Демонстрация как метод обучения - организация учебного процесса - сидоров сергей владимирович. Наглядные методы обучения и их приемы

Наглядность - это сознательно устроенный показ объекта или его принципа действия для того, чтобы учащимся помочь его понять и применить. Наглядные методы обучения позволяют показать простоту и понятность того образа, который ученик создал в процессе воображения, восприятия и мышления. При обучении принято использовать:

  • знаковые модели (уравнения, математические или химические формулы);
  • естественные материальные модели (муляжи, реальные предметы, геометрические тела);
  • условные графические изображения (схемы, географические карты, эскизы, чертежи);
  • динамические модели (телефильмы, диапозитивы).

Источником приобретения знаний считается наглядность.

Классификация наглядных методов обучения

Наглядные методы - это те, при которых усвоение необходимого материала значительно зависит от использования наглядных пособий, а также технических средств, используемых в данном процессе. Как правило, они используются совместно с другими способами обучения, например, словесными или практическими. На две группы можно разделить все наглядное учение:

  1. Демонстрация . Предполагает показ опытов, видеоматериалов, приборов, презентаций.
  2. Иллюстрация . Они подразумевает показ таблиц, картин, а также плакатов.

Такое деление на группы наглядных методов обучения считается условным, так в практике преподавания сложилось исторически. Оно не исключает возможности применять и другие средства наглядности: компьютеры, интерактивные доски, телевидение. Используя наглядные методы, следует соблюдать следующие:

  • соответствие наглядности возрасту детей;
  • показ осуществлять только в нужные моменты и не перегружать ими учебный процесс;
  • обеспечить хорошую видимость всем учащимся;
  • четко выделить главное, показывая иллюстрации;
  • показ сопровождать отчетливыми пояснениями;
  • согласовывать демонстрацию и содержание;
  • привлекать воспитанников к участию в процессе;
  • сочетать формы и методы подачи обучающего материала, учитывая специфику наглядных пособий.

Роль наглядных методов

Обстоятельства применения наглядных методов обучения носят противоречивый характер. Их основная задача - формирование мышления учеников на чувственно-наглядных ощущениях и приближение школы к жизни. С другой стороны, обучают детей в школе, а не в реальной жизни. До сих пор область использования наглядности в школьном обучении еще не определена.

Проведенные исследования показывают, что не все учителя имеют четкое представление об использовании наглядности, когда надо использовать ее и сколько, чтобы она была полезна, в каких случаях лучше от нее совсем отказаться, чтобы не навредить. В учебниках по педагогике говорится, что при всех достоинствах наглядности при неумелом ее использовании можно не достичь основной цели образования, а подменить ее ярким средством. Наглядные пособия, как правило, находится в соответствии с программами и содержанием учебников, методами обучения и приемами. Они должны удовлетворять научным и эстетическим требованиям и соответствовать возрасту учащихся.

Связь наглядных и словесных методов

Наглядные методы обучения всегда в той или иной степени связаны со словесными. Такое тесное единство наглядности, а также слова объясняется диалектическим пониманием реальности и предполагает в единстве использовать живое созерцание, практику и абстрактное мышление. Основные формы сочетания слова и наглядности следующие:

  • используя слово, под руководством учителя ученики наблюдают за объектом, знания они получают в процессе наблюдения из самого объекта;
  • с помощью слова, полученных наблюдений и знаний учащихся учитель ведет их к осмыслению явлений и связей, которые нельзя усмотреть в процессе восприятия;
  • все сведения об объекте ученики получают из словесных объяснений учителя, а наглядные пособия конкретизируют и подтверждают словесные сообщения.

Опираясь на наблюдения школьников, учитель объединяет полученные ими сведения, делает обобщения и соответствующие выводы. Существуют разные формы обучения, которые связывают наглядность со словом. В зависимости от содержания темы, имеющихся знаний учащихся, наличия наглядных средств, следует рационально сочетать словесный и наглядный методы обучения в каждом определенном случае.

Наглядные и практические методы обучения

Как было изложено ранее, существуют две группы наглядных методов:

  • иллюстрации - показ учащимся иллюстрированных пособий (портретов ученых или зарисовок на доске, в том числе и сделанных самими учащимися, карт, которые способствуют осознанию изучаемого материала);
  • демонстраций - использование опытов, технических установок, препаратов, учебных телепередач и фильмов.

Кроме этого, наряду с наглядными, широко используются и практические методы обучения. К ним можно отнести:

  1. Беседу - это обучение в форме вопросов и ответов. Она применяется на любом этапе обучения и используется для:
  • получения новых сведений;
  • закрепления полученных сведений;
  • контроля и оценки знаний;
  • повторения ранее изученного материала.

При проведении бесед следует выполнять следующие требования:

  • учитель должен формулировать вопросы четко и кратко, задавая их в логической последовательности, заставлять мыслить ученика, но не перегружать количеством;
  • ученик обязан давать полные, аргументированные ответы, отражающее самостоятельное мышление, излагать их в литературной форме, конкретно и ясно;
  • обращаться ко всему классу с вопросом и только после небольшой паузы называть фамилию отвечающего ученика.

При правильной постановке вопросов она может носить эвристический характер и учащиеся смогут найти решение поставленной проблемы самостоятельно.

  1. Диспут - в основном применяется при проведении внеклассных мероприятий при обсуждении тем, затрагивающих злободневные вопросы.
  2. Экскурсия - мероприятие, носящее образовательный характер. Ее проводят как перед изучением нового материала, так и по окончании для его закрепления.
  3. Эксперимент и лабораторная работа - во время проведения занятия учащиеся практически применяют полученные знания. Для успешного проведения необходимо качественное оборудование, четкая инструкция от учителя и жизненное значение эксперимента.
  4. Работа с учебником - самостоятельное изучение материала, используя учебные пособия.
  5. Игра - используется для проведения досуга с элементами познавательной деятельности.
  6. Упражнения - метод для повторения полученных знаний. Вырабатывает навыки и развивает умственные способности детей.

Во всех перечисленных практических методах обучения в педагогике возможно применение и разных наглядных средств. А совместное применение наглядных и практических методов обучения дает отличные результаты.

Приемы и наглядный метод

Показ картин, иллюстраций, таблиц, демонстрация видеофильмов, слайдов, диафильмов - все эти наглядные средства являются важным методом обучения детей, которые позволяют решить многие дидактические задачи. Метод иллюстраций формируют наглядные образы статического характера, а метод демонстраций используют для создания динамических наглядных примеров. Наглядные методы способствуют формированию у детей четких представлений об окружающем мире, оказывают влияние на развитие мышления.

При обучении подрастающего поколения используют приемы наглядного метода обучения - показ образца и показ способов действий. Данные приемы основаны на подражании и дают возможность ребенку освоить новые знания и умения. Показ выполнения действий в определенном порядке используется на музыкальных и спортивных занятиях, на уроках по изобразительной деятельности и трудовому обучению. Этот прием ставит перед детьми задачу выполнять предстоящую работу, концентрирует их память и внимание. Показывать надо четко и точно, чтобы детям было понятно каждое движение и особенности его выполнения. Действия должны сопровождаться словом.

Наглядные методы обучения на уроках русского языка

Наглядные пособия по русскому языку позволяют базироваться на зрительном и слуховом восприятии учащихся. Использование наглядности помогает активизировать внимание учащихся, что помогает им быстрее и основательней усвоить материал. При изучении русского языка используют следующие виды наглядных пособий:

  • Таблицы - это записи в виде текста или чисел, расположенные в установленном порядке. Данные часто размещены в колонки или сгруппированы вместе рисунки и схемы с текстом. По назначению они делятся на познавательные, тренировочные и инструктивные.
  • Иллюстрации - рисунки и схемы разных предметов, находящиеся в учебнике. К отдельным упражнениям иллюстрации делают на листах бумаги или используют диапозитивы.
  • Дидактический материал - специально разработанные пособия для самостоятельной работы учащимся. Они предназначены для формирования навыков написания.

Наглядные методы обучения применяют как при объяснении новых сведений, так и при их закреплении. Дидактический материал с использованием карточек иногда освобождает учащихся от переписывания упражнений, что позволяет выполнить больше заданий. Часть наглядных пособий учащиеся способны изготовить сами. Это помогает им лучше разобраться с изучаемым материалом, а иногда и вызывает заинтересованность.

Наглядные методы на уроках физкультуры

Методы наглядного обучения на уроках физкультуры способствуют скорому и верному усвоению материала и увеличивают заинтересованность в изучаемых действиях. Действенность методов во многом зависит от их соответствия возрасту учащихся. Наглядность особенно результативно воспринимается учениками младших классов. У них развито чувство подражания, склонность следовать живому примеру. Кроме этого, на начальных этапах обучения методы наглядности используются чаще, чем при закреплении и совершенствовании. В последнем случае их применяют для устранения ошибок. На уроках физического воспитания пользуются: схемами, плакатами, демонстрацией кинофильмов, зарисовками. Демонстрируя наглядные пособия, учитель облегчает восприятие учащимся двигательного действия.

Наглядность на уроках чтения

Одним из важных принципов дидактики является наглядность. Обучение чтению дает возможность применять наглядность во всем ее разнообразии:

  • наблюдения окружающего мира во время экскурсий;
  • знакомство с гербариями, коллекциями, макетами;
  • демонстрация кинофильмов;
  • просмотр репродукций, картин и иллюстраций;
  • прослушивание записей текстов.

Использование диафильмов и кино применяется на уроках в виде просмотра небольших фрагментов для иллюстрации или подготовки к пересказу текста. Возможно такое использование и во время обобщающих бесед в целях пояснений при анализе текста. Читая и изучая научно-популярные статьи, диафильм можно просматривать перед чтением или по частям в процессе работы. При подготовке к чтению используют репродукции и иллюстрации, для ознакомления с новыми явлениями, историческими событиями. При анализе и обобщении материала наглядное пособие помогает легче понять, а потом и воспроизвести текст. При обучении чтению не надо перегружать занятия иллюстрациями, чтобы не понизить роль изучаемого текста.

Интерактивная доска - наглядное пособие

Использование персонального компьютера в школе существенно расширяет потенциал наглядных методов. Видеометод используется для подачи новых знаний, закрепления, контроля, обобщения, систематизации, повторения, т. е. выполняет все функции обучающего процесса. Интерактивная доска дает возможность учителю управлять демонстрацией компьютера, выводя на экран репродукции, схемы, разные объекты, создавать, перемещать и изменять предметы. Используя ее на протяжении всего урока, педагог не тратит время на смену наглядных пособий, очистку доски, на написание упражнений и заданий. На уроках по изобразительному искусству преподаватель может продемонстрировать любые произведения, приблизить изображение и обратить внимание на мелкие детали. Учитель при подготовке к уроку находит массу наглядных пособий, которые потом можно использовать многократно, не беспокоясь за их сохранность. При использовании такой наглядности, повышается качество образования, учащиеся вовлекаются в активную работу. Применение интерактивной доски является достойным примером наглядного метода обучения в школе.

Применение наглядных методов в начальной школе

Для восприятия наглядности у детей задействованы слуховые, осязательные и зрительные рецепторы. Все виды наглядных пособий не имеют никаких преимуществ друг перед другом при их применении. На уроках природоведения чаще всего используются природные или близкие к натуре объекты и изображения, а при изучении грамматики преобладают условные, в виде дуг и стрелок - для связи между словами. Часто используют несколько разных видов наглядности для изучения одного объекта. В начальной школе практически ни один урок не обходится без наглядных методов обучения детей. Это связано с психологическими особенностями учащихся начальных классов.

Наглядные методы помогают развить воображение, память и мышление. Важным моментом является целенаправленное использование наглядных средств. Не следует загромождать учебный процесс большим числом наглядных пособий, чтобы не отвлекать детей от восприятия материала и не мешать им сосредоточиться на главном. При обучении наглядность всегда сочетается со словесными пояснениями. Учитель руководит наблюдением, которое осуществляют ученики. Знания они получают, рассматривая внешний вид объекта, его структуру и протекающие в нем процессы. Возможна и другая форма применения наглядности, когда учитель рассказывает все об объекте, а потом показывает его для подтверждения и уточнения изложенного материала. В первом случае учащиеся полностью вовлечены в процесс обучения и делают собственные открытия, что ведет к лучшему усвоению материала. Во втором - они пассивные наблюдатели. Особенности наглядного метода обучения как раз и заключаются в возможности его применения в различных формах сочетания слова и наглядности.

Экскурсии - наглядный метод обучения

Информационное общество, в котором живут школьники, требует от них умения отобрать нужную информацию и научиться с ней работать. Те же самые проблемы стоят и перед учителем. Он должен быть готовым ответить на любой вопрос учащихся. Для этого он может воспользоваться различными методами обучения: словесным, практическим и наглядным. Среди них - экскурсия, которая относится к наглядным методам обучения. Во время проведения этого мероприятия в учебных целях происходит совместная работа учителя, экскурсовода и учащихся. Они изучают действительность, наблюдая ее в условиях естественности - завод, сельскохозяйственное предприятие, памятники - или используют специально созданные хранилища коллекций: выставки и музеи. В ходе экскурсий достигается усвоение понятий, теоретических знаний, умений и навыков. Экскурсионный метод развивает наглядно-образное мышление, любознательность, воображение.

Изучение английского языка с применением наглядности

Уроки английского языка без использования наглядных пособий не дают соответствующего эффекта. Самым важным моментом для учителя является правильно сочетать наглядность и словесные методы обучения для результативного усвоения системы навыков, умений и знаний. Обучающая программа может содержать игровые элементы при выполнении упражнений с применением компьютеров:

  • при заполнении кроссворда ошибочная буква высвечивается другим цветом;
  • составление предложений, когда при нажатии курсора слово встает на определенное место;
  • игра «охотник», когда выстрел (нажатие курсора) производится после правильного аудирования слова по нужной картинке;
  • соединение слова с соответствующим ему изображением.

Создавая эффективную мотивацию учащихся к получению знаний, следует разумно сочетать наглядные пособия и словесные методы обучения.

Заключение

Наглядность способствует увеличению эффективности обучения, ученик усваивает материал намного осмысленней и более заинтересованно. Она оказывает влияние на психику учащегося, мобилизуя и активизируя ее, увеличивает усвояемость материала, уменьшает утомление, тренирует воображение и упрощает весь обучающий процесс.

Средства наглядности применяют при подаче нового учебного материала, самостоятельной работе учащихся по приобретению новых знаний и умений, во время проверочных и контрольных занятий. Следует отметить, что использование наглядных методов обучения неразрывно связано со словесными и практическими приемами.

Под наглядными методами обу-чения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависи-мости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы ис-пользуются во взаимосвязи со словесными и практиче-скими методами обучения и предназначаются для на-глядно-чувственного ознакомления учащихся с явле-ниями, процессами, объекта в их натуральном виде или в символьном изображении с помощью всевозможных рисунков, репродукций, схем и т.п. В современной школе широко используются с этой целью экранные технические средства.

Наглядные методы обучения условно можно подразде-лить на три группы:

- метод иллюстраций,

- метод демонстраций,

- видеометод.

Метод иллюстраций предполагает показ ученикам ил-люстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, плоских моделей и пр.

Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и др.

Цели метода наглядности в начальной школе:

Обогащение и расширение непосредственного чувственного опыта детей,

Развитие наблюдательности,

Изучение конкретных свойств предметов,

Создание условий для перехода к абстрактному мышлению, опори для самостоятельного учения и систематизации изучен-ного.

В начальных классах применяется наглядность:

Естественная,

Рисунковая,

Объемная,

Звуковая,

Графическая.

Демонстрация служит преимущественно для раскрытия дина-мики изучаемых явлений, но широко используется и для озна-комления с внешним видом предмета, его внутренним устрой-ством или местоположением в ряду однородных предметов. При демонстрации натуральных объектов обычно начинают с внешнего вида (величина, форма, цвет, части и их взаимоотно-шения), а затем переходят к внутреннему устройству или от-дельным свойствам, которые специально выделяются и подчеркиваются.

Демонстрация начинается с целостного восприятия. По-настоящему эффективен данный метод лишь тогда, когда осу-ществляется активный познавательный процесс - дети сами изучают предметы, процессы и явления, выполняют нужные действия, устанавливают зависимости.

Процесс демонстрации должен быть построен так, чтобы:

Все ученики хорошо видели демонстрируемый объект;

Могли воспринимать его по возможности всеми органами чувств, а не только глазами;

Нужные стороны объекта производили на учеников наиболь-шее впечатление и привлекали максимум внимания.

Иллюстрация предполагает показ и восприятие предметов, процессов и явлений в их символьном изображении с помо-щью плакатов, карт, портретов, фотографий, рисунков, схем, репродукций, плоских моделей и т.п.


В последнее время практика наглядности обогатилась целым рядом новых средств.

Методы демонстрации и иллюстрации используются в тесной связи, дополняя и усиливая совместное действие. Когда процесс или явление учащиеся должны воспринять в целом, используется демонстрация, когда же требуется осоз-нать сущность явления, взаимосвязи между его компонентами, прибегают к иллюстрации. Эффективность иллюстрации зави-сит от методики показа. Избирая наглядные пособия и форму иллюстрирования, учитель продумывает их дидактическое на-значение, место и роль в познавательном процессе. Перед ним стоит также проблема определения оптимального объема ил-люстративного материала. Опыт показывает, что большое чис-ло иллюстраций отвлекает учеников от выяснения сущности изучаемых явлений; Иллюстрации готовят заранее, но показы-вают только в тот момент, когда они оказываются необходи-мыми по ходу обучения.

В современной начальной школе для обеспечения качествен-ной иллюстрации широко используются экранные технические средства.

Видеометод рассматривается в качестве отдельного метода обучения ввиду интенсивного проникновения в практику ра-боты учебных заведений новых источников экранного препод-несения информации:

Видеоскопов,

Проекторов,

Киноаппаратов,

Учебного телевидения,

Видеопроигрывателей и видеомагнитофонов,

А также компьютеров с дисплейным отражением информации.

Видеометод успешно выполняет все дидактические функции: служит не только для преподнесения знаний, но и для их кон-троля, закрепления, повторения, обобщения, систематизации. Обучающая и воспитывающая функции данного метода обуслов-ливаются высокой эффективностью воздействия наглядных образов и возможностью управления событиями.

Практические методы обучения основаны на практической деятельности учащихся. Этими методами формируют практические умения и навыки.

К практическим методам относятся:

- упражнения,

- лаборатор-ные и практические работы,

Упражнения — многократное выполнение учащимися опреде-ленных действий с целью выработки и совершенствования умений и навыков в учебной работе.

Характер и методика упражнений зависят от особенностей учебного предмета, конкретного материала, изучаемого вопро-са и возраста учащихся.

Дидактика формулирует ряд общих правил проведения упраж-нений :

Доведение до сознания учащихся цели и порядка выполнения упражнения;

Разнообразие упражнений;

Систематичность проведения упражнений;

После объяснения нового материала упражнения даются чаще;

Постепенное нарастание трудности упражнений.

Сразу после изучения нового материала учитель дает типичные упражнения, в которых изученные учащимися признаки вы-ступают наиболее ярко и выпукло. Когда же новый материал усвоен учащимися прочно, можно давать задачи и упражнения, для выполнения которых дети используют знания других тем предмета.

Эффективность упражнений повышается в том случае, если дети приучены к самоконтролю в учебном труде. Правильно организованные упражнения имеют большое вос-питательное значение. Характер воздействия упражнений на учащихся зависит от степени самостоятельности их выполнения. Не менее важное значение имеет и содержание упражнений.

В начальных классах дается много разнообразных письменных упражнений.

Лабораторные работы — один из практических методов обуче-ния, заключающийся в проведении учащимися по заданию учителя опытов с использованием приборов, применением ин-струментов и других технических приспособлений. В процессе лабораторной работы имеют место наблюдения, анализ и сопоставление данных наблюдений, формулирование выводов. Мыслительные операции сочетаются здесь и с фи-зическими действиями, с моторными актами, поскольку уча-щиеся при помощи технических средств воздействуют на изу-чаемые вещества и материалы, вызывают интересующие их явления и процессы, что существенно повышает продуктив-ность познавательного процесса.

Лабораторные работы могут проводиться:

- в иллюстративном плане , когда учащиеся в своих опытах воспроизводят то, что было предварительно продемонстриро-вано учителем;

- в исследовательском плане , когда учащиеся сами впервые реша-ют поставленную перед ними познавательную задачу и на ос-новании опытов самостоятельно приходят к новым для них выводам.

Выполнение лабораторных работ сопровождается записью по-лучаемых данных и графическим изображением изучаемых яв-лений и процессов в форме отчета о проведенном эксперименте.

Познавательные (дидактические) игры — это специально соз-данные ситуаций, моделирующие реальность, из которых уче-никам предлагается найти выход.

Современные дидактические игры в начальной школе — это преимущественно игры по правилам.

Игры имеют много функций:

Активизируют познавательные процессы;

Воспитывают интерес и внимательность детей;

Развивают способности;

Вводят детей в жизненные ситуации;

Учат их действовать по правилам;

Развивают любознательность, внимательность;

Закрепляют знания, умения.

Правильно построенная игра обогащает процесс мышления индивидуальными чувствами, развивает саморегуляцию, укрепляет волю ребенка. Игра ведет его к самостоятельным откры-тиям, решениям проблем.

В учебном процессе могут использоваться только элементы дидактической игры — игровая ситуация, прием, упражнение.

Общая структура дидактической игры содержит компоненты:

Мотивационный - потребности, мотивы, интересы, определяю-щие желания детей принимать участие в игре;

Ориентировочный — выбор средств игровой деятельности;

Исполнительный — действия, операции, позволяющие реализо-вать поставленную игровую цель;

Контрольно-оценочный — коррекция и стимулирование актив-ности игровой деятельности.

Вопросы и задания

1. В чем сущность каждого вида наглядных методов? Охарактеризуйте их положительные и отрицательные стороны.

2. Раскройте сущность каждого вида практических методов, их положительные и отрицательные стороны.

Формы организации обучения в начальной школе: общеклассные, групповые и индивидуальные

Форма (от латинского «forma») - наружный вид, внешнее очертание, установленный порядок.

В философии форма - это структура какого-то содержания.

Форма организации обучения обозначает внешнюю сторону процесса обучения, которая связана с количеством обучаемых, временем и местом, а также порядком его осуществления (И.Ф. Харламов).

В научных педагогических исследованиях рассматриваются разные точки зрения на понятие «организационные формы обучения».

Так И. М. Чередов форму обучения рассматривает как специальную конструкцию, которая характеризует «внешнюю сторону процесса обучения, обусловленную содержанием, методами, приемами, средствами, видами учебной деятельности, особенностями взаимосвязи педагога и учеников при работе над учебным материалом.

Анализируя данный педагогический феномен, Ю. К. Бабанский считает, что под формой организации обучения следует понимать операционно-деятельностный компонент обучения и представляет собой внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в установленном порядке и определенном режиме.

Б. Г. Лихачев под формой организации обучения понимает целенаправленную, четко организованную, содержательно насыщенную и методически оснащенную систему познавательного и воспитательного взаимодействия, отношений учителя и учащихся.

С. А. Смирнов под формой обучения понимает способ организации деятельности учащихся, определяющий количество и характер взаимосвязей участников процесса обучения.

Форма организации обучения - это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учеников, «упаковка» для содержания» (И. П. Подласый).

Приведенные определения понятия «форма обучения» говорят о его сложности и неоднозначности.

В истории педагогики выделяют две основные формы организации обучения : индивидуально-групповую и классно-урочную .

Система индивидуального обучения получила распространение на ранних этапах развития общества, когда учитель занимался с одним учеником, как правило, его преемником. Постепенно возникло индивидуально-групповое обучение, когда учитель занимался с группой учеников в 10-15 человек. Обучение в группе шло также индивидуально, поэтому в группе были ученики разного возраста, разного уровня подготовки. Сроки обучения, начало и окончание занятий были также индивидуальны.

В средние века в связи с увеличением количества обучающихся возникла необходимость в появлении новой формы организации обучения. Получила распространение групповая форма обучения. Свое законченное решение она нашла в классно-урочной системе обучения , разработанной и теоретически обоснованной Я. А. Коменским. Она предполагает наличие в группе постоянного состава учащихся одного возраста; постоянное место и продолжительность занятий, стабильное расписание занятий.

История развития школы знает различные системы обучения, в которых преимущество отдавалось тем или иным формам организации: индивидуальной (в античных государствах), индивидуально-групповой (в школах Средневековья), взаимного обучения (белль-ланкастерская система в Англии), дифференцированного обучения по способностям учеников (маннгеймская система), бригадное обучение (существовавшее в 20-ые годы в советской школе), американский «план Трампа», согласно которому 40 % времени ученики проводили в больших группах (100-150 человек), 20 % − в малых группах (10-15 учащихся) и 40 % времени отводилось на самостоятельную работу.

Для учителей начальных классов интерес представляет так называемый Дальтон-план - форма индивидуализированного обучения (Э. Паркхерст, Г. Дальтон, начало XX в.). Детям предлагалась полная свобода выбора содержания обучения, чередование изучаемых предметов, использование собственного времени и т.д.

Формы обучения исторически сложившиеся продолжают существовать в практике обучения и в настоящее время.

Индивидуальная форма обучения − применяется с целью адаптирования степени сложности учебных заданий, оказания помощи с учетом индивидуальных особенностей ученика и оптимизации самого учебного процесса.

Парная форма − связана с коммуникативным взаимодействием между учителем и парой учащихся, выполняющих под его руководством общее учебное задание.

Групповая форма - общение учителя осуществляется с группой детей более трех человек, которые взаимодействуют, как между собой, так и с учителем с целью реализации образовательных задач.

Коллективная форма (общеклассная) обучения - одна из самых сложных форм организации деятельности учащихся, рассматривающая обучение целостного коллектива. Данная форма ориентирована на активное взаимодействие учащихся, их взаимопонимание, взаимообучение, сплоченность.

Фронтальная форма («обращенная к зрителям») предполагает обучение группы учащихся или целого класса, решающих однотипные задачи с последующим контролем результатов со стороны учителя.

Более совершенное организационное оформление педагогического процесса нашло свое выражение в классно-урочной системе . Ее контуры были предложены голландским педагогом Д. Силом, немецким профессором И. Штурмом, теоретическое обоснование этой системы описал в «Великой дидактике» Я. А. Коменский .

Урок - единица образовательного процесса, четко ограниченная временными рамками, возрастным составом учащихся, планом и учебной программой работы.

Урок является основной формой организации текущей учебной работы. В этой форме представлены все компоненты учебно-воспитательного процесса: цель, задачи, содержание, средства и методы.

Типология урока одна из сложных дидактических задач. С. В. Иванов, М. А. Данилов, Б. П. Есипов, Г.И. Щукина выделяют следующие типы уроков в зависимости от дидактической задачи:

Вводные уроки, уроки первичного ознакомления с учебным материалом;

Уроки образования понятий, установления законов и правил;

Уроки применения полученных знаний на практике;

Уроки выработки навыков;

Уроки повторения и обобщения;

Контрольные уроки;

Уроки смешанные или комбинированные.

Эти типы уроков широко используются и в начальной школе.

И.П. Подласый отдельно рассматривает урок в малокомплектной начальной школе, где обучаются дети разного возраста в одной классной комнате.

Здесь сложились три основных типа уроков:

Урок, на котором в обеих классах изучается новый материал;

Урок, на котором в одном классе изучается новый материал, а в другом классе организуется работа по закреплению знаний и умений, повторению изученного или учету знаний и умений детей;

Урок, на котором в обеих классах проводится работа по повторению изученного раннее.

Интегративный урок (от лат. «полный», «целостный») - это урок, в котором вокруг одной темы объединяется материал нескольких предметов. Такой урок наиболее продуктивен для младших школьников, т.к. способствует информационному обогащению содержания обучения, мышления и чувств школьников за счет включения интересного материала, который позволяет с различных сторон познать явление или предмет изучения.

Нестандартный урок - это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру. Например: уроки - конкурсы, деловые игры, аукционы.

Под структурой урока подразумевается его внутреннее строение и последовательность отдельных этапов, отражающих цель, дидактические задачи и особенности их практической реализации.

Экскурсия - это одна из форм образовательно-воспитательной работы с детьми перенесенная в соответствии с определенными педагогическими задачами на предприятия, в музеи, на выставку, в поле, на ферму и т.д.

В зависимости от решаемых дидактических задач выделяются экскурсии различных типов: в зависимости от объектов наблюдения (природоведческие, краеведческие, литературные, географические и т.д.); по образовательно-воспитательным целям (обзорные и тематические); по месту ив структуре педагогического процесса (вводные, или предваряющие; текущие , итоговые).

В последнее время в начальных классах распространение получают комплексные экскурсии. Комплексные экскурсии не только экономят время, но и помогают объединить блоки знаний по разным предметам, подчиненные одной теме. Так, например, в экскурсии интересно сочетаются знания по ознакомлению с окружающим миром, музыкой; изобразительной деятельностью.

Самостоятельную работу учащихся дидакты (И.Я. Лернер, Ю.К. Бабанский, И.П. Подласый и др.) характеризуют как овладение научными знаниями, практическими умениями, навыками во всех формах организации обучения, как под руководством учителя, так и без него.

Самостоятельную работу учащихся классифицируют:

По дидактической цели ее применения - познавательная, практическая, обобщающая;

По типам решаемых задач - исследовательская, творческая, познавательная и др.

По уровням проблемности - репродуктивная, продуктивно-исследовательская, исследовательская;

По характеру коммуникативного взаимодействия учащихся - фронтальная, групповая, индивидуальная; по месту ее выполнения - домашняя, классная.

Вопросы и задания

1. Выделите основные признаки, характеризующие форму организации обучения. Дайте определение понятия «форма организации обучения».

2. Определите факторы, влияющие на выбор организационных форм обучения.

3. Охарактеризуйте особенности классно-урочной системы обучения, ее достоинства и недостатки, ее преимущества перед другими системами.

Наглядные методы

Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами и предназначены для наглядно-чувственного ознакомления учащихся с явлениями, процессами, объектами в их натуральном виде или в символьном изображении с помощью всевозможных рисунков, репродукций, схем и т.п. В современной школе с этой целью широко используются экранные технические средства.

Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций. Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, плоских моделей и т.п. Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и др. Подразделение средств наглядности на иллюстративные и демонстрационные является условным и не исключает возможности отнесения отдельных средств наглядности как к группе иллюстративных, так и демонстрационных (например, показ иллюстраций через эпидиаскоп или кодоскоп). Внедрение новых технических средств в учебный процесс (телевидения, видеомагнитофонов) расширяет возможности наглядных методов обучения.

В современных условиях особое внимание уделяется применению такого средства наглядности, как персональный компьютер. Применение компьютеров позволяет учащимся наглядно увидеть в динамике многие процессы, которые раньше усваивались из текста учебника. Компьютеры дают возможность моделировать определенные процессы и ситуации, выбирать из ряда возможных решений наиболее оптимальные но определенным критериям, т.е. значительно расширяют возможности наглядных методов в учебном процессе.

Практические методы

Эти методы обучения основаны на практической деятельности учащихся. К ним относятся упражнения, лабораторные и практические работы.

Упражнения . Под упражнениями понимают повторное (многократное) выполнение умственного или практического действия с целью овладения им или повышения его качества. Упражнения применяются при изучении всех предметов и на различных этапах учебного процесса. Характер и методика упражнений зависят от особенностей учебного предмета, конкретного материала, изучаемого вопроса и возраста обучающихся. По своему характеру упражнения подразделяются на устные, письменные, графические и учебно-трудовые. При выполнении каждого из них учащиеся совершают умственную и практическую работу. По степени самостоятельности учащихся при выполнении выделяют упражнения: а) воспроизводящие – упражнения по воспроизведению известного с целью закрепления; б) тренировочные – упражнения по применению знаний в новых условиях. Если при выполнении действий ученик про себя или вслух проговаривает, комментирует предстоящие операции, то он осуществляет комментированные упражнения. Комментирование действий помогает учителю обнаруживать типичные ошибки, вносить коррективы в действия учеников.

Лабораторные работы. Под лабораторными работами понимается проведение учащимися по заданию учителя опытов с использованием приборов, применением инструментов и других технических приспособлений, т.е. изучение учащимися каких-либо явлений с помощью специального оборудования. Лабораторные работы проводятся в иллюстративном или исследовательском плане. Разновидностью исследовательских лабораторных работ могут быть длительные наблюдения учащихся за отдельными явлениями: ростом растений, развитием животных, погодой, ветром, облачностью и т.п. В порядке выполнения лабораторной работы также практикуется поручение школьникам сбора и пополнения экспонатами местных краеведческих, школьных музеев, изучение фольклора своего края и др. В любом случае учитель составляет инструкцию, а ученики записывают результаты работы в виде отчетов, числовых показателей, графиков, схем, таблиц.

Практические работы. Они проводятся после изучения крупных тем, разделов и носят обобщающий характер. Особый вид практических методов обучения составляют занятия с обучающими машинами, машинами-тренажерами и репетиторами.

Итак, мы рассмотрели краткую характеристику методов обучения с точки зрения источников получения знаний. В педагогической литературе данную классификацию неоднократно и достаточно обоснованно подвергали критике. Главным ее недостатком считается то, что она нс отражает характера познавательной деятельности учащихся в обучении, степени их самостоятельности в учебной работе. Тем не менее эта классификация пользуется наибольшей популярностью у учителей-практиков и ученых- методистов. Характер деятельности учителя и учащихся при использовании методов обучения, классифицируемых по источникам знания, представлен в табл. 2.

Таблица 2

Краткое содержание метода, методические приемы его реализации

Деятельность

обучающего

Деятельность

обучаемого

1. Словесные методы.

Основное назначение данной группы методов – сообщение учебной информации при помощи слова (устного и печатного) с использованием логических, организационных и технических приемов. Основные методы: рассказ, беседа, лекция, работа с печатными изданиями

Постановка основного вопроса, подлежащего изучению; выявление признаков, определение исходных позиций в анализе процессов и объектов; сравнение, обобщение, формулирование выводов. Указанная деятельность осуществляется при использовании различных методических приемов

Восприятие и осмысление получаемой информации, выполнение различных записей, зарисовок, чертежей, схем, работа с дидактическим материалом и т.д.

2. Наглядные методы.

Основное назначение данной группы методов – сообщение учебной информации при помощи различных средств наглядности. Основные методы: демонстрация опытов; наглядных объектов;

Постановка основного вопроса, подлежащего изучению, на основании данных, полученных из различных наглядных источников, которые демонстрирует сам преподаватель или обучаемый.

Наблюдение за демонстрациями, которые проводит преподаватель или сам обучаемый, осмысление полученных данных и принятие основной дидактической цели

пособий (предметов, схем, таблиц, муляжей, макетов и т.п.); кино- и видеофильмов, телепередач и др. Наглядные методы реализуются через применение логических, организационных и технических приемов

Указанная деятельность осуществляется при использовании различных методических приемов

конкретного учебного занятия, выполнение различных записей, схем, зарисовок и т.п.

3. Практические методы. Основное назначение данной группы методов – получение информации на основании практических действий, выполненных обучающим или обучаемыми в процессе постановки различных практических работ. Основные методы: практические, лабораторные работы; решение задач; моделирование ситуаций и объектов и др.

Постановка основного вопроса, подлежащего изучению, на основании данных, полученных в процессе различных практических работ, выполненных самим обучающим. Указанная деятельность осуществляется при использовании различных методических приемов

Осмысление практических действий обучающего, своих практических действий, выполнение различных записей, зарисовок, схем, принятие основной дидактической цели урока, лекции и т.д.

Заслуга авторов классификации методов обучения по источникам знания заключается в том, что они взамен попытке универсализировать какой-либо один метод обучения обосновали необходимость применять в школе разнообразные методы: систематическое изложение знаний учителем, работу с книгой, учебником, письменные работы и т.д. Однако, взяв за основу своей классификации методов обучения внешние формы деятельности учителя и ученика, они упустили главное, существенное в учебном процессе – характер познавательной деятельности учащихся, от которого зависит и качество усвоения знаний, и умственное развитие обучающегося. Данные теоретических исследований педагогов и психологов свидетельствуют, что усвоение знаний и способов деятельности происходит на трех уровнях: 1) уровне осознанного восприятия и запоминания (внешне это проявляется в точном и близком к оригиналу воспроизведении учебного материала); 2) уровне применения знаний и способов деятельности по образцу или в сходной ситуации; 3) уровне творческого применения знаний и способов деятельности. Методы обучения призваны обеспечить все уровни усвоения. Исходя из этого обстоятельства, ученые-педагоги уже с середины прошлого века стали все больше внимания уделять разработке классификации методов обучения с учетом названных уровней усвоения учащимися знаний и способов деятельности.

Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых усвоение материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения.

Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций:

  • а) Метод иллюстраций предполагает показ детям иллюстративных пособий: плакатов, таблиц, картин, иллюстраций и пр.
  • б) Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, презентаций, видеоматериалов и др.

Такое подразделение средств наглядности на иллюстративные и демонстрационные является условным.

Оно не исключает возможности отнесения отдельных средств наглядности как к группе иллюстративных, так и демонстрационных. Например, показ иллюстраций через мультимедийную установку.

Внедрение новых технических средств в образовательный процесс (телевидения, компьютеров, интерактивной доски) расширяет возможности наглядных методов обучения.

При использовании наглядных методов обучения необходимо соблюдать ряд условий:

  • а) применяемая наглядность должна соответствовать возрасту детей;
  • б) наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент;
  • в) наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все воспитанники могли хорошо видеть демонстрируемый предмет;
  • г) необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций;
  • д) детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений;
  • е) демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала;
  • ж) привлекать самих воспитанников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном материале.

Познавательная и практическая деятельность на занятиях может быть организована на основе наглядного показа соответствующих предметов и явлений. К группе наглядных методов обучения относятся наблюдение, демонстрация наглядных пособий (предметы, картины, диафильмы, слайды, видеозаписи, компьютерные программы).

Наблюдение - это умение всматриваться в явления окружающего мира, выделять в них существенное, основное, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины, делать выводы.

Непосредственное наблюдение детьми изучаемых объектов имеет важное значение для формирования полноценных представлений и развития познавательных процессов - восприятия, памяти, мышления, воображения. В процессе наблюдения осуществляется разнообразная мыслительная деятельность ребенка: поиск ответов на поставленные вопросы, сравнение, сопоставление. Наблюдения проводятся на специальных занятиях (наблюдение за рыбкой, кошкой с котятами), на экскурсиях.

Однако педагог должен уметь использовать для организации наблюдения и любую незапланированную ситуацию, если она дает возможность обогатить детей яркими представлениями, вызвать у них гамму чувств (удивление, восхищение, наслаждение красотой и т. д.).

Например, на участок прилетела стайка снегирей, на небе появилась радуга, рабочие ремонтируют крышу веранды и т. п.

В обучении дошкольников наблюдение развивается по двум направлениям. Прежде всего, постепенно расширяется круг наблюдаемых объектов: наблюдения в групповой комнате, затем в других помещениях дошкольного учреждения, на участке и, наконец, за его пределами: в сквере, в парке, на школьном стадионе, у реки, на остановке городского транспорта. Соблюдается и концентричность наблюдения, когда при знакомстве с одними и теми же объектами детей ведут от узнавания объекта при первом знакомстве к выделению существенных признаков, при повторных наблюдениях - к сравнению с другими объектами и, наконец, - к обобщению. В обучении дошкольников используют разные виды наблюдений: кратковременные и длительные наблюдения. Также повторные и сравнительные. Длительные наблюдения дают возможность знакомить детей с процессом развития, с изменением состояния того или иного объекта, что представляется необходимым материалом для развития мыслительной деятельности (сравнение, различение, выделение существенных признаков, установление причинно-следственных связей). Сравнительные наблюдения представляют особую ценность для развития мыслительной деятельности детей. Детям среднего дошкольного возраста предлагают для сравнения два непосредственно наблюдаемых объекта: воробья и ворону, березу и ель.

Старшие дошкольники могут сравнивать наблюдаемый объект с другим, непосредственно не воспринимаемым в данный момент (сравнение по представлению): автобус и трамвай, река и пруд, газета и письмо, сквер и лес. В дошкольной педагогике разработаны дидактические требования к наблюдению как методу обучения (Е.А. Флерина, Е.И. Радина, П.Г. Саморукова и др.), а именно:

  • - объект наблюдения должен быть интересен для детей, так как при наличии интереса формируются более отчетливые представления;
  • - объект наблюдается в таких условиях, которые позволяют выявить его характерные особенности. Поэтому по возможности следует проводить наблюдения в естественной обстановке (кролика лучше наблюдать на лужайке детского сада, а не в групповой комнате и т. п.);
  • - педагог намечает цель наблюдения, определяет круг новых знаний, продумывает, как их связать с опытом детей;
  • - детям дается целевая установка для наблюдения, что обеспечивает полноту восприятия (будем наблюдать за кроликом, потом его нарисуем, придумаем о нем рассказ);
  • - усвоенные в процессе наблюдения знания, зародившиеся чувства и отношение к наблюдаемому должны получить дальнейшее развитие в деятельности детей;
  • - обеспечивать последовательность и планомерность наблюдения в соответствии с поставленными задачами, особенностями объектов, возрастом детей;
  • - наблюдение следует сопровождать точным конкретным словом: называть предметы, их признаки, действия. По ходу наблюдения следует давать краткие пояснения, можно обратиться к строчке стихотворения, пословице, народной примете. Однако основное содержание представлений должно складываться на основе активной познавательной деятельности самих детей.

Демонстрация (рассматривание) картин, репродукций, диафильмов, слайдов, видеофильмов и других наглядных средств - важный метод обучения дошкольников, позволяющий решать ряд дидактических задач. Наглядные средства дают ребенку наглядный образ знакомых и незнакомых предметов. С помощью картин, картинок, схем у детей формируются статические наглядные образы. Технические средства обучения (ТСО) используются для создания динамических наглядных образов.

Рассматривание картин, картинок и других наглядных средств помогает развивать наблюдательность, мыслительные процессы (сравнение, различение, обобщение, анализ), обогащать речь, оказывать влияние на интересы. Картинка дает пищу для воображения, творческой деятельности ребенка.

В дошкольном учреждении используются разные виды картин. Прежде всего - это специально созданные дидактические картины, часто объединенные в специальные серии (о временах года, животном мире и др.). Приобщению детей к культуре, искусству служат репродукции картин известных художников (например, «Золотая осень», «Март» И.И. Левитана, «Иван-царевич на Сером Волке», «Алёнушка» В.М. Васнецова и др.). В качестве наглядного средства обучения используется и книжная графика (иллюстрации в книге), с помощью которой оживают герои произведения, возникают страны и города, где происходят события. Кроме того, педагог подбирает предметные картинки, классифицирует их по темам («Игрушки», «Транспорт», «Труд взрослых», «Животные», «Наш город» и др.), оформляет и использует для индивидуальных занятий с детьми, а также в качестве раздаточного материала для групповых и фронтальных занятий.

В учебных целях на занятиях демонстрируются слайды, диафильмы, видеофильмы, применяются компьютерные программы, содержание.

Необходимо учитывать, что простая демонстрация какого-либо предмета, явления, его изображения еще не обеспечивает выделение ребенком нужных сторон и свойств данных объектов. Стихийно протекающее восприятие не приводит к формированию правильных представлений о предметах. Необходима руководящая роль педагога, который организует процесс детского восприятия. Организация заключается в том, что взрослый в строгой последовательности выделяет различные стороны и свойства предмета, увязывая отдельные знания в целостное представление об объекте.

В педагогике известно множество методов обучения, которые различаются, в частности, по роли учащихся в процессе получения новых знаний. В зависимости от той роли методы могут быть пассивными, активными и интерактивными. Внутри каждой из этих групп можно определить и подгруппы. Одной из подгрупп методов, которая может входить в любую из упомянутых больших групп методов, являются наглядные включающая самые разные способы представления информации.

Демонстрация — это показ различных наглядных пособий, таблиц, картин, схем, диапозитивов, а так же предметов, проведение опытов и тому подобное. Особенно часто этот метод применяется при повторении обобщении ранее изученного материала, а так же при изучении нового. Большую роль играют при демонстрации словесные пояснения. Метод иллюстрации используются на всех предметах — это различные муляжи, макеты, фрагменты фильмов, отрывки литературных и музыкальных произведений, карты, графики и прочее.

Благодаря тому, что техническое оснащение многих учебных заведений возросло, появилась возможность использовать на уроках проекторы, видеомагнитофоны, телевизоры, компьютеры и другую видеотехнику, видеометод выделился в самостоятельный метод из большой группы «наглядные методы обучения». Сюда же относится и работа с книгой и другими печатными источниками. Метод включает такие приемы, как конспектирование, тезирование, цитирование, составление плана, аннотирование, рецензирование, составление справки и т. д.

Наглядность оживляет урок, вносит в него живое созерцание. Наглядные методы обучения очень эффективны, так как обучение строится не на отвлеченных образах, а на конкретных, понятных учащимся. С помощью подобных методов можно создать у обучающихся конкретное представление о каком-то предмете или событии.

Любому учителю известна ситуация, когда на уроках детям неинтересно и скучно. Почему же жизнь школы нередко так не похожа на тот самый яркий и цветной мир детства, который сопровождает ребенка в повседневной жизни? Казалось бы, именно школа должна увлекать ребенка, ведя его по прекрасной дороге знаний в новый прекрасный мир, но это получается далеко не всегда.

Только не нужно делать поспешных выводов и говорить, что школа не может служить источником знаний, что уже иногда можно встретить в средствах массовой информации. Хотя иногда подобные утверждения могут быть и вполне обоснованными. Дело в том, что школе всегда была свойственна некоторая доля консерватизма, не позволявшая процессу передачи знаний подрастающему поколению идти в ногу со временем.

Таким образом возникло своего рода противоречие между новым стремительным временем, характерной особенностью которого стало всемерное проникновение в повседневную жизнь человека современных технологий, и рутиной традиционного школьного образования, мало восприимчивого к каким-либо новшествам.

Однако преодолеть это противоречие вполне возможно. Выдающиеся педагоги современности уже давно задумывались об этом и прилагали все усилия для преодоления подобной ситуации.

Наглядные методы обучения призваны стать тем самым первым звеном в цепи других ведущих к цели методов, которые могут сделать для детей получение новых знаний доступным и увлекательным, причем так, что о скуке не может быть и речи. Вообще-то успех в обучении может зависеть не только от применяемых методик — нужно помнить, что единых универсальных методов, пригодных для всех случаев жизни, просто не существует. Успех может напрямую зависеть от самой личности педагога.

Применяя игровые можно разнообразить учебный процесс и сделать его увлекательным. В высших и средних специальных учебных заведениях методы профессионального обучения также часто являются активными и интерактивными, что позволяет усваивать учебный материал наилучшим образом.

Вопрос о методах остается весьма актуальным, а единого ответа на вопрос «как лучше» просто не существует.