Конспекты по музыкальной литературе 1 год обучения. Ермакова

О.К. Ермакова Ростов-на-Дону «Феникс» 2012 Серия «Учебные пособия для ДМШ» уроки М у ЗЫ к АЛЬНой Л и ТЕ р АТ у рЫ Первый год обучения УДК 78(07) ББК 85.31я7 КТК 860 Е72 Ермакова О.К. Е72 Уроки музыкальной литературы: первый год обучения / О.К. Ермакова. - Ростов н/Д: Феникс, 2012. - 186, с. : ил. - (Учебные пособия для ДМШ). ISBN 978–5–222–19760–8 Учебник по музыкальной литературе содержит шесть основ- ных разделов курса первого года обучения, которые полностью соответствуют программным требованиям. Историко-теоретиче- ский материал включает сведения о средствах музыкальной вы- разительности, инструментах оркестра, музыкальных формах и жанрах. Разбор изучаемых музыкальных произведений прове- ден в достаточно краткой форме, включая при этом всю необ- ходимую информацию. Каждый параграф дополнен вопросами и заданиями. Изложение материала сопровождается необходимы- ми нотными примерами классической музыки, а также иллю- страциями. Для успешного освоения учащимися учебного мате- риала текст учебника изложен четко, ясно и наглядно: основные понятия и названия выделены специальными шрифтами или расположены столбцами. Кроме того, текст учебника дополнен таблицами. Одни из них предназначены для запоминания («Тан- цы», «Ансамбли в опере», «Певческие голоса»), другие являются справочным материалом («Различные выражения настроений в музыке», «Темпы», «Наиболее известные балеты, «Анализ му- зыкальных произведений»). УДК 78(07) ББК 85.31я7 ISBN 978–5–222–19760–8 О.К. Ермакова, текст, 2012 ООО «Феникс», оформление, 2012 3 Введение Настоящее учебное пособие предназначено для изучения предмета «музыкальная литература» учащимися 4-х классов (1-го года обучения) дет- ских музыкальных школ и школ искусств. При создании пособия автор, учитывая воз- растные особенности детей, поставил перед со- бой цель - дать учащимся в полном объеме все необходимые для изучения предмета сведения и понятия, изложив их в лаконичной, наглядной и доступной для детей форме. Текст пособия со- ставлен таким образом, чтобы ученик мог само- стоятельно использовать его при выполнении до- машних заданий, не затрачивая в поиске нужной информации лишнего времени. Пособие полностью соответствует Программе. По сравнению с существующими учебниками, в данное учебное пособие внесен ряд существен- ных изменений и дополнений. Введение содержит новую главу «Какие настроения выражает музы- ка»; к теме «Средства музыкальной выразитель- ности» добавлен параграф «Интонации мелодии», а также описаны различные способы применения гармонии в музыкальных произведениях. Более полно и подробно изложен учебный материал в главе «Симфонический оркестр» и разделе «Опе- ра»; раздел «Танцевальная музыка» дополнен 4 сведениями о танцах, которые ранее в учебники включены не были. В качестве дополнительно- го материала также предлагается глава«Балет П.И. Чайковского “Лебединое озеро”». Нотный материал в пособии также соответству- ет Программе, но в некоторых главах заменен и дополнен. Характеристика музыкальных про- изведений содержит все необходимые сведения, но изложена достаточно кратко, с учетом особен- ностей восприятия детей данного возраста. Для наглядности, лучшего запоминания и ос- мысления учащимися материала учебное посо- бие также дополнено таблицами, среди которых: «Музыкальные формы»,«План анализа музы- кального произведения», «Танцы», «Наиболее известные балеты», «Певческие голоса» и другие. 5 Дорогие ребята! Вот уже несколько лет вы занимаетесь одним из самых прекрасных видов искусства - музы- кой. Теперь возникла необходимость научиться по-настоящему ее понимать, узнать о ней много нового и интересного. Для того чтобы уметь слушать классическую музыку, нужно научиться разбираться в ее ос - новных законах и особенностях музыкальной речи, а чтобы понять, о чем «говорят» компо- зиторы в своих музыкальных произведениях, необходимо знать многое о событиях в их жизни и творчестве. В этом вам поможет изучение пред- мета музыкальная литература. На уроках вы познакомитесь с различными музыкальными инструментами, оркестрами, певческими голосами, узнаете много нового о русских народных обрядах и песнях, танцах разных стран и эпох, симфонической музыке, опере и балете. Вы научитесь разбираться в са- мых важных явлениях этого удивительно раз- нообразного и прекрасного музыкального мира. Нужно лишь помнить, что попасть в этот мир может только тот, кто искренне любит музыку и по-настоящему хочет ее понять. 6 Откуда произошло слово «музыка» О музыке и ее удивительной силе воздействия на человека сложено множество мифов и легенд. Самые первые из них появились тысячи лет назад в Древней Греции. На высокой горе Олимп живут прекрасные музы - девять дочерей бога-громовержца Зевса и богини памяти Мнемозины. Каждая из них по- кровительствует определенному виду искусства и науки: Евтерпа - муза лирической поэзии и песен, Каллиопа - муза эпической поэзии и древних сказаний, Полигимния - муза священных гимнов, Эрато - муза любовной поэзии, Терпсихора - покровительница танца, Талия - муза комедии, Мельпомена - муза трагедии, Клио - покровительница истории, Урания - муза астрономии. Волшебная красота муз и их чудесное пение завораживает всех вокруг, заставляя забыть о го- рестях и раздорах. Рядом с музами - бог солнца и света, покровитель искусств Аполлон, сопрово- ждающий их пение чудесной игрой на золотой кифаре (лире). Поистине красиво звучит слово музыка. Не- даром оно произошло от древнегреческого слова, означающего искусство муз. 7 Мифы о волшебной силе музыкального искус- ства были посвящены и древнегреческому певцу Орфею, чудесное пение которого, сопровождаемое игрой на кифаре, с восхищением слушали все вокруг. Своей музыкой он мог укрощать диких зверей, поворачивать вспять горные реки, пере- двигать леса и каменные глыбы. С древних вре- мен сохранились изображения Орфея с лавровым венком на голове и золотой лирой в руках. Именно этот небольшой струнный инструмент с красиво изогнутой рамкой стал символом музыкального искусства. Вопросы и задания: 1. Откуда произошло слово музыка? 2. Какой музыкальный инструмент стал символом му- зыкального искусства? Кто из героев мифов Древней Греции играл на этом инструменте? 8 Какие настроения выражает музыка Как в жизни человека, так и в музыке суще- ствует множество различных оттенков настрое- ний. Одни связаны с ощущением радости, а дру- гие - с ощущением горя, печали. В таблице вы видите некоторые из них: Различные выражения настроений в му зыке Настроение радости Настроение горя, печали 1. Торжество, прославление 1. Страдания, скорбь 2. Общее ликование 2. Борьба со злом, преодоление несчастья 3. Радостная взволнованность 3. Грустное размышление 4. Наслаждение, покой 4. «Светлая» печаль 5. Юмор, шутка 9 В музыке выражение радости может иметь различный характер. Гимн России, сочи- ненный композитором Александровым на стихи Михалкова, звучит неторопливо и величаво-торжественно. 1 & c f j œ œ > . j œ r œ œ > j œ j œ œ > . j œ r œ œ > j œ j œ & 3 œ > . j œ r œ œ > . j œ r œ œ > J œ J œ . œ > j œ œ > . J œ R œ œ > J œ j œ & 6 œ > . J œ r œ œ > j œ j œ œ > . j œ r œ œ j œ j œ œ > . J œ r œ & 9 œ œ œ œ . œ j œ œ œ œ œ . œ j œ œ Œ & 15 œ > . j œ R œ œ > . j œ R œ œ > j œ J œ œ > J œ ‰ ƒ > œ œ œ œ & 19 . œ > J œ > œ œ œ œ . œ > j œ & 23 œ > . J œ r œ œ > . j œ r œ œ > . J œ r œ œ ‰ Широко. Торжественно Рос - си - я - ве - ли - ка - я на - ша дер - жа - ва, Рос - си - я лю - би - ма - я на - ша стра - на. Мо - гу - ча - я во - ля, ве - ли - ка - я сла - ва - тво - е до - сто - я - нье на все вре - ме - на! Славь - ся, О - те - чест - во на - ше сво - бод - но - е, брат - ских на - ро - дов со - юз ве - ко - вой, пред - ка - ми дан - на - я муд - рость на род - на - я! Славь - ся, стра - на! Мы гор - дим - ся то - бой! 1 cresc. Совсем по-иному передается радостное на- строение в увертюре к опере Глинки «Руслан 10 и Людмила», музыка которой выражает общее ликование народа. 2 & ? # # # # c c ƒ > œ œ œ œ œ œ œ > œ œ œ œ > œ œ œ œ œ œ œ > œ œ œ œ œ œ œ œ œ œ œ . œ . œ œ œ œ œ œ œ . œ . œ œ & ? # # # # 4 œ œ œ œ œ œ œ œ œ œ œ œ œ œ œ œ > œ œ œ œ œ œ œ œ n > œ œ œ œn n > œ œ œ œ œ œ œ œ n > œ œ œ œn n œ œ œ œ œ œ Presto 2 В пьесе «Новая кукла» из «Детского альбо- ма» Чайковского передано радостное взволно- ванное настроение девочки, получившей неожи- данный подарок. & & b b b b 8 3 8 3 p ‰ ‰ j œ œ œ œ œ ‰ œ j œ œ œ œ œ ‰ œ J œ œ œ œ œ ‰ œ J œ œ œ œ œ ‰ & & b b b b 5 œ J œ œ œ b œ œ ‰ F œ œ J œ œ œ œ œ ‰ œ J œ œ œ œ œ ‰ œ œ j œ œ œ œ œ ‰ J œ ‰ œ œ œ œ Подвижно 3 11 Чувство светлой радости, наслаждения и по- коя - в молитве Шуберта «Аве Мария». & # 4 4 . j œ j œ . œ w . œ R œ r œ œ œ œ œ . Неторопливо A - ve Ma - ri - a! Gra - ti - a ple - na 4 Забавно, шутливо звучит пьеса Кабалевско- го «Клоуны». В таком же характере написана «Шутка» Баха в исполнении солирующей флей- ты с оркестром. & # # 4 2 f œ . œ œ œ . œ œ œ . œ œ œ œ œ œ œ œ œ œ œ œ# œ œ œ œ . œ . Allegretto (Довольно скоро) 5 Различные оттенки настроения и в музыке, которая связана с выражением горя, печали. Неторопливое, мрачное звучание аккордов в низком регистре во вступлении к «Пате- тической сонате» Бетховена выражает со- стояние страдания и скорби. & ? b b b b b b c c fp œ œ œ . . . œ œ œ œ œ . . . œ œ œ n œ œ œ œ œ œn œ œ œ œ . . . . œ œ œ œ œ . œ œ œ# j œ œ ‰ J œ . ≈ x A ‰ fp œ œ œn . . . œ œ œ œ œ œ . . . œ œ œ œ œ œ œ œ œ œ . œ œ . œ œ œ j œ œ œ ‰ J œ ≈ . Grave (Медленно, тяжело) 6 Но вот настроение изменилось. В быстром темпе, на фоне напряженного звучания аккомпанемента, 12 мелодия «стремительно взлетает вверх», проры- ваясь «от мрака к свету». Так музыка выражает борьбу человека со своим унынием и горестными переживаниями. & ? b b b b b b C C p . œ œ n . œ œ œ œ œ œ œ œ œ œ . œ œn . œ œ . œ œ n . œ œ œ œ œ œ œ œ œ œ . n œ œ n . œ œ œ œ œ œ œ œ œ œ . œ œn . œ œ . œ œ n . œ œ œ œ œ œ œ œ & ? b b b b b b 5 . n . œ œ œ œ œ œ œ œ . . œ œ œ œ œ œ œ œ w w # œ œ œ œ œ œ œ œ n n n œ# œ# œ œ œ œ œ œ сresc. Allegro molto (Очень скоро) 7 В романсе «Жаворонок» Глинки нежная на- певная мелодия передает ощущение грусти. & & ? # # # 4 4 4 4 4 4 p p œ œ œ œ Œ œ œ Œ œ œ ‰ . . . œ œ œ ‰ . . . œ œ œ . œ œ œ . œ ‰ Œ œ œ Œ œ œ ‰ . . . œ œ œ ‰ . . œ œ . œ œ œ . œ J œ Œ œ œ Œ œ œ ‰ . . . œ œ œ ‰ . . . œ œ œ # . œ j œ œ Œ Œ œ œ Œ œ œ ‰ . . œ œ ‰ . . œ œ Меж - ду не - бом и зем - лей пес - ня раз - да - ет - ся, Умеренно 8 184 Cодержание Введение................................................................................................................... 3 Какие. настроения. выражает. музыка.................................8 Средства музыкальной выразительности............................. 14 Мелодия..........................................................................................................14 Интонации. ме лодии....................................................................15 Гармония.........................................................................................................18 Ритм..................................................................................................................20 Лад. ....................................................................................................................21 Диапазон и регистр............................................................................22 Темп. ....................................................................................................................23 Наибо лее. извес тные. обозначения. т емпов.................23 Динамические оттенки..................................................................24 Тембр..................................................................................................................25 Штрихи...........................................................................................................26 Фактура.........................................................................................................26 Инструменты симфонического оркестра................................ 28 Струнные смычковые инструменты.................................29 Деревянные духовые инструменты.....................................31 Медные духовые инструменты................................................34 Ударные инструменты....................................................................36 Ударные. инс трументы, . имеющие. высоту. звука. ......36 185 Ударные. инструменты,. не. имеющие. высоты. звука. ....................................................38 Дополнительная группа..................................................................40 Партитура..................................................................................................41 С. Прокофьев. «Петя и волк» .......................................................44 Музыкальные формы..........................................................................49 Период..................................................................................................50 Простая. двухчас тная. форма. .................................................51 Простая. тре хчастная. форма. .................................................51 Сложная. двухчас тная. форма. ...............................................51 Сложная. тре хчастная. форма. ................................................52 Рондо......................................................................................................52 Вариационная. форма. ................................................................53 Анализ музыкальных произведений.....................................53 П.И. Чайковский «Детский альбом» .....................................55 Музыкальные жанры................................................................................. 72 Марш..................................................................................................................72 Танцевальная музыка.........................................................................78 Народные. т анцы............................................................................78 Танцы. разных. с тран....................................................................79 Европейские. т анцы. 17–18 . веков. .....................................86 Менуэт...................................................................................................87 Гавот........................................................................................................89 Сарабанда...........................................................................................90 Европейские. т анцы. 19 . века. .................................................92 Народная песня...................................................................................101 Обрядовые. песни. .....................................................................102 Былины............................................................................................105 Исторические. песни. ..............................................................106 186 Протяжные. лирические. песни........................................107 Тр удовые. песни. ..........................................................................109 Плясовые, . игровые, . х ороводные. песни. ...................110 Программная музыка.....................................................................112 М. Мусоргский. «Картинки с выставки» ......................114 «Гном»................................................................................................114 Балет. невылупившихс я. пт енцов....................................116 П.И. Чайковский. «Времена года» ........................................117 «Февраль. . Масленица». .........................................................117 «Апрель. . Подснежник» ..........................................................119 Н.А. Римский-Корсаков. «Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Са лтане» ...................................121 Музыка в театре........................................................................................... 123 Музыка в драматическом театре....................................123 Э. Григ. «Пер Гюнт» ...........................................................................124 «Утро».................................................................................................125 «Смерть. Озе». ................................................................................127 «Танец. Анитры». ..........................................................................128 «В. пещере. г орного. коро ля»................................................130 «Песня. Со львейг»......................................................................130 Опера.............................................................................................................133 Строение. оперы. .........................................................................134 Сольные. номера. в. опере. .....................................................134 Ансамбли. и. х ор. в. опере. .......................................................135 Оркестр. в. опере. .........................................................................136 Певческие голоса...............................................................................138 М. Глинка. Опера «Руслан и Людмила» ............................141 Действующие. лица. оперы. и. их. г олоса.......................141 Увертюра..........................................................................................142 Две. песни. Баяна........................................................................143 Кава тина. Людмилы. ................................................................145 Сцена. похищения. Людмилы. ............................................147 Второе. дейс твие.........................................................................148 Рондо. Фарлафа. ..........................................................................149 Ария. Р услана................................................................................150 Третье. дейс твие..........................................................................152 Четвертое. дейс твие.................................................................153 Два. х ора. из. пят ого. дейс твия.............................................156 Балет............................................................................................................158 Балеты, . по лучившие. мировую. извес тность...........159 П. Чайковский. Балет «Щелкунчик» .................................160 Первый. акт. . Первая. кар тина.............................................160 Второй. акт. .....................................................................................163 Испанский. т анец. (Шоко лад)..............................................163 Арабский. т анец. (К офе)..........................................................164 Китайский. т анец. (Чай). .........................................................165 Русский. т анец. (Т репак)..........................................................166 Танец. сахарных. пас тушков................................................166 Вальс. цве тов.................................................................................167 Адажио.........................................................................................................170 Танец. феи. Драже. .......................................................................171 П. Чайковский. Балет «Лебединое озеро» ...................173 Первый. акт. . Первая. кар тина.............................................173 Вторая. кар тина...........................................................................174 Второе. дейс твие. . Первая. кар тина.................................178 Второе. дейс твие. . Вт орая. кар тина. (финал). .............182 Учебные пособия для ДМШ Ольга Кирилловна Ермакова Уроки музыкальной литературы Первый год обучения Ответственный редактор Оксана Морозова, Наталья Калиничева Технический редактор Галина Логвинова Верстка: Елена Калитина Художники: А. Захаров, М. Захарова Фотографы: Н. Кошелев, Т. Друзь, Е. Васильева Подписано в печать 25.05.2012 г. Формат 84x108 1 / 32 . Бумага офсетная. Гарнитура Школьная. Тираж 2 500. Заказ № ООО «Феникс» 344082, г. Ростов-на-Дону, пер. Халтуринский, 80 Тел.: (863) 261–89–76; факс: (863) 261–89–50

Православный молитвослов. Спасительные иконы - подарочный набор из 2-х книг в коробке-футляре для православных христиан.
Подарочный комплект создан не только для того, чтобы украсить книжную полку, но и всецело помогать в нелегком деле спасения души. В "Православном молитвослове" собраны молитвы, которые помогут праведному христианину укрепить его дух и не сойти с верного пути, в то время как книга "Спасительные иконы" содержит не только описания чудотворных икон, но и приводит жития святых в качестве примера христианской добродетели. Надеемся, эти книги помогут укрепить веру в минуты сомнений.
Составитель: А.А. Евстигнеев.

Игра адресована логопедам, педагогам, ответственным и внимательным родителям, которые хотят помочь своим детям активизировать только что появившиеся или поставленные логопедом звуки. Проблема детей, которые научились говорить сложный звук, заключается в том, что произносить они его могут только в некоторых словах. Многие родители жалуются логопеду: Вот у вас он говорит правильно, а дома - неправильно. Пособие предназначено именно для того, чтобы помочь ребенку в игровой форме ненавязчиво и с интересом овладеть правильным произношением звуков. Как и в обычных ходилках, игроки бросают кубик и передвигают свою фишку на выпавшее количество картинок вперед. Ход засчитывается, если игрок фонетически правильно назовет выпавшее слово. Взрослому для усиления игровой ситуации и привлечения внимания детей, развития их фонетического слуха можно применить провоцирующий прием и произнести слово неправильно (не ложки, а ожки или рожки). Вы увидите, как глаза ребенка округлятся от удивления. Спр

Крымский полуостров, легендарная Таврида, средоточие мировых культур и религий, всю свою многотысячелетнюю историю был ареной бесчисленных войн. Этот цветущий край, о котором А. С. Пушкин писал: "Земли полуденной волшебные края", привлекал нескончаемые полчища завоевателей. Кто только ни хотел контролировать этот Богом избранный уголок - греки и римляне, готы и гунны, хазары и воины Золотой Орды, крымские ханы и турки. И даже после того, как в 1783 году Императрицей Екатериной II был подписан Манифест о присоединении Крыма к Российской империи, потребовалось еще два с лишним века, чтобы судьба полуострова определилась окончательно.
В военную историю России Крым навечно вписан как символ неувядающей воинской славы, героического и трагического боевого прошлого. Каждый метр крымской земли полит кровью наших солдат, павших во время русско-турецких, Крымской, Гражданской и Великой Отечественной войн.
В этой книге, написанной высокопрофессиональным коллективом российских историков, - кандидатов и докторов исторических наук, прослеживается вся история Крымского полуострова с древнейших времен и до наших дней, первая в новой России подлинно научная и объективная "История Крыма".
Скрыть

Научить ребенка грамотно читать с листа - одна из главнейших задач педагога-пианиста. Умение легко разбирать нотный текст очень помогает ребенку во время учебы: существенно расширяет его репертуар, приучает к самостоятельной работе, а главное - делает процесс обучения более легким, приятным и интересным. Но навык грамотного чтения нотного текста не приходит ниоткуда и не появляется сам по себе. Его нужно кропотливо и терпеливо развивать, начиная с самых первых шагов маленького пианиста. Несмотря на то, что проблемой чтения нот с листа занимались многие выдающиеся педагоги-музыканты и существует многочисленная литература на эту тему, в данном вопросе еще не выработана единая и четкая методика. Настоящий учебник - еще одна попытка систематизировать процесс обучения чтению с листа, исходя из теоретического осмысления нотного текста. Каждая пьеса сборника - это своеобразная музыкальная иллюстрация определенного теоретического положения или правила, в которой одновременно учтены особенности фортепианной аппликатуры, исполнительских приемов и технических задач.
2-е издание.
Скрыть

Плетение из газет - сравнительно молодой, но уже необычайно популярный вид рукоделия. Изделия, создаваемые мастерами, мало чем уступают поделкам в стилях квиллииг или поп-ап. Мы уверены - начав работу по этой книге, остановиться вы уже не сможете!
Издание может использоваться и преподавателями уроков технологии в школе, специалистами, работающими с детьми в Домах детского творчества, так как при плетении можно использовать более экологичные материалы: потребительскую бумагу, тетрадные листы, натуральные и пищевые красители. Этому в книге уделено особое внимание.
2-е издание.

На нашей парковке ждут своего срочного вызова профессионалы - таксисты и пожарные, полицейские и военные. Не спрашивайте, почему они собрались вместе. Возможно, они принадлежат одному ведомству, например, по чрезвычайно быстрому обслуживанию игрушечного населения... И у нас нет никаких сомнений, что в детстве наши профессионалы закаляли свою волю и характер. А еще они вырабатывали смекалку и тренировали скорость реакции. Иначе высот в своей профессии не достичь. Эти качества пригодятся в жизни всем - и домохозяйкам, и учителям, и программистам. Наша игра поможет сохранить форму сегодняшним специалистам и научит будущих владеть хорошей зрительной памятью, быть наблюдательным, стремиться к победе.

Многие задаются вопросом: как не повторить ошибок наших родителей? Часто мы прекрасно помним, что было не так в нашем воспитании, и надеемся, что у нас получится лучше. Однако настает момент, когда мы с удивлением понимаем, что лучше не получается.
Когда приходит время воспитывать собственных детей, наряду с растерянностью и страхом включается "программа-повторялка". И мы начинаем воспроизводить стиль воспитания наших родителей, лишь дополняя его более современными общественными стереотипами. Мы повторяем знакомую нам модель просто потому, что не имеем иной, потому, что не знаем, как поступать по-другому.
Эта книга, написанная практикующим психологом, поможет вам освободиться от власти стереотипов и осмыслить, что подходит конкретно вам и вашему ребенку. В ее основу положена практика психологической помощи родителям маленьких детей.
5-е издание.

Название сборника полностью отражает его содержание, так как в нем собраны самые известные и любимые классические произведения. Это и оригинальные произведения для фортепиано, и переложения фрагментов из опер, балетов, симфоний и других инструментальных сочинений. Среди них "Адажио" Т. Альбинони, "Шутка" И. С. Баха, "Турецкое рондо" В. А. Моцарта, "Времена года" А. Вивальди, "Полет шмеля" Н. Римского-Корсакова, полька "Трик-трак" И. Штрауса и много других "жемчужин" европейской музыки XVII-XIX веков.
Многообразие жанров, образов, настроений позволит каждому исполнителю подобрать себе пьесу "по душе". В сборнике представлены произведения, которые смогут украсить не только домашний музыкальный вечер, но и концертную программу.
Издание рассчитано в первую очередь на любителей музыки, но также может использоваться в средних и старших классах детских музыкальных школ, способствуя расширению педагогического репертуара.
Составитель: Н.Сазонова.
5-е издание.

Издание из серии "Мастерская школьника" представляет собой учебный комплект для уроков трудового обучения (технологии) и состоит из двух частей:
- пошаговые инструкции с иллюстрациями, задания для обучения приемам работы с различными материалами и т.п.;
- листы бумаги и картона с шаблонами и чертежами, которые в процессе работы вырезаются и используются для творческих работ.
Учебный комплект существенно облегчит подготовку ученика к занятиям, а учителю позволит организовать интересную и активную познавательную деятельность на уроке, а также творческую работу по интересам во внеурочное время.
Составитель: Шереметьева Татьяна Леонидовна.

Эта книга о том, как модное взрослое хобби становится доступным и для маленьких творцов. Юные мыловары показывают 28 мастер-классов. Вы узнаете, как сделать мыло, бомбочки, гель для душа, а также сможете провести забавные опыты.
Книга будет интересна начинающим мыловарам - и детям, и взрослым. Ее написала хозяйка магазина "Мама Мыла", которая уже более пяти лет занимается обучением мыловарению и является автором нескольких книг по этой теме.

Пожалуй, никогда ваш малыш не подвергался такому числу опасностей, как в первые месяцы жизни, когда его здоровье только формируется и адаптируется к окружающему миру.
Эта книга расскажет вам, как предотвратить и победить самые распространенные заболевания малышей. Авторы книги - врачи-педиатры со стажем - рассматривают все основные группы недугов детей от рождения до первого года жизни: лор-заболевания, сердечно-сосудистой, мочевыделительной систем и др. Вы узнаете о симптомах основных детских инфекций, способах их лечения, а также о том, в каких вопросах родителям следует положиться на врача, а какие меры можно предпринять самим.

Книга предназначена для учеников музыкальной школы, для родителей учеников, желающих помочь своим детям освоить азы теории музыки, а также для преподавателей музыкальных школ, проявляющих интерес к различным направлениям в современной музыкальной педагогике.
Главная особенность предлагаемой методики заключается в том, что постижение теоретических основ музыки происходит благодаря обучению детей на уроках сольфеджио сочинению мелодий, импровизации, подбору аккомпанемента.
Все необходимые теоретические сведения содержатся в предлагаемых песенках-правилах. Это в значительной степени экономит время на уроке, поскольку позволяет отказаться от утомительных записей. Чтобы избежать нарушения авторских прав, в книге приведен далеко не весь музыкальный материал, используемый на уроках. Исключение составляют несколько песен-правил, чье авторство выяснить не удалось, но они давно звучат на уроках многих преподавателей.
Предлагаемые в книге музыкальные игры позволяют не только закрепить изучаемый материал, но и сделать предмет "сольфеджио" привлекательным и даже любимым.
7-е издание, стереотипное.
Скрыть

"Обманывать нехорошо", - внушают нам с детства. Однако, что именно нехорошо, ребенку не сразу удается понять. Нехорошо фантазировать? Нехорошо недоговаривать? Нехорошо, когда говоришь неправду с выгодой для себя? А если с выгодой для друга, которому хочешь помочь? А если вообще без выгоды? И почему мне обманывать нельзя, а маме с папой можно? Словом, с этой ложью сплошные недоразумения. И с точки зрения взрослых, и с точки зрения детей.
И поэтому мы с вами постараемся понять, что же такое детская ложь, во зло она или во благо, как, когда и почему люди врут, можно ли вывести маленького обманщика на чистую воду - и каким образом на все это реагировать нам как родителям. Перед вами честная книга о детской лжи.

Вам кажется, что вы знаете о своем ребенке все или, по крайней мере, все, что вам нужно знать? Однако каждый раз вы сталкиваетесь с неожиданными проблемами.
Как вырастить ребенка счастливым и помочь преодолеть преграды, возникающие на жизненном пути? Как вовремя заметить и исправить отклонения в развитии: будь то дефекты речи или различные трудности психологического характера? Как приготовить еду вкусно и красиво на радость малышу, не отступая от принципов здорового питания? Как раскрыть врожденные способности ребенка?
Вы хотите обладать исчерпывающей информацией, не затрачивая массу времени на ее поиски? В таком случае эта книга для вас. Ни слова выдумки, вымысла или догадок. Только достоверная, проверенная информация. Мнения специалистов: врачей, психологов, педагогов. Опыт родителей, на своих детях проверивших пригодность тех или иных советов. В вопросах воспитания важна каждая деталь!

У вас в руках книга по развитию речи, созданная по авторской методике А.С. Матвеевой. Уникальная система тестовых заданий позволит родителям оценить словарный запас малыша, навыки связанной речи, умение общаться со сверстниками и взрослыми, особенности речевого и психического развития ребенка.
Для дошкольного возраста.

I четверть

Элементы музыкальной речи.

Характер музыкальной темы. Развитие темы.

Урок 1 . Элементы музыкальной речи.

Музыка окружает нас повсюду. Можно сказать, что мы живем в музыкальном мире. Сегодня ведущей ролью музыки стало развлечение: под нее мы танцуем, отдыхаем, музыкальный фон стал обычным, часто даже неосознаваемым. Но музыка с древних времен имеет гораздо большее значение в нашей жизни. Она воспитывает человека, облагораживает его внутренний мир. Музыка помогает: укачать ребенка, организовать массовое действие или общую работу. Музыка лечит. Музыка налаживает общение людей разных национальностей.

Музыка (от греч. «муза») – искусство, которое отражает действительность и воздействует на человека при помощи организованных звуков (по высоте, длительности, громкости и тембру).

Музыка в чем-то похожа на речь. Она так же обращена к слушателю с целью воздействовать на него. В музыке, как и в речи, внутреннее состояние человека выражается с помощью интонации, регистра, темпа, тембра, динамики их изменения и взаимосвязи. Мелодию, аккомпанемент, лад, тембр, регистр, динамику, темп, штрихи, ритм, и метр - называют элементами музыкальной речи .

    Мелодия (от греч. «песня, напев») – выраженная одноголосно музыкальная мысль . Мелодия играет самую важную роль в музыкальном искусстве. Мелодия бывает вокальная и инструментальная . Различают два типа мелодии: кантилена (от итал. «пение») – напевная, плавная и речитатив (от лат. «декламировать») – стремление приблизиться к естественной речи. Кроме того, различают мелодии широкого диапазона и узкого диапазона (звуковой объем голоса или инструмента – интервал между самым низким и самым высоким звуком). Большое значение для выразительности мелодии имеет ее направление. Восходящее движение мелодии обычно связано с усилением напряжения, а нисходящее – с расслаблением (влияние закономерностей дыхания и особенностей работы голосовых связок). Но иногда, добиваясь особенного эффекта, композиторы используют, например, нисходящее движение для усиления тревоги, напряжения и наоборот. Чаще мелодия движется волнообразно : широкие ходы вверх заполняет плавное поступенное движение вниз и т.п.

    Аккомпанемент (от франц.) – сопровождение мелодии . Разделение на мелодию и аккомпанемент свойственно гомофонно-гармонической фактуре (от лат. «обработка, строение» - музыкальное изложение), в отличие от одноголосной, аккордовой или полифонической. Аккомпанемент служит гармонической опорой мелодии (гармония от греч. «стройность, соразмерность» – аккорды и их последовательность). Различают два типа изложения аккомпанемента: аккордовый и фигурированный .

    Лад (от греч. «согласие, стройность, порядок») – согласованность музыкальных звуков по высоте. В классической музыке чаще используются два основных лада – мажор и минор .

    Тембр – (от франц. «окраска») – окраска звука. Голоса инструментов, благодаря особому их устройству обладают неповторимым звучанием. По тембру различаются и голоса в хоре (снизу - вверх): бас - тенор - альт - сопрано.

    Регистр (от лат. «список, перечень») – участки диапазона различных музыкальных инструментов. Различают: низкий , средний и высокий регистры.

    Динамика (от греч. «сила») – громкость звучания. Для обозначения динамики используются итальянские термины.

    Темп (от лат. «время») - скорость звучания музыкального произведения. Различают темпы быстрые , умеренные и медленные. Для обозначения темпа используются итальянские термины.

    Штрих (от нем. «черта, линия») – выразительный элемент, способ исполнения. Так же обозначается итальянскими терминами.

    Метр (от греч. «мера») – равномерное чередование сильных и слабых долей. Метр и ритм указывают на очень давнюю связь музыки со стихом и телодвижением.

    Ритм (от греч. «теку») – чередование долгих и коротких звуков. Сочетание разных по длительности музыкальных звуков образует ритмический рисунок. Ритмический рисунок, который используется на протяжении всего произведения или его части, называют ритмоформулой . По ритмоформуле можно узнать некоторые танцы, например, мазурку -

Задания:

    При помощи таблицы в Приложении 1 найдите и выпишите в тетрадь динамические оттенки по порядку: от очень тихого до очень громкого.

    При помощи таблицы в Приложении 2 найдите и выпишите в тетрадь умеренные темпы.

    Прочитайте стихи, выделяя ударения в словах, определите, в каком двухдольный метр, а в каком трехдольный. Как называются эти размеры стихов? Найдите свои примеры.

Б. Заходер

Дедушка Рох

Дедушка Рох

Посеял горох,

Землю пахал –

Тяжко вздыхал,

Когда убирал –

Пот утирал.

Когда молотил -

По пальцу хватил.

Зато, когда ел,

Язык проглотил –

До того было вкусно!

Г. Сапгир

Сколько ног?

Маша кошку рисовала.

Миша ей сказал:

Смотри,

Ног у кошки вышло мало

– Только три.

Дай-ка мне подрисовать.

Раз, два, три

Четыре, пять!

Урок 2

Музыкальный образ. Музыкальная тема.

Роль элементов музыкальной речи в создании образа.

Когда мы слушаем музыку, то не пытаемся выделить отдельно мелодию, ритм, регистр, тембр и т. д., а воспринимаем целое. Перед нами возникает неповторимый музыкальный образ , который хотел донести до нас композитор. Вся сложность заключается в том, что невозможно понимать язык музыки в том же прямом смысле, как мы понимаем язык литературы или конкретные образы живописи. Музыка передает эмоции, настроения, чувства.

Подбирая эпитеты (от греч. «приложение») – определения, передающие ​ впечатления о предмете, мы можем описать свои впечатления о музыкальном произведении.

В музыкальном произведении может быть один или несколько образов. Они воплощаются в музыкальных темах. Музыкальная тема (от греч. «то, что положено в основу») – основная мысль произведения, материал для дальнейшего развития. По характеру темы могут быть близкими, дополняющими друг друга или, наоборот, далекими, противоположными – контрастными . Сходное или различное звучание музыкальных тем зависит от тех элементов музыкальной речи, которые подобрал композитор для каждой из них.

Пользуясь Приложением 3 , подберем эпитеты к Главной и Побочной темам «Богатырской» симфонии А. П. Бородина . Темы контрастны. Характер Главной мы можем описать эпитетами: значительный, мужественный, решительный, настойчивый, воинственный, тяжелый (необходимо подбирать не менее 5 слов). А характер Побочной темы – ласковый, мягкий, приветливый, светлый, спокойный. Подобранные эпитеты помогут нам потом, при повторном прослушивании, узнать темы.

Если мы сравним элементы музыкальной речи, из которых складываются Главная и Побочная темы, то увидим, что они тоже различаются. Таким образом, контрастный характер музыкальных тем создается различными элементами музыкальной речи. И, наоборот, в сходных по характеру темах мы обязательно обнаружим общие элементы музыкальной речи.

Задания:

1. Пользуясь таблицей в Приложении 4, найдите даты жизни и смерти А. П.

Бородина. Какие композиторы жили с ним в одно время?

    Попробуйте сочинить свое музыкальное произведение. Придумайте и запишите название, характер музыкальной темы и элементы музыкальной речи, из которых он сложился.

    Сравните характер Главной и Побочной тем в Увертюре к опере «Руслан и Людмила» М. И. Глинки. Есть общие черты? Сходны ли элементы музыкальной речи?

Урок 3

Музыкальный образ.

Программная музыка.

Иногда композитор, желая быть понятым более точно, пользуется способностью музыки передавать не только настроение, но и образы движения, а так же умением подражать различным звукам, например: пению птиц, топоту коней, плеску волн. И перед нашим внутренним взором разворачиваются целые картины, «нарисованные» музыкальными звуками: образ-портрет, образ-сцена, образ-пейзаж, образ-настроение. А чтобы уточнить наши впечатления, направить их, композитор дает произведению название или даже описывает словами то, что мы должны понять из услышанного. Такая музыка называется программной .

Музыкальный образ «Полета валькирий» Р. Вагнера доступен каждому слушателю - погоня, битва и падение. Это то, что передано исключительно элементами музыкальной речи. Воинственность музыке придает схожесть с маршем: четкий пунктирный ритм, мелодия с интонациями сигналов, движением по звукам трезвучия. Тембры медных духовых инструментов напоминают военный оркестр. Изменения динамики позволяют представить, как герои приближаются издалека, проносятся мимо и удаляются. Пользуется Вагнер и звукоизобразительностью: скачка, свист, рассекающей воздух стрелы, гром ударов, падение. Таким образом, общий замысел вполне понятен. А знание сюжета оперы «Валькирия» (2 часть тетралогии «Кольцо нибелунга»), где и звучит этот симфонический антракт (музыкальный фрагмент, предваряющий действие в опере) позволяет еще более конкретизировать его содержание: Богиня-воительница, нарушившая волю отца, пытается спастись от его гнева на своем крылатом коне.

Прослушав «Полет валькирий» Р. Вагнера, напишем небольшое сочинение, в котором воссоздадим картину, которая нам представилась. Не забудем о том, что яркие музыкальные образы нуждаются в ярком описании.

Задания:

1.Пользуясь таблицей в Приложении 4, найдите даты жизни и смерти Р.

Вагнера. Какие композиторы жили с ним в одно время?

    Что обозначает немецкая поговорка: «Настоящий музыкант умеет слышать глазами и видеть ушами»?

    Запишите элементы музыкальной речи, которыми воспользовался Р. Вагнер в «Полете валькирий».

произведений (возможно из репертуара по специальности).

Урок 4

Развитие музыкальной темы.

Секвенция.

Мы узнали, что тема занимает ведущее положение в музыкальном произведении. И не только благодаря запоминающейся мелодии или яркому образу, но и способности к развитию ( изменению). Каждая музыкальная тема на протяжении своего изложения изменяется полностью или частично. Развитие темы приводит к кульминации (от лат. «вершина») – самому напряженному моменту музыкального произведения, или его части . Существует несколько приемов развития музыкальной темы: повторение, секвенция, вариационное развитие, имитация.

Самый простой прием развития – повторение . Обычно он встречается в песнях, где одна и та же мелодия повторяется с разными словами. На повторении основана и секвенция (от лат. «следую») - прием развития, который усложнен тем, что тема повторяется на разной высоте, через одинаковый интервал, точно или приблизительно.

Прослушаем фрагмент симфонической сюиты Н. А. Римского-Корсакова «Шехеразада» (1888) . Эта музыка программная. Всем хорошо известны арабские сказки «1000 и одна ночь». Но Римский-Корсаков еще предваряет симфоническую сюиту программой: «Султан Шахриар, убежденный в коварности и неверности женщин дал зарок казнить каждую из жен после первой брачной ночи; но султанша Шехеразада спасла свою жизнь тем, что сумела занять его сказками, рассказывая их ему в продолжение 1001 ночи, так, что, побуждаемый любопытством, Шахриар постоянно откладывал ее казнь и наконец совершенно оставил свое намерение. Много чудес рассказала ему Шехеразада, приводя стихи поэтов и слова песен, вплетая сказку в сказку, рассказ в рассказ».

Две важные музыкальные темы открывают произведение: Тема Шахриара и Тема Шехеразады – они контрастны. Подберем эпитеты для каждой из них. Развертывание Темы Шехеразады плавно подводит нас к следующей теме – «Море». Мы легко узнаем, откуда она «выросла» - из Темы Шахриара. Тема Моря звучит сначала очень широко, неторопливо, покачиваясь. Постепенно характер темы меняется, представляется, что на море поднимаются волны, они все выше и выше, и вот разражается настоящая буря. Этот эффект достигнут при помощи секвенции – Тема Моря с каждым разом звучит все выше, благодаря этому и нарастет напряжение.

Задания:

1. Пользуясь таблицей в Приложении 4, найдите даты жизни и смерти Н. А.

Римского-Корсакова. Какие композиторы жили с ним в одно время?

2. Найдите в произведениях по специальности секвенцию.

3. Напишите небольшое сочинение по Теме Моря. Отразите в тексте те

изменения, которые с ней происходят.

Урок 5

Развитие музыкальной темы.

Вариационное развитие.

Вариационное развитие – это тоже повторение, но видоизмененное, отличающееся от первого изложения темы. Изменениям могут подвергнуться все элементы музыкальной речи, из которых состоит тема. Вариационное развитие – один из старинных способов изменения музыкальной темы, и основной в народной музыке. Не удивительно, что в произведениях, написанных с использованием народных мелодий, композиторы выбирают именно этот способ развития темы.

Прослушаем фрагмент Симфонической фантазии «Камаринская» М. И. Глинки (1848) . Здесь звучат две русские народные темы. Первая – свадебная песня «Из-за гор, гор высоких», а вторая – плясовая «Камаринская». Вариационное развитие помогает Глинке приблизиться к особенностям исполнения народных мелодий. Например, часто русские народные песни начинаются с одноголосного запева, к которому постепенно добавляются голоса, варьирующие основную мелодию. Так и первая тема «Камаринской» излагается сначала одноголосно. Потом к ней добавляются новые тембры различных инструментов, пока не вступает весь оркестр. Плясовая тема также первый раз звучит одноголосно. Ее развитие напоминает разудалую народную пляску, в которой танцоры стараются удивить нас все новыми и новыми «коленцами». Наступает даже такой момент, когда композитор вообще убирает мелодию, оставляя только аккомпанемент. Но плясовая тема уже врезалась в нашу память, и нам кажется, что она продолжает звучать. Удивительнее всего переходы между темами – совершенно различные контрастные первоначально темы после развития совершенно естественно соединяются одна с другой.

В финале (4 части) 4 симфония П. И. Чайковского (1877). В композитор тоже использует русскую народную песню. Она настолько известна, что не нуждается в напоминании. Мы ее, конечно, узнали. Для ее развития композитор также пользуется вариационным способом развития.

Вариационное развитие помогает раскрыть музыкальную тему по-новому, более полно, с разных сторон, и это очень обогащает звучание.

Задания:

    Пользуясь таблицей в Приложении 4, найдите даты жизни и смерти М. И. Глинки. Какие композиторы жили с ним в одно время?

    Вспомните и запишите, какие элементы музыкальной речи изменялись в первой теме «Камаринской» М. И. Глинки. Какие во второй?

    Вспомните и запишите 5 названий произведений П. И. Чайковского.

Урок 6

Русское народное музыкальное творчество.

Календарные песни.

Мы уже начали говорить о народных мелодиях и особенностях их развития. И теперь остановимся подробнее на этом особом искусстве. Вокальное и инструментальное творчество народа называется м узыкальный фольклор (от англ. «народная мудрость»). Авторы народных песен неизвестны, они передаются из уст в уста, и каждый исполнитель добавляет что-то от себя. Благодаря такому коллективному творчеству песни существуют в нескольких вариантах. Кроме того, многократная переработка шлифует напев, оставляя в нем только самые яркие мелодические обороты и интонации. Народная песня неразрывно связана с жизнью народа, его трудом, бытом, мировоззрением. С русской историей сравнивал Максим Горький русскую народную песню.

Жизнь древнего человека напрямую зависела от проявления сил природы. Неудивительно, что наши предки не только обожествляли эти таинственные силы, но и подмечали их особенности, закономерности. Все это выражалось в обрядах, а обряды сопровождались песнями, танцами. Сложился годовой круг праздников: Рождество, Святки, Масленица, Сороки (Жаворонки), Пасха, Егорьев день, Троица, Ивана Купалы. Любопытно, что все они были приурочены к еще более древним – языческим праздникам, посвященным дням солнцестояния и солнцеворота. Так сложился самый древний круг песен – календарные .

Год начинался весной, именно тогда звучали веснянки . Все действия людей были направлены на то, чтобы поскорее пришло тепло. Дети бегали с выпеченными из теста жаворонками, разбрасывая их в поле или раскачивая на шестах, чтобы они казались летящими. Женщины и девушки поднимались на заре на пригорки или крыши домов и звали весну. Мелодии этих песен состоят из настойчиво повторяющихся восклицательных интонаций. Узкий диапазон и переменный лад – особенности веснянок. Кроме того, каждая строфа заканчивается особым выкриком – «гуканьем».

Колядки (от лат. «первый день каждого месяца») – народные величальные песни, приуроченные к зимним обрядовым праздникам: Рождество, Новый год, Крещение. Колядки исполнялись молодыми людьми, часто ряженными, чтобы отпугнуть нечистую силу. На шестах они несли круг с лентами – символ солнца. В каждой колядке есть обязательная часть – величально - поздравительная. За добрые пожелания хозяева должны были одарить колядовщиков.

На Святки (время от Рождества до Крещения) молодежь гадала. Часто гадания сопровождались специальными песнями – подблюдными . Они состояли из куплетов-загадок: о скорой свадьбе, богатстве, благополучии, болезни, даже смерти. На блюдо или чашу с водой складывались серьги, кольца всех присутствующих. Во время песни выбранная девушка доставала вещицы по одной - хозяину кольца или сережки и предназначалось предсказание.

Хороводные первоначально были одной из разновидностей весенних песен. Позже они стали звучать на протяжении всего года. Хороводы (караводы, карагоды, круги) были круговые и некруговые – песни-игры (танки или гаивки). В песнях-играх танцующие подражали трудовым движениям или разыгрывали шуточные сценки. Хороводные песни могли быть лирическими, плавными, неторопливыми, или – скорыми, шуточными.

Задания:

    По верованиям древних славян Весна прилетала на крыльях птиц. Самой почитаемой птицей был жаворонок. Догадайтесь, почему у него такое название?

    Зачем колядовщики наряжались медведем, козой, чертом? Нарисуйте такой костюм.

    Знаете ли вы гадания? Расспросите взрослых и опишите одно.

Урок 7

Русское народное музыкальное творчество.

Семейно-бытовые. Былины. Лирические песни. Частушки.

Еще один обширный круг песен – семейно-бытовые . Русские народные песни были почти на все случаи жизни: Родинные, Крестьбинские, Колыбельные, Свадебные, Плачи.

Колыбельная песня служит для убаюкивания ребенка. Очень простая, даже однообразная мелодия звучит спокойно, размеренно, слова и мелодические обороты часто повторяются - ребенка надо усыпить, а не развлечь.

Старинная русская свадьба состояла из традиционных комедийных и драматических сцен, игр и сопровождалось все действо разнохарактерными свадебными песнями . Этот «спектакль», в котором были точно расписаны и известны «роли» длился иногда несколько дней, увлекая в свои участники, всех жителей. Руководил всем человек – сват или дружка, который в совершенстве знал все тонкости обряда. Начинались свадебные гуляния в доме невесты: сватовство, смотрины невесты, девичник, выкуп невесты, прощание невесты с семьей. Потом все ехали в церковь на венчание. И вторая часть свадьбы проходила уже в доме жениха. Здесь были накрыты столы и постоянно звучали песни: величальные, застольные, шуточные, плясовые.

Особое место в народной музыке занимает песня-плач – напевно интонируемая поэтическая импровизация, связанная с выражением горя, скорби. Пелись плачи на похоронах, при печальных известиях, проводах в чужедальнюю сторону или в солдаты и даже на свадьбах – при прощании невесты с родным домом. Мелодия этих песен очень простая, состоит из нисходящих малосекундовых интонаций, в узком диапазоне. Строчка иногда обрывается вздохами, выкриками или плачем. Уметь плакать должна была каждая русская женщина, но были плакальщицы, которые делали это с особым искусством.

Неписанной историей Руси являются былины (старины, старинки) – легендарные поэтические повествования о далеком историческом прошлом. Герои былин – богатыри, носители лучших черт народа, заступники земли Русской. Былины сказывались нараспев под мерный аккомпанемент гуслей. На первом месте был текст, а мелодия только добавляла ему выразительность. Сказителей былин называли Боянами. Это были профессиональные музыканты, которые хранили в памяти огромное количество историй.

Народ не делал различий между былиной и исторической песней , называя и ту и другую стариной. Но отличия были и весьма существенные. В исторических песнях события русской истории излагались более точно. Их складывали непосредственные участники татаро-монгольского ига, взятия Иваном Грозным Казани, польской интервенции XVII века, восстаний Ермака и Пугачева, наполеоновского нашествия и др. В музыкальном отношении исторические песни гораздо сложнее былин. Яркие запоминающиеся мелодии с четкой структурой подчеркивают содержание текста.

Протяжные лирические песни обращались к внутреннему миру человека, его переживаниям, чувствам. Протяжными их называют за то, что в них широко распеваются слоги - «песня с целую версту». В лирических песнях очень сложные мелодии, свободный ритм, переменный метр и лад. Они являются более поздними – расцвет лирических протяжных песен приходится на XVIII век. А рассказывают они о родной сторонушке, горькой судьбе, разлуке, женской доле, тяжелом подневольном труде и, конечно, о любви. Им свойственна импровизационнть (импровизация - от лат. «неожиданный, внезапный»), поэтому в разных районах одну и ту же песню поют по-разному.

Позже всех в XIX веке появились частушки (от «частый» «быстрый») – шуточные песенки-куплеты, четырехстишия, исполняемые обычно под аккомпанемент гармони или балалайки. «Припевки», «прибаски», «коротушки», «тараторки», «припляски» - названия частушек в разных областях России очень точно передают суть этих песен. Лирические частушки назывались «страдания». Частушки русские люди сочиняют до сих пор, отзываясь на события современной жизни хлесткими, шуточными стихами.

Задания:

    1. Каких былинных героев вы знаете? Запишите их имена.

      Вспомните и запишите названия известных вам (или вашим родителям) исторических песен. О каких событиях русской истории они рассказывают?

      Знаете ли вы частушки? Запишите слова известной вам или сочините свою частушку. Спойте ее.

Урок 8

Народная песня в русской классической музыке.

Творчество русских композиторов неразрывно связано народной песней. М. И. Глинка говорил: «Музыку создаем не мы, создает народ: мы только записываем и аранжируем » (от нем. «приводить в порядок, устраивать» - переложение обработка музыкального произведения). С конца XVIII века профессиональные музыканты начинают обращать внимание на народные мелодии, используя в своих произведениях подлинные песни или подражая их звучанию. Тогда же появляются и первые сборники русских народных песен. Но особенное внимание русское народное творчество привлекло в XIX веке, в творчестве М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, П. И. Чайковского, композиторов «Могучей кучки» - М. А. Балакирева, Н. А. Римского-Корсакова, А. П. Бородина, М. П. Мусоргского и Ц. А. Кюи. Они записывали, обрабатывали и изучали мелодии народных песен. Самые известные сборники русских народных песен в обработке М. А. Балакирева, Н. А. Римского-Корскакова, П. И. Чайковского и Н. А. Лядова.

М. А. Балакирев – русский композитор, музыкально-общественный деятель, организатор объединения музыкантов «Могучая кучка» - после поездки по Волге в 1860 году выпустил сборник «40 русских народных песен в обработке для голоса и фортепиано».

Особенно часто обращался в своем творчестве к народным сюжетам, образам и мелодиям Н. А. Римский-Корсаков . В своей опере «Садко» (1896) , написанной на сюжет русской былины о новгородском гусляре композитор размышляет о великой силе искусства - идея, которая привлекала внимание композиторов, как прошлого, так и современности (вспомним хотя бы миф о древнегреческом певце Орфее). Своими песнями Садко покорил грозного Морского царя, завоевал любовь его дочери Волховы, принес богатство и славу родному Новгороду. Мелодии и речитативы оперы очень близки напевам русских народных песен, например, ария Садко из 2 картины «Ой, ты темная дубравушка!» является очень тонкой и точной стилизацией протяжной лирической песни. Лирическое и волшебное начало сливаются в колыбельной Морской царевны - Волховы «Сон по бережку ходил». Использует Римский-Корсаков здесь и подлинные народные мелодии - хор «Высота ли, высота поднебесная» написан на мелодию былины «Соловей Будимерович». Композитор сохранил здесь не только напев, но и народные слова.

В опере «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (1907) Римский-Корсаков обращается к народной легенде. Еще во времена татаро-монгольского нашествия в XIII веке родилась в народе эта удивительно светлая легенда о чудесном спасении заволжского града Китежа от врагов. Когда вышли татары к скрытому в непроходимых лесах городу Китежу, открылся им только пустой берег озера Светлояр. Но в водах его отражались стены города, маковки церквей, терема и избы. Увидев это, враги, объятые ужасом, бежали прочь. Симфонический антракт «Сеча при Керженце» рассказывает музыкальными средствами о неравной битве защитников Китежа и татарами. Сопоставляя две контрастные темы – русской и вражеской – композитор создает образ битвы. В теме захватчиков-татар Римский-Корсаков использовал (в измененном виде) мелодию исторической песни «Про татарский полон».

Задание:

    Вспомните произведения, прослушанные на уроке, в которых композиторы воспользовались русскими народными мелодиями.

    Вспомните и запишите названия сказок, рассказов, повестей, или стихотворений, где речь идет о музыкантах.

    Прослушав Симфонический антракт «Сеча при Керженце» Н. А. Римского-Корсакова, напишите небольшое сочинение.