Осел говорит иа. Осёл и его влияние на культурное развитие человечества - В город Изумрудный идём дорогой трудной

Информация по теме:

  • В 2010 году Министерством образования РФ утверждены Федеральные государственные образовательные стандарты 3-его поколения (ФГОС) по направлению подготовки 050400 «Психолого-педагогическое образование». Положения стандартов ФГОС-03: по направлению «бакалавр» и по направлению «магистр» .
  • Статья «Профессиональная компетентность педагога - психолога как основа успешного развития психологической службы в условиях модернизации образования» заведующей лабораторией психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса Тамбовского областного института повышения квалификации работников образования В.М. Чернышевой.
  • Положения Этического кодекса Российского психологического сообщества , в котором отражены ключевые моменты этики профессионала-специалиста в области психологии, востребованные при аттестации молодого специалиста-психолога.
  • Одним из важных европейских документов международного уровня, определяющим критерии профессионального качества для психологов, является диплом Euro Psy, предложенный европейскому профессиональному сообществу психологов в 2005 году, в котором прописаны стандарты подготовки психологов в Европе.
  • Международные требования к компетенции специалистов -International Competence Baseline (ICB). С ними можно ознакомиться на официальном сайте.

Работа психолога, относясь к сфере «человек–человек», является одной из творческих профессий, поэтому эффективность этой деятельности с трудом поддается унификации и оценке. Отсутствие стандартных критериев оценки деятельности педагога-­психолога обусловливает неадекватность ожиданий относительно его работы в образовательном учреждении и является проблемой, нередко приводящей к разочарованию в данной профессии.

С другой стороны, известно, что рабо­та педагога-психолога включает в себя ряд таких составляющих как: диагностическая, развивающая, терапевтическая, коррек­ционная, консультативная, а также то, что относится к аналитическим, контрольно­оценочным компонентам профессиональ­ной деятельности. Данные элементы пред­ставлены в работе психолога в различных сочетаниях и вариациях. Это зависит как от запроса конкретного образовательного учреждения с его специфическими задача­ми, так и от индивидуальных особенностей психолога, его личностных качеств. Резуль­тативность деятельности специалиста в ко­нечном итоге зависит от уровня его профес­сионализма. Последнее интерпретируется в разных контекстах. Когда говорят «эта рабо­та требует профессионализма», то имеют в виду нормативные требования профессии к личности человека. Профессионализм – это высокая подготовленность к выполнению за­дач данной деятельности, дающая возмож­ность достигать качественных результатов при меньших физических и умственных за­тратах на основе рационального использо­вания умений и навыков. Понятие «компе­тентность» – степень соответствия требо­ваниям профессии – определяется как со­четание психических качеств, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно (действенная компетентность), как облада­ние человеком способностью и умением вы­полнять определенные трудовые функции. Факторами компетентности и некомпетент­ности являются: уровень профессиональной подготовки, адаптация на рабочем месте, личностные состояния, в том числе эмоцио­нальная устойчивость или неустойчивость, хорошее или плохое здоровье и др. .

Каждый работник компетентен в той сте­пени, в какой выполняемая им работа отве­чает требованиям, предъявляемым к конеч­ному результату данной профессиональной деятельности. Оценка или измерение конеч­ного результата - это единственный спо­соб определения компетентности. Неправо­мерно судить о компетентности по тому, что вкладывается в достижение результата, на­пример, по старанию человека. Ряд авторов, исследующих проблемы профессионализма, используют понятие «профессиограмма» – аналитическое описание человека в про­фессии, раскрывающее обобщенные нор­мативные и морфологические показатели профессиональной структуры. Построение профессиограммы легче осуществляется там, где жестко задан результат и состав профессиональных действий (например, в инженерных профессиях), а в профессиях творческих, «с плавающим результатом», к которым относится и психологическая, со­поставить критерии оценки и деятельности трудно .

В развитых странах Европы, стремящихся к формированию единого образовательного пространства, российскому термину «квали­фикационная характеристика» идентично понятие «Международные требования к ком­петентности (ICB – International Competence Baseline)». В них представлены требования к знаниям (Knowledge), опыту (Experience) и личным качествам (Personal Attitude), лежа­щие в основе сертификационных программ. Там принята трехфазная система обучения и выдачи профессиональных дипломов и при­ложений к ним (бакалавриат, магистратура и постдипломная практическая подготовка). Такая же структура высшего образования действует и в США.

Третья фаза (постдипломная практиче­ская подготовка) содействует повышению результативности профессиональной дея­тельности молодого специалиста и являет­ся, на наш взгляд, решающим критерием качества высшего образования. Каким же образом можно выяснить, насколько резуль­тативно работает педагог-психолог, какие критерии оценки применить?

Молодые специалисты педагоги-пси­хологи, приступающие к самостоятельной деятельности после окончания вуза, обла­дают в большей степени только теоретиче­ской подготовкой, поэтому им часто трудно избежать разочарования, когда они не могут из-за недостатка опыта осуществлять дея­тельность, которая вызывала бы признание окружающих. В этой ситуации для более быстрого профессионального становления важным моментом является сертификация, то есть официальное подтверждение не только знаний, но и практических навыков по конкретным видам деятельности. Получе­ние сертификата будет свидетельствовать о достаточно высокой специальной квалифи­кации специалиста и это будет своего рода пропуск в мир профессионалов.

За некоторое количество времени (2–3 года) психолог может накопить мате­риалы, по которым можно оценить уровень его профессиональной готовности к само­стоятельной и продуктивной деятельности, собственно уровень профессионализма. Считаем, что вполне возможно сделать сбор данных материалов систематичным и структурированным, с тем, чтобы оценива­ние их было более объективно. Новым мето­дом проведения аттестации по первичному уровню готовности специалиста педагога­психолога к самостоятельной деятельности является индивидуальная накопительная оценка профессиональных достижений. Структурирование сбора оцениваемого ма­териала дает возможность выделить более четкие критерии для оценивания професси­ональных компетентностей психолога, что в данном случае и является нашей целью.

Примером зарубежного опыта использо­вания аналогичного подхода к оцениванию профессионализма специалиста является оформление паспорта профессиональной карьеры – «портфолио» (Portfolio/Career Passport). Он выдается выпускникам вузов в США и представляет собой индивидуальный «портфель» официальных документов, отра­жающих знания, умения и навыки выпускни­ка, которые могут быть востребованы на рын­ке труда. Основное назначение портфолио – помочь выпускникам совершить переход от учебы к трудовой деятельности и предоста­вить работодателям сведения о квалифика­ции молодых специалистов. Особо следует отметить, что внимание в портфолио уделя­ется и оцениванию так называемых «навы­ков подготовки к занятости» (Employability Skills), которые являются общими для всех профессий и представляют собой общетру­довые и социально-психологические харак­теристики выпускника . Психологи, выпускники вуза должны про­ демонстрировать высокий уровень знаний и умений в следующих компетенциях.

  1. Диагностическая оценка по­требности психологической дея­тельности в учреждении . Владение методами групповой и индивидуальной диагностики и способность грамотно интерпретировать полученные диагно­стические материалы, определяющие потребность тех или иных психологи­ческих мероприятий в образователь­ном учреждении. Соответствие по­становки целей и задач деятельности специалиста запросам учреждения. Умение анализировать условия и фак­торы в решаемых проблемах, делать соответствующие выводы, определять план действий, оптимизировать свою деятельность, выделяя главное и вто­ростепенное. Теоретически научно обо­снованный подбор методик и программ.
  2. Межличностное общение, со­трудничество, совещательность, оп­ределение границ компетенции. Способность устанавливать эффек­тивные взаимоотношения с педаго­гическим коллективом, родителями, детьми. Востребованность психологи­ческих услуг среди участников обра­зовательного процесса. Умение опре­делять границы своей компетенции, адекватно оценивать возможности и взаимодействовать со специалистами смежных профессий (дефектологом, социальным педагогом, врачом и т. д.).
  3. Психологические и образова­тельные принципы, организация си­стемной структуры психологической деятельности в учреждении образо­вания. Уверенное владение знаниями о ключевых положениях развития детско­го организма в норме и патологии, соци­альных и психологических воздействиях на поведение детей, понимание теории обучения и структуры образовательной деятельности. Организация систем­ной психологической помощи на всех уровнях образовательного процесса. Грамотное использование прикладных методов и технологий в соответствии с поставленными целями и задачами.
  4. Превентивные и коррекцион­ные воздействия, способствующие повышению психологической и со­циальной компетенции детей . Обо­снованный подбор и уверенное приме­нение превентивных и коррекционных программ и технологий в соответствии с возрастом, проблемой, индивиду­альными особенностями учащихся. Обеспечение своевременной и каче­ственной консультативной помощью учащимся, испытывающим трудности в обучении, поведении, адаптации и пр.
  5. Рефлексия и оценка деятель­ности. Конструктивное отношение к собственной деятельности. Способ­ность оценивать эффективность про­водимых психологических мероприя­тий, владение методами статистики, самоанализом, самокоррекцией. На­личие профессионально-личностной позиции, желание личностно и про­фессионально расти, развиваться.
  6. Владение специальной терми­нологией, логика, речь, формулиро­вание рекомендаций . Развитая речь, высокий уровень логического мыш­ления, способность анализировать и обобщать информацию, делать соот­ветствующие выводы. Адекватное ис­пользование специальной терминоло­гии, формулирование психологических рекомендаций доступным и понятным языком с учетом особенностей клиента.
  7. Соблюдение правовых и эти­ческих принципов. Знание и приме­нение всех необходимых нормативно­правовых документов, регламентирую­щих деятельность психолога. Строгое соблюдение этических принципов в работе и конфиденциальность в ра­боте с информацией. Построение работы на уважении личности клиен­та независимо от возраста, статуса, социального положения, националь­ной принадлежности, вероисповеда­ния и других особенностей клиента.

Эти компетенции представляют собой конгломерат из стандартов, требований к уровню подготовки психологов образова­ния и осуществляемой ими практической деятельности. Хотя они и перечислены по отдельности, данные компетенции тесно переплетаются в ходе профессиональной подготовки психолога и в его практической деятельности.

Предполагается, что приступающие к деятельности специалисты педагоги-­психологи уже имеют необходимый объем знаний в области современных технологий, необходимых для выполнения ими своих профессиональных обязанностей, и способ­ны использовать современные технологии для обеспечения своей деятельности и осу­ществления ее на должном уровне. В то же время, для высоких оценок по данным ком­петенциям педагогу-психологу нужно иметь определенную практику и лучше, если эта практика будет проходить под руководством опытного наставника-супервизора.

В Московском городском психолого-­педагогическом университете успешно апробирована система первичного повыше­ния квалификации молодого специалиста. Она включает три года обучения практиче­ским навыкам под руководством наставника и системный подход в сборе методического материала для портфолио молодого специ­алиста.

Портфолио включает как формальные документы (копии профессионального дипло­ма, трудовой книжки, удостоверений о курсах повышения квалификации, дипломы участия в конкурсах и пр.), так и коллекцию работ молодого специалиста, демонстрирующих его усилия, прогресс или достижения в опре­деленной области, а именно набор кейсов (описаний рабочих ситуаций и их профессио­нальных решений). В качестве иллюстраций к описываемым рабочим ситуациям могут при­лагаться видеоматериалы по проведению от­дельных рабочих мероприятий (диагностики, консультации, коррекционно-развивающего занятия). Видеоматериалы сопровождаются комментариями, которые показывают умение анализировать работу, отражают факты эф­фективности проводимой работы.

Для оценки представленного материала выделены критерии, созданы оценочные листы и правила оценивания. В этом плане мы решаем проблему создания комплекс­ной модели первичной аттестации в форме определенных задач, решение которых бу­дет позволять судить об уровне профессио­нальной компетентности специалиста. Для такого оценивания нами предлагается три уровня деятельности специалиста, опреде­ляющих его профессиональное развитие:

  1. проведение отдельного психологиче­ского мероприятия (сеанса консультирова­ния или коррекционно-развивающего заня­тия);
  2. описание и анализ рабочей психоло­гической ситуации, которая решается спе­циалистом в течение некоторого времени (ситуация выбирается на основе реального случая из практики специалиста);
  3. анализ организации системы психоло­гической деятельности в образовательном учреждении.

Рассмотрим подробнее эти три составля­ющие для оценивания (экспертизы) деятель­ности педагога-психолога.

Нами предлагается алгоритмический подход для оценивания результата решения специалистом задач, представленных в виде проблемных психологических ситуаций, со­держание которых – краткое описание слу­чая из практики педагога-психолога.

Для этого выделяются основные этапы деятельности педагога-психолога в процес­се решения ситуации:

  1. постановка гипотезы решения пробле­мы;
  2. изучение проблемы, уточнение гипо­тезы;
  3. выбор программы психологической по­мощи;
  4. выполнение программы психологиче­ской помощи;
  5. рефлексия работы специалиста в про­цессе оказания психологической помощи;
  6. формулирование рекомендаций по дальнейшей работе.

К каждому этапу выделены наиболее важные критерии компетентности, напри­мер, правильность постановки целей и за­дач, адекватность использования практиче­ских техник, умение интерпретировать по­лученные материалы, выделять показатели результативности, давать рекомендации доступным образом и т. д. В качестве об­щих компетентностей оцениваются уровень владения терминологией, полнота описания и его логика, умение обобщать и делать вы­воды, соблюдение границ компетентности и т. д.

Выявление и формулирование проблемы рабочей ситуации включает в себя профес­сионально грамотный «перевод» первичного запроса в собственно содержание психоло­гической проблемы и построение гипотез.

Изучение проблемы, т. е. уточнение ее с помощью дополнительных процедур, вклю­чает в себя подбор инструментария, для оценки адекватности которого мы просим специалиста обосновать произведенный выбор, а также описать, как эти методики использовались (условия, особенности и т. д.). Также на этом этапе специалисту не­обходимо указать результаты диагностики. Здесь обращается внимание на такой пара­метр как осуществление сбора информации из разных источников. Описывая этот этап, специалисту нужно обобщить полученные данные и сделать соответствующие выво­ды, обосновывающие выбор коррекционно­развивающей программы. В качестве при­мера умения вести профессиональную документацию необходимо приложить пси­хологические заключения на 1–2 детей. Программа работы с проблемой может быть короткой или продолжительной в зависи­мости от самой решаемой проблемы и по­ставленных целей и задач. Она может быть построена как на основе готовых известных технологий, так и с использованием автор­ских приемов. Если технологии известные, то достаточно указать их. Если программа построена для индивидуального случая, не­обходимо описать применяемые техники и обосновать их необходимость. В любом случае нужно представить планы-конспекты 1–2 типовых занятий, конкретизировать условия их проведения.

В процессе проведения коррекционно-­развивающих занятий педагогу-психологу важно отслеживать динамику проявления проблемы. Возможны промежуточные диаг­ностические процедуры, которые нужно описать и указать результат. На основе диа­гностики возможно корректирование самой программы. Тогда следует внести в описа­ние эти изменения и сопоставить их с на­чальными целями и задачами.

В критерии оценки входит и то, что ха­рактеризует завершающий этап работы спе­циалиста:

  • показатели результативности работы;
  • его умение рефлексировать собствен­ную деятельность, т. е. проводить анализ не только изменений, произошедших в про­цессе работы с проблемой, но и внутренний анализ профессиональной деятельности, показывающий способность видеть причины успеха и сложностей в работе;
  • характер рекомендаций по дальней­шему конструктивному взаимодействию социального окружения (педагоги, родите­ли, сверстники) с ребенком, группой, клас­сом (в частности, – ясность в их изложении, доступность для применения клиентом и т. п.).

Психологическое мероприятие пред­ставляется в качестве иллюстрации к обще­му описанию деятельности специалиста в учреждении для определения его профес­сиональной готовности. Желательно, что­бы представляемое открытое мероприятие было частью работы с проблемой, описы­ваемой в «рабочей ситуации». Специалист сам определяет тематику и возраст участни­ков мероприятия. Анализ мероприятия и его оценка проводится методистом или настав­ником, непосредственно присутствующим на занятии или по видеосъемке.

В качестве открытого мероприятия мо­жет быть представлено:

  • коррекционно-развивающее занятие с детьми;
  • сеанс психологической консультации;
  • занятие с группой родителей, педаго­гов.

В плане-конспекте мероприятия должны быть отражены следующие пункты:

  1. тема мероприятия и дата его проведе­ния;
  2. контингент участников данного меро­приятия;
  3. цели и задачи мероприятия и их обо­снование;
  4. план мероприятия;
  5. методы и методики, использованные при подготовке и проведении мероприятия;
  6. описание результатов (планируемых или полученных).

В процессе рефлексии проведенного мероприятия необходимо оценить уровни компетентности молодого специалиста по различным аспектам: коммуникативным, организаторским, аналитическим и другим.

Коммуникативные умения включают в себя активное слушание, установление кон­такта, заинтересованность в получении об­ратной связи и адекватное реагирование на нее.

Организаторские : умение создавать мотивацию, интерес, благоприятный психо­логический климат; способность ориентиро­ваться во времени (планирование и соблю­дение протяженности основных этапов), гиб­кое поведение в нестандартной ситуации.

К аналитическим умениям относятся: способность критически осмыслить резуль­таты своей деятельности (видеть достоин­ства и недостатки, определять их причины и намечать возможные пути дальнейшей ра­боты) умение грамотно, свободно и доступно формулировать свои мысли, делать выводы и обобщения.

Использование предлагаемых критериев анализа деятельности при аттестации мо­лодых специалистов показывает, что наи­большие затруднения они испытывают в осуществлении аналитико-прогностической деятельности, интерпретации получаемых данных, рефлексии собственной деятельно­сти (умении выделять показатели результа­тивности, владении самоанализом и само­коррекцией).

Следующим по сложности аспек­том является проведение групповой коррекционно-развивающей работы, что, как правило, связано с недостаточным на­выком использования практических техник и неумением владеть детским коллекти­вом. Часто проявляются сложности в про­ведении консультаций со взрослыми: роди­телями и учителями, что также объясняется отсутствием должного опыта.

Описание профессиональных случаев, планы-конспекты показательных занятий и аналитические годовые отчеты показывают продвижение молодого специалиста по сту­пеням профессионального мастерства.

Все методические материалы складыва­ются в папку «Портфолио», которая по окон­чании стажировки выдается молодому спе­циалисту. Создание этого продукта требует от специалиста методичности и временных затрат, но это способствует осознанному отношению к своему профессиональному развитию. Молодой педагог-психолог зна­чительно быстрее почувствует себя уве­ренным, так как будет обладать фактами своей профессиональной компетентности. Эти материалы являются подтверждаю­щими представление специалиста о себе как о человеке нужном и способном. Они показывают, что некоторые поставленные жизненные планы успешно реализованы, а также есть то, к чему стоит стремиться в будущем. Следовательно, уже сам факт наличия такой методической папки являет­ся стимулом к саморазвитию специалиста, его профессиональных компетентностей в разных областях деятельности. Как прави­ло, имея достаточный методический багаж, в данном случае портфолио, специалист может подать запрос на повышение ква­лификационной категории, рассчитывая на более высокую оплату труда.

Компетенция - способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также в определенной широкой области.

Профессиональная компетенция - способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении задач профессионального рода деятельности.

Под компетенцией понимается совокупность качеств личности, а также профессиональных знаний, умений и навыков.

Компетенции – это требования внешней и внутренней среды организации, сформулированные с учетом потребностей (ожиданий) общества и работодателей в специалистах с определенным набором характеристик. А компетентность представляет собой комплекс уже сформированных компетенций, проявляющихся в способности специалиста решать задачи и готовности к выполнению своей роли в той или иной области деятельности.

Компетентность: осведомлённость, опытность, способность к принятию обдуманных решений в какой-то области деятельности.

Профессиональная компетентность - качество, свойство или состояние специалиста, обеспечивающее вместе или в отдельности его физическое, психическое и духовное соответствие необходимости, потребности, требованиям определенной профессии, специальности, специализации, стандартам квалификации, занимаемой или исполняемой служебной должности.

Следовательно, понятия «компетентность» и «компетенция» находятся в отношениях, при которых компетентность обеспечивается определенным набором компетенций.

Профессиональная компетентность выступает интегральной характеристикой, которая позволяет судить об уровне подготовленности психолога и его способности выполнять должностные функции.

Специалист-профессионал - это человек, достигший высокого уровня исполнения своих обязанностей в главной сфере функционирования того учреждения, в котором он работает. Таким образом, профессионализм – особое свойство людей систематически, эффективно и надёжно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. Уяснив сущность профессиональной компетентности практического психолога и его профессионализма, можно перейти к вопросу о том, как же достичь ее желаемого уровня?

К решению данной проблемы авторы предлагают подход, для реализации которого следовало бы воспользоваться акмеограммой практического психолога. Разработанная акмеограмма представляет собой модель практического психолога как профессионала и отражает систему предъявляемых к нему требований, соблюдение которых обеспечивает продуктивное выполнение, им своих функций в реальных условиях, а также способствует постоянному развитию и реализации его творческого потенциала.??????


В акмеограмме практического психолога представлены объективные и субъективные характеристики его труда. Объективные характеристики включают в себя цели и задачи. Для их реализации объективно необходимо выполнить вполне определенные функции. Следовательно, функции также относятся к объективным характеристикам труда психолога. Субъективная сторона данного труда представлена в акмеограмме через знания, умения, навыки, профессиональные позиции, психологические качества и акмеологические инварианты. Рассмотрим субъективные характеристики более подробно.

Профессиональные знания как объективно необходимые сведения о всех сторонах труда практического психолога складываются из востребованных практикой общих и частных компонентов. Они составляют основу для формирования психолого-педагогической культуры и непосредственно технологии достижения психологом желаемых результатов труда. Знание практическим психологом общих черт, особенностей и конкретики своей профессиональной деятельности, ее структуры, содержания и практики является необходимой предпосылкой ее успешного осуществления.

Профессиональные умения представляют собой действия и методы работы психолога, применяемые им для реализации обязанностей и функций в процессе деятельности. Ему необходимо уметь объективно и всесторонне анализировать реальные условия и факторы, цели и задачи труда и жизни клиента; планировать и эффективно осуществлять социально-психологическую работу в соответствии с научными рекомендациями, законами и интересами человека, группы, общества; систематически изучать и объективно оценивать результаты социально-психологической деятельности, а также реализовывать меры по ее оптимизации. Не менее важно владеть умением эффективно осуществлять в первую очередь те мероприятия, которые играют определяющую роль в достижении намеченной цели. При этом очень существенно приобретать умения все более высокого порядка.

Базовыми компонентами для развития умений являются навыки. В числе важных навыков можно выделить способность регулировать свою мыслительную деятельность и психические состояния, мобилизовывать возможности и психологический ресурс, осуществлять весь комплекс деятельностиых элементов, образующих целостную технологию продуктивного профессионального труда психолога.

Психологические качества практического психолога представляют собой совокупность активных элементов психологического ресурса, каждый из которых самобытно проявляется в его деятельности. Они охватывают особенности профессионального мышления и сознания, рефлексии и самооценки, целеполагания и мотивационной сферы, взаимосвязей, отношений и практических действий. Наиболее значимыми психологическими качествами практического психолога являются: аналитико-конструктивный склад мышления и самостоятельность суждений; чуткость и проницательность; эмоционально-волевая стабильность и терпеливость; устойчивость к стрессам и умение адаптироваться к различным условиям и факторам выполнения обязанностей как в едином контексте труда и жизни клиента, так и при проведении самостоятельных целевых мероприятий; эмпатия и рефлексия; общая психофизическая активность.

Профессиональная позиция психолога определяет его ориентации, место и роль в процессе предписанной ему деятельности. Как устойчивая система отношений она выражает его самооценку, уровень профессиональных притязаний, мотивированность деятельности и понимание своего предназначения. Эта ее общая сторона дополняется конкретными ситуационными элементами, являющимися предпочтительными при выполнении деятельностных функций диагностического, развивающего, терапевтического, корректировочного, консультационного, аналитического, контрольно-оценочного и иного характера.

Акмеологические инварианты практического психолога представляют собой постоянную включенность в процесс принятия решения, предвидение, проницательность, личностные притязания, мотивацию достижения, саморегуляцию и другие невостребованные ранее профессионально важные качества и индивидуальные особенности.

Следует отметить, что использование акмеограммы как наиболее полного системного описания профессиональной компетентности практического психолога позволяет не только выделить ее желаемые компоненты, но и определить те из них, которые препятствуют продуктивной деятельности.

Таким образом, анализ профессиональной деятельности с использованием показателей акмеограммы позволяет получить всестороннюю оценку его профессиональной компетентности.

Вполне очевиден факт, что профессиональная компетентность является стержневым компонентом конкретной деятельности и труда в целом. Именно она выступает определяющим фактором в достижении желаемых результатов.

К педагогу - психологу, как специалисту предъявляется ряд требований, которым он должен соответствовать. Педагог-психолог должен быть готовым к:

1. Осуществлению профессиональной деятельности, направленной на психологическое обеспечение образовательного процесса, личностное и социальное развитие обучающихся;

2. Способствовать социализации и формированию общей культуры личности, осознанному выбору и освоению образовательных программ;

3. Содействовать охране прав личности в соответствии с Конвенцией о правах ребенка;

4. Способствовать гармонизации социальной сферы образовательного учреждения;

5. Осуществлять меры по формированию психологической культуры обучающихся, педагогических работников и родителей;

6. Разрабатывать коррекционные и развивающие программы с учетом особенностей личности;

7. Проводить психологическую диагностику различного профиля и предназначения и необходимую психолого-педагогическую коррекцию;

8. Осуществлять психологическую поддержку творчески одаренных учащихся.

Кроме этого, педагог-психолог должен знать:

1. Конституцию РФ.

2. Законы РФ, решения Правительства РФ и органов управления образованием по вопросам образования.

4. Конвенцию о правах ребенка.

5. Нормативные документы, регулирующие вопросы охраны труда, здравоохранения, профориентации, занятости обучающихся и их социальеой защиты.

6. Общую, педагогическую психологию, общую педагогику, психологию личности и дифференциальную психологию, детскую, возрастную, социальную, психологию, патопсихологию, основы психотерапии, профориентации, профессиведения и психологии труда, психодиагностики, психологического консультирования, МАСПО и т.д.

Для педагога-психолога важно соблюдать этические принципы в своей работе.

Профессиональная этика – совокупность норм и правил (принципов), регулирующих поведение и общение людей в определенной области профессиональной деятельности.

Можно выделить следующие наиболее общие профессионально-этические принципы:

1. Принцип профессиональной компетентности – педагог-психолог должен решать только те вопросы, в которых он профессионально осведомлен, к которым теоретически и практически подготовлен;

2. Принцип благополучия потребителя – защит прав тех, кто прибегает к психологическим услугам;

3. Принцип конфиденциальности – информация, полученная педагогом-психологом в ходе работы, должна оставаться в тайне и не передаваться другим людям без согласия заинтересованного лица, за исключением, если данные сведения не представляют никакой угрозы другому человеку;

4. Принцип необходимости и достаточности предоставляемой информации – предоставление только той информации, которая необходима и достаточна для решения определенных задач;

5. Принцип научной обоснованности и объективности заключается в применении только валидных и надежных методов, техник;

6. Принцип ответственности – педагог-психолог несет ответственность за организацию, ход и результаты психологического обследования, за любое решение, принимаемое относительно клиента;

7. Принцип обеспечения суверенных прав личности – добровольность участия в психологическом обследовании, право знать результаты обследования;

8. Принцип отношения и уважения к клиенту – принятие клиента таким, какой он есть;

9. Принцип не нанесения ущерба человеку (не навреди!) – деятельность педагога-психолога не должна наносить вреда личности клиента.

Почему-то принято копаться в психологии тоскующего денди, уставшего от красы ногтей и уехавшего в деревню - хандрить дальше (чтобы не портить настроение другим денди, которым всё ещё не надоел Didelot). Нас часто приучают к мысли, что быть унылым - это значит быть умным. Онегин хандрил и нам велел! А ещё - тосковать и писать стихи о смерти (а не о прыжках в воду...с шестом) - это и вовсе признак высокой организации сознания. Из серии - хомо-сапиенс не может быть доволен, ибо вокруг - одно сплошное merde. Остановите Землю - я сойду. И выключите это тупое Солнце! По счастию, я имею возможность фильтровать свой круг знакомых и как только туда залетает Ослик Иа, ему тут же бывает деликатно отказано в общении. Я не доктор Курпатов, чтобы осушать все эти высокодуховные слёзы. "Вы радуетесь потому, что не знаете всей правды!" или "Вы радуетесь потому, что у вас слишком пониженные требования!"


Унылый умник оживает только тогда, когда его опекает куча народу.

На мой взгляд, такая позиция выдаёт не ум, а кристальную, незамутнённую глупость. Уныние - болезнь дурака, который не знает, чем себя занять. Умный человек всегда найдёт повод, если не для радости, то для созидания или для мыслей. Но не для соплей. В дамских глянцах часто пишут о депрессии. Я понимаю, что это реальное заболевание, недостаток чего-то там в мозге. Серотонина что ли. Я не врач, трындеть не буду. Но опять-таки, реальная депрессия - это один случай на 1000 случаев так называемого "плохого настроения". Чуть что: "Аааа! У мене депрессия! Лечите меня семеро!" А на деле это - банальная леность души и тела. Скушай шоколадку и купи себе ролики. Что нужно Ослу Иа? Чтобы вокруг него водили нескончаемый хоровод. Как планеты вокруг "тупого" и вечно радостного Солнца. Ослу Иа надо, чтобы все его хвалили, одаривали, говорили, какой он шедевральный и неповторимый. Сам же он никогда не будет делать Вам комплименты. А зачем, раз Вы сами великодушно сказали ему, что он - Гений с большой буквы "гэ"? Двух "гэ" на одном га быть не может. В моменты таких хороводов Ослик Иа немного оживает и начинает глупенько понтоваться. Он тут же вспоминает, какой он славный и как его везде любят.


Для него ты хорош, когда тоже плачешь!

Осёл Иа - существо с очень низкой самооценкой. Он в силу разных причин ненавидит себя и поэтому агрессивно требует повышенного внимания и любви. Он хочет от Вас того, в чём отказывает сам себе. А поскольку это желание неутолимо, в принципе, то и хоровод вокруг Осла должен носить перманентный характер. В эту группу лиц входят непризнанные поэты-художники и - старые девы (потенциальные и реальные - ну те, кому чётко за 50). Иногда эти категории совпадают и миру бывает явлена хрестоматийная Духовно Богатая Дева (сокращённо ДБД). Избави Вас судьба от встреч с ДБД! Её духовность - это смесь пренебрежения к толпе и персональных понтов, а знания ограничены несколькими книгами. ДБ-Ослихи и Ослы (иже с ними) невыносимо эгоистичны - они рассматривают мир, как полигон для своих страданий. Более того, им в кайф, когда у вас (иной раз!) что-то плохо. Они буквально "купаются" в Ваших временных трудностях, делая Вас своим союзником. "Да-да! Все мужчины таковы! Да-да! Все дети рано или поздно становятся двоечниками и хамами! Да-да! Меня тоже постоянно кусают бультерьеры!" Осёл Иа обобщает всё дурное и навязывает Вам плохое, как норму. Для Вас это - эпизод, для него - жизнь.


...Поэтому быдло идёт тусовать без него!

Ах да, наш Осёл не терпит одиночества и страшно общителен. И это самое парадоксальное, на первый взгляд. Но на деле, он великолепно вампирит Вашу энергию и ужасно расстраивается, когда его игнорируют вчерашние знакомые. Впрочем, это - очередной повод для страданий - благо, мир велик и свободная жилетка всегда найдётся. В школе такие Ослы всегда оказываются в положении чучел - они ведь с детства привыкли противопоставлять себя быдлятине, а дети этого не любят. С возрастом чучельность перерастает в эгоистичное "якание", в осознание личной элитарности и гонимости. Благо, взрослые люди не склонны к травле. Ослам Иа в кайф быть не такими, как все, но при этом они требуют, чтобы с ним носились и возились эти самые презренные "все". Осёл Иа чётко отслеживает, кто позвонил ему с подравлениями, а кто - забыл. Он скрупулёзно следит, чтобы его приглашали во все компании и на все тусовки. Да-да! Он презирает толпу, но толпа обязана его приглашать! Он ненавидит счастливых, но именно счастливые отдают ему свою энергию! Он демонстративно не ходит на "Аватар" и столь же демонстративно обожает Серебряный век...

И вот, что я ещё хочу сказать - свою ослиность Иа культивирует сам, полагая, что вся его осенняя хандра и высокая духовность - признак великого ума. На деле же, Иа только отталкивает от себя самых разных людей - Винни-Пухов, Кроликов, Пятачков и Мудрых Сов, которые, пожав плечами, уходят на Мост Для Игры в Пустяки или хотя бы шугать пчёл при помощи воздушных шариков.

Один мой школьный друг даже стих написал для таких Йа, который заканчивался так:

Когда ты будучи в хреновом настроеньи
Пришел в очаг веселой суеты
Не разделяя это мненье,
Подумай, не говно ли ты.

Почему Ишака называют Ослом?

Вопрос решен и закрыт .

Лучший ответ

      0 0

    7 (25196) 3 12 33 9 лет

    для чего мы живем, если не стараемся облегчить жизнь друг другу? если бы каждая душа, прикоснувшаяся к моей душе даже легчайшим касанием, обрела для себя что-нибудь доброе: хотя бы крошечную радость; хотя бы одну добрую мысль; неведомое дотоле вдохновение; хотя бы частицу отваги перед темнеющим небосклоном; хотя бы проблеск веры, чтобы противостоять сгущающимся теням зла; один – единственный солнечный луч, способный разогнать туман и сделать жизнь прекрасной.

    Ишак, Ходжа и другие


    Открытие Ходжы Насредина
    Однажды Ходжа Насреддин перепутал себя с ишаком и ужаснулся, что куда-то пропал его хвост. Но каково было удивление Хаджы Насредина, когда он обнаружил, что он говорящий ишак, хоть и без хвоста.
    Разобравшись, что он все-таки не ишак, а Ходжа Насредин, Ходжа Насредин понял, что ишаки умеют разговаривать.

    Первый закон Насреддина
    Однажды ишак перепутал, кто на ком едет и сел на Ходжу Насредина.
    - если Ходжу Насреддина можно оседлать, значит и ишака можно заставить разговаривать! - понял Ходжа Насреддин

    Второй закон Насреддина
    - это ты, Ходжа Насреддин, даешь ишакам такие дурные советы? - возмутился Эмир и издал закон, запрещающий давать советы ишакам

    Мудрость Ходжы Насреддина
    Однажды ишак Ходжы Насреддина перепутал, кто на ком едет и сел на Эмира.
    - это ты, Ходжа Нссреддин, даешь ишакам такие дурные советы? - возмутился Эмир
    С тех пор ходит слава про мудрость Ходжы Насреддина.

    Третий закон Насреддина
    Однажды Ходжа Насреддин попросил своего ишака въехать в смысл того, что говорит Эмир. Но ишак в смысл слов Эмира так и не въехал.
    Тогда Эмир издал закон, обязующий перед каждым его словом сооружать специальный въезд для ишаков.

    Нефигурист
    Однажды у Ходжы Насреддина спросили, может ли он научить ишака кататься на коньках.
    - я не собираюсь учиться кататься на коньках! - возмутился ишак
    С тех пор ходит слава о том, что Ходжа Насреддин научил разговаривать своего ишака.

    Обмен опытом
    Однажды ишак научил Ходжу Насреддина говорить "иа". Тогда Ходжа Насреддин решил научить ишака разговаривать.

    Хитрый Насреддин
    - а как ты научил своего ишака летать? - спросил Эмир Ходжу Насреддина
    - а мой ишак не умеет летать - признался Ходжа Насреддин

    Неблагодарные
    - а зачем Ходжа Насреддин научил нас разговаривать? - спросил у мамы ишак

    Непонимающие
    - а зачем Ходжа Насреддин учил нас по-людски разговаривать? - спросил у мамы ишак
    - он был глупцом - ответила мама

    Слава о Ходже Насреддине
    - а люди правда считают, что они разговаривают лучше нас? - спросил у мамы ишак
    - да, один глупец даже учил ишака по людски разговаривать - ответила мама

    Осел без Ходжы, но с другими


    * С ослами будь ослом - не обнажай свой лик!
    Ослейшего спроси - он скажет «Я велик!»
    А если у кого ослиных нет ушей,
    Тот для ословства - явный еретик! (Авиценна)

    * Говорят, что среди животных лев - высшее, а осёл - низшее; но осёл, ношу таскающий, поистине лучше, чем лев, людей раздирающий.
    * Осёл, побывавший в Мекке, - всё же остается ослом.(Саади, Муслихаддин)

    * Осёл готов сносить все тяготы и огорчения. А упрямым его величает всяк, кому самому недостает выдержки и терпения. (Леонардо да Винчи)

    * Энергия осла проявляется в полную меру только тогда, когда он не двигается с места. (Йорга, Николае)
    * Зачем тебе осёл, если нечего возить.
    * Мертвый осёл - праздник для волков. (Таджикские пословицы)

    * Осёл, слушая игру на лире, лишь хлопает ушами. (Лукиан)

    * «Осёл был самых честных правил:
    Ни с хищностью, ни с кражей незнаком,
    Не поживился он хозяйским ни листком
    И птицам, грех сказать, чтобы давал потачку...»

    * «А я скажу, не с тем, чтоб за Осла вступаться;
    Он, точно, виноват (с ним сделан и расчёт),
    Но, кажется, не прав и тот,
    Кто поручил Ослу стеречь свой огород.»

    (Крылов, Иван Андреевич: «Осёл и Мужик», басня, 1818-1819 гг.)

    * Осел - это такая лошадь, только маленькая как осел. (Клуб Веселых и Находчивых)

    "Осёл" слово, которым девушки бросаются в парней. "Ишак" тоже произносится, но редко.

    Чем же отличается осел от ишака? Абсолютно ничем. Дело в том, что оба эти названия относятся к одному и тому же животному, точнее к самцу осла (самку называют ослицей).

    Осел является одним из первых одомашненных животных. Египтяне приручили ослов более 5000 лет назад.

    Благодаря своей исключительной полезности, эти животные разводятся во всем мире. Существует много разновидностей ослов. Например, в Сомали и других районах Африки обитают дикие сомалийские ослы, осторожные животные, живущие группами от 5 до 20 особей, питающиеся в пустыне сухой травой и кустарниками. Большинство местных племен ведет охоту на сомалийских ослов из-за их шкуры и мяса либо отлавливает их на продажу, так что сегодня это животное встречается довольно редко.

    Несколько видов диких ослов обитает в Азии. Один из них, сирийский осел, когда-то обитавший в Сирии и других районах Среднего Востока, сейчас, по всей вероятности, уже вымер. Осел приспособлен к жизни в пустыне и может некоторое время обходиться без воды. На время рождения потомства ослы собираются в большие стада, но вскоре разбиваются на маленькие группки и разбредаются по стране.

    Современные ослы являются потомками нубийских ослов из северо-восточной Африки, когда-то водившихся на всей территории от Нила до Красного моря. Но большинство видов диких ослов уже истреблено, и сейчас люди пытаются защитить от подобной участи несколько сохранившихся видов.

    Во многих районах Мексики и Центральной Америки осел является распространенным транспортным средством, заменяя лошадь или машину.

Осёл обычно прячется в тени другого домашнего жывотного. Чаще всего осла даже и не называют в числе первых пришедших на ум сожителей человека: «Собака была дикая, лошадь была дикая, корова была дикая, овца была дикая, свинья была дикая, и эти дикие животные бродили по сырому дикому лесу. Но самым диким из них был кот» . Вот почему несомненное мощное влияние осла на развитие культуры человечества нуждается в некотором специальном освещении.
Ослы немало проявили себя в науке – недаром даже возникло стойкое выражение «учёные ослы»: «Будешь в обществе гордых учёных ослов – постарайся ослом притвориться без слов» . Одним из наиболее знаменитых среди них был известный всем буриданов осёл, поставивший перед собой и человечеством важную теоретическую и практическую задачу, правильного решения которой до сих пор не найдено.
Но ещё существеннее, чем в науке, осёл проявил себя в искусстве. Музыкальные достижения осла неоспоримы. Вот, например, многие до сих пор ошибочно думают, что рок-группу «Бременские музыканты» организовал Трубадур. Я-то в Бремене был, видел тамошний памятник. Ничего, разумеется, подобного на самом деле не происходило: «Отвечает ему осёл: - Пойдём, петушок, с нами в город Бремен и станем там уличными музыкантами. Голос у тебя хороший, ты будешь петь и на балалайке играть, кот будет петь и на скрипке играть, собака - петь и в барабан бить, а я петь и на гитаре играть» . Важно отметить, что осёл умеет и петь, и играть на музыкальном инструменте. Так, прекрасно исполняло песенку собственного сочинения «Чирик-чирик-чирик, тюрлю-тюрлю-тюрлю, это я, это я, это я, Мафин, пою!» одноимённое животное . Сложным искусством музыкальной игры владел другой осёл: «Проказница-Мартышка, Осёл, Козел да косолапый Мишка затеяли сыграть Квартет. Достали нот, баса, альта, две скрипки...» .
Поэзия ослу не чужда. Уже упоминался поэт-песенник Мафин, но до подлинных глубин поэзии опустился другой осёл: «Доселе, как я уже говорил, доселе вся Поэзия в Лесу создавалась Пухом, Медведем с милым характером, но разительным недостатком ума. Однако Поэма, которую я намереваюсь прочесть вам сейчас, была создана Иа-Иа, то есть мною, в часы досуга» . Будучи не дилетантом, а настоящим профессионалом этого нелёгкого ремесла, осёл часто выступает и тонким литературным критиком: «Осёл, уставясь в землю лбом, "Изрядно, - говорит, - сказать неложно, тебя без скуки слушать можно; А жаль, что незнаком ты с нашим петухом; Еще б ты боле навострился, Когда бы у него немножко поучился"» .
Ослы дали человечеству великих ораторов (Валаамова ослица) и философов: «Старый серый ослик Иа-Иа стоял один-одинёшенек в заросшем чертополохом уголке Леса, широко расставив передние ноги и свесив голову набок, и думал о Серьёзных Вещах. Иногда он грустно думал: "Почему?", а иногда: "По какой причине?", а иногда он думал даже так: "Какой же отсюда следует вывод?"» .
Из ослов вышли известные политические деятели – один осёл даже исполнял божественные обязанности самого Аслана .
Осёл часто диктует тенденции развития моды и стиля жизни: «А в это время из магазинов стали поступать на фабрику требования присылать широкие жёлто-зелёные брюки, пиджаки с узкими рукавами и пёстрые береты» .
В развитие интеллектуальных и прочих азартных игр ослы тоже своими лучшими игроками внесли свой заметный вклад: «Ходжа Насреддин, холодея, взял кости и уже приготовился их метнуть, но вдруг остановился. – Повернись-ка задом! – сказал он ишаку. – Ты сумел проиграть на трёх очках, сумей же теперь выиграть на одиннадцати, иначе я немедля отведу тебя на живодёрню! - Он взял в левую руку хвост ишака и ударил себя этим хвостом по правой руке, в которой были зажаты кости. Всеобщий вопль потряс чайхану, а сам чайханщик схватился за сердце и в изнеможении опустился на пол. На костях было двенадцать очков» .
Человек издавна втайне завидовал могучему потенциалу осла и в своих легендах и фантазиях мечтал о собственном превращении в это благородное и умное животное. Древние тексты отражают эту вековую мечту человечества . Иногда даже человек долгими тренировками символически, ритуально осуществлял своё невозможное превращение в осла, оставаясь при этом, разумеется, всё тем же самым человеком снаружи, - но облагораживаясь изнутри: «Вор заскрежетал зубами, забился в корчах, из его рта, вместе с пеной, опять вырвался трубный ишачий рев. И к полному ужасу Агабека, он, вращая огненно-жёлтым оком, начал быстро двигать ушами – умение, которым овладел еще в детские годы» .

Список литературы.

1. Редьярд Киплинг «Как кот гулял, где ему вздумается».
2. Омар Хайям «Рубаи».
3. Братья Гримм «Бременские музыканты».
4. Энн Хогарт «Мафин и его весёлые друзья».
5. Иван Крылов «Басни».
6. Алан Милн «Винни-Пух и все-все-все».
7. Клайв Льюис «Последняя битва».
8. Николай Носов «Незнайка в Солнечном городе».
9. Леонид Соловьёв «Возмутитель спокойствия».
10. Апулей «Метаморфозы, или Золотой осёл».
11. Леонид Соловьёв «Очарованный принц».