Джаспер джонс флаг. Джаспер Джонс – интересные факты из жизни американского художника

«Я думаю, что само понятие объекта сомнительно. Холст есть объект, краска есть объект и объект есть объект. Поскольку предполагается, что холст обладает каким-то пространственным значением, то и объект, написанный на холсте, можно наделить тем же значением». Джаспер Джонс, бард повседневного

Вы будете смеяться, но Джаспер Джонс (1930-…) еще жив и прекрасно себя чувствует. В прошлом году даже получил «Президентскую медаль свободы» - высшую гражданскую награду США.

Джаспер Джонс - справа

Джонс – самый настоящий классик и самый дорогостоящий из живых художников. Несколько лет назад вот эта его работа


Фальстарт

была куплена за 80 млн долларов. Короче, других таких матерых творцов сейчас нет*.

А ведь сначала ничто не предвещало такой красивой жизни. Маленький Джаспик познавал реалии реальности в фермерской семье, в Аллендэйле, Южная Каролина. Эту дыру Джонс впоследствии описал так: «В месте, где я вырос, не было художников и искусства, и я действительно не знал, что это такое». Потом он недолго поучился живописи в университете штата, а в начале 50-х гг. все-таки уехал в Нью-Йорк, где познакомился и подружился с более взрослым и более продвинутым Раушенбергом – тот родился в Порт-Артуре, а учился в Париже. Будущие предтечи и основатели американского поп-арта снимали мастерские на одном чердаке, поэтому всегда имели возможность потрепаться долгими нью-йоркскими вечерами о том, как им обустроить авангардизм.

Продвинутые американские художники тогда вовсю трудились в рамках абстрактного экспрессионизма . Самые продвинутые трудились в тех же рамках, но думали о том, как им из них выйти – абстрактный экспрессионизм был для них слишком абстрактным, серьезным и унылым. Европа никаких подходящих идей не подкидывала – там процветал тот же абстрактный экспрессионизм в местном варианте – ташизме. Что-то похожее на будущий поп-арт шевелилось у молодежи в Лондоне – у Гамильтона и Оллоуэя, но вряд ли Джонс с Раушенбергом об этом знали. В общем, приходилось выходить из положения самим.

Тут, на счастье, в США пошла в гору мода на дадаизм . Были изданы прекрасные каталоги, прошли выставки Дюшана и другого дада-героя – Курта Швиттерса. Джонс и Раушенберг задумались.

Какие выводы из этих раздумий сделал Раушенберг, я еще напишу. Мы же сейчас займемся Джонсом. А он придумал вот что:

Флаг

Конечно, без уроков Дюшана здесь не обошлось – тут тоже игра с ready made – готовым предметом. Логика Дюшана была такая – берем этот самый готовый предмет (писсуар, велосипедное колесо, сушилку для бутылок), который никому в голову не придет назвать произведением искусства, подписываем его своим именем и выставляем в арт-пространстве типа галереи. Поскольку этот жест апроприации, то бишь присвоения, совершен художником, стало быть, апроприированный объект есть произведение искусства, ибо все, что художник маркирует как искусство, им и является. Ну, просто потому, что работа у художника такая – делать искусство.

Что делает Джонс? А Джонс таки тоже делает апроприацию, но по-другому. Он берет такой же банальный, серийный предмет и изображает его на холсте. Пока ничего нового – тот же Ван Гог писал ботинки или стул. Но Ван Гог подчеркивал индивидуальность этих серийных предметов, для него это был способ показать личность владельца через его вещи. Джонс же никакой индивидуальности не ищет. Он уравнивает изображение объекта с самим объектом, для чего, в частности, берет совершенно плоскую штуковину. Таким образом, флаг и его изображение совпадают. Т.е., грубо говоря, работу Джонса можно отодрать от подрамника, пойти с ней на матч New York Giants и San Francisco 49ers, махать ею вовсю на трибуне, и тебя поймут. Единственное, что тут намекает на то, что это все-таки картинка – довольно экспрессивные мазки.

С одной стороны, мазки – это тяжелое наследие все того же абстрактного экспрессионизма, сквозь горнило которого прошел Джонс. С другой – это такое тонкое действо, и смысл его вот в чем. Если Дюшан размашисто убил традиционно понимаемое искусство, заменив произведение серийной, где-то и кем-то сделанной вещью, то Джонс как бы возвращает нам это традиционно понимаемое искусство при помощи своей живописной удали. На самом деле – это игра со зрителем, игра издевательская и местами даже обидная для него, поскольку ему, зрителю, возвращают все тот же готовый предмет, только в обертке – Дюшан ею не пользовался.

Можно сказать и по-другому. Своим великим** произведением Джонс говорит: «Уважаемый, ты устал от абстрактной живописи? Тебе надоело смотреть то, чему нет аналогов в реальной жизни? Ты жаждешь фигуративности и простого человеческого сходства картинного изображения и реальной жизни? На. Нет ничего более похожего на жизнь, чем та жизнь, которую ты видишь каждый день. Ты ведь флаг американский часто видишь? Ну, так смотри на него еще и в галерее».

В целом, все смыслы, заложенные во «Флаге», вполне укладываются в протоконцептуалистские игрища ума. Так что Джонс – это мастер, творчество которого лежит на перепутье неодадаизма, поп-арта и начального концептуализма . Непростой человек.

Удивительно, но эпоха создания «Флага» пыталась внести в него еще два взаимоисключающих смысла – патриотизм/непатриотизм. Время-то было суровое – на дворе в Америке стоял маккартизм, который в смысле взаимоотношений государства с актуальным искусством немного напоминает нашу нынешнюю ситуацию (но у нас круче, если вспомнить хотя бы историю с Pussy Riot). Даже Алфред Барр, директор Музея современного искусства, стеснялся и покупал для постоянной экспозиции «Флаг» через посредников. А известный критик Роберт Розенблюм ребром ставил вопрос: «Святотатство это или почтительность?» Джонс же, понятное дело, на эту тему высказался просто: «Флаг был только флагом».

Несмотря на все эти неявные сигналы со стороны, флаг США Джонс в покое не оставил. Вскоре он сварганил вот такой, лишенный цветовой символики флаг:


Белый флаг

А потом отдуплился такой картинкой:


Три флага

Это уже предвестие тиражности Уорхола . Просто Уорхол довел этот принцип до предела – его «Банка супа «Кэмпбелл» есть тупое многократное повторение одного и того же изображения. Джонс же - как первопроходец - находился в начале этого пути, и пока его тиражность напоминала не бесконечный ряд продуктов на полке супермаркета, а магазин, где на прилавке лежат флаги разных размеров. Джонсу пока еще важны различия (не хочется писать – размеры, затерто уже) внутри этой тиражности. Но принцип обозначен.


Две банки***

Это еще одна известнейшая работа Джонса. О ней можно сказать почти то же, что уже сказано про «Флаг», кроме рассуждений о плоскостности. Тут зато добавляется новая фишка, ведь бронза - очень серьезный материал, работа с ним требует многих усилий и серьезного времени. Из нее монументы делают, в конце концов. А тут – опять тот же массовый готовый продукт.

В общем, как говорит мой сосед дядя Павлик: «Если бы этот Джонс ничего не создал, блин, кроме этого замечательного «Флага» и этих прекрасных банок пива, то все равно ему было бы место на самом верху иерархии в авангардизме - я отвечаю». И он прав, дядя Павлик. А Джонс, в более позднем своем творчестве, придумал еще один прикол – изображать знаки.


Цифра 4

Он еще и буквы так же писал. Тут уже Джонс поднялся до высот прямо-таки изощренной средневековой дискуссии между реалистами и номиналистами. Ведь что такое цифра или буква? Это знак, а не реальный предмет. Он (знак), по сложным и не до конца понятным законам семиотики, обозначает нечто, никак не связанное с формой (начертанием) этого знака. Грубо говоря, этой вещи – знака «4», в природе не существует. Но начертание его нам хорошо известно. Так вот, чем занимается Джонс? – он играет здесь на грани существует/не существует. Он пишет своими пастозными мазками (которыми изображали в традиционном искусстве кувшин, дерево, на худой конец голую женщину, т.е. вполне реальные штуки) вещи, которых, в сущности, нет. Этими мазками Джонс придает им качество существования. А поскольку цифру 4 мы все-таки часто наблюдаем в жизни (в номере автобуса, скажем), диалог с Джонсом переходит на следующий, не менее увлекательный, уровень – что же, в конце концов, он такое изобразил в своей картинке.


Лампочка

Менее эффектно, нежели пивные банки, но тоже хорошо. Джонс еще воплотил в бронзе ботинки и зубную щетку.


Карта

Тот же ход, что и во «Флаге».


Мишень

Опять плоский объект.


От 1 до 9

Тут прикол в том, что все цифры наложены друг на друга. Т.е. их девять штук, а все равно получается плоско. Знаки же толщины не имеют.

* Живы еще Клас Ольденбург (р. 1929) и Джеймс Розенквист (р. 1933) – тоже классики, но несколько менее классики, чем Джонс. Что удивительно, все трое – классики поп-арта. Что-то такое в этом поп-арте есть полезное для здоровья: Роберт Раушенберг прожил 82 года, Ричард Гамильтон – 89 лет. 70-летних я и не беру.

** С моей точки зрения, в пятерку самых принципиальных и важных для развития авангардизма произведений, помимо «Флага», входят «Авиньонские девицы» Пикассо , «Фонтан» Дюшана, « Черный квадрат » Малевича и « Стул и три стула » Джозефа Кошута.

*** Тут случился анекдот. Большим поклонником поп-арта был мощный галерист Лео Кастелли. Как-то в присутствии Джонса абстрактный экспрессионист Виллем де Кунинг с целью опустить враждебный ему поп-арт и, заодно, Кастелли, сказал, что тот купит что угодно, если ему сказать, что это поп-арт. Хоть пивные банки. Джонс реализовал это предложение в таком вот виде.

Джаспер Джон – известный американский художник, которому удалось удивить мир своими полотнами сразу в нескольких популярных направлениях: абстракционизм, поп-арт и экспрессионизм. Самой известной его работой навсегда остался «Флаг», написанный на рубеже 1954-1955 годов.

Биографические факты из жизни Джаспера Джонса

Джаспер Джонс – уроженец города Огаста, расположенного в штате Джорджия. Он родился 15 мая 1930 года. Однако спустя некоторое время его родители расстались и он переехал вместе с матерью в Южную Каролину. Там прошла основная часть его детства. Из-за попыток его матери устроить личную жизнь мальчик часто переезжал от матери к бабушке с дедушкой в Аллендэйл. Считалось, что в двух этих городах не было достойных художников, поэтому, по утверждению самого Джонса, он стал самоучкой. Позже, в 1947 году, он все-таки поступил на факультет искусств. Проучившись три триместра Джаспер решает оставить университет и уехать в Нью-Йорк, где начинается становление его мироощущения, возникают особенные черты написания картин.

Нью-Йорк не оправдал ожидания юноши и тот отправился в армию США, отучившись один семестр. Служба далась ему не просто. Как раз в эти годы случилась Корейская война, поэтому с базы в Южной Каролине он был отправлен в Сендай (Япония). После войны он снова оказался в Нью-Йорке где познакомился с галеристом Лео Кастелли и Альфредом Барром, который значился на посту директора Современного музея искусств.

Лучшие работы Джаспера Джонса

Удивительно, но признание получили первые, и, пожалуй, лучшие работы художника. Все работы, выполненные во второй половине 50-х годов, были наполнены особым смыслом, тонкостью граней и души. Искусствоведы уверенны, что причиной чувственности в изображениях стал его бойфренд Роберт Раушенберг. Известная всем «Флаг» была создана примерно в 1955 году. Работа получила массу отзывов, критики и споров. В ней видели проявление американского империализма, другие убеждали, что это сплошное насмехательство над собственной страной. Как бы то ни было, Альфред Барр решается купить полотно для постоянной экспозиции. Но, критика настолько остра и многогранна, что покупать ее становится опасно. Барр принимает решение о «покупке через посредника». Некто приобрел картину и передал ее в дар музею.

Одна из интересных точек зрения на эту работу гласит, что Джонс высказывает политические возражения своей стране. Очень метко поставил вопрос Роберт Розенблюм «святотатство это или почтительность?». После долгих рассуждений и блужданий в поисках истины, он все-таки делает вывод, называя картину «кощунственной и неуважительной».

Флаг был одной из излюбленных тем художника. Немного позже он встречается в полотнах «Белый флаг», «Три флага». Однако первое полотно не удалось затмить ни одному из написанных позже. Вокруг «Флага» еще долгое время ходило много домыслов и предположений. Уже в XX веке, рассматривая ее с точки зрения арт-течения, становится ясно, что он стала вызовом и началом масштабного течения. Другими словами, можно смело заявить, что Джаспер Джонс дал свободу творчеству Энди Уорхола и другим представителям поп-арта 60-х.

Другая версия гласит, что «Флаг» — это своеобразное продолжение идей Марселя Дюшана и его продолжателей. Как видно из практики, флаг можно напечатать на материи и он будет выглядеть простой вещью, без символического значения. Игра с объектом, создание символа – все это отличительная черта творчества Джаспера Джонса.

Популярные художники

Джаспер Джонс (англ. Jasper Johns , р. 1930) – американский художник, работающий в жанрах и поп-арт . Автор картины «Флаг» .

Биография, творчество

Джаспер Джонс родился к городе Огаста (Джорджия, США) 15 мая 1930 года. Вскоре его родители развелись и вместе с матерью ребенок переехал в Южную Каролину, где и провел большую часть своего детства. Жил он попеременно то в городе Колумбия, где жила его мать, то в Аллендэйле, с бабушкой и дедушкой. Несмотря на то, что по собственному признанию Джонса, в Южной Каролине в то время не было художников, он сам начал заниматься живописью достаточно рано. В 1947 году Джонс поступил на факультет искусств университета Южной Каролины, откуда, впрочем, ушел уже через три семестра в 1948 году и переехал в Нью-Йорк.

В Нью-Йорке Джаспер Джонс один семестр посещал школу дизайна Парсона и активно посещал разнообразные выставки, но в 1950 записался в армию США и служил два года, сначала на базе в Южной Каролине, а после в городе Сендай в Японии (время его службы пришлось на годы корейской войны). После демобилизации Джонс вернулся в Нью-Йорк, где познакомился и вскоре начал жить с Робертом Раушенбергом, который оказал на него существенное влияние и познакомил с другими представителями современного американского искусства того времени, среди которых были галерист Лео Кастелли и Альфред Барр (в то время директор Музея современного искусства).

Имя Джаспера Джонса чаще всего ассоциируется с его ранними работами, относящимися ко второй половине 1950-х годов. В некотором смысле ранний период творчества художника можно ограничить пределами с 1954 по 1961 год, когда он жил вместе со своим бойфрендом Робертом Раушенбергом. Вероятно, наиболее известная широкой публике картина Джонса «Флаг» была создана как раз в это время, в 1955 году. Работа эта вызвала массу споров. Её интерпретировали самыми разными образами, видя в ней как проявление американского «империализма», так и, напротив, неуважение к своей собственной стране. Альфред Барр принял решение приобрести «Флаг» для постоянной экспозиции, но побоялся обвинений в непатриотизме и потому провел весь процесс покупки через посредника, который затем отдал картину в дар музею. Арт-критики того времени также были склонны видеть в работе Джонса определенное политическое высказывание. Так, например, Роберт Розенблюм ставит вопрос именно так: «святотатство это или почтительность?» и называет картину «кощунственной и неуважительной». Впрочем, сам художник утверждал, что увидел во сне как пишет флаг США и затем, проснувшись, приступил к работе.

Тема американского флага обыгрывалась Джонсом и в ряде других работ, созданных в тот период времени. Наиболее заметными работами здесь можно считать «Белый флаг» (1955) и «Три флага» (1958).

В последующие годы споры вокруг данной работы Джонса не утихли, но вышли за пределы обсуждения уровня патриотизма художника. Рассматривая «Флаг» в контексте искусства XX века и пытаясь определить его роль для различных арт-течений, данную картину начали рассматривать как один из первых примеров поп-арта. Джаспер Джонс таким образом может считаться художником, который в некотором смысле проложил дорогу Энди Уорхоллу и всему американскому поп-арту 60-х годов. Кроме того, «Флаг» начал создаваться еще в 1954 году, что даже раньше, чем коллаж Ричарда Гамильтона «Что делает наши сегодняшние дома такими разными, такими привлекательными?» (1956 год), который в свою очередь традиционно считается одной из первых работ в жанре поп-арт в Великобритании.

С другой стороны, «Флаг» Джаспера Джонса можно рассматривать как определенное продолжение идей Марселя Дюшана и его реди-мейдов. Фактически, флаг Джонса можно без изменений перенести на более привычную для флагов материю и использовать именно как флаг, т.е. вывесить его из окна, пойти на стадион и т.д. Т.о. мы получаем нечто вроде «реди-мейда наоборот», когда произведение искусства без всяких изменений может использоваться как банальный предмет быта. Флаг же США представляет собой один из наиболее узнаваемых, а потому и наиболее банальных символов и т.о. обращение к нему это все то же обращение к предметам повседневности. «Игра» с объектом, с символом, создание произведения искусства подписью художника – все это свойственно дадаизму и потому творчество Джаспера Джонса возможно отнести к т.н. неодада. Впрочем, надо отметить, что сам данный термин был предложен Барборой Роуз как раз для характеристики творчества Джонса и Раушенберга, а сам художник, говоря о понятии «объекта» отмечал, что «само понятие объекта сомнительно. Холст есть объект, краска есть объект и объект есть объект. Поскольку предполагается, что холст обладает каким-то пространственным значением, то и объект, написанный на холсте, можно наделить тем же значением»

Кроме всего вышенаписанного «Флаг» можно рассматривать и в контексте преодоления абстрактного экспрессионизма. При этом сам Джаспер Джонс в наименьшей степени занимался борьбой с господствующим тогда течением, но его живопись все-таки можно отнести к фигуративной и он начал «множить» символы (хотя вряд ли здесь в полной мере можно применять понятие симулякра) в то время как и сама история со сном и экспрессивные мазки напоминают скорее об образе художника, характерного для абстрактного экспрессиониста и т.о. Джаспер Джонс вновь становится неким «связующим элементом» между, условно говоря, такими деятелями американского искусства как Поллок и Уорхолл.

Кроме флага Джаспер Джонс работал также с рядом других символов. Так, например, ему принадлежит серия работ с изображениями цифр в самых разных вариациях («Серые числа», «от 0 до 9», «0-9» и т.д.), а также множество изображений карт США и различного рода мишеней. Все эти символы являются частью обычного мира, но в повседневной жизни обывателю свойственно игнорировать их форму, обращая внимание лишь на то, что они «значат» в различных своих комбинациях. Крайне редко ставится под сомнение значимость одной цифры или буквы, также как редко кто-то говорит о самой форме флага или карты. Джонс, очевидно, игнорирует вопросы, связанные с тем, как отдельные буквы или цифры взаимодействуют друг с другом, создавая язык и смысл. В своей ранней работе «Серые числа», например, он отдает все пространство холста под сетку заполненную цифрами. Цифры нарисованы по трафарету, каждая в своей клеточке на всем протяжении картины за исключением левого верхнего прямоугольника. Они выстроены в определенной последовательности, но привлекает внимание не смысл каждого числа, а форма, структура, порядок, который создает непосредственно художник.

В середине 60-х годов Джаспер Джонс занялся скульптурой. Здесь так же нельзя еще раз не упомянуть о противостоянии абстрактного экспрессионизма и поп-арта. Дело в том, что одну из своих наиболее известных скульптур – две банки из-под пива («Ale cans», 1964) – художник сделал в ответ на едкое замечание Виллема де Кунинга по поводу профессиональной деятельности галериста Лео Кастелли, сводящееся к тому, что последний купит даже банки из-под пива, если сказать, что это поп-арт.

Скульптуры Джаспера Джонса в большинстве своем изображают бытовые предметы (фонарик, лампочка, банки из-под пива) сделанные в бронзе. Про смысловую нагрузку данных работ можно сказать все то, что уже было написано про «Флаг» и другие произведения Джонса. Здесь мы видим игру с бытовыми предметами, возвращение от абстракционизма к фигуративизму, некое послание зрителю, который устал от непонятных абстракций, сводящиеся к тому, что если вам не нужны непонятные фантазийные «узоры», то можете полюбоваться на знакомые всем и каждому предметы, например, на пустые банки эля. Несколько выделяется скульптура "Взор критика" (1964). Данная работа представляет собой метафору на работу арт-критика.

В 80-х годах Джонс начал создавать коллажи , тематика которых также затрагивала проблему смысловой наполненности привычных символов и знаков, которые группируются в жизни обывателя, не имея никакого «настоящего», изначального общего знаменателя, кроме непосредственно того человека, в голове которого все они имеют какой-то смысл и что-то значат. Вырванные из общего культурного дискурса, различные знаки вновь собираются вместе уже в частной жизни человека и, разумеется, начинают что-то в ней значить, но речь при этом идет уже не об изначальных объектах или даже идеях, а об симулякрах – копиях без оригинала.

После окончательного разрыва с Раушенбергом Джаспер Джонс стал все более и более стремиться к уединению. С 90-х годов он почти не давал интервью, но все-таки продолжал контактировать с несколькими избранными деятелями арт мира и время от времени выставлять свои новые работы. В августе 2013 года Джаспер Джонс вновь попал в заголовки газет после того, как его помощник Джеймс Майер, работавший у него с 1988 по 2012 год, был обвинен в краже недописанных картин мастера на общую сумму в шесть с половиной миллионов долларов. Сам Джонс запретил продавать данные работы, но Мейер скрылся с 22 произведениями из студии художника в Шароне, штат Коннектикут, чтобы продать их через неустановленного человека в галерее в Нью-Йорке, утверждая, что все это были подарки от Джонса. Джонс не стал комментировать кражу, но обратился в полицию вскоре после обнаружения недостающих работ.

В настоящее время Джаспер Джонс живет между своими студиями в Шароне (штат Коннектикут), куда он переехал в 1990-е годы, и студией на острове Сент-Мартин.

Покровители: Влияние: Влияние на: Работы на Викискладе

Джа́спер Джонс (англ. Jasper Johns ) (15 мая , Огаста (Джорджия) , США) - современный американский художник, одна из ключевых фигур в направлении поп-арт .

Биография

Джаспер Джонс вырос в городке Аллендэйл Южная Каролина и, описывая этот период своей жизни, он сказал, «В месте, где я вырос, не было художников и искусства, я действительно не знал, что это такое». Джонс некоторое время учился живописи в университете Южной Каролины - с по , в общей сложности три семестра. Затем он переехал в Нью-Йорк , где познакомился с Робертом Раушенбергом , от которого воспринял передовые идеи в современном искусстве. Работая вместе, они осваивали арт-сцену и развивали свои идеи в искусстве. На Джаспера Джонса также оказали влияние идеи Марселя Дюшана . «Велосипедное колесо» и другие редимейды Дюшана стали источником вдохновения для серии предметов, отлитых в бронзе, которую художник создал в конце 1950-х - начале 1960-х годов. В 1958 году владелец галереи Лео Кастелли открыл для себя Джонса во время визита в студию Раушенберга. Был дружен с Энди Уорхолом .

Творчество

Наиболее значительными произведениями Джаспера Джонса принято считать серию его ранних живописных работ, созданную во второй половине 1950-х годов. Наиболее известная работа Джаспера Джонса «Флаг» (1954-1955), которую он нарисовал после сна об американском флаге. Его работу порой относят к неодада , а не к поп-арту , несмотря на то, что он часто использует образы массовой культуры. Ранние работы созданы с использованием таких простых образов, как флаги, карты, мишени, буквы и цифры. Трактовка поверхности часто сочная и живописная. Художник часто включает энкаустику и рельеф в свою живопись.

Скульптуры Джаспера Джонса представляют собой отлитые в бронзе обыденные предметы, например электрический фонарик, лампочку или зубную щетку. Одно из наиболее известных произведений Джаспера Джонса - две бронзовые банки из-под пива.

В 1988 году работа Джаспера Джонса «Фальстарт» продана за 17050000 долларов. На тот момент это была рекордная сумма, уплаченная за произведение современного искусства при жизни художника

Наиболее известные работы

  • Flag (1954-1955)
  • Белый флаг (1955)
  • Три флага (1958)
  • Фальстарт (1959)
  • Map (1961)
  • Study for Skin (1962)
  • Figure Five (1963-1964)
  • Времена года (1986)

Напишите отзыв о статье "Джонс, Джаспер"

Литература

  • Томкинс К. Жизнеописания художников. - Москва: V-A-C press , 2013. - 272 p. - 1500 экз. - ISBN 978-5-9904389-2-7 .

Ссылки

  • Timeline of Art History | The Metropolitan Museum of Art
  • Act out a Jasper Johns painting.

Примечания

Отрывок, характеризующий Джонс, Джаспер

– А, вот она! – смеясь закричал он. – Именинница! Ma chere, именинница!
– Ma chere, il y a un temps pour tout, [Милая, на все есть время,] – сказала графиня, притворяясь строгою. – Ты ее все балуешь, Elie, – прибавила она мужу.
– Bonjour, ma chere, je vous felicite, [Здравствуйте, моя милая, поздравляю вас,] – сказала гостья. – Quelle delicuse enfant! [Какое прелестное дитя!] – прибавила она, обращаясь к матери.
Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками, которые, сжимаясь, двигались в своем корсаже от быстрого бега, с своими сбившимися назад черными кудрями, тоненькими оголенными руками и маленькими ножками в кружевных панталончиках и открытых башмачках, была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка. Вывернувшись от отца, она подбежала к матери и, не обращая никакого внимания на ее строгое замечание, спрятала свое раскрасневшееся лицо в кружевах материной мантильи и засмеялась. Она смеялась чему то, толкуя отрывисто про куклу, которую вынула из под юбочки.
– Видите?… Кукла… Мими… Видите.
И Наташа не могла больше говорить (ей всё смешно казалось). Она упала на мать и расхохоталась так громко и звонко, что все, даже чопорная гостья, против воли засмеялись.
– Ну, поди, поди с своим уродом! – сказала мать, притворно сердито отталкивая дочь. – Это моя меньшая, – обратилась она к гостье.
Наташа, оторвав на минуту лицо от кружевной косынки матери, взглянула на нее снизу сквозь слезы смеха и опять спрятала лицо.
Гостья, принужденная любоваться семейною сценой, сочла нужным принять в ней какое нибудь участие.
– Скажите, моя милая, – сказала она, обращаясь к Наташе, – как же вам приходится эта Мими? Дочь, верно?
Наташе не понравился тон снисхождения до детского разговора, с которым гостья обратилась к ней. Она ничего не ответила и серьезно посмотрела на гостью.
Между тем всё это молодое поколение: Борис – офицер, сын княгини Анны Михайловны, Николай – студент, старший сын графа, Соня – пятнадцатилетняя племянница графа, и маленький Петруша – меньшой сын, все разместились в гостиной и, видимо, старались удержать в границах приличия оживление и веселость, которыми еще дышала каждая их черта. Видно было, что там, в задних комнатах, откуда они все так стремительно прибежали, у них были разговоры веселее, чем здесь о городских сплетнях, погоде и comtesse Apraksine. [о графине Апраксиной.] Изредка они взглядывали друг на друга и едва удерживались от смеха.
Два молодые человека, студент и офицер, друзья с детства, были одних лет и оба красивы, но не похожи друг на друга. Борис был высокий белокурый юноша с правильными тонкими чертами спокойного и красивого лица; Николай был невысокий курчавый молодой человек с открытым выражением лица. На верхней губе его уже показывались черные волосики, и во всем лице выражались стремительность и восторженность.
Николай покраснел, как только вошел в гостиную. Видно было, что он искал и не находил, что сказать; Борис, напротив, тотчас же нашелся и рассказал спокойно, шутливо, как эту Мими куклу он знал еще молодою девицей с неиспорченным еще носом, как она в пять лет на его памяти состарелась и как у ней по всему черепу треснула голова. Сказав это, он взглянул на Наташу. Наташа отвернулась от него, взглянула на младшего брата, который, зажмурившись, трясся от беззвучного смеха, и, не в силах более удерживаться, прыгнула и побежала из комнаты так скоро, как только могли нести ее быстрые ножки. Борис не рассмеялся.
– Вы, кажется, тоже хотели ехать, maman? Карета нужна? – .сказал он, с улыбкой обращаясь к матери.
– Да, поди, поди, вели приготовить, – сказала она, уливаясь.
Борис вышел тихо в двери и пошел за Наташей, толстый мальчик сердито побежал за ними, как будто досадуя на расстройство, происшедшее в его занятиях.

Из молодежи, не считая старшей дочери графини (которая была четырьмя годами старше сестры и держала себя уже, как большая) и гостьи барышни, в гостиной остались Николай и Соня племянница. Соня была тоненькая, миниатюрненькая брюнетка с мягким, отененным длинными ресницами взглядом, густой черною косой, два раза обвившею ее голову, и желтоватым оттенком кожи на лице и в особенности на обнаженных худощавых, но грациозных мускулистых руках и шее. Плавностью движений, мягкостью и гибкостью маленьких членов и несколько хитрою и сдержанною манерой она напоминала красивого, но еще не сформировавшегося котенка, который будет прелестною кошечкой. Она, видимо, считала приличным выказывать улыбкой участие к общему разговору; но против воли ее глаза из под длинных густых ресниц смотрели на уезжавшего в армию cousin [двоюродного брата] с таким девическим страстным обожанием, что улыбка ее не могла ни на мгновение обмануть никого, и видно было, что кошечка присела только для того, чтоб еще энергичнее прыгнуть и заиграть с своим соusin, как скоро только они так же, как Борис с Наташей, выберутся из этой гостиной.
– Да, ma chere, – сказал старый граф, обращаясь к гостье и указывая на своего Николая. – Вот его друг Борис произведен в офицеры, и он из дружбы не хочет отставать от него; бросает и университет и меня старика: идет в военную службу, ma chere. А уж ему место в архиве было готово, и всё. Вот дружба то? – сказал граф вопросительно.
– Да ведь война, говорят, объявлена, – сказала гостья.
– Давно говорят, – сказал граф. – Опять поговорят, поговорят, да так и оставят. Ma chere, вот дружба то! – повторил он. – Он идет в гусары.
Гостья, не зная, что сказать, покачала головой.
– Совсем не из дружбы, – отвечал Николай, вспыхнув и отговариваясь как будто от постыдного на него наклепа. – Совсем не дружба, а просто чувствую призвание к военной службе.

Джаспер Джонс

Джаспера Джонса часто воспринимали как посредника между двумя направлениями в искусстве -- абстрактным экспрессионизмом и поп-артом. Однако его длинный творческий путь, на разных этапах включавший занятия живописью, скульптурой и совместную художественную деятельность, продолжался на протяжении многих десятков лет и не может быть сведен к этому короткому периоду в середине 1950-х годов. Черпая идеи из последних художественных направлений 20-го века и коммерческой культуры, Джонс нашел свой путь в стороне от абстракционизма. Как и последовавшие за ним деятели поп-арта, Джонс трансформировал внешний вид легко узнаваемых предметов, таких как карты, мишени и номера. И, самое главное, он изменил то, как мы воспринимаем эти символы, и вывел на поверхность всю сложность явлений повседневной иконографии.

Однако его художественная практика требовала использования интенсивных мазков, нанесения на узнаваемые символы толстого слоя краски, энкаустика, пчелиного воска и других подобных материалов. Работая и по сей день, Джаспер Джонс по-прежнему интересуется логикой, феноменом языка и исследованием значения посредством измененных символов.

Сюжет - например, картина Мишень (Рис. 16) - идентичен плоскости холста. Эти произведения существуют как самостоятельные и самодостаточные объекты.

Джонс познакомился с художником Робертом Раушенбергом, от которого воспринял передовые идеи в современном искусстве. Он усвоил также многие идеи Марселя Дюшана; Велосипедное колесо и другие редимейды Дюшана стали источником вдохновения для серии предметов, отлитых в бронзе, которую Джонс создал в конце 1950 - х - начале 1960-х годов. Вероятно, наиболее значительными произведениями Джаспера Джонса можно назвать серию его ранних живописных работ, созданную во второй половине 1950-х годов. Американский флаг изображен не гордо реющим на ветру, а растянутым на плоскости; это нивелирует патриотический смысл картины и превращает флаг в эмблему, подобие книжной репродукции.

Джаспер Джонс пережил и периоды увлечения Пикассо1, работал в стиле абстрактного экспрессионизма (преодоление которого суть лейтмотив творчества многих поп-художников). Но запомнился Джонс именно как яркий представитель поп-арта. К списку поп-символов, созданных Джонсом, можно добавить «мишени» (этот сюжет и его вариации широко представлены в тиражной графике), символистские «цифры» и знаменитую пару пивных банок Ballantine Ale, воплощенную в многочисленных живописных работах и бронзовых скульптурах.

В качестве сюжета своей самой знаменитой картины Джаспер Джонс избрал американский флаг. Однако художник вдохновлялся не патриотическими чувствами, а лишь желанием представить самый банальный, легко узнаваемый объект. Что может быть банальней звездно-полосатого флага? Флаг Джонса не развевается на флагштоке или в руках солдата-победителя - он словно распластан по стене. Художник не изображает, а преображает объект: он не пытается обмануть зрителя, заставив его поверить в реальность своего флага. С помощью энкаустики - живописной техники, применявшейся еще в Древней Греции - Джонс создает рельефную поверхность холста. Три флага разного размера, расположенные один на другом, ослепляют, как свет сигнального фонаря. Наряду с другим своим соотечественником Робертом Раушенбергом, Джаспер Джонс считается одним из самых видных представителей американского поп-арта

«Как-то ночью мне приснилось, что я рисую большой американский флаг, на следующее утро я проснулся и пошел покупать материалы, чтобы приступить к работе над ним. Я начал работать. Я долго трудился над созданием своей картины. Это очень утомительная работа, требующая немалых физических усилий, -- я начал писать ее бытовой эмалевой краской, которой красят мебель, а сохнет она очень медленно. Потом мне в голову пришла идея, о которой я где-то читал или слышал, -- идея использовать восковые краски» (Джаспер Джонс). «Модернизм: Анализ и критика основных направлений». Под. редакцией В. В. Колпинского, издательство «Искусство» 1980, (с. 256)

Трактовка картины как объекта естественно привела художника к сопоставлению настоящих предметов с нарисованными на холсте, а затем к созданию скульптуры. Скульптуры Джаспера Джонса представляют собой отлитые в бронзе обыденные предметы, например электрический фонарик, лампочку или зубную щетку. Одно из наиболее известных произведений Джаспера Джонса - две бронзовые Банки из-под пива.