Сказка на удмуртском языке читать. Перечень удмуртских сказок о животных, волшебные сказки, реалистические сказки
Конспект занятия по лепке на тему: «Осеннее дерево»
Программное содержание:
1. Учить детей отрывать маленькие кусочки пластилина, скатывать их между ладоней, и расплющивать пальцем сверху, прикрепляя их к листу бумаги.
2.Закрепить знание детей о цвете, величине осенних листьев.
3.Закрепить понятие «листопад», учить передвигаться по площадке, следуя указаниям, которые даются в игровой форме; сопровождать слова стихотворения соответствующими движениями.
4.Воспитывать самостоятельность, аккуратность.
Материал: пластилин красного, коричневого, белого и жёлтого цвета, листы бумаги.
Предварительная работа: рассматривание осенних деревьев, беседа об осени.
Словарная работа: осень, листопад, лес, осенний.
Ход занятия:
-Ребята, какое сейчас время года? (осень)
-Почему вы так думаете? (стало холодно, люди надели тёплые вещи и т.д.)
-А какого цвета листья на деревьях? (жёлтые, красные)
-Да, осенью листья на деревьях сначала желтеют или краснеют, а потом начинают опадать, то есть падают на землю.
-Как называется явление, когда листочки опадают с деревьев?
-Это явление называется листопад. Листочки, падая на землю, весело кружатся в воздухе.
- Давайте с вами превратимся в жёлтые листочки.
Проводится игра «Листопад».
Ход игры:
Всем детям раздаются листья из осеннего букета.
- Ребята! Все вы будете листочками, выберете листочек, который вам понравится: кто желтый, кто красный, кто большой, кто маленький.
Каждый ребенок показывает и называет, какой листочек он выбрал по цвету и величине.
- Листья легкие, они медленно летят по воздуху. (Дети бегают и взмахивают руками.)
Листопад! Листопад!
Листья желтые летят!
Словно, зонтики кружат!
- Кружатся красивые желтые листочки. (Действия выполняют дети с желтыми листочками.)
- Кружатся красивые красные листочки. (Действия выполняют дети с красными листочками.)
- Покружились и уселись на землю. (Дети приседают.)
- Сели! Уселись и замерли. (Дети не шевелятся.)
- Ветер дунул: раз-два-три,
Оторвались от земли, (дует взрослый, за ним дети.)
- И взлетели высоко,
Но до неба далеко.
-Поднялись листья, разлетелись в разные стороны. (Дети разбегаются по площадке.)
- Закружились, закружились, закружились! (дети кружатся)
- Листопад! Листопад!
- Листья по ветру летят (дети бегают, кружатся с листочками в руках).
- Покружили и опять.
Опустились на земь спать.
- Затих ветерок, и листья медленно опускаются на землю» (дети медленно приседают).
Игра повторяется 2-3 раза.
Затем дети садятся за столы.
- Ребята, посмотрите, на столе листы бумаги?
А что есть у дерева? (ствол)
Давайте сделаем ствол, оторвем кусочек пластилина и раскатаем его между ладонями, кладем на лист бумаги, надавливаем на него сверху пальцами.
Чего еще не хватает? (веток)
Отрываем маленький кусочек пластилина, раскатываю его между ладонями, затем прикладываем к стволу и надавливаем на него сверху пальцем.
- Чего еще не достаёт нашему дереву? (листочков)
- Давайте, мы для нашего дерева слепим листочки из пластилина.
- А какого цвета мы возьмём пластилин, чтобы дерево было осенним? (жёлтый, красный, оранжевый)
- Посмотрите, как мы будем лепить листочки.
- Отрываем маленький кусочек пластилина, раскатываю его между ладонями, затем прикладываем к веткам, надавливаем на него сверху пальцем.
- Кусочки нужно прикреплять к веточкам дерева
Показываю детям, как нужно отрывать от пластилина маленькие кусочки, скатывать их между ладоней и, надавливая на шарики, прикреплять их на ветки дерева.
- Дерево стало осенним, потому что мы слепили для него жёлтые листочки.
- А как одним словом можно назвать много деревьев? (лес)
Давайте все вместе скажем «лес».
- Да, у нас получился осенний лес.
- Посмотрите, на одних деревьях листочки прикреплены к веточкам, а на других работах – листья кружатся в воздухе, падают на землю.
- Как называется явление, когда листья падают на землю? (листопад)
- Давай те все вместе скажем «лис-то-пад».
- Листья жёлтые танцуют,
С веток падают, летят,
Эту сказку золотую
Называют «листопад».
- Все дети очень старались. Вот какой красивый осенний лес у нас получился.
- А теперь давайте наши работы отнесём на выставку творчества, порадуем наших мам, пап, бабушек и дедушек.
Конспект организованной образовательной деятельности во II младшей группе
Тема: «Путешествие в осенний лес»
Приоритетная образовательная область«Познавательное развитие»
Интеграция образовательных областей
« Социально-коммуникативное развитие»
« Речевое развитее»
« Художественно-эстетическое развитие»
Цель: Закрепить представления об осени, о признаках и приметах осени.
Задачи:
Образовательные:
1. Учить внимательно, слушать речь воспитателя, расширять и активизировать словарный запас воспитанников («осень», «время года», «шуршит»);
2. Совершенствовать грамматический строй речи;
3. Формирование элементарных экологических представлений у детей.
Развивающие:
1. Развивать интерес к окружающему миру в процессе игры-путешествия;
2. Расширять элементарные представления об изменениях в природе
осенью, диких животных, их жизни.
Воспитательные:
1. Воспитывать заботливое отношение к животным, любовь и бережное отношение к природе.
Задачи по образовательным областям в интеграции
Образовательная деятельность «Познавательное развитие»:
1. Обогащать чувственный опыт детей, развивать образные представления, по- средствам закрепления знаний детей о сезонном изменении (осень).
2. Расширять представления о диких животных, живущих в лесу, учить отражать полученные впечатления в речи и продуктивной деятельности.
3. Закрепить знания о правилах поведения в природе, воспитывать уважительное отношение детей к природе и животным.
Образовательная деятельность «Речевое развитие»:
1. Развивать инициативную, хоровую речь детей, обогащать и уточнять представления детей о сезонном изменении осень.
2. Расширять и активизировать словарный запас детей
3. Формировать потребность делится своими впечатлениями с окружающими людьми.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:
1. Совершенствовать технику работы рисование комочком бумаги для изображения осенних листьев.
2. Воспитывать интерес к отражению своих впечатлений и представлений о природе, через умение создавать художественный образ.
3. Воспитывать аккуратность и самостоятельность
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:
1. Развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера.
Виды детской деятельности
Познавательная, коммуникативная, игровая.
Методические приёмы
1. Организационный момент: Появление сказочного Гномика.
2. Ответы детей на вопросы педагога.
3. Хоровое чтение стихотворения с детьми.
4. Просмотр видеоролика.
5. Беседа с детьми после просмотра видеоролика.
6. Музыкально-ритмические композиция «Листик, листик-листопад».
7. Дидактическая игра: «Подбери по цвету».
8. Продуктивная деятельность «Золотые листочки»
9. Анализ деятельности детей, подведение итогов.
Планируемые результаты
Проявляет устойчивый интерес к различным видам детской деятельности: игра-путешествие, слушание и обсуждение, художественное творчество. Эмоционально откликается на главный персонаж -Гномика. Элементарно ориентируется в пространстве группы. Активно участвует в продуктивной деятельности.
Знает последовательность движений музыкально-танцевальной композиции «Листик, листик- листопад».
Материалы и оборудование
мультимедийный проектор, экран
ноутбук
компьютерная презентация
макет дерева
разноцветные осенние листья из бумаги
гуашь
листики бумаги
влажные гипоаллергенные салфетки для детей
корзина с гостинцами для детей (орешки)
Ход организованной образовательной деятельности
Воспитатель: Детки, послушайте, кто там шуршит? Вы слышите?Ой, да это же гномик, лесной человечек. Давайте поздороваемся с гномиком.
Гномик: здравствуйте ребята.
Воспитатель: А какой гномик? (маленький). А как вы думаете, у гномика какое настроение? (хорошее) Конечно, хорошее, гномик нам улыбается, давайте тоже улыбнемся ему.
Воспитатель: Посмотрите, гномик что то нам принёс, что это? (листочки)
Какие листочки? (красивые, разноцветные, красные, желтые, зеленые). Разноцветные листочки в какое время года бывают? (осенью) Значит какие листочки? (осенние) Правильно детки, это осенние листочки. Все они разноцветные, золотистые, поэтому про осень говорят: «Золотая осень».
Воспитатель: А давайте, ребята, расскажем Гномику стихотворение про осень:
«Осень золотая ходит по дорожкам.
У нее на ножках желтые сапожки.
У нее на платьице листики цветные,
А в ее лукошке есть грибы лесные!»
Гномик: Спасибо ребята, мне понравилось ваше стихотворение. Я тоже очень люблю это красивое время года. А вы хотите побывать в осеннем лесу?
Воспитатель: Что бы попасть в сказочный лес, нужно закрыть глаза произнести волшебные слова:
«Хлопну, топну, повернусь.
И в лесу тотчас окажусь».
Детки, открывайте глазки, посмотрите, как красиво.
(на экране осенний лес).
Воспитатель: Давайте тихонечко присядем и посмотрим, что же происходит осенью. (Показ видеофильма)
Воспитатель: Ребята, что вы увидели? Какие осенью деревья? (разноцветные, красивые). А как вы думайте, какие в лесу живут животные? (перечисляют) Одним словом, как можно их назвать, какие животные? (дикие). Умнички, а почему их называют дикими? (потому что, дикие животные добывают себе пищу сами, им человек не помогает) Ребята, а что делают осенью животные? (готовятся к зиме). А как вы думаете, нужно себя вести в лесу? (тихо, не шуметь, не кричать, чтобы не напугать животных).
Давайте, с вами погуляем по лесу.
«Листопад, листопад, листья желтые летят, под ногами у ребят разноцветные шуршат». (звук – шелест листвы).
Воспитатель: Ой ребята, посмотрите подул ветерок и разбросал все наши листочки, давайте мы с вами их попробуем собрать по цвету.
Д/И «По цвету»
Дети выполняют задание.
Молодцы ребята собрали все листочки. Красивые, резные, а давайте с ними потанцуем. (Танец с листочками - Листик, листопад).
Воспитатель: Хорошо стало в лесу, тихо, спокойно. Но скоро все листочки с деревьев опадут, и мы еще долго не увидим деревья такими красивыми. Давайте на память об осени мы украсим вот это деревце и подарим нашему гномику. У нас на столах лежит уже нарисованное дерево, давайте устроим листопад, нарисуем листочки. Но рисовать сегодня мы будем не кисточками, не карандашами, а мятой бумагой. Для этого возьмём лист бумаги, сомнём его так, чтобы у вас получился бумажный комочек (воспитатель сопровождает свои слова действиями),
затем окунём в краску жёлтого цвета бумажный комочек. Рисуем листочки, примакиванием бумаги.
Молодцы, ребята. Очень красивый получился листопад.
Гномик: За вашу прекрасную работу, красивый листопад, я вам хочу вручить корзинку с гостинцами.
Воспитатель: Ну вот наше путешествие и подошло к концу. Ребята, вам понравилось в лесу? Кого мы с вами встретили? Что мы видели в лесу?
Воспитатель: Дети, давайте скажем «Спасибо» нашему волшебнику гномику за гостинцы и такое прекрасное путешествие! Но нам пора прощаться и возвращаться в детский сад.
Гномик: До свидания ребята!
Воспитатель: Вокруг себя повернись - в садике вновь окажись. На этом наше путешествие закончилось…
«Всем спасибо за внимание, говорим мы - до свидания!»
Задачи. Знакомить детей с изменениями в окружающей природе, обитателями леса. Рисовать красками опавшие листья, серые тучи на небе, дождик, следы зверей на земле.
Материал. Окрашенные в светло-серые тона листы бумаги, с аппликативными силуэтами деревьев; кисти; краски - темно-серая, коричневая, желтая; банки для воды; салфетки.
Предварительная работа. Наблюдение на прогулках за изменениями в природе. Рассматривание иллюстраций с изображением поздней осени (деревья без листьев; серые тучи; идет дождь), с изображением обитателей осеннего леса (зайчика, лисы, волка, ежика, медведя). Чтение стихов, потешек, пение песенок.
Содержание занятия. Воспитатель напоминает детям об изменениях в природе: «Все чаще идет дождик, на деревьях очень мало листьев, они лежат на земле. В осеннем лесу звери готовятся к зиме: белки, ежики запасают грибы, яблоки. Нарисуем красками, как зайка прыгает, а мишка по лесу идет». Воспитатель показывает концом кисти следы зайчика, а затем всем ворсом кисти рисует крупные мазки. «Зайчик пробежал и спрятался за дерево от серого волка, - говорит воспитатель и располагает мазки около дерева. А это волк пробежал по лесу, - продолжает воспитатель и рисует следы крупнее: - Зайчика не поймал. На небе серая туча, пошел дождик. Хмурая, дождливая наступила осень». Рисует полосы дождя.
После рассказа и показа приемов рисования «следов зверей на земле» воспитатель предлагает детям самостоятельно нарисовать «свой» лес, в котором «скачет зайчик, бегает лиса, ходит волк, шагает медведь». Дети дополняют начатую воспитателем композицию (дорисовывают деревья, кусты, листья, следы зверей). В конце занятия законченные детьми рисунки с аппликативным изображением деревьев образуют общую композицию осеннего леса. Воспи-
татель просит детей найти следы зайчика, лисы, медведя, волка. «Вот какой осенний лес нарисовали дети, и в нем живут звери», - заканчивает воспитатель рассматривание общей композиции. Он поощряет желание детей не только вновь вернуться к процессу рассматривания, нахождению своих рисунков со следами зверей, но и к рассказу о том, что каждый нарисовал. Рассказы детей могут быть еще односложными, типа: «Вот зайчик прыг-прыг», «Мой волк» и т.п.
Действия с предметами. «Найди такую же»
Задачи. Учить находить идентичные предметы, развивать зрительную память, воображение. Совершенствовать умение не отвлекаться при выполнении задания.
Материалы. Игрушки (машинки, куклы, пирамидки, мячи, шарики, кубики, кольца, ленты, грибки и т.п.).
Содержание занятия. Педагог подбирает пары абсолютно идентичных игрушек (предметов) - «близнецов». Игрушки делятся пополам. Одна половина выставляется на детский столик, другая - убирается в «чудесный мешочек» (яркий, красивый чехольчик, размером - 40x40 см). Прежде чем положить часть игрушек в мешочек, воспитатель и дети рассматривают каждый предмет, называют, отмечают его особенности. Затем дети начинают поочередно опускать ручки в мешочек, доставая попавшиеся им предметы, и называют их. Педагог предлагает каждому ребенку выбрать из всех лежащих на столике игрушек точно такую же. Пока малыш подбирает идентичную игрушку, взрослый прячет его предмет, побуждая действовать по зрительной памяти.
Если ребенок затрудняется, педагог показывает игрушку издали, называет ее, тем самым побуждая к действию. Когда ребенок приносит игрушку, взрослый говорит: «Посмотри, такую ли игрушку ты принес?» Предметы располагаются рядом. Точно так же поочередно подбираются пары всех остальных игрушек. Педагог учит их сравнивать по ярким признакам (цвету, форме). В конце занятия дети могут поиграть с понравившимися предметами по своему замыслу. (В дальнейшем взрослый может предлагать ребенку более усложненный выбор, в зависимости от индивидуального его развития. Так, например, можно выбрать предметы не идентичные, а похожие, но разной величины и цвета и др.).
Речь. «Я козочка Ме-ке-ке»
Задачи. Вовлекать детей в общение. Обогащать словарь наименований частей тела. Соотносить слово и выразительные движения. Воспитывать интерес к народным потешкам. Развивать речевой слух, артикуляционный аппарат детей.
Материалы. Игрушка коза.
Кто это к нам пришел? Коза рогатая, коза бодатая. Не бу
дем бояться козы. Скажем: «Здравствуй, козочка! Мы тебе рады!»
(Инициативные высказывания детей.)
Козочка принесла молока. Подставляйте кружки. Пейте мо
лочко (условные действия, которые делает и сам воспитатель).
Кто хочет погладить козочку. Сказать ей спасибо за вкусное
молочко?
Где у козочки глазки? Где у козочки ушки? - Воспитатель
дает возможность детям самостоятельно показать рога.
Я козочка Ме-ке-ке Я гуляю на лужке, Острые рожки, Тоненькие ножки На самой макушке - Бархатные ушки.
(А. Прокофьев) 1
Что это у козочки? - Показывает рога, ушки, глазки, нос.
Козочка голос подает: «мее, мее» (вместе с детьми).
Сейчас я как будто ваша мама-коза, а вы маленькие козоч
ки. Покажите, какие рожки у козочек? (Условные действия.) Ко
зочки ходят по лужочку, щиплют травку, голос подают: мее, мее.
(Повторить 2-3 раза.)
Воспитатель обращается к детям со словами: «Ножками, ножками коза - топ-топ. Глазками, глазками коза - хлоп-хлоп!». Эти слова сопровождаются выразительными движениями и звукоподражаниями и повторяется 2-3 раза.
Хрестоматия для маленьких и постарше / Сост. Л.Н. Елисеева. - М.: Знание, 1996. С. 13.
Мама-коза принесла деткам молока. Подставляйте, козлят
ки, кружечки. Пейте молоко! (Условные действия.)
Детки-козлятки поели, попили и пошли гулять.
УДМУРТЫ - это народ в России, коренное население Удмуртии (476 тыс.чел.). Удмурты живут также в Татарии, в Башкирии, в Пермской, Кировской, Свердловской областях. Общая численность удмуртов в России 676 тысяч человек. 70% удмуртов считает родным свой национальный язык. Удмуртский язык относится к финно-угорской языковой группе. В удмуртском языке выделяется несколько диалектов - северный, южный, бесермянский и срединные говоры. Письменность удмуртского языка создана на основе кириллицы. Большинство верующих удмуртов - православные, но значительная часть придерживается традиционных верований. На религиозные воззрения удмуртов, живущих среди татар и башкир оказал влияние ислам.
Прошлое удмуртов восходит к финно-угорским племенам железного века 1 тыс. н.э. Территория современной Удмуртии издавна была заселена племенами удмуртов или «вотяков» (3-4 вв. н.э.). В 10-12 веках удмурты находились под экономическим и культурным влиянием Волжско-Камской Булгарии. В 13 веке территория Удмуртии была завоевана монголо-татарами.
В 1489 году северные удмурты вошли в состав Русского государства. В русских источниках удмурты упоминаются с 14 века как ары, аряне, вотяки ; южные удмурты испытали татарское влияние, т.к. до 1552 года находились в составе Казанского ханства. К 1558 году удмурты полностью вошли в состав Русского государства. Под собственным названием удмурты впервые упомянуты в 1770 году в работе учёного Н.П. Рычкова.
Традиционным занятием удмуртов было земледелие и животноводство. Охота, рыболовство, пчеловодство носили подсобный характер. Удмуртские деревни располагались по берегам рек и были невелики - несколько десятков дворов. В убранстве жилища было много декоративных тканых изделий. Удмуртская одежда шилась из холста, сукна и овчины. В одежде выделялись два варианта - северный и южный. Обувью были плетёные лапти, башмаки или валенки. Многочисленны были украшения из бисера, бусин, монет. Традиционным жилищем удмуртов была бревенчатая изба с холодными сенями под двускатной крышей. В питании удмуртов преобладали продукты земледелия и животноводства.
В общественной жизни сёл большую роль играла община соседского типа, во главе которой стоял совет - кенеш. Долгое время сохранялись родовые подразделения удмуртов - воршуды.
Для религии удмуртов был характерен многочисленный пантеон божеств и духов, среди них Инмар - бог неба, Калдысин - бог земли, Шунды-муммы - Мать солнца, всего их было около 40. Многие обрядовые действия были связаны с хозяйственными занятиями: геры поттон - праздник выноса плуга, выль жук - обрядовое поедание каши из зерна нового урожая. С 19 века проведение многих праздников стало приурочиваться к датам христианского календаря - Рождеству, Пасхе, Троице. Удмурты нередко имели два имени - языческое, данное при наречении бабкой-повитухой, и христианское, полученное при крещении.
Ведущее место в прикладном искусстве занимала вышивка, узорное ткачество, узорное вязание, резьба по дереву, плетение, тиснение по бересте. Широкое развитие у удмуртов получили пение и танцы, сопровождавшиеся игрой на гуслях, свирелях.
В 18 веке в Удмуртии были возведены крупнейшие удмуртские заводы - Ижевский и Воткинский, в преобразованном виде сохранившие своё значение и в наши дни. Регион превратился в крупный промышленный центр России. Наибольшее значение получили металлургия, машиностроение и производство оружия.
Цель: Формировать знания обучающихся об истории родного края.
Задачи:
- Продолжить знакомство с устным народным творчеством;
- Формировать умение пересказывать прочитанное;
- Формировать умение составлять продолжение истории;
- Развивать речь, логическое мышление;
- Воспитывать любовь к Родине, доброту, дружбу, смелость, интерес к предмету.
Оборудование:
– Презентация
по теме.
– Видеопроектор.
– Сборник “Удмуртские народные сказки”.
Ход урока
1. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок.
Начинается урок.
2. Мотивация.
А) Проверка готовности к уроку.
Б) Сообщение темы и целей урока.
3. Актуализация опорных знаний.
Проверка домашнего задания. Разгадывание кроссворда по истории Удмуртии.
- Человек по – удмуртски… (мурт). (Слайд 2)
- Основатель оружейного завода в Ижевске. (А.Ф. Дерябин.) (Слайд 3)
- Вдяной по – удмуртски. (Вумурт.) (Слайд 4)
- Место у чёрта на куличках. (Кулига.) (слайд 5)
- В прошлом, человек, общающийся с божествами. (Жрец.)
- Цветок – символ Удмуртии. (Италмас.) (Слайд 6)
- Грозный царь, во времена правления которого удмуртские земли вошли в состав Русского Государства. (Иван IV.) (Слайд 7)
- Хищная птица. (Ястреб.) (Слайд 8)
(По ходу разгадывания заполняются клетки кроссворда, предварительно расчерченного на доске или листе ватмана.)
– Какое слово получилось в выделенных клетках? (Удмуртия.) (Слайд 9)
– Это всё наша история, и сказочное, и реальное. В 2013 году исполнится 455
лет, как живут вместе удмурты и русские. Живут дружно.
4. Восприятие нового материала.
А) беседа
– Сегодня вы познакомитесь с удмуртскими народными сказками.
– А что такое сказка? (Ответы учащихся.)
– Вот такое определение даётся в толковом словаре. (Слайд 10)
Сказка – повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных лицах, событиях, преимущественно с участием волшебных фантастических сил, бытового характера.
Сказки создавались в далёком прошлом, когда человек был зависим от природы, от умения распознавать повадки животных…
У каждого народа есть свои обычаи, свои сказки. Удмуртский народ не стал исключением.
– Вспомните, на какие виды делятся сказки. (Слайд 11)
Назовите признаки каждого вида. (Ответы обучающихся.)
Бытовые: о хозяйственной деятельности человека или животного.
Волшебные: в сказках происходит волшебство, превращения, есть волшебные предметы.
О животных: главные герои этих сказок – животные.
Но здесь нет чёткой границы между видами сказок.
Физкультминутка.
Мы работали отлично,
Отдохнуть не прочь сейчас,
И зарядка к нам привычно
На урок приходит в класс.
Выше руки, выше пятки,
Улыбнитесь веселей!
Мы попрыгаем, как зайки,
Сразу станем всех бодрей.
Потянулись и вздохнули.
Отдохнули…
У удмуртского народа есть свои любимые сказочные герои: Лопшо Педунь, Алдар Иван – два добрых, хитрых человека, которые всегда помогают бедным людям и наказывают богатых и злых людей.
Нередко встречаются жадный поп, богатые люди и злые силы: Обыда – ведьма, Вумурт – водяной, Шайтан – чёрт (бес) . (Слайд 12)
б) Чтение с остановками. (Слайд 13)
Знакомство со сказкой “Алдар Иван”.
– Сейчас я прочитаю вам начало сказки “Алдар Иван”.
– А что было дальше? Как Алдар Иван обманул богача Зио?
Обучающимся даётся 7–8 мин, чтобы придумать окончание сказки. Можно работать в парах.
В одной удмуртской деревне жил – был Алдар Иван. Умел он обманывать людей, и слава о нём шла по всему краю.
Однажды утром в базарный день вышел Алдар на окраину деревни, к посаженным у дороги берёзам. Расхаживает по лужайке, топчет канаву у дороги, будто что – то ищет. Подошёл к кривой берёзе, сел на корень, прислонился к стволу спиной.
Богач Зио пошёл на базар продавать своего козла. Издалека увидел он сидящего под берёзой Алдара.
– Ты что здесь делаешь, Алдар Иван? – спросил Зио.
– Вот берёза валится, подпираю её, – отвечает Алдар.
– Говорят, Алдар, ты мастер обманывать, обмани меня сейчас! – просит Зио.
– Обмануть бы обманул, да вот мешок с обманом дома забыл…– отвечает Алдар Иван.
Давай я сяду на твоего козла и привезу мешок. Я быстро съезжу. А ты до моего
возвращения подержи берёзу.
– Иди, пожалуй, – согласился богач и отдал Алдару козла.
– Ты, дядюшка Зио, хорошенько подпирай берёзу, с места не сдвигайся! А то берёза
рухнет, – говорит Алдар Иван.
Уселся Зио под берёзу на корни, оперся о ствол спиной. Алдар сел на козла и поехал в деревню. Зио боится шевельнуться, подпирает берёзу…
Солнце уже за полдень перевалило. Алдара всё нет…
Заслушиваются 4 – 5 вариантов окончания сказки, как Алдар Иван обманул богача Зио.
– А вы хотите узнать, что было на самом деле? (Зачитывается один из эпизодов сказки.)
6. Рефлексия.
– Что вам понравилось на уроке?
– Что узнали новое?
– Чьё продолжение сказки вам понравилось? Почему?
– Как вы оцениваете свою работу на уроке? (Самооценивание работы на уроке,
оценивание учителем.)
– Молодцы, спасибо за урок!
Литература.
1. Сборник “Удмуртские народные сказки”. Ижевск. “Удмуртия” 1976.
Интернет – ресурсы.
2. http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=фото ястреб&img_url=wpapers.su%2Fdata%2Fm%2F12%2F621078.jpg&pos=19&rpt=simage
3. http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?p=3&text=фото
ястреб&img_url=owlsonline.squarespace.com%2Fstorage%2Fred-tailed-hawk_681_600x4501.jpg%3F__SQUARESPACE_CACHEVERSION%3D1319999840579&pos=92&rpt=simage
4. http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?p=2&text=фото ястреб&img_url=img1.liveinternet.ru%2Fimages%2Fattach%2Fc%2F4%2F79%2F270%2F79270545_4059800_1274102125_22.jpg&pos=61&rpt=simage
5.
https://www.free-lance.ru/users/sasha-gorec/viewproj.php?prjid=768836
6. http://fun.ucoz.ru/news/2000-11-11-460