Натюрморты выдающихся мастеров стран западной европы презентация. Голландский натюрморт XVII в Учитель ИЗО,МХК




Исходную точку раннего натюрморта можно найти в XVXVI веках, когда он рассматривался как часть исторической или жанровой композиции. Долгое время натюрморт сохранял связь с религиозной картиной, обрамляя цветочными гирляндами фигуры Богоматери и Христа, а также часто располагаясь на оборотной стороне алтарного образа Натюрмо́рт




Натюрморт окончательно оформляется в качестве самостоятельного жанра живописи в творчестве голландских и фламандских художников XVII в. Предметы в натюрмортной живописи этого периода часто содержат скрытую аллегорию либо быстротечности всего земного и неизбежности смерти (Ванитас), либо в более широком смысле Страстей Христовых и Воскресения. Это значение передаётся посредством использования предметов в большинстве случаев знакомых и встречающихся в каждодневной жизни, которые наделяются дополнительным символическим значением. Натюрмо́рт




Голландский натюрморт В историю мировой живописи голландцы вошли как непревзойденные мастера натюрморта(фр. «мертвая природа»). Этому жанру на голландском языке больше соответствует слово «стиллевен»- «неподвижная жизнь», что гораздо точнее передает сущность этого жанра.


Голландский натюрморт XVII в. поражает богатством тем. В каждом художественном центре страны живописцы предпочитали свои композиции: в Утрехте из цветов и плодов, в Гааге из рыбы. В Харлеме писали скромные завтраки, в Амстердаме роскошные десерты, а в университетском Лейдене книги и другие предметы для занятий науками или традиционные символы мирской суеты череп, свечу, песочные часы. Голландский натюрморт XVII в




В натюрмортах, относящихся к началу XVII столетия, предметы расставлены в строгом порядке, словно экспонаты в музейной витрине. В подобных картинах детали наделены символическим значением. Яблоки напоминают о грехопадении Адама, а виноград об искупительной жертве Христа. Раковина оболочка, оставленная, когда то жившим в ней существом, увядшие цветы символ смерти. Бабочка, родившаяся из кокона, означает воскресение. Голландский натюрморт XVII в



Жан Кальвин Жан Кальвин (1509-1564) — реформатор церкви и основатель одного из течений про-тестантизма. Основу кальвинистской церкви составляют так называемые конгрегации — автономные сообщества, управляемые пасто-ром, диаконом и старейшинами, выбранными из мирян. Кальвинизм был очень популярен в Нидерландах в XVI веке. учил, что повседневные вещи обладают скрытым значением, а за всяким изображением должен стоять моральный урок. Предметы, изо-браженные в натюрморте, многозначны: их наделяли назидательным, рели-гиозным или иным подтекстом. Например, устрицы считались эротическим символом, и современникам это было очевидно: устрицы якобы стимулиро-вали сексуальную потенцию, да и Венера, богиня любви, родилась из рако-вины. С одной стороны, устрицы намекали на мирские соблазны, с другой — раскрытая раковина обозначала душу, готовую покинуть тело, то есть сулила спасение. Строгих правил, как читать натюрморт, конечно, не суще-ствовало, и зритель угадывал на холсте именно те символы, которые хотел видеть. К тому же нельзя забывать, что каждый предмет был частью композиции и его можно было прочитать по-разному — в зависимости от контек-ста и от общего послания натюрморта.

Цветочный натюрморт

Вплоть до XVIII века букет цветов, как правило, символизировал бренность, ведь земные радости так же преходящи, как красота цветка. Символика расте-ний особенно сложна и неоднозначна, и уловить смысл помогали популярные в Европе XVI-XVII веков книги эмблем, где аллегорические иллюстрации и девизы сопровождались пояснительными текстами. Цветочные композиции было непросто интерпретировать: один и тот же цветок имел множество зна-чений, иногда прямо противоположных. Например, нарцисс указывал на само-влюбленность и одновременно считался символом Богоматери. В натюрмор-тах, как правило, сохранялись оба значения образа, и зритель был волен вы-брать один из двух смыслов или совместить их.

Цветочные композиции часто дополнялись плодами, мелкими предметами, изображениями животных. Эти образы выражали основную мысль произве-дения, подчеркивая мотив быстротечности, увядания, греховности всего земного и нетленности добродетели.

Ян Давидс де Хем. Цветы в вазе. Между 1606 и 1684 годом Государственный Эрмитаж

На картине Яна Давидса де Хема Ян Давидс де Хем (1606-1684) — голландский художник, известный своими цветочными натюрмортами. у основания вазы худож-ник изобразил сим-волы бренности: увядшие и сломанные цветы, осыпавшиеся лепестки и засох-шие стручки гороха. Вот улитка — она ассоциируется с душой грешника Среди других таких отри-ца-тель-ных обра-зов — рептилии и земноводные (ящерицы, лягушки), а также гусеницы, мыши, мухи и другая живность, ползающая по земле или живущая в грязи. . В центре букета мы видим сим-волы скромности и чистоты: полевые цветы, фиалки и незабудки. Их окру-жают тюльпаны, символизирующие увядающую красоту и бессмысленное расточительство (разведение тюльпанов считалось в Голландии одним из самых суетных занятий и к тому же недешевым); пыш-ные розы и маки, напоминающие о недолговечности жизни. Венчают компо-зицию два крупных цветка, имеющие положительное значение. Синий ирис олицетворяет отпу-щение грехов и указывает на возможность спасения через добродетель. Крас-ный мак, который традиционно ассоциировался со сном и смертью, из-за своего местоположения в букете сменил трак-товку: здесь он обозначает искупительную жертву Христа Еще в Средневековье считалось, что цветы мака выросли на земле, орошенной кровью Христа. . Другие символы спасе-ния — это хлебные колоски, а бабочка, сидящая на стебле, олицетворяет бес-смертную душу.


Ян Бауман. Цветы, фрукты и обезьяна. Первая половина XVII века Серпуховский историко-художественный музей

Картина Яна Баумана Ян (Жан-Жак) Бауман (1601-1653) — живо-писец, мастер натюрморта. Жил и работал в Германии и Нидерландах. «Цветы, фрукты и обезьяна» — хороший пример смы-словой многослойности и неоднозначности натюрморта и предметов на нем. На первый взгляд, сочетание растений и животных кажется случайным. На самом деле этот натюрморт тоже напоминает о быстротечности жизни и греховности земного существования. Каждый изображенный предмет транслирует определенную идею: улитка и ящерица в данном случае указы-вают на смертность всего земного; тюльпан, лежащий возле миски с плодами, символизирует быстрое увядание; раковины, разбросанные на столе, намекают на неразумную трату денег В Голландии XVII века было очень популярно коллекционирование разного рода «дикови-нок», в том числе раковин. ; а обезьяна с персиком указывает на первородный грех и порочность. С другой стороны, порхающая бабочка и плоды: гроздья винограда, яблоки, персики и груши — говорят о бессмертии души и искупи-тельной жертве Христа. На другом, иносказательном уровне представленные на картине фрукты, плоды, цветы и животные обозначают четыре стихии: раковины и улитки — воду; бабочка — воздух; плоды и цветы — землю; обезьяна — огонь.

Натюрморт в мясной лавке


Питер Артсен. Мясная лавка, или Кухня со сценой бегства в Египет. 1551 год North Carolina Museum of Art

Изображение мясной лавки традиционно связывалось с идеей физической жизни, персонификацией стихии земли, а также с чревоугодием. На картине Питера Артсена Питер Артсен ( 1508-1575) — голландский ху-дожник, также известный как Питер Длин-ный. Среди его работ — жанровые сцены на евангельские сюжеты, а также изображе-ния рынков и лавок. почти все пространство занимает ломящийся от яств стол. Мы видим множество видов мяса: убитую птицу и разделанные туши, ливер и ветчину, окорока и колбасы. Эти образы символизируют неумерен-ность, обжорство и привязанность к плотским удовольствиям. Теперь обратим внимание на задний план. С левой стороны картины в оконном проеме поме-щена евангельская сцена бегства в Египет, которая резко контрастирует с натюрмортом на переднем плане. Дева Мария протягивает последний ломоть хлеба нищей девочке. Заметим, что окно расположено над блюдом, где крест-накрест (символ распятия) лежат две рыбы — символ христианства и Христа. Справа в глубине изображена таверна. За столом у огня сидит веселая компа-ния, выпивает и ест устриц, которые, как мы помним, ассоциируются с похо-тью. Рядом со столом висит разделанная туша, указывающая на неотврати-мость смерти и мимолетность земных радостей. Мясник в красной рубахе разбавляет вино водой. Эта сценка вторит основной идее натюрморта и отсы-лает к Притче о блудном сыне Вспомним, что в Притче о блудном сыне есть несколько сюжетов. Один из них повествует о младшем сыне, который, получив от отца имение, продал всё и спустил деньги на рас-путную жизнь. . Сцена в таверне, равно как и мясная лавка, полная яств, говорит о праздной, распутной жизни, привязанности к зем-ным наслаждениям, приятным для тела, но губительным для души. В сцене​ бегства в Египет герои практически повернуты к зрителю спиной: они уда-ляются вглубь картины, подальше от мясной лавки. Это метафора бегства от распут-ной жизни, полной чувственных радостей. Отказ от них — один из способов спасти душу.

Натюрморт в рыбной лавке

Рыбный натюрморт — это аллегория водной стихии. Такого рода произведе-ния, как и мясные лавки, часто были частью так называемого цикла перво-стихий В Западной Европе были распространены большие живописные циклы, состоявшие из нескольких картин и, как правило, висев-шие в одной комнате. Например, цикл времен года (где с помощью аллегорий изобража-лись лето, осень, зима и весна) или цикл первостихий (огонь, вода, земля и воздух). и, как правило, создавались для украшения дворцовых столовых. На первом плане картины Франса Снейдерса Франс Снейдерс (1579-1657) — фламандский живописец, автор натюрмортов и барочных анималистических композиций. «Рыбная лавка» изображено множество рыбы. Здесь есть окуни и осетры, караси, сомы, семга и другие дары моря. Часть уже разделана, часть ожидает своей очереди. Эти изображения рыб не несут никакого подтекста — они воспевают богатство Фландрии.


Франс Снейдерс. Рыбная лавка. 1616 год

Рядом с мальчиком мы видим корзину с подарками, которые он получил ко Дню святого Николая В католичестве День святого Николая при-нято отмечать 6 декабря. В этот праздник, как и на Рождество, детям дарят подарки. . На это указывают привязанные к корзине дере-вян-ные красные башмачки. Помимо сладостей, фруктов и орехов, в корзине лежат розги — как намек на воспитание «кнутом и пряником». Содержание корзины говорит о радостях и горестях человеческой жизни, которые посто-янно сме-няют друг друга. Женщина объясняет ребенку, что послушные дети получают подарки, а дурные — наказание. Мальчик отпрянул в ужасе: он поду-мал о том, что вместо сладостей получит удары розгами. Справа мы видим оконный проем, в котором можно разглядеть городскую площадь. Группа детей стоит под окнами и радостно приветствует кукольного шута на балконе. Шут — неотъемлемый атрибут народных праздничных гуляний.

Натюрморт с накрытым столом

В многочисленных вариациях сервировки столов на полотнах голландских ма-стеров мы видим хлеб и пироги, орехи и лимоны, колбасы и окорока, омаров и раков, блюда с устрицами, рыбой или пустыми раковинами. Понять эти натюрморты можно в зависимости от набора предметов.

Геррит Виллемс Хеда. Ветчина и серебряная посуда. 1649 год Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина

На картине Геррита Виллемса Хеды Геррит Виллемс Хеда (1620-1702) — автор натюрмортов и сын художника Виллема Класа Хеды. мы видим блюдо, кувшин, высокий стеклянный бокал и опрокинутую вазу, горчичницу, окорок, смятую салфетку и лимон. Это традиционный и излюбленный набор Хеды. Расположение пред-метов и их выбор неслучайны. Серебряная посуда символизирует земные богатства и их тщетность, ветчина — плотские удовольствия, привлекательный с виду и кислый внутри лимон олицетворяет предательство. Погасшая свеча указывает на бренность и мимолетность человеческого существования, беспорядок на столе — на разрушение. Высокий стеклянный бокал-«флейта» (в XVII веке такие бокалы использовались как мерная емкость с метками) хрупок, как человеческая жизнь, и в то же время символизирует умеренность и умение человека контролировать свои порывы. В целом в этом натюрморте, как и во многих других «завтраках», с помощью предметов обыгрывается тема суеты сует и бессмысленности земных наслаждений.


Питер Клас. Натюрморт с жаровней, сельдью, устрицами и курительной трубкой. 1624 год Sotheby’s / Частное собрание

Большая часть изображенных предметов на натюрморте Питера Класа Питер Клас (1596-1661) — голландский художник, автор множества натюрмортов. Наряду с Хедой считается основателем хар-лемской школы натюрморта с ее геометриче-скими монохромными картинами. явля-ются эротическими символами. Устрицы, трубка, вино отсылают к кратким и сомнительным плот-ским удовольствиям. Но это всего лишь один вариант прочтения натюрморта. Посмотрим на эти образы под другим ракурсом. Так, раковины — это символы бренности плоти; трубка, с помощью которой не только курили, но и выдували мыльные пузыри, — символ внезапности смерти. Современник Класа, голланд-ский поэт Виллем Годсхалк ван Фоккен-борх, в стихотворении «Моя надежда — это дым» писал:

Как видно, бытие сродни куренью трубки,
И в чем различие — мне, право, невдомек:
Одно — лишь ветерок, другое — лишь дымок. Пер. Евгения Витковского

Теме быстротечности человеческого существования противопоставляется бессмертие души, и знаки бренности внезапно оказываются символами спа-сения. Хлеб и стеклянный бокал с вином на заднем плане ассоциируются с телом и кровью Иисуса и указывают на таинство причастия. Сельдь — еще один символ Христа — напоминает о посте и постной пище. А раскрытые раковины с устрицами могут сменить свое негативное значение на прямо противоположное, обозначая человеческую душу, отделившуюся от тела и готовую вступить в вечную жизнь.

Разные уровни трактовки предметов ненавязчиво говорят зрителю о том, что человек всегда волен выбирать между духовным и вечным и земным прехо-дящим.

Vanitas, или «Ученый» натюрморт

Жанр так называемого «ученого» натюрморта получил название vanitas — в переводе с латыни это означает «суета сует», другими словами — «memento mori» («помни о смерти»). Это самый интеллектуальный вид натюрморта, аллегория вечности искусства, бренности земной славы и человеческой жизни.

Юриан ван Стрек. Суета сует. 1670 год Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина

Меч и шлем с роскошным плюмажем на картине Юриана ван Стрека Юриан ван Стрек (1632-1687) — амстердам-ский художник, известный своими натюрмор-тами и портретами. ука-зывают на мимолетность земной славы. Охотничий рог символизирует богат-ства, которые невозможно взять с собой в иную жизнь. В «ученых» натюрмор-тах часто встречаются изображения раскрытых книг или небрежно лежащих бумаг с надписями. Они не только предлагают задуматься об изображенных предметах, но и позволяют использовать их по назначению: прочесть открытые страницы или исполнить записанную в нотной тетради музыку. Ван Стрек изо-бразил набросок головы мальчика и раскрытую книгу: это трагедия Софокла «Электра», переведенная на голландский. Эти образы указывают на то, что ис-кусство вечно. Но страницы книги загнуты, а рисунок помят. Это признаки начавшейся порчи, намекающие на то, что после смерти даже искусство не пригодится. О неизбежности смерти говорит и череп, а вот обвивающий его хлебный колос символизирует надежду на воскресение и вечную жизнь. К середине XVII века череп, обвитый хлебным колосом или вечнозеленым плющом, станет обязательным предметом для изображения в натюрмортах в стиле vanitas.

Источники

  • Виппер Б. Р. Проблема и развитие натюрморта.
  • Звездина Ю. Н. Эмблематика в мире старинного натюрморта. К проблеме прочтения символа.
  • Тарасов Ю. А. Голландский натюрморт XVII века.
  • Щербачева М. И. Натюрморт в голландской живописи.
  • Зримый образ и скрытый смысл. Аллегории и эмблематика в живописи Фландрии и Голландии второй половины XVI - XVII века. Каталог выставки. ГМИИ им. А. С. Пушкина.









1 из 8

Презентация на тему: Голландский натюрморт

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

№ слайда 3

Описание слайда:

Натюрморт возник ещё в эпоху античности, но как самостоятельный жанр он начал развиваться только в XVII веке. Натюрморт возник ещё в эпоху античности, но как самостоятельный жанр он начал развиваться только в XVII веке. Его расцвет начался в Голландии, где Реформация, запретив художникам писать картины на религиозные темы, вынудила их искать новые направления.

№ слайда 4

Описание слайда:

В натюрмортах, относящихся к началу XVII столетия, предметы расставлены в строгом порядке, словно экспонаты в музейной витрине. В подобных картинах дета ли наделены символическим значением. Яблоки напоминают о грехопадении Адама, а вино град - об искупительной жертве Христа. Раковина - оболочка, оставленная, когда то жившим в ней существом, увядшие цветы - символ смерти. Бабочка, родившаяся из кокона, означает воскресение. Таковы, например, полотна Балтазара ван дер Аста. В натюрмортах, относящихся к началу XVII столетия, предметы расставлены в строгом порядке, словно экспонаты в музейной витрине. В подобных картинах дета ли наделены символическим значением. Яблоки напоминают о грехопадении Адама, а вино град - об искупительной жертве Христа. Раковина - оболочка, оставленная, когда то жившим в ней существом, увядшие цветы - символ смерти. Бабочка, родившаяся из кокона, означает воскресение. Таковы, например, полотна Балтазара ван дер Аста.

№ слайда 5

Описание слайда:

Голландский натюрморт XVII в. поражает богатством тем. В каждом художественном центре страны живописцы предпочитали свои композиции: в Утрехте - из цветов и плодов, в Гааге - из рыбы. В Харлеме писали скромные завтраки, в Амстердаме - роскошные десерты, а в университетском Лейдене - книги и другие предметы для занятий науками или традиционные символы мирской суеты - череп, свечу, песочные часы. Голландский натюрморт XVII в. поражает богатством тем. В каждом художественном центре страны живописцы предпочитали свои композиции: в Утрехте - из цветов и плодов, в Гааге - из рыбы. В Харлеме писали скромные завтраки, в Амстердаме - роскошные десерты, а в университетском Лейдене - книги и другие предметы для занятий науками или традиционные символы мирской суеты - череп, свечу, песочные часы.

№ слайда 6

Описание слайда:

У художников следующего поколения веши уже не напоминают об отвлечённых истинах, а служат для создания самостоятельных художественных образов. В их картинах привычные предметы обретают особую, не замеченную прежде красоту. Питер Клас тонко и умело подчёркивает своеобразие каждого блюда, бокала, горшка, найдя для любого из них идеальное соседство. В натюрмортах его земляка Виллема Класа Хеды царит живописный беспорядок. Чаше всего он писал «прерванные завтраки». Смятая скатерть, перепутанные предметы сервировки, еда, к которой едва притронулись, - всё здесь напоминает о недавнем присутствии человека. Картины ожив лены многообразными световыми пятнами и разноцветными тенями на стекле, металле, полотне.

Описание слайда:

Манера фламандского художника Яна Фейта более изысканна, чем у его учителя Снейдерса. Подчёркнуто скромные по композиции и размерам произведения Фейта интересны гармонией сдержанного света, тонких оттенков коричневых, зеленоватых и светло-серых тонов. Это несравненная чуткость живописца сближает его с голландскими мастерами. Манера фламандского художника Яна Фейта более изысканна, чем у его учителя Снейдерса. Подчёркнуто скромные по композиции и размерам произведения Фейта интересны гармонией сдержанного света, тонких оттенков коричневых, зеленоватых и светло-серых тонов. Это несравненная чуткость живописца сближает его с голландскими мастерами.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Что такое натюрморт? Натюрморт - это изображение неодушевлённых предметов в живописи или графике.

3 слайд

Описание слайда:

Из истории натюрморта. Натюрморт возник ещё в эпоху античности, но как самостоятельный жанр он начал развиваться только в XVII веке. Его расцвет начался в Голландии, где Реформация, запретив художникам писать картины на религиозные темы, вынудила их искать новые направления. Франс Снейдерс. Фламандская школа. Рыбная лавка.

4 слайд

Описание слайда:

Голландский натюрморт В натюрмортах, относящихся к началу XVII столетия, предметы расставлены в строгом порядке, словно экспонаты в музейной витрине. В подобных картинах дета ли наделены символическим значением. Яблоки напоминают о грехопадении Адама, а вино град - об искупительной жертве Христа. Раковина - оболочка, оставленная, когда то жившим в ней существом, увядшие цветы - символ смерти. Бабочка, родившаяся из кокона, означает воскресение. Таковы, например, полотна Балтазара ван дер Аста. Балтазар ван дер Аст. Натюрморт с цветами яблони

5 слайд

Описание слайда:

Голландский натюрморт XVII в. поражает богатством тем. В каждом художественном центре страны живописцы предпочитали свои композиции: в Утрехте - из цветов и плодов, в Гааге - из рыбы. В Харлеме писали скромные завтраки, в Амстердаме - роскошные десерты, а в университетском Лейдене - книги и другие предметы для занятий науками или традиционные символы мирской суеты - череп, свечу, песочные часы. Питер Клас. Завтрак с ветчиной.

6 слайд

Описание слайда:

У художников следующего поколения веши уже не напоминают об отвлечённых истинах, а служат для создания самостоятельных художественных образов. В их картинах привычные предметы обретают особую, не замеченную прежде красоту. Питер Клас тонко и умело подчёркивает своеобразие каждого блюда, бокала, горшка, найдя для любого из них идеальное соседство. В натюрмортах его земляка Виллема Класа Хеды царит живописный беспорядок. Чаше всего он писал «прерванные завтраки». Смятая скатерть, перепутанные предметы сервировки, еда, к которой едва притронулись, - всё здесь напоминает о недавнем присутствии человека. Картины ожив лены многообразными световыми пятнами и разноцветными тенями на стекле, металле, полотне. Виллем Клас Хеда. Завтрак с крабом.

7 слайд

Описание слайда:

Во второй половине XVII в. голландский натюрморт, подобно пейзажу, стал более зрелищным, сложным и многокрасочным. На картинах Абрахама ван Бейерна и Виллема Калфа изображены грандиозные пирамиды из дорогой посуды и экзотических фруктов. Виллем Калф. Десерт. Ок.1659г.

8 слайд

Описание слайда:

Фламандская школа живописи Манера фламандского художника Яна Фейта более изысканна, чем у его учителя Снейдерса. Подчёркнуто скромные по композиции и размерам произведения Фейта интересны гармонией сдержанного света, тонких оттенков коричневых, зеленоватых и светло-серых тонов. Это несравненная чуткость живописца сближает его с голландскими мастерами. Ян Фейт. Натюрморт с собакой.

МБУО «Новообинцевская средняя общеобразовательная школа»

Презентацию выполнила:

учитель начальных классов Кавылина Надежда Васильевна

Что такое натюрморт?

Натюрмоо́рт (фр. nature morte -

«мёртвая природа») - изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве, в отличие от портретной , жанровой, исторической ипейзажной тематики.

Натюрморт окончательно оформляется в качестве самостоятельного жанра живописи в творчестве голландских и фламандских художников XVII в. Предметы в натюрмортной живописи этого периода часто содержат скрытую аллегорию - либо быстротечности всего земного и неизбежности смерти (Ванитас ), либо - в более широком смысле Страстей Христовых и Воскресения . Это значение

передаётся посредством использования предметов - в большинстве случаев знакомых и встречающихся в каждодневной жизни, которые наделяются дополнительным символическим значением.

Цветочный натюрморт

Начиная с 40-х годов XVII века, натюрморт в

нидерландской живописи получил широкое распространение как самостоятельный жанр . Одним из

самых первых выделился цветочный натюрморт в

произведениях таких художников, как Амброзиус Босхарт Старший и Бальтасар ван дер Аст , и

натюрмортах Яна Давидса де Хема и его

последователей уже во второй половине XVII столетия. Причины популярности цветочного натюрморта можно

найти в особенностях быта нидерландского общества - традиции иметь сады, загородные виллы

или комнатные растения - а также благоприятных природных условиях для развития цветоводства.

Учёный натюрморт

Зародившийся в университетском Лейдене жанр «учёного» натюрморта, получает название «суета сует » или «memento mori » и является наиболее интеллектуальным видом натюрморта, требующим от зрителя знания Библии и традиций религиозной символики (характерны картины Питера Стенвейка и Давида Байли ). Часто в натюрмортах этого направления присутствуют иллюзионистские приемы, создающие искусный обман зрения. В свою очередь увлечение иллюзионистской передачей натуры привело к возникновению особого вида натюрморта - так называемых «обманок » (trompe l’œil ). Такие натюрморты были особенно распространены в середине XVII века и снискали невероятную популярность в стране и за её пределами.

Нидерландский натюрморт XVII века

Нидерландский натюрморт представлял собой

уникальное культурное явление XVII века , оказавшее влияние на дальнейшее развитие всей европейской

живописи. «Малые голландцы » отразили в своих

работах мир предметов, живущих своей тихой, застывшей жизнью. Термин «застывшая жизнь»

(голл. stilleven , нем. stilleben , англ. still-life ) стал

употребляться для обозначения жанра в середине XVII

века, поначалу в Нидерландах. До этого художники называли подобные картины, описывая сюжет:

«Маленький завтрак», «Букет цветов», «Охотничий трофей», «Суета сует». Основной перевод указанного

термина, встречающийся в литературе - «тихая, неподвижная жизнь».

Натюрморт в русской живописи 18-20 веков

Натюрморт как самостоятельный жанр живописи появился в России в начале XVIII века. Представление о нем первоначально было связано с изображением даров земли и моря, разнообразного мира вещей, окружающих человека.

Вплоть до конца 19 века натюрморт, в отличии от портрета и исторической картины, рассматривался в качестве "низшего" жанра. Он существовал главным образом как учебная постановка и допускался лишь в ограниченном понимании как живопись цветов и фруктов.

Начало ХХ века ознаменовалось расцветом русской натюрмортной живописи, впервые обретшей равноправие среди прочих жанров. Стремление художников расширить возможности изобразительного языка сопровождалось активными поисками в области цвета, формы, композиции. Все это особенно ярко проявилось в натюрморте. Обогащенный новыми темами, образами и художественными приемами, русский натюрморт развивался необычайно стремительно: за полтора десятка лет он проходит путь от импрессионизма до абстрактного формотворчества.

В 30-40-е годы ХХ столетия это развитие приостановилось, но уже с середины 50-х годов натюрморт переживает в советской живописи новый подъем и с этого времени окончательно и твердо встает вровень с другими жанрами.