Музеи известных писателей. Усадьбы и имения русских писателей

Петербургские дома буквально увешаны мемориальными табличками «тут жил», «тут творил»… Не счесть числа великих людей, чья жизнь и творчество связаны с Петербургом. В этом обзоре предлагаю вам наведаться в гости к литераторам.

Для большего эффекта перед походом рекомендую освежить в памяти что-то из творчества выбранного автора, а еще лучше — его биографию. Тогда увиденное оживет на ваших глазах и не забудется сразу после посещения подобно виду скучной старой квартиры.

В гости к Достоевскому

Начнем мы с Фёдора Михайловича Достоевского . Важное отступление: своего дома у классика не было. Видимо, страсть к азартным играм, нерегулярный доход писателя и распространенное тогда явление жизни в съемных квартирах сделали его кочевником. Достоевский вместе с семьей жил в так называемых доходных домах (80% застройки центра Петербурга — дома, построенные для сдачи внаем). Причем, снимал жилье всегда у одного и того же хозяина и непременно поблизости от церкви. Любил Федор Михайлович колокольный звон. Его последним домом и долгим пристанищем стала квартира в Кузнечном переулке, 5/2 (на фото вверху – здание слева). Включите воображение и представьте себя в начале 19 века, едва выйдя из метро Владимирская или Достоевская. Пройдите по узкому переулку мимо Владимирского собора слева и старинного Свечного рынка справа (на фото вверху – светлое двухэтажное здание справа), и вы буквально через 50 метров окажетесь у нужного дома. В квартире постарались сохранить все свидетельства того времени, в интерьере много подлинных вещей, принадлежавших писателю. Подробнее о музее-квартире писатели мы писали . Кстати, термин «Петербург Достоевского» относится не столько к этому району, сколько к расположенному по соседству Адмиралтейскому. Именно дома близ сегодняшних станций метро Садовая/Сенная/Спасская вдохновили писателя на «Преступление и наказание». Чтобы посмотреть на дома Раскольникова, Сони, старухи-процентщицы и других героев, запишитесь на тематическую экскурсию (кликайте ).

А заказать экскурсию по квартире Достоевского можно по телефону: 571 40 31. Стоимость на группу до 20 человек – 800 рублей плюс по 100 рублей с каждого посетителя за вход.

Набоков недурно устроился

Семейство Набоковых, в отличие от многих других писателей, жило в собственном трехэтажном особняке особняке на Малой Морской улице, 47 в двух шагах от Исаакиевского собора. Владимир Набоков родился в богатой семье. Дом его детства был оснащен по последнему слову техники, быт налажен лучшим образом. У маленького Володи было множество игрушек — их коллекция выставлена в первом зале справа от входа. (Кстати, раз уж вы все равно выбрались по музеям, то после дома Набокова пройдите еще два дома вперед и посетите музей оригинальных игрушек). Еще одна коллекция размещена в центральном зале — это обширное собрание бабочек, которых Набоков лично ловил и описывал. Любителям творчества Набокова будут интересны находящиеся на витринах издания книг автора — вышедшие как в России, так и в Америке. Обратите внимание на самые первые из них — они выпущены под псевдонимом В. Сирин.

Ни в коем случае не пропускайте видеозал и посмотрите выпуск программы «Намедни», посвященный Набокову и отчасти этому дому. В фильме покажут и другие жилища автора. В частности отель в швейцарском курортном городке Монтрё, где Набоков, будучи уже состоятельным писателем, мог позволить себе жить в номере люкс на протяжении 17 лет. Музей-квартира Набокова — наиболее современно оборудованная из всех и, пожалуй, даже не требующая сопровождения гида. Интерактивная экспозиция, обширная медиатека и даже виртуальный тур на сайте http://www.nabokovmuseum.org (иногда не работает) позволят получить максимум информации.

Анне Андреевне крепко досталось от режима

Квартира Анны Ахматовой в Фонтанном доме названа так не совсем справедливо. То была квартира господина Пунина, чья табличка и красуется на входной двери, вызывая вопросы у посетителей, которые еще не знают этой истории. А история эта грустна. После смерти своего первого мужа Гумилева Анна связала свою жизнь с восторженным поклонником ее творчества и человеком из литературной среды — Николаем Пуниным. Расставшись со своей женой ради Анны, Пунин не нашел в себе сил выгнать свою старую семью из квартиры, куда уже привел Ахматову. В этих странных соседских отношениях Ахматова пережила еще много горестей, связанных с политическим режимом, чьи гонения коснулись ее и ее сына от первого брака, а также переживаниями за несчастья ее друзей.

Каждый из залов квартиры откроет вам одну из этих печальных страниц. Например, подлинное письмо, написанное Ахматовой Сталину в защиту своего сына. Отдельный стенд посвящен истории друзей Анны — поэтов Серебряного века, почти все из которых драматически скончались. Сам дом, кстати, является пристройкой Шереметьевского дворца, расположенного на берегу реки Фонтанки. Но вход в него — с Литейного проспекта, под арку дома номер 53 и далее по дорожке направо.

Переходим к Бродским

В качестве филиала музея в Фонтанном доме действуют экспозиции «Кабинет Иосифа Бродского» и «Музей Льва Гумилева». Так что если вы цените и их творчество, то этот музей точно для вас.

Кстати, не перепутайте музей А.И. Бродского с музеем И.И. Бродского (хотя от этой квартиры художника на пл. Искусств, 3 вы также получите массу удовольствия – там висят полотна самого Бродского, а также Репина, Кустодиева и др. мэтров русской живописи). Также не ищите музей А.И. Бродского по адресу Литейный проспект, 24 (как это ошибочно указано во многих источниках). Да, в легендарном доме Мурузи Иосиф Александрович Бродский действительно проживал более двадцати лет до отъезда из России (а также жили другие поэты Серебряного века — Мережковский и Гиппиус, да к тому же размещался «Дом поэтов»), но из-за проблем с расселением жильцов проект музея там так и не был осуществлен.

Блок – второе «наше всё» после Пушкина

Первый музей поэзии Серебряного века в Санкт-Петербурге – это музей-квартира Александра Александровича Блока на улице Декабристов, 57. Этот музей — «Два в одном»: мемориальная квартира с подлинными предметами обстановки и литературная экспозиция, рассказывающая о жизни и творчестве поэта. Первая часть может показаться вам скучноватой и недостаточно богатой (а Блок и правда жил достаточно бедно), зато подкупает подлинностью элементов, включая старинные семейные иконы. Вторая часть при внимательном изучении займет не менее получаса.

Музей находится в уникальном районе города, который до революции 1917 года назывался Петербургской Коломной. Коломна — один из крупнейших художественных центров города, где находились важнейшие : Большой, или Каменный, театр-цирк, Мариинский театр, драматический театр В.Ф. Комиссаржевской и многие другие. Поэтому, если вы любознательны, свяжите посещение квартиры А.А. Блока с более обстоятельной прогулкой по городу в обществе искусствоведа.

Николай Некрасов всегда современен

Зайти в гости к Некрасову (Литейный проспект, 36) равносильно посетить редакцию легендарного журнала «Современник». На протяжении двадцати лет Николай Алексеевич Некрасов был его главным редактором, выполняя огромную работу, оценить которую вы сможете в первом же зале музея. Книжные шкафы в «приемной», заставленные, на первый взгляд, солидными фолиантами, на самом деле хранят номера «Современника». Журнал-книга выходил ежемесячно и печатал лучших писателей того времени — Л. Толстого, И. Гончарова, Ф. Достоевского и др., а для многих был взлетной полосой их писательской карьеры. Как Некрасов успевал при этом писать собственные произведения в стихах и прозе, остается загадкой. Впрочем, он был фантастически работоспособен. Приехав в Петербург 16-летним мальчишкой, он не сразу смог поступить в университет. Тяжело работал, плохо ел, но закрепился и всего добился сам.

600 квадратных метров квартиры — это «три в одном»: Квартира Некрасова, редакция Современника и квартира издателя Панаева, который прожил рядом с писателем 5 лет. После его отъезда Некрасов выкупил и его помещения, а ранее, после расставания Панаева с женой связал свою жизнь с этой женщиной. Об этом, конечно, лучше послушать из уст гида, услуги которого нужно заказывать заранее по телефону 272-01-65 (150 рублей с человека, группа 15 человек). Иначе за свои 100 рублей вам придется только разглядывать чучела зверей (Некрасов был страстным охотником) и портреты незнакомых людей.

Впрочем, если группу собрать не удастся, найдите подход к смотрителям — они знают не меньше экскурсоводов.

Пушкин. Просто Пушкин

И в завершении про самую популярную квартиру в Петербурге — музей-квартиру Пушкина . «Наше всё» Александр Сергеевич прожил в доме номер 12 по набережной Мойки (на фото) свои последние годы и именно отсюда отправился за Черную речку на дуэль с Дантесом.

Рассказывать об экспозиции не будем, это за нас это сделают замечательные штатные экскурсоводы, чьи услуги вы все равно оплатите или возьмете аудиогид. Хотя рекомендуем прочитать наш материал о . Свободное посещение не предусмотрено. В выходные и праздники очередь в музей может быть очень велика. И если вы не попали на ближайшую экскурсию, то берите билет на имеющееся время и отправляйтесь в перерыве в другую интересную квартиру, расположенную неподалеку – к Зощенко.

Перечитайте Зощенко

Итак, бонус — квартира Михаила Зощенко . Тут стоит рассказать подробнее, как ее найти. Лично я сделала это только с третьей попытки. Адрес Малая Конюшенная, 4/2 прячется со стороны Чебоксарского переулка, вход во двор, а на входе еще нужно позвонить и доложиться, что вы к Зощенко. Затем следуйте на третий этаж.

В одной из советских газет этот дом однажды изобразили увешанным мемориальными табличками. Дело в том, что Зощенко жил в так называемом «писательском доме», где кроме него проживали и другие советские литераторы. Поэтому в 2007 году музей превратился в «Государственный литературный музей «XX век». Ну а таблички мемориальные так и не появились. Поэтому ищем по обозначенным ориентирам и наслаждаемся подлинной коллекцией вещей писателя. В отличие от всех предыдущих музеев, реконструированных и собранных из вещей, переданных современниками, музей Зощенко сохранил все в первозданном виде. Вход стоит символические 40 рублей, а экскурсия на группу до 15 человек — 200 рублей за всех.

Марина Пешехонова, специально для сайта

Виллы того времени великих русских писателей

Виллы того времени великих русских писателей


Сегодня, 10 июня 2015 года, «Музею-усадьбе Л. Н. Толстого «Ясная Поляна» исполняется 94 года. Мы сегодня решили вспомнить и рассказать вам о поместьях и имениях великих русских писателей.


Музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна»


Основы музея заложила еще жена Л. Н. Толстого Софья Андреевна, бережно сохранявшая не только вещи писателя, но и обстановку всего яснополянского дома.

Она привела в систему хранившиеся в усадьбе письма и оказывала помощь исследователям, работавшим над биографией Толстого. Большое участие в жизни усадьбы в первые два десятилетия после смерти Льва Николаевича принимали его дочери Татьяна и Александра, а первый путеводитель по Ясной Поляне еще за семь лет до официального открытия музея написал старший сын писателя Сергей.


Основы «Ясной Поляны»
заложила жена Л. Н. Толстого Софья Андреевна


Во время революции и в первые годы Гражданской войны семейное гнездо Толстых удалось уберечь от погромов благодаря созданному в Туле «Обществу «Ясная Поляна» и яснополянским крестьянам.



Дом Льва Толстого


В 1918 году Совет народных комиссаров принял специальное постановление, согласно которому местные власти обязаны были охранять имение «со всеми историческими воспоминаниями, которые с ним связаны». Право пожизненного пользования усадьбой было закреплено за Софьей Андреевной.


В 1928 году Ясная Поляна
приняла уже 8 тысяч посетителей


27 мая 1919 года Народный комиссариат просвещения выдал Александре Львовне Толстой охранную грамоту на Ясную Поляну, в которой удостоверялось, что усадьба и все находящиеся в доме Толстого вещи, имеющие «исключительную культурно-историческую ценность и являющиеся национальным достоянием, находятся под охраной государства».

А через два года, 10 июня 1921 года правительством было принято постановление, согласно которому Ясная Поляна объявлялась государственным музеем-заповедником. Отныне все усадебные посадки и постройки, включая интерьеры Дома Толстого, должны были сохраняться в неприкосновенном виде. Отвечать за это должен был «комиссар-хранитель музея»; на этот пост была назначена младшая дочь писателя Александра Львовна.

Музей-заповедник И. С. Тургенева «Спасское-Лутовиново»

Судьба тургеневской усадьбы после смерти писателя складывалась драматически. Книги, портреты, рукописи, семейные ценности и памятные реликвии разошлись по наследникам. Многое так и исчезло безвозвратно. Опустевший дом Тургенева был уничтожен пожаром 1906 года.




Спасское-Лутовиново, усадьба Ивана Тургенева


Лишь благодаря предусмотрительности новых хозяев - Галаховых, заблаговременно были вывезены и в основном сохранены старинная библиотека и мемориальные вещи. В годы гражданской войны и смуты усадьба оказалась бесхозной, плохо охранялась.

Оставшиеся помещения ветшали, подвергались расхищению. Некоторые строения были разобраны. На протяжении ряда лет поместье Тургенева сдавалось в аренду - сначала частным лицам, позднее - сельхозартели, совхозу и местной школе. Жемчужина усадьбы - тургеневский парк - одичал, сильно пострадал от вырубок.

Дореволюционный губернский музей, номинально опекавший усадьбу, несмотря на попытки его заведующего П. С. Ткачевского, оказался бессильным остановить процесс ее запустения.




Поворотным событием явилось празднование 100-летия со дня рождения Тургенева в 1918 году. В Орле в национализированном для этой цели доме Галаховых, была открыта библиотека-музей имени И. С. Тургенева, что благотворно отразилось в дальнейшем на положении Спасского-Лутовинова.

Сохранившаяся часть тургеневского достояния - книги, мебель, рукописи, мемориальные вещи - были объявлены национальной собственностью.


В 1918 г. сохранившееся тургеневское достояние
объявили национальной собственностью


Осенью 1921 года советским правительством принят законодательный акт об охране исторических усадеб, памятников природы, парков и садов. Музей И. С. Тургенева в Спасском-Лутовинове создан 22 октября 1922 года распоряжением Наркомпроса. В 1937 году заповедник был возведен в ранг административной единицы, получил право иметь небольшой хозяйственный штат.

В 1976 году в Спасском-Лутовинове был восстановлен дом И. С. Тургенева. Сюда возвращены подлинные вещи. Возрождены интерьеры. В сентябре 1976 года мемориальная экспозиция была открыта для посетителей. 28 августа 1987 года постановлением Совета Министров Российской Федерации № 351 ему был придан статус Государственного мемориального и природного музея-заповедника.

«Тарханы» - лермонтовский музей-заповедник

Тарханы (ныне село Лермонтово) - бывшее имение бабушки М. Ю. Лермонтова, где прошли детские и отроческие годы великого поэта.



Тарханы


Здесь он провел половину своей короткой 26-летней жизни. Здесь покоится его прах, а в фамильной часовне-усыпальнице находится не только могила М. Ю. Лермонтова, здесь могила его матери, дедушки и бабушки. Рядом с часовней могила отца поэта - Юрия Петровича Лермонтова.


Лермонтовский музей «Тарханы»
является памятником федерального значения


Сейчас в селе расположен музей-заповедник «Тарханы» - уникальный историко-культурный памятник федерального значения. В экспозиционный комплекс входят помещичья усадьба с барским домом, две церкви, построенные на средства бабушки поэта: церковь Марии Египетской (на усадьбе) и церковь Михаила Архистратига (в центре села); восстановленные дом ключника и людская изба.



Барский пруд


Живописная усадьба с прудами, садами, парками, вековыми липами и вязами хранит память о том времени, когда в ней жил поэт.


В лермонтовском музее «Тарханы»
воссоздана жизнь первой половины XIXв.


В музее-заповеднике воссоздана жизнь первой половины XIX века. Здесь проводятся театрализованные представления, балы, фольклорные праздники, поздравительные программы, разыгрывается «Тарханская свадьба», на мастер-классах обучают старинным тарханским ремеслам, а посетители с удовольствием катаются на лодочках и лошадях.

Музей-заповедник А. П. Чехова «Мелихово»

Мелихово - один из замечательных памятников русской культуры. Здесь с 1892 по 1899 гг. жил и работал великий русский писатель Антон Павлович Чехов.



Главный усадебный дом в «Мелихове».


Мелихова - один из главных чеховских музеев в России, который находится в окрестностях города Чехова Московской области. Здесь с 1892 по 1899 годы писатель проживал со своими родителями и ближайшими родственниками. Перед отъездом в Крым Чехов продал это имение, и после революции оно пришло в запустение.

Решение о создании музея как филиала Серпуховского краеведческого музея было принято в 1939 году. В 1941 году музей открылся для посетителей, первым его директором стал Пётр Николаевич Соловьёв. В воссоздании обстановки чеховского дома активное участие приняли сестра писателя - М. П. Чехова и его племянник С. М. Чехов.


Собрание чеховского музея в Мелихове
насчитывает более 20 тысяч экспонатов


В музее отражена деятельность Чехова как писателя, врача, общественного деятеля. Собрание музея в Мелихове насчитывает более 20 тысяч экспонатов. В музее хранятся картины художников - друзей писателя: И. Левитана, В. Поленова, Н. Чехова, П. Серёгина и других.



Actors perform a story from Chekhov on the veranda of his house
at Melikhovo, June 2011


Мелихово - место проведения концертов, театральных и музыкальных фестивалей, выставок, рождественских ёлок. Интереснейший его раздел - творческое наследие художников из семьи Чеховых.

Коллекция фотографий, хранящихся в музее-заповеднике, - это история жизни мелиховского дома, это подлинная галерея портретов А. П. Чехова и людей, близких писателю в его литературной, театральной и общественной деятельности

На территории музея в 1951 году установлен один из первых в СССР памятников писателю (скульптор Г. И. Мотовилов, архитектор Л. М. Поляков)

Мемориальный музей-заповедник А. С. Пушкина «Михайловское»

Полное название - Государственный мемориальный историко-литературный и природно-ландшафтный музей-заповедник А. С. Пушкина «Михайловское». Общая площадь заповедника составляет 9800 гектаров.



Усадебный дом в Михайловском


В 1899 году, в столетнюю годовщину со дня рождения А. С. Пушкина, Михайловское было выкуплено у наследников поэта в государственную собственность. В 1911 году в усадьбе были открыты колония для престарелых литераторов и музей памяти А. С. Пушкина. Почти 20 лет спустя усадьбы Михайловское, Тригорское, Петровское были разграблены и сожжены.

17 марта 1922 года, на основании постановления Совета народных комиссаров, усадьбы Михайловское, Тригорское и могила А. С. Пушкина в Святогорском монастыре были объявлены заповедными. К 1937 году (столетию со дня смерти А. С. Пушкина) были восстановлены дом-музей поэта в Михайловском, а также некоторые другие постройки.


Во время ВОВ «Михайловское» сильно пострадал.
Его восстановили к 1949 г.


Во время Великой Отечественной войны заповедник сильно пострадал, были уничтожены здания усадеб, постройки Святогорского монастыря, повреждена могила Пушкина, сильно пострадали ансамбли усадебных парков. После войны началось восстановление объектов музея-заповедника и к 1949 году усадьбу Михайловское восстановили.

С 2013 года распоряжением Правительства Российской Федерации Государственный музей-заповедник А. С. Пушкина «Михайловское» получил статус «Достопримечательное место, связанное с жизнью и творчеством А. С. Пушкина в селе Михайловском и его окрестностях в Пушкиногорском районе Псковской области».

Михайловское — родовое имение Ганнибалов в Псковской области. В 1742 году императрица Елизавета Петровна пожаловала «арапу Петра Великого», прадеду Пушкина, Абраму Михайловичу Ганнибалу владения — 41 деревню на 5 000 десятинах земли. В то время эти земли назывались Михайловской губой. В 1781 году, после смерти арапа, земли разделили между тремя его сыновьями. Осип Абрамович Ганнибал, дед поэта, получил во владение сельцо Михайловское. Он построил в нем господский дом, разбил парк с куртинами, аллеями и цветниками. В 1806 году Михайловское перешло к Марии Алексеевне Ганнибал, бабушке Пушкина. С 1816 по 1836 год имением владела мать поэта — Надежда Осиповна Пушкина.

Впервые юный поэт побывал здесь летом 1817 года и, как он сам писал, был очарован «сельской жизнью, русской баней, клубникой и проч., — но все это нравилось мне недолго». Следующий раз Пушкин посещает Михайловское в 1819 году. А с августа 1824 года по сентябрь 1826 Пушкин находился здесь в ссылке.

В 1824 году полицией в Москве было вскрыто письмо Пушкина, где тот писал об увлечении «атеистическими учениями». Это послужило причиной отставки поэта 8 июля 1824 года от службы. Он был сослан в имение своей матери. Несмотря на тяжёлые переживания, первая Михайловская осень была плодотворной для поэта, он много читал, размышлял, работал.

Пушкин завершает начатые в Одессе стихотворения «Разговор книгопродавца с поэтом», «К морю», поэму «Цыганы». Осенью 1824 года он возобновляет работу над автобиографическими записками, обдумывает сюжет народной драмы «Борис Годунов», пишет шуточную поэму «Граф Нулин». Всего в Михайловском поэтом создано около ста произведений.

В последующие годы поэт периодически приезжал сюда, чтобы отдохнуть от городской жизни. Так, в 1827 году здесь Пушкин начал роман «Арап Петра Великого». В 1835 году в Михайловском Пушкин продолжил работать над «Сценами из рыцарских времён», «Египетскими ночами», создал стихотворение «Вновь я посетил».

Весной 1836 года после тяжёлой болезни умерла Надежда Осиповна. Усадьба перешла в собственность Пушкина. А после смерти поэта стала принадлежать его детям.

Бурный ХХ век не пощадил Михайловского. В феврале 1918 года Михайловское и соседние усадьбы были сожжены. 17 марта 1922 году постановлением Совета народных комиссаров Михайловское, Тригорское и могила Пушкина были объявлены заповедными. На старых фундаментах на основе архивных документов, картин и литографий были восстановлены постройки. В годы Великой отечественной войны имение было оккупировано немцами. Усадебные постройки были снова сожжены. После войны началось восстановление усадьбы. Сейчас там находится Мемориальный музей-заповедник А. С. Пушкина.

Первые литературные музеи возникали как мемориальные. Личные вещи, здания, внутреннее убранство помещений, детали обстановки обладают удивительным свойством – рассказывая о живших людях, передавать колорит прошлого. Поэтому потомки стремились сохранить неизменными дом, кабинет, рукописи, книги, предметы домашнего обихода писателя. Любой предмет, попадая в музей, теряет свойства бытовой вещи и хранится как свидетель истории.

Современные литературные музеи действуют и как научно-исследовательские учреждения, собирая по крупицам сведения и предметы, подготавливая экспозиции, связанные с жизнью и творчеством писателей и поэтов. Кроме того, литературные музеи организуют лекционную работу, устраивают встречи посетителей с видными деятелями литературы и искусства.

По характеру деятельности литературные музеи делятся на историко-литературные и литературно-мемориальные. Историко-литературные собирают и анализируют материалы, раскрывающие развитие литературы в историческом аспекте, и занимаются теорией литературы. В России это Государственный литературный музей в Москве – ГЛМ и Музей института русской литературы в Петербурге – Пушкинский дом. Здесь ведутся исторические изыскания, проводятся научные сессии и конференции. Результаты научных исследований публикуются в сборниках, отдельных трудах, каталогах, описаниях рукописей и личных библиотек писателей (например, Ежегодник рукописного отдела Пушкинского Дома). Кроме того, существуют комплексные музеи, посвященные одновременно литературе и искусству, например, музей армянской литературы и искусства в Ереване, музей азербайджанской литературы и искусства им. Низами в Баку и др.
Литературно-мемориальные музеи включают в себя мемориальные комплексы – строения, квартиры, усадьбы, личные вещи писателей, а также рукописи, автографы, документы, прижизненные издания – и литературную экспозицию, рассказывающую о жизненном и творческом пути писателя. В экспозициях помимо мемориальных предметов используются изобразительные материалы – фотографии, картины, гравюры. По такому принципу построены музей Лермонтова в Тарханах, музеи Чехова в Москве, Таганроге, Мелихове Московской области и Ялте. Музеи также изготавливают копии предметов, находящихся в других хранилищах, приобретают вещи, характерные для той или иной эпохи. Вместе с подлинниками такие предметы составляют музейные фонды, используя которые работники музеев стараются реконструировать условия жизни и быта, воспроизвести атмосферу, в которой жил и творил писатель.

В литературно-музейном деле существует и иное направление – музеи литературных героев. Это Музей Шерлока Холмса на Бейкер-стрит, Музей мадам Бовари во Франции и т.д. В нашей стране на станции Выра открыт Музей станционного смотрителя Вырина из пушкинских Повестей Белкина – восстановлен ямской двор со всеми постройками, в комнате смотрителя – предметы быта начала 19 в.

Все чаще литературные музеи добавляют к своему названию словосочетание «культурный центр». И, как очаги культуры, способствуют деятельности литературных объединений, поэтических кружков, организуют в своих стенах литературно-музыкальные концерты, вечера поэзии и презентации новых книг.

Стремление увековечить память любимых писателей и открыть посвященные им музеи впервые проявляется в 19 в. В Великобритании это было связано с именами Вальтера Скотта и Уильяма Шекспира. В России идея создания. литературного музея впервые стала обсуждаться в 1837 после трагической гибели А.С.Пушкина. Однако только в 1879 при Царскосельском лицее была открыта библиотека, преобразованная в 1889 в музей Пушкина, а в 1908 – открыт Музей Пушкина в с. Михайловском.

Музеи, посвященные А.С.Пушкину

Самая обширная сеть историко-мемориальных литературных музеев в России посвящена Пушкину. Основные мемориальные места, связанные с его именем, это музей Пушкина в Петербурге, музей-заповедник в Михайловском и музей Пушкина в Москве.

На базе юбилейной Пушкинской выставки 1937, открытой в Москве в помещении Исторического музея, в 1938 был основан Пушкинский литературный музей в Петербурге. В 1949–1951 он размещался в Александровском дворце г.Пушкин. В 1951–1963 – в помещении Эрмитажа, где его экспозиция занимала 17 залов. Были представлены исторические документы, мемориальные вещи, предметы бытовой обстановки пушкинской эпохи, издания сочинений поэта, произведения мастеров 19 в. Новая экспозиция музея была открыта в 1967 рядом с лицеем в 27 залах бывшего Церковного флигеля Екатерининского дворца г.Пушкин.

Нарышкинские палаты Высокопетровского монастыря

(ул. Петровка 28). Здесь развернута экспозиция ГЛМ Духовные искания русских писателей .
См. Нарышкинские палаты

Дом-музей С.Т.Аксакова

В мемориальном Доме-музее С.Т.Аксакова, (пер. Сивцев Вражек, 30а) развернута экспозиция ГЛМ Альманах литературной жизни 1840–1989.

Дом-музей В.Я.Брюсова

В Доме-музее Брюсова (пр. Мира, 30) располагается экспозиция ГЛМ Русская литература Серебряного века.
См . Дом-музей В.Я.Брюсова в Москве

Дом И.С.Остроухова

(Трубниковский пер.17). Здесь располагается экспозиция ГЛМ Русская литература 20 века.
См . Дом Остроухова

Дом-музей А.И.Герцена

(Сивцев Вражек, 27). Здесь с 1843 по 1846 до отъезда за границу жил с семьей А.И.Герцен.
См . Дом-музей А.И.Герцена

(ул. Достоевского, 2). Здесь в казенной квартире Мариинской больницы для бедных в 1821 родился Достоевский.
См . Музей-квартира Ф.М.Достоевского

Дом-музей А.П.Чехова

(ул. Садовая-Кудринская, 6). В этом кирпичном двухэтажном особняке А.П.Чехов прожил с 1886 по 1890.
См . Дом-музей А.П.Чехова

Мемориальный кабинет А.В.Луначарского

(Денежный пер. 9). Здесь в 1924–1933 жил народный комиссар просвещения первого советского правительства.

Музей-квартира А.Н.Толстого

(ул. Спиридоновка 2) – творческая лаборатория писателя, отражающая его разнообразные интересы и увлечения. Коллекция женских портретов 16–20 соседствует с восточными храмовыми курильницами, кукла Буратино и Царевна-лягушка – с батальной живописью и портретом Петра I.

Дом-музей Б.Л.Пастернака в Переделкино

В этом доме Б.Пастернак прожил с 1939 до конца своей жизни в 1960.
См . Дом-музей Б.Л.Пастернака в Переделкино

Дом-музей К.И.Чуковского в Переделкино,

в котором он жил с 1939 до конца жизни в 1969. Сначала был неофициальным, домашним музеем, и только с 1994 вошел в состав ГЛМ.

в Хамовниках (Льва Толстого, 21) – подлинная усадьба писателя.
См . Музей-усадьба Л.Н.Толстого в Москве

Музей Л.Н.Толстого в Ясной Поляне

(Тульская обл.). Здесь Л.Н.Толстой родился и прожил свыше 50 лет.

(М.Никитская 6/2) – филиал Музея Горького при Институте мировой литературы на Поварской.
Музеи Горького открыты также на его родине в Нижнем Новгороде и в Казани.
См . Музей-квартира М.Горького в Москве

Музей В.В.Маяковского в Москве

в настоящее время находится в Лубянском проезде 3/6, в квартире, где поэт покончил с собой. Ранее музей Маяковского был открыт в мемориальной квартире в бывшем Гендриковом пер., ныне пер. Маяковского, где поэт жил в 1926–1930 вместе со своими друзьями Л. и О.Бриками.
См . Музей Маяковского в Москве

Музей С.А.Есенина в Москве

(Б.Строченовский пер., 24, стр. 2) расположен в двухэтажном деревянном доме, где Есенин жил в 1911–1918.
См . Музей С.А.Есенина в Москве

Музей-квартира М.И.Цветаевой в Москве

в Борисоглебском пер. – дом, где она прожила 8 лет до отъезда за границу.

ГЛМ курирует и несколько домов-музеев в Подмосковье – Дом-музей Пришвина в с.Дудино Одинцовского района и два дома-музея в поселке писателей Переделкино.

Петербургские музеи.

С момента своего основания Петербург играл значительную роль в литературной жизни России. Пушкинский Петербург (район Мойки, Зимнего дворца и Исаакиевской площади с Медным всадником, Петербург Достоевского (район Сенной площади и канала Грибоедова), Гоголя, а в 20 в. – Петербург Ахматовой и Даниила Хармса. Город на Неве бережно хранит приметы и символы этих культурных пластов, по ним можно путешествовать бесконечно.

Музей-квартира Ф.М.Достоевского

в Петербурге (Кузнечный пер., 5, кв.10) открыта в 1971.
См . Музей-квартира Ф.М.Достоевского

Музей-квартира Н.А.Некрасова

в Петербурге на Литейном, где он последние 20 лет снимал квартиру. Тут же находилась редакция журналов «Современник» и «Отечественных записок». Экспозиция рассказывает о жизни и творчестве поэта, его редакционной деятельности. В музее имеется обширная коллекция личных вещей поэта.

Пушкинский дом

– Литературный музей Института русской литературы РАН (наб. Макарова, 4).

Музей-квартира А.А.Блока

в Петербурге (Декабристов, 57). С домом на бывшей Офицерской связаны последние 9 лет жизни и творчества Блока.

Музей-заповедник А.А.Блока в Шахматово.

Дом отстроен заново по сохранившимся документам. Открыт в 1984, активно идет процесс накопления фондов. Экспозиция располагает подлинными личными вещами семьи Бекетовых, большим количеством фотографий, изобразительных материалов, прижизненных изданий, писем, рукописей и автографов.

(Шереметевский дворец, Фонтанка, 34). Открыт в 1989 в южном флигеле Шереметевского дворца ХУШ в. Ахматова с мужем Н.Н.Пуниным жили здесь с середины 20-х до 1952.
См . Дом-музей А.А.Ахматовой – Фонтанный дом

Музей Набокова

в Петербурге (Б.Морская, 27). В этом доме родился Владимир Набоков, здесь прошли первые 18 лет его жизни. Музей открылся в 1993. В основном тут экспонируются фотографии, часть коллекции бабочек, собранной Набоковым и переданной Гарвардским университетом, некоторые личные вещи. Проводятся выставки и концерты.

Дом-усадьба В.В.Набоковых в с. Рождествено.

В литературно-историческом музее, открытом в бывшей усадьбе Набоковых под Петербургом, долгое время не было ни одного подлинного предмета. Но счастье улыбнулось – местный житель принес сотрудникам найденный на чердаке альбом семейных фотографий Набоковых.

Музей М.М.Зощенко

в Петербурге (М.Конюшенная, 4/2, кв. 119) В небольшой квартире восстановлен мемориальный кабинет Михаила Зощенко. Экспонируются предметы быта, книги и рукописи писателя.

возле Всеволожска – известный как усадьба Оленина.
См . Литературно-художественный музей в Приютино

Крымские литературные музеи.

К крымским литературным адресам относятся дом-музей Чехова в Ялте и его филиал в Гурзуфе, музей Пушкина в Гурзуфе, Музей сестер Цветаевых в Феодосии.

– памятник Серебряного века. Строился Волошиным и его матерью в течение 10 лет.
См . Дом-музей М.А.Волошина в Коктебеле

Литературно-мемориальный музей Александра Грина

(Феодосия, Галерейная, 10) – в этом скромном одноэтажном беленом домике он жил с 1924 по 1928.

Создание новых литературных музеев – процесс непрерывный. В Переделкино в 1999 открыт музей Окуджавы в доме, где он жил последние годы. В Подмосковье в Шахматово на основе сохранившихся документов был возведен заново во всех деталях дом Александра Блока.

В России отсутствует музей Гоголя. На его родине на Украине в селе Васильевка под Полтавой стараниями литературоведа Золотусского был открыт единственный музей писателя. В России лишь в библиотеке им. Гоголя в Москве на Никитском бульваре – в доме, где Гоголь сжег 2-й том романа Мертвые души и вскоре умер, располагается небольшая экспозиция.

В Москве в 2007 был открыт первый в России Музей М. А. Булгакова в районе Патриарших прудов по адресу, где, согласно роману, жил Воланд, Б. Садовая, 10, кв. 50. Музей создан на основе подаренных Москве коллекций, состоящих из предметов мебели и вещей из последней квартиры писателя в Нащокинском переулке.

Существует также музей Булгакова в Киеве на Андреевском спуске, где якобы проживала семья Турбиных. Это музей одновременно Булгакова и его героев.

В Москве на Таганке был открыт Центр-музей Высоцкого. В музее собраны документы, фотографии, аудио и видео записи. Музей действует в режиме постоянной экспозиции.

Кроме перечисленных выше, к наиболее крупным литературным музеям столицы относятся музеи Л.Н.Толстого, Горького и Маяковского, имеющие свои ответвления в других городах и селениях, связанных с биографиями писателей.

Зарубежные литературные музеи.

Из зарубежных литературных музеев широко известны музеи Шиллера – в Лейпциге, Дрездене и Веймаре, Гете – в Веймаре, Дюссельдорфе (Германия). Большой популярностью пользуется музей Хемингуэя на Кубе в пригороде Гаваны. В США открыты музеи Хемингуэя – в Кей Уэсте и Оук Парке, где он родился, а также Эдгара По – в Нью-Йорке, Балтиморе, Ричмонде, Филадельфии; Эмили Дикинсон – в Амхерсте, Юджина О"Нила – в Уэзерсфилде и Дэнвиле, Гарриет Бичер Стоу – в Хартфорде и Цинциннати, Мелвила – в Эроухеде, Джека Лондона в Окленде, Джона Стейнбека – в Пасифик Гроув и Салинас, Лонгфелло – в Кэмбридже и Вордсворта и Лонгфелло – в Портленде, Массачусетс; Марка Твена – в Стоутсвиле, Ганнибалле и Хартфорде, О.Генри – в Сан-Антонио и Остине, Роберта Луиса Стивенсона – в Монтерее, Сэрэнек Лейке и Сант Хелене, Калифорния; Синклера Льюиса – в Соук Сентре, Миннесота, Уолта Уитмена – в Кэмдене и Нью-Йорке, Скотта Фицджеральда в Монтгомери и т.д.

В Великобритании популярны туристические маршруты по литературным местам. Например, можно отправиться по местам, связанным с жизнью и творчеством Диккенса, Джейн Остин и Шекспира. Отдельные районы и города Англии тесно связаны с жизнью или являются местом действия произведений тех или иных писателей.

В Лондоне – это восстановленный Глоуб – шекспировский театр 16 в.; Ковент-Гарден – место действия произведений не только Диккенса, но и Бернарда Шоу; дом Диккенса в Блумсбери, где были написаны Оливер Твист и Записки Пиквикского клуба. На Бейкер-стрит 221б открыт Музей литературного героя – Шерлока Холмса. Графство Уинчестер-Уэссекс связано с именем Джейн Остин . Это – ее дом в Чаутоне, ее могила в Винчестере и Бат, местечко, где она подолгу гостила. В Бате находится и музей Диккенса, который подолгу здесь жил. Кент и восточный Сассекс – места Вирджинии Вулф и Генри Джеймса , а также место действия романов Конан-Дойля – его могила находится в Минстеде. Дартмур и побережье (Девон) связан с событиями в детективах и мистических историях Дафны де Мюрье, Агаты Кристи (здесь же находится ее дом в Торки) и места, где происходили события из Собаки Баскервиллей Конан-Дойля. Бристоль – город, где Стивенсон впервые «увидел» длинного Джона Силвера. А в Свонси рядом с Кардифом можно посетить центр уэльсца Дилана Томаса. и Симоны де Бовуар . Они проводили в кафе немало времени. Привычка работать в кафе – типично парижская, в свое время здесь ею заразился и молодой Илья Эренбург. В Париже с именем Жорж Санд связан Музей романтической жизни на улице Шапталь 16, где хранятся подлинные предметы и рукописи писательницы. Здесь ее соседом был Дюма-отец, устраивавший шумные празднества. Рядом в салоне у Шеффера еженедельно собирался «весь Париж», в том числе Тургенев, Энгр, Лист, Россини, Ренан.

Творчество Виктора Гюго нашло отражение в музее в Париже на площади Вогезов, доме-музее в предместье Виллекер на правом берегу Сены и музее на нормандском острове Гернси в проливе Ла-Манш, где был написан роман Отверженные . Широко известен Музей-усадьба Жорж Санд в Ноане, куда к ней приезжали Лист, Шопен, Бальзак, Флобер, Делакруа, Дюма, а также музей Алгира, где писательница жила в 1858. В замке города Медан жили Ронсар в Хамарёй, где он провел свое детство, музей Андерсена-Нексе в Копенгагене и т. д.
Среди Нобелевских лауреатов по литературе в 20 в. немало авторов из стран Азии, Африки и Латинской Америки. В то же время, как правило, в культурах этих стран оценка роли творчества национальных писателей в культурном наследии страны еще не завершена, и потому музеи, посвященные творчеству отдельных авторов, встречаются нечасто.

Так, в Китае, стране древнейшей культуры, славящейся множеством литературных памятников, нобелевский лауреат 2000, писатель Гао Синцзян, живущий во Франции, более известен в Европе, чем на родине. В Японии, стране, подарившей миру в 19–20 вв. плеяду значительных литературных имен, наибольшей популярностью пользуется музей Юкио Мисимы в Бунгаку возле Киото. Писатель скончался в 1970, и на его популярность, в том числе в Европе и Америке, оказал значительное влияние последний «жест» – харакири, сделанное публично, перед кинокамерой.

Появление литературных музеев в странах Азии, Африки и Латинской Америки напрямую зависит от того, насколько важную роль готовы играть литература и литераторы в их культурной жизни.

Литературные музеи продолжают выполнять в обществе важную и благородную роль – сохраняют память и рассказывают о жизни и творчестве лучших представителей мировой и национальной литературы, передают эстафету духовного наследия следующим поколениям.