Сравнение женских образов герой нашего времени. Сочинение на тему: Женские образы в романе «Герой нашего времени» М.Ю

Тема: Женские образы в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

1.Григорий Печорин - герой своего времени………………………………..2

2.Женские образы в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»….4

2.1- Бэла…………………………………………………………………………..4

2.2 Ундина………………………………………………………………………..8

2.3- Княжна Мери………………………………………………………………..9

2.4Вера……………………………………………………………………………14

3.Заключение……………………………………………………………………..17

4.Список использованной литературы………………………………………..20

Введение

Роман “Герой нашего времени”, написанный Лермонтовым в 1839-1840 годах, представляет собой первое реалистическое прозаическое социально-психологическое и философское произведение в русской литературе. В своем романе “Герой нашего времени” М. Ю. Лермонтов отобразил 30-е годы XIX века России. Время написания романа пришлось на период реакции, наступившей в стране после разгрома декабрьского восстания. Это были нелегкие времена в жизни страны. Подавив восстание декабристов, Николай I стремился превратить страну в казарму - все живое, малейшие проявления свободомыслия беспощадно преследовались и подавлялись. Через два года после появления в печати “Героя нашего времени” А. И. Герцен писал: “Поймут ли, оценят ли грядущие люди весь ужас, всю трагическую сторону нашего существования?”

Основной задачей Лермонтова было нарисовать портрет человека той эпохи, то есть героя своего времени, образ которого составлен из пороков всего современного автору поколения.

“Герой нашего времени”, - говорит Лермонтов в предисловии к роману, - это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии”. Лермонтов высказал “едкие истины” о жизни этого поколения, о его бездействии, растрате сил на пустые занятия. "Герой нашего времени" - первый психологический роман в русской литературе, произведение, в котором повествование определяется не хронологией развития событий, а логикой развития характера главного героя - Григория Александровича Печорина. Лермонтовский Печорин имеет сходство с пушкинским Онегиным. Они оба устали от пустоты светской жизни. Но Печорин, в отличие от Онегина, не плывет по течению, а ищет свой путь в жизни, он "бешено гоняется за жизнью" и постоянно спорит с судьбой.

Каков же герой начала XIX века в представлении Лермонтова?

Его судьба трагична. Григорий Печорин выслан из Петербурга за некую “историю” (очевидно, за дуэль из-за женщины) на Кавказ, по дороге с ним приключается еще несколько историй, он разжалован, снова отправляется на Кавказ, затем некоторое время путешествует и, возвращаясь из Персии домой, умирает. За все это время он очень много пережил сам и во многом повлиял на жизнь других людей. Всю историю жизни Печорина мы не знаем. Лермонтов повествует лишь о событиях, произошедших с ним на Кавказе. Как он попал туда, мы тоже не знаем. Но известно, что Кавказ во времена Лермонтова был местом ссылок, а также там проходили военные действия. Скорее всего, Печорин, уехав на Кавказ, надеялся найти в постоянных опасностях и риске тот смысл жизни, отсутствие которого вынудило его покинуть высший свет.

На протяжении всего повествования мы видим человека, который окунается в жизнь, что называется, с головой. Но в то же время эта жизнь не представляет для него особого интереса. Решая завести новую любовную интрижку или ввязываясь в какое-нибудь приключение, он заранее знает, чем все кончится. Но он все равно не сидит на месте, потому что ужаснее всего для Печорина бездействие. Почему же так получилось?

Ведь Печорина можно назвать весьма неординарным, умным, волевым человеком. У него широкий кругозор, высокая образованность, культура. Он быстро и верно судит о людях, о жизни в целом. Кроме того, его отличает постоянное стремление к действию. Печорин не может удержаться на одном месте, в окружении одних и тех же людей. Не от этого ли он не может быть счастлив ни с одной женщиной, даже с той, в которую влюблен? Через некоторое время его одолевает скука, и он начинает искать чего-то нового, не думая о тех, с кем был рядом. Печорин пишет в своем дневнике: “...тот, в чьей голове родилось больше идей, тот больше действует; от этого гений, прикованный к чиновничьему столу, должен умереть или сойти с ума...”

Героя лермонтовского романа не устраивает такая судьба, и он действует. Но при этом Печорин тратит свои силы на действия его недостойные. За свою жизнь Печорин разрушил много человеческих судеб - княжны Мери Лиговской, Веры, Бэлы, Грушницкого... Он разрушает гнездо “мирных” контрабандистов, похищает Бэлу, добивается любви Мери и отказывается от нее, убивает на дуэли Грушницкого... Мы видим, что Печорин не считается с чувствами других людей, практически не обращает на них внимания. Можно сказать, что поступки этого человека глубоко эгоистичны. Тем более эгоистичны, что он себя оправдывает. Объясняясь с Мери, Печорин рассказывает: “...такова была моя участь с самого детства! Все читали на моем лице признаки дурных свойств, которых не было; но их предполагали - и они родились... я стал скрытен... я стал злопамятен... я сделался, завистлив... я выучился ненавидеть... я начал обманывать... я сделался нравственным калекой...”

Нельзя обвинять только самого Печорина в том, что он “сделался нравственным калекой”. В этом виновато также общество, в котором нет достойного применения лучшим качествам героя. То самое общество, которое мешало Онегину и Ленскому, которое ненавидело Чацкого, теперь Печорина. Так Печорин выучился ненавидеть, лгать, стал скрытен, он “хоронил лучшие свои чувства в глубине сердца, там они и умерли”.

Таким образом, можно сказать, что типичный молодой человек 30-х годов XIX столетия, с одной стороны, не лишен ума и талантов, в его душе таятся “силы необъятные”, а с другой стороны - это эгоист, разбивающий сердца и разрушающий жизни. Печорин - это и “злой гений” и в то же время жертва общества.

В дневнике Печорина мы читаем: “...Первое мое удовольствие подчинять моей воле все, что меня окружает; возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха - не есть ли первый признак и величайшее торжество власти”. Его внимание к женщинам, желание добиться их любви - это потребность его честолюбия, жажда подчинить своей воле окружающих.

В минуту грусти Печорин рассуждает: “Зачем я жил, для какой цели я родился? А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому, что я чувствую в душе моей силы необъятные. Но я не угадал своего назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагородных”. И в самом деле, было ли у Печорина “назначение высокое”?

Родись этот человек в другое время, он смог бы реализовать свои таланты на пользу себе и окружающим. Не случайно он занимает одно из центральных мест в галерее литературных образов “лишних” людей. С другой стороны, Печорин - это герой своего времени, потому что в трагедии его жизни отразилась трагедия целого поколения молодых талантливых людей, не нашедших себе достойного применения. Печорин отличается глубоким умом, сильными страстями и стальной волей. Острый ум Печорина позволяет ему, верно, судить о людях, о жизни, критически относится к самому себе. Характеристики, даваемые им людям, точны и метки. Сердце Печорина способно глубоко и сильно чувствовать, хотя внешне он держится спокойно.

Печорин - сильная, волевая натура, жаждущая деятельности. Но при всей своей одаренности и богатстве духовных сил он, по собственному определению, - «нравственный калека». Его характер и все его поведение отличаются крайней противоречивостью. Эта противоречивость отчетливо сказывается уже в его внешности» отражающей, как у всех людей, по мнению Лермонтова, внутренний облик человека. Эта противоречивость Печорина раскрывается в романе со всей полнотой через взаимоотношения с другими персонажами. По определению Лермонтова, в этом состоит «болезнь» поколения того времени.

«Целая моя жизнь, - указывает сам Печорин, - была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку». В чем же они проявляются?

Во-первых, в его - отношении к жизни. С одной стороны, Печорин - скептик, разочарованный человек, который живет «из любопытства», с другой - в нем огромная жажда жизни, деятельности. Во-вторых, в нем борется рассудочность с требованиями чувства, ум и сердце.

Печорин говорит: «давно уж живу не сердцем, а головою. Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки с строгим любопытством, но без участия». Но у Печорина горячее сердце, способное понимать и любить природу. От соприкосновения с ней, «какая бы горесть ни лежала на сердце, - говорит он, - какое бы беспокойство ни томило мысль, все в минуту рассеется, на душе станет легко».

Новаторством Лермонтова стало изображение центральной фигуры романа - Печорина - изнутри. Особое внимание уделено внутреннему миру героя, его душе, поэтому автор пишет в предисловии, что “история души. человеческой... едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа”. Все многообразие художественных средств направлено на более глубокое раскрытие образа Печорина. Эту же цель Лермонтов преследовал, создавая женские образы. Противоречия в натуре Печорина сказываются и в его отношении к женщинам. Они играют большую роль в романе: позволяют более глубоко раскрыть характер Печорина, его внутренний мир, а также его отношение к любви. Свое внимание к женщинам, желание добиться их любви он сам объясняет потребностью своего честолюбия, которое, по его определению, «есть не что иное, как жажда власти, а первое мое удовольствие, - говорит он далее, - подчинить моей воле все, что меня окружает: возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха - не есть ли первый признак и величайшее торжество власти?»

Женские образы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Нет ничего на свете прекраснее женщины

О женских образах XIX столетия принято говорить “пленительные”. И это правда. Женщина - источник радости, силы и вдохновения. Михаил Юрьевич Лермонтов писал: "И ненавидим мы, и любим мы случайно, ничем не жертвуя ни злобе, ни любви, и царствует в душе какой-то холод тайный, когда огонь кипит в крови". Эти слова как нельзя лучше раскрывают характер главного героя романа Печорина и его отношение к женщинам. Тесно переплетается судьба Печорина с судьбами четырех женщин: черкешенки Бэлы (”Бэла”), длинноволосой “Ундины”, подруги контрабандиста Янко (”Тамань”), княжны Мери и княгини Веры (”Княжна Мери”); галерею женских образов завершает эпизодическая фигура Насти, “хорошенькой дочки старого урядника” (”Фаталист”). Женщины, окружающие Печорина, привлекают наше внимание и вызывают неподдельный интерес: они любили его, странного и отличающегося от всех человека, способного вызвать к жизни, давно скрываемые чувства или разрушить далекие от реальности мечты.

В дневниковой записи Печорин утверждает: «...если б все меня любили, я в себе нашел бы бесконечные источники любви». Но зачем человеку эта всеобщая любовь, если рядом с ним были прекрасные, замечательные женщины, верившие Печорину, надеявшиеся на него.

Все женские персонажи - представительницы разных миров: Бэла - одна из “детей природы”, в мир которых попадает Печорин в повести “Бэла”; Ундина представляет в романе романтический мир беззаконной вольности, к которой стремится Печорин; княжна Мери и Вера социально родственны главному герою.

Дочь гор Бэла... Она первой предстает перед читателями, от неё веет душевной чистотой, добротой и искренностью. Бэла привлекает Печорина цельностью и естественностью натуры. Когда Печорин в первый раз увидел прекрасную черкешенку Бэлу, он подумал, что любовь к ней принесет ему исцеление от тоски и разочарования. Бэла была наделена не только красотою. Это была пылкая и нежная девушка, способная на глубокое чувство. Гордая и стыдливая Бэла не лишена сознания своего достоинства. Она выросла среди природы и простых людей. Но ее характер не лишен и таких национальных черт, как гордость, чувство собственного достоинства, неразвитость и способность к страсти. Бэла обладает особенной гордостью, даже когда говорит Печорину, что она его пленница, и, следовательно, он может поступить с ней, как хочет, в ней ощущается ее человеческое достоинство... Однако гордая горянка долго отвергает Печорина, равнодушно относится к его дорогим подаркам молчание и гордость еще более подчеркивают глубину и силу любви Бэлы. «Я не раба его», - бросает она. Для нее важно, чтобы за ней признали право собственного выбора. Она сохраняет свое достоинство и далее: о ее любви, смене настроений, страданиях можно лишь догадываться по поступкам и скромным речам. Эта чуткая, искренняя девушка способна любить страстно и самозабвенно. Что заставило Печорина похитить девушку: необузданный эгоизм или желание вновь испытать забытые чувства? Но, так или иначе - теперь княжна жила в крепости. Время лечит, и через некоторое время «она приучилась на него смотреть, сначала исподлобья, искоса, и все грустила, напевала свои песни вполголоса». Юная черкешенка, гордая, нежная. Только встретилась она Печорину в горький для него период: «...она была хороша: высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны, так и заглядывали к вам в душу». Бэла покоряет читателя своей цельностью, душевной чистотой, беззащитностью, страстностью своей любви к Печорину. Печорин знал любовь, он предвидел все подводные камни этого чувства, он уверял себя, что «любил для себя, для собственного удовольствия... удовлетворял странную потребность сердца, с жадностью поглощая их чувства, их нежность, их радости и страданья». А Бэла впервые полюбила мужчину, да еще другой веры, да к тому же похитившего ее у отца и несостоявшегося жениха. Княжна смирилась со своим положением пленницы и вверяла свою жизнь Печорину, не давая ему возможности убедиться в несокрушимой победе над дикой черкешенкой. Подарки Печорина смягчили испуганное сердце Бэлы, а известие о его возможной гибели выполнило то, что не могли сделать никакие подарки: Бэла бросилась на шею Печорина и зарыдала: «...он часто ей грезился во сне... и ни один мужчина никогда не производил на нее такого впечатления». Казалось, счастье достигнуто: рядом любимый человек и Максим Максимыч, по-отечески заботящийся о ней. Печорин «наряжал ее, как куколку, холил, лелеял», она похорошела, проказничала, была весела. Четыре месяца беспечного счастья пролетели, и в отношениях Бэлы и Печорина наметился разлад: он стал уходить из дому, задумывался, грустил. Бэла была готова к решительным действиям: «Если он меня не любит, то кто ему мешает отослать меня домой? Я его не принуждаю. А если это так будет продолжаться, то я сама уйду: «я не раба его, - я княжеская дочь». Поняв, что Печорин охладел к ней, она начала заметно «сохнуть, личико ее вытянулось, большие глаза потускнели». Но на вопросы Максима Максимыча она почти ничего не отвечала: «Случалось, по целым дням, кроме «да» и «нет», от нее ничего больше не добьешься».

Она так страстно и горячо любит Печорина, что его любовь к ней кажется неглубокой и несерьезной. А, может, любовь Печорина к Бэле - это не каприз, а попытка вернуться в мир естественных, искренних чувств? Ведь именно Бэла является примером чувственной стороны жизни. Печорин и сам не знает, любит ли он Бэлу. Но ведь настоящая любовь - это забота о том, кого любишь, волнение за другого, желание принести радость. Но, как мы видим, Печорин не умеет думать о Бэле, Он занят собой и своими переживаниями, ему грустно, одиноко, он нуждается в любви молодого, чистого существа - и добивается этой любви

Печорин понимает, что разделяет его и Бэлу принадлежность к разным культурам, обычаям, разным религиям, то есть к разным человеческим мирам. И в разговоре с ней он воздействует на ее сознание, устраняя все преграды, обращается к той идее, которая лежит в ее воспитании и жизни. Печорин развивает здесь идею неизбежности судьбы: "ведь ты знаешь, что рано или поздно должна быть моею". Бэла пораженная этой, как бы вновь открытой, но знакомой истиной, покоряется. Печорин стремится походить на горца в отношениях с Бэлой. Он хвалит ее красоту, дарит подарки, хитростью завоевывает ее доверие. Печорин играет, но делает это так искренне, что его игра становится реальностью. Он и сам забывает о первоначальном намерении в отношении Бэлы. Нельзя ответить однозначно, почему Печорин полюбил Бэлу, и любил ли он ее на самом деле? Может быть, он "от скуки" (как признается сам) выбрал ее, потому что надоело "кокетство светских барынь". А возможно, Печорин ищет чего-то нового, доселе ему неведомого. Это он находит в сфере горцев, чье обаяние, смелость и гордость подчиняют себе главного героя. Он сам в минуту откровенности признается в том, что подражание чужому обычаю - страсть для него привычная.

А она-то полюбила по-настоящему. Порывы ее души глубоко разумны и человечны. Она замкнута и не говорит о своих страданиях, но ее короткие ответы Максимычу, ее потускневшие глаза говорят больше, чем пространные монологи... Лермонтов не дает подробного описания внешности черкешенки, но обращает внимание на ее глаза, которые, “как у горной серны, так и заглядывали... в душу”. “Так шествовала по земле дочь Черкесии”, но... Появление Казбича заканчивается для нее трагически. Но и умирая, Бэла самозабвенно любит Печорина, и этой любви еще большую красоту, еще большую силу придает ее верность своей вере, хотя это не оставляет ей надежды на встречу с Печориным в “царстве мертвых”... Бэла умирает от удара кинжалом в спину. В предсмертных сценах она показана не просто как экзотическая красавица, а как существо, глубоко любящее Печорина. В последние свои минуты она задается не свойственными для нее вопросами о вере и душе, трогательно заботится о Григории Александровиче. Смерть ее не бессознательна, она умирает как глубоко думающий и чувствующий человек, осознавая свой близкий конец, но сохраняя при этом достоинство. Умирая, мучаясь от боли, Бэла ни на минуту не забывает о Печорине. Она предана ему до последней минуты, Бэла печалится, что "она не христианка, и что на том свете душа ее никогда не встретится с душою Григория Александровича, и что иная женщина будет в раю его подругой". До последней минуты своей жизни Бэла даже не думает винить Печорина в своей смерти, вся ее предсмертная печаль выражается в бесконечной любви к нему. Живя одной любовью, Бэла оказалась перед смертью гордой женщиной, полной человеческого достоинства. Ее душевная жизнь ограничивалась только верой - и эту веру Бэла нарушила во имя любви. Но перед смертью она победила свою любовь. На предложение Максима Максимыча окрестить ее, она ответила, что "умрет в той вере, в какой родилась". Так состоялась своеобразная душевная победа Бэлы над Печориным. Женский образ подчеркивает противоречивый душевный мир главного героя, выявляет мотивы поступков и побуждений Печорина.

Изображение короткой жизни героини дает возможность понять скрытые мотивы и ее поведения, ощутить психологический склад ее личности. Но Бэла своими глазами, которые “так и заглядывали к вам в душу”, не смогла постичь глубины души своего любимого. Образ Бэлы нужен был Лермонтову для того, чтобы показать, что и такой чистой и нежной любви Печорину мало для ответного и искреннего чувства. Вскоре она ему наскучила, как и всё в то время Ему все надоедает, и он делает вывод: “Любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простодушие одной так же надоедают, как и кокетство другой” В "любви дикарки" он пытается найти забвение от его тоски, но его ненасытное сердце не могло долго жить одним чувством. Как объяснить влюбленной девушке, что этому столичному офицеру скучно с ней, дочерью гор. Украв Бэлу, он обличает её на вечное страдание из-за смерти отца. Это похищение, которое повлекло за собой гибель ее семьи, вовсе не осознается им как зло. Печорин не различает зла в выборе своих поступков. И, возможно, смерть была единственным решением, при котором честь и достоинство юной дикарки могли бы сохраниться. Вырванная из родной семьи, а затем брошенная, она в итоге погибает. И в ее смерти, хоть и косвенно, конечно, виноват Печорин. Он разрушает судьбу и жизнь пленительной горянки. Разбойничий удар Казбича лишил не только жизни Бэлу, но и лишил покоя Печорина на всю оставшуюся жизнь.

Следующая героиня романа – Ундина, так по - романтически назвал Печорин девушку-контрабандистку из Тамани

Ундина – так по - романтически назвал Печорин девушку-контрабандистку. Имя восемнадцатилетней девушки в «Тамани» не названо. Внешность ее привлекательна: гибкий стан, длинные русые волосы, золотистый отлив загара правильный нос, глаза проницательные, одаренные магнетической властью». Она постоянно находится в движении, порывиста, как ветер. Печорин вмешался в простую жизнь «честных контрабандистов». Его привлекли загадочные ночные обстоятельства: слепой мальчик и девушка поджидали лодку с контрабандистом Янко. Печорину не терпелось узнать, что они делали ночью. Девушка, казалось, сама заинтересовалась Печориным и вела себя двусмысленно: «вертелась около моей квартиры: пенье и прыганье не прекращались ни на минуту». Печорин увидел «чудно нежный взгляд» и воспринял его как обычное женское кокетство («он напомнил мне один из тех взглядов в старые годы так самовластно играли моей жизнью»), т.е. в его воображении взор «Ундины» сопоставлялся с взором какой-нибудь светской красавицы, взволновавшей его чувства, и герой ощутил в себе прежние порывы страсти. В довершение всего последовал «влажный, огненный поцелуй», назначенное свидание и признание в любви. Так кто же она контрабандистка.

Ундина – молодая, здоровая и энергичная девушка из маленького провинциального города, единственная, над кем Печорин не смог возобладать, даже не наделена именем. Ундиной ее называет Печорин, подчеркивая ее близость к природе (ундина – существо, соответствующее славянской русалке). В ней действительно собраны качества, свойственные этой профессии. Ее душа словно срослась с непостоянным, бурным морем. Напуганная способностью Печорина донести и разрушить ее мир, Ундина решается на смелый и жестокий поступок. Из-за одного только подозрения она, как существо истинно природное, готова убить человека. Порывистость, решительность и естественность ее поведения свидетельствуют о силе характера Ундины. Умение притворяться (признается Печорину в любви, чтобы выманить его ночью на берег) говорит о способности добиваться своих целей любыми способами. Способы Ундины оказываются эгоистичными и жестокими. Читатель вместе с Печориным начинает понимать, что девушка - контрабандистка только разыграла роль страстно влюбленной русалки, чтобы освободиться от непрошеного гостя-офицера. Герой почувствовал опасность, но все-таки был обманут: не любовь была причиной демонстративной нежности и пылкости, а угроза Печорина донести коменданту. Девушка была верна другому, Янко, и ее хитрость служила лишь поводом для расправы с Печориным. Девушка пела и прыгала целый день. Она была храброй и физически крепкой. Заботясь о безопасности своих товарищей, самостоятельно составила и осуществила план нападения на Печорина. Отважная, наивно-коварная и ловкая, заманив Печорина в море, она едва не утопила его. Печорин не готов к столкновению со свободными и гордыми людьми на их «территории». Он обнаруживает свое интеллектуальное превосходство лишь в том случае, если «простой» человек оказывается в его руках

Примечательно то, что Печорин ни в чем не винит Ундину, пытавшуюся его утопить. В "Бэле" герой играет душами простых людей, в "Тамани" он сам становится игрушкой в их руках. Контрабандистка, как и Бэла, цельная и сильная натура, от поцелуя которой у Печорина в глазах потемнело и голова закружилась, любя другого, дерзко посмеялась над его, казалось бы, подлинной страстью, чуть не утопив его. В столкновении с "Ундиной" Печорин терпит поражение. Он не готов к столкновению со свободными и гордыми людьми на их "территории". Печорин обнаруживает свое интеллектуальное превосходство лишь в том случае, если "простой" человек оказывается в его руках. Встреча с этой девушкой доказывает чуждость Печорина миру "честных контрабандистов", живущих по своим законам, которые неизвестны герою, его отторженность от них. Она помогает автору показать стремление Печорина познать тот романтический, загадочный мир, к которому она принадлежит. Это мир беззаконно вольной жизни, и поэтому притягивает Печорина, как и все новое и непознанное в жизни. Отношения с Ундиной были для Печорина просто экзотическим приключением. Она – Ундина, русалка, девушка из забытой сказки. Этим она и привлекает Печорина. Несомненно, на его заинтересованность повлияла таинственная обстановка. Для него – это один из витков судьбы; для нее – это жизнь, где каждый борется за свой место, за свое дело.

Но Бэла не единственная, чью любовь он так жестоко обманул. У Бэлы сильный цельный характер, в котором есть и твердость, и гордость, и постоянство, ведь воспитывалась она в традициях Кавказа. Совсем другой выглядит княжна Мери. Княжна Мери Лиговская - молодая симпатичная девушка, принадлежащая к одной из лучших семей столицы. Ее социальное положение, состояние, а главное, образование, не совсем характерное для девушки, воспитали характер независимый, смелый и самолюбивый. В отличие от Бэлы, у Лиговской нет такой твердости в характере, и княжна, сначала возненавидев Печорина, простила его, потом ей наскучил Грушницкий, а в результате вовсе полюбила Григория Александровича. Но она разочаровалась в главном герое, ведь он даже в своем сознании уничтожает мысли о любви: ”Уж не влюбился ли я в самом деле?.. Какой вздор!” Образ княжны Мери нарисован наиболее полно. Она наделена целым рядом незаурядных качеств. Она умна, остроумна, чиста и наивна, увлечена романтизмом, любит рассуждать о чувствах и страстях. Ее чистота выявляет эгоизм Печорина. По его собственному признанию, Мери он не любит, хочет обольстить и никогда не женится. Печорина привлекает наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся душой. История обольщения княжны Мери является поводом для глубокого самоанализа Печорина и развернутых монологов в дневнике, является лишь частным случаем в общей картине Княжна Мери, так же как и Бэла, - жертва мятущегося Печорина. Эту девушку Печорин сразу выделяет из толпы красавиц: «Эта княжна Мери прехорошенькая... У нее такие бархатные глаза... Нижние и верхние ресницы так длинны, что лучи солнца не отражаются в ее зрачках. Я так люблю эти глаза без блеска, они так мягки, они будто бы тебя гладят». Мы видим также, что она скромная, добрая, умная и благородная в своих чувствах и поступках. В ней «нет ничего такого, что бы исключало уважение». Вместе с тем в ней чувствуется аристократическое воспитание: она самолюбива, горда, порой заносчива; она окружает себя блестящими поклонниками, хотя и смотрит на них с некоторым презрением. Мэри была “молоденькая, стройная”, и, как говорил Печорин, когда танцевал с ней мазурку, он не знал “талии более сладострастной и гибкой”. Мэри скромна, добра и умна. « Она шутила очень мило, - рассказывает Печорин, - ее разговор был остер, без притязания на остроту, жив и свободен, ее замечания иногда глубоки…» Мэри благородна в своих поступках и чувствах, в ней « нет ничего такого, что бы исключало уважение».

Но Лермонтов рисует Мэри не только как « простую деву» с ее естественными, человеческими мечтами и чувствами, но и как аристократку, девушку из высшего светского общества. В ее чувствах и поступках проявляются подовые признаки воспитавшей ее аристократической среды. Княжна самолюбива, горда, порой заносчива. Она окружает себя «блестящими» поклонниками, хотя «смотрит на них с некоторым презрением», как замечает доктор Вернер.

Княжна неопытна, кокетлива, еще плохо разбирается в людях. Она не обращает внимания на самолюбие, трусость и другие пороки Грушницкого, не понимает намерений Печорина, но в то же время ее мать говорит, что ее дочь “невинна, как голубь”… Мери Лиговская совсем молода, хороша собой, неопытна, кокетлива. Она, естественно, не особенно хорошо разбирается в людях, не видит фарсовости Грушницкого, недопонимает рассчитанности игры Печорина. На первый взгляд может показаться, что это одна из обаятельных, милых, благовоспитанных аристократок, но это далеко не так. Княжна Мери умна, начитанна, благородна и нравственно чиста. Ей хочется жить так, как принято в их знатном кругу, с некоторым тщеславием, блеском. Ее душе свойственны благородные, человечные порывы, в ней нет заносчивости, и это прекрасно можно понять из эпизода с Грушницким: княжна поднимает стакан раненому солдату... Она романтик по натуре, причем наивный, так как она еще молода и неопытна. Наблюдая за Мери, Печорин угадывает в ней это противоборство двух начал - естественности и светскости, но убежден, что светскость в ней уже победила. Печорин хорошо разбирается в людях, и особенно в женщинах, он сразу понял сущность Мери: ей интересно и нравится то, что таинственно, загадочно и недостижимо, ей хочется, чтобы мужчины забавляли ее. Так было с Грущницким, который сначала заинтересовал ее своими пышными фразами, а потом надоел. Не удивительно, что на такую девушку могучий характер Печорина произвел сильное впечатление. По сравнению с ним все ее поклонники показались ей жалкими и «прескучными». В юнкере Грушницком Мери видит разжалованного офицера, страдающего и несчастного, и проникается к нему сочувствием. Пустая банальность его речей кажется ей интересней и достойной внимания. Влюбленность Грушницкого - не более чем волокитство, хотя он искренно убежден в том, что любит Мери. Герой решает показать Мери, как ошибается она, принимая увлеченность за любовь, как неглубоко судит о людях, применяя к ним обманчивые светские мерки. Однако. Мери не вмещается в те рамки, в какие заключил ее Печорин. Она выказывает и отзывчивость, и благородство. Особую многозначительность приобретает фраза Вернера о московских барышнях, которые «пустились в ученость». Мери «знает алгебру», читает по-английски Байрона. Она способна не больше и глубокое чувство. Княжна понимает, что ошиблась в Грушницком, но не может предложить интриги и коварства со стороны Печорина. Избавляясь от любви Грушницкого, Мери влюбляется в Печорина, но оба чувства оказываются иллюзорными. И она вновь обманывается, но неожиданно для себя обманулся и Печорин: он принял Мери за обычную светскую девушку, а ему открылась и ответила любовью глубокая натура. По мере того как герой пленяет Мери и экспериментирует с ней, ирония исчезает из его рассказа.

Чувство Мери, оставшись без взаимности, перерастает в свою противоположность - ненависть, оскорбленную любовь Мери в романе - страдательное лицо: именно над ней Печорин ставит свой жестокий эксперимент разоблачения Грушницкого. Не ради Мери осуществляется этот опыт, но она втянута в него игрой Печорина, поскольку имела несчастье обратить заинтересованный взор на лжеромантика и лжегероя. Чего же он добился в другом жестоком эксперименте с княжной? Он поставил ее на порог совершенно иного этапа в жиз¬ни. После мучительных уроков Печорина ее уже никогда не обманут Грушницкие. Она обречена теперь всех, встречающих¬ся на ее пути людей, невольно сравнивать с Печориным. А та¬ких людей мало, и они не приносят счастья. Теперь ей покажутся сомнительными самые незыблемые каноны светской жизни. Однако перенесенные ею страдания - обвинение Печорину. Мери потянулась к сильной личности героя, забыв о своей гордости. Очарованная Печориным, она полюбила его, но не поняла его мятежной, противоречивой души. Она обладает сильным и быстрым умом и поэтому скорее ценит человека по его личным качествам и понимает, кто ее окружает. И именно поэтому она ищет и находит сильную личность, но... Счастья ей это не приносит. Все внимание переключилось на Печорина, появившегося как романтический герой, так непохожий на других. Печорин, сам не зная почему, старается увлечь молодую девушку, и она, по своей наивности и неопытности, влюбляется в него. Наблюдая за Мери, Печорин угадывает в ней это противоборство двух начал - естественности и светскости, но убежден, что светскость в ней уже победила. Любовь ее становится сильнее день ото дня, это, наверное, ее первое столь сильное чувство... Глубоко тронутая рассказом Печорина о своей жизни, Мери, обладающая, помимо этого, и острым чувством сострадания, и до этого скрывающая свои чувства, признается ему в любви... Однако, на свою беду, она не поняла, что жизнь этого человека «протекала в борьбе с собой и светом». Для него Мери - представительница ненавистной ему аристократической среды. Именно поэтому он отвергает ее. И как решительно, с каким чувством собственного достоинства звучат ее слова: «Вы хотите, чтобы я первая призналась Вам в любви?» Мы видим перед собой человека с определенными жизненными принципами, способного и уговорить мать переступить условности, не укладывающиеся в рамки банального понимания супружеского счастья в глазах общества, и сделать счастливым любимого в каких бы то ни было испытаниях. Бедная девушка решает, что он не делает ей решительного признания, боясь отказа ее матери. «Говорите правду,- умоляет бедняжка своего мучителя. – Видите ли, я много думала, стараясь объяснить, оправдать ваше поведение; может быть, вы боитесь препятствий со стороны моих родных… это ничего; когда они узнают, я их упрошу». Сознает ли Печорин неординарность и верность этой женской натуры, ощущает ли к ней хотя бы симпатию? Вспомним, как в течение нескольких минут он пытается найти в своем сердце «хоть каплю любви к милой Мери»… Бедная Мэри! Она ошибалась, и в ответ на искренний порыв получает холодные слова Печорина: «Я вас не люблю». Ее чистосердечное признание лишь ускорило разрыв с героем, который больше всего на свете боится потерять свою независимость. И любовь наивной Мери ему также не нужна. Но в минуту решительного объяснения с княжной Печорин почувствовал себя неспособным отдать кому-либо свою свободу. Женитьба была бы «тихой пристанью». Чистосердечное признание Мэри ускорило ее разрыв с Печориным, который больше всего на свете боится потерять свою независимость. « Надо мною слово жениться имеет какую-то волшебную власть: как бы страстно я ни любил женщину, если она мне даст только почувствовать, что я должен на ней жениться, - прости любовь! Мое сердце превращается в камень, и ничто его не разогреет снова. Я готов на все жертвы, кроме этой; двадцать раз жизнь свою, даже честь поставлю на карты…. Но свободы моей не продам» - так мыслит Печорин.

Разумеется, Печорин восстает только против того семейного уклада, который сложился в светском обществе. Сопровождать жену на бал, занимать гостей в своем салоне пустым разговором, слушать утонченную клевету и сплетни света – все это тяжела для человека, который ищет более серьезных занятий. Тихое семейное счастье, как его понимают светские барышни, - удел Грушницких, но отнюдь не Печориных, бунтарей и отщепенцев, ищущих применения своим недюжинным умственным силам и способностям.

В истории с Мэри, как и в других драматических эпизодах романа, Печорин выступает одновременно и жестоким мучителем, и глубоко страдающим человеком. Вид измученной Мэри вызывает в нем острое чувство сострадания. «Это становилось невыносимо: еще минута, и я бы упал к ногам ее», - признается Печорин. Он отказывается от любви девушки, то ли желая до конца быть с нею честным, то ли боясь связать с кем-то свою жизнь, эгоистически сохраняя независимость. Но в знак глубокого уважения он поступит так, чтобы их расставание стало для нее менее горьким - выставив себя не в лучшем свете.

И он сам отвергает любовь Мери. Оскорбленная в своем чувстве, искренняя и благородная Мери замыкается в себе и страдает. Мы видим, как сильно страдает девушка: «Она сидела неподвижно, опустив голову на грудь; ...глаза ее, неподвижные и полные неизъяснимой грусти, казалось, в сотый раз пробегали одну и ту же страницу, тогда как мысли ее были далеко...». Какой же жестокий, тяжелый удар обрушивается на ее хрупкие плечи! Но, даже тяжело заболев, она с достоинством все выносит и вызывает искреннее сочувствие и восхищение. Ее глаза чудесно сверкали, но может ли она сохранить этот блеск, быть когда-нибудь счастлива, сохранит ли свою душу, разуверившись в любви? Мы видим, что “молодая, едва распустившаяся душа” Мери не способна пробудить в главном герое настоящие и искренние чувства. Даже теперь, пораженная в самое сердце, Мери не опустится до мелкой себялюбивой мести, не станет кривить душой, свергая любимого с вчерашнего пьедестала уважения и любви, а честно ответит: «Я вас ненавижу!» И мы, читатели, после этого проникаемся к ней еще большим уважением и симпатией.

Одновременно с образом Мери в романе связана проблема любви - подлинной и мнимой. Влюбленность Печорина - мнимая с самого начала. Опыт Печорина венчается «формальным» успехом: Мери в него влюблена, Грушницкий разоблачен. Однако результат «смешного» развлечения драматичен и вовсе не весел. Первое глубокое чувство Мери растоптано, шутка обернулась низостью, и девушка должна заново учиться любить человечество. Здесь уже недалеко до скептического отношения к любви, ко всему прекрасному и возвышенному. Жертвой прихоти Печорина становится не бездушная кокетка, а существо юное, с порывами к идеальному. Именно потому Мери вызывает такое сочувствие. Автор оставляет Мери на распутье, и читатель не знает, сломлена она или найдет силы преодолеть урок Печорина. Многие могут упрекнуть Печорина за его поступок с Мери. Но ведь княжна после встречи с ним изменилась: стала умнее и мудрее. Эта девочка повзрослела, начала разбираться в людях. И мы не можем твердо сказать, что было бы лучше для нее: остаться той наивной девушкой или стать женщиной с вполне ясно определившимся характером. Мне кажется, лучше второе. Печорин в этом случае сыграл положительную роль в ее судьбе.

В то время как в образе Мери отображены внешние стороны характера Печорина: его принадлежность к высшему обществу, его светскость, то, рисуя Веру, Лермонтов оставляет в тени все, что касается ее психологических и культурных связей с ее средой и обществом: она вся раскрывается перед нами только со стороны своего чувства к Печорину. Страницы, посвященные Вере, доказывают, что она живет одною этой любовью. Вера – единственная женщина, полностью понявшая Печорина Она - играет большую роль в раскрытии характера Печорина. Это - светская дама, любовница Печорина. Она играет заметную роль в сюжете повести. Впервые о Вере упоминает доктор Вернер, рассказывая Печорину о новых обитателях Кавказских вод: «какая-то дама из новоприезжающих, родственница княгини по мужу, очень хорошенькая, но очень, кажется, больная… среднего роста, блондинка, с правильными чертами, цвет лица чахоточный, а на правой щеке черная родинка: ее лицо меня поразило своей выразительностью». Это сообщение взволновало Печорина: «Мое сердце, точно, билось сильнее обыкновенного». Отношения Печорина с Верой служат для героев поводом для раздумий о женской логике, о женской природе, о притягательности зла. И любит она не его привлекательную внешность или умение держать себя в обществе, а за сложность и противоречивость его характера. В романе она появляется, как напоминание о пылкой молодости Печорина. Ничего не известно ни об ее образе жизни, ни об отношениях с людьми, ни о ее умственном кругозоре, мы не слышим ее разговоров ни с кем, кроме Печорина. Кажется, что она существует вне среды, почти вне быта. Но "Вера такою и должна быть, ибо она – образ самой любви, беззаветной, самозабвенной, не знающей границ, переступившей через запреты среды, ничего не теряющей от сознания недостатков и пороков возлюбленного". Она также стала жертвой его необычного характера. Но только, в отличие от других, их стремления были взаимны. История их любви печальна. Печорин сильно и глубоко любил Веру. Но его чувства принесли ей много страданий и горя.

Эта давняя любовь оставила неизгладимый след в душе героев, хотя в их прежнем драматическом романе радости было, очевидно, меньше, чем печали. Теперь Вера больна. Таким образом, в романе юная княжна Мери и Вера даны как разные полюсы жизни - расцвета и угасания. Новая встреча Веры и Печорина происходит на фоне природы и в домах людей света, приехавших на воды. Здесь сталкиваются жизнь естественная и жизнь цивилизованная, родовое и социальное. Верин муж - дальний родственник княгини Лиговской, хромой, богатый и обремененный болезнями. Выходя за него не по любви, она пожертвовала собой ради сына и дорожит своей репутацией - опять-таки не из-за себя. Уговаривая Печорина познакомиться с Лиговскими, чтобы чаще его видеть, Вера не подозревает об интриге с Мери, замышленной героем, а когда узнает, мучается ревностью.

В иные минуты Печорин чувствует силу любви Веры, которая снова с беспечностью вверилась ему, и сам готов ответить на ее бескорыстную привязанность. Но большей частью, даже обнимая Веру и покрывая ее лицо поцелуями, он заставляет ее страдать, полагая, что именно зло, которое он причинил Вере, и есть причина ее любви («Может быть, оттого-то именно меня и любила: радости забываются, а печали никогда!..»; «Неужели зло так привлекательно?..»). В этих и других суждениях Печорина заключена часть правды. Недаром Вера потом в письме к Печорину признается: «ни в ком зло не бывает так привлекательно». Но этими суждениями вся правды не исчерпывается.

Печорин принес Вере не одни только страдания: всегда желая быть любимым и никогда не достигая полноты любви, он дарит женщинам беспредельность чувства, на фоне которого любовь «прочих мужчин» кажется мелкой, приземленной и тусклой. Поэтому Вера обречена любить Печорина и страдать. Трагическая, страдающая и бескорыстная любовь - ее удел. Возможно, Вера и надеялась поначалу на семейное счастье с Печориным. Печорин же с его беспокойным характером, исканием жизненной цели меньше всего был склонен создавать семейный очаг с «тихими радостями и спокойствием душевным». Он «как матрос <...>: его душа сжилась с бурями и битвами и, выброшенный на берег, он скучает и томится, как ни мани его тенистая роща, как ни свети ему мирное солнце...».

С одной стороны, благодаря отношениям Печорина с Верой и ее раздумьям, объясняется, почему Печорин, «не стараясь», способен непобедимо властвовать над женским сердцем, а с другой - Вера представляет иной, по сравнению с Мери, тип светской женщины. Она – единственный женский образ, который сопоставляется с главным героем, а не противопоставляется. Её образ начертан неясно: Лермонтов не описывает её жизнь подробно, не раскрывает подробно и её характер. Но при этом указывает на то, что Вера – единственный человек, полностью понявший сущность Печорина, любящая его со всеми достоинствами и недостатками. Эту проницательность и верность чувству не мог не оценить и сам Печорин: « Она единственная женщина в мире, которую я не в силах был бы обмануть», - и только она одна вызывает настоящие и искренние чувства, хотя и мимолётные. Чувства Веры настолько сильны, что она прощает все страдания, принесённые ей Печориным, продолжая любить его, зная, что они никогда не будут вместе. В образе Веры мы видим покорность, жертвенность, у неё нет ярко выраженного чувства собственного достоинства, она снова признаётся в любви Печорину после того, как он уже один раз её оставил. Лишь потеряв Веру, Печорин осознает, что именно она несла в себе ту любовь, которую он жадно искал, и эта любовь погибла, ибо он истощал душу Веры, не наполняя ее своим чувством. Любовь к Вере была наиболее глубокой и длительной привязанностью Печорина. Среди своих скитаний и приключений он оставлял Веру, но снова к ней возвращался. Печорин причинил ей много страданий. «С тех пор, как мы знаем друг друга, - говорила Вера, - ты ничего мне не дал, кроме страданий». И, тем не менее, она любила его. Готовая принести в жертву любимому человеку и чувство собственного достоинства, и мнение света, Вера делается рабой своего чувства, мученицей любви. Расставаясь с ней, Печорин понял, что Вера была единственной женщиной, которая его поняла и продолжала любить, несмотря на его недостатки. Окончательную разлуку с Верой Печорин переживает, как катастрофу: он предается отчаянию и слезам. Нигде так ясно не обнаруживается безысходное одиночество Печорина и порождаемые им страдания, которые он скрывал от других под своей обычной твердостью и хладнокровием. Любовь Печорина показана автором в набросках. Целиком этого чувства мы не видим.

После прочтения письма Веры к Печорину мы понимаем, что сердце главного героя не «камень». В прощальном письме к Печорину, героиня романа говорит: «…ты любишь меня как собственность, как источник радостей, тревог и печалей, сменявшихся взаимно, без которых жизнь скучна и однообразна». Главный герой ценит Веру за то, что только она поняла его, за ее искренность и отношение к себе.

Очерствевшее сердце Печорина страстно откликается на любовь этой женщины. При одной мысли, что он может навсегда потерять ее, Вера становится для него дороже всего на свете. Он мчится за ней – хочет ее догнать, а, может быть, даже настигнуть и свою судьбу, все то, что некогда потерял. И когда его конь рухнул, Печорин «упал на мокрую траву и, как ребенок, заплакал».

Письмо Веры явилось прощанием и, вместе с тем, исповедью женщины, которая долгое время любила Печорина, хорошо знала его характер и проникла во все тайны его души. В нем героиня высказала все, что накопилось у нее на сердце. С самого начала она поняла, что любовь Печорина эгоистична, что она не принесет ей счастья.

Покорившись Печорину, Вера признается в письме, что нем есть что-то «особенное…ему одному свойственно, что-то гордое и таинственное». В его голосе – «власть непобедимая». Даже зло в нем привлекательно, а взор обещает только блаженство. Но все это оказывается обманом. Тем не менее, Вера – единственная женщина, которую спустя годы Печорин любит и не мыслит остаться без нее. После долгой разлуки с Верой герой, как и прежде, услышал трепет своего сердца: звуки ее милого голоса возродили прежнее чувство. В ее сердце живет большая и чистая любовь. Несмотря на их взаимные чувства, отношения у этих людей не сложились. За время их любви Вера сменила мужей, не любя ни одного, ни другого. Вера уверена в себе. Истощив все душевные силы, Вера не способна полюбить вновь. Она поняла, что погибла, но это не волнует ее. «Для тебя я потеряла все на свете», - так заканчивается ее письмо. Печорин плакал, когда, догоняя Веру, загнал коня. Однако это был всего лишь временный порыв души, но не более. Утром он снова стал самим собой. А Вера - это всего лишь больное прошлое Печорина. В облике Веры нет светского колорита, так как светскость и искренность – понятия взаимоисключающие, а Вера – само чувство, не знающее противоречий. Однако сознание того, что Вера единственная любовь Печорина, приходит к нему слишком поздно, когда он теряет ее навсегда. И в этом трагедия Печорина. Также трагедия в том, что все-таки даже Вере он не готов жертвовать своей свободой. Герой не был счастлив с ней, она была чужой женой, а это, разумеется, было невыносимо больно для самолюбия. Это не для Печорина! Может быть, поэтому он так холоден с юными, влюбленными в него женщинами. Видимо, это была компенсация за потерянное равновесие

Заключение

Особенно ярко противоречия в характере Печорина сказываются в его отношениях с женщинами. Любовь должна выявить истинную суть человека. Печорин оказался неспособен на это чувство. Любовь Печорина приносит несчастье всем, кого он любит. Гибнет Бэла и ее родители, заболевает Мэри, ее мать глубоко несчастна, видя страдания дочери. В отношении к княжне Печорин выглядит крайне несимпатично и отталкивающе. Если Бэлой он был искренне увлечен, то любви княжны он добивается только для того, чтобы досадить Грушницкому. Способен ли Печорин вообще любить? Печорин любил Веру, да он и сам говорил, что это была «женщина, которую я когда-либо любил». Сильнее всего это чувство проявляется в тот момент, когда возникает опасность потерять Веру: “...Я молился, проклинал, плакал, смеялся... нет, ничто не выразит моего беспокойства, отчаяния!.. Вера стала для меня дороже всего на свете...” Но такое состояние длится у Печорина недолго.

Все женские персонажи романа играют важную роль: с их помощью Лермонтов показывает, что Печорин одинок в любой среде, он не может найти успокоения даже в таком глубоко интимном чувстве, как любовь. Любовь женщины, к какому бы кругу она ни принадлежала, лишь на мгновение может увлечь его, но полностью отдаться этому чувству он не может, и в этом – его трагедия.

Печорин не умел по-настоящему любить. Он лишь мог заставить страдать тех, кто так преданно и трепетно к нему относился. Любовь.… Такое прекрасное и возвышенное чувство, к которому так бездумно относиться Печорин. Он эгоист, и от этого страдают прекрасные девушки, увидевшие в нем свой идеал. Бэла и княжна Мери, Вера и Ундина – такие непохожие, но одинаково больно задетые Печориным, который сам признает: «Да и какое мне дело до радостей и бед человеческих….».

Не случайно М.Ю. Лермонтов уделил огромное внимание женским образам в своем замечательном романе. Ни одна серьезная проблема не может быть рассмотрена без прекрасной и лучшей половины человечества, без ее интересов, переживаний и чувств, тем более проблема героя и времени. Писатель использовал принцип, явившийся одним из открытий в романе: расскажите, кто любит этого человека, и я составлю о нем представление, Изображение женских образов в романе придало и самому роману и главному герою неповторимость, свежесть и четкость восприятия, а также те переживания, которые глубоко проникают в душу и остаются там навсегда. Вера, Белла и Мэри очень различаются меж собой, однако их (Мэри, впрочем, в меньшей степени) объединяет одно – способность на преданную любовь.

Так, в историях несчастной любви трех женщин, в их трагическом финале как нельзя лучше раскрывается характер главного героя. Да, он жесток и холоден с ними. Погублена Бэла, разбита жизнь Мери, страдая, уезжает Вера. Однако в этом не только вина Печорина. Он сам переживает глубокие душевные муки после смерти Бэлы, для него также мучительно его признание с Мери, а потеряв Веру, он, сохранявший хладнокровие даже под дулом пистолета, «упал на мокрую траву и, как ребенок, заплакал». Герой несет окружающим лишь горе, но не умышленно, а только потому, что, как он сам признается, его жизнь прошла в «борьбе с собой и светом», а свои лучшие чувства, боясь насмешки, он «хоронил в глубине сердца; там они и умерли».

Изображение женских характеров в романе придало главному герою и самому роману оригинальность, цельность восприятия, заставило читателя еще раз по-новому оценить вечную тему взаимоотношения мужчины и женщины. С помощью женских образов можно судить о некоторых особенностях характера, которыми наделен «Герой нашего времени». Романтическая основа образа Мери в значительной мере реалистически уравновешивается психологически мотивированным изображением постепенного зарождения и развития в ее душе чувства любви. Вера же изнутри остается нераскрытой, ее любовь к Печорину дана в готовом виде, о возникновении и развитии этого чувства можно только предполагать. Вера - наиболее объектированный, лирического плана образ, представляющий как бы синтез образов Белы с ее естественностью и страстностью и Мери, с ее утонченностью и сложной умственно-душевной организацией.

Таким образом, женские образы романа "Герой нашего времени" выявляют черты характера Печорина. Однако мастерство Лермонтова-повествователя заключается в том, что, даже не создавая развернутых, полных образов, иногда используя лишь характерные детали, автор создает яркие и запоминающиеся портреты. Читатель Лермонтова невольно сопереживает женским слезам и страданиям.

Все женские персонажи романа играют важную роль: с их помощью Лермонтов показывает, что Печорин одинок в любой среде, он не может найти успокоения даже ъ таком глубоко интимном чувстве, как любовь. Любовь женщины, к какому бы кругу она ни принадлежала, лишь на мгновение может увлечь его, но полностью отдаться этому чувству он не может, и в этом - его трагедия.

Таким образом, подводя итог, можно сказать, что образ женщины, как существа любящего, в романе противопоставляется Печорину, который и стремится к любви, но не способен на неё.

Список использованной литературы:

1. Архипов В.А. М.Ю. Лермонтов. - М.: Московский рабочий, 1965.

Афанасьев В.В. Лермонтов. - М.: Молодая гвардия, 1991.

Висковатов П.А. М.Ю. Лермонтов: Жизнь и творчество. - М.: Современник, 1987.

“Герой нашего времени”//Лермонтовская энциклопедия/Гл. ред. В.А. Мануйлов. - М.: Советская энциклопедия, 1981. - С.108.

5.Долинина Н.Г. Печорин и наше время. - Л.: Детская литература, 1991

6.Коровин В.И. Творческий путь М.Ю. Лермонтова. - М.: Просвещение, 1973.

7.Мануйлов В.А. М.Ю. Лермонтов. Биография писателя. Пособие для учащихся. - Л.: Просвещение, 1976.

Основа творчества писателя — вдохнове-ние, ниспосланное свыше. И это вдохнове-ние нередко имеет женское начало. Не слу-чайно Муза — женщина. К ее ногам слагают шпаги, во имя женщины совершают подви-ги, ради нее же идут на преступления. Она — красота, которая спасет мир.

В русской литературе женщины воспеты особенно впечатляюще. Каждый писатель, изображая свою героиню, стремится пере-дать через нее свое представление о пре-красном. Отношение писателя к своему ге-рою чаще всего раскрывается именно че-рез отношение этого героя к женщине: ему дана Красота, но как сумеет герой обой-тись с тем, что дано ему?

Писатели, изображая в произведениях лучших своих героинь, выражали через них свою жизненную философию. Женщина — источник радости, силы и вдохновения. А о своем поколении Лермонтов писал: «И ненавидим мы, и любим мы случайно, ничем не жертвуя ни злобе, ни любви, и царствует в душе какой-то холод тайный, когда огонь кипит в крови». Эти слова как нельзя лучше раскрывают характер глав-ного героя Печорина и его отношение к женщинам. Их в романе три: Бэла, княж-на Мери и Вера.

Бэла — юная черкешенка, о которой мы узнаем из рассказа Максима Максимыча. Печорин, увидев ее на свадьбе, был пле-нен ее необычной внешностью. Она пока-залась ему воплощением непосредствен-ности, естественности — того, чем не об-ладали знакомые Печорину светские дамы. Его увлекла борьба за Бэлу, но, ког-да все преграды были уничтожены и Бэла с радостью приняла свою судьбу, Печо-рин понял, что он обманулся: «...любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни, невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой». Не следует забывать, что это мнение не автора, а Печорина, который часто и быстро во всем разочаровывался. У Бэлы сильный, цельный характер, в ко-тором есть и твердость, и гордость, и по-стоянство, ведь воспитывалась она в тра-дициях Кавказа.

Совсем другой выглядит княжна Мери. О ней мы узнаем из дневника Печорина, в котором подробно описано «водяное об-щество» Пятигорска, где пребывал герой. Уже при первом упоминании о княжне Ме-ри (в разговоре с Грушницким) проступает ироничный, несколько насмешливый тон повествования. Мери Лиговская совсем молода, хороша собой, неопытна, кокетлива. Она, естест-венно, не особенно хорошо разбирается в людях, не видит фатоватости Грушницкого, недопонимает рассчитанности игры Пе-чорина. Ей хочется жить так, как принято в высшем свете, — с некоторым тщеслави-ем, блеском. Мери становится предметом соперничества между Грушницким и Печо-риным. Эта недостойная игра одного губит, другого забавляет. У Печорина, впрочем, есть и своя цель: бывая у Лиговских, он имеет возможность видеть там Веру.

В такой обстановке княжне Мери очень трудно было вести себя естественно, а воз-можно, и проявить свои лучшие качества. Почему Печорину так скучно и одиноко? От-ветить на этот вопрос — значит раскрыть причину его горестей. Печорин — неорди-нарная личность, следовательно, он искал среди женщин ту, которая могла бы цели-ком захватить его душу. Но таковой не бы-ло. И скорее всего задачи Лермонтова в ро-мане были намного шире, чем изображение молодых, неопытных, несчастных девушек, обожженных эгоизмом Печорина.

Настоящая любовь Печорина показана в набросках. Лермонтов не описал целиком этого чувства. Печорин плакал, когда, за-гнав коня, не догнал Веру. Однако это был всего лишь временный порыв души, но не более. Утром он вновь стал самим собой. Вера — это всего лишь больное прошлое Печорина. Он не испытывал полного счас-тья с ней: ведь она была чужой женой, что, разумеется, больно ранило самолюбие Григория. Нет! Это не для Печорина! Может быть, поэтому, чтобы компенсировать поте-рянное равновесие, он так холоден с юны-ми, влюбленными в него женщинами.

Печорин, ни в коей мере не являясь авто-портретом Лермонтова («Старая и нелепая шутка!» — говорится в предисловии о по-добном толковании), все же бесконечно близок автору в своих оценках, эмоциях, рассуждениях. Это создает особое ощу-щение общности беды и вины автора и его героя. Как и в «Думе», поэт, выражая взгля-ды своего поколения, разделяя его судьбу, понимая общую трагедию общества, яро-стно негодуя, возвышается над общей массой, поднимается над ней — на недо-сягаемые высоты духа.

Лермонтов отрицает свою близость к Пе-чорину, заявляя, что портрет героя состав-лен из пороков всего общества. Однако известно, что отношения Печорина и Ве-ры — это отражение неразделенной любви Лермонтова к Вареньке Бахметьевой, ко-торую он боготворил всю свою короткую жизнь. Он писал о ней: «У ног других не за-бывал я взор твоих очей, любя других, я лишь страдал любовью прежних дней». Как похож любовный почерк самого Лермонто-ва на почерк Печорина. Лермонтов был красив, его любили многие женщины, но он постоянно возвращался к образу своей любимой.

Жизни и творчеству М. Ю. Лермонтова посвящено много замечательных книг (напри-мер, книга И. А. Новикова «О душах живых и мертвых»), критических статей и заметок. Если Пушкин является создателем первого реалистического романа в стихах о совре-менности, то Лермонтов — автор первого реалистического романа в прозе. Его произ-ведение отличается той глубиной психо-логического анализа, которая позволила Н. Г. Чернышевскому увидеть именно в Лер-монтове непосредственного предшествен-ника Л. Н. Толстого. И с этим нельзя не со-гласиться: ведь именно у Лермонтова Тол-стой учился приемам раскрытия внутреннего мира персонажей, портретному мастерству. Из творческого опыта Лермонтова исходил и Ф. М. Достоевский, однако раздумья поэта о роли страданий в духовной жизни челове-ка, о раздвоении сознания, о крахе инди-видуализма сильной личности переросли у Достоевского в изображение болезненной напряженности и мучительных страданий ге-роев его произведений.

Лермонтов погружается в исследование сложного духовного мира человека, чья мысль вечно бодрствует в стремлении по-знать истину и достичь абсолютного совер-шенства. Эта тяга к идеалу при осознании несовершенства мира и человека есть уди-вительная, чисто лермонтовская трактовка основного романтического конфликта меж-ду раздвоенностью, разобщенностью мира вообще и идеальными устремлениями лич-ности. В этот внешний конфликт романтиз-ма Лермонтов привнес глубочайший внут-ренний конфликт личности, постоянное про-тивоборство разнонаправленных сил — сил добра и зла — в душе человека. Исследова-ние духовного мира бесконечно. И эту бес-конечность открыл русской литературе Ми-хаил Юрьевич Лермонтов.

Исследуя истоки добра и зла, Лермонтов приходит к пониманию важнейшего жиз-ненного закона: и добро, и зло находятся не вне человека, а внутри — в его душе. Все внимание Лермонтова сконцентриро-вано на духовном пути героя.

М. Ю. Лермонтов не случайно уделил большое внимание женским образам в сво-ем романе. Ни одна серьезная проблема, тем более проблема героя и времени, не может быть рассмотрена вне прекрасной и лучшей половины человечества, вне ее интересов, переживаний и чувств. Одно из открытий писателя заключалось в крите-рии: расскажите, кто любит этого человека, и я составлю о нем представление. Мне ка-жется, что изображение женских характе-ров в романе придало главному герою и са-мому роману неповторимость и свежесть его восприятия, а также ту гамму пережива-ний, которые глубоко проникают в душу и остаются там надолго.


Неординарная личность Печорина раскрывается через призму его взаимоотношений с другими персонажами романа. Женские образы в романе «Герой нашего времени» объединяет главный виновник описанных событий Григорий Александрович Печорин, ставший в их жизни причиной бед и несчастий.

Три героини. Вера замужняя дама из светского общества со статусом и положением. Мери родственница Веры. Молода, хороша собой. Печорин влюбляет девушку в себя ради развлечения. Бэла дочь князя. Была похищена Печориным, став его наложницей.

Княжна Мери

Мери Лиговская девушка из высшего общества. Молода. Красива. Ее семья считается одной из лучших в столице. Хорошо образована. Воспитана. Богата. Независимая и гордая. Смелая. Иначе как назвать ее поступок, когда она решила первой признаться в любви Печорину. В те времена это было непозволительно.

Григорий разглядел в девушке черты, импонировавшие ему. Могла по-детски обидеться, надув губки. Умела быть благодарной. Это было заметно, когда Печорин избавил ее от общества надоедливого кавалера, выпившего и пристающего к ней. Он стал спасителем, принцем, которого она ждала. Ради него готова была бросить все, рвануть на край света, если бы позвал.

Мери Печорину не нужна. Да, она была милой, нравилась ему, но узы брака не для него. Когда Григорий признается, что ему не нужна любовь, для Мери это стало ударом, но она его выдержала гордо и достойно. После расставания княжна долго будет вспоминать несостоявшийся роман, ненавидя себя за то, что пошла на поводу своих чувств.

Бэла

Гордая черкешенка. Дитя гор. Трогательная, ранимая. Воспитана в строгости. Любила свободу и независимость, но лишилась всего, когда родной брат Азамат выкрал девушку из родительского гнезда, передав в руки Печорина в обмен за коня. Долго девушка не могла привыкнуть к новому положению. Не принимала подарки от похитителя, не подпускала к себе. Сердце постепенно оттаивало, раскрываясь навстречу любви. Но что ожидать от самовлюбленного эгоиста. Григорий быстро охладел к Бэле. Наигрался и бросил.

Только Максим Максимыч понимал девушку и переживал за нее, как за родную дочь. Он видел, как Бэла страдает. Когда Бэла умирала от ножевого ранения, штабс-капитан понимал, что это лучший выход. Она не смогла бы жить без любви. Для Печорина ее смерть ничего не значила. Во время похорон на лице не дрогнул ни один мускул. Он понимал причастность к смерти Бэлы. Не забери ее из родительского дома, жизнь черкешенки могла сложиться по-другому. Бэла ушла в мир иной с сожалением, что на том свете не сможет быть вместе с любимым. Разная вера мешала объединить души на небесах. Загубленная Печориным юная душа, не сумевшая противостоять его чарам.

Вера Лиговская

Светская дама. Замужем. Печорин знаком с ней по Петербургу. Спустя годы они вновь встретились, уже в Кисловодске, куда княгиня приехала поправить пошатнувшееся здоровье. Чувства вспыхнули по новой. Казалось, не было стольких лет разлуки. Они вновь молоды, беззаботны и счастливы. Эмоциональна. Любила и понимала Печорина лучше его самого. Выйдя замуж за старого князя женщина не чувствовала себя счастливой. Родив общего ребенка супруги не стали ближе. Когда Вера узнает о дуэли Печорина и Грушницкого, она в страхе за жизнь любимого признается мужу в измене.

Вера знала, что вместе им не быть. Она смертельно больна, но видеть Печорина каждый день выше ее сил. Вместе с мужем она спешно покидает Кисловодск. Григорий бросается вслед, но не успевает. Загнав коня, падает от собственного бессилия на траву, рыдая, как маленький ребенок. Потеряв Веру навсегда, Григорий понимает, насколько она важна ему и дорога.

Все три женских персонажа объединяло одно. Они искренны в чувствах. Неповторимые, яркие личности. Красивые, умные, с добрыми сердцами, открытой душой. Но ни одна не смогла удержать рядом Печорина, для которого свобода важней всего, а чувства, по его мнению, это пустое.

В романе Лермонтова «Герой нашего времени» присутствуют четыре ключевых женских персонажа. Как сказал известный критик В.Г. Белинский, женские образы в этом произведении удались на славу.

Хронологический порядок частей романа нарушен, поэтому первой в жизни Григория Александровича Печорина появляется так называемая ундина - барышня из главы «Тамань». Герой впечатлен и заинтригован, как это явствует из его описания:

«Решительно, я никогда подобной женщины не видывал. Она была далеко не красавица, но… «…»… в ней было много породы… «…»… правильный нос свел меня с ума».

Печорин, видя ее впервые, пытается понять мотив ее действий, но безуспешно:

«На лице ее не было никаких признаков безумия; напротив глаза ее с бойкой проницательностью останавливались на мне, и эти глаза, казалось, были одарены какою-то магнетическою властью, и всякий раз они как будто бы ждали вопроса».

В сущности, девушка-русалка или, как называет ее герой, ундина - единственный женский персонаж, оказавший ему некое противостояние. И чисто физическое (пыталась утопить), и психологическое (ей он совершенно не нужен и не важен, она просто боится его, как свидетеля). И да, эта женщина вела с ним игру, руководствуясь сугубо своими соображениями. Никакой личной заинтересованности именно в нем у барышни не было, на его месте мог оказаться любой, не к месту проявивший свое любопытство. Она целует его с целью заманить в море, где рассчитывает избавиться от потерявшего голову молодого человека. Но замысел ее не удался: Печорин уже в ту пору головы своей не терял, хотя и проявил известную слабость в этом вопросе.

Далее по хронологии речь идет о событиях в Пятигорске, где появляется княжна Мери. Эта бедная девушка впервые столкнулась с мужчиной, имеющим иные взгляды на жизнь, нежели те, которые приняты в современном обществе, и оказалась к этому не готова. По всему видно, что ее судьба должна была бы сложиться по «стандартной» схеме того времени… но и тогда, и сейчас, по всей видимости, у «плохих» юношей шансы на успех были выше.

Мери - прелестная романтическая девушка, которая доверчиво попадается в ловушку более опытного и менее сентиментального человека. Подкупает ее то, что Печорин по-своему честен: он не ловелас, стремящийся обольстить юную невинную барышню. Его задел Грушницкий - просто потому что эти два типа людей редко могут мирно сосуществовать в тандеме, и несчастную княжну «зацепило» по инерции. Она не жеманная кисейная девица, которая тонко играет по общепринятым правилам светского окружения, она искренне влюбилась, доверилась… но не тому. Ее беда в том, что она, вольно или невольно, но слишком романтизировала облик Печорина.

В сущности, он не лгал княжне, не пытался ее скомпрометировать. Но их взаимоотношения он рассматривал будто бы извне - в то время, как она оказалась в самом центре событий. Героиня вызывает симпатию и искреннее сочувствие, поскольку она не глупа, добра и самоотверженна. Взять хоть пресловутый эпизод со стаканом, который она помогла Грушницкому поднять: ведь она опасливо взглянула в сторону матери, но это было уже запоздалым проявлением внимания к правилам общества. А первичным позывом души было помочь нуждающемуся.

Одновременно с княжной Мери в романе появляется еще одна женщина - Вера. Только она, в отличие от княжны, встречает Печорина не впервые. Между ними были близкие отношения в прошлом, и в Пятигорске они снова вспыхивают - во всяком случае, со стороны Веры. Печорин считает ее единственной женщиной в мире, которую он не в силах был бы обмануть. Определенно сказать, с чем это связано, сложно. Но, кроме всего прочего, ни об одной другой женщине в романе сердце героя не болит.

«Вера больна, очень больна… «…»… я боюсь, чтобы не было у нее чахотки», «сердце мое болезненно сжалось…»

По всей видимости, если б Печорин мог (не боялся!) любить всей душой, как многие другие люди, он любил бы именно Веру. Но сейчас речь не о нем, а о ней: она сумела стать ему близким человеком, другом, можно сказать. Забегая вперед, могу сказать, что Бэла другом ему не являлась никаким образом, да и княжна Мери не удостоилась такого доверия. Ради Печорина Вера пожертвовала своим семейным благополучием, признавшись мужу, что любит другого, а по тем временем это не сейчас на развод подать… И нельзя сказать, чтоб все было втуне: получив ее прощальное письмо, герой опрометью мчится ее догонять, но не успевает, и мы видим непривычную картину, в которой он лежит, обессиленный, и отчаянно рыдает, лежа в мокрой траве.

И, наконец, Бэла. Самый трагический женский персонаж… Юная черкешенка, похищенная из отчего дома, вырванная из привычной жизни, окружения, традиций… Все бы ничего, если б после ее похищения можно было бы все вернуть на свои места. Ну, понял Григорий Александрович: не мое, надоело, - и ушла восвояси, откуда пришла. Порыдает, успокоится, встретит другого! Но сейчас не двадцать первый век с привычным явлением временного сожительства без обязательств: сошлись - разошлись, все свободны. Обратно в аул Бэле дороги нет, она уже «отрезанный ломоть», и ничего хорошего ее там не ждет, хоть и говорит герой: «… если хочешь, вернись к отцу, - ты свободна». И в крепости она оказалась не ко двору. Бедная девочка! Вот уж точно жертва Печорина.

Все его душещипательные мысли, все рассуждения, весь романтический ореол - все уже неважно. Да, он приносит всем сплошные страдания: ундине, с которой он даже не знаком! – ломает сложившуюся жизненную колею своим внезапным вторжением, Вера уже вторично разрушает семью, Мери еще долго не оправится от болезненного разочарования… но так варварски поступает, пожалуй, он только с Бэлой.

Опять-таки, не со зла… но это я все о Печорине. Он, видите ли, поручил духанщице приучить ее к мысли, «что она моя, потому что она никому не будет принадлежать, кроме меня…». Он приглянулся ей сразу, когда она его впервые увидела на свадьбе в ауле. Но разница между ее и его понятием о счастье и семье немыслимая. Бэла здесь - жертва, отчасти это обусловлено менталитетом, отчасти - обстоятельствами. Она могла расцвести, могла! Но для этого нужна была любовь, которая подпитывала ее изначально, с первый дней в крепости.

Бэла не просила ничего иного, кроме любви, а это оказалось для Печорина непосильной платой. Она не реагировала на подарки и красивые слова, пока он не решился на крайние меры: «Я виноват перед тобой и должен наказать себя: прощай, я еду - куда? Почему я знаю! Авось недолго буду гоняться за пулей…».

Бэла не перенесла мысли о возможной гибели любимого из-за нее. За что, как станет ясно чуть далее по тексту, заплатила своей собственной жизнью.

Нельзя сказать, что героини романа похожи между собой. У них различны семейное и социальное положения, вера, род занятий. Единственное, что их объединяет - корень их несчастий на данный момент времени. Беспощадная любовь к человеку, который не смог сделать ни одну из них счастливой в силу собственной неспособности к счастью как таковому…

Нет ничего на свете прекраснее женщины.

Русской женщине посвящено множество стихов, романов, повестей. Ей дарят музыку, ради нее совершают подвиги, делают открытия, стреляются. Из-за нее сходят с ума. О ней поют. Говоря короче - на ней держится земля. Особенно впечатляюще женщины воспеты в русской литературе. Мастера слова, создавая образы любимых своих героинь, выражали свою жизненную философию. Ведь, с моей точки зрения, роль женщины в обществе велика и незаменима. К образам женщин литературы девятнадцатого века применяют эпитет "пленительные", и это правда. Женщина - источник вдохновения, мужества и счастья. Михаил Юрьевич Лермонтов писал: "И ненавидим мы, и любим мы случайно, ничем не жертвуя ни злобе, ни любви, и царствует в душе какой-то холод тайный, когда огонь кипит в крови". На мой взгляд, эти строки как нельзя лучше раскрывают характер Печорина и показывают его отношение к женщинам. Их в романе три: Бэла, княжна Мери и Вера.

О Бэле мы узнаем из рассказа Максима Максимыча. Она - юная черкешенка, пленившая страстное сердце Печорина пленен своей внешностью и какой-то необычайностью. Бэла показалась ему воплощением естественности, непосредственности, иными словами, всего, что ранее Печорин не находил в знакомых ему светских дамах. Борьба за Бэлу очень увлекла его, но преодолев все преграды и получив запретный плод в свои руки, Печорин осознал, что обманывал сам себя: "...любовь дикарки немногим лучше любви знатной барышни, невежество и простодушие одной также надоедают, как и кокетство другой". Необходимо помнить, что это не мнение автора, а мнение героя, который, как мы постепенно узнаем из романа, быстро во всем разочаровывался. У Бэлы сильный и цельный характер. В ее нраве присутствует гордость, стойкость и постоянство, что неудивительно, ведь воспитывалась она в традициях Кавказа.

Лермонтов создает контрастирующий с образом Бэлы другой женский образ - княжна Мери. О ней рассказывается в дневнике Печорина, где подробно описано "водяное общество "Пятигорска" (там какое-то время пребывал герой). Уже в первом разговоре с Грушницким о княжне Мери звучит ироничный, несколько насмешливый тон повествования.

Вот что узнаем мы о Мери Лиговской: она еще совсем молода, неопытна, но в то же время хороша собой, слегка кокетлива. Она, что очевидно, не особенно проницательна в людях, не замечает фарсовости Грушницкого, недопонимает рассчитанности игры Печорина. Она хочет жить по законам светского общества, с некоторым тщеславием, блеском. Старание заполучить Мери делает Грушницкого и Печорина соперниками. Эта недостойная игра для одного оборачивается гибелью, для другого становится развлечением. У Печорина, впрочем, есть и иная цель: бывая у Лиговских, он может видеться там с Верой. Думаю, в такой обстановке княжне Мери было очень трудно проявить свои лучшие качества.

И все-таки Печорину скучно и одиноко. Почему? Ответить на этот вопрос - значит раскрыть причину его душевных терзаний. Печорин - не обыватель, в нем есть экстраординарные, даже демонические черты. А поскольку Печорин принадлежит к числу людей, которые любят себя в других, он искал свои качества в женщинах, он ждал ту, чей внутренний мир мог бы целиком захватить его душу. Но таковой не было. Но, по-моему, задача Лермонтова состояла не в том, чтобы рисовать молодых, неопытных, несчастных девушек, раздавленных эгоизмом Печорина.

Лермонтов все же не отказывает Печорину в способности любить. Любовь Печорина дана в набросках, а не целиком. Например, Печорин плакал, когда загнал коня, но не догнал Веру. Однако это был всего лишь временный порыв души, но не более.

Утром он вновь стал самим собой. Вера - всего лишь грустный момент из прошлого Печорина. С ней он не был счастлив, потому что она была чужой женой, что, разумеется, острым кинжалом резало самолюбие Григория. Нет! Это не для Печорина! Быть может, он так холоден с юными, влюбленными в него женщинами, чтобы компенсировать потерянное равновесие.

Автор отрицал свою схожесть с героем, заявляя, что образ Печорина составлен из пороков всего общества. Однако, как мне кажется, отношения Веры и Печорина - это отражение трагической любви Лермонтова к Вареньке Бахметьевой. Лермонтов любил Вареньку всю свою короткую жизнь. Он писал о ней: "У ног других не забывал я взор твоих очей, любя других, я лишь страдал любовью прежних дней". Не напоминает ли это любовный почерк Печорина? Лермонтов был красив, любим многими женщинами, но постоянно возвращался к образу своей любимой.

Судьба Лермонтова занимала многих критиков, литературоведов и философов. О жизни его написана замечательная книга Новикова "О душах живых и мертвых", ему посвящено множество статей и заметок. Если Пушкин является создателем первого реалистического романа о современности в стихах, то Лермонтов - автор первого реалистического романа в прозе. Его произведение отличается той глубиной психологического анализа, которая позволила Чернышевскому назвать Лермонтова непосредственным предшественником Толстого. М.Ю. Лермонтов, по моему мнению, не случайно уделил огромное внимание женским образам в своем романе. Ни одна серьезная проблема, тем более проблема героя и времени, не может быть рассмотрена вне прекрасной и лучшей половины человечеств. В "Герое нашего времени" Лермонтов сделал важное открытие - он использовал принцип: расскажите, кто любит этого человека, и я составлю о нем представление. Мне кажется, что изображение женских характеров в романе придало главному герою и самому роману оригинальность, цельность восприятия, заставило читателя еще раз по-новому оценить вечную тему взаимоотношения мужчины и женщины.