счастливее, неужели они могут помочь другим людям? Есть известная пословица – «Не рой другому яму, сам в неё попадешь» или «Что посеешь, то и пожнешь».

И это правда, скорее даже закон, который придумала сама жизнь. Идти против законов жизни весьма неразумно. Ведь если вы прыгните с крыши, закон притяжения непременно сделает своё дело, конечно, если вы не Нео из фильма «Матрица». Кстати, Нео - это олицетворение истинных внутренних ценностей, оплот добра и благородства. Он спасает мир от забвения, пытаясь открыть людям правду жизни.

Порой спасение мира подразумевает разрушение, которое является борьбой с чем-то тёмным внутри нас. Так же и мы можем пролить свет на то невежество, темноту, которые пытаются укорениться в нас, во всем нашем существе. Мы можем сломать свои старые шаблоны поведения, которые ведут к разрушению себя, отношений с родными нам людьми, и всего нашего мира в целом. Мы можем создать новые принципы, маяком для которых будут истинные ценности.

Как могут быть определены истинные ценности? Представьте, что в вашей жизни существует множество ролей, которые вы играете. Эти роли проявляются в различных сферах жизни, например: семья, друзья, работа, хобби, социум в целом. Теперь давайте рассмотрим некоторые из таких ролей.

Начнём с семьи, самого близкого и ценного для нас. Вы можете быть: отцом, матерью, сыном, дочерью, сестрой, братом и т.д. Разберём пример отец/мать. Теперь представьте, а лучше запишите, каким отцом/матерью вы бы хотели быть. Какие качества вы бы хотели проявлять по отношению к вашим детям? Хотели ли бы вы быть чутким к ним, дарить любовь и заботу, воспитывать их в обстановке уважения и взаимопонимания, верности и честности? После того, как вы запишите данные качества, постарайтесь последить за собой в реальной жизни. Соответствует ли ваше поведение и действия тем качествам, которыми вы бы хотели обладать? Если нет, то подумайте почему, и как вы можете это изменить.

Следующую роль, которую я бы хотел рассмотреть, это роль которую мы играем на работе. Допустим, вы являетесь тренером по плаванию и учите детей плавать. Помимо того, что вы обучаете детишек плавать, вы так же являетесь для них примером и ориентиром. Обучение проходит не только на воде, но также и в головах детей, вы учите их моральным принципам. И то, как вы ведёте себя во время занятий, то, исходя из каких принципов вы действуете и на какие ценности опираетесь, формирует, во-первых, ваше поведение, а во-вторых, поведение ребёнка, которое он может перенять от вас.

Из этого следует, что наши внутренние ценности, в какой бы из ролей мы не прибывали, должны быть сформированы в одном ключе. И этот ключ должен открывать только те двери, за которыми находятся наши положительные качества.

Относитесь к другим детям так, как вы относитесь к своему ребёнку. Наблюдайте за своим поведением, как в семье, так и во всех сферах жизни, и всегда помните про истинные ценности.

У нас есть возможность пройтись по всем ролям нашей жизни и увидеть те качества, о которых мы знаем, но почему-то не применяем их как ориентир, не используем их как фундамент. Наши внутренние ценности подобны яркому свету маяка, который освещает наш путь, помогает нам идти верным путём и не потеряться в пучине страстей, которые словно туман окутывают нас и нашу жизнь.

Истинные ценности должны быть основой нашей личности, должны служить нам ориентиром и вести в верном направлении, пронизывая весь наш путь. Я надеюсь, что вашими ценностями станут добродетель и порядок, любовь и сострадание, благородство и уважение. И, конечно, я надеюсь, что все они будут освещать вашу жизнь, жизнь вашей семьи и всех людей на нашей планете.


В романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» поднимаются многие важные проблемы, но, наверное, самой главной и значимой является проблема истинных и мнимых ценностей. Автор приводит читателю многочисленные примеры, подтверждающие, что только человек, ставящий в приоритет истинные ценности, способен справиться со всеми трудностями жизни.

Также М.А. Булгаков наглядно иллюстрирует, что герои с мнимыми жизненными ценностями не способны на самосовершенствование и всегда расплачиваются за свои безнравственные действия.

Так, например, писатель показывает читателю Мастера, который всегда был привержен своему любимому делу и долгое время писал свой роман, представляющий собой большую ценность. Но, к сожалению, критики не смогли по достоинству оценить это произведение, ведь оно не соответствовало их мнимым ценностям. Все это привело Мастера в отчаяние. Он разочаровался в себе и в жизни и был вынужден оставить писательскую деятельность в прошлом. Однако другие литераторы, лишенные дара слова, но приверженные партийным законам, пользовались большим спросом.

Например, Берлиоз, несмотря на свой узкий кругозор, постоянно размышляет об истинном творчестве, хотя сам не знает, что это такое. С ним постоянно соглашается Иван Бездомный, который полностью лишен писательского таланта, но все же продолжает писать свои никчемные стихи. Правда, позже он признает свою ошибку и перестает заниматься литературой.

Также в романе говорится об истинной ценности любви. Любовная тема романа во многом связана с именем Маргариты, которая всегда была настоящей поддержкой и опорой для Мастера. Ее образ отражает такие истинные ценности, как верность, забота и готовность пойти на все ради счастья любимого человека.

Кроме того, проблема истинных и мнимых ценностей описывается автором в образах Иешуа и Понтия Пилата. Га-Ноцри - это человек, стремящийся убедить каждого человека в необходимости быть справедливым и честным. Он пытается донести до людей важные жизненные ценности, но, к сожалению, Понтий Пилат приговаривает его к смертной казни, хотя во многом соглашается с взглядами Иешуа. Боясь лишиться своей должности, он идет на подлый поступок и тем самым убивает человека, приверженного истинным ценностям жизни.

Таким образом, в романе «Мастер и Маргарита» показана борьба истинных и мнимых ценностей. Ведь во все времена существовали люди, приверженные идеалам добра и справедливости, а также их антиподы – подлые и безнравственные личности.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2018-06-19

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Тема урока: Ценности истинные и ложные

· способствовать усвоению учащимися понятий духовных и материальных ценностей, богатства и благотворительности;

· содействовать развитию у школьников умений отличать духовные ценности от материальных;

· помочь детям осознать, почувствовать истинные ценности в жизни человека, воспитывать интерес к изучению предмета «православная культура».

Тип и вид урока:

Урок изучения нового учебного материала, урок-беседа.

Опорные: Божии заповеди, Евангелие, притча.

Новые: слова – «мшелоимство», «благотворительность», «любостяжание», «благотворители»

Способы действий:

Опорные: словесные и наглядные методы обучения

Новые: частично – поисковый метод.

Дидактические материалы и оборудование:

УМК «Православная культура», компьютер, карточки для самоанализа учащихся

Ход урока:

I. Организационный момент

Приветствие.

Добрый день, дорогие ребята; мы начинаем наш урок православной культуры. Сегодня у нас с вами гости, а впереди нас ждёт много интересной работы, которая, я очень надеюсь, будет успешной и плодотворной.

II. Повторение

Начинаем урок с повторения. (Слайд 1)

Кем были написаны эти строки?

В минуту жизни трудную

Теснится ль в сердце грусть:

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная

В созвучье слов живых,

И дышит непонятная,

Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,

Сомненье далеко –

И верится, и плачется,

И так легко, легко…

У. Какое настроение передано в финальной части стихотворения? О чём она?

Д. Она о том просветлении, о радости, об умиротворенности, которые наступают в душе человека после общения с Богом.

У. А что это за музыка, на фоне которой звучали стихи?

Д. Это романс «Молитва».

У . Сколько композиторов положили это стихотворение на свою музыку?

Д. Оно очень лирично, поэтому его положили на музыку более 40 композиторов

У . - Что такое молитва в вашем понимании?

В каких случаях человек обращается к Богу с молитвой?

(в радости, в печали, болезни, когда трудно или не знаем как нам поступить…)

В какой сказке героиня, оказавшись в трудной ситуации обращается к Богу с молитвой «Отче наш»? («Снежная Королева»)

Перед вами известная работа русского художника Намеровского А. …

Какое историческое событие изображено на этом полотне?

Как вы считаете, почему русское войско победило монгольское?

Что такое благословение?

(осенение крестом, иконой, словом молитвы)

Кто может дать благословение?

(священник, родители)

Князь Дмитрий со своим войском совершил ратный подвиг, а в чем состоял подвиг Сергия Радонежского? (молитвенный, духовный подвиг)

В какой евангельской притче Иисус Христос показал образец истинной молитвы?

(притча о фарисее и мытаре)

Почему молитва мытаря была более угодна Богу, чем молитва фарисея?

У. С разными просьбами люди обращаются к Богу. Прочитаем некоторые из них, написанные вашими сверстниками:

· Я хочу быть богатым, но ничего не делать, только получать деньги.

· Хочу, чтоб мне до старости давали карманные деньги.

· Хочу стать суперменом, только чтобы не надо было тренироваться, делать по утрам зарядку. Это все я каждый день слышу от отца.

Что общего во всех этих просьбах? Да, стать богатым, но не приложить к этому ни малейшего усилия.

Следующие просьбы:

· Хочу заработать много денег, чтобы вылечить мою сестренку.

· Хотелось бы иметь своё прибыльное дело.

· Устроиться на такую работу, где бы много платили, чтоб накормить бедных людей.

Что общего у этих пожеланий?

Сообщение темы .

Откройте рабочие листы. Запишите число. Прочитайте тему урока.

«Ценности истинные и ложные». Что вы понимаете под словом ценность?

Ценность – то, что имеет большое значение для человека и общества в целом.

В зачитанных просьбах детей вы увидели разное отношение ребят к богатству.

А если бы у вас было много денег, чтобы вы с ними сделали? Как бы вы их потратили?

Результат запишем в таблицу №1.

III. Работа над новым материалом

В рабочих листах вам необходимо перечисленные слова распределить в таблице на две группы. В одну группу все то, что относится к материальным ценностям, в другую к духовным. Будьте внимательны!

Сегодня на уроке много раз прозвучало слово богатый, богатство. А как вы понимаете смысл этих слов?

В слове богатство – главная часть слова Бог.

Что говорит Священное писание об отношении к богатству? Обратимся к Евангелию.

Что означает слово Евангелие?

(благая весть)

О чем говорится в Евангелии?

(о земной жизни Христа)

Как нужно относиться к Евангелию?

(благоговейно – т. е. с глубочайшим почтением)

Несмотря на то, что слова Христа были сказаны почти 2000 лет назад, они важны для человека любого времени. Чаще всего Иисус Христос говорил со своими учениками притчами.

Что такое притча?

(краткий поучительный иносказательный рассказ)

Послушаем притчу о неразумном богаче (Лк. 12: 15-21)

(Слайд со звуковым файлом).

У одного богатого человека был хороший урожай в поле; ион рассуждал сам с собою: «Что мне делать? Некуда мне собрать плодов моих». И сказал: «Вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое, и скажу душе моей: душа! Много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись». Но Бог сказал ему: « Безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?»

Как вы считаете, какие качества характерны для богача?

Для кого собирал сокровища богач?

А как должно поступить богачу, чтобы угодить Богу?

Про таких людей говорят, что у них развито мшелоимство – любовь к приумножению, роскоши и прихоти. (Слайд).

О таких людях как этот богач хорошо сказано в духовном алфавите Димитрия Ростовского. Но чтобы это узнать, необходимо прочесть текст на церковно-славянском языке.

«О, безумный человече, доколе углебаеши, яко пчела, собирающи богатство твое? Вскоре бо погибнет, яко прах и пепел: но более взыщи Царствия Божия».

Справка : «Углебаеши» – погрязнуть, тонуть

Совершенно иначе распорядился своим богатством преподобный Самсон Странноприимец. После смерти родителей он унаследовал большое богатство, всех бывших рабов он отпустил с обеспечением на волю. Поселился в городе Константинополе, построил дом, в котором принимал нищих, больных и странников. Лечил больных, кормил и одевал нищих, давал кров странникам. Патриарх Константинопольский совершил таинство священства, и Самсон стал священником.

Однажды случилось заболеть императору Юстиниану. Когда все попытки искусных врачей не увенчались успехом, император обратился к священнику Самсону, который успешно его вылечил. Император желал вознаградить исцелителя, на что Самсон ему ответил, что богатства ему не надо. А если император желает, то может построить дом для больных и бедных. «Этим угодишь Богу и порадуешь меня». Был построен дом и при нём больница. Так священник Самсон настроил императора на благотворительное дело.

Как вы думаете, что же такое благотворительность?

Благотворительность проявление сострадания к ближнему и оказание

безвозмездной помощи неимущему.

В России всегда были благотворители и о некоторых из них мы сегодня узнаем.

Павел Михайлович Третьяков - создал известный музей «Третьяковскую галерею». Музей находится в Москве. Его любят посещать и взрослые и дети. Павел Третьяков начал собирать свою коллекцию живописи в середине 1850-х. В августе 1892 года Павел Михайлович передал свою художественную галерею в дар городу Москве. В собрании к этому времени насчитывалось 1800 произведений русской школы, 75 картин европейской школы, 15 скульптур и коллекция икон. 15 августа 1893 года состоялось официальное открытие музея под названием

«Московская городская галерея Третьяковых ».

1.

Нестеров М. В




4. «

5.

Мамонтов

Русский предприниматель и благотворитель. Родился в купеческой семье, был четвёртым ребёнком. Семья Мамонтовых жила богато, когда Савве исполнилось 8 лет, они переезжают в Москву, где отец Саввы занимается строительством железных дорог.

продолжает дело, начатое отцом. Имя русского промышленника тесно связано с историей Северной железной дороги. На собственные средства он построил железную дорогу до Ярославля, Вологды и Архангельска.

В каждом городе были и есть свои благотворители, которые вкладывали деньги в строительство храмов, школ, больниц, приютов.

И в нашей современной жизни тоже есть благотворители. Например, благодаря одному из них – Мишустину Юрию Николаевичу директору, мы с вами ребята имеем такую прекрасную возможность – изучать православную культуру, с использованием компьютера и новой учебной литературы .

В современном языке все реже и реже звучит слово благотворители, а чаще звучит слово спонсор.

Как вы считаете, равнозначны ли слова «благотворитель» и «спонсор»?

Нужно ли исконно русское слово заменять на холодное, иностранное слово?

Подведение итогов:

Итак, сегодня на уроке мы с вами говорили о ценностях истинных и ложных. Что же делает человека по - настоящему счастливым?

И цель жизни человеческой не в обогащении: «Не собирайте себе сокровищ на земле, но собирайте себе сокровища на Небе, где ни моль не истребляет и где воры не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше».

«Сокровища на Небе» – это добро, которое сделал человек, но о котором вечно помнит Бог. Такое сокровище нельзя украсть. У вас могут украсть деньги или телефон. Но сделанное тобою доброе дело навсегда останется твоим.

2. Оценивание работы на уроке.

Несколько человек оценивают свою работу.

Что нового я узнал по теме урока? Чему научился?

V. Рефлексия

Если вам было интересно на уроке, если то, о чём мы говорили, тронуло вашу душу, поднимите солнце . А если урок вам не понравился, показался скучным, оставил равнодушным, то поднимите тучу .

Вы хорошо потрудились на уроке. Молодцы! Благодарю вас за работу!

А сейчас мы с вами совершим небольшую виртуальную экскурсию в Третьяковскую государственную галерею. А нашим экскурсоводом будет Ксения.

В выставочных залах вы можете увидеть известные всему миру полотна русских художников:

1. «Ветхозаветная Троица». Андрей Рублев.

Величайшим творением Андрея Рублёва стала икона «Троица», написанная для церкви подмосковного Троице-Сергиева монастыря. В то время, в 20-ые годы 15 века, на центральную Русь обрушились невиданные бедствия – повальный мор и голод. И опять жизнь показалась людям невыносимой и мрачной. А в Троицком храме осталась икона Рублёва, сиявшая неземным покоем. Великий иконописец создал образ неразрывного небесного союза, полного молчаливой кротости и самоотверженности.

2. «Видение отроку Варфоломею». Нестеров М. В

"Видение отроку Варфоломею" – самое известное произведение художника. В его основу лег эпизод из Жития преподобного Сергия Радонежского. Отрок – пастушок Варфоломей (будущий Сергий) потерял жеребят в лесу. Отправившись на поиски, он забрел в пустынное место, и встретил незнакомого старца –священника. Тот дал отроку кусочек просфоры и, вместе с ним, тягу к
учению и просветлению. Это полотно открывало так называемый
"Сергиевский цикл", в который еще вошли "Юность преподобного Сергия",
"Труды Сергия Радонежского" , "Преподобный Сергий Радонежский".

3. «». Орест Адамович Кипренский

Художник в 1827 году создаёт один из лучших портретов. Это образ зрелого человека, поэта, уже пережившего восстание декабристов. Он словно размышляет об их судьбе, о себе, о России. Кипренский в русском искусстве много внимания уделял автопортрету, пытаясь передать состояние души человека.

4. « Богатыри». Виктор Михайлович Васнецов.

Это самая знаменитая картина художника. Он был первым художником, кто с такой изобразительной силой отразил в живописи поэтический мир русского фольклора – мир героических событий, волшебных сказок, легенд и бережно хранимых народом преданий. Как зовут богатырей? В центре – самый старший и самый могучий - Илья Муромец, сидящий по правую руку – Добрыня Никитич, а слева Алёша Попович. Внимательно всмотритесь в их лица. Не наложила ли война отпечатка свирепости жестокости на их лица. Нет. Почему? Какую войну ведут они? Богатыри исполняют святое дело защиты Родины, их лица строги и одухотворены этой высокой идеей.

5. «Христос в пустыне». Иван Николаевич Крамской.

Вашему вниманию представлены две картины «Достоевского» Василия Григорьевича Перова и «Христос в пустыне» Ивана Николаевича Крамского. Обратите внимание на почти буквальную схожесть поз таких разных персонажей. Но Крамской, создавший свою картину независимо от перовского портрета, не случайно пришёл к схожему результату: его Христос – и божественный персонаж, и образ человека любой эпохи, делающего выбор между добром излом.

Самсон Странноприимец

Совершенно иначе распорядился своим богатством преподобный Самсон Странноприимец. После смерти родителей он унаследовал большое богатство, всех бывших рабов он отпустил с обеспечением на волю. Поселился в городе Константинополе, построил дом, в котором принимал нищих, больных и странников. Лечил больных, кормил и одевал нищих, давал кров странникам. Патриарх Константинопольский совершил таинство священства, и Самсон стал священником.

Однажды случилось заболеть императору Юстиниану. Когда все попытки искусных врачей не увенчались успехом, император обратился к священнику Самсону, который успешно его вылечил. Император желал вознаградить исцелителя, на что Самсон ему ответил, что богатства ему не надо. А если император желает, то может построить дом для больных и бедных. «Этим угодишь Богу и порадуешь меня». Был построен дом и при нём больница.

Истинное и ложное в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

I. Вступление

Один из главных пороков современной цивилизации со­стоит, по мысли Толстого, в широком распространении лож­ных понятий. В связи с этим проблема истинного и ложного становится одной из ведущих в произведении. Как же отли­чить истинное от ложного? Для этого у Толстого есть два кри­терия: истинное исходит из глубины души человека и выража­ется просто, без позы и «игры на публику». Ложное же, наоборот, порождено низменной стороной человеческой нату­ры и всегда ориентировано на внешний эффект.

П. Главная часть

1. Ложное величие. «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды», - писал Толстой. Ложное величие олице­творяет в романе Наполеон. В нем нет ни того, ни другого, ни третьего. Толстой показывает, что Наполеон посылает людей на смерть из-за мелких и во многом эгоистических целей. По­ведение Наполеона в высшей степени неестественно, каждый жест и каждое слово его рассчитано на эффект. В романе На­полеону противопоставлен Кутузов, чьими действиями руко­водит любовь к родине и любовь к русскому солдату. В его действиях нет игры и позы, наоборот, Толстой даже подчер­кивает внешнюю непривлекательность полководца. Но имен­но Кутузов как выразитель души всего русского народа слу­жит примером истинного величия.

2. Ложный героизм. Пока человек хочет совершить подвиг прежде всего для того, чтобы его заметили, и мечтает о подвиге непременно красивом, это, по Толстому, еще не настоящий ге­роизм. Так происходит, например, с князем Андреем в первом томе романа во время Аустерлицкого сражения. Истинный же героизм возникает тогда, когда человек думает не о себе, а об общем деле и не заботится о том, как он выглядит со стороны Такой героизм проявляют на войне прежде всего простые лю­ди - солдаты, капитан Тушин, капитан Тимохин и др. Именно вместе с ними становится способным на подлинный героизм и князь Андрей во время Бородинского сражения.

3. Ложный патриотизм. Его проявляет в романе значитель­ная часть аристократии, начиная от самого царя и кончая Элен Безуховой. Стремление выставить свой патриотизм напоказ (штраф за произнесенное французское слово в великосветском салоне, ура-патриотические «афишки» и высокопарные клятвы Ростопчина и т.п.) противопоставляется истинному, непоказно­му патриотизму прежде всего русского народа: солдат и опол­ченцев, купца Ферапонтова, сжегшего свою лавку, чтобы не доставалась французам, партизан, жителей Москвы и других городов и деревень, оставлявших армии Наполеона «выжжен­ную землю», и т.п. Истинным патриотизмом отличаются и лучшие представители дворянства, единые с народом: Кутузов, Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова и др.

4. Ложная любовь. Настоящая любовь, по Толстому, должна возникать из чувства духовной близости между людь­ми. Истинно любящий человек думает не столько о себе, сколько о любимом или любимой. Любовь только тогда оп­равдана в глазах Толстого, когда она выражает духовное единение. Такая любовь показана Толстым в основном в эпилоге на примере супружеских пар Николай Ростов - княжна Ма­рья и Пьер Безухов - Наташа. Но в романе показана и любовь как ложное и эгоистическое чувство. Так, любовь Пьера к Элен - это всего лишь чувственное влечение. То же можно сказать и о внезапной страсти Наташи к Анатолю. Несколько более сложный случай - любовь князя Андрея к Наташе. Ка­залось бы Андрей Болконский любит вполне искренне, но де­ло в том, что в этой любви он видит в основном самого себя: сначала возможность собственного духовного воскресения, а потом - оскорбление, нанесенное его чести. С точки зрения Толстого, истинная любовь и индивидуализм несовместимы.

В романе «Мастер и Маргарита» поднимается множество тем, но я хочу поговорить подробно об истинных и мнимых ценностях в этом произведении. На протяжении всех времен людей мучили вопросы о добре и зле, о свете и тьме, о любви и ненависти. И Булгаков смог так ясно и так четко выразить свои мысли по этой непростой теме. Сам Михаил Афанасьевич назвал этот роман главным в своей жизни. В самом начале романа автор знакомит нас с двумя писателями: с Берлиозом, он является руководителем МАССОЛИТа, и с Бездомным, поэтом в том же МАССОЛИТе. Эти писатели рассуждали о своем творчестве и о дальнейших планах на будущее. И из этого диалога видно, что, несмотря на их образованность, творчество этих писателей однобоко и это творчество является ложным. Булгаков относится к ним с иронией, и не только к ним, а ко всем писателям МАССОЛИТа. Ведь именно это сообщество писателей будет источником бед Мастера. Противопоставлением этого сообщества является Мастер, истинный творец и настоящий художник. Он пишет роман о прокураторе Иудеи Понтии Пилате и о страннике Иешуа Га-Ноцри, о страшных муках и проклятии Понятия Пилата и о страшной смерти Иешуа. И когда это произведение выходит в свет, тут же обрушиваются массы необоснованной критики на писателя. Члены МАССОЛИТа не могут признать таланта Мастера, они чувствуют свою слабость перед ним. Только один писатель осознал бесполезность своего лже творчества – это Иван Бездомный, он пообещал мастеру больше не писать, поняв, что все написанное не имеет смысла.

Булгаков описывает общество, в котором нет моральных ценностей, есть только деньги, которым они подчиняются. Испытывают зависть и страх перед тем, кто выше, стремятся различными путями добиться своей личной выгоды, невзирая ни на что. Волонд и его свита раскрывают суть московского общества, указывая на их пороки. Это первое произведение, где справедливость восстанавливают темные силы, об этом нужно задуматься, каким же должно быть общество и его пророки, раз даже темные силы восстанавливают справедливость? Ведь все то плохое, которое они совершили через какое-то время станет явным, весь обман раскроется. У людей должны быть нерушимые ценности, а в описанном Булгаковым обществе эти ценности отсутствуют, вернее эти ценности заменили пороки.

Теперь поговорим о выборе Понтия Пилата. Так каков его поступок? Может, стоит обвинить его в трусости? Так что это: необходимость, сделка с совестью или просто обычное недоразумение, ошибка? Нет, ведь он был человеком честным, справедливым, умным и великодушным, вспомним о спасении Крысобоя. До встречи с Иешуа он был другим человеком, а после встречи он коренным образом поменялся. Повлиял тот факт, что впервые он услышал искренность в словах, увидел его доброту к окружающим - это изменило Понтия Пилата. Ведь если бы он помиловал Иешуа, то казнили бы уже их двоих – так рассуждал Понтий Пилат во время вынесения приговора, но после он об этом пожалел и его стали преследовать муки совести. "Неужели вы, при вашем уме, допускаете мысль, что из-за человека, совершившего преступление против кесаря, погубит свою карьеру прокуратор Иудеи? Да, да! Разумеется, погубит. Утром бы ещё не погубил, а теперь, ночью, взвесив всё, согласен погубить. Он пойдёт на всё, чтобы спасти от казни решительно ни в чём не виноватого безумного мечтателя и врача!"

Еще, по мнению автора ценным является любовь, она способна изменить многое, противостоять различным трудностям. Любовь двигала Маргаритой, сквозь все препятствия она прошла ради Мастера. Вытерпела смертельные муки на балу, не будучи уверенной, что ее желание осуществится. И то, что она продала душу дьяволу, еще раз доказывает силу ее любви к Мастеру. Сам Мастер, находясь в доме скорби, мечтал о встрече с ней, но понимал всю безысходность ситуации, но продолжал несмотря ни на что любить Маргариту. Мастер, пройдя сложный путь и не отказавшись от своих принципов, пострадал и многое пережил из-за них. Действительно заслужил покоя, заслужил спокойно писать, раскрывать свой талант. Это человек, который появился не в то время и не в том месте, он обречен на страдания в этом обществе, а Волонд,прекрасно понимая это, дал ему душевную свободу.

Булгаков хотел донести нам читателям, что в мире много ложных ценностей и только сильная личность может противостоять этому гнету. Истинные ценности в романе для писателя - это любовь, честность, свобода личности, творчество, а мнимые ценности - это деньги, ложные идеалы людей, построенные на алчности и трусости общества. Автор выразил свое мнение словами Волонда, что люди остались прежними, их только еще больше испортил квартирный вопрос. Да времена проходят а люди остаются неизменными, они только немного видоизменяются, подстраиваются под окружающую обстановку, а суть остается прежней. Со времен Римской империи не чего не изменилось, им нужно только одного – «Хлеба и Зрелищ»!