Как организовать бизнес галерея. Галерейный бизнес – не столько бизнес, сколько образ жизни

Бизнес-план галереи - реализация не самой очевидной идеи - заработка на искусстве. И как это бывает со всем новым, к этому бизнесу стали проявлять интерес многие. И многие, кто брался за это дело, но не смог понять его сути, прогорали. Тем не менее сегодня столица может похвастать несколькими галереями, которые если не шикуют, то во всяком случае чувствуют себя уверенно. На примере одной из них кто-то рассказал, как и кому стоит заниматься этим бизнесом. Руководители других галерей дополнили рассказ.

Отличная статья. Интересные собеседники. Творческие планы и т.п.
Причем здесь бизнес-план и бизнес вообще? Не знаете?

Галерея “Ателье Карась” открылась в 1995 г. Хотя, по словам ее руководителя Евгения Карася, идея создания галереи зародилась в его семье, семье художников, еще в 1986 г. Именно тогда появилось помещение для будущей галереи. Союз художников предоставил родителям Евгения целый этаж под творческую мастерскую: общая площадь помещения составляла примерно 200 кв.м (см. “Совет №1”). “Хотелось создать некое пространство для “прокручивания” интересных творческих идей. Создать культурную среду для общения единомышленников, платформу для красивой жизни”, - вспоминает г-н Карась.

Создание “пространства” началось с большого ремонта. Дело в том, что художественному семейству Карасей достался один из самых старых и запущенных (по словам Евгения) домов середины XIX века на Андреевском спуске: выбитые окна, обвисший потолок, потрескавшиеся стены, изуродованные временем и краской лепные украшения. Здание нуждалось не просто в ремонте, а в реставрации. Но и после того как помещение приобрело надлежащий вид, оно не сразу стало “пространством для “прокручивания” творческих идей”.

По словам Евгения Карася, вплоть до 1995 г. “шел процесс накопления знаний в области современного искусства”. Будущий галерист стремился понять, что происходит в изобразительном искусстве Украины, России, Европы, Америки. Кроме того, нужно было тщательно исследовать “украинскую ситуацию”: художественные направления, инфраструктуру, тусовки, фамилии, рейтинги. Было решено выставлять работы только украинских художников. “Мы (коллектив галереи. - Ред.) начали формировать базу данных: собирали информацию о художниках, фотографии их работ, искусствоведческие тексты. Позднее составили список самых интересных и сильных художников. И в 1995 г. начали приглашать их поучаствовать в выставочных программах, которые мы к тому времени разработали”, - откровенничал г-н Карась.

Галерист утверждает, что, открывая собственное дело, он не прибегал к опыту зарубежных галерей и не изучал соответствующую литературу. Мол, “учился на ходу, на ходу реализовывал собственные креативные представления и в то же время создавал некую индустрию”.

Когда пришло время открыть галерею, у Евгения Карася было все необходимое: первое - большое и недорогое помещение, второе - идеи будущих выставок, третье - база данных о художниках и их работах, четвертое - компетентные единомышленники (соратники).

СОВЕТ №1

Галерею лучше располагать в центре города. Идеальным может считаться помещение, общая площадь которого 200 кв.м: выставочный зал - 50-80 кв.м, офис - 15-20 кв.м, помещение для хранения работ - 30-50 кв.м и техпомещения (для хранения оборудования и т.д.) - 50 кв.м. Правда, известны случаи, когда площадь галереи - всего 25 кв.м.

В галерее “Ателье Карась” работают всего пять человек: галерист - руководитель, куратор, пресс-секретарь, консультант и экспозиционер.

По убеждению нашего героя, успех всего предприятия всецело зависит от галериста: от его вкуса, его позиции. Именно он задает тон, формирует имидж галереи. Он решает, какое искусство приемлемо для его галереи, а какое - нет. С какими авторами ему работать, с какими - нет. Он же устанавливает “планку” для галереи. Галеристу совсем не обязательно быть художником. Главное - разбираться в изобразительном искусстве и любить его. Кстати, арт-менеджеров уже готовят некоторые вузы Украины. Например, Киевская художественная академия и Киевский университет культуры.

Руководитель галереи “Ателье Карась” отводит вторую по значимости роль куратору. Куратор инициирует, организовывает и проводит выставки. По мнению г-на Карася, этому работнику просто необходимо художественное образование.

Экспозиционер у г-на Карася также из художников. На нем “висит” экспозиция. Он решает, где разместить ту или иную работу, чтобы она “не потерялась” в общей массе, чтобы “не забила” другие работы, чтобы экспозиция была максимально адекватна концепции выставки. То есть организация экспозиции - это целое искусство. И как заметил Евгений Карась, зачастую умело выполненная экспозиция придает картинам “новое звучание”.

Что касается консультантов (которые работают с посетителями и потенциальными покупателями) и пресс-секретаря (работа со СМИ), то с этим в “Ателье Карась” отлично справляются выпускники Киево-Могилянской академии. “Могу сказать уверенно, что ни один вуз не в состоянии соперничать с выпускниками факультета культурологии Киево-Могилянской академии”, - заявил Евгений Карась. Он также признался, что почти все его сотрудники - универсальные работники: почти все они пишут тексты, составляют выставочные программы, организовывают выставки, консультируют посетителей.

Вскоре в галерее появится программист, который будет заниматься только интернет-ресурсами, созданными и курируемыми галереей.

Штатные сотрудники галереи получают в среднем

От $200 до $500 в месяц.

Опять старые престарые цифры. По нынешним временам за 200 баксов даже "джамшут" работать не будет. В Москве.

РАЗРЕШИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

По словам Евгения Карася, чтобы открыть галерею современного искусства, не нужно получать никаких разрешительных документов, кроме общепринятых. И целенаправленно галереи никто не проверяет, поскольку законодательно деятельность галерей не регулируется: нет в наших законах такого понятия специфической культурной деятельности, как “галерея”.

Казалось бы, эта неурегулированность на руку галереям: живи себе, не зная никаких хлопот. Но галеристы недовольны. Они хотят, чтобы статус галереи был определен законодательно. И чтобы эта деятельность лицензировалась.

СОВЕТ №2

Начать галерейный бизнес можно и с $1,5 тыс. Это при наличии помещения. $1,5 тыс. уйдут на зарплату сотрудникам за первый месяц, фуршет по случаю открытия и буклеты о выставке. Аренда помещения, да еще в центре города, “влетит в копейку”. Можно договориться с местной властью - организовать совместную галерею. А можно присовокупить галерею к уже действующему бизнесу: например, банкир может организовывать выставки в холле банка.

“Галерея Карась” позиционирует себя как галерею современного фундаментального искусства. То есть здесь показывают искусство традиционных технологий: живопись, графика, скульптура и фотография. И лишь в редких случаях - инсталляция, медиа- и видеоарт.

“Я изначально поставил себе задачу - создать галерею, которая бы формировала рейтинг украинского изобразительного искусства и влияла на него. И мне пришлось отбирать все самое лучшее”, - говорит галерист. Он убежден, что работает только с серьезными авторами: мол, “до конъюнктуры не опускаюсь”.

Как определить, что один художник серьезный, а другой - нет? Евгений Карась делает это с помощью собственной системы оценки, которая, впрочем, не претендует на объективность. Спрашивает мнение экспертов, в качестве которых выступают авторитетные в профессиональных кругах художники. Кроме того, об авторе судит по мероприятиям, в которых он участвовал. Самый высокий уровень международного признания художника - участие в престижных международных фестивалях, например в Венецианском биеннале.

Большую роль играет и то, где выставлялся автор. “Когда художник заявляет, что он выставлял и продавал свои работы за рубежом, - это еще ни о чем не говорит! Ему можно задать один-единственный вопрос: “В каком музее современного искусства выставлены ваши работы?” - делился фрагментами своей методики оценки г-н Карась. Если художник называет известные музеи, например Музей Людвига, Стедлик-музей и пр., значит, он может подтвердить свой высокий международный статус. Таких художников в Украине, по мнению галериста, не более 30. Он назвал лишь несколько имен: Маков, Савадов, Тистол, Ройтбурд, Гнилицкий, Животков, Сильваши и др.

Так это опять ридна и незалежна... Плюньте и забудьте. Не читая.

Примечательно, что собственные работы художник Евгений Карась в своей галерее никогда не выставлял. “Мы выставляем лучших художников Украины, я себя таковым не считаю - это во-первых. А во-вторых, я больше 10 лет арт-менеджер, галерист и эксперт, а не художник. И вообще, при составлении выставок родственные и дружеские связи не играют никакой роли. Я могу дружить с художником, но его работы у себя не выставлять и наоборот”, - заявил галерист. По его мнению, “галерея, как и любой художественный проект, оценивается не по самому сильному, а по самому слабому художнику или проекту. И не столь сложно поднять “планку”, сколь сложно ее не опустить”.

ImageЧтобы “не опуститься”, галерея “Ателье Карась” регулярно проводит исследования, цель которых - оценить и спрогнозировать художественную ситуацию, консолидированно определить лучших художников страны по оценкам специалистов. “Система проста. Мы опрашиваем 15 экспертов (людей, занимающихся современным искусством: галеристов, арт-менеджеров), просим их назвать фамилии 50 наиболее интересных художников. Как правило, их мнения совпадают на 80%. Затем просим из указанных 50 отметить 10 сильнейших: совпадение - 20%. Так формируется внутренний рейтинг, но это только одна из существующих моделей”, - объяснил Евгений Карась.

Его галерея системно работает более чем с 30 художниками. Правда, ежегодно она отводит место для работ

Одного-двух новых авторов. А в среднем в год проводит 10-15 выставок. То есть на просторах галереи даже не все интересные авторы могут “показаться во всей красе”. Но были времена, когда галерея работала интенсивнее. “В 1998 г. мы провели 51 выставку: раз в две недели устраивали по три персональных выставки. Это был рекорд, который никто никогда не побьет, включая нас самих. Это было сумасшедшее время, и второй раз мы вряд ли такое переживем”, - сказал галерист. На рекорд галерея шла сознательно - говорят, что нужно было попробовать за короткий срок представить всю художественную палитру Украины.

На нашем сайте вы можете любой бизнес-план или бизнес-идею скачать бесплатно для личного применения.

Студенты наверняка смогут найти "пустышки" выполненные под требования именно вашего учебного заведения или аналогичного. В крайнем случае потребуется минимальная доработка под вашу "училку". Бизнесменам, все-таки лучше воспользоваться "шаблонами бизнес-плана " и подогнать их уже под конкретного инвестора и конкретный проект. В любом случае эти планы могут служить источником красивых фраз и иллюстраций. Удачи.

В юности никому не известный сын армянских эмигрантов Ларри Гагосян о мире искусства даже не помышлял и подрабатывал где только мог – парковал машины и т.п., пока однажды не начал приторговывать постерами. Позднее он переключился на живопись, начал продвигать картины современных художников, и однажды именно благодаря ему мир узнал Демиена Херста и Джеффа Кунса. После чего Ларри Гагосян сказочно разбогател и долгое время возглавлял рейтинги самых влиятельных деятелей в области изобразительного искусства. История американской мечты, не так ли?

Мифы и реальность.

На самом деле в мире искусства всё обстоит несколько иначе, особенно если говорить о российском арт-рынке. Современные условия, в которых существует живопись у нас в стране, требуют от галериста недюжинного терпения, серьёзных материальных вложений и кропотливой работы по формированию своей аудитории. Сейчас даже в Москве галерейные продажи нельзя назвать хорошим способом заработать капитал: до этого ещё очень далеко. У нас галерея в большинстве случаев носит скорее имиджевый характер, это возможность заявить о себе, создавая модные сейчас кураторские проекты и оказывая поддержку талантливым художникам.

В современной России есть немало галерис­тов, чьи профессионализм и преданность искусству вызывают неподдельное уважение. Это, например, Елена Селина (галерея XL), Александр Шаров (галерея «11.12»), Марат Гельман. Однако ни один пока ещё не заработал на продажах русского искусства мультимиллионного капитала. Долгое время мы были изолированы от мировых арт-процессов, и у представителей среднего класса в нашей стране ещё не сформировалась привычка вкладывать деньги в искусство. Поэто­му можно сказать, что арт-рынок у нас только формируется.

Три шага к успеху.

С какими же вопросами нужно определиться в первую очередь, если вы твердо решили связать своё будущее с предметами искусства и стать галеристом? Конечно, главное, без чего не обойтись, – страстное отношение к искусству и уверенность в собственных художественном вкусе и интуиции. Второе – это специальные знания, которые можно получить как самостоятельно, так и при поддержке профессионалов арт-рынка. Можно поступить и в специализированный вуз у нас в стране или за рубежом. Так, например, в Москве бизнес-школа RMA предлагает образовательную программу «Арт-менеджмент и галерейный бизнес». Занятия проходят на территории центра современного искусства «Винзавод», курс состоит из лекций и мастер-классов, а преподают здесь самые влиятельные в мире искусства люди: Ольга Свиблова, Василий Церетели, Марина Лошак, Иосиф Бакштейн и другие.

Программы переподготовки для галеристов предлагают такие вузы, как МГУ, РГГУ, ВШЭ, СПГУ. Кураторов готовят и в «Свободных мастерских» при Московском музее современного искусства, а также в институте «База» Анатолия Осмоловского. Из зарубежных специализированных учебных заведений можно порекомендовать лондонский Sotheby’s Institute of Art, где готовят профессионалов в области искусства по программам разной продолжительности, от летних курсов до магистратуры.

Помимо этого, конечно, нужно обязательно посещать выставки, общаться с художниками, галеристами и коллекционерами. Только так можно понять, что происходит на арт-сцене, и определить направления, которые станут вам наиболее близки. Но если в арт-сообществе вы уже не новичок, пора приступать к конкретным действиям.

Шаг первый.

Определите круг художников, которых будете представлять на рынке. Все галереи условно можно разделить на два типа: актуальные и традиционные. Первые отражают новейшие тенденции в искусстве, открывают актуальное и новое, вторые представляют давно известные виды искусства. И если первые склонны эпатировать публику новыми оригинальными идеями и дорогостоящими проектами, то вторые, напротив, консервативны и организуют, как правило, выставки-продажи.

Проекты первых интересны, поскольку динамичны и остро отражают социальные процессы, происходящие в обществе, у таких галерей есть свои поклонники. Однако есть и другая часть аудитории, те, кто пойдет за картиной для своей коллекции в традиционную галерею, потому что им близко искусство, проверенное временем и не подверженное конъюнктурным колебаниям.

Так, например, работы всем известного дуэта Виноградов – Дубосарский (см. фото внизу), на грани соц- и поп-арта, с провокационными сюжетами, на холстах больших размеров, представляют галереи первого типа, актуальные. А скажем, работы так же хорошо известной Натальи Нестеровой, лауреата Государственной премии, заслуженного художника РФ, с изображениями библейских сюжетов, бытовых сцен, с натюрмортами – галереи второго типа.

Актуальные галереи адресуют свои проекты политизированной публике, а также тем, кого интересует протестное движение или идеи, открывающие новые горизонты в сознании. Есть среди аудитории и те, кто просто хочет удивлять своих состоятельных друзей.

Если вы определились с направлением, нашли свою нишу – постарайтесь заручиться поддержкой как минимум пяти-десяти художников, которые будут работать с вашей галереей. На этапе открытия следует привлечь и двоих-троих уже хорошо известных авторов – таким образом можно вызвать первоначальный интерес к галерее. А чтобы выход на рынок был эффектным, постарайтесь сделать свой первый проект интересным и неординарным.

Шаг второй.

Выберите место для галереи. В западных странах существуют определенные районы, где принято их открывать: в Нью-Йорке, Лондоне и Париже есть целые кварталы, в которых развернули свою деятельность арт-институции. У нас пока только формируются галерейные зоны, но уже есть центр современного искусства «Винзавод», так что предметы актуального искусства было бы предпочтительнее выставлять там. Другие галереи могут размещаться и вне кластеров, но желательно в центре города, потому что нужно учитывать состояние трафика и уважать время посетителей.

Возможен и квартирно-домашний формат, и таких галерей немало. Преимущество его в том, что вам не нужно тратить средства на аренду помещения, которая становится самой обременительной статьей расходов. Поэтому некоторые галереи не имеют постоянного адреса, а используют каждый раз новые пространства. Такой формат интересен тем, что расширяет возможности куратора представить очередной выставочный проект в новой, подходящей именно ему среде. Так вы сможете предложить концепцию выхода искусства за рамки привычных стен галерей и музеев, как это делают сегодня многие новые галереи.

Шаг третий.

Запуск проекта и последующая маркетинговая деятельность. Подготовительная работа перед открытием займёт немало времени, но без этого не обойтись. Разработка фирменного стиля и запуск сайта просто необходимы: иначе как вас будет идентифицировать потенциальный покупатель? Нейминг, создание логотипа, подготовка и печать каталогов, буклетов и пригласительных билетов, написание анонсов и релизов – вот только малая часть рекламной деятельности. Будьте готовы к тому, что придётся оформлять пространство галереи и осуществлять развеску.

Необходимо также придумать какую-то фирменную «фишку», выгодно отличаю­щую вас от конкурентов. Например, для галереи «73 улица» был изготовлен специальный фонарный столб с указателем «Галерея тут» и логотипом, который устанавливают каждый раз на время вернисажа. Это делается для того, чтобы гости могли без проблем найти вход на выставку, поскольку галерея осуществляет свои проекты всегда на разных площадках Москвы. Далее определите круг приглашенных на открытие вашей галереи, будет ли он закрытым или доступным для всех желающих.

Оповестите гостей о дате и времени открытия, подумайте об угощении и программе, напишите пресс-релиз. Кстати, приготовьтесь к тому, что придётся постоянно отслеживать все происходящее на арт-рынке, посещать множество мероприятий и много общаться с людьми, участвовать в биеннале молодого искусства и международных арт-ярмарках, то есть находиться в постоянном поиске и движении.

Итак, вы открылись и о вашей галерее стало известно определённому числу людей. Среди них, возможно, есть и ваши будущие покупатели. Теперь важно поддерживать их интерес новыми проектами, открывать для них имена молодых и перспективных художников, то есть превратить посетителей в покупателей, а возможно, и в настоящих коллекционеров. Станет ли ваша галерея притягательным местом для инвесторов и ценителей живописи, для журналистов и художников, зависит теперь только от вашего профессионализма, умения общаться с людьми и в немалой степени от везения. Желаю удачи!

Об авторе: Елена Комаренко – коллекционер, арт-дилер, основатель и управляющий галереи «73 улица». Оказывает помощь в вопросах формирования коллекций современного искусства. Галерея «73 улица» основана в 2011 году и представляет известные имена современного русского искусства (начиная с 1960-х годов), а также талантливых начинающих авторов, в том числе зарубежных.

Полных энтузиазма, влечет идея собственного бизнеса, тем более что идей предостаточно. Те, кто решился поменять направление своей жизни, думают, в первую очередь о «классической» смене направления: открытии своего магазина, получая стабильный доход. Преимущество, в любом случае есть, однако минус являет собой серьезную преграду на пути становления бизнеса: высочайшая конкуренция и насыщенность ниши.

Другим способом поднять свое предпринимательство на новый уровень, является способ инвестирования денежных средств в необычные, новые проекты , которые смогут стать основой бизнеса. Такой идеей является галерея. Данная сфера деятельности является новой отраслью, как для России, так и для стран СНГ. Но, несмотря на кажущуюся простоту, она требует к себе внимания, как и любая идея в сфере творчества .

Основа проекта

Идея может быть легко воплощена в жизнь в населенном пункте, численность которого превышает триста пятьдесят тысяч человек. Прекрасно, если в городе не будет второго специализированного помещения, как Ваше – тогда уникальные выставки и презентации сможете проводить только Вы.

Такое сотрудничество очень выгодно. С одной стороны – помощь художникам в реализации их творчества, а с другой – доход для той и другой стороны.

Человек в современном мире стал больше внимания уделять сфере искусства, стал проявлять интерес к новым произведениям живописи, инсталляциям, арт-композициям — это все захватывает человеческое внимание, пытаясь вырваться в нечто большее, чем просто метод самовыражения. Через арт-произведения человек пытается показать свою уникальность – а это значит, что посещение галереи для него не просто приятного времяпрепровождение, а поиск своего предмета, который будет отличаться практичностью и красотой.

То есть, предположение о том, что предприниматель должен обладать тонким чутьем на качественные концепты искусства, логично и верно. А если учитывать, что придется работать с творческими людьми, организовывать их выставки, — скучать не придется. К тому же, можно взять во внимание идею открытия частных выставок. Полезна информация о ведение бизнеса с нуля .

Но изначально, перед формированием своей деятельности, необходимо организовать направление культурной идеи.

Вопросы, которые касаются закона

На данный момент в законодательстве РФ не прописаны специализированные законы и службы, которые следили бы за деятельностью галерей.

Поэтому список документации, который необходимо собрать, небольшой:

— оформление своего бизнеса через одну из правовых форм: либо «ИП», либо «ООО», выбрав попутно один вариантов налогообложения;

— регистрация своей предпринимательской деятельности в службе налогов и пенсионном фонде.

Выбор здания

Найти специальный зал требуется сразу после того, как Вы оформили свой бизнес. Помещение для выставок – это пространство, которое будет служить характеристикой самой выставки, как бы, дополняя ее. Очень важным критерием при поиске помещения будет его расположение. Желательно, если это будет центральный район. Уделите особое внимание климату и освещению самого помещения.

Зал, площадью в двести квадратных метров, необходимо поделить на зоны:

— выставочная зона – 50 – 85 квадратных метров;

— зона для хранения экспозиций – 30 – 55 квадратных метров;

— зона, отведенная для инвентаря галереи – 45 – 55 квадратных метров;

— офисное помещение – 20 – 30 квадратных метров.

Так как аренда является дорогим удовольствием, начинающий бизнесмен должен продумать варианты экономии. Вашему вниманию на данном сайте представлены бизнес идеи без вложений . К таким вариантам могут относиться сотрудничество, при открытии галереи, с органами власти или, например, реализация галереи в готовом помещении.

Штат сотрудников

Для того чтобы функционирование Вашего предпринимательства происходило без сбоев, помимо персонала технического уровня, Вашей галерее понадобятся, как минимум, пять – семь специалистов определенной квалификации:

— администратор галереи – главный член предприятия. Именно он создает престиж и лицо галереи. Он принимает решение о стиле выставке, ее жанре и направлении. Также советует, с какими художниками сотрудничать, а от каких мероприятий лучше отказаться;

— специалист программной специфики – он будет отвечать за создание сайта галереи;

— помощники – они будут консультировать посетителей, предоставляя им информацию о существующих работах. От них будет зависеть покупка того или иного изделия;

— работник пресс-службы – будет создавать контакт между галерей и общественностью;

— куратор проекта – будет иметь возможность создавать формат выставок. Он анализирует популярные течения искусства и «строит мосты» связи с представителями искусства, которые имеют более подходящий концепт;

— организатор – он создает целостное видение выставки, решая, каким образом лучше разместить предметы искусства в одной зале.

Вложения

Список расходов включает:

— арендную плату – пятьдесят – семьдесят тысяч рублей ежемесячно;

— обновление зала с дизайнерскими решениями – около двух миллионов рублей (однако если есть готовое помещение, такие расходы почти полностью исключаются);

— оплата труда работникам – от десяти до пятнадцати тысяч рублей на каждого;

— маркетинг – сорок – восемьдесят тысяч рублей ежемесячно.

В итоге: 1 400 000 рублей.

Доход

Средняя стоимость за единичный экспонат искусства – от пяти тысяч до ста двадцати тысяч рублей. Но это не предел, который можно выручить с одного произведения – работы популярных мастеров стоят куда больше ста тысяч рублей. Каждый мастер получит прибыль до 40% процентов от вырученного дохода.

В среднем, доход от галереи и продажи картин составит от четырехсот до семисот тысяч рублей, с учетом организации одной выставки в месяц.

В прошедшем сезоне на столичной арт-сцене появилось еще несколько активных игроков, открылись галереи, сумевшие устроить выставки, которые можно было посчитать событием. Искусством начали торговать всерьез, но все равно российский галерейный бизнес не столько бизнес, сколько жизненное занятие галеристов.

В Москве работают сотни частных галерей. Только тех, что попадают в сферу внимания средств массовой информации, т. е. активно участвуют в художественной жизни, - десятки, не считая таких заведений, где тихо совершается очень мелкий арт-бизнес - торговля картинами без художественной ценности и качества.

Галерейный бизнес кажется привлекательным, потому что здесь и сейчас его легко можно начать с нуля. Арт-сообщество поразил грандиозный дебют Stella Art Gallery, открывшейся два года назад и сразу же взявшей наивысшую планку. “Стелла” стала партнером Эрмитажа и Музея Гуггенхайма в проведении выставки самого знаменитого современного русского художника - Ильи Кабакова и привезла в Москву на продажу картины Энди Уорхола и фотографии Роберта Мэпплторпа. Владелица галереи Стелла Кей инвестировала в дело огромные по местным меркам средства и собрала вокруг себя круг лучших экспертов в области отечественного современного искусства. Несмотря на высокие цены (шестизначные долларовые суммы), галерея, по словам ее владелицы, выполняет и культуртрегерскую функцию - знакомит отечественного зрителя с тем, чего он еще не видел.

Но можно начать и не так амбициозно. “Первую выставку я устроил на деньги, которые занял у мамы. Снял зал, собрал картины, две продал, вернул долг и еще заработал”, - рассказывает Михаил Крокин, открывший свою галерею 10 лет назад. Сегодня Крокин-галерея имеет небольшое, но профессионально обустроенное помещение в центре Москвы. У нее хорошая репутация у художественных критиков, круг постоянной клиентуры и полтора-два десятка здравствующих художников, московских и иностранных, которые работают в меру коммерчески, в меру творчески.

Михаил Крокин считает, что торговать художественными произведениями - это не бизнес, а жизненное занятие. Галеристу надо беспрестанно заниматься художниками, инвестировать в них средства, помогать им жить так, чтобы они могли сосредоточиваться на серьезных творческих задачах.

Галерея “Наши художники” открыла в этом сезоне новое здание своей галереи в поселке Борки для обитателей рублевского оазиса. Хотя ее владелица Наталья Курникова и начинала заниматься арт-дилерством, опираясь на деньги мужа, на мифических рублевских жен, описанных в поп-романах, она совершенно не похожа. Десять лет занятий искусством сделали ее, экономиста-международника со степенью, профессиональным знатоком живописи и экспертом по русским художникам - парижским эмигрантам. В строительство здания галереи в Борках Курникова вложила деньги семьи, а в приобретенные произведения “были инвестированы собственные и привлеченные ресурсы”.

“В принципе, идея арт-бизнеса проста - в условиях растущего рынка надо стараться покупать и накапливать лучшее, покупать то, что пока не интересно рынку, но качественно и перспективно”, - считает Курникова. Пару лет назад она организовала и спонсировала две выставки в Третьяковской галерее - Николая Тархова и Маревны - русских парижан начала прошлого века, которых фактически воскресила для отечественного зрителя.

Инвестировать в арт-бизнес можно не только деньги и любовь к искусству, но и прожитые годы. Ольга Лопухова - одна из самых деятельных участниц становления и развития отечественного современного искусства. Вместе с художником Владимиром Дубосарским она открыла в канун новогодних праздников галерею “АРТстрелка Projects” в новом галерейном центре, созданном в заброшенной промзоне в центре Москвы. Десять некоммерческих и коммерческих галерей быстро превратились в любимое место обитания богемного художественного сообщества.

“27 декабря мы открылись, 29-го уже продали шесть работ - западному и отечественному коллекционерам и Музею современного искусства Зураба Церетели. Мы нашли свой формат - возвращать в художественный и коммерческий контекст ранние работы известных теперь художников. Мы не хотим заниматься только коммерческой деятельностью и даем возможность выставиться тем, на ком никаких денег не заработаешь, но кто делает что-то интересное и является для нас знаковыми фигурами. Думаем на следующей “Арт-Москве” купить свой стенд”, - рассказывает Лопухова.

Галерейная деятельность таких людей, как Лопухова, не столько бизнес, сколько способ обеспечить себе жизнь в искусстве. Гари Татинцян, открывший в этом сезоне галерею в Москве, занимается именно арт-бизнесом, у него уже есть галерея в Нью-Йорке. Татинцян привозит в Москву коммерчески успешных и известных американских художников и тоже невольно действует как культуртрегер. В будущее он смотрит со спокойным оптимизмом: “Русский арт-рынок, конечно, не сравнить с американским, как и европейским. Но в Москве есть энтузиазм, есть желание. Русская публика очень любопытна, ей хочется жить в высоком стандарте и в красивом пространстве. Для русской публики, как и для американской, расходы на искусство - это траты на удовольствие. Так что здешний рынок развивается по логике американского. В России все происходит очень быстро, особенно после долгой спячки. Только недавно начали покупать картины в спальню под мебель, а теперь думают, каким строить дом для коллекции”.

Многие наблюдатели, констатируя приход на наш арт-рынок новых участников с большими деньгами, прогнозируют их конфликт с пионерами галерейного движения, много сделавшими для отечественного современного искусства. Но за 10-15 лет эти пионеры - Галерея Гельмана, XL, “Айдан”, “Риджина” - тоже поняли, что такое бизнес, и укрепились финансово. Кроме того, в этих галереях точно знают, что коммерческий успех галериста у нас невозможен без некоммерческой, культуртрегерской деятельности. Чтобы торговать искусством, приходится просвещать.

ИА “Альянс Медиа” по материалам газеты “Ведомости”

This entry was posted on Monday, September 22nd, 2008 at 09:43 and is filed under . You can follow any responses to this entry through the feed. Both comments and pings are currently closed.

Как устроена галерея Уффици

В данный момент в галерее Уффици происходят много изменений: в соответствии с проектом «Новые Уффици» музей будет полностью модернизирован, будут созданы все условия для комфортного посещения галереи туристами и для лучшего хранения и экспозиции произведений искусства. Многие произведения искусства перемещают из зала в зал, по мере открытия новых секций галереи. Недавно второй этаж музея был полностью обновлен и были добавлены в экспозицию некоторые произведения из хранилищ Уффици. Зная заранее, как устроен музей, Вы сможете лучше спланировать Ваше посещение галереи! Коллекции музея располагаются на трёх этажах . Главное средство перемещения между этажами – монументальная лестница, построенная по воле великого герцога Пьетро Леопольдо во второй половине 18-ого века. В галерее есть несколько небольших лифтов, предназначенных для тех, кому тяжело пользоваться лестницой(подробнее читайте ). Вход в галерею находится в левом крыле музея, билетные кассы - в обоих крылах. На первом этаже есть книжный магазин, где можно найти книги по истории искусств, сувениры и подарки, детские книжки и многое другое. Вы пройдете через магазин при выходе из музея, а при самом входе в галерею есть прилавок, где можно приобрести путеводители по галерее на различных языках. На втором этаже есть несколько интересных залов, включая “Кабинет рисунков и гравюр” (некоторые экспонаты этой коллекции периодически выставляются в вестибюле Кабинета, так что Вы можете сделать здесь остановку). Основная коллекция музея расположена на третьем этаже . Здесь Вы найдете самые интересные залы и самые известные шедевры. 45 залов третьего этажа хранят произведения живописи, охватывающие период с 13-ого по 18-ый века, а так же огромное число античных статуй и бюстов , выставленных в коридорах галереи. Картины, которыми галерея Уффици знаменита во всем мире, находятся именно на третьем этаже! В конце третьего этажа, над Лоджией Ланци , находится кафетерий, где Вы можете отдохнуть и перекусить, наслаждаясь великолепным видом на Палаццо Веккьо и старый город. Отсюда Вы можете спуститься на второй этаж, чтобы посетить новые секции музея, названные «синими» и «красными» залами , где Вы найдете работы как итальянских, так и зарубежных художников 16-го века, а также мраморные скульптуры эллинистического периода. Работы Рафаэля были также перенесены сюда. Далее следуют залы, предназначенные для временных выставок , которые музей организует несколько раз в год. Если Вы посещаете музей во время одной из таких выставок, то стоимость входного билета в галерею будет немного больше. Затем следуют «желтые залы» , посвященные творчеству Караваджо и его последователей, и также живописи итальянских художников 17-ого века. На этом посещение галереи заканчивается, и Вы можете направится к выходу, на первый этаж, где также найдете сувенирный и книжный магазины.

Залы
ТРЕТИЙ ЭТАЖ ВТОРОЙ ЭТАЖ
1 Археологическая коллекция * 46 Испанские художники, 16-18 века
2 47 Голландцы, Лейден 17-ый век
3 Сиенская живопись 14-ого века 48 Французские художники, 17-ый век
4 Флорентийская живопись 14-ого века 49 Голландцы, Амстердам 17-18 века
5-6 50 Голландцы, Гаага 17-ый век
7 51 Французы, 18-ый век
8 52 Фламандцы, 17-ый век
9 Поллайоло 53 Голландцы, Делфт, Роттердам, 17-18 века
10-14 54 Голландцы, Харлем, Утрехт, 17-ый век
15 55 Фламандцы, 17-ый век
16 Комнаты математики
19 Перуджино и Синьорелли
20 Дюрер 56 Эллинистическая скульптура
21 Беллини и Джорджоне 57 Андреа дель Сарто и античность
22 Фламандское и немецкое Возрождение 58
23 Мантенья 59 Друзья Андреа
24 Кабинет миниатюр 60 Россо Фьорентино
35 61 Понтормо
62 Вазари и Аллори
63 Вторая половина 16-ого века
64 Бронзино
65 Бронзино и Медичи
66
88 Ломбардские художники 16-ого века
42 Зал Ниобы
43 Итальянская живопись 17-ого века 90 Караваджо
44 Фламандская живопись 17-ого века 91 Бартоломео Манфреди
45 Живопись 18-ого века 92 Герардо делле Нотти
93 Художники школы Караваджо
A Атриум Лотарингов * Временно закрыт
B Вход в Коридор Вазари
C Кафетерий
D Терраса над Лоджией Ланци