Социальные институты культуры кратко философия. Психологическая библиотека

Понятие социально-культурного института. Нормативные и учрежденческие социально- культурные институты. Социально-культурные институты как общность и социальная организация. Основания типологизации социально-культурных институтов (функции, форма собственности, обслуживаемый контингент, экономический статус, масштаб-уровень действия).

ОТВЕТ

Социально-культурные институты - одно из ключевых понятий социально-культурной деятельности (СКД). Социально-культурным институтам присуща определенная направленность их общественной практики и социальных отношений, характерная взаимосогласованная система целесообразно ориентированных стандартов деятельности, общения и поведения. Их возникновение и группировка в систему зависят от содержания задач, решаемых каждым отдельно взятым социально-культурным институтом.

Социальные институты - это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей, призванные обеспечить надежность, регулярность удовлетворения потребностей личности, различных социальных групп, общества в целом. Образование, воспитание, просвещение, художественная жизнь, научная практика и множество других культурных процессов являются видами деятельности и культурными формами с соответствующими им социальными хозяйственными и иными механизмами, учреждениями, организациями.

С точки зрения функционально-целевой направленности выделяют два уровня понимания сущности социально-культурных институтов.

Первый уровень - нормативный . В данном случае социально-культурный институт рассматривается как исторически сложившаяся в обществе совокупность определенных культурных, морально-этических, эстетических, досуговых и других норм, обычаев, традиций, объединяющихся вокруг какой-либо основной, главной цели, ценности, потребности.

К социально-культурным институтам нормативного типа относятся институт семьи, язык, религию, просвещение, фольклор, науку, литературу, искусство и другие институты.

Их функции:

социализирующая (социализацию ребенка, подростка, взрослого человека),

ориентирующая (утверждение императивных общечеловеческих ценностей через специальные кодексы и этику поведения),

санкционирующая (социальную регуляцию поведения и защиту определенных норм и ценностей на основе юридических и административных актов, правил и предписаний),

церемониально-ситуационная (регламентацию порядка и способов взаимного поведения, передачи и обмена информацией, приветствий, обращений, регламентацию собраний, совещаний, конференций, деятельности объединений и т.д.).

Второй уровень - учрежденческий. К социально-культурным институтам учрежденческого типа относится многочисленная сеть служб, разноведомственных структур и организаций, прямо или косвенно задействованных в социально-культурной сфере и обладающих конкретным административным, социальным статусом и определенным общественным назначением в своей отрасли, В эту группу входят непосредственно учреждения культуры, образования, искусства, досуга, спорта (социально-культурное, досуговое обслуживание населения); промышленно-хозяйственные предприятия и организации (материально-техническое обеспечение социально-культурной сферы); административно-управленческие органы и структуры в области культуры, включая органы законодательной и исполнительной власти; научно-исследовательские и научно-методические учреждения отрасли.

Так, государственные и муниципальные (местные), региональные органы власти занимают одно из ведущих мест в структуре социально-культурных институтов. Они выступают как полномочные субъекты разработки и проведения в жизнь общегосударственной и региональной социально-культурной политики, эффективных программ социально-культурного развития отдельных республик, краев и областей.

Любой социально-культурный институт следует рассматривать с двух сторон - внешней (статусной) и внутренней (содержательной).

С внешней (статусной) точки зрения каждый такой институт характеризуется как субъект социально-культурной деятельности, обладающий совокупностью нормативно-правовых, кадровых, финансовых, материальных ресурсов, необходимых для выполнения функций, предназначенных ему обществом.

С внутренней (содержательной) точки зрения социально-культурный институт представляет собой совокупность целесообразно ориентированных стандартных образцов деятельности, общения и поведения конкретных лиц в конкретных социально-культурных ситуациях.

Социально-культурные институты обладают различными формами внутренней градации.

Одни из них официально учреждены и организационно оформлены (например, система общего образования, система специального, профессионального образования, сеть клубных, библиотечных и других культурно-досуговых учреждений), имеют общественную значимость и выполняют свои функции в масштабах всего общества, в широком социально-культурном контексте.

Другие не учреждаются специально, а складываются постепенно в процессе длительной совместной социально-культурной деятельности, часто составляющем целую историческую эпоху. К ним, например, относятся многочисленные неформальные объединения и досуговые общности, традиционные праздники, обряды, ритуалы и другие своеобразные социально-культурные стереотипные формы. Они добровольно избираются теми или иными социально-культурными группами: детьми, подростками, молодежью, жителями микрорайона, студентами, военными и т.д.

В теории и практике СКД часто используются многие основания для типологии социально-культурных институтов:

1. по обслуживаемому контингенту населения :

a. массовый потребитель (общедоступные);

b. отдельные социальные группы (специализированные);

c. дети, юношество (детско-юношеские);

2. по формам собственности:

a. государственные;

b. общественные;

c. акционерные;

d. частные;

3. по экономическому статусу :

a. некоммерческие;

b. полукоммерческие;

c. коммерческие;

4. по масштабам действия и охвата аудитории :

a. международные;

b. национальные (федеральные);

c. региональные;

d. местные (локальные).

Слово «институт» происходит от лат. institutum, что означает «установление, учреждение, организация». Социальные институты являются составной частью социальной структуры, одной из основных категорий социологического анализа общества, под которой обычно понимают сеть упорядоченных и взаимообусловленных связей между различными элементами социальной системы, фиксирующую свойственные данному обществу способы организации и функционирования. Понятие социального института заимствовано культурологией из социологии и юриспруденции и во многом сохраняет смысловую окраску, связанную с нормами регулятивной деятельности человека и общества, однако оно приобрело значительно более широкое толкование, позволяющее подойти к явлениям культуры со стороны их общественного установления.

Понятие социаль- Институциональный аспект функционирования ного института социума является традиционной областью инте- культуры ресов общественной и научно-гуманитарной мыс ли. Наибольшую проработку категория социальных институтов получила в социологии. Среди предшественников современного понимания социальных институтов вообще и социальных институтов культуры в частности в первую очередь следует назвать О. Конта, Г. Спенсера, М. Вебера и Э. Дюркгейма. В современной научной литературе, как зарубежной, так и отечественной, существует достаточно широкий набор версий и подходов к трактовке понятия «социальные институты», что не позволяет дать жесткую и однозначную дефиницию этой категории. Одна

ко некоторые ключевые моменты, присутствующие в большинстве социологических определений социального института, все же можно обозначить.

Чаще всего под социальным институтом понимается некоторый более или менее устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в единую систему. С помощью рассматриваемой категории обозначается некоторая общность людей, выполняющих определенные роли, организованных посредством социальных норм и целей. Столь же часто, говоря о социальных институтах, имеют в виду систему учреждений, посредством которых тот или иной аспект человеческой деятельности легализуется, упорядочивается, консервируется и репродуцируется в обществе, где определенные люди получают полномочия для выполнения определенных функций.

В самом широком смысле слова под социальными институтами следует понимать специфические социокультурные образования, обеспечивающие относительную устойчивость связей и отношений в пределах социальной организации общества, некоторые исторически обусловленные способы организации, регулирования и проецирования различных форм общественной, в том числе и культурной, деятельности. Социальные институты возникли в ходе развития человеческого общества, общественного разделения труда, формирования отдельных видов и форм общественных отношений. В социальном институте культура, по сути дела, «объективируется», опредмечивается; получает соответствующий социальный статус тот или иной аспект культурной деятельности, закрепляется его характер, регламентируются способы его функционирования и репродуцирования.

Общество представляет собой очень сложную систему социокультурных институционализованных образований как сложившейся совокупности экономических, политических, правовых, нравственноэтических, эстетических, ритуальных и пр. отношений. С точки зрения социологии к наиболее фундаментальным социальным институтам, присутствующим в большинстве, если не во всех, социокультурных образованиях, следует отнести собственность, государство, семью, производственные ячейки общества, науку, систему коммуникативных средств (действующих и внутри, и вне социума), воспитание и образование, право и т.д. Благодаря им происходит функционирование общественного механизма, осуществляются процессы инкультурации и социализации индивидов, обеспечивается преемственность поколений, передаются навыки, ценности и нормы социального поведения.

К самым общим признакам социокультурного института можно отнести следующие:

    выделение в обществе определенного круга «культурных объектов», осознание необходимости их обособления и регламентированной циркуляции в масштабах всего сообщества;

    выделение круга «культурных субъектов», вступающих в процессе культурной деятельности в специфические отношения, обусловленные характером культурного объекта; придание деятельности субъектов регламентированного и более или менее устойчивого характера;

    организацию и субъектов культуры, и ее объектов в определенную формализованную систему, внутри статусно различенную, а также обладающую определенным статусом в масштабах всей общественной организации;

    существование специфических норм и предписаний, регулирующих как циркуляцию культурных объектов в обществе, так и поведение людей в пределах института;

    наличие социально-культурно-значимых функций института, интегрирующих его в общую систему социокультурного функционирования и в свою очередь обеспечивающих его участие в процессе интеграции последнего.

Перечисленные признаки не являются строго нормативными и не всегда проявляются отчетливо в тех или иных социокультурных институтах. У одних из них, прежде всего формальных и находящихся под строгим надзором государственно-политических инстанций (таких, например, как государственные учреждения культуры), признаки могут фиксироваться четко и в полном объеме. У других, неформальных (у неформальных объединений художников, частных музеев и коллекций, личных архивов и пр.) либо только воз- ника-ющих, - менее отчетливо. В целом же эти признаки служат удобным инструментом для анализа и описания процессов институционализации социокультурных образований различного порядка. При исследовании конкретного социального института особое внимание необходимо уделять функциональному и нормативному аспектам. Реализация определенных функций обеспечивается целостной и разработанной системой стандартизированных форм объективации, отчетливо осознаваемой ценностно-нормативной структурой социального института культуры.

Структура социальных институтов может варьироваться в зависимости от типа и формы конкретной культурной деятельности. Укажем самые общие структурные элементы, присутствующие в любом социальном институте культуры: более или менее осознаваемые как внутри института, так и в широком социокультурном

контексте цель и сфера деятельности института; функции, предусмотренные для достижения обозначенной цели; нормативно обусловленные культурные роли и статусы, представленные в структуре института; набор средств, легализованных для достижения заявленной цели и реализации функций, включающий соответствующий репертуар материальных, символических, технологических, властнополитических и пр. санкций.

Процесс институционализации, образования соответствующего социального института культуры, варьируется в зависимости от эпохи и характера культуры. Невозможно предложить единый сценарий, но несколько важнейших этапов при формировании института проходит любой род культурной деятельности. Прежде чем возникнуть социально культурному институту как самостоятельной и различенной в общей системе социального разграничения структуре, в культуре должна быть хорошо осознана потребность в данном роде культурной деятельности. Далеко не всегда люди ходили на выставки, в театры, проводили свой досуг на стадионах и на дискотеках. Не существовали и соответствующие данным потребностям институты. Целые эпохи не знали ни архивов, ни концертных залов, ни музеев, ни университетов. Одни потребности в процессе развития возникали, оформлялись в качестве социально значимых, другие, напротив, отмирали. Если сегодня для большинства россиян понятно отсутствие желания посещать еженедельно храм, то полтора века тому назад подобное было немыслимо. В процессе возникновения потребностей необходимо, чтобы были так или иначе сформулированы цели. Например, для чего необходимо ходить в музеи, в рестораны, на стадионы, в театры, посещать термы? Цели также должны стать общественно весомыми.

Процесс институционализации неотделим от появления специальных норм и правил, которые поначалу могут быть стихийными, хаотичными, приносящими не столько пользу, сколько вред данному виду культурной деятельности. В результате такого «неорганизованного» культурного взаимодействия постепенно появляются особые процедуры, нормы, регламенты, правила и пр. Они и закрепляются в виде социального культурного института, призванного фиксировать наиболее оптимальные способы организации данной формы культурной деятельности. Однако любое установление нуждается и в санкциях для поддержания принятых регламентов. В противном случае институт не сможет функционировать, реализовывать в допустимых пределах возложенные на него культурным сообществом задачи.

И наконец, образование социального института заканчивается созданием системы статусов и ролей, выработкой стандартов, ох

ватывающих все без исключения аспекты культурной деятельности. Финалом процесса институционализации можно считать создание в соответствии с нормами и правилами достаточно четкой статусно-ролевой структуры, социально одобряемой большинством или хотя бы властно-политически поддерживаемой. Без институционализации, без социальных институтов ни одна современная культура существовать не может.

Социальные институты культуры выполняют в обществе ряд функций. К числу важнейших можно отнести следующие:

    регулирование деятельности членов общества в рамках предписываемых последним социальных отношений. Культурная деятельность носит регламентированный характер, и именно благодаря социальным институтам «вырабатываются» соответствующие регулятивные регламенты. Каждый институт обладает системой правил и норм, закрепляющих и стандартизирующих культурное взаимодействие, делающих его и предсказуемым, и коммуникативно возможным; соответствующий социокультурный контроль обеспечивает порядок и рамки, в которых протекает культурная деятельность каждого отдельного индивида;

    создание возможностей для культурной деятельности того или иного характера. Для того чтобы конкретные культурные проекты мог реализоваться в рамках сообщества, необходимо, чтобы были созданы соответствующие условия - этим напрямую занимаются социальные институты;

    инкультурация и социализация индивидов. Социальные институты призваны обеспечивать возможность вхождения в культуру, приобщения к ее ценностям, нормам и правилам, обучать расхожим культурным поведенческим моделям, а также приобщать человека к символическому порядку;

    обеспечение культурной интеграции, устойчивости всего социокультурного организма. Эта функция обеспечивает процесс взаимодействия, взаимозависимости и взаимоответственности членов социальной группы, происходящих под воздействием институциональных регламентов. Интегративность, осуществляемая посредством институтов, необходима для координации деятельности внутри и вне социокультурного ансамбля, она является одним из условий его выживания;

    обеспечение и налаживание коммуникаций. Коммуникативные возможности социальных институтов культуры неодинаковы: одни специально предназначены для передачи информации (например, современные средства массовой информации), другие имеют весьма ограниченные возможности для этого или в первую оче

редь призваны выполнять другие функции (например, архивы, политические организации, образовательно-воспитательные учреждения);

    консервация культурно-значимых регламентов, феноменов, форм культурной деятельности, их сохранение и репродуцирование. Культура не могла бы развиваться, если бы не имела возможности хранить и передавать накопленный опыт - тем самым обеспечивается преемственность в развитии культурных традиций.

Культурология и искусствоведение

Традиционно семья определяется как основанное на браке и кровном родстве объединение людей связанное общностью быта и взаимной ответственностью. Но семья как правило представляет более сложную систему отношений чем брак поскольку она может объединять не только супругов но и их детей а также других родственников. Семья как социальный институт в различных культурах принимает различные формы. В зависимости от формы брака выделяются моногамная и полигамная семья.

Конец формы

Социальные институты культуры

Каждый компонент социальной жизнедеятельности имеет соответствующие формы организации, т.е. институты, обеспечивающие как его поддержание, так и воздействие на общественную жизнь в целом. Экономика не может функционировать без определенных форм собственности на средства производства, производственных коллективов, организации предпринимателей и трудящихся и т.д. Политика получает свое выражение прежде всего в деятельности государства и политических партий.

Социальный институт не сводится к наличию организаций или учреждений , занимающихся отведенной им деятельностью. Институт включает в себя и какие-то «блоки» целенаправленной деятельности (например, ритуалы, праздники), через которые поддерживается общественная жизнь.

Институт всегда представляет собой ряд компонентов :

  • некоторую внутренне слаженную систему функций , закрепленных предписаниями (нормы, уставы ), оправдывающими данный институт и соотносящими его с другими сферами;
  • материальные средства (здания, финансы, оборудование ), обеспечивающие деятельность данного института;
  • носителей (кадры ), вербуемых в соответствии с принципами, соотнесенными с целями данного института (служители культа, различные слои интеллигенции).

Социальные институты организуют и координирует деятельность людей в каждой сфере, без чего эта деятельность приобрела бы разрозненный, непоследовательный и неустойчивый характер.

Например, одним из важнейших социальных институтов культуры является институт семьи . Традиционно семья определяется как основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью. Первоначально основу семейных отношений составляет брак. Брак — это исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их супружеские и родственные права и обязанности.

Но семья, как правило, представляет более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она может объединять не только супругов, но и их детей, а также других родственников. Поэтому семью следует рассматривать не просто как брачную группу, но и как социальный культурный институт, т. е. систему связей, взаимодействий и отношений индивидов, выполняющих функции воспроизводства человеческого рода и регулирующих все связи, взаимодействия и отношения на основе определенных ценностей и норм, подверженных обширному социальному контролю через систему позитивных и негативных санкций.
Семья как социальный институт в различных культурах принимает различные формы. В связи с этим ученые выделяют ряд типов семейной организации. В зависимости от формы брака выделяются моногамная и полигамная семья. Моногамная семья предусматривает существование брачной пары — мужа и жены, полигамная — или муж, или жена имеют право иметь нескольких жен или мужей.

В зависимости от структуры родственных связей выделяется простой, нуклеарный , или сложный, расширенный тип семьи. Нуклеарная семья представляет собой супружескую пару с детьми, не состоящими в браке. Если некоторые из детей состоят в браке, то образуется расширенная, или сложная семья, включающая в себя два или более поколений.

В современном обществе наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение ее социальных функций, неролевых семейных отношений. Семья утрачивает свои ведущие позиции в социализации индивидов, в организации досуга и других важнейших функциях Традиционные роли, при которых женщина вела домашнее хозяйство, рожала и воспитывала детей, а муж был хозяином, часто единоличным собственником имущества, и обеспечивал экономическую самостоятельность семьи, заменились ролевыми, при которых подавляющее большинство женщин в странах с христианской и буддийской культурами стали участвовать в производственной, политической деятельности, экономическом обеспечении семьи и принимать равное, а иногда ведущее участие в принятии семейных решений Это существенно изменило характер функционирования семьи и повлекло за собой ряд позитивных и негативных для общества последствий. С одной стороны, оно способствовало росту самосознания женщины, равенства в супружеских отношениях, с другой стороны, усугубило конфликтную ситуацию, воздействовало на демографическое поведение, приводя к снижению рождаемости и увеличивая уровень смертности.

Социальный институт - совокупность норм, предписаний и требований, связанных с определенной организационной структурой, посредством которых общество контролирует и регулирует деятельность людей в наиболее важных сферах общественной жизни.

Социальными институтами являются:

собственность

государство

политические партии

семья

церковь

трудовые организации

Учреждения образования и воспитания

наука

средства массовой информации.

Культура – социальное достояние, воплощающее общность норм, обычаев, нравов. Переходя от одной эпохи к другой, можно проследить, как на смену обычаям и ритуалам приходят правовые нормы и художественное творчество, формируются институты образования, воспитания. Формы культуры разнообразны – политика, экономика, образование, медицина, религия.

В социологии существенно социальное значение культуры. Культура – надындивидуальная реальность, постигаемая человеком в процессе социализации личности. В социологии выделяют такие виды культуры, как общечеловеческая и национальная культура, субкультура, массовая и элитарная культура.

Общечеловеческая культура представлена наилучшими образцами литературы, науки, производства. Культуры не изолированы, и, взаимодействуя они воздействуют друг на друга. Возрастание взаимодействий ведет к соединению различных культур. Каждая нация избирает в сфере культуры то, что соответствует ее развитию и наиболее отвечает ее духовным потребностям. Поэтому на фоне соединения различных культур намечается самосознание национальных культур.

Национальная культура – пластическое целое изменяющееся эволюционным путем.

Массовая и элитарная культуры качественно различаются и принадлежат разным группам населения. Разделение общества на разные социальные группы порождает необходимость образования культуры, характеризующей систему ценностей и норм данной социальной группы, или субкультуру.

Вся совокупность видов культуры проходит процесс институализации и образует социальный институт. Социально-культурные институты – устойчивые и регламентированные способы взаимодействия людей по поводу создания и распространения ценностей культуры. Они включают в свой состав систему учреждений культуры (театры, музеи, библиотеки), творческие объединения и союзы (писателей, художников, композиторов, театральных деятелей), организации и учреждения, распространяющие определенные ценностно-нормативные образцы культурного поведения.

Культура выполняет социально значимые функции:

трансляция социального опыта – функция культуры, направленная на передачу духовных ценностей, социальных норм, образцов поведения в историческом процессе -от одного поколения к другому и между представителями различных культур:

форма трансляции (передачи) социального опыта через освоение каждым поколением предметного мира культуры, культурных ценностей и образцов поведения;

социализация личности – функция культуры, представляющая собой способ освоения индивидом культурных норм и ценностей. Содержанием культуры выступает развитие человека в качестве субъекта социальной деятельности. Особенностью культуры как социализации личности выступает требование в личностном осмыслении своего отношения к социальным нормам, ценностям, правилам.

Культура – социальное достояние, воплощающее общность норм, обычаев, нравов. Переходя от одной эпохи к другой, можно проследить, как на смену обычаям и ритуалам приходят правовые нормы и художественное творчество, формируются институты образования, воспитания. Формы культуры разнообразны – политика, экономика, образование, медицина, религия.

В социологии существенно социальное значение культуры. Культура – надындивидуальная реальность, постигаемая человеком в процессе социализации личности. В социологии выделяют такие виды культуры, как общечеловеческая и национальная культура, субкультура, массовая и элитарная культура.

Общечеловеческая культура представлена наилучшими образцами литературы, науки, производства. Культуры не изолированы, и, взаимодействуя они воздействуют друг на друга. Возрастание взаимодействий ведет к соединению различных культур. Каждая нация избирает в сфере культуры то, что соответствует ее развитию и наиболее отвечает ее духовным потребностям. Поэтому на фоне соединения различных культур намечается самосознание национальных культур.

Национальная культура – пластическое целое изменяющееся эволюционным путем.

Массовая и элитарная культуры качественно различаются и принадлежат разным группам населения. Разделение общества на разные социальные группы порождает необходимость образования культуры, характеризующей систему ценностей и норм данной социальной группы, или субкультуру.

Вся совокупность видов культуры проходит процесс институализации и образует социальный институт. Социально‑культурные институты – устойчивые и регламентированные способы взаимодействия людей по поводу создания и распространения ценностей культуры. Они включают в свой состав систему учреждений культуры (театры, музеи, библиотеки), творческие объединения и союзы (писателей, художников, композиторов, театральных деятелей), организации и учреждения, распространяющие определенные ценностно‑нормативные образцы культурного поведения.

Культура выполняет социально значимые функции:

трансляция социального опыта – функция культуры, направленная на передачу духовных ценностей, социальных норм, образцов поведения в историческом процессе –от одного поколения к другому и между представителями различных культур:

форма трансляции (передачи) социального опыта через освоение каждым поколением предметного мира культуры, культурных ценностей и образцов поведения;

социализация личности – функция культуры, представляющая собой способ освоения индивидом культурных норм и ценностей. Содержанием культуры выступает развитие человека в качестве субъекта социальной деятельности. Особенностью культуры как социализации личности выступает требование в личностном осмыслении своего отношения к социальным нормам, ценностям, правилам.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Основы социологии и политологии: шпаргалка

Основы социологии и политологии шпаргалка.. шпаргалки от риора..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Шпаргалка
1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА: ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ ЕЕ ИССЛЕДОВАНИЯ Термин «социология» происходит от фр. societas – о

Структура и функции социологического знания
Социология как наука содержит разнообразный прикладной и теоретический материал, требующий определенного подхода к его изучению. Многообразие социологических данных отражается в стр

Методы социологического знания
Методы социологического исследования– система правил сбора, обработки и анализа доступной информации. Необходимо выделить приемлемые технические приемы, объединенны

Развитие социологии в России
Развитие социологии в России обусловлено требованиями политической и общественной жизни В русской социологической мысли выделились последователи субъективного метода антисциентизма

Современные социологические теории
Современный этап развития социологии начинается с 20‑30‑х гг. XX в. и длится до наших дней. Современными направлениями в социологии являются структурный функционализм, с

Личность и индивид
Понятие «личность» связано с такими словами, как «человек», «индивидуальность», «индивид». Человек– родовое понятие, символизирующее совокупность физиологических и

Социальный статус личности и его виды
Социальный статус– положение, занимаемое человеком в обществе и связанное с определенными правами и обязанностями. Термин «статус» вошел в социологию из латинского

Социальные роли личности как механизмы взаимодействий личности и общества
Социальная роль– способ поведения, который соответствует принятым в данном обществе нормам и правилам и зависит от социального статуса человека. Впервые определение


В процессе социального взаимодействия индивид усваивает социальный опыт, определенную систему знаний, норм, ценностей и образцов поведения. Они позволяют ему успешно устанавливать в

Социальное поведение и социальный контроль
Социальное поведение– совокупность поступков и действий индивидов и их групп, их определенная направленность и последовательность, затрагивающая интересы других инд

Социальная деятельность и активность
Деятельность есть специфическая человеческая форма отношения индивида к окружающему миру В ней человек утверждает себя в качестве общественного существа, поэтому она общественно обу

Социальное действие, его критерии и мотивации
В структуре социальной деятельности выделяется социальное действие как одно из условий ее проведения. Согласно М. Веберу, социальное действие осуществляется благодаря отдельным инди

Социальная связь
Социальная связь– набор факторов, обусловливающих совместную деятельность людей в конкретных общностях, в определенное время, для достижения тех или иных целей. Сущ

Социальное взаимодействие как система обменов и его формы
В общественной жизни все люди взаимосвязаны и испытывают взаимное влияние друг на друга. Личность человека представляет собой совокупность тех социальных качеств, которые сформирова

Социальный конфликт
Конфликт–столкновение отдельных людей, социальных групп, обществ, связанное с наличием противоречий или противоположных интересов и целей. Конфликт представляет соб


Социальный институт– устойчивые и повторяющиеся формы социальной практики, при помощи которых организуется социальная жизнь и обеспечивается стабильность общественн


Семья– социальный институт, основанный на кровном родстве, браке или усыновлении детей. Исторически семья является предшественницей всех социальных институтов. Семь


Религия– мировоззрение, мироощущение и соответствующее поведение, определяемое верой в существование Бога, божества. Ее значение состоит в стремлении привить челове


Экономическая и политическая сферы общества представляют собой основу его организации и развития. Государство– социальный институт, определяющий характер общественн

Общество как социокультурный феномен, его понятие и признаки
Социология исследует общество в целом, поэтому для нее существенными являются его универсальные свойства. Общество– исторически развивающаяся целостная система отно

Социальный процесс и его основные формы
Социальный процесс– совокупная деятельность институализированных и неинституализированных субъектов по осуществлению своей социальной деятельности, определяющей общ

Типология обществ
Система общества при всей своей устойчивости и целостности преобразуется в процессе исторического развития. В ходе этого развития выделяются разные типы общества. Типология

Концепция информационного общества
Концепция информационного общества формируется по способу триады: коммуникационный спутник – кабельное телевидение – персональный компьютер. Информационное общество

Социальная структура общества
Социальная структура общества– внутреннее устройство общества, совокупность его социальных общностей и отношений между ними. Общество представляет собой сложную сис

Социальные общности, их отличительные признаки и типы
Общество является целостным, но не однородным. Круг людей, которые взаимодействуют в обществе, велик, и возникает необходимость в образовании общностей. Общность образуется только в

Социальные группы, признаки и типы
Социальная группа– объединение людей, связанных общими отношениями, которые регулируются специальными социальными институтами, и имеющих общие нормы, ценности и тра

Социальные отношения
Социальные взаимодействия представляют собой действия личности, группы, общности, выполняемые в отношении к другим субъектам. Поэтому между ними возникают отношения и связи. Эти свя

Социальные движения, их признаки и типы
Социальное движение– массовые коллективные действия социальных групп, связанные с обеспечением групповых или общественных интересов, удовлетворением потребностей, к

Этносы и этнонациональные отношения
В XX в. большой интерес привлекают исследования этнических общностей и этнонациональных отношений. Этническая общность– совокупность этнических групп, складывающихс

Теории стратификации
В социальной структуре общества немаловажную роль занимает разделение на страты, символизирующее социальное неравенство или стратификацию. Стратификация– структурир

Основные подходы к определению предмета политологии
Политология– наука о политике, политической сфере жизни общества и о входящих в нее составляющих элементах. Ее содержание составляет анализ структур, функций и меха

Методы и функции политологии как науки
Методологическую основу политологии составляют различные подходы к изучению явлений политической жизни,среди них исторический подход, системный и функциональный под

История становления и развития политической мысли
История формирования политических взглядов и учений берет свое начало в Античности.В ней были заложены основы политической науки. Платонанализирует

Политика как социальное явление
Политика– сфера общественной жизни, образуемая политическими институтами власти, защищающими общество от распада и поддерживающими систему символов, регулирующих со

Структура политики
Политическая структура– совокупность закономерных связей, политических отношений, осуществляющихся между субъектами политики, политическими организациями по поводу

Структура политики (продолжение)
Политические отношения– связи и взаимодействия между членами общества по поводу общих для всех интересов, государственной власти как их орудия и защиты их интересов

Функции политики
Политика – определенный тип деятельности и особый вид общественных отношений.Суть политики в разделении обязанностей и полномочий при непременном их согласовании и

Природа власти
Власть – центральный элемент политики. Власть – возможность с опорой на различные средства оказывать воздействие на людей и осуществлять свою волю. Ее сред

Легитимность власти, ее типы и признаки падения ее легитимности
Легитимность власти– признание обществом обоснованности и необходимости данной политической власти и ее носителей. Она характеризует законность политической власти

Понятие политической системы общества
Политическая система общества– совокупность политических организаций, социально‑политических обязанностей, форм взаимодействий и взаимных отношений между ними

Функционирование политической системы
Политическая система самостоятельна и обладает определенными возможностями и способностями. Американские политологи Д. Истон и Г. Алмонд называют четыре главные способности:

Политический режим
Исторически объективная взаимосвязь политической системы и гражданского общества находит свое конкретное выражение в политическом режиме. Политический режим– совоку

Типы политических режимов
Выделяют следующие типы политических режимов: 1) авторитарный режим– способы и методы действия политической системы, характеризующиеся низкой степенью своб

Избирательные системы, их значение и типология
Одним из наиболее массовых статусов людей является статус избирателя. В настоящее время в большинстве стран действуют: а) принцип всеобщности избирательного права – установление пра


Сфера политики– социальное пространство, образующееся совокупностью организованных действий и взаимоотношений людей. Одной из форм такой организации выступают полит


Государство – особый политический институт, качественно отличающийся тем, что определяет правила, по которым протекает политическая жизнь, отвечает за соблюдение и изменение этих пр

Признаки государства
В вопросе о сущности государствавыделились две основные линии. Перваявосходит к классической традиции в истории политической мысли и ее представляю

Функции государства
Государство является устойчивой структурой политической организации общества. Оно составляет ее основу в силу того, что выполняет ряд отличительных функций. Функции государс

Типы государства
Государства не однородны и разделяются по разным признакам. По степени устойчивости политической жизни,постоянства и преемственности в основах ее развития государст

Формы государственного правления и устройства
Государства разделяются по двум существенным признакам– по форме правления и по форме устройства. Форма государственного правления– организация гос

Правовое государство и его отличительные признаки
В современном обществе определяются две тенденции развития современного государства– этатистская и диэтатистская. Этатистская тенденция

Гражданское общество и его соотношение с правовым государством
Гражданское общество – самостоятельная, самоорганизующаяся и самоуправляющаяся часть общества.Государство включает свободные отношения между людьми, порождаемые эти


Вторым после государства ведущим институтом политической системы является политическая партия. Политическая партия– добровольная, негосударственная организация, соз

Типология политических партий
Партии не однородны и разделяются по разным признакам. По характеру функционированиявыделяют кадровые и массовые партии. Кадровые партии–