Сказка на удмуртском языке читать. Перечень удмуртских сказок о животных, волшебные сказки, реалистические сказки

Конспект занятия по лепке на тему: «Осеннее дерево»

Программное содержание:
1. Учить детей отрывать маленькие кусочки пластилина, скатывать их между ладоней, и расплющивать пальцем сверху, прикрепляя их к листу бумаги.

2.Закрепить знание детей о цвете, величине осенних листьев.
3.Закрепить понятие «листопад», учить передвигаться по площадке, следуя указаниям, которые даются в игровой форме; сопровождать слова стихотворения соответствующими движениями.
4.Воспитывать самостоятельность, аккуратность.
Материал: пластилин красного, коричневого, белого и жёлтого цвета, листы бумаги.
Предварительная работа: рассматривание осенних деревьев, беседа об осени.
Словарная работа: осень, листопад, лес, осенний.
Ход занятия:
-Ребята, какое сейчас время года? (осень)
-Почему вы так думаете? (стало холодно, люди надели тёплые вещи и т.д.)
-А какого цвета листья на деревьях? (жёлтые, красные)
-Да, осенью листья на деревьях сначала желтеют или краснеют, а потом начинают опадать, то есть падают на землю.
-Как называется явление, когда листочки опадают с деревьев?
-Это явление называется листопад. Листочки, падая на землю, весело кружатся в воздухе.
- Давайте с вами превратимся в жёлтые листочки.
Проводится игра «Листопад».
Ход игры:
Всем детям раздаются листья из осеннего букета.
- Ребята! Все вы будете листочками, выберете листочек, который вам понравится: кто желтый, кто красный, кто большой, кто маленький.
Каждый ребенок показывает и называет, какой листочек он выбрал по цвету и величине.
- Листья легкие, они медленно летят по воздуху. (Дети бегают и взмахивают руками.)
Листопад! Листопад!
Листья желтые летят!
Словно, зонтики кружат!
- Кружатся красивые желтые листочки. (Действия выполняют дети с желтыми листочками.)
- Кружатся красивые красные листочки. (Действия выполняют дети с красными листочками.)
- Покружились и уселись на землю. (Дети приседают.)
- Сели! Уселись и замерли. (Дети не шевелятся.)
- Ветер дунул: раз-два-три,
Оторвались от земли, (дует взрослый, за ним дети.)
- И взлетели высоко,
Но до неба далеко.
-Поднялись листья, разлетелись в разные стороны. (Дети разбегаются по площадке.)
- Закружились, закружились, закружились! (дети кружатся)
- Листопад! Листопад!
- Листья по ветру летят (дети бегают, кружатся с листочками в руках).
- Покружили и опять.
Опустились на земь спать.
- Затих ветерок, и листья медленно опускаются на землю» (дети медленно приседают).
Игра повторяется 2-3 раза.
Затем дети садятся за столы.
- Ребята, посмотрите, на столе листы бумаги?

А что есть у дерева? (ствол)

Давайте сделаем ствол, оторвем кусочек пластилина и раскатаем его между ладонями, кладем на лист бумаги, надавливаем на него сверху пальцами.

Чего еще не хватает? (веток)

Отрываем маленький кусочек пластилина, раскатываю его между ладонями, затем прикладываем к стволу и надавливаем на него сверху пальцем.
- Чего еще не достаёт нашему дереву? (листочков)
- Давайте, мы для нашего дерева слепим листочки из пластилина.
- А какого цвета мы возьмём пластилин, чтобы дерево было осенним? (жёлтый, красный, оранжевый)
- Посмотрите, как мы будем лепить листочки.
- Отрываем маленький кусочек пластилина, раскатываю его между ладонями, затем прикладываем к веткам, надавливаем на него сверху пальцем.
- Кусочки нужно прикреплять к веточкам дерева
Показываю детям, как нужно отрывать от пластилина маленькие кусочки, скатывать их между ладоней и, надавливая на шарики, прикреплять их на ветки дерева.
- Дерево стало осенним, потому что мы слепили для него жёлтые листочки.
- А как одним словом можно назвать много деревьев? (лес)
Давайте все вместе скажем «лес».
- Да, у нас получился осенний лес.
- Посмотрите, на одних деревьях листочки прикреплены к веточкам, а на других работах – листья кружатся в воздухе, падают на землю.
- Как называется явление, когда листья падают на землю? (листопад)
- Давай те все вместе скажем «лис-то-пад».
- Листья жёлтые танцуют,
С веток падают, летят,
Эту сказку золотую
Называют «листопад».
- Все дети очень старались. Вот какой красивый осенний лес у нас получился.
- А теперь давайте наши работы отнесём на выставку творчества, порадуем наших мам, пап, бабушек и дедушек.

Конспект организованной образовательной деятельности во II младшей группе

Тема: «Путешествие в осенний лес»

Приоритетная образовательная область
«Познавательное развитие»
Интеграция образовательных областей
« Социально-коммуникативное развитие»
« Речевое развитее»
« Художественно-эстетическое развитие»
Цель: Закрепить представления об осени, о признаках и приметах осени.
Задачи:
Образовательные:
1. Учить внимательно, слушать речь воспитателя, расширять и активизировать словарный запас воспитанников («осень», «время года», «шуршит»);
2. Совершенствовать грамматический строй речи;
3. Формирование элементарных экологических представлений у детей.
Развивающие:
1. Развивать интерес к окружающему миру в процессе игры-путешествия;
2. Расширять элементарные представления об изменениях в природе
осенью, диких животных, их жизни.
Воспитательные:
1. Воспитывать заботливое отношение к животным, любовь и бережное отношение к природе.
Задачи по образовательным областям в интеграции
Образовательная деятельность «Познавательное развитие»:
1. Обогащать чувственный опыт детей, развивать образные представления, по- средствам закрепления знаний детей о сезонном изменении (осень).
2. Расширять представления о диких животных, живущих в лесу, учить отражать полученные впечатления в речи и продуктивной деятельности.
3. Закрепить знания о правилах поведения в природе, воспитывать уважительное отношение детей к природе и животным.
Образовательная деятельность «Речевое развитие»:
1. Развивать инициативную, хоровую речь детей, обогащать и уточнять представления детей о сезонном изменении осень.
2. Расширять и активизировать словарный запас детей
3. Формировать потребность делится своими впечатлениями с окружающими людьми.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:
1. Совершенствовать технику работы рисование комочком бумаги для изображения осенних листьев.
2. Воспитывать интерес к отражению своих впечатлений и представлений о природе, через умение создавать художественный образ.
3. Воспитывать аккуратность и самостоятельность
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:

1. Развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера.
Виды детской деятельности
Познавательная, коммуникативная, игровая.
Методические приёмы
1. Организационный момент: Появление сказочного Гномика.
2. Ответы детей на вопросы педагога.
3. Хоровое чтение стихотворения с детьми.
4. Просмотр видеоролика.
5. Беседа с детьми после просмотра видеоролика.
6. Музыкально-ритмические композиция «Листик, листик-листопад».
7. Дидактическая игра: «Подбери по цвету».
8. Продуктивная деятельность «Золотые листочки»
9. Анализ деятельности детей, подведение итогов.
Планируемые результаты
Проявляет устойчивый интерес к различным видам детской деятельности: игра-путешествие, слушание и обсуждение, художественное творчество. Эмоционально откликается на главный персонаж -Гномика. Элементарно ориентируется в пространстве группы. Активно участвует в продуктивной деятельности.
Знает последовательность движений музыкально-танцевальной композиции «Листик, листик- листопад».
Материалы и оборудование
мультимедийный проектор, экран
ноутбук
компьютерная презентация
макет дерева
разноцветные осенние листья из бумаги
гуашь
листики бумаги
влажные гипоаллергенные салфетки для детей
корзина с гостинцами для детей (орешки)

Ход организованной образовательной деятельности

Воспитатель: Детки, послушайте, кто там шуршит? Вы слышите?

Ой, да это же гномик, лесной человечек. Давайте поздороваемся с гномиком.
Гномик: здравствуйте ребята.
Воспитатель: А какой гномик? (маленький). А как вы думаете, у гномика какое настроение? (хорошее) Конечно, хорошее, гномик нам улыбается, давайте тоже улыбнемся ему.
Воспитатель: Посмотрите, гномик что то нам принёс, что это? (листочки)
Какие листочки? (красивые, разноцветные, красные, желтые, зеленые). Разноцветные листочки в какое время года бывают? (осенью) Значит какие листочки? (осенние) Правильно детки, это осенние листочки. Все они разноцветные, золотистые, поэтому про осень говорят: «Золотая осень».
Воспитатель: А давайте, ребята, расскажем Гномику стихотворение про осень:
«Осень золотая ходит по дорожкам.
У нее на ножках желтые сапожки.
У нее на платьице листики цветные,
А в ее лукошке есть грибы лесные!»
Гномик: Спасибо ребята, мне понравилось ваше стихотворение. Я тоже очень люблю это красивое время года. А вы хотите побывать в осеннем лесу?
Воспитатель: Что бы попасть в сказочный лес, нужно закрыть глаза произнести волшебные слова:
«Хлопну, топну, повернусь.
И в лесу тотчас окажусь».
Детки, открывайте глазки, посмотрите, как красиво.
(на экране осенний лес).
Воспитатель: Давайте тихонечко присядем и посмотрим, что же происходит осенью. (Показ видеофильма)


Воспитатель: Ребята, что вы увидели? Какие осенью деревья? (разноцветные, красивые). А как вы думайте, какие в лесу живут животные? (перечисляют) Одним словом, как можно их назвать, какие животные? (дикие). Умнички, а почему их называют дикими? (потому что, дикие животные добывают себе пищу сами, им человек не помогает) Ребята, а что делают осенью животные? (готовятся к зиме). А как вы думаете, нужно себя вести в лесу? (тихо, не шуметь, не кричать, чтобы не напугать животных).
Давайте, с вами погуляем по лесу.
«Листопад, листопад, листья желтые летят, под ногами у ребят разноцветные шуршат». (звук – шелест листвы).
Воспитатель: Ой ребята, посмотрите подул ветерок и разбросал все наши листочки, давайте мы с вами их попробуем собрать по цвету.
Д/И «По цвету»
Дети выполняют задание.



Молодцы ребята собрали все листочки. Красивые, резные, а давайте с ними потанцуем. (Танец с листочками - Листик, листопад).


Воспитатель: Хорошо стало в лесу, тихо, спокойно. Но скоро все листочки с деревьев опадут, и мы еще долго не увидим деревья такими красивыми. Давайте на память об осени мы украсим вот это деревце и подарим нашему гномику. У нас на столах лежит уже нарисованное дерево, давайте устроим листопад, нарисуем листочки. Но рисовать сегодня мы будем не кисточками, не карандашами, а мятой бумагой. Для этого возьмём лист бумаги, сомнём его так, чтобы у вас получился бумажный комочек (воспитатель сопровождает свои слова действиями),


затем окунём в краску жёлтого цвета бумажный комочек. Рисуем листочки, примакиванием бумаги.


Молодцы, ребята. Очень красивый получился листопад.


Гномик: За вашу прекрасную работу, красивый листопад, я вам хочу вручить корзинку с гостинцами.
Воспитатель: Ну вот наше путешествие и подошло к концу. Ребята, вам понравилось в лесу? Кого мы с вами встретили? Что мы видели в лесу?
Воспитатель: Дети, давайте скажем «Спасибо» нашему волшебнику гномику за гостинцы и такое прекрасное путешествие! Но нам пора прощаться и возвращаться в детский сад.
Гномик: До свидания ребята!
Воспитатель: Вокруг себя повернись - в садике вновь окажись. На этом наше путешествие закончилось…
«Всем спасибо за внимание, говорим мы - до свидания!»

Задачи. Знакомить детей с изменениями в окружающей при­роде, обитателями леса. Рисовать красками опавшие листья, серые тучи на небе, дождик, следы зверей на земле.


Материал. Окрашенные в светло-серые тона листы бумаги, с аппликативными силуэтами деревьев; кисти; краски - темно-се­рая, коричневая, желтая; банки для воды; салфетки.

Предварительная работа. Наблюдение на прогулках за изме­нениями в природе. Рассматривание иллюстраций с изображени­ем поздней осени (деревья без листьев; серые тучи; идет дождь), с изображением обитателей осеннего леса (зайчика, лисы, волка, ежика, медведя). Чтение стихов, потешек, пение песенок.

Содержание занятия. Воспитатель напоминает детям об изме­нениях в природе: «Все чаще идет дождик, на деревьях очень мало листьев, они лежат на земле. В осеннем лесу звери готовятся к зиме: белки, ежики запасают грибы, яблоки. Нарисуем краска­ми, как зайка прыгает, а мишка по лесу идет». Воспитатель по­казывает концом кисти следы зайчика, а затем всем ворсом кис­ти рисует крупные мазки. «Зайчик пробежал и спрятался за де­рево от серого волка, - говорит воспитатель и располагает мазки около дерева. А это волк пробежал по лесу, - продолжает вос­питатель и рисует следы крупнее: - Зайчика не поймал. На небе серая туча, пошел дождик. Хмурая, дождливая наступила осень». Рисует полосы дождя.

После рассказа и показа приемов рисования «следов зверей на земле» воспитатель предлагает детям самостоятельно нарисовать «свой» лес, в котором «скачет зайчик, бегает лиса, ходит волк, ша­гает медведь». Дети дополняют начатую воспитателем композицию (дорисовывают деревья, кусты, листья, следы зверей). В конце за­нятия законченные детьми рисунки с аппликативным изображени­ем деревьев образуют общую композицию осеннего леса. Воспи-


татель просит детей найти следы зайчика, лисы, медведя, волка. «Вот какой осенний лес нарисовали дети, и в нем живут звери», - заканчивает воспитатель рассматривание общей композиции. Он поощряет желание детей не только вновь вернуться к процессу рас­сматривания, нахождению своих рисунков со следами зверей, но и к рассказу о том, что каждый нарисовал. Рассказы детей могут быть еще односложными, типа: «Вот зайчик прыг-прыг», «Мой волк» и т.п.

Действия с предметами. «Найди такую же»

Задачи. Учить находить идентичные предметы, развивать зри­тельную память, воображение. Совершенствовать умение не отвле­каться при выполнении задания.

Материалы. Игрушки (машинки, куклы, пирамидки, мячи, ша­рики, кубики, кольца, ленты, грибки и т.п.).



Содержание занятия. Педагог подбирает пары абсолютно иден­тичных игрушек (предметов) - «близнецов». Игрушки делятся пополам. Одна половина выставляется на детский столик, другая - убирается в «чудесный мешочек» (яркий, красивый чехольчик, раз­мером - 40x40 см). Прежде чем положить часть игрушек в мешо­чек, воспитатель и дети рассматривают каждый предмет, называ­ют, отмечают его особенности. Затем дети начинают поочередно опускать ручки в мешочек, доставая попавшиеся им предметы, и называют их. Педагог предлагает каждому ребенку выбрать из всех лежащих на столике игрушек точно такую же. Пока малыш подбирает идентичную игрушку, взрослый прячет его предмет, по­буждая действовать по зрительной памяти.

Если ребенок затрудняется, педагог показывает игрушку изда­ли, называет ее, тем самым побуждая к действию. Когда ребенок приносит игрушку, взрослый говорит: «Посмотри, такую ли игруш­ку ты принес?» Предметы располагаются рядом. Точно так же по­очередно подбираются пары всех остальных игрушек. Педагог учит их сравнивать по ярким признакам (цвету, форме). В конце занятия дети могут поиграть с понравившимися предметами по своему замыслу. (В дальнейшем взрослый может предлагать ребен­ку более усложненный выбор, в зависимости от индивидуального его развития. Так, например, можно выбрать предметы не идентич­ные, а похожие, но разной величины и цвета и др.).


Речь. «Я козочка Ме-ке-ке»

Задачи. Вовлекать детей в общение. Обогащать словарь наиме­нований частей тела. Соотносить слово и выразительные движе­ния. Воспитывать интерес к народным потешкам. Развивать рече­вой слух, артикуляционный аппарат детей.

Материалы. Игрушка коза.

Кто это к нам пришел? Коза рогатая, коза бодатая. Не бу­
дем бояться козы. Скажем: «Здравствуй, козочка! Мы тебе рады!»



(Инициативные высказывания детей.)

Козочка принесла молока. Подставляйте кружки. Пейте мо­
лочко (условные действия, которые делает и сам воспитатель).

Кто хочет погладить козочку. Сказать ей спасибо за вкусное
молочко?

Где у козочки глазки? Где у козочки ушки? - Воспитатель
дает возможность детям самостоятельно показать рога.

Я козочка Ме-ке-ке Я гуляю на лужке, Острые рожки, Тоненькие ножки На самой макушке - Бархатные ушки.

(А. Прокофьев) 1

Что это у козочки? - Показывает рога, ушки, глазки, нос.
Козочка голос подает: «мее, мее» (вместе с детьми).

Сейчас я как будто ваша мама-коза, а вы маленькие козоч­
ки. Покажите, какие рожки у козочек? (Условные действия.) Ко­
зочки ходят по лужочку, щиплют травку, голос подают: мее, мее.
(Повторить 2-3 раза.)

Воспитатель обращается к детям со словами: «Ножками, нож­ками коза - топ-топ. Глазками, глазками коза - хлоп-хлоп!». Эти слова сопровождаются выразительными движениями и звукопод­ражаниями и повторяется 2-3 раза.

Хрестоматия для маленьких и постарше / Сост. Л.Н. Елисеева. - М.: Знание, 1996. С. 13.


Мама-коза принесла деткам молока. Подставляйте, козлят­
ки, кружечки. Пейте молоко! (Условные действия.)

Детки-козлятки поели, попили и пошли гулять.

УДМУРТЫ - это народ в России, коренное население Удмуртии (476 тыс.чел.). Удмурты живут также в Татарии, в Башкирии, в Пермской, Кировской, Свердловской областях. Общая численность удмуртов в России 676 тысяч человек. 70% удмуртов считает родным свой национальный язык. Удмуртский язык относится к финно-угорской языковой группе. В удмуртском языке выделяется несколько диалектов - северный, южный, бесермянский и срединные говоры. Письменность удмуртского языка создана на основе кириллицы. Большинство верующих удмуртов - православные, но значительная часть придерживается традиционных верований. На религиозные воззрения удмуртов, живущих среди татар и башкир оказал влияние ислам.

Прошлое удмуртов восходит к финно-угорским племенам железного века 1 тыс. н.э. Территория современной Удмуртии издавна была заселена племенами удмуртов или «вотяков» (3-4 вв. н.э.). В 10-12 веках удмурты находились под экономическим и культурным влиянием Волжско-Камской Булгарии. В 13 веке территория Удмуртии была завоевана монголо-татарами.

В 1489 году северные удмурты вошли в состав Русского государства. В русских источниках удмурты упоминаются с 14 века как ары, аряне, вотяки ; южные удмурты испытали татарское влияние, т.к. до 1552 года находились в составе Казанского ханства. К 1558 году удмурты полностью вошли в состав Русского государства. Под собственным названием удмурты впервые упомянуты в 1770 году в работе учёного Н.П. Рычкова.

Традиционным занятием удмуртов было земледелие и животноводство. Охота, рыболовство, пчеловодство носили подсобный характер. Удмуртские деревни располагались по берегам рек и были невелики - несколько десятков дворов. В убранстве жилища было много декоративных тканых изделий. Удмуртская одежда шилась из холста, сукна и овчины. В одежде выделялись два варианта - северный и южный. Обувью были плетёные лапти, башмаки или валенки. Многочисленны были украшения из бисера, бусин, монет. Традиционным жилищем удмуртов была бревенчатая изба с холодными сенями под двускатной крышей. В питании удмуртов преобладали продукты земледелия и животноводства.

В общественной жизни сёл большую роль играла община соседского типа, во главе которой стоял совет - кенеш. Долгое время сохранялись родовые подразделения удмуртов - воршуды.

Для религии удмуртов был характерен многочисленный пантеон божеств и духов, среди них Инмар - бог неба, Калдысин - бог земли, Шунды-муммы - Мать солнца, всего их было около 40. Многие обрядовые действия были связаны с хозяйственными занятиями: геры поттон - праздник выноса плуга, выль жук - обрядовое поедание каши из зерна нового урожая. С 19 века проведение многих праздников стало приурочиваться к датам христианского календаря - Рождеству, Пасхе, Троице. Удмурты нередко имели два имени - языческое, данное при наречении бабкой-повитухой, и христианское, полученное при крещении.

Ведущее место в прикладном искусстве занимала вышивка, узорное ткачество, узорное вязание, резьба по дереву, плетение, тиснение по бересте. Широкое развитие у удмуртов получили пение и танцы, сопровождавшиеся игрой на гуслях, свирелях.

В 18 веке в Удмуртии были возведены крупнейшие удмуртские заводы - Ижевский и Воткинский, в преобразованном виде сохранившие своё значение и в наши дни. Регион превратился в крупный промышленный центр России. Наибольшее значение получили металлургия, машиностроение и производство оружия.

Цель: Формировать знания обучающихся об истории родного края.

Задачи:

  • Продолжить знакомство с устным народным творчеством;
  • Формировать умение пересказывать прочитанное;
  • Формировать умение составлять продолжение истории;
  • Развивать речь, логическое мышление;
  • Воспитывать любовь к Родине, доброту, дружбу, смелость, интерес к предмету.

Оборудование:

Презентация по теме.
– Видеопроектор.
– Сборник “Удмуртские народные сказки”.

Ход урока

1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок.
Начинается урок.

2. Мотивация.

А) Проверка готовности к уроку.
Б) Сообщение темы и целей урока.

3. Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания. Разгадывание кроссворда по истории Удмуртии.

  1. Человек по – удмуртски… (мурт). (Слайд 2)
  2. Основатель оружейного завода в Ижевске. (А.Ф. Дерябин.) (Слайд 3)
  3. Вдяной по – удмуртски. (Вумурт.) (Слайд 4)
  4. Место у чёрта на куличках. (Кулига.) (слайд 5)
  5. В прошлом, человек, общающийся с божествами. (Жрец.)
  6. Цветок – символ Удмуртии. (Италмас.) (Слайд 6)
  7. Грозный царь, во времена правления которого удмуртские земли вошли в состав Русского Государства. (Иван IV.) (Слайд 7)
  8. Хищная птица. (Ястреб.) (Слайд 8)

(По ходу разгадывания заполняются клетки кроссворда, предварительно расчерченного на доске или листе ватмана.)

– Какое слово получилось в выделенных клетках? (Удмуртия.) (Слайд 9)
– Это всё наша история, и сказочное, и реальное. В 2013 году исполнится 455 лет, как живут вместе удмурты и русские. Живут дружно.

4. Восприятие нового материала.

А) беседа

– Сегодня вы познакомитесь с удмуртскими народными сказками.
– А что такое сказка? (Ответы учащихся.)
– Вот такое определение даётся в толковом словаре. (Слайд 10)

Сказка – повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных лицах, событиях, преимущественно с участием волшебных фантастических сил, бытового характера.

Сказки создавались в далёком прошлом, когда человек был зависим от природы, от умения распознавать повадки животных…

У каждого народа есть свои обычаи, свои сказки. Удмуртский народ не стал исключением.

– Вспомните, на какие виды делятся сказки. (Слайд 11)

Назовите признаки каждого вида. (Ответы обучающихся.)

Бытовые: о хозяйственной деятельности человека или животного.

Волшебные: в сказках происходит волшебство, превращения, есть волшебные предметы.

О животных: главные герои этих сказок – животные.

Но здесь нет чёткой границы между видами сказок.

Физкультминутка.

Мы работали отлично,
Отдохнуть не прочь сейчас,
И зарядка к нам привычно
На урок приходит в класс.
Выше руки, выше пятки,
Улыбнитесь веселей!
Мы попрыгаем, как зайки,
Сразу станем всех бодрей.
Потянулись и вздохнули.
Отдохнули…

У удмуртского народа есть свои любимые сказочные герои: Лопшо Педунь, Алдар Иван – два добрых, хитрых человека, которые всегда помогают бедным людям и наказывают богатых и злых людей.

Нередко встречаются жадный поп, богатые люди и злые силы: Обыда – ведьма, Вумурт – водяной, Шайтан – чёрт (бес) . (Слайд 12)

б) Чтение с остановками. (Слайд 13)

Знакомство со сказкой “Алдар Иван”.

– Сейчас я прочитаю вам начало сказки “Алдар Иван”.
– А что было дальше? Как Алдар Иван обманул богача Зио?

Обучающимся даётся 7–8 мин, чтобы придумать окончание сказки. Можно работать в парах.

В одной удмуртской деревне жил – был Алдар Иван. Умел он обманывать людей, и слава о нём шла по всему краю.

Однажды утром в базарный день вышел Алдар на окраину деревни, к посаженным у дороги берёзам. Расхаживает по лужайке, топчет канаву у дороги, будто что – то ищет. Подошёл к кривой берёзе, сел на корень, прислонился к стволу спиной.

Богач Зио пошёл на базар продавать своего козла. Издалека увидел он сидящего под берёзой Алдара.

– Ты что здесь делаешь, Алдар Иван? – спросил Зио.
– Вот берёза валится, подпираю её, – отвечает Алдар.
– Говорят, Алдар, ты мастер обманывать, обмани меня сейчас! – просит Зио.
– Обмануть бы обманул, да вот мешок с обманом дома забыл…– отвечает Алдар Иван. Давай я сяду на твоего козла и привезу мешок. Я быстро съезжу. А ты до моего возвращения подержи берёзу.
– Иди, пожалуй, – согласился богач и отдал Алдару козла.
– Ты, дядюшка Зио, хорошенько подпирай берёзу, с места не сдвигайся! А то берёза рухнет, – говорит Алдар Иван.

Уселся Зио под берёзу на корни, оперся о ствол спиной. Алдар сел на козла и поехал в деревню. Зио боится шевельнуться, подпирает берёзу…

Солнце уже за полдень перевалило. Алдара всё нет…

Заслушиваются 4 – 5 вариантов окончания сказки, как Алдар Иван обманул богача Зио.

– А вы хотите узнать, что было на самом деле? (Зачитывается один из эпизодов сказки.)

6. Рефлексия.

– Что вам понравилось на уроке?
– Что узнали новое?
– Чьё продолжение сказки вам понравилось? Почему?
– Как вы оцениваете свою работу на уроке? (Самооценивание работы на уроке, оценивание учителем.)

– Молодцы, спасибо за урок!

Литература.

1. Сборник “Удмуртские народные сказки”. Ижевск. “Удмуртия” 1976.

Интернет – ресурсы.

2. http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=фото ястреб&img_url=wpapers.su%2Fdata%2Fm%2F12%2F621078.jpg&pos=19&rpt=simage
3. http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?p=3&text=фото ястреб&img_url=owlsonline.squarespace.com%2Fstorage%2Fred-tailed-hawk_681_600x4501.jpg%3F__SQUARESPACE_CACHEVERSION%3D1319999840579&pos=92&rpt=simage
4. http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?p=2&text=фото ястреб&img_url=img1.liveinternet.ru%2Fimages%2Fattach%2Fc%2F4%2F79%2F270%2F79270545_4059800_1274102125_22.jpg&pos=61&rpt=simage
5. https://www.free-lance.ru/users/sasha-gorec/viewproj.php?prjid=768836
6. http://fun.ucoz.ru/news/2000-11-11-460